Как оформить живой уголок в детском саду. Уголок природы в детском саду. Рекомендации по выбору комнатных растений в ДОУ в зависимости от интерьера

Управление образования администрации города Костромы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №40

Консультация для воспитателей.

Воспитатель

Кострома 2009г.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Обще­ние с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, проис­ходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у них лучших черт характера, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охра­няющих и умножающих природные богатства.

В решении задач ознакомления детей с природой, воспитания любви к ней поможет уголок природы детского сада, где содер­жатся комнатные растения и некоторые животные.

Обитателей уголка природы дети видят ежедневно, что облег­чает работу воспитателя; под его руководством ребята системати­чески наблюдают и ухаживают за живыми существами. В процессе ухода за ними дети получают представление о многообразии растительного и животного мира на земле, о том, как растут и раз­виваются растения и животные, какие условия для них нужно создавать. Воспитатель учит детей сравнительному анализу: сравнивая животных, находить сходство и различие между ними, общее и различное у растений, помогает замечать интересные, особенности внешнего вида, поведения

Отбор растений и животных для уголка природы осуществляют в соответствии с «Программой воспитания в детском саду». Все обитатели уголка должны быть достаточно разнообразными и интересными для наблюдения, не требовать сложного ухода, чтобы труд по уходу за ними был доступен детям дошкольного возраста.

В уголок природы следует помещать в первую очередь растения и животных, характерных для той климатической полосы, в кото­рой расположено учреждение. Уголки старшей и подготовительной к школе групп пополняются животными и растениями из других климатических зон, неприхотливыми, интересными для наблюде­ния.

У всех растений и животных, помещаемых в уголке природы, должны быть ярко выражены признаки группы или класса: напри­мер рыбы или птицы с типичным для этого класса строением тела и повадками. Нужно также учитывать возрастные особенности де­тей: для младшей и средней групп - растения и животные, наиболее типичные по строению, в старшей и подготовительной к школе группах, кроме этого, должны быть объекты, у которых типичные признаки выражены менее ярко, например растения, имеющие не только зеленую окраску листвы, рыбы с округлой формой тела и удлиненными плавниками и т. д.

При подборе комнатных растений учитывают особенности помещения: если окна его выходят на южную сторону, целесообразно помещать светолюбивые растения, в помещениях с окнами на север - хорошо развиваются теневыносливые.

Одни обитатели уголка природы постоянно находятся в группе, их дети могут наблюдать в течение года. Это комнатные растения, рыбы, птицы, млекопитающие. Воспитатель по своему усмотрению может внести в уголок и новые растения, с которыми планирует знакомить детей; поменять рыбок или птичек между младшей и средней группами. Другие объекты размещаются в уголке при­роды на короткое время - на сезон, а иногда и часть его.

Ознакомление с сезонными обитателями уголка природы по­может воспитателю формировать у детей представление о том или ином времени года, о его характерных особенностях.

Все обитатели уголка природы размещаются в соответствии с их биологическими особенностями и требованиями к условиям жизни - птицы в более светлом месте, но вдали от сквозняка, аквариум - в простенке, чтобы на него не падал солнечный свет.

Низкорослые светолюбивые комнатные растения можно поста­вить на подоконник, если они не будут загораживать детям свет. На нижней части оконных косяков, можно сделать полочки для вьющихся растений. Крупные растения (например, сансевьера) или композиции из некоторых неприхот­ливых растений помещают в напольные вазы.

Комнатные растения не только предоставляют возможность для организации интересной и содержательной воспитательно-образовательной работы с детьми. Они оздоравливают микро­климат помещения, в котором находятся дети: увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом.

Для ухода за растениями и животными уголка природы в группе требуется инвентарь. Для ухода за растениям и - лейки, щеточки, тазы, клеенка, тряпочки, палочки для рых­ления земли. Для ухода за животными - тазы, тря­почки, щетки-сметки, совки, терки, мисочки, разделочные доски, ножи.

Весь инвентарь по уходу находится в уголке для дежурных, там же хранятся клеенчатые фартуки, которые дети надевают во время работы. Инвентарь для ухода за аквариумом следует по­местить в столике-шкафчике под ним; здесь же можно хранить банки с кормом, плотно закрытые крышками. Весь рабочий ин­вентарь должен иметь свое место, лежать на полках в определен­ном порядке. Воспитатель приучает детей после окончания работы вымыть все, чем они пользовались, налить в лейки воду и убрать оборудование на место, затем проверяет, все ли они убрали.

При оценке труда дежурных важно учитывать и то, как дети убирают инвентарь по уходу за растениями и животными, формируя у них, таким образом, навыки культуры труда.

Чтобы научить детей любить и беречь растения и животных, воспитатель должен обладать сам этими качествами. При уходе за обитателями уголка педагог должен помнить, что его отношение к ним является образцом, которому подражают дети.

Уголок природы в младших группах

При подборе обитателей уголка природы в младших группах учитывают прежде всего особенности восприятия детьми предме­тов (малыши выделяют яркие признаки и свойства), а также об­разовательные задачи. Малыши должны научиться узнавать и на­зывать 2-3 растения, их основные части (лист, стебель, цветок).

Дети второй младшей группы привлекаются к уходу за расте­ниями: поливают водой, приготовленной взрослым (он же опреде­ляет и дозировку), обтирают влажной тряпочкой крупные кожистые листья растений. Наблюдая за животными, малыши - учатся узна­вать их по внешним ярким признакам: частям тела, характеру дви­жения, издаваемым звукам и т., д.

