Можно ли посещать кладбище на Троицу? Ходят ли на Троицу на кладбище: отвечаем на актуальный вопрос

Наверное, у каждого человека есть хотя бы один родственник или друг, которого уже похоронили. Люди всегда уделяют максимум внимания своим близким. Даже после смерти человека присутствует желание навещать его гробницу и заботиться о его покое. Но многие не знают, как посещать кладбище правильно. Существуют дни, когда идти на кладбище можно, и даже нужно. И, наоборот, когда проведывать умерших лучше не надо.

Когда можно ходить на кладбище:

*в день похорон;

*на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти;

*каждый год в день ухода человека из жизни;

поминальные дни - понедельник и вторник той недели, которая идет за Пасхальной;

*Мясопустная суббота, предшествующая за неделю Великому посту;

*2-я, 3-я и 4-я субботы Великого поста;

*Троицкая суббота - день перед праздником Святой Троицы;

*Дмитровская суббота - первая суббота ноября.


Когда нельзя ходить на кладбище:

*православие не приветствует посещать могилы родных в такие христианские праздники, как Пасха, Благовещение и Рождество Христово;

*Троица на кладбище тоже не отмечается. На Троицу ходят в церковь;

*считается, что не нужно идти на погост после заката солнца;

*женщинам не советуют навещать место мертвых во время беременности или месячных. Но это личный выбор каждой представительницы прекрасного пола.

Некоторые источники сообщают о том, что неправильно будет идти в день рождения покойника на его гробницу. Можно просто помянуть его добрым словом, в кругу семьи и близких покойного.

Существуют также некоторые суеверия и правила поведения на погосте.


Как вести себя на кладбище:

Если вы запланировали поездку на кладбище, не стоит надевать одежду ярких цветов. Самыми подходящими будут черный или белый. Также можно подобрать из своего гардероба вещи заглушенных тонов. Ноги должны быть закрыты: одевайте штаны или длинную юбку. Обувь тоже должна быть закрытой. Голову желательно покрыть головным убором или накинуть платок.

Когда ходят на кладбище, ведут себя спокойно, без лишних эмоций. Избегайте смеха или громкого плача. Не ругайтесь.

Не плюйте и не мусорьте. А если вам захочется по нужде, найдите подходящее для этого место за территорией кладбища.

По приходу на могилу положительным действием будет зажечь свечу, вспомнить умершего.

Не стоит пить и есть возле надгробья. Устройте поминальный обед дома.

Не наступайте на могилы и не перепрыгивайте через них.

Не нужно трогать чужие захоронения, наводить там порядок, если вас об этом не попросили родственники похороненного там человека.

В случае когда вы что-то обронили на мертвую землю, лучше эту вещь уже не забирать. Если же упавший предмет для вас очень важен, поднимая его, положите что-нибудь взамен (конфеты, печенье, цветы).

Уходя с кладбища, не оборачивайтесь, и, тем более, не возвращайтесь.

Придя домой, тщательно вымойте руки (а лучше это сделать еще на кладбище), обязательно смойте с обуви кладбищенскую землю, вымойте инструмент, которым убирали на могиле.

Когда посещать кладбище, каждый человек определяет для себя сам. Конечно, ходить в такие места чуть ли не каждый день не рекомендуется. Но и забывать о своих близких тоже не нужно. Поступайте так, как подсказывает вам ваше сердце.

В ситуации когда вы живете далеко от могилы ваших родных или просто не имеете возможности навещать их, но присутствует желание уделить внимание и помянуть, сходите в церковь и поставьте свечу за упокой.

Необходимо знать, что такие свечи не ставят в дни Страстной недели и дни Светлой седмицы.

Также в храме есть возможность заказать у батюшки панихиду (моление об умерших) или литию (усиленное моление). Можно молиться и самим: читать Псалтырь или чин литии, совершаемой мирянином.

При любых обстоятельствах помните о своих умерших близких, а придя на их могилы, ведите себя подобающе, ведь кладбище - это священная земля, место покоя усопших.


КОГДА УМЕР БЛИЗКИЙ РОДСТВЕННИК. ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ ЦЕЛЫЙ ГОД.

В первые семь дней после смерти человека не выносите из дома никаких вещей .

На 9-й день после смерти родственники идут в храм, заказывают поминальную службу, дома накрывают второй поминальный стол. За первый поминальный стол семья умершего не садилась .

Теперь же наоборот: за стол садилась семья и еще девять человек (трое, кто омывал покойника, трое, кто делал гроб, трое, кто яму копал).

В современных условиях количество приглашенных может варьироваться, потому что существуют различные государственные службы, которые оказывают необходимые ритуальные услуги: в морге покойника переодевают, гроб можно купить в магазине ритуальных принадлежностей, могила также может быть приготовлена заранее. Следовательно, приглашенных может быть 3 — 6 — 9, а может не быть никого.

На 40-й день после смерти человека устраивают третий поминальный стол — «саракавiцы», на котором присутствует семья умершего, родственники, близкие, друзья, коллеги по работе. В церкви заказывают Сорокоуст — сорок литургий.

Со дня похорон и до 40-го дня, вспоминая имя умершего, мы должны произносить словесную формулу-оберег для себя и всех живых. Одновременно те же слова являются символическим пожеланием для умершего: «Земля ему пухом», тем самым высказывая пожелания, чтобы душа его оказалась в раю.

