Галифакс новая шотландия 1917 год. Взрыв в галифаксе. Мы набиты взрывчаткой

16:52 — REGNUM

«Чем больше читаешь, тем глупее становишься», — сказал Мао Цзедун и вся партийная пропаганда советских «оттепельщиков», «шестидесятников» и будущих «перестройщиков» зашлась от коллективного дружного хохота, демонстрируя посторонним чистое партийное невежество. Ведь этот афоризм Мао — не более чем новое издание классического «я знаю, что ничего не знаю».

Человеческое общество упорно стремится забывать то, что непрерывно клянётся «не забывать никогда». Оно со стадной решимостью цепляется только за то, о чём напоминает ему назойливый телеканал фальшивых известий. «Никогда такого прежде не было!», — вскрикивает с экранов дурачок, родившийся накануне… «Беспрецедентно…», — верещит седовласый опытный лжец, повторяя эту формулу в своей длинной лживой жизни уже в двухсоттысячный раз.

Ведь массовое убийство — не новость и не старая новость. Это практика, отвратительность которой в том, что самые первые изобретения науки, технологии и прогресса сразу ставятся ей на службу. Сначала — на службу убийству.

И вы всё ещё хотите, чтобы этот технологический прогресс, умывая руки, не промывал вам мозги и говорил правду? Особенно о себе…

Первая мировая война — тёмное время для человечества. Миллионы людей погибли, миллионы были искалечены, миллионы лишились близких. И всё же, несмотря на все ужасы, эта война во многом стала как бы репетицией перед ещё более чудовищной Второй мировой. Всё наработанное во время Первой мировой войны — схемы снабжения, тактические ходы, методы защиты от подводных лодок и многое, многое другое было усовершенствовано, доработано и пущено в ход спустя двадцать лет. И если Вторая мировая закончилась первыми в мире ядерными взрывами, то Первая мировая была ознаменована самым сильным взрывом доядерной эпохи.

С началом войны канадский город Галифакс, некогда бывший важной морской базой британского Королевского флота, снова стал востребован в качестве базы Королевского флота Канады, а также для формирования следующих в Европу конвоев. Галифакс расположен в узком перешейке, отделяющем Атлантический океан от обширной закрытой бухты под названием Бэдфордский бассейн. Эта особенность давала возможность наглухо перекрыть для немецких подлодок путь к месту формирования конвоев и стоянки флота. Вдобавок удобное расположение позволяло всем курсирующим между Европой и Северной Америкой кораблям получать топливо и груз, не опасаясь нападения.

Именно здесь, в узком перешейке между галифаксской бухтой и Бэдфордским бассейном, 98 лет назад, 6 декабря 1917 года в результате сложения ошибочных действий капитанов и лоцманов столкнулись два корабля: норвежский «Имо», шедший порожняком, и французский «Монблан», груженый доверху. Это событие вряд ли вошло бы в историю, если бы французский корабль собирался идти в Бордо, к примеру, с грузом продовольствия или медикаментов. К несчастью, он был доверху нагружен смертью — на нем было 200 тонн тротила, 35 тонн бензола, 2300 тонн пикриновой кислоты (взрывчатки, которой начиняют пушечные снаряды). Эту смерть предполагалось равномерно распределить по солдатам и укреплениям Тройственного союза, но испытать её на себе пришлось мирным жителям Галифакса.

В прекрасную погоду и при великолепной видимости «Имо» и «Монблан» опасно сблизились перед поворотом пролива. В результате нескольких неверных решений с обеих сторон, корабли оказались на расстоянии 15 метров друг от друга и вполне могли разойтись. Но тут капитаны друг друга не поняли: «Монблан» стал отворачивать, сдавая назад, и «Имо» дал задний ход. Через несколько мгновений нос «Имо» ударил в правый борт «Монблана». Бочки с бензолом на борту французского транспортника разбились, бензол потек по палубе, а оттуда — к складу пикриновой кислоты. Через минуту-другую от искр бензол загорелся, пламя мгновенно распространялось, захватывая новые бочки, столб густого черного дыма поднялся на 100 метров вверх.

