Презентация "логоритмика и ее роль в формировании речевой компетенции дошкольников"". Логоритмика - средство развития речи детей

Лернер Марина Васильевна
Должность: логопед
Учебное заведение: ГБУЗ РК ВДБ ДП №2
Населённый пункт: г. Воркута
Наименование материала: Статья
Тема: Логопедическая ритмика как средство профилактики и коррекции нарушений звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.
Дата публикации: 12.05.2017
Раздел: дошкольное образование

Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу предложить вашему вниманию доклад на

тему: «Использование средств логоритмики в системе воспитания звуковой культуры речи у детей

старшего дошкольного возраста».

Формирование звуковой культуры речи представляет собой сложную систему, которая вклю -

чает в себя:

развитие восприятия речи;

развитие речедвигательного аппарата и формирование произносительной стороны

речи – звукопроизношение, дикция, орфоэпия, темп речи.

К 5 годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков. У многих детей

этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении речевого

аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, несформированности произ-

вольных движений и т. д. И, к сожалению, дефекты звукопроизношения не исправляются сами со-

бой, а лишь в процессе систематических тренировок, решающих комплексно ряд задач:

Развитие артикуляционной моторики;

Выработку правильного речевого дыхания;

Улучшение координации движений пальцев рук;

Упорядочивание двигательных, ритмических процессов;

Совершенствование пластики движений;

Развитие эмоциональной сферы ребенка.

Сегодня, помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизноше-

ния, коррекции нарушений в лексико–грамматическом оформлении речевого высказывания ис-

пользуют ЛОГОПЕДИЧЕСКУЮ РИТМИКУ. Это форма активной терапии, целью которой яв-

ляется преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании

со словом и музыкой.

Почему – ЛОГОРИТМИКА? Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен

года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые рит-

мические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего дет -

ритмических упражнениях и играх.

Система ритмического воспитания получила большое распространение в странах Европы

в начале ХХ века. Основоположниками ритмического воспитания являются К. Орфа, Р. Штейнер и

Э. Жак - Далькроз.

Э. Жак – Далькроз создал метод «Ритмическая гимнастика»и написал работу под названи-

ем «Ритм», в которой он раскрывает возможности эффективного воздействия ритма.

В отечественной дошкольной педагогике методические рекомендации по проведению ло-

горитмических занятий впервые были разработаны русским педагогом В.А.Гринер, которая отме -

тила, что «Музыкальный ритм как организующий момент, лежит в основе метода».

Основная цель логоритмики – преодоление речевого нарушения путем развития и коррек-

ции двигательной сферы. В соответствии с этой целью можно выделить коррекционные, образо-

вательные и воспитательные задачи логоритмики.

К коррекционным задачам относятся:

преодоление основного речевого нарушения,

совершенствование движений органов артикуляционного аппарата,

развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и

динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двига -

тельной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей,

мелкой, мимической и артикуляционной).

В образовательные задачи входит:

формирование двигательных навыков и умений,

знакомство с разнообразием движений,

пространственная организация тела.

Воспитательные задачи логоритмики: содействовать эстетическому, умственному, нрав-

ственному, трудовому воспитанию личности с нарушением речевого развития;

воспитание положительных качеств личности - доброжелательность, толерантность,

эмпатия, уважение, принятие сверстника и взрослого таким, какой он есть.

Логоритмические занятия – это комплексная методика, опирающаяся на связь слова, музы-

ки и движения и включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуника-

тивные игры. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобла-

данием одного из них и имеют необычайно широкий спектр воздействия.Средства логоритмики

необычайно разнообразны и имеют широкий спектр воздействия.

К средствам логоритмики относят:

маршировку – четкую ритмическую ходьбу под бодрую музыку, что способствует формиро-

ванию осанки, чувства темпа, координации рук и ног, выработке физиологического дыха -

ния, размеренности шага, укрепление мышц стопы и ее подвижности;

Вводная ходьба – упражнения построенные на различных видах шага.

упражнения на развитие дыхания;

артикуляционные упражнения;

упражнения на формирование согласных;

упражнения на развитие мышечного тонуса;

упражнения, активизирующие внимание;

счетные упражнения;

упражнения без музыкального сопровождения;

упражнения, формирующие чувство музыкального размера или метра;

упражнения на формирование чувства музыкального темпа;

упражнения для формирования чувства ритма.

Из всего многообразия средств логоритмики хочу остановиться на тех, которые непосред -

ственно направлены на постановку правильного звукопроизношения.