После 40-го дня и на протяжении трех последующих лет мы будем говорить иную формулу-пожелание: «Царствие ему небесное». Тем самым мы желаем умершему загробной жизни в раю. Слова эти должны быть адресованы любому умершему, независимо от обстоятельств его жизни и смерти. Руководствуются при этом библейской заповедью «Не суди, да не судим будешь».

В течение следующего за смертью человека года ни один из членов семьи не имеет морального права принимать участие в каком-либо праздничном торжестве.

Ни один из членов семьи умершего (включая и вторую степень родства) не мог в период действия траура выходить замуж или жениться,

Если в семье умер родственник 1 -2-й степени родства и после его смерти еще не прошел год, то такая семья не имеет права красить яйца на Пасху в красный цвет (они должны быть белыми или какого-либо иного цвета — синего, черного, зеленого) и соответственно принимать участие в торжествах пасхальной ночи.

После смерти мужа жене запрещается на протяжении года что-либо стирать в тот день недели, в который случилась беда.

На протяжении года после смерти все в доме, где жил умерший, остается в состоянии покоя или постоянства: нельзя делать ремонт, перестановку мебели, ничего не отдают и не продают из вещей умершего, пока душа умершего не достигнет вечного покоя.

На протяжении этого года и всех последующих лет на кладбище можно ходить только по субботам (кроме 9, 40 дня после смерти и церковных праздников почитания предков, таких, как Радуница или Осенние Деды). Это признанные церковью дни поминовения умерших. Постарайтесь убедить своих родственников, что постоянно приходить на могилу к умершему не следует, тем самым они наносят вред своему здоровью.

Какой дорогой вы приходите на кладбище, такой и назад возвращайтесь.

Посещайте кладбище до 12 часов дня.

Дни особого поминовения усопших в течение года:

Мясопустная суббота — суббота на девятой неделе перед Пасхой;

— суббота на второй неделе Великого поста;

Вселенская Родительская суббота — суббота на третьей неделе Великого поста;

Вселенская Родительская суббота — суббота на четвертой неделе Великого поста;

Радуница — вторник на второй неделе после Пасхи;

Троицкая суббота — суббота на седьмой неделе после Пасхи;

Дмитриевская суббота — суббота на третьей неделе после Покровов (14.10).

Ровно через год после смерти в семье умершего справляют поминальную трапезу («угодю») — 4-й, завершающий поминальный семейно-родовой стол. Необходимо помнить, что живых нельзя заранее поздравлять с днем рождения, а завершающий поминальный стол следует устраивать либо ровно через год, либо на 1—3 дня раньше.

В этот день надо пойти в храм и заказать панихиду по усопшему, сходить на кладбище — проведать могилу.

Как только завершится последняя поминальная трапеза, семья снова включается в традиционную схему праздничных регламентаций народного календаря, становится полноправным членом общины, имеет право принимать участие в любых родовых торжествах, в том числе играть свадьбы.

Памятник на могиле можно ставить только по истечении года после смерти человека. Причем необходимо помнить золотое правило народной культуры: «Не чапай зямлю пасля Пакравоу да Радаунщы». Это значит, если год по умершему пришелся на конец октября, т.е. после Покровов (и на весь последующий период вплоть до Радуницы), то памятник можно будет поставить только весной, после Радуницы.

После установки памятника крест (как правило, деревянный) еще на год кладут рядом с могилой, а потом выбрасывают. Его можно также закопать под цветник или под могильную плиту.

Жениться (выходить замуж) после смерти одного из супругов можно только через год . Если женщина выходила второй раз замуж, то полноправным владельцем-хозяином новый муж становился только через семь лет.

Если супруги были венчаны, то после смерти мужа его кольцо забирала жена, и если она больше не выходила замуж, то ей в гроб клали оба обручальных кольца.

Если же муж хоронил жену, то ее обручальное кольцо оставалось с ним, а после его смерти оба кольца клали к нему в гроб, чтобы, встретившись в Царствии Небесном, сказать: «Я принес наши кольца, которыми нас венчал Господь Бог.

На протяжении трех лет отмечают день рождения умершего и день его смерти. По истечении этого срока отмечается только день смерти и все годовые церковные праздники поминовения предков.

Не все из нас умеют молиться, а тем более знают молитвы по умершим. Выучите несколько молитв, которые, может быть, помогут обрести вашей душе покой после невосполнимой утраты.

— День добрый, батюшка!
Возник вопрос: а можно ли на Троицу ходить на кладбище, посещать могилы близких людей? А в какие церковные праздники еще можно посещать кладбище?

Нет, не нужно в сам праздник ходить на кладбище, для этого есть Троицкая родительская суббота. После службы можно в любой праздник сходить на кладбище, но вместо службы или в эти праздничные дни устраивать поминки совершенно неверно и даже грешно. Спаси Христос!

Троица — праздник весны и жизни

День Святой Троицы (Пятидесятница) празднуется через семь недель (в 50-й день) после Пасхи

Евгений Фиалко

В праздник Пятидесятницы вспоминается и прославляется сошествие на апостолов Святого Духа в виде огненных языков. Название праздник получил потому, что это событие совершилось в ветхозаветный праздник Пятидесятницы, который отмечался после иудейской Пасхи в 50-й день. А название «День Святой Троицы» объясняется тем, что сошествием Святого Духа на апостолов открылась «совершительная деятельность третьего Лица Пресвятой Троицы, и учение Господа Иисуса Христа о Триедином Боге и участии Трех Лиц Божества в Домостроительстве спасения человеческого рода достигло совершенной ясности и полноты».

