Тараканище краткое содержание для читательского. Энциклопедия сказочных героев: Чуковский К. "Тараканище". Мысль #5. Меньше слов и больше дела

Сказка Тараканище – эпатажное стихотворение детского писателя. Яркие необычные картины, сменяя одна другую, поражают воображение маленького слушателя и вызывают у него много эмоций. Рекомендуем для онлайн прочтения с детьми.

Сказка Тараканище читать

Веселье зверей и птиц нарушило усатое чудовище. Тараканище запугало всех и стало повелителем лесов и полей. В панике зверушки разбегаются, птички разлетаются. А злодей еще больше наглеет. Требует детушек приносить ему на съедение. Пока все дрожали от страха, прилетел Воробей. Он не знал, что таракана все боятся, взял да и клюнул его. Читать сказку онлайн можно на нашем сайте.

Анализ сказки Тараканище

Сказка по сюжету напоминает фольклорные сказки о борьбе животных со злом. Тараканище – зло, уверовавшее в свою безнаказанность. Воробей – герой-спаситель. Звери – глупцы, от страха потерявшие способность противостоять безнаказанности и наглости «чудовища». На фоне животных-трусов Воробей выступает супер-героем, победившим зло в образе наглого насекомого. Комизм в том, что одолел он вражину-таракана непреднамеренно. Чему учит сказка Тараканище? Не поддаваться панике, объективно оценивать опасность, противостоять злу.

Мораль сказки Тараканище

Главную мысль сказки Тараканище можно сформулировать с помощью меткой поговорки «Трус и таракана примет за великана». Часто в экстремальных ситуациях люди паникуют, становятся рабами своего страха вместо того, чтобы «включить мозги» для решения проблемы.

Название произведения: "Тараканище".

Число страниц: 9.

Жанр произведения: сказка в стихах.

Главные герои: Тараканище, Раки, Гиппопотам, Кенгуру, Воробей, звери.

Характеристика главных героев:

Таракан - злой и страшный.

Его боялись все звери вокруг.

Считал себя самым могучим.

Воробей - смелый и отважный.

Открыл зверям глаза.

Съел злого таракана.

Звери - трусливые и боязливые.

Придумали, что таракан - страшное чудище.

Глупые и наивные.

Краткое содержание сказки "Тараканище" для читательского дневника

Однажды лесные звери испугались странного чудища.

На них шел страшный Таракан.

Звери так его испугались, что разбежались все по канавам и норкам.

Тут Гиппопотам решил, что тот, кто победит злого и страшного Тараканище получит самые лучшие вознаграждения.

Сперва крокодилы и киты вызвались прогнать Таракана, но сами испугались его и убежали.

Затем Гиппопотам стал звать быков и носорогов, только звери тоже боялись выходить, чтоб Таракан не повредил их кожу.

Так Тараканище стал непобедимым.

Он хотел, чтоб лесные звери принесли ему своих детей и он бы их съел.

Испугались животные и стали плакать - никто не хотел своих детей на гибель отводить.

Но тут появилась Кенгуру и пристыдила зверей.

Ведь Таракан был мелким, а звери огромные и зубастые.

Но лесные жители не хотели ее слушать, а только кричали, чтоб и она пряталась от злодея.

Вдруг прилетел Воробей и склевал Таракана.

Так злодея удалось победить.

Все животные обрадовались и стали восхвалять Воробья.

А слон так отплясывал на радостях, что свалил луну с неба.

План пересказа произведения "Тараканище" К. Чуковского

1. Лесные звери катаются на велосипедах и радуются.

2. Появление страшного Тараканище.

3. Таракан хочет проглотить зверей.

4. Раки пятятся назад.

5. Гиппопотам просит зверей прогнать Таракана.

6. Крокодилы и киты бросаются в бой, но сдаются.

7. Носороги и быки бояться шкуру повредить.

8. Таракан - повелитель зверей.

9. Таракан просит принести детей ему на ужин.

10. Кенгуру смеется над великаном.

11. Воробей клюет Таракана.

12. Звериная семья прославляет Воробья.

Детский рисунок-иллюстрация сказка "Тараканище"

Главная мысль стихотворения "Тараканище" К. Чуковского

Главную мысль сказки можно охарактеризовать пословицей "У страха глаза велики".

Звери так испугались важного вида Таракана, что даже не заметили, какой он маленький и бесстрашный против них.

Чему учит сказка "Тараканище" К. Чуковского

Сказка учит нас тому, что не стоит бояться, а нужно смело преодолевать все свои страхи.

Сказка учит тому, что не стоит верить мнению других, а лично разбираться в сложившейся ситуации.

Сказка учит нас быть бесстрашными, смелыми и сообразительными.

Краткий отзыв о сказке "Тараканище" для читательского дневника

Сказка "Тараканище" - забавное и поучительное произведение.

Лесные жители спокойно жили и радовались, пока не появилось странное и страшное чудище - Таракан.

Он так запугал всех зверей, что никто не решался дать ему отпор.

Поэтому Тараканище и стал повелителем всех животных.

Я считаю, что животные приняли Таракана за страшного злодея из-за того, что раньше его никогда не видели.

