I. Чему и как учить первоклассников. Урок по букварю. Прощание с букварём

Среди огромного выбора методик обучение чтению по методу Надежды Жуковой очень популярно. Ее способ адаптирован для самостоятельных занятий родителей с детьми в домашних условиях. Учебные пособия Н. Жуковой приемлемы по стоимости, их можно приобрести практически во всех книжных магазинах. Попробуем разобраться, что в этой методике особенного и почему она так популярна.


Из биографии

Надежда Жукова – знакомый многим отечественный педагог, кандидат педагогических наук, имеет большой логопедический опыт работы. Она является создателем целой серии обучающей литературы для детей, которая издается многомиллионными тиражами. Множество ее научных работ опубликовано не только в российских, но и в специализированных изданиях других стран.

Надежда Жукова проводила множество исследований с детьми-дошкольниками, внимательно изучала поступательные процессы развития их речи. Она создала уникальную методику, с помощью которой дети могут быстро научиться читать и с легкостью перейти от нее к письменной речи. В своей методике Н. Жукова учит детей правильно складывать слоги, которые используются у нее в роли единой части в чтении и письме в дальнейшем.

Продажи ее современного «Букваря» превзошли количество 3 млн. экземпляров. Из этих цифр, по статистике, можно сделать вывод, что каждый четвертый малыш обучается чтению именно по нему. В 2005 году ему было присвоено звание «Классический учебник».

В 1960 – х годах Надежда Жукова являлась деятельным работником инициативной группы, которая занималась вопросами создания специализированных групп для ребят, имеющих проблемы и расстройства речевой деятельности. Сейчас такие логопедические группы и целые детские сады с этим уклоном широко распространены не только на территории нашей страны, но и в странах СНГ.


Особенности методики

В создании собственного особого метода Н. Жукова воспользовалась своим 30-летним логопедическим рабочим стажем. Она смогла построить успешное сочетание обучения грамоте с возможностью предупредить ошибки, допускаемые детьми при письме. В основу учебника заложен традиционный подход обучения чтению, который дополнен уникальными особенностями.

В речевой деятельности малышу психологически легче выделить слог, чем отдельный звук в произносимом слове. Этот принцип и используется в методике Н. Жуковой. Чтение слогов предлагается уже на третьем занятии. Ввиду того, что в самом начале обучения чтению этот процесс для детей является механизмом воспроизведения буквенной модели слова в звуковую, то малыш к моменту обучения чтению уже должен быть знаком с буквами.


Учить с ребенком сразу все буквы алфавита не стоит. Первое знакомство малыша должно быть с гласными буквами. Объясните крохе, что гласные – это поющие буквы, их можно пропевать. Начните с изучения так называемых твердых гласных (А, У, О). После того, как малыш познакомился с ними, уже нужно начинать складывать: АУ, АО, ОУ, УА, УО, ОА, ОУ. Конечно, это не слоги, но именно на таком сочетании гласных легче всего объяснить крохе принцип сложения слогов. Пусть малыш сам, помогая себе пальчиком, проводит дорожки от буквы к букве, пропевая их. Так он сможет прочитать сочетание двух гласных букв. Далее можно будет приступать к запоминанию согласных.

Тогда, когда вы начнете учить кроху читать, объясните ему, как по слуху определять, сколько звуков или букв вами произнесено, какой звук в слове звучит первым, последним, вторым. Здесь вам может помочь в обучении «Магнитная азбука» Н. Жуковой. С ее помощью можно попросить малыша выкладывать слоги, произносимые вами.

Также можно ощупывать буквы, обводить их пальчиком, что поспособствует их тактильному запоминанию. Когда кроха научится сливать слоги, можно предложить ему к прочтения слова из трех букв, слова из двух слогов. (О-СА, МА-МА).


В «Букваре» Жуковой родители смогут найти мини-конспекты занятий по изучению каждой буквы, рекомендации по обучению складывания слогов. Все написано доступным языком. Для того чтобы ими воспользоваться, родителям совсем необязательно иметь педагогическое образование. Провести занятие сможет абсолютно любой взрослый.


