Картотека для детского сада. Коммуникативные игры для дошкольников. Картотека (младшая, средняя группа) на тему: Дидактические игры по социально-коммуникативному развитию детей младшего и среднего дошкольного возраста

Федеральный государственный образовательный стандарт выделяет 5 направлений развития и образования детей: социально коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно эстетическое развитие; физическое развитие.

По ФГОС определено социально-коммуникативное направление, задачами которого являются:

- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Для решения данных задач предлагается использовать дидактическую игру «Конструктор эмоций».

Дошкольный возраст - это тот период, когда закладывается основа дошкольной жизни ребенка. Проблема эмоционального развития старших дошкольников является актуальной потому, что эмоциональный мир играет важную роль в жизни каждого человека. Этой проблемой занимались многие педагоги, которые утверждали, что положительные эмоции создают оптимальные условия для активной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира. Эти эмоции участвуют в возникновении любой творческой деятельности ребенка, и конечно, в развитии его мышления. Тогда, как отрицательные эмоции заставляют избегать нежелательных или вредных действий, защищают и оберегают ребенка. Если посмотреть на нашу повседневную жизнь, то можно увидеть, что от эмоций зависит наше отношение к людям, событиям, оценки собственных действий и поступков.



Из практики работы с дошкольниками видно, что год от года дети приходят в детский сад с угнетённой эмоциональной сферой. Они не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме, что вызывает проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. Ребёнок замыкается в себе со своими проблемами, страхами.

Эмоции помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Благодаря эмоциональному развитию, ребенок сможет регулировать свое поведение, избегая тех поступков, которые мог бы совершить под влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний. Поэтому необходимо не только изучать, но и развивать эмоциональную сферу дошкольника, так как эмоции «рассказывают» окружающим его взрослым о состоянии и внутреннем мире ребенка.

Исследования показывают, что дети старшего дошкольного возраста способны правильно воспринимать состояние другого человека, при этом они точнее определяют радость, восторг, восхищение и затрудняются с определением грусти, печали, испуга, удивления. Дети обращают внимание на выражение лица, не придавая значения пантомимике (позе, жестам). Часто ребенок просто не знает, как проявить свои эмоции.

Описание игры «Конструктор эмоций»

Данная игра познакомит ребенка с мимическими выражениями различных эмоций и чувств. Разбудив фантазию и творчество, данный конструктор поможет создать каждому ребёнку свой образ героя, проиграть различные ситуации, выражая свои чувства и эмоции, а также поможет познакомиться с его проблемами, которые могут возникнуть как в детском коллективе, так и в семье.

Данное пособие будет полезно для детей младшего и старшего дошкольного возраста, педагогов и родителей. Пособие может использоваться для индивидуальной и коллективной деятельности детей.

Цель: умение определять и различать человеческие эмоции и чувства.

Задачи: способствовать развитию конструктивных умений; формировать социальную и эмоциональную сферу ребёнка; развивать воображение; развивать мелкую моторику; развивать пространственное и логическое мышления; развивать монологическую и диалогическую речь детей; воспитывать чувство любви к близкому человеку.

Игры и упражнения проводятся с группой, парами и индивидуально.

Используются в любой части дня в зависимости от ситуации (например, в режимных моментах - «утреннее приветствие», а также включаются в образовательную деятельность- «сюрпризный момент») .

Дидактическое пособие состоит из следующих элементов:

2 овала лица (можно использовать больше) ;

4 пары нарисованных глаз;

Набор схематично изображенных губ;

3 пары бровей;

Прически (мальчик, девочка, мама, папа, дедушка и бабушка)

Варианты игр:

Игра «Собиралки»

1 вариант . Предложить детям собрать ту или иную эмоцию, обозначить её и обсудить, почему у созданного персонажа такое настроение. Что у него случилось, какая история произошла? Или помочь герою сменить печаль на радость и страх на удивление, просто перекладывая части лица, а затем придумать историю.

2 вариант . Игра проводится в паре. Дети совместно придумывают историю, при этом составляя то или иное выражение лица – эмоцию. Затем можно проиграть ситуацию в виде диалога между созданными образами. Например: диалог между бабушкой и внуком.

Игра «Покажи на себе»

Для игры следуют составить из «конструктора эмоций» определенное выражение лица, а дети с помощью зеркал повторяют это выражение. Далее детьми можно побеседовать, какая им эмоция была более ближе, приятней, а какая наоборот и почему. Предложить вспомнить жизненные ситуации, которые вызывали у них грусть, радость, удивление, страх и т. п.

Игра «Послушай и собери»

Детям предлагается послушать литературные произведения – рассказы, стихи, сказки, в которых прорабатывается та или иная эмоция. Прослушав, дети с взрослым обсуждают прочитанное и собирают нужную эмоцию на доске. Например: отрывок и из стихотворения Т. Шорыгиной:«Не хочу быть трусом»:

Я боюсь признаться маме,

Что разбил кувшин с цветами.

Весь от страха я трясусь,

Я, наверно, просто трус! или

… Я позвал во двор ребят,

Взял сестру и братца-

Будем все кататься!

Дал Сереже и Алеше,

Дал Андрею, Кате, Гоше,

Пусть порадует ребят

Серебристый самокат

Мы играли очень дружно –

Радостью делиться нужно.

(Т. А. Шорыгина «Мне купили самокат»)

Примерный список литературных произведений, которые познакомят детей с той или иной эмоцией.

Работа с эмоцией печали : Остер «Вредные советы»; Р. н. с. «Гуси-лебеди», «Петушок и бобовое зернышко»; С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»; К. Чуковский «Краденое солнце»:

Работа с эмоцией удивления : А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»; Д. Хармс «Что это было? »; Н. Носов «Живая шляпа»; В. Сутеев «Под грибком»; Н. Екимова «Облака».

Работа с эмоцией страха : О. Князева «Веселые, грустные»; А. Кушнир «Что в углу? »; Г. Семенов «Счастливая ошибка»; Е. Пермяк «Самое страшное».

Работа с эмоцией радости : К. Ушинский «Четыре желания»; Е. Благинина «Вот какая мама! »; К. Чуковский «Краденое солнце».

Работа с эмоцией гнева : К. Чуковский «Краденое солнце»; В. Викторов «Хмурый орел».

Работа с эмоцией горе : И. Токмакова «Мне грустно».

Игра «Театр эмоций»

Когда эмоции хорошо изучены, детям можно предложить мимикой и жестами изобразить ту эмоцию, которая проговаривается в стихотворении. Далее эти стихотворения можно использовать в качестве физминуток. Например: «Колдовство»

Начинаем мы играть

Начинаем колдовать (выполняются движения руками, как будто дети колдуют)

На всех нас без сомненья,

Влияет настроение. (На каждое слово хлопок руками)

Кто веселится… (изображение мимикой радости)

Кто грустит… (изображение грусти)

Кто испугался…

Кто сердит…

«Баба Яга»

В одном лесу стоит избушка (соединяем руки над головой – крыша)

Стоит задом наперед, (повороты вправо и влево)

А в избушке той старушка

Бабушка Яга живет (как будто повязываем платок)

Нос крючком (прикладываем руку к носу и выставляем палец, как крючок)

Глаза, как плошки (пальцы обеих рук складываем в колечки и прикладываем к глазам)

Словно угольки горят (не убирая рук, повороты вправо и влево)

И сердитая и злая (показываем злость, машем кулаком)

Дыбом волосы стоят (растопыренные пальцы сделать на голову)

И всего одна нога (стоим на одной ноге)

Не простая, костяная

Вот так Бабушка Яга! (Хлопаем по коленям. На слова Бабушка Яга разводим руки в стороны)

«Веселые человечки»

Человечки в доме жили,

Меж собой они дружили.

Звали их совсем чудно -

Хи-хи, Ха-ха, Хо-хо-хо.

Удивлялись человечки: -

Хо-хо, хо-хо, хо-хо-хо!

Им собака шла навстречу

И дышала глубоко.

Засмеялись человечки:

Хи-хи-хи-хи-хи-хи-хи.

Разобиделась собака

И ушами затрясла.

Человечки же хохочут:

Ха-ха, ха-ха, ха-ха-ха!