Для меня настоящими героями стали Кенгуру и Воробей.

Только они высмеяли Таракана и победили его.

Отрывок или эпизод, поразивший тебя больше всего:

И вскричал Гиппопотам: «Что за стыд, что за срам!

Эй, быки и носороги,

Выходите из берлоги

Поднимите-ка!»

Но быки и носороги

Отвечают из берлоги:

«Мы врага бы

На рога бы,

Только шкура дорога,

И рога нынче тоже не дёшевы»."

Какие пословицы подходят к сказке "Тараканище" К. Чуковского

"Не так страшен черт, как его малюют".

"У страха глаза велики".

"От страха глаза лезут".

"Где страх, там и стыд".

"Трус и таракана принимает за великана".

Неизвестные слова и их значения

Усач - рыба с длинными усами.

Стрекач - стремительно убегать.

Наутек - бегство.

Щеголиха - большая и богатая.

Кубарем - быстро скатиться.

Мультфильм для БОГАТОГО ребенка о победителях и неудачниках. «Тараканище» по мотивам сказки К.Чуковского.

Как воспитать ребенка лидером?

На днях читала своему старшему сыну сказку Корнея Чуковского «Тараканище». И сделала для себя открытие! Это же целая кладезь знаний для успешного ребенка! Следование секретам успеха, которые открывает для нас автор, поможет воспитать ребенка лидером.

Здесь можно уловить все! И элементы психологии. И рекламные фишки. И элементы управления. Как привычки серого большинства, так и привычки настоящих лидеров.

В общем, по уже сложившейся традиции предлагаю посмотреть мультфильм «Тараканище». Все-таки дети их любят больше. По крайней мере, мои.

А потом я предложу несколько своих мыслей, которые помогут Вашему ребенку не упустить ценный посыл Корнея Чуковского.

Итак, приятного просмотра!

Если у Вас не открывается видео, Вы всегда можете купить красочную книгу Корнея Чуковского «Тараканище».

А теперь поехали разбирать полученные знания.

Мысль #1. Воспитывайте в ребенке настоящего лидера с детства!

Есть люди - ведомые, а есть люди - ведущие. Первыми всегда руководят вторые. По-другому не бывает.

Правда, свои лидерские качества все используют по-разному. Кто-то в благородных целях, как воробей. А кто-то в своих собственных властных и корыстных интересах, как таракан.

Мысль #2. Войско баранов, возглавляемое львом всегда одержит победу над войском львов, возглавляемых бараном.

Уж не знаю, к сожалению или к счастью, но лидеры всегда в меньшинстве!

Сколько было зверей, которые боялись таракана? И сколько из них победило врага?

Мысль #3. Чтобы захватить власть, достаточно внушить страх с целью управления сознанием и поведением большинства.

Таракан оказался «черным» лидером. И использовал свои лидерские качества против большинства зверей. И внушил всем через страх идею о своем превосходстве.

«Он рычит, и кричит,

И усами шевелит:

«Погодите, не спешите,

Я вас мигом проглочу!

Проглочу, проглочу, не помилую».

Хотя, конечно, любой из зверей смог бы его раздавить в два счета.

Вы действительно считаете, что «Доширак» - это полезный завтрак, богатый витаминами?

Те, кто знаком с психологией, знают этот же секрет. Если человеку постоянно твердить, что он дурак, то человек в это поверит. Ну или в лучшем случае, начнет в себе сомневаться. И наоборот, если ребенка хвалить постоянно , то его шансы стать успешным увеличатся в разы!

Те, кто знаком с пиаром, тоже знают подобный секрет. Если человека постоянно представлять публично, например, как эксперта №1 в какой-то области, то большинство его именно так воспринимать и будет. Хотя эти заявления не всегда соответствуют действительности. Здесь примеры приводить не буду. Уверена, каждый это сможет сделать сам.

Мысль #4. Бери и делай! Ведь никто не запрещал!

В продолжение предыдущей мысли. Любой из зверей смог бы раздавить таракана.

Так почему же никто не смог победить мелкую букашку?

Кем-то овладел СТРАХ. - Волки, крокодил, слониха…

«Волки от испуга

Скушали друг друга.

Бедный крокодил

Жабу проглотил.

А слониха, вся дрожа,

Так и села на ежа».

Кто-то ТОЛЬКО НА СЛОВАХ оказался героем. - Раки-забияки.

«Не кричи и не рычи,

Мы и сами усачи,

Можем мы и сами

Кто-то попытался ПЕРЕЛОЖИТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ на другого. - Гиппопотам, попытавшийся откупиться подарками.

«Кто злодея не боится

И с чудовищем сразиться,

Я тому богатырю

Двух лягушек подарю

И еловую шишку пожалую!»

Кто-то ринулся в бой, но при виде первой же мнимой угрозы тараканьих усов ЗАСОМНЕВАЛСЯ в своем преимуществе.

«Не боимся мы его,

Великана твоего:

Мы зубами,

Мы клыками,

Мы копытами его!»

И веселою гурьбой

Звери кинулися в бой.

