Готовность к школе - фактор успешной адаптации. Формирование внутренней позиции школьника

Елена Самарина
Особенности формирования и коррекции внутренней позиции школьника начального звена

Ребёнок, поступая в школу и окунаясь в школьную среду , решает свои определённые задачи, реализует свои индивидуальные цели : развивает психику и личность в целом, социализируется, заводит новых друзей и получает много новой, полезной информации .

Новые условия, в которые ребёнка погружает школьная среда , являются основой для его развития по всем параметрам. Но эти же условия накладывают на деятельность ребёнка специфические ограничения и, тем самым, задают определённые пути к достижению желаемого. В следствии чего ребёнок развивается умственно, физически, психически и социально, исключительно по путям, определённым школьной средой .

Настоящая позиция школьника формируется не сразу и не так легко, как кажется. Её формирование , чаще всего, бывает затруднено в следующих случаях :

Когда дошкольник не умеет анализировать и ограничивать свои желания и самостоятельно преодолевать трудности, а школа требует постоянных усилий, то у него может возникнуть активное сопротивление учению;

Если дома ребёнка пугали не «Бабайкой» (к примеру, а школой : «В школе тебя ЗАСТАВЯТ вести себя хорошо» , «В школе тебя ВЫСМЕЮТ за такое поведение» , «Твою фотографию повесят на доску ПОЗОРА из-за твоей неряшливости» и т. п., то у него уже сформируется страх перед школой . Это может повлечь за собой активное нежелание учиться.

Бывают и противоположные случаи - ребёнку рисуют школьную жизнь в слишком радужных тонах : расписывают будущие успехи, увлекательные приключения, завораживающие знания и множество друзей. Столкнувшись с реальностью, ребёнок может очень сильно разочароваться. Это так же вызовет негативное отношение к школе .

Можно считать, что внутренняя позиция школьника сформирована правильно , если принадлежность к школе воспринимается ребенком, как его личная потребность. Он увлечён новой жизнью и каждый день желает скорее пойти в школу . Ребёнок постепенно отказывается от исключительно игрового способа времяпрепровождения . Таким образом, ребёнок проявляет положительное отношение к учебной деятельности. Новоиспечённому школьнику импонирует учение , как новая серьёзная и общественно значимая деятельность, в которой он принимает непосредственное участие.

Есть несколько видов готовности к школьному обучению , на основе которых выстраивается внутренняя позиция ребёнка :

Психологическая готовность;

Личностная готовность;

Интеллектуальная готовность;

Волевая готовность;

Нравственная готовность;

Специфические особенности мышления ;

Эмоциональная сфера и физическая готовность к .

Так же очень сильно влияние на формирование внутренней позиции школьника , оказывают родительские установки. Если требования родителей слишком высоки и нормальные среднестатистические успехи ребенка истолковываются ими как неудачи, а имеющиеся достижения оцениваются низко или не рассматриваются вовсе, то результат будет плачевным. Вследствие такого отношения, у ребёнка возрастает тревожность, понижается стремление к достижению успеха, снижается уверенность в собственных силах и формируется низкая самооценка . Часто родители увеличивают нагрузки, ежедневно дают ребёнку различные дополнительные задания или заставляют по несколько раз переписывать работы, выполненные не на «отлично» , для повышения имеющихся средних результатов. Это еще больше тормозит его развитие в целом и развитие внутренней позиции в частности .

Для коррекции нарушенной развития внутренней позиции школьника , вызванных по причине воздействия разных негативных факторов, психологам, педагогам и дефектологам рекомендуется составлять не индивидуальные коррекционные программы для всех учащихся начальных классов , а программы, предназначенные для детей с различным уровнем готовности к школе , с акцентуацией различных проблем. Такая программа хороша тем, что дети помогают друг другу в приобретении новых психологических навыков.

В данной статье предложен вариант коррекционной программы , направленной на создание социально-психологических условий для формирования позиции младших школьников к ситуации школьного обучения и формирования универсальных учебных действий.

Основными задачами данной программы являются :

1) Развитие познавательных действий, необходимых для успешного обучения в начальной школе .

2) Развитие коммуникативных действий, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих отношений с педагогами.

3) Формирование личностных действий , на фоне позитивной «Я – концепции» детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности .

4) Формирование регулятивных действий.

5) Психотерапевтическая задача : оказание психологической помощи в осознании себя, своих возможных успехов и достижений, создание безопасной обстановки группового взаимодействия.

Игры, входящие в данную коррекционную программу , рассчитаны на 4 - 7 занятий (по растяжённости) . Каждое занятие, по продолжительности, рассчитано на 30 минут.