Воспитатель учит детей наблюдать, со­средотачивать внимание на наблюдаемом предмете, использовать несложные обследовательские действия, отвечать на поставленные по ходу наблюдения вопросы.

В уголок природы младших групп помещают растения, имеющие четко выраженные основные части (стебель, листья) и ярко, обиль­но и долго цветущие. Это обыкновенная (или зональная) герань, фуксия, вечноцветущая бегония, бальзамин («огонек»), азалия , ки­тайский розан и др . Привлекают внимание детей и растения, имею­щие пестро окрашенные листья, - аукуба («золотое» или «колбас­ное» дерево), колеусы. Аукуба и китайский розан (небольших раз­ меров), кроме того, имеют достаточно крупные и крепкие листья, на которых можно учить детей второй младшей группы первым не­сложным приемам поддержания растений в чистоте. Из названных видов для наблюдения в течение года вно­сят 3-4 растения. Какое-то из них должно быть в двух экземплярах, с тем, чтобы дети могли учиться находить одинаковые растения.

Во второй группе младшего возраста в уголке природы поме­щают аквариум с рыбкой. Для малышей, исходя из особенностей их восприятия, надо подобрать рыбку ярко окрашенную, ведущую в течение большей части года активный образ жизни, охотно по­едающую корм.

Это обыкновенная золотая рыбка, золотистый и серебристый караси. Они имеют типичную форму пресноводных рыб, привлекательны по окраске, достаточно подвижны.

В младших группах детского сада можно содержать птиц. Же­лательно, чтобы птица имела яркое оперение, веселый нрав, была неприхотлива к пище, пела в неволе. Для этого более всего подой­дет канарейка,

Содержать млекопитающих постоянно в уголках природы млад­ших групп вряд ли целесообразно. Млекопитающие, даже мелкие, требуют значительно большего внимания, чем другие животные (обильнее и частое кормление, ежедневная уборка клеток и т. п.). Клетку с морской свинкой или хомячком изредка приносят в группу ма­лышей для эпизодического, кратковременного наблюдения.

Уголок природы в средней группе

В средней группе у детей формируют умение видеть разнообра­зие свойств и качеств предметов и их частей (разнообразие формы, цвета, величины, характера поверхности и т. д.). Дети овладевают более сложными приемами сравнения, учатся устанавливать раз­личия и сходство предметов, обобщать предметы по тем или иным признакам.

Усложняются знания о растениях и животных. Дети четче раз­личают особенности растений, знакомятся с условиями, необходи­мыми для их жизни. Число растений, которые узнают и называют ребята, возрастает.

Ребенок пятого года жизни, знакомясь с животными, отмечает своеобразие их внешнего вида, строения, движения, способа питания; уста­навливает и первые связи - зависимость характера дви­жения от особенностей строения конечностей.

В процессе ухода (вместе с воспитателем) за обита­телями уголка дети овладева­ют несложными умениями: поддерживать растение в чис­тоте, правильно поливать его, мыть поилки и кормушки для животных, давать корм. Наб­людая за растениями и живот­ными, подмечают яркие про­явления в росте, развитии растений и животных. Свои наблюдения учатся отражать в связной, точной речи.

Расширение и усложнение программных задач в средней группе требует пополнения уголка природы новыми оби­тателями. Комнатные расте­ния должны иметь разную форму и величину листь­ев, так как ребята ов­ладевают новыми приемами поддержания растений в чис­тоте: обливают из мелкосет­чатой лейки или опрыскивают из пульверизаторов растения с мелкими листьями, обтирают влаж­ной кисточкой или щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой - опушенные листья. При этом дети учатся устанав­ливать способ ухода в зависимости от характера листьев: вели­чины, количества, характера поверхности, их хрупкости.

В дополнение к растениям, названным для уголка природы младших групп, в средней группе помещают алоэ или агаву (с соч­ ными листьями, имеющими зазубрины по краям), бегонию-реке, ас­парагус , душистую герань (с узорчатыми, опушенными листьями) и др. Одновременно в уголке природы может быть до 6-8 видов растений.

В аквариуме содержатся два вида рыб, отличающихся по внеш­нему виду и повадкам: медлительный прудовой карась и юркие под-

вижные верхоплавки; разновидности золотой рыбки - вуалехвост , телескоп и одновременно (в другом аквариуме) рыбки из местных водоемов . Различия во внешнем виде и повадках назван­ных рыб достаточно заметны и могут быть обнаружены детьми при наблюдении. Можно поместить в уголок морскую свинку и хомячка .

Уголок природы в старшей группе

В старшей группе продолжается формирование умений наблю­дать, сравнивать предметы, обобщать и классифицировать их по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становятся рост и развитие растений и животных, изменения их по сезонам. Дети должны знать, что растения для своего роста нужда­ются в свете, влаге, тепле, почвенном питании; разные растения нуждаются в разном количестве света, влаги.

Все это требует пополнения уголка природы новыми растениями.: с разнообразными стеблями (вьющимися, стелющимися или видоизменениями прямостоячих стеблей), имеющими луковицы, клубнелуковицы и т. д. Это могут быть 2-3 вида традесканций, комнатный-вмпоерасГ, вьющийся плющ, фикус, алоэ, зигокактус, эпифиллюм, цикламен, примула, амариллис, кливия и др. Они имеют разнообразные по форме и характеру листья, стебли, цветы, у них разные потребности в свете и влаге.

