Кушать перед причащением. Основные правила, которые научат вас правильно поститься

Существуют разные меры говения перед Причастием, единого правила, которое было бы установлено для всех, не существует.
Практика трёх-семидневного поста перед Причастием возникла в 18-19 веках, в период евхаристического охлаждения, когда люди причащались раз-два в год, соответственно они и постились около недели.

***

митрополит Волоколамский Иларион:
Правила трехдневного поста перед причастием не существует

– Традиция поститься три дня или неделю перед Причастием – это тоже местный русский обычай. Если мы обратимся к канонам или определениям Вселенских соборов, то не найдем такого требования. Каноны говорят о посте по средам и пятницам, о четырех многодневных постах в течение года, кроме того, в богослужебных книгах мы встречаем указание еще на несколько постных дней, например, день Усекновения главы Иоанна Предтечи или праздник Воздвижения Креста Господня. Но в канонах ничего не сказано о необходимости поститься три дня или целую неделю перед причастием. Мне кажется, что требования исповедоваться перед каждым причащением и поститься неделю или три дня возникли тогда, когда Причастие стало очень редким: один или три-четыре раза в год. Я считаю это упадком. В древней Церкви христиане обычно причащались каждое воскресенье. Я думаю, что в тех Церквах, где причастие стало редким, было бы неправильно резко менять традицию и требовать непременно причащаться каждое воскресенье. Но я уверен, что причащаться три-четыре раза в год недостаточно. На практике очень хорошо приступать ко Причастию каждое воскресенье. Поэтому я скажу так: соблюдайте пост по средам и пятницам, воздерживайтесь также в субботу вечером, исповедуйтесь хотя бы раз в месяц, но причащайтесь по возможности чаще. Такую практику я рекомендую людям, которых готовлю ко вступлению в Православную . Если же человек причащается раз в месяц или реже, я говорю, что это слишком редко. Если мы посмотрим на практику древней Церкви и учение святых отцов, то увидим, что они свидетельствуют о частом причащении. Не только ранние, но и более поздние отцы, такие как святой или живший в XVIII веке преподобный , составитель «Добротолюбия», говорят в пользу частого причащения. И я считаю, что движение в Греческой Церкви за частое причастие – это хорошее явление. Я приветствую, когда люди часто причащаются. Думаю, что правила в отношении исповеди и поста перед причащением могут быть изменены. Но эти вопросы, как мне кажется, находятся в компетенции местных Церквей.

Помню, когда я только принял православие, около пятидесяти лет назад, священник на литургии выходил с Чашей и говорил: «Со страхом Божиим, верою и любовию приступите», – но никто не подходил. Никто не причащался. И я еще тогда ощутил: это не может быть правильным. Теперь же на Западе в православных церквах причащаются почти все. И я рад этому. Конечно же, мы причащаемся не потому, что уверены в собственной праведности, но потому что верим в милость Божию. Мы подходим к Чаше, потому что мы призваны , мы ведь называем Причастие Святыми Дарами . Причастие – это не нечто такое, что можно заработать или заслужить, это всегда свободный дар любви Божией.

– Перед причащением священник возглашает «Святая – святым», в смысле «святые Дары – для тех, кто свят», но тут же хор отвечает: «Един Свят, един Господь Иисус Христос…». Однако мы, не будучи святыми в этом смысле, все же дерзаем причащаться… С другой стороны, мы знаем, в Новом Завете и в литургических текстах святыми называются все христиане, кто не отлучен от Церкви за особо тяжкие грехи. Как в таком случае соотносится святость и личное нравственное совершенство человека?

– Прежде всего, если говорить о понимании святости, следует использовать три слова: один, некоторые, все. Один свят – Иисус Христос. Святость принадлежит Богу, только Он свят по Своей природе. Мы можем быть святы только через причастие святости Божией. Далее, мы говорим, что к святости призваны все . Когда апостол Павел адресует свои послания всем святым в Риме, в Колоссах и т. д., он обращается к христианским общинам. Также и апостол Петр пишет о христианах как о «святом народе». В этом смысле святы все христиане. Наконец, мы говорим о тех святых, которые прославлены Церковью и которые отмечены в церковном календаре. То же самое мы можем сказать и о священстве. Один только Первосвященник – Иисус Христос, как говорится в Послании к Евреям. Затем, через крещение все христиане становятся священниками, как пишет апостол Петр, называя христиан не только святым народом, но и «царственным священством». Далее, священниками становятся некоторые – кого избрала и поставила на это служение через возложение рук. Таким образом, и у святости, и у священства есть три уровня.