В первую очередь, проводим диагностику. Для начала необходимо определить характер внутренней позиции школьника . Для этого можно использовать «Беседу об отношении к школе » Т. А. Нежновой.

Далее выявляем общее эмоциональное отношение ребёнка к школе при помощи разработанной М. Р. Гинзбургом оригинальной методики. Данная методика содержит одиннадцать пар прилагательных, характеризующих человека с положительной и отрицательной стороны («хороший-плохой» , «чистый-грязный» , «быстрый-медленный» и т. п.).

Так же необходимо провести ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека, который включает, кроме рисования по памяти мужской фигуры, два задания - срисовывать письменные буквы и срисовывать несколько групп точек, т. е. работу по образцу.

Аналогичны предыдущему заданию на выявление школьной зрелости , такие методики, как :

Методика Н. И. Гуткиной «Домик» (дети срисовывают картинку, изображающую домик, составленный из элементов прописных букв);

Задания А. Л. Венгера «Дорисуй мышкам хвосты» и «Нарисуй ручки для зонтиков» (и мышиные хвосты и ручки также представляют собой элементы букв) ;

Упражнения : Д. Б. Эльконина и А. Л. Венгера – «Графический диктант» и «Образец и правило» .

После проведения диагностики можно приступать к непосредственному проведению следующих коррекционных игр и упражнений .

«Офицер-солдат»

Ребёнок должен правильно выполнить команды «офицера» в пределах некоторого временного периода (например, начиная с какого-либо хода, дать устный отчет о выполняемых действиях, принять роль офицера. Очень важно для ребёнка в этой игре, уметь управлять игровой ситуацией.

«Пуговицы»

(схема) и реальном (манекен или кто-то из игроков) пространствах, правильно запомнить цвета и места расположения пуговиц. Выполнение заданий проходит в режиме соревнования. В итоге увеличивается объем памяти.

«Найди клад»

Ребёнок должен безошибочно сориентироваться в условном (план/карта) и реальном (кабинет/спортзал/школа ) пространствах; быстро найти клад. Очень важным умение будет самостоятельная фиксация плана помещения на листе бумаги и продолжительное сохранение в памяти. Развивает стремление детей к соревнованию и победе, через необходимость быстро и виртуозно спрятать клад, чтобы противник искал его как можно дольше и развитие пространственной ориентировки, через поиск клада, спрятанного противником.

«Ярмарка»

В ходе игры ребята выполняют ряд упражнений. За правильное выполнение каждого задания выдается фишка, цвет который соответствует типу задания. Это очень подвижная и весёлая игра. В ней должно поддерживаться хорошее настроение, через создание ситуации успеха.

«Цветной город»

1) Для развития пространственных отношений и соответствующей лексики ребятам предстоит работа с цветовой картой Города, районы которого окрашены в разные цвета, а пути нахождения объектов запутаны. В ходе игры ребенок приобретёт опыт свободной пространственной ориентировки в условном (на схеме) и в умственном планах, овладеет схематическим письмом.

«Весёлые спортсмены»

2) В ходе игры ребёнок должен заполнять наборы малых и больших контрольных листов, без ошибок соотносить нарисованного человека с его местонахождением в реальном (на карте) и в условном (на контрольном листе) спортзале, без ошибок использовать цвета, соответствующие какой-либо фигурке спортсмена. Это поможет формированию действий замещения : фигурка - схема - цвет.

«Школа для водителей »

С помощью данной игры происходит актуализация самостоятельных действий ребенка. В его памяти расширяется набор знаков дорожного движения и объектов. Так же у ребёнка улучшается память, что позволяет запоминать сложные маршруты и правильное их прохождение (по знакам) .

Список использованной литературы :

1. Андрущенко, Т. Ю. Кризис развития ребенка семи лет : психодиагностическая и коррекционно -развивающая работа психолога : Уч. пос. для студентов вузов / Т. Ю. Андрущенко, Г. М. Шашлова. – М.: Академия, 2003. - 96 с.

2. Гуткина, Н. Н. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6 - 7 лет к школьному обучению / Н . Н. Гуткина // 3-е изд., перераб. и доп. - М.: МГППУ, 2002. - 68 с.

3. Нежнова, Т. А. «Внутренняя позиция школьника » - понятие и проблема // Формирование личности в онтогенезе. Сб. науч. трудов / Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: АПН СССР, 1991. - С. 51 - 62.

Дополнительная литература для ознакомления по данной проблеме :

1. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - СПб.: ПИТЕР, 2008. - 400 с.