Похожие записи:

Деловая игра для педагогов ДОУ по изучению ФГОС дошкольного образования

Герб нашего детского сада

Перспективное планирование работы с детьми 4-5 лет по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

«Я И МОЯ СЕМЬЯ»

Темы, цель, игровое мероприятие Взросло-детская (партнерская) деятельность Предполагаемая самостоятельная деятельность детей Материалы и оборудования
Вид Форма организации
Я и моя семья. Формирование представлений ребенка о себе и близких людях. Итоговое мероприятие: выставка совместного творчества взрослых и детей «Что нам осень принесла» Игровая Сюжетные игры «Семья принимает гостей», «День рождения куклы», «Кукла заболела», «Семья переезжает на новую квартиру», «Поездка на автобусе», «Непредвиденная ситуация на дороге», Дидактические игры: «Вежливые слова» «Позвони по телефону маме (папе)», «Где мы были, что мы видели» «Кому что нужно для работы», «Кто что любит делать?» и др. Театрализованная игра по сказке три медведя». Игра драматизация «Наша Маша маленькая», «Почему так?». Игра с любимой игрушкой, персонажем и ролевыми атрибутами. Действия с персонажами сказки «Три медведя». Рассматривание семейных фотоальбомов. Конструирование из крупного и мелкого конструктора знакомых построек. Игры с водой, мыльными пузырями, эксперименты с песком, глиной. Моделирование состава семьи (круги большие и маленькие). Продуктивная деятельность со знакомым природным изобразительным материалами. Куклы крупные и средние; телефон. Крупная кукольная мебель, стулья, кровать, диван, шкафы для белья и посуды, кухонная плита; наборы чайной и столовой посуды, постельные принадлежности и одежды для кукол и др. Картинки с изображением предметов, необходимых для деятельности мужчине и женщине, членов семьи, хороших и плохих поступков. Шапочки- маски для драматизации сказки «Три медведя».(семейные фотоальбомы) фотонрафии членов семьи портретного типа и в полный рост. Конструкторы крупный и средний.
Беседа «Моя семья», «Праздник в моей семье», «В нашей семье все трудятся», «Любимые занятия членов нашей семьи», и др. Рассказывание на тему «Наша дружная семья», Описательные рассказы «Нужные помощники», (предметы быта) и др. Ситуативные разговоры и речевые ситуации: «Ты заблудился», «Ребенок разбил любимую мамину вазу» и т.д.

Коммуникативные дидактические игры тренингового характера способствуют преодолению трудностей в общении. Важно только опираться на активность самого ребенка, давать ему возможность приобретать свой собственный, неповторимый жизненный опыт, пробуя новые способы социального поведения и экспериментируя с ними.

«Змей Горыныч»

Цель коммуникативной дидактической игры: дать детям представление о том, что в каждой проблемной или конфликтной ситуации есть несколько вариантов (или стилей) поведения, учить их находить выход из различных ситуаций, гибко изменяя стиль поведения.

Оборудование: игрушка Змей Горыныч.

К детям прилетает Змей Горыныч (мягкая игрушка). Это необычный Змей Горыныч, все головы у него разные. Одна голова очень добрая - Добруля, другая очень злая - Злюка, а третья голова - Задавака, потому что она очень любит задавать детям вопросы.

В ходе игры воспитатель предлагает детям различные проблемные и конфликтные ситуации, которые по-разному разрешают Добруля и Злюка, а Задавака задает детям вопросы, выясняет, как бы поступили они в данной ситуации. Важно, чтобы дети не просто описывали свои действия, а демонстрировали их, показывали, что и как они сделают. Ситуации, к примеру, могут быть такими.

Ситуация 1. Ссорятся двое детей из-за новой игрушки. Добруля говорит, что отдала бы игрушку другому ребенку, ведь ему так хочется поиграть. Злюка утверждает, что ни за что бы не уступила, ведь ей самой тоже очень нравится игрушка и хочется с ней играть. Задавака задает вопрос: «А как бы поступили вы?»

Ситуация 2. Дети чистят зубы, а у одного ребенка нет зубной щетки…

Добруля отдала бы свою зубную щетку этому ребенку».

Злюка ни в коем случае не отдала бы щетку, она ей и самой нужна, да к тому же зубная щетка - предмет индивидуального пользования. Так что ни за что и никогда! Задавака выясняет у детей, как бы поступили они.

Со временам роли Добрули, Злюки и Задаваки могут исполнять дет. Можно даже организовать командную игру. Команды Добрули, Злюки и, например, Мудрули обсуждают и высказывают свои точки зрения, демонстрируют поступки.

«Испорченный, телефон»

Цель: учить детей применять нормы речевого этикета.

Вариант 1. Играющие разбиваются на две команды, которые садятся друг против друга. Ведущий зовет к себе по «телефонисту» от каждой команды и тихо говорит им на ухо вежливые слова (приветствие, прощание, просьбы, извинения и т. д.), которые те передают дальше. Побеждает та команда, которая быстрее и без искажений передаст слова.

Вариант 2. «Телефонисты» передают слова по своему выбору в соответствии с заданием воспитателя. Например: приветствие друга, воспитателя, родителей утром, днем, вечером.

Коммуникативная дидактическая игра «Просьба»

Оборудование: игрушки.

Вариант 1. Дети стоят в кругу, а один ребенок с игрушкой в руках - в центре круга. Дети по очереди просят его дать им поиграть с игрушкой. Игрушку получает тот, кто, по мнению водящего, лучше всего высказал просьбу. При этом водящий должен объяснить, почему он отдал игрушку именно этому ребенку.

Вариант 2. Дети делятся на пары. У одного - игрушка, а второй должен уговорить его дать поиграть с ней. Затем дети меняются парами и ролями. Далее нужно выяснить, почему кому-нибудь не дали игрушку.

«Отказ»

Цель: формировать у детей навыки бесконфликтного поведения, учить находить вежливую форму отказа.

Дети стоят или сидят в кругу. Поочередно (по кругу) они просят у соседа игрушку или вещь, которые им необходимы для работы (еще не выложен узор из мозаики, не закончен рисунок и т. д.). Ребенок должен вежливо отказать просящему и сам попросить об услуге соседа.

Необходимо учиться отказывать в вежливой форме, стараясь не повторять ответы других детей.

«Приглашение»

Цель: учить детей способам установления контактов, приглашения к совместной деятельности. Формировать бесконфликтный стиль поведения.

Дети по желанию разбиваются на пары. Первый партнер задумывает место, куда бы он хотел пойти (в лес, парк, на речку, в кино, цирк, театр, на стадион, в кафе-мороженое и т. д.). Второй пытается угадать это место, приглашая напарника пойти с ним. Например, «Маша, я хочу пригласить тебя в театр.» - «Спасибо, но этот спектакль я уже смотрела». Продолжить игру до тех пор, пока второй участник не отгадает место, которое загадал первый. Затем партнеры меняются ролями.

«В кругу симпатий»

Цель: развивать способность видеть положительные качества сверстников и делать им комплименты

Оборудование: мяч.

Звучит песня Б. Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты.». Детям, стоящим или сидящим в кругу, воспитатель объясняет правила игры: игрок, бросая мяч, говорит комплимент тому, кто его ловит. Поймавший мяч благодарит за это и бросает мяч дальше, произнося следующий комплимент и т. д.

«Волшебное кресло»

Цель: учить детей видеть достоинства окружающих и высказывать свое к ним.

Оборудование: «волшебное кресло».

Дети по очереди садятся на «волшебное кресло». Как только ребенок садится в кресло - «высвечиваются» его достоинства, внешние и внутренние. Дети описывают хорошие качества ребенка (по очереди), высказывая свое доброе отношение в таких выражениях «Мне нравится, что…», «Я всегда рад видеть ее, потому что…», «Мне приятно, когда она …» и т. п.

«Магнитофон»

Цель: формировать умение в доброжелательной форме высказывать пожелания другим людям, учитывая их индивидуальность, желания, стремления.

Оборудование: магнитофон.

Игроки высказывают свои пожелания сверстникам, близким, друзьям, знакомым, персонажам сказок и мультфильмов (Красной Шапочке, Серому Волку, Незнайке, Карабасу Барабасу, Карлсону, Малышу и т. п.), чтобы записать их на магнитофон и отправить адресату.

«Поздравления и пожелания»

Цель: воспитывать желание доставлять радость окружающим своими поздравлениями и пожеланиями; высказывать их, соблюдая нормы речевого этикета.

Вариант 1. Участники игры делятся на две команды. Игроки одной команды будут «поздравляющими», игроки другой - «желающими». Они образуют пары. По сигналу первый игрок произносит поздравление, а второй дополняет его пожеланием. Например, «Поздравляю с Новым годом!», - «Желаю счастья в Новом году!»

Поздравления и пожелания произносятся парами по очереди. Можно выбрать наиболее удачные поздравления и пожелания, ведь каждый должен придумать что-то свое, не повторяясь.

Вариант 2. Проводится концерт по заявкам. Каждая пара после поздравлений и пожеланий исполняет для кого-либо концертный номер: дети поют, танцуют, читают стихи.

