Международно правовая охрана природной среды. Международно-правовая охрана окружающей природной среды. международный экологический суд

Международное право охраны окружающей среды, будучи отраслью международного права, базируется на основных принципах международного права : суверенного равенства государств , неприменения силы или угрозы силой, мирного урегулирования международных споров и др. При этом в области МПОС складывается ряд собственных принципов, а некоторые общие принципы международного права приобретают в нем особенное выражение.

Принципы МПОС складываются в процессе развития и кодификации норм этой отрасли международного права, в развитии которой, как указывалось выше, особую роль играют международные организации и конференции, поэтому неудивительно, что и на Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды 1972 г., и на Конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992 г. были приняты документы, содержащие принципы по охране окружающей среды.

Несмотря на то что эти документы не являются источниками международного права, некоторые из сформулированных в них принципов стали правовыми нормами в силу принятия их договорной или обычно-правовой практикой государств. Другие же из принципов, содержащихся в этих документах, не имеют нормативного характера в силу их социально-экономического либо философско-мировоззренческого содержания и являются по существу принципами-идеями, а не принципами-нормами, о которых речь пойдет ниже.

Основополагающим принципом международного права окружающей среды является принцип, согласно которому государства не должны в результате деятельности в рамках их юрисдикции или контроля причинять ущерб окружающей среде других государств или районов за пределами действия национальной юрисдикции. Этот принцип был сформулирован на Стокгольмской конференции 1992 г. (Принцип 21), однако он уходит своими корнями в принцип римского права : "так используй свое, чтобы не причинять ущерб чужому". В современную эпоху международно-правовой принцип непричинения ущерба окружающей среде складывался и развивался главным образом как обычно-правовой принцип. Определенной вехой становления этого принципа считается то, что он был применен в ходе арбитражного разбирательства по делу "Трейл Смелтер" - канадской плавильной компании, деятельность которой неблагоприятно сказывалась в американском штате Вашингтон (арбитражное решение вынесено в 1944 г.). Правда, ценность этого прецедента значительно снижается тем обстоятельством, что арбитражный трибунал, рассматривавший дело, вывел этот принцип из практики не государств, а североамериканских штатов, не являвшихся суверенными государствами. С тех пор, однако, принцип непричинения ущерба стал входить в договорную практику государств, примером чему могут служить прямая ссылка на этот принцип в преамбуле Венской конвенции об охране озонового слоя 1985 г., а также воспроизведение содержания этого принципа в преамбуле Конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г. На Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Принцип 21 получил новое подтверждение в Принципе 2 Декларации Рио-де-Жанейро.

Другим основополагающим принципом международного права окружающей среды является принцип государственного суверенитета над своими национальными природными ресурсами. В сущности он является выражением принципа государственного суверенитета, представляющего собой часть общего международного права. На выделении этого принципа в области окружающей среды настаивали развивающиеся государства, добивавшиеся независимости от богатых государств в деле освоения собственных ресурсов. Принцип нашел отражение в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН "Неотъемлемый суверенитет над естественными ресурсами" от 14 декабря 1962 г. и Стокгольмской декларации 1972 г. и был закреплен во многих договорах в области охраны окружающей среды.

Принцип непричинения государствами ущерба окружающей среде других государств или районов за пределами действия национальной юрисдикции и принцип государственного суверенитета над своими национальными природными ресурсами должны лежать в основе всех остальных норм в этой области международно-правового регулирования. Это основополагающие принципы МПОС.

Благодаря довольно широкой договорной практике в праве окружающей среды складывается принцип, согласно которому государства обязаны уведомлять другие государства о чрезвычайных обстоятельствах или стихийных бедствиях, которые могут привести к вредным для окружающей среды последствиям. Этот принцип включен в такие договоры, как Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г., Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии 1986 г. и др. Данный принцип провозглашается также в Декларации по окружающей среде и развитию, принятой в Рио-де-Жанейро в 1992 г.

Принцип, согласно которому государства должны оказывать помощь другим государствам, окружающая среда которых понесла ущерб от чрезвычайных ситуаций или стихийных бедствий, лежит в основе Конвенции об оказании помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации 1986 г.

В договорной практике государств выделяется принцип, согласно которому государства должны консультироваться с другими заинтересованными государствами относительно планируемой ими деятельности, которая может иметь потенциально неблагоприятные трансграничные последствия. Названный принцип содержится, к примеру, в Конвенции о ядерной безопасности 1994 г. и в Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами 1997 г.

В настоящее время складывается принцип предусмотрительного подхода, согласно которому государства должны относиться осмотрительно к проведению такой деятельности или осуществлению такого проекта, которые могут потенциально привести к ущербу для окружающей среды, несмотря на отсутствие полной научной обоснованности того, что такой ущерб действительно будет причинен. Если данный принцип найдет широкое признание в договорной практике государств, это будет означать перенесение бремени обоснования проекта или деятельности на заинтересованную в этом проекте или этой деятельности сторону. Сейчас он содержится лишь в отдельных документах (в Преамбуле Конвенции о биологическом разнообразии 1992 г., в Бамакской конвенции о запрете импорта в Африку опасных отходов и о контроле за трансграничным перемещением опасных отходов в пределах Африки 1991 г.).

Международное право окружающей среды почерпнуло из национального права некоторых развитых государств принцип оценки воздействия на окружающую среду от планируемой деятельности. Этот принцип был закреплен, в частности, в Протоколе об охране окружающей среды 1991 г. к Договору об Антарктике 1959 г., в Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте 1991 г., а также в Конвенции о ядерной безопасности 1994 г. и в Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим топливом и безопасности обращения с радиоактивными отходами 1997 г.

Принципы уведомления о стихийных бедствиях и чрезвычайных обстоятельствах, оказания помощи в случае таких бедствий и обстоятельств, консультаций относительно планируемой деятельности государств, которая может иметь потенциально неблагоприятные трансграничные последствия, предусмотрительного подхода и оценки воздействия на окружающую среду действуют в качестве международно-правовой нормы применительно к тем или иным объектам охраны или видам деятельности.

Названные принципы МПОС, в особенности принципы предусмотрительного подхода и оценки воздействия на окружающую среду, имеют важное значение в свете проблемы сохранения биосферы и выживания человечества. Поэтому следует работать над тем, чтобы они получили широкое признание в нормотворческой практике государств и, таким образом, превратились в основополагающие принципы МПОС, имеющие общий для всей совокупности его норм характер.

Международно-правовая охрана природных объектов

Защита среды Мирового океана. Основными источниками загрязнения моря являются сбросы нефти, нефтепродуктов и загрязняющих веществ с судов в результате столкновения судов, аварий на установках по добыче полезных ископаемых на морском дне и др.

Из положений Конвенции 1982 г. следует, что в процессе решения государствами проблем загрязнения Мирового океана в первую очередь должны применяться международные стандарты и нормы. Так, согласно Конвенции государства должны в целях предотвращения загрязнения моря от источников на суше или из атмосферы создавать законы и правила, "принимая во внимание при этом согласованные в международном порядке нормы и стандарты". То же относится и к предотвращению загрязнения от деятельности, подпадающей под юрисдикцию государств (на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне), - они должны принимать в этих целях законы и правила с учетом международных рекомендаций. В отношении загрязнения моря с судов государства устанавливают международные нормы и стандарты и принимают специальные законы для судов, плавающих под их флагом или зарегистрированных в них. В отношении захоронения отходов государства принимают законы и правила и стремятся в рамках международных организаций или конференций установить глобальные или региональные нормы для "предотвращения, сокращения или сохранения под контролем такого загрязнения".

