Значение фразеологизма «Валаамова ослица. Значение фразеологизма "валаамова ослица" Валаамская ослица

В алаамова ослица. Что обозначает это выражение. Библия для жизни. Бывает ли в вашей жизни такая ослица?

В алаамова ослица. Перед тем как писать эту статью, я просмотрел в интернете, что пишут по этому поводу. И то, что я прочитал, я понял, что статью нужно писать.

Н аписано очень много ереси и выдумок, по поводу Валаамовой ослицы , а суть такова. (Чис. 22:1-34)

Народ Моавитянский боялись, сынов Израилевых царём Моавитянским был Валак. Царь Валак знал о пророке Божьем Валааме, знал, что кого Валаам, тот благословлён, а кого проклянёт, тот проклят. И захотел царь Валак, что бы Валаам проклял народ Израильский. И послал царь своих старейшин с подарками к Валааму, что бы те известили Валааму царскую волю. Валаам сказал старейшинам, переночуйте здесь ночь и дам вам ответ как скажет мне Господь. И пришел Бог к Валааму, и Валаам поведал о том, зачем в доме его старейшины. Бог запретил проклинать народ Израильский, ибо он благословлён. Валаам передал волю Божью старейшинам, сказал, что Господь не желает, что бы он шел с ними. Старейшины поведали об этом царю, на что тот послал к Валааму уже князей и не согласился Валаам. Царь послал опять князей более знатного рода, и ответил на то Валаам, что не может преступить повеление Господа а в прочем останьтесь на ночь, я узнаю, что ещё скажет мне Господь

Четвёртая книга Моисея « Числа»

20

И пришел Бог к Валааму ночью и сказал ему:
если люди сии пришли звать тебя, встань, пойди с ними;
но только делай то, что Я буду говорить тебе.

21

Валаам встал поутру, оседлал ослицу свою
и пошел с князьями Моавитскими.

22

И воспылал гнев Божий за то, что он пошел,
и стал Ангел Господень на дороге, чтобы воспрепятствовать ему.
Он ехал на ослице своей и с ними двое слуг его.

И увидела ослица Ангела Господня,
стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке,
и своротила ослица с дороги, и пошла на поле;
а Валаам стал бить ослицу,
чтобы возвратить ее на дорогу.

24

И стал Ангел Господень на узкой дороге,
между виноградниками,
где с одной стороны стена и с другой стороны стена.

25

Ослица, увидев Ангела Господня, прижалась к стене
и прижала ногу Валаамову к стене;
и он опять стал бить ее.

26

Ангел Господень опять перешел и стал в тесном месте,
где некуда своротить, ни направо, ни налево.

27

Ослица, увидев Ангела Господня, легла под Валаамом.
И воспылал гнев Валаама, и стал он бить ослицу палкою.

28

И отверз Господь уста ослицы, и она сказала Валааму:
что я тебе сделала, что ты бьешь меня вот уже третий раз?

29

Валаам сказал ослице: за то, что ты поругалась надо мною;
если бы у меня в руке был меч, то я теперь же убил бы тебя.

30

Ослица же сказала Валааму: не я ли твоя ослица,
на которой ты ездил сначала до сего дня?
имела ли я привычку так поступать с тобою?
Он сказал: нет.

31

И открыл Господь глаза Валааму,

и увидел он Ангела Господня

стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке,

и преклонился, и пал на лице свое.

32

И сказал ему Ангел Господень:
за что ты бил ослицу твою вот уже три раза?
Я вышел, чтобы воспрепятствовать [тебе],
потому что путь [твой] не прав предо Мною;

33

и ослица, видев Меня, своротила от Меня вот уже три раза;
если бы она не своротила от Меня,
то Я убил бы тебя, а ее оставил бы живою.

34

И сказал Валаам Ангелу Господню: согрешил я,
ибо не знал, что Ты стоишь против меня на дороге;
итак, если это неприятно в очах Твоих, то я возвращусь.