Артикуляционная гимнастика связана с выработкой лучшей координации и совершен-

ствования органов артикуляционного аппарата детей. От того, насколько быстро, четко и согласо-

ванно работает этот аппарат, зависит хорошая дикция. Правильная артикуляция – залог хорошей

ние обеспечивает прямую осанку, общее расслабление мышц тела. В артикуляционную гимнасти -

ку необходимо включать статические и динамические упражнения для языка, губ, нижней челю -

сти. Дозировку повторений одних и тех же упражнений определяют с учетом характера и тяжести

речевого нарушения. Упражнения выполняются ритмично под счёт на акцент в музыке. Позднее

детям можно предложить задания, в которых артикуляционная поза сочетаются с движением

разных частей тела:

Предлагаю вашему вниманию занимательную артикуляционную гимнастику «УТРО С

колаевна. Обратите внимания на экран, Я буду зачитывать четверостишье, а на экране будут появ -

ляться фотографии детей выполняющих артикуляционные упражнения. Соответствующие стихо-

творному тексту.

Котик Музик утром встал, (Дети потягиваются)

Чистить зубки побежал. (В улыбке открывают рот)

Вправо-влево, вправо –влево(Кончиком языка сильно «почистить» за нижними зубами) Чистим

зубки мы умело.

Пополощем ротик, Как чистюля котик.(Имитация полоскания рта)

Музик наш расчёску взял, (В улыбке закусить язык зубами)

И причёсываться стал.

Мы за ним не отстаем;(«Протаскивать» язык между зубами вперёд- назад)

Делаем зарядку! «спинку» выгнуть, удерживать под счет до 8-ми)

Музик спинку выгибает.

Музик спинку прогибает.(Открыть хорошо рот, поднять язык за верхние зубы)

«Футбол» (Кончик языка утирать то в одну, то в другую щёку)

«Блинчик» (Удерживать широкий кончик языка на нижней губе под счёт до 5)

«Оближем губки» (Облизать по кругу верхнюю, а затем нижнюю губу)

«Чашечка»(Загибаем боковые края языка в виде чашечки, тянем к носику. под счет до 5. Ритмич-

но хлопаем))

Яркие иллюстрации и несложный стихотворный текст делают гимнастику увлекательной для де -

тей, что облегчает её проведение и делает процесс более приятным.. (слайды)

Позднее детям можно предложить задания, в которых артикуляционная поза сочетаются с

движением разных частей тела:

Открыть широко рот и развести руки в стороны;

Округлить губы и руками показать обруч;

Вытянуть губы « трубочкой» и подтянутся за руками вперёд;

Растянуть губы в улыбке и поднять руки через стороны вверх, встать на носки.

ченный выдох). Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает

симости от содержания высказывания изменять силу и высоту голоса. Задача воспитателя - по-

мочь детям преодолеть возрастные недостатки их речевого дыхания, научить правильному

диафрагмальному дыханию. Особое внимание уделяется длительности и силе выдоха в процессе

речи и бесшумному глубокому вдоху перед произнесением фразы.

При работе над дыханием обращают особое внимание на развитие продолжительного, равномер-

ного выдоха у детей. Соотношение выдоха и вдоха 1:3 Хорошо развивает продолжительность вы -

доха и мелодико-интонационную сторону речи пение. И здесь тоже необходима помощь музыкаль-

ного руководителя. Подбираются эмоционально-выразительные, образные песни с доступным тек-

стом, фразы в которых должны быть короткими.

Упражнения дыхательной гимнастики лучше проводить ежедневно в течении 5- 10 минут в хо-

рошо проветриваемом помещении. Их можно использовать как физкультминутки в процессе ло-

гопедического занятия.

Необходимо приучать ребенка делать вдох без напряжения, не поднимая плеч, чтобы вдох

был мягким и коротким, но достаточно глубоким, а выдох длительным и плавным, без фиксации

на этих процессах. При этом постоянно напоминать, что говорить нужно только на выдохе. Осо-

бое значение придавать использованию всевозможным играм и игровых приемов, стихотворных

текстов, которые вызывают интерес к занятиям и делают характер выполнения упражнений не-

произвольным.

В первые месяцы логопед является ведущим при проговаривании текста, ребенок произно-

сит только отдельные звуки, звуковые сочетания. В дальнейшем ребенок произносит текст само-

стоятельно. В специально подготовленных стихотворениях, песнях, считалках, диалогах также ав -

томатизируются поставленные звуки, закрепляется лексический материал.

