Епископ вениамин милов. Путем познания своей немощи. Жизнеописание Вениамина, епископа Саратовского и Балашовского, исповедника

(1889–1955)

С 1900 по 1905 года учился в Яранском духовном училище в Вятской губернии, затем с 1905 по 1916 год - в Вятской духовной семинарии.

В отрочестве, помогая отцу, нес послушание чтеца, затем служил иподиаконом при Вятском епископе Никандре (Феноменове).

Юношей часто посещал монастыри - Яранский во имя святой Анны Пророчицы, Белогорский во имя святителя Николая. В Трифоновом Вятском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре получил первые уроки аскетического подвига.

В 1917 году поступил в Казанскую духовную академию, во время учебы находился под влиянием инспектора академии архимандрита Гурия (Степанова).

После прекращения занятий в Казанской академии в августе-сентябре 1918 году в продолжение полутора лет переезжал, менял место жительства. В начале 1920 года по благословению затворника Саратовского Преображенского монастыря иеромонаха Николая приехал в Москву и поступил в Данилов монастырь.

7 апреля 1920 года был пострижен в монашество Алатырским епископом Гурием (Степановым) с наречением имени в честь священномученика Вениамина Персидского. 12 апреля был рукоположен во иеродиакона, а 8 октября того же года - во иеромонаха епископом Подольским Петром (Полянским).

В 1920-1922 годах учился в Высшей богословской школе при Даниловом монастыре. 30 марта 1922 года был удостоен степени кандидата богословия за сочинение «Жизнь и учение прп. Григория Синаита .» 7 апреля 1923 года был возведен в сан архимандрита епископом Гурием (Степановым), настоятелем Московского Покровского монастыря. Назначен наместником Московского Покровского монастыря.

На новом месте служения Вениамин приобрел известность как талантливый проповедник. Много внимания уделял духовному окормлению прихожан (некоторые из них оставались его духовными чадами до конца его дней и оказывали ему помощь в дальнейших испытаниях).

В период церковных нестроений, последовавших после кончины святого патриарха Тихона, поддерживал каноническое общение с митрополитом Сергием (Страгородским).

В январе 1928 - октябре 1929 года, наблюдая разорение властями Покровского монастыря и ожидая ареста, написал воспоминания, впоследствии озаглавленные «Дневник инока.» Этот труд содержит не только анализ собственной духовной жизни, но и затрагивает многие события церковной жизни.

28 октября 1929 года был арестован по обвинению «в обучении на дому Закону Божию детей,» посещавших богослужения в Покровском монастыре.

«Я благодарю Бога... Господь научил меня - сибарита и любителя спокойной жизни - претерпевать тесноту, неудобства, бессонные ночи, холод, одиночество, показал степени человеческого страдания.» После освобождения, в июле 1932-июне 1938 года служил сверхштатным священником с обязанностями псаломщика в церкви великомученика Никиты во Владимире. Литургию служил тайно у себя на квартире. Часто приезжал в Москву, останавливаясь у знакомых, работал над окончанием «Дневника» и над сочинением «Божественная любовь, по учению Библии и православной Церкви.» 15 июня 1938 года вновь подвергся аресту, был перевезен из Владимира в Иваново, где ему предъявили обвинение в участии в «контрреволюционной организации» и проведении «антисоветской агитации.» После применения на допросах «запрещенных методов ведения следствия» признал себя виновным в участии в несуществовавшей антисоветской организации «Всесоюзное братство ученых нелегальных монашеских объединений.» 31 июля 1939 года был приговорен к 8 годам ИТЛ, наказание отбывал в Устьвымлаге. В одном из писем тех лет писал:

«Морозы у нас нынче столь суровые... Ртутный столбик так и скачет к 50 градусам. Отсюда - частые обморожения.» 15 июня 1946 года был освобожден по состоянию здоровья с предписанием поселиться в город Кимры Калининской области.

В июле того года был принят в братию Троице-Сергиевой Лавры. Осенью зачислен в Московскую духовную академию преподавателем по кафедре патрологии, 21 января 1947 года утвержден в звании доцента. 14 июля 1948 года защитил магистерскую диссертацию «Божественная любовь, по учению Библии и православной Церкви.» 20 июля 1948 года был утвержден в звании профессора, 15 октября того же года был назначен инспектором Московской духовной академии. В 1946-1949 годах читал в академии курсы лекций по апологетике, пастырскому богословию, догматике и литургике. Регулярно служил в лаврских храмах, всегда проповедовал , почитался как опытный духовник. В 1947-1949 годах сотрудничал с редакцией Журнала Московской Патриархии, где опубликовал несколько статей.

10 февраля 1949 года был вновь арестован, помещен в Бутырскую тюрьму и обвинён в «участии в антисоветской организации» по материалам 1939 года. Согласно приговору особого совещания МГБ МО, 15 апреля 1949 года был выслан на поселение в район города Джамбула (ныне Тараз) Казахской ССР. Первые полтора года жил близ села Байкадам, работал сторожем в колхозе. Последнюю ссылку переносил крайне тяжело, не надеясь на возвращение, тем не менее постоянно занимался интеллектуальным трудом: кроме богословских сочинений, составлял казахско-русский словарь (не опубл.). Неоднократно писал прошения на имя патриарха Алексия I исходатайствовать ему перед светскими властями разрешение на перевод в Джамбул и на участие в богослужении.

После получения разрешения на переезд до сентября 1954 года служил священником в Успенской церкви города Джамбула.

С октября 1954 по январь 1955 года нёс послушание настоятеля церкви пророка Илии в городе Серпухове Московской области.

1 февраля 1955 года был избран епископом Саратовским и Балашовским. Хиротония, которую возглавили патриарх Московский и всея Руси Алексий I и католикос-патриарх всей Грузии Мелхиседек III, состоялась 4 февраля в Московском соборе Богоявления Господня.

Управляя Саратовской епархией, часто служил и проповедовал, несмотря на крайне болезненное состояние. Храмы, где служил владыка, всегда были переполнены молящимися.

12 мая 1955 года подал прошение в Генеральную прокуратуру СССР о реабилитации и определением судебной коллегии ВС РСФСР от 12 июня был реабилитирован «за отсутствием состава преступления.» Скончался 2 августа 1955 года, отслужив литургию. Отпевание совершили Казанский архиепископ Иов (Кресович) и Астраханский епископ Сергий (Ларин). Был погребен на городском кладбище Саратова.

По Определению судебной коллегии ВС РСФСР от 7.04.1956.

Епископ Саратовский и Балашовский Вениамин (Милов)

Автор "Чтений по литургическому богословию" родился в Оренбурге 8 июля 1887 г. в семье священника. Окончил Вятскую семинарию и в 1918 г. Московскую Духовную Академию. В том же году принял монашеский постриг и управлял московским Покровским монастырем в сане архимандрита до его закрытия.

В 1946 г. он вступает в монашеское братство Троице-Сергиевой Лавры и назначается доцентом Московской Духовной Академии, где возглавляет кафедры патрологии и пастырского богословия. Защитив магистерскую диссертацию на тему "Божественная любовь по учению Библии и Православной Церкви", архимандрит Вениамин становится профессором и одновременно назначается инспектором Московской Духовной Академии. В 1954-55 гг. он - настоятель Ильинской церкви в городе Серпухове Московской области.