Мы все призваны к святости. Поэтому, если я подхожу к Причастию, то делаю это не потому, что я уже свят, но потому что я грешник, требующий Божией помощи, которая подается мне в Святом Причастии.

Разумеется, некоторые люди по причине совершенных грехов не могут принимать Причастие. Но в основном, конечно, Причастие – это не награда святым, а помощь для грешников. В некоторых житиях мы читаем, что были такие святые, которые после причащения долгое время не приступали вновь к Чаше, как, например, святая Мария Египетская. Она причастилась в храме Гроба Господня и затем ушла в пустыню, где многие годы не принимала Святые Дары, причастившись затем лишь перед самой кончиной.

– Но может ли это быть общим правилом?

Конечно, это не общее правило. Это правило для святых, которые в течение многих лет могут жить одним Причастием. Но мы должны причащаться часто. Не потому что мы святые, но поскольку слабы и нуждаемся в помощи, в благодати.

– Какое место в подготовке к причащению занимает нравственное совершенство? Многие люди у нас в Киеве исповедуются и причащаются каждую неделю, и при этом бывает так, что кое-кто из них, исповедовавшись с вечера, утром снова просит принять исповедь, потому что за вечер или ночь чем-то согрешил – неблагочестивыми мыслями, движениями сердца и пр. Кроме того, многие христиане каждый раз, неделя за неделей, исповедуют одни и те же грехи. Как можно давать обещание на исповеди не повторять эти так называемые «повседневные» грехи, если я точно знаю, что буду их совершать?

– Слишком частое хождение на исповедь может выражать своего рода суеверие. Стоит помнить, что Причастие – это благодать, а дьявол не хочет, чтобы мы принимали благодать. И поэтому он ищет любые способы сделать так, чтобы мы перестали причащаться. Когда случается, что нас посещает греховный помысл, что может случиться даже во время Божественной литургии, мы должны просто раскаяться в этом внутри себя и приступать ко Причастию, поскольку это дьявольское искушение.

Благодать, которая подается в таинстве покаяния, очень важна для каждого из нас. Но мы должны принимать на себя ответственность и «играть свою партию». Нельзя превращать исповедь в механическое перечисление одних и тех же грехов. Она должна быть достаточно редкой, чтобы быть событием , действительно раскрытием своего внутреннего состояния. Каждый день в вечерних молитвах мы просим о прощении грехов. И если мы искренне молимся о прощении, Бог прощает нас в тот же самый момент. Это не значит, что на исповедь ходить не нужно. Некоторые наши проступки препятствуют причащению до тех пор, пока мы их не исповедуем. Но мы должны всерьез относиться к покаянным молитвам из нашего ежедневного правила. Исповедь не должна становиться слишком частой. Следует более ответственно подходить к этому. Слишком частое хождение на исповедь обесценивает ее.

Мы должны понимать, что действительно нуждаемся в том, чтобы снова и снова исповедовать одни и те же грехи. Не следует избегать исповеди по той причине, что грехи повторяются. Обычно за ночь мы не становимся святыми. Нам нужна борьба, постоянное аскетическое усилие над собой. Но Божия благодать совершает в нас перемену. Возможно, мы ее не замечаем, но она происходит. С помощью ежедневных усилий, благодати Божией, исповеди и прежде всего причащения мы можем двигаться вперед – смиренно и тихо.

– Но бывает и так, что люди разочаровываются в своих усилиях, поскольку исповедуют одно и то же, причащаются, а никакой перемены к лучшему за собой не наблюдают. Особенно это чувствуется в больших городах с их суетой, когда у человека практически не остается времени на духовную жизнь. Работа, долгая выматывающая дорога в пробках, семейные заботы… Далеко не все находят время даже для утренних или вечерних молитв.