Первым международным договором , направленным на предотвращение и сокращение загрязнения моря с судов, явилась Конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г. (с поправками). Она запретила слив в море нефти и нефтеводяной смеси во всей акватории Мирового океана, за исключением случаев аварийного характера. В 1973 г. была заключена новая Конвенция по предотвращению загрязнения с судов, измененная Протоколом 1978 г. (Конвенция МАРПОЛ 73/78). Эта Конвенция заменила Конвенцию 1954 г. и в отличие от нее запретила слив с судов не только нефти и нефтесодержащих смесей, но и ядовитых веществ, сточных вод и мусора, за некоторыми строго ограниченными по объему исключениями. Конвенция МАРПОЛ 73/78 предусматривает освидетельствование нефтяных танкеров и большегрузов как перед вводом в эксплуатацию, так и периодическое. Согласно Конвенции никакой слив нефти и нефтесодержащих смесей недопустим в так называемых особых районах, к которым Конвенция относит районы Средиземного, Балтийского, Черного, Красного морей и "район заливов".

Конвенция МАРПОЛ не затрагивает случаев преднамеренного удаления и захоронения в море отходов и других материалов. Этим вопросам посвящена Лондонская конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г. Под сбросом в Лондонской конвенции понимается любое преднамеренное удаление в море отходов и других веществ с судов, самолетов, платформ и иных искусственно сооруженных в море конструкций, а также преднамеренное захоронение в море судов, самолетов, платформ и иных искусственных сооружений. Конвенция содержит три приложения: в первом приведен перечень веществ, запрещенных к сбросу в море, во втором предусматривается перечень веществ, сброс в море которых требует специального предварительного разрешения, в третьем содержатся положения, которые подлежат рассмотрению при выработке критериев для выдачи разрешений на сброс материалов в море в связи со ст. IV (2). В отношении сброса в море всех остальных веществ Конвенция требует предварительного разрешения общего назначения. Каждое государство - участник Конвенции назначает Компетентный орган для выдачи специальных и общих разрешений.

В 1969 г. была заключена Конвенция относительно вмешательства в открытом море в случае аварий, приводящих к загрязнению нефтью. В 1973 г. Конвенция была дополнена Протоколом, распространившим ее действие на случаи загрязнения веществами иными, чем нефть. Протокол вступил в силу в 1983 г., в 1996 и 2002 гг. к нему принимались поправки, дополняющие список загрязняющих веществ.

Согласно Конвенции стороны могут принимать в открытом море такие меры, которые окажутся необходимыми для предотвращения, уменьшения или устранения серьезной и реально угрожающей их побережью или интересам опасности загрязнения или угрозы загрязнения вследствие аварии. В случаях чрезвычайной срочности эти меры могут приниматься заинтересованным государством без предварительного извещения или консультации с государством флага. В любом случае принимаемые меры должны быть соразмерны действительно причиненному или угрожающему ущербу.

Загрязнение морской среды сливами и сбросами вредных веществ и их захоронением - серьезная, но не единственная проблема охраны природной среды Мирового океана. Специалисты утверждают, что загрязнение от источников, расположенных на суше (промышленных, сельскохозяйственных и иных), представляет не меньшую, если не большую, угрозу морской среде. Во многих странах (США , Скандинавских странах и др.) создано национальное законодательство по управлению деятельностью в так называемой прибрежной зоне (единой с точки зрения регулирования полосе суши и прилегающего к ней морского пояса). Принятая в 1992 г. на Конференции в Рио-де-Жанейро Повестка дня на XXI век предусматривает создание как национального, так и международного природоохранного режима прибрежных зон.

Защита атмосферы и предотвращение изменения климата. Кислотные дожди, глобальное потепление (так называемый парниковый эффект), возникновение озоновых дыр и другие приметы неблагополучного состояния атмосферы привели к созданию международно-правового режима, направленного на предотвращение и уменьшение этих пагубных явлений. Важным этапом создания этого режима стала Женевская конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г., разработанная в рамках Европейской экономической комиссии ООН по требованию Норвегии и Швеции, озабоченных проблемой кислотных дождей в Северной Европе. Сторонами Конвенции являются развитые европейские государства. По Конвенции их обязательства носят общий характер (они касаются обмена информацией, проведения консультаций и сотрудничества в научно-исследовательской деятельности, наблюдения (мониторинга) за качеством атмосферы и др.). В отношении консультаций в Конвенции предусматривается, что государства, осуществляющие или предусматривающие осуществление какой-либо деятельности на своей территории или под своей юрисдикцией, которая вызывает или может вызвать значительную долю трансграничного загрязнения в других государствах, обязаны по соответствующему требованию последних проводить с ними консультации. Эти общие обязательства по Конвенции конкретизируются в дополнительных протоколах, подготовленных в развитие ее положений Исполнительным органом, созданным на основании Конвенции. В протоколах предусматриваются конкретные обязательства государств по сокращению выбросов вредных веществ в атмосферу, в частности серы и окислов азота - главных "виновников" кислотных дождей.

Важнейшей составной частью атмосферы, нуждающейся в особой защите, является озоновый слой (озоносфера), который предохраняет живые организмы на Земле от вредного воздействия коротковолнового ультрафиолетового излучения солнца. Разрушителем озонового слоя является хлор, который входит в состав хлорфторуглеродов и других соединений, которые используются как летучие вещества в аэрозолях и как охладители в холодильных установках. Венская конвенция об охране озонового слоя 1985 г. была призвана защитить озоновый слой. Она предусматривала основополагающие обязательства государств, касающиеся наблюдения, исследований и обмена информацией, принятия надлежащих законодательных и административных мер и их гармонизации, формирования согласованных мер, процедур и стандартов и сотрудничества с международными организациями в целях имплементации. На основании этих положений государства - участники Конвенции в 1987 г. приняли Монреальский протокол, выполнение положений которого должно было бы привести к сокращению на 50% веществ, разрушающих озоновый слой, к 2000 г. Однако то обстоятельство, что Протокол допускал увеличение производства соединений хлора развивающимися государствами на 10% от уровня 1986 г., заставляло сомневаться в его действенности. Вообще было очевидно, что развивающиеся государства, использующие соединения хлора, не справятся с обязательствами по сокращению их производства в связи с финансовыми и техническими трудностями по замене этих веществ на безвредные для озонового слоя аналоги.

Серьезность проблемы сохранения озонового слоя требовала безотлагательного решения. Такое решение было найдено и до сих пор остается уникальным примером сотрудничества развитых и развивающихся государств в недопущении разрушения природного объекта. Принятые в 1990 г. поправки к Монреальскому протоколу предусматривали не только поэтапное сокращение вплоть до полного прекращения производства пяти групп различных веществ, но и создание развитыми государствами фонда помощи развивающимся государствам для приобретения последними новых технологий, без чего выполнение ими требований Протокола было бы невозможно. Протокол также ограничил или запретил торговлю веществами, на которые он распространил свое действие, в отношении государств - неучастников Протокола, что должно ограничить распространение этих веществ в их странах. В настоящее время, очевидно, можно будет проводить сопоставления между созданным тогда фондом помощи развивающимся странам и недавно созданным Зеленым климатическим фондом в рамках Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата 1997 г., когда последний начнет полноценно функционировать.

Необходимость снижения и устранения так называемого парникового эффекта (т.е. глобального потепления климата) является еще одной проблемой международно-правовой охраны атмосферы. Главными причинами потепления климата признаются выбросы в атмосферу СО2 и других веществ (парниковых газов), а также опустынивание (леса поглощают СО2) и уничтожение лесных массивов путем сжигания, в результате чего выбрасывается к тому же дополнительное количество СО2.

Кроме того, по мнению некоторых ученых, существует взаимосвязь между "парниковым эффектом" и уменьшением озонового слоя. В 1992 г. на Конференции в Рио-де-Жанейро была принята Рамочная конвенция ООН об изменении климата.

В самой Конвенции предусмотрены лишь общие обязательства по обмену информацией и другим видам сотрудничества государств. На основании Рамочной конвенции создан ее "высший орган" - Конференция сторон, наделенная правом принимать решения для эффективной имплементации Конвенции, которые согласно ее положениям могут принимать форму протоколов к Конвенции. Один такой протокол был принят Конференцией сторон в 1997 г. в Киото - Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата. 16 февраля 2005 г. он вступил в силу.

