Синдром психомоторной расторможенности. Перцепторные расстройства. Терпение и ещё раз терпение. Мамам гиперактивных детей посвящается. Вопросы воспитания

ФАКТОРЫ РИСКА В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Прежде чем рассмотреть факторы риска в психическом развитии детей различных возрастов, осветим вопрос о том, как определить степень тяжести имеющегося у ребенка расстройства. М. Раттер предлагает сле­дующие критерии оценки возможного отклонения в любом поведении .

1. Нормативы, соответствующие возрастным особенностям и
половой принадлежности ребенка

Ряд особенностей поведения является нормальным только для детей определенного возраста. Так, мокрые пеленки младенцев и даже детей до 4–5 лет мало тревожат родителей, в то время как для десятилетнего ре­бенка подобные случаи рассматриваются как отклонение от нормы.

2. Длительность сохранения расстройства
У детей довольно часто отмечаются различные страхи, припадки,

другие расстройства. Однако случаи длительного (в течение месяцев или лет) сохранения этих состояний редки и, естественно, должны вызывать тревогу у взрослых.

3. Жизненные обстоятельства

Временные колебания в поведении и эмоциональном состоянии де­тей – явление обычное и нормальное, так как развитие никогда не происхо­дит гладко, а временный регресс встречается довольно часто. Однако все эти явления и колебания в одних условиях происходят чаще, чем в других, поэтому важно принимать во внимание обстоятельства жизни ребенка. Так, регрессом в поведении многие дети реагируют на появление младшего брата или сестры, а ростом тревожности – на перемену детского сада или груп­пы. Вообще, стресс усиливает имеющиеся у ребенка эмоциональные или поведенческие трудности.

4. Социокультурное окружение
Дифференциация нормального и аномального поведения не может быть

абсолютной. Поведение должно оцениваться с точки зрения норм его не­посредственной социокультурной среды. Культурные различия, существующие в обществе, значительно влияют на вариативность в целом нормаль­ного поведения.

5. Степень нарушения
Отдельные симптомы встречаются гораздо чаще, чем целый ряд

симптомов одновременно. Более пристального внимания требуют дети с множественными эмоциональными и поведенческими расстройствами, осо­бенно если они одновременно касаются разных сторон психической жизни.

6. Тип симптома
Одни симптомы бывают обусловлены неверным воспитанием ребенка,

другие – психическим расстройством. Так, привычка грызть ногти одина­ково часто встречается как у нормальных, так и у психически больных детей, поэтому сам по себе этот симптом, хотя и настораживает, но еще ни о чем не говорит. В то же время нарушение отношений со сверстниками значительно чаще бывает связано именно с психическим расстройством и поэтому требует более пристального внимания.


7. Тяжесть и частота симптомов
Умеренные, изредка возникающие трудности поведения для детей

более обычны, нежели серьезные, часто повторяющиеся расстройства. Очень важно выяснить частоту и длительность проявления неблагоприят­ных симптомов.

8. Изменение поведения
Анализиру я детское поведение, следу ет сравнивать его проявления

не только с теми чертами, которые характерны для детей вообще, но и с теми, которые являются обычными для данного ребенка. Следует отно­ситься внимательно к изменениям в поведении ребенка, которые трудно объяснить законами нормального развития и созревания.

9. Ситуационная специфичность симптома
Считается, что симптом, проявление которого не зависит от какой

бы то ни было ситуации, отражает более серьезное расстройство, чем сим­птом, возникающий только в определенной обстановке.

Таким образом, решая вопрос об отклонении поведения ребенка от нормы, следует принимать во внимание комбинацию всех вышеназванных критериев.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся трудности в поведении и развитии детей дошкольного возраста. Причинами нарушений психическо­го развития могу т быть особенности индивидных, в том числе нейродинами-ческих, свойств ребенка: нестабильность психических процессов, психомо­торная заторможенность или, наоборот, психомоторная расторможенность

Психомоторной расторможенностью называется психомоторное расстройство, при котором наблюдается усиленная или избыточная двига­тельная и речевая активность.

Это нейродинамическое расстройство обнаруживает себя преиму­щественно в гипервозбудимом поведении с характерными для такого пове­дения эмоциональной неустойчивостью, легкостью перехода от повышенной активности к пассивности и, наоборот, от полного бездействия к неупоря­доченной активности.

В основе гипердинамического синдрома могут лежать микрооргани­ческие поражения головного мозга, возникшие в результате осложнений беременности и родов, истощающих соматических заболеваний раннего возраста (тяжелый диатез, диспепсия), физических и психических травм. Никакая другая детская трудность не вызывает так много нареканий и жалоб родителей и воспитателей детских садов, как эта, весьма распрост­раненная в дошкольном возрасте.