– На самом деле мы, клирики, и особенно монахи, которым не надо заботиться о семье и детях, понимаем те условия, в которых живут семейные христиане. Люди вынуждены много работать, подолгу добираться на работу и домой, а вечером дома тоже много чего нужно сделать… Мы должны понимать эти непростые условия, в которых живут многие миряне. Несмотря на это, каждый христианин может найти хотя бы немного времени утром и вечером, чтобы помолиться перед иконой. Даже пять минут утром и вечером имеют огромное значение. Эти минуты задают «направление» целому дню и дают ту глубину, которой невозможно достичь иначе. Следует сказать и о кратких молитвах, которые можно творить в течение дня. Мы можем молиться, когда принимаем душ, когда едем в метро, ведем машину или стоим в пробке. Мы можем использовать краткие молитвы, например, Иисусову: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя», – или «Слава Тебе, Господи, слава Тебе», или «Пресвятая Богородице, спаси нас», либо другие краткие молитвы. Так мы можем молиться даже в самое занятое время, или, например, когда мы идем из одного места в другое. Очень важно увидеть, что кроме специального отведенного времени для молитвы перед иконой (которое нужно каждому из нас), есть возможность свободно молиться и в течение дня, на любом месте. Но если мы хотим молиться в течение дня, то надо выбирать для этого самые краткие и простые молитвы, такие как Иисусова. Творить молитву Иисусову можно всегда: когда мы чего-то ждем, когда путешествуем, ходим, в моменты смены задач на работе и т.д. Апостол Павел пишет: «Непрестанно молитесь». Он говорит о том, что весьма трудно, но начинается с очень простого: с частых кратких молитв в течение дня. С помощью таких молитв мы можем наполнить весь свой день присутствием Христа – и это есть путь к истинной молитве. Ищите Христа везде. Иисусову молитву могут творить не только монахи или клирики, но и миряне, имеющие семьи и мирские обязанности. Творите Иисусову молитву – не тогда, когда требуется повышенная концентрация внимания, но во все промежуточные моменты. Мы можем соединить время молитвы и работу. Учиться такому способу Иисусовой молитвы очень важно в нашей повседневной жизни. И также Иисусовой молитве хорошо учить детей. Они могут время от времени повторять Иисусову молитву с самого раннего возраста, потому что она очень простая.

***

Марк, епископ Егорьевский, заместитель Председателя Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии:
Традиция трехдневного поста

Традиция трехдневного поста идет от традиции синодального периода, когда причащались один-два раза раз в год. В этой ситуации нормально и очень хорошо, если человек перед причастием попостится 3 дня. Сегодня, как правило, духовники и священники рекомендуют причащаться гораздо чаще. Получается некое противоречие: люди, которые хотят причащаться часто, обрекают себя на почти постоянный пост по четвергам и субботам, что становится для многих непосильным подвигом. Если мы и в дальнейшем не будем относиться к этому вопросу с рассуждением, то это будет оказывать свое отрицательное воздействие на духовную жизнь нашей Церкви.

беседовал священник Андрей Дудченко, Константинополь-Киев

Нет никакого обязательного закона, сколько дней поститься перед Святым Причастием

Игумен Ватопедского монастыря архимандрит Ефрем

– Скажите, батюшка, как правильно готовиться ко Святому Причастию? У нас в традиции – миряне должны поститься три дня, а священники не постятся перед Причастием. Чем объясняется такое различие?

– Я знаю, что в России некоторые священники говорят, что перед Причастием надо поститься три дня, а некоторые – пять дней. На самом деле нет никакого обязательного закона, сколько дней поститься перед Святым Причастием. Доказательством этому служит то, что священники не постятся в обязательном порядке, а потом не только причащаются на следующий день, но и служат Литургию. Мы ведь соблюдаем посты определенные – четыре поста в году и посты в среду и пятницу, думаю, что этих постов достаточно. Если кто-то хочет поститься перед Причастием даже целую неделю ради аскезы, ради благоговения, пожалуйста, но чтобы это узаконивали духовники – об этом мы нигде и никогда не слышали. Если бы это было обязательным условием для Причастия, во-первых, священники должны были бы поститься всегда. Иногда говорят, что христианам надо только раз в два-три месяца причащаться, – такого закона тоже нет. Когда у христианина нет смертельных грехов, он вправе причащаться значительно чаще.

фрагмент встречи с мирянами в Духовно-просветительском центре Екатеринбургской митрополии

Тема правильного рациона во время поста по-прежнему вызывает множество споров, особенно, когда речь идет о соблюдении правил питания перед таинствами. К примеру, вопрос о том, можно ли перед причастием есть рыбу, не имеет однозначного ответа. Священнослужители считают, что пост – это испытание, которое благоприятствует очищению от совершенных грехов. Однако многие люди, не имеющие отношения к религиозной деятельности, уверены, что подобные действия аскетического характера помогают лишь оздоровиться. Некоторые люди, относящие себя к , и вовсе считают, что пост не имеет никакого смысла.

В дни воздержания у человека есть возможность совершенствовать свою душу, не отвлекаясь на потребности бренного тела. Чтобы лучше понять, как правильно поститься, какова цель поста и как использовать его во благо для своей бессмертной души, стоит пообщаться со священнослужителем. Кроме ограничений в пище, следует еще более внимательно относиться:

  • к негативным мыслям;
  • пустословию;
  • гордыне;
  • праздным развлечениям.