В соответствии с Протоколом развитые государства приняли на себя обязательства по сокращению своих общих выбросов парниковых газов (приведенных в Приложении "А" к Протоколу) по меньшей мере на 5% по сравнению с уровнями 1990 г. и в период с 2008 г. по 2012 г. Согласно этим установкам Европейский союз должен снизить совокупный объем выбросов на 8%, Япония - на 6%. Кроме того, со вступлением Протокола в силу начал действовать международный углеродный рынок , режим функционирования которого позволяет развитым индустриальным государствам продавать и покупать квоты (кредиты) выбросов парниковых газов, что в свою очередь должно повысить экономическую эффективность и целесообразность снижения выбросов этих веществ в атмосферу.

Протокол ввел в действие еще два механизма снижения выбросов углекислого газа - механизм чистого развития и механизм совместного осуществления. Суть механизма чистого развития состоит в том, что развитые страны могут реализовать проект, сокращающий или удаляющий выбросы углекислого газа, в одной из развивающихся стран и это будет засчитано данному развитому государству в счет выполнения им своих обязательств по сокращению выбросов СО2 и других парниковых газов. Механизм совместного осуществления позволяет одному развитому государству заработать сокращение выбросов в результате осуществления проекта по сокращению или устранению выбросов в другом развитом государстве.

На последней Конференции ООН по изменению климата, проходившей в Дурбане, Южная Африка, с 28 ноября по 9 декабря 2011 г., действие Киотского протокола было продлено и было принято компромиссное решение о том, что должно быть разработано новое всеобщее соглашение о сокращении выбросов парниковых газов. На этой Конференции был запущен механизм Зеленого климатического фонда (принят учредительный документ и избран управляющий орган Фонда) в целях оказания финансовой помощи развивающимся странам в деле выполнения ими своих обязательств по Киотскому протоколу.

С 2013 г. начинается второй период действия обязательств по Киотскому протоколу (срок окончания - 2020 г.).

Текущее выполнение сторонами Протокола своих обязательств по снижению выбросов парниковых газов отражается в ежегодных докладах Конференции сторон Рамочной конвенции, действующей в качестве сессии сторон Киотского протокола.

Рассмотрение итогов выполнения первого периода действия обязательств по Киотскому протоколу на очередной Конференции сторон Конвенции - сессии сторон Протокола, которая состоялась в ноябре-декабре 2012 г. в Дохе, Катар, показало, что, несмотря на усилия сторон по выполнению своих обязательств, совокупные глобальные выбросы парниковых газов продолжали увеличиваться.

Новые обязательства по Киотскому протоколу на второй период сводятся к тому, что совокупные выбросы развитых государств-участников должны быть снижены на 25 - 40% по сравнению с уровнями 1990 г.

Значение Киотских обязательств в глобальном масштабе значительным образом снижается отказом такой индустриальной державы, как Соединенные Штаты Америки, от ратификации Киотского протокола. Еще одно промышленно развитое государство - Канада - вышло из числа сторон Протокола в 2012 г.

Охрана животного и растительного мира. Осознание опасности исчезновения видов животных и растений привело к тому, что каждый вид в отдельности и все разнообразие видов в совокупности, иными словами, само биологическое разнообразие видов превратилось в объект международно-правовой защиты. На Конференции в Рио-де-Жанейро 1992 г. была открыта для подписания Конвенция о биологическом разнообразии (вступила в силу 29 декабря 1993 г.). Понятие биологического разнообразия определяется в Конвенции как разнообразие среди живых организмов, происходящих от любых источников, в том числе сухопутных, морских и иных водных систем и экологических комплексов, частями которых они являются; оно включает в себя разнообразие внутри одного и того же вида, разнообразие видов, а также разнообразие экосистем.

Основным обязательством по Конвенции является сохранение видов и экосистем и их "устойчивое" (не ведущее к сокращению и исчезновению) использование. Основной источник биоразнообразия на Земле в настоящее время - развивающиеся страны, поэтому именно они являются главным поставщиком ресурсов для развития биологических технологий (технологий по созданию новых или модифицированных продуктов на основе живых организмов). Важно, что Конвенция подчеркивает суверенные права государств на свои биоресурсы. Вместе с тем она призывает государства предоставлять другим государствам доступ к своим биоресурсам и не создавать им в этом ограничений, не соответствующих целям Конвенции. В обмен на это развивающиеся государства получают доступ к биотехнологии. Передача им биотехнологии должна осуществляться на справедливых и наиболее благоприятных условиях. В Конвенции предусматривается также финансовый механизм, от успешного функционирования которого, очевидно, во многом будут зависеть успехи как по сохранению биоразнообразия, так и по получению развивающимися государствами благ от развития биотехнологии, доступ к которой может быть затруднен необходимостью соблюдения патентного права и защиты интеллектуальной собственности в развитых государствах.

В 2003 г. вступил в силу дополнительный протокол к Конвенции о биологическом разнообразии - Картахенский протокол по биобезопасности. Протокол предусматривает меры по безопасности передачи и использования живых модифицированных организмов, а также по безопасному обращению с ними.

В 2010 г. был принят Нагойско-Куала-Лумпурский Дополнительный протокол об ответственности и возмещении к Картахенскому протоколу по биобезопасности. Его назначение в основном состоит в унификации национального законодательства в этой области. Дополнительный протокол вступил в силу в марте 2012 г.

Наряду с Конвенцией о биологическом разнообразии 1992 г. продолжают действовать заключенные ранее международно-правовые документы, имеющие целью сохранение отдельных видов дикой природы, в особенности тех, которые находятся под угрозой исчезновения. В этом отношении особенно важна Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, 1973 г. По свидетельству ученых, почти 40% видов позвоночных, которым в настоящее время грозит вымирание, находятся в этом состоянии из-за того, что они становились объектом охоты в целях торговли. Конвенция предусматривает, что в отношении торговли видами, перечисленными в Приложении I, требуется разрешение как на экспорт, так и на импорт, такие разрешения должны выдаваться государством происхождения, государством - посредником в торговле и государством-импортером. Это положение направлено в сущности на полное свертывание торговли этими видами. В отношении видов, приведенных в Приложении II, торговля разрешается, однако строго регулируется. Наименьшей степенью защиты, по Конвенции, пользуются виды, перечисленные в Приложении III к Конвенции.

В области защиты отдельных видов животного и растительного мира важное место также занимают конвенции, касающиеся разделяемых живых ресурсов: Конвенция по сохранению мигрирующих видов диких животных 1979 г., Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, 1971 г. и др. Отдельной областью международно-правового сохранения живой природы являются охрана и устойчивое использование морских живых ресурсов. Всеобъемлющая Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. содержит основополагающие принципы этого вида регулирования (разд. 2 ч. VII "Открытое море"). Согласно Конвенции все государства имеют право на рыболовство при условии соблюдения, во-первых, их договорных обязательств и, во-вторых, прав и обязанностей, а также интересов прибрежных государств в отношении видов, обитающих в их исключительных экономических зонах, и пресноводно-морских далеко мигрирующих видов. Договорными обязательствами государств, о которых идет речь в Конвенции, являются прежде всего двусторонние и многосторонние соглашения заинтересованных государств. Применительно же к таким видам ресурсов, как далеко мигрирующие и пресноводно-морские виды, в 1995 г. было заключено на основании Конвенции ООН 1982 г. специальное соглашение о промысле и сохранении этих видов.

Кроме того, в Конвенции ООН 1982 г. говорится, что в отношении морских млекопитающих государства осуществляют деятельность по их использованию и сохранению через надлежащие международные организации. Одна такая международная организация была создана еще в 1946 г. на основании Международной конвенции о регулировании китобойного промысла - Международная китобойная комиссия. В настоящее время действует объявленный этой Комиссией мораторий на коммерческий китобойный промысел.

Защита окружающей среды как часть регулирования отдельных видов деятельности государств

Как говорилось выше, некоторые виды деятельности государств требуют, чтобы в отношении них принимались особые меры безопасности, в том числе в целях обеспечения охраны окружающей среды . Особенностями этого регулирования является то, что многие из этих вопросов входят составной частью в компетенцию международных организаций, созданных государствами для регулирования этих видов деятельности. К таким видам деятельности прежде всего относятся использование атомной энергии, гражданская авиация, космическая деятельность, трансграничное перемещение вредных отходов и некоторые другие.