Экипаж французского корабля, зная о составе груза на борту, понимал, что борьба за спасение судна бессмысленна и приведет только к большим жертвам. Лоцман советовал дать полный вперед и направить судно к выходу из пролива — чтобы корабль зачерпнул в трехметровую пробоину побольше воды и пошел на дно. Но капитан «Монблана», заботясь об экипаже, приказ спустить шлюпки.

Неуправляемый горящий «Монблан» течением принесло к пирсам северной части Галифакса, которые тоже загорелись. Привлеченные зрелищем большого пожара, на берегу стали собираться люди. Затем подошли пожарные суда и буксир «Стелла Марис», который начал на тросе отводить французский корабль в сторону моря…

Взрыв был мощным. Столб дыма поднялся на три с половиной километра. Взрывная волна распространялась в 23 раза быстрее звука и её почувствовали даже люди, живущие в 200 километрах от эпицентра. Все здания в радиусе двух с половиной километров были полностью уничтожены и превращены в руины. Вода в перешейке между бухтами мгновенно испарилась, обнажив дно, а хлынувшая на её место масса воды обрушилась на город 18-метровым цунами. 1963 человека погибли. 9000 человек были ранены, 500 из них ослеплены осколками стёкол и потеряли зрение. Не менее 25 тысяч человек лишились крова. От разрушения печных труб и очагов в городе начались многочисленные пожары, которые уничтожили и сравнительно отдаленные районы.

Взрыв в Галифаксе — самый мощный взрыв неядерного происхождения в истории человечества. Эта, возможно, первая техногенная катастрофа такого масштаба, открывшая чудовищную череду плодов ошибок и оплошностей, жадности и безответственности, которая продолжается и по сей день. На любом предприятии и в любом серьезном деле новичку, скорее всего, скажут что правила или устав написаны не просто так, а кровью. Но, несмотря на все эти написанные кровью уставы и правила, кровь продолжает проливаться.

6 декабря 1917 года в канадском порту Галифакса в результате столкновения груженого взрывчаткой французского военного корабля «Монблан» с норвежским судном «Имо» прогремел мощный взрыв. 1963 человека погибли, 2000 человек пропали без вести, 9000 человек получили серьёзные увечья, в том числе 400 человек ослепли.

Хроника событий

25 ноября 1917 года «Монблан» загружался в порту Нью-Йорка. В общей сложности на судно погрузили более 2500 тонн различных боеприпасов. Путь предстоял долгий, груз предназначался Франции; требовались особые, деликатные условия перевозки и обеспечение безопасности.
Галифакс был промежуточным пунктом, и вечером 5 декабря судно подошло к внешнему рейду, после чего на его борт отправился офицер связи. Осмотрев пароход, тот доложил капитану, что войти в гавань можно будет на рассвете, ориентировочно в 7:15 утра.
В это же время в порту Галифакса находилось другое грузовое судно – «Имо», готовое выйти в море. По размерам оно было значительно больше Монблана. Его капитан планировал отчалить на три часа раньше, однако из-за задержки в погрузке угля выход пришлось отложить до утра.


В 7 часов утра «Монблан» стал заходить в порт, а «Имо» - выходить из него. Когда суда сблизились, капитаны попытались избежать столкновения. Однако ошибка капитана «Имо» привела к тому, что судно протаранило правый борт «Монблана», разворотив бочки с бензолом. Дав задний ход, капитан «Имо» высвободился из пробоины, а при возникшем трении метала о металл бензол вспыхнул, возник пожар.
Экипаж «Монблана» благополучно эвакуировался на берег, оставив опасный груз дрейфовать неподалеку от берега. Капитан, как и его коллега на «Имо» оказался тем еще «молодцом». Он не потрудился направить судно в открытое море, поставив машину на полный ход, хотя такая возможность была. Горящее судно начало приближаться к берегу и наткнулось носом на деревянный пирс.
У капитана крейсера «Хайфлайер», находившегося неподалёку, возникла идея оттащить горящий пароход подальше, но о реальной опасности, которую представлял груз «Монблана», на крейсере знать не могли.
Население Галифакса высыпало на набережную, чтобы лучше рассмотреть пожар. В 9:06 прогремел взрыв невероятной силы.


