Конспекты уроков по окружающему миру в начальных классах. План-конспект урока по окружающему миру

Мяленко Елена Владимировна
Учебное заведение: МАДОУ №13, Детский сад №13
Краткое описание работы: Чтобы что-то или кого-то полюбить, мы должны об этом узнать, изучить... Мы любим птиц и заботимся о них, потому что знаем о них многое: знаем о жизни птиц, о видах из Красной Книги, как трудно им бывает зимой, но и не легко весной, почему им бывает плохо или хорошо...Спросите нас!

Валеева Марина Владимировна
Учебное заведение: МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №16 г. Сыктывкара
Краткое описание работы: На данном уроке, уроке - экскурсии дети поподробнее узнают о жизни растений осенью в своем городе. Дети расширят свои представления о о характерных признаках осени в неживой природе, понаблюдают осенние изменения в жизни растений; познакомятся с многообразием окраски и форм листочков деревьев в данный период, также дети могут собрать на природе материал для уроков трудового обучения и для личного творчества дома.

Ерусланова Надежда Николаевна
Учебное заведение: МБДОУ №50 "Северянка"
Краткое описание работы: Интегрированное занятие в подготовительной группе ознакомление с миром природы. Живая природа.Поможет расширить знания детей о разнообразии мира птиц,- формировать умения выделять характерные особенности разных птиц. - учить составлять паспорт дл

Нестерова Татьяна Александровна
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 30
Краткое описание работы: Конспект урока разработан для ознакомления учащихся с растительным и животным миром тайги и для развития у учащихся познавательной активности, умения работать с картой, атласом.

Маркова Светлана Евгеньевна
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №4" г.Меленки
Краткое описание работы: Данный урок предназначен для знакомства со свойствами воды обучающихся начальной школы через проведение ими эксперимента. Возможно использование помощи обучающихся 6 класса, обладающих первоначальными навыками экспериментальной химической деятельности, также полученными в рамках бинарных уроков по химии, биологии и окружающему миру. Обучающиеся начальной школы получат возможность встречи с самим Д.И. Менделеевым, поработают с его Периодической системой элементов (на узнавание элементов), ознакомятся с формулой воды и правилами по технике безопасности при работе в кабинете химии. Следуя инструкционной карте, ребята получат возможность для изучения таких свойств воды, как прозрачность, текучесть, универсальный растворитель. Также обучающиеся благодаря водной раскраске разгадают одну из пословиц и воде.

Горбачева Зоя Владимировна
Учебное заведение: КГУ "Буденновская общеобразовательная школа"
Краткое описание работы: По типу это урок усвоения новых знаний. Содержание урока соответствует учебной программе познания мира курса 2 класса. Изучаемый на уроке материал относится к разделу «Жизнедеятельность животных». При изучении данного раздела учащиеся знакомятся с разнообразием животного мира Казахстана, с тем, как животные приспосабливаются к среде обитания и т.д.

Коткова Наталья Юрьевна
Учебное заведение: Детский сад № 53 "Детский сад комбинированного вида"
Краткое описание работы: Конспект познавательного занятия для детей подготовительной группы "Птицы в гости к нам"Цель: формирование представлений об особенностях внешнего вида различных видов птиц.Задачи: способствовать овладению конкретных представлений детей о внешних особенностях птиц, познакомить с перелётными птицами.

Малолетова Виктория Александровна
Учебное заведение: ГБПОУ РО "ШПК"
Краткое описание работы: Тема: «Времена года».Педагогическая цель: Закрепление представлений у детей об основных признаках всех времен года, умение самостоятельно находить их и выражать в речи. Воспитывать любовь, бережное отношение к природе.

Колмык Виктория Николаевна
Учебное заведение: ГБПОУ КК ЕПК
Краткое описание работы: Сценарий КТД.Работа проводится в классе. Нужно создать своего рода проект, стенгазету к 9 мая. Цель: Разработать проект к празднику «дню победы».Задачи: 1. Образовательная.Формировать способности обучающийся к новому способу действий, как на классных часах, так и на внеурочной деятельности. 2. Развивающая.Формировать у детей образа родной страны, Родины, развивать патриотизм, исследовательские навыки.3. Воспитывать. Воспитывать любовь к родине, к истории страны.

Вишнякова Надежда Михайловна
Учебное заведение: МК ОУ «Краснинская школа – интернат»
Краткое описание работы: Цель: воспитывать у учащихся бережное отношение к природе.Задачи:-способствовать воспитанию любви к лесным богатствам нашей Родины;-осуществлять патриотическое воспитание;- развивать речь, психические процессы; - прививать любовь, бережное отношение к природе


План-конспект урока по окружающему миру по ФГОС

В данном разделе образовательного портала Конспектека представлены планы-конспекты уроков по окружающему миру. Конспект урока окружающего мира представляет собой подробный план, включающий содержание и подробное описание этапов занятия по этой учебной дисциплине.

Грамотно составленный конспект урока служит преподавателю опорным планом проведения занятия, а также является документом, который используется при аттестации учителей окружающего мира. Поэтому можно сказать, что планы-конспекты уроков играют важную роль в процессе построения грамотного и эффективного процесса обучения окружающему миру в школах России.

По новым требованиям государственных образовательных стандартов нового поколения (ФГОС) план-конспект урока окружающего мира должен отвечать следующим требованиям: цели, задачи и методы проведения урока должны отвечать возрастной группе учеников, цели и задачи занятия должны быть четко сформулированы, ход урока должен способствовать выполнению поставленных задач и достижению целей.