Использование ядерной энергии. После того как в 1963 г. был подписан Московский договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой, радиоактивное состояние окружающей среды, в частности атмосферы, несколько улучшилось. Одновременно происходило осознание того, что не только испытание и применение ядерного оружия, но и мирная ядерная деятельность по производству электроэнергии (т.е. функционирование так называемого ядерного топливного цикла - ЯТЦ, включающего добычу ядерного сырья, производство ядерного топлива, сжигание топлива в ядерном реакторе, удаление и (или) захоронение ядерных отходов) и использованию ядерной энергии для других целей (сельскохозяйственных, промышленных, научных, медицинских и т.п.) может потенциально привести к радиоактивному загрязнению. Поэтому международная организация, учрежденная государствами для сотрудничества в области атомной энергии, - МАГАТЭ - постоянно имеет в повестке дня своих сессий вопросы защиты окружающей среды.

Этой организацией создана совокупность рекомендаций, призванных помочь государствам в создании единообразного механизма национального регулирования этих вопросов. Под эгидой МАГАТЭ выработаны также международные договоры , содержащие положения, направленные на охрану окружающей среды от радиоактивного загрязнения. К таким договорам относятся Конвенция о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации и Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии, подписанные 26 сентября 1986 г., Конвенция о ядерной безопасности 1994 г. и Объединенная конвенция о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами 1997 г.

Конвенция о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации 1986 г. устанавливает право любого государства-участника обратиться за помощью к другому государству-участнику или к МАГАТЭ в случае ядерной аварии независимо от того, произошла ли авария на его территории или под его юрисдикцией или в каком-либо ином месте.

Государство, к которому обращен такой запрос о помощи, обязано рассмотреть его и безотлагательно принять решение о том, в состоянии ли оно оказать запрашивающему государству такую помощь. Обязанность оказывать помощь, таким образом, Конвенция не устанавливает. Вместе с тем она предусматривает порядок оказания помощи в случае положительного решения государства, к которому обращен запрос (руководство помощью и контроль за ней, компетентные органы и пункты связи, возмещение затрат и др.). В отношении МАГАТЭ Конвенция предусматривает, что государства-участники просят Агентство оказывать помощь государствам - участникам Конвенции или государствам - членам Агентства по их просьбе. В соответствии с Конвенцией Агентство предоставляет "соответствующие средства, предназначенные для проведения первоначальной оценки" аварии.

Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии 1986 г. устанавливает обязанность всех государств-участников незамедлительно оповещать государства, участвующие в Конвенции, которые пострадали или могут пострадать от трансграничного выброса радиоактивных веществ в результате аварии на любом ядерном реакторе или на любой установке ЯТЦ. Они могут делать это непосредственно или через МАГАТЭ, а также должны оповестить само Агентство. При этом государства должны предоставлять информацию, чтобы свести к минимуму последствия от ядерной аварии в государствах, которые могут им подвергнуться.

Конвенция о ядерной безопасности 1994 г. предусматривает обязательство применять основополагающие принципы безопасности ядерных установок. Среди таких принципов - обязательство каждой стороны по созданию и поддержанию национальной законодательной и регулирующей основы в области безопасности, а также по учреждению регулирующего органа для реализации этой законодательной и регулирующей основы. Конвенция содержит общие требования к ядерной безопасности (т.е. к выбору площадки и к ее эксплуатации).

Конвенция предусматривает, что на этапе выбора площадки для строительства государства должны консультироваться с другими государствами, которые расположены вблизи такой установки и могут подвергнуться воздействию со стороны этой установки. Кроме того, в Конвенции устанавливается обязанность государств проводить на этапе выбора площадки оценку вероятного воздействия предлагаемой установки на окружающую среду.

Поскольку Конвенция содержит только общие принципы в области ядерной безопасности, особую значимость приобретает механизм проверки взаимных обязательств и сотрудничества государств: совещания по рассмотрению докладов, в которых стороны сообщают о мерах, принятых ими во исполнение каждого из обязательств по Конвенции.

Объединенная конвенция о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами 1997 г., как и Конвенция о ядерной безопасности 1994 г., содержит только общие принципы безопасности. Она тоже предусматривает консультации с заинтересованными государствами и оценку вероятного воздействия на этапе выбора площадки для установки для обращения с отработавшим топливом или для захоронения ядерных отходов. В самом общем виде Конвенция содержит также положения о трансграничном перемещении ядерного топлива и отходов: оно должно происходить только с разрешения и по предварительному уведомлению государства назначения.

В марте 2011 г. в результате разрушительного землетрясения и цунами произошла авария на японской АЭС "Фукусима-1". Она заставила вновь обратиться к вопросу о ядерной безопасности, в первую очередь об экологической безопасности ядерной энергии, и запустить соответствующие механизмы: в настоящее время созываются внеочередные международные совещания; в Японии работают международные миссии; пересматриваются и принимаются критерии для проведения тестирования ядерных установок (в частности, в плане готовности к экологическим бедствиям); проводятся другие мероприятия на международном уровне. В августе 2012 г. состоялось внеочередное совещание в рамках Конвенции о ядерной безопасности, посвященное урокам, извлеченным из аварии на "Фукусиме-1". Никаких радикальных решений на нем принято не было, но было решено продолжать начатую работу по оценке уроков аварии и обмениваться информацией по этому вопросу.

Использование гражданской авиации. Деятельность по использованию гражданской авиации, разумеется, не связана с риском столь же разрушительных последствий, какие могут быть от ядерной деятельности, однако и она может вызвать значительное загрязнение окружающей среды. Созданная для сотрудничества в области гражданской авиации, ИКАО занимается также вопросами охраны окружающей среды от воздействия воздушных судов и аэропортов. На Стокгольмской конференции 1972 г. ИКАО подчеркнула свое намерение сохранять инициативу при определении основных направлений политики во всех вопросах авиации, связанных с охраной окружающей среды, и не передавать эту инициативу другим организациям. Деятельность ИКАО в области охраны окружающей среды выражается в принимаемых ею стандартах и рекомендуемой практике по вопросам авиационного шума, эмиссии авиационных двигателей и планирования аэродромов и землепользования. Эти стандарты и рекомендуемая практика помещаются в специальном Приложении 16 к Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1944 г., озаглавленном "Охрана окружающей среды". В Приложении в числе прочих положений предусматривается сертификация воздушных судов по шуму и эмиссии авиационных двигателей, которую должно осуществлять государство регистрации воздушного судна. ИКАО, так же как и МАГАТЭ, сотрудничает с ЮНЕП, а также с ВОЗ, ВМО и другими специализированными учреждениями и организациями системы ООН в области охраны окружающей среды и принимает участие в международных форумах, посвященных этим проблемам.

Космическая деятельность. С самого начала космической эры государства осознавали опасность привнесения инородных веществ в природную среду Земли из космоса, а также загрязнения космической среды. Поэтому уже в Договоре по космосу 1967 г. содержится положение о том, что государства - участники Договора, осуществляя космическую деятельность, будут избегать вредного загрязнения космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, а также неблагоприятных изменений земной среды вследствие доставки внеземного вещества. В настоящее время в повестке дня Комитета ООН по космосу - основного органа, занимающегося кодификацией международного космического права , - стоит вопрос о таком отдельном аспекте загрязнения космического пространства, каким является космический мусор. Этот мусор образуется из частей третьих ступеней ракет-носителей, осколков, появляющихся в результате столкновений космических объектов или объектов с уже находящимися там частицами мусора, а также аварийных взрывов на околоземных орбитах и т.п. Космический мусор на сегодняшний день представляет собой опасность прежде всего для космических объектов, находящихся на околоземных орбитах (создавая угрозу для функционирования солнечных батарей, антенн и другого уязвимого оборудования), и для космонавтов, работающих в открытом космосе. Юридическое решение вопроса о космическом мусоре зависит от технических возможностей и предложений и на настоящий момент продолжает оставаться на рассмотрении Комитета ООН по космосу и его Юридического и Научно-технического подкомитетов. В последнее время этот вопрос изучается в рамках созданной по инициативе Научно-технического подкомитета Рабочей группы по долгосрочной "устойчивости" космической деятельности (Long-term Sustainability of Outer Space Activities Working Group).