Троица - один из тех праздников, который очень гармонично соединил в себе чисто церковные каноны и лучшие из традиций язычества. Именно поэтому мы празднуем Троицу с особым удовольствием.

В соответствии с Евангелием

Согласно Евангелию от Луки, на 50-й день после воскресения Иисуса 12 апостолов и Богоматерь собрались в одной горнице. И вдруг услышали сильный шум с неба, который вскоре наполнил весь дом. Вслед на шумом появились огненные языки, которые остановились по одному на каждом из учеников Христовых. Так в каждого из апостолов вошел Святой Дух. И все они с этой минуты получили возможность нести слово Божие на всех языках мира, которых прежде не знали.
Именно с этого дня миру раскрылось действие Пресвятой Троицы — Отца, Сына и Святого Духа.
Апостолы передавали Святой Дух другим людям через рукоположение и те, кто раньше скрывал свою веру в Иисуса, боясь распятия, после такого обряда смело проповедовали Слово Божие. И очень часто умирали мученической, но светлой смертью на аренах цирков, на крестах, сгорали заживо.
Троица охватывает собой несколько праздников: Троицкую родительскую субботу, Троицкое воскресенье и Духов день.

Троицкая родительская суббота

В этот день (в 2010 году - 22 мая) принято ходить на кладбище к могилам своих усопших родственников и чтить их память. Церковь всегда подчеркивает важность того, что «поминовение» означает молитвенную память о человеке, т.е. собственно молитву. И, с точки зрения церкви, совершенно недопустимо в этот день «опрокидывать» рюмки с водкой, произнося при этом «Помянем!» Это - не поминовение, а пьянство, кощунство. Недопустимо и лить спиртное на могилу: это осквернение могилы. Нельзя также в этот день идти на кладбище вместо храма.

Символом Троицы в Киевской Руси издавна считается береза. В этот день березовые ветви несли в церковь на богослужение. Да и не только их. Несли цветы и даже траву. Вся зелень, которая украшала церковь во время богослужения, тщательно собиралась, разбиралась людьми по домам и тщательно хранилась в течение всего года. Мудрые бабушки советовали лечить такой травой — вперемешку с другим кормом — больных животных. В первую очередь - коров, конечно. Но и кошкам иногда перепадало…
Деревенские знахарки сушили и толкли освященные на Троицу травы и использовали их при лечении. Согласно поверью, достаточно было вовремя окурить больного благовонным дымом порошка из «священного цвета», чтобы недуг оставил несчастного.

Духов день

Это — народное название праздника Сошествия Святого Духа. Празднуется в первый понедельник после Троицы (в этом году - 24 мая).
Церковные обряды. В церкви празднование Духова дня начинается церковным богослужением вечером в Троицын день. Во время богослужения прихожане просят Бога «даровать им Божественного Духа, в просвещение и утверждение душ наших» и молятся об усопших.

Народные традиции

В Духов день к божницам подвешивается деревянное изображение голубя — символа Святого Духа. Верующие люди верят, что вечером в Троицу Святой Дух спускается на землю, «разливается по полям», появляется в домах.
В Духов день земля-матушка считается беременной, поэтому ее нельзя трогать: копать, засевать, втыкать палки.
В этот день завершаются празднества в честь березы. Березку, вокруг которой всю Троицкую неделю водили хороводы, топили в реке, чтобы летом не было засухи. В этот же день из церквей выносили стоявшие там березки, которые также разбирались верующими. Считалось, что ветви, окропленные святой водой или постоявшие в храме, предохраняют от нечистой силы, а также обладают лечебными свойствами.
В старину считалось, что в Духов день русалки выходят на сушу из болот, рек, озер и бегают по полям и лугам. Там, где пробежит русалка, влаги будет больше, а урожай - обильнее. (Согласно народному поверью, русалками становились девушки, умершие до замужества, младенцы, умершие некрещеными, и женщины, похороненные без отпевания или покончившие жизнь самоубийством.)
В Духов день, как и в Троицкую субботу, необходимо добрым словом помянуть всех покойников, включая и тех, кто покончил жизнь самоубийством. Считается, что доброе слово, сказанное о самоубийце в этот день, даст его бесприютной душе хотя бы временный покой.

Троицкая суббота


Троицкая суббота — день общерусского поминовения усопших, приходящийся на субботу перед Троицыным днём, главный весенне-летний поминальный день в России.

В церковном календаре именуется Вселенской родительской субботой. Во время вселенской панихиды в этот день Церковь поминает всех когда-либо умерших православных христиан.

Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится».

Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

Троицкая суббота связана с основанием Церкви Троицей и Сошествием Святого Духа. Мы молимся за усопших, чтобы Господь простил их, и верим, что Дух Божий касается не только живущих и молящихся, но и усопших. Наши близкие ушли в мир иной со страстями, пороками, грехами, а мы молимся и просим Духа Божия, которого Бог послал, просим Христа Спасителя, чтобы он помиловал их. Накануне Троицкой субботы, в пятницу вечером в нашей Церкви служат парастаc. «Парастаc», с греческого, «ходатайство» - во время этого богослужения ходатайствуют за своих усопших, молитва Церкви, и Сам Господь это сказал, спасает грешников.