Дошкольник способен воспринимать информацию только в игровой форме. Игра для него – это спокойная обстановка, где никто его не будет ругать, критиковать. Не пытайтесь заставить ребенка быстро и сразу читать по слогам . Для него чтение – это нелегкий труд. Наберитесь терпения, проявляйте ласку и любовь к малышу во время обучения. Ему сейчас это важно, как никогда. Проявляя спокойствие и уверенность, учите складывать слоги, простейшие слова, предложения. Ребенок должен овладеть техникой чтения. Это процесс не быстрый и сложный для него. Игра разнообразит обучение, избавит от скучной обязанности заниматься, поможет привить любовь к чтению.


Ваше терпение и спокойствие помогут малышу быстрее овладеть чтением

Возраст начала обучения

Не следует торопить события. Вполне нормально, что 3-4-летний ребенок совсем еще не способен обучаться. В этот возрастной период начинать занятия можно только при условии, что ребенок проявляет огромный интерес к читательской деятельности, проявляет желание научиться читать.

Совсем по другому отнесется к этому 5-6-летний ребенок. В дошкольных учреждениях программы обучения рассчитаны на то, чтобы обучить детей чтению по слогам. Однако совсем не всегда малыши могут усвоить информацию, полученную в большом коллективе. Многим ребятам требуются индивидуальные занятия, для того чтобы они поняли принципы складывания слогов и слов. Поэтому не упускайте возможности позаниматься с ребенком дома. Придя в школу хорошо подготовленным, малышу будет легче перенести период адаптации.

Немаловажно учитывать психологическую готовность к обучению чтению. Дети готовы начинать читать, только если они уже хорошо говорят, правильно составляют предложения в своей речи, фонематический слух развит на должном уровне. У малышей не должно быть проблем со слухом и зрением, логопедических проблем.


Обучение чтению следует начинать в том возрасте, когда вы видите интерес малыша и чувствуете, что он готов

Звуки или буквы?

Знакомство с буквами не следует начинать с запоминания их названий. Вместо этого ребенок должен знать звук, который записывается той или иной буквой. Никаких ЭМ, ЭР, ТЭ, ЛЭ и т.п. быть не должно. Вместо ЭМ, учим звук «м», вместо БЭ, учим звук «б». Это делается для облегчения понимания ребенком принципа складывания слогов. Если вы выучите названия букв, то ребенок не будет понимать, как это из ПЭ-А-ПЭ-А получается слово ПАПА, из МЭ-А-МЭ-А – слово МАМА. Он будет складывать не звуки, которые обозначаются буквами, а то как он выучил – названия букв и соответственно будет читать ПЭАПЭА, МЭАМЭА.


Учим правильно гласные и согласные

Не начинайте изучение букв в алфавитном порядке А, Б, В, Г… Придерживайтесь той последовательности, которая дана в «Букваре».

В первую очередь выучите гласные (А, О, У, Ы, Э). Далее следует познакомить ученика с твердыми звонкими согласными М, Л.

Затем знакомимся с глухими и шипящими звуками (К, П, Т, Ш, Ч и т.д.)

В «Букваре» Н. Жуковой предложен следующий порядок изучения букв: А, У, О, М, С, Х, Р, Ш, Ы, Л, Н, К, Т, И, П, З, Й, Г, В, Д, Б, Ж, Е, Ь, Я, Ю, Ё, Ч, Э, Ц, Ф, Щ, Ъ.


Представленная в букваре Жуковой последовательность изучения букв поможет с легкостью перестроиться на школьную программу обучения

Закрепляем изученный материал

Повторение ранее изученных букв на каждом занятии поспособствует более быстрому вырабатыванию механизма грамотного чтения у детей.

Чтение по слогам

Когда вы с ребенком выучите несколько букв, приходит время учиться складывать слоги. В этом в «Букваре» помогает веселый мальчик. Он пробегает от одной буквы к другой, образуя слог. Первую букву слога необходимо тянуть до тех пор, пока малыш пальчиком не проведет дорожку, по которой бежит мальчик. Например, слог МА. Первая буква М. Ставим пальчик в начале дорожки около нее. Тянем звук М пока проводим пальчиком по дорожке, не останавливаясь: М-М-М-М-М-А-А-А-А-А-А. Ребенок должен усвоить, что первая буква тянется, пока мальчик не прибежит ко второй, в результате они произносятся слитно, не отрываясь друг от друга.