4 февраля 1955 г. архимандрит Вениамин был хиротонисан во епископы и назначен на Саратовскую кафедру. При вручении новопоставленному епископу архипастырского жезла патриарх Алексий сказал:

"Неисповедимые пути Промысла Божия вели тебя до сего времени узкой и трудной стезей многоразличных испытаний и скорбей. Но все трудности и страхи победила твоя непоколебимая вера, подкрепленная любовью ко Христу, явившему нам Своим беспримерным подвигом страданий ради нашего спасения образ терпения и покорности воле Отца нашего Небесного".

Всего лишь полгода прослужил преосвященный Вениамин на Саратовской кафедре, но много сделал на своем посту. Паства всей душой полюбила его. Епископ служил не только в праздничные дни, но и среди недели, и храмы, где он совершал богослужение, были всегда переполнены. 2 августа того же года скончался этот ревностный служитель Божий, смиренный монах, видный богослов и пламенный проповедник. Мы верим, что не останутся бесплодными семена, которые он сеял своим благодатным словом и своими вдохновенными трудами.


1. Учение о Боге Троичном в Лицах (По данным литургического богословия)

Литургическое Богословие раскрывает догмат Св. Троицы на основе библейских изречений и вероопределений Вселенских Соборов.

Составители церковно-богослужебных канонов, молитв и песнопений во славу Триединого Бога были преимущественно греки. В связи с этим их громоздкая тринитарная терминология целиком перешла в наш славянский перевод греческих богослужебных книг. При всей своей тяжеловесности язык греческих литургистов излагает сущность догмата Св. Троицы возвышенно, жизненно и благоговейно. В этом изложении характерно оттенена идея невещественной светоносности Божественного существа.

Нравственно-христианская жизнь верующих по мысли церковных песнопевцев, развивается, возвышается и вдохновляется именно при условии невещественного светоозарения Бога Троицы. Благодатное просвещение и освящение есть достояние не только пламенно верующих людей, но и вообще всех принявших благодать крещения и миропомазания по дару Св. Троицы.

В своей обычной жизни христиане незримо облагодатствуются при молитвенном излиянии хвалы и благодарения Богу Троице, при исповедании Ему покаянных чувств и прошений о личных разнообразных потребностях и нуждах. Ко всякому молитвеннику Св. Троица ближе его дыхания и мысли, когда тот смиренно и от глубины души призывает имя Отца и Сына и Св. Духа.

Преломляясь и отражаясь в лично-христианской жизни, действие Триединого Бога делает верующих общниками Троичной Божественной силы.

В виду сказанного истина о Троичности Божества кровно дорога для всех членов Православной Церкви. Литургическое изображение взаимоотношений верующих людей с Пресвятой Троицей не односторонне рассудочно, но улавливает лично-жизненное значение догмата Троицы.

Богословы-литургисты своими церковно-богослужебными творениями, поставляют каждого христианина в живое чувство соприсутствия премирного Триединого Духа во всем Его страшном величии и вместе неизъяснимой любви к человеческому роду.

В порядке системного изложения учения о Св. Троице по литургическим творениям скажем прежде:

1. об единстве и троичности Божества и

2. затем об отражениях догмата Св. Троицы в лично-христианском благодатном опыте.


Единство и Троичность Божества

Богооткровенная истина Единства Существа Божиего и Троичности Божественных Лиц в Его недрах дает основание к литургическому раздельному богословствованию "о Божием Существе" и "Божественном Триединстве".

В богослужебных чинопоследованиях вместо умозрений о "Существе" в Боге, мы встречаем определения Его свойств. Божие Существо или Божество, по словам богословов литургистов, несозданно, безначально, единоначально, присносущно, просто, всегда творчески деятельно, всемогуще и непостижимо. О Нем можно определенно сказать лишь то, что Оно - чистейший Личный Дух, неописуемый и недоступный тварному зрению. Или можно еще сказать, что Бог есть Светодержец и Солнце славы, Он - невещественный свет единоначальный, нераздельный, вседержительный, так как живет в неприступном, невещественном свете, исходящем из Его пречистого Существа и просвещающем твари.

Хотя Божие существо несоставно, но образ Его бытия возвещается богооткровенно в 3-х Лицах и 3-х раздельных свойствах Божественных Лиц - Отца и Сына и Св. Духа или Бога рождшего. Бога рожденного и Бога Духа, от Отца исходящего. Отец безначален и нерожден. От Него, как от корня, безначального рождеством и происхождением, прорасла двойная Отрасль пресущественного Богоначалия: Сын и Дух. Они собезначальные Отцу светы, чтобы быть Трем светам Божества. Предвечно от Божественного света Отца, как свет от света, воссиявает рождением Собезначальный Свет Сын, собственное Отчее сияние, и невыразимо исходит соответственный и срасленный свет - Дух .

Мы славим Сына как рожденный от Солнца Свет; и Духа как происходящий от Солнца луч. Отсюда - Свет Отец, Свет Сын, Свет Дух Святой. - Три и вместе один свет, так как Троичный в Лицах Бог пребывает в одном естестве и начале, несекомо и неслиянно.

Богословы, говоря о бесстрастном рождении Отцом Сына и изведении Духа, иногда именуют Лица Св. Троицы: "Умом, Словом и Духом". Нерожденный Отец есть премирный, безначальный Ум. Он предвечно, невыразимо рождает собезначальное, сообразное и соприсносущное Личное Слово и испускает просиянием Божественного Духа, - собезначального, благого, правого и равномощного. Рождение Бога Слова и исхождение Бога Духа неизреченно, нетленно и боголепно. Бог Слово - иное Солнце, предвечно родившееся от Солнца Отца, равномощное со срасленным и Божественным Духом.

Равно почитая в одной державе Три Лица, мы неразделимо разделяем Существо Бога Отца и Сына и Пресв. Духа. Лица Божества одинаково святы. Свят предвечный Бог Отец, Свят Сын, рожденный из Отца;

Свят и Животворящий Дух, исходящий от Отца, являемый же Сыном. Потому пророк Исаия в своем пророческом восхищении слышал, как огненные Серафимы прославляли Бога Вседержителя в Трех Его свойствах восклицаниями любви: "Свят, Свят, Свят!"

Трисолнечное Богоначало - Св. Троица или Бог в Трех образах недомыслим, неописан. При раздельности личных свойств Лица Св. Троицы нераздельны и сообразны в Божестве, свете, славе, господстве, беспредельности и тождестве хотения. Они равнославны, равнодейственны, сопрестольны и соприсносущны. В силу соприсносущного бытия Три жизненачальных Лица Отец, Сын и Св. Дух неслитно сраслены в одном несозданном существе и воссиявают один нераздельный, невечерний свет в трех начертаниях. Светолучные блистания Троичного Солнечного Богоначала разделяются нераздельно и имеют непременное содействие Друг Другу. Во внутренней жизни Лица Божества непревратны и неизменны в личных свойствах.

О Боге - Троице вообще необходимо сказать, что Он всесильное Первоначало, Безначальное Господство, Преблагой Вседетель, всегда Сущий Творец и Вседержитель, Блаженная, преблагая Любовь, Всезритель и Спаситель, вышевременная Живоначальная Святыня. Три Божественных Лица пребывают в едином Божестве подобно тому, как трисияющие молнии видимы в одном блистающем сорастворении света. Божество, Царство, Сила и власть Отца и Сына и Св. Духа - едины. Для человеческого ума непостижимо, но вечно истинно то, что Три Божественных Лица, по нераздельности Их существа, покланяемы, как единый Бог.

Единственная заря Троичного Божества сорастворяет свет 3-х Солнц и есть Свет и Светы, Жизнь и Жизни.