Чтение духовной литературы тоже поможет очистить помыслы и сосредоточиться на духовном росте. Кроме того, на период поста следует отказаться от интимных отношений.

Питание

В том случае, когда человеку трудно перейти на полноценный пост, можно начать с умеренных ограничений и со временем этот диапазон делать шире. Церковь положительно относится к такому мудрому подходу относительно новичков. Тем более что люди, страдающие серьезными заболеваниями, в частности болезнями желудочно-кишечного тракта, а также те, которым не исполнилось четырнадцати, беременные женщины и кормящие, не обязаны вносить изменения в рацион. Путешественникам и людям, которые терпят лишения, разрешается не придерживаться поста.

Все, кто не относится к вышеперечисленным группам, должны помнить о воздержании в скорбные дни, а также дни, предшествующие некоторым таинствам. Воздержание в еде предполагает исключение всех возможных излишеств. Порция должна стать более умеренной. Необходимо исключить спиртные напитки, мясо, рыбу, яйца и продукты из молока.

В случае подготовки к причастию поститься необходимо трое суток. В эти дни в рацион должны входить лишь овощи, фрукты, хлеб и крупы. Также накануне, начиная с 24:00 и до самого причастия, еда и вода вообще исключаются. Конечно же, при серьезных недугах, сахарном диабете, а также для грудных детей это правило не применяется.

Поначалу список продуктов, попадающих под запрет, кажется не очень и длинным, но без них бывает довольно сложно что-то приготовить. Церковь также не может отслеживать все новые продукты, которые ранее в наших магазинах невозможно было купить. К примеру, многие морепродукты (мидии, устрицы, кальмары, креветки и т. д.) не считаются рыбой, однако являются настоящими афродизиаками, которые способствуют увеличению либидо.

Несмотря на то, что в пост рекомендуется принимать пищу в умеренных объемах, в некоторых случаях количество приемов должно быть больше. Это позволит предупредить стрессовые состояния организма. Если до поста для человека было привычным трехразовое питание, количество приемов пищи следует увеличить до пяти. Желательно придерживаться определенного графика питания, это пойдет на пользу организму даже после окончания поста.

Чтобы легче перенести пост, можно применить самотренинг: скажите себе, что та пища, от которой вы отказываетесь, несет вред и скверну, она загрязняет организм и мешает жить полноценно. Эта методика используется врачами, когда необходимо мотивировать пациента и исключить часть продуктов, чтобы избежать определенных осложнений при болезни.

Обратите внимание на мотивацию вегетарианцев. Ими движет нежелание убивать животных. У мясоедов все сводится к тому, чтобы просто поесть. Однако все очень индивидуально, и кто-то за несколько дней поста может подорвать свое психологическое здоровье. Поэтому, когда возникает вопрос, можно ли перед причастием есть рыбу, стоит отталкиваться не только от , но и от собственных ощущений.

Подскажите, как правильно подготавливаться к причастию? Всегда ли необходим пост как перед причастием, так и непосредственно в день причащения? Я слышала, что даже воду утром пить нельзя и зубы чистить. И если по слабости нет возможности выдержать строгий пост перед причастием, можно ли к нему приступать? И что больший грех - долгое отсутствие причастия по причине несоблюдения поста или причащение без должной подготовки? Спасибо! С уважением, Елена.

Здравствуйте, Елена!

Подготовка к Причастию должна быть посильной, но мера ее устанавливается в личной беседе со священником. По общему правилу, необходим пост в течение 3 дней перед Причастием (воздержание в пище от мясных и молочных продуктов, яиц; воздержание от развлечений - просмотров фильмов, телепередач, и т. п.). Дни подготовки к причастию называются говением, и в этот период следует увеличить молитвенное правило, а по-возможности и бывать в храме на богослужениях.

Перед причастием необходимо прочитать покаянный канон, канон молебный ко Пресвятой Богородице, канон Ангелу-Хранителю, а также последование ко Святому Причащению. Чтение канонов может быть разделено на несколько дней. Приступать к Причастию нужно строго натощак, чистить зубы можно. После причастия пост соблюдать не нужно (если только Вы не причащаетесь в период многодневного поста или в постный день). Регулярно причащающимся людям, либо болящим, пост перед причастием может быть ослаблен или сокращен по благословению священника.

Причащаться следует регулярно 1-2 раза в месяц с благоговением, сознанием своего недостоинства, страхом Божиим, верою и любовью.

В Послании к римлянам Апостола Павла есть слова: "Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь....Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер". Во время постов и постных дней на работе в светском коллективе, принято отмечать дни рождения, другие нецерковные праздники и угощать сослуживцев. Как в таких случаях не нарушить Церковную дисциплину в отношении поста и в то же время поступить по любви, а не по человекоугодию?

Здравствуйте, Евгений!

Если Вы внимательно прочитаете 14-ю главу послания к Римлянам, то увидите, что большая часть этой главы посвящена наставлениям о неосуждении тех, кто по той или иной причине не постится, а не об оставлении поста ради того, чтобы не огорчать непостящихся. Да, в житиях святых, патериках можно встретить ситуации, когда святые по любви к ближнему нарушали пост, но это были единичные случаи, совершалось это с глубочайшим смирением и любовью к ближнему, и носило единичный, а не систематический характер.

На работе вполне можно прийти на праздник, немного побыть с коллективом, поздравить виновника торжества. Но ведь никто же не заставляет Вас есть при этом непостную пищу!

Не стыдитесь сказать коллегам о том, что Вы поститесь. Возможно, сначала это их удивит, но со временем это будет даже вызывать к Вам уважение. На столе, который собирается в честь нового года или другого общего праздника всегда можно найти что-то постное: рыбу, овощи, фрукты, оливки и т. п. Тем более, если стол собирается "вскладчину" Вы можете сами принести какую-то постную пищу.

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Почему нельзя венчаться в пост? В субботу и др. дни? Татьяна

Здравствуйте, Татьяна!

Венчание не совершается в те дни, когда православне христиане должны воздерживаться от супружеской близости (пост, канун постных дней - среды и пятницы, и воскресенья). Кроме того, пост является временем особого покаяния в грехах, свадебное праздненство в этот период неуместно.

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Ответьте, пожалуйста! Я соблюдаю пост, но на работе нам не готовят постную еду, т.к. в основном никто не соблюдает его. И вот, например суп я ем без мяса, но на мясном бульоне. Вопрос: считается ли это, что я нарушаю пост? Может мне отказаться от первого блюда? Елена

Здравствуйте, Елена!

Да, пост Вы нарушаете, и если есть возможность, то лучше отказаться от первого блюда.

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, как правильно поступить в такой ситуации? Мы с мужем живем полтора месяца. Поженились, обвенчались. Но он не хоть и принимает мое мнение о постах и жизни верующего человека, но не понимает его. Он хочет ребенка. Я пока месяц так сразу и думать не хотела: и хочу, и боязно. Теперь вот захотела. Но начался пост. Ему я сказала о своем желании иметь ребенка. Поэтому теперь он понять меня не может. Он считает, что для меня религия слишком важна. И что это ненормально в современном мире. Верить, ходить в храм, молиться, но посты… Я не хочу, чтоб у нас были ссоры. Семья же - это очень важно. Тогда она у нас будет полноценная. Заранее спасибо.

Здравствуйте, Катерина!

Вы правы - если отказ от супружеских отношений в пост вызывает негативную реакцию супруга и раздор в семье, то настаивать на этом не нужно. По слову апостола Павла не жена властна над своим телом, но муж, и воздерживаться от близости нужно по взаимному согласию. На будущее постарайтесь договориться с супругом о воздержании накануне Причастия и в наиболее важные дни: например, на Страстной Седмице Великого поста. Молитесь о супруге, просите, чтобы Господь даровал ему веру и привел в храм.

Помоги Вам Господи!

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, можно ли крестить ребенка во время поста?Марина

Здравствуйте, Марина!

Да, крестить ребенка можно и во время поста. Помните, что важно не только крестить малыша, но и воспитывать его в Православии, регулярно причащать Святых Христовых Таин.

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Доброго дня! Можно ли жениться (регистрировать брак) во время поста (Успенский пост, свадьба назначена на 24 августа)?

Здравствуйте, Анастасия!

Зарегистрировать брак в пост можно, но свадьбу и начало семейной жизни в таком случае лучше приурочить к венчанию, которое может быть совершено после окончания поста (после 28 августа).

Дай Бог Вам создать крепкую и счастливую семью!

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Батюшка, что делать, если трудно поститься, если к концу поста нет аппетита, хотя и хочешь есть? У нас в семье все постятся, но как пост, так начинаются проблемы с едой. Все ленятся готовить (я тоже), и получается, что все время макароны, картошка с салатом, да печенье с шоколадом.

Я в начале поста себя чувствую нормально и физически пост нормально переношу, а к концу еле-еле выдерживаю. Когда в первый раз постилась в Рождественский пост - разболелась желудком, так что пост нарушила. Как питаться в пост, если во время поста заболеваешь?

Здравствуйте, Ульяна!

Да, если возникают серьезные проблемы со здоровьем, то пост можно ослабить (с благословения священника), однако не нужно самой себя до такого состояния доводить. Ведь, судя по Вашему письму, проблемы Ваши не из-за здоровья, а из-за того, что Вы ленитесь готовить в пост. Постный стол может быть и разнообразным, и вкусным, и полезным. Для больного желудка, кстати, очень полезна овсянка, сваренная на воде – что же тут непостного? На нашем сайте есть рецепты постных блюд, есть даже специальные кулинарные книги, было бы желание готовить!

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Здравствуйте. Помогите, пожалуйста. Родители моей невесты очень негативно настроены по поводу поста и постной пищи. С каждым днем ее родители давят на нее и заставляют есть мясо. Я уже стал причастен к этому, так они заботятся о нашем здоровье. Мы далеко не толстые и занимаемся интеллектуальным трудом. Дошло до того, что они сказали, что свадьбы не будет, если мы продолжим наши посты. Что сделать: есть мясо ради них и сохранит мир или идти на все более растущую конфронтацию и продолжать поститься по уставу?

Здравствуйте, Александр! К сожалению, в Вашем письме не отражены мотивы, побуждающие родителей Вашей невесты столь ревностно охранять ее здоровье. Если это антирелигиозное предубеждение – молитесь за них, поминайте церковно. Например, закажите сорокоуст об их здравии. Мир семейный пока лучше предпочесть посту. Но на исповеди обязательно каяться в нехранении поста, поясняя его причины. Возможно на исповеди священник, вникнув в ситуацию, даст Вам более конкретный и действенный совет. С уважением, священник Михаил Самохин.



Copyright 2004

Было установлено Самим Господом и совершается в Церкви непрерывно в течение двух тысячелетий. Всё это время христиане разных времён и народов как бы участвуют в той Тайной Вечери, когда Христос разделил хлеб и вино среди Своих учеников и объявил эту пищу Божественным Телом и Кровью.

Конечно, не любое вино или хлеб являются святынями, а лишь те, над которыми произносятся особые, литургические молитвы. Вкушаемые за Литургией Частицы подают верующим Божественную благодать, духовные силы, очищают от последствий греха. Нередки случаи выздоровления от болезней и других чудес, происходящих по воле Бога.

К главной святыне Церкви следует приступать после соответствующей подготовки. Важным шагом этой подготовки является пост. Опасаясь нарушить церковные правила, неопытные прихожане часто спрашивают священников, как правильно поститься перед Причастием? Для всех ли обязателен пост? В каких случаях его можно ослабить или отменить? Разобраться в этом поможет краткий экскурс в историю древней Церкви.

Как появилась традиция поститься перед Причастием

В первые века существования христианской Церкви Причастие было обязательным для любого присутствующего на христианина. Каждое воскресенье, а иногда и чаще, люди собирались в доме кого-то из христиан и совершали трапезу с молитвами и разделением хлеба. Тогда особого поста перед этим действием не полагалось, потому что Евхаристия проводилась вечером и все участники действия уже пообедали и даже поужинали.

Часто бывало так, что обеды состоятельных христиан были слишком роскошные и соединялись с музыкой и танцами, как это было принято на востоке. Апостол Павел, сам нередко совершавший Евхаристию, считал недопустимым, что такие христиане подходят к Причастию после пиров и увеселений, когда их мысли не могут сосредоточиться на молитве. Со временем Литургию стали совершать утром и появился обычай вкушать Тело и Кровь Христову натощак, «прежде всякой еды». Однако и тогда ещё не держали пост в течение нескольких дней, как это принято в современной Церкви.

Когда в 4 в гонения на христиан прекратились, многие стали креститься. Когда-то небольшие, сплочённые общины, собиравшиеся тайно по домам, превратились в большие собрания молящихся в просторных храмах. Из-за человеческих слабостей нравственный уровень верующих снизился. Святые Отцы Церкви, видя это, призывали каждого христианина внимательно испытывать свою совесть, подходя к Причастию.

Не позволялось подходить к Таинству, если человек вкушал пищу в ночь перед Литургией, имел сексуальные контакты или «нечистые видения» (сны). Открывающие на исповеди эти невольные грехи христиане на время отстранялись от Причастия и исполняли особое молитвенное правило. Относительно пищи в другие дни никаких ограничений не существовало, так как верующие достаточно строго соблюдали среду, пятницу и четыре поста в году.

Традиция поститься перед Причастием в течение трёх или семи дней установилась в синодальный период (XVIII-XIX вв.). Это было связано с общим упадком духовности и религиозности. Многие стали ходить в церковь «по привычке», а причащались лишь потому, что это учитывалось в церковных документах. Если в церковной книге отсутствовала запись, что прихожанин исповедовался и причащался, могли последовать неприятности на гражданской службе.

В это время была введена традиция «говения» - подготовки к Причастию в течение нескольких дней, чтобы отвлечь ленивого человека от житейской суеты и помочь настроиться на молитву. Такой обычай сохраняется в Русской православной церкви до сегодняшнего дня. Говение состоит из ограничения в пище и исповеди накануне Причастия . Сколько дней говеть - решает духовник . Также об этом можно прочесть в Правилах, стенд с которыми обычно находится в храме на видном месте.

Правила поста перед Причастием

Итак, общецерковного правила обязательного поста и исповеди перед причащением не существует. Но многие священники настоятельно рекомендуют своим прихожанам поститься три дня перед приступлением к Таинству . Стоит ли отвергать хорошую традицию ради буквы закона? Спорить с батюшкой или сознательно отказываться от поста нельзя, так как осуждение и обиды лишь добавляют греха к уже существующим. Лучше исполнить положенное правило исходя из своих физических сил.

Православный предписывает отказ от следующих продуктов:

  • мясо любого животного или птицы, даже постное;
  • молоко (кефир, творог, сыворотка и т. п.);
  • яйца любой птицы;
  • рыба (не всегда).

Фактически в распоряжении говеющего христианина остаются фрукты, овощи, крупы, макароны и хлеб . Нельзя поддаваться соблазну приготовить изысканные «постные блюда»: пища должна не становиться источником удовольствия, а лишь поддерживать силы .

Допустимо ли есть рыбу перед Причастием? В большинстве случаев здоровому человеку следует от неё отказаться. Исключение составляет проживание на Крайнем Севере или судах, где рыба - основной источник питания. Морепродукты считаются более «постной» пищей, чем рыба, и их употребление в умеренных количествах разрешается. Кратковременный пост перед Причастием связывают и с другими ограничениями, отказываясь от следующего:

  • сладостей;
  • сексуальных контактов;
  • спиртных напитков;
  • курения;
  • участия в различных увеселениях (свадьбы, вечеринки, концерты).

За 6 часов до начала Литургии следует полностью исключить еду и питьё . Этот шестичасовой пост называется «евхаристическим». Если евхаристический пост нарушен, священник может не допустить к Таинству.

Многие верующие стремятся причащаться в дни общецерковных постов. Это даёт возможность спокойно подготовиться, особенно если близкие также держат пост и не предлагают лишних искушений.

Допустимо ли причащаться, если покурил или невольно нарушил пост? Обо всех излишествах, допущенных во время говения, следует рассказать священнику на исповеди . Через исповедь совершается допущение к Таинству и сокрытие даже маленького проступка считается большим грехом перед Богом.

Как поститься детям

В Русской православной церкви сложилась традиция обязательной исповеди детей с семи лет . В этом же возрасте они должны быть приучены к посту. Но причащаются дети с самого момента , т. е. с младенческого возраста.

Пост перед причастием для ребёнка не является обязательным, если ему не исполнилось трёх лет.

С трёх до семи лет ограничения вводятся постепенно, ребёнок должен не просто лишаться вкусной пищи, но осознавать необходимость и цель поста. Можно поддержать чадо собственным примером, убрав из семейного меню скоромные продукты. Самим родителям следует приступать к исповеди и Причастию вместе с ребёнком.

Решение о том, можно ли облегчить пост, должны принимать родители после беседы со священником, исходя из состояния здоровья ребёнка. Нельзя принуждать к говению детей, растущих в неверующих семьях и не имеющих должного духовного развития.

Пост для беременных женщин

Беременным женщинам и больным, желающим причащаться, но находящимся на строгой диете, пост можно ослабить или отменить. Делается это только по благословению священника . Перед тем как отправиться за таким разрешением, следует испытать себя, действительно ли кратковременный пост окажется непосильным бременем или из-за лени не хочется нарушать привычный ход жизни?

При невозможности беременной женщине отказаться от молочных продуктов, можно заменить это отказом от сладостей или других вещей, к которым она испытывает привязанность. Такое воздержание будет принято Господом как значительный подвиг.

Пост в условиях общежития

Допускается облегчение или отмена поста для христиан, находящихся на срочной военной службе, учёбе, больнице, интернате или местах лишения свободы , где питание осуществляется в общих столовых и нет возможности выбрать постную пищу. В этом случае следует придерживаться благословения духовника, посещающего воинскую часть или интернат. Отказ от скоромной пищи может быть заменён на другие ограничения или молитву . Этот вопрос желающим причащаться лучше решить со священником за неделю до Таинства или (если невозможно) перед исповедью.

Когда можно причащаться без поста

Во время рождественских святок — от Рождества Христова до Крещения — и на Светлую Седмицу — семь дней после Пасхи — пятидневный пост для причастников не требуется, сохраняется лишь шестичасовой евхаристический. Но это разрешение можно допустить лишь тем, кто полностью соблюдал предыдущие, Рождественский и Великий посты.

Постная подготовка отменяется для тяжелобольных и умирающих.

Таинство Причащения (Евхаристии) невозможно перед предварительного поста, домашней молитвы и исповеди. Пост позволяет нам смирить свои телесные страсти, отрешиться от земных удовольствий, заглянуть вглубь себя и приблизиться к осознанию грехов. Молитва служит «мостиком» между физической и духовной природой человека; она является дополнительным укреплением для приготовления к искреннему раскаянию, совершаемому на исповеди. Но начинается всё с поста.

В православии на один календарный год приходится четыре многодневных поста (Великий, Петров, Успенский и Рождественский) и большое количество однодневных (среда, пятница, Крещенский сочельник, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Воздвижение Креста Господня). При точном соблюдении многодневного поста специально поститься перед причастием не надо. Единственное исключение составляет рыба – от неё нужно отказаться за три дня до таинства.

Верующие, не соблюдающие установленные Церковью посты, в начале должны поговорить со священником, которому планируют исповедоваться. Допуск к причастию осуществляется после исповеди – соответственно, данной беседы не избежать. Обычно священники устанавливают строгий (допускается употребление растительной пищи, свежей и варёной, заправленной растительным маслом) трёхдневный пост, но в зависимости от возможностей человека и других, только им ведомых факторов, этот срок может быть увеличен до семи дней.

Верующие, строго соблюдающие как многодневные, так и однодневные посты, в свою очередь, могут рассчитывать на некоторые послабления, но о них они тоже в начале должны договориться со священником. То же самое касается людей, страдающих теми или иными заболеваниями, и беременных: если по состоянию здоровья они не могут отказаться от приёма конкретной пищи и лекарств, то в начале они должны известить об этом священника и только потом приступать к посту.

Лекарства нельзя принимать перед причастием, поскольку причастие – самое является лекарством не только для души, но и для тела. Травяные чаи, витаминные добавки и мази во время поста разрешены. К запрещённым лекарствам относятся только употребляемые внутрь препараты.

Минимальный пост перед причастием длится три дня. Он подразумевает отказ от пищи животного происхождения – мясных и молочных продуктов, яиц, сливочного масла, алкоголя. Курящие люди должны отказаться от сигарет или хотя бы постараться это сделать. Во время поста желательно воздерживаться не только от «запрещённой» пищи, но и от всего, что доставляет человеку удовольствие в земной жизни – секса, развлечений (дискотек, театров, концертов, просмотра ТВ и т.п.) и любых видов излишеств, в том числе и в постной пище (пост и обжорство – вещи несовместимые!).

Накануне причастия, начиная с двенадцати часов ночи, запрещается употребление любой пищи и воды. Чистить зубы после полуночи также нельзя. Если причастие приходится на ночь (Рождество, Пасха), то строгий пост начинает – минимум, за восемь часов до совершения таинства (в районе пяти вечера).

Многие православные ходят на причастия по воскресеньям. В этом случае пост перед причастием длится фактически не три, а четыре дня: к постному четвергу, пятницу и субботе присоединяется почти всегда постная среда, с той лишь разницей, что во время неё разрешена рыба. На сплошных седмицах (неделях, когда постные среды и пятницы отменяются) среда получается не постной, но пост перед причастием соблюдать всё равно надо.

Дети до семи лет причащаются без поста и исповеди, но чем раньше родители будут приучать их к воздержанию и осознанию своих грехов, тем лучше. Познакомить ребёнка с постом можно с отказа от любимых сладостей и мультфильмов.

Loading...Loading...