«Помогай»

Цель: развивать способность видеть нуждающихся в помощи и предлагать ее, соблюдая все правила речевого этикета.

Дети идут друг за другом по кругу со словами:

По земле из края в край

Ходит мальчик Помогай.

Всем и каждому помог

Помогай чем только мог.

Один из детей - Помогай - идет внутри круга в противоположном направлении. По окончании текста дети останавливаются. Тот ребенок, рядом с которым остановился Помогай, демонстрирует какое-либо действие (подметает пол, забивает гвозди, несет тяжелое ведро, стирает, поливает грядки, красит забор и т. д.). Помогай должен угадать, что он делает, и предложить свою помощь, обращаясь к ребенку по имени и придерживаясь правил вежливости. Ребенок с благодарностью принимает помощь и сам становится. Помогаем.

«Волшебные заросли»

Цель: формировать умение добиваться своей цели приемлемыми способами общения, вербальными и невербальными.

Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в центр круга, образованного тесно прижавшимися друг к другу «волшебными водорослями», (всеми остальными участниками игры). «Водоросли» понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения, они могут раздвинуться и пропустить участника в центр круга, если он говорит хорошие слова, а могут и не пропустить, если их «просят плохо». Затем следует обсуждение, когда и почему водоросли расступились, кого пропустили, а кого - нет.

Авторы: Малышева Ирина Сергеевна, Дедюхина Людмила Афанасьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 157"
Населённый пункт: Кемеровская область, город Новокузнецк
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Картотека игр по социально – коммуникативному развитию"
Дата публикации: 27.11.2017
Раздел: дошкольное образование

Картотека игр

по социально – коммуникативному развитию

Название игры:

Цель игры:

«Яблочко настроения»

Формирование умения выражать свои эмоции с помощью мимики и жестов;

воспитание эмоциональной отзывчивости

«Серебряный колокольчик»

Развитие позитивного взаимодействия в детском коллективе; освоение детьми

передачи эмоций радости, удивления.

«Мяч по кругу»

Развитие коммуникативных способностей. Развитие внимания и общей кординации.

«Весёлый паровозик»

Развитие сплочённости группы детей, умения сообща преодолевать препятствия.

Активизация словарного запаса (называние определений).

«Пожалей котёнка»

Развитие коммуникативного общения; воспитание эмоциональной отзывчивости.

« Да-да и нет-нет».

Определение своего места в окружающем мире. Развитие согласованности детей в

группе. Развитие речевой интонации.

« Котята»

Развитие эмоциональной зрительной памяти и внимания. Стимулирование речевой

активности. Активизация моторной и мышечной деятельности

«Доброе животное»

Объединение детей в группу. Развитие слухового внимания.

« Подари улыбку другу»

Развитие мимики. Активизация эмоциональной памяти. Развитие положительного

отношения друг к другу.

«Веселый клоун»

Развитие мимики и пантомимики. Развитие речевой интонации.

«Зеркала»

развитие наблюдательности и коммуникативных навыков.

СЛУШАЙ КОМАНДУ

Развивать внимание, произвольность поведения.

развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.

ПЕРЕДАЙ МЯЧ

Снять излишнюю двигательную активность.

«КОГО УКУСИЛ КОМАРИК»

способствовать развитию взаимопонимания между детьми.

«ДВЕ ИГРУШКИ -

ПОМЕНЯЕМСЯ МЕСТАМИ»

развитие моторной ловкости, внимания, координации движений, сотрудничества.

РАЗДУВАЙСЯ, ПУЗЫРЬ

развитие чувства сплоченности, развитие внимания.

«Кто к нам в гости пришел?»

учить детей переключать свое внимание с себя на окружающих, брать на себя роль и

действовать в соответствии с ней.

«Чей предмет?»

научить детей проявлять внимание к другим людям.

«Мы на карусели сели».

развитие координации речи и движения, слухового внимания, партнёрских

отношений.

«Назови себя»

учить представлять себя коллективу сверстников.

«Птичка».

активизация словарного запаса по теме: «Птицы», развитие творческого воображения,

выразительности движений.

Развитие речевой интонации. Развитие слуховой памяти и внимания.

«Встань на кого посмотрю»

воспитание чувств партнера (общение через взгляд) .

«Найди пару».

развитие внимания, проявление инициативы, преодоление застенчивости, развитие

лексического словаря по теме: «Животные и их детеныши».

«Позови ласково»

воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.

«Ромашки на лугу».

развитие слухового внимания, воображения, активизация словарного запаса по теме

«Цветы»,выполнение согласованных движений.

«Клубок».

развитие коммуникативных навыков, координации речи и движения.

развитие слухового и зрительного внимания, тактильной памяти.

«Иголка и нитка».

развитие координации речи и движения, активизация глагольной лексики

«Яблочко настроения»

Цели: Формирование умения выражать свои эмоции с

помощью мимики и жестов; воспитание эмоциональной

отзывчивости.

Ход: Детям предлагается рассмотреть «яблочки настроения»,

после этого каждый ребёнок выбирает понравившееся ему

«яблочко» и передаёт жестами и мимикой те эмоции,

которые изображены на нём.

Другие дети отгадывают.

«Серебряный колокольчик»

Цель: Развитие позитивного взаимодействия в детском

коллективе; освоение детьми передачи эмоций радости,

удивления.

Ход: Воспитатель: Ребята, посмотрите в окно, зима пришла?

Мороз звенит в серебряный колокольчик и весело говорит:

«Зима пришла!» мороз подарил мне этот колокольчик, чтобы

я и вам сообщила эту радостную весть, а вы передали бы

друг другу. Но обязательно позвоните в колокольчик с

улыбкой и радостно скажите своему соседу: «Зима

пришла!». Так, передавайте друг другу колокольчик, пока он

не вернётся к ведущему.

«Мяч по кругу»

Цели: Развитие коммуникативных способностей.

Развитие внимания и общей координации.

Описание игры: Детям предлагается передавая мяч по кругу,

глядя в глаза улыбнуться друг другу.

«Весёлый паровозик»

Цели: Развитие сплочённости группы детей, умения сообща

преодолевать препятствия. Активизация словарного запаса

(называние определений).

Ход: Ведущий является «паровозиком», который должен

составить поезд из детей. Ребятам отводится роль

«вагончиков». «Паровозик» поочередно подъезжает к

каждому из «вагончиков» и знакомится с ним. При

назывании имени можно попросить ребят придумать для

себя одно хорошее слово, например:

Я веселый паровозик Лена, а ты кто?

А я красивый вагончик Саша.

Поехали.

Дети едут за следующим «вагончиком», и так до тех пор,

пока не соберется целый веселый поезд. Затем дети встают

друг за другом и держат стоящего впереди за пояс. В таком

положении они преодолевают различные препятствия:

Подняться и сойти со стула («Нужно переехать через горы»).

Проползти под столом («Въехали в тоннель»).

Пробраться через «дремучий лес».

Тихо-тихо проехать по «заколдованному лесу», чтобы «не

попасть в лапы диких животных».

На протяжении всего упражнения дети не должны

отцепляться от своего партнера. Поезд, который прибудет к

финишу в полном составе, награждается («Паровозик и

вагончики были очень внимательными, заботились друг о

друге и поэтому никого не потеряли в пути»).

«Пожалей котёнка»

Цели: Развитие коммуникативного общения; воспитание

эмоциональной отзывчивости.

Ход: Появление игрового персонажа Котёнка, который

плачет и рассказывает, как ему плохо, оттого, что его бросила

хозяйка. Обсуждение с детьми, как можно помочь котёнку,

как его пожалеть. Детям предлагаются речевые формы

высказываний, как можно обратиться к котёнку, пожалеть

его. Затем дети по очереди жалеют котёнка.

« Да-да и нет-нет».

Цель: Определение своего места в окружающем мире.

Развитие согласованности детей в группе.

Развитие речевой интонации.

Описание игры: Дети стоят вокруг ведущего, который задает

Детям предлагается отвечать сначала тихо, затем чуть-чуть

и совсем громко. Словами да-да или нет-нет.

Ведущий: «Я прошу вас ответить вместе и очень тихо:

Вы котята? Дети отвечают: «нет-нет» (тихо)

А теперь погромче вы котята?

А теперь еще громче Вы котята

А сейчас ответьте тихо вы дети и т.д.

Можно задать вопросы: Вы цветы Вы цыплята Вы куклы?

« Котята»

Цель: Развитие эмоциональной зрительной памяти и

внимания.

Стимулирование речевой активности.

Активизация моторной и мышечной деятельности.

