Интересные факты о почве. Занятие по экологии на тему «Почва» Область «Познавательное развитие»

Орг. момент.

Повторение.

Д/и «Знаем, знаем»

Введение.

О каком жителе дома природы пойдет сегодня речь вы узнаете, прослушав сказку – загадку «Чудесная кладовая»:

«Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая существует и на самом деле. Вы уже, должно быть, догадались, как она называется?»

Ребята, вы уже догадались, о чем идет речь?

После ответов детей, на фланелеграфе появляются иллюстрации почв.

Давайте проверим, правы ли мы? И поможет нам в этом гость, который пришел на занятие. Встречайте.

Кто это?

Как вы думаете, почему именно крот пришел к нам?

Это не простой крот, а ученый.

Крот: Здравствуйте, меня зовут Умняшка, и принес я вам письмо с правильным ответом.

Ребята, неужели мы с вами ошиблись и неправильно разгадали сказку – загадку?

Умняшка: молодцы!

Что мы подразумеваем под словом Земля?

После ответов детей, воспитатель вешает табличку.

А что такое почва, где находится, из чего состоит, как образовалась мы сегодня и попытаемся узнать.

Изучение нового материала:

1. Что такое почва.

У.: Я вам помогу разобраться, но для этого необходимо вспомнить, как устроена наша планета Земля. Что у нее внутри.

Где же находится почва?

- Какой вывод можем сделать?

Почва – верхний слой земной коры.

Ребята, вспомните, какой самый главный секрет почвы? Чем она отличается от камней?

Что мы с вами узнали о почве?

После ответов детей, на доске появляется соответствующая табличка.

У.: плодородие – главное свойство почвы. Толщина почвы может быть от 2 – 3 см до 150 – 200 см

Воспитатель демонстрирует соответствующие полоски.

2. Физ. минутка

П/и «Выращиваем дерево».

3. Свойства почвы.

Ребята, давайте внимательно рассмотрим почву. Что мы можем о ней сказать?

У.: Я вам подскажу, посмотрите на мои карточки – подсказки.

Легко ли проходит палочка в почву?

Какая она?

После ответов детей появляется соответствующая табличка.

Какой вывод можем сделать?

4. Состав почвы.

У.: ребята, а вы экспериментировать любите? Я вам предлагаю побыть маленькими исследователями! Готовы?

Возьмите лупы, небольшое количество почвы. Рассмотрите почву под лупой и попробуйте предположить из чего состоит почва? Какого она цвета? Имеет ли она определенный запах?

1) Опыт №1.

У.: А теперь я вам предлагаю взять небольшой кусочек почвы и опустить его в воду.

Что вы видите?

Откуда в воде появились пузырьки?

У.: Верно, какой вывод можно сделать?

2) Опыт №2.

Положите комочек почвы на бумагу, прижмите ее плотно к листу.

Что вы видите? Что получилось?

О чем «говорит» нам это пятно?

У.: я вам предлагаю пройти к экспериментальному столу и нагреть немного почвы.

Ребята, что мы должны увидеть, если при нагревании мы над почвой будем держать стеклышко?

Воспитатель проводит опыт, и дети убеждаются в правильности своих предположений.

Ребята, какой вывод можем сделать?

После вывода на фланелеграфе появляется соответствующая табличка.

Итак, мы с вами определили, что в почве есть вода и воздух.

3) Опыт №3.

Воспитатель продолжает нагревать почву.

Что вы видите, чувствуете?

Как вы думаете, почему появился неприятный запах и дым? Знаком ли вам этот запах? Из чего состоит почва?

При затруднении или неправильном ответе, педагог предлагает поджечь высушенный лист дерева.

Похожи ли запахи?

О чем это говорит?

Вы совершенно правы. В почве находятся остатки умерших растений и животных, которые образуют перегной.

На фланелеграфе появляется соответствующая табличка.

Итак, из чего состоит почва?

У.: перегной придает почве темный цвет. Плодородие почвы зависит от перегноя. Чем его больше, тем плодороднее почва.