Как выполнять упражнения

воздух набирать через нос

плечи не поднимать

выдох должен быть длительным и плавным

необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно при-

держивать руками)

нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к голо -

вокружению

В качестве наглядного примера предлагаю вам «Веселую разминку» - комплекс дыхательных и

физических упражнений под чтение стихотворных текстов. В комплексе упражнений использует-

ся сочетание дыхательных и физических упражнений, при выполнении которых возрастает объем

и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц, координируется и ритмизируется

общие и дыхательные движения, и в целом, улучшается функциональная деятельность всех орга -

нов и систем организма.

Дифференциация носового и ротового дыхания.

Упражнение№1. « Ветер дует»

Стоя. Спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот.

Я подую высоко,

(Руки поднять вверх, встать на носки, подуть.)

Я подую низко,

(Руки перед собой, присесть и подуть.)

Я подую далеко,

(Руки перед собой, наклон вперед, подуть.)

Я подую близко.

(Руки положить на грудь и подуть на них)

Развитие силы диафрагмального выдоха.

Закрепление диафрагмального типа дыхания.

Упражнение№2. «Деревце качается»

Стоять, наклоняя туловище и делая движения руками под чтение текста.

Ветер дует нам в лицо,

(Дуть, махи руками в лицо, сильная воздушная струя.)

Закачалось деревцо.

(Наклоны туловища вперед, влево.)

Ветер тише, тише, тише.

(Дуть, махи руками в лицо, слабая воздушная струя.)

Деревцо все выше, выше.

(Потянуться, руки вверх.)

Развитие речевого дыхания.

Значительную роль в формировании правильного звукопроизношения и речевого дыхания

играют упражнения, основанные на пропевании гласных звуков в сочетании с движением .

Приведу пример подобных упражнений:

«Цветок распускается». Исходное положение - стоя, руки опущены. Руки через

стороны поднять вверх - вдох. Руки через стороны вниз, поём: «А-а-а» - выдох.

«Рубим дрова». Исходное положение - стоя, руки опущены. Ноги шире плеч. Пря-

мые руки вверх - вдох. Наклон - поём: «У-у-у»

«Пускаем облачко». Исходное положение - стоя, руки опущены. Руки в стороны

Вдох. Руки соединяются, кисти складываются, изображая букву О, продвигаются

вперёд ото рта- выдох

«Держим большой мяч». Исходное положение - стоя, руки опущены. Руки в сто-

роны - вдох. Руки перед грудью - выдох: «Э-э-э»

«Маятник» . Исходное положение -стоя, руки опущены. Прямые руки со сжатыми

кулаками вперёд - вдох. Прямые руки со сжатыми кулаками отводятся назад - вы-

дох: «Ы-ы-ы.»

«Поймаем лучик» - [и]. Исходное положение - стоя, руки опущены - вдох.

Руки плавно поднимаются вверх- выдох: «И-и-и.» (слайды)

Затем в звуковые ряды вводятся вместе с гласными и согласные звуки. Постепенно можно

включать более сложный материал, произносимый на выдохе(звуки, слоги, словосочетания, слова

Самое главное – постепенное увеличение объема после того, как вы убедитесь, что дети

легко справляются с предыдущим упражнением.

Упражнение№ 3. «Косари»

Сопровождается соответствующими пантомимическими движениями с произнесением на выдохе

междометий: УХ. ЭХ, АХ и т.д. Выполнять можно под мелодию марша: на слабую долю вдох и

«отведение косы» в сторону, на сильную – выдох и «взмах косой».

Упражнение№ 4. «А-У».

Ход игры. На слова взрослого дети разбегаются и прячутся.

По поляне разбежались

И в лесу все потерялись.

Буду я в лесу искать.

Как же их найти, собрать?

Взрослый поёт»А-У» по звукам затакта мелодичной песни Ю.Чичикова «Спасибо» Дети отвеча-

ют через такт.

Несомненно, что полноценное занятие по логоритмике может провести только специально обу -

ченный педагог-дефектолог, имеющий дополнительное музыкальное образование. Однако неслож -

ные упражнения вы можете выполнять и сами. Вот несколько примеров логоритмических упраж-

Закрепить правильную артикуляцию и поставленный звука [С] Упражнение «Сыпется песок» Ве-

дущий напоминает детям артикуляцию звука: Подул ветерок, посыпался песок. Покажите, как

поёт ветерок песенку– “с-с-с-сс-с-с-с-с” - улыбнитесь, опустите кончик языка за нижние зубы,

зубы сближайте и дуйте. – “с-сс-с-с”..