2. Венгер, Л. А. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе / Л . А. Венгер. - М.: Просвещение, 2009. - 289 с.

3. Гуткина, Н. Н. Стимульный материал к «Диагностической программе по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению ».

03.04.2015 г.

Перова Д.Ю. Мастер-класс «Внутренняя позиция школьника и мотивация учения на этапе поступления в школу»

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня мы обратимся к теме «Внутренняя позиция школьника и мотивация учения на этапе поступления в школу». Эта тема важна для формирования личностных УУД, и особенно важна на школьном пороге, когда дети только приходят в школу.

Давайте припомним, что входит в состав ЛИЧНОСТНЫХ УУД, и какое место занимают рассматриваемые нами параметры в структуре личностных УУД. (Слайд 2). Те составляющие, что подчеркнуты, мы и рассмотрим сегодня детально. Личностные УУД будут формироваться в процессе обучения. А что же мы имеем на этапе поступления ребенка в школу? Тут нужно вспомнить о психологической готовности к школьному обучению.

Закономерно возникает вопрос – что такое готовность к школьному обучению, как мы её сформулируем? Психологическая готовность к школьному обучению - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников . Готовность к школе – многокомпонентное образование, но сейчас нас интересует личностная готовность, хотя этому компоненту готовности не уделяют должного внимания ни родители будущих первоклассников, ни педагоги.

Личностная готовность, в свою очередь, тоже включает не один компонент. (Слайд 4) . Формирование «внутренней позиции школьника» - э то готовность к принятию новой роли (социальной позиции) - положению школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Выражается в отношении к школе, учебной деятельности, учителю, себе.

Момент поступления в школу – очень ответственный и сложный период в жизни ребенка и его близких. Часто от того, как сложатся первые месяцы в школе, зависит успешность ученика в дальнейшем, поэтому очень важно, чтобы ребенок, поступающий в первый класс, был готов к предстоящей жизни.

Одним из немаловажных критериев психологической готовности к школе, является личностная зрелость, которая состоит из мотивов, целей, интересов, уровня самосознания, произвольности, уровня развития общения со сверстником и взрослым и т.д. В середине прошлого века было предложено понятие «внутренняя позиция школьника» (ВПШ), которое призвано интегрировать все изменения личности ребенка, обеспечивающие переход к младшему школьному возрасту.

Понятие «внутренняя позиция школьника» впервые было использовано в исследовании Божович Л.И., Морозовой Н.Г. и Славиной Л.С. Вся жизнь ребенка на пороге школы, все его стремления и переживания переносятся в сферу школьной жизни и связаны с осознанием себя школьником, поэтому зарождающаяся в кризисе семи лет внутренняя позиция наполняется специфическими школьными интересами, побуждениями, стремлениями и становится собственно позицией школьника.

ВПШ является необходимым условием для принятия ребенком и выполнения учебных задач, построения качественно новых учебных отношений с взрослым (учителем) и сверстниками (одноклассниками), формирования нового отношения к себе, как активного и ответственного члена общества.

Основываясь на данных Т.А. Нежновой, придерживаемся следующей характеристики уровней сформированности ВПШ:

первый уровень – присутствует только положительное отношение к школе;

второй уровень – положительное отношение к школе сочетается с социальными мотивами учения;

третий уровень – положительное отношение к школе связано с осознанием ее социального значения и восприятием учебной деятельности как источника удовлетворения познавательной потребности.

Т.А. Нежновой были выделены признаки сформированной внутренней позиции школьника, такие как: общее отношение к школе и учению, предпочтение школьных занятий дошкольным, принятие школьных норм (предпочтение групповых занятий в школе индивидуальным дома, ориентация на школьные правила, предпочтение отметки в виде поощрения за учебу), признание авторитета учителя. (Слайд 5).

В результате исследований, проведенных сотрудниками Московского Городского Психолого-педагогического Университета, были составлены характеристики ВПШ детей пяти, шести и семи лет.

Так, дети пяти лет уже довольно хорошо осведомлены о школе, у большинства из них активно формируется положительный и притягательный образ школы и школьника. Большое количество детей ассоциируют школу со школьными атрибутами (ручки, портфели, учебники, парты и т.д.), но эти предметы выступают скорее как игровые аксессуары. Формы обучения, поощрения учебной деятельности, общения со сверстниками и учителем, школьные правила, содержание уроков, т.е. все основное содержание жизни школьника, детьми пяти лет еще не осознается.