4). Опыт №4.

У.: это еще не все составные части почвы. Давайте посмотрим, что еще входит в состав почвы. Для этого мы прокалим почву до серого цвета.

Во время проведения опыта воспитатель комментирует:

Такой цвет образуется после сгорания перегноя. А теперь давайте оставшуюся почву поместим в стакан с водой и перемешаем.

Что мы видим?

На дне стакана осел песок, а сверху слой глины.

Какой вывод можем сделать?

После выводов, дети вешают на фланелеграф соответствующую табличку.

Итак, мы сегодня узнали, что почва состоит из….

Ребята, как вы думаете, какие компоненты жизненно необходимы для жизни растений?

У.: есть еще один важный компонент. Хотите узнать какой? Поможете мне? Помните, как мы в самом начале занятия опускали в воду кусочек почвы?

Она уже хорошо настоялась, поэтому мы можем взять капельку воды и нагреть эту капельку.

Ребята, что произойдет с водой?

Что останется на ложке?

5) Опыт №5.

Воспитатель нагревает воду. После испарения дети наблюдают белый налет.

Что у нас осталось?

При затруднении воспитатель сам называет компонент.

Какой вывод можем сделать?

Давайте вспомним, что сегодня узнали.

Заключение:

1. Закрепление. Самостоятельная работа.

Какое ключевое слово у нас получилось?

Что делает почву более плодородной?

- Давайте попробуем посадить баклажаны в разные виды почв: в плодородную, песчаную и глинистую и посмотрим прорастут ли наши баклажаны.

Какие условия необходимы для жизни растений, животных и человека?

На доске появляется табличка:

«Одним из главных условий обитания растений, животных и человека является наличие в этих местах почвы».

На следующем занятии мы с вами узнаем, как образовалась почва, какие виды почв бывают и зачем необходимо охранять почву.

У.: ребята, мне очень понравилось у вас и хочу снова к вам придти и рассказать все, что знаю о почвах. До скорых встреч.

Итог.

Ребята, как вы считаете, хорошо ли вы сегодня занимались? Если да, то в тетрадях нарисуйте улыбающееся солнышко, а если вы считаете, что могли заниматься лучше, то нарисуйте спокойное солнышко.

Окончание занятия.

Ежедневно мы потребляем в пищу различные продукты питания, носим одежду и пользуемся необходимыми нам предметами и средствами, при этом, вовсе не задумываясь, откуда и как все это появилось и стало возможным. А ведь наша жизнь во многом зависит от земельного покрова под ногами, который создавался природой даже не веками, а целыми тысячелетиями.


Почва, это богатство, подаренное нам природой, именно благодаря ей человек и животный мир обеспечены пропитанием, а все более развивающаяся в различных областях промышленность, сырьем. Поэтому очень важно знать свойства почвы и правильно использовать этот ресурс, дабы будущие поколения всего живого на Земле не погибли.

Знаете ли вы как она появилась?

Одним из интересных фактов об этой уникальной субстанции под названием почва, является само ее происхождение. Изначально поверхность Земли была лишь голой каменной пустыней. Но со временем ветры разрушали твердые породы, превращая их в мельчайшие частицы, которые и стали основой для появления почвы. Из-за изменений температур в горных породах образовывались трещины, и происходило их разрушение, а вода и ветер разносили остатки. Затем появились прямо на скалах первые растения, которые из поколения в поколение росли и погибали. Остатки этих растений перемешивались с минеральными частицами, образовывая новое живое вещество, которое в итоге называется почвой.

Ее свойства и функции далеко не банальны!

Вряд ли ступая по земле, кто-либо из нас задумывается о процессах, происходящих внутри этого колоссального организма. Почва, по сути является природной лабораторией по переработке остатков животного и растительного миров. При этом ее плодородность только усиливается, а образующиеся минеральные вещества питают другие растения. Именно в этом и состоит основное назначение грунта, перерабатывать и передавать в себе все необходимые и полезные элементы для развития флоры и фауны.