Э та глава из библии о наших отношениях с Господом о том, как мы бываем, не послушны Богу. Я не знаю, для кого предназначается эта статья, может быть мне самому необходимо об этом ещё раз прочитать. Но я точно знаю, что эта статья является напоминанием для нас. Потому как, печатая эту статью, я очень сильно ощущаю присутствие Духа Святого. Возможно, этого человека уже не удивляет то, что с ним разговаривает ослица человеческим голосом, что бы отвести его от зла. Но нужно задуматься каждому, то ли он делает, угодно ли это Господу, может быть нужно, остановиться, поднять свою голову к небу, и спросить об этом у Бога.Постараться дождаться ответа, услышать. Не дожидаться ангела, и речи ослицы.

Д орогой читатель, если есть желание дополнить, пожалуйста, пишите в комментариях.

Долго скитался народ Израилев по пустыне. И вот израильтяне снова подошли к пределам земли обетованной и расположились лагерем в долине Моав. В этой долине жил народ моавитян. Царю моавитян, Валаку, очень не понравилось, что в его землях появился сильный и многочисленный израильский народ. Валак боялся, что израильтяне нападут на моавитян и изгонят их из обжитых мест.

У Валака было слишком мало войска, чтобы первому напасть на израильтян, и он решил действовать хитростью. Он вспомнил, что в Месопотамии жил великий мудрец и прорицатель по имени Валаам, который мог помочь ему.

Позвав своих приближенных, Валак сказал им:

Ступайте к Валааму и скажите ему, что царь Валак просит его прийти и проклясть израильтян. Может быть, после его проклятия я смогу одолеть этот народ.

Когда послы Валака с богатыми подарками прибыли к Валааму и передали ему просьбу царя, мудрец попросил их подождать его ответа до утра. Ночью же Валааму явился Бог и запретил проклинать народ, который Он благословил. Валаам послушался Бога, и послам пришлось возвратиться к царю ни с чем.

Но Валак так хотел, чтобы Валаам проклял израильтян, что вновь отправил послов в Месопотамию. Придя к Валааму, послы сказали, что если Валаам пойдет с ними и проклянет израильтян, их царь даст ему столько золота и серебра, сколько тот скажет. Валаам сначала отказывался идти с ними, но потом не смог устоять перед соблазном и согласился.

Наутро Валаам оседлал свою ослицу и отправился в путь. Ехал он, ехал, как вдруг, обычно такая послушная, ослица остановилась, как вкопанная. И как ни понукал ее Валаам, ослица не желала двигаться с места.

Валаам был ослеплен жаждой богатства и поэтому не видел того, что видела его ослица, - посреди дороги, прямо перед ними, стоял ангел Господень с обнаженным мечом в руках.

Ослица свернула было с дороги, чтобы обойти ангела, но ангел опять преградил ей путь. Ослица отпрянула в сторону и прижалась к каменной стене, которой был обнесен придорожный виноградник. Сидевший верхом Валаам ушиб ногу о стену и стал еще пуще нахлестывать животное.

В третий раз ослица попыталась обойти ангела, но ангел снова оказался у нее на пути. Тогда она просто легла на землю и не вставала. Валаам был вне себя от бешенства. Он стал жестоко избивать ослицу и вдруг с изумлением услышал, как она заговорила человеческим голосом:

За что ты бьешь меня? Я всегда верно служила тебе. Разве когда-нибудь прежде я отказывалась повиноваться тебе?

И тут Бог раскрыл Валааму глаза, и он увидел, что перед ним стоит ангел Господень. Вид у ангела был очень грозный.

За что ты бьешь ослицу, которая спасла тебе жизнь? Если бы она не остановилась, когда увидела меня, я бы убил тебя, а ее оставил в живых. Теперь можешь продолжать свой путь. Но, придя в Моав, говори только то, что я велю тебе говорить.