Пик проявлений гипердинамического синдрома – 6–7 лет. В благо­приятных случаях к 14–15 годам его острота сглаживается, а первые его проявления можно заметить уже и младенчестве.

Гиперактивное поведение – это поведение детей, характеризу­ющееся повышенной потребностью в движении. При блокировке этой по­требности правилами поведения, т. е. в ситуациях, в которых требуется контролировать, произвольно регулировать свою двигательную активность, у ребенка нарастает мышечное напряжение, ухудшается внимание, падает работоспособность, наступает утомление. Возникающая вслед за этим эмоциональная разрядка является защитной физиологической реакцией орга­низма на чрезмерное перенапряжение и выражается в неконтролируемом двигательном беспокойстве, расторможенности, квалифицируемых как дис­циплинарные проступки.

Основные признаки гиперактивного ребенка – двигательная ак­тивность, импульсивность, отвлекаемость, невнимательность. Ребенок со­вершает беспокойные движения кистями и стопами; сидя на стуле, корчит­ся, извивается; легко отвлекается на посторонние стимулы; с трудом дожи­дается своей очереди во время игр, занятий, в других ситуациях; на вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав до конца; с трудом сохраня­ет внимание при выполнении заданий или во время игр; часто переходит от одного незавершенного действия к другому; не может играть спокойно, часто вмешивается в игры и занятия других детей.

Гиперактивный ребенок начинает выполнять задание, не дослушав инструкцию до конца, но через некоторое время оказывается, что он не знает, что нужно делать. Тогда он либо продолжает бесцельные действия, либо назойливо переспрашивает, что и как делать. Несколько раз в ходе выполнения задания он меняет цель, а в некоторых случаях может вовсе забыть о ней. Во время работы часто отвлекается; не использует предло­женные средства, поэтому допускает много ошибок, которые не видит и не исправляет.

Ребенок с гиперактивным поведением постоянно находится в движе­нии независимо от того, чем он занимается. Каждый элемент движения у него быстрый и активный, но в целом много лишних, даже навязчивых дви­жений. Нередко дети с гиперактивным поведением отличаются недоста­точно четкой пространственной координацией движений. Ребенок как бы «не вписывается» в пространство (задевает предметы, натыкается на углы, простенки). Несмотря на то что у многих таких детей яркая мимика, под­вижные глаза, быстрая речь, они часто оказываются как бы вне ситуации (урока, игры, общения), а спустя некоторое время снова в нее «возвраща­ются». Результативность «брызжущей» активности при гиперактивном по­ведении не всегда высока, часто начатое не доводится до конца, ребенок перескакивает с одного дела на другое.

Ребенок с гиперактивным поведением импульсивен, и невозможно предсказать, что он сделает в следующий миг. Не знает этого и сам ребе­нок. Действует он, не задумываясь о последствиях, хотя плохого не замыш­ляет и сам искренне огорчается из-за происшествия, виновником которого становится. Такой ребенок легко переносит наказания, не держит зла, по­минутно ссорится со сверстниками и тут же мирится. Это самый шумный ребенок в детском коллективе.

Дети с гиперактивным поведением тру дно адаптируются к условиям детского сада, плохо входят в детский коллектив, часто имеют проблемы во взаимоотношениях со сверстниками. Дезадаптирующие особенности пове­дения таких детей свидетельствуют о недостаточно сформированных регу-ляторных механизмах психики, прежде всего самоконтроля как важнейшего условия и необходимого звена в становлении произвольного поведения.

Отвлекаемость внимания и двигательную расторможенность ребен­ка необходимо настойчиво и последовательно преодолевать с самых пер­вых лет его жизни. Следует четко разграничивать целенаправленную ак­тивность и бесцельную подвижность. Нельзя сдерживать физическую под­вижность такого ребенка, это противопоказано состоянию его нервной системы. Но его двигательну ю активность надо направлять и организовывать: если он бежит ку да-то, то пусть это будет выполнением какого-то поручения. Хорошую помощь могут оказать подвижные игры с правилами, спортив­ные занятия. Самое главное – подчинить его действия цели и приучить достигать ее.

В старшем дошкольном возрасте гипердинамичного ребенка начи­нают приучать к усидчивости. Когда он набегается и устанет, ему можно предложить заняться лепкой, рисованием, конструированием, причем нуж -но обязательно постараться сделать так, чтобы интерес к такому занятию побуждал ребенка довести начатое дело до конца. На первых порах требу­ется настойчивость взрослых, которые порой буквально физически удер­живают ребенка за столом, помогая ему закончить постройку или рисунок. Постепенно усидчивость станет для него привычной и, поступив в школу, он сможет усидеть за партой весь урок.