Описание игры:

Ведущий произносит слова, а дети - «котята» повторяют

движения за словами:

«Вот настало утро, проснулись котята, потянулись и

улыбнулись котята. Молочко попили, рыбки попросили.

Нет у кошки-мамы рыбки для котят.

Загрустили котята. Обнялись котята.

Вдруг веселый мячик, прыг - скок, прыг-скок.

Котятам весело играть, прыгают котята, прыг-скок.

А потом устали, на пол упали и уснули.

А часики тик-так, тик- так, а котята спят и спят».

«Доброе животное»

Цели: Объединение детей в группу.

Развитие слухового внимания.

Описание игры: дети встают в круг и берутся за руки.

Ведущий- педагог говорит: « Мы одно большое доброе

животное, давайте послушаем, как оно дышит» Все

прислушиваются к своему дыханию и стараются дышать

вместе. А теперь послушаем, как

Стучит сердце доброго животного». Дети вместе произносят:

«Тук-тук».

« Подари улыбку другу»

Цель: Развитие мимики. Активизация эмоциональной

памяти. Развитие положительного отношения друг к другу.

Описание игры:

1. Дети стоят в кругу ведущий предлагает найти себе пару,

покружиться, улыбнуться друг другу, погладить друг друга

по голове, обняться. Разбежаться и снова найти, но другую

2.Детям предлагается повторять движения за словами:

«Светит солнышко в окошко, а глазки наши, как лучики

солнца, посмотрели друг на друга, улыбнулись. Правую

руку положили на сердечко, послушали, как оно стучит, и

собрали в кулачок солнечный лучик и отдали другу».

Дети зовут его по разному, ребенок отгадывает по голосу кто

его зове т.

10.«Веселый клоун»

Цель: Развитие мимики и пантомимики. Развитие речевой

интонации.

Формирование умения управлять своими эмоциями.

Описание игры:

В гости к детям пришел клоун, он решил поиграть с детьми.

Дети двигаются и выполняют движения за клоуном.

Действия: чистить зубы, умывается, одевается, идет.

Передает чувства: светит солнышко, идет дождь, болит

живот, потерял игрушку, ест мороженное.

Имитация движений животных: заяц, медведь, слон, белка,

«Зеркала»

Цель: развитие наблюдательности и коммуникативных

Количество играющих: группа детей.

Описание игры: выбирается ведущий. Он становится в

центре, дети обступают его полукругом. Ведущий может

показывать любые движения, играющие должны повторить

их. Если ребенок ошибается, он выбывает. Победивший

ребенок становится ведущим.

Комментарий: необходимо напомнить детям, что они -

«зеркало» ведущего, т. е. должны выполнять движения той

же рукой (ногой), что и он.

СЛУШАЙ КОМАНДУ

Цель. Развивать внимание, произвольность поведения.

Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети

идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка

прекращается. Все останавливаются, слушают

произнесенную шепотом команду ведущего (например:

«Положите правую руку на плечо соседа») и тотчас же ее

выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают

ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных

движений. Игра проводится до тех пор, пока группа в

состоянии и хорошо слушать, и выполнять задание.

Игра поможет воспитателю сменить ритм действий

расшалившихся ребят, а детям – успокоиться и без труда

переключиться на другой, более спокойный вид

деятельности.

«Ау!»

Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового

восприятия.

Описание игры: один ребенок стоит спиной ко всем

остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему:

«Ау!» - и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

Комментарий: игра косвенно стимулирует интерес детей

друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо

использовать в процессе знакомства детей друг с другом.

Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче

преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при

знакомстве.

14.ПЕРЕДАЙ МЯЧ

Цель. Снять излишнюю двигательную активность.

В кругу, сидя на стульях или стоя, играющие стараются как

можно быстрее передать соседу мяч, не уронив его. Можно в

максимально быстром темпе бросать мяч или передавать его.

15. «КОГО УКУСИЛ КОМАРИК?»

Цель: способствовать развитию взаимопонимания между

Дети садятся в круг. Ведущий проходит по внешней стороне

круга, гладит детей по спинам, а одного из них незаметно от

других тихонько щиплет - «кусает комариком». Ребенок,

которого «укусил комарик», должен напрячь спинку и плечи.

Остальные внимательно разглядывают друг друга и

угадывают, «кого укусил комарик».

16. «ДВЕ ИГРУШКИ - ПОМЕНЯЕМСЯ МЕСТАМИ»

Цель: развитие моторной ловкости, внимания, координации

движений, сотрудничества.

Описание игры: дети становятся в круг, а ведущий

одновременно бросает игрушки двум игрокам, которые

должны быстро поменяться местами.

Комментарий: игра проводится в достаточно высоком темпе,

чтобы увеличить ее интенсивность и сложность. Тем более

что детям дошкольного возраста еще достаточно трудно

выполнять действия разной направленности (как в данной

игре - поймать игрушку, увидеть того, кому досталась

вторая и поменяться с ним местами).

17. «РАЗДУВАЙСЯ, ПУЗЫРЬ

Цель: развитие чувства сплоченности, развитие внимания.

Описание игры: дети стоят в кругу очень тесно - это

«сдутый пузырь». Потом они его надувают: дуют в кулачки,

поставленные один на другой, как в дудочку. После каждого

выдоха делают шаг назад - «пузырь» увеличивается, сделав

несколько вдохов, все берутся за руки и идут по кругу,

приговаривая:

Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, Оставайся такой,

да не лопайся!

Получается большой круг. Затем воспитатель (или кто-то из

детей, выбранный ведущим) говорит: «Хлоп!» - «пузырь»

лопается, все сбегаются к центру («пузырь» сдулся) или

разбегаются по комнате (разлетелись пузырьки).

18. «Кто к нам в гости пришел?»

Цель игры: учить детей переключать свое внимание с себя на

окружающих, брать на себя роль и действовать в

соответствии с ней.

Ход игры. В начале игры ведущий объясняет детям, что

сейчас они будут встречать гостей. Задача детей - угадать,

кто именно пришел к ним в гости. Из числа детей ведущий

выбирает игроков, каждому из которых дает определенное

задание - изобразить животное. Делать это можно

посредством жестов, мимики, звукоподражаний. (Игрок,

изображающий собаку, может "помахивать хвостиком"-

махать сзади рукой и лаять и т.д.). Игроки, изображающие

животных, выходят к детям-зрителям по очереди. Зрители

должны догадаться, кто именно пришел к ним в гости,

приветливо встретить каждого гостя и усадить его рядом.

19. «Чей предмет?»

Цель игры: научить детей проявлять внимание к другим

Ход игры: педагог заранее подготавливает несколько

предметов, принадлежащих разным детям. Дети закрывают

глаза. Педагог выжидает некоторое время, давая

возможность детям успокоиться и сосредоточиться, затем

предлагает открыть глаза и показывает предмет,

принадлежащий одному из детей. Дети должны вспомнить,

кому принадлежит эта вещь. Хозяин предмета не должен

подсказывать. В игре могут участвовать такие предметы, как

заколка для волос, значок и т. д.

20. «Мы на карусели сели».

Цель: развитие координации речи и движения, слухового

внимания, партнёрских отношений.

Дети выбирают себе пару и берутся за руки. Все движения

выполняются по тексту.

Мы на карусели сели, закрутились карусели.

Вверх летели, вниз летели,

Вверх летели, вниз летели.

По очереди приседают и встают.

А теперь с тобой вдвоём мы на лодочке плывём.

Дети садятся на пол, держатся за руки и упираются друг

другу ступнями ног.

Ветер по морю гуляет, ветер лодку наклоняет,

Вправо, влево нас качает.

Покачиваются из стороны в сторону.

А теперь с тобой вдвоём быстро к берегу гребём.

К берегу пристала лодка, мы на берег спрыгнем ловко. И

поскачем по лужайке словно зайки, словно зайки.

Дети имитируют «зайцев» и прыгают врассыпную по залу.

21. «Назови себя»

Цель: учить представлять себя коллективу сверстников.

Возраст: 3-5 лет.

Ход: ребёнку предлагают представить себя, назвав своё имя

так, как ему больше нравится, как называют дома или как он

хотел бы, чтобы его называли в группе.

22. «Птичка».

Цель: активизация словарного запаса

Коммуникативные игры: 25 интересных коммуникативных игр для развития общения для детей и взрослых.

Коммуникативные игры.

Коммуникативные игры – так называют игры для развития умения общаться, умения сотрудничать и взаимодействовать с людьми в разнообразных жизненных ситуациях. В коммуникативные игры можно играть и дома, и во дворе, в детском центре, на празднике или семейной вечеринке, на тренинге или использовать как минутки отдыха после занятий. В статье собраны игры, которые я использую в своем общении с детьми и которые нами очень любимы. По секрету сообщу, что играла в них и с педагогами, когда проводила с ними занятия по теме развития общения у детей. И даже «взрослые тети» играли в них с удовольствием!