Основой почвы являются глина, песок и ил . Поэтому ее свойства напрямую зависят от содержащегося того или иного, в большем или меньшем количестве. Например, если в грунте много ила, то он более плодороден, если это песчаный грунт, то нестрашны застои воды, чего не скажешь о глинистой почве, зато песчаный грунт быстро промерзает в минусовую температуру. Возможно, зная эти факты о почве, вы сможете более бережно и рационально использовать ее.


Как вы думаете, отчего напрямую зависит качество почвы? Так вот, деревья играют важную роль в структуре и формировании полезного грунта, причем именно лиственной породы. Деревья лиственные, обогащают почву азотом, золой, перегноем создавая нужную среду для микрофлоры. А вот хвойные породы наоборот имеют отрицательное воздействие, т.к. способствуют формированию подзолистых грунтов.

Почва, порой как природный капкан

Вероятнее всего, многие слышали о таком явлении как зыбучие пески , которые достаточно опасны для человека. Получаются они в результате того, что верхний слой песка абсолютно высушен солнцем, образовавшаяся на поверхности твердая корка крайне тонка, а трава и вовсе делает ее незаметной.


Человек, ступивший на такой участок грунта, тут же проваливается и его засасывает своего рода песчаный капкан. Правда полностью не засосет, но и самостоятельно вылезти все же не удастся. Интересен тот факт, что это довольно опасное природное явление образуется из-за свойств сухого и влажного песка. Влажный песок отлично слипается, так как вода покрывает песчинки тонкой плевой, но главное при этом присутствие кислорода. Если же вытеснить кислород водой, то сцепление исчезнет. Под толстым слоем песка обязательно есть мощный водяной источник, этим и объясняется появление зыбучих песков.

В почве заключен гарант нашего существования

Еще одним невероятно важным моментом является то, что почва также служит хранилищем углерода , около 75% и находится на втором месте после океанов. Эта без сомнения необходимая способность почвы хранить углерод, препятствует его попаданию в атмосферу, смягчаются климатические изменения, повышается устойчивость к засухе и наводнениям.

Здоровая земля, гарантирует нам продовольственную безопасность на планете. В связи с тем, что именно почва дает растениям все самое необходимое, наша задача относится к ней бережно, дабы не прервать пищевую цепь и не погибнуть от голода. Здоровая почва, основа здоровых продуктов питания.

Возможно вы удивитесь, но самым крупным фильтром для воды, также служит почва. Каждый год через нее фильтруются тысячи кубических километров воды. Почва задерживает токсины, и вода возвращается в океан менее загрязненной. В то время как, воды, падающие на асфальтированные дороги несут с собой весь мусор и грязь окружающей среды, лишь усугубляя проблему экологической безопасности океанов и морей. Почвенный покров поглощает из попадающей в него воды магний, калий, кальций и другие питательные вещества, и отдает их растениям.


Известно ли вам, что микроорганизмы, живущие в почве используют в медицине, например, для изготовления антибиотиков? Благодаря ей, мы имеем лекарства такие как стрептомицин, первый активный антибиотик для борьбы с туберкулезом и чумой. К примеру, лекарственное средство циклоспорин, назначается больному, дабы предотвратить отторжение при пересадке тканей или органов.

Конспект занятия на тему «Почва»

Программное содержание:

Уточнить знания детей о почве, как о среде обитания организмов и необходимом условии жизни растений.

Закрепить знания детей о видах почв: песчаная, глинистая, чернозем и ее основном свойстве – плодородие.

Дать детям понятие о том, что почва явилась результатом превращения тепла и света, формировать основы понимания необходимости бережного отношения к почве и ее обитателям.

Развивать познавательный интерес у детей, смысловую деятельность, рассуждать, делать выводы.

Словарная работа: песчаная, глинистая, чернозем, плодородие, лаборатория.

Предшествующая работа: Игры с песком, лепка из глины, чтение сказки “Лежач-Камень”; “Волшебная кладовая”. Посев овса в разные виды почв, наблюдения. Уход за комнатными растениями. Опыт на выявление воздуха в почве.