Но, увидев усача

(Ай-ай-ай!),

Звери дали стрекоча

(Ай-ай-ай!).

По лесам, по полям разбежалися:

Тараканьих усов испугалися».

Были и такие, кто боялся ПОТЕРЯТЬ свои единственные сбережения.

«Мы врага бы

На рога бы,

Только шкура дорога,

И рога нынче тоже не дешевы».

А кто-то вообще сдался и сбежал. - Обезьяны, акула, каракатица.

«А лихие обезьяны

Подхватили чемоданы

И скорее со всех ног

И акула увильнула,

Только хвостиком махнула.

А за нею каракатица

Так и пятится, так и пятится».

Лучше ведь ЖАЛОВАТЬСЯ на трудности и НИЧЕГО НЕ ДЕЛАТЬ для того, чтобы что-то изменить!

«И сидят и дрожат под кусточками,

За болотными прячутся кочками.

Крокодилы в крапиву забилися,

И в канаве слоны схоронилися.

Только и слышно, как зубы стучат,

Только и видно, как уши дрожат».

Лучше ведь ПОНЫТЬ, чтобы тебя все пожалели.

«Бедные, бедные звери!

Воют, рыдают, ревут!

В каждой берлоге

И в каждой пещере

Злого обжору клянут».

Легче ведь СМИРИТЬСЯ с трудностями, чем их преодолеть.

«Плачут они, убиваются,

С малышами навеки прощаются».

Поддаваться страху. Болтать и не делать того, что говоришь. Сомневаться. Бояться рискнуть. Бояться потерять то, что уже есть. Ныть. Лениться. Сдаваться. Смириться с тем, что так надоело.

Это все те качества, которые присущи любому неудачнику, серому человеку из толпы. И это именно те качества, от которых избавляются успешные люди для того, чтобы вырваться из серой массы большинства.

Мысль #5. Меньше слов и больше дела.

А еще есть люди, которые ОСОЗНАЛИ то положение, в котором находятся. Но кроме того, чтобы об этом всем говорить. Кроме того, чтобы неосознанно возносить себя до небес над остальными. Больше ничего не делают.

Подобно тем людям, которые изучают целую кучу книг и гонятся за новыми и новыми знаниями. Но почему-то ничего из них не применяют.

«Но однажды поутру

Прискакала кенгуру.

Увидала усача,

Закричала сгоряча:

«Разве это великан?

(Ха-ха-ха!)

Это просто таракан!

(Ха-ха-ха!)

Таракан, таракан, таракашечка,

Жидконогая козявочка-букашечка.

И не стыдно вам?

Не обидно вам?

Вы - зубастые,

Вы - клыкастые,

А малявочке поклонилися,

А козявочке покорилися!»

Мысль #6. Формируйте собственное сильное окружение.

Окружение - очень мощная сила. Вот представьте себе обычную ситуацию. Вы долгое время общались со своими друзьями. Вы постоянно выслушивали их жалобы. Вы постоянно слушали, как все плохо, какие злые начальники заставляют РАБотать и не хотят платить достойно. Вы постоянно варились в слабом окружении среди тех людей, которые считают невозможным изменить свою жизнь лучшему. Среди тех людей, которые постоянно ждут чего-то от кого-то, но сами боятся взять на себя ответственность. В общем, Вы меня поняли.

И вдруг Вы решили вырваться из этого окружения и все-таки изменить свою жизнь к лучшему. Что же произошло?

«Испугались бегемоты,

Зашептали: «Что ты, что ты!

Уходи-ка ты отсюда!

Как бы не было нам худа!»

Правильно! Окружение начинает тебя отговаривать, передает тебе свои страхи и сомнения, смеется над тобой и не собирается поддерживать!

Как справиться с этим? Очень просто! Сводите к минимуму общение со старым окружением и формируйте новое. Формируйте то окружение, которое будет Вас ПОДДЕРЖИВАТЬ и РАДОВАТЬСЯ Вашим успехам!

Мысль #7. Настоящие победители действуют быстро и наверняка.

«Только вдруг из-за кусточка,

Из-за синего лесочка,

Из далеких из полей

Прилетает воробей.

Прыг да прыг

Да чик-чирик,

Чики-рики-чик-чирик!

Взял и клюнул Таракана -

Вот и нету великана».

Настоящие победители приходят ВНЕЗАПНО, действую БЫСТРО! Это, кстати, один из основных секретов успеха!

Это были мои личные мысли. Но это явно не все, что может уловить Ваш успешный ребенок из мультфильма «Тараканище»! Так что не стесняйтесь и оставляйте мысли (свои и Вашего успешного ребенка) прямо в комментариях ниже!

P.S. Мои малыши растут и развиваются рядом со мной, потому что я уже давно не работаю по найму. Как я смогла себе это позволить? Как я научилась зарабатывать в декретном отпуске и уволилась с наемной работы по его окончании? Как я зарабатываю сейчас? И как Вы можете создать подобный источник дохода для себя? Смотрите здесь и здесь.

Прочитайте еще! И не забудьте ПРИМЕНИТЬ!;)




Твитнуть

К записи "Корней Чуковский. «Тараканище». Мультфильм для успешного ребенка о победителях и неудачниках." оставлено 22 коммент.