Если проявления гипердинамического синдрома не бу ду т преодолены, то, поступив в школу, гиперактивный ребенок столкнется с серьезными тру д -ностями. К сожалению, такого ребенка зачасту ю считают просто непослу ш -ным и невоспитанным и пытаются воздействовать на него строгими наказа­ниями в виде бесконечных запретов и ограничений. В результате ситуация только усугубляется, так как нервная система гипердинамичного ребенка просто не справляется с подобной нагрузкой и срыв следует за срывом. Осо­бенно сокрушительно проявления синдрома начинают сказываться прибли­зительно с 13 лет и старше, определяя судьбу уже взрослого человека.

В процессе созревания ребенок проходит определенные этапы, которые постепенно дифференцируются и усложняются. У грудного ребенка психика почти не развита, и на все воздействия у него появляется реакция в виде вегетативных и соматических симптомов (повышение температуры, рвота, нарушение питания и т. д.). Взрослея ребенок достигает другого этапа развития - психомоторного, и все неблагоприятные воздействия, происходящие в возрасте от 4 до 7 лет, способны вызвать различные нарушения двигательной сферы, в виде нарушения координаций движения (тики, заикания), ребенок становится либо заторможенным либо расторможенным. При наступлении третьего уровня развития типичные нарушения проходят и двигательные расстройства уже не характерны, ведь возрастной этап прошел.

Каковы причины чрезмерной суетливости? Их очень много, начиная с перинатального возраста (беременность матери, родовая травма, различные инфекционные заболевания, ушибы головы в раннем возрасте, и т.д.). Как только ребенок достиг психомоторного уровня развития, у него начинается чрезмерная двигательная активность.

Причины расторможенности действуют на ретикулярную формацию, это специфический участок мозга, который отвечает за двигательную активности и выраженность эмоций, за человеческую энергию, активирует кору больших полушарий мозга и другие структуры. Ребенок становится двигательно расторможен, когда ретикулярная формация находится в возбужденном состоянии. Двигательная расторможенность бывает разной степени, это зависит от нарушений близлежащих отделов головного мозга и от степени поражения самой ретикулярной формации. Она по-разному сочетается с другими отклонениями: например, с психической незрелостью, когда десятилетний ребенок ведет себя как шестилетний. Такие дети отстают в своем эмоционально-волевом развитии и у них преобладают реакции младшего возраста- гармонический инфантилизм. Они чрезмерно подвижны, неусидчивы, постоянно суетятся, беспечны, поверхностны в своих привязанностях, веселые. Любые игры и занятия им скоро надоедают. Занятия в школе им даются с трудом, так как требуется сосредоточения внимания, а им наоборот хочется побегать, попрыгать, поиграть. В редких случаях нужно прибегать к медикаментозному лечению, гармонический инфантилизм постепенно проходит сам, но для этого нужна помощь учителей и родителей. Гармонический инфантилизм - в основном проблема, педагогическая. Учителя и родители должны формировать у детей стремление к самостоятельности, чувство ответственности, дисциплинированность, с их стороны должен быть постоянный за детьми контроль. Наказывать таких детей не стоит. Нужно чтобы они сами научились раскаиваться за свое поведение. Для этого нужно обязательно хвалить, поощрять детей за хорошее поведение, и лишать поощрений за плохое поведение, демонстрировать свою обиду на них, игнорировать их бесчисленные капризы. Это очень длительная и кропотливая работа, которая требует выдержки и терпеливости.

Медицинской и педагогической проблемой является дисгармонический инфантилизм. Здесь кроме симптомов свойственных гармоническому инфантилизму, присутствует возбудимость, неустойчивость, склонность к обману, которая сопровождается двигательной расторможенностью.

Двигательная расторможенность сочетается с церебрестеническим синдромом и инфантильностью. В сочетании с церебростеническим синдромом дети быстро истощаются, утомляются, становятся менее выносливыми. Это сопровождается головными болями, рвотой, снижением памяти и внимания, головокружением, плохим настроением. Такие дети быстро устают от небольшой нагрузки, от различных занятий и от суеты. Они становятся вялыми, раздражительными, нуждаются в отдыхе. В этом проявляется содействие двигательной расторможенности и повышенной истощаемостью. Другие же наоборот становятся суетливыми, непоседливыми, расторможенными, которых тяжело успокоить и уложить в постель для отдыха. В сочетании двигательной расторможенности с церебрестенией и инфантильностью лечение ее очень длительно и труднее.

Психопатоподобный синдром возникает при ушибе лобных долей мозга. Дети становятся дурашливыми, суетливыми, беспечными, не реагируют на замечания, смеются, выглядят глупцами, некоторых приходится переводить на индивидуальное обучение, так как они могут создавать опасность для других детей, вносить дезорганизацию.