Разрушения и жертвы
О силе взрыва можно судить по найденным обломкам. Например, кусок шпангоута парохода обнаружили в 12 милях от эпицентра катастрофы – это почти 20 км. Весившее полтонны веретено якоря упало в 2 милях или 3,5 км от места трагедии. Четырёхдюймовую пушку нашли на дне озера Албро, находившемся в миле от взорвавшегося корабля.
Все здания по обоим берегам пролива Те-Нарроус, в Дартмуте и Ричмонде, сравняло с землёй. С домов, находившихся на расстоянии до полукилометра, были снесены крыши; рухнули кирпичные заводские трубы и водонапорные башни, переломились телеграфные столбы, сотни деревьев вырвало с корнем. Наиболее сильно пострадал район Ричмонд в северной части города – его фактически стёрло с лица земли.
Многие сгорели заживо, другие люди замёрзли на следующий день, когда резко упала температура воздуха, и начался буран, что существенно затрудняло спасательные работы.
Из судов, стоявших в гавани, десять разрушились полностью, и ещё несколько десятков получили серьёзные повреждения. Новый пароход «Курака» выбросило на другой берег пролива, из 45 членов экипажа выжили лишь 8. Серьёзно пострадал и упомянутый крейсер «Хайфлайер», потеряв 20 человек из команды, более 100 получили ранения

Образовавшаяся 5-метровая придонная волна подхватила и выбросила на берег судно «Имо», на котором погибли капитан, лоцман и 5 матросов.
Берега Дартмута и Ричмонда представляли собой страшную картину: они были завалены лодками, баржами, шхунами. В воде плавали трупы не только людей, но и лошадей, а колокола окрестных церквей разом зазвонили от мощнейшей взрывной волны.
Пожары в городе бушевали несколько дней. В Галифакс направили помощь из разных американских городов. Сумма пожертвований составила 30 миллионов долларов.

Последствия
Судебное разбирательство длилось около двух месяцев. Виновными признали капитана Ле Медека и лоцмана Маккея. Их арестовали, но через год дело пересмотрели, и обоих не только освободили, но и вернули им профессиональные лицензии.
Международный суд пришёл к выводу, что в трагедии виновны оба капитана столкнувшихся судов, но французское правительство не признало это решение, и Ле Медек оставался на службе до 1922 года. В 1931 году он вышел на пенсию, и его наградили орденом Почётного легиона.
Жертвами трагедии стали 1963 человека, 2000 человек пропали без вести. Фирма одного гробовщика в Галифаксе сделала 3200 надгробий. Из 500 учеников в трех разрушенных школах выжило только 11 детей. В Галифаксе полностью разрушились 1600 зданий, 12 тысяч домов получили повреждения.
Материальный ущерб от этого чудовищного происшествия составил 35 миллионов канадских долларов. Взрыв в Галифаксе вошёл в число сильнейших взрывов доядерной эпохи.


Имо

Михайлов Андрей 06.12.2014 в 16:00

Шестого декабря 1917 года в гавани канадского Галифакса произошел взрыв, который считают мощнейшим в доядерной эпохе. Шла Первая мировая, но катастрофа случилась вдали от полей сражений Европы, хотя взрывчатку везли именно туда. Только по официальной информации в результате взрыва в Галифаксе погибло 1963 человека, еще столько же формально признаны пропавшими.

12 тысяч зданий в результате взрыва в Галифаксе было сильно повреждено. В трех городских школах из 500 учеников выжили 11. Северная часть города, район Ричмонд, практически полностью исчезла. Общий ущерб составил 35 миллионов канадских долларов по курсу на тот момент .

Приблизительно 9 тысяч человек получили тяжкие ранения, 400 лишились зрения. Всего один взрыв в Галифаксе - и планета в шоке… Конечно, в 1945 году эту трагедию превзошли атомные взрывы в Хиросиме и Нагасаки, но взрыв же в Галифаксе "устроила" исключительно людская безалаберность .