Упражнение с пропеванием слогов закрепляет звук [С ]в открытых слогах

Упражнения с пропеванием чистоговорок закрепляет звук [С] в открытых слогах, словах и

предложениях. Чистоговорка - это зарифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо

звук. В методической литературе предполагаются приемы работы с чистоговоркой для отработки

звукопроизносительной стороны речи, на развитие силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, рече-

вого дыхания, а так же для коррекции лексико-грамматической и фонетико-фонематической сторо -

За"основу" чистоговорки. брался последний слог в слове и повторялся в начале чистоговорки

столько раз, сколько было в этом слове слогов. Получалась "основа" чистоговорки.

В завершении хочу еще раз подчеркнуть, что настоящее время ощущается дефицит сенсор -

ного воспитания детей, когда гораздо более важным считается обучить ребенка 3-4 лет грамоте,

чем эстетическим канонам. С нейропсихологической точки зрения, тенденция ранней стимуляции

функций чтения, письма, счета обедняет правополушарный нервно-психический потенциал ребен -

ка, столь необходимый для его гармонического развития и, главное, приводит к потерям, не -

восполнимым в будущем.

Логоритмика способствует преодолению разнообразных речевых расстройств: развивает

неречевые процессы (координацию движений, правильное дыхание, музыкальность); способству -

ет развитию эмоциональной включенности, волевых качеств, произвольности, активного словаря,

мелкой моторики, речи, сенсомоторной координации, что в комплексе создает основу не только

для формирования речевого слуха, но и для развития культуры устной речи в ее произвольном ас -

пекте. Я считаю, что логопедическая ритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становле-

ния речевой функции, в том числе, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения,

заикание и др. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негати -

визмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к

выполнению логопедических упражнений и т.д.

Практика показала, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ре -

бенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный

настрой, учит общению со сверстниками и многое другое.

Поэтому ЛОГОРИТМИКА становится праздником красивой речи для детей!

Значение логоритмики в развитии ребенка дошкольного возраста.

Муз. руководитель Кутузова И.С.

Исследованиями лаборатории высшей нервной деятельности ребенка Института физиологии детей и подростков АП России было установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. (М.М. Кольцова)

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во втором веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (аналог нашей сороки – белобоки) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Японский врач Намикоси Токуазиро утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Исследования отечественных физиологов так же подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности и развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка.

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции рук.

Так, в процессе многолетней работы с речевыми группами детей, я пришла к выводу что: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие ребенка находится в пределах нормы; если же развитие движений пальцев у ребенка отстает, то задерживается и его речевое развитие, и двигательное, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

У детей существует не только слуховая, но и зрительная, тактильно – двигательная память, которая помогает запомнить потрогав, показав что либо движение, поэтому дети часто заменяют им снова или дополняют их. Я пришла к заключению важности и необходимости пальчиковых игр и ритмодекламаций в развитии ребенка, и включении их в музыкальное воспитание детей нашего детского сада.

Песни, попевки, потешки для пальчиковых игр, написанные в увлекательной игровой форме, содержат яркий музыкальный материал, который доставляет радость воспитанникам.

Существует прямая взаимосвязь развития речи с уровнем развития общей и тонкой моторики. Чем выше двигательная активность, тем лучше развивается речь. В то же время пропевание потешек, стихов, с их четким ритмом, помогает улучшить у ребенка координацию движений, а координируя движения мелкой моторики ребенок совершенствует артикуляционный аппарат, речевое дыхание, интонацию и ритм.

Музыкальные пальчиковые игры и ритмодекламации в этом процессе неоцинимы. Они как бы отражают реальности окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе включения музыкальных пальчиковых игр в музыкальную деятельность я заметила, что у детей вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, в более яркой форме пропевать знакомую песню, попевку.

Музыкальные пальчиковые игры и ритмодекламации интересны ребенку не только в плане услышать новый стишок или песню, но они интересны для него тем, что он сам показывает в ней каждое слово жестом, как бы оживляет текст, осознает, почувствовав его через движения. Часто приходя на музыкальные занятия дети сами просят поиграть в полюбившуюся игру.

Ребенок сам включается в игру, очень важный для него вид деятельности в данном возрасте. Он представляет себя героем (кошечкой, ежиком, птичкой, снежинкой), действует, двигается, поет от лица героя, полностью перевоплощаясь в конкретный сценический образ. Даже если у ребенка что – то не получается, то он видит здесь не себя, а неумелого «котенка», «колючего ежика» и т. п. Это обстоятельство не сковывает ребенка, а напротив, увлекает его. Он помогает в процессе игры научить своего героя двигаться легко и умело, петь эмоционально, с увлечением. Это еще и психологический аспект, очень важный для стеснительных и закрепощенных детей.

