Библия онлайн. Каждому по заслугам: кесарю — кесарево, а Богу — Богово, значение фразеологизма

Он сказал им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.

Евангелие от Луки. Гл. 20. 25.

Спросили Спасителя раз фарисеи:

«Учитель, скажи нам свой мудрый ответ:

Язычнику-кесарю мы, иудеи,

Должны ли налоги платить, или нет?»

Улыбка таилась в усах фарисея,

Край пышной одежды ласкала рука.

«Коль скажет: «Платите!» - решат иудеи,

Что он просто римлян жестоких слуга.

А скажет он нам: «Не платите налоги»,

Так мы предадим его в руки солдат

Как злого мятежника.

Очень ведь строгий

Наместник Тиберия Понтий Пилат». -

Зачем, лицемеры, меня искушать вам? -

Ответил с улыбкою ясной Христос. -

На этот динарий взгляните, о братья.

Чей лик на монете? - задал он вопрос. -

На этой монете сам кесарь Тиберий. -

Так вот и давайте монету ему,

Но то, что положено

Богу по вере

Творцу воздавайте,

Ему одному.

Евг.Познанский

Тициан Вечеллио "Динарий кесаря" ок.1515г.

«И дивились Ему»

Пожалуй, самое принципиальное отношение к «правителям и царям» высказал Сам Иисус Христос в ответе на искушающий вопрос в Иерусалимском храме. Вспомним это место.

«И посылают к Нему некоторых из фарисеев и иродиан, чтобы уловить Его в слове. Они же, придя, говорят Ему: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь. Позволительно ли давать подать кесарю или нет? давать ли нам или не давать? Но Он, зная их лицемерие, сказал им: что искушаете Меня? принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его. Они принесли. Тогда говорит им: чье это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы. Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему» (Мк 12,13-17).

Действительно, есть чему дивиться. Не только мудрости сказанного Иисусом, но и остроумной находчивости Его действий. Достаточно взглянуть на всю ситуацию, учитывая реалии того времени.

Противники Иисуса Христа задают Ему хитрый вопрос-ловушку: Должно платить подать языческому властителю или нет? Сказав «Да», Он окажется другом римлян, антипатриотом и даже беззаконником.

Сказав «Нет», Он рискует быть обвиненным как мятежник-зилот, «разбойник».

Первое слово Иисуса - «Принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его» . Можно подумать, что Иисус никогда не видел римского динария, что Его глаза не осквернялись видом «иконы» кесаря, изображенного на монете. Вот теперь, мол, Он желает видеть те деньги, о которых его спрашивают. Благочестивый иудей не имел права вносить в храм римские деньги с изображениями кесаря.

В храме действовала иная, храмовая валюта. Однако, «благочестивые» фарисеи, не уловив подвоха, достают динарий (в храме!) и предъявляют его Иисусу. Следует знаменитое слово: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». Этот ответ неожиданный, он заставлял задуматься, ибо звучал для окружающих загадочно.

Государственная религиозность, или сакрализованная государственность - черта, в разной степени отличавшая практически все общества античного мира. Власть либо прямо обожествляется, как в Вавилоне, Египте или (несколько позже) в Риме, либо обретает сакральные формы, как в Ветхом Завете.

Искушающий вопрос противников Иисуса, сравнивающий Бога с кесарем, практически ставит эти два объекта сравнения на одну онтологическую плоскость.

Ответ Иисуса решительно разводит Бога и кесаря по разным онтологическим «этажам», делая само сравнение неуместным и невозможным.

Предмет разговора, таким образом, возводится на богословскую высоту. «Благочестивые» искусители Иисуса посрамлены и практически, и теоретически.

отрывок из: Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев): «Дайте кесарю кесарево, а Богу Богово». Священное Писание Нового Завета об отношении к политике и государству. Часть 1

Тициан Вечеллио Динарий кесаря 1568

На всех полотнах, посвященных этому событию, художники изображают римский денарий (устаревшее написание - динарий).