Детский психолог в Виннице проводит прием детей для консультации.

Бывают случаи, когда психопатоподобный синдром сочетается с двигательной расторможенностью и нарушением влечений. В таких случаях дети убегают из дому, воруют, употребляют алкоголь, курят, ведут асоциальный образ жизни, становятся бесчувственными. Здесь необходимо лечение, медикаментозное воздействие. Родители и учителя должны формировать подчинение дисциплине, способность к раскаянию. Ответственность требуется и со стороны родителей и со стороны учителей и со стороны медиков. Работа должна быть совместной, в тесном сотрудничестве.

Двигательная расторможенность - очень видный и заметный симптом, нарушения которого быстро и полностью можно излечить. Главное воспитывать в ребенке терпеливость, усидчивость и дисциплинированность, а также терпеливо лечить.

Почти все дети — живые, непоседливые, часто невнимательны. Но этих малышей человек, знакомый с данной проблемой, отличит по глазам.

Дети, у которых специалисты диагностируют гиперактивное расстройство с дефицитом внимания — как автомобиль без тормозов, поэтому они в основном ведут нетипично в привычных для других ситуациях. И их родители постоянно слышат замечания посторонних.

Это очень сложно все время слышать, проезжая в троллейбусе: «Что вы за мама? Как ребенка воспитываете? Неужели он или она не может посидеть спокойно 15 минут?» А этим детям часто действительно трудно ехать в транспорте, — объясняет психолог. Причем не понимают этого как рядовые граждане, так и педагоги, даже некоторые медики.

Подобный диагноз ставят все чаще

Такие дети, по своей природе, с детства не просто активные, а чрезмерно активные. К тому же, они слишком импульсивны — действуют под влиянием своих желаний и чувств, не успевая подумать о последствиях своих поступков и правил, принятых в обществе.

— Моя шестилетняя дочь, например, не может даже спокойно сесть и поесть, — говорит женщина. Она только возьмет ложку борща в рот и уже встает со стульчика, чтобы чем-то позабавиться или ее заинтересовало то, что происходит за окном. Потом она снова возвращается к тарелке. Через мгновение — бежит в другую комнату, потому, что о чем-то вспомнила. Ребенок просто не может сосредоточиться на одном деле и довести его до конца.

Также гиперактивные дети имеют трудности с длительным сосредоточением внимания на чем-то, что является для них малоинтересным, как: школьный урок или выполнения домашнего задания. И причина — не в недостатке дисциплины или воспитания. Речь идет об одном из самых распространенных поведенческих расстройств. Причем подобный диагноз последнее время детям ставят чаще.

Это расстройство имеет много названий и синонимов — расторможенность у детей, минимальная мозговая дисфункция, синдром психомоторной расторможенности, гиперкинетическое расстройство и другие. На самом деле СДВГ обусловлено незрелостью определенных зон головного мозга, которые отвечают за функцию контроля за поведением, а именно — за способность временно «притормаживать» свои желания, чувства, чтобы остановиться и подумать о возможных последствиях своих действий, согласовать их с социально принятыми правилами, желаниями и чувствами других людей и тогда действовать адекватно ситуации.

У детей с синдромом психомоторной расторможенности эта тормозная, контролирующая и организационная функция лобной доли коры головного мозга не развита соответственно возрасту. Вследствие этого их поведение часто является проблемным. Следовательно, это сказывается на отношениях с родителями, способности успешно обучаться в школе, находиться в коллективе сверстников. Собственно, и сами дети от этого страдают, потому что чувствуют свое отличие.

Синдром психомоторной расторможенности нужно вовремя диагностировать

Впрочем, детям с СДВГ можно помочь! Современные методы психологической помощи и медикаментозной терапии, грамотно применены в тесном сотрудничестве с родителями и педагогами, могут существенно уменьшить поведенческие проблемы ребенка, помочь ему полноценно развиваться и реализовать себя в обществе.

Зато, если семье и ребенку не оказать должной помощи, то с возрастом проблемы у нее могут только расти и его полноценная взрослая жизнь и самореализация могут оказаться под угрозой.

Первым и важнейшим шагом в помощи ребенку является своевременная диагностика синдрома психомоторной расторможенности, а также образование родителей относительно причин и проявлений этого расстройства и эффективных способов помощи.

Минимум в 3% детей школьного возраста диагностируют СДВГ. Чтобы родители вовремя обращались к специалистам, необходимо проводить просветительские акции по этой проблеме. Нужно способствовать активной социализации малышей, которые живут с этим синдромом.

Эмоциональные реакции не соответствуют возрасту

Если родители и специалисты объединят усилия, наконец ребенок с СДВГ может пойти учиться в обычную школу. Но именно мамам и папам предстоит усиленно работать на этот результат.