Мы вымаливаем у Бога прощение за усопших, потому что они уже не могут ничего для себя вымолить, они могут молиться за нас, но не за себя: «Помоги, Господи, упокой, Господи, души усопших раб Твоих, праотец, отец, сестер, братии наших, зде лежащих и повсюду православных». Православные просят от лица Церкви, чтобы Господь помиловал тех, кто ушел в вере и надежде Воскресения. По молитве Церкви благодать развивается до такого состояния, которое помогает душе усопшего выйти из уз ада.

В день Троицкой родительской субботы принято ходить на службу, где читается 17-ая кафизма. В ней поминаются все усопшие христиане (от века). Такая общая молитва очень важна для усопших. Вечером 17-ую кафизму можно читать и дома.

Троицкая суббота имеет свой глубочайший сакральный смысл и не потеряет его до скончания века, поэтому поминальные субботы крайне необходимы. В народе все знают поминальные субботы вторую, третью, четвертую Великого поста, Троицкую родительскую, Дмитриевскую субботу, Радоницу.


У многих есть стремление помянуть своих усопших записками, священник их читает и говорит: «Господи, помяни его во Царствии Своем». Прийти на могилку, дать милостыню, сделать доброе дело, доброе слово сказать - тоже милостыня в наше время за тех, кто безвременно ушел.

Троицкая суббота называется еще и родительской, потому что наши родители ближе всех нам по плоти, поэтому начинаем поминание с усопших родителей. В церковной поминальной записке пишем прежде имена усопших родителей, бабушек, дедушек, сестер, братьев, поминаем сродников. Понятие «родительская суббота» связано с кровными, близкими нам узами.

Родительские дни дарят нам радость молитвенного общения в Боге с ушедшими из этой жизни. Поэтому так любимы родительские субботы, где мы поминаем усопших наших родителей, благодетелей, сродников. Мы приходим к Литургии, подаем записки на Проскомидию, молимся на Панихиде. Что еще мы можем сделать для наших дорогих усопших? Подать обильную милостыню, усугубить домашнюю о них молитву и приготовить особое поминальное кушанье кутию.

Православным христианам не возбраняется в этот день побывать на кладбище, чтобы поклониться могилам родных после того, как помянули их в церкви. Ведь когда мы молимся о душах ушедших в мир иной, принято считать, что и они в тот момент на небесах молятся о нас.

Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная! Аминь.

Ходить ли на кладбище на Пасху?

Каждый год в день Воскресения Христова тысячи людей отправляются на кладбище, чтобы прибрать могилы и помянуть своих умерших родственников. Разбираемся в причинах такого тяготения к могилам в первый день Пасхи, а не на Радоницу, когда поминовение усопших положено по церковному уставу.


Традиция почитать могилы предков восходит к глубокой древности. Филолог Михаил Гаспаров в книге «Капитолийская волчица» рассказывает о том, что римляне хоронили своих усопших родственников за городом по обочинам больших дорог, считалось, что прохожий должен остановиться возле могилы и прочитать назидательную эпитафию, многие из которых начинались словами: «Остановись, прохожий». Считалось, что чем больше прохожих прочтут эпитафию и вспомнят об усопшем, тем счастливее будет его загробная судьба.

Обычаю почитания усопших первые христиане в буквальном смысле слова обязаны своим выживанием. Римская империя не позволяла создавать общественных организаций или групп за исключением погребальных коллегий, члены которых заботились о достойном захоронении друг друга. Вот последователи новой религии и стали собираться в катакомбах, где до сих пор можно найти христианские символы. Некоторые исследователи даже относят к ним знаменитую латинскую надпись:

SATOR

AREPO

TENET

OPERA

ROTAS

При пересечении слово «tenet» дает изображение креста. Впрочем, вернемся к нашим гробам. Почти одновременно с почитанием усопших в Церкви идет и традиция осуждения трапез на могилах как остатков языческих суеверий.

Блаженный Августин в своей «Исповеди» рассказывает о том, как его мать - блаженная Моника, благочестивая христианка - перестала ходить на кладбища с приношениями:

«Однажды, по заведенному в Африке порядку, она принесла к могилам святых кашу, хлеб и чистое вино. Привратник не принял их. Узнав, что это запрет епископа, она приняла его распоряжение так послушно и почтительно, что я сам удивился, как легко она стала осуждать собственный обычай, а не рассуждать о его запрете. Узнав, что славный проповедник и страж благочестия запретил этот обычай даже тем, кто трезвенно справлял его, - не надо давать пьяницам случая напиваться до бесчувствия, - кроме того, эти своеобразные поминки очень напоминали языческое суеверие, - мать моя очень охотно отказалась от него: она выучилась приносить к могилам мучеников вместо корзины, полной земных плодов, сердце, полное чистых обетов, и оделять бедных в меру своих средств. Там причащались Тела Господня; подражая ведь страстям Господа, принесли себя в жертву и получили венец мученики».