Начинаем с простых слогов

Ребенок должен понять алгоритм складывания слогов из звуков. Для этого ему необходима тренировка сначала на простых слогах, типа МА, ПА, МО, ПО, ЛА, ЛО. Только после того, как ребенок поймет этот механизм, научится читать простые слоги, можно приступать к слогам сложнее – с шипящими и глухими согласными (ЖА, ЖУ, ШУ, ХА).


Этап обучения чтению закрытых слогов

Когда ребенок научится складывать открытые слоги, необходимо начинать обучение чтению закрытых слогов, т.е. тех, у которых гласная стоит на первом месте. АВ, УС, УМ, ОМ, АН. Такие слоги ребенку читать намного сложнее, не забывайте о регулярных тренировках.


Чтение простых слов

Когда ребенок поймет механизм складывания слогов, начнет их читать с легкостью, приходит время для чтения простых слов: МА-МА, ПА-ПА, СА-МА, КО-РО-ВА.

Следите за произношением и расстановкой пауз

В процессе обучения чтению необходимо внимательно следить за произношением ребенка. Обращайте внимание на верное прочтение окончаний слов, ребенок должен не догадываться, что написано, а прочитывать слово до конца.

Если на начальном этапе обучения вы учили ребенка пропевать слоги, то теперь, приходит время, обходиться без этого. Следите за тем, чтобы ребенок делал паузы между словами. Объясните ему, что означают знаки препинания: запятые, точки, восклицательный и вопросительный знаки. Пусть поначалу паузы между словами и предложениями, которые делает малыш, будут достаточно продолжительными. Со временем он поймет и укоротит их.

Соблюдая эти нехитрые правила, вы сможете научить ребенка читать довольно быстро.


Популярные книги для детей Н. Жуковой

Для того, чтобы родители смогли научить ребенка читать и писать с помощью ее методики, Надежда Жукова предлагает целую серию книг и пособий для детей и родителей.

Сюда входят:

"Букварь" и "Прописи" для детей 6-7 лет в 3 частях

Прописи являются практическим приложением к Букварю. За основу принят слоговой принцип графики. Слог выступает отдельной единицей не только чтения, но и письма. Запись гласной и согласной букв выступает в качестве единого графического элемента.



"Магнитная азбука"

Подходит как для домашнего использования, так и для занятий в детских учреждениях. Большой набор букв позволяет составлять не только отдельные слова, но и предложения. К «Азбуке» прилагаются методические рекомендации для работы, они дополнены упражнениями для обучения детей.


"Я пишу правильно – от Букваря к умению красиво и грамотно писать"

Учебник подходит для детей, которые уже научились читать по слогам слитно. Также необходимо, чтобы малыши могли определять первый и последний звуки в слове, могли назвать слова на звук, который им назвали, указать место заданного звука в слове – в начале, в середине или в конце. Книга рассчитана на проявление творчества педагога, который по ней занимается. Предлагаемые разделы можно расширить или сузить, количество устных и письменных упражнений варьируется педагогом. Внизу некоторых страниц можно увидеть методические указания для проведения занятий. Множество сюжетных картинок, предлагаемых в качестве иллюстраций к учебнику, поможет ребенку не только с легкостью усвоить основные принципы грамматики, но и развивать устную речь.


"Уроки правильной речи и правильного мышления"

Книга подойдет для уже хорошо читающих детей. Здесь к прочтению предлагается тексты классического жанра. Для родителей есть подробное методическое описание занятий по книге. К каждому произведению для его разбора прилагается система работы над текстом. С ее помощью дети учатся размышлять, понимать скрытый подтекст, объяснять, обсуждать. Также вы можете увидеть значение неизвестных ребенку слов, которые находятся в словаре для детей. Также автор знакомит малышей с известными поэтами и писателями, учит правильно читать то или иное произведение.

