Что нужно для ребенка в подготовительной школе. Подготовка к школе: зачем и как? Занимаемся изобразительным творчеством

Собираясь отдать ребенка в школу, самым верным шагом родителей должна стать оценка готовности сына или дочки к таким переменам в жизни. Это поможет определить, стоит ли ребенку идти в школу сейчас или лучше подождать еще год. Также оценка готовности поможет организовать подготовку ребенка правильно, учитывая его слабые стороны.


От настроя родителей и их рассказов о школе во многом зависит отношение ребенка к школе

Как определить готовность?

Ранее основным критерием готовности к обучению в школе считали умственное развитие ребенка. Сейчас же основное внимание направлено на психологическую готовность. У нее выделяют несколько важных критериев, среди которых:

  • Интеллектуальная готовность. Она определяет развитие таких психических функций ребенка, как восприятие, мышление, воображение и память. К примеру, ребенок в 6-7-летнем возрасте должен из услышанных 10 слов запоминать от 3 до 5 слов, уметь найти «сокровища» с помощью схемы помещения, объединять предметы на основе похожих признаков и так далее.
  • Социальная готовность. Ребенок должен уметь налаживать отношения как со сверстниками, так и с взрослыми. Для успешной адаптации в новом коллективе важно уметь находить компромисс, решать конфликты, быть толерантным. Большинство детей к 6-7-летнему возрасту уже умеют контролировать свое поведение и способны выполнять правила, например, не разговаривать во время урока, слушать учителя. Если поведение ребенка на уроке неадекватное, значит, он социально не готов к обучению. Кроме того, у ребенка должна быть адекватная самооценка. Если дошкольники оценивают себя необъективно высоко, то 6-7-летки должны уметь признавать ошибки и адекватно реагировать на критику.
  • Личностная готовность. У 7-летнего ребенка появляется потребность получать новые знания и изменить свой статус – стать школьником. Мотивация может быть разной, например, быть похожим на старшего брата, носить портфель или не спать после обеда, но лучше всего, если ребенок ассоциирует школу с приобретением знаний. При этом очень важно наличие позитивного отношения к школе и понимания, зачем нужна учеба.
  • О том, как определить готовность ребенка к школе, смотрите в видео канала на Youtube "Детская и семейная психология онлайн".

    Как подготовить психологически?

    Огромной ошибкой родителей называют запугивание ребенка, например, ему говорят, что из-за домашних заданий на игры времени больше не останется, в школе его ждут двойки и подобное. Очень важно добиться, чтобы ребенок не боялся школы и относился к ней хорошо.

    Делайте упор на том, что он приобретет новых друзей, узнает много нового и интересного, сможет посещать разные кружки, найдет хобби. Поделитесь историями о своем обучении, рассказав, какие предметы нравились, какой был учитель, что забавного произошло с вами в школьные годы.

    Однако не следует и излишне идеализировать обучение в школе, расписывая все в слишком радужных тонах. Если ребенок не будет знать, что во время обучения возможны сложности и некоторые проблемы, уже после первой плохой оценки или замечания он сильно разочаруется.


    От настроя ребенка зависит очень многое

    Хорошей идеей является игра с дошкольником в игру «Школа». В такой игре можно моделировать разные ситуации с помощью игрушек. Также стоит заранее сходить с ребенком в школу и показать ему обстановку. Замечательно, если в выбранной школе имеются подготовительные уроки или дни открытых дверей.

    Не забывайте и о собственном настрое. Ребенку будет легче адаптироваться в школе, если родители относятся к процессу обучения положительно и показывают своим поведением, что новый статус ребенка (школьник) важен для семьи.

    Возможные трудности Отсутствие дисциплины

    Если ребенок неусидчивый, а также не соблюдает нужные правила, посещение школы может стать большой проблемой. У ребенка может не хватать терпения, чтобы доводить дела до конца. В этом случае ему требуется помощь родителей – пусть мама некоторое время выполняет задания вместе с малышом.

    Также многим детям сложно работать по правилам, и приучить к дисциплине помогут игры, в которых есть некоторые ограничения.


    Дисциплинированность должна быть привита с ранних пор, ребенок должен удерживать внимание на длительное время

    Рассеянность и невнимательность

    Такие качества могут сильно сказаться на успеваемости и расстраивают родителей. Ребенок не спешит выполнять задание, отличает забывчивостью и часто отвлекается. Специалисты не считают такое состояние психологической проблемой, а связывают с преимущественным развитием правого полушария. Как правило, к десятилетнему возрасту проблема рассеянности исчезает сама.

    Чтобы уравновесить работу полушарий мозга ребенка, используют пальчиковые игры, рисование пальцами, лепку, игры со шнуровкой и подобные занятия.


    Занятия для левого полушария мозга особенно полезны для невнимательных детей

    Нежелание учиться Подготовительные занятия

    В наши дни многие центры развития и репетиторы предлагают занятия, на которых ребенка обучают счету и чтению. Однако отношение педагогов к таким занятиям неоднозначное. Одни относятся к ним положительно, другие полагают, что обучаться, как читать, так и писать ребенок должен уже в школе.


    Множество специальных центров занимаются подготовкой детей к школе

    Пример программы психологической подготовки детей к школе

    Занятия такого подготовительного курса проводятся 6 раз в неделю по 40 минут в день. В середине каждого занятия следует делать два пятиминутных перерыва. Длительность подготовки – 16 недель.

    Всего в неделю ребенок занимается 4 часа. Занятия каждой недели включают уроки для развития произвольного внимания, мышления (логического, образного), памяти (слуховой, зрительно-образной), восприятия и воображения. Кроме того, одно занятие в неделю направлено на развитие силы, подвижности и гибкости пальцев (мелкой моторики рук).