Валаам послушался ангела и, когда пришел к царю Валаку, вместо того чтобы проклясть Израиль, трижды благословил его. Как ни хотелось Валааму получить все то золото и серебро, которое обещал ему царь моавитян, он не смел ослушаться Бога и говорил только то, что велел ему говорить ангел.

Валаамова ослица

Валаамова ослица
Из Библии. В Ветхом Завете говорится об ослице месопотамского волхва Валаама, отправившегося одолевать чарами израильтян по наушению царя моавитян Валака. Ослица, к великому удивлению Валаама, вдруг заговорила человеческим голосом (Книга чисел, гл. 22, ст. 28): «И отверз Господь уста ослицы, и она сказала Валааму: чту я тебе сделала, что ты бьешь меня вот уже третий раз?»
Шутливо-иронически: о безропотных людях, решившихся на протест.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Валаамова ослица" в других словарях:

    Валаамова ослица - Валаамова ослица. Валаам и ангел, преграждающий ему дорогу. Фреска 4 в. Катакомба на Виа Латина. Рим. ВАЛААМОВА ОСЛИЦА, в Библии неожиданно заговорившая ослица прорицателя Валаама. Выражение “Валаамова ослица” применяется в ироническом смысле по… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Валаамова ослица - ВАЛААМОВА ОСЛИЦА. 1. Ирон. Предельно молчаливый и покорный человек, который неожиданно высказал вдруг своё мнение, несогласие с общим мнением, протест. Зачем обижать меня, папаша? Ведь видите вы одна я! всегда одна! Ведь понятно вам, как тяжело… … Фразеологический словарь русского литературного языка

    В Библии неожиданно заговорившая ослица прорицателя Валаама. Выражение Валаамова ослица применяется в ироническом смысле по отношению к неожиданно заговорившему, обычно молчаливому человеку … Большой Энциклопедический словарь

    Толковый словарь Ушакова

    ВАЛААМОВА ОСЛИЦА. см. ослица. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    В Библии неожиданно заговорившая ослица прорицателя Валаама. Выражение «Валаамова ослица» применяется в ироническом смысле по отношению к неожиданно заговорившему, обычно молчаливому человеку. * * * ВАЛААМОВА ОСЛИЦА ВАЛААМОВА ОСЛИЦА, в Библии… … Энциклопедический словарь

    ◘ валаамова ослица - О покорном, молчаливом человеке, который выразил неожиданный протест. Из библейской легенды о том, что ослица волхва Валаама в знак протеста против побоев заговорила человеческим языком. У нас валаамова ослица заговорила, да как говорит… … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков

    валаамова ослица - только ед. , устойчивое сочетание, ирон. О молчаливом человеке, неожиданно заговорившем. Этимология: По имени библейского персонажа Валаама и ослица (← * osьlъ). Энциклопедический комментарий: В библейской мифологии: неожиданно заговорившая… … Популярный словарь русского языка

    Согласно древнееврейскому мифу (сохранённому в библейской книге Чисел), ослица прорицателя Валаама, на которой он ехал к царю государства Моав Валаку, чтобы проклясть израильтян, ведших войну с Моавом, и обеспечить моавитянам победу.… … Большая советская энциклопедия

    Валаамова ослица - в библейском сказании ослица месопотамск. волхва Валаама. Согл. библейск. сказанию, Валаам ехал к моавитск. царю Валаку на ослице. Дорогой В. о. заговорила человеч. голосом, в чем Валаам усмотрел указание от бога … Древний мир. Энциклопедический словарь

В России распространены фразеологизмы пришедшие к нам из мифов и легенд глубокой древности.Не составляет исключения и выражение "Валаамова ослица ".
Эта идиома обозначает покорного и послушного человека, который вдруг резко выразил свое несогласие.