При подборе животных для уголка природы старших детей не­обходимо учитывать основную программную задачу - обеспечить формирование первоначальных знаний об особенностях приспособ­ления животных к условиям среды обитания.

В аквариумах хорошо содержать теплолюбивых живородящих и икромечущих рыб- гуппи, меченосцев, скалярий и др. Не мень­ший интерес у детей вызовет и наблюдение за вьюном. Эта малень­кая рыбка местных водоемов - своеобразный, барометр : перед наступлением ненастной погоды у нее повышается двигательная активность.

Из птиц следует отдать предпочтение тем, которые выводят в неволе потомство, - канарейка, волнистые попугайчики . Рост и развитие птенцов, забота взрослых птиц о потомстве- ценнейший материал для наблюдения.

В уголок природы старшей группы хорошо поместить черепаху (любой вид). Обычно это животное впадает зимой в непродолжи­тельную спячку. Если черепаха живет в уголке несколько лет, то спя­чки может и не быть, тогда в этот период черепаха становится вя­лой, неохотно берет корм.

Уголок природы

в подготовительной к школе группе

Основная задача оз­накомления с природой в подготовительной группе - формирование эле­ментарных знаний о су­щественных зависимос­тях в мире природы: за­висимости растений от комплекса условий (влаги, тепла, света и т. д.), зависимости внешнего строения и образа жизни животного от условий среды обитания. Дети знакомятся с постоянно повторяющимися закономерными изменениями в жиз­ни растений и животных в разные сезоны, с основными периодами их роста и развития.

В содержание знаний о растительном мире включаются знания о некоторых способах вегетативного размножения растений. Дети должны уметь видеть существенные признаки предметов, общие и индивидуальные, их вариативность . В соответствии с этим при подборе растений и животных обращается особое внимание не толь­ко на разнообразие их строения, но и на приспособленность к определенным условиям среды.

Чтобы дети усвоили, как поливать различные растения, в зави­симости от условий их обитания в естественной среде, в уго­лок природы следует поместить растения, резко отличающие­ся по своим потребностям во влаге: циперус , который в течение 10 ме­сяцев в году растет в очень влажной почве; кактусы (1-2 вида), требующие очень небольшой и редкой поливки; традесканции - с большой потребностью во вла­ге; узамбарские фиалки , поливать которые следует весьма уме­ренно, и др.

Вегетативное размножение комнатных растений весьма разно­образно: побегами (герани, фуксия, розы, бегонии и др.) ; листо­выми черенками (узамбарская фиалка, бегония-реке, сансевьера и др.); аспидистра, аспарагусы и др. размножаются делением куста. Большой интерес вызывают у детей так называемые живородящие растения - камнеломка, клорофитум, бриофиллюм и др. Все они имеют отпрыски, растущие не из корневища, скрытого в земле, а появляющиеся на других частях растений (усы у камнеломки, цветочная стрелка у хлорофитума, отпрыски на краях листьев у бриофиллюма).

Рыбы в аквариумах (их должно быть 2-3 вида) также разно­образные: из местных водоемов (любая), а также теплолюбивые (живородящие и икромечущие). Каждая их этих групп требует особых, хотя и не очень сложных условий содержания.

Ксения Зубкова
Живой уголок в детском саду

Экологическое образование и воспитание, направленное на формирование у человека научного познания природы, убеждений и практических навыков, определенной ориентации и активной жизненной позиции в области охраны природы, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, является объективной необходимостью для всего человечества.

За последние годы процесс создания новых концепций дошкольного воспитания и новых проектов программ воспитания и обучения дошкольников заметно активизировался. От современного воспитателя не требуется строгого следования одной типовой программе, как это было еще сравнительно недавно. В наши дни каждый воспитатель и коллектив педагогов детского сада имеет право выбрать программу или составить ее из нескольких программ сообразно общей воспитательно-образовательной направленности дошкольного учреждения и своим педагогическим установкам.

В соответствии с тремя ступенями дошкольного возраста - младший, средний и старший дошкольный возраст, - она состоит из трех частей. В основу каждой части положены общие идеи, отражающие взгляды авторов на дошкольное детство, условия эффективного развития ребенка в дошкольные годы, его полноценного личностного формирования и становления, готовности к школьному обучению.

Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии личности. Это период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия - миром людей, миром предметов, миром природы и собственным внутренним миром. Неповторимые особенности физического, психического, социально-личностного развития проявляются в своеобразии способов и форм познания и деятельности дошкольника. Познание мира ребенком осуществляется эмоционально-практическим путем: он пользуется различными предметами - и обследует их форму, цвет, величину, радуется ярким краскам природы - и начинает постигать многообразие природных объектов. Богатство окружающего мира, его красочность, звуковая полифония увлекают, будят чувства и воображение ребенка, подталкивают к самостоятельному познанию, действию, к проявлению творчества.

Особенности знакомства детей среднего дошкольного возраста с миром природы

В 4-5 лет дошкольник проявляет значительный и более глубокий интерес к окружающей его природе: животным, растениям, явлениям погоды. Возникающие в этом возрасте вопросы «зачем?», «почему?», «откуда?» порой ставят взрослых - родителей, педагогов - в тупик, поражают пытливостью детского ума, стремлением проникнуть в суть явлений и их взаимосвязей, образной формой осмысления воспринимаемого. Удовлетворить детскую любознательность, не подавив при этом, интереса к узнаванию природы, сформировать продуктивные для разностороннего развития ребенка представления о ней, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления - важные задачи работы с детьми в этот возрастной период.