    Примерный план занятий может быть таким:

    Тема занятий

    Как заниматься

    Отличия и сходства

    Ребенку предлагают сравнивать картинки, отыскивать предметы, находить отличия, читать нелепицы.

    Недостающие фигуры

    Ребенок будет искать недостающие фигуры, а также развивать счет и память. Одно из занятий посвящено изучению квадрата.

    Лишние предметы

    Ребенку предлагают дорисовывать картинки, рисовать фигуры, искать лишний предмет. Для развития памяти играют в «магазин».

    Классификация

    Ребенок будет искать лишнее на рисунках, классифицировать предметы, запоминать фразы.

    Фрагменты

    Ребенку предлагают находить фигуры и запоминать рисунки, дорисовывать фрагменты и четвертую фигуру.

    Слова, классификация

    Ребенок будет запоминать слова, буквы и цифры, соединять фигуры и классифицировать их, а также достраивать фигуры.

    Сравнение предметов

    Ребенку предлагают находить называемые фигуры, запоминать слова, сравнивать предметы, а также расставлять значки.

    Пространство и лишние слова

    Ребенок будет изучать геометрические фигуры, развивать слуховую память, называть окончания слов, искать лишние слова.

    Наблюдательность

    Ребенку предлагают расставлять точки, отыскивать лишние картинки, быстро отвечать на вопросы, определять понятия.

    Воображение и внимание

    Ребенок должен расставить значки, сочинить сказку по рисунку, находить пропущенные предметы, говорить наоборот. Также с ребенком проводят игру «бывает или не бывает».

    Числа, последовательности и узоры

    Ребенок сравнивает картинки и отыскивает числа, дорисовывает узоры, называет правильную последовательность картинок и находит пропущенные фигуры.

    Копирование и закономерности

    Ребенок изучает цифры и их фрагменты, копирует образец. Также проводятся занятия с картинками, во время которых ребенок определяет их последовательность, классифицирует их и находит закономерность.

    Веселые картинки

    Парные картинки

    Ребенку предлагают занятие с одинаковыми картинками для их запоминания. Также ребенок играет с лабиринтами, запоминает и находит предметы, читает слова, ищет закономерности.

    Лишние фигуры

    Ребенок рассматривает смысловые ряды, изучает цвета, находит лишнее на рисунке, читает пословицы.

    Сравнение

    Ребенку предлагают сравнивать картинки, находить одинаковые, а также сравнивать фигуры

    Материал для таких занятий можно найти в разных пособиях для дошкольников.

    О том, что ребенок должен знать, чтобы адаптация к обучению в школе прошла легче, смотрите в видео канала на Youtube "Детская и семейная психология онлайн".

    Обобщение материала - умение, необходимое каждому ребенку. Смотрите об этом в видео канала на Youtube "Детская и семейная психология онлайн".

    Для развития умения ребенка работать по образцу посмотрите видео канала на Youtube "Детская и семейная психология онлайн".

    Займитесь развитием фонематического слуха по видео канала на Youtube "Детская и семейная психология онлайн", чтобы ребенок мог легко анализировать слова по звукам.

    Игры для подготовки в домашних условиях

    Учитывая тот факт, что дошкольники легче всего обучаются в процессе игры, подготовительные занятия в домашних условиях стоит основывать именно на играх.

    Занятия для мелкой моторики:

    • Штриховка карандашом.
    • Нанизывание бусин или макарон.
    • Рисование красками.
    • Завязывание шнурков.
    • Вырезание из бумаги.
    • Лепка из глины или пластилина.
    • Создание аппликаций.
    • Игры с мозаикой и конструктором.
    • Вышивка и вязание.
    • Завязывание узлов на веревке.


    Занятия можно проводить вместе с друзьями ребенка, чтобы было веселее


    Игры для внимания:

    • Найти в комнате предмет, название которого начинается на определенную букву.
    • Прочтите ребенку стих, пусть он хлопает в ладоши, когда слово будет начинаться с определенной буквы.
    • Учиться выполнять несколько дел сразу, например, рассматривать картинку и слушать рассказ.
    • Разложить перед ребенком 5 игрушек, а затем поменять их местами и предложить ребенку вернуть их на свои места.
    • Дать ребенку листик с группами цифр и предложить вычеркнуть определенную цифру.

    Игры для речи:

    • Назвать ребенку слово, с которым он сможет составлять словосочетания, например, вы говорите «пирог», а ребенок отвечает «вишневый пирог», «сладкий пирог», «испечь пирог».
    • Предложить ребенку озвучивать ваши действия, как журналист, например, как вы варите суп или пришиваете пуговицу.
    • Называть ребенку первый слог, а он будет продолжать слово.
    • Пересказывание мультфильмов, книг, событий вчерашнего дня.
    • Читать с ребенком.


    Ребенок должен воспринимать занятия с радостью, это ключевая задача родителей

    Игры для мышления:

    • Проговаривать слова наоборот (для этой игры подбирают слова из 3-4 букв).
    • Найти предмет, который мама назвала наоборот.
    • Связать предметы, которые использует мама в данный момент, например, что общего между пылесосом и веником.
    • Разгадывание ребусов и загадок.
    • Придумать историю по картинкам.
    • Составить картинку из разных геометрических фигур.
    • Составить из слов предложение.
    • Составлять из картинок историю.
    • Нарисовать продолжение комикса.
    • Придумать продолжение сказки.

    Игры для пространственного представления:

    • Найти в помещении предмет, который называет мама. Подсказывайте ребенку, как действовать, например, «сделай шаг вправо, потом шаг вперед, посмотри вверх».
    • Найти предмет по «карте» комнаты, отметив его на плане крестиком.
    • Срисовывание цифр, букв и картинок.
    • Рассматривание карт и схем.
    • Поиграть в морской бой.