Серебряная монета денарий была основой денежной системы Римской империи. Большинство нумизматов считают, что Иисусу был показан денарий императора Тиберия, поскольку именно на время правления Тиберия 14-37 год, приходится описанное Евангелием событие.

Во времена Тиберия денарий весил около 3,8 граммов и был диаметром около 1,8 мм. То есть это была небольшая монета, например, нынешние 50 копеек имеют диаметр 2 мм.

Месячное жалование легионера составляло в то время 30 денариев.

Если внимательно присмотреться к картинам художников, изобразившим эпизод с «динарием кесаря», то легко увидеть, что почти все они, скорее всего, сами никогда римский денарий не видели. Они изображали его очень большой и весомой монетой. Причем искушающие держат его в руке так, что на реальном денарии невозможно было бы увидеть изображение. Для того чтобы разглядеть портрет императора монету надо было либо держать за ободок, либо положить на раскрытую ладонь.

Интересно, что точнее всех изобразил то, как должен был выглядеть денарий и как его могли показывать Христу, англо-американский художник Джон Синглтон Копли.

Джон Синглтон Копли (John Singleton Copley 1738 - 1815)

(...точнее всех изобразил то, как должен был выглядеть денарий и как его могли показывать Христу, англо-американский художник Джон Синглтон Копли.)

Иоахим Эйтевал (Joachim Anthonisz Wtewael 1566 — 1638)

Питер Пауль Рубенс (Pieter Paul Rubens 1577 - 1640)

Иллюстрация из детской Библии

Маттиа Прети (Mattia Preti 1613-99)

Неизвестный художник, школа Матвеева, XVIII век

Валантен де Булонь (Valentin de Boulogne 1591 - 1632)

Бернардо Строцци (Bernardo Strozzi 1581 - 1644)

Шишлов Юрий Вениаминович

Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmenszoon van Rijn 1606 — 1669)

«Динарий кесаря», Тициан (1516)

Кесарю кесарево , а Божие Богу , церковносл.. «Воздатите кесарева кесареви и божия богови» , (греч. Ἀπόδοτε οὖν τὰ Καίσαρος Καίσαρι καὶ τὰ τοῦ Θεοῦ τῷ Θεῷ , лат. Quae sunt Caesaris Caesari et quae sunt Dei Deo ) - новозаветная фраза, цитируемая обычно по апостолу Матфею (Матф. 22:21).

Как поговорка употребляется в значении «каждому своё, каждому - по заслугам».

В течение двух тысячелетий фраза широко использовалась для обоснования отношений между церковной и светской властью. Фраза стала предметом многочисленных интерпретаций и предположений, в каких именно ситуациях христианину должно признавать земную власть.

Текст

Эпизод с «динарием кесаря» описан в трех книгах Евангелия и относится к периоду проповеди Иисуса Христа в Иерусалиме.

Набирающего популярность молодого проповедника попытались скомпрометировать фарисеи. Как бы испытывая его мудрость, его спросили, нужно ли платить налоги Цезарю ? - болезненный вопрос для покоренной римлянами провинции Иудеи . Ответ «да» дискредитировал бы его перед патриотичными евреями, и вдобавок, оказался бы богохульством - ибо евреи считали себя богоизбранной нацией. Ответ «нет» можно было бы расценить как призыв к мятежу и использовать его для обвинения в восстании (за что Иисуса в итоге и осудили).