Чрезвычайно важным для дошкольников пятого года жизни оказывается «открытие» (выделение как предметов познания) живых существ в природе, их внутреннего сходства при внешней непохожести. Так, оказывается, что зверь и растение похожи - они живые: дышат, растут, питаются, чувствуют отношение к ним человека. Ребенок начинает вдумчиво размышлять над проявлениями отношения людей к природе, переживает гнев, боль от жестокости человека, получает удовольствие, радуется добрым, благородным, трогательным поступкам.

Высокая эмоциональная отзывчивость, эмпатийность четырехлетних малышей позволяет активно формировать экологически ценный опыт общения с животными и растениями, стимулировать и поощрять гуманные проявления поведения и деятельности в природе, воспитывать радостные переживания от нравственно положительного поступка. Предлагаемая программа экологического образования поможет взрослым - педагогам, родителям - начать приобщение детей к экологической культуре, формирование у них основ экологического миропонимания.

Устройство живого уголка в детском саду и основные требования к его объектам

Уголок живой природы в детском саду - одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой. В уголке живой природы дошкольники могут в течение всего дня подходить к животным и растениям, рассматривать их, вести за ними длительные наблюдения. У детей расширяются конкретные знания о природе. Во время ухода за обитателями уголка природы формируются трудовые навыки, трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.

Зооуголки в дошкольных учреждениях устраивают, прежде всего, с целью развития у детей представления о многообразии животного мира. Непосредственное общение с природой дает ребенку более яркие представления о мире, чем рассматривание иллюстраций, чтение книг или рассказ старших. Конечно, полностью исключать эти формы знакомства с животным миром не стоит. Напротив, они будут лишь дополнять, и расширять складывающиеся у детей представления о животном мире, полученные из непосредственного общения с животными. Дети, несомненно, с радостью воспримут общение с животными. Кроме того, при выполнении несложных работ в зооуголке дети приобретут полезные простейшие навыки ухода за животными, почувствуют ответственность за своих питомцев. Для устройства зооуголка лучше всего выделить светлую комнату с окнами на юг или юго-восток. В этом помещении можно не только разместить обитателей живого уголка, но и проводить занятия с детьми. Объекты размещают таким образом, чтобы дети могли свободно подходить к ним и наблюдать за животными. В зооуголке должно быть определенное количество объектов. Это обеспечит более глубокое познание, без рассеивания внимания. Очень важно при составлении зооуголка правильно подобрать его будущих обитателей. При этом необходимо учитывать некоторые требования к обитателям живого уголка.

1. Все животные должны иметь яркую окраску, чтобы удержать неустойчивое внимание детей, заинтересовать их.

2. Необходимо, чтобы в живом уголке содержалось несколько экземпляров одного вида животных, что позволит увидеть не только сходство между ними, но и индивидуальные различия. Такие наблюдения помогут сформировать у детей целостные представления о многообразии животного мира.

3. Важно помнить, что все животные должны быть безопасны для детей.

4. Животные зооуголка не должны требовать для своего содержания сложного оборудования, уход за ними должен быть сравнительно прост, соответствовать силам детей и наличию у них свободного времени.

5. При размещении обитателей зооуголка необходимо учитывать их биологические особенности. Так, террариум с черепахой следует ставить на солнечное место, а аквариум с амфибиями - в прохладное и затененное.

Постоянными обитателями живого уголка являются аквариумные рыбки (живородящие виды - меченосцы, гуппи, платипецилии; сомики, лабео, данио, барбусы, золотые рыбки). Наблюдение за ними интересно, а труд по уходу несложен для детей и доступен им (он заключается в кормлении, чистке аквариума). Можно содержать в живом уголке амфибий и рептилий. Помимо постоянных обитателей зооуголка (шпорцевых лягушек, аксолотлей, черепах, можно приносить для демонстрации детям местные виды животных (зеленую и серую жаб, лягушек, ящериц).

Большой интерес у детей вызовет уход за птицами. Типичными представителями пернатых обитателей живого уголка являются канарейки и волнистые попугайчики. Эти птицы размножаются в неволе, а развитие птенцов, забота птиц о потомстве - ценный материал для наблюдения детей.

Млекопитающие являются ценными объектами для живого уголка благодаря своему сложному поведению. Наблюдая за ними, дети учатся узнавать и различать их по внешним признакам. В зооуголке можно разместить кроликов, хомячков, морских свинок, крыс.

В зооуголке младшей группы лучше всего содержать певчих птиц. Они обладают яркой окраской, легко приспосабливаются к неволе. Млекопитающие же требуют к себе много внимания, поэтому их содержат в зооуголке старшей группы детсада, а клетки с хомячками, кроликами, морскими свинками приносят в младшие группы для временного наблюдения. В аквариумах зооуголка для детей старшей группы лучше содержать живородящих и икромечущих рыб. Уход за амфибиями и рептилиями несложен. Они могут содержаться в зооуголках всех возрастных групп. Однако, скорее всего эти животные вызовут интерес у детей старших групп, так как они не обладают яркой окраской, которая могла бы привлечь внимание детей младших групп.