    Римма, классная статья!

    Мы с сыном в свое время также прочитывали «Тараканище» много-много раз. Но сегодня я взглянула на произведение с другой стороны. Очень хороший анализ у тебя получился.

    Спасибо за статью!

    Да да! Тоже заметил — все эти сказки это просто кладезь знаний. Но вот ведь в чем загвоздка — все это я понимаю только сейчас. А когда слышал все это в детстве — абсолютно ничего не понимал.

    Как тут быть? Растолковывать эти вещи еще более простым языком. Или через серию вопросов выводить ребенка на понимание этих вещей? Или фиг с ним, и так в подсознании у ребенка отложутся алгоритмы поведения?

    • Alex, Вы сами ответили на свой вопрос. :)

      Выводить через серию вопросов! Детям нельзя давать готовые ответы! Они должны сами научиться правильно мыслить. А помогут им в этом ПРАВИЛЬНЫЕ вопросы. ;)

    Здравствуйте, Римма! Очень удачно, хоть и случайно, я к вам попала. Очень хочу, чтобы мои внуки стали свободными и богатыми людьми. Маленький шажок мы сделали, создав недавно свой сайт. Рада знакомству, прочтем вместе все от корки до корки, так что принимайте нас в свои друзья. Дружить умеем! Пока делаю закладочку и жду в гости!

  1. Спасибо К.Чуковскому и спасибо Римме!!! Вы увидели и поделились с нами
    За что вам респект и вуажуха!
    Спасибо. С ув. Т.С
  2. Не всё так просто!

    Вы забыли упомянуть про третью категорию людей-наблюдателей.
    Это не ведомые (они для этого слишком самодостаточны) и не ведущие (им не нужна слава вождя с его пожизненной ответственностью за ведомых).

    Они смотрят на мир, как на театральное представление, не афишируя своё отношение к действу на сцене (в отличие от ведомых, провоцируемых СМИ на активное обсуждение действий Вождя, для получения им обратной связи от ведомых толпарей).

    Именно им чаще открывается истина, смысл бытия (со стороны виднее).
    ***
    Одиночество — это их плата за познание этой истины…

    Римма, спасибо огромное! Очень понравилось! Рассмотреть в таком контексте известные строки, открыть для себя свои ошибки и исправить их! Браво!

    Римма, здравствуйте.

    Вы большая умница. Сейчас так важно осознать ценности жизни. У Вас это здорово задумано. С детства — супер!

    Взрослые этого зачастую не понимают. Проспали всю жизнь. И ничего не имеют кроме недовольства жизнью и только одни претензии.

    Ваши материалы очень помогут тем, кто ещё не разучился думать. Спасибо Вам за информацию к размышлению.

    О себе: работаю в школе. Очень люблю вместе с детьми докапываться до замысла автора. Очень благодарна за идеи мультфильма.

    С уважением,Татьяна.

    • Татьяна, здравствуйте! :)
      Благодарю за обратную связь и очень ценю.

      Если мои мысли хоть чем-то помогут Вам в педагогической деятельности, буду безумно счастлива.
      Для меня это значит одно: я не зря вкладываю свои время, деньги и силы в развитие и поддержание проекта «Новые Богатые с детства».

Л.-М., Радуга, 1923. 16 с. с ил. Тираж 7000 экз. В издательской хромолитографированной обложке. 28,2х22 см. Редчайшее первое издание!

Кто не помнит легендарные строки:

Ехали медведи

На велосипеде.

А за ними кот

Задом наперёд.

А за ним комарики

На воздушном шарике.

А за ними раки

На хромой собаке.

Волки на кобыле.

Львы в автомобиле.

Зайчики

В трамвайчике.

Жаба на метле...

Едут и смеются,

Пряники жуют.

Вдруг из подворотни

Страшный великан,

Рыжий и усатый

Та-ра-кан!

Таракан, Таракан, Тараканище!

Он рычит, и кричит,

И усами шевелит:

«Погодите, не спешите,

Я вас мигом проглочу!

Проглочу, проглочу, не помилую»

Звери задрожали,

В обморок упали.

Волки от испуга

Скушали друг друга.

Бедный крокодил

Жабу проглотил.

А слониха, вся дрожа,

Так и села на ежа.

«Тараканище» – сказка для детей Корнея Ивановича Чуковского. Рассказывает о том, как все звери боялись таракана, совершенно по непонятным причинам. Он казался им огромным, усатым и ну очень страшным. Однажды прилетел в те места воробей, раз и скушал таракана. То-то радости было у зверей...