Оборудование: фартуки, клеенка, совки воронки, лейки, лупы.

Ход занятий

Сегодня мы с вами поиграем в игру, научных сотрудников (ученых). Мы проведем научный совет (это когда ученые люди собираются и все вместе обсуждают одну тему), по итогам, проведенной работы, т.е. о почве.

Что такое почва? Почва – это вертикальный слой земной коры, главное свойство –плодородие, т.е. способность обеспечивать рост и развитие растений, снабжать водой и минеральными слоями.

У нас с вами три лаборатории, мы уже в них работали.

Лаборатория – занималась с песчаной почвой, (больше песка в почве).

Лаборатория – с глинистой (глины).

Лаборатория – с черноземом (больше перегноя). Попросим 1 лабораторию рассказать о своих наблюдениях, о результатах посева овса.

2 лаб. и 3 лаб.

На какой день пророс овес?

Как ухаживали?

Почему результат ростков не одинаков?

От чего это зависит? (от почвы)

Сделаем небольшой перерыв. Физкультминутка.

Возвращаемся в лабораторию и переходим к практической работе. Теперь необходимо выяснить, почему в почвах в разное время взошли ростки.

Что необходимо для роста растения? (тепло, влага, свет). Давайте проведем опыт.

Три стеклянные банки в каждой одинаковое количество почвы. Налить одинаковое количество воды и засечь время (песочные часы). Сделать вывод: почему вода быстро прошла через песчаную почву и не прошла через глиненную и медленно через чернозем. Чернозем – это комочки земли (больше перегноя). Песок – мелкие песчинки. Глина – плотная, пластичная. Взять комочки почв и бросить в воду, в какой баночке больше пузырьков. Что это?

Воздух. А сейчас с помощью волшебной палочки мы превращаемся в гномов, и посмотрим каких обитателей можно встретить.

Загадка: Он носит поясок,

Хотя без рук, без ног.

В земле живет

Когда ползет

Рыхлит ее и удобряет,

Так плодородье повышает.

(дождевой червяк).

Красивый темный жук -

Помощник он и друг.

(жужелица).

Дождевые червяки они рыхлят и обогащают почву кислородом.

Жужелица – рыхлит почву.

Бактерии – это маленькие организмы, которых можно рассмотреть под микроскопом, они делают почву плодородной. Как передвигаются – показать.

А теперь снова становимся большими и возвращаемся в нашу лабораторию.

Все растения приспосабливаются к разным почвам. Например: Сосна, ель – растут в песочной почве, потому что у них длинный корень, уходящий глубоко в землю, что бы добывать влагу и минеральные вещества и что бы удерживаться в этой песочной почве.

На огороде сажаем овощи в черноземную почву – так как у этих растений корни небольшие и все питание находится рядом.

В глинистой почве растут растения, но очень плохо, они чахлые, долго прорастают и такого урожая, как на черноземе не дают.

Черноземная почва – самая плодородная, но она истощается. А что нужно для того, чтобы она была плодородной? Удобрять. Чем удобряют почву? (навозом)

Нужно беречь и ценить чистоту земли – матушки, которая без всяких химических добавок веками отзывалась на труд крестьянина и кормила людей.

Вспомним народные изречения.

Земля – заботу любит.

Без хозяина земля – сирота.

Возвращая земле долг – будет толк.

Земля хоть и кормит, но и сама есть просит.

Накорми землю – она покормит тебя.

В поле свез навоз – с поля хлеба воз.

Посмотрите, вы узнали это дерево! (плакат)

Береза. Она сейчас одинокая. Давайте совершим небольшое волшебство.

У меня есть листочки каждый, кто возьмет их в руки сразу придумает доброе слово и пожелает березке (полить, окопать, обрезать сухие ветки…)

Сухое деревце (береза) от заботы и доброты стало “счастливым” зазеленело, повеселело.

Вот так и в природе вокруг нас: цветы, деревья, наши питомцы в уголке природы будут хорошо себя чувствовать, если мы будем о них заботиться и проявлять доброту.