Главными составными элементами конспекта урока по окружающему миру являются: тема, цели, задачи, вид, форма проведения, последовательность этапов, методические материалы и техническое обеспечение.

На учебно-методическом портале Конспектека можно скачать конспекты уроков окружающего мира бесплатно

Преподаватели могут разместить планы-конспекты уроков на различные темы на нашем Интернет-ресурсе и получить именные свидетельства о публикации авторского материала. Размещая свои наработки, Вы даете другим учителям окружающего мира перенять Ваш опыт и помогаете коллегам совершенствоваться. Все авторские наработки по окружающему миру на нашем портале можно совершенно бесплатно скачать в целях ознакомления.

Помимо конспектов по окружающему миру на нашем сайте Вы найдете разработки по литературе , русскому , математике и всем другим предметам из учебной программы российских школ.

Окружающий мир, 1 класс «В подводном мире».


Конспект урока по окружающему миру. 1 класс.

Материал пригодится учителям начальных классов, работающих по разным программам, может быть полезен воспитателям детских садов. Дети узнают, чем рыбы отличаются от других животных, на какие группы распределяют рыб. Ребята научатся анализировать и обобщать информацию, затронут вопросы экологии.
Цель: изучение особенностей внешнего строения и отличительных признаков рыб в связи с водным образом жизни.
Задачи:
* научить отличать рыб от других групп животных по определенным признакам (чешуя, жабры);
* учить делать выводы на основе наблюдений;
* развивать коммуникативные качества детей: умение слушать и понимать речь одноклассников,
* сотрудничать с ними, оформлять свою мысль в устной речи;
* развивать умение наблюдать, делать выводы;
* воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма: урок – мини-исследование.
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, практический, иллюстративный, словесный, наглядный.
Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре.
Оборудование: музыка с шумом моря, карточки с надписями для схем «Признаки рыб», «Виды рыб», плакат «Строение тела рыбы», картинки морских пресноводных и аквариумных рыб, клей, конверты с вырезанными из картона частями тела рыбы: голова, туловище, хвост, чешуйки. (1 конверт на парту, так как дети работают группами), удочки и рыбы на магнитах, персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, учебник Поглазова О.Т. «Окружающий мир», рабочая тетрадь часть 2.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.

Учитель: На какие группы можно распределить природные объекты? (природные объекты живой и неживой природы, предметы, сделанные руками человека)
- Перечислите объекты неживой природы.
- Что относится к объектам живой природы?
- Объекты какой группы живой природы мы изучаем? (группу животных)
- Какие свойства живых существ есть у всех животных? (животные – это часть живой природы. Они питаются, растут, развиваются, дают потомство).
- С какими группами животных мы уже познакомились? (млекопитающие, птицы, насекомые)
- По какому признаку животных относят к млекопитающим? (все млекопитающие вскармливают своих детенышей молоком)
- К какой группе отнести кита и дельфина?
- Каких животных относят в группу насекомых? (животные у которых 6 ног)
- Какой отличительный признак птиц? (тело покрыто перьями)
3. Постановка проблемы, выдвижение гипотезы.
Учитель: Ребята, о ком мы будем говорить сегодня, вы узнаете, отгадав загадку:
Крылья есть, да не летает,
Глаза есть, да не мигает,
Ног нет, да не догонишь.

Учитель: Какая же тема нашего урока? Чему должны на уроке научиться? (Дети сами формулируют тему урока)
Рыбы
Учитель: Мы познакомимся с основными признаками этой группы животных, с их многообразием.
На доску вывешивается надпись: «Признаки рыб»
Учитель: Ребята, сейчас мы отправляемся в подводный мир. Вы побываете в роли исследователей, узнаете много нового и интересного.
Звучит музыка звуки моря.
4. Организация исследовательской деятельности по решению проблемы
4.1. Внешнее строение и отличительные признаки рыб.

Учитель: Давайте приступим к исследованиям, выясним, что общего у всех рыб. Из каких частей состоит тело рыбы?
Работа в учебнике. Работа у доски с картинкой, дети выходят и показывают строение тела рыбы.


Учитель: У вас на партах лежат отдельные части тела рыбы. Составим модель рыбы и назовем ее части тела.
В виде аппликации дети составляют рыбу, клеят на синий картон основные части рыб: голову, туловище, хвост.


Учитель: Ребята, кто догадался, почему эта рыба называется „красноперка“? (У нее красные плавники, похожие на перышки.)
- Значит, «крылышки» у рыбы – это ее плавники, с помощью которых она плывет в воде, то выше, то ниже. А за направление ее движения отвечает хвост. Карп пробует пищу хвостом. Послушайте еще одну загадку:
У родителей и деток
Вся одежда из монеток.