Деятельность по трансграничной перевозке опасных отходов. В настоящее время она регулируется Базельской конвенцией о контроле за трансграничной перевозкой опасных грузов и их удалением 1989 г. (Конвенция не распространяется на ядерные отходы, а также на отходы, образующиеся вследствие нормальной деятельности морского транспорта; список опасных отходов содержится в приложении I к Конвенции). Вопрос о трансграничной перевозке опасных отходов встал в связи с необходимостью предотвратить превращение некоторых государств в мировые мусорные свалки.

Речь идет прежде всего о развивающихся государствах. Несмотря на то что они расходуют на переработку и удаление отходов значительно меньшие суммы по сравнению с развитыми государствами, получение даже небольшого валютного поступления побуждает их принимать на переработку иностранные отходы. Однако сегодня большая часть перевозок опасных отходов осуществляется между самими развитыми государствами. Так, Англия является самым крупным импортером отходов в Европе, от переработки этих отходов она получает высокие доходы . Вместе с тем импорт опасных отходов в страны Восточной Европы и развивающиеся государства неуклонно возрастает. Несовершенство внутреннего законодательства и, что еще важнее, механизма контроля и исполнения требования закона может привести к серьезным последствиям для окружающей среды при перевозках опасных отходов в эти государства. На проблему охраны окружающей среды при перевозках опасных отходов впервые обратила внимание ЮНЕП, создавшая рабочую группу технических экспертов и юристов, результатом работы которой стала Базельская конвенция (вступила в силу в 1992 г., Россия присоединилась в 1995 г.). В настоящее время Базельская конвенция представляет собой единственный форум глобального масштаба, в рамках которого ставятся, рассматриваются и решаются все вопросы, связанные с деятельностью по обращению с опасными отходами в мире.

Главные принципы Базельской конвенции сводятся к следующему: производство опасных и других отходов в пределах каждого государства-участника должно быть сведено к минимуму, трансграничную перевозку опасных и других отходов надлежит свести к минимуму и осуществлять таким образом, чтобы обеспечить защиту здоровья человека и окружающей среды.

Согласно Конвенции государства-участники могут вообще запретить импорт отходов в свою страну. В этом случае все другие государства-участники должны запретить экспорт из своих стран отходов в эти государства. Запрещается экспорт отходов в район Антарктики . Важное положение Конвенции о том, что экспорт должен допускаться, только если государство экспорта не обладает собственными техническими и другими возможностями для безопасного удаления отходов, значительно ослаблено последующим положением о том, что стороны могут определить иные критерии для перевозки (не противоречащие целям Конвенции).

В Конвенции создан механизм регулирования перевозки: государство экспорта уведомляет все заинтересованные государства о предполагаемой перевозке. Государство импорта, получив такое уведомление, может разрешить или запретить перевозку. Перевозка осуществляется только по получении письменного согласия государства импорта на такую перевозку. Вообще заслуга Конвенции состоит в том, что любая перевозка отходов становится гласной, и это само по себе является действенным средством обеспечения выполнения Конвенции. С другой стороны, она объявляет все перевозки, совершаемые в нарушение Конвенции, незаконными и требует от всех государств-участников принять юридические и административные меры по предотвращению и наказанию поведения, не соответствующего Конвенции.

Африканские страны в 1991 г. заключили региональную Бамакскую конвенцию о запрете импорта в Африку опасных отходов и о контроле за трансграничным перемещением опасных отходов в пределах Африки (эта Конвенция включает в свой предмет регулирования ядерные отходы).

За пределами действия Базельской и Бамакской конвенций осталось трансграничное перемещение не отходов, а самих отходных производств (эта проблема существует, в частности, в отношениях между США и Мексикой). Очевидно, что она требует специального регулирования.

Формирование и развитие международного права охраны окружающей среды - результат масштабной и кропотливой работы участников правотворческого процесса, в первую очередь субъектов международного права . Принципы МПОС имеют не только юридическое, но и мировоззренческое значение. МПОС - важный фактор в деле сохранения биосферы и человеческих цивилизаций на Земле.

Международное право окружающей среды представляет собой совокупность международно-правовых норм, регулирующих отношения между его субъектами по обеспечению рационального использования природных ресурсов Земли и охране глобальной окружающей среды от вредных воздействий в интересах настоящего и будущих поколений людей. Предметом международного права окружающей среды являются международные экологические отношения, т.е. отношения в сфере взаимодействия человечества с природой.

В контексте развития и реализации международного права окружающей среды деятельность мирового сообщества в области регулирования природопользования, воспроизводства природных ресурсов, охраны природной среды от вредных химических, физических и биологических воздействий осуществляется посредством нормотворчества; взаимных консультаций; мониторинга природной среды и обмена экологически значимой информацией, контроля за состоянием природы, применения мер международной ответственности за нарушение норм и принципов международного права.

Если природоохранительная деятельность на национальном уровне осуществлялась и регулировалась в определенной степени уже в древности, то международное сотрудничество в области охраны окружающей среды зародилось лишь в конце XIX в. Сначала оно носило эпизодический характер, основывалось на двусторонних мерах, касалось охраны отдельных природных объектов. Одним из первых было Соглашение об охране морских котиков 1897 г. Первым крупным многосторонним природоохранительным мероприятием считается конференция по международной охране природы, которая состоялась в ноябре 1913 г. в Берне (Швейцария).

Под воздействием ряда факторов активное многостороннее и двустороннее природоохранительное сотрудничество началось во второй половине XX в. Основные из этих факторов -- использование достижений научно-технического прогресса в целях интенсификации развития экономики, связанное с этим использование во все возрастающих масштабах природных богатств и загрязнение окружающей среды планеты, развитие программ использования космоса и др.

Субъектами международных экологических правоотношений являются государства, международные правительственные и неправительственные организации, а также в предусмотренных международными правовыми нормами случаях юридические и физические лица, оказывающие воздействие на состояние окружающей среды в международных пространствах. Объект международно-правового регулирования охраны окружающей среды и природопользования -- вся природа планеты Земля и околоземное космическое пространство. Одновременно такой охране подлежат отдельные объекты природной среды, включая Мировой океан и его ресурсы, атмосферный воздух, животный и растительный мир, недра, уникальные природные комплексы.

К категории источников обязательного международного права окружающей среды должны быть отнесены такие акты, как Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися по угрозой исчезновения (1973 г.), Соглашение об охране полярных (белых) медведей (1973 г.), Конвенция об охране Средиземного моря от загрязнения (1976 г.), Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (1972 г.), Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979 г.), Венская конвенция по охране.озонового слоя (1985 г.) и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой (1987 г.); ряд новейших конвенций -- Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий (1992 г.), Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер (1992 г.), Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (1992 г.), Конвенция по защите Черного моря от загрязнения (Бухарестская конвенция 1992 г.), Конвенция по защите морской среды Балтийского моря (1992 г.) и др. Действует более тысячи договоров, конвенций, соглашений, непосредственно регулирующих отношения по природопользованию и охране окружающей среды. Наряду с ними подписано свыше 3000 двусторонних международных документов в данной сфере. При этом Россия участвует в 78 многосторонних соглашениях. Двусторонние договорные отношения Россия имеет со всеми соседними государствами, а также многими другими государствами Европы, Америки и Азии. О роли и месте международных договоров и принципов в системе российского права свидетельствует то обстоятельство, что в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Примерами другого вида источников международного экологического права, т.е. создающими «мягкое» право, могут служить Стокгольмская декларация Конференции ООН по окружающей человека среде (1972 г.), Всемирная стратегия охраны природы (1980 г.), Декларация принципов Рио по окружающей среде и развитию (1992 г.) и др. Названные и другие аналогичные документы не регулируют непосредственно поведение членов международного сообщества, но они обладают огромным авторитетом и этим побуждают государства и международные организации к активной деятельности и сотрудничеству в области охраны природы.