Желаю Вам радостных игр! Начинайте играть в коммуникативные игры вместе с нами.

Коммуникативная игра 1. «Здравствуйте»

Нужно успеть за ограниченное время (1 минута или пока звучит музыка) поздороваться с как можно большим количеством присутствующих людей. Заранее оговаривается способ, с помощью которого мы будем приветствовать друг друга – например, пожать друг другу руки. В конце игры подводятся итоги – сколько раз успели поздороваться, не остался ли кто-то без приветствия, какое сейчас настроение у игроков.

Коммуникативная игра 2. «Путанка»

В этой коммуникативной игре может быть два варианта.

Вариант 1. «Путанка в кругу». Игроки встают в круг и берутся за руки. Руки расцеплять нельзя! Игроки запутывают круг – не расцепляя рук, перешагивая через руки, оборачиваясь и так далее. Когда путанка готова, в комнату приглашается водящий. Ему нужно распутать игроков обратно в круг, не расцепляя их рук.

Это очень веселая и увлекательная игра, в которую с огромным удовольствием играют и малыши, и подростки, и взрослые. Попробуйте – Вам понравится!

Вариант 2. «Змейка» (автор варианта – Н.Ю. Хрящева). Игроки встают в линию и берутся за руки. Затем они запутываются (первый и последний игроки – то есть «голова» и «хвост» змеи проходят под руками игроков, переступают через руки и так далее). Задача водящего – распутать змею, не расцепляя рук игроков.

Коммуникативная игра 3. «Паровозик»

Игроки встают друг за другом. Первый в цепочке – это паровоз. У него глаза открыты. У всех остальных игроков – «вагончиков» — глаза закрыты. Паровоз везет свой поезд и прямо, и змейкой, и с препятствиями. Задача «вагончиков» – идти за «паровозом» вперед, не расцепляя рук. Задача «паровоза» — идти так, чтобы не растерять вагончики сзади себя. Если «вагончик» отцепился, то поезд «ремонтируется» и отправляется дальше.

Коммуникативная игра 4. «Кенгуру и кенгуренок»

Играют парами. Один игрок – «кенгуру». Он стоит. Другой игрок – «кенгуренок». Он встает к кенгуру спиной и приседает. Кенгуру и кенгуренок берутся за руки. Задача игроков в паре – дойти до окна (до стены). В игру можно играть даже с самыми маленькими детками и дома, и на прогулке.

Коммуникативная игра 5. «Зеркало».

Игроки делятся на пары. Один игрок в паре – это зеркало. «Зеркало» синхронно повторяет все движения второго игрока в паре. Затем они меняются местами. Это не так просто, как кажется на первый взгляд – попробуйте в роли зеркала не отставать от игрока!

Затем, когда дети освоят вариант игры в парах, можно будет играть в эту игру и с группой детей. Дети стоят в линию, а водящий находится перед ними лицом к игрокам. Водящий показывает движение, а вся группа синхронно за ним повторяет это движение (обратите внимание – группа повторяет зеркально, то есть если водящий поднял правую руку, то «зеркало» поднимает левую руку).

Коммуникативная игра 6. «Держи мяч»

В этой игре мы научимся подстраиваться в своих движениях к движениям партнера по игре.

Игроки встают парами и держат один общий большой мяч. Каждый игрок держит мяч двумя руками. По команде игроки должны присесть, не выронив мяч из рук, пройти с ним по комнате, попрыгать вместе. Главная задача – действовать согласованно и не выронить мяч.

Когда игроки без проблем будут держать мяч двумя руками, задача усложняется – мяч нужно будет удержать только одной рукой у каждого игрока в паре.

Коммуникативная игра 7. «Любимая игрушка»

Все встают в круг. В руках у ведущего игры мягкая игрушка. Он говорит о ней несколько слов – комплиментов: «Здравствуй, мышонок! Ты такой веселый. Мы очень любим с тобой играть. Поиграешь с нами?». Далее ведущий предлагает детям поиграть с игрушкой.

Игрушку передают в кругу, и каждый игрок, получивший ее, говорит об игрушке ласковые слова: «У тебя такая симпатичная мордочка», «Мне так нравится твой длинный хвостик», « Ты очень забавный», « У тебя такие красивые и мягкие ушки».

Игру можно проводить даже с маленькими детьми – предлагая им начало фразы, которую закончит малыш: «Ты очень…», « У тебя красивые…».

Коммуникативная игра 8. «Приветствие» («Хлопушка»).

Я очень люблю разные ритуалы, придуманные с детьми. Нам, взрослым, очень часто кажется, что это мелочь, ерунда. Но как же важны они для детей!

Мы с детьми делаем при встрече «хлопушку». Все встают в круг, руки вытягиваем вперед. Я открываю ладонь, дети кладут на мою ладошку свои ладошки одна на другую (получается «горка» из наших ладошек). Затем мы поднимаем эту «горку» вверх и все вместе делаем по команде «хлопушку». Я говорю: «Раз, два, три» (на эти слова мы поднимаем руки и тянемся вверх – причем тянемся очень высоко как только можем достать, не разъединяя рук) . «Хлоп!» На слово «хлоп» наша общая хлопушка хлопает к всеобщей радости – руки быстро разводятся в стороны «фонтаном».

Если детей мало, то во время круга до хлопка мы приветствуем друг друга: «Здравствуй, Таня (Танины ладошки легли в нашу «хлопушку»), здравствуй, Саша» и так далее.

Коммуникативная игра 9. «Иголочка и ниточка» (народная игра).

Все игроки становятся друг за другом. Один игрок – иголка. Другие игроки – нитка. «Иголка» бегает, меняя направление движения – и прямо, и змейкой, и по кругу, с резкими поворотами и плавно. Остальные игроки должны не отставать и подстраиваться в своих действиях под свою команду.

Коммуникативная игра 10. «Что изменилось?»

Игроки делятся на две группы. Одна группа будет загадывать, другая – отгадывать. Те, кто будет отгадывать, выходят из комнаты. Игроки, оставшиеся в комнате, вносят несколько изменений в свой внешний вид. Например, можно взять чужую сумочку себе на плечо или расстегнуть одну пуговицу на рубашке, завязать новую резиночку на косичку, поменяться местами, изменить прическу. Когда игроки готовы, они зовут товарищей в комнату. Другая команда должна угадать, что изменилось. Затем команды меняются местами. В игру можно играть не только командой, но и даже парой.

Хорошо, если в комнате, где будут происходить изменения, будет зеркало – это очень удобно. Но можно обойтись и без него и поиграть в эту игру даже в турпоходе. Получается очень весело. Припасите для этой игры реквизит (платочки на шею, ремешки, заколки и другие вещи, с помощью которых можно вносить изменения в свой внешний вид).

Коммуникативная игра 11. «Комплименты».

Все игроки стоят в кругу и по очереди говорят друг другу комплименты. В комплиментах можно отметить и настроение, и внешний вид, и личные качества и многое другое.

Это очень приятная игра – попробуйте.

Коммуникативная игра 12. «Угадай»

Все игроки сидят на ковре. Один игрок – водящий – поворачивается ко всем спиной. Игроки по очереди поглаживают его по спине. Задача водящего – отгадать, кто его сейчас погладил. Затем игроки меняются местами, чтобы каждый смог побыть в роли ведущего. Игру можно проводить не только на ковре, но и стоя (например, на прогулке).

Аналогичную игру можно провести в другом варианте – позвать водящего по имени – получится игра «Угадай, кто позвал».

Коммуникативная игра 13. «Найди своего ребенка»

Это игра для семейных групп и семейных праздников. Игра любимая, замечательная, веселая, уже много раз сыгранная нами. Очень ее люблю!

Игроки делятся на две команды. В одной команде — родители, в другой – их дети. Родителям по очереди завязываются глаза, и им нужно найти своего ребенка среди всех других детей на ощупь. Детям запрещено при этом что-либо говорить и подсказывать. Наоборот, нужно запутать родителей – например, поменять кофту или снять бантик с волос, перебежать в другое место комнаты, присесть (чтобы не догадались по росту) и так далее. Как только родитель угадал своего малыша, он говорит: «Вот Аня!» (называет имя ребенка) и снимает повязку. Если родитель не угадал – то он получает фант, который отыгрывается в конце игры.

Игра замечательная, всегда играем с удовольствием. Поиграйте с друзьями!