Учитель: Что это за одежда? (Чешуя.)
- Какая часть тела не покрыта чешуей? (голова, хвост)
- Для чего рыбам нужна чешуя?
На доске составляется схема «Признаки рыб»
Чешуйки защищают рыб от повреждений, от проникновения вредных микроорганизмов. В момент движения чешуйки и слизь, покрывающая все тело рыбы, помогают рыбке быстро передвигаться в воде. Рыба-меч может развивать скорость до 90 км/ч.
Учитель: Рассмотрите в учебнике, как чешуйки расположены друг к другу? (они наслаиваются друг на друга)
Учитель: А теперь попробуем самостоятельно с помощью вырезанных из бумаги кружочков смоделировать «одежду» рыб. Оказывается, это не так-то просто. Чтобы получилась надежная защита для тела рыбы, нужно положить «чешуйки» определенным образом. Откуда лучше начинать выкладывать чешуйки? (с хвоста) Распределите обязанности в паре, чтобы выполнить работу быстро и правильно.
Дети из бумажных кружков моделируют чешую рыбки.


Учитель: Посмотрите на свои макеты рыб, у вас получились разные рыбки, но что общего у всех рыб?
Дети: Строение тела, чешуя.
Учитель: А если бы у нас в руках были живые рыбки, куда бы мы их отпустили? (в воду)
- Значит, не только строение тела объединяет рыб, но и среда обитания.
- В какой части тела расположены глаза? (на голове)
- Чем глаза защищены у человека? (веками)
- Человек моргает каждые 10 секунд 1-2 раза.
- Рассмотрите в учебнике и скажите, в чем особенность глаз рыб?
Дети рассматривают и высказывают свои предположения, что вокруг глаз нет век.
Учитель: Окружающая вода увлажняет и очищает их глаза. Рыба никогда не мигает. У многих рыб хорошее зрение.
Учитель: Человек в воде может не дышать только полторы минуты, потому что дышит легкими. А рыба живет под водой всю жизнь, потому что дышит жабрами.
Учитель: Почему про рыбу говорят: « В воде играет, а на земле умирает»?
Дополняется схема на доске: «Признаки рыб»: чешуя, жабры.


Учитель: Чем отличатся рыбы от других групп животных?
Дети: У рыб есть чешуя и дышат они жабрами.
Учитель: Что общего у рыб?
Дети: Все рыбы живут в воде, плавают с помощью хвоста и плавников.
Физкультминутка.
4.2. Многообразие рыб.
Учитель: Ребята, каких рыб вы знаете? Послушайте загадки:
Опасней всех в реке она!
Хитра, прожорлива, сильна. (Щука)
Эта рыба плоская, как блин,
И все время лежит на дне. (Скат)
Там, где сыро и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом)
Я всеми и всегда
Узнаюсь без труда.
Полосатый пиджачок,
Ярко-красный плавничок. (Окунь)

При отгадывании загадок картинки с рыбами вывешиваются на доску.
Учитель: Ребята, а где живут рыбы?
Дети: В реке, озере, пруде.
Учитель: Как называются такие рыбы? (речные, озерные)
- Как называются рыбы, живущие в море? (морские)
- А у нас дома, где могут жить рыбы? (в аквариуме)
- Как мы называем таких рыб? (аквариумные)
На доске составляется схема «Рыбы»: аквариумные, пресноводные, морские.
1 группа - аквариумные рыбки.
Ученик 1: Первые аквариумы появились в Древнем Египте, люди устраивали специальные бассейны для рыб в садах и парках. От солнца они были защищены специальными навесами. Царь Ассирии украсил каменными чашами с водой одно легендарные висячие сады Семирамиды.
Ученик 2: Первым человеком, который решил разводить золотых рыбок в деревянных бочках, был китайский правитель Тин Цян.
Учитель: В наше время аквариумы можно встретить повсюду: дома, в школах, детских садах, офисах. Аквариумные рыбки очень красивы, посмотрите на них в учебнике.
(На доске тоже можно устроить выставку картинок)


Мой аквариум огромный,
Как домашний океан,
За стеклом струится скромный
Пузырьков живой фонтан.
Там, в аквариуме, рыбка,
У неё подводный дом,
Рыбка двигается гибко,
Машет веером-хвостом.
Эта рыбка не простая -
Золотой её наряд,
Ярко радугой блистая,
Завораживает взгляд.
Между водорослей нежных,
Возле камешков на дне
Рыбка плавает неспешно,
И живёт на радость мне.

2 группа – пресноводные рыбы.
Учитель: На земле много водоемов с пресной водой – реки, озера, пруды, каналы, ручьи. В них встречается большое разнообразие рыб.
Работа с учебником: дети читают и запоминают название рыб.
Ученик 1: Щука – хищница. Живет в реке и озере. Поедает мелких рыбешек, лягушек. Щука – рыба-санитар. Откладывает около 1 000 000 икринок. Может жить до 50 лет.
Ученик читает стихи:
Щука - рыба хищная,
Малосимпатичная,
Длинная, пятнистая,
Хитрая и быстрая.
Любит карасей гонять,
Не давая им дремать.

Ученик 2: Рыба – угорь «сухопутная». Может обходиться без воды – 36 часов. Переползает из одного водоема в другой, посреди ночи, только воздух должен быть влажным.


Учитель: В Красную книгу занесено 10 видов исчезающих рыб. Среди них осетр, стерлядь и другие.
3 группа – морские рыбы.
Ученик 1: Жизнь в морях необычайно разнообразна. Там обитает более 25 тысяч видов рыб. Самые красивые и необычные рыбы – это морские. Известно более 200 видов акул. Большинство из них жестокие хищники. Они питаются другими животными, могут нападать на людей. Самая большая рыба на земле – китовая акула. Весит 30 тонн, а в длину достигает от 15 до 20 метров. Питается планктоном, рачками.