Евангелие Цитата
От Марка
(Мк. )
И посылают к Нему некоторых из фарисеев и иродиан, чтобы уловить Его в слове. Они же, придя, говорят Ему: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь. Позволительно ли давать подать кесарю или нет? Давать ли нам или не давать? Но Он, зная их лицемерие, сказал им: что искушаете Меня? принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его. Они принесли. Тогда говорит им: чье это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы. Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему.
От Луки
(Лк. )
И, наблюдая за Ним, подослали лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком-либо слове, чтобы предать Его начальству и власти правителя. И они спросили Его: Учитель! мы знаем, что Ты правдиво говоришь и учишь и не смотришь на лице, но истинно пути Божию учишь; позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет? Он же, уразумев лукавство их, сказал им: что вы Меня искушаете? Покажите Мне динарий: чье на нем изображение и надпись? Они отвечали: кесаревы. Он сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И не могли уловить Его в слове перед народом, и, удивившись ответу Его, замолчали.
От Матфея
(Мф. )
Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах. И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; Итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет? Но Иисус, видя лукавство их, сказал: чтò искушаете Меня, лицемеры? Покажите Мне монету, которою платится пòдать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли.
От Иоанна
Эпизода нет.
Апокрифическое От Фомы
(Фома, 104)
Иисусу показали золотой и сказали ему: Те, кто принадлежит Цезарю, требуют от нас подати. Он сказал им: Дайте Цезарю то, что принадлежит Цезарю, дайте Богу то, что принадлежит Богу, и то, что мое, дайте это мне!

Обстоятельства

Монета

В оригинальном тексте употреблено слово δηνάριον (dēnarion). Традиционно принято считать, что это был римский динарий с изображением правившего тогда императора - Тиберия . Среди нумизматов тем самым «денарием кесаря» (tribute penny) принято считать монету с изображением Тиберия, надписью «Ti Caesar Divi Avg F Avgvstvs» (Тиберий Цезарь Август, сын Божественного Августа ), и сидящей женщиной, возможно, Ливией в образе богини мира Пакс .

Однако, существует предположение, что денарии не ходили широко в Иудее того периода, и на самом деле той монетой могла быть антиохийская тетрадрахма (также с головой Тиберия, и Августом на обороте). Другая версия - денарий Августа с Гаем и Луцием на обороте, также возможно это был денарий Гая Юлия Цезаря , Марка Антония или Германика - так как монеты предыдущих правителей также могли оставаться в обороте.

Восстания

Исследователь Библии У. Суортли указывает, что налог, называемый в Евангелиях, это конкретный налог - подушный , установленный в 6 г. н. э. по результатам переписи Квириния, проведенной незадолго до этого и вызвавшей большое недовольство среди иудеев. Восстание тогда поднял Иуда Галилеянин , оно было подавлено, однако его род и идеи сохранили значение среди партии зелотов даже несколько десятилетий спустя, в описываемый исторический момент.

Поздние толкования

Для развития концепции также важны были строки апостола Павла (Римлянам, 13:1-7): «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от неё, ибо [начальник] есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из [страха] наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь». Это толковалось так - христиане обязаны повиноваться всем земным властям, поскольку они были поставлены Богом и неповиновение им приравнивается к неповиновению Богу.

Теологическая теория происхождения государства

Кесарю кесарево, а богу богово — каждому своё

Происхождение выражения

Новый Завет

Источником фразы является Новый завет. Как известно, Новый завет — собрание религиозных христианских текстов, написанных в первом века нашей эры. Он состоит из 27 книг, в числе которых, так называемые Евангелии — описание деятельности Иисуса Христа свидетелями того — апостолами Матфеем, Марком, Лукой и Иоаном. В трёх воспоминаниях Марка, Луки и Матфея воспроизводится фраза «Кесарю кесарево, а богу богово»

Ушел от ответа

«На вопрос «Как живёшь?» завыл матерно, напился, набил рожу вопрошавшему, долго бился об стенку. В общем, ушёл от ответа» (М.Жванецкий)

Как-то раз , решив скомпрометировать Иисуса перед народом, задали ему провокационный вопрос, следует ли жителям Иудеи платить подати императору Рима (Иудея в первом веке нашей эры была провинцией Римской империи). Если бы Иисус ответил «да», он стал бы в глазах сограждан предателем национальных интересов. «Нет» означало бунт против законной власти, что, мягко говоря, не приветствовалось римскими чиновниками