Самые маленькие дети получают знания о животных путем наблюдения. Для этого хорошо подойдут ярко окрашенные тропические рыбки, морские свинки с интересным внешним видом, со сложным поведением, черепахи, хомячки. Детей надо познакомить с животными: сказать их название, дать их детям возможность рассмотреть их внешний вид, понаблюдать за их движениями, рассказать о питании животных, возможно, дать покормить. В этом возрасте, когда ребенок особенно охотно идет на контакт, ему можно предложить проимитировать звуки животного, повторить движения животных, не издающих звуки.

После таких занятий дети хорошо запомнят информацию о животном, будут лучше его воспринимать.

Кроме того, важно заинтересовать ребенка. Занятия должны проходить в игровой форме. Ребенок должен научиться распознавать окраску шерсти, цвет глаз, форму тела, его рельефность. При этом можно научить детей образному сравнению, например, сказать, что шерстка животного мягкая как пух. Очень заинтересует детей разгадывание загадок про животных, которых им потом продемонстрируют. Дети могут дать клички животным.

Потом детей необходимо научить установлению причинно-следственных связей. Почему у черепахи панцирь? Почему у попугая крылья? Почему кролик передвигается прыжками, а морская свинка бегает? Детям можно рассказать о диких и домашних животных (продемонстрировать кролика, канарейку, хомячков). На этом этапе детям впервые можно дать возможность ухаживать за животными под руководством воспитателя. Это могут быть простейшие действия: положить корм в кормушку, налить воды в поилку. На этом этапе дети уже начинают сами придумывать рассказы и стихи, рисовать картинки.

Детям старшей группы можно давать понятия о многообразии животных, об их уникальности и необходимости их охраны, демонстрировать живородящих рыбок, давать знания о размножении животных, воспитании ими потомства. Уход становится более сложным, добавляются новые навыки – замена подстилки, самостоятельное кормление, замена воды в поилке, купание животных, уход за потомством. При этом детям демонстрируются фильмы о животных, диафильмы.

Работа дошкольников в уголке природы

Что касается растений и ознакомления с ними, то в старшей группе дети знакомятся с новыми комнатными растениями, запоминают их названия, выявляют отличие их строения от уже известных растений.

Большая работа проводится по формированию и закреплению представлений детей о потребности растений в определенных условиях среды (воды, хорошей почвы, света, тепла). Формирование этих представлений, закрепление их в условиях повседневной жизни лучше всего осуществлять посредством проведения несложных опытов.

Опыт с водой. Отбираются растения, быстро реагирующие на изменение влажности почвы (колеусы, бальзамины и др.). Наблюдение проводится в понедельник утром после двухдневного перерыва в поливе растений. Одно из растений за час до наблюдения поливается (без привлечения внимания детей). К моменту наблюдения политое растение должно уже быть в нормальном состоянии, другое оказывается увядшим, с опустившимися листьями.

Дети вместе с воспитателем рассматривают оба растения, сравнивают, выявляют различие в их состоянии. Затем, обследуя почву, обнаруживают, что одно полито, другому недостает воды. Обильно полив растение, оставляют его до вечера. Вечером или на утро следующего дня проводится повторное наблюдение, в котором, сравнивая оба растения, дети обнаруживают, что состояние у них одинаково хорошее. После этого делается вывод о потребности растений в воде и о своевременном удовлетворении этой потребности (поливе).

Опыт с почвой. Воспитатель вместе с детьми сажает овес в две чашки, в одной из них земля, в другой - песок. «Посмотрим,- говорит педагог,- в какой из чашек овес будет лучше расти, а ухаживать постараемся хорошо за одной и другой посадкой». Дети два раза в неделю наблюдают за прорастанием овса, поливают оба посева.

Первое наблюдение следует сделать, когда появятся заметные всходы в обеих чашках. Во время наблюдения детям можно задать следующие вопросы: в какую почву посадили овес и что этим хотели узнать? Одинаково ли мы ухаживали за овсом? Одинаково ли хорошо пророс овес? Следующее наблюдение проводится на занятии, когда обнаружится четкая разница в состоянии овса в разных чашечках.

В дальнейшем осуществляется работа по подкормке и пересадке растений и наблюдение за ними.

Опыт со светом. До наблюдения необходимо прорастить 3 луковицы: две - в темноте, одну - на свету. Через несколько дней, когда разница будет очевидна, воспитатель приглашает детей рассмотреть луковицы и установить, чем они отличаются друг от друга по окраске и форме листьев: желтые и искривленные листья у тех луковиц, которые проросли в темноте (в подвале). В подтверждение этого одну луковицу из тех, что росли в темноте, выставляют на свет, другую оставляют в прежних условиях.

Второе наблюдение проводят, когда луковица с желтыми листьями выпрямится и позеленеет. Затем выставляют и третью луковицу на свет. Когда изменится состояние и третьей луковицы, проводится занятие, на котором обсуждаются результаты опыта. Воспитатель помогает детям обобщить представления о значении благоприятных условий (света) для роста растений.

Ведутся также систематические наблюдения за состоянием комнатных растений. Детей обучают умению определять растения, которые испытывают световой голод (по вытянутым стеблям и бледным листьям, ухаживать за ними: переставлять на хорошо освещенное место, мыть.

Опыт с ветками (выявление потребности растений в тепле). В зимнее время вносят ветки тополя, ставя их в две вазы с водой. Одну вазу оставляют на подоконнике, вторую ставят между рамами. Затем наблюдают за распусканием веток.