    Приобретайте специальные пособия, которые помогут вам в обучении

    Игры для эмоционального развития:

    • Мама называет действие (например, читать, вытирать пыль или есть шоколад), а ребенок изображает отношение к нему.
    • Представить, что предмет ожил и рассказать, что он мог бы чувствовать, а также какое у него было бы настроение.
    • Рассматривать лица других людей и оценивать их эмоции.
    • Читая сказку, спрашивать ребенка, что чувствует герой.
    • Часто говорить ребенку о своих чувствах в разных ситуациях.


    Участие в театральных представлениях поможет эмоциональному развитию ребенка

    Игры для воображения:

    • Предложите ребенку изобразить позами и жестикуляцией загаданный предмет.
    • Рассматриваем овощи и обсуждаем, на что они похожи.
    • Соединение частей предметов на рисунке.
    • Представлять увеличение и уменьшение предметов, после чего рисовать или лепить их. Например, это может быть крохотный слон или огромная кошка.
    • Обсуждать, как можно необычно использовать привычный предмет.

    Для формирования ребенка представлений о времени проведите занятия, показанные в видео канала на Youtube "Детская и семейная психология онлайн".

    Режим дня

    Коррекцией режима дня ребенка советуют заняться примерно за месяц до первых занятий в школе. Выработать режим, при котором ребенок будет хорошо высыпаться, вовремя принимать пищу, успевать выполнять домашние задания, а также гулять и играть, очень важно.

    Ребенок должен понимать, что домашние занятия являются ответственной работой, которая выполняется в первую очередь, а уже после этого можно отправляться на прогулку или браться за игрушки.

    Если ребенок посещал детский сад, проблем с выстраиванием подходящего режима возникнуть не должно. Не посещающим садик детям довольно сложно просыпаться в 7 часов утра, поэтому приучать к более раннему подъему следует заранее.

    Пусть в первой половине дня ребенок будет занят какими-то полезными делами, а все развлечения и отдых оставляйте на время после обеда. Кроме того, уделите внимание своевременному отходу ко сну, что тоже немаловажно для ранних пробуждений.


    Проблемы с ранним просыпанием нужно решать еще до начала обучения в школе

    Здоровье ребенка

    В подготовке к школе здоровью сына или дочки следует уделить особое внимание. Это, прежде всего, относится к состоянию иммунитета. В дошкольных учреждениях для его поддержания используют закаляющие процедуры, уроки физкультуры и своевременную вакцинацию. Если ребенок не посещает детский садик, это все становится заботой родителей.

    Ребенок должен:

    • Ежедневно гулять на свежем воздухе.
    • Употреблять достаточно продуктов, богатых витаминами.
    • Пройти обследование специалистами.


    Закаливание и высокая физическая активность малыша укрепляют иммунитет

    • Начать готовиться к школе следует заранее. Выберите школу, желаемый профиль образования, познакомьтесь с учителем, присмотритесь к детям, которые посещают заведение. Вам нужно определиться, пойдет ли ребенок в школу рядом с домом или будет ездить в учебное заведение в другой части города. Продумайте возможные сложности, например, сможете ли вы отвозить ребенка, кто будет с ребенком после уроков.
    • Витамины
    • Гиперактивность

    Подготовить ребенка к поступлению в 1 класс непросто. Некоторые родители и бабушки с дедушками готовы учить будущего первоклассника ночами напролет. В последние годы большую востребованность приобрели подготовительные курсы, которые есть при многих общеобразовательных школах, гимназиях и в специальных детских центрах. В целом, каждый ребенок (дошкольник) должен пройти через весь подготовительный процесс, состоящий из определенных этапов, только тогда подготовка к школе будет успешной.

    Что должен знать и уметь ребенок перед поступлением в школу

    Подготовка детей к школе занимает немало времени, поэтому некоторые родители предпочитают отдавать своих чад в частные школы. Такие учреждения набирают группы детей дошкольного возраста для обучения всему необходимому под руководством профессиональных педагогов. При этом в семьях также следует регулярно заниматься с детьми, ведь в любом случае важен индивидуальный подход. Чтобы ребенок мог без больших трудностей адаптироваться к школьным предметам, он должен:

    • знать буквы;
    • уметь читать (можно по слогам) небольшие простые тексты;
    • обладать навыками письма;
    • знать времена года, названия месяцев, дней;
    • знать свои фамилию, имя, отчество;
    • иметь хорошую память, чтобы запоминать 5-7 из 10 четко названных простых слов;
    • находить сходства и различия между предметами;
    • уметь вычитать и складывать числа в пределах первого десятка;
    • знать основные геометрические фигуры;
    • знать 10-12 основных цветов и др.
    Методики подготовки детей к школе

    Прежде чем давать те или иные задания для подготовки к школе своему малышу, ознакомьтесь с несколькими популярными методиками. С их помощью ребенок во время обучения может приобрести все необходимые навыки. Методики обучения направлены, как правило, на развитие мелкой моторики, логического мышления, получение математических знаний и т.п. При этом с учетом индивидуальных особенностей дошкольника нужно заняться его физической подготовкой. Известные методики начального образования:

    • Зайцева;
    • Монтессори;
    • Никитиных.
    Методика Зайцева

    Чтобы дошкольная подготовка ребенка дома оказалась успешной, обратите внимание на методику Зайцева, которая включает в себя подход к обучению чтению, письму, английскому и русскому языку. Она предполагает применение визуального восприятия информации. Основной принцип заключается в обучении малыша всему необходимому без вреда здоровью и с учетом индивидуальных особенностей. Она способна активизировать каналы восприятия информации, сэкономив время и избавив малыша от зубрежки. Минус: при индивидуальных занятиях методика реализуется хуже, чем при групповых.