Конспект НОД "Знакомство со свойствами почвы" для детей подготовительного к школе возраста

Богдан Алина Николаевна, воспитатель МБДОУ "Золотая рыбка"
Предлагаю Вашему вниманию конспект непосредственно-образовательной деятельности "Знакомство со свойствами почвы"для детей 6-7 лет.Данный материал будет полезен педагогам-дошкольникам при проведении опытно-исследовательской деятельности по теме "Почва".

"Знакомство со свойствами почвы"

Программное содержание:
Образовательные задачи:
Познакомить с процессом образования почвы.
Дать представление о почве и ее составе.
Показать значение почвы для растений и живых организмов.
Развивающие задачи:
Развивать умение проводить простейшие опыты, на их основании делать выводы
Развивать мыслительные способности: анализ, обобщение
Воспитательные задачи:
Воспитывать в детях партнерские отношения при работе в парах.
Воспитывать интерес к исследовательской деятельности

Предварительная работа: работа в уголке природы (рыхление, полив); чтение и загадыва-ние загадок о почве, подземных жителях.
Словарная работа: почва, воздух, увеличительное стекло (лупа), лаборатория, опыт, пло-дородная, перегной, минеральные соли.

Оборудование: Стеклянные стаканчики с водой, пластиковые тарелочки, ложки, лупы (на каждую рабочую пару). Большие банки для воспитателя. Свеча, пипетка, предметные стекла, под-носы.

Методы и приемы:
Словесные: мини-беседы с детьми, рассказ, объяснения, вопросы, пояснения, инструкция.
Наглядные: показ способов проведения опытов.
Практические: элементарные опыты.
Игровые: расшифровка слова по первым буквам картинок.