Ученик 2: Интересна рыба морской черт, обитающая в черном море. Рыба имеет сплюснутую голову с зубастой пастью. На голове не только глаза, но и удочка, ее конец похож на червя, который привлекает рыб (скумбрию, сельдь)


Звуки моря. Игра «Рыбалка»: дети под музыку моря вытаскивают из ведра удочкой бумажных рыбок и прикрепляют на доску. работа со схемой: нужно распределить на группы: пресноводные, морские, аквариумные. Можно распределять просто картинки по группам.
4.3. Загрязнение водоемов.
Учитель: Ребята, в любой ли воде могут жить рыбы? А в какой воде им трудно будет жить, они могут погибнуть? Что должен сделать человек, чтобы рыбы не погибли?
Просмотр презентации из 3 – 4 слайдов о загрязнении водоемов (по усмотрению педагога)
Вывод: «Мы должны помнить, что нельзя отдыхая у водоемов загрязнять воду. В ней живут рыбы».
Учитель: А вы знаете, что рыбы кашляют. К такому выводу пришли американские ученые. Услышать рыбий кашель им удалось с помощью специального оборудования.
5. Обобщение.
Учитель: Какие отличительные признаки есть у группы рыб? (жабры, чешуя)
- Что общего у всех рыб? (Строение, среда обитания)
- Чем отличаются рыбы? (Окраской, размером, формой туловища, плавников, хвоста).
6. Рефлексия.
Дети читают стихи.
На закате дремлет пруд.
По воде круги плывут –
Это маленькие рыбки
Разыгрались там и тут.
Любо им водой плеснуть,
Чешуей на миг блеснуть, -
Рыбкам выпрыгнуть на воздух,
Все равно, что нам нырнуть.

Урок по окружающему миру (1 класс)

Почекаева Ирина Александровна (учитель начальных классов) МБОУ "СОШ №1" г.Курска
Тема урока: Что это за листья?
Тип урока: изучение нового материала
Форма проведения урока : комбинированный урок (исследование).
Дидактическая цель урока:
создать условия для развития у учащихся умения самостоятельно размышлять как основы познавательной активности младших школьников;
познакомить с общими признаками и разнообразием листьев; учить описывать строение листьев по плану, приводить примеры.
Методы: проблемный, частично-поисковый, практический, иллюстративный, словесный, наглядный.
Основные понятия урока:
деревья возле школы;
листья деревьев, разнообразие их формы и осенней окраски;
распознавание деревьев по листьям.
Планируемые предметные результаты освоения материала
предметные УУД:
наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях;
узнавать листья в осеннем букете, в гербарии, на рисунках и фотографиях;
сравнивать и группировать листья по различным признакам;
описывать внешний вид листьев какого-либо дерева.
метапредметные УУД:
строить простые речевые высказывания с использованием изученных природоведческих терминов;
понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить.
личностные УУД:
принятие нового статуса «ученик»,
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки;
ценностное отношение к природе.
регулятивные УУД:
формулировать тему и цель урока с помощью учителя;
учиться высказывать свое предположение на основе работы с гербарием, с опорой на свой жизненный опыт;
определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.
познавательные УУД:
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя гербарий, информацию, полученную на уроке и свой жизненный опыт;
переработать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельно выводы.
коммуникативные УУД:
слушать и понимать речь учителя и других учеников, вести диалог;
работать с соседом;
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Оборудование:
листья разных пород деревьев, цветные карандаши, смайлики, ватман, клей.
Техническое обеспечение:
компьютер, демонстрационный экран, мультимедийный проектор.
Учебно-методическое обеспечение:
учебник “Окружающий мир. Часть 1”, 1 класс, М.: Просвещение,2014; автор: А.А.Плешаков;
рабочая тетрадь “Окружающий мир. Часть 1” для 1 класса; М.: Просвещение, 2015.
Ход урока
1 . Постановка учебной задачи. (Слайд 1)
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Поскорей проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте.
Всё ль в порядке:
Ручки, книжка и тетрадка?
Чтобы узнать тему урока, нужно отгадать загадки.
Муравьишка Вопросик принёс для вас загадки.

Я из крошки-бочки вылез, (слайд 2)
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

В белом сарафане (слайд 3)
Стала на поляне,
Летели синицы
Сели на косицы. (Береза)

Летом вырастают, (слайд 4)
А осенью опадают с ветки золотые монетки. (Листья)

Падают с ветки золотые монетки (Осенние листья)

2. Подготовительный этап. Актуализация знаний.
- Что вы знаете о листьях?
- Что хотели бы узнать?
- Почему листья названы золотыми монетками?
- О чём говорили на прошлом уроке, где мы были? (на экскурсии)

Муравьишка Вопросик снова приготовил загадку: (слайд 5)
Ежегодно приходят к нам в гости:
Один седой, другой молодой,
Третий скачет, четвёртый плачет. (времена года)
-Сколько их? (4)
-Какое время года сейчас? (осень)
-Вспомните и назовите погодные условия и явления этого времени года.
- Кто самый внимательный и может перечислить деревья, которые растут около школы?
- Покажите листья, которые вы нашли во время экскурсии в школьный двор.
-А как осенью меняется окраска деревьев?
-Кто сформулирует тему урока, а цель урока?
3. Введение в тему урока. Изучение нового.
(На каждой парте листья разных пород деревьев, собранные уч-ся)
- Как мы будем определять название дерева, с которого упал лист? (слайд 6)
- Муравьишка Вопросик принёс на урок очень много листьев.
Как вы думаете, по каким признакам их можно разделить на группы? (По форме, цвету, размеру).
- А сейчас проведем игру “Какое дерево потеряло эти листочки”.
Послушайте 1 загадку, отгадайте название дерева.
Он встречает самым первым осени приход. (слайд 7)
Кружит в воздухе весёлый,
Листьев хоровод.
Землю быстро укрывает
Золотым ковром –
Пусть родная засыпает
Долгим зимним сном.
-Догадайтесь, о каком дереве говорится в этой загадке? (Клен)
-Покажите его листочки.