Живоначальная и всежизненная Бог-Троица есть изначальная Любовь и Саможизнь, пучина любви, благосердия, щедрот и человеколюбия, неисчетная и несказанная глубина благости, неисчерпаемая бездна милости. Как из беспредельного некоего источника, от естества Св. Троицы изливается тварям огненное питье любви, потоки щедрот и бездны милостей. Св. Троица - милостива, преблага и Волительница милости. Как всесильная, всещедрая и сострадательная Она милует все твари и, озаряя сердца верующих трисиянным светом, сосредоточивает их на любви к Богу и ближним.

Епископ Саратовский и Балашовский Вениамин (Милов)

Автор "Чтений по литургическому богословию" родился в Оренбурге 8 июля 1887 г. в семье священника. Окончил Вятскую семинарию и в 1918 г. Московскую Духовную Академию. В том же году принял монашеский постриг и управлял московским Покровским монастырем в сане архимандрита до его закрытия.

В 1946 г. он вступает в монашеское братство Троице-Сергиевой Лавры и назначается доцентом Московской Духовной Академии, где возглавляет кафедры патрологии и пастырского богословия. Защитив магистерскую диссертацию на тему "Божественная любовь по учению Библии и Православной Церкви", архимандрит Вениамин становится профессором и одновременно назначается инспектором Московской Духовной Академии. В 1954-55 гг. он - настоятель Ильинской церкви в городе Серпухове Московской области.

4 февраля 1955 г. архимандрит Вениамин был хиротонисан во епископы и назначен на Саратовскую кафедру. При вручении новопоставленному епископу архипастырского жезла патриарх Алексий сказал:

"Неисповедимые пути Промысла Божия вели тебя до сего времени узкой и трудной стезей многоразличных испытаний и скорбей. Но все трудности и страхи победила твоя непоколебимая вера, подкрепленная любовью ко Христу, явившему нам Своим беспримерным подвигом страданий ради нашего спасения образ терпения и покорности воле Отца нашего Небесного".

Всего лишь полгода прослужил преосвященный Вениамин на Саратовской кафедре, но много сделал на своем посту. Паства всей душой полюбила его. Епископ служил не только в праздничные дни, но и среди недели, и храмы, где он совершал богослужение, были всегда переполнены. 2 августа того же года скончался этот ревностный служитель Божий, смиренный монах, видный богослов и пламенный проповедник. Мы верим, что не останутся бесплодными семена, которые он сеял своим благодатным словом и своими вдохновенными трудами.

Из книги Священная Библейская история Нового Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Преосвященнейший Вениамин, епископ Владивостокский и Приморский, профессор, кандидат богословия Священная Библейская История Нового Завета Содержание:Предисловие. Введение.Краткие Сведения о Евангелии. Евангелие от Матфея. Евангелие от Марка. Евангелие от Луки.

Из книги София-Логос. Словарь автора Аверинцев Сергей Сергеевич

Из книги У Троицы окрыленные автора Тихон (Агриков)

Ученый владыка Архимандрит Вениамин (Милов) (1887–1954) Монахов множества наставника тя почитаем, отче наш Сергие: твоею бо стезею воистину право ходити познахом… (Стихира Преподобному Сергию) Тихой утренней звездой явился Сергий Преподобный на благодатном церковном

Из книги Граждане неба. Мое путешествие к пустынникам кавказских гор автора Свенцицкий Валентин Павлович

IX. О. ВЕНИАМИН На следующий день к о. Никифору пришли два пустынника - о. Вениамин и схимонах Трифиллий. Они принесли ему сухари в двух мешках, весом приблизительно по пуду.О. Трифиллию было по пути. Он живет на этой же горе, с версту от о. Никифора. О. Вениамин издалека, с

Из книги Русь уходящая: Рассказы митрополита автора Александрова Т Л

Митрополит Вениамин (Федченков) На Соборе 1945 г. я впервые встретил митрополита Вениамина (Федченкова), приехавшего тогда из Америки. Это был замечательный человек. Некогда отступив с Белой армией из Севастополя, он впоследствии основал русский приход на рю Петель, в 15–м

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

ВЕНИАМИН (Василий Галактионович Смирнов), архим. (1781–1848), рус. правосл. миссионер, переводчик Свящ. Писания на ненецкий язык. Род. в Архангельске. По окончании местной ДС В. остался в ней учителем, а затем был назначен ее префектом; в 1811 принял монашество. В 1825 в сане

Из книги Русские святые. Июнь–Август автора Автор неизвестен

Феодор, епископ Ростовский и Иоанн, епископ Суздальский - переложение мощей Святитель Иоанн, епископ Суздальский, по всей вероятности, родился в пределах Суздальско-Нижегородского княжества в начале XIV века. Он принял монашеский постриг в молодые годы. В 1350 году

Из книги Русские святые автора (Карцова), монахиня Таисия

Святитель Симеон, епископ Полоцкий, епископ Тверской (+ 1289) Память его празднуется 3 февр. в день преставления и в 1-ю Неделю после праздника свв. апостолов Петра и Павла (29 июня) вместе с Собором Тверских святыхСвятитель Симеонбыл епископом в Полоцке,но был вынужден

Из книги Новые мученики российские автора Польский протопресвитер Михаил

2. Вениамин, митрополит Петроградский I Полоса «изъятия церковных ценностей» до Петрограда дошла довольно поздно - в середине марта 1922 г.Главой Петроградской епархии в то время был митрополит Вениамин. Избрание его из викарных епископов в митрополиты состоялось летом

Из книги Патерик Печерский, или Отечник автора

Преподобный Вениамин Преподобный Вениамин в мирской своей жизни был купцом и имел много богатств. Однажды, слушая внимательно церковное богослужение, услышал он псаломское слово: погубиши вся глаголющия лжу, - и в тот час, относя эти слова к себе, сказал: если Господь

Из книги Святитель Тихон. Патриарх Московский и всея России автора Маркова Анна А.

Из книги Рождественские рассказы автора Черный Саша

Митрополит ВЕНИАМИН (Федченков) МАЛИНКА ЧУДЕСА ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА Это было давно. Приехал в Саровский монастырь новый архиерей. Много наслышан был он об угоднике Божием Серафиме, но сам не верил рассказам о чудесах батюшки. А может, и люди зря чего наговорили

Из книги Жития Святых Славных и Всехвальных Апостолов автора Филимонова Л. В.

Святые священномученики Маркелл, епископ Сикелийский, и Филагрий, епископ Кипрский Святые Маркелл и Филагрий были рукоположены во епископов. Они были современниками святого священномученика Панкратия Тавроменийского. Мощи святого Филагрия находятся на острове

Из книги Жития Святых. Ветхозаветные Праотцы автора Ростовский Димитрий

ВЕНИАМИН Младший сын Иакова от Рахили. Его мать умерла тотчас же по его рождении, что случилось близ Вифлеема, на пути Иакова из Месопотамии в землю Ханаанскую. В предсмертных родильных муках она назвала его Бенони, что значит «сын скорби моей», но отец дал ему другое имя

Из книги Софиология автора Коллектив авторов

Игумен Вениамин (Новик)

Из книги Ответственность религии и науки в современном мире автора Коллектив авторов

Из великого сонма подвижников благочестия и новомучеников, связанных с Саратовской епархией, самым почитаемым среди верующего народа является, несомненно, епископ Вениамин (Милов). Несмотря на то, что срок его пребывания на Саратовской кафедре был очень мал — менее полугода, добрая память, оставленная святителем в сердцах и памяти его паствы, жива и по сей день. Ежегодно 2 августа, в день его блаженного упокоения, на его могиле на Воскресенском кладбище Саратова собираются люди. Те, кто знал его при жизни, и те, кто лишь недавно услышали об исповеднике веры, почивающем в саратовской земле, приходят почтить его в своих молитвах. С утра до позднего вечера духовенство саратовских храмов служит панихиды и литии о приснопоминаемом епископе Вениамине. Многие верующие уверены в святости почившего подвижника, просят его предстательства перед Богом о себе и своих близких.