В 2003 году в Голливуде сняли блокбастер об этой трагедии. В фильме "Разрушенный город" фигурируют некие немецкие шпионы (все-таки с Германией в 1917 году шла война), которые якобы и устроили диверсию.

Но серьезные историки на Западе считают, что главным "диверсантом" в Галифаксе 6 декабря 1917 года была преступная небрежность должностных лиц. В англоязычных текстах про взрыв в Галифаксе применительно к его персонажам чаще всего употребляется слово cowardice - малодушие, трусость…

Французский военный корабль "Монблан", загруженный практически одной взрывчаткой (тротилом, пироксилином, бензолом и пикриновой кислотой), пришел в Галифакс из Нью-Йорка, чтобы подождать формирования очередного конвоя через Атлантику и идти в Бордо. Важный нюанс: лишь капитан знал, что загружает на борт, поскольку деревянные ящики и железные бочки были без маркировки....

Около 7 часов утра 6 декабря "Монблан", чей экипаж провел бессонную ночь на внешнем рейде, пошел в порт, откуда в то же время выходил норвежский пароход "Имо". Когда суда сблизились, их капитаны, невыспавшиеся и усталые, засуетились и начали совершать бестолковые маневры. Растерялись оба, не оставив шансов на благополучный исход событий.

"Имо" протаранил правый борт "Монблана", от удара было разбито несколько бочек, и огнеопасный бензол разлился по палубам "Монблана". Норвежцы дали задний ход и, видимо, окончательно утратив самообладание, двинулись прочь, нарушив при этом морской закон - помогать терпящему бедствие. При расцеплении судов трение металла о металл вызвало сноп искр, от которых вспыхнул растекшийся бензол и начался пожар.

Капитан Ле Медек спешно дал команду покинуть судно. Хотя, как отмечают канадские первоисточники, французский экипаж, около 40 человек, и так без всякой команды уже спускал шлюпки. К чести капитана, он все-таки покинул борт последним (и, кстати, при взрыве выжил). Все благополучно добрались на сушу, бросив горящий корабль на произвол судьбы.

Опустевший "Монблан" дрейфовал к берегу и в результате навалился носом на деревянный пирс. Зрелище было пугающее, но привлекло много зевак: они собрались в порту и стояли, глазея на судно. Прошло около двух часов с момента столкновения, и тут напичканный взрывчаткой "Монблан" взлетел на воздух.

Взрывная волна настигла и норвежский "Имо", который не успел отойти слишком далеко. Его выбросило на мель, большинство моряков из команды погибли. Год спустя судно отремонтировали, переименовали в "Гивернорен" и спустили на воду, но его словно преследовал злой рок: в 1921 году во время рейса в Антарктику пароход наскочил на камни и затонул...

Лишь потом, после Второй мировой, историки раскопали накладные, в которых перечислялся взятый "Монбланом" на борт в Нью-Йорке опасный груз - около 4 тысяч тонн взрывчатки, в том числе тротила.

100-килограммовый кусок шпангоута "Монблана" был найден в лесу в 19 километрах от места взрыва. Пожары тушили несколько дней. Как назло, на город обрушились метель и мороз, из-за которых многие оказавшиеся под обломками рухнувших при взрыве зданий люди скончались от переохлаждения.

13 декабря 1917 года в здании городского суда Галифакса (одном из немногих уцелевших) началось разбирательство по делу о взрыве. Через полтора месяца виновными во взрыве в Галифаксе были признаны французский капитан Ле Медек и местный лоцман Маккей. Их арестовали, но через год с небольшим дело пересмотрел Верховный суд Канады, и оба фигуранта не только вышли на волю, но и вернули свои лицензии судоводителей.

Ле Медек продолжал служить в своей морской фирме до 1922 года, а в 1931 году после выхода на пенсию был награжден орденом Почетного легиона. Что интересно, в снятом через 90 лет фильме он предстает чуть ли не героем…

Напоследок - о том, как хранится память о взрыве в Галифаксе на Западе (в частности, о фильме "Разрушенный город", по мотивам которого впоследствии сняли и сериал).