В шесть лет положительное отношение к школе укрепляется, даже переходит на качественно новый уровень, представление детей о школе и ее нормах конкретизируется. В большей степени этот процесс затрагивает сферу осознания и принятия групповой урочной формы работы и отказ от индивидуальных занятий дома.

При поступлении в первый класс, у большинства детей, кроме принятия групповой урочной формы обучения, происходит становление образа школы, как места получения знаний. В семь лет отметка становится значима как поощрение учебной деятельности, но вместе с тем, приходит понимание, что в школу ходят не за отметками, что в учебе есть другие смыслы, которые постепенно открываются ребенку – занять новый социально значимый статус и приобщиться к миру знаний. Однако стоит еще раз отметить, что у большинства детей внутренняя позиция продолжает активно развиваться уже после поступления в школу, по мере включения в учебную деятельность.

Таким образом, удалось установить, что внутренняя позиция школьника обладает качественным своеобразием в пять, шесть и семь лет, ее формирование у многих детей не заканчивается к началу обучения, а продолжается внутри учебной деятельности.

Мы рассмотрели с вами некоторые теоретические вопросы относительно ВПШ. Теперь перейдем к практической части. Сейчас мы будем проводить экспериментальную беседу по определению ВПШ, разработанную Н. Гуткиной. Я предлагаю вам разделиться на 5 групп. В каждой группе нужно выбрать экспериментатора, который будет разговаривать с ребенком и секретаря, который будет записывать ответы ребенка. Ознакомьтесь, пожалуйста, с вопросами беседы. Что непонятно? (вопросы).

Проведение беседы. Интерпретация результатов .

Вопросы обратной связи:

    Знакомый материал (методика)? Использовали ли её?

    Как вы сможете использовать полученные знания (реально ли это)?

Приложение 1.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ БЕСЕДА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ „ВНУТРЕННЕЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКА" (разработана Н.И.Гуткиной)

Содержание экспериментальной беседы определено характерными особенностями „внутренней позиции школьника", выявленными в экспериментальных работах по ее изучению. Так, сформированность „внутренней позиции школьника" своеобразно проявляется в игре в школу: дети предпочитают роль ученика, а не учителя и хотят, чтобы все содержание игры сводилось к реальной учебной деятельности (письмо, чтение, решение примеров и т.д.). Наоборот, в случае несформированности этого образования дети предпочитают в игре в школу роль учителя, а не ученика, а также вместо конкретной учебной деятельности игру в перемены, разыгрывание прихода и ухода из школы и т.д.

Беседа состоит из 12 вопросов (см. Стимульный материал). Ключевыми являются вопросы 2 - 8,10 -12.

Вопросы №1 и №9 не являются ключевыми, так как на них практически все дети отвечают утвердительно, а потому они не являются информативными.

Если ребенок хочет в школу, то, как правило, он отвечает на вопрос №2 несогласием еще на год остаться в детском саду или дома и наоборот.

Важно обратить внимание на то, как ребенок объясняет свое желание идти в школу, отвечая на вопрос №7. Часть детей говорит, что они хотят в школу, чтобы научиться читать, писать и т.д. Но некоторые ребята отвечают, что они хотят пойти в школу, потому что надоело в детском саду или не хочется спать днем в детском саду и т.д., то есть желание пойти в школу не связано с содержанием учебной деятельности или изменением социального статуса ребенка.

Вопросы №3, 4, 5, 6 направлены на выяснение познавательного интереса испытуемого, а также уровня его развития. О последнем дает некоторое представление ответ на вопрос №6 о любимых книгах.

Ответ на вопрос №8 дает представление о том, как ребенок относится к трудностям в работе.

Если испытуемый еще не очень хочет стать учеником, то его вполне устроит ситуация, предлагаемая ему в вопросе №10 и наоборот.

Если ребенок хочет учиться, то, как правило, в игре в школу он выбирает роль ученика, объясняя это желанием учиться (вопрос № 11), и предпочитает, чтобы в игре урок был длиннее перемены, чтобы подольше на уроке заниматься учебной деятельностью (вопрос №12). Если же ребенок еще не очень хочет учиться, то соответственно выбирается роль учителя, и предпочтение отдается перемене.

Анализ ответов на вопросы показывает сформированность (+) или несформированность (-) „внутренней позиции школьника", в неясных случаях ставится знак (±).

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ БЕСЕДА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ

ВНУТРЕННЕЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКА" (разработана Н.И.Гуткиной)

Фамилия, имя ребенка ___________________________ возраст______________

    Ты хочешь идти в школу?