Движения, в сочетании с пением позволяют ребенку в дальнейшем быстрее освоить и запомнить стишок, текст, песенку. Позволяют в игровой форме разминать, массировать пальчики и ладошки, части тела, что благотворно воздействует на все внутренние органы.

Музыкальные пальчиковые игры и ритмодекламации развивают речь ребенка, двигательные качества и пространственное мышление, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), концентрируют внимание, развивают воображение, а так же воспитывают быстроту реакции и эмоциональную выразительность образа посредством пения и жеста.

Таким образом – развивая моторику рук мы развиваем мозг ребенка.


Юлия Клокова
Логоритмика как средство речевого развития дошкольников

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГБОУ Гимназия № 1404 «Гамма»

Дошкольное отделение «Вешняки»

по теме самообразования

Учитель-логопед - Клокова Ю . В.

Музыкальный руководитель - ИзнаироваО. Г.

2013-2014 учебный год

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта : «Логоритмика как средство речевого развития дошкольников »

Тип проекта : Исследовательский

Проблема : У детей дошкольного возраста часто наблюдается значительное нарушение различных компонентов языковой системы, недостаточно сформированы психомоторные и речевые процессы .

Гипотеза : В развитии речевой и психической деятельности детей положительную роль играют занятия логоритмикой .

Цель : Стимулирование процесса речевой и психической деятельности детей посредством использования занятий логоритмикой .

Конечный продукт : Разработка банка мероприятий по логоритмической деятельности .

Объект исследования : Процесс речевого и психомоторного развития детей дошкольного возраста .

Предмет исследования : Логопедическая ритмика как средство развития и стимулирования речи и моторики у детей.

Оборудование : СD диск с презентацией защиты темы самообразования ВВЕДЕНИЕ

Актуальность

С каждым годом растёт количество детей с различными отклонениями в речевом развитии ,в связи с тем, что существенно возрос ритм жизни и недостаточно внимания уделяется детям со стороны родителей. Живое общение с ребенком заменяется просмотром телепередач. Также имеет значение увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология.

У многих детей наблюдается значительное нарушение всех компонентов языковой системы. Дети мало пользуются прилагательными, наречиями, допускают ошибки в словообразовании и словоизменении. Фонетическое оформление речи отстаёт от возрастной нормы. Отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушение слоговой структуры , недостаточное развитие фонематического восприятия и слуха. Нарушаются логико-временные связи в повествовании. Эти нарушения служат серьёзным препятствием для овладения детьми программой дошкольного учреждения , а в дальнейшем и программой начальной школы.

Опыт работы показывает, что наряду с традиционными методами работы в исправлении речевых нарушений , большую положительную роль играет логопедическая ритмика (логоритмика , основанная на синтезе слова, движения и музыки.

Логоритмика представляет собой объединение речедвигательных и музыкально- речевых игр и упражнений на основе единого замысла системы музыкально-двигательных, осуществляемых в целях логопедической коррекции и стимулирования двигательной активности. Необходимо, особо отметить, значение музыки при использовании логоритмики . Музыка не просто сопровождает движение и речь, а является их организующим началом. Музыка может задавать определённый ритм перед началом занятия, настраивать на глубокий отдых во время релаксации на заключительном этапе занятия.

Движение помогает осмыслить и запомнить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность. Музыка вызывает у детей положительные эмоции, повышает тонус коры головного мозга и тонизирует ЦНС, усиливает внимание, стимулирует дыхание, кровообращение, улучшает обмен веществ. Значимую роль в слове, движении, музыке играет ритм. По мнению профессора Г. А. Волковой, «звучащий ритм служит средством воспитания и развития чувства ритма в движении и включения его в речь». Не случайно понятие ритма вошло в название логопедической ритмики .

Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической деятельности , сочетающим исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.

Занятия логоритмикой составная часть коррекционного воздействия на дошкольников , так как многие дети страдают не только речевыми нарушениями , но и имеют целый ряд признаков двигательной недостаточности общей и мелкой моторики, нарушения просодики, психологические проблемы.

Логопедическая ритмика представлена широким спектром специальных игр и упражнений, направленных на исправление речевых и неречевых нарушений , развитие коммуникативных навыков, а также формирование положительной познавательной мотивации. Можно использовать элементы логоритмики , включая их в логопедические , музыкальные, физкультурные занятия, занятия по развитию речи .

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Цель логоритмики : профилактика и преодоление речевых расстройств путем развития , воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Использование средств логоритмики в работе по развитию речи позволяет решать широкий круг задач.