Всякий раз, когда Чуковский, кажется, окончательно уничтожен, раздавлен, растерт сапогом и выброшен на свалку истории, он находит в себе силы подняться и сесть за письменный стол. И непоседливая Чуковская муза – то ли сжалившись, то ли снизойдя, то ли просто набегавшись и наигравшись в мячик где-то за радугой, – является, и происходит чудо, которое на языке литераторов обозначается скромным словом «пишется». Полубольной, полуголодный К. И. летом 1922 года сидит в Ольгине – и ему пишется: «Целый день в мозгу стучат рифмы. Сегодня сидел весь день с 8 часов утра до половины 8-го вечера – и казалось, что писал вдохновенно, но сейчас ночью зачеркнул почти все. Однако, в общем, „Тараканище“ сильно подвинулся». Дальше будут разочарования, как обычно: «„Тараканище“ мне разнравился. Совсем. Кажется деревянной и мертвой чепухой – и потому я хочу приняться за „язык“». И снова кропотливая работа над каждой фразой. Окончательный вариант «Тараканища» – это пять страничек текста. Работал над ними Чуковский очень долго, сочиняя (и затем отвергая) множество вариантов – вроде бы хороших и крепких, – но ненужных: «Облапошу, укокошу, задушу и сокрушу», «а за ними лани на аэроплане», «а за ними шимпанзе на козе», «а за ним тюлени на гнилом полене, а за ними – тарантас, в тарантасе – дикобраз. А за ними на теленке две болонки-амазонки поскакали вперегонки: берегись…», «бедные слоны сделали в штаны» (это, похоже, должно было следовать за «волки от испуга скушали друг друга»). «Испугался таракан и забрался под диван – я шутил, я шутил, вы не поняли». Последний вариант искренне жаль. Были варианты непроходные и совсем по другой причине:

А кузнечики газетчики

Поскакали по полям,

Закричали журавлям,

Что у них в Тараканихе весело,

Не житье у них нынче, а масленица,

Что с утра и до утра

И в каждом овраге

Флаги…

(Помните – «делайте веселые лица»?)

Отвечает чиж:

Еду я в Париж.

И сказал ягуар:

Я теперь комиссар,

Комиссар, комиссар, комиссарище.

И прошу подчиняться, товарищи.

Становитесь, товарищи, в очередь.

Начинался «Тараканище» в 1921 году с литературных игр в Студии, о чем подробно рассказала в воспоминаниях Елизавета Полонская. Автор, спрятавшийся за псевдонимом «М. Цокотуха», так передает в «Ех Libris-НГ» историю появления «Тараканища»: «Просматривая недоразобранный архив Корнея Чуковского, сотрудница музея писателя обнаружила среди присланных ему на просмотр рукописей 20-страничный рассказ из жизни дореволюционной деревни (с попом-ретроградом и понятливым мужиком, которому палец в рот не клади), подписанный „Н. С. Катков“. Имя это в современных энциклопедиях отыскать не удалось. Автор довольно скучно и монотонно повторял истины, „давно уж ведомые всем“ „прогрессивно настроенным“ либеральным читателям начала века… На одной стороне рукописи обнаружилась карандашная запись, сделанная Чуковским: „У Н. С. – второй день милиционеры. Никого не впускают и не выпускают“. А дальше следовало то, что мог написать только Чуковский: „А ведь в доме маленькие дети…“ Переворачиваем рукопись – и на обороте, у правого поля, находим вписанный мелким, четким почерком Чуковского студийный экспромт: „Ехали медведи… пряники жуют“, которым теперь начинается „Тараканище“, а дальше, „неожиданно для себя самого“, размашисто и неровно, как всякий черновик, Чуковский записывает: „А за ними великан / Страшный и ужасный / Таракан / С длинными усами / Страшными глазами / Подождите / Не спешите / Усы длинные / Двухаршинные / Захочу / Проглочу“. А внутри карандашного наброска – формула, прямое средоточие перекрещивающихся лучей, оглушительное „Красный таракан“!» Генезис «Тараканища» – длинная история, заслуживающая отдельного рассмотрения. Любой мало-мальски начитанный человек моментально установит интертекстуальные связи между героем Чуковского и многочисленными тараканами русской литературы, непременно сделав акцент на творчестве капитана Лебядкина (вот-вот, и «Крокодил» тоже отсылка к Достоевскому!). Можно и у Чуковского в дневниках и статьях найти немало тараканов («Лучше маленькая рыбка, чем большой таракан» и т. п.), можно обсудить образ таракана в русской литературе и даже посвятить ему отдельное исследование, но эти игры мы оставим тем, кому они интересны. «Тараканище» вызывало и продолжает вызывать у читателей исследовательские устремления совершенно другого плана: эту сказку – более чем какое бы то ни было произведение детской литературы – принято трактовать как политическую сатиру. О давней традиции искать в невинных сказках злободневную подкладку мы уже говорили выше, в главе «Интеллигенция и революция», и поговорим ниже – там, где речь пойдет о борьбе с «чуковщиной». Кто и когда впервые обнаружил сходство Сталина с Тараканищем – неизвестно. Сразу несколько литературоведов, не сговариваясь, указывают на тождество «тараканьих усищ» у мандельштамовского Сталина и «тараканьих усов» у героя сказки. К моменту развенчания культа личности миф об антисталинизме сказки Чуковского уже цвел махровым цветом, о чем есть запись в дневнике К. И. (Казакевич доказывает ему, что Тараканище – это Сталин, а Чуковский отпирается). Елена Цезаревна Чуковская даже посвятила этому мифу статью «Тень будущего», где писала: «Вряд ли в те годы Чуковский, далекий от партийных дел, даже слышал о Сталине, чье имя начало громко звучать лишь после смерти Ленина и загрохотало в сознании каждого в конце 20-х годов. „Таракан“ – такой же Сталин, как и любой другой диктатор в мире… Очевидно, будущее бросает тень на настоящее. И искусство умеет проявить эту тень раньше, чем появится тот, кто ее отбрасывает». Сталин стал Генеральным секретарем ЦК РКП(б) совсем незадолго до выхода «Тараканища» в свет – 3 апреля 1922 года – и действительно довольно долго оставался в тени. Воистину талант умеет уловить тончайшие колебания атмосферы, а потому способен предсказывать и прогнозировать; это не первый и не последний случай подобного предвидения у Чуковского. Кстати, даже атмосфера ужаса и террора в «Тараканище» передана превосходно:

«И сидят и дрожат под кусточками

За болотными прячутся кочками

Крокодилы в крапиву забилися

Ив канаве слоны схоронилися.

Только и слышно, как зубы стучат,

Только и видно, как уши дрожат».

Есть в сказке и приметы послереволюционных лет:

«А лихие обезьяны

Подхватили чемоданы

И скорее со всех ног

Наутек…»

«У меня к нему Троцкому отвращение физиологическое, – писал Чуковский позже в дневнике. – Замечательно, что и у него ко мне – то же самое: в своих статейках „Революция и литература“ он ругает меня с тем же самым презрением, какое я испытываю к нему».

Кондаков замечает, что Троцкий «прямо глумится над критиком»:

«Но так как корнями своими Чуковский все же целиком в прошлом, а это прошлое, в свою очередь, держалось на мохом и суеверием обросшем мужике, то Чуковский и ставит между собой и революцией старого заиконного национального таракана в качестве примиряющего начала. Стыд и срам! Срам и стыд! Учились по книжкам (на шее у того же мужика), упражнялись в журналах, переживали разные „эпохи“, создавали „направления“, а когда всерьез пришла революция, то убежище для национального духа открыли в самом темном тараканьем углу мужицкой избы».

Кондаков видит в сказках К. И. скрытые выпады против Троцкого: «В том же 1923 году Чуковский ответил всесильному Троцкому двумя „сказочками для детей“ – „Мойдодыром“ и „Тараканищем“. В первой из них словами:

„А нечистым

Трубочистам –

Стыд и срам!

Стыд и срам!“

(почти буквально повторяя укоризны Троцкого) проповедует „чистоту“ страшилище Мойдодыр, в самом имени которого заключено гротескное приказание „мыть“ нечто „до дыр“, т. е. до уничтожения, порчи того предмета, который моют. Не каждый читатель, понятно, догадывался, что речь идет об „идеологической чистоте“ и, соответственно, о партийно-политических чистках в литературе и культуре в целом; тем более немногие могли прочесть весьма изощренный интертекст Чуковского». Версия чрезвычайно соблазнительная. На совпадение «стыд-и-срама» обратил внимание и Борис Парамонов, да и кто бы не обратил? Впрочем, интертекстуальные изыскания совсем не обязательно выводят к истине, хотя и помогают строить очень красивые гипотезы. Парамонов упоминает также, «что „Мойдодыр“, по новейшим исследованиям, – сатира на Маяковского, с которым у Чуковского тоже были достаточно сложные отношения…». И. В. Кондаков предполагает, что Мойдодыр – это карикатурный портрет Троцкого, умывальников начальника и мочалок командира: стоит ему топнуть ногой, как на несчастного грязнулю-писателя налетят, и залают, и завоют, и ногами застучат… «Политических „умывальников“, лаявших и вывших после малейшего сигнала со стороны большевистских „начальников“, было полно во всех редакциях и издательствах Петрограда, с которыми, увы, имел дело „нечистый“ литератор Чуковский, – говорит далее этот исследователь. – Целая свора остервеневших псов. И везде писателя встречали с поучениями в виде самых пошлых прописей, наподобие простейшей морали:

„Надо, надо умываться

По утрам и вечерам…“

или

„умываются мышата,

и котята, и утята, и жучки, и паучки“».