Создатели картины удостоились похвалы за искусное использование спецэффектов для воссоздания взрыва и действия ударной волны. Но почти сразу же после выхода этого блокбастера, задуманного как "почти документальный", потомки жертв трагедии и историки официально возразили против искажений и многочисленных фальсификаций. Например, возмущались добавлением в сюжет заговора с участием "немецких шпионов" (а ведь немцы занимались шпионажем где угодно в Северной Америке, но только не в Галифаксе).

В сериале показано, что самое необходимое жителям разрушенного города поступило лишь с прибытием спасательных поездов из США. Хотя на самом деле канадские власти на протяжении двух суток справлялись сами, насколько это возможно.

И еще любопытнее, что во Франции во время мероприятий, связанных со 100-летием с начала Первой мировой, экипаж парохода "Монблан" фигурировал как "понесший потери во время боевых действий".

Загруженный практически одной взрывчаткой (тротилом , пироксилином и пикриновой кислотой), столкнулся с норвежским кораблём «Имо ». На судне начался пожар, приведший к взрыву, в результате чего порт и значительная часть города были полностью разрушены. Около 2 тыс. человек погибли под обломками зданий и из-за возникших после взрыва пожаров. Приблизительно 9 тыс. человек получили ранения, 400 человек лишились зрения. Об этом событии в 2003 году был снят художественный фильм «Разрушенный город » . Взрыв в Галифаксе входит в число сильнейших взрывов, устроенных человечеством , этот взрыв считают мощнейшим взрывом доядерной эпохи .

Хронология событий

Вспомогательный транспорт «Монблан» (длина 97,5 м; шир. - 13,6 м; вместимость 3121 ) был построен в 1899 г. в Англии и принадлежал французской судоходной фирме «Компани женераль трансатлантик» (фр. Compagnie Générale Transatlantique ).

Разрушения были ужасны, количество погибших и раненых огромно. Многие раненые замерзли в обломках, так как на следующий день похолодало и начался буран. Многие люди сгорели заживо, так как от разрушенных печей начались массовые пожары, бушевавшие несколько дней.

13 декабря 1917 году в уцелевшем здании городского суда Галифакса началось разбирательство. Оно закончилось 4 февраля 1918 г. Виновными были признаны Ле Медек и местный лоцман Маккей, которые были арестованы. Однако через год с небольшим, после рассмотрения дела Верховным судом Канады, оба были освобождены, и им вернули лицензии судоводителей.

Международный суд, рассматривая иски обеих судоходных компаний, пришёл к выводу, что в столкновении в равной степени виноваты капитан «Имо» (погибший при взрыве) и «Монблана». Однако французское правительство такое решение не признало. Ле Медек продолжал служить в фирме «Компани женераль трансатлантик» до 1922 года. А в 1931 году, в связи с выходом на пенсию, он был награждён орденом Почётного легиона .

Пароход «Имо» во время взрыва был выброшен на мель. В 1918 году его сняли с мели, отремонтировали и переименовали в «Гивернорен». В 1921 году он во время рейса в Антарктику наскочил на камни и затонул.

Последствия

По официальной информации, погибло 1963 человека, пропало без вести около 2 тысяч человек. В трёх городских школах из 500 учеников выжило 11. Северная часть города, район Ричмонд, практически полностью была стёрта с лица земли. Всего в городе было полностью разрушено 1600 зданий, 12 тысяч было сильно повреждено. Общий материальный ущерб от катастрофы составил 35 миллионов канадских долларов .

Экранизация

  • В 2003 году в Канаде был снят мини-сериал «Разрушенный город» , который повествует о событиях в Галифаксе.