    Ты хочешь еще на год остаться в детском саду (дома)?

    Какие занятия тебе больше всего нравились в детском саду? Почему?

    Ты любишь, когда тебе читают книжки?

    Ты сам (сама) просишь, чтобы тебе почитали книжку?

    Какие у тебя любимые книжки?

    Почему ты хочешь идти в школу?

    Стараешься ли ты выполнить работу, которая у тебя не получается, или ты бросаешь ее?

    Тебе нравятся школьные принадлежности?

    Если тебе разрешат дома пользоваться школьными принадлежностями, а школу разрешат не ходить, тебя это устроит? Почему?

    Если ты сейчас с ребятами будешь играть в школу, то кем ты хочешь быть: учеником или учителем? Почему?

    В игре в школу что тебе хочется, чтобы было длиннее: урок или перемена? Почему?

ВНУТРЕННЯЯ ПОЗИЦИЯ ШКОЛЬНИКА 6-7ЛЕТНЕГО РЕБЕНКА КАК БАЗОВЫЙ КОМПОНЕНТ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Карасева Светлана Николаевна
Рязанский заочный институт (филиал) Московского государственного университета культуры и искусств
кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии и педагогики


Аннотация
В связи с введением новых ФГОС в начальной школе особенно актуальным становится психолого-педагогическое сопровождение. Одной из ключевых проблем является формирование внутренней позиции школьника 6-7летних детей. В статье дается характеристика данного феномена, психологического содержания и выделяются уровни развития.

THE INTERNAL POSITION OF A SCHOOLBOY 6-7ЛЕТНЕГО CHILD AS A BASIC COMPONENT OF THE DEVELOPMENT OF PERSONALITY UNIVERSAL ACADEMIC ACTIONS UNDER THE IMPLEMENTATION OF THE GEF IN ELEMENTARY SCHOOL

Karaseva Svetlana Nikolaevna
Ryazan extra-mural institute (branch) of Moscow State University of Culture and Arts
candidate of psychological sciences, associate professor, head of the chair of psychology and pedagogy


Abstract
In connection with the introduction of new GEF in elementary school becomes particularly relevant psychological and pedagogical support. One of the key problems is the formation of the internal position of a schoolboy 6-7летних children. The article is devoted to the phenomenon of psychological content and highlights levels of development.

Библиографическая ссылка на статью:
Карасева С.Н. Внутренняя позиция школьника 6-7летнего ребенка как базовый компонент развития личностных универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС в начальной школе // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 10 [Электронный ресурс]..02.2019).

Личностные универсальные учебные действия младших школьников включают в себя не только мотивационную составляющую, но также особенности самооценки, нравственного становления и, конечно, самоопределения. При реализации ФГОС в начальной школе процесс формирования внутренней позиции школьника у 6-7летнего ребенка становится очень актуальным. Рассмотрим это более подробно.

Внутренняя позиция школьника, согласно Божович Л.И., это возрастная форма самоопределения детей шестилетнего возраста. С одной стороны, изменяется социальная ситуация развития, то есть место его в системе отношений. Но, самое главное, происходит постепенное субъективное отражение данной ситуации в сознании и переживаниях ребенка, то есть внутренней позиции ребенка.

Данный феномен – это совокупная характеристика системы внутренних (психологических) факторов, которая определяет у ребенка формирование основных новообразований в данном возрасте. Поскольку просто наличие внешних новых требований и посещения школы недостаточно. Главное, чтобы

данную позицию принял и осмыслил сам ребенок, и чтобы она отразилась при обретении тех смыслов, которые связаны с учебной деятельностью, новыми требованиями и школьными отношениями. Тогда возможно реализовать новый потенциал развития.

Именно поэтому внутренняя позиция школьника становится базовым компонентом развития личностных универсальных учебных действий, который определяет динамику усвоения 6-7летним ребенком школьной жизни.

Данный феномен в психологической науке изучался еще в середине прошлого века. Помимо Божович Л.И., внутреннюю позицию школьника исследовали также Гуткина Н.И., Гинзбург М.Р., Зак А.З., Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. Благодаря проведенным исследованиям, смогли уточнить сложную динамику ее формирования с точки зрения развития мотивационно-смысловой сферы и отношения к школьным предметам.

Согласно Божович Л.И., развитие учебных мотивов – важный показатель сформированности внутренней позиции школьника. Оптимальным вариантом является ситуация, когда учение для ребенка становится серьезной содержательной деятельностью, имеющей социальное значение. Причем, важным становится наличие познавательной потребности: интерес к учебным задачам, овладению новыми умениями и знаниями.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка появляется произвольность поведения, благодаря чему обеспечивается соподчинение мотивов. Следовательно, он теперь становится способен подчинить импульсивные свои желания поставленным сознательно целям. Это способствует формированию в структуре личности новых моральных мотивов – чувства долга и ответственности.