Коммуникативная игра 14. «Хромая уточка»

Уточка сломала лапку, и теперь плохо ходит. Ее роль выполняет один из детей. Ребенок, играя роль, уточки, старается показать, как ему больно, плохо и грустно. Все другие дети его утешают, гладят, говорят ласковые слова, обнимают, поддерживают. Можно играть так, чтобы дети сами выполняли роли, а можно использовать игрушки и говорить за них. В этой коммуникативной игре малыши учатся проявлять сочувствие.

Коммуникативная игра 15. «Ищу друга».

В эту игру можно играть только в большой группе детей. Вам понадобится набор картинок или набор игрушек (2-3 мишки, 2-3 зайчика, 2-3 куклы, 2-3 уточки и так далее). Каждому ребенку выдается одна игрушка или одна картинка, у которой есть «друзья» — такие же картинки.

Детям предлагается найти друзей для своей игрушки (найти парные игрушки, то есть для зайчика найти других зайчиков, для мишки – других мишек). Под музыку дети ищут друзей. Когда друзья для игрушки найдены, дети с игрушками дружно и весело танцуют под музыку.

Это игра для маленьких детей, которые еще только учатся взаимодействовать друг с другом.

Коммуникативная игра 16. «Поймай взгляд»

Эта игра развивает взаимопонимание. Ведет игру взрослый.

Игроки сидят на ковре или на стульях. Ведущий смотрит на игроков, а потом на ком-то из них останавливает взгляд на несколько мгновений, как бы подозвав его к себе. Тот, на ком остановился взгляд ведущего, должен встать. Задача игроков – по взгляду угадать, когда тебя вызывает ведущий игры.

Затем, когда игроки освоятся с правилами игры, водят дети и пытаются по взгляду понять друг друга.

В игру можно играть не только с группой детей, но и в семье.

Коммуникативная игра 17. «Поменяйтесь местами»

Все мы разные, но у нас столько общего! В этом мы убедимся в ходе игры.

Игроки либо стоят в кругу, либо сидят на стульях. Ведущий игры предлагает поменяться местами тем, кто …. (Далее идут задания: «Поменяйтесь местами те, кто любит конфеты», «Кто каждый день убирает свою постель», «У кого дома есть кошка» и так далее).

Коммуникативная игра 18. «Я хочу с тобой дружить»

Эта игра разработана О.В. Хухлаевой. Игра помогает наладить доброжелательную обстановку в группе взрослых и детей.

Водящий говорит: «Я хочу подружиться…» и далее описывает одного из участников группы. Участник, который догадался, что описывают именно его, быстро подбегает к водящему и жмет ему руку. И сам становится водящим в игре.

Очень приятная и доброжелательная игра.

Коммуникативная игра 19. «Коробка с секретом»

Эта коммуникативная игра также предложена и описана О.В. Хухлаевой. Вам понадобится достаточно большая картонная коробка (например, из-под компьютера или другой бытовой техники). Ее всегда можно найти у знакомых. В этой коробке Вам нужно будет прорезать большие отверстия – такие, чтобы в них свободно пролезла рука. Всего нужно сделать 4-6 отверстий. Играют соответственно 4- 6 человек (сколько отверстий в коробке, столько и игроков может быть в Вашей игре). Игроки просовывают руку в коробку (ведущий в это время придерживает коробку на столе), там находят чью-то руку, с ней знакомятся и угадывают, кто это был, с чьей рукой они только что познакомились.

Очень веселая и озорная игра! Она интересна и взрослым тоже.

Коммуникативная игра 20. «Шарики»

Игрокам нужно взяться за руки и образовать замкнутую фигуру любой формы. Если играют много людей, то нужно предварительно разделить их на команды. В команде может быть несколько игроков (4-6 человек).

Каждой команде выдается 3 воздушных разноцветных шарика. Задача команды — нужно, не расцепляя рук, удерживать свои шарики в воздухе как можно дольше (можно подкидывать шарики и плечом и даже коленом, дуть на них и использовать все способы, которые придут Вам в голову). Побеждает команда, которая дольше всех удержала шарики в воздухе.

Если играют взрослые – то в ходе игры можно добавить каждой команде еще по 2 шарика – это намного сложнее и интереснее!

Для самых маленьких детей нужно предложить 1 шарик, который удерживает в воздухе пара – тройка игроков. Играть с малышами можно не только с шариком, но и с пушинкой из ваты, на которую нужно дуть (русская народная старинная игра).

Коммуникативная игра 21. «Звериное пианино».

Эта коммуникативная игра разработана О.В. Хухлаевой и развивает умение сотрудничать друг с другом. Дети садятся в одну линию (получается клавиатура фортепиано). Ведущий игры (взрослый) раздает каждому ребенку его голос – звукоподражание (мяу, хрю, гав, му, кококо, гага и другие). Ведущий, то есть «пианист», дотрагивается до голов детей («играет на клавишах»). А «клавиши» издают каждая свой звук.

Можно играть и на коленках – клавишах. Тогда можно ввести в игру еще и громкость звука. Если пианист легко дотронулся до клавиши – она звучит очень тихо, еле слышно, если сильнее – то громко. Если сильно – то «клавиша» говорить громко.

Коммуникативная игра 22. «Снежный ком».

Эта игра хороша для знакомства, но может использовать и в других случаях. Играют так. Первый игрок называет свое имя. Следующий игрок называет имя первого игрока и свое имя. Третий игрок – имя первого и второго игрока и добавляет свое имя. И так по кругу. Заканчиваем тем, что первый игрок называет все имена. Имена очень легко запоминаются в этой гире.

Не обязательно в этой коммуникативной игре называть имена – можно называть, кто что любит или не любит, у кого какая мечта, кто откуда приехал (если играем с детьми в загородном лагере) или у кого какое домашнее животное (то есть что говорим можно выбирать и придумывать самим в зависимости от темы)

Коммуникативная игра 23. «Рассмеши Несмеяну».

Один игрок – это Несмеяна. Все другие пытаются рассмешить Несмеяну. Тот, кому это удается – становится Несмеяной в следующей игре.

Коммуникативная игра 24. «Конспиратор»

Эта игра разработана В. Петрусинским. Все игроки встают в круг. Водящий находится в центре круга. У него завязаны глаза. Игроки водят хоровод вокруг водящего. Как только водящий говорит: «Стоп», хоровод останавливается. Задача водящего – узнать на ощупь игроков. Если водящий узнал игрока, то игрок выходит из игры. Задача – стать лучшим конспиратором, то есть сделать так, чтобы тебя совсем не узнали или узнали последним.

Очень веселая и занимательная игра. Что только не делают дети – встают на стул или ползут на четвереньках, маскируют свою прическу под кепкой и перевязывают бант платья наоборот (со спины, где он был, на живот). Попробуйте – Вам понравится!

Коммуникативная игра 25. «Уши – нос – глаза».

Все игроки стоят в кругу. Ведущий начинает говорить вслух и одновременно показывать на себе часть тела: «Уши-уши» (все показывают уши), «Плечи – плечи» (все показывают плечи), «Локти – локти» (все показывают локти). Затем водящий начинает специально путать игроков: показывает одну часть тела, а называет другую. Дети должны в случае ошибки водящего не повторять за ним движение. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

В эту игру с равным восторгом играют и малыши, и подростки. Она подходит также для изучения иностранных языков. Словарь игры (называемые части тела) зависит от возраста играющих детей. Самым маленьким достаточно назвать известные им части тела – нос, уши и другие. Для более старших – можно использовать более сложные слова – подбородок, локти, лоб, брови и другие.

Коммуникативная игра 26. «Дорисуй рисунок».

Игра очень простая. В нее можно играть даже вдвоем. Один человек начинает рисовать – рисует на листе бумаге закорючку. Второй игрок пары продолжает рисунок и вновь передает бумагу и карандаш первому игроку. Первый игрок снова продолжает и так до тех пор, пока рисунок не будет закончен.

Если играть с группой, то игра проводится немного по-другому. Все игроки сидят в кругу. Они одновременно начинают рисовать рисунок на листе бумаги и по сигналу ведущего передают свой рисунок соседу слева. А сами получают рисунок от соседа справа. Каждый игрок дорисовывает полученную закорючку и по сигналу ведущего снова передает лист бумаги соседу слева. Так по кругу двигаются все рисунки до сигнала ведущего об окончании игры. Затем получившиеся рисунки рассматриваются. Обсуждаем, что было задумано первым игроком, который начинал рисовать, и что получилось.

Игра дает возможность проявить себя всем детям, здесь фантазия ничем не скована. В эту игру с удовольствием играют даже очень застенчивые дети.

Коммуникативная игра 27. «Разговор через стекло».