Оздоровительные задачи : укрепление костно-мышечного аппарата; развитие физиологического дыхания; развитие координации движений и моторных функций; воспитание правильной осанки, походки, грации движений; развитие ловкости , силы, выносливости.

Образовательные задачи : формирование двигательных навыков и умений; пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других детей и предметов; развитие переключаемости ; совершенствование певческих навыков.

Воспитательные задачи : воспитание и развитие чувства ритма ; способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность; воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности; воспитание умения соблюдать заранее установленные правила.

Коррекционные задачи : развитие речевого дыхания ; формирование и развитие артикуляционного аппарата; развитие общей и мелкой жений, ориентации в пространстве; регуляции мышечного тонуса; развития музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активация всех видов внимания и памяти.

2. Развитие речевых процессов у детей и корректирование их речевых нарушений . Эта работа включает в себя развитие дыхания , голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

Методы и приёмы обучения на занятиях по логопедической ритмике

Используются :

1. наглядно- зрительные приёмы, такие, как показ педагогом движения; подражание образам; использование зрительных ориентиров и наглядных пособий.

2. приемы для обеспечения тактильно-мышечной наглядности с применением различного инвентаря : кубиков, массажных мячей и т. д.

3. Наглядно-слуховые приёмы для звуковой регуляции движения : инструментальная музыка и песни, бубен, колокольчики и др. ; короткие стихотворения.

Словесные методы применяются для осмысления детьми поставленной задачи и осознанного выполнения двигательных упражнений.

Игровая форма занятия активизирует элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, помогает совершенствовать разнообразные двигательные навыки, развивает самостоятельность движений, быстроту ответной реакции.

Соревновательная форма применяется как средство совершенствования уже отработанных навыков, воспитания чувства коллективизма, воспитания морально-волевых качеств.

Структура и содержание занятий по логопедической ритмике

Занятия логоритмикой проводятся 2 раза в неделю. Каждое занятие проводится по единой лексической теме в игровой форме. Оно длится от 15 до 25 минут в зависимости от возраста детей.

РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

o Положительная динамика процесса усвоения ребенком правильного звукопроизношения.

o Выработка правильного темпа речи, ритма дыхания;

o Развитие речевого выдоха ;

o Улучшение речевой памяти ;

o Способность выполнять дыхательные и пальчиковые упражнения, быстро реагировать на смену движений.

o Развитиекоординации в соответствии с музыкальным сопровождением, что способствует снижению психоэмоционального напряжения и укреплению здоровья детей

o Занятия логопедической ритмикой полезны всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции , в том числе задержки речевого развития , нарушения звукопроизношения, заикание и др.

o Создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и т . д.

o Регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения .

o Формируют у детей чувства ритма, внимания, координации в соответствии с музыкальным сопровождением, что способствует снижению психоэмоционального напряжения и укреплению здоровья детей.

Приложение

Развитие речи и координации движений под музыку.

Развитие речевого дыхания .

Использованная литература :

1. Киселевская Н. А. «Использование логопедической ритмики в коррекционной работе с детьми»- ТЦ СФЕРА-2004г.

2. Гоголева М. Ю. «Логоритмика в детском саду » ; СПб, КАРО-2006г. Нищева Н. В. «Логопедическая развивающей

3. Судакова Е. А. «Логопедические музыкально-игровые упражнения для дошкольников » СПб. ; Детство-пресс, 2013г.

4. Нищева Н. В. «Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду» СПб. ; Детство-пресс, 2014г.

5. «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей» - Учебно-методическое пособие для воспитателей и педагогов. Москва, 1997г.

6. Бабушкина Р. Л., Кислякова О. М. «Логопедическая ритмика : Методика работы с дошкольниками , страдающими общим недоразвитием речи » / Под ред. Г. А. Волковой – СПб.: КАРО, 2005. – (Коррекционноая педагогика) .

7. Волкова Г. А. «Логопедическая ритмика » М.: Просвещение, 1985 г.

8. Воронова Е. А. «Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5 – 7 лет» Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2006 г.

9. Картушина М. Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» – М.: ТЦ Сфера, 2005 г.

10. Макарова Н. Ш. «Коррекция неречевых и речевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмики » - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009 г.

11. Новиковская О. А. «Логоритмика » - СПб.: Корона принт., 2005 г.

12. Мухина А. Я. «Речедвигательная ритмика » - Астрель, М. -2009 г.

13. Федорова Г. П. «Поиграем, потанцуем» - СПб.: Акцидент, 1997 г.

14. Буренина А. И. «Ритмическая пластика для дошкольников » - СПб.: 1994 г.