Первое наблюдение проводят, когда появятся листочки на ветках, стоящих на подоконнике. Сравнивают ветки в обеих вазах, отмечают разницу в состоянии, объясняют причину, которая заключена в различных тепловых условиях.

В дальнейшем детей приучают обращать внимание на температуру воды, которой поливают растения, на необходимость заготавливать ее заранее, чтобы она согрелась.

Размещение объектов в уголке природы

В детских садах уголок природы организуют для каждой группы отдельно. Объекты его размещают в светлой части комнаты (на низких столиках и подоконниках) так; чтобы, они были хорошо освещены, но не загораживали свет из окна. Окно для уголка живой природы должно быть обращено на, юго-запад, юг или юго-восток.

Растения не рекомендуется ставить близко к форточкам и печам, так как резкие колебания температуры вредны для них. При размещении растений необходимо учитывать отношение их к свету, теплу и влаге. Так, обитатели тропических лесов и болот, например традесканция, аспидистра, плющ, не выносят сильного солнечного припека. Их лучше ставить около окон северной стороны или в простенках между окнами. Растения субтропиков и пустынь лучше растут на солнечной стороне.

Для всех растений, которые стоят на окне, необходимы деревянные подставки. Для равномерного развития растения время от времени поворачивают так, чтобы свет падал на разные стороны их.

Аквариумы размещают перед окнами, избегая, однако, яркого освещения их летом. Террариумы ставят на светлом и теплом месте. Птиц держат подальше от форточек: они не выносят сквозняков.

Сезонные изменения в уголке природы, В связи со сменой времен года изменяют и состав обитателей уголка природы.

Осенью в уголок переносят растения, пересаженные из цветника в горшки. Животных, впадающих в зимнюю спячку (лягушек, ящериц, черепах, наоборот, выносят в прохладное, неотапливаемое помещение.

Зимой в уголок вносят ящики с посевами и посадками, которые произведены детьми (лук на перо, овес, салат, морковь и свекла на зелень). Из холодного помещения сюда переставляют горшки с высаженными в них еще летом дикими растениями леса и луга. К, концу зимы в уголок природы ставят сосуды со срезанными ветками деревьев и кустов.

Весной в уголок ставят ящики с рассадой и укореняемыми черенками и вносят террариумы.

Летом уголок природы помещают на веранду или в беседку и пополняют теми растениями и животными, которых дети приносят с экскурсий и прогулок.

Нас в любое время года учит мудрая природа:

птицы учат пению, паучок терпению,

пчёлы в поле и в саду обучают нас труду.

Живой уголок – это частичка природы в детском саду №172 г. Тюмени. Постоянное общение с живой природой, проведение наблюдений и опытов, забота о животных и выращивание растений приучают детей к самостоятельности, повышают ответственность, прививают любовь к природе.

Труд и наблюдения в зимнем саду мы организуем в течение всего учебного года. Систематическая работа в зимнем саду решает многие задачи экологического образования, а так же помогает активизировать познавательную, речевую, трудовую сферы деятельности наших воспитанников.

Растения в зимнем саду являются ценным дидактическим материалом при организации образовательной деятельности с детьми.

В большом аквариуме живут рыбки. Наблюдения за рыбками разнообразны, а уход за ними вполне доступен детям (кормить, менять воду).

Постоянными жителями зимнего сада являются птицы. Дети с большим интересом и любовью ухаживают за попугаями, кормят их, следят за чистотой клеток вместе с воспитателями. Труд по уходу за птицами формирует у ребят бережное отношение к ним, а также активизирует словарный запас.

Большую радость детям приносит общение с кроликом, которого зовут Черныш. Ребята с удовольствием наблюдают за повадками этого забавного зверя, кормят его.

В просторной клетке живёт морская свинка по имени Тоша, ему скучно без общения. Поэтому мы с детьми устраиваем для него разнообразные развлечения - даём мячик, мастерим лабиринты из бумаги. Ребятам нравится брать его на руки и кормить с ладошки.

Так же в зимнем саду живут сухопутные и водяные черепахи. Дети понимают, что правильный уход за черепахами невозможен без поддержания чистоты среды обитания (террариумов) и личной гигиены животного. Ребята не забывают мыть поилку для черепахи и ежедневно менять питьевую воду.

Наши дети очень положительно реагируют на встречу с прекрасным, их лица расцветают, глаза начинают светиться, когда они смотрят на животных. Какие положительные эмоции появляются у ребят, когда им дают погладить черепаху, покормить рыбок. Живой уголок для многих детей остаётся единственной возможностью близко пообщаться с животными, стать частью самой природы, ещё глубже понять, полюбить её, стать внимательнее и добрее, уважительно относиться к окружающей среде Родного края.

Материал подготовила: Порядкова Оксана Петровна, воспитатель МАДОУ детского сада №172 г. Тюмени.

От редакции интернет-издания «Детские сады Тюменской области»
Все авторы репортажей раздела «Дошкольные вести», которые публикуются по договору редакции с ДОУ, в любое время могут заказать "Свидетельство о публикации в СМИ". Образец:

Уважаемые коллеги! Расскажите об интересных мероприятиях в Ваших детских садах. Как стать автором

Ваш материал будет участвовать в областном конкурсе «Детский сад: день за днём» на лучшее освещение деятельности дошкольной образовательной организации в интернет-пространстве в 2020/2021 учебном году. Награждение в День воспитателя и работников дошкольного образования на областном праздничном Педагогическом форуме в Департаменте образования и науки.