В научном мире применимо к данной области пользуются различными терминами и определениями. Кроме понятия «окружающей среды» используют термины: “природопользование”, “природные ресурсы”, «природная среда» и т.д.

Что включает в себя понятие “окружающая среда”? Какие объекты естественной “живой” природы попадают в сферу регулирования норм международного права. Это:

Растительный и животный мир (флора и фауна);

Водный и воздушный бассейн (гидросфера и атмосфера);

Почва (литосфера);

Околоземное космическое пространство;

Искусственные природные сооружения (водохранилища, заповедники, каналы и т.д.)

Поскольку окружающая среда включает целый ряд природных компонентов условиям - различают несколько категорий охраняемых нормами международного права природных объектов:

1) Мировой океан;

2) Материки (суша Земли);

3) Атмосферный воздух;

4) Космос - все пространство, лежащее за пределами Земли и ее атмосферы. С развитием технического прогресса внешние границы этого объекта отдаляются от Земли.

В настоящие время в международно-правовой охране нуждается часть космоса, включающая Луну и планеты солнечной системы.

По юридической принадлежности природные объекты делятся на:

1) внутригосударственные, т.е. находящиеся под национальной (государственной) юрисдикцией или контролем отдельных государств.

2) международные, интернациональные - находящиеся вне национальной юрисдикции и контроля: Мировой океан, за пределами территориальных вод, континентального шельфа и экономических зон, Антарктида, часть атмосферы и космос.

Охрана окружающей среды включает в себя три взаимосвязанных между собой уровня: национальный, региональный и всемирный.

Эти уровни отличаются не только по территориальному признаку, но и по сложности представленных проблем; по количеству задействованных субъектов международного права; по материально-техническому и финансовому обеспечению; по количеству используемых международно-правовых актов с целью охраны окружающей среды.



Национальное законодательство используется в первую очередь для охраны окружающей среды в пределах территориальной юрисдикции государств.

Универсальные международно-правовые договоры регламентируют охрану окружающей среды на территориях с международным режимом /открытое море, Антарктида, космическое пространство и небесные тела, морское дно за пределами континентального шельфа/.

Региональные соглашения направлены на охрану окружающей среды на отдельных, достаточно больших территориях Земли. В этом случае данные регионы представляют интерес для охраны нескольких государств /международные реки, проливы, каналы, пограничные природные комплексы и т.д./.

Принципы и нормы международного права, направленные на охрану окружающей среды на этих трех уровнях в своей совокупности в системе составляют международное право окружающей среды. Отдельную отрасль международного права.

Международное право окружающей среды /МПОС/ - представляет собой систему принципов и норм, регулирующих отношения субъектов международного права по охране и рациональному использованию природных ресурсов на Земле.

Принципы международно-правовой охраны окружающей сред ы. Принципы охраны окружающей среды являются неотъемлемой частью данной отрасли международного права. Они подразделяются на:

1. Общепризнанные /основные/ принципы международного права.

2. Отраслевые /специальные/ принципы международного права окружающей среды.

Все основные принципы международного права являются регуляторами правоотношений в сфере охраны и рационального использования окружающей человека среды. Вместе с тем международно-правовая охрана окружающей среды имеет свои специфические принципы.

1. Окружающая среда - общая забота человечества. Смысл этого принципа заключается в том, что международное сообщество на всех уровнях может и должно совместно и в отдельности охранять окружающую среду. Этот принцип не является новым, он применяется в различных отраслях международного права (защита прав человека, международное трудовое право, международное гуманитарное право и т.д.). Применительно к охране окружающей среды рассматриваемый принцип закреплен во многих международных договорах. Например, преамбула международной конвенции по регулированию китобойного промысла 1946 г. гласит о том, что народы мира заинтересованы в сохранении для будущих поколений тех огромных естественных богатств, которые представляют собой стада китов. Преамбула Конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г. признает, что морская среда и питаемые ею живые организмы имеют жизненное значение для человека и все люди заинтересованы в обеспечении управления этой средой таким образом, чтобы не ухудшались ее качество и ресурсы. Преамбула Африканской конвенции по сохранению природы и природных ресурсов 1968 г. подчеркивает, что почва, вода, флора и фауна являются жизненно важными для человечества. наконец, в преамбуле Конвенции о биологическом разнообразии 19992 г. подтверждается, что сохранение биологического разнообразия является общей задачей всего человечества.

2. Окружающая природная среда вне государственных границ является общим достоянием человечества. Природные ресурсы за пределами действия национальной юрисдикции являются общим достоянием, и сохранение их есть задача всех государств и народов.

3. Свобода исследования и использования окружающей среды и ее компонентов. Все государства и международные межправительственные организации вправе без какой-либо дискриминации осуществлять правомерную мирную научную деятельность в окружающей среде.

4. Рациональное использование окружающей среды. Эксплуатация природных ресурсов должна осуществляться на максимально экономном и устойчивом уровне. Государства обязаны осуществлять эффективные мероприятия по воспроизводству и возобновлению природных ресурсов.

5. Содействие международному сотрудничеству в исследовании и использовании окружающей среды.

6. Взаимозависимость охраны окружающей среды, мира, развития, обеспечения прав человека и фундаментальных свобод.

7. Преосторожный подход к окружающей среде. Недостаток научных результатов не может являться причиной для отсрочки принятия существенных мер по недопущению нанесения ущерба окружающей среде. Этот принцип закреплен в Принципе 15 Декларации РИО-92 в следующей редакции: в целях защиты окружающей среды государства в зависимости от своих возможностей широко применяют принцип предосторожности. В тех случаях, когда существует угроза серьезного или необратимого ущерба, отсутствие полной научной уверенности не используется в качестве предлога или отсрочки принятия эффективных с точки зрения затрат мер по предупреждению ухудшения состояния окружающей среды.

8. Право на развитие. Этот принцип предусматривает, чтобы право на развитие было тесно связано с охраной окружающей среды. Он четко изложен в Принципе 3 Декларации РИО-92: право на развитие должно соблюдаться таким образом, чтобы адекватно удовлетворялись потребности нынешнего и будущих поколений в области развития и окружающей среды.

9. Предотвращение вреда. В соответствии с данным принципом все государства должны идентифицировать и оценивать вещества, технологии, производство и категории активности, которые влияют или могут влиять существенным образом на окружающую среду. Они обязаны систематически исследовать, регулировать или управлять ими в целях предотвращения нанесения вреда окружающей среде или его существенного уменьшения.

10. Предотвращение загрязнения окружающей среды. Государства должны предпринять, индивидуально или коллективно, все меры, необходимые для предотвращения, уменьшения и контроля за загрязнением любых компонентов окружающей среды, в частности, от радиоактивных, токсичных и других вредных веществ. Для этих целей государства обязаны использовать применяемые на практике меры.

11. Ответственность государств. Согласно этого принципа любое государство несет политическую или материальную ответственность в рамках своих обязательств, предусмотренных договорными или другими нормами международного права в области охраны окружающей среды.

12. Отказ от иммунитета от юрисдикции международных или иностранных судебных органов. Любой иммунитет от судебного разбирательства в соответствии с национальным законодательством или международным правом неприменим в отношении обязательств, возникающих в силу положений ряда международных конвенций в области охраны окружающей среды. Иными словами, государства не могут ссылаться на иммунитет в отношении судебного разбирательства деликтов, подпадающих под действие соответствующих норм международного экологического права. Этот принцип сформулирован в нескольких договорах гражданско-правового содержания.

Источники международно-правовой охраны окружающей среды. В международном праве окружающей среды источниками являются уже традиционные для международного права:

Правовой обычай;

Конвенционные нормы.

Специфика международно-правового обычая заключается в том, что он не представляет собой официального документа с явно выраженной формулировкой соответствующего правила. Проявление обычаев происходит во внешнеполитических документах государств, дипломатической переписке, наконец, в определённом порядке взаимоотношений между государствами, сложившемся в той или иной области.