Осень в сад к нам пришла, (слайд 8)
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют.
И, галдя, его клюют. (Рябина)

Как оно называется, объясните, как вы догадались?
-Покажите его листочки.
- Следующая загадка.

Никто не пугает, а вся дрожит. (слайд 9)
- Покажите листочки этого дерева, как оно называется? (Осина)
- А про это дерево попробуйте отгадать загадку:

С моего цветка берёт (слайд 10)
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня всё ж обижают,
Шкурку тонкую сдирают.
Что это за дерево? (Липа)
-Покажите его листочки, если есть.

ФИЗМИНУТКА
Мы листики осенние, (слайд 11)
На ветках мы сидели.
Дунул ветер - полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И за парту тихо сели.

4. Исследовательский этап. Практическая работа.
- Давайте еще раз повторим названия деревьев, которые мы отгадали.
- Ребята, посмотрите внимательно на листья, которые лежат на ваших столах. Каждый лист имеет листовую пластинку и черешок. (слайд 12)
-Кто покажет «листовую пластинку», «черешок»?
(Один из учеников выходит к доске и показывает. Остальные дети выполняют задание на партах)
-А какие деревья вы еще знаете? (ясень, тополь, вяз, ива)
-Кто хочет больше узнать о лиственных деревьях, может взять в классе атлас-определитель «От земли до неба» и прочитать с родителями про разные деревья.
-Вот, например, про клен говорится (с.85) что он бывает разных видов: остролистый, клен татарский, клен американский. В этом атласе много интересного.
5.Технологический этап. Применение новых знаний. Закрепление.
-У кого появилось желание сделать что-нибудь из осенних листьев?
Самостоятельная работа.
Игра «С какого дерева упал этот листок?» (слайд 13)
Оформляют проект: выполняют аппликацию на ватмане
«Деревья осенью» (каждый ряд клеит своё дерево на ватмане)
-Посмотрите, какие красивые работы из осенних листьев сделали ребята.
6.Заключительный этап.
Защита и оценка проектов «Деревья осенью!» Совместная деятельность.
- Какова была тема нашего урока?
- Что узнали на уроке нового?
- Чему учились?
- Чего достигли?
Кто захотел ещё сделать поделки из листьев вы это можете сделать дома и принести на следующий урок.
7.Рефлексия деятельности. (слайд 14)
Вопрос: Что вас удивило или о чём бы вы хотели ещё узнать?
- Оцените свою работу.
Покажите смайлик с выражением лица, соответствующим вашему
состоянию.
Ребята вы молодцы. Урок окончен. Спасибо за внимание. (слайд 15)

Список используемых материалов
1. М.К. Господникова и др. «Проектная деятельность в начальной школе», Волгоград: Учитель, 2014;
2. О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов Наш мир: учебник. - М.: Академкнига / Учебник, 2012;
3. ФГОС Москва: Просвещение, 2011;
4. Р.Г.Чуракова «Программа по учебным предметам, часть 2», Москва: Академкнига / Учебник, 2011;

Презентация на тему: Что это за листья?

Библиотека
материалов

Приложение 2

Конспекты уроков, на которых использовались инновационные подходы при изучении раздела «Человек и природа. Разнообразие видов животных».

Открытый урок по окружающему миру во 2 ”Б” классе

Тема: Путешествие по материкам

Цель : Дать знания о материках Земли: географическое положение, растительный и животный мир, крупные страны, расположение на территории материков.

Задачи: Формировать представление о материках. Развивать мыслительные операции: анализ, синтез, классификация, обобщение, конкретизация.

Воспитывать интерес к предмету через игру-путешествие по материкам.

Ход урока.

Содержание урока

Дид. коментарий

Обоснование

1.Организационный момент.

Поздоровайтесь с гостями. Начинаем урок естествознания.

Настраиваю на урок

2. Сообщение темы урока.

Сегодня нам с вами предстоит путешествие по материкам Земли. Вы узнаете, какой материк самый жаркий, где протекает самая длинная река в мире и где растет самое высокое дерево на Земле – секвойя, с кем из медвежат можно смело идти путешествовать.

Заинтересовываю детей

3.Скажите, кто знает о материках?

1)В Австралии обитают кенгуру и коала.

2)Наша страна Россия – самая большая на Земле. Она расположена на материке Евразия.

3)В Африке обитают слоны, жирафы, зебры, верблюды.

4)Антарктида – самый холодный материк.

Подумайте, на какой материк вы хотели бы сегодня путешествовать, выбирайте и отправляйтесь на материк.

Демонстрация первичных знаний через речь. Активизирую детей, вызываю интерес к теме

Вызов – анализ собственных знаний

4. А сейчас мы составим кластер после прочтения текста. Будем работать в группах. По одному человеку от группы дети рассказывают о материках.