Проведенные исследования позволили выделить систему мотивов, которые характерны для перехода к начальному образованию.

Во-первых, учебно-познавательные мотивы. В таком случае ребенок ориентируется на усвоение способа добывания знаний. Его интересуют приемы самостоятельного их приобретения, методы научного познания, способы саморегуляции учебной работы, рациональная организация своего труда.

Во-вторых, широкие социальные мотивы. Речь идет о потребности в социально-значимой деятельности и мотиве долга.

В-третьих, позиционный мотив, который связан с желанием занять иное положение во взаимоотношениях с окружающими людьми.

В-четвертых, внешнее побуждение. Как правило, это давление со стороны (родители, учителя и т.д.).

В-пятых, наличие игрового мотива или желание получать высокую оценку.

Естественно, при неадекватности мотивов можно будет прогнозировать наличие низкой или относительно низкой успеваемости.

В результате создается сложная психологическая ситуация. Из-за мотивационной незрелости плохо или медленно формируется учебная деятельность. В результате можно отметить низкий уровень успешности обучения, несформированность учебной деятельности и регулярный неуспех ребенка. В результате можно наблюдать дальнейшее снижение мотивации.

Поэтому внутренняя позиция школьника является базовым компонентом развития личностных универсальных учебных действий 6-7летних детей. Наличие непринятия нового статуса ученика, низкой школьной мотивации и даже негативного отношения ребенка к обучению в школе будет значительно осложнять процесс возрастного развития и адаптацию.

Остановимся на критериях сформированности внутренней позиции школьника.

Во-первых, наличие положительного отношения к школе и процессу учения. Помимо этого, обязательным является проявление познавательного интереса к содержанию школьных занятий. Ребенок должен предпочитать уроки школьного типа дошкольным.

Во-вторых, имеется адекватное содержательное представление о подготовке к школе, и предпочитаются классные коллективные занятия индивидуальным, домашним.

В-третьих, ребенок положительно относится к школьной дисциплине, поддержанию общепринятых норм поведения и предпочитает социальный способ оценки знаний. Речь идет об отметках, а не о дошкольных способах поощрения (сладости и подарки).

Учеными выделены уровни сформированности внутренней позиции школьника 6-7летних детей.

Низкий уровень характеризуется наличием отрицательного отношения к школе и к поступлению в нее.

Средний уровень можно разделить на два подуровня.

Во-первых, ребенок положительно относится к школе, но у него отсутствует ориентация на школьное содержание. Он хотел бы учиться в школе, но, при этом, сохранить дошкольный образ жизни.

Во-вторых, имеется ориентация на систему содержательных моментов действительности в школе и на образец «хороший ученик». Но, в то же время, сохраняется приоритет социальной мотивации.

Успех в учебе определяется, прежде всего, личным интересом, искренним желанием достичь результатов, готовностью к ответственности. Родители и другие взрослые могут своим отношением к обучению ребенка дать понять, что он вступил в новый, серьезный этап своей жизни, что теперь его деятельность имеет гораздо большее значение, чем беззаботная игра дошкольника.

В тот момент, когда в сознании ребенка образ жизни ученика стал желанным, можно говорить о том, что его внутренняя позиция получила новое содержание - стала внутренней позицией школьника. О её наличии свидетельствует то, что ребенок решительно отказывается от дошкольного игрового способа существования и активно интересуется школьной учебной деятельностью и всем, что с ней связано. Это хорошая предпосылка для успешного слияния с коллективом и принятия школьных требований. С момента осознания внутренней позиции ребенок переходит на новый этап своего развития - младший школьный возраст.

Существенное влияние на желание ребенка получать знания оказывает и отношение других детей к учебе. Так старательный и целеустремленный старший брат, вызывающий одобрение у родителей, может стать прекрасным примером. Глядя на него, первоклассник будет стремиться достичь успеха, подняться на новую возрастную ступень, сравняться в положении со старшими. Образованию внутренней позиции способствует стремление ребенка к новому социальному статусу. Это центральное личностное новообразование характеризует личность ребенка в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка, и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям.

Жизнь школьника отвечает сформировавшемуся в игре мотиву «стать взрослым и реально осуществлять его функции». Общение в коллективе, занятие общественно значимым делом, все это осознается ребенком как адекватный для него путь к взрослости.