Ход деятельности:
Организационный момент.
Дети входят в помещение, здороваются с гостями.
Воспитатель предлагает детям встать в круг. Протягивает руку первому ребенку, проговаривая:
Руку другу протяни
И слегка ее пожми,
Подари улыбку, взгляд
Каждый здесь другому рад. Ребенок протягивает руку следующему – таким образом замыкается круг.
Я надеюсь, что такая дружеская атмосфера сохранится на протяжении всей нашей работы.
Ребята, пожалуйста, присаживайтесь на стульчики.
- Чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить нужно расшифровать слово. (на мольберт вывешивается картинка с зашифрованным словом; дети угадывают слово по первым буквам картинок – почва). Правильно, тема нашего разговора – почва.
- Как вы думаете, что же такое почва? (ответы детей)
Почва – это верхний слой земли, в котором развиваются подземные части (корни) растений
- Как же образовалась почва? (ответы детей)
Когда-то давно почвы не было. На поверхности земли находились только камни и скалы. От ветра, дождя, снега скалы трескались, разрушались. Трещины становились всё шире, и камни раскалывались. Они перетирались друг о друга, измельчались и в конце концов через тысячи лет превращались в песок и глину.
Ветер приносил с собой семена растений, самые неприхотливые из которых поселялись на песке, глине. Потом они отмирали и таким образом начал образовываться перегной. А на такой почве уже могли расти и другие растения.
- Что же такое перегной? (ответы детей)
На земле повсюду растут травы, деревья, кустарники. К осени листья опадают с деревьев, трава сохнет и ложится на землю. Всё это перегнивает. От этого земля становится плодороднее, и на ней всё растёт лучше.
- Чтобы узнать, что растения получают из почвы, я предлагаю вам отправиться в научную лабораторию и изучить состав и свойства почвы.
Основная часть.
Воспитатель.
- Ребята, попрошу вас разбиться на пары и занять свои рабочие места (дети проходят к столам с оборудованием для проведения опытов). Прежде чем начать работу в нашей лаборатории, давайте вспомним правила работы.
1.Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая другому.
2.Нельзя ничего брать без разрешения педагога.
3.Аккуратно обращаться со стеклянной посудой.
4.Советоваться друг с другом.
5. Поддерживать порядок на рабочем столе.
Опыт №1.
- Какого цвета почва? (ответы детей)
Насыпьте одну ложку почвы на тарелочку, рассмотрите ее через лупу. Что вы увидели? (остатки полусгнивших корешков и листочков растений, части тел червяков, насекомых и дру-гих мелких животных)
Вывод: почва состоит из сгнивших корешков растений, перегнивших листьев.
Опыт № 2
Аккуратно опустите кусочек сухой почвы в стакан с водой. Что произошло? Как объяснить появление пузырьков воздуха в воде?
Вывод: в состав почвы входит воздух.
Опыт № 3
Опустите немного почвы в стакан с водой, перемешайте и дайте отстояться. Что вы замети-ли? На дно стакана осел слой песка, поверх него –слой темного цвета – это перегной.
Вывод: это доказывает, что в почве содержится песок и перегной
Опыт № 4 проводит педагог.
С помощью пипетки возьму несколько капель воды из стакана, где мы размешивали почву и помещу на предметное стекло. Теперь нагрею стекло над пламенем свечи. Что произошло? После испарения воды на стекле остался тонкий белый налет, это минеральные соли.
Вывод: почва содержит минеральные соли, которые могут растворяться в воде. Соли - это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве.
Опыт № 5 проводит педагог .
Положу ложечку почвы на блюдце, накрою почву стеклянным стаканом. затем нагрею ее над пламенем свечи. Что вы наблюдаете? Стекло сначала становится влажным, а потом на нем появляются капельки воды. Откуда взялись капельки воды?
Вывод: в почве присутствует вода. При нагревании вода испаряется. Водяной пар поднима-ется вверх, встречает на своем пути холодное стекло, охлаждается и превращается в мельчай-шие капельки воды.
Опыт № 6
Насыпьте в пластиковый стаканчик сухой почвы и полейте небольшим количеством воды. Что произошло? Куда делась вода? Теперь полейте сильнее. Что произошло? (вода больше не впи-тывается). Как вы думаете почему вода больше не впитывается? (там больше не осталось сво-бодного места, весь воздух вытеснен водой)
Вывод: почва впитывает воду, которая вытесняет воздух.
Опыт № 7
Насыпьте в прозрачный пластиковый стаканчик с отверстиями на дне сухой почвы. По-ставьте его в тарелку с водой. Что вы заметили? (Земля в стаканчике стала мокрой).
Вывод: вода в почве может перемещаться не только сверху вниз, но и снизу вверх
Воспитатель: Мы с вами хорошо поработали, пришло время отдохнуть.
Физкультминутка
Ветер веет над полями
И колышется трава
Облако плывет над нами
Словно белая гора.
Ветер пыль над полем носит,
Наклоняются колосья
Вправо-влево, взад-вперед
А потом наоборот.
Мы взбираемся на холм,
Там немного отдохнем.

Заключительная часть.
Воспитатель. Ребята, мы провели с вами ряд опытов, чтобы выяснить состав почвы и ее свойства.
- Каковы же результаты проведенных опытов и наблюдений? (ответы детей) Мы узнали, что в состав почвы входят воздух, вода, минеральные соли, перегной, песок и глина.
- Что же получают растения из почвы? (ответы детей)
Во-первых, воздух, корни растений дышат воздухом, который находится в почве. Во-вторых, воду. Растения вместе с водой получают питательные вещества. Остатки погибших рас-тений и животных перерабатывают бактерии и насекомые, которые находятся в почве. Так, почва постоянно пополняется перегноем и минеральными солями. Это настоящая кладовая питательных веществ для растений. Кроме того, животные, обитающие в почве, рыхлят ее, и в почву лучше проникают воздух и вода.
Рефлексия.
Вот и подошла к концу наша работа. Понравилось вам работать в лаборатории? У меня есть волшебная палочка. Давайте встанем в круг, будем передавать ее и говорить, какой опыт больше всего понравился.
Второй раз воспитатель спрашивает, проведение какого какой опыта вызвало затруднения.
- Мне понравилось как вы сегодня работали в парах, помогали друг другу. Прислушивались к мнению товарища.
Спасибо всем за работу.