Напишите отзыв о статье "Взрыв в Галифаксе"

Примечания

Литература

  • 100 великих кораблекрушений. - М: Вече, 2003. ISBN 5-7838-0548-3
  • И. М. Короткин «Аварии и катастрофы кораблей». - М: Судостроение, 1977
  • Скрягин Л. Н. Как пароход погубил город: Очерки о катастрофах на реках, озёрах и в портах. - М .: Транспорт , 1990. - 272 с. - 125 000 экз. - ISBN 5-277-01037-8 . (обл.)

Отрывок, характеризующий Взрыв в Галифаксе

С лица Наташи не сходила улыбка удовольствия. Она чувствовала себя счастливой и расцветающей под похвалами этой милой графини Безуховой, казавшейся ей прежде такой неприступной и важной дамой, и бывшей теперь такой доброй с нею. Наташе стало весело и она чувствовала себя почти влюбленной в эту такую красивую и такую добродушную женщину. Элен с своей стороны искренно восхищалась Наташей и желала повеселить ее. Анатоль просил ее свести его с Наташей, и для этого она приехала к Ростовым. Мысль свести брата с Наташей забавляла ее.
Несмотря на то, что прежде у нее была досада на Наташу за то, что она в Петербурге отбила у нее Бориса, она теперь и не думала об этом, и всей душой, по своему, желала добра Наташе. Уезжая от Ростовых, она отозвала в сторону свою protegee.
– Вчера брат обедал у меня – мы помирали со смеху – ничего не ест и вздыхает по вас, моя прелесть. Il est fou, mais fou amoureux de vous, ma chere. [Он сходит с ума, но сходит с ума от любви к вам, моя милая.]
Наташа багрово покраснела услыхав эти слова.
– Как краснеет, как краснеет, ma delicieuse! [моя прелесть!] – проговорила Элен. – Непременно приезжайте. Si vous aimez quelqu"un, ma delicieuse, ce n"est pas une raison pour se cloitrer. Si meme vous etes promise, je suis sure que votre рromis aurait desire que vous alliez dans le monde en son absence plutot que de deperir d"ennui. [Из того, что вы любите кого нибудь, моя прелестная, никак не следует жить монашенкой. Даже если вы невеста, я уверена, что ваш жених предпочел бы, чтобы вы в его отсутствии выезжали в свет, чем погибали со скуки.]
«Стало быть она знает, что я невеста, стало быть и oни с мужем, с Пьером, с этим справедливым Пьером, думала Наташа, говорили и смеялись про это. Стало быть это ничего». И опять под влиянием Элен то, что прежде представлялось страшным, показалось простым и естественным. «И она такая grande dame, [важная барыня,] такая милая и так видно всей душой любит меня, думала Наташа. И отчего не веселиться?» думала Наташа, удивленными, широко раскрытыми глазами глядя на Элен.
К обеду вернулась Марья Дмитриевна, молчаливая и серьезная, очевидно понесшая поражение у старого князя. Она была еще слишком взволнована от происшедшего столкновения, чтобы быть в силах спокойно рассказать дело. На вопрос графа она отвечала, что всё хорошо и что она завтра расскажет. Узнав о посещении графини Безуховой и приглашении на вечер, Марья Дмитриевна сказала:
– С Безуховой водиться я не люблю и не посоветую; ну, да уж если обещала, поезжай, рассеешься, – прибавила она, обращаясь к Наташе.