Международный юридический институт

При министерстве юстиции Российской Федерации

Волжский филиал

Курсовая работа

По международному праву на тему:

Международное право охраны окружающей среды

г. Волжский, Волгоградская область


Введение

Глава 1. Общие положения и понятие международного права охраны окружающей среды

1.1 Понятие и источники международного права охраны окружающей среды

1.2 Объекты международно-правовой охраны окружающей среды

1.3 Принципы международного права окружающей среды

Глава 2. Международное сотрудничество в сфере охраны окружающей среды

2.1 Международные экологические организации

2.2 Международные конференции по окружающей среде

2.3 Участие России в международном сотрудничестве

Глава 3. Международные правонарушения в области окружающей среды

3.1 Международная ответственность за экологические правонарушения

3.2 Международный экологический суд

Заключение

Список используемой литературы

Человек – часть природы. Вне природы, не пользуясь ее ресурсами, он не может существовать. Природа всегда будет основой и источником жизни человека. По отношению к человеку она выполняет ряд функций, связанных с удовлетворением его потребностей: экологическую, экономическую, эстетическую, рекреационную, научную, культурную и другие .

Окружающая природная среда – совокупность естественных систем, природных объектов и природных ресурсов, включая атмосферный воздух, воду, земли, недра, флору и фауну, а также климат в их взаимосвязи и взаимодействии.

Благоприятная природная среда – такое состояние природных объектов, формирующих созданную человеком окружающую среду, а также качество жизни и условий, которое соответствует законодательно установленным стандартам и нормативам, касающимся ее чистоты, ресурсоемкости, экологической устойчивости, видового разнообразия и эстетического богатства

Охрана окружающей природной среды – деятельность по сохранению и восстановлению (если оно нарушено) благоприятного состояния окружающей среды, предупреждению ее деградации в процессе общественного развития, поддержанию экологического равновесия .

Обеспечение благоприятного качества окружающей среды и организация рационального природопользования является одной из наиболее актуальных проблем не только России или стран Европы, но и всего мирового сообщества. Осознание наступившего глобального экологического кризиса органами власти большинства государств мира в середине прошлого века привело к формированию международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и динамичному изменению внутригосударственного экологического законодательства большинства стран мира, включая и Россию. Провозглашение права человека на благоприятную окружающую среду в Декларации принципов, принятой на Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде 1972 г., а также подписание Российской Федерацией ряда международных документов обусловило имплементацию международных экологических норм и стандартов в российское законодательство. Это обусловило формирование экологического правосознания у населения России, рост общественного экологического движения и формирование судебной практики по делам о защите прав и законных интересов граждан в сфере охраны окружающей среды .

Указанная динамика получила отражение в данной курсовой, содержащей рассмотрение современных проблем обеспечения экологической безопасности, обусловленных реалиями XXI века и процессами глобализации в современном мире.

Объект курсовой работы – окружающая природная среда.

Предметом является изучение международных прав в области охраны окружающей среды.

Цель курсовой работы заключается в поиске эффективных путей, направленных на гарантированное обеспечение благоприятной окружающей среды, экологической безопасности с применением международно-правовых экологических принципов и норм.

Задачи курсовой работы:

Изучение роли международного экологического права;

Рассмотрение принципов международного права окружающей среды;

Анализ деятельности международных организаций в сфере охраны окружающей среды;

Выявление международных экологических правонарушений;

Разработка мероприятий и перспектив по улучшению экологических систем.

Методологической основой курсовой работы являются труды учёных в области международного права, права окружающей среды, а также нормативные документы, законодательные акты в области экологического права.

Становление международного права окружающей среды. В своем развитии международное право окружающей среды прошло несколько этапов.

  • Общество и государство
  • Понятие и сущность государства
    • Понятие и признаки государства
    • Сущность и функции государства
      • Функции государства
    • Форма государства
      • Форма правления
      • Форма государственного устройства
      • Государственный (политический) режим
    • Возникновение и развитие идеи правового государства
    • Гражданское общество и правовое государство
    • Принципы правового государства
    • Формирование правовой государственности в России
  • Понятие и сущность права
  • Понятие и социальное назначение права
    • Понятие и признаки права
    • Право и мораль
      • Право и мораль - характерные черты и особенности
    • Правоотношения
      • Основные признаки правоотношений
      • Субъект, объект, субъективное право и юридическая обязанность
      • Виды правоотношений
      • Юридические факты
    • Правосознание и правовая культура
      • Правовая культура
    • Правовые нормы
      • Структура правовой нормы. Норма права и статья закона
      • Виды правовых норм
  • Система права и система законодательства
    • Система норм права и ее элементы
    • Частное и публичное право
    • Отрасли права и их институты
    • Систематизация законодательства: понятие и виды
  • Источники права
    • Понятие и виды источников права
      • Основные источники официального выражения и закрепления норм права
    • Источники права в Российской Федерации
      • Нормативные правовые акты, юридический прецедент, правовой обычай
  • Реализация права
    • Понятие и формы реализации права
      • Реализация норм права
    • Применение норм права
      • Правоприменительная деятельность – принципы и основания
      • Стадии правоприменительного процесса
      • Акты применения права
    • Толкование правовых норм
      • Официальное и неофициальное толкование
      • Толкование правовых норм по объему
  • Правомерное поведение. Правонарушение и юридическая ответственность
    • Понятие и основные виды правомерного поведения
    • Юридический конфликт
      • Виды конфликтов
      • Разрешение конфликта
    • Понятие и виды правонарушений
      • Проступки и преступления
    • Юридическая ответственность: понятие и виды
      • Виды юридической ответственности
  • Основы конституционного права
  • Конституционное право - ведущая отрасль российского права
    • Понятие и система конституционного права Российской Федерации
    • Понятие и юридические свойства Конституция России
    • Основы конституционного строя Российской Федерации
    • Федеративное устройство России
  • Права и свободы человека и гражданина
    • Конституционно-правовой статус личности
    • Гарантии прав и свобод человека и гражданина
    • Гражданство в Российской Федерации
      • Приобретение гражданства
      • Основания прекращения гражданства
  • Система органов государственной власти России
    • Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации
      • Функции и полномочия Президента
    • Федеральное Собрание Российской Федерации
    • Правительство Российской Федерации
    • Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации
      • Статус судьи
  • Правоохранительные органы Российской Федерации
    • Прокуратура Российской Федерации
    • Министерство внутренних дел Российской Федерации
    • Министерство юстиции Российской Федерации
    • Органы федеральной службы безопасности России
    • Адвокатура
    • Нотариат
  • Отрасли российского права
  • Основы гражданского права
    • Понятие гражданского права, его предмет и метод
    • Гражданское законодательство
    • Гражданское правоотношение
    • Субъекты гражданских правоотношений
      • Юридическое лицо
      • Организационно-правовые формы юридических лиц
    • Объекты гражданских правоотношений
    • Осуществление и защита гражданских прав. Гражданско-правовые сделки.
      • Гражданско-правовая ответственность
    • Право собственности и ограниченные вещные права
      • Основания возникновения и прекращения права собственности
      • Ограниченные вещные права
    • Гражданско-правовые обязательства
      • Способы обеспечения исполнения обязательств
      • Прекращение обязательств
  • Основы трудового права
    • Понятие, принципы и источники трудового права
      • Источники трудового права
    • Трудовой договор
    • Трудовые правоотношения
    • Рабочее время и время отдыха
      • Время отдыха
      • Отпуск
    • Заработная плата
    • Охрана труда
    • Трудовые споры и порядок их разрешения
  • Основы семейного права
    • Понятие семейного права и семейного законодательства
    • Заключение и расторжение брака
    • Права и обязанности супругов, родителей и детей
    • Алиментные обязательства
    • Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей
  • Основы жилищного права
  • Основы административного права
    • Понятие административного права
      • Система административно-правовых норм
      • Административно-правовые отношения
    • Государственное управление и исполнительная власть
    • Административное правонарушение и административная ответственность
    • Административное наказание: понятие и виды
  • Основы финансового права
    • Финансовое право как отрасль российского права
      • Источники финансового права
    • Бюджетное право Российской Федерации
      • Бюджетный процесс
    • Налоговое право Российской Федерации
    • Финансово-правовые основы банковской деятельности в Российской Федерации
      • Второй уровень банковской системы Российской Федерации
      • Осуществление Банком России функции валютного регулирования и контроля
  • Основы муниципального права
    • Понятие муниципального права
      • Территориальные основы организации и деятельности местного самоуправления
    • Органы местного самоуправления и их полномочия
      • Представительные органы местного самоуправления
      • Должностные лица местного самоуправления
    • Муниципальная служба
    • Экономическая основа местного самоуправления
    • Ответственность органов местного самоуправления, контроль за их деятельностью
  • Основы уголовного права
    • Понятие, задачи и принципы уголовного права
    • Понятие преступления и его виды
      • Виды преступлений
    • Субъект преступления
    • Уголовное наказание и его виды
    • Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних
  • Основы экологического права
    • Понятие и система экологического права
    • Экологические правоотношения
    • Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды
    • Юридическая ответственность за экологические правонарушения
    • Международно-правовые механизмы охраны окружающей среды
  • Основы образовательного права
  • Основы международного права
  • Современное международное право и мировой правопорядок
    • Понятие и основные принципы современного международного права
      • Основные принципы международного права
    • Субъекты международного права
    • Права человека и международное право
    • Ответственность в международном праве
    • Роль международных организаций в поддержании мира и обеспечении международной безопасности
    • Международное частное право