Литература:
Н.А. Рыжова «Почва – живая земля» - Карапуз – Дидактика: М.: 2005

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СВЕТЛЯЧОК»

140054 г. Котельники, Московской обл., мкр. Ковровый д. 34 тел. 559-73-44 ___________________________________________________________________

Конспект открытого занятия по ознакомлению

С окружающим в старшей группе д/с

На тему: «Почва-живая земля».

Подготовила: Джаббарова Галия Харрасовна

Г.Котельники

ТЕМА ЗАНЯТИЯ : Почва-живая земля.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ : 1) познакомить детей с почвой, ее составом на основе опытов; 2)познакомить с некоторыми почвенными обитателями; 3)учить детей размышлять, формулировать и обобщать результаты опытов; 4)показать в игре «волшебные превращения» листьев в почву; 5)прививать бережное отношение по отношению к природе; 6)развивать мелкую моторику рук, воображение.

ОБОРУДОВАНИЕ: схема-картинка «состав почвы»; для опытов-земля, стакан с водой; картинки с изображением почвенных обитателей (крот, дождевой червь, муравьи, полевая мышь, медведка);кроссворд с использованием загадок о почвенных обитателях; для игры-листья, стаканчики с землей (по количеству детей),наголовники с изображением дерева-2 шт., и с изображением дождевого червя-2 шт.,обруч-4 шт.; для рисования-цветные карандаши или мелки, альбомные листы.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Сегодня на занятии мы поговорим с вами о почве, узнаем из чего она состоит, кто в ней живет и как мы можем сохранить ее.

Что же такое почва?

Как вы думаете дети? (ответы детей)

Конечно же, вы правы, почва – это земля. Все мы ходим по земле.В сухую погоду ворчим что много пыли, а в дождливую – что слишком грязно. А ведь пыль и грязь – это не просто земля. Под ногами у нас почва. Она поит и кормит растения, а они отдают ей свои сухие листья.

Вы спросите зачем?

Дело в том, что почва есть только там, где растут растения и наоборот, растения сами создают почву.

Как же это происходит? Давайте с вами вспомним.

Кто из вас видел как осенью с деревьев опадают листья?

А куда они потом деваются? (ответы детей)

Секрет в том, что все эти опавшие листья и ветки перегнивают сначала, а потом образуют почву.

Как вы думаете из чего состоит почва? (ответы детей)

Почва состоит: из песка, глины, воды, воздуха, перегноя.

Сейчас мы с вами проверим это на опытах.

Мы сказали, что в почве есть воздух. Находиться он между комками и комочками почвы в свободных местах. И чтобы доказать вам это – сделаем опыт.

ОПЫТ 1: Возьмем стакан с водой и бросим в него ком почвы.Если в ней есть воздух,то мы увидим пузырьки,которые будут подниматься на верх.

Какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта? (в почве есть воздух)

Еще мы говорили,что в почве есть вода,потому и растут растения.

Откуда же она берется в почве? (ответы детей)

Все правильно,дети.Вода попадает в почву,когда идет дождь.Она проникает в глубь и сохраняется в свободных местах.

Есть в почве и песок с глиной.

ОПЫТ 2 : Размешаем почву в стакане с водой.Через некоторое время увидим,что на дне стакана осел песок,сверху вода помутнела из-за глины,а на поверхности плавает мусор,корешки растений – это и есть перегной.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

Это легкая забава- (повороты туловища вправо-влево)

Повороты вправо-влево.

Нам известно всем давно-

Там стена,а там окно.

Приседаем быстро,ловко. (приседания)

Здесь видна уже сноровка.

Чтобы мышцы развивать,

Надо чаще приседать.

А теперь ходьба на месте, (ходьба на месте)

Это тоже интересно.

Мы размяться все успели,

И на место снова сели.

Мы узнали,что в почве есть вода,воздух – значит там можно жить.

Скажите,пожалуйста,каких почвенных обитателей вы знаете?

Кто живет под землей? (ответы детей)

1.КРОТ - небольшой зверек,живет на опушках леса,в полях,и везде ведет роющий образ жизни,поэтому его трудно увидеть.Он прорывает себе подземные ходы,чтобы охотиться на насекомых,личинок,а также для отдыха,где крот устраивает гнездо.

2.ДОЖДЕВОЙ ЧЕРВЬ – он всю свою жизнь проводит в почве.Питается останками перегнивших листьев.Все тело покрыто слизью,чтобы легче было двигаться.На поверхности можно увидеть во время дождя.

3.МУРАВЬИ – живут семьями в домах-муравейниках,большая часть,которых находится под землей.Каждый муравей выполняет свою работу: муравьи-солдаты-защищают муравейник,муравьи-строители-строят муравейник,муравьи-няньки-заботятся о потомстве.

4.МЕДВЕДКА – насекомое,немного похоже на сверчка,но очень крупного.Лапы приспособлены для активного рытья,внешне они напоминают совки экскаватора.Чаще селится на огородных участках и роет там ходы.

5.ПОЛЕВАЯ МЫШЬ (ПОЛЕВКА) – мелкий зверек,живет на лугах,полях.День проводит в норе,а ночью выходит на поверхность.Питается корешками растений,останками перегнивших листьев и веток,останками насекомых,личинками.

А теперь посмотрим, запомнили ли вы «подземных жителей».Предлагаю разгадать кроссворд.Я буду загадывать загадки,а отгадки будем вписывать в наш кроссворд.

1)Маленький рост,длинный хвост,

Буроватая шубка,остренькие зубки,

Под землей таится,в поле ходит покормиться. (полевка)

2)Землеройная машина,без бензина и без шины

Землю каждый день рыхлит,строит длинный лабиринт

Темнота и теснота в подземелье у … (крота)

3)Мой хвост не отличишь от головы

Меня всегда в земле найдете вы.

А если вдруг пролился дождик

Я выползаю на дорожки. (дождевой червь)

4)Погляди на молодцов:веселы и бойки

Волокут со всех концов,материал для стройки.

Вот один споткнулся вдруг под тяжелой ношей,

И спешит на помощь друг,тут народ хороший.

Без работы,хоть убей жить не может…(муравей)

5)Скачет зверушка,не рот,а ловушка.

Попадут в ловушку и комар и мушка. (жаба)

Пришло время поиграть в игру.Сейчас мы увидим,как листочки превращаются в почву.

ИГРА «ДЕРЕВЬЯ И ЧЕРВЯЧКИ»

Дети делятся на две команды.В каждой команде свой «червяк» и свое «дерево».В одном конце помещения на полу на одной линии,но на расстоянии положить два обруча.Это будут «норки» червяков.От каждой команды выделяется ребенок,исполняющий роль дождевого червя.Он становится в круг,здесь же,в кругу на полу находятся стаканчики с землей.В противоположном конце помещения положить еще два обруча для детей,которые будут выполнять роль «деревьев».Эти дети также встают в круг,в руках у них листья.На голове у детей соответствующие наголовники.Остальные участники становятся друг за другом.По команде ведущего «ОСЕНЬ!» дети-деревья дают лист своему участнику,тот бежит к червяку и меняет его на стаканчик с землей.Потом возвращается с ним к дереву и отдает.Участники команд повторяют свои действия пока последний участник не принесет землю своему дереву.

Послеигры дети приглашаются на свои места.Педагог подводит итог занятия.

Сегодня на занятии вы познакомились с понятием «почва»,напомните мне,пожалуйста что это?из чего состоит,кто в ней обитает?(ответы детей)

Как же мы можем сберечь почву для этих существ? Что мы можем сделать?

(не загрязнять почву,поливать чистой водой,не разводить костры,не вытаптывать растения,оберегать «подземных жителей»-ведь они нужны почве.

Спасибо вам,что внимательно слушали,отвечали на мои вопросы.

Я бы хотела предложить вам зарисовать кого-то из «подземных жителей»,который вам понравился больше всех.

Предварительный просмотр:

Loading...Loading...