Как видим, традиция посещения могил в определенные дни имеет давнюю историю, и Церковь с самого начала следила за тем, чтобы поминовение усопших не превращалось в свинство. Если открыть тексты древнерусских проповедников, то они удивительно похожи на объявления с просьбой не мусорить на могилах, которые можно увидеть при входе на кладбища уже и в наше время.

С глубокой же древности Церковь боролась с излишним почитанием христианами усопших. Историк Василий Болотов рассказывает о карфагенском епископе Цецилиане, который упрекал богатую благочестивую вдову Люциллу за то, «что она, по своему обычаю, прежде принятия святых Тайн, целовала кость какого-то сомнительного мученика».

Этот эпизод почти вплотную подводит нас к проблеме посещения на Пасху кладбища вместо храма. Цецилиан угрожал отлучить вдову от Церкви за то, что она предпочитает общение с мертвым общению со Христом, и это замечание касается и тех, кто радость Светлого Христова Воскресения разделяет с покойными, а не с живыми людьми.

Впрочем, не будем увлекаться морализаторством и вновь обратимся к историческим примерам. В записях Киево-Печерской лавры XV века, которые вошли в позднейшие редакции Печерского патерика есть рассказ о том, как усопшие отвечали на пасхальное приветствие:

«В 6971 (1463) году в Печерском монастыре свершилось такое знамение. При князе Семёне Александровиче и при брате его князе Михаиле, при архимандрите печерском Николе за пещерой присматривал некто Дионисий, по прозвищу Щепа. Пришел он в Великий день в пещеру покадить тела усопших, и когда дошел до места, которое называется Община, то, покадив, сказал: «Отцы и братья, Христос воскрес! сегодня Великий день». И прогремело в ответ как гром мощный: «Воистину воскрес Христос»».

Этот отрывок иногда используют в качестве аргумента в защиту посещения кладбищ на Пасху. Однако в этой истории есть несколько существенных уточнений.

Во-первых, в Киево-Печерской лавре до сих пор есть небольшие храмы в пещерах, где погребены преподобные отцы. Разумеется, там совершается богослужение и на Светлой седмице, но никто не рассматривает усыпальницы святых мощей как аналог кладбища. Во-вторых, преподобный Дионисий не совершал никакого заупокойного поминовения, а просто пришел покадить почивших иноков и поздравить их с праздником Пасхи, поскольку христиане верят в то, что их Бог «не Бог мертвых, но Бог живых». В третьих, инок не устраивал в усыпальнице никаких трапез, не ставил на могилы стаканчик водки с черным хлебом и не крошил туда яичко. Иными словами, в его действиях не было ничего из того, что устраивают некоторые наши сограждане на могилах близких на Пасху.

Церковь говорит о нежелательности посещения кладбищ на Пасху не потому, что имеет что-то против наших усопших родственников, а потому, что церковный устав предоставляет множество других дней для посещения кладбищ и заупокойных молитв.

Знаток церковного устава, священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, в своей книге о православном обряде погребения так пишет об особенностях Пасхи и Светлой седмицы: «В этот день, как и во всю светлую седмицу, нет места для рыданий о своем убожестве, для плача о грехах, для страха смерти».

Напомним, что на пасхальном богослужении читается знаменитое слово святителя Иоанна Златоуста, где в частности говорится о том, что Христос упразднил «смерти жало». Посещать в этот день кладбище, значит, не верить в Воскресение Христово.

Митрополит Сурожский Антоний (Блум) однажды заметил, что «кладбище - это не место, где складывают трупы, а место, где ждут Воскресения». Для покаяния у христиан было 6 недель Великого поста и Страстная седмица, так что человек должен радоваться после такого сложного пути.

Конечно, если человек после пасхальной службы и разговения решит все-таки пойти на кладбище, прибрать могилку и спеть тропарь «Христос воскресе из мертвых», он не согрешит, но ведь большинство людей отправляются на кладбище вместо посещения храма.

У того же святого Афанасия (Сахарова) есть прекрасные слова о том, что Церковь не забывает об усопших и в день святой Пасхи: «О смерти и о мертвых, правда, часто вспоминается в сей нареченный и святый день... праздников праздник и торжество из торжеств, гораздо чаще, чем в другие, меньшие праздники. Но в Пасху — это победное воспоминание о попрании смерти смертию Христовою, это радостнейшее и утешительнейшее исповедание веры в то, что дарована жизнь и сущим во гробех). Понятно поэтому, что на Пасхе не может, не должно быть и речи о поминальных молениях, о каком-либо гласном поминовении не только усопших, но и живых».

Я лично знаю людей, которые ходят на Пасху на могилу своего отца и мужа только для того, чтобы вылить туда стакан водки, поскольку «покойный очень любил выпить». Делать так - значит, перестать быть христианином, превратившись в странного последователя культа активных мертвых, которые после смерти продолжают есть, пить или «носить штаны».

Узнайте о том, в какие дни принято ходить на кладбище и как вести себя на месте захоронения близких вам людей

Во все времена кладбища являлись священными местами, а любое нарушение спокойствия, не говоря уже про разрушение могил, считалось кощунством, осквернением памяти похороненных и неуважением к своим предкам. Такие правила поведения сохранились и сегодня.

По христианским обычаям, место захоронение человека отмечается небольшим холмиком, на котором установлен крест. Этот религиозный символ может быть начертан на надгробной плите, а может быть установлен над памятником.