Физкультминутка: плывем под музыку.

Развиваю мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, конкретизацию, классификацию

Осмысление –ребята вступают в непосредственный контакт с информацией

5.А сейчас мы поиграем в игру “Угадай материк”. Чей материк называю, та группа и встает.

1)Среди обитателей этого материка много попугаев, утконосов, ехидны. Здесь растут травяное и бутылочное деревья, пальмы, папоротники, акации. Здесь обитают сумчатый медведь – коала и кенгуру. На территории этого материка всего одно государство. Это самый маленький материк (Австралия).

2) Обитатели этого материка - белки, лоси, ежи, лисы, волки, верблюды, тигры, обезьяны, змеи. Это материк, на котором находятся две части света. Здесь находится Россия. Омывают материк 4 океана (Евразия).

Чтобы заинтересовать детей, сделать обучение интересным провожу игру “Угадай материк”

6. А теперь еще раз попутешествуем по континентам.

Видеофильм.

7.Сейчас мы будем создавать карту. Представьте, что вы – первооткрыватели вашего материка. Создайте карту, пользуясь условными обозначениями, которые вы найдете в конвертах.

У нас получилась карта Мира.

Дети на практической работе закрепляют материал

8. Теперь давайте посмотрим, верны ли наши предположения.

Давайте подведем итоги, как вы поработали в группах.

9. Д/з. Составить творческую работу “Путешествие в Антарктиду”.

Рефлексия – способность оценивать собственное действие.

Конспект урока по курсу “Окружающий мир” в 1 “Б” классе.

Тема: «Где живут медведи и слоны» (урок-игра)

Цель: изучить, где живут слоны и медведи

Задачи: формировать представления о разнообразии природы земли, познакомить с холодными и теплыми районами земли, с животным миром этих районов, выполнить аппликацию из резаных ниток.

Итак, ребята, начинаем урок на тему “Где живут медведи и слоны?”. Урок сегодня необычный, сегодня урок- игра, путешествие .

Сейчас мы немножко вспомним материал предыдущих уроков. Будем играть в игру “Да-нет”. Я буду читать предложение, если вы согласны с тем, о чем в нем говорится, то на листочках вы будете рисовать, если не согласны - .

Вторник идет после воскресенья.

В году четыре времени года.

Осенью на деревьях распускаются листья.

Весна приходит после зимы.

Понедельник, вторник, среда – это месяцы?

Суббота идет после пятницы.

В неделе семь дней.

Осенью желтеют и опадают листья.

Весной самые длинные дни и самые короткие ночи в году.

Проверка:

У кого нет ошибок?

Ребята, давайте посмотрим на доску и вспомним тему урока (“Где живут медведи и слоны?”).

А поможет нам узнать об этом Цветик-семицветик.

Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Ученик : Лишь коснешься ты земли.

Быть по-нашему вели.

Вели оказаться там, где живут белые медведи!

(Кружатся с закрытыми глазами, садятся)

Где же мы, ребята? Кругом снег, лед, здесь очень холодно (на Севере).

Нам нужно вооружиться всем необходимым. Что нам понадобится? (Шапка, куртка, варежки, лыжи, аэросани).

На Земле есть очень холодный район - это Северный Ледовитый океан. Большая его часть постоянно покрыта льдом и снегом (показ на глобусе). В этом районе Земли расположен Северный полюс.

Ребята, посмотрите, кто нас встречает?

А сейчас мы попробуем сделать своих белых медведей (показ образца).

Итак, где же живут белые медведи? (на Северном полюсе).

На Земле есть два полюса: Северный и Южный (показ). Район Земли, где расположен Южный полюс, называется Антарктидой.

Как вы думаете, надо ли снимать теплую одежду, если мы окажемся на южном полюсе в Антарктиде? (Нет, там тоже холодно).

Как называются холодные районы Земли? (Северный Ледовитый океан и Антарктида)

Чем покрыта большая часть Северного Ледовитого океана? (льдом и снегом)

Какой полюс расположен в этом холодном районе Земли (Северный полюс)

Как называется район Земли, где расположен Южный полюс? (Антарктида)

Чем покрыта поверхность этого огромного участка суши? (толстым слоем льда)

А сейчас цветик-семицветик поможет нам оказаться в Антарктиде!

Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг.

Ученик : Лишь коснешься ты земли.

Быть по-нашему вели.

Вели, чтобы наш класс оказался на Южном полюсе!

Какие же животные обитают в Антарктиде?

Мудрая черепаха приготовила очень интересный вопрос “Охотятся ли белые медведи на пингвинов?” (нет, потому что они живут в разных районах Земли).

Видеофрагмент о пингвинах.

Вот мы и узнали, где живут белые медведи и почему они не охотятся на пингвинов. А где живут слоны?

Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг.

Ученик : Лишь коснешься ты земли.

Быть по-нашему вели.

Вели отправиться в теплые страны, где живут слоны!

Видеофрагменты.

А теперь разделимся на группы. Две группы отправятся в путешествие в саванну, две – в тропический лес. Нужно составить рассказ-отчет о путешествии по плану (дается каждой группе).

Слушаем рассказы.

Итак, какие животные живут в теплых районах Земли? (слоны, носороги, львы, крокодилы, мартышки, питоны).

Давайте попробуем вылепить из пластилина слоника.

Из каких частей будет состоять слоник? (тело, 4 ноги, хвост, уши, хобот, бивни)

Выполнение работы.

Давайте определим, какой из слоников больше всех похож на настоящего.

Итак:

Какие районы есть на Земле? (холодные и теплые).

О каких холодных районах Земли мы узнали? (Северный Ледовитый океан и Антарктида).

Чем похожи эти районы? (покрыты снегом и льдом).

В каких районах Земли круглый год жарко? (в саванне и тропическом лесу).

Где живут белые медведи? А где живут слоны?

Понравилось вам путешествие?

А на память о нем вам останутся фигурки белых медведей и слоников.

Урок Окружающий мир в 3 “Б” классе

Тема: Разнообразие животных.

Цели: Ознакомиться с новой классификацией животных и их групповыми признаками.

Задачи: Расширять кругозор. Учить работать со справочной литературой (энциклопедией). Учить работать в группах. Воспитывать любовь к природе.

Оборудование: магнитная доска, карточки с названиями животных, магниты, энциклопедия животных, экран, компьютер, проектор, музыкальный центр, карта растений и животных, кассета, диск, карточки для каждого участника, тетради на печатной основе.

Ход урока

Урок окружающий мир в 3 «Б» классе.

Учитель: Ваганова Лариса Борисовна.

Тема: Разнообразие животных.

Цели: Ознакомить с новой классификацией животных и их групповыми признаками.

Расширять кругозор. Учить работать со справочным материалом (энциклопедией). Учит работать в группах.

Воспитывать любовь к природе.

Оборудование: Магнитная доска, карточки с названиями животных, магниты, энциклопедия животных, экран, компьютер, проектор, музыкальный центр, карта растений и животных, кассета, диск, карточки для каждого ученика, тетради на печатной основе.

Ход урока.

Я бы хотела начать урок с высказывания замечательного писателя, большого знатока природы М.М.Пришвина. «Охранять природу – значит охранять Родину.»

Как вы понимаете это высказывание?

Сегодня на уроке мы будем продолжать изучать природу. Напишем тест по теме предыдущего урока: «Разнообразие растений»

Тест и его проверка.

На экране: Слон, собака, паук, ананас, аист.

Найдите лишнее (ананас)-(убирается)

т.к оно относится к царству растений.

Чем похожи остальные слова? (Относятся к царству животных)

А можно перечислить всех представителей царства животных? (Нет, их очень много)

Сформируйте тему урока. «Разнообразие животных?»

На какие группы вы можете разделить животных?

Работа с магнитной доской.

Карточки:

Белка черепаха

Корова заяц

Курица лягушка

Щегол кролик

Задание: Среди данных животных выбрать щегол, кролик, сначала домашних, а за тем диких.

Как называется наука о животных? (зоология)

Ученые – зоологи делят царство животных на большее число групп.

Рассмотрим классификацию животных (таблица на экране.)

Сейчас вы увидите представителей каждой группы животных.

Презентация.

Физкультминутка.

Откроем учебники и найдём основные признаки некоторых групп (Экран.)

Где ещё, кроме учебника, мы можем найти информацию о животных?

(Телевидение, радио, книги, газета, журналы, интернет справочной литературы и т.д.)

Давайте поработаем в группах. Вы знаете, как работать с энциклопедией. Задание каждой группе:

1группа – как общаются обезьяны.

2группа – какие звуки издают серые волки.

3группа - что такое эхолокация и кто из животных ей пользуется?

4группа – как общаются киты?

Начинаем работу и заканчиваем по моей команде.

Заслушаем представителей от каждой группы.

Я не случайно дала вам такое задание, потому, что сейчас мы услышим голоса этих животных.

Работа в тетради на печатной основе страница 38.

Что нового вы узнали на уроке?

Что было особенно интересным.

Итак, мы хорошо поработали, а тетрадь оцените себя сами по таблице. (На карточках у каждого и на экране.)

Урок окончен. Всем спасибо.

Конспект открытого урока окружающего мира в 3 “Б” классе

Тема : ИГРА-путешествие по родным просторам

Цель: Дать знания о лесе и лесных обитателях.

Задачи: Формировать представление о лесных обитателях.

Развивать память, внимание, мышление, воображение, навыки импровизации, актерские способности.

Воспитывать любовь к родной природе.

Содержание урока

Дидактический комментарий

Обоснование

1.Организационный момент

Взаимное приветствие. Настроить детей на путешествие, привлечь внимание.

2.Сообщение темы урока “Вместе весело шагать”

Игра-путешествие по родным просторам

Заинтересовываю ребят, готовлю к восприятию нового.

3.-Подумаем, на чем можно путешествовать? (пешком, на санях, на лошади, на самолете, поездом, теплоходом, на машине, на собаках, на ракете, на плоту, в лодке, на пароме, на автобусе, на метеоре, на трамвае, на метро, на электричке, на такси, и т.д.)

Давайте отправимся путешествовать пешком. В предлагаемых обстоятельствах надо быть серьезным и внимательно относится к себе и к другим. Что мы возьмем с собой в дорогу? (Улыбку, хорошее настроение, гитару). Итак, отправляемся…

Включается магнитофонная запись “Звуки леса ”.

Ребята, где мы очутились? (В лесу)

Кто что услышал? (Птички поют, кузнечики стрекочут, мухи гудят, ручеек журчит, кабан хрюкает, дятел стучит по дереву, комары пищат).

Давайте побудем в роли деревьев. Дети встают в шахматном порядке.

1-ый ребенок: Звонко поют птицы. Где же они прячутся? (на деревьях). Вот большой участок леса, на нем сплошь березы растут. Это березовая роща.

2-й ребенок: Ну уж, эти деревья вы сразу узнаете. Лес, где растут если, называется ельником. Здесь всегда полумрак. Раскидистые плотные ветви елей не пропускают солнечные лучи.

3-й ребенок: Ого, а у этих деревьев даже верхушки не видать. Маленькие сосенки из всех сил, наперегонки тянутся вверх - к солнцу и свету. Вот почему в сосновом бору все деревья высокие, стройные. Если посмотреть вверх – будто колонны стоят, а на них ковер наброшен.

4-й ребенок: А вот раскинул могучие ветви лесной великан. Дуб – один из лесных долгожителей. Дубовая роща называется дубравой.

Давайте теперь полюбуемся красотой леса и разбредемся по лесу.

Что же вы будете делать в лесу? (можно послушать птичку, поискать грибы и ягоды, понаблюдать за насекомыми, понюхать цветы, подержать на ладони насекомых и отпустить).

А срывать цветы будем? (нет). Они стоят недолго, лучше полюбуемся этой красотой в лесу. Полюбовались?

Надо посмотреть не потерялся ли у нас кто-нибудь, пока мы гуляли лесу. Давайте пересчитаемся по порядку. Но рассчитываться надо так, чтобы не произносить цифры 3 и 7, числа, в состав которых попадает такая цифра. Вместо этого надо хлопнуть в ладоши.1,2,V,4,5,6,V,8,9,10,11,12,V,14,15,16,V и так далее.

Вот мы дошли до ручейка. Давайте изобразим ручеек. Раз, два, три! (Изображаем ручеек).

Ручеек течет, ой, ребята, здесь бревнышко. Давайте пройдем по бревнышку через ручеек. Представим его. Я иду первая, а вы за мной.

Мы вышли на полянку. Устроим привал. Сядем-ка на пригорке, да расскажем скороговорки.

    От топота копыт пыль по полю летит.

    Хорош пирожок, внутри творожок.

    Дятел дуб долбил, да недодолбил.

    Летели лебеди с лебедятами.

    Сеня вез воз сена.

    Проворонила ворона вороненка и т.д.

Ребята, а что еще делают на привале? (Отдыхают, песни поют, обедают, играют).

Давайте поиграем. Представьте, что мы очутились на зеленом лугу и превратились в мотыльков или бабочек.

А теперь мы с вами поиграем, предлагаю спеть песню.

Песня Ю. Визборга “Милая моя”.

Поблагодарим лес хорошей песней. Попросим гостей подпеть нам, присоединяйтесь к нам.

Эстафета “На чем можно путешествовать ”. О чем вы хотите напомнить нам всем перед путешествием

Театрально-творческое учебное упражнение “Ускоряй-замедляй”.Слежу за тем, чтобы дети меняли движение со сменой музыкальных частей, ритмически ходили и бегали под музыку.

Упражнение “ Послушаем звуки леса”.

Дети изображают березовую рощу (импровизируют).

Следить за движением рук и корпуса тела. Для усложнения задачи предлагаю “превратиться” в одно из деревьев.

Творческое упражнение “Если бы”.

Имитируется движение по бревнышку через ручеек.

Сплочение коллектива. Создание дружеской теплой атмосферы. Помочь детям проявить любовь и интерес к Родине через понимание искусства и культуры народа.

Развитие быстроты реакции, внимания, мышления, обогащение словаря.

Развитие умения двигаться в соответствии с заданным темпом.

Развитие произвольного внимания.

Развитие речи, расширение представлений о лесе.

Развитие актерских способностей ребенка, раскрытие творческой индивидуальности каждого, раскрепощение личности, тела. Развитие воображения, сценического общения.

Приобретение навыков импровизации.

Развитие внимание.

Развитие умения ориентироваться в пространстве, воображение.

Развитие умения вводить в действие импровизационные движения.

Выработка четкой дикции.

Развитие умения слышать начало и окончание музыки, целенаправленно действовать.

Развитие музыкального слуха, становление личности ребенка на основе национальной культуры, на традициях, духовного формирования личности.

4. Итог урока:

Понравилось вам в лесу?

Хочется еще сюда прийти?

Что мы должны сделать, уходя из этого зеленого дома, который нас приютил? (Убрать мусор за собой, сказать лесу “спасибо” за то, что нас приютил).

Где было трудно?

Что услышали в лесу?

Что увидели в лесу?

Что почувствовали, ощутили, пережили?

Что удивило?

Что насторожило?

Воспитание любви к родной природе.

Приложение 3

Дидактический материал, используемый при преподавании раздела

«Разнообразие животных»

Задания к теме «Животные леса»


Ответ: медведь.


    Кроссворд к теме «Насекомые леса»

Отгадай загадки про насекомых, отгадки впиши в кроссворд.

По горизонтали:

    На миру живет скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик.)

    Голубой аэропланчик

Сел на желтый одуванчик. (Стрекоза.)

Кто его убьет, тот кровь свою прольет. (Комар.)

По вертикали:

    1. Кто за печкою живет,

Спать мне ночью не дает?

Найдите материал к любому уроку,

Loading...Loading...