«И посылают к Нему некоторых из фарисеев и иродиан, чтобы уловить Его в слове. Они же, придя, говорят Ему: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь. Позволительно ли давать подать кесарю или нет? давать ли нам или не давать? Но Он, зная их лицемерие, сказал им: что искушаете Меня? принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его. Они принесли. Тогда говорит им: чье это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы. Иисус сказал им в ответ: отдавайте. И дивились Ему» (Еванглие от Марка 12:13-17)

20 И, наблюдая за Ним, подослали лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком-либо слове, чтобы предать Его начальству и власти правителя.
21 И они спросили Его: Учитель! мы знаем, что Ты правдиво говоришь и учишь и не смотришь на лице, но истинно пути Божию учишь;
22 позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет?
23 Он же, уразумев лукавство их, сказал им: что вы Меня искушаете?
24 Покажите Мне динарий: чье на нем изображение и надпись? Они отвечали: кесаревы.
25 Он сказал им: итак, отдавайте.
26 И не могли уловить Его в слове перед народом, и, удивившись ответу Его, замолчали
(От Луки 20:20-26)

На самом-то деле Спаситель вовсе не ушел от ответа, он дал его точно: платить налоги кесарю (императору) надо — «Отдавайте кесарево кесарю ». Ведь о боге его никто не спрашивал. Кстати, законопослушание Иисуса подтвердил его верный последователь апостол Павел в Послании к Римлянам:

«Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь» (Рим.13:1-7)

Применение выражения «Кесарю кесарево, а богу богово»

«Ибо сказано, ― отозвался Григорий, ― отдайте богу богово, а кесарю кесарево… Вот я, кесарь, и отдаю » (В. Пелевин «Бэтман Аполло»)
«Там, для экрана, стараются оператор, монтажер ― чужой народ, ему не соткать нам воздушных мостов ― тех, по которым зритель ловит актерские биотоки. Богу ― Богово, кесарю ― кесарево. Жестокая и прекрасная участь театра ― переходя из уст в уста, слагаться в легенду » (В. Смехов «Театр моей памяти»)
«Надо отделить религию от государства, и тогда всё станет на свои места. Так сказать, Богу ― Богово, кесарю ― кесарево. Параллельные не пересекающиеся миры» (А. Бовин «Пять лет среди евреев и мидовцев»)
«
Сознаю, что живописать незаурядного плохого человека, разгадать побудительные мотивы его аморальных поступков ― для большого писателя столь же естественно, как и создать образ идеального героя…но если ты не созрел для того…, выбирай то, что тебе по силам…: кесарю ― кесарево, полководцу ― армия, лейтенанту ― взвод » (В. Санин «Не говори ты Арктике ― прощай»)
«Безбожие в народе, нашептывания еретиков, распространение мятежных грамот — а они тайно появляются и в наших ближайших окрестностях, — вот причины! Грешный люд бунтует против власти, поставленной над ним самим богом! «Кесарю кесарево, богу богово!» Будь народ покорен своим господам — ничего бы такого не было » (Й. Томан «Дон-Жуан»)

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений Серов Вадим Васильевич

Кесарю кесарево, а Богу Богово

Кесарю кесарево, а Богу Богово

Из Библии. В Евангелии от Матфея (гл. 22, ст. 15-21) приведен ответ Иисуса Христа людям, посланным от фарисеев. Намереваясь «уловить Его в словах», они спросили Иисуса: позволительно ли платить налоги кесарю? Иисус, указывая на динарий (римская монета) с изображением кесаря, спросил их: «Чье этот изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу».

Иногда цитируется на церковно-славянском: «Воздатите кесарева кесареви и божия богови».

Обычно употребляется в узком, житейском смысле: каждому свое, каждому - по заслугам.

