Способы построения учебной программы. Учебный план и программы обучения Концентрический принцип построения программы

Модульно-блочное обучение на уроках музыки (или КТП по-новому).

В течение многих лет на своих уроках музыки я применяю технологию модульно-блочного обучения. Наиболее актуально это сейчас, когда мы стали работать по Примерной программе от 2015г. Не секрет, что программа для уроков музыки, мягко сказать, недоработанная: самая главная проблема в том, что не распределены учебно иллюстрационные материалы и планируемые результаты обучения по годам.

Опыт преподавания привёл меня к необходимости структурировать материал в укрупнённые дидактические единицы (блоки) в соответствии с тематическими линиями и планируемыми результатами обучения, а весь курс уроков музыки я выстроила его по концентрическому принципу. Или, если сказать проще, в распределении учебного материала я использую 2 принципа:

    Модульно-блочное обучение

    Концентрический принцип распределения материала

Концентризм - принцип построения школьных курсов основ наук, характеризующийся тем, что часть учебного материала повторно, но с разной степенью углубления изучается на всех ступенях обучения.

Модульный блок – это целевой тематический узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им.

Например, свой календарно -тематический план я строю, используя следующие тематические линии (см. Примерную программу):

    Музыка как вид искусства- 3ч.

    Форма - 3ч.

    Жанры - 3ч.

    Музыкальный образ – 7ч.

    Стили: – 15ч.

    Народное музыкальное творчество;

    Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX -ХХ вв.;

    Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XI Х- X Х вв.;

    Русская музыкальная культура XX в.;

    Зарубежная музыкальная культура XX в.;

    Современная музыкальная жизнь

    Значение музыки в жизни человека- 4ч.

ВСЕГО:35часов

Пример распределения содержания по классам:

Музыка как вид искусства 3ч.

    Как появились искусства. Искусство открывает мир. Классификация видов искусств. Жанры искусств

    Что роднит музыку с литературой Писатели и поэты о музыке

    Что роднит музыку с изобразительным искусством. Портрет в музыке и изобразитель-ном искусстве.

    Классификация видов искусств. Жанры искусств. Категории искусства

    Импрессионизм в музыке и живописи.

    Искусства различны, тема едина

    Классификация видов искусств. Жанры искусств. Художественный замысел

    Сюжеты, темы, образы искусства.

    Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства

    Символика скульптуры, архитектуры, музыки

    Полифония в музыке и живописи

    Творческая мастерская композитора, художника.

Форма 2ч.

    Какой бывает музыкальная композиция. Двухчастность и трехчастность в музыке.

    Способы развития в музыке: повтор (вариативность, вариантность), контраст

    Двухчастность в музыке.Два напева в романсе М.Глинки «Венецианская ночь»

    Трехчастность в «Ночной серенаде» Пушкина-Глинки.

    Многомерность образа в форме рондо.

    Вариации

    Сонатная форма

    Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.

Что дает учителю и ученикам концентрический принцип обучения?

    Все классы идут по одной теме, с различным уровнем сложности материала. Следовательно, учителю музыки, который работает во всех классах, легче готовиться к урокам. Ученики, зная что темы повторяются, с удовольствием демонстрируют свои предыдущие знания и чувствуют себя довольно успешными.

    В одной параллели классы, как правило, разного уровня подготовки - классы «А» сильнее классов «Д». Принцип концентрического построения материала позволяет упрощать или усложнять тему, возвращаться к ранее изученному или идти «на опережение»

    Наиболее успешные учащиеся могут самостоятельно, по индивидуальному плану, осваивать целый блок-модуль.

Что дает МБО:

    обеспечивает единство и целостность восприятия всего учебного раздела;

    обеспечивает полную и всеобщую активность на уроке и способствует оптимизации учебного процесса;

    дает большую самостоятельность ученика;

    дает возможность работать в разных режимах

Итак, первое занятие каждого тематического модуля я начинаю с предоставления общего блока. Например:

    «Музыка как вид искусства»

    Жанры музыки

3.Музыкальный образ и средства для его воплощения.

страха, душевных переживаний, божественный, героический, комический, радости, трагический, торжественный, грусти, лирический, патриотический

ИНТОНАЦИЯ

Повышение или понижение тона голоса, отражает чувства в каком-то элементе мелодии. Это выразительный переход от одного звука к другому.