Церковь не называет покойных «умершими», а предпочитает употреблять слово «усопшие», подразумевая то, что наступит время, когда Всевышний оживит верующих, а могила и станет местом воскрешения. Именно по этой причине ее необходимо держать в чистоте и порядке.

Навещая место захоронение близкого, вы должны зажечь свечу и совершить литию – то есть осмысленно помолчать некоторое время. В…

Рядом с кладбищем всегда было много суеверий и примет. О ночных бесчинствах неуспокоенных душ снято немало фильмов и написано достаточно книг. Даже поступки глубоко верующих людей иногда отмечены язычеством. Как и когда посещать кладбище? Что можно делать, а что нежелательно?Можно ли ходить на кладбище вечером?

О вечерних посещениях могил

Больше всего вопросов связано с вечерним посещением кладбищ. Вот распространенные опасения по данному поводу:

1) После полудня на кладбище нечего делать, так как души усопших находятся рядом с телом только до двенадцати часов дня.

Чистейшей воды суеверие. Если уж человек верит в душу и ее способность передвигаться по земному миру, то он должен знать: душа умершего и похороненного давно отошла в мир иной. Наши родные и близкие слышат нас из другого мира. Их нет рядом с телом. Мы можем обращаться к их душам из любого места, находясь дома или на работе. Вовсе не обязательно быть на кладбище. Мы ходим…

Как часто и когда нужно и можно ездить на кладбища к близким?

Безусловно, посещать кладбище нужно. Ведь там захоронены наши близкие, которые хотят, чтобы их навещали. В некоторых случаях посещение кладбища помогает нам справиться с утратой родного человека и пережить смерть близких. Тем не менее, злоупотреблять визитами на кладбище не стоит. Посещать усопших нужно в определенные дни, которые определила для этого религия.

В библии указаны определенные дни, когда нужно посещать кладбище. Считается, что именно в эти дни происходит контакт живых и мертвых.

Когда можно ездить на кладбище? На какие праздники ездить, а на какие – нет?

Православная церковь обязывает нас посещать усопших на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти. Также могилы родных и близких нужно навещать на каждую годовщину и на родительскую (поминальную) неделю, которая следует за пасхальной.
Кроме этого, православная церковь визиту на кладбище посвятила так…

Не ходите в Троицу на кладбище

Я по своей природе Эмпат. Кто не знает, объясняю: Эмпаты — люди которые чувствуют эмоции других людей, животных, даже предметов и умерших. Эмоции бывают конечно разные и я чувствую не только радость но и боль других. Не всегда правда, а то давно бы свихнулась.
Эта история произошла со мной в прошлом году. Приехали мы на кладбище в Троицу (я, мой муж, дочь и племянница мужа Олеся) на этом кладбище похоронены родственники мужа и племянницы. Муж с дочерью идут впереди, а я с Олесей. Как только мы зашли на кладбище, я почувствовала давление в области груди, точно в центре 4 чакры (у нас их 7 как вы знаете, и четвертая это сердце, то есть сострадание, эмпатия и т.д.) Мне уже не очень хорошо стало от мысли, что я «чего-то» начала чувствовать, и сказала Олесе о своих ощущениях. Она посмотрела на меня сочувственно и ответила, что как хорошо, что она не эмпат. Чем дальше мы шли, тем было больнее. Особенно это ощущалось на перекрестках, я просто…

Сегодня продолжаем тему «Правила поведения на кладбище», начатую в предыдущей статье. Время от времени мне приходят письма или сообщения «ВКонтакте» от беременных девушек, где они задают вопрос «Можно ли беременной ходить на кладбище?» и «Почему нельзя беременной ходить на кладбище?» С целью уберечь от возможных проблем наших беременяшек, а также с целью сэкономить свое личное время на индивидуальное объяснение каждой вопрошающей, решил дать подробный ответ этой статьей.

Можно ли беременной ходить на кладбище?

Мой ответ однозначный – нет, нельзя беременной ходить на кладбище! Лично я брал свою беременную жену с собой на кладбище, но я знаю правила и вполне способен защитить и ее, и ребенка. Если же у вас, уважаемые беременные, нет такого провожатого, то ходить на кладбище однозначно не рекомендую. Отвечу еще точнее:

Беременной ходить на кладбище нельзя с целью почтить память родных умерших людей. Беременной ходить на кладбище нельзя с целью участия в похоронной…

Напомню, что нарушение этих правил по незнанию или не желанию их выполнять или верить в них, не освободит вас от ответственности за свои ошибки. Ну нельзя отменить закон гравитации: вы в любом случае упадете вниз, если шагнете с балкона, даже если будете стопроцентно убеждены, что взлетите. Кстати, есть люди (маги, йоги, иллюзионисты – называйте, как хотите), которые успешно практиковались в преодолении этого закона (посмотрите интересное видео в конце статьи об этом). Если вы один из них, то шагайте на здоровье 🙂 или ходите беременными на кладбище (я уже говорил, что водил свою беременную жену, без последствий для нее и нашего ребенка).

Думаю, что о нарушении правил поведения на кладбище беременными женщинами, следует уточнить еще такой момент. Если переступить через могилу, наступить на нее или на венок (и т.п.), то в случае если так поступила беременная женщина на кладбище, последствия могут быть гораздо трагичнее, чем у любого другого человека. К примеру, если это привело к…

Народные приметы и гадания на Троицу (Пятидесятницу)

Троица, важный для всех христиан праздник, отмечается на пятидесятый день по прошествии Пасхи. Вот почему другое его название – Пятидесятница. Согласно православному календарю, в этот день Иисус послал на землю апостолам своим Святого Духа.