Граф Илья Андреич повез своих девиц к графине Безуховой. На вечере было довольно много народу. Но всё общество было почти незнакомо Наташе. Граф Илья Андреич с неудовольствием заметил, что всё это общество состояло преимущественно из мужчин и дам, известных вольностью обращения. M lle Georges, окруженная молодежью, стояла в углу гостиной. Было несколько французов и между ними Метивье, бывший, со времени приезда Элен, домашним человеком у нее. Граф Илья Андреич решился не садиться за карты, не отходить от дочерей и уехать как только кончится представление Georges.
Анатоль очевидно у двери ожидал входа Ростовых. Он, тотчас же поздоровавшись с графом, подошел к Наташе и пошел за ней. Как только Наташа его увидала, тоже как и в театре, чувство тщеславного удовольствия, что она нравится ему и страха от отсутствия нравственных преград между ею и им, охватило ее. Элен радостно приняла Наташу и громко восхищалась ее красотой и туалетом. Вскоре после их приезда, m lle Georges вышла из комнаты, чтобы одеться. В гостиной стали расстанавливать стулья и усаживаться. Анатоль подвинул Наташе стул и хотел сесть подле, но граф, не спускавший глаз с Наташи, сел подле нее. Анатоль сел сзади.
M lle Georges с оголенными, с ямочками, толстыми руками, в красной шали, надетой на одно плечо, вышла в оставленное для нее пустое пространство между кресел и остановилась в ненатуральной позе. Послышался восторженный шопот. M lle Georges строго и мрачно оглянула публику и начала говорить по французски какие то стихи, где речь шла о ее преступной любви к своему сыну. Она местами возвышала голос, местами шептала, торжественно поднимая голову, местами останавливалась и хрипела, выкатывая глаза.
– Adorable, divin, delicieux! [Восхитительно, божественно, чудесно!] – слышалось со всех сторон. Наташа смотрела на толстую Georges, но ничего не слышала, не видела и не понимала ничего из того, что делалось перед ней; она только чувствовала себя опять вполне безвозвратно в том странном, безумном мире, столь далеком от прежнего, в том мире, в котором нельзя было знать, что хорошо, что дурно, что разумно и что безумно. Позади ее сидел Анатоль, и она, чувствуя его близость, испуганно ждала чего то.
После первого монолога всё общество встало и окружило m lle Georges, выражая ей свой восторг.
– Как она хороша! – сказала Наташа отцу, который вместе с другими встал и сквозь толпу подвигался к актрисе.
– Я не нахожу, глядя на вас, – сказал Анатоль, следуя за Наташей. Он сказал это в такое время, когда она одна могла его слышать. – Вы прелестны… с той минуты, как я увидал вас, я не переставал….
– Пойдем, пойдем, Наташа, – сказал граф, возвращаясь за дочерью. – Как хороша!
Наташа ничего не говоря подошла к отцу и вопросительно удивленными глазами смотрела на него.
После нескольких приемов декламации m lle Georges уехала и графиня Безухая попросила общество в залу.
Граф хотел уехать, но Элен умоляла не испортить ее импровизированный бал. Ростовы остались. Анатоль пригласил Наташу на вальс и во время вальса он, пожимая ее стан и руку, сказал ей, что она ravissante [обворожительна] и что он любит ее. Во время экосеза, который она опять танцовала с Курагиным, когда они остались одни, Анатоль ничего не говорил ей и только смотрел на нее. Наташа была в сомнении, не во сне ли она видела то, что он сказал ей во время вальса. В конце первой фигуры он опять пожал ей руку. Наташа подняла на него испуганные глаза, но такое самоуверенно нежное выражение было в его ласковом взгляде и улыбке, что она не могла глядя на него сказать того, что она имела сказать ему. Она опустила глаза.

6 декабря 1917 года в канадском порту Галифакса в результате столкновения груженого взрывчаткой французского военного корабля «Монблан» с норвежским судном «Имо» прогремел мощный взрыв. 1963 человека погибли, 2000 человек пропали без вести, 9000 человек получили серьёзные увечья, в том числе 400 человек ослепли.

Хроника событий

25 ноября 1917 года «Монблан» загружался в порту Нью-Йорка. В общей сложности на судно погрузили более 2500 тонн различных боеприпасов. Путь предстоял долгий, груз предназначался Франции; требовались особые, деликатные условия перевозки и обеспечение безопасности.

Галифакс был промежуточным пунктом, и вечером 5 декабря судно подошло к внешнему рейду, после чего на его борт отправился офицер связи. Осмотрев пароход, тот доложил капитану, что войти в гавань можно будет на рассвете, ориентировочно в 7:15 утра.

В это же время в порту Галифакса находилось другое грузовое судно - «Имо», готовое выйти в море. По размерам оно было значительно больше Монблана. Его капитан планировал отчалить на три часа раньше, однако из-за задержки в погрузке угля выход пришлось отложить до утра.