Все справедливо, все красиво, всякое лыко ложится в строку. Вот только «пошлые прописи» об умывающихся мышатах сам Чуковский упоминал (в письме Шкловскому, 1938 год) в числе своих самых ласковых и трогательных строк, говоря о том, что в его книгах– не только юмор, а есть и доброта, и человечность, и нежность… Вот только Мойдодыр, изображенный Анненковым, имеет портретное сходство не с Маяковским и не с Троцким, а с самим Корнеем Ивановичем (на что давным-давно указал Владимир Глоцер) – и наверняка с ведома автора; известно, как требователен Чуковский был к иллюстрациям… Вот только и «Мойдодыр», и «Тараканище» вышли куда раньше, чем книжка Троцкого… Правда, что было раньше, а что потом, установить трудно: «Литература и революция» – 1923 год, а сказки – декабрь 1922-го, зато статьи Троцкого в «Правде» – осень 1922-го, но зато «Тараканище» задумано в 1921-м… Да и надо ли устанавливать, кто первый сказал «э»… И есть ли здесь действительно диалог сказочника с наркомом, и принимать ли на веру остроумную гипотезу о Троцком-Мойдодыре – каждый волен решать сам. Нам остается вслед за Умберто Эко напомнить, что произведение порождает множество интерпретаций, за которые его создатель никак не отвечает. Чуковский об истории создания «Тараканища» рассказывает совсем просто (в предисловии к сборнику 1961 года): "Как-то в 1921 году, когда я жил (и голодал) в Ленинграде, известный историк П. Е. Щеголев предложил мне написать для журнала «Былое» статью о некрасовской сатире «Современники». Я увлекся этой интереснейшей темой… и принялся за изучение той эпохи, когда создавалась сатира. Писал я целые дни с упоением, и вдруг ни с того, ни с сего на меня «накатили стихи»… и пошло, и пошло… На полях своей научной статьи я писал, так сказать, контрабандой:

Вот и стал таракан победителем,

И лесов и полей повелителем.

Покорилися звери усатому,

(Чтоб ему провалиться, проклятому!)".

История создания «Мойдодыра» почти неизвестна. Разве что сам Чуковский в «Признаниях старого сказочника» рассказал о том, как долго работал над каждой строчкой, как вычеркивал вялые и беспомощные двустишия, как долго добивался хорошего звучания. «На днях я перелистал свои старые рукописи и, вчитываясь в них, убедился, что максимально четкая фразеология сказки получалась у меня лишь после того, как я сочинял предварительно такое множество слабых стихов, что хватило бы на несколько сказок, – признавался он. – После того как в моих тетрадях скапливались сотни разнокалиберных строк, предстояло отобрать пятьдесят или сорок наиболее соответствующих стилю и замыслу сказки. Между ними происходила, так сказать, борьба за существование, причем выживали сильнейшие, а прочие бесславно погибали». А что же вдохновение? Действительно, необыкновенная радость и творческий азарт, и удивительное состояние «пишется», когда все получается как надо, – это было знакомо Чуковскому и, пожалуй, выручало его в самые скверные минуты, придавая веры в себя, свою правоту, свое предназначение. «Но в большинстве случаев тот радостный нервный подъем, при котором пишется необыкновенно легко, словно под чью-то диктовку, длился у меня не так долго – чаще всего десять-пятнадцать минут, – делился он самонаблюдениями. – В течение этих коротких мгновений удавалось занести на бумагу лишь малую долю стихотворного текста, после чего начинались бесконечные поиски определительной, ясной образности, чеканной синтаксической структуры и наиболее сильной динамики». Словом, труд, труд и труд – версификаторский и редакторский. Эта сказка вышла с подзаголовком «Кинематограф для детей» (под кинематографом понимались быстро сменяющие друг друга эпизоды; вспомним «кинематограф» Левы Лунца в Студии – стремительные смешные сценки). Посвящение было такое: «Мурке, чтобы умывалась. К. Чуковский. – Ирушке и Дымку – чтобы зубы чистили. Ю. Анненков». «Тараканище» проиллюстрировал Сергей Чехонин. Обе сказки вышли одновременно, перед самым новым, 1923 годом, в издательстве «Радуга» Льва Клячко. Критики сосредоточились на обстреле «Мойдодыра», которому в вину ставили и неуважение к трубочистам, и отношение к детям как к идиотам, и крамольное в эпоху антирелигиозной пропаганды восклицание «Боже, боже, что случилось?» (в конце концов Чуковский вынужден был заменить его на «Что такое, что случилось», пожертвовав внутренней рифмой к следующей строке «отчего же все кругом…»). К «Тараканищу», куда более неблагонадежному с нашей точки зрения, практически никаких претензий не предъявлялось. Можно заметить, насколько часто и сознательно Чуковский пользуется в сказке дактилическими окончаниями, о которых в это время много думал и писал применительно к творчеству Некрасова. «Тараканище» изобилует ими: «Таракан, Таракан, Тараканище», «Проглочу, проглочу, не помилую», «И назад еще дальше попятились…», «Комарики – на шарике», «кусточками – кочками», «забилися – схоронилися», «победителем – повелителем»… Мысли Чуковского о дактилических рифмах наиболее полно сформулированы в книге «Некрасов как художник», которая увидела свет немного раньше «Тараканища». «Вообще дактилические окончания слов и стихов являются одной из главнейших особенностей нашей простонародной поэзии, ибо по крайней мере 90 % всех наших народных песен, причитаний, былин имеют именно такое окончание», – пишет Чуковский. Замечает он и то, что «эти окончания в русской речи дают впечатление изматывающего душу нытья». Нытье – это прежде всего, конечно, о плачах, причитаниях и родственной им лирике Некрасова; но и в «Тараканище» дактилическими рифмами снабжены прежде всего стихи в сценах страха и ужаса. Наблюдения К. И. над детской речью (издательство «Полярная звезда» собиралось выпустить их в 1922 году отдельной книгой «О детском языке» – она анонсирована в «Оскаре Уайльде», но так и не вышла) выливаются в стремительный вихрь хореев в «Мойдодыре», теоретические открытия в области метрики народной поэзии находят практическое применение в «Тараканище», биографические некрасовские штудии перекликаются с собственной бедой. Все, что Чуковский пишет, всегда взаимосвязано и вписано в широкий культурный контекст, нигде он не ограничивается руслом узкоспециальной темы. Потому он так легко переходит от одного занятия к другому; потому ему удается заметить то, чего не видят другие, – и пропустить через себя, изложить взволнованно, вдохновенно и просто. Год этот заложил основу его славы некрасоведа и детского писателя. И тем не менее Чуковский записывал в ночь на 1 января 1923 года: "1922 год был ужасный год для меня, год всевозможных банкротств, провалов, унижений, обид и болезней. Я чувствовал, что черствею, перестаю верить в жизнь, и что единственное мое спасение – труд. И как я работал! Чего я только не делал! С тоскою, почти со слезами писал «Мойдодыра». Побитый – писал «Тараканище». Переделал совершенно, в корень, свои некрасовские книжки, а также «Футуристов», «Уайльда», «Уитмэна». Основал «Современный Запад» – сам своей рукой написал почти всю Хронику 1-го номера, доставал для него газеты, журналы – перевел «Королей и Капусту», перевел Синга – о, сколько энергии, даром истраченной, без цели, без плана! И ни одного друга! Даже просто ни одного доброжелателя! Всюду когти, зубы, клыки, рога! И все же я почему-то люблю 1922 год. Я привязался в этом году к Мурке, меня не так мучили бессонницы, я стал работать с большей легкостью – спасибо старому году!"