Экологическое воспитание дошкольников тесно связано с необходимостью систематического повторения и углубления знаний о живой природе, ведения наблюдений. , создание которого не требует значительных финансовых затрат, позволяет:

  • учить детей бережному отношению ко всему живому;
  • удовлетворить стремление воспитанников к исследовательской деятельности;
  • прививать любовь к физическому труду, чувство ответственности.

Образовательное экопространство успешно впишется в интерьер любой группы детского сада и станет любимым местом времяпровождения детей.

Уголок природы в группе ДОУ

Организация наблюдений за природными объектами является неотъемлемой частью программного содержания сферы дошкольного образования. И если в теплое время года у воспитателей есть прекрасные возможности для ведения экологического воспитания, то поздней осенью, зимой, ранней весной из-за обилия осадков и низких температурных показателей пребывание детей на участке приходится сводить к минимуму. В этот период расширение знаний об экосистеме рекомендуется проводить в уголках природы, организованных в каждой группе ДОУ .

Преимущества ведения воспитательной работы в экопространствах:

  1. Концентрация внимание на одном объекте. Во время экскурсий или наблюдения в живой природе дети сталкиваются с большим разнообразием растений и птиц. Во время бесед в групповых помещениях педагог может сосредоточить внимание на конкретных признаках объекта, тем самым гарантируя получение глубоких знаний.
  2. Пространственная близость. Еще одна организационная проблема, с которой сталкиваются воспитатели во время экскурсий, - невозможность обеспечить длительный контакт малышей с животными и птицами, большая удаленность объектов наблюдения. За обитателями группового экоуголка воспитанники могут следить изо дня в день, в случае отсутствия противопоказаний по состоянию здоровья и под наблюдением воспитателя - держать любимцев на руках и гладить их.
  3. Возможность подбора объектов в соответствии с возрастом детей. Младшим школьникам в силу возрастных особенностей сложно запомнить разнообразие окружающего живого мира, в то время как воспитанники старших и подготовительных групп с видимым безразличием относятся к ранее изучаемым растениям и животным. Систематическая смена декораций и объектов в уголке природы позволяет гарантировать повышенное внимание ребят, обеспечивать условия для систематического и поступательного расширения знаний.

Значение уголков природы в группах детского сада

Организация уголка природы в ДОУ

Детского сада является масштабной и трудоемкой задачей по оформлению детского сада . Очень важно правильно выбрать места для организации уголка живой природы в ДОУ - это должна быть самая светлая и солнечная часть комнаты. Правильное расположение гарантирует повышенный интерес малышей и обеспечит их благоприятный настрой.

Следующий этап - определение списка постоянных и временных «обитателей» природной зоны. К числу постоянных объектов для наблюдения относятся комнатные растения, которые следует выбирать в соответствии с возрастными потребностями воспитанников, с учетом температурного режима помещений и влажности.

Таблица
Скачать в.docx

Группа Рекомендации по подбору Количество растений Сорта
Младшая

Начать наблюдения за миром растений лучше всего с изучения комнатных цветов с массивным стеблем и листьями, большими и красочными бутонами.
Для младшей группы следует выбирать неприхотливые растения, требующие минимального ухода.

3-4 Герань
Фикус
Бегония
Колеус
Бальзамин
Фуксия
Средняя Для освоения новых техник ухода (обработка зеленой массы щетками или кисточками, обрызгивание из пульверизатора) рекомендуется дополнить групповую коллекцию растениями с различной толщиной листьев. На примере «обитателей» зеленой зоны ребята научаться распознавать тип ухода в соответствии с характеристиками листьев. 5-6 Агава
Хлорофитум
Аспарагус
Старшая Для расширения знаний малышей необходимо дополнить уголок комнатными цветами с разными видами стеблей: тонкими и прочными, прямыми, вьющимися и стелющимися.
Также важно познакомить дошкольников с растениями, имеющими разные типы корневой системы.
6-7 Традесканция
Цикламен
Амариллис
Комнатный виноград
Плющ
Папоротник
Подготовительная В период подготовке к школе следует привить детям понимание зависимости темпа роста растений от условий окружающей среды - интенсивности полива, частоты опрыскивания, качества почвы. 8-10 Циперус
Суккуленты
Узамбарская фиалка
Бриофиллум

Объекты природного уголка для временного использования - также важная часть дидактического материала, которую следует периодически обновлять для обеспечения цикличности наблюдений.

  1. Весной рекомендуется продемонстрировать детям ящики с рассадой, подготовленные для высадки на приусадебный участок, букеты первоцветов.
  2. В летнее время основные объекты для наблюдений - букеты цветов.
  3. Осенью для размещений в экозоне рекомендованы букеты из осенних цветов, листьев, поделки из природных материалов.
  4. Зимой можно показать детям различные экибаны, композиции из сухих веток и засушенных цветов.

Временными обитателями группы могут стать хомячки и кролики, содержащиеся в переносных клетках, рыбки, помещенные в небольшие прозрачные аквариумы или банки, птицы (особенный восторг у детей вызывают пестрые попугаи). При наличии достаточной материальной базы в ДОУ может быть обустроена экологическая комната с различными питомцами, которые могут перемещаться в группы на короткое время.