Какого числа Троица в 2016 году в России? Православными христианами она празднуется 19 июня 2016 года.

На Руси Троицу встречали с настоящим размахом – это был один из самых важных празднеств крестьян и земледельцев. Им было от чего отдохнуть – посевные работы закончены, а первый сбор урожая только предстоит. Еще с тех времен сложилось масса поверий и гаданий, связанных с Троицей.

Приметы на Святую Троицу
Приметы на Святую Троицу передавались из поколения в поколение, поскольку многие из них связывали в первую очередь с количеством и качеством урожая. А ведь именно от урожая зависело, как крестьянин следующую зиму проживет.

Если на…

05.05.2008 14:46:59 Анна, Санкт-Петербург
Здравствуйте, мне мама когда-то давно говорила, что на кладбище можно ходить только до обеда, что после обеда мертвым плохо от того, что к ним приходят. Это ведь суеверие?
И еще. Скажите, пожалуйста, нужно ли ходить на кладбище? Мама умерла 4,5 месяца назад, и за это время я была на кладбище всего несколько раз, у меня нет желания туда ходить. Папа ходит несколько раз в неделю, убирается там, заходит в кладбищенскую церковь, а я по воскресеньям хожу в другую церковь, рядом с домом. Каждый день молюсь о маме. Но на кладбище не хочу идти. Мамы там все равно нет, там только тело, душа у Бога. А молиться можно в любом другом месте, вот я и молюсь церкви. Или это плохо и я неправильно думаю? Заранее спасибо за ответ.

Христос Воскрресе!

Уважаемая Анна!

Начнем с первого вопроса. О том, что Вы говорите является ли суеверием? Да, подобные случаи рассматриваются не более чем суеверие, которому не нужно следовать,…

Троица – один самых почитаемых православных праздников, по своей значимости занимающий второе место после Пасхи. С этим днем связано множество традиций, поверий и суеверий, но далеко не все одобряются церковью. Так, люди чаще всего спрашивают можно ли ходить на кладбище на Троицу, и нет ли в этом ничего греховного. В этом вопросе мы и разберемся.

Что это за праздник?

Прежде чем понять можно ли посещать кладбище на Троицу, нужно выяснить особенности этого дня. Троица (Пятидесятница или Сошествие Святого Духа) – это двунадесятый церковный календарный праздник, который начали отмечать с 381 года. Именно в это время Константинопольский церковный собор приняли учение, подтверждающее три божественных ипостаси – Отец, Сын и Святой Дух.

Согласно верованиям и словам Евангелия от Луки, именно на 50 день после воскрешения спасителя к ученикам сошел Святой Дух, придавший им храбрости и веры. С этого момента они не боясь начали проповедовать слово Божие во всех уголках мира. Именно поэтому Пятидесятницу считают днем образования Церкви Христовой, и в этот время нет места скорби и печали.

Сегодня это время принято проводить в храме в молитве, а поход на кладбище в Троицу стоит отложить. Интересно, что в этот день всю церковь принято украшать свежескошенной зеленью, ветками деревьев и травами. Прихожане также могут приносить с собой зелень, которая после богослужения приобретает исцеляющую силу. Этот обычай перешел в православие еще с дохристианских времен. Ранее в этот период почитали Семика – покровителя летней зелени.

Почему не ходят на кладбище на Троицу?

В православном мире не принято ходить на Троицу на кладбище, так как этот день лучше полностью посвятить молитвам в церкви и ликованию. Перед Троицей ходить на кладбище можно и нужно в родительскую субботу. Это специально отведенный церковью день поминовения усопших, в который разрешается:

  • Убирать могилку, в том числе красить ограду, полоть траву, подправить цветы и венки.
  • Оставить на могилке пшено или пшеницу для птиц и насекомых. Любая другая еда и напитки категорически запрещены!
  • Поставить свежие живые или искусственные цветы, а также веточки ивы, березы рябины.
  • Посетить храм, где установить свечи за упокой и прочитать соответствующие молитвы.

Стоит отметить, что в поминальную субботу перед Пятидесятницей можно молиться за упокой грешных людей, например, самоубийцах, алкогольно- и наркотически зависимых родных и близких, некрещенных. В это день такие молитвы особенно важны, так как обеспечивают мощную поддержку даже на том свете.

Конечно же, в современной жизни нередко случаются ситуации, когда свободное время ограничено. И поэтому вопрос можно ли на Троицу ходить на кладбище с каждым годом становится все актуальнее. Посещать могилы близких в светлый день Пятидесятницы крайне нежелательно, но при отсутствии другой возможности сходить на кладбище разрешается. Но важно отказаться от какой-либо работы на могиле! Разрешается только убрать увядшие цветы и поставить свежие. Также запрещается оставлять на гробнице еду, распивать алкогольные напитки!

Каждый православный праздник имеет свой неповторимый облик, а также культурные традиции. Поэтому часто возникает множество вопросов – например, можно в Троицу ходить на кладбище или нельзя?

Подробный ответ на него, а также комментарий представителей церкви - в материале.