Епископ Вениамин (Милов) в полной мере разделил судьбу Русской Православной Церкви в один из самых тяжелых периодов ее истории. Все его служение в священном сане (1920-1955) проходило в годы гонений, и практически половину времени этого служения составляют сроки тюремного заключения, лагерей и ссылок. Он остался в памяти людей как ревностный, добросовестный священнослужитель и как духовник, способный наставить на исполнение евангельских заповедей людей самого разного склада. Только в конце ХХ века началась публикация его богословских трудов и личного архива. Знакомство с этими книгами и документами убеждает: перед нами — личность большого масштаба.

Эта ветка портала «Православие и современность» посвящается Владыке Вениамину. Здесь будут публиковаться его творения — книги, слова, поучения, проповеди, письма. Здесь Вы найдете воспоминания о святителе, свидетельства его почитания в верующем народе, статьи о нем.

В настоящее время Саратовская епархиальная комиссия по канонизации подвижников благочестия собирает материалы к прославлению приснопамятного епископа Вениамина в лике святых. В этой работе важно все — и свидетельства очевидцев, и рассказы о тех явлениях помощи Божией, которые последовали по молитвам к Владыке. Комиссия просит всех, кто может помочь в сборе материалов о епископе-исповеднике, или был свидетелем чудес, совершившихся по его предстательству, обращаться по телефону 8 (937) 266-32-04 или адресу электронной почты [email protected] .

Жизнеописание Вениамина, епископа Саратовского и Балашовского, исповедника

Епископ Вениамин (Виктор Дмитриевич Милов) родился в праздник Казанской иконы Божией Матери, 8 июля 1897 года в Оренбурге, в семье священника Димитрия Петровича Милова и его супруги Анны Павловны. У него было два брата старший Сергей и младший Александр. Детство и отрочество провел в Вятской губернии, где его отец нес священническое служение.

Несмотря на то, что он появился на свет в семье священника, в своем дневнике он подчеркивает, что не получил в семье церковного воспитания. Не было и привязанности к отцу, сам он позднее писал: «Отец нами мало занимался. При глубокой религиозности он был вспыльчив, раздражителен и грубоват… Напротив, мать всегда была с нами».

Обещание Богу стать монахом Виктор Милов дал после своего чудесного спасения, когда он с товарищем, катаясь на ялике, чуть не утонул в половодье на реке Вятке. Очень важны были для него и посещения монастырей — Яранского Вятской епархии и Белогорского недалеко от Перми.

Начав обучение в Яранском духовном училище, Виктор был в 1909 переведен в Вятское духовное училище, которое окончил в 1911 году. В 1917 году окончил Вятскую Духовную Семинарию по первому разряду и поступил в Казанскую Духовную Академию, где ревностно занялся учено-богословскими трудами. Среди преподавателей Академии он застал цвет казанского ученого монашества: архимандрита Гурия (Степанова; †1938), иеромонаха Иону (Покровского; †1925) и многих других. Почетным членом КДА оставался епископ Феодор (Поздеевский; †1937). Многие преподаватели и студенты Академии были воспитанниками преподобного старца схиархимандрита Гавриила Седмиозерного (Зырянова; †1915) и глубокая ученость сочеталась в них с личным монашеским подвигом. Студента Милова приглашали присутствовать на монашеских собраниях, проводимых на квартире архимандрита Гурия, и Виктор начинал всерьез задумываться о принятии иноческого пострига.

Первой его серьезной работой стало сочинение о Филоне Александрийском, которое было оценено на «пять с плюсом». Однако через год начались революционные события, и обучение было прервано. На некоторое время Виктор Милов уехал в Вятку к родителям, а затем оказался в Саратове ради хлебного пайка устроился на работу в красноармейскую канцелярию. Эта работа была засчитана ему в срок воинской службы.

В Саратове Виктор впервые ощутил над собой особое покровительство святого пророка Илии — того угодника Божия, на мольбу которого в страшные годы разгула богоотступничества в израильском народе Господь ответил: «Я оставил между израильтянами семь тысяч мужей. И всех сих колени не преклонились перед Ваалом» (3 Цар. 19,18). В 1919-1920 годах Виктор Милов — прихожанин Ильинской церкви в Саратове, в 1946-1949 годах бывал в Ильинской церкви в Сергиевом Посаде (тогда — Загорске), в 1954 году стал настоятелем Ильинского храма в городе Серпухове. Свои земные дни он окончил в праздник святого пророка Илии.

Проведя несколько месяцев за перепиской бумаг, он испросил благословения на монашество у затворника скита Саратовского Спасо-Преображенского монастыря. Прозорливый старец иеромонах Николай (Парфёнов; †1939) отправил Виктора с рекомендательным письмом в Московский Данилов монастырь, дал ему при этом духовные наставления и присовокупил: «Я бы у себя оставил тебя, раб Божий, да ты очень высок…». На прощание о. Николай заповедал чтецу Виктору иноческое правило: «Вот что ты сделай: поезжай в Москву. Я тебе дам письмо в Данилов. В Москве тебя постригут и назовут Вениамином. Это совершится недели через две по приезде твоем в Москву. Пасху ты будешь в Даниловом монастыре, последующее же направление твоей жизни определит тебе Сам Господь. Будешь монахом — прилежи к Иисусовой молитве. Читай ежедневно 600 молитв пополам: 300 — Иисусовых и 300 — Богородичных».

В 1920 году Виктор Милов приехал в Москву и поступил в Данилов монастырь. Среди его тогдашних насельников оказался бывший инспектор Казанской Духовной Академии Гурий (Степанов), уже епископ. Московская Духовная Академия, закрытая в 1917 году в Сергиевом Посаде, еще некоторое время продолжала функционировать в Москве под видом Богословского факультета, и Виктор Дмитриевич смог продолжить свое обучение. На праздник Благовещения в 1920 году он принял монашеский постриг с именем Вениамин и вскоре 12 апреля был рукоположен в иеродиакона. В день преставления преподобного Сергия 25 сентября 1920 года епископ Петр (Полянский; †1937), сам возведенный в тот же день в архиерейский сан, рукоположил иеродиакона Вениамина в иеромонаха. Набедренник надел на него Святейший Патриарх Тихон (Беллавин; †1925), наперсный крест — епископ Верейский Иларион (Троицкий; †1929). В 1922 году иеромонах Вениамин окончил МДА со степенью кандидата богословия, присужденную ему за сочинение «Преподобный Григорий Синаит. Его жизнь и учение». При работе над этим сочинением им были переведены с древнегреческого пять книг творений преподобного Григория Синаита.

«Думаю, что из Академии,— вспоминал владыка Вениамин,— я вынес определенную глубину мышления, способность к самостоятельной научной работе, жажду знания и уважение к серьезной научной мысли. Подробности содержания курсов от времени затушевались в памяти, но дух академической науки до сих пор витает в моей душе».

Занятия проходили в разных концах города, и в течение нескольких лет, при отсутствии транспорта в Москве, иеромонах Вениамин был вынужден совершать длительные многокилометровые передвижения. Это вызвало тяжелую болезнь ног, которая преследовала его всю жизнь.