История возникновения словосочетания "Валаамова ослица"

Эта поговорка,как и многие другие пришла в русский язык из библейских сказаний.В притче рассказывается о страшном чернокнижнике,который жил в городе Пефор расположенном на реке Ефрат.
События развивались так.Древние евреи были очень жестоким народом,которые вели кочевой образ жизни.Они ордой нападали на слабозащищенные поселки и вырезали жителей под корень.
После того,как их наконец выгнали из Египта,евреи решили напасть на землю Ханаанскую.Ведь об этом им рассказывал сам Бог.
Рядом с Ханааном находилось небольшое царство,которое управлялось царем Моавом.Узнав о том,что орды диких и злобных евреев приближаются к его стране он попросил Валаама навести порчу на этот народ.
Валаам долго отказывался,даже он не хотел связываться с дикарями.Однако после продолжительных уговоров он согласился и отправился в Моав на ослице.
Долго ли коротко путешествовал Валаам нам не ведомо,однако известно,что перед ослицей вдруг появился ангел посланный евреями и она сбилась с пути.
Обнаружив,что они заблудились,Валаам применил воспитательные меры воздействия к этому глупому животному в виде побоев и тумаков.
Ослица была в шоке.Она так разозлилась,что стала отчитывать Валаама человеческим голосом.
"Это не моя вина,это злой ангел заставил сбиться с дороги".
Тут наконец Валаам прозревает и тоже видит ангела.Он понял,что был в корне не прав и тот час же помирился со своим четвероногим средством передвижения.
Если вам интересно,чем кончились эти разборки,можете открыть еврейский сборник цитат и мифов под названием Библия и ознакомиться этой историей самостоятельно.

По поводу этой истории великий Рембрант даже написал картину,которую назвал весьма необычно "Валаамова ослица ". Голландец создал ее в далеком 1626 году.Сюжеты по еврейской мифологии были очень популярны в Нидерландах тех времен.
Учитель Рембранта,которого звали Питер Ластман тоже не прошел мимо этого сюжета и со всем прилежанием выписал "Валаамову ослицу ".
Рембрант,как это ни странно вообще любил брать сюжеты из еврейских мифов.Некоторые утверждают,что фантазией этот человек не блистал,однако обладал прекрасным вкусом.
В Википедии имеется список картин,которые Рембрант создал по библейским сюжетам:"Давид перед Саулом","Товит и Анна","Воскрешение Лазаря","Самсон и Далила","Иеримия оплакивающий разрушение Иерусалима","Жертвоприношение Авраама","Пир Валтасара","Артаксеркс,Аман и Эсфирь","Возвращение блудного сына".

В давние-давние времена, которых сейчас никто и не помнит, в одном маленьком государстве правил царь Валак. Рядом было большое, очень богатое государство, с зелеными лесами, с широкими полями.
И захотелось жадному, завистливому Валаку отнять у соседей их цветущую землю. Но войной идти на соседей Валак побоялся: пожалуй, не завоюешь ничего, только последнее войско потеряешь. Значит, надо обмануть соседей, взять их хитростью.