Логоритмические игры и упражнения как средство развития всех компонентов устной речи

МБДОУ «Детский сад №5 «Аленка» г. Назарово


учитель-логопед высшей квалификационной категории Звонарева Оксана Викторовна музыкальный руководитель 1 квалификационной категории Приходько Ирина Анатольевна


Логоритмика

Речь

Движения

Музыка


  • Укрепление костно-мышечного аппарата; Формирование двигательных кинестезий; Формирование пространственно-временных представлений; Формирование положительного эмоционального настроя.
  • Укрепление костно-мышечного аппарата;
  • Формирование двигательных кинестезий;
  • Формирование пространственно-временных представлений;
  • Формирование положительного эмоционального настроя.
  • Развитие темпа и ритма речевого дыхания; Развитие орального праксиса; Укрепление мимической мускулатуры; Формирование фонематической системы; Расширение лексического запаса.
  • Развитие темпа и ритма речевого дыхания;
  • Развитие орального праксиса;
  • Укрепление мимической мускулатуры;
  • Формирование фонематической системы;
  • Расширение лексического запаса.

Направления логоритмики

Неречевые процессы

Речевые процессы


Средства логопедической ритмики

  • Вводные упражнения (ходьба, маршировка, перестроения)
  • Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции
  • Упражнения, регулирующие мышечный тонус
  • Упражнения, активизирующие внимание
  • Счетные упражнения
  • Речевые упражнения без музыкального сопровождения
  • Ритмические упражнения
  • Пение
  • Игра на музыкальных инструментах
  • Упражнения на развитие творческой инициативы

Разделы логоритмики

Музицирование (вокальное и инструментальное)

Речедвигательные игры и упражнения (дыхательно-артикуляционный тренинг, игровой массаж и пальчиковая гимнастика, речевые игры и ролевые стихи)

Танцевально-ритмические упражнения (игрогимнастика и игроритмика)

Эмоционально-волевой тренинг

Креативный тренинг


Музицирование

  • Музыкально-ритмическая игра «Белка»
  • Музыкальная игра «Оркестр»

Речедвигательные игры и упражнения

  • Артикуляционная гимнастика
  • Дыхательные упражнения

Игровой массаж

Самомассаж лица и шеи « Что? Где?»

Задачи: формирование адекватной самооценки, снятие мышечного напряжения



Пальчиковые игры

« Драже»

Задачи: развитие координации тонких дифференцированных движений, тактильной чувствительности

« Театр пальчиков»

Задачи: развитие памяти, координации речи и согласованных движений пальцев рук


Игрогимнастика

Игра « Ветер сдул»

Задачи: воспитание наблюдательности, быстроты реакции, умения ориентироваться в пространстве


Креативный тренинг

Игровое упражнение « Танец частей тела»

Задачи: развитие инициативности, смелости принятия решения, пластичности движений, чувства темпа и ритма


Эмоционально-волевой тренинг

Игровое упражнение « Сонный поезд»

Задачи: развитие эмпатии, слухового восприятия, координации в пространстве, чувства темпа и ритма


Звукопроизношение

Артикуляционная гимнастика

Упражнения на развитие

диафрагмального и

фонационного дыхания

Мимические упражнения

Фонопедические упражнения

Игры на координацию речи и движения

Речевые упражнения


Фонематические процессы

Развитие слухового внимания

Упражнения на развитие чувства

ритма

Музыкально-ритмические игры

Игра на музыкальных инструментах

Речевые упражнения

Инсценировка песен


Словарь, грамматический строй, связная речь

Речевые упражнения, пение

Пальчиковая гимнастика, комплексы ОРУ

Зрительная гимнастика

Игры на развитие эмоционально-волевой

сферы, коммуникативные игры



Давайте поиграем!

Имитационная игра -

занятие по

логопедической

ритмике «Путешествие

в волшебный лес»


Коммуникативная игра «Начало занятия»

Начнем занятие свое мы, как всегда, с игры.

Давайте будем веселы, внимательны, добры!

А … (имя ребенка) где?

А … здесь!

Ему привет мы шлем!

(Мы ей привет все шлем!)

Мы … хлопаем сейчас

И глазом подмигнем


КОРУ «В зимнем лесу»

Серый волк бежит по лесу , - бег

А за ним бежит лиса

Поднялись у них трубою

Два пушистеньких хвоста.

А у елки на пригорке - приседать с хлопками «Ох!»

Спрятался зайчишка в норке

Снегирек летает, - повороты корпуса

Крылья расправляет. махи руками

С ветки на ветку рыжий зверек

Весело прыгает – скок, поскок! прыжки вправо- влево, вперед-назад


Фонопедическое упражнение «Мороз»

Вышел на просторы погулять мороз. Топ – топ! Чап– чап! (Два хлопка в ладоши, два хлопка по коленям).

Белые узоры в косах у берез. («У» - короткие,

«острые» звуки в высоком регистре на разной высоте).

Снежные тропинки, голые кусты («Ш…» - потирая ладони.)

Падают снежинки тихо с высоты .(«П!...П!» - постепенно опуская руки вниз)

В рощу прилетели стайкой снегири .(Прижать руки к груди и произносить «Фр- р-р», резко разводить их в стороны.)


Упражнение на координацию речи и движения «На дворе мороз и ветер»

На дворе мороз и ветер, на дворе гуляют дети,

Ручки, ручки потирают, ручки, ручки согревают.

Чтоб не мерзли наши ручки, мы похлопаем в ладошки.

Вот как хлопать мы умеем, наши ручки мы согреем.

Чтоб не зябли наши ножки, мы потопаем немножко.

Вот как топать мы умеем, вот как ножки мы согреем.

Нам мороз теперь не страшен, все мы весело попляшем.

Вот как мы плясать умеем, вот как ножки мы согреем.


Пальчиковая игра «Обезьянки»

Обезьянки вышли погулять, - махи кистями вверх-вниз поочередно

Обезьянки стали танцевать,

- махи предплечьями вправо-

влево

Но одна из них решила вдруг

поспать, - ладони вперед,

загнуть один палец

Потому что надоело танцевать.

- ладони под щеку, палец загнут


Дыхательное упражнение «Летят снежинки»

Как подул Дед Мороз –

В воздухе морозном

Полетели, закружились

Ледяные звезды.

Кружатся снежинки

В воздухе морозном.

Падают на землю кружевные звезды.

Вот одна упала на мою ладошку

Ой, не тай, снежинка,

Подожди немножко.


Упражнение для коррекции зрения «Снежинки»

Мы снежинку увидали,

Со снежинкой мы играли.

Снежинки вправо полетели,

Дети вправо посмотрели!

Вот снежинки полетели

Глазки влево посмотрели

Ветер снег вверх поднимал

И на землю опускал…

Дети смотрят вверх и вниз.

Все на землю улеглись.

Глазки закрываем,

Глазки отдыхают.


Пальчиковая игра «Снежки»

1-2-3-4, Мы с тобой снежок слепили

Круглый, крепкий, очень гладкий,

И совсем, совсем не сладкий.

Раз – подбросим, Два - поймаем,

Три - уроним, и сломаем.

Пальчиковая игра «Зимние забавы»

Что зимой мы любим делать?

В снежки играть, на лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.


Спасибо за внимание!

Успехов в работе!


ОТЛИЧНО!

ХОРОШО!

А У МЕНЯ ВОПРОС…

1 слайд

Логоритмика как средство коррекции нарушений звуко-слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста в условиях речевой группы Шумахер О.В. учитель-логопед Петропавловск 2014 г.

2 слайд

Цель: подобрать логоритмические упражнения и экспериментально проверить их эффективность в процессе коррекции нарушений звуко-слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста. Объект исследования: процесс коррекции звуко-слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста в условиях речевой группы.

3 слайд

Задачи: В образовательные задачи входит знакомство с разнообразием движений, формирование двигательных навыков и умений, понятие о пространственной организации тела. К воспитательным задачам относятся: воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма движений, воспитание способности ритмично двигаться под музыку. К коррекционным задачам относятся: преодоление основного речевого нарушения; развитие дыхания, голоса, артикуляции; развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной).

4 слайд

Логопедическая ритмика - это коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том числе и с речевой, средствами движения, музыки и речи. Логопедическая ритмика является частью лечебной ритмики, базируется на использовании связи слова, музыки и движения.

5 слайд

Структкра логоритмического занятия: 1. Вводная часть: упражнения на различные виды ходьбы и бега. Упражнение для развития дыхания с речевым сопровождением. 2. Основная часть: упражнение для развития дикции и артикуляции. Упражнение для развития мелкой моторики. Упражнение на развитие координации движений и речи. Упражнение с предметами и речевым сопровождением. Упражнение с элементами танца. Игра-драматизация. 3. Заключительная часть: упражнение для развития мышечного тонуса.

6 слайд

Фрагменты логоритмических занятий: Упражнение на развитие речевого дыхания Артикуляционная гимнастика

7 слайд

Развитие двигательной активности

Loading...Loading...