Школьная система обучения предполагает не только отношения ребенка с учителем, но и специфику общения с другими детьми. Новая форма общения со сверстниками формируется в самом начале школьного обучения.

Само понятие "внутренняя позиция школьника" было введено Л. И. Божович в начале 50-х гг. прошлого столетия . Л. И. Божович считала внутреннюю позицию школьника ядром личности ребенка 6–7 лет, в котором интегрируются все линии предшествующего личностного развития. Под внутренней позицией школьника понималось новое отношение ребенка к среде, возникающее в результате тесного переплетения двух основных ненасыщаемых потребностей – познавательной и потребности в общении со взрослым. Причем обе потребности выступают здесь на новом уровне. После этого во многих работах о младших школьниках используется это понятие, описывающее личностную инстанцию ребенка, выступающую внутренней детерминантой учения (М. Р. Гинзбург, Н. И. Гуткина, Д. В. Лубовский, Т. А. Нежнова и др.). Так, Н. И. Гуткина появление внутренней позиции школьника объясняет через потребность ребенка не просто узнавать новое, а вследствие потребности вступить со взрослым в новые социальные отношения при реализации познавательной потребности . А это возможно для ребенка через включение в учебную деятельность. Успешность в учебе повышает социальный статус ребенка и обеспечивает новый уровень взаимоотношений со взрослым.

"Внутренняя позиция школьника" многими исследователями определяется как психологическое новообразование, возникающее к концу дошкольного возраста. Оно входит в характеристики готовности ребенка к школе , что выражается в форме осознанного желания принять новую социальную роль школьника, полноценный интерес к общению с другими взрослыми, устойчивые познавательные потребности, готовность содержательно общаться со сверстниками. Возникновение внутренней позиции школьника во многом определяется наличием адекватной социальной ситуации развития, в том числе в игровой деятельности старшего дошкольника, когда ребенок выступает активным субъектом деятельности в сюжетно-ролевой игре.

Внутренняя позиция школьника позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности. Это выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и целей (произвольном поведении ученика).

Исследования лаборатории Л. И. Божович показали, что внутренняя позиция школьника в силу ряда причин недолговечна . Уже в 3 классе начальной школы она выражена слабо, а затем исчезает. Последние исследования показывают, что все чаще в школу приходят дети со слабо сформированной внутренней позицией школьника или она исчезает ранее 3 класса. Ключевой причиной исчезновения внутренней позиции школьника являются высокая регламентация учебного процесса и игнорирование особенностей мотивации ребенка.

Исследования внутренней позиции школьника, проведенные в лаборатории Н. И. Гуткиной, показали, что с поступлением ребенка в школу внутренняя позиция школьника практически не формируется, если до этого момента она не была сформирована . А в случае изначальной сформированности она достаточно быстро исчезает. В настоящее время к причинам такой ситуации можно также отнести неправильную работу с детьми до школы. Чрезмерная нагрузка на детей в старшем дошкольном возрасте по программам раннего развития, выстроенным по схеме учебной деятельности, а также постепенное исчезновение сюжетно-ролевой игры из детской субкультуры приводят к тому, что учиться уже неинтересно. То, что многие дети сегодня приходят в школу, уже умея писать, читать, считать, отнюдь не всегда позитивно отражается на дальнейшей учебе. Для готовности к школе большее значение имеет познавательная и учебная мотивация и собственно сформированная внутренняя позиция школьника.

В исследовании М. С. Гриневой прослежена возрастная динамика личностной готовности к школе в период от 5 к 7 годам, которая характеризуется следующей логикой: дети эмоционально начинают открывать для себя школьную реальность к 6 годам, а в 7 лет происходит соотнесение ожиданий с реальной практикой жизни ученика и им оказывается доступной реализация роли ученика . В период от 5 к 7 годам происходит структурная перестройка личностной готовности к школе. В 5 лет внутренняя позиция школьника связана только со способностью ребенка принимать и удерживать роль в процессе решения социальной задачи; компоненты самосознания, мотивы учения и эмоциональное отношение к школе не связаны с представлением о себе как о школьнике. У 6–7-летних детей появляется взаимосвязь внутренней позиции школьника и сферы самосознания, которая опосредуется мотивационными аспектами отношения к школе. В старшем дошкольном возрасте признак пола является значимым для развития мотивов учения: у большинства девочек теми развития мотивов учения выше, чем у мальчиков того же возраста. В процессе формирования личностной готовности к школе у детей в возрасте от 5 до 7 лет наблюдается разрыв в формировании познавательного и социального мотивов учения; у детей со средним уровнем сформированности внутренней позиции школьника развитие познавательного мотива опережает развитие социального.