Тут как раз до царя дошел слух, что в далеком городе Пефоре, на реке Евфрат, живет колдун Валаам и что будто бы этот Валаам умеет творить чудеса. Царь решил, что без колдовства ему не обойтись. "Позову-ка я к себе этого колдуна Валаама, - подумал он. - Пусть Валаам нашлет на соседей наводнение, чуму или засуху, я захвачу их земли, и они будут платить мне богатую дань".
Позвал царь старейшин и повелел им отправиться в город Пефор, где жил Валаам. Сели послы на верблюдов, ехали день и ночь. Много раз всходило и заходило солнце, а послы все ехали и ехали по бесконечной дикой пустыне.
Наконец добрались до города Пефора и к вечеру разыскали Валаама. Валаам пригласил гостей войти. Гости вошли, поклонились, поднесли Валааму царские подарки: драгоценный сосуд для вина, шкуру леопарда и шелковую ткань, шитую золотом.
И говорят: - Слыхал наш царь Валак, что ты великий чудотворец; кого похвалишь - тот будет счастлив, кого проклянешь - тот справится. Приди помоги нашему царю с богатыми соседями справиться. Произнеси свое волшебное заклятие, напусти на них наводнение, чуму или засуху. И наш царь тебя за это щедро наградит.
Задумался Валаам. Идти не хочется: жаль губить неповинных людей.
- Ложитесь спать, - говорит он послам, - а утром я дам ответ.
Настала ночь, послы царские спят. Валаам думал, думал, как ему быть, и тоже задремал. Во сне ему явился сам Ягве и сказал:
- Не надо тебе ходить к царю, Валаам. Он затеял недоброе дело. Нельзя губить целый народ по прихоти жадного царя.
Встали утром послы, а Валаам и говорит: - Идите себе домой, старейшины. Я с вами не пойду.
Понурые, печальные вернулись послы к царю и сказали, что Валаам не придет. Царь огорчился: "Видно, не понравились Валааму мои подарки". Уже не старейшин, а именитых князей снарядил послами к Валааму. Велел им во что бы то ни стало уговорить его. Сели князья на самых быстроходных верблюдов, двинулись через пустыню, через горы и виноградники, приехали к Валааму в город Пефор.
А Валаам и слушать их не хочет: "Не пойду с вами, и все тут".
Князья помнят царский наказ, уговаривают его: - Посмотри, Валаам, какие мы тебе подарки принесли. Возьми мешки, взвесь. Было ли у тебя когда-нибудь столько серебра и золота? - Нет, - отвечает Валаам, - не нужно мне царского серебра, не нужно мне царского золота. Пусть хоть целую гору насыплет - не пойду.
А послы не отстают, уговаривают: - Не упрямься, Валаам, едем с нами. Когда станет наш царь самым могущественным и самым богатым, ты прославишься на весь мир как великий волшебник.
Задумался Валаам. - Вот что, - говорит, - ложитесь спать, а утром я дам ответ.
Настала ночь, князья спят, а Валаам думает - как быть? И решил не слушать Ягве, а поступить по-своему.
Валаам собирается в путь, свою верную ослицу седлает. Вот и поехали они: князья впереди на верблюдах дорогу показывают, а Валаам сзади на ослице плетется. Едут они, едут, и вдруг - что такое? Валаамова ослица свернула с дороги и пошла по полю. Валаам смотрит: дорога гладкая - ни ручья, ни камня. Почему же свернула ослица?
Стал Валаам дергать поводья, бьет, понукает ослицу, - не идет она, да и только. Наконец ослица сдвинулась с места. И поехал Валаам узкой тропинкой между виноградными кустами. Справа и слева - отвесные скалы. Вдруг ослица шарахнулась в сторону, даже Валааму ногу к скале придавила. И опять стоит - ни с места.
- Ах ты, упрямая скотина! -вскричал Валаам. - Или палки тебе захотелось?
И стал бить ослицу, и ослица пошла. А тропинка стала еще уже. Дошли до такого места, где ни вправо, ни влево нельзя свернуть. Ослица вдруг легла. Валаам рассердился пуще прежнего, стал ногами ее пинать.
И тут случилось чудо: ослица заговорила!
- За что ты бьешь меня, хозяин? - спросила она.
Валаам был так зол, что даже не удивился, почему ослица говорит человеческим голосом.
- Как за что? - закричал он. - Счастье твое, что я ножа не захватил, а то убил бы тебя на месте!
Ослица не испугалась. - Вспомни, хозяин, ведь я всегда была послушна тебе! За что же ты бьешь меня?
Понял Валаам: это неспроста. Видно, что-то необычайное случилось, если его верная ослица не повинуется ему. Всегда она была тихая, покорная, а тут взбунтовалась и заговорила.
Стыдно стало Валааму. Сел он на землю и закрыл лицо руками. А когда открыл - видит: посреди узенькой тропинки, окруженной белым облаком, стоит грозный посланец самого Ягве. Стоит, и его острый меч на солнце сверкает.
- За что бил ослицу? - спрашивает он гневно. - Ведь это я преграждал ей путь. Ослица меня видела, а ты не видел. Твое упрямство ослепило тебя. Хорошо, хоть теперь у тебя глаза открылись.