"Уроки чистописания и грамотности" (обучающие прописи)

Пособие, дополняющее остальные элементы системы Н.Жуковой. С помощью него ребенок сможет научиться ориентироваться на листе, работать по образцу, обводить и самостоятельно писать различные элементы букв и их соединений. Предлагаются задания для звуко-буквенного анализа слов, дописывания недостающих букв в слове, письмо прописных заглавных и строчных букв и т.д.

Букварь 1 класс.

Тема урока: Алфавит

Цель урока: формировать представление учащихся об алфавите.

Задачи:

Обучающие: систематизировать знания учащихся об алфавите; повторить написание ранее изученных букв; продолжить формирование понятия «звук-буква».

Развивающие: развивать фонематический слух; развивать у учащихся умение выделять главное, делать выводы.

Воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку.

Оборудование: компьютер, проектор

Методы обучения:

объяснительно-иллюстративный

поисково-исследовательский.

Предполагаемые результаты:

1) понимает, для чего нужен алфавит и его роль в жизни людей:

2) умеет использовать алфавит на практике, правильно расставляет слова по алфавиту;

Ход урока:

I. Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку.

Чтобы хорошо учиться,

Надо очень много знать.

Каждый год копилку знаний,

Непременно пополнять.

У нас сегодня необычный урок.Мы с вами отправимся в путешествие по большой стране, которая называется « Букваринск ».

II. Актуализация знаний. Станция «Вспоминай»

1. Фронтальная работа. Лента букв (Слайд)

Чем звук отличается от буквы? (Звук мы слышим и произносим, а букву пишем и видим).

Как отличить гласный звук от согласного? (При произношении гласный звук не встречает преграду).

Назовите буквы, обозначающие гласные звуки.

Какие буквы могут обозначать два звука? (Е, Ё,Ю,Я)

Какие буквы указывают на мягкость согласного? (Е, Ё, Ю, Я,И,Ь)

Какие буквы всегда обозначают мягкий звук? (Ч, Щ, Й)

Какие буквы не обозначают звука? (Ь, Ъ)

III. Изучение нового материала.

Ребята,следующая станция «Подумай». Нам нужно собрать слово. (Алфавит)

1) Как образовалось слово «алфавит».

2) Для чего нужен алфавит?

3) Где применяют алфавит?

Слово «алфавит» пришло из греческого языка. Первые буквы назывались «альфа» и «вита». Из этих двух названий получилось слово «алфавит». А обозначает оно то, что все буквы расположены в установленном порядке. Каждая буква имеет своё постоянное место и название.

Работа с учебником .Чтение букв Алфавита.

- Для чего нужен алфавит?

Пользоваться алфавитом необходимо при составлении любых списков (например, в классном журнале – фамилии учащихся), при расстановке книг в библиотеке (по фамилии автора книги, а в случае ее отсутствия – по первой букве названия), при хранении формуляров, абонементов в библиотеке, при составлении картотек и каталогов (перечней изданий).

Как вы считаете, удобно ли это? Почему? (Быстро находит фамилию ученика, опираясь на «алфавит»).

Как вы думаете, где еще используется алфавит? (Алфавит используется для составления словарей, различных справочников, каталогов. В регистратуре поликлиники, где медицинские карты лежат по адресам и по фамилиям пациентов (в строгом соблюдении алфавитного порядка).

При помощи алфавита можно поставить слова в определённом порядке, т.е. по алфавиту. (Слайды)

Чтение стихотворения в учебнике.

IV. Закрепление.

1. Практическое пользование алфавитом. Вставь пропущенные буквы. Собери яблоки. (Слайд)

3.Парная работа. Расположи времена года в алфавитном порядке: зима, весна, лето, осень. (Слайд).

VI. Контроль усвоенных знаний. (Самостоятельная работа).

Записать по алфавиту слова. (Слайды)

Игра «Волшебный мешочек»

Из букв собрать слово. (Родина)

Звуко – буквенный анализ слова Родина. (сигнальные карточки)

VII. Итог урока. Рефлексия.

Что нового узнали?