Особенно это касается случаев, когда ребенок отстает в речевом или вообще умственном развитии. Если мама на первое место поставит кастрюли и решение только бытовых проблем, прогресса ждать бесполезно. Ведь речь идет о тяжелой, просто титанической работе — ежеминутно, ежедневно.

Своевременная диагностика расторможенности у детей дает ребенку шанс успешного старта в жизни, добавляет собеседница. Чтобы понять, действительно ли у вашего ребенка — синдром психомоторной расторможенности, отметьте галочкой на рисунке вверху пункты, свидетельствующие о наличии основных симптомов этого поведенческого расстройства.

Дело в том, что эмоциональные реакции у этих детей не соответствуют возрасту. Например, если здорового шести-десятилетнего ребенка обидели, то ее реацией будет соответствующий образ. Зато у малышей с СДВГ такие «тормоза» не срабатывают. Она эмоционально реагирует, как гораздо младшие дети. Именно поэтому ребенок не может длительное время успокоиться. Это похоже на огромный взрыв эмоций.

Кстати, в данном случае без медикаментозного воздействия не обойтись. Медики обычно назначают травы, гомеопатические лекарства, психотропные препараты. Успокаивающее, кстати, детям с СДВГ — противопоказано.

Не отмечайте негатив

Родителям, у которых гиперактивный ребенок, советуем не отмечать какую-то негативную черту малышей, а искать то, за что ребенка можно похвалить — какой-то талант, например, склонность к рисованию или другого творчества. На самом деле, несмотря на проблемы с поведением, дети с СДВГ действительно проявляют особые способности к деятельности в отдельных сферах, например, в искусстве.

Бывало, мама замечала, что ребенок хорошо рисует. Мама поощряла малышей к творчеству, постоянно повторяя: «Ты у меня такой талантливый, ты так хорошо рисуешь!». В конечном итоге это положительно влияло и на другие стороны развития ребенка. Цветы, как известно, надо постоянно поливать!

Поэтому не поддавайтесь на уговоры таких «специалистов», которые обещают за 10 сеансов решить все проблемы, которые есть у ребенка.

Родители должны знать — дорога к спасению их ребенку — длинная, но она точно приведет к положительному финалу. Причем особенно важно участие отца. Его внимание также очень важно для ребенка. Папа обычно жестче и требовательнее, и это тоже дает положительный эффект.

Терпение и ещё раз терпение. Мамам гиперактивных детей посвящается

в последнее время появляется всё больше детей, про которых можно сказать, что они «гиперактивные». активность – это, конечно, хорошо, но когда активность заменяется гиперактивностью, это становится проблемой как для самого ребенка, так и для его родителей.



игорек был беспокойно-активным с самых первых дней. в 9 месяцев он уже научился ходить, потом бегать, а вот сидеть и стоять не научился даже в свои пять лет. если надо сидеть на стульчике, он будет ёрзать, играть руками, дергать одежду, дрыгать ногами. игорьку интересно всё, и в то же время ничего. он хватает одну игрушку, бросает, потом хватает другую, третью…часто ломает игрушки. среди детей игорь самый шумный и активный, он всегда что-то придумывает и всегда пытается быть самым первым. если ему что-то надо – он не будет терпеть и ждать, а не задумываясь растолкает других детей и завладеет желаемым объектом. но лишь для того, чтобы через минуту отбросить его. игорек бесстрашен, он не признает никаких ограничений (сразу обижается или злится) и не хочет придерживаться правил поведения. не слушается! не может успокоиться! и не может себя контролировать! с трудом сосредоточивается на заданиях, его внимание рассеянно и с трудом удерживается на одном предмете.

вот такая чрезмерная подвижность и активность ребенка порождает многие проблемы: двигательные, речевые, воспитательные, социальные, психоневрологические.

этому могут сопутствовать соматические недомогания: головные боли, боли в животе, повышенная утомляемость. подобные симптомы обычно проявляются у ребенка уже в дошкольный период, чаще в возрасте 2- 3 лет.

связанные с гиперактивностью проблемы проявляются и обостряются, когда ребенок начинает посещать детский сад и особенно школу, так как гипердинамичные дети плохо приспосабливаются к новой обстановке, а невротические реакции обостряются.

Каковы же причины гиперактивности? пройдёт ли она со временем? отразится ли этот синдромна умственных способностях ребенка? как правильно вести себя с таким ребенком? нужно ли его лечить? постараемся в нашей статье ответить на все эти вопросы.

основные причины гиперактивности

Проблема гиперактивности уже давно изучается детскими невропатологами и психиатрами. на сегодняшний момент выделяют следующие причины возникновения сдвг (синдрома гиперактивности и дефицита внимания):

- наследственная предрасположенность (у гиперактивного ребенка кто-то из родителей гиперактивен).

- хронические заболевания матери (аллергия, астма, экзема, заболевания почек, давление и т.д.).

- проблемы, возникшие во время беременности (поздние токсикозы, стрессы, нехватка витаминов и аминокислот, приём лекарств).

- осложненные роды (затяжные, стремительные, кесарево сечение, родовые травмы и т.д.).

- социально–психологические проблемы (неблагоприятный микроклимат в семье, отсутствие одного из родителей, алкоголизм родителей, плохие условия проживания, неправильная линия воспитания (чрезмерная требовательность и строгость, либо, наоборот, излишняя опека)).

- загрязненная окружающая среда (экологическое неблагополучие способствует росту нервно-психических заболеваний, в том числе и сдвг).

признаки гиперактивности

Ребенок, страдающий сдвг, может иметь следующие характерные особенности поведения:

дефицит активного внимания

1. непоследователен;

2. не способен долго удерживать внимание, не может сосредоточиться;

3. невнимателен к деталям;

4. при выполнении задания допускает большое количество ошибок в результате небрежности;

5. плохо слушает, когда к нему обращаются;

6. с большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его;

7. испытывает трудности в организации;

8. избегает заданий, требующих долгих умственных усилий;

9. легко отвлекается;

10. часто сменяет деятельность;

11. часто бывает забывчив;

12. легко теряет вещи.

двигательная расторможенность

1. постоянно ерзает;

2. проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, теребит пальцами волосы, одежду и т.д.);

3. часто совершает резкие движения;

4. очень говорлив;

5. быстрая речь.

импульсивность, повышенная нервная возбудимость

1. начинает отвечать, не дослушав вопрос;

2. не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает;

3. не может дождаться вознаграждения (если между действиями и вознаграждением есть пауза);

4. при выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты (на некоторых занятиях ребенок спокоен, на других - нет, но одних уроках он успешен, на других - нет);

5. спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.

если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из вышеперечисленных признаков, можно предположить, что ребенок гиперактивен.

но диагноз «гиперактивность» или «синдром гиперактивности дефицита внимания» (сдвг) может поставить только врач-невропатолог на основе специальной диагностики и только после заключения других специалистов!!!

ведь проявление гиперактивности можно или с проявлением различных заболеваний.

как правило, в основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ммд) и неврологические нарушения.


что нужно знать родителям гиперактивных детей

если вашему ребенку всё же поставлен диагноз «гипердинамичность» (или сдвг) и сделано это в дошкольном возрасте, то при выполнении соответствующих рекомендаций специалистов со временем проявления гиперактивности уменьшатся.

мозг ребенка очень пластичен и максимально восприимчив, что при надлежащей коррекции приведет к восполнению дефицита развития. зачастую, при соответствующей коррекции дети в школе учатся хорошо.

для наилучшего результата следует соблюдать комплекс мер. невропатолог может подобрать медикаментозное и/или нейропсихологическое (в случае необходимости) лечение, психолог -
определить ход индивидуальной коррекционной работы и дать советы по правильному воспитанию в семье с учетом особенностей гиперактивных детей.

необходимо соблюдать режим дня, подобрать диетическое питание, делать ребенку массаж, водить на лечебную физкультуру. возможно, понадобится помощь остеопата, так как в некоторых случаях проявления гипердинамического синдрома связаны с нарушением мозгового кровообращения из-за смещения позвонков.

многие родители надеются, что с возрастом всё пройдет само собой.

это возможно, но зачастую, без проведения необходимых комплексных мер проявления гиперактивности в школе только усиливаются, появляются депрессии, головные боли и другие соматические состояния.

очень часто возникают проблемы с дисциплиной и во взаимоотношениях со сверстниками, так как ребенок ведет себя неадекватно (неуравновешенность, конфликтность, агрессивность), начинаются проблемы с учебой из-за недостаточной концентрации внимания, неусидчивости, неумения контролировать своё поведение.

самое главное, чем вы можете помочь своему ребенку с сдвг – это , какой он есть, поддерживать с ним тесный эмоциональный контакт, помогать ему овладевать элементарными приёмами самоконтроля и учить придерживаться норм поведения, чтобы его поведение не создавало проблем для других людей.

общие советы родителям гиперактивных детей

ограничения

Не позволяйте ребенку засиживаться перед телевизором. в некоторых семьях принято оставлять постоянно работающий телевизор, даже если его никто не смотрит в данный момент, в этом случае нервная система ребенка сильно перегружается от постоянного шумового и светового фона. старайтесь, чтобы телевизор в комнате, где находится малыш, был выключен.

Не разрешайте ребенку играть в компьютерные игры.

Гиперактивный ребенок перевозбуждается от большого скопления людей. по возможности избегайте людных мест (крупные магазины, рынки, театры) – они оказывают на нервную систему ребенка чрезмерно сильное действие.

Гиперактивного ребенка нужно отдавать в сад как можно позже, когда он уже научится более-менее контролировать своё поведение. и обязательно предупредите воспитателей о его особенностях.

окружающая обстановка

Организуйте ребенку личное пространство: своя комната (если есть возможность), игровая зона, стол для занятий, спортивный уголок. это пространство должно быть хорошо продумано и спланировано; для всех личных вещей должно быть ребенка должны быть устроены удобные системы хранения вещей ребенка должны быть места: для того, чтобы он приучался не терять вещи и класть их на место, так как соблюдение общего принципа порядка в комнате и в вещах при воспитании гиперактивного ребенка особенно важно.

Комната ребенка должна быть подчинена принципу «минимализма»: спокойные цвета обоев, занавесок, небольшое количество мебели. игрушки, кроме самых любимых, должны быть убраны в закрытые шкафчики и ёмкости, чтобы посторонние предметы не отвлекали малыша от его занятий.


семейная атмосфера

Чтобы помочь ребенку, необходима благоприятная обстановка в семье – хорошие, доверительные взаимоотношения и взаимопонимание между родителями и ребенком, разумные требования родителей, единая, последовательная линия воспитания.

Необходимо с пониманием относится к проблеме ребенка и оказывать ему всяческую поддержку. ребенку нужно ваше искреннее, доброе, заинтересованное и внимательное отношение, открытое проявление любви.

Импульсивный и несдержанный родитель «заражает» и провоцирует гиперактивного ребенка на неадекватное поведение. однако, понятно, что мама гиперактивного ребенка не в состоянии всё время сдерживать себя (да это и не нужно). всё же старайтесь в большинстве случаев подавать своему сыну/дочери пример спокойного, доброжелательного, сдержанного, позитивного и мягкого общения. разговаривайте с ребенком тихо и спокойно.

Гиперактивные дети особенно нуждаются в привычной обстановке – это их успокаивает. поэтому старайтесь придерживаться четкого распорядка дня, обязателен дневной сон (или хотя бы отдых в кровати) (он будет давать ребенку возможность выспаться и успеть восстанавливать свои силы). соблюдайте режим приема пищи и диету.

воспитание малыша с сдвг

У гиперактивных детей часто бывает заниженная самооценка. укрепляйте уверенность ребенка в своих силах. хвалите, поощряйте, отмечайте то, что хорошо получилось, поддерживайте малейшие попытки сдерживать свои бурные проявления. давайте ему самые различные задания и просите о помощи.

Опирайтесь на положительные стороны вашего чада: доброта, отходчивость, общительность, щедрость, активность, оптимизм, легкость на подъем и пр.

Не сравнивайте успехи своего ребенка с развитием других детей. всё весьма индивидуально. и отделяйте оценку поступков ребенка от оценки его личности. осуждайте поступки, а не самого ребенка.

Чувства гипердинамичного ребенка чаще всего поверхностны. в подходящих ситуациях рассказывайте ему о том, что испытывают другие люди, таким образом вы будете малыша учить анализировать и смотреть в глубь происходящих событий.

Гиперактивный ребенок тяжело воспринимает критику, выговоры и наказания. он начинает протестовать и защищаться, ведя себя ещё хуже. на агрессию он часто отвечает агрессией. поэтому как можно реже используйте прямые запреты и приказы. лучше отвлечь или озвучить свои ожидания: «мы сейчас уберем игрушки и пойдём спать» (вместо «нет, я сказала, больше никаких игр! живо убирать игрушки - и в постель!»).

Ни в коем случае не подавляйте активность ребенка. наоборот, давайте малышу возможность расходовать избыточную энергию, ведь физические нагрузки (особенно на свежем воздухе) благотворно влияют на нервную систему, оказывая на нее успокаивающее и расслабляющее действие: активные игры, прогулки, походы, бег, езда на велосипеде, катание на коньках, роликах, лыжах, плавание только не доводите «до абсурда», ребенку нужно давать отдыхать.

Для того чтобы игра ребенка была более продолжительной и последовательной, желательно, чтобы у ребенка была возможность играть с одним партнером, а не с несколькими детьми. (и пусть этот партнер будет спокойным и уравновешенным).

развитие и занятия с ребенком с сдвг

Если у ребенка , значит, нарушена функция соответствующего отдела мозга, следовательно, нельзя чрезмерно задействовать этот участок. поэтому во время занятий с малышом избегайте перегрузки его внимания. для компенсации этого нарушения педагоги и психологи рекомендуют развивать и ребенка, то есть стимулировать развитие не пострадавших функций мозга.

Во время занятий с малышом задания давайте короткие и ясные. предлагайте зрительные опоры – подсказки. убедитесь, что задание понято ребенком.

Учите планировать и добиваться последовательности в своих действиях, предлагайте задания «дозировано»: сначала одно, а когда выполнил – другое.

Ограничивайте время выполнения задания (оно должно быть минимальным), чтобы ребенок не переутомился, поскольку перевозбуждение приводит к снижению самоконтроля и нарастанию излишней активности и агрессивности.

Чередуйте спокойные и активные игры. малышу нужно «восстанавливать» работу мозга. если малыш слишком расшумелся, постарайтесь направить его энергию в более «мирное» русло или переключите его на более спокойную игру.

попробуйте выявить способности своего ребенка к определенному роду деятельности - к музыке, рисованию, конструированию и т.д. предоставьте ребенку возможность заниматься любимым делом. чем большим количеством умений он будет обладать, чем наглядней будет результат его труда, тем уверенней он будет себя чувствовать.

Работайте и со «слабыми» сторонами ребенка – например, у многих гиперактивных детей «проблемы» с развитием мелкой моторики. предлагайте , например, занятия оригами или бисероплетением.

Еще раз хочется дать совет: формируйте у малыша различные физические умения, т.к. это универсальное средство, помогающее развитию всех функций и процессов мозга: мышления, памяти, внимания, координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве (я - в пространстве, предметы – относительно меня и относительно друг друга).

в нашем магазине:

Материал к занятию.

Среди психомоторных нарушений большое место у детей раннего возраста занимает синдром психомоторной расторможенности. Наиболее часто он наблюдается при раннем органическом поражении мозга. Характер и степень его выраженности могут быть различными. Дети расторможены, постоянно находятся в движении, ломают предметы, рвут, царапают все, что попадается под руку. При утомлении и перед сном двигательное беспокойство обычно нарастает. Психомоторная расторможенность органического генеза нередко сопровождается склонностью к ритмическим стереотипам. У одних детей на фоне психомоторной расторможенности преобладает бедность спонтанной деятельности, у других - постоянная потребность к переменам действий.

Психомоторная расторможенность обычно сочетается с частой сменой настроения в сторону раздражительно-мрачного, с повышенной аффективной возбудимостью. Отмечаются также новышенная отвлекаемость, нарушение сна, ряд патологических привычек. Дети долго и упорно грызут ногти, сосут пальцы; иногда наблюдаются патологические влечения (элементы садизма, онанизм и т. д.).

Своеобразный синдром психомоторного возбуждения может проявляться и при психических заболеваниях у детей, в частности при шизофрении. Психомоторное возбуждение при шизофрении носит название кататонического. Это пустое, нелепое, немотивированное двигательное возбуждение, которое сопровождается вычурными стереотипными движениями рук, бессвязной речью, реакциями негативизма, эхолалиями (эхообразное повторение слышимых слов), эхопраксией (эхообразное повторение видимых движений). Ребенок в состоянии такого возбуждения обычно не реагирует на окружающую обстановку, совершает ряд импульсивных действий. Для шизофрении характерна смена подобного возбуждения более или менее продолжительными эпизодами застывания, ступора.

Состояние психомоторного возбуждения может быть эквивалентом судорожного припадка. В этих случаях психомоторное возбуждение возникает внезапно, приступообразно, на фоне угнетенного сознания, иногда сопровождается отдельными мышечными подергиваниями. После приступа ребенок не помнит о случившемся. В некоторых случаях, например при глубоких церебрастенических состояниях, имеет место синдром двигательной заторможенности.

Перцепторные расстройства - нарушение ощущений и восприятия. Многие симптомы и синдромы нервно-психических заболеваний у детей связаны с нарушением перцепции. Перцепторные расстройства могут отмечаться у детей с ранним органическим поражением мозга. Они особенно выражены при церебральных параличах, для которых характерны специфические сенсорные расстройства (зрительные, слуховые, кинестетические), а также нарушение совместной деятельности различных анализаторов. Это в свою очередь приводит к недоразвитию гностических функций, в частности, оптико-пространственного гнозиса. Дети раннего возраста с церебральным параличом испытывают затруднения в различении формы, величины предметов, их пространственного расположения. В дальнейшем могут выявляться более четкие пространственно-временные нарушения.

Перцепторные нарушения характерны также для детей с умственной отсталостью, при этом выраженность нарушений соответствует степени снижения интеллекта.
Симптомы перцепторных расстройств у детей раннего возраста могут проявляться в возникновении ложного восприятия (иллюзий и галлюцинаций).

Loading...Loading...