М. С. Гриневой отмечается, что период от 5 до 6 лет наиболее благоприятен для формирования мотивов учения, в то время как после 6 лет более эффективно развивать сферу самосознания и познавательную мотивацию . Современные дети (конца 2000-х гг.), поступающие в школу, существенно отличаются от своих сверстников 1980-х гг.: эти отличия обнаруживаются в сфере самосознания, содержании внутренней позиции школьника и мотивационного аспекта деятельности. У современных детей 6–7 лет внутренняя позиция школьника обогащена знаниями о содержании школьной жизни и необходимости учения как социальной деятельности; у дошкольников – представлением о детском саде как о форме подготовки к школе. Внутренняя позиция школьника у современных первоклассников в большей мере характеризуется стремлением к сохранению дошкольных форм отношений со взрослым. Период формирования раннего образа "Я" у современных детей становится более продолжительным.

Такая размытость границы между возрастами может привести к деструктуризации дошкольного и младшего школьного возрастов, к их изменению.

По современным исследованиям городские дети к 5 годам уже довольно хорошо осведомлены о школе. Большинство из них имеют положительный и притягательный образ школы и школьника. Хотя ассоциации со школой связаны скорее с конкретной атрибутикой – ручки, портфели, учебники, парты и т.д., которые выступают скорее как игровые аксессуары. Более сложные элементы уклада школьной жизни (формы обучения, система поощрений и наказаний, особенности общения со сверстниками и учителем, правила школьной жизни, форма и содержание уроков) детьми 5 лет еще не осознаются. К 6 годам у детей обычно укрепляется положительное отношение к школе, зачастую сопровождаясь конкретизацией представлений об укладе школьной жизни. В первую очередь это выражается в осознании и принятии групповой урочной формы работы и отказе от индивидуальных занятий дома. При поступлении в 1 класс большинство детей принимают групповую урочную форму обучения. В сознании первоклассников происходит становление образа школы как места получения знаний. В 7 лет для младшего школьника отметка становится значима как поощрение учебной деятельности. При этом в норме приходит понимание, что в школу ходят не за отметками, а в учебе есть другие смыслы, которые постепенно осваиваются учеником (занять новый социально значимый статус и приобщиться к миру знаний).

Дальнейшее становление внутренней позиции школьника может рассматриваться через призму "позиционного самоопределения" и становления самооценки. Термин "позиционное самоопределение" ввела Г. А. Цукерман для обозначения выстраивания и удержания различий между "Я – реальный" и "Я – идеальный", установления между ними определенной системы отношений.

В исследовании Л. Г. Бортниковой экспериментально установлена связь между развитием внутренней позиции школьника и самооценкой . Высокая, но не максимальная самооценка, как правило, соответствует оптимальному уровню развития внутренней позиции школьника.

В отношении к себе у ребенка младшего школьного возраста происходят серьезные изменения. Отношение дошкольника к себе носит преимущественно эмоциональный характер. В возрасте 6–7 лет, в период кризиса 7 лет у ребенка появляются устойчивые представления о Я-идеале, которые выступают для него своеобразной нормой, ценностной системой, с которой он сравнивает свое поведение. Таким образом, процесс оценивания себя у ребенка становится рациональным. Как отмечает Т. В. Архиреева, представления о Я-идеале у детей младшего школьного возраста меняются мало, они слабо индивидуализированы, в большей мере отражают социальные нормы . От 1 к 3 классу у детей увеличивается уровень самокритичности, особенно в отношении тех своих характеристик, которые связаны с успехами в школе, с оценкой школьной компетентности.

Соединение рационального и эмоционального компонентов самооценки в младшем школьном возрасте приводит к постепенному расхождению "Я – реального" и "Я – идеального" и связано с постепенным становлением такого субъективного оценочного компонента, как самоуважение. Младший школьник постепенно отходит от "черно-белого" представления о самооценке в логике "хороший – плохой". Ребенок постепенно, совсем не просто обретает понимание, что есть различия в том, чтобы быть "просто хорошим" и "хорошим учеником", "просто хорошим" и "умным, способным, умеющим постоять за себя, аккуратным и т.д." . Именно в младшем школьном возрасте в норме должно происходить осознание такого различия. При этом реальное поведение ребенка, его качества и поступки не всегда совпадают с социальным нормативом и представлениями о том, каким бы он хотел быть.

Loading...Loading...