- Что же мне делать? - спрашивает Валаам.
- Иди, но знай: злого дела тебе не удастся совершить.
Сказал и исчез, словно его и не было. И белое облако унеслось вместе с ним.
А Валаам продолжал свой путь и скоро приблизился к царским владениям. Царь уже давно ждал Валаама, обрадовался, даже отдохнуть ему с дороги не дал. Сразу повел на высокую гору, откуда видны были земли ненавистных ему соседей.
"Говори, что тебе надо для заклятия. Все будет сделано".
Валаам велел развести семь больших жертвенных костров и около каждого заколоть по ягненку. А сам приготовился произнести заклятие, чтобы послать на соседний народ наводнение. Он стоял на высокой горе и смотрел на цветущие долины и синие реки, прекрасные сады и золотые виноградники, на поля, где зрели хлеба, и на склоны холмов, где паслись стада овец. Вдалеке среди холмов виднелся город: веселые крыши сияли на солнце.
Царь стоял рядом с Валаамом и ждал. Ему казалось, что он уже видит, как на его недругов хлынули потоки воды. И вот Валаам открыл рот, чтобы произнести заклятие. Но неожиданно царь услышал совсем другие слова. Валаам произнес:
- Как прекрасна земля, как прекрасна жизнь! Как радостно жить в мире со всеми! Пусть люди под этими веселыми крышами всегда будут счастливы, пусть их овцы спокойно пасутся на холмах.
- Ты что, старый безумец? - закричал царь. - Мы жертвенные костры зажгли, чтобы ты на соседей наводнение наслал, а ты им сулишь одни радости!
И царь кинулся тушить костры, чтобы и следов не осталось. Успокоился царь немного и говорит Валааму:
- Пойдем на другую гору, новые костры разожжем.
Не хотелось Валааму идти, да царь его не оставляет, приказывает. Пришли на другую гору. Царь думает: "Оно и лучше. Отсюда такой красоты не видно, - Валааму будет легче заклятие произнести". Разожгли костры, закололи овец и ягнят, ждут, что Валаам пошлет на царских недругов засуху.
А Валаам открыл рот и произнес:
- Как прекрасна земля, как прекрасна жизнь! Как радостно жить в мире со всеми! Пусть люди мирно трудятся на своей земле, пусть всегда будут полноводны их реки, пусть в их садах зреет золотой виноград!
- Замолчи! Замолчи! - крикнул в ярости царь. - Не можешь заклятие произнести - так и быть, но не смей желать им добра и удачи!
Опять залили костры водой, головешки разметали. На третью гору царь ведет Валаама. С той горы одна пустыня видна. Царь думает: "Валаам забудет цветущие сады, обширные поля и веселые крыши и произнесет наконец заклятие". Опять разжигают костры, опять царь с Валаамом на гору взбираются. Просит царь:
- Попробуй наслать на соседей чуму!
Валаам видел перед глазами скучную желтую пустыню, но не мог забыть поля и виноградники, пестрые крыши среди цветущих садов, счастливую, мирную жизнь соседнего народа. И Валаам снова произнес слова восхваления.
Лютый гнев охватил царя.
- Убирайся прочь! - закричал он. - Не получишь ты ни золота, ни серебра, не станешь ты самым знаменитым волшебником!
- Ну что же, - отвечает Валаам, - я ведь сказал твоим послам, что не надо мне ни золота, ни серебра. А знаменитым волшебником я и без тебя стану.
Сказал так Валаам и пошел своей дорогой. Оседлал свою верную ослицу и вернулся в родной город Пефор. Правда, он стал знаменит еще более: прославилось его имя за то, что он отказался помогать злому царю.
Царя все забыли, а Валаама и Валаамову ослицу люди вспоминают до сих пор.

Loading...Loading...