Насмешливая, решительная, властная, жалостливая, требовательная, ироничная и т.д.

ДИНАМИКА

Сила звучания, громкость

р -- piano (пиано) -- тихо;

pp -- pianissimo (пианиссимо) -- очень тихо;

mp -- mezzo piano (меццо пиано) – не очень тихо

f -- forte (форте) -- громко;*

mf -- mezzo forte (меццо форте) – не очень громко

ff -- fortissimo (фортиссимо) -- очень громко.

ТЕМП

Скорость исполнения музыкального материала

Медленные темпы - скоро, весело, радостно

Очень я люблю использовать «Ленты времени». Например: «Жанры музыки с первобытных времен до наших дней», «Музыкальные стили», «История музыкальных инструментов». Более того дети сами стремятся создавать такие ленты времени и по другим темам.

Каждый пункт этих схем и таблиц будет изучаться более подробно и последовательно. Но именно начало каждой темы с общего большого блока дает целостную картину изучаемого материала. Дети учатся составлять рассказы по таблицам и схемам, и наоборот, составлять схемы и таблицы по тексту, могут заполнять пропущенные фрагменты в таблицах и т.д.

А более подробное использование схем, таблиц, опорных конспектов и задания по работе с ними в следующей моей публикации.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ПЕРЕХОД ОТ ЛИНЕЙНОГО К КОНЦЕНТРИЧЕСКОМУ ПРЕПОДАВАНИЮ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ

Систему школьного исторического образования наряду с содержанием и основными принципами его отбора определяет структура, т. е. порядок, последовательность преподавания курсов всемирной истории в учебных заведениях. Существует два основных варианта организации исторического образования: линейный и концентрический.

Линейная структура школьного исторического образования предполагает однократное изучение курсов отечественной и зарубежной истории. В течение всех лет обучения школьники в хронологической последовательности знакомятся с наиболее яркими и значительными фактами прошлого с древнейших времен до современности.

Долгое время линейный принцип построения исторического образования был традиционен для советской школы. В соответствии с ним история преподавалась в 1934 - 1959 гг. и в 1965 - 1993 гг. Последний вариант линейной структуры, усовершенствованный в 1984 г. в связи с Основными направлениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы, выглядел так:

Исторические курсы

Кол-во часов

Эпизодические рассказы по истории СССР

История древнего мира

История средних веков (до сер. XVIII в.)

История СССР с древнейших времен до конца XVIII в.

Новая история (1640 -1870 гг.) История СССР (XIX век)

Новая история (1870 - 1918 гг.) История СССР (с начала XX века до 1936 г.) Новейшая история зарубежных стран (1917 г.- 1939 г.)

История СССР (1936 г. - до настоящего времени) Новейшая история зарубежных стран (1939 г. до наст. времени)

Долголетию линейной структуры в школьном историческом образовании способствовали ее неоспоримые достоинства, подтвержденные практикой:

1) такая структура позволяет последовательно раскрывать основные ступени (этапы) развития общества от его предыстории до современности;

2) в процессе изучения перед школьниками предстает широкая панорама прошлого, насыщенная яркими событиями, выдающимися личностями, сложными явлениями;

3) это может быть всеобъемлющая, исчерпывающая информация или свободный, в общих чертах, обзор основных событий со значительными интервалами, пропусками, пробелами;

4) линейный принцип изучения истории помогает школьникам понять причинно-следственные связи и закономерности движения общества, сопоставить отдельные этапы его истории, проследить тенденции его развития, убедиться в неразрывной связи прошлого - настоящего - будущего;

5) подобная структура сводит к минимуму опасность дублирования отдельных тем и вопросов, а при точной синхронизации курсов отечественной и всеобщей истории предоставляет возможность сравнивать особенности развития стран, регионов в конкретные исторические периоды;

7) поскольку экзамен по истории предусматривался только в выпускных классах, и проверке подлежали знания школьников о событиях XX века, линейная структура вполне отвечала таким условиям.

Однако она не была идеальной. Ее самым серьезным недостатком является изучение ранних периодов истории в V -- VIII классах и вынужденная в связи с этим адаптация учебного исторического материала к возрастным познавательным возможностям 10 - 13-летних подростков. Авторы школьных программ и учебников, учителя должны были упрощать содержание истории древнего мира и средних веков, ограничиваться элементарным набором социально-экономических и политических сюжетов, использовать адаптированные тексты, избегать сложных и противоречивых фактов. Возможности вернуться к ранним периодам повторно, на более высоком теоретическом уровне при линейной структуре нет. В результате часть материала к выпускному классу забывается, а оставшееся в памяти старшеклассников прочно окрашивается в романтические, полусказочные-полулегендарные тона, создавая искаженное, упрощенное представление о прошлом.

Во-вторых, анализ практики преподавания истории по линейному принципу в СССР и других странах показал, что часто оно иллюстрирует поговорку «галопом по Европам»: «Ученик, словно из окна мчащегося без остановок курьерского поезда, наблюдает мелькающие перед его взором верстовые столбы, отмеряющие время веков и даже тысячелетий, и проносящиеся перед ним отдельные «деревушки» и «постройки» -- события из жизни народов, факты их истории. Результат такого скоростного движения известен: школьники не успевают ни понять смысла изученного, ни запомнить факты, ни пережить историю эмоционально» .

Одновременно такая структура провоцирует учителей-предметников к постоянному расширению фактов и понятий, к включению в содержание программ и занятий новых стран и регионов; акцентирует информативную задачу преподавания, придавая историческому образованию экстенсивный характер.

В-третьих, линейная структура оказывается неприемлемой всякий раз, когда перед школой ставится задача «вооружить выпускников» основной (восьмилетней) школы знаниями по истории Отечества и мира вплоть до современности, полагая, что только тогда можно быть уверенными в «правильном» мировоззрении учеников, заканчивающих школьное обучение.

В конце 80-х годов существующую структуру исторического образования также упрекали:

В раздельном и асинхронном преподавании всеобщей и отечественной истории, в результате чего у школьников не создавалось целостного представления о прошлом, а собственная страна всегда оказывалась на периферии европейской истории;

В построении курсов отечественной и всеобщей истории исключительно по формационному принципу, когда история стран и народов превращалась в историю государств и классовой борьбы;

В произвольности и непоследовательности принципов периодизации школьных исторических курсов: здесь были «туманные вехи» -- с древнейших времен, до конца XVIII века; «круглые» даты -- XIX век;

идеологические натяжки -- 1917-- 1918 гг., 1936 г.;

В монополии единого содержания, учебных планов и пособий на всей территории многонационального СССР без учета региональных, национальных, исторических особенностей отдельных районов и народов, его составлявших.

Предложенную в 1993 году концентрическую структуру школьного исторического образования можно считать относительно новой. В начале XX века гимназическое образование по русской истории устанавливалось по двум концентрам, а в 1913 - 15 гг. даже перестраивалось на трехступенчатый для русской и двухступенчатый для всеобщей истории вариант преподавания.

С 1959 г. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР была вновь предпринята попытка перестроить школьное историческое образование на концентрической основе. Главной причиной реформы стал Закон о всеобщем восьмилетнем образовании. Перед учителями истории была поставлена задача «учить школьников самостоятельно приобретать знания, самостоятельно мыслить, понимать закономерности развития общества, даже при восьмилетнем образовании». Для этого учащиеся, заканчивающие восьмилетку, должны были ознакомиться с историей своей страны и зарубежных стран вплоть до современности.

Однако в 1965 г. концентрическая структура вновь была заменена линейной. Наряду с внешними причинами ее недолговечности (установление 10-летнего срока обучения вместо 11, переход ко всеобщему обязательному среднему образованию) существовали серьезные внутренние недоработки:

1) в программах, учебниках, в практике преподавания не удалось достаточно отчетливо выявить различия между содержанием элементарного и систематического курсов истории;

2) сократился запас фактических знаний... и недостаточна способность учеников к обобщениям;

3) выпускники полной школы плохо владеют понятиями, не понимают соотношения объективного и субъективного в истории, не умеют раскрыть причинно-следственные связи, закономерности;

4) истоки исторических событий толкуются упрощенно, сводятся только к политическим моментам, искать зависимость последних от социальных и тем более экономических процессов выпускники почти не умеют;

5) требующиеся в этих вопросах рассуждение, анализ, доказательство подменяют изложением, описанием конкретных фактов;

6) очень немногие абитуриенты на вступительных экзаменах по истории прибегали к аналогиям или противопоставлениям явлений из истории России и стран Западной Европы.

Третья попытка построить школьное историческое образование на принципах концентризма существенно отличается от двух предыдущих. Основной причиной перехода на новую структуру в 1993 г. стал Закон Российской Федерации “Об образовании”, согласно которому вводится обязательное основное (девятилетнее) образование. В течение трех последних лет выработан следующий вариант концентрической структуры школьного исторического образования.

К преимуществам подобного варианта можно отнести:

1) превращение исторического образования в постоянный, непрерывный, последовательно усложняющийся процесс на всем протяжении школьного обучения (начальная школа -- основная школа -- полная школа);

2) более четкую синхронизацию курсов отечественной и всеобщей истории и /или создание единого курса "Россия и мир", обеспечивающих целостность рассмотрения прошлого человечества;

3) возможность в старших классах вернуться к событиям ранней истории и рассмотреть их на более высоком проблемно-теоретическом уровне;

4) возможность во втором концентре систематизировать и обобщить весь исторический материал на основе формационного, цивилизационного, культурологического и др. подходов; от событийно-хронологического принципа изучения прошлого перейти к проблемному, межпредметному, тематическому и т. п.; активно использовать разнообразные методы исторического исследования в работе с аутентичными текстами;

5) введение профильного и модульного обучения во втором концентре, ориентированного на интересы и профориентацию учащихся Х-- XI классов.

Как видим из анализа переходного периода в России 90-х годов, система исторического и обществоведческого образования изменив структуру, не решила полностью прежних проблем, но имеет некоторое преимущество по сравнению с предыдущим реформированием.

В данной главе речь шла как раз об этих преимуществах, не позволивших разрешить противоречия.

Почему примерные программы предусматривают концентрическую систему как единственно возможную? Ведь насаждение «концентров» значительно снизило за последние годы качество исторического образования (20.10.2004 14:03:32,)

Окончательное утверждение концентрической системы исторического образования не связано со спецификой стандарта и примерных программ по истории. В соответствии с Законом об образовании только основное общее образование (1-9 классы) является обязательным, а потому оно должно иметь относительную завершенность в рамках каждого из предметов. Как следствие, весь федеральный компонент стандарта общего образования построен по концентрическому принципу: первый концентр - начальное общее и основное общее образование, второй - среднее (полное) общее образование. Причем, второй концентр рассматривается как основа для дифференциации учебного процесса, в том числе его профилизации. Обеспечение свободного права каждого учащегося выбрать базовый или профильный уровень изучения каждого из предметов не позволяет сохранить «линейную» систему изучения с 5 по 11 класс. Что касается снижения качества исторического образования в условиях концентрической системы, то этот вопрос не столь однозначен. С одной стороны, сокращение учебного времени и необходимость изучать сложный материал с ребятами более младшего возраста не может не снизить качество образования. Но проблема в действительности гораздо сложнее. Существует явное противоречие между позитивистскими традициями исторического образования и требованиями, которые сегодня общество предъявляет к школе. Молодому человеку предстоит жить в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем. Современная образовательная система должна ориентироваться не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками по поиску, отбору, анализу и использованию разнообразной информации. Но обновление системы исторического образования в этом направлении происходит очень сложно. Это связано с сохранением прочных традиций «знаниецентризма», ориентацией учебного процесса на приоритетное изучение «совокупности исторических фактов». Позитивистская установка «показывать историю как это было» укрепилась в практике преподавания в 90-х гг. ХХ в. на фоне отказа от вульгаризированных версий формационной концепции. Она сыграла свою положительную роль в условиях методологического кризиса российской исторической науки, но с течением времени начала восприниматься как залог сохранения фундаментальности, полноты и системности исторического образования. Между тем, преодоление «знаниецентризма» означает не пренебрежение принципами научной объективности и историзма, а отказ от псевдофундаментальности образования, преодоление дисбаланса его академических и социальных задач. Формирование целостных представлений об историческом прошлом должно осуществляться не за счет накопления все большего количества «проверенных знаний», а прежде всего в ходе активной и творческой познавательной деятельности учащихся, благодаря личностному осмыслению исторических фактов и явлений. С этой точки зрения ни «линейная», ни «концентрическая» система сами по себе не гарантируют качество образования - вопрос заключается в правильном выборе методологических и методических основ исторического образования, адекватном отборе содержания.

Концентрическая и линейная структуры школьного исторического образования: преимущества и недостатки.

Российская и зарубежная практика преподавания истории сформировала два варианта структуры школьного исторического образования: линейную и концентрическую.

Линейная структура - однократное, хронологически последовательное изучение исторического прошлого с древнейших времен до современности.

Концентрическая структура изучения истории рассчитана на двух-трех кратное рассмотрение одних и тех же хронологических отрезков исторического прошлого, всякий раз повышая уровень их анализа. Ни та ни другая не существуют в чистом виде. Внутри концентров изучение стоится преимущественно по линейному принципу. А сочетание пропедевтических и систематических курсов внутри линейной системы указывает на присутствие концентризма.

Линейная:

Достоинства: последовательность, возможность варьировать степень наполнения учебных курсов исторической информацией, выявлять причинно-следственные связи развития общества, сопоставлять, прослеживать тенденции и закономерности; экономия учебного времени благодаря отсутствию повторного изучения одних и тех же процессов; уменьшается опасность дублирования тем и вопросов; при точной синхронизации курсов возможность производить сравнение.; легко корректировать содержание предмета, изменять количество часов на изучение определенных тем.

Недостатки: отсутствие проблемного изучения; к выпускному классу часть материала забывается; преобладание воспитательных целей над развивающими.

Начальная школа - эпизодические рассказы по истории.

С 5-10 кл. - или 5-8 классы - история древнего мира по 1900 включительно. Всеобщая история + история СССР.

Концентрическая:

Достоинства: Превращение исторического образования в постоянный, непрерывный, последовательно усложняющийся процесс, вместе с тем целостный и завершенный на каждой ступени образования; более четкая синхронизация курсов отечественной и всеобщей истории; возможность в старших классах вернуться к событиям ранней истории и рассмотреть их на более высоком проблемно-теоретическом уровне; возможность в последнем концентре систематизировать и обобщить весь исторический материал; от событитийно -хронологического осмысления прошлого перейти к проблемному, межпредметному, тематическому и т.д.; введение профильного и модульного обучения, ориентированного на профориентацию учащихся.

Недостатки: непроработанность основополагающих идей,отсутствие четкой концепции третьего концентра, где предусмотрены проблемно-теоретические и профессионально-ориентированные курсы- перегрузка фактологическим содержанием школьных учебников, дублирование тем; большинство школьных учителей воспитывалось на принципах линейного образования; отсутствие нового учебно-методического фонда; разнообразие типов учебных заведений.

Подобные документы

    Реформа системы школьного исторического образования в России и проблема поиска приоритетов политики в этой области в конце XX - начале XXI вв.. Переход от линейного к концентрическому преподаванию истории в школе. Проблемы современного урока истории.

    дипломная работа , добавлен 20.09.2008

    Характеристика методик обучения истории начала XX в. Тенденции применения этих методов в современной отечественной школе. Изучение вклада историков, методистов и педагогов дореволюционной России в преподавании. Цели школьного исторического образования.

    курсовая работа , добавлен 16.04.2012

    Теория преподавания истории Древнего мира. Задачи курса. Требования к преподаванию истории в шестом классе и типы уроков. Современные подходы в методике преподавания истории Древнего мира. Применение нетрадиционных форм обучения в истории древнего мира.

    дипломная работа , добавлен 16.11.2008

    Информационные потоки, расширяющие "пространство истории". Опубликование закрытых ранее архивных материалов. Доступ к материалам компьютерных сетей. Государственные стандарты школьного исторического образования. Роль источников в школьных курсах истории.

    реферат , добавлен 18.09.2009

    Теоретические основы личностно-ориентированного обучения истории в школе. Изучение современных концепций содержания образования. Особенности личностного подхода в образовательной технологии. Формы личностно-ориентированного исторического образования.

    курсовая работа , добавлен 16.06.2010

    Преподавание истории Украины в школе. Учебно-методические основы преподавания истории в школьном курсе. Этапы формирования знаний и умений в процессе обучения. Система исторических понятий как основа понимания истории. Внедрение новых технологий.

    курсовая работа , добавлен 16.11.2008

    Педагогическое и психологическое развитие младших школьников: соотношение принципов и правил. Этапы становления и развития школьного исторического курса: дореволюционная и советская школа. Структура пропедевтического курса по истории для начальной школы.

    дипломная работа , добавлен 16.05.2008

    Теоретические основы общественно – исторических знаний в начальной школе. Изучение опыта по формированию ценностного потенциала. Современные методики преподавания знаний истории. Тенденции и цели современного исторического образования в младшей школе.

    курсовая работа , добавлен 14.06.2008

    Этапы формирования концепции современной системы преподавания курса истории в школах Франции. Современное состояние общеобразовательной системы. Методика преподавания истории в школах Франции и курс истории России в современных школьных учебниках Франции.

    курсовая работа , добавлен 11.11.2014

    Развитие школьного исторического образования, использование активных методов обучения истории конца XIX - начача XX века. Школьное историческое образование и методика обучения истории в 20-годы. Русская историко-методическая мысль.

Теория и практика разработки учебных программ знает два способа их построения: линейный и концентрический.

В последнее время интенсивно обосновывается, в частности Ч. Куписевичем, так называемый спиральный способ построения школьных программ.

Сущность линейного способа построения учебных программ состоит в том, что отдельные части (шаги, порции) учебного материала выстраиваются как бы по одной линии и образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой и взаимообусловленных звеньев - ступеней учебной работы, - как правило, только один раз. Причем новое выстраивается на основе уже известного и в тесной связи с ним.

Такое построение учебных программ несет в себе как положительные, так и отрицательные явления в обучении. Достоинство линейного способа расположения содержания учебной программы заключается в его экономичности во времени, поскольку исключается дублирование материала. Недостатком линейного способа является то, что в силу возрастных и психологических особенностей учащихся, особенно на младшей ступени обучения, школьники не в состоянии постигать сущность изучаемых явлений, сложных по своей природе.

Концентрический способ построения учебных программ позволяет один и тот же материал (вопрос) излагать несколько раз, но с элементами усложнения, с расширением, обогащением содержания образования новыми компонентами, с углублением рассмотрения имеющихся между ними связей и зависимостей.

Концентрическое расположение материала в программе предусматривает не простое повторение, а изучение тех же вопросов на расширенной основе с более глубоким проникновением в сущность рассматриваемых явлений и процессов. И хотя концентризм замедляет темп школьного обучения, требует больших затрат учебного времени на изучение учебного материала, порой порождает у учащихся иллюзию знания тех вопросов, с которыми они повторно сталкиваются, что, естественно, снижает уровень их активности в обучении, концентризм в школьном обучении неизбежен. Это особенно ярко проявляется в процессе изучения языка, математики, истории и других предметов, которые изучаются в начальной школе и затем в старших классах. Аналогичное явление наблюдается и при изучении других предметов.

Негативных сторон линейного и концентрического способа построения учебных программ в значительной степени удается избежать при составлении учебных программ, прибегая к спиралеобразному расположению в них учебного материала, благодаря которому удается сочетать последовательность и цикличность его изучения. Характерной особенностью этого способа является то, что ученики, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний. В отличие от концентрической структуры, при которой к исходной проблеме возвращаются порой даже спустя несколько лет, в спиральной структуре нет перерывов такого типа.

Кроме того, в отличие от линейной структуры обучение, обладающее спиральной структурой, не ограничивается одноразовым представлением отдельных тем (Куписевич Ч. Основы общей дидактики, М., 1986. С. 96).

В традиционной педагогике, ориентированной на реализацию преимущественно образовательных функций школы, содержание образования определяется как совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутые в результате учебно-воспитательной работы. Личностно-ориентированное содержание образования направлено на развитие природных особенностей человека (здоровья, способностей мыслить, чувствовать, действовать); его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, тружеником) и свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества).

Цель современного образования - развитие тех свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения в социально ценную деятельность .

Человек - система динамическая, становящаяся личностью и проявляющаяся в этом качестве в процессе взаимодействия с окружающей средой. Динамика личности как процесс ее становления представляет собой изменение во времени свойств и качеств субъекта

Принципы и критерии отбора содержания общего образования

В педагогической теории нашли признание принципы формирования содержания общего образования, разработанные В. В. Краевским.

· Принцип соответствия содержания образования требованиям развития общества, науки, культуры и личности.

· Принцип единой содержательной и процессуальной стороны обучения при отборе содержания общего образования предполагает учет педагогической реальности, связанной с осуществлением конкретного учебного процесса, вне которого не может существовать содержание образования.

· Принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования предполагает согласованность таких составляющих, как теоретическое представление, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, личность учащегося.