Играют парой. Один игрок как будто находится в магазине. А второй – на улице. Но они забыли договориться о том, что нужно купить в магазине. Игрок «на улице» жестами передает игроку «в магазине», что ему нужно купить. Кричать бесполезно: стекло толстое, не услышат. Можно объясняться только жестами. В конце игры игроки обмениваются информацией – что нужно было купить, что понял покупатель из жестов своего товарища по игре.

Можно в эту игру играть и командами. Одна команда загадывает и ее представитель показывает жестами, что загадано. Другая команда отгадывает. Потом команды меняются ролями.

Игра интересна как детям, так и взрослым. «Ходить» можно в разные магазины – и в «детский мир», и в «зоомагазин», и в «супермаркет».

Коммуникативная игра 28. Скульптор и глина.

Для это коммуникативной игры с дошкольниками Вам понадобятся картинки (фотографии) людей в различных позах. Их можно скопировать в Интернете и распечатать.

Играют парами. Один ребенок в паре – скульптор, другой – глина. Каждая пара получает картинку с изображением человека в определенной позе. Эту фигуру ребенку — «скульптору» нужно вылепить из своей «глины». Разговаривать нельзя, ведь глина не понимает слов, можно просто «лепить». Затем «скульптор» и «глина» меняются ролями.

С подростками и взрослыми можно использовать более сложные варианты игры: например, вылепить целую скульптурную группу из нескольких людей на заданную тему. А потом поменяться ролями.

Коммуникативная игра 29. Слепой и поводырь.

В эту игру играют парой. Один игрок в паре – слепой. Ему завязывают глаза. Другой должен провести его от одного конца комнаты в другой ее конец. Заранее до начала игры в комнате создают препятствия – ставят коробки, игрушки, стулья и раскладывают другие предметы. Поводырю надо провести «слепого» так, чтобы он не споткнулся. После этого игроки меняются ролями.

Коммуникативная игра 30. «Конкурс хвастунов».

Это игра разработана Е. О. Смирновой (очень рекомендую педагогам ее книгу «Общение дошкольников со взрослыми и сверстниками», издательство Мозаика – Синтез, в которой Вы найдете систему замечательных игр с дошкольниками для развития общения).

Игроки сидят в кругу. Ведущий предлагает провести конкурс хвастунов. И выиграет в нем тот, кто лучше всего похвастается… соседом справа! Нужно рассказать о своем соседе, что в нем хорошего, что он умеет, какие поступки совершил, чем он Вам нравится. Задача – найти в своем соседе как можно больше достоинств.

Дети могут называть любые достоинства (с точки зрения взрослых, это может быть и не достоинства – например, очень громкий голос — но нам важно мнение ребенка)!

Хотя эта коммуникативная игра предназначена для детей, в нее очень хорошо поиграть в коллективе сотрудников на работе. Мы играли, и все были очень довольны! Так приятно похвалить коллег и услышать слова их поддержки в свой адрес.

Автор публикации: Валасина Ася, автор сайта «Родная тропинка», ведущая Интернет-Мастерской развивающих игр «Через игру — к успеху!», кандидат педагогических наук, специалист в области дошкольной педагогики и методики развития речи детей.

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Картотека игр:

для социально-личностного развития дошкольников.

Цель: развивать слуховое восприятие.

Детям предлагается поймать в группе воображаемую мышь, взять ее в руки, погладить, понаблюдать за ней, попрощаться и отпустить мышку.

2 «Колокольчик»

Цель: развивать внимание детей.

На первоначальном этапе воспитатель показывает детям колокольчик, предлагает послушать как он звучит. Затем постепенно вводит правило: если колокольчик зазвенит, нужно отложить все свои дела и направить внимание на воспитателя.

3 «Руки – ноги»

Цель: развивать внимание, сообразительность и находчивость.

Детям предлагается выполнять простые движения по сигналу воспитателя: по хлопку поднимают руки вверх, по двум хлопкам- встают. Если руки уже подняты, а звучит один хлопок, их нужно опустить, а если дети уже стоят, по двум хлопкам они должны сесть. Меняя последовательность и темп хлопков, воспитатель пытается сбить детей, тренируя их собранность.

4 «Разведчики»

Цель: развивать умение спокойно общаться друг с другом.

Каждый ребенок по сигналу, не сходя с места, находит глазами того, кто смотрит именно на него и останавливает на нем свой взгляд. Некоторое время «разведчики» остаются неподвижными, смотря друг другу в глаза. Так складываются пары, которые потом могут выполнять определенное задание.

5 «День наступает- все оживает, ночь наступает – все замирает»

Цель: развивать умение сотрудничать, достигать желаемого результата.

После слов «День наступает- все оживает! Участники игры движутся хаотично (бегают, прыгают и т.п.). Когда воспитатель произносит: «Ночь наступает – все замирает!» дети застывают в причудливых позах. Постепенно игра усложняется, когда задается «условие дня»: каждый участник должен совершать определенные движения в общей для всех ситуации, например: сбор урожая, зоопарк, железнодорожный вокзал и т.д. При этом дети могут объединятся в пары или небольшие группы.

6. «Замри!»

Цель: развить умение слушать, организованность.

Смысл игры в простой команде воспитателя «Замри!», которая может раздаться в разные моменты деятельности детей, в самых разных ситуациях.

7 «Слухачи»

Цель: развивать организованность, умение слушать и слышать.

Выбирается водящий (или команда из трех самых активных, разыгравшихся детей), он (они) выходят из помещения. Остальные дети загадывают слово, например «бумага», делятся на три группы (по количеству слогов в слове), выбирают известный музыкальный мотив – один на всех. Когда водящий(ие) ходит(ят) между поющими и пытает(ют)ся догадаться, какое слово было задумано.

8 «Клеевой ручеёк»

Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.

Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия.

Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.

1. Подняться и сойти со стула.

2. Проползти под столом.

3. Обогнуть “широкое озеро”.

4. Пробраться через “дремучий лес”.

5. Спрятаться от диких животных.

Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга.

9 «Соберемся вместе»

Цель: координировать индивидуальные действия, развивать умение устанавливать партнерские отношения в коллективе.

Участники разбиваются на небольшие группы по шесть человек. Ведущий предлагает самые разнообразные задания:

Построится в ряд с определенной нумерацией цифр; в соответствии с предложенной цветовой гаммой или цветом на одежде;

Построится в соответствии с номером дома;

Найти свой способ построения группы.

10 «Волшебная палочка»

Обычный предмет (ручка, карандаш, линейка и тд.) по общему согласию превращаются в волшебную палочку. Дети садятся или встают в круг и передают палочку друг другу в произвольном порядке или по часовой стрелке, при этом произносят фразы согласно ранее установленному правилу, например: передающий называет предмет, а принимающий – действие, которое можно совершить с ним (ковер – лежит), можно называть сказку и ее персонажей.

11 «Кузовок»

Цель: формирование представлений ребенка о возможностях своих и сверстников.

Дети садятся вокруг стола, на котором стоит корзинка. Ведущий, обращается к конкретному участнику: «Вот тебе кузовок, клади в него все что на – ок. Обмолвишься – отдашь залог». Дети по очереди говорят слова, заканчивающиеся на – ок: «Я положу в кузовок клубок и тд.»

Далее разыгрывают залоги: ведущий не глядя, достает из корзинки предмет и спрашивает: «Чей залог вынется, что тому делать?». Участники назначают каждому залогу выкуп, например: спеть песенку, попрыгать, изобразить кого- то и тд.

12 «Туристы и магазин»

Цель: формирование представлений ребенка о возможностях своих и сверстников.

Дети делятся на две команды: первая сооружает из стульев «автобус», вторая делает «прилавок в магазине». Воспитатель предлагает детям выбрать, какой это будет магазин – «Галантерея», «Хозтовары», «Бытовая техника» и тд., подсказывая, если нужно, что в них продается. Участники второй команды решают кто будет продавцом. Затем «продавец» выставляет свой товар – показывает каждому члену команды, какой предмет нужно изобразить и как расположиться (например, коробочка для ниток – ребенок складывает перед собой руки, показывая, что там много разноцветных ниток).

Когда каждый участник команды займет свое место «на прилавке», воспитатель хлопает в ладоши и «товар» замирает, «магазину» подъезжает «автобус» - подходят дети первой команды. Чтобы «туристы» смогли купить «товар», они должны разгадать его: назвать, что изображает участник второй команды. Перед покупкой «турист» может попросить «продавца» показать, как тем или иным «товаром» пользоваться. Игра заканчивается, когда все «товары» раскуплены, «магазин» закрывается, «туристы» уезжают.