Оформление уголка природы в ДОУ

Важную роль играет творческая стилизация природной зоны, которая зависит от фантазии и таланта воспитателя. Главное при оформлении уголка живой природы в ДОУ - учитывать площадь и дизайн группового помещения и обеспечить практичность всех элементов.

Помимо растений, в экозоне следует расположить:

  1. Календарь природы. В младшей группе роль календаря могут выполнять иллюстрации и кукла, одетая по погоде. Для детей средней группы рекомендуется подготовить своеобразные часы, разделенные на четыре сектора по временам года. Старшие дошкольники в специальном графике с помощью воспитателя могут фиксировать состояния погодных условий знаками, чтобы в конце месяца подсчитывать количество ясных, пасмурных и дождливых дней, сделать выводы об особенностях времен года.
  2. Альбомы, наборы изображений, книги с иллюстрациями различных видов растений, животных и птиц.
  3. Дидактические игры , помогающие расширить знания об окружающем мире.
  4. Муляжи овощей, фруктов.
  5. Приспособления для труда (полива комнатных цветов, разрыхления почвы, ухода за листьями), в том числе фартуки и тряпицы.
  6. Оборудования для проведения экспериментальной работы (лопатки, формочки, воронки для игры с песком; емкости разного объема для экспериментов с водой).

В уголке природы также можно размещать поделки воспитанников из природного материала, рисунки, иллюстрирующие времена года, методические материалы и другие вспомогательные пособия, соответствующие возрастным и индивидуальным потребностям детей.

Дошкольный период - очень важное время в развитии каждого ребёнка. Именно в этот период формируется личность человека, его мировоззрение и отношение к окружающей реальности. Живой уголок в детском саду поможет привить детям чувство ответственности, любовь к живой природе, расширит кругозор и поможет получить новые знания.

Основная цель, которую ставят перед собой воспитатели, организовывая живой уголок - научить детей заботиться о ком-то и раскрыть у них чувство ответственности. Совместный уход за питомцами живого уголка поможет сплотить коллектив, научит детей работать в команде, прислушиваться к мнению окружающих. Кроме того, многие дети не любят ходить в детский сад, а живой уголок поможет заинтересовать ребёнка, станет своеобразным стимулом и позволит скорее привыкнуть.

Выбирая питомцев в живой уголок, следует прежде всего учитывать безопасность животного и простоту ухода за ним. Понятно, что ни один живой уголок в детском саду не переживёт наличия террариума с ящерицами или «ручных» тарантулов. Дети должны сами научиться ухаживать за обитателями живого уголка, поэтому чем меньше времени и сил занимает уход, чем меньше он требует специальных знаний - тем лучше.

Кроме того, животные, которых Вы поселите в живой уголок, должны иметь яркую окраску. Это будет привлекать и концентрировать внимание детей. Желательно заводить несколько питомцев одного вида, это позволит детям видеть индивидуальные особенности экземпляров.

Лучше всего поставить в живой уголок аквариум с рыбками, которые не требуют серьёзного ухода. С детей будет вполне достаточно того, что они научатся правильно кормить рыб, менять воду и периодически чистить аквариум. Естественно, все эти манипуляции должны проходить под чутким руководством воспитателя.

Лучше всего выбрать небольшой аквариум и поселить в него , данио, меченосцев и . Хорошо будет воспринята детьми живущая в аквариуме маленькая водяная черепашка.

Аквариум должен украшать живой уголок, поэтому стоит продумать дизайн его внутреннего оформления. Детям очень нравится наблюдать за тем, как рыбки заплывают в гротики, шныряют между корягами и резвятся среди водорослей.

Можно поселить в живой уголок каких-то грызунов: крыс или хомяков, но лучше всего подойдут морские свинки, так как эти животные абсолютно безвредны и прекрасно ладят с детьми. Их можно брать на руки и кормить с ладошки, что приносит дошкольникам массу положительных эмоций. Не доставят морская свинка особых хлопот и в процессе чистки клетки.

Живой уголок может стать домом для волнистых попугайчиков. Лучше приобрести самца и самочку, так как детям обязательно захочется научить птичку разговаривать, а, как известно, этим могут похвастаться только представители мужской половины попугайчиков. Кроме того, если у Ваших питомцев появятся птенцы - это станет ценным материалом для наблюдения.

Обязательно вместе с детьми дайте питомцам клички. Сам процесс выбора имени принесёт море позитива, а впоследствии поможет детям по-настоящему подружиться с обитателями уголка природы.

Озеленить живой уголок также лучше простыми, не требующими особого ухода комнатными растениями. Можно использовать хлорофитум, который кроме эстетической привлекательности является ещё и очень хорошим очистителем воздуха, аспарагус, традесканции, монстеру, циперус и китайскую розу. Эти растения просты в уходе, не требуют особенных условий, легко размножаются. Для безопасности детей не следует приносить в живой уголок кактусы, а также растения, которые имеют ядовитый сок. Можно составить график полива, это поможет воспитать в детях чувство ответственности.

Периодически все вместе устраивайте генеральную уборку в своём живом уголке. Чистка аквариума и освобождение растений от пыли - интересное и увлекательное занятие для дошкольников.

Живой уголок в детском саду обязательно понравится воспитанникам, особенно тем, чьи родители не разрешают заводить домашних животных. Общение с природой - ценный опыт для воспитания личности, формирования человеческих ценностей и становления характера.

Loading...Loading...