В 1923 году, в день Благовещения, отец Вениамин был возведен епископом Гурием в сан архимандрита и был назначен наместником Московского Покровского мужского монастыря.

Духовная жизнь братии Покровского монастыря и дисциплина оставляли желать лучшего. Церковные нестроения тех лет вносили нестроения во все сферы монастырской жизни. Новому наместнику пришлось приложить немало усилий для того, чтобы более-менее наладить внутреннюю жизнь обители и прихода.

Он ежедневно служил и проповедовал, управлял народным хором, лично обучал прихожан церковному пению. Уже здесь между молодым наместником и паствой возникли самые добрые отношения: «С богомольцами у меня была близкая связь и любовь. Она выражалась в соборной молитве, сострадании и сорадовании. Любил я всех очень, но никого не выделял, относился к прихожанам ровно, от души желал спасения, прилепления ко Господу». Сохранилось полтора десятка его проповедей за 1928 год, но не в авторской редакции, а в записях прихожанок Покровского монастыря.

С 1926 года Покровский монастырь терпел разорения, а в 1929-м был закрыт его последний действующий храм. Тогда же, 28 октября 1929 года отец наместник был впервые арестован и препровожден на Лубянку, затем в Бутырку. Он был обвинен в обучении детей Закону Божию на дому («Поводом к подозрению послужил массовый наплыв детей в наш храм по праздникам», — объясняет владыка).

После полутора месяцев заключения в Бутырской тюрьме архимандрит Вениамин был этапирован и в течение трех лет отбывал срок исправительно-трудовым лагере в районе Медвежьегорска на ст. Масельгской. В «Дневнике инока» отец Вениамин кратко описывает эту ссылку и заключает: «Я благодарю Бога: все испытания… были для меня посильны». Господь «научил меня — сибарита и любителя спокойной жизни — претерпевать тесноту, неудобства, бессонные ночи, холод, одиночество… показал степени человеческого страдания». И, однако: «Совершенно разбита была моя душа… по возвращении из ссылки».

По окончании срока заключения в июле 1932 года отцу Вениамину не удалось устроиться на службу, он поселился в городе Владимире Ивановской области, где жил на пожертвования и внештатно служил псаломщиком в Никитском храме города. В это время отец Вениамин мог тайно выбираться в Москву, посещать своих духовных чад, работать над будущей магистерской диссертацией.

15 июня 1938 года он вторично был арестован, заключен во Владимирскую тюрьму и 31 июля 1939-го приговорен к восьми годам заключения в ИТЛ. Срок отбывал в Устьвымлаге. Подробности этой ссылки практически неизвестны, лишь с 1943 года духовные чада начали получать от него письма. В одном из них он писал: «Ртутный столбик так и скачет к 50 градусам. Отсюда — частые обморожения. В дни морозов бывает как-то жутко от стоящей за спиной смерти. Скоро ли протекут эти дни, не знаю…».

В годы Великой отечественной войны сталинская политика в отношении к Церкви временно изменилась — власти разрешили открывать храмы, уцелевшие монастыри и духовные школы. Так, в 1945 году началось возрождение монашеской жизни в стенах Троице-Сергиевой Лавры, а вскоре в ней вновь открылись духовные школы.

15 июня 1946 года архимандрит Вениамин был освобожден по состоянию здоровья с предписанием поселиться в городе Кимры Калининской области, но в этом же месяце по благословению Патриарха Алексия архимандрит Вениамин поступил в число братии Лавры, а с осени начал преподавать патрологию в звании доцента в Московской Духовной Академии.

Сохранились устные свидетельства об отце Вениамине в тот недолгий лаврский период. В числе его духовных чад в Лавре была Татьяна Борисовна Пелих (урожденная Мельникова), которая со времени открытия Лавры пела в хоре под управлением протодиакона Сергия Боскина. Со слов покойной матери вспоминает Е. Т. Кречетова (урожденная Пелих): «В Лавре появился высокий, худой, еще обритый, как ссыльный, монах. Поселился он вначале, как и другие, на частной квартире. Обнаружив, что у него множество болезней на почве долгого крайнего истощения, Татьяна Борисовна стала доставать ему лекарства, а главное — готовить для него овощные соки, чтобы хоть как-то помочь его организму окрепнуть. Пришлось также помочь обзавестись ему вещами, ибо у него не было совсем ничего».

В праздники, субботние и воскресные дни отец Вениамин служил раннюю литургию в храме Всех святых, в земле Российской просиявших. При этом он всегда проповедовал. Евхаристический канон отец Вениамин служил с особой проникновенностью и трепетом, всегда со слезами. Трепет охватывал и окружающих. С 1947 года начались службы в Трапезном храме. Здесь пел уже монашеский хор. Отец Вениамин сам регентовал за всенощными, а в Великий пост всегда пел басом в трио «Да исправится молитва моя…».

В июле 1948 года архимандрит Вениамин защитил диссертацию «Божественная любовь по учению Библии и Православной Церкви», получив степень магистра богословия, и был утвержден в звании профессора кафедры патрологии и в должности инспектора Академии.

Митрополит Санкт-Петербургский Владимир (Котляров), который в то время был воспитанником Московской духовной семинарии, вспоминал: «Это был удивительный человек. Ему нельзя было ехать в Загорск, у него был "101 километр", и, когда он просился в Лавру, покойный Святейший Патриарх Алексий говорил ему: "Вам же нельзя", а он ответил: "Я хочу умереть в Лавре"...

Когда наступил Рождественский пост, он служил каждый день раннюю Литургию, потреблял большую просфору и три стакана воды, и больше ничего не ел. Мы пришли в семинарию разными: сброд студентов — из армии, из консерватории, кто-то с высшим образованием, после потрясений войны, кто-то искал, кто-то готовился в монастырь. Среди этого сброда были ребята, которые выпивали: выпьют, бутылку в унитаз бросят, сантехник стал чистить — руку порезал. В таких случаях инспектор приходил в трапезную. Стоит. Там же в трапезной была вечерняя молитва, вечернюю молитву прочитали, он обращался, много не говоря: “Во-первых, не принято, чтобы в Семинарии пили студенты и бросали бутылку; во-вторых, вы не подумали о человеке, который за вами ухаживает. Вы же бросили бутылку, разбили её. Он стал её вынимать — руки поранил. Неужели нельзя было эту бутылку просто поставить в стороне, если вы боитесь, зачем же вы человеку, который вам служит, вместо благодарности испортили руку, а вдруг получится заражение, и он может остаться калекой? Это же бесчеловечно и жестоко”. Мы все стояли и не знали, куда деваться».

Архимандрит Вениамин преподавал в духовных школах апологетику, пастырское богословие, догматику и литургику. За неполные три года, проведенные на свободе, отец Вениамин тогда написал несколько работ: «Чтения по литургическому богословию», «Грехопадение человеческой природы в Адаме и восстание во Христе» (по учению преподобного Макария Великого), «Опыт приспособления “Догматики” митрополита Московского Макария (Булгакова) к потребностям современной духовной школы», собрание лекций по пастырскому богословию за 1947-1948 годы, собрал и обработал «Троицкие цветки с луга духовного» (по воспоминаниям преподобномученика архимандрита Кронида (Любимова; †1937), бывшего наместника Лавры).

Отец Вениамин много служил в храмах Лавры. Он всегда относился к службе с большой любовью и исключительным благоговением. К этому, лаврскому благодатному периоду относится большинство свидетельств о жизни владыки Вениамина — о том, как он служил, как проповедовал, каким был духовником.