Из книги 1000 секретов женского здоровья автора Фоули Дениз

Из книги Бог не ангел. Афоризмы автора Душенко Константин Васильевич

Путь к Богу Предположите, что круг есть мир, а центр его - Бог. Насколько мы находимся вне и не любим Бога, настолько каждый удален и от ближнего. Сколько приближаемся к Богу, столько же соединяемся с ближним. Авва Дорофей (? - 620), палестинский монах Бог не войдет в нас, пока

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КЕ) автора БСЭ

Служение Богу Бог не становится больше от того, что ты почитаешь его; но он становится больше, когда ты служишь ему. Августин (354–430), христианский богослов Нет, не дало божество ничего непреложного людям, Даже пути для того, чтоб угодить божеству. Феогнид (2-я пол. VI в. до

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Наши претензии к Богу Ты упрекаешь Творца: зачем Он сотворил тебя таким, что ты изнемогаешь в борьбе с грехом. Твой упрек будет больше, если ты спросишь, зачем Он не создал тебя Богом. По Иерониму (ок. 342–420) Богу не хватает стойкости характера, твердых убеждений. Ему следует

Из книги Вы и ваша беременность автора Коллектив авторов

Из книги 200 знаменитых отравлений автора Анцышкин Игорь

Ты ужас неба, срам природы, / Упрек ты Богу на земле Из оды «Вольность» (1817) А. С. Пушкина (1799- 1837).Цитируется как преувеличенно патетическое обличение, порицание кого-либо

Из книги 365 советов беременным и кормящим автора Пигулевская Ирина Станиславовна

Из книги Ограбления и кражи [Бандиты, грабители, воры и мошенники] автора Ревяко Татьяна Ивановна

ОТ ЯДА К БОГУ Ядовитые растения известны не только как лекарства или средства для совершения преступления, они издавна применялись в религиозных и магических мистериях. Описание мистерии, связанной с массовым убийством при помощи ядов, приводит археолог Вулли в книге

Из книги Самое полное руководство по здоровой беременности от лучших акушеров и гинекологов автора Коллектив авторов

Как выполняется кесарево сечение Кесарево сечение – хирургическая операция, при которой плод извлекают через разрез передней брюшной стенки и матки. Его проводят в тех случаях, когда самопроизвольные роды невозможны или опасны для жизни матери или плода. Показания к

Из книги автора

Кесарево сечение: абсолютные показания Абсолютные показания означают угрозу жизни матери при родах через естественные родовые пути:– абсолютно узкий таз – состояние, при котором ребенок не может пройти через тазовое кольцо матери. Определяется при традиционном

Из книги автора

Кесарево сечение: относительные показания со стороны ребенка – Нехватка кислорода у ребенка (гипоксия);– тазовое предлежание;– поперечное положение плода.Существуют особенности родоразрешения при различных видах тазового предлежания и неправильного положения

Из книги автора

Кесарево сечение: относительные показания со стороны матери Это ситуации, при которых можно учитывать обстоятельства, условия и противопоказания; когда можно принимать решения не только в пользу кесарева сечения; ситуации, при которых роды через естественные родовые

Из книги автора

ЭРНИ ХОЛЛАНДС. РЕЦИДИВИСТ, ОБРАЩЕННЫЙ К БОГУ Эрни Холланде родился в 1930 г. в отвратительнейших трущобах Галифакса, что в провинции Новая Шотландия в Канаде.Матери его было всего 16 лет. Она была красива, но несчастлива, жертва незаконной связи с солдатом английской армии,

Из книги автора

Глава 15 Кесарево сечение Бывает так, что роды естественным путем – не лучший вариант. Кесарево сечение – хирургическая процедура, позволяющая извлечь ребенка через разрез на животе, а не через влагалище. В последнее время около 30 % родов происходят с помощью кесарева

Из книги автора

Когда делают кесарево сечение? Есть много причин, по которым делают кесарево сечение. Иногда это связано со здоровьем матери, иногда с опасениями за ребенка. Иногда операцию делают, даже если и мать, и ребенок в порядке. Это кесарево по выбору, и отношение к нему

Из книги автора

Глава 24 Кесарево сечение по выбору Некоторые женщины, у которых беременность протекает нормально, хотят рожать с помощью кесарева сечения, хотя у них нет никаких осложнений или проблем с ребенком. Некоторым из них удобно точно запланировать срок родов. Если вы привыкли

Обратимся к Евангельской истории


«Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах. И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет? Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры? покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли» (Мф. 22:15–22).



