Основателем культурологии как науки считается. Что же изучает культурология


ПЛАН – СХЕМА.……………………………………………………….. 3

ВВЕДЕНИЕ…….…………………………………………………………. 4

1. ПОНЯТИЕ «КУЛЬТУРОЛОГИИ» КАК НАУКИ ………………….. 6 2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ…. 8

3. СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ КУЛЬТУРОЛОГИИ…………….. 12

4. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ……... 13

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….. 18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…….. ………...……. 19

СЛОВАРЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ………………... 20

ТЕСТ………………………………………………………………………. 23

ПЛАН СХЕМА

    В вводной части указать когда и кем введено понятие «культурологи». Термин «культурология» был предложен в 1949 году известным американским антропологом Лесли Уайтом (1900-1975) для обозначения новой научной дисциплины. Предмет культурологии - исследование феномена культуры как исторически-социального опыта людей. Актуальность культурологи.

    Культурология - наука, изучающая сущность, функционирование и развитие культуры, как специфический человеческий способ жизнедеятельности. Культурологию можно назвать наукой о наиболее общих закономерностях культуры.

    Объект познания культурологии - культура как исторический социальный опыт людей, социокультурный опыт, закрепленный традициях и нормах, обычаях, законах. Предмет культурологии - изучение содержания, структура динамики и технологий функционирования этого социокультурного опыта. Направления культурологии: социальная, прикладная, гуманитарная, фундаментальная.

    В 20 веке культурология конституируется как самостоятельная наука, стоящая вне рамок философии, но все же связанная с ней, и, конечно, через философию культуры.

    Основные вехи в истории и логике становления понятия «культура»: появление термина, разделение на материальную и духовную культуру, первое научное определение культуры, выявление функций структурных элементов культуры, относительность сравнения ценностных установок культур.

    Подведение итога, с указанием использованной литературы.

Введение

Термин «культурология» был предложен в 1949 году известным американским антропологом Лесли Уайтом (1900-1975) для обозначения новой научной дисциплины как самостоятельной науки в комплексе социальных наук.

Культурология является интегративной сферой знания, рожденной на стыке философии, истории, психологии, языкознания, этнографии, религии, социологии культуры и искусствоведения.

Предмет культурологии - исследование феномена культуры как исторически-социального опыта людей, который воплощается в специфических нормах, законах и чертах их деятельности, передаётся из поколения в поколение в виде ценностных ориентаций и идеалов, интерпретируется в «культурных текстах» философии, религии, искусстве, праве. Смысл культурологии на сегодняшний день в том, чтобы учить человека на уровне культуры, как ее создателя.

Хотя культура стала предметом познания с момента возникновения философии, оформление культурологии как специфической сферы гуманитарного знания относится к Новому времени и связано с философскими концепциями истории Дж. Вика (1668 -1744), И. Г. Гердера (1744-1803) и Г. В. Ф. Гегеля (1770-1831). Основополагающее влияние на становление и развитие культурологии оказали В. Дильтей, О. Шпенглер (1880-1936), автор одной из самой интересных концепций, вызвавшей взлет широкого общественного интереса к культурологии. Основные идеи и концепции культурологии XX в. связаны также с именами 3. Фрейда, К. Г. Юнга, К. А. Бердяева, В нашей стране культурология представлена работами Н. Я. Данилевского (1822-1885), Н. А. Бердяева. Метод культурологии есть единство объяснения и понимания. Каждая культура рассматривается как система смыслов, имеющая свою сущность, свою внутреннюю логику, которая может постигаться путем рационального объяснения. Культурология не может ограничиваться объяснением. Ведь культура всегда адресована человеческой субъективности и не существует вне живой связи с нею. Поэтому культурология для постижения своего предмета нуждается в понимании, то есть обретении целостной интуитивно - смысловой причастности субъекта к постигаемому явлению.

Задача культурологии - это осуществление диалога культур, в ходе которого мы приобщаемся к иным культурам, иным смысловым мирам, но не растворяемся в них. В культурологии есть не только система рационального знания, но и система внерационального понимания, и обе эти системы внутренне согласованы и одинаково важны для научно-гуманитарного постижения культуры. Высшим достижением культурологии является полнота понимания, опирающаяся на полноту объяснения. Это позволяет приникать в жизненный мир иных культур, осуществлять диалог с ними и таким образом обогащать и глубже постигать свою собственную культуру. Культурология изучает не только культуру в целом, но и различные, часто весьма специфические, сферы культурной жизни, взаимодействуя (вплоть до взаимопроникновения) с антропологией, этнографией, психиатрией, психологией, социологией, экономической теорией, лингвистикой, и в то же время сохраняя собственное лицо и решая свои собственные исследовательские задачи.

Актуальность: Прежде чем «культурно» развиваться, а это необходимо каждому, в какой-то мере, индивиду, человеку, необходимо знать, что такое культура, откуда она появилась и для чего нужна в современном обществе.

Цель работы:

    Дать определение понятию «культурология»

    Осветить цели, задачи, предмет, методы культурологии

    Дать современное понимание культурологии

    Описать основные этапы становления культурологического знания

    КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА

Культурология - область знания, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность.

Культурология - наука, изучающая сущность, функционирование и развитие культуры, как специфический человеческий способ жизнедеятельности.

Культурология - наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность, специфическую функцию и модель человеческого бытия. Происхождение термина связано с именем.

Итак, что же это за научная дисциплина - культурология? Культурологию можно назвать наукой о наиболее общих закономерностях культуры. А это значит, что она изучает не отдельные культурные системы, которых в истории человечества существовало очень много, а универсальные свойства, присущие всем культурам, независимо от их исторического места, объема, национальной принадлежности и т.п. Как теоретическая наука, в изучении своего предмета культурология многое абстрагирует, обобщает, намечает лишь общие тенденции и закономерности. Поэтому следует иметь в виду, что реальное развитие той или иной конкретной культуры может не совсем совпадать с общетеоретическими закономерностями, что, впрочем, не ставит под сомнение саму теорию.

Культура, как легко понять, есть дело исключительно человеческое, поэтому культурология относится к семье гуманитарных дисциплин. Вообще-то говоря, почти все гуманитарные науки так или иначе изучают культуру и ее проявления. Так, может быть, культурология как самостоятельная наука и не нужна? Оказывается, что все-таки нужна. Во-первых, именно она осмысливает культуру в целом - от бытового уклада до концепций мира и человека, интегрируя знания о культуре, которые мы получаем из других гуманитарных дисциплин. Во-вторых, это позволяет изучать культуру как качественно своеобразный феномен, как систему, которая, как известно, всегда богаче суммы ее составляющих и к ней несводима. И в-третьих, этой науке под силу выявить наиболее общие культурологические законы, действующие на всех «этажах» культуры и применимые к самым разным ее объектам - от отдельной личности до человечества в целом.

Как гуманитарная наука культурология, естественно, имеет более или менее тесные связи с другими гуманитарными дисциплинами, такими как философия, социология.

    ЗАДАЧИ, ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ

Объект и предмет культурологии - закономерности становления и развития различных субъектов культуры, сущность и содержание процессов сохранения, трансляции, освоения и изменения традиций, ценностей, норм. Предметная область, подлежащая изучению и регулированию в рамках культурологич. подхода, включает условия и механизмы оптимизации культур, процессов на общенац. уровне (в рамках государственной культур, политики); региональном (в деятельности территориальных органов управления и учреждений культуры и досуга); на уровне социально-культур. общности (в форме непосредственного руководства процессами становления и развития самодеятельных групп, объединений, клубов, ассоциаций, движений). Профессиональными задачами специалиста, работающего в сфере прикладной культурологии, является создание условий для саморазвития культур, жизни, поддержка приоритетных направлений и видов культур, деятельности, имеющих общественную и личностную значимость, способствующих оптимизации художественной, духовно-нравственной, политической жизни, развитию истории, экологической культуры личности, созданию духовно насыщенного «культурного пространства» как естественной среды становления и развития человека.

Объект познания культурологии - культура как исторический социальный опыт людей, социокультурный опыт, закрепленный в паттернах, традициях и нормах, обычаях, законах.

Предмет культурологии - изучение содержания, структура динамики и технологий функционирования этого социокультурного опыта в ракурсах его генезиса.

Направления культурологии - социальная - изучает функциональные механизмы социокультурной организации жизни людей.

Гуманитарная культурология- концентрируется на изучении форм и процессов самопознания культуры, воплощенных в различных текстах культуры.

Фундаментальная культурология- разрабатывает категориальный аппарат и методы исследования, изучает культуру с целью теоретического и исторического познания этого предмета.

Прикладная культурология- использует фундаментальные знания о культуре в целях решения практических задач, а также для прогнозирования, проектирования и регулирования культурных процессов.

Социальные перспективы культурологии - в ходе информационной революции неизбежно наступит этап революции в области прогнозирования и проектирования, который поднимется на новый уровень эффективной методики управления любыми процессами, где собственно и будет востребована культурология.

Предмет культурологи:

    Исследование процессов создания и приобщения к миру абсолютных ценностей;

    Исследование общества с точки зрения его способностей к созданию условий для духовного творчества развитой личности.

    Исследования содержания и форм феноменов культуры, их пространственно-временные взаимосвязи.

    Исследования культуры как одной из технологий самоорганизации общества.

    Исследования культурного контекста различных исторических явлений, теорий социальных систем.

Методы культурологи:

    Диахронический - требует изложения явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности.

    Синхронистический - исследование, в том числе сравнительное, связанное с изучением объектов в одном выбранном промежутке времени без обращения к исторической перспективе, но с разных сторон.

  1. Культурология как наука (9)

    Контрольная работа >> Культура и искусство

    Культурология как наука Введение. Культурология (название происходит от лат cultura и... необходимой». Важным шагом к появлению культурологии , к осознанию необходимости культурологии как науки явились «эмпирические наблюдения и интуиции...

  2. Культурология как наука (7)

    Реферат >> Культура и искусство

    Культурология . Культурология как наука сформировалась недавно(... естественно научных дисциплин, развитие науки ,градостроитва, кораблестроительства, военное оружиебалиста... Интерес к философии и философским наукам (флоренция) образуются философские школы- ...

  3. Культурология как наука (10)

    Реферат >> Культура и искусство

    Интерес исследователей и практиков к разработке культурологии как науки и отрасли гуманитарного знания. обеспечение реализации... истории мировой и отечественной культуры; истории культурологии как науки ; философии культуры; социологии культуры; культурной...

Два корня слова «культурология» (лат. cultura – возделывание, обработка, почитание и греч. logos – понятие, учение) задают проблемное поле научной дисциплины, указывая на предмет ее непосредственного исследования. Культурология изучает все, что связано с культурно-историческим процессом от первобытности до современности, стремясь раскрыть смысл происходящего в культуре. С одной стороны, культурология может быть понята буквально как наука о культуре, с другой – как междисциплинарная метатеория, пытающаяся через погружение в культуру, психологию народов постичь действие механизмов истории, тайны творчества.

История культурологической мысли насчитывает несколько тысячелетий, ведь родоначальниками культурфилософской традиции можно считать софистов и киников – философские школы Древней Греции V в. до н.э. Вместе с тем культурология – наука молодая. Как самостоятельная область знания она возникла в XX веке и находится сейчас в стадии самоопределения и становления. Суть этого становления можно определить как движение от совокупности культурологических учений к логике культуры (В.Библер).

Немало факторов предопределило возникновение и развитие культурологической науки.

Во-первых, за тысячелетия существования человечества создан огромный «архив» мировой культуры, за последние три века написано немало научных исследований, посвященных проблемам культуры. Возникла потребность разобраться в этом материале с целью выработки целостного взгляда на культуру, ее место и роль в жизнедеятельности человека и общества.

Во-вторых, глобальный кризис современной цивилизации высвечивает и проблемы кризиса культуры, требуя не разрозненного знания о культуре и ее тенденциях, представленного в различных гуманитарных науках, а самостоятельной науки, способной подсказать, как изменить ситуацию.

В-третьих, каждая значительная историческая эпоха, начиная с древности, формировала свою «картину мира». Культура, если понимать ее как «вторую природу», т.е. нечто созданное творческими усилиями человека, существует столько же, сколько человеческое общество, но необходимым элементом «картины мира» она становится только в Новое время. Именно эта эпоха и стимулировала исследования феномена культуры.

В XX веке начала формироваться новая «картина мира», в создании которой активно участвуют представители современного научного знания. Новое мировидение подразумевает целостное исследование всего универсума, включая не только мир природы, но и социум, и культуру. В становление нового мировидения внесли свой вклад такие ученые XX века как выдающиеся врачи-психоаналитики З.Фрейд, К.Г.Юнг, К.Ясперс, Э.Фромм, физики-теоретики М.Борн и А.Эйнштейн, этолог К.Лоренц, физико-химик И.Пригожин, биогеохимик В.И.Вернадский, антропологиезуит Т.де Шарден, врач и миссионер А.Швейцер, математик, писатель и поэт А.Белый и др. Kультурология как область гуманитарного знания принимает активное участие в формировании нового мировидения, тесно сотрудничая в этом с естествознанием. Назрела необходимость самоопределения культурологии, нужно было уточнить специфику культурологического знания и место культурологии в системе гуманитарных наук.

На рубеже XIX – XX вв. неокантианцы Г.Риккерт и В.Виндельбанд предложили концепцию разделения наук о природе и наук о культуре. Суть ее в следующем. Естествознание (науки о природе) и история (науки о культуре) изучают одну действительность в многообразных формах ее проявления. Но изучают по-разному. Естествознание исследует необходимые повторяющиеся и устойчивые связи и отношения в природе, используя так называемый генерализирующий метод. В результате формулируется закон – универсальное и всеобщее, независимое от человеческого сознания, от его субъективного мира и непредсказуемых действий.

Науки о культуре (гуманитарное знание) изучают историю и человека, мир ценностей, используя так называемый индивидуализирующий метод. События истории, в отличие от природных явлений, – неповторимы, уникальны, индивидуальны. В этих событиях заметен след человека, его сознания, его субъективности. Сформулировать «бесстрастный» закон в истории трудно. Если законы природы не зависят от человека, он лишь открывает их, чтобы использовать в своих целях, то в гуманитарных науках, наоборот, человек – главное действующее лицо. Это следует учитывать, чтобы избежать возможных ошибок в исследовательских установках, связанных с этноцентризмом и хроноцентризмом. Этноцентризм (греч. ethnos – народ, лат. centrum – центр) – это свойство этнического самосознания, отражающее тенденцию рассматривать нормы и ценности собственной культуры как основу для оценки и выработки суждений о других культурах.

Если этноцентризм возвеличивает традиции и ценности своей этнической группы до уровня всеобщей значимости, то хроноцентризм (гр. chronos – время) опасен перенесением собственных ценностей на другие исторические эпохи и культуры. Например, эпоха Возрождения, возвеличивая творческую личность-самость, видела ее проявления во всех – в том числе древних – культурах. Такая искусственная актуализация прошлого искажала объект исследования и не давала возможности воссоздать подлинный мир столь любимой гуманистами античной культуры. Все это необходимо учитывать исследователю, который занимается гуманитарными науками.

Необходимо отметить, что культурой как объектом научного познания занимаются различные гуманитарные науки: антропология, этнология, философия и социология культуры, классическая филология, структурная лингвистика, история культуры, искусствоведение и др. Каждая из этих «наук о культуре» изучает культуру под углом зрения своего предмета и метода. Например, история культуры раскрывает особенности, сходства и различия культурного развития определенных эпох, стран и народов, дает богатую информацию о многообразии культурных ценностей, о вкладе народов в мировую культуру человечества, о сложностях и противоречиях культурно-исторического процесса. Этнография изучает быт, верования, искусство народов мира. Этнология посредством сравнительного изучения национальных культур стремится выявить общие законы культурного развития. Социология культуры рассматривает культуру с точки зрения ее функционирования в эмпирически данной системе общественных отношений. Философия культуры выявляет сущность и значение культуры.

Поскольку культурология является интегративной дисциплиной, в ней применяются различные исследовательские методы. Культурология пользуется как общенаучными методами – системный подход, структурно-функциональный метод, метод единства исторического и логического, – так и методами частных наук. Примером применения методов разных научных дисциплин может служить книга Э.Б.Тайлора «Первобытная культура». В ней применен метод комплексного использования данных этнографии, археологии, фольклористики и других смежных дисциплин.

История культурологических учений. Истоки культурологии следует искать в античности. В римской интеллектуальной традиции появился сам термин «культура» (греки использовали понятие «пайдейя»), древнегреческие мыслители – софисты и киники – первыми указали на противоположность природного и культурного, разделив совершаемое «по природе» и «по установлению». Если софисты зафиксировали проблему противоположности природного и социально-культурного, то школа киников (Антисфен, Диоген Синопский) довела эту противоположность до логического предела: социальные связи и культурные навыки представлялись им мнимостью, животная естественность противопоставлялась законам общества. По существу, софисты и киники – это первые культурфилософы и первые критики культуры.

В Древнем Риме знаменитый политик, философ, оратор Марк Туллий Цицерон (II – I вв. до н.э.) ввел в обиход выражение «cultura anima», то есть говорил о культуре души, культуре в смысле ухода, улучшения, облагораживания духовных склонностей и способностей человека. Но все же основной идеей, на которой сконцентрировали свое внимание умы античности, была идея гармонии природы-макрокосма и человека-микрокосма.

В Средние века с их теоцентрической (греч. theos – Бог, лат. centrum – центр) направленностью проблема культуры не могла оказаться в фокусе общественного интереса. Пути к Богу, к святости, к спасению – вот что волновало людей Средневековья.

Новое время породило антропоцентрическое (греч. anthropos – человек) мышление, основанное на гуманизме, рационализме и историзме. Последовательное появление и утверждение в западноевропейском сознании этих идей создало возможность принципиально нового взгляда на культуру: она была оценена как важнейшая, самостоятельная область человеческой деятельности, стала объектом общественного интереса и научного исследования.

Определяющей для культурологической мысли стала эпоха Просвещения. Мыслители XVIII века дали первое теоретическое обоснование культуры, неразрывно связав его с идеей исторического развития – бесконечного и неуклонного «прогресса человеческого рода». Суть культуры, утверждали просветители, состоит в совершенствовании, улучшении и воспитании того, что существует первоначально лишь в качестве природного задатка.

Культура – это то, что создано самим человеком, в отличие от всего того, что дано природой.

Со второй половины XVIII века слово «культура» не просто входит в словарь образованного европейца, начинается научная разработка этого понятия. Просветители (Вольтер, Кондорсе, Тюрго, Руссо, Гердер и др.) связывали содержание культурно-исторического процесса с развитием человеческого разума. Они считали, что разумность порядков общественных и политических учреждений измеряется совокупностью достижений в области наук и искусств. Целью культуры, по их мнению, является задача сделать всех людей счастливыми, живущими в согласии с запросами и потребностями своей природы. Эта концепция культуры получила название натуралистической.

Вслед за просветителями каждый по-своему развили идею культуры выдающиеся немецкие писатели и философы Г.Гете, Ф.Шиллер, И.Кант, Г.Гегель и др. И.Кант видел выход этой проблемы в сферу морального, должного, Ф.Шиллер – эстетического, Г.Гегель – в область сознания.

Когда в Европе XVIII века закладывался фундамент теоретических представлений о культуре, господствовало механистическое мировоззрение. Главной проблемой была антитеза «культура – природа». В XIX веке – веке господства историзма и эволюционизма – в центре внимания оказалась проблема «культура – история». Именно тогда начала теоретически оформляться новая культурно-историческая концепция, представленная в книге Н.Я.Данилевского «Россия и Европа», а затем, уже в XX веке, в трудах О.Шпенглера, А. Тойнби и др. В XX веке практически все важные культурологические вопросы связаны с проблемой «человек – культура».
В центре внимания философии культуры XX века – кризис культуры. Причины кризиса, диагноз «болезни» культуры установлен во всех направлениях культурфилософии XX века достаточно точно. И «конец культуры» как основного элемента новоевропейской «картины мира» ясно просматривается в исследованиях всех направлений: от социологических, экзистенциальных… до теологических.

Колоссальное значение для современной культурологии имеет «философия жизни» Ф.Ницше – знаменитого критика культуры, идеолога пересмотра всех культурных ценностей.

Культурологическую мысль XX века существенно обогатили неокантианцы Г.Риккерт и В.Виндельбанд, сосредоточившие внимание на идее различия «наук о природе» и «наук о культуре», и Э.Кассирер, создавший учение о культуре как о мире «символических форм». Значительными для становления культурологии стали идеи психоанализа (З.Фрейд, К.Г.Юнг, Э.Фромм, Г.Маркузе), экзистенциализма (М.Хайдеггер, Ж.П.Сартр, К.Ясперс и др.), структурализма (К.Леви-Стросс, М.Фуко, Р.Барт). Социология культуры успешно развивалась в трудах М.Вебера, А.Вебера, П.Сорокина, М.Манхейма. Сказали свое веское слово о культуре и теологи XX века (Э.Жильсон, Ж.Маритен, М.Бубер, П.Тиллих, Р.Гвардини и др.).

Культурологическая мысль в России. Первые опыты определения понятия «культура» в России связаны с эпохой Просвещения, когда прогрессивные идеи западноевропейской мысли стали проникать в Россию и активно осваиваться. Уже в начале XVIII века термин «культура» вошел в русские словари, его употребляли в традиционном латинском значении и связывали не только с земледелием, но и с нравственностью. Позднее смысловое значение термина расширилось: его стали понимать как «искусство», «просвещение», «образование». Более глубокое осмысление приходит в 20 – 30 годы XIX столетия в трудах просветителей Я.Козельского и А.Галича (одного из любимых лицейских преподавателей А.Пушкина), чья трактовка понятия культуры близка к идеям И.Канта.

С именем выдающегося мыслителя России П.Чаадаева (1794 – 1856) связан следующий этап в осмыслении самой культурной истории. В цикле «Философических писем», в статье «Апология сумасшедшего» Чаадаев высказал ряд мыслей, явившихся серьезным поводом для разговора о культуре Запада и России, о прошлом, настоящем и будущем европейской и особенно русской культуры, поставил ряд важных вопросов: что такое Россия, какое место занимает она в культурной истории человечества, в чем особенность русской культуры?

Идеи, высказанные Чаадаевым, глубоко взволновали всех мыслящих людей России. Зародилась дискуссия, послужившая стимулом к развитию основных направлений отечественной общественно-политической и культурологической мысли – «западничества» и «славянофильства».

Чаадаев, определявший культуру как духовное образование общественно-исторической жизни, полагал, что ее максимальное выражение имеет место в христианской традиции Запада. Утвердившийся в русском сознании взгляд на Россию как на европейскую христианскую страну вызывал у него сомнение. По мнению Чаадаева, «византийское наследие» (православие) оторвало русскую культуру от латинского (католического) Запада. Россия тем самым была поставлена вне истории. Вместе с тем полагая, что у России есть надежда – через просвещение и цивилизацию – открыть для себя новые перспективы, он выдвинул идею «сознательного патриотизма». У России, по Чаадаеву, есть предназначение: найти свою «национальную идею». Этот поиск – акт не рациональный, а провиденциальный и мистический. У русского народа есть скрытый, нереализованный, огромный потенциал.

«Западники» и «славянофилы» сделали свои выводы из «национальной идеи» Чаадаева. Первые сконцентрировались на идее некапиталистического пути развития России через крестьянскую общину к социализму. Вторые стали искать основу «национальной идеи» в допетровской Руси. К западническому направлению русской культуры принадлежали такие яркие личности, как А.Грановский, А.Герцен, Н.Огарев, В.Белинский, Н.Чернышевский, Н.Добролюбов, Д.Писарев и др. Они обогатили русскую общественно-политическую и эстетическую мысль интересными идеями, но непосредственно проблемами культуры представители этого направления занимались мало. Славянофилы – А.Хомяков, братья И.В. и П.В.Киреевские, братья А.К. и С.К.Аксаковы, Ю.Самарин, А.Кошелев и др. – активно занимались именно культурологическими вопросами. Идеологи славянофильства обратили внимание на изучение самобытности духовной жизни русского народа. Самобытность, по их мнению, составляет основу культуры. Без нее невозможно ни сохранить лучшее в культуре, ни достойно развиваться в будущем. Славянофилы были европейски просвещенными людьми: подолгу жили за границей, обучались в европейских университетах.

По их мнению все лучшее, что отличало культуру Запада – развитие науки, достижения в образовании – достойно внимательного изучения и продуманного применения в России. Они проявляли неподдельный интерес к своей истории, к истокам культуры. Многие из них, прекрасно зная историю славян, путешествуя по славянским странам, своими исследованиями внесли существенный вклад в развитие науки. Например, П.Киреевский собрал уникальный фольклорный материал, вылившийся в солидный труд под названием «Песни русского народа».

Среди поздних славянофилов яркой фигурой отечественной культурологии был Н.Я.Данилевский, чей знаменитый труд «Россия и Европа», опубликованный в 1869 г., стал явлением мировой культурологической мысли. Нельзя не отметить и К.Н.Леонтьева, в книге которого «Восток, Россия и Славянство» нашли подтверждение и развитие основные идеи Данилевского.

Начало «золотого века» русской философии обычно связывают с именем выдающегося религиозного мыслителя Вл.Соловьева. В его размышлениях о судьбе русской культуры и ее месте в мире переплетаются славянофильские и западнические идеи. Главные работы Вл.Соловьева – «Оправдание добра», «Три силы», «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории» – имеют непреходящее значение для развития отечественной культурологии. В центре внимания Вл.Соловьева – христианская культура, которая, по его мнению, должна развиваться на основе органического соединения положительных элементов духовной культуры христианского Востока и Запада.

В дальнейшем осмыслением проблем развития культуры в целом, выявлением особенностей русской культуры в частности занимались наследники Вл.Соловьева – выдающиеся русские религиозные философы Н.Бердяев и С.Булгаков, В.Розанов и П.Флоренский, Д.Мережковский и Л.Шестов, И.Ильин и Н.Лосский, Б.Вышеславцев и В.Эрн, Л.Карсавин и Е.Трубецкой, Н.Трубецкой и Г.Федотов.

Глубокий анализ проблем культурного развития России содержится в знаменитых сборниках «Вехи» (1909) и «Из глубины» (1922), составленных из статей лучших представителей русской интеллигенции. К сожалению, судьба большинства авторов этих сборников, как и всех русских мыслителей «серебряного века», сложилась трагически: одни по решению советской власти были высланы из страны, другие вынуждены были покинуть родину из-за невозможности реализовать свой творческий потенциал в новых исторических обстоятельствах, третьи оказались в ссылке и лагерях.
Впрочем, несмотря на политическую и духовную несвободу, откровенное идеологическое давление и постоянную угрозу личного преследования, советский период развития отечественной культурологии не был бесплодным. М.Бахтин и А.Лосев, Г. Шпет и Ю.Лотман, А.Гуревич и В.Библер и др. внесли весомый вклад в развитие мировой культурологической мысли.

Вопросы для самопроверки:
1. Предмет и методы культурологии.
2. Культурология как наука: возникновение, развитие, основные проблемы.
3. Развитие культурологической мысли в России.

Советы при подготовке к вопросам:
Подготовку первого вопроса начните с анализа этимологии слова «культурология». Охарактеризуйте предмет культурологии, выделите основные направления этой дисциплины. Что и как изучает культурология? Какие главные вопросы она ставит? В чем специфика «наук о культуре»? Чем отличается основной метод этих наук? Охарактеризуйте концепцию Г.Риккерта и В.Виндельбанда. Проанализируйте культурологию как интегративную область знания. В чем проявляется процесс интеграции наук в XX – XXI вв.? В чем проявляется интегративность культурологического знания? Каково место культурологического знания в современном мире? Подумайте, с какими дисциплинами связана культурология? В чем отличие культурологии от других наук, изучающих культуру?

Ответ на второй вопрос подразумевает изучение истории культурологических учений Западной Европы. Подумайте, когда и почему возникла культурология? Каковы истоки культурологического знания? Почему термин «культура» возник в античности, а понятие «культура» – в век Просвещения? Выделите основные этапы развития культурологической мысли. Следует иметь в виду, что история культурологических учений становится понятна только в общем историческом контексте, а также в контексте развития философской мысли.

Подумайте, почему определяющей для развития культурологической мысли стала эпоха Просвещения? Какие культурологические проблемы были актуальны в век Просвещения? Выделите основные проблемы, с которыми были связаны культурологические исследования XIX – XX вв.

Третий вопрос посвящен развитию культурологической мысли в России. Изучая этот вопрос, важно помнить, что начало светской культуре и светским знаниям в России было положено в конце XVII века, и в эпоху Петра мы только начинали осваивать достижения европейской интеллектуальной традиции. Тем не менее, приобщение к европейской культуре, к образованию протекало быстро. Выделите основные этапы развития отечественной культурологической мысли, назовите важнейшие проблемы русской культурологии и ее наиболее выдающихся представителей.

культура искусство религия

Специфику культурологии как самостоятельной научной дисциплины в системе общественных наук в начале - середине XX в. усматривали в ее интегративном характере: культурология представала междисциплинарной наукой, ориентированной на объединение самых разнообразных знаний о культуре с целью получения полной картины деятельности человека и общества как целостных феноменов. Объектом культурологии является культура, но самостоятельная наука отличается от других наук своим предметом, а, в данном случае, культура выступает одновременно и предметом культурологи.

Итак, культурология является самостоятельной наукой о культуре во всех ее формах и проявлениях. Учитывая современные научные подходы к рассмотрению культуры, можно определить, что единым объектом культурологии выступает весь мир созданных человеком вещей, сооружений, окультуренной территории, исторических событий, технологий деятельности, форм социальной организации, знаний, понятий, символов, языков коммуникаций и т.п.

Предметом культурологии (т.е. конкретной направленностью данной самостоятельной науки) выступает не изучение отдельных феноменов культуры, а системное исследование процессов генезиса и морфