Этика врачебной деятельности. Роль и значение врачебной этики и деонтологии в общей структуре социального регулирования медицинской деятельности

Врачебная этика - сфера этического знания, предметом которого является исследование принципов взаимодействия врача и больного с целью возвращения человеку физического и психического здоровья. Субъекты отношение находятся при этом в неравном положении. Больной доверяет врачу свою жизнь в надежде на помощь. Врачебная этика требует задействовать профессиональные знания и моральное совести, чтобы максимально помочь больному восстановить здоровье. Гуманность является одной из исходных принципов профессиональной пригодности врача. От его компетентности, человечности отношение к другим и от гуманности медицины в целом зависит здоровье и жизнь человека.

Не случайно торжественное обещание врача соблюдать моральный кодекс своей профессии, всегда и всюду руководствоваться прежде всего интересами больного, приходить ему на помощь независимо от его национальной или религиозной принадлежности, социального положения, политических взглядов получила название "клятва Гиппократа". Медицинская этика требует от врача готовности приложить все усилия для того, чтобы вылечить больного или облегчить его страдания, не считаясь с трудностями, а если это необходимо, то и с собственными интересами.

Жестокость последней максимы объясняется чрезвычайной общественной значимости работы врача, от которой зависят судьба человека, его жизнь и здоровье. Врач обязан до последней секунды бороться за жизнь больного, делая все возможное и невозможное, даже если ситуация безнадежная. Одна из сложных, болезненных вопросов врачебной этики (разрабатываемой главным образом самими медиками и именуемой медицинской деонтологией) - это степень открытости врача и пациента: следует говорить больному правду о его состоянии, неизлечимости болезни, неизбежность трагического исхода и т. Д.

Поскольку медицинская этика в разных странах формируется под сильным влиянием местных национально-культурных традиций, ответы на эти вопросы также очень разные. Например, в нашем обществе принято считать, что врач не должен говорить больному о его страшной болезни, неизбежность смерти. Напротив, врач обязан всячески поддерживать веру в выздоровление, чтобы не добавлять к физическим страданиям человека еще и страданий душевных.

В некоторых западных странах врач обязан сообщить пациенту всю правду о состоянии его здоровья, в том числе и о возможности гибели и время, еще остается у больного для того, чтобы он мог завершить все свои земные дела: распорядиться наследством, оплатить долги, позаботиться о семье, приготовиться к неизбежному, выполнить религиозные обряды в том случае, если это верующий, и т. д.

В основе всей деятельности врача должно лежать знаменитый Гиппократовская принцип: "Не навреди!" Только опираясь на этот принцип, врач может выстраивать свои отношения с пациентом, которые должны быть доброжелательными, доверительными, уважительными, поскольку душевное состояние больного - это также очень важный фактор успешности и эффективности лечебного процесса.

Врач обязан свято чтить права, честь и достоинство своего пациента, оберегать его душевное спокойствие. Известно, что больной человек часто совсем беспомощна и беззащитна перед хамством, насилием (моральным), унижением, бесцеремонностью и равнодушием и оказывается в полной зависимости от врача, которому по сути дела вручает свою жизнь. Крайне недостойно порядочного человека и врача, целителя злоупотреблять этим доверием, своим особым положением в судьбе страждущего.

Особое значение в этом плане приобретает безусловное сохранение медиком врачебной тайны, раскрытие которой (умышленно или по небрежности) может нанести тяжелые моральные муки несчастном или даже убить его. Такая поистине огромная значимость сохранения врачебной тайны становится особенно понятной сегодня, когда человечеству грозит катастрофическая эпидемия СПИДа, жертвой которого, как показывает практика, может стать любой человек независимо от их моральных устоев.

Раскрытие факта заболевания СПИДом делает человека изгоем в обществе, даже если это абсолютно ни в чем не виновата ребенок. Человек фактически выбрасывается из общества, несет злобного и презрительного отношения со стороны окружающих. Нередко это сочетается с паническим страхом, а иногда и с агрессивностью. Известны случаи самоубийства людей, зараженных вирусом СПИДа, тайну которых было раскрыто из-за безответственности и аморальности некоторых медиков, пренебрегли большим гиппократовским "Не навреди!"

Серьезные нравственные проблемы возникают и в связи с все распространяемой практикой трансплантации человеческих органов, когда перед врачом стоит задача точного определения того, Есть донор мертвым, или он еще жив, и не будет спасение одного человека фактическим убийством другой, тем более, что медицинская этика требует бороться за жизнь больного до последней секунды, даже если ситуация абсолютно безнадежна. Сейчас признано, что в подобной ситуации приоритет должен принадлежать интересам донора, а не реципиента.

С рассматриваемыми вопросами тесно связана проблема "эвтаназии" ("легкой" смерти), когда неизлечимо больному для прекращения его страданий ускоряют смерть путем медикаментозного воздействия на его собственной просьбе. Данная проблема является одной из самых острых в современной медицинской этике. В самом деле, имеет врач право замахиваться на большой дар природы - жизнь даже по просьбе пациента? С другой стороны, может ли он быть равнодушным к невыносимых человеческих мук?

Не менее важно и вопрос о моральной допустимости экспериментальных опытов на людях. Такие эксперименты могут осуществляться исключительно добровольно, с соблюдением всех мер предосторожности, с максимальным чувством ответственности тех, кто их проводит. Поистине нравственным подвигом в интересах человечества следует признать те эксперименты, которые врач проводит на себе. Например, в 20-х годах нынешнего века медик из Германии Фореман решил ввести катетер через вену руки прямо в собственное сердце, чтобы узнать, что происходит в предсердий и желудочков. Фореман отказывали, и он настоял на своем. Врач смотрел на экран рентгеновского аппарата и наблюдал, как ползет от локтя до плеча и входит в сердце резиновая трубка катетера. Известны случаи, когда врачи, рискуя собственной жизнью, сознательно заражали себя вирусами очень опасных инфекционных заболеваний для того, чтобы вырвать у болезни ее тайны в интересах спасения миллионов больных людей.

В тоталитарном обществе медицина становится частью репрессивной машины, когда возможны варварские эксперименты на людях (изверг доктор Менгеле в нацистской Германии, эпидемиологический отряд генерала Исии в Японии, которые нажили пресловутой "славы" из-за надругательства над людьми, которых рассматривали исключительно как экспериментальный материал), массовое уничтожение больных и беспомощных, калек и стариков, как это имело место в "третьем рейхе". В обществе медицина пидпорядкоуеться, как и остальные институтов, только политической целесообразности, которая, в свою очередь, определяется властвующих верхушкой. Вследствие тоталитар доминирование политики медицина подчиняется внешним и часто чужим для нее системам регулирования, которые приводят к фактической ликвидации таких понятий, как "врачебная тайна", "клятва Гиппократа", "врачебный долг". Этические нормы подменяются политическими интересами.

Медицинская этика требует от врача постоянной работы над собой не только в сугубо профессиональном, но и в моральном плане. Врач должен уметь владеть собой, сдерживать негативные эмоции. Слово врача исцеляет не меньше, чем его скальпель. Великий медик В. М. Бехтерев утверждал: если больному после разговора с врачом не становится легче, то это не врач. Поэтому в общей системе медицинского образования особенно важна этическая, моральная подготовка и воспитание будущих медиков на принципах профессиональной чести, гуманизма, человеческой порядочности, ответственности.

Учитывая специфику самой профессии медика медицинская этика является необходимым и неотъемлемым стороной профессиональной способности. Отсутствие тех качеств, которых требует от врача медицинская этика, является свидетельством его профессиональной непригодности. Аморальным, порочным людям должен быть закрыт доступ к этой совсем особой сферы человеческого бытия, которой нужны люди честные, мудрые, самоотверженные, способные на великие подвиги самопожертвования и милосердия.

Следует заметить, что нужно разграничивать врачебную практику и медицину, хотя они отражают общую атмосферу отношений личности и общества, основанных на принципе коммерческих выгод. Научно-технический прогресс стимулирует развитие исследований в области биологии, физиологии, биохимии и т. А настрой на материальный успех стимулирует быстрое внедрение результатов исследований в медицинскую практику. Последнее обусловило объективную необходимость выработать механизмы защиты больного от некомпетентности или злонамеренных действий врача. Поэтому современная медицина развивается на стыке ряда наук, исследующих ее этические аспекты: медицинская этика, биоэтика, медицинское право, деонтология.

Итак, как медицинская, так и врачебная этика выполняют одну из высокогуманных целей - спасение жизни человека, утверждая тем самым его право на жизнь и самореализации собственной жизненности. Медицинская и врачебная этика часто отражают исторически конкретные представления о ценности человека, и поэтому гуманизм профессии иногда имеет относительное нравственное направление. Современная тенденция в развитии медицинской этики - поиск путей использования достижений медицины для сохранения жизни и улучшения здоровья и долголетия в планетарном масштабе.

Ни одна специальность не приносит порой столько моральных переживаний, как врачебная.

А.П. Чехов

План-конспект семинарского занятия.

      Особенности профессиональной этики. Медицинская этика как разновидность профессиональной этики.

      История медицинской этики. Медицинская этика в Беларуси.

Ключевые понятия: профессиональная этика, медицинская (врачебная) этика, медицинская деонтология, клятва Гиппократа, «не навреди», «делай добро», клятва врача Республики Беларусь, кодекс врачебной этики Республики Беларусь.

      Особенности профессиональной этики. Медицинская этика как разновидность профессиональной этики.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА – отрасль прикладной этики, отражающая совокупность моральных норм и принципов, которые регулируют поведение специалиста с учетом особенностей его деятельности и конкретной ситуации.

Специфика профессиональной этики определяется:

    формированием специально-профессиональных моральных норм и ценностей («Не навреди!», «Сохраняй врачебную тайну!» в медицине);

    формированием моральных кодексов и клятв специальности («Клятва Гиппократа» в медицине);

    конкретизацией моральных ценностей и принципов применительно к своеобразию соответствующей профессии (Добро как сохранение жизни и здоровья в медицине).

Исторически профессиональная этика, прежде всего, сложилась в медицинской, юридической, педагогической профессиях, так как в них непосредственно затрагиваются ценности жизни, здоровья, свободы человека.

МЕДИЦИНСКАЯ (ВРАЧЕБНАЯ) ЭТИКА профессиональная этика, регулирующая человеческие отношения в медицине «по вертикали» («врач-пациент») и «по горизонтали» («врач-врач») на основе общечеловеческих моральных ценностей и принципов.

Для анализа этической составляющей медицины, наряду с понятием «медицинская этика» используется также понятие «медицинская деонтология».

МЕДИЦИНСКАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ (греч. deon – должное, logos – учение) – учение о должном в медицине, прежде всего о профессиональном долге врачей и медицинских работников по отношению к пациентам.

При этом в понятии «медицинская этика» подчеркивается общечеловеческий контекст принципов и норм медицинской профессии, а в понятии «медицинская деонтология» фиксируются моральные нормы и стандарты, применительно к той или иной сфере медицинской практики (деонтология в хирургии, акушерстве и гинекологии, педиатрии и т. д.).

      История медицинской этики. Медицинская этика в Беларуси.

История врачебной этики насчитывает более трех тысячелетий. В Древней Индии врачи давали клятву еще в сер. II тыс. до н. э. Так, ученик обязывался почитать своего учителя вплоть до личного самопожертвования, вести аскетический образ жизни, ставить нужды пациента выше своих личных интересов, должен был избавиться от всякого рода страстей: ненависти, корыстолюбия, хитрости; не позволять себе преступлений, хранить в тайне профессиональные секреты.

Для европейской медицины непреходящее значение имеет этика древнегреческого врача Гиппократа (ок. 460 – ок. 370 гг. до н. э.), воззрения которого, изложены в книгах «Корпуса Гиппократа»: «Клятва», «Закон», «О враче», «О благоприличном поведении», «Наставления» и др. В «Клятве» Гиппократ определил фундаментальные принципы традиционной медицинской этики, многие из которых являются актуальными и на сегодняшний день. В первой части сочинения древнегреческий врач подчеркивает, что отношение ученика, который обучается искусству врачевания, должны строиться на почтении и уважении к учителю. Вторая часть «Клятвы» посвящена отношению врача к больному. В ее основе лежат следующие идеи:

    воздержание от причинения всякого вреда и несправедливости по отношению к больному («Не навреди!» );

    запрет на использование смертельного средства, даже если об этом просит больной;

    запрет на аборт;

    воздержание от всего неправедного и пагубного, от интимных отношений с больными;

    забота о пользе больного;

    запрет разглашать врачебную тайну.

В других текстах Гиппократ отмечал, что врачу должны быть присущи трудолюбие, постоянное совершенствование в профессии, серьезность, приветливость, чуткость, приличный и опрятный вид. Анализируя идеи Гиппократа, необходимо учитывать социокультурный контекст, в котором они возникли. Тем не менее, основополагающим принципом медицинской профессии и на сегодняшний день остается принцип, заданный Гиппократом – «Не навреди!».

В эпоху Средневековья и Возрождения нравственные ориентиры медицинской профессии определялись христианскими ценностями – любовью к ближнему, состраданием, милосердием. Знаменитый врач эпохи Возрождения Парацельс (1493–1541) учил своих учеников: «Сила врача – в его сердце, работа его должна руководствоваться Богом и освещаться естественным светом и опытностью; важнейшая основа лекарства – любовь». Христианским мировоззрением был задан важнейший моральный принцип медицины – «Делай добро!».

Дальнейшее развитие врачебная этика получила в эпоху Нового времени. В это время происходит переосмысление значения медицины в обществе: целью медицины теперь становится не только индивидуальное, но и общественное здоровье. Врачебная этика оформляется как система развернутых конкретных моральных обязанностей врача, регулирующих его профессиональную деятельность. Работы авторов этой эпохи, в особенности Т. Персиваля (1740–1804), отразили множество разных аспектов внутрипрофессиональных взаимоотношений в медицине. Персиваль уделял особое внимание требованиям этикета во взаимоотношениях между врачами: «Медики любого благотворительного учреждения являются в какой-то степени... хранителями чести друг друга. Поэтому ни один врач или хирург не должен открыто говорить о происшествиях в больнице, что может нанести вред репутации кого-нибудь из его коллег... Следует избегать непрошенного вмешательства в лечение больного, находящегося на попечении другого врача. Не следует задавать никаких назойливых вопросов относительно пациента…, нельзя вести себя эгоистично, стараясь прямо или косвенно уронить доверие пациента к другому врачу или хирургу». Что касается отношения к пациентам, то врач у Персиваля выступает как филантроп, несущий им благо и получающий от них соответствующую признательность. Врач должен вести себя с пациентами «деликатно, уравновешенно, снисходительно и авторитетно».

Значение и необходимость медицинской этики отмечали русские и белорусские врачи в XIX в. На основе клятвы Гиппократа в Российской империи было создано «Факультетское обещание» русских врачей. Идеи этики Гиппократа пропагандировал на медицинском факультете Московского университета М.Я. Мудров . Он подчеркивал, что важнейшими ориентирами в деятельности врача должны быть бескорыстие, честность, терпение, внимание к нуждам больного, сохранение врачебной тайны, постоянное совершенствование своих знаний и навыков, уважение к коллегам. Ярким примером практической реализации принципов медицинской этики стала врачебная деятельность Ф.П. Гааза , известного своим афоризмом: «Спешите делать добро!». Этот замечательный врач все свои силы отдавал самым обездоленным – ссыльным, каторжанам, малоимущим, проявляя удивительное сострадание и милосердие по отношению к своим больным. Обсуждение проблем медицинской этики можно встретить в трудах многих русских врачей XIX в. – Н.И. Пирогова, В.А. Манассеина , В.В. Вересаева .

Идеи филантропии (благотворительности) и сострадания отстаивали в своей профессиональной деятельности и белорусские врачи – И.К. Стржалко, И.С. Фейертаг, И.У. Зданович, А.Ф. Недзведзский . На добровольных началах многие из них работали в медицинских учреждениях благотворительных обществ, оказывая медицинскую помощь неимущим слоям населения.

Развитие медицинской этики в Советском Союзе во многом было обусловлено формированием новой политической идеологии и системы здравоохранения. Задача разработки новой медицинской этики, которая бы соответствовала изменившимся реалиям, не ставилась. Тем не менее, некоторые традиционные моральные проблемы медицины становились предметом дискуссий (проблемы аборта, врачебной тайны, врачебной ошибки). В 20-е годы острые дискуссии развернулись вокруг проблемы врачебной тайны. Нарком здравоохранения Н.А. Семашко провозгласил курс на уничтожение врачебной тайны, которая понималась как пережиток буржуазной медицины. В этот период традиционную медицинскую этику было принято критиковать за обоснование и утверждение корпоративно-сословной буржуазной морали, связь с религиозной традицией, чуждой классовым интересам пролетариата. Поэтому вместо термина «медицинская этика» в советской медицине чаще употребляли термин «деонтология». Под деонтологией понимали совокупность правил, соответствующих той или иной конкретной области медицинской практики. Примером такого понимания может служить хирургическая деонтология Н.Н. Петрова , который в 40-е гг. в работе «Вопросы хирургической деонтологии» выделял следующие моральные правила, которыми должен руководствоваться хирург: хирургия для больных, а не больные для хирургии; делай и советуй делать больному только такую операцию, на которую ты согласился бы при наличной обстановке для самого себя или для самого близкого тебе человека; для душевного покоя больных необходимы посещения хирурга накануне операции и несколько раз в самый день операции, как до нее, так и после; идеалом большой хирургии является работа с действительно полным устранением не только всякой физической боли, но и всякого душевного волнения больного и др. Широкое же обсуждение проблем деонтологии началось в 60-80-е гг. В 1971 г. был утвержден текст «Присяги врача Советского Союза», которую должны были принимать все выпускники медицинских ВУЗов.

В середине ХХ в. появляются международные организации – ВМА, ВОЗ, ЮНЕСКО, Совет Европы, одной из целью которых стала разработка регламентирующих современную медицинскую науку и практику этических документов. Генеральной Ассамблеей Всемирной Медицинской Ассоциации были приняты Международная клятва врачей, Международный кодекс медицинской этики и др. документы.

В 1994 г. в нашей стране был утвержден текст Клятвы врача Республики Беларусь , которую принимают выпускники высших медицинских учебных заведений, получающие диплом врача, а в 1999 г. был принят Кодекс врачебной этики . В этих документах закреплены основополагающие моральные принципы и правила, которыми обязаны руководствоваться в своей профессиональной деятельности врачи Республики Беларусь.

В последней трети ХХ века начинается новый этап в развитии медицинской этики. Она перестает быть сугубо корпоративной и становится частью биомедицинской этики, которая предполагает широкое общественное обсуждение проблем, возникающих в результате стремительного прогресса биомедицинских технологий.

Темы рефератов и докладов:

      Клятва Гиппократа и современные этические кодексы.

      Христианские моральные ценности и медицинская этика.

      Идеи благотворительности в медицине Беларуси.

      Проблемы медицинской этики в «Записках врача» В.В. Вересаева.

      Медицинская этика в художественных произведениях Чехова А., Булгакова М. и др.

      В.Ф. Войно-Ясенецкий. Этика хирурга.

      Деонтология Н.Н. Петрова.

      Роль Всемирной медицинской ассоциации (ВМА) в развитии современной медицинской этики.

Вопросы для самоконтроля:

    Какие особенности характеризуют профессиональную этику?

    Каково значение медицинской этики в профессиональной деятельности врача?

    Как соотносятся между собой понятия «медицинская этика» и «медицинская деонтология»?

    Назовите основные этапы в развитии медицинской этики. Кратко охарактеризуйте каждый из них.

    В чем заключается суть принципа «не навреди», сформулированного Гиппократом?

    Какие принципы формируются в медицинской этике благодаря христианскому мировоззрению?

    На какие моральные принципы ориентировались в своей профессиональной деятельности русские и белорусские врачи ХIX в.?

    Ф. Гааз призывал – «Спешите делать добро!». Приведите примеры из профессиональной жизни известных врачей, которые иллюстрируют это высказывание.

    Назовите особенности медицинской этики советского периода.

    Перечислите нормативные этические документы, которые задают ориентиры медицинской профессии в наше время.

    В последней трети ХХ в. медицинская этика перестает быть сугубо корпоративной. Чем обусловлен интерес широкой общественности к проблемам медицинской этики?

Тексты для обсуждения.

      Этика Гиппократа.

ЭТИКА МЕДИЦИНСКАЯ (греч. ethika, от ethos обычай, нрав, характер) - разновидность профессиональной этики, конкретизирующая общеэтические принципы и нормы применительно к специфике медицинской деятельности.
Этические медицинские принципы направлены на защиту прав и интересов пациента, и, казалось бы, они должны быть абсолютно гуманны. Однако в реальной жизни все обстоит не так просто. Медики часто бывают поставлены в такую ситуацию, когда им приходится принимать решения противоречащие правилам медицинской этики. В таком случае врач пытается принять решение, которое причинит меньше зла.

Жизненных примеров очень много. Например, медицина в чрезвычайных ситуациях или военно-полевая медицинская помощь, когда осуществляется сортировка раненых. По правилам, все раненые делятся на три группы: легкие ранения, тяжелые ранения и безнадежные. Легкораненых перевязывают и отправляют в тыл. Тяжело раненным сначала оказывают максимально возможную помощь на месте, а затем отправляют также в тыл. «Безнадежным» облегчают страдания, но не переводят в тыл.

На самом же деле, некоторых раненых, попавших в категорию «безнадежных», еще можно спасти, если ими займутся высококвалифицированные врачи с специализированным медицинским оборудованием. Для этого их срочно надо будет эвакуировать в сопровождение медперсонала. В таком случае, без необходимой медицинской помощи могут остаться легко раненые и тяжело раненные, чье состояние будет ухудшаться.

Здесь встает медицинская этическая проблема: с одной стороны, нельзя оставить человека без шансов на спасение, с другой стороны, спасать одного, забыв о десятках людей тоже нельзя. Этически идеального выхода из этой ситуации нет. Поэтому каждый врач берет ответственность на себя и решает сам как ему поступать в этой ситуации. Большинство врачей придерживается точки зрения, что необходимо спасти жизнь как можно большему числу людей.

Также медицинской этической проблемой является обучение студента на живых людях. Студенты, по своему неумению, могут нечаянно причинить боль пациенту, что противоречит врачебной этике. Однако как можно подготовить высококвалифицированного специалиста без практики на живых людях?! Ни муляжи, ни практика на трупах не смогут подготовить специалиста так, как работа с человеком. Эта этическая проблема неразрешима.

С одной стороны вполне понятно, что молодому врачу надо практиковаться на людях, но мало кто согласится предоставить себя «для опытов». Двойственность этой ситуации подтверждают результаты опросов в США, согласно которым более 80% добровольцев, согласившихся предоставить свое тело для экспериментов, и около 70% доноров согласились на медицинские манипуляции, находясь в сложном материальном положении. Встает другой вопрос: этично ли воспользоваться материальными затруднениями людей?

Неразрешимым остается вопрос о клинических экспериментах на животных. Сотни и тысячи животных погибают при экспериментах, чтобы впоследствии спасти жизнь человеку. Без таких экспериментов, которые влекут за собой огромные жертвы, нельзя опробовать новую методику или лекарство на людях. Это еще одна медицинская этическая проблема.

Сегодня медицинскую деятельность регламентируют многие этические и юридические нормы. Права добровольцев защищают. Принудительное участие в клинических опытах признано противозаконным и неэтичным. Однако общество к этому пришло относительно недавно. В древней Александрии было разрешено использовать для опытов осужденных преступников. В Германии были опубликованы исследования врачей-нацистов, которые проводили свои опыты на осужденных в концентрационных лагерях. Это примеры, когда врач отвергает принципы медицинской этики.

Профессиональная мед. этика как совокупность конкретных норм и оценок, определяющих поведение медработника, имеет глубокие исторические корни. Еще за 1500 лет до н. э. индусские врачи давали профессиональную клятву. В основе многочисленных профессиональных присяг, к-рые принимают медики во многих странах мира, лежит Клятва Гиппократа. Важнейшие принципы гиппократовой этики: "Primum nоn nосеrе" - прежде всего не повреди больному; входи в дом больного исключительно для его пользы, а в отношениях с ним воздержись от всего злонамеренного и аморального; считай человеческую жизнь безусловной ценностью, никогда не давай больному смертельных средств; храни врачебную тайну; не урони авторитета благородной медицинской профессии и др. Со времен Гиппократа милосердие медицины проявлялось прежде всего признанием жизни каждого человека безусловной и наивысшей ценностью, борьбой за сохранение и укрепление здоровья, за долголетие людей. Одно из проявлений гуманизма медиков - сострадательное отношение к человеку, испытывающему боль. Н. И. Пирогов, одним из первых применивший наркоз в хирургической практике, говорил об очевидности нравственного влияния обезболивания на страждущее человечество.

Начиная с середины 20 в. на развитие Э. м. большое влияние оказали научно-техническая революция и все более широкое распространение мед. знаний. Существенное влияние имела кампания мировой общественности по осуждению преступлений фашистской антимедицины. В этот же период возникли новые этические мед. кодексы как в отдельных странах, так и международные. В 1948 г. Всемирной медицинской ассоциацией была сформулирована "Женевская декларация", а в 1949 г. - более подробный "Международный кодекс медицинской этики".

Во второй половине 20 в. гуманистическая миссия медицины расширилась благодаря той роли, к-рую мед. наука и медики играют в решении проблем загрязнения окружающей среды и особенно в предотвращении мировой термоядерной войны (см. "Врачи мира за предотвращение ядерной войны").

В основе Э. м. в социалистическом обществе лежат принципы коммунистической морали. С 1971 г. во всех советских мед. вузах выпускники принимают "Присягу врача Советского Союза", а во многих мед. училищах выпускники дают "Торжественное обещание". В этих клятвах нашли отражение следующие требования к медику: постоянно стремиться к профессиональному совершенствованию, соблюдать нормы коллегиальности, хранить мед. тайну. Медработники не должны разглашать сведения о диагнозе, тяжести прогноза, скрытых физических недостатках и психических дефектах, особенностях анамнеза больного. В ряде случаев сообщение больному истинного диагноза и прогноза заболевания может стать причиной тяжелой психической травмы. Однако необходимость сохранения мед. тайны не распространяется на те случаи, когда имеется реальная угроза обществу или окружающим больного людям. Приступая к самостоятельной профессиональной деятельности, советский медик торжественно клянется, что будет добросовестно трудиться там, где этого требуют интересы общества, беречь и развивать благородные традиции отечественной медицины, всегда помнить об ответственности перед народом и Советским государством.

В социалистической мед. этике принцип гуманизма является исходным. Одно из требований медицинского гуманизма заключается в том, что каждый медик должен бережно относиться к личности больного, учитывать особенности его психического состояния. Профессиональный долг медработника - его нравственная ответственность перед больным, перед обществом. Понятие долга неотрывно от бескорыстия.

Мед. этика - развивающаяся область знания. В ее рамках изучаются реальные нравы, бытующие в мед. среде, в частности отношения медиков с их пациентами, возможные противоречия между ними, конфликты. Все больше внимания Э. м. уделяет изучению нравственно-этических позиций больных. Современный больной - это, как правило, активный пациент, отношение к-рого к своему здоровью становится все более ответственным, он все чаще стремится участвовать вместе с врачом в принятии решений, касающихся его здоровья. В то же время поведение известной части пациентов имеет нравственные отклонения. Все это послужило причиной для постановки нового вопроса - об "этике больного".

Также существует такое понятие как медицинская деонтология:
Деонтология (от греч. δέον - должное) - учение о проблемах морали и нравственности, раздел этики. Термин введен Бентамом для обозначения теории нравственности как науки о морали.

Впоследствии наука сузилась до характеристики проблем человеческого долга, рассматривая долг как внутреннее переживание принуждения, задающегося этическими ценностями. В ещё более узком смысле деонтология была обозначена, как наука, изучающая конкретно медицинскую этику, правила и нормы взаимодействия врача с коллегами и пациентом.

Главные вопросы медицинской деонтологии - это эвтаназия, а также неизбежная смерть пациента. Цель деонтологии - сохранение нравственности и борьба со стрессовыми факторами в медицине в целом.

Эвтаназия (или эйтаназия) (греч. ευ- «хороший» + θάνατος «смерть») - практика прекращения (или сокращения) жизни человека, страдающего неизлечимым заболеванием, испытывающего невыносимые страдания, удовлетворение просьбы без медицинских показаний в безболезненной или минимально болезненной форме с целью прекращения страданий.

Виды эвтаназии.

В теории выделяются два вида эвтаназии: пассивная эвтаназия (намеренное прекращение медиками поддерживающей терапии больного) и активная эвтаназия (введение умирающему лекарственных средств либо другие действия, которые влекут за собой быструю и безболезненную смерть). К активной эвтаназии часто относят и самоубийство с врачебной помощью (предоставление больному по его просьбе препаратов, сокращающих жизнь).

Помимо этого, необходимо различать добровольную и недобровольную эвтаназию. Добровольная эвтаназия осуществляется по просьбе больного или с предварительно высказанного его согласия (например, в США распространена практика заранее и в юридически достоверной форме выражать свою волю на случай необратимой комы). Недобровольная эвтаназия осуществляется без согласия больного, как правило, находящегося в бессознательном состоянии.

Термин «эвтаназия» впервые употреблен Френсисом Беконом в XVI веке для определения «легкой смерти».

История эвтаназии.

До начала Второй мировой войны идея эвтаназии была широко распространена в ряде европейских стран. В то время эвтаназия и евгеника пользовались достаточно высокой популярностью в медицинских кругах европейских стран, однако действия нацистов, такие как программа умерщвления Т-4, надолго дискредитировали эти идеи. Среди известных людей отметим З.Фрейда, который из-за неизлечимой формы рака нёба с помощью доктора Шура совершил эвтаназию в своём лондонском доме 23 сентября 1939 г., прежде пережив 19 операций по удалению опухолей под местной анестезией (общий наркоз в таких операциях в то время не применялся).

Медицинская деонтология включает в себя:

    Вопросы соблюдения врачебной тайны

    Меры ответственности за жизнь и здоровье больных

    Проблемы взаимоотношений в медицинском сообществе

    Проблемы взаимоотношений с больными и их родственниками

    Правила относительно интимных связей между врачом и пациентом, разработанные Комитетом по этическим и правовым вопросам при Американской медицинской ассоциации:

интимные контакты между врачом и пациентом, возникающие в период лечения, аморальны;

интимная связь с бывшим пациентом может в определенных ситуациях признаваться неэтичной;

вопрос об интимных отношениях между врачом и пациентом следует включить в программу обучения всех медицинских работников;

врачи должны непременно докладывать о нарушении врачебной этики своими коллегами.

Врачебная тайна - медицинское, правовое, социально-этическое понятие, представляющее собой запрет медицинскому работнику сообщать третьим лицам информацию о состоянии здоровья пациента, диагнозе, результатах обследования, самом факте обращения за медицинской помощью и сведений о личной жизни, полученных при обследовании и лечении. Запрет распространяется также на всех лиц, которым эта информация стала известна в случаях, предусмотренных законодательством.

Врачебная тайна относится к основным принципам клятвы Гиппократа:

… Что бы при лечении - а также и без лечения - я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной…

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1 в статье 61 определяют понятие «врачебная тайна». Там же определены обстоятельства, при которых допускается передача сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, с согласия гражданина или его законного представителя, а также без такого согласия.

Также существует юридическая деонтология , представляющая собой науку, изучающую вопросы морали и этики в области юриспруденции (считается, что нормы права совпадают с нормами морали не на все 100% а только примерно на 80%)

В связи с развитием медицины в различных ее областях появились новые этические проблемы. Напр., в трансплантологии при пересадке почки от живого донора врачи сознательно (во имя гуманной цели) нарушают гиппократову заповедь "прежде всего не повреди". Операция по пересадке сердца требует разрешения целого ряда труднейших этических вопросов, касающихся как реципиента, так и донора (его родственников). В трансплантологии медики зачастую сталкиваются с удвоенным хирургическим риском. В этих условиях все большее значение приобретает понятие "этический риск".

Средний медперсонал проводит в леч. учреждениях, особенно в больницах, значительно больше времени, чем врачи. Роль медсестры в создании вокруг больного оптимистической обстановки, веры в благоприятный исход заболевания трудно переоценить. Современный медработник должен обладать широким кругозором, быть разносторонне образованным и мыслящим специалистом, к-рый призван компенсировать своим внимательным и сердечным отношением к больному издержки современной "технизации" медицины.

Этические проблемы медицинских сестер

Чем отличается подход медсестры к этическим аспектам в повседневной работе от подхода врача? Сестринская этика в основном направлена на деятельность, которая предусматривает профессиональный уход за пациентами.

В XIX в. считалось, что сестра должна полностью подчиняться врачу, поскольку ее обязанности рассматривались как производные от распоряжений врача. Врачу в процессе оказания помощи пациенту традиционно отводилось особое место, он мог авторитарно обращаться со своими подчиненными. Это означало, что медсестра должна была поддерживать цели, которых врач пытается достичь при лечении пациентов. Поддержка врача сестрой рассматривалась как важный фактор в поддержании и укреплении веры пациента в доктора. Поэтому существовал перечень этических качеств медицинских сестер, которыми они обязаны были владеть как в своей профессиональной, так и в личной жизни, а именно: терпение, доверие, целостность личности, вера, мужество, честность, мудрость и преданность делу.

Такая социальная и профессиональная дискриминация сестер продолжалась до первой половины XX в. После Второй мировой войны в здравоохранении главное внимание стало уделяться такому виду деятельности, как профилактика, которая традиционно оказалась частью сестринских обязанностей.

За последние 20 лет в сестринском деле значительно вырос уровень подготовки. Появились методы изучения исследований в сестринском деле. Все это способствовало созданию основы сестринских знаний, сестринских теорий и сестринских моделей.

Если сделать краткий обзор международной литературы по вопросам, связанным с социологической ролью и положением медицинских сестер, то можно определить следующее:

Обязанности врачей и сестер очень разнятся: врач обычно занимает положение, которое обеспечивает ему высокий статус, а роль сестер в оказании медико-санитарной помощи превращается в важное промежуточное звено;

Медицинские сестры часто сталкиваются с огромным количеством приказов, правил и распоряжений от администрации; каналы связи по вопросам предложений, жалоб в более высокие иерархические уровни ограничены; такая ситуация подавляет инициативу и порождает чувство неполноценности и недовольство;

Сестры оказывают поддержку научной деятельности врачей посредством выполнения дополнительных обязанностей;

Сестра должна сдерживать эмоции, не указывать пациентам на сомнения, неуверенности, ошибки, которые наблюдает в работе;

Медицинский уход является важным социальным идеалом всеобщего благосостояния государства, где он находится в контексте социальных ценностей; с другой стороны, настоящий физический уход обычно недостаточно оценивается и вознаграждается, что создает неприятное впечатление о сестринском деле.

Этическим проблемам медицинских сестер также уделяют мало внимания. Как следствие медицинские сестры стараются передать обязанности по уходу санитаркам.

Напрашивается вывод, что сестры находятся в ловушке противостояния перспектив и надежд.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат

Тема: «Этика и деонтология медицинского работника»

Выполнила: Сердюкова Лариса

Белгород 2014

Медицинская этика и деонтология представляют собой особенности медицинской деятельности, основанной на взаимном доверии больного и медицинского работника, которому больной добровольно вверяет свое здоровье, а иногда и жизнь.

Медицинская этика (греч. etohs -- обычай, нрав, характер) как часть общей этики рассматривает вопросы нравственности врача, включая совокупность норм его поведения и морали, чувство профессионального долга и чести, совести и достоинства.

Медицинская этика охватывает и определенные нормы поведения медицинского работника в быту, его культуру, человеколюбие, физическую и моральную чистоплотность и т. д. В целом можно сказать, что этика -- это внешнее проявление внутреннего содержания человека.

Под медицинской деонтологией (греч. deon -- должное) понимают принципы поведения медицинских работников, направленные на максимальное повышение пользы лечения и устранение последствий неполноценной медицинской работы. Деонтология является частью медицинской этики, медицинской морали.

Однако в настоящее время новейшие достижения медицинской науки и техники заставляют несколько с другой точки зрения рассматривать традиционные нормы медицинской деонтологии. Былой принцип "врач-больной" заменяется новым "врач--прибор--больной", а потребность больного в чутком и внимательном отношении медицинского работника, в его добром слове, вселяющем надежду, не уменьшилась, а еще более увеличилась.

Актуальность проблемы

Своеобразие медицинской этики заключается в том, что в ней, все нормы, принципы и оценки ориентированы на здоровье человека, его улучшение и сохранение. Свое выражение эти нормы первоначально были закреплены в Клятве Гиппократа, которая стала отправной точкой для создания других профессионально-моральных медицинских кодексов. Этический фактор имеет в медицине традиционно большое значение. Более восьмидесяти лет назад по аналогии с врачебной Клятвой Гиппократа была создана сестринская Клятва Флоренс Найтингейл.

Этические нормы и явления

В процессе развития и становления профессиональной медицинской были четко сформулированы гуманистические, нравственные принципы деятельности медицинских работников.

На этой основе определялись наиболее обобщенные понятия морали или категории, отражающие нравственные связи между людьми и характеризующие отношение медработников к предмету своей повседневной деятельности -- больному и здоровому человеку, к обществу.

Так были сформулированы и получили научное признание основные категории медицинской этики: долг, совесть, честь и достоинство, такт, смысл жизни и счастье человека . Естественно, что все этические категории связаны между собой, взаимно дополняют и усиливают друг друга. По мере развития наших представлений и научны- прогресс в медицине и на этой основе -- дальнейшее совершенствование методов обследования и лечения больных.

Очень важно, чтобы средние медицинские работники не только знали, но и использовали основные требования этических категорий в своей профессиональной деятельности и на их основе совершенствовали качество медицинской помощи населению.

Совесть -- этическая категория, выражающая высшую форму способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. Совесть -- это внутреннее осознание своего профессионального долга, профессиональной ответственности как личного долга и личной ответственности.

Честь и достоинство -- этические категории, определяющие отношение человека, как к самому себе, так и к другому человеку, к обществу в целом. По своему содержанию понятие чести очень близко к понятию «достоинство». Обе эти категории определенным образом регулируют поведение человека и определяют отношение к нему со стороны окружающих, они испытывают на себе влияние других категорий этики, особенно долга и совести, без которых нет личной чести и достоинства.

Такт-- это качество не врожденное, а приобретенное, оно воспитывается с детства в той социальной среде, где он растет и формируется в процессе общественного и индивидуального развития.

Счастье -- признак того, что человек нашел личный смысл жизни на какой- то конкретный этап своего жизненного пути.

В этических явлениях присутствуют два момента:

1) личный момент (автономия индивида, мотивация им правил морального поведения и моральных оценок);

2) объективный, внеличностный момент (сложившиеся в данной культуре, социальной группе, общности нравственные воззрения, ценности, нравы, формы и нормы человеческих отношений).

Первый из отмеченных моментов относится к характеристике морали, второй - нравственности.

Отличительная особенность морали состоит в том, что она выражает автономную позицию индивидов, их свободное и самостоятельное решение того, что есть добро и зло, долг и совесть в человеческих поступках, взаимоотношениях и делах. Когда говорят о морали социальных групп, общностей и общества в целом, речь по существу идет о нравственности (о групповых и общесоциальных нравах, ценностях, воззрениях, отношениях, нормах и установлениях).

Традиционные нормы и правила медицинской деонтологии

1. Модель Гиппократа («не навреди»).

Принципы врачевания, заложенные «отцом медицины» Гиппократом (460-377гг. до н.э.), лежат у истоков врачебной этики как таковой. В своей знаменитой «Клятве», Гиппократ сформулировал обязанности врача перед пациентом.

2. Модель Парацельса («делай добро»).

Другая модель врачебной этики сложилась в Средние века. Наиболее четко ее принципы были изложены Парацельсом (1493-1541гг.). В отличие от модели Гиппократа, когда врач завоевывает социальное доверие пациента, в модели Па­рацельса основное значение приобретает патернализм - эмоциональный и духов­ный контакт врача с пациентом, на основе которого и строится весь лечебный процесс.

В духе того времени отношения врача и пациента подобны отношениям ду­ховного наставника и послушника, так как понятие pater (лат. - отец) в христиан­стве распространяется и на Бога. Вся сущность отношений врача и пациента оп­ределяется благодеянием врача, благо в свою очередь имеет божественное проис­хождение, ибо всякое Благо исходит свыше, от Бога.

3. Деонтологическая модель (принцип «соблюдения долга»).

В основе данной модели лежит принцип «соблюдения долга» (deontos по-гречески означает «должное»). Она базируется на строжайшем выполнении пред­писаний морального порядка, соблюдение некоторого набора правил, устанавли­ваемых медицинским сообществом, социумом, а также собственным разумом и волей врача для обязательного исполнения. Для каждой врачебной специальности существует свой «кодекс чести», несоблюдение которого чревато дисциплинар­ными взысканиями или даже исключением из врачебного сословия.

4. Биоэтика (принцип «уважения прав и достоинства человека»).

Современная медицина, биология, генетика и соответствующие биомеди­цинские технологии вплотную подошли проблеме прогнозирования и управления наследственностью, проблеме жизни и смерти организма, контроля функций че­ловеческого организма на тканевом, клеточном и субклеточном уровне. Некото­рые проблемы, стоящие перед современным обществом, были упомянуты в самом начале данной работы. Поэтому как никогда остро стоит вопрос соблюдения прав и свобод пациента как личности, соблюдение прав пациента (право выбора, право на информацию и др.) возложено на этические комитеты, которые фактически сделали биоэтику общественным институтом.

Моральные и профессиональные качества медицинской сестры

Роль медицинской сестры в процессе лечения пациента, особенно в стационаре, трудно переоценить. Выполнение назначений врача, уход за тяжелобольными, проведение многих, иногда довольно сложных, манипуляций - все это является прямой обязанностью среднего медицинского персонала. Медицинская сестра также участвует в обследовании пациента, подготовке его к различным оперативным вмешательствам, работает в операционной в качестве анестезиста или операционной сестры, наблюдает за пациентом в отделениях реанимации и интенсивной терапии. Все это предъявляет высокие требования не только к знаниям и практическим навыкам медицинской сестры, но и к ее моральному облику, умению вести себя в коллективе, при общении с пациентами и их родственниками.

Всегда и при всех обстоятельствах необходимо помнить, что человек обращается к медицинским работникам за помощью, в связи с тем, что с ним случилась беда, иногда очень серьезная, способная повлечь за собой утрату здоровья, трудоспособности, а подчас и угрожающая жизни. Только при полном сочувствии пациенту, при понимании его положения возможен настоящий контакт между ним и медицинским персоналом, что так необходимо для успешного лечения. Чуткость, моральная поддержка, душевная теплота нужны пациенту не меньше, а может быть и больше, чем лекарственные препараты. Недаром в недалеком прошлом медицинских сестер называли «сестрами милосердия»: это отражало не только профессиональную, но и моральную сторону их работы. Равнодушных, неуравновешенных людей, не способных к сочувствию страдающему человеку, нельзя допускать к работе в медицинских учреждениях. При общении с пациентом, выполнении манипуляций, зачастую неприятных и болезненных, медицинская сестра должна отвлечь пациента от тяжелых мыслей, внушить ему бодрость и веру в выздоровление.

Часто пациенты спрашивают медицинских сестер о своем диагнозе и прогнозе. Ни в коем случае нельзя сообщать пациенту о наличии у него неизлечимого заболевания, особенно злокачественной опухоли. Что касается прогноза, то всегда надо выразить твердую уверенность в благоприятном исходе. Все сведения, которые медицинская сестра дает пациенту, должны быть согласованы с врачом.

А) Отношения "медсестрa - врач":

Недопустимы грубость, неуважительное отношение в общении;

Исполнять врачебные назначения своевременно, четко и профессионально;

Срочно информировать врача о внезапных изменениях в состоянии больного;

При возникновении сомнений в процессе выполнения врачебных назначений в тактичной форме выяснить все нюансы с врачом в отсутствии больного.

Б) Отношения "медсестрa - медсестрa":

Недопустима грубость и неуважительное отношение к коллегам;

Замечания должны делаться тактично и в отсутствии больного;

Опытные медсестры должны делиться с молодыми своим опытом;

В сложных ситуациях должны помогать друг другу.

В) Отношения "медсестрa - младший медперсонал":

Соблюдать взаимоуважение;

Контролировать тактично, ненавязчиво деятельность младшего медперсонала;

Недопустимы грубость, фамильярность, высокомерие;

Недопустимо делать замечания в присутствии больных и посетителей.

Особенности общения с больными детьми

К детям любого возраста отношение должно быть ровным, доброжелательным. Это правило необходимо соблюдать с первых дней пребывания в больнице.

Медицинские работники, непосредственно находящиеся среди детей, всегда должны учитывать психологические особенности больных, их переживания, чувства. Дети старшего возраста, особенно девочки, наиболее чувствительны и в первые дни пребывания в стационаре нередко замыкаются, «уходят в себя». Для лучшего понимания состояния детей важно, помимо выяснения индивидуальных психологических особенностей ребенка, знать обстановку в семье, социальное и положение родителей. Все это необходимо для организации правильного ухода за больным ребенком в стационаре и эффективного его лечения.

При общении с больными медицинские работники зачастую испытывает эмоциональное напряжение, иногда вызванное неправильным поведением детей, их капризами, необоснованными требованиями родителей и т.п. В этих случаях необходимо сохранять спокойствие, не поддаваться сиюминутным настроениям, уметь подавлять в себе раздражительность и чрезмерную эмоциональность.

Недопустимо также разделение детей на «хороших» и «плохих», а тем более выделять «любимчиков». Дети необыкновенно чувствительны к ласке и тонко чувствуют отношение к ним взрослых. Тон разговора с детьми всегда должен быть ровным, приветливым. Все это способствует установлению между ребенком и медицинским персоналом доброжелательных, доверительных отношений и оказывает на больного положительное влияние.

Большое значение при общении с ребенком имеет чуткость, т.е. стремление понять его переживания. Терпеливая беседа с ребенком позволяет выявить личностные особенности, доминирующее переживание, помогает в постановке диагноза. Нужно не только формально выслушать жалобы больного ребенка, а проявить теплое участие, соответственно реагируя на услышанное. Больной успокаивается, видя отношение медицинского работника, а последний получает дополнительную информацию о ребенке. Напротив, резкий или фамильярный тон в разговоре создает препятствие для установления нормальных взаимоотношений с больным ребёнком.

Уход за ребенком, помимо профессиональной подготовки, требует от медицинского работника большого терпения и любви к детям. Важно иметь представление о степени соответствия психического и физического развития ребенка, знать его личностные качества. Часто болеющие дети уже с раннего возраста выглядят более инфантильными, чем их более развитые здоровые сверстники. Медицинский работник должен уметь компенсировать детям отсутствие родителей и близких. Особенно плохо переносят разлуку с родителями дети до 5 лет. Однако даже болезненно переживающие временный отрыв от родителей дети довольно быстро привыкают к новой обстановке, успокаиваются. В этой связи частые посещения родителей в первые дни госпитализации могут травмировать психику ребенка. Целесообразно в период адаптации (3-5 дней) не допускать частых визитов родителей. По окончании этого периода, если родители или близкие родственники в силу каких-то причин не могут регулярно посещать больного ребенка, медицинская сестра должна порекомендовать им чаще присылать письма, носить передачи, чтобы ребенок чувствовал заботу и внимание.

Медицинскому работнику принадлежит ведущая роль в создании благоприятной психологической обстановки в лечебном учреждении, напоминающей ребенку домашнюю обстановку (организация игр, просмотр телевизионных передач и т.п.). Прогулки на свежем воздухе сближают детей, а внимание и теплое отношение медицинского персонала обеспечивают адаптацию больных детей к новым условиям.

Следует поддерживать в коллективе лечебного учреждения доброжелательность, единство стиля и слаженность в работе, что помогает обеспечивать высокий уровень ухода и лечения детей. Медицинская сестра, находясь среди детей и наблюдая за их поведением и реакциями, должна видеть индивидуальные особенности детей, характер взаимоотношений и т.д. Получая эту важную психологическую информацию лечащий врач также своевременно может изменить (оптимизировать) свою основную лечебную тактику, что будет способствовать формированию здоровой психологической атмосферы лечебного учреждения и повышению эффективности лечебного процесса.

Взаимоотношения медицинских работников с родителями больного ребенка

Родители, особенно матери, в большинстве случаев тяжело переживают заболевание ребенка. И это понятно: мать тяжелобольного ребёнка в той или иной степени психически травмирована и ее реакции могут быть неадекватными, поскольку захватывают энергетически очень мощную сферу «материнского инстинкта». Поэтому необходим индивидуальный подход к матери со стороны всех без исключения медицинских работников. Особое внимание должно уделяться матерям, осуществляющим уход за тяжелобольным ребенком в стационаре. Важно не только успокоить женщину словами, но и создать необходимые условия для полноценного отдыха, питания, убедить ее, что ребенок получает правильное лечение и находится в «хороших руках». Мать должна понимать важность и правильность назначенных врачом и выполняемых медицинской сестрой манипуляций, процедур и т.п. А при необходимости можно обучить маму выполнению отдельных манипуляций, например инъекций, ингаляций и др.

Большинство родителей относятся к медицинским работникам с теплотой, доверием и благодарны им за их нелегкий труд. Однако встречаются и довольно «трудные» родители, которые пытаются грубостью и нетактичным поведением добиться особого внимания сотрудников больницы к своему ребенку. С такими родителями медицинские работники должны проявлять внутреннюю сдержанность и внешнее спокойствие, что само по себе положительно действует на плохо воспитанных людей.

Большого такта требует беседа медицинского работника с родителями и близкими больного ребенка в дни посещений и приема передач. Несмотря на загруженность, медицинский работник должен найти время спокойно и неторопливо ответить на все вопросы. Особые трудности могут возникнуть, когда родители пытаются узнать диагноз заболевания ребенка, уточнить правильность проводимого лечения, назначения процедур. В этих случаях беседа медицинской сестры с родственниками не должна выходить за рамки ее компетенции. Она не имеет права рассказывать о симптомах и возможном прогнозе заболевания. Медицинская сестра должна вежливо извиниться, сослаться на неосведомленность и направить родственников к лечащему врачу или заведующему отделением, который имеет соответствующую компетенцию по этим вопросам.

Не следует идти «на поводу» у родителей, стремиться выполнить необоснованные требования, например, прекратить назначенные врачом инъекции, изменить режим и диету и т.п. Такого рода «отзывчивость» способна принести лишь вред и ничего общего не имеет с принципами гуманной медицины и профессиональной преемственности.

Во взаимоотношениях медицинских работников с родителями немаловажное значение имеет форма обращения. Обращаясь к родителям, медицинские работники должны называть их по имени и отчеству, не допускать фамильярности и не пользоваться такими терминами, как «мамаша» и «папаша».

Контакты медицинских работников с родителями в детских отделениях, как правило, эмоционально насыщенные, тесные и частые. Правильная тактика общения медицинского персонала с родными и близкими больного ребенка создает должное психологическое равновесие межличностных взаимоотношений медицинский работник - больной ребенок - его родители.

Правовые и моральные нормы ответственности медицинских работников

медицинский деонтология моральный ответственность

Многогранная деятельность средних медицинских работников, направленная на сохранение и укрепление здоровья людей, также регулируется нормами правовыми и моральными, которые находятся в определенной связи и взаимодействии. Это обусловлено тем, что законодательные акты в социалистическом обществе имеют глубокую нравственную основу.

Следовательно, правовое воспитание медицинских работников должно сочетаться с нравственным и наоборот, нравственное воспитание должно сочетаться с правовым. Такие моральные нормы, как соблюдение медицинской тайны, обязательность оказания неотложной медицинской помощи гражданам в дороге, на улице и других общественных местах, получили в нашей стране закрепление в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении.

Примерами тесной связи морально-этических и правовых сторон деятельности медицинских работников могут служить следующие ситуации, которые нередко встречаются в жизни. Если медицинский работник четко соблюдает требования деонтологии во взаимоотношениях с больным и родственниками, то, несмотря на возможный неблагоприятный исход заболевания, родственники умершего становятся на защиту медицинского работника, ибо они видели, что при жизни больному было сделано все, как с точки зрения профессиональной, так и морально-этической.

Наоборот, между родственниками умершего и медицинским работником может произойти конфликт, если последний нарушал требования деонтологии, проявлял элементы формализма, бездушия и неуважения к человеческому достоинству в процессе лечения больного.

Таким образом, нарушивший в процессе своей трудовой деятельности те или другие моральные или правовые нормы, понесет ответственность, мера которой будет зависеть от последствий правонарушения.

По данным Государственного комитета по антимонопольной политике, число нарушений Закона "О защите прав потребителей" медицинскими учреждениями, организациями за 2000 - 2009 гг. увеличилось в 15,4 раза. Положительные тенденции в борьбе за права потребителей нередко достигают своей противоположности - потребительского экстремизма, когда правами пользуются в недобросовестных целях для извлечения выгоды.

Многие случаи ненадлежащего оказания медицинских услуг становятся темами публикаций в СМИ, они получают значительный общественный резонанс, чего не было в предыдущие периоды отечественной медицины. Правовым основанием гражданско-правовой ответственности за причинение вреда при ненадлежащем оказании медицинской услуги являются нормы главы 59 ГК РФ "Обязательства вследствие причинения вреда".

Так, статья 1064 ГК РФ выражает принцип генерального деликта, согласно которому вред, причиненный субъекту гражданского права, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Статья 1068 ГК РФ предусматривает ответственность юридического лица за вред, причиненный медицинским работником при исполнении трудовых обязательств (специальный деликт). Вместе с тем в медицинской деятельности при диагностике и лечении часто используются предметы и вещества, представляющие собой источники повышенной опасности. К ним могут быть отнесены, в частности, рентгеновские и лазерные аппараты, сильнодействующие лекарственные препараты, некоторые методы диагностики и т.д. В случае отнесения законодателем отдельных видов медицинских услуг к деятельности, создающей повышенную опасность для окружающих, медицинское учреждение, организация должны нести гражданско-правовую ответственность как владельцы источника повышенной опасности на основании статьи 1079 ГК РФ.

Фактическим основанием ответственности медицинского учреждения, организации является вред, причиненный жизни и здоровью пациента. Ответственность медицинских работников может вытекать из договора возмездного оказания услуги в случаях оказания платных медицинских услуг (ст. ст. 778 - 783 ГК РФ). Договорная ответственность за причинение вреда жизни и здоровью при оказании медицинских услуг может предусматривать более широкий спектр оснований ее возникновения и объем возмещения вреда по сравнению с деликтной.

На отношения договорного характера распространяет действие Закон РФ "О защите прав потребителей". Так, в случае недостижения планируемого результата лечения при выполнении определенного вида медицинских услуг медицинское учреждение, организация независимо от их вины должны по выбору пациента либо продолжить лечение бесплатно, либо вернуть деньги, а при наличии вины - компенсировать причиненный моральный вред (ст. 15).

Гражданский кодекс РФ предусматривает возможность максимальной компенсации убытков, понесенных потерпевшим в результате причинения вреда жизни и здоровью, так как восстановить здоровье, утраченное в таких случаях, бывает достаточно сложно, а порой невозможно. Согласно статье 1085 ГК РФ возмещению подлежат утраченный потерпевшим заработок или его часть в зависимости от степени утраты профессиональной трудоспособности; дополнительные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарственных средств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение транспортных средств, профессиональную подготовку, если потерпевший нуждается в этих видах помощи и не имеет права на их бесплатное получение.

Кроме того, потерпевший имеет право на компенсацию морального вреда (ст. 1100), а в случае его смерти причинитель вреда несет также расходы по погребению и в связи со смертью кормильца. Обязательным условием наступления ответственности является наличие юридически значимой (необходимой) причинной связи между действиями врача и негативными последствиями для здоровья пациента. Иногда причинная связь настолько очевидна, что ее легко установить. Труднее определить наличие причинной связи в случаях, когда результат не следует непосредственно за противоправным действием или когда вред вызван действием не одного какого-то лица, а целого ряда факторов и обстоятельств, которые усложняют ситуацию. Следует отметить, что применительно к причинению вреда при оказании медицинской услуги установить причинную связь, несмотря на объективный характер, бывает очень сложно.

Оказание медицинской услуги является многоаспектным процессом, включающим в себя диагностические, лечебные, профилактические мероприятия, и отклоняющееся от нормативно предписанного поведение медицинского работника на любой стадии процесса может привести к нежелательным последствиям для жизни и здоровья пациента в будущем.

В отдельных случаях при всем своем опыте и знаниях медицинские эксперты могут констатировать только вероятность наличия или отсутствия причинной связи.

Для возложения гражданско-правовой ответственности при причинении вреда необходимо установить вину медицинских работников. Так, согласно пункту 2 статьи 1083 ГК РФ, если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда, размер возмещения должен быть уменьшен (пациент отказывается от приема лекарственных средств, употребляет алкоголь в период лечения антибактериальными препаратами, нарушает предписанный ему врачом постельный режим, скрыл информацию о состоянии своего здоровья, имеющую существенное значение при выборе метода лечения).

Наличие вины потерпевшего в наступлении неблагоприятных для его здоровья последствий должен доказывать причинитель вреда, т.е. медицинское учреждение, организация. Из медицинских документов имеется возможность получить сведения, отражающие ход лечения пациента, порядок назначения тех или иных процедур, лекарственных препаратов, состояния здоровья и жалобы пациента на различных этапах лечения.

Принимая во внимание увеличение количества исковых заявлений граждан по поводу ненадлежащего оказания медицинских услуг, проблемам юридической ответственности медицинских работников за профессиональные правонарушения должно быть уделено повышенное внимание. Реализация юридической ответственности достигается за счет использования правовых средств, что позволяет осуществить влияние права на общественные отношения в сфере медицинской деятельности. Как известно, не все медицинские вмешательства заканчиваются благополучно, т.е. выздоровлением пациента. В тех случаях неблагоприятных исходов, когда не приходится говорить о правомерности действий медицинского работника, существует необходимость объективной оценки проведенного лечения и определения вида и степени ответственности медицинского работника.

Основными документами, составляющими нормативно-правовую базу, определяющую имущественную ответственность медицинских работников за совершение профессиональных правонарушений, являются ГК РФ, Закон РФ "О защите прав потребителей" (от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ), Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан (1993 г.). Закон РФ "О защите прав потребителей" регулирует имущественную ответственность медицинских учреждений, организаций за счет норм о качестве услуги, права потребителя на безопасность услуги, компенсации морального вреда и т.д. Имущественная ответственность медицинских учреждений, организаций подразумевает их большую открытость, снижение количества ведомственных и профессиональных барьеров, равноправие пациентов при оказании медицинских услуг и усиление выраженности правовой защиты потребителей медицинских услуг.

В настоящее время медицинское сообщество осознало как реальное требование времени изучение правовых основ в сфере здравоохранения. В связи с этим необходимо еще со "студенческой скамьи" воспитывать у будущих врачей высокую правовую культуру и правосознание. Правовая культура и правосознание могут возникнуть на основе правовых знаний при формировании у будущего специалиста умения практического применения правовых норм в профессиональной деятельности, тем самым надлежащая юридическая подготовка медицинских работников позволяет формировать правовую культуру, ответственность перед человеком, обществом и государством. Для этого требуется прививать медицинскому работнику стремление не только к знанию законов и уважительное отношение к ним, но и умение применять правовые нормы на практике.

В настоящее время в медицинской деятельности общая тенденция заключается в том, что все большее количество частных вопросов оказания медицинских услуг регулируется посредством права, а не отдается на откуп совести врача или морально-этическим нормам, что является одним из факторов законности в сфере медицины.

Таким образом, знание медицинскими работниками законодательства в области здравоохранения, представление о своих правах, обязанностях, о юридической ответственности, наступающей за различные профессиональные нарушения, а также знание прав пациента составляют основу правовой культуры работников здравоохранения. Упорядочение правовых знаний медицинского персонала будет способствовать наиболее полному обеспечению охраны здоровья населения.

Заключение

Этической основой профессиональной деятельности медицинской сестры являются гуманность и милосердие. Важнейшими задачами профессиональной деятельности медицинской сестры являются: комплексный всесторонний уход за пациентами и облегчение их страданий; восстановление здоровья и реабилитация; содействие укреплению здоровья и предупреждение заболеваний. Этический кодекс дает четкие нравственные ориентиры профессиональной деятельности медицинской сестры, призван способствовать консолидации, повышению престижа и авторитета сестринской профессии в обществе, развитию сестринского дела в России.

Список литературы

1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М.: 1998.

2. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика: Учебное пособие. Мн.: изд. В.М. Скакун, 1995.

3. Основы этических знаний / под ред. профессора М.Н. Росенко. М.: Изд. "Лань", 1998.

4. Словарь по этике. Под ред. И.С. Кона. М.: Политиздат, 1990.

5. Этический Кодекс медицинской сестры России (принят Российской Ассоциацией медицинских сестер, 1997 г.).

6. Акопов В.И., Маслов Е.Н. Право в медицине. М.: Книга-сервис, 2002. 352 с.

7. Александрова О.Ю. Гражданско-правовая ответственность и ее особенности. М.: ЗАО "МЦФЭР", 2005. С. 167 178.

8. Герасименко Н.Ф., Александрова О.Ю., Григорьев И.Ю. Законодательство в сфере охраны здоровья граждан. М.: МЦФЭР, 2005. 320 с.

9. Сергеев Ю.Д. Медицинское право. Учебный комплекс в 3 томах. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. 777 с.

10. Гражданский кодекс РФ (в ред. от 29.07.2004).

12. Ослопов Общий уход за больными в терапевтической клинике.

13. «Справочник медицинской сестры по уходу» под редакцией академика РАМН Н.Р. Палеева. Москва, 1993г.

14. Иванюшкин А.Я. Профессиональная этика в медицине. М.,1990г.

15. Этический кодекс медицинской сестры России.

16. Международный Этический кодекс медсестер.

17. Медицина и право.

18. http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2011_4_9/nomer/nomer23.php.

19. http://www.sisterflo.ru/ethics/.

20. http://www.juristlib.ru/book_7444.html.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Становление биомедицинской этики. Характеристика деятельности медицинской сестры. Этический кодекс врачей Древнего Тибета. Взаимоотношения медицинский работник - больной. Принципы информированного согласия, непричинения вреда, свершения благодеяний.

    реферат , добавлен 10.02.2013

    Рассмотрение совокупности этических норм и принципов поведения медицинских работников при выполнении ими своих профессиональных обязанностей. Необходимые качества работников медицинской сферы: сострадание, доброта, чуткость, отзывчивость, заботливость.

    презентация , добавлен 18.12.2014

    СПИД и его общественный резонанс. "Спидофобия" и требования медицинской этики. Тестирование на ВИЧ и уважение автономии пациента. Психологические аспекты и профессиональный риск медицинских работников. Профилактика ВИЧ-инфицирования: этические проблемы.

    реферат , добавлен 12.11.2013

    Понятие "медицинская деонтология". Обязанности врача перед пациентом, сформулированные Гиппократом. Основные нормативные документы медицинской этики. Этические проблемы современной медицины. Избранные статьи Кодекса профессиональной этики врача РФ.

    презентация , добавлен 24.01.2016

    Индивидуальный и социальный аспекты нормативной регуляции. Кодекс профессиональной этики: нравственные нормы, принципы и требования к работникам правоохранительных органов; понятие должностного преступления. Отличия норм правовой от норм обычной морали.

    контрольная работа , добавлен 13.05.2014

    Основные этические принципы в системе латинского нотариата. Нравственные требования во взаимоотношениях нотариуса с клиентами. Обязанности нотариуса по отношению к коллегам. Понятия деонтология и мораль. Взаимосвязь этики и профессиональной деятельности.

    контрольная работа , добавлен 04.04.2012

    Деятельность системы Кодексов этики профессиональных бухгалтеров и аудиторов. Нормы поведения бухгалтерских работников. Бухгалтерская профессия и профессиональная этика. Соблюдение этических норм профессионального поведения. Объективность аудитора.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2009

    Основные формы вреда в современной биомедицинской этике. Принцип уважения автономии пациента. Противоречия между принципом "не навреди" и принципом справедливости. Благодеяние как обязательство. Модель медицинской деонтологии и принцип соблюдения долга.

    реферат , добавлен 26.02.2015

    Понятие об этике, морали, долге, совести, чести и достоинстве. Этические нормы поведения руководителя. Правила конструктивной критики подчиненных. Их мотивация и стимулирование. Стили руководства. Закон субординации. Этические нормы отношений с коллегами.

    презентация , добавлен 23.08.2016

    Понятие и анализ основных принципов деонтологии. Требования, которым должен удовлетворять врач. Особенности и этапы развития хирургической деонтологии. Врачи средневековья: Парацельс, Амбруаз, Паре. Характеристика первых хирургических вмешательств.

Основные положения медицинской этики и деонтологии прежде всего базируются на таких понятиях, как «мораль» и «этика».

Мораль (от лат. «moralis» - нравственный, соблюдающий обычаи) – одна из форм общественного сознания, представляющая собой совокупность норм и правил поведения, характерных для людей данного общества.

Этика (от греч. «ethos» - нрав, обычай, характер) – это раздел философии, изучающий и разрабатывающий теорию морали, научное обоснование того или иного понимания добра и зла, долга, совести и чести, справедливости, смысла жизни и т.д.

Мораль и этика имеют общие смысловые корни, составляющие суть термина. И как этого следует ожидать, мораль и этика – это категории, определяющие поведение человека в обществе.

Мораль и этика охватывают все стороны жизнедеятельности человека, в том числе, и его профессиональную деятельность. Одним из разделов этики является профессиональная этика, разрабатывающая моральные принципы выполнения человеком своих профессиональных обязанностей. Одной из разновидностей профессиональной этики является медицинская этика. Определяя понятие медицинской этики как одной из разновидностей этики профессиональной, философ Г. И. Царегородцев считает, что она представляет собой «совокупность принципов регулирования и норм поведения медицинских работников, обусловленных особенностями их практической деятельности, положением и ролью в обществе ».

В этом значении медицинская этика тесно соприкасается с медицинской деонтологией.

Медицинская деонтология - это совокупность этических норм выполнения медицинскими работниками своих профессиональных обязанностей.

В начале XIX века английский философ, правовед, священник Иеремия Бентам термином «деонтология» определил науку о поведении человека любой профессии. Для каждой профессии есть свои деонтологические нормы. Термин «деонтология» происходит от двух греческих корней: «deon-должное», «logos» - учение. Таким образом, деонтология - это учение о должном, а медицинская деонтология - это правила поведения врачей и медицинского персонала, это долг медицинских работников перед больными.



Медицинская деонтология предусматривает преимущественно нормы взаимоотношений медицинских работников с больными.

Медицинская этика предусматривает более широкий круг проблем - взаимоотношение медицинских работников с больными, с родственниками больных, со здоровыми людьми, взаимоотношения между медицинскими работниками.

Медицинская этика и медицинская деонтология диалектически связаны между собой. Они изучают и определяют решение различных проблем межличностных взаимоотношений по четырем основным направлениям:

Медицинский работник - больной,

Медицинский работник - родственники больного,

Медицинский работник - медицинский работник,

Медицинский работник – общество.

Отношения медицинского работника и больного базируются на следующих принципах.

1. Любому работнику медицинской сферы должны быть присущи такие качества, как сострадание, доброта, чуткость и отзывчивость, заботливость и внимательное отношение к больному.

2. Медицинский работник в отношении к больным должен быть корректным, внимательным, однако он не должен допускать панибратства.

3. Медицинский работник должен быть специалистом высокой квалификации, всесторонне грамотным. Сейчас больные читают медицинскую литературу, особенно по своей болезни. Врач и медицинская сестра должны в такой ситуации профессионально и деликатно общаться с больным. Неправильные действия врачей или медицинского персонала, неосторожно сказанное слово, анализы или истории болезни, ставшие доступными больному, могут привести к фобии, то есть боязни того или иного заболевания (например к канцерофобии - боязни заболевания раком).

4. Большое значение имеет слово, что подразумевает не только культуру речи, но и чувство такта, умение поднять больному настроение, не ранить его не­осторожным высказыванием.

5. Особое значение в медицинской профессии приобретают такие общечеловеческие нормы общения, как умение уважать и внимательно выслушать собеседника, продемонстрировать заин­тересованность в содержании беседы и мнении больного, правильное и доступное построение речи.

6. Немаловажен и внешний опрятный вид медицинского персонала: чистые халат и шапочка, ак­куратная сменная обувь, ухоженные руки с коротко остриженными ногтями.

7. Необходимо всегда по­мнить, что медику недопустимо без меры использовать парфюмерные и косметические средства. Сильные и резкие запахи могут вызвать нежелательные реакции: от нервного раздражения больно­го и различных проявлений у него аллергии до острого приступа бронхиальной астмы.

8. Тактика медицинского работника, его поведение всегда должны строиться в зависимости от характера больного, уровня его культуры, тяжести заболевания, особенностями психики. С мнительными больными необходимо обладать терпением; все больные нуждаются в утешении, но в то же время в твердой уверенности врача в возможность излечения. Важнейшей задачей медицинского работника является необходимость добиться доверия больного и неосторожным словом и действием не подорвать его в последующем.

Отношения медицинского работника с родственниками больного

Взаимоотношения медицинского работника с родственниками самая сложная проблема медицинской деонтологии. Если заболевание обычное и лечение идет хорошо допустима полная откровенность. При наличии осложнений допустим корректный разговор с ближайшими родственниками.

Отношения между медицинскими работниками предусматривают выполнения следующих правил.

1. Работа в отделении или в стационаре должна подчиняться строгой дисциплине, должна соблюдаться субординация, то есть служебное подчинение младшего по должности - старшему.

2. Нельзя критиковать или давать оценку действиям коллеги в присутствии больного. Замечания коллегам необходимо делать при необходимости с глазу на глаз, не подрывая их авторитета.

3. Медицинский работник в своей работе не должен замыкаться в себе, обсуждение вызывающих затруднения у лечащего врача или медицинской сестры случаев следует производить коллегиально. Медицинский работник должен не гнушаться любым советом, будь то от старшего или младшего. Однако никогда не стоит говорить больному о том, что этот консультант плох, если он не соглашается с вашим диагнозом. Если при совместном с коллегами обследовании возникли разногласия - обсудить их необходимо без присутствия пациента, а потом, на основании истины, достигнутой в споре, необходимо сообщить общее мнение больному именно так: «Мы обсудили и решили...». Если во время манипуляции медицинский работник сталкивается с непредвиденной ситуацией, техническими сложностями, аномалией развития, то он должен советоваться, вызвать старшего коллегу, при необходимости попросить его участие в дальнейшем ходе действий.

4. Взаимоотношения врачей со средним и младшим медицинским персоналом должно быть демократичным - они знают и слышат все. Необходимо привлечь их на свою сторону в плане сохранения врачебной тайны - не сообщать ни больному, ни родственникам об имеющемся заболевании или патологии, применяемых методах лечения и др. Воспитайте у них правильный ответ на все вопросы: «Я ничего не знаю, спросите у лечащего врача». Тем более все эти вопросы не должны громогласно обсуждаться и выдаваться кому бы то не было.

Взаимоотношения медицинского работника и общества

Общий статус медицинского работника, особенность выполняемой им работы, требует высокой культуры и интеллигентности. Высокая культура медицинского работника неразрывно связано с чистотой его нравственного облика. Не будет хорошим врачом тот, кто не является хорошим человеком, человеком, который благожелательно относится к окружающим людям, понимает их горести и радости, в случаи нужды с готовностью помогает им словом и делом.

Врачебная тайна

К деонтологическим вопросам ухода за больными можно отнести и необходимость со­хранения врачебной тайны. Медицинские работники не имеют права разглашать сведения о боль­ном глубоко личного, интимного характера. Однако это требование не относится к ситуациям, представляющим опасность для других людей: венерические заболевания, инфекционные, инфи­цирование вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), отравления и др. В этих случаях медицинские работ­ники обязаны немедленно информировать соответствующие организации о полученных сведени­ях. С целью проведения санитарно-эпидемиологических мероприятий в очаге при выявлении ин­фекционного заболевания, пищевого отравления или педикулёза медицинская сестра в течение 12 ч с момента установления диагноза обязана информировать санитарно-эпидемиологическую стан­цию по телефону и одновременно направить туда заполненный бланк экстренного извещения.

Loading...Loading...