Жанр: сказка в стихах

Главные герои сказки "Тараканище" и их характеристика

  1. Таракан. Усатый великан. Злой и кровожадный.
  2. Гиппопотам. Организатор сопротивления.
  3. Кенгуру. Храбрая и насмешливая
  4. Воробей. Невзрачный герой.
План пересказа сказки "Тараканище"
  1. Веселая поездка
  2. Неожиданная преграда
  3. Угрозы таракана
  4. Бегство зверей
  5. Клич бегемота
  6. Разгром звериной армии
  7. Новое требование таракана
  8. Слезы и горе
  9. Насмешки кенгуру
  10. Смерть таракана
  11. Песни и пляски
Кратчайшее содержание сказки "Тараканище" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Звери весело ехали по дороге, как вдруг впереди встал таракан.
  2. Таракан обещал проглотить зверей, и те испугались.
  3. Гиппопотам воззвал к зверям, но все боялись таракана
  4. А таракан стал требовать отдать ему на съедение детей.
  5. Звери прощались с детьми, когда прилетел воробей и съел таракана.
  6. Звери устроили праздник с песнями и плясками.
Главная мысль сказки "Тараканище"
Стыдно многим бояться одного.

Чему учит сказка "Тараканище"
Сказка учит бесстрашию, мужеству, самоотверженности. Учит не бояться пустых угроз, не подчиняться диктаторам, действовать смело, вместе, сообща. Учит тому, что самые страшные злодеи на самом деле трусливы и слабы.

Отзыв на сказку "Тараканище"
Мне понравилась эта сказка, хотя мне самой было стыдно за трусость зверей. Они испугались таракана из-за его усов, хотя любой из них был сто крат больше таракана. И совсем плохо, что звери были готовы отдать таракану своих детей. Стыд им и позор!

Пословицы к сказке "Тараканище"
У страха глаза велики.
У страха глаза что плошки, а не видят ни крошки.
Трусость силу отнимает.
Где страшно вдвоем, туда пошли одного.
Не родом славен богатырь, а подвигом.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Тараканище"
Весело и со смехом ехали разные звери - медведи, кот, комарики, раки, волки, львы, зайчики и жаба.
Вдруг из подворотни вышел огромный усатый таракан, который начал рычать и кричать, угрожая проглотить зверей.
Звери перепугались, попадали в обморок, волки скушали друг друга, а слониха села на ежа. Только раки хотели драться, говоря, что у них тоже есть усы. Но при этом пятились назад.
Гиппопотам предложил награду герою, который сразит таракана. Звери воодушевились и бросились в бой. Но увидев усы таракана, опять перепугались и разбежались по лесам и полям.
Гиппопотам попытался поднять на бой быков и носорогов, но те отказались, говоря, что рога и шкура нынче не дешевы.
Так и сидели звери по углам, дрожа и стуча зубами.
А таракан совсем обнаглел и стал требовать, чтобы звери несли к нему детушек на ужин.
Звери плакали и рыдали, не хотели отдавать своих детей таракану, но прощались с малышами.
Вдруг прискакала кенгуру и стала стыдить зверей, называя таракана козявочкой и букашечкой.
Звери стали шикать на кенгуру и гнать ее прочь.
Но тут из-за леса и полей прилетел воробей, клюнул раз - и нет таракана.
Обрадовались звери, стали хвалить героя, стучать в барабаны и отплясывать. Слониха так разошлась, что даже луна с неба упала, и ее пришлось потом гвоздями приколачивать.

Loading...Loading...