Принцип гуманитаризации содержания общего образования связан прежде всего с созданием условий для активного творческого и практического освоения школьниками общечеловеческой культуры.

основные понятия и термины , отражающие как повседневную действительность, так и научные знания; факты повседневной действительности и науки, необходимые для доказательства и отстаивания своих идей;

основные законы науки , раскрывающие связи и отношения между разными объектами и явлениями действительности;

теории, содержащие систему научных знаний об определенной совокупности объектов, о взаимосвязях между ними и о методах объяснения и предсказания явлений данной предметной области;

знания о способах научной деятельности, методах познания и истории получения научного знания;

оценочные знания, знания о нормах отношений к различным явлениям жизни, установленным в обществе.

Навыки - частично автоматизированные действия.

Практический компонент содержания общего образования представлен системой общих интеллектуальных и практических умений и навыков, являющихся основой конкретных видов деятельности:

· Познавательная (учебная и внеучебная) деятельность расширяет кругозор школьника, развивает любознательность и формирует потребность в самообразовании, способствует интеллектуальному развитию.

· Трудовая деятельность направлена на создание, сохранение и приумножение материальных ценностей (предметов культуры).

· Художественная деятельность развивает эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям.

· Деятельность по формированию физической культуры формирует силу, выносливость, пластичность и красоту человеческого тела.

· Ценностно-ориентировочная деятельность направлена на рациональное осмысление учащимися общечеловеческих и этнических ценностей, осознание личной причастности к миру.

· Коммуникативная деятельность – свободное общение в виде специально организованного досуга учащихся.

Исторически в построении содержания образования сложились два способа: концентрический и линейный. При концентрическом способе развертывания содержания учебного материала одни и те же разделы программы изучаются на разных ступенях обучения, но в разных объемах и глубине в зависимости от возраста учащихся. Недостатком концентрического способа является замедление темпов школьного обучения вследствие неоднократного возвращения к одному и тому же материалу. При линейном способе развертывания содержания учебный материал располагается систематически и последовательно, с постепенным усложнением, как бы по одной восходящей линии, причем новое излагается на основе уже известного и в тесной связи с ним. Этот способ дает значительную экономию во времени и применяется в основном при разработке учебных программ в средних и старших классах.

Эти два способа развертывания содержания образования взаимно дополняют друг друга.

Спиральная – система построения материала, когда материал располагается систематически и последовательно, с постепенным усложнением но по особым концентрам – виткам спирали.

Смешанная – система построения учебного материала с элементами нескольких систем, например линейной и концентрической.

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса: Государственный образовательный стандарт, учебный план, учебная программа, учебные пособия. Понятие и отличительные особенности Федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО).

Общая структура учебной программы содержит в основном три элемента. Первый - объяснительная записка, в которой определены основные задачи учебного предмета, его воспитательные возможности, ведущие научные идеи, лежащие в основе построения учебного предмета. Второй - собственно содержание образования: тематический план, содержание тем, задачи их изучения, основные понятия, умения и навыки, возможные виды занятий. Третий - некоторые методические указания, касающиеся, главным образом, оценки знаний, умений, навыков.

ФГОС 2 поколения имеет свои особенности:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Стандарт включает в себя требования:

к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристиквыпускника («портрет выпускника начальной школы»):

любящий свой народ, свой край и свою Родину;

уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

9. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу:

личностным , включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

метапредметным , включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Закон Российской Федерации «Об образовании», решение коллегии Министерства образования от 28.12.94 г. № 24/1 «О стратегии развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных

учреждениях» обосновывают необходимость формирования новой структуры и содержания исторического образования, которые обеспечивают становление целостной и завершенной системы знаний на всех этапах обучения школьников (в начальной, основной, полной средней школе).

В основной и полной средней школе (5-9-й и 10-11-й классы) введена концентрическая система изучения предметов. В переходный период обострилась проблема структуры исторического образования в связи с неподготовленностью учителя к работе в новых условиях.

Под структурой понимают порядок, последовательность преподавания курсов всемирной и отечественной истории.

В советской школе преобладал линейный принцип построения школьного исторического образования. Этот принцип лежал в основе школьного курса истории в течении 43 лет.

С 1959 г. предпринимались попытки перейти на концентрическую структуру образования. Однако 14 мая 1965 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли Постановление «Об изменении порядка преподавания истории в школах», в результате чего еще 18 лет господствовала линейная структура исторического образования.