    Методика Монтессори

    Индивидуальная программа подготовки к школе, помогающая подготовить будущего первоклассника, может быть организована в соответствии с методикой Монтессори. В ней большое внимание уделяется развитию ощущений и мелкой моторики малыша. В процессе обучения необязательно использовать какие-то специальные пособия. Родители должны создать для малыша полноценную развивающую среду. Минусом является отсутствие в методике ролевых и подвижных игр.

    Методика Никитиных

    Чтобы повысить уровень знаний с помощью домашних заданий, ознакомьтесь с методикой Никитиных. Ее основные принципы заключаются в развитии, которое должно быть творческим, свободным. Занятия проходят, чередуясь: интеллектуальные, творческие, спорт. Спортивная атмосфера играет в формировании малыша основополагающую роль, поэтому в вашем доме должны быть созданы все условия для этого. Методика является креативной, с упором на физическое развитие, творчество, но есть минус – желание учиться появляется далеко не у всех детей.

    Подготовительные занятия к школе

    Начинать заниматься с малышом нужно с раннего возраста. Особое внимание необходимо уделить психологической подготовке. Поначалу выполнение заданий происходит в игровой форме, но затем они становятся более сложными, но интересными. Базовые знания дети получают, как правило, в детских садиках. Добиться больших результатов можно как на дому, пригласив частного репетитора, так и, отдав ребенка в специальные центры развития или подготовительные курсы при школах.

    Курсы подготовки к школе

    Решив выбрать подготовительные курсы к школе, отнеситесь к выбору подходящего учреждения основательно. Такие курсы имеются как при самих школах, так и в образовательных центрах, т.е. некоммерческих организациях. С помощью комплексных занятий, коллектива дети могут адаптироваться к школьной системе, урокам. Нередко на таких курсах дошкольников обучают так, чтобы они легко выполняли нужные упражнения и правильно отвечали на определенные вопросы. Намного важнее, чтобы малыш умел творчески мыслить, самостоятельно рассуждать и делать выводы.

    Дошкольный репетитор

    Репетитор для дошкольника – это отличный вариант обучить малыша грамоте, подготовить его к будущим собеседованиям в школе. Тем более некоторые учителя дополнительно обучают детей английскому языку. Не забывайте, что репетитор по подготовке ребенка к школе должен иметь педагогическое образование и соответствующую квалификацию. Большим плюсом репетиторства является индивидуальный подход, который поможет развитию внимания, умения рассуждать и т.д. Ребенок при этом получит более глубокие знания. Минусы: сложно найти достойного педагога, высокая стоимость.

    Сколько стоит подготовка ребенка к школе

    Подготовительные курсы повысят готовность ребенка к поступлению, особенно, если вы планируете отдать его в гимназию. Готовиться так рекомендуется тем детям, которые не посещают детский сад. Занятия в специализированных учреждениях направлены на освоение основ письма и грамоты, обучение чтению, развитие речи и музыкальных навыков и т.д. Некоторые центры обучают шахматам, иностранным языкам и др. Стоимость подготовки в Москве:

    Бесплатная подготовка

    Воспитатели детского сада должны закладывать основы счета, письма и чтения. Перед родителями стоит более важная задача – научить малышей доводить начатое до конца, пусть это будут какие-нибудь примеры из математики, занятие рисованием или что-то другое. Чтобы ваше чадо по уровню развития соответствовало своему возрасту, старайтесь больше общаться с ним, отвечая на все вопросы. Уделите внимание активным играм, физическому развитию, научите самостоятельности и правилам безопасности.

    Как подготовить ребенка к школе самостоятельно

    Для развития памяти, умения логически мыслить и прочих навыков в домашних условиях, читайте или смотрите вместе мультфильмы, обсуждая то, что ребенок узнал. Чаще интересуйтесь мнением малыша, задавая при этом вопросы. Постарайтесь превратить занятия в домашних условиях в удовольствие для дошкольника. Плюсом подготовки дома является экономия средств, да и нужные материалы можно всегда найти в интернете. Минусом может стать качество, ведь не у всех родителей есть педагогическое образование. К тому же, занятия в кругу семьи не всегда дисциплинируют малыша.

    С чего начать подготовку

    Самым подходящим возрастом для начала обучения будущего первоклассника по мнению психологов считается период 3-4 года. Начинайте учить ребенка читать и считать в игровой манере, к примеру, во время прогулок считайте вместе с ним количество домов, автомобилей и т.д. Делайте вместе поделки, уделив внимание художественному развитию будущего первоклассника: рисуйте, создавайте аппликации, лепите, собирайте пазлы. Дома оборудуйте удобный письменный столик. Уделите внимание мотивации своего чада, в противном случае, обучение будет продвигаться медленно.

    Программа

    Не следует готовить малыша к школе абстрактно, постарайтесь подыскать требования, тесты, задания и конкретные примеры вопросов. Для развития мелкой моторики ребенок должен нанизывать макароны или бусины, вырезать что-либо из бумаги, рисовать красками, создавать аппликации, вышивать, вязать и т.д. Чтобы обучить малыша всему необходимому, обратите внимание на следующий план занятий:

    Материалы

    Чтобы обучить ребенка всему то, что понадобится при поступлении в школу, воспользуйтесь специальным наглядными материалами. Найти их в большом количестве можно на тематических веб-ресурсах. Для развития логического мышления, внимания, памяти и воображения есть немало развивающих игр, для проведения которых требуется разноцветный картон. Например, для обучения грамоте понадобится книжка с картинками: выберите любую букву, проговорите несколько раз и предложите малышу обвести ее карандашом по всей странице. Подробнее можно узнать в методических пособиях.

    Игры для подготовки к школе дошкольников

    Развивающие игры помогут будущим дошкольникам закрепить знание алфавита, научиться составлять слова, писать и читать. Кроме того, такие занятия способствуют развитию внимания и сосредоточенности. Тем более ребенок дошкольного возраста часто отвлекается и не может подолгу сосредотачиваться на одном роде деятельности. Игры, которые помогут в развитии малыша:

    • Название: «Книжный детектив».
    • Цель: развить быстроту мышления, научить соотносить буквы с конкретными картинками.
    • Материал: книга с иллюстрациями.
    • Описание: дайте задание малышу найти в книге картинку на определенную букву. Если в игре участвует несколько детей, то введите элемент соревновательности, т.е. победителем окажется тот, кто найдет больше нужных картинок.

    Вот еще один неплохой вариант:

    • Название: «Художник-иллюстратор».
    • Цель: научить обращаться с книгой, развить логику, воображение.
    • Материал: несколько книг.
    • Описание: прочитайте своему чаду небольшой рассказ или стих, после чего предложите ему подобрать рисунки к нему из других книжек. Затем попросите пересказать краткий сюжет прочитанного, опираясь на выбранные картинки.
    Развивающие занятия

    В качестве развивающих упражнений можно использовать любые лабиринты, где какому-либо персонажу нужно помочь добраться до выхода или куда-нибудь попасть. Есть немало игр, которые помогают улучшить концентрацию внимания и увеличить его объем. Некоторые упражнения способствуют развитию и произвольности внимания. Неплохой вариант развивающей игры:

    • Название: «Цветы на клумбе»
    • Материал: разноцветный картон.
    • Описание: вырежьте из картона по три цветка синего, оранжевого, красного цвета и три клумбы прямоугольной, квадратной, круглой формы. Дайте малышу распределить цвета на клумбах на основе рассказа - красные цветы росли не на квадратной и не на круглой клумбе, оранжевые - не на прямоугольной и не на круглой.

    Еще одна игра, которая отлично подходит для развития разнообразных навыков у ддошкольников:

    • Название: «Чем похожи и чем отличаются?»
    • Цель: развить логическое мышление.
    • Описание: предлагайте детям по два предмета, которые они должны сравнить и указать их различия, сходства.

    Как психологически подготовить ребенка к школе

    Личностно-социальная готовность дошкольника заключается в том, что к моменту поступления он должен быть полностью готов как к общению, так и взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Чтобы психологическая подготовка была действительно успешной, предоставьте возможность малышу самостоятельно установить контакты с окружающими на детской площадке.

    Так называемые «домашние дети» часто боятся большого скопления народа, хотя далеко не все взрослые уютно чувствуют себя в толпе. При этом не следует забывать, что будущему первокласснику предстоит находиться в коллективе, поэтому старайтесь время от времени выбираться на массовые мероприятия. Мотивируйте малыша – если он привык к постоянной похвале дома, то оценивайте не каждый шаг, а готовый результат.

    Видео

    Когда ребенку исполняется пять лет, домашняя подготовка к школе может стать интересной игрой. Ребенку нравится учиться, его познавательный интерес растет с каждым днем, а основным видом деятельности продолжает оставаться игра.

    Сегодня так легко помочь своему ребенку подготовиться к школе, не прибегая к помощи педагогов, или специальных курсов, потому что дошкольника нельзя «учить». С ним надо играть. Давайте попробуем разобраться вместе, как организовать домашнюю подготовку ребенка, вовлекая в процесс интерьер детской комнаты:

    1. Определяемся с тем, что будем развивать. К первому классу ребенок должен уметь читать, считать в пределах десятка, логически мыслить и иметь неплохой словарный запас. Другим важным моментом будет постановка руки, как пропедевтика навыков письма.

    2. Помним, что у ребенка 5-10 лет преобладает наглядно-образное мышление, значит, материал, который мы будем ему давать, нуждается в ярких иллюстрациях. Что-то вы можете сделать сами, что-то придется купить, в интернете это сделать просто.

    3. Ребенок учится играя! Поэтому игра – основа основ в домашней подготовке к школе.

    Учимся считать и логически мыслить

    Учиться считать ребенок начинает буквально с рождения. Сначала он различает предметы, потом ориентируется в понятиях «больше», «меньше». Даже если с ним специально не учить цифры, не тренировать его математические способности, к пяти годам ребенок усвоит простейшие математические операции

    Наша цель , развить навык так, чтобы ребенок умел сосчитать до десяти и обратно, складывал и отнимал в пределах десятка.


    Для начала вспоминаем про настольные игры. Для обучения счету можно использовать домино, лото, или другие игры с математическим уклоном.

    Большой выбор таких игр вы найдете или . Кстати, на последнем сайте много интересного наглядного материала, который отлично подойдет для ежедневного использования.

    Числовая прямая – основа основ в обучении счету. Она может выглядеть и быть такого же размера как линейка. Она может быть большой, с «жителями» домиков – цифрами.

    При изучении цифр и чисел, она поможет вашему ребенку понять, что цифр всего 10, а чисел, которые цифры образуют, может быть любое количество. Числовая прямая поможет с изучением понятия «Больше», «Меньше», отнять или прибавить. В общем, сегодня – это самый нужный предмет в обучении счету!

    Мы можем расположить ее на специальных досках, можем рисовать для каждого занятия, можем даже изобразить ее в виде карты с сокровищами. Мы же не учим, мы играем!

    Посмотрите еще наглядные пособия тут: http://www.ukazka.ru/cat2984.html . Здесь можно приобрести «домики» чисел, которые развешиваем вокруг числовой прямой, и знакомимся с их жителями по ходу изучения.

    Ребенку будет сложно все запомнить, поэтому, чем больше картинок, и игр, тем лучше.

    Вместе с изучением чисел, учим формы геометрических фигур, используя при игре в сложение и вычитание квадраты, круги, треугольники. У каждой фигуры – своя история, веселая, понятная ребенку, легко запоминающаяся.

    Очень хорошо для закрепления полученных знаний работать с ребенком в тетрадях типа «Раз ступенька, два ступенька».

    Учимся читать и расширяем словарный запас

    Что такое словарный запас ребенка? Это знание основных логических групп, типа «одежда», «еда», «транспорт», «инструменты» и многое другое. Словарный запас предполагает не просто знание определенного слова, но его использование в правильной форме, в нужном контексте.

    Хороший словарный запас облегчает процесс обучения чтению. Для его развития приобретаем картинки с группами слов, например, тут: http://pochemu4ka.ru/load/vsjo_dlja_detskogo_sada/44 . Сооружаем магнитную доску, или покупаем готовую.

    Играем в карточные игры типа «Лев», «Эрудит» или в «Угадай букву». Разыгрываем театральные представления о слове, о группе слов.


    Начиная обучение чтению. Не забывайте про разницу между буквами и звуками. Вот такие «звуковички» могут поселиться в вашей детской комнате:

    Прикрепите их на стенде, расклейте над рабочим столом ребенка, или над магнитной доской.

    Помним, что организация домашней подготовки к школе проходит играючи , в комфортных для малыша условиях. Рассадите кукол в ряд, установите таймер, скажите, что куклы очень хотят услышать сказку. Записывайте его «чтение» на диктофон.

    Хвалите ребенка изо всех сил!

    А после, спустя пять-десять минут, уже в другой игре спросите невзначай, о чем это он читал сегодня. Кстати, самый удачный букварь – Букварь Жуковой. Помимо заданий для ребенка, в нем есть сноски с пошаговыми инструкциями для родителей.

    Ставим руку, элементы письма

    Самое сложное в подготовке к школе – поставить руку и развить мелкую моторику. Этим мы занимаемся с раннего возраста ребенка. Особое внимание уделяем прикладному труду, моделированию и творчеству.

    Писать красиво его научат в школе, наша задача – натренировать руку, чтобы в школе, от долгой нагрузки усталость не отдавалась дрожью и болью в запястье и пальцах.

    Самое простое – рисование и конструирование. Купите Лего, пазлы, модели домов или самолетов. С девочками можно вязать, собирать бусы. Можно даже попробовать вышивку или батик. Вырезание из цветной бумаги, складывание оригами, лепка из пластилина, глины, соленого теста, раскрашивание по образцу. Все это необходимо для полноценного развития мелкой моторики.

    Для первых практических занятий письмом я советую тетради «Солнечные ступеньки», http://www.sskirov.ru/ . Кстати, на их сайте много полезных материалов для подготовки к школе.

    Солнечные ступеньки. Портфель дошкольника. 5-7 лет. Комплект тетрадей.

    Мы с сыном делали такие упражнения: рвали в клочки бумагу, потом ломали пенопласт, а потом из получившихся кусочков клеили картины-мозаики и раскрашивали техникой разбрызгивания.

    В общем, включайте свою фантазию. Покупайте карты, рисуйте и чертите, создавайте кукольные представления. Превратите любой предмет интерьера в обучающую деталь. Стул – в кресло ученого, стол – в полигон для испытаний, глобус – в карту следопыта. Фантазируйте, и организация домашней подготовки к школе станет веселой игрой для вашего ребенка!

    С чего начать подготовку ребёнка к школе? Что должен знать ребёнок, идущий в школу?

    Обычно заботливые родители идут в книжный магазин и покупают... Правильно, много-много книг, прописей, букварей и азбук. В конечном итоге и половина материала остается не использованной, потому что темы в книгах повторяются, заданий очень много и все их выполнять успеть невозможно. Мой вам совет: берите по одной книге каждой тематики или одну книгу, в которой все объединено, — это всевозможные энциклопедии по подготовке детей к школе. Не бойтесь того, что вы что-то упустите и не скажете ребенку, после того как вы пройдете весь материал, можно приобрести новые прописи, книги с более сложными заданиями.

    Готовить к школе ребенка нужно постепенно и начинать можно уже с трех лет. Книги и тетради покупайте соответственно возрасту. Не торопитесь, чтобы не переусердствовать и не лишить ребенка желания учиться. Ваша задача состоит в том, чтобы привить ребенку тягу к познаниям. Не давите на ребенка и не сравнивайте его с другими детьми. Если у ребенка что-то не получается, пробуйте снова, терпеливо, хваля его за то, что он старается. Все равно не получается? Не понимает? Вернитесь к этой теме чуть позже, когда ребенок немного подрастет. Подумайте, может стоит сменить методику обучения.

    Помните — учеба это большой и тяжелый труд для маленького человечка.

    Как можно построить занятия с ребенком дома?

    Если вы решили проводить занятия дома, особенно внимательно отнеситесь к выбору книг для ваших занятий.

    Чтобы добиться положительного эффекта, вам необходимо:

    ■ Проводить занятия ежедневно и заранее составлять план их проведения.

    ■ Вы должны понимать, к какой конечной цели вы идете. Если ваша цель — научить ребенка считать до 10, тогда на всех занятиях обязательно обыгрывайте эту тему хотя бы вскользь. Во время уроков рисования или лепки спросите ребенка, сколько он нарисовал цветочков или сколько он слепил шариков зеленого цвета.

    ■ Каждое занятие обязательно начинайте с повторения. То, что нужно запомнить, обязательно повторите в конце урока.

    ■ Время занятий увеличивайте постепенно, но их продолжительность на должна превышать 35 минут. Для того чтобы ребенок научился ощущать время, можно использовать песочные часы. Это помогает ребенку видеть, сколько времени у него осталось до конца занятия и сколько он может успеть за отведенное ему время.

    ■ Следите, чтобы ребенок не утомлялся на занятиях. Если видите, что он устал, тут же смените направление занятия, сделайте переменку.

    ■ Обязательно, не надолго, оставляйте ребенка одного, для того чтобы он мог самостоятельно делать заданное вами упражнение.

    Что нужно развивать?

    Память, внимание, восприятие, пространственную ориентацию, глазомер, моторику, мышление, воображение.

    Предметы, которые могут входить в подготовку к школе вашего ребенка: математика, письмо, русский язык, развитие речи, чтение, природоведение или окружающий мир, рисование, аппликация, лепка и английский язык.

    Что примерно должен знать ребенок перед школой.

    ■ Свое имя и фамилию.

    ■ Дату своего рождения и сколько ему лет.

    ■ Свой домашний адрес.

    ■ Некоторые страны.

    ■ Имена родителей (имя, отчество, фамилия).

    ■ Времена года и их последовательность.

    ■ Месяца и их количество.

    ■ Сколько дней в неделе и их названия, какие дни рабочие, а какие выходные.

    ■ Ориентироваться во времени, знать время суток.

    ■ Что такое живая, а что такое не живая природа.

    ■ Отличать диких животных от домашних.

    ■ Уметь правильно назвать детенышей (у лошади — жеребенок, у коровы — теленок...).

    ■ Какая бывает погода (солнечная, ясная, пасмурная и т. д.)

    ■ Какие погодные явления бывают зимой, весной, летом и осенью.

    ■ Названия самых распространенных растений, животных, насекомых, уметь различать зверей, птиц и рыб.

    ■ Уметь отличать деревья от кустарников.

    ■ Уметь отличать фрукты от ягод и овощей.

    ■ Находить лишний предмет в группе.

    ■ Рассказывать, чем похожи или отличаются те или иные предметы.

    ■ Основные цвета.

    ■ Ориентироваться, где право, а где лево.

    ■ Ориентироваться на листе бумаге (верхний угол слева, верхний угол справа и т. д.).

    ■ Названия известных видов спорта.

    ■ Названия часто встречающихся профессий.

    ■ Названия основных строительных инструментов.

    ■ Названия нескольких музыкальных инструментов.

    ■ Основные правила дорожного движения и основные дорожные знаки.

    ■ Знать, что относится к посуде, к мебели, канцелярским принадлежностям.

    ■ Фамилии известных писателей и поэтов, названия известных сказок.

    ■ Знать наизусть стихотворения.

    ■ Знать понятия «больше», «меньше», «равно».

    ■ Уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте.

    ■ Уметь решать простые арифметические задачки.

    ■ Знать основные геометрические фигуры.

    ■ Печатать, писать печатными буквами.

    ■ Различать буквы и звуки.

    ■ Отличать гласные звуки от согласных.

    ■ Уметь находить заданный звук в слове и определять, в какой части слова он находится (в начале, середине и конце слова).

    ■ Уметь делить слово на слоги.

    ■ Уметь копировать простые узоры по клеткам, продолжить ряд, дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка.

    ■ Уметь продолжать ряд по линии, заданного фрагмента: палочки, кружочки, крючочки и т. д.

    ■ Графические диктанты («собачка» от точки. Две клеточки вправо, одна клеточка вверх, две клеточки вправо, две клеточки в низ, три клеточки вправо, одна клеточка вверх, одна вправо, две вниз, одна влево, одна вверх, две влево, одна вниз, одна клеточка влево, две клеточки вверх, три клеточки влево, две клеточки вверх).

    ■ Уметь пересказывать, составлять рассказ по картинкам, использовать в своем рассказе прилагательные.

    ■ Уметь собирать небольшие пазлы.

    ■ Уметь правильно держать ручку и карандаш в руке.

    ■ Уметь аккуратно обводить по контуру рисунок, закрашивать его.

    Не стоит пугаться, если подготовка к школе ребенка началась не в три года, а в пять лет. Вы успеете дать ему все необходимые знания. Но если ребенку уже 6 лет и на следующий год идти в первый класс, тогда обязательно определите ребенка на подготовительные курсы. Хорошо, если это будут курсы в той школе, куда вы собираетесь отдать своего ребенка. Программа подготовки будет адекватной программе первого класса. Главное делайте всю домашнюю работу, словно вы уже в первом классе и выполняйте все требования учителя.

    Вы можете и сами полностью готовить ребенка к школе, подобрав нужную методику.

    Чем хороши подготовительные курсы, проводимые в самой школе:

    ■ Ребенок привыкает к школе, адаптируется к новым для него условиям.

    ■ Идет привыкание к школьным требованиям.

    ■ Общение со сверстниками (особенно это хорошо, если ребенок не ходил в детский сад).

    ■ Курсы восполнят знания, которых не достает ребенку.

    Все родители с нетерпением ожидают того дня, когда их чадо переступит школьный порог, станет самостоятельным и взрослым. А за много месяцев до этого они начинают думать: как готовить ребенка к школе и где лучше это делать?

    Нужно ли готовить ребенка к школе?

    Всех мам и пап условно можно разделить на 2 лагеря. Первые интенсивно занимаются с ребятней, посещают разнообразные курсы, студии и центры для развития малышей.

    При этом они интересуются, с какого возраста начинать это делать и когда нужно начинать активно готовиться. Вторая часть — это те, кто считает подобного рода занятия ненужными и дает детям полную свободу действий, не утруждая их учебой.

    • понимать и воспринимать правила и режим дня;
    • знать буквы (хотя бы часть) и цифры до 10;
    • уметь общаться со сверстниками, строить диалоги;
    • пересказывать услышанное, не бояться высказывать свое мнение, не соглашаться со всем подряд;
    • быть самостоятельным, нести ответственность за свои поступки;
    • быть сильным и выносливым.

    Для гармоничного развития личности нужно достаточно времени уделять малышу дома, а если правильно организовать процесс, то можно самостоятельно добиться нужных результатов. Но перед этим стоит разобраться, с чего начать обучение, по какой программе, и возможно ли это сделать самим?

    Занятия стоит начинать за год или хотя бы за 6 месяцев до 1 сентября, чтобы постепенно приблизиться к нужному уровню знаний. Проходить они должны приблизительно в одно и то же время, а длиться не больше 30 минут, иначе сыну или дочке может попросту стать скучно.
    Перед тем как приступить, маме и папе стоит почитать советы и рекомендации психологов и педагогов, выбрать оптимальную методику и нужные пособия. Отличным вариантом может стать полный курс для подготовки к школе , где систематизирован основной материал, есть красивые рисунки, прописи, интересные истории и стихи, умные задачи и логические ребусы. Благодаря книгам ваш ребенок научится считать от 1 до 10, писать эти цифры, а также познакомится с простыми арифметическими действиями. А чтобы малышу не было скучно, вести его по дороге знаний будут волшебник Геник и профессор Раз-Два-Трис.

    Домашние уроки хорошо проводить в виде игр, легко и непринужденно: искренне отвечать на вопросы чада, не бояться быть смешным или признаться в том, что чего-то не знаете. Закреплять пройденный материал можно на прогулке, считая пешеходов, машины и этажи, называя предметы на задуманную букву или пересказывая услышанные диалоги.

    Самостоятельное обучение дома хорошо тем, что родители могут уделять нужное количество времени ребенку, изучая сложные темы, и возвращаться к упущениям и непонятным моментам.

    Кроме того, стоит помнить о простом правиле: никогда не принуждать будущего школьника к занятиям, не ставить ему высоких и недостижимых целей, не сравнивать его с другими детьми. Вместо этого больше хвалите, чаще гуляйте (физическому развитию также нужно уделять много времени и усилий) и радуйтесь всем успехам ребенка.

    Если вы самостоятельно готовите малыша к школе, то вам нужно помнить, какими основными знаниями о себе и о мире он должен обладать:

    • личные данные (имя и фамилия, адрес дома, сведения о родителях);
    • цвета и оттенки;
    • ориентация в пространстве (верх, низ, право и лево);
    • названия крупных рек, городов, стран, любимых писателей, исполнителей, книг;
    • знания почти обо всех зверях и среде их обитания;
    • умение анализировать информацию, использовать ее для своих целей;
    • знание букв, цифр (умение сосчитать минимум до 10);
    • умение рисовать, делать аппликации и лепить из пластилина.

    Важным аспектом подготовки к первому класу является психологический настрой будущего школьника. Для того чтобы разобраться, насколько малыш готов к посещению занятий, можно посетить детского психолога, который проанализирует знания и возможности вашего чада, даст дельные советы и рекомендации для дальнейшего развития.

    Уделяя время моральному состоянию ребенка, мы обеспечиваем ему легкую адаптацию и социализацию в коллективе. Кроме всего прочего, правильный настрой позволит свободно и непринужденно общаться малышу со сверстниками и педагогами, высказывать свое мнение, находить новых друзей по интересам.

    Чтобы добиться всего перечисленного выше, нужно соблюдать такие правила:

    • много разговаривать с ребенком, делиться с ним мыслями, спрашивать его мнение по разным вопросам;
    • рассказывать о своих школьных годах, о друзьях, праздниках, достижениях;
    • критически, но не остро оценивать работу и возможности ребенка;
    • объяснять, что даже если родители не рядом, то они все равно помнят и беспокоятся о нем — это рассеивает чувство напряжения и тревоги и вселяет уверенность в помощь близких;
    • позволять дома проявлять самостоятельность, давать какие-либо обязанности и поручения, следить за их выполнением.

    Помните, что малыш должен чувствовать поддержку, любовь, безопасность и уверенность в себе для гармоничного развития и обучения.

    Как подготовить к школе ребенка 5 лет?

    Малыш в возрасте 5 лет — наиболее благодатный вариант для обучения, ведь этот человечек имеет сформированное мировоззрение, свое мнение, умеет говорить и даже знает немного букв, пытается считать и красиво рисует. Начинать занятия с пятилетним малышом стоит с объяснения того, зачем нужно ходить в школу, какие преимущества это имеет и как от этого может измениться его жизнь.

    Важным моментом подготовки должен стать режим дня: ранние подъемы, получение знаний, прогулки, физкультура. Физические нагрузки должны стать привычным делом в этот период, ведь они позволяют хорошо развивать мышцы, выносливость, силу, укреплять иммунитет. Еще один важный момент — сбалансированное полезное питание, витамины, овощи, фрукты. Они помогут бороться со стрессом, который может ожидать дитя в первом классе.

    Как подготовить к школе гиперактивного ребенка?


    Гиперактивный ребенок — это маленькая личность, у которой может быть ряд особенных потребностей в процессе обучения и познания мира. Такие ребята не могут долгое время усидеть на одном месте, сосредоточиться на выполнении задания более 10 минут, хотят все узнать и услышать. Чтобы подготовить такого малыша к первому классу, нужно учесть особенности его развития:

    • делить задания на маленькие части, следить за их выполнением, после этого озвучивать другую часть работы;
    • делать маленькие перерывы в течение урока;
    • проводить много времени на улице, играть, бегать, при этом узнавая все новую и новую информацию;
    • следить за питанием и рационом;
    • использовать таймеры, чтобы наглядно объяснять, сколько времени на какую работу нужно использовать.

    Многие считают гиперактивных деток капризными, но это не так. При правильном подходе, внимании и заботе они ведут себя прилежно, неплохо учатся и достигают вершин.

    Loading...Loading...