  • Можно ли ходить в Троицу на кладбище
    • Троица: когда идти на кладбище?
      • Значение праздника Троицы

Можно ли ходить в Троицу на кладбище

По сути, Троица – это праздник, связывающий времена и поколения, и он актуален до сих пор. Святой Дух сошел на землю, и это событие положило новую веху в истории человечества.

Надо ли говорить, что это торжество имеет животворящую, духоподъемную силу, которую каждый может прочувствовать на себе. Для этого нужно только правильно настроиться, а желательно – еще и посетить воскресное богослужение.

Из этих слов буквально вызревает ответ на вопрос о том, ходят ли в Троицу на кладбище. Православие считает, что подобные действия нежелательны. Атмосфера светлого дня Троицы никак не сочетается со скорбными мыслями. А почему же тогда в Троицу как раз многие стремятся попасть на кладбище?

Ответ на этот вопрос, по сути, раскладывается так:

  1. Прежде всего, это выходной день, на который люди стремятся запланировать те дела, которые трудно выполнить во время рабочей недели. К тому же праздник всегда выпадает на май или июнь (реже – на апрель) – одним словом, в этот день даже в наших северных широтах наступает долгожданное тепло.
  2. А вторая причина лежит гораздо глубже и связана со славянскими, дохристианскими традициями. В день Троицы обычно начиналась русальная неделя, когда наши предки стремились вспомнить всех умерших близких. Они как бы провожали их души в вечное путешествие в ином мире.

Вот и ответ на вопрос, почему люди посещают кладбище на Троицу. А можно ли это делать, стоит ли обязательно ехать и идти туда – это уже отдельный разговор. Мнение представителей церкви подробно описано ниже.

Посещают ли в Троицу кладбище: ответ священника

Представители церкви единодушны в том, что в Троицу на кладбище не ходят. Этот праздник олицетворяет саму жизнь - подобно Пасхе или Рождеству. Поэтому в такие важные христианские даты лучше отложить посещение могилы (комментарий дает настоятель Храма святых апостолов Петра и Павла Алексия, г. Москва):

Троица: когда идти на кладбище?

Более того – в церковном календаре специально предусмотрено несколько родительских суббот, в какие можно посещать кладбище, сообщает сайт. Накануне Троицы есть одноименная (Троицкая) родительская суббота, когда даже нужно идти навестить своих покойных близких, чтобы отдать им заслуженную дань уважения.

Также священники утверждают, что нет никакого греха в том, чтобы установить и собственные дни поминовения покойного человека. Очевидно, что мы будем стремиться делать это в день рождения, а также дату смерти.

Ведь душой и мыслями мы все равно во многом будем с тем, кто нам дорог. Да, человек ушел от нас, но все равно он продолжает жить в нашем сердце. А если мы вспомним христианское вероучение о бессмертной душе, то и вовсе можно сказать: дух вечен, а тело является его временным пристанищем. И лучшее, что живые могут сделать для душ усопших близких - помянуть их молитвами.

Не секрет, что любой приход на могилу – это моральное испытание. Например, человек начинает задумываться о том, о чем раньше в суете дня и пустоте ночей он и не мог помыслить. В то же время, кладбище навевает отнюдь не праздничные мысли.

Можно привести условный пример: человек не пойдет гулять, если на улице дождь и шквальный ветер. И не отправится на пляж, если за окном пасмурно, а солнце спряталось за пеленой густых облаков. Одним словом, всему свое время, место и настроение. Время радоваться и время скорбеть, время праздновать и время поминать.

Если мы подойдем к этому именно так, то, пожалуй, больше и не останется вопросов. Можно ли ездить и ходить в Троицу на кладбище, чтобы навестить усопших и убираться там - момент весьма деликатный.

Поэтому у человека могут быть сомнения, да и все ситуации невозможно подвести под единую формулу. В таком случае лучше получить совет и благословение от священника или духовно близкого человека.

Значение праздника Троицы

Так уж повелось в нашей культурной традиции, что о Пасхе люди знаю все или почти все, а Троице – значительно меньше. Тогда как событие, произошедшее в этот день, не иначе как чудом и не назовешь.

Интересно, что еще при жизни Христос обещал, что на землю после его смерти Бог пошлет своего помощника – Святого Духа. 2000 лет тому назад Христос воскрес и спустя 40 дней ушел на небо. И вот, проходит еще 1 декада. Все последователи Господа собрались вместе, в одном из домов легендарного Иерусалима.

Внезапно возник сильный шум – он напоминал сильный ураганный ветер. Если бы мы попытались описать его сегодня, пожалуй, можно сказать, что это был звук низко летящего самолета. Внезапно над каждым из учеников загорелся язычок пламени, и все они начали говорить на других, ранее незнакомых языках.

Интересно, что образ Святого Духа с тех пор ассоциируется с горящим язычком пламени, который символизирует духовную силу человека и его способность творить чудеса и пророчествовать.

Вот и получается, что в святой день Пятидесятницы люди узнали о третьем лице Бога – Святом Духе. Все предсказания о нем исполнились, и наступило благодатное время, которое, впрочем, продолжается до сих пор.

Святой Дух – Утешитель, Дух благодати, Спаситель, который незримо помогает верующим людям. Он является посланником Бога, который был дан практически сразу после воскресения Христа.

Loading...Loading...