Структура школьного исторического образования

Класс Исторический курс Количество

часов в неделю

5 Эпизодические рассказы по истории СССР 2

6 История древнего мира 2

7 История средних веков (до середины XVIII века) 2

8 История СССР с древнейших времен до конца XVIII века 2

9 Новая история (1640-1870 гг.). История СССР (XIX век) 3

10 Новая история (1870-1918 гг.). История СССР (с начала 4

XX века до 1936 г.). Новейшая история зарубежных стран

(1917-1939 гг.)

11 История СССР (с 1936 г. до настоящего времени). Новей- 3

шая история зарубежных стран (с 1939 г. до настоящего

Линейная структура, как видим, предполагает изучение последовательных этапов истории человечества с древнейших времен на протяжении всего школьного курса – каждый этап один раз.

Положительные стороны линейного построения:

Соответствует структуре исторической науки.

Расположение материала естественно; учащиеся, заканчивающие среднюю школу, получают полное представление об историческом развитии человечества.

При экономии времени линейный принцип позволяет избежать повторений.

Изучение нового материала поддерживает интерес учащихся к предмету.

Такая структура позволяет придерживаться требований последовательности, историзма, систематичности, доступности. Она дает возможность формировать понятия, выявлять причинно-следственные связи, ярко и живо излагать исторические факты, вносить изменения в содержание исторического образования. Общее содержание учебного исторического материала легко поддается корректировке.

Минусы линейного построения:

История древнего мира и средних веков, которые изучались в младших классах, усваиваются на элементарном уровне. Попытки восполнить этот пробел вели к перегрузке ребенка. Возможности вернуться к данным периодам на более высоком теоретическом уровне нет.

Обучение растягивается на 6-7 лет, носит экстенсивный характер.

Нарушалась синхронизация отечественной и зарубежной истории, у школьников не создавалось целостного представления о прошлом.

Переход к концентрической структуре школьного исторического образования в середине 90-х гг. воспринимался как новый.

В значительной мере воздействием идей концентризма объясняется введение в дореволюционной школе пропедевтического курса истории

Последняя попытка перехода к концентрической структуре исторического образования предпринята в 1993 г.

Положительные стороны концентрического построения:

Концентрическая структура предполагает возвращение к изучаемому материалу. Один и

тот же вопрос рассматривается несколько раз в разных классах, причем его содержание постепенно расширяется, обогащается новыми сведениями, связями и зависимостями.

Правильно определен объем, специфика содержания и формы изложения исторического материала в каждом из концентров в соответствии с возрастными особенностями.

Недостатки: непроработанность основополагающих идей,отсутствие четкой концепции третьего концентра, где предусмотрены проблемно-теоретические и профессионально-ориентированные курсы- перегрузка фактологическим содержанием школьных учебников, дублирование тем; большинство школьных учителей воспитывалось на принципах линейного образования; отсутствие нового учебно-методического фонда; разнообразие типов учебных заведений.

Основной причиной перехода на новую структуру стал Закон Российской Федерации «Об образовании», согласно которому вводится обязательное основное (девятилетнее) образование. В последние годы выработан следующий вариант концентрической структуры школьного исторического образования:

Основная школа (5-9-й классы) 1-й концентр

Интегрированный курс Раздельные курсы

«Россия и мир» отечественной и всеобщей истории

5 кл. История древнего мира 5 кл. История древнего мира

6 кл. Россия и мир в средние века 6 кл. История средних веков (конец XV века)

История Отечества (до XVII века)

7 кл. 7 кл. История Нового времени

Россия и мир (XV век – конец XIX века –

8 кл. в Новое время 8 кл. начало XX века)

История Отечества (до начала XX века)

9 кл. Россия и мир 9 кл. Новейшая история мира (XX век)

в Новейшее время История России (XX век)

Полная средняя школа (10-11-й классы) – 2-й концентр

Непрофильные школы Гуманитарные школы

История России с древнейших Российская цивилизация

времен до наших дней История мировых цивилизаций

Модульные курсы:

Основные вехи История мировой культуры

в истории человечества История религии и атеизма

Мировые религии

Средневековая Русь в контексте

мировой истории и культуры

Зарубежная история XX века


Похожая информация.


Loading...Loading...