Фарисеи имели четкую цель. Они хотели уловить Иисуса логической вилкой: если Он скажет, что налог платить надо, – фарисеи разнесут по Иудее весть, что Иисус – коллаборационист, что Он не является Мессией, а значит, не несет Израилю никакого освобождения … Если Иисус произнесет, что платить налог в имперскую казну не надо, то хитрые фарисеи донесут об этом в римскую администрацию, а та уже расправится с бунтарем, положит конец проповеди Иисуса. Иисус выходит из этой логической ловушки блестяще. Он просит дать Ему монету, которой уплачивается налог…

В Палестине в то время, по утверждению историков, ходило два вида монет. Евреи добились от римской администрации необходимых уступок: учитывая их религиозность, им было разрешено чеканить собственную монету. В обиходе евреи пользовались римской монетой в обычной торговле. На это они были согласны. Но было одно пространство, куда они не могли допустить римские деньги. На римских монетах были изображения богов (и олимпийских, и земных – императоров). Надписи на этих монетах гласили, что императоры – боги. Таким образом, каждая монета была и карманным идолом, и языческой декларацией. В Храм же ничто языческое не могло быть внесено. Но подать в Храм приносить надо. Жертвенных животных приобретать надо. На нечистые же деньги нельзя приобрести чистую жертву… Евреи, очевидно, достаточно доходчиво объяснили римским властям, что если им не будет разрешено чеканить свою монету, имеющую хождение в храмовом пространстве, то народ взбунтуется. Римская империя была достаточно мудра, чтобы не раздражать покоренные ею народы по мелочам… Так в Палестине продолжали выпускаться свои монеты (священные полусикли [см.: Лев.5:15; Исх.30:24] - современное название "шекель"). И те самые менялы, что сидели во дворе Храма, как раз переводили светские, нечистые деньги в религиозно-чистые.

И вот Христа спрашивают, надо ли платить налог Риму. Христос же просит показать – какими деньгами уплачивается этот налог. Ему, естественно, протягивают римский динарий. Следует встречный вопрос: Чье это изображение и надпись? (Мф.22:20). Этот вопрос является решающим потому, что по представлениям античной политэкономии правитель был собственником земных недр и, соответственно, всего золота, добываемого в его стране. И значит, все монеты считались собственностью императора, лишь на время одолженной им своим подданным. Следовательно, монета и так принадлежит императору. Почему бы тогда ее не вернуть владельцу?

Итак, первичный смысл ответа Христа ясен: Храму надо отдать храмовую монету, а Риму – римскую. Но если бы Спаситель ответил именно этими словами, – то этим смысл Его ответа и ограничился бы… Однако Господь отвечает иначе: Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф.22:21). Тем, кто не видел римские динарии, дерзость и глубина этого ответа непонятны. Суть в том, что на динарии императора Тиберия (в ту пору правившего Римом) была надпись: Tiberius Caesar Divi Augusti Filius Augustus Pontifex Maximus («Тиберий Цезарь, сын божественного Августа, Август, верховный понтифик (верховный жрец)»). Истинный Сын Божий держал в руках монету, на которой было написано, что сыном бога является император…

Тут: или – или. Или Христос есть путь (Ин.14:6), или император – мост («понтифик» означает «мостостроитель», тот, кто строит мост между миром богов и миром людей). Или Христос является единственным посредником между Богом и человеком (1Тим.2:5), или таким посредником является царь. Монета утверждает, что император – сын бога, что он сам обладает божественным статусом и достоин божественного поклонения… Так что в этом случае должны были бы означать слова отдайте Божие Богу (Мф.22:21)? Да, благоверный римлянин должен был бы эти слова отнести к динарию и к императору. Но Христос сказал эти слова очевидно в другом смысле. Он противопоставил Бога, Истинного Бога, и императора. Отныне государственная власть была десакрализована. Император – не бог. Ему могут принадлежать деньги, но не совесть.

Loading...Loading...