Международно-правовые механизмы охраны окружающей среды

В настоящее время проблемы охраны окружающей среды не ограничиваются рамками отдельных стран и регионов, а приобрели глобальный характер. В мире сложилась такая ситуация, когда само развитие человеческой цивилизации ставит выживание человека под реальную угрозу экологической катастрофы. Поэтому проблемы экологической безопасности могут быть решены совместными усилиями государств и неизбежно требуют международного сотрудничества, совместных согласованных действий государств и международных организаций.

Спасение человечества от страшной экологической беды, сохранение нашей цивилизации должно стать мировой объединяющей идеей.

Важной основой сотрудничества государств в области охраны окружающей среды является его международно-правовое регулирование. Федеральный закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» устанавливает, что «Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в области охраны окружающей среды в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации в области охраны окружающей среды» (ст. 81).

В рамках современного международного права сложилась самостоятельная отрасль права, регулирующая отношения между государствами по обеспечению экологической безопасности в мировом масштабе - международное экологическое право.

Международное экологическое право (международное право окружающей среды) - это совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения, возникающие между государствами и другими субъектами международного права, складывающиеся по поводу рационального использования и охраны окружающей природной среды.

Международно-правовая охрана окружающей среды осуществляется на основе следующих принципов:

  • принцип защиты окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений;
  • принцип недопустимости трансграничного ущерба;
  • принцип экологически обоснованного, рационального использования природных ресурсов;
  • принцип недопустимости радиоактивного заражения;
  • принцип защиты экологических систем Мирового океана;
  • принцип запрета военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на окружающую среду в концентрированном виде;
  • принцип обеспечения экологической безопасности;
  • принцип контроля за соблюдением международных договоров по охране окружающей среды;
  • принцип международно-правовой ответственности государств за ущерб окружающей среде.

Основанная на этих принципах внутренняя и внешняя экологическая политика государств должна способствовать обеспечению национального и международного экологического правопорядка.

Международно-правовые принципы по охране окружающей природной среды были сформулированы в различных программных документах международных конференций, проводимых под эгидой ООН по проблемам охраны окружающей среды.

Первой международной экологической конференцией, проведенной под эгидой ООН, является Стокгольмская конференция ООН по проблемам окружающей среды, которая состоялась в июне 1972 года в Швеции. По итогам этой конференции были приняты Декларация принципов и План действий. Эти документы получили одобрение Генеральной Ассамблеи ООН и явились началом регулярной программы ООН по охране окружающей среды.

Дальнейшее развитие принципов международного экологического права продолжила Всемирная хартия природы, которая была одобрена Генеральной Ассамблеей ООН и провозглашена в резолюции от 28 октября 1988 года.

В июне 1992 года в Рио-де-Жанейро (Бразилия) состоялась Конференция ООН, которая приняла Декларацию по охране окружающей среды и развитию. Итогом этой конференции стал глобальный программный документ, содержащий около 40 разделов по направлениям деятельности мирового сообщества в области взаимосвязанных проблем окружающей среды и социально-экономического развития на долгосрочную перспективу с предложениями о путях и средствах достижения поставленных целей.

Декларацией, принятой в Рио-де-Жанейро, были определены цели международно-правовой охраны окружающей среды.

К ним относятся:

  • налаживание нового и равноправного сотрудничества в мировом масштабе посредством установления новых уровней международного сотрудничества;
  • определение перспектив развития международно-правовой охраны окружающей среды;
  • развитие национального законодательства в области охраны окружающей среды;
  • установление мер, наиболее эффективных для поддержания благоприятного состояния окружающей среды и ее восстановления.

В мае 2000 года в Мальмё (Швеция) прошел Первый Глобальный форум по окружающей среде на уровне министров - шестая специальная сессия Совета управляющих Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП). По итогам форума была принята Мальменская Декларация министров от 31 мая 2000 года. В этой Декларации были сформулированы основные направления природоохранной деятельности правительств - стран участников Первого Глобального форума по окружающей среде.

Необходимой составляющей программы сохранения и восстановления окружающей среды должны стать технические нововведения, новые ресурсосберегающие технологии, разработки альтернативных видов топлива, приоритет экологических интересов над экономическими при принятии решений в сфере природопользования и охраны окружающей среды и другие направления охраны окружающей среды.

Россия также участвовала в этом Глобальном форуме и подписала Декларацию министров. Участие Российской Федерации на данном форуме проявилось в принятии ею соответствующих нормативно-правовых актов. В частности в статье 82 федерального закона «Об охране окружающей среды» устанавливается, что «Международные договоры Российской Федерации в области охраны окружающей среды, не требующие для применения издания внутригосударственных актов, применяются к отношениям, возникающим при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, непосредственно.

В иных случаях наряду с международным договором Российской Федерации в области охраны окружающей среды применяется соответствующий нормативный правовой акт, принятый для осуществления положений международного договора Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации в области охраны окружающей среды установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора».

Основную долю в решении экологических проблем в мире занимают международные экологические организации. По правовому статусу они делятся на неправительственные и межправительственные.

К межправительственным экологическим организациям относятся:

  • Программа ООН по окружающей среде - ЮНЕП (United Nations Environment Programme), включающая в себя: Совет управляющих, секретариат и фонд окружающей среды;
  • Комиссия ООН по устойчивому развитию, при Экономическом и социальном Совете ООН - ЭКОСОС;
  • Международное агентство по атомной энергетике - МАГАТЭ;
  • Всемирная организация здравоохранения - ВОЗ;
  • Всемирная метеорологическая организация - ВМО и другие организации.

Наряду с межправительственными экологическими организациями в охране мирового экологического правопорядка принимают участие и неправительственные экологические организации.

В мире функционируют более 500 таких организаций, наиболее значимыми и имеющими резонанс в экологической деятельности являются:

  • Международный союз охраны природы и природных ресурсов - МСОП;
  • Гринпис - Greenpeace;
  • Всемирный фонд охраны дикой природы - WWF;
  • Всемирный фонд охраны дикой живой природы;
  • Международный совет по охране птиц;
  • Всемирная федерация по охране животных и другие организации.

Межправительственные экологические организации в своей деятельности руководствуются принципами международно-правовой охраны окружающей среды и в отличие от неправительственных экологических организаций имеют реальные рычаги воздействия на нарушителей международных экологических норм.

Эти меры воздействия заключаются в наложении экономических санкций на государства, не соблюдающие установленные международные правила охраны окружающей среды, исключении этих государств из претендентов на международную экономическую помощь и другие международно-правовые меры охраны окружающей среды.

Loading...Loading...