Патриарх Алексий I записал в своем дневнике 11 февраля 1949 г.: «Архимандрит Вениамин был вчера, выехал в Загорск и не вернулся». 10 февраля 1949 года последовал третий арест архимандрита Вениамина — без суда и следствия, по приговору «особого совещания МГБ МО» он был бессрочно сослан на поселение в Казахстан. Об этом скорбном периоде жизни отца Вениамина повествуют его письма к протоиерею Тихону Пелиху и его супруге Татьяне Борисовне.

Снова усталость, болезни, голод, отсутствие постоянного крова над головой стали его уделом на целых пять лет. В начале этой ссылки он был назначен землемером в тракторную бригаду, где вынужден был в течение всего дня пешком обходить колхозные поля… Однако душа его более, чем болезнями и усталостью, была измучена невозможностью молитвы, участия в таинствах, интеллектуального труда. Вообще, ссылка в целинный Казахстан для духовенства была особо продолжительной изощренной пыткой, и владыка Вениамин в то время — в отдаленных казахских поселках — был страшно, неописуемо одинок.

За плечами 57-летнего отца Вениамина было уже почти 17 лет тюрем, лагерей и ссылок, когда в октябре 1954 года Патриарх Алексий I неожиданно вызвал его из Казахстана, где в конце ссылки он служил в Успенской церкви г. Джамбула. Архимандрит Вениамин 4 ноября 1954 года был назначен настоятелем храма святого пророка Илии в Серпухове. А 4 февраля 1955 года в Московском Богоявленском кафедральном соборе архимандрит Вениамин был хиротонисан в епископа Саратовского и Балашовского. Хиротонию совершали Патриарх Московский Алексий I, Католикос-Патриарх всея Грузии Мелхиседек, митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич; †1961) и еще семеро архиереев. Но владыка уже чувствовал, что дни его сочтены, и в своем слове при наречении во епископа сказал, что переживает уже «одиннадцатый час своей жизни».

В праздник Сретения Господня того же года владыка Вениамин прибыл на кафедру. Он постоянно совершал богослужения — не только в праздничные дни, но и по будням, обязательно проповедовал за каждой литургией. Благоговейное, сосредоточенное служение архиерея быстро расположило к нему саратовскую паству: храмы, где служил владыка, всегда были переполнены молящимися.

2 августа 1955 года, в день празднования памяти святого пророка Божия Илии, владыка Вениамин скоропостижно скончался. Отпевали епископа Вениамина архиепископ Казанский и Чистопольский Иов (Кресович; †1978) и епископ Астраханский и Сталинградский Сергий (Ларин; †1967). Скорбную телеграмму прислал Патриарх Алексий I. В течение ночи кафедральный собор не закрывался: непрерывным потоком верующие подходили к телу своего архипастыря. После отпевания гроб с телом Преосвященного Вениамина был обнесен по галерее вокруг собора. Погребен владыка Вениамин на саратовском Воскресенском кладбище, его могила очень почитается богомольцами, на ней часто служатся панихиды.

Владыка Вениамин (Милов) был эрудированнейшим русским богословом, блестящим исследователем православного догматического учения: его и Н. Н. Фиолетова (†1943) епископ Василий (Родзянко; †1999) называл каппадокийцами ХХ века. При жизни владыки Вениамина были опубликованы только отдельные его проповеди и статьи, все в Журнале Московской Патриархии за 1947-1948 годы: «Речь за литургией в Троице-Сергиевой Лавре в день победы над фашистской Германией 9 мая» (1947, № 5), «К торжествам в Троице-Сергиевой Лавре» (1947, № 8), «Слово на день святого Александра Невского» (1948, № 11) и другие. Современному читателю владыка Вениамин стал известен только в 1977 году, когда за границей, в Брюсселе, вышла в свет его книга «Чтения по литургическому богословию». Затем в «Журнале Московской Патриархии» была опубликована его работа «Преподобный Симеон Новый Богослов о цели христианской жизни» (1979, № 11; 1980, № 3-4) и проповеди: «В день памяти святого благоверного князя Московского Даниила» (1984, № 4), «О блудном сыне» (1988, № 2), «Чему нас учит пример Богоматери (на Сретение Господне)» (1989, № 2), «О самолюбии» (1991, № 6), «О действии благодати Духа Святого: Слово в день Святой Троицы 30 мая /12 июня 1927 года» (1995, № 6-8), «Три истины: Слово в день Святого Духа» (там же). «Творения» преподобного Григория Синаита, переведенные владыкой, увидели свет в 1999 году, а затем были опубликованы «Дневник инока. Письма из ссылки» (Троице-Сергиева Лавра, 1999), сборник проповедей разных лет «Крупицы слова Божия» (Троице-Сергиева Лавра, 1999) и «Пастырское богословие с аскетикой» (М., 2002). В 2011 году в издательстве Саратовской митрополии вышло издание его магистерской диссертации «Божественная любовь по учению Библии и православной Церкви», а в 2015 году там же посвященный ему сборник «Святая наука смирения».

В настоящее время Епархиальной комиссией по канонизации подвижников благочестия Саратовской епархии осуществляется сбор материалов к прославлению епископа Вениамина в лике святых.

При подготовке материала были использованы:

1. Вениамин (Милов), епископ. Божественная любовь по учению Библии и православной Церкви (Опыт раскрытия нравственной стороны православно-христианских догматов веры из начала любви). — Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2011.

2. Святая наука смирения. О жизни и духовном наследии епископа Вениамина (Милова). Письма. Проповеди. Редактор-составитель Наталья Горенок. — Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2015.

[Епископ Вениамин (Милов)]

— Слово к выпускникам Саратовской Духовной Семинарии [Епископ Вениамин (Милов)]

— Божие действие в людях [Епископ Вениамин (Милов)]

— Животворность знамения Креста Господня [Епископ Вениамин (Милов)]

— Советы христианину [Епископ Вениамин (Милов)]

Епископ Вениамин (Милов) Саратовский и Балашовский.

День памяти:
20.07/2.08 – день кончины (1955 г.)

Епископ Вениамин (Милов Виктор Дмитриевич) родился 8 июля 1887 года в городе Оренбурге в семье священника Димитрия Петровича Милова и его супруги Анны Павловны Миловой.

В 1890 году отца Димитрия перевели служить в уездный город Орлов Вятской губернии, а еще через несколько лет – в город Яранск Вятской губернии, где будущий Владыка начал учиться в духовном училище.

Сам Владыка в "Дневнике инока" писал: "Будучи учеником Духовного училища, я пономарил в Яранском Успенском соборе. Отец при этом был настолько строг, что не разрешал входить с кадилом в средний алтарь из бокового, где я раздувал кадило. Обычно приходилось ждать, когда диакон сам придет и возьмет его. К этому периоду относятся мои первые посещения вместе с матерью Яранского мужского монастыря (св. Анны Пророчицы)".
В монастыре серьезное влияние на мальчика оказал иеромонах Матфей (Швецов), причисленный позднее к лику святых.

В 1905 году отца Димитрия перевели служить в город Вятку, где он был назначен священником кафедрального собора.

В 1916-м Виктор окончил Вятскую Духовную семинарию.
Во время учебы в Вятской семинарии пел в хоре Александро-Невского собора, был книгодержцем у епископа Вятского Никандра (Феноменова).
Семинарию окончил вторым по успеваемости и был послан на казенный счет в Казанскую Духовную академию.

В Казанской Духовной академии Виктор Милов ревностно занялся учено-Богословскими трудами. Первой его работой, получившей оценку "пять с плюсом", было сочинение о Филоне Александрийском. Однако "сердце льнуло больше к монахам и церкви". По счастью, в Казанской академии ему, наконец, удалось встретить преподавателей, в которых глубокая ученость сочеталась с личным монашеским подвигом и миссионерским горением.
Многие из них, особенно преподаватели-монахи, окормлялись у преподобного Гавриила (Зырянова), постриженика Оптиной пустыни, а в описываемый период – наместника Седмиезерной пустыни под Казанью. Отец Гавриил воспитал целую плеяду церковных деятелей, сыгравших значительную роль в судьбах Русской Церкви в 1920-30-х годах: архиепископа Феодора (Поздеевского), архиепископа Гурия (Степанова), епископа Иону (Покровского), епископа Варнаву (Беляева), архимандрита Симеона (Холмогорова) и многих других. Известно также, что у отца Гавриила окормлялась святая преподобномученица Великая княгиня Елисавета Феодоровна и некоторые из сестер ее обители.
Почти все указанные отцы и архиереи (и целый ряд других) составляли цвет казанского ученого монашества. Но душой казанского академического иночества был инспектор архимандрит Гурий (Степанов), будущий архипастырь. Выдающийся Богослов, востоковед, знаток буддизма, переводчик Богослужебных книг на языки народов Центральной Азии, он сыграл огромную роль в монашеском становлении будущего владыки Вениамина. В своей квартире архимандрит Гурий устраивал монашеские собрания, на которых преподаватели и студенты могли свободно обмениваться мыслями.
В академической церкви практиковалось строгое уставное пение, в котором Виктор неизменно принимал участие. К казанскому же периоду относятся первые проповеднические опыты тогда еще студента Виктора Милова – и это также по настоянию отца инспектора.

За неделю до Рождества 1917-18 года, по совету отца Гурия, Виктор съездил в город Свияжск, где в монастыре на покое жил слепой игумен. Старец благословил юношу принять монашеский постриг, сказав, что необходимо раздувать искру Божию в душе, пока она горит.

Однако на пороге был 1918 год. И тихая дотоле Казань стала ареной столкновения белых и красных отрядов. В академии провели ускоренные экзамены, и студенты разъехались кто куда.

Вопреки старческому благословению провести лето в Оптиной пустыни, Виктор уехал в Вятку к родителям и полтора года скитался без определенных занятий, пока не оказался в Саратове.

Там ради хлебного пайка устроился на работу в красноармейскую канцелярию. Эта работа была засчитана ему в срок воинской службы. После шести месяцев работы Виктор Милов испросил благословения на монашество у затворника скита Саратовской Преображенской обители. Прозорливый старец иеромонах Николай (Парфенов) отправил его с рекомендательным письмом в Московский Свято-Даниилов монастырь и присовокупил: "Я бы у себя оставил тебя, раб Божий, да ты очень высок пожалуй, меня укусишь..."
На прощанье отец Николай заповедал Виктору иноческое правило: "Будешь монахом – прилежи к Иисусовой молитве. Читай ежедневно 600 молитв пополам: 300 – Иисусовых и 300 – Богородичных".

В Свято-Данииловом монастыре среди насельников оказался бывший инспектор Казанской Духовной академии Гурий (Степанов), уже епископ и настоятель Покровского монастыря, которому нужен был помощник.

7 апреля, на Благовещенье 1920 года в Данииловом монастыре епископ Гурий постриг Виктора в монашество с именем Вениамин в честь священномученика Вениамина Персидского, диакона.
12 апреля в Данииловом монастыре епископ Феодор (Поздеевский) рукоположил отца Вениамина во иеродиакона.
8 октября 1920 года в Данииловом монастыре епископ Петр (Полянский) рукоположил отца Вениамина во иеромонаха. В тот день сам владыка Петр был хиротонисан во епископа архиереями во главе со Святейшим Патриархом Тихоном.

С 8 октября 1920 года иеромонах Вениамин – наместник Московского Покровского монастыря (настоятелем монастыря был епископ Гурий).
Продолжал обучение в Духовной академии.

В том же году Святейшим Патриархом Тихоном награжден набедренником и епископом Верейским Иларионом (Троицким) – наперсным крестом.

И в 1920 же году завершил свое образование в Духовной академии, ютившейся тогда в разных местах Москвы. Кандидат Богословия – за сочинение "Преподобный Григорий Синаит. Его жизнь и учение", при подготовке которого были переведены с древнегреческого пять книг творений преподобного.

С 1923 года – архимандрит.
"В сан архимандрита возвел епископ Гурий в день Благовещения в Великую Субботу при своем служении в Покровском монастыре", – писал позже владыка Вениамин.

Будучи наместником Покровской обители, отец Вениамин не прерывал связи с Данииловым монастырем, который, став после революции средоточием духовной жизни, имел огромное значение для судеб Русской Церкви в период 1917-30 годов.
Богоборческая власть поставила своей задачей полную ликвидацию Православной Церкви и прежде всего – духовенства и священноначалия. В результате действий ГПУ к 1925 году более шестидесяти архиереев были лишены своих кафедр и высланы за пределы своих епархий. Многие из них съехались в Москву, и большая часть их нашла приют в Данииловом монастыре, настоятелем которого с мая 1917 года был архиепископ Феодор (Поздеевский).
В 1920-е годы архиепископ Феодор привлек в Свято-Даниилов монастырь единомысленную ему ученую братию, и жизнь монастыря пришла в состояние расцвета. Этот расцвет оказался важным для Церкви, для ее противостояния обновленчеству и расколу.
По словам прихожан, "службы в Даниловом в те годы были небесные... Часто служили сразу несколько архиереев. Даже канон читали и канонаршили нередко архиереи. Проповедовали".
"...И эти Божественного вида архиереи, поющие ангелоподобно, и фимиам от каждения, освещаемый солнцем, – все произвело на меня поразительное впечатление святости – и люди, и службы", – вспоминал позднее владыка Вениамин, повторяя и подтверждая впечатление протоиерея Василия Серебренникова.
Вскоре после возведения во архимандрита он был назначен Патриархом Тихоном на Сергиевскую кафедру, но от архиерейства отказался.
После кончины Святейшего Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Нижегородским Сергием (Страгородским) был назначен епископом в город Нолинск Вятской епархии, но хиротония из-за отказа кандидата не состоялась.

В 1927 году, когда Церковь уже два года бедствовала без Патриарха и были арестованы непосредственный преемник Святейшего митрополит Петр (Полянский) и множество архиереев (в одном только Данииловом монастыре арестовали пятнадцать архиереев, а также часть братии), Церковь оказалась перед новым искушением. Таковым явилась Декларация митрополита Сергия (Страгородского) об отношении Церкви к советской власти.
Многие церковные люди не смогли принять ее безоговорочной лояльности к кровавому богоборческому режиму. Расширение же митрополитом своей власти до уровня патриаршей в отсутствии возможностей проведения Поместного Собора рассматривалось многими как узурпация власти Патриарха.

Ночью 28 октября 1929 года архимандрит Вениамин одновременно получил две повестки: одну – о закрытии последнего монастырского храма (монастырь к тому времени официально был закрыт уже около двух лет), и вторую – об аресте.
Он был заключен в Лубянскую тюрьму. Вскоре переведен в Бутырскую, а затем – в Таганскую тюрьму.
Обвинен в нелегальном преподавании детям Закона Божия.
24 ноября 1929 года осужден коллегией при ОГПУ.
Приговор: 3 года концлагерей.

О кошмаре пути и лагерной жизни вспоминал сдержанно и скупо. Собственно, пыткой был уже сам способ доставки арестованных к месту ссылки: восемь суток без движения на трехэтажных нарах, головой к конвою, в мучениях от голода и жажды.
В пункте, куда была доставлена партия арестованных – эпидемия тифа, холод, скученность, невозможность отдыха хотя бы на короткое время. Тогда взмолился Владыка: "Господи, если сегодня, в эту же ночь, Ты не выведешь меня отсюда, я умру. Спаси меня, Господи!.. Силы угасли. Я изнемог". В ту же ночь он был отправлен по этапу в другое место.

С конца 1929-го по 1932 год он содержался в Соловецком лагере особого назначения.
Описав в своем "Дневнике инока" ужасы тюрем, этапов и лагерей, отец Вениамин сделал неожиданное заключение: "Я благодарю Бога: все испытания... были мне посильны. Господь научил меня – сибарита и любителя спокойной жизни – претерпевать тесноту, неудобства, бессонные ночи, холод, одиночество, показал степени человеческого страдания".

В 1932-1937 годах – на поселении во Владимирском районе Ивановской области.
Будучи на поселении, служил в Никитском храме города Владимира сверхштатным священником с обязанностями псаломщика.
Этот период оказался для отца Вениамина относительно благополучным: несмотря на неусыпный надзор, ему удавалось ускользать в Москву, к своим духовным чадам, где он проводил время в молитве и Богословских исследованиях. Результатом этой работы, в частности, явилась магистерская диссертация, защищенная впоследствии в Московской Духовной академии.

Однако настал 1937 год – год "решительного удара" по Церкви. Священники арестовывались, ссылались и расстреливались сотнями и тысячами. Чаша сия не миновала и отца Вениамина.

15 июня 1938 года он был арестован, обвинен в антисоветской агитации и в членстве в контрреволюционной организации. Подвергался пыткам.
31 июля 1939 года приговорен к восьми годам лишения свободы.

Находился в заключении в Устьвымлаге (Коми АССР).
Затем жил в ссылке в городе Котласе Архангельской области.
Проживал в городе Кимры Тверской области.
Об этом времени свидетельств почти не осталось. Только с 1943 года духовные чада начали получать от него письма.

Святейшему Патриарху Алексию I удалось вызволить отца Вениамина из ссылки.
В июне 1946 года он поступил в число братии Свято-Троицкой Сергиевой лавры.
С осени начал преподавать патрологию в Московской Духовной академии в звании доцента.
С 21 января 1947 года стал заведующим кафедрами патрологии и пастырского Богословия.
В числе его духовных чад в лавре была Татьяна Борисовна Пелих (урожденная Мельникова), которая со времени открытия лавры пела в хоре под управлением протодиакона Сергия Боскина. Ее дочь, Е.Т. Кречетова вспоминала со слов матери: "В лавре появился высокий, худой, еще обритый, как ссыльный, монах. Поселился он на частной квартире. Обнаружив, что у него множество болезней на почве долгого крайнего истощения, Татьяна Борисовна стала доставать ему лекарства, а главное – готовить для него овощные соки, чтобы хоть как-то помочь организму окрепнуть. Пришлось также помочь обзавестись ему вещами, ибо у него не было совсем ничего".
В праздники, субботние и воскресные дни отец Вениамин служил раннюю литургию в храме Всех Святых, в Земле Российской просиявших. При этом он всегда проповедовал.
С 1947 года начались службы в Трапезном храме. Здесь пел уже монашеский хор.
Отец Вениамин сам регентовал за всенощными, а в Великий пост всегда пел басом в трио с отцом Антонием (тенор) и протодиаконом Даниилом (баритон): "Да исправится молитва моя..."
С 1947 года отец Вениамин стал исповедовать.

В июле 1948 года архимандрит Вениамин защитил диссертацию "Божественная любовь по учению Библии и Православной Церкви", получив степень магистра Богословия.
15 октября 1948 года был утвержден в звании профессора кафедры патрологии и в должности инспектора Московской Духовной академии и Московской Духовной семинарии.

В июне 1949 его попросили зайти по какому-то маловажному делу в отделение милиции лавры. Назад он уже не вернулся: без суда и следствия был отправлен в Казахстан на положении ссыльного.

В 1949-54 годах проживал в ссылке в городе Джамбуле в Казахстане.
В ссылке работал писарем, сторожем, истопником.
Об этом периоде его жизни свидетельствуют письма Татьяне Борисовне и Тихону Тихоновичу Пелих. Усталость, болезни, голод, нищета, зачастую отсутствие крова над головой стали его уделом на целые пять лет. А ведь ему было уже 62 года и за плечами – двенадцать лет лагерей и ссылок. Но при малейшей возможности отец Вениамин занимался интеллектуальным трудом.
Пять лет прошли в муках, в попытках выяснить причину ссылки и изменить "меру пресечения".

В октябре 1954 года Патриарх Алексий I неожиданно вызвал архимандрита Вениамина в Одессу, затем они прилетели в Москву.

С октября 1954 года Батюшка – настоятель храма святого пророка Илии в Серпухове.

4 февраля 1955 года в Богоявленском Патриаршем соборе Святейший Патриарх Алексий I, Католикос-Патриарх всея Грузии Мелхиседек, митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) и еще семеро архиереев хиротонисали архимандрита Вениамина во епископа Саратовского и Балашовского.

Владыка прибыл на кафедру в праздник Сретения Господня. С этого времени он служил постоянно – не только в праздничные дни, но и по будням, неизменно проповедовал за каждой литургией.
Храмы, где служил Владыка, всегда были переполнены молящимися. Вдохновенный проповедник, автор известных Богословских трудов по литургическому Богословию, догматике и аскетике, организатор церковного народного пения, прекрасный регент. Аскет в пище и всем остальном. Был требователен к подчиненным, но особенно строг и требователен к себе. Был очень уважаем и любим.

2 августа 1955 года, в день празднования памяти святого пророка Божия Илии, владыка Вениамин скоропостижно скончался.
Место захоронения: Саратов, Воскресенское кладбище.

Вечером 3 августа в Троицком соборе служился парастас. Отпевали епископа Вениамина архиепископ Астраханский и Сталинградский Сергий (Ларин), архиепископ Казанский и Чистопольский Иов (Кресович). Скорбную телеграмму прислал Патриарх Алексий I.

Литература:
1. Епископ Вениамин (Милов). Дневник инока. Письма из ссылки. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1999.
2. Епископ Вениамин (Милов). Три истины// ЖМП. 1995.
3. Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т.2. С. 146-147.
4. Сергия, инокиня Свято-Успенского Александровского женского монастыря. За Христа пострадавшие в земле Владимирской. Краткий биографический справочник. Машинопись. С. 39.
5. За Христа пострадавшие в земле Владимирской: Синодик и биографический справочник. Свято-Успенский епархиальный женский монастырь. Александров, 2000. С. 29.
6. Протоиерей Алексий Cухих. "Вспомним поименно". Кн. 3. Киров (Вятка), 2004 г. С. 17-20.
7. Православная энциклопедия/ Под. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Т. 7: Варшавская епархия-Веротерпимость. М.: "Православная энциклопедия", 2004. С. 637-638.
8. http://www.eparhia-saratov.ru
9. http://pstbi.ru
10. http://www.vladkan.ru

Loading...Loading...