Затем участники команд меняются ролями.

13 «Магазин вежливых слов»

Цель: развивать доброжелательность, умение налаживать контакт со сверстниками.

Предварительно с детьми проводится беседа о «волшебных словах».

Воспитатель: У меня в магазине на «полке» лежат вежливые слова: благодарности (спасибо, благодарю), просьбы (прошу тебя, пожалуйста), приветствия (здравствуйте, добрый день, доброе утро), извинения (извините, простите, очень жаль) ласковые обращения (дорогая мамочка, папочка, милая мамочка, бабуля и тд.). Я буду предлагать вам различные ситуации, а вы, чтобы правильно повести себя в них, по очереди подходите к «полке», покупайте у меня нужные слова.

Ситуация1.Мама принесла из магазина вкусные яблоки. Тебе очень хочется их попробовать, но мама сказала, что нужно подождать до обеда.

Как ты ее попросишь, чтобы она все – таки дала тебе кусочек вкусного яблока?

Ситуация 2. Бабушка устала и лежит на диване. Тебе очень хочется, чтобы она дочитала тебе интересную книжку. Как ты поступишь? Как ты ее попросишь?

Ситуация 3. Мама принесла из магазин твой любимый торт. Ты съел свою порцию, но тебе хочется еще. Что ты будешь делать?

Ситуация 4. Утром вся семья собралась за завтраком. Ты встал, умылся, причесался, оделся и пришел на кухню. Как ты себя поведешь? Что скажешь?

14 «Слепец и поводырь»

Цель: развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению.

Дети разбиваются на пары: “слепец” и “поводырь”. Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую “школу доверия”.

По окончанию игры воспитатель просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему?

15 «Волшебные водоросли»

Цель: снятие телесных барьеров, развить умения добиваться цели приемлемыми способами общения.

Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в круг, образованного детьми. Водоросли понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения и могут расслабиться и пропустить в круг, а могут и не пропустить его, если их плохо попросят.

16 «Вежливые слова»

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

17 «Цветик – Семицветик».

Цель: знакомить с различными эмоциональными состояниями; развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.

Детям даётся задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?” или “Если бы у тебя был Цветик - Семицветик, какое бы желание ты загадал?”. Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток, произнося заветные слова с разной эмоциональной окраской.

Лети, лети лепесток, через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,

Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.

Вели, чтобы…

В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

18 «Волшебный букет цветов»

Цель: Учить проявлять внимание к окружающим, устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты.

Оборудование: Зеленая ткань или картон, вырезанные лепесточки для каждого ребенка.

Воспитатель (показывает на лежащий, на полу кусок ткани). Это зеленая полянка. Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эту полянку?

Дети. Грустное, печальное, скучное.

Воспитатель. Как вы думаете, чего на ней не хватает?

Дети. Цветов.

Воспитатель. Не веселая жизнь на такой полянке. Вот так и между людьми: жизнь без уважения и внимания получается мрачной, серой и печальной. А хотели бы сейчас порадовать друг друга? Давайте поиграем в «Комплименты».

Дети по очереди берут по одному лепесточку, говорят комплименты любому ровеснику и выкладывают его на полянке. Добрые слова должны быть сказаны каждому ребенку.

Воспитатель. Посмотрите ребята, какие красивые цветы выросли от ваших слов на этой полянке. А сейчас какое у вас настроение?

Дети. Веселое, счастливое.

Воспитатель, таким образом, подводит к мысли, что нужно внимательней относится друг к другу и говорить хорошие слова.

19 «Игры-ситуации»

Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

Детям предлагается разыграть ряд ситуаций

1. Два мальчика поссорились – помири их.

2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.

3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.

4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.

5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.

6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.

7. Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у библиотекаря.

8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?

9. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.

10. Ребёнок плачет – успокой его.

11. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.

12. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки.

13. Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или бабушке.

14. Дети завтракают. Витя взял кусочек хлеба, скатал из него шарик. Оглядевшись, чтобы никто не заметил, он кинул и попал Феде в глаз. Федя схватился за глаз и вскрикнул. – Что вы скажите о поведении Вити? Как нужно обращаться с хлебом? Можно ли сказать, что Витя пошутил.

20 «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»

Цель: развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.

Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Воспитатель даёт задания

Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки; снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки; ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.

21 «Коврик примирения»

Цель: Развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты.

Придя с прогулки, воспитатель сообщает детям, что два мальчика сегодня поссорились на улице. Приглашает противников присесть друг против друга на «Коврик примирения», чтобы выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Эта игра используется и при обсуждении «Как поделить игрушку».

22 «Изобрази пословицу»

Цель: развить умение использовать невербальные средства общения.

Детям предлагается изобразить с помощью жестов, мимики какую-либо пословицу:

“Слово не воробей – вылетит, не поймаешь”

“Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты”

“Нет друга – ищи, а найдёшь – береги”

“Как аукнется, так и откликнется”

23 «Разговор через стекло»

Цель: развить умение мимику и жесты.

Дети становятся напротив друг друга и выполняют игровое упражнение “Через стекло”. Им нужно представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Одной группе детей нужно будет показать (например, “Ты забыл надеть шапку”, “Мне холодно”, “Я хочу пить…”), а другой группе отгадывать то, что они увидели.

24 «Закорючка»

Цель: Развивать уважение в общении. Учитывать интересы других детей.

Воспитатель предлагает детям волшебный фломастер, который превращает простые закорючки в разные предметы, животных, растения. Первый игрок берет фломастер и рисует на листе небольшую закорючку. Затем предлагает этот лист следующему игроку, который дополнит закорючку так, чтобы получился какой-нибудь предмет, или животное, или растение. Потом второй игрок рисует для следующего игрока новую закорючку и т.д. В конце определяют победителя игры

25 «Пресс-конференция»

Цель: развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ; формировать речевые умения.

Все дети группы участвуют в пресс-конференции на любую тему (например: “Твой выходной день”, “Экскурсия в зоопарк”, “День рождения друга”, “В цирке” и др.). Один из участников пресс-конференции “гость” (тот, кому будут заданы все вопросы) – садится в центр и отвечает на любые вопросы детей.

26 «Пойми меня»

Цель: развить умение ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных ситуациях.

Ребёнок выходит вперёд и придумывает речь из 4-5предложений, Дети должны догадаться, кто говорит (экскурсовод, журналист, воспитатель, литературный герой) и в какой ситуации возможны подобные слова. Например, “И вот все вышли на старт. 5,4,3,2,1 – старт! (Ситуация – соревнование спортсменов, говорит спортивный комментатор).

27 «Без маски»

Цель: развить умения делиться своими чувствами, переживаниями, настроением с товарищами.

Перед началом игры воспитатель говорит ребятам о том, как важно быть честным, открытым и откровенным по отношению к своим близким, товарищам.

Все участники садятся в круг. Дети без подготовки продолжают высказывание, начатое воспитателем. Вот примерное содержание незаконченных предложений:

“Чего мне по-настоящему хочется, так это…”;

“Особенно мне не нравится, когда…”;

“Однажды меня очень напугало то, что…”;

“Помню случай, когда мне стало невыносимо стыдно. Я.

28 «Имя»

Можно предложить ребенку придумать себе имя, которое он хотел бы иметь, или оставить свое. Спросите, почему ему не нравится или нравится его имя, почему бы он хотел, чтобы его называли по-другому. Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценку малыша. Ведь часто отказ от своего имени означает, что ребенок недоволен собой или хочет быть лучше, чем он есть сейчас.

29 «Проигрывание ситуаций»

Ребенку предлагаются ситуации, в которых он должен изображать самого себя. Ситуации могут быть разными, придуманными или взятыми из жизни ребенка. Прочие роли при разыгрывании выполняет один из родителей или другие дети. Иногда полезно меняться ролями. Примеры ситуаций:

Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился, помоги ему успокоиться.

Мама принесла 3 апельсина, тебе и сестре (брату), как ты поделишь их? Почему?

Ребята из твоей группы в детском саду играют в интересную игру, а ты опоздал, игра уже началась. Попроси, чтобы тебя приняли в игру. Что будешь делать, если дети не захотят принять тебя?

(Эта игра поможет ребенку освоить эффективные способы поведения и использовать их в реальной жизни.)

30 «Жмурки»

Эта старая, всем известная игра очень полезна: она поможет ребенку почувствовать себя в роли лидера, что может, в случае успеха, значительно воздействовать на самооценку. Можно играть в классические «Жмурки» (с завязанными глазами «жмурка» ищет детей по голосу и отгадывает на ощупь, кто это); можно дать в руки детям колокольчик и т.д.

Loading...Loading...