Что такое алфавит?

Чем занимались на уроке?

VIII. Домашнее задание.

Тема: «Звуки [с], [с]; буквы С, с»
Задачи:
Обучающие - знакомство учащихся с буквами С, с и звуками [с], [с]; Развивающие - обретение навыков беглого, осознанного чтения;
Воспитательные - эстетическое воспитание средствами художественной литературы (сказок)
Оборудование: снежинка, сани, стихи, схемы, сказки, картинки.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Новая тема:
Вводная беседа. - Ребята смотрите что-то опустилось мне на ладонь.
С неба падают зимою
И кружатся над землею
Мягкие пушинки,
Милые снежинки.
(Учитель разжимает ладонь и показывает «снежинку»)
- Посмотрите в окно. Все покрыто вокруг белым пушистым снегом. Давайте покажем, как кружатся снежинки.
(Дети медленно поднимая и опуская руки кружатся)
- Сегодня у нас праздник новой буквы. На чем же мы поедем в сказочную
страну Азбуковедения? (на санках). Но волшебные сани могут появиться только тогда, когда вы правильно составите схему слова «сани».
Дети составляют схему.
- Какой одинаковый звук в словах «снег», «снежинки», «санки»? (звук [с].)
- Какие еще «снежные» слова вы знаете? (Снежная баба, снеговик и т.д.)
Прежде чем сесть в волшебные сани, нужно три раза повторить скороговорку:
«По семеро в сани уселись сами». (Дети проговаривают).
А теперь отправляемся в зимний … лес
Ах, ребята, вам нужно самим догадаться, куда мы поедем, так как у нашего слова заблудился звук. Помогите, иначе санки не поедут!
На пожелтевшую траву
Бросает лев (лес) свою листву.
Правильно, лес. О каком лесе здесь идет речь? А мы с вами поедем в зимний лес. Держитесь крепче!
3 Физминутка
Мы на саночки садимся
И под горку быстро мчимся.
Снег, снег, белый снег!
Мчимся мы быстрее всех!
Потом в лес все побежали,
И в снежки играть мы стали.
(Во время физминутки дети приседают, быстро шагают на месте,
Держа руки сзади, потом имитируют игру в снежки.)
4. Работа со звуком
-А теперь, ребята, вы будете «не просто играть в снежки», а при каждом броске по моей просьбе называть любое слово со звуком [с] и определять место этого звука в слове.
(Проводится игра)
-Ну вот, поиграли и снова садимся в сани. Едем по зимнему лесу. Как
вы думаете, все птицы улетают в теплые края. Прислушаемся.
(На фоне тишины учитель начинает читать стихи.)
Там, где пели зяблики,
Сегодня, посмотри,
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей бояться этих-
Мыши прячутся, дрожа.
Очень уж суровы филины и совы.

Вспомните других птиц, в названии которых есть этот звук.
(Отгадывание загадок про синицу, скворца, сороку.)
- Кто знает сказочных персонажей на букву С?
Сказки просят: – А сейчас
Вы, друзья, узнайте нас.
Нет ни речки, ни пруда
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца! …
(«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко
Слезы льет бедняжка
(«Снегурочка»)
Помните сказку про Снегурочку? (Дети рассказывают)
Ребята, а почему в сказке Снегурочка превратилась в облачко?
(Ответы детей)
-Посмотрите, у нас тоже «пылает костер».
(На рисунке пламя костра, на языках которого слоги слияния са, со, су, сы, син. Дети читают.
5. Домашнее задание
6. Итог урока
Учитель открывает красивый сверток, перевязанный синей ленточкой, и достает оттуда эмблемы с изображением Снегурочки. Дети должны обвести ручкой буквы Сс, написанные пунктиром. Это подарок от Снегурочки.
- Ребята, чем вам понравился сегодняшний урок?
- Как сделать его лучше?
Учитель начальных классов
Тусупбаева Жанар Токтарбековна
г.Семей Чекоманская СОШ

Loading...Loading...