В 7 часов утра «Монблан» стал заходить в порт, а «Имо» - выходить из него. Когда суда сблизились, капитаны попытались избежать столкновения. Однако ошибка капитана «Имо» привела к тому, что судно протаранило правый борт «Монблана», разворотив бочки с бензолом. Дав задний ход, капитан «Имо» высвободился из пробоины, а при возникшем трении метала о металл бензол вспыхнул, возник пожар.

Экипаж «Монблана» благополучно эвакуировался на берег, оставив опасный груз дрейфовать неподалеку от берега. Капитан, как и его коллега на «Имо» оказался тем еще «молодцом». Он не потрудился направить судно в открытое море, поставив машину на полный ход, хотя такая возможность была. Горящее судно начало приближаться к берегу и наткнулось носом на деревянный пирс.

У капитана крейсера «Хайфлайер», находившегося неподалёку, возникла идея оттащить горящий пароход подальше, но о реальной опасности, которую представлял груз «Монблана», на крейсере знать не могли.

Население Галифакса высыпало на набережную, чтобы лучше рассмотреть пожар. В 9:06 прогремел взрыв невероятной силы.

Разрушения и жертвы

О силе взрыва можно судить по найденным обломкам. Например, кусок шпангоута парохода обнаружили в 12 милях от эпицентра катастрофы - это почти 20 км. Весившее полтонны веретено якоря упало в 2 милях или 3,5 км от места трагедии. Четырёхдюймовую пушку нашли на дне озера Албро, находившемся в миле от взорвавшегося корабля.

Все здания по обоим берегам пролива Те-Нарроус, в Дартмуте и Ричмонде, сравняло с землёй. С домов, находившихся на расстоянии до полукилометра, были снесены крыши; рухнули кирпичные заводские трубы и водонапорные башни, переломились телеграфные столбы, сотни деревьев вырвало с корнем. Наиболее сильно пострадал район Ричмонд в северной части города - его фактически стёрло с лица земли.

Многие сгорели заживо, другие люди замёрзли на следующий день, когда резко упала температура воздуха, и начался буран, что существенно затрудняло спасательные работы.

Из судов, стоявших в гавани, десять разрушились полностью, и ещё несколько десятков получили серьёзные повреждения. Новый пароход «Курака» выбросило на другой берег пролива, из 45 членов экипажа выжили лишь 8. Серьёзно пострадал и упомянутый крейсер «Хайфлайер», потеряв 20 человек из команды, более 100 получили ранения.

Образовавшаяся 5-метровая придонная волна подхватила и выбросила на берег судно «Имо», на котором погибли капитан, лоцман и 5 матросов.

Берега Дартмута и Ричмонда представляли собой страшную картину: они были завалены лодками, баржами, шхунами. В воде плавали трупы не только людей, но и лошадей, а колокола окрестных церквей разом зазвонили от мощнейшей взрывной волны.

Пожары в городе бушевали несколько дней. В Галифакс направили помощь из разных американских городов. Сумма пожертвований составила 30 миллионов долларов.

Последствия

Судебное разбирательство длилось около двух месяцев. Виновными признали капитана Ле Медека и лоцмана Маккея. Их арестовали, но через год дело пересмотрели, и обоих не только освободили, но и вернули им профессиональные лицензии.

Международный суд пришёл к выводу, что в трагедии виновны оба капитана столкнувшихся судов, но французское правительство не признало это решение, и Ле Медек оставался на службе до 1922 года. В 1931 году он вышел на пенсию, и его наградили орденом Почётного легиона.

Жертвами трагедии стали 1963 человека, 2000 человек пропали без вести. Фирма одного гробовщика в Галифаксе сделала 3200 надгробий. Из 500 учеников в трех разрушенных школах выжило только 11 детей. В Галифаксе полностью разрушились 1600 зданий, 12 тысяч домов получили повреждения.

Материальный ущерб от этого чудовищного происшествия составил 35 миллионов канадских долларов. Взрыв в Галифаксе вошёл в число сильнейших взрывов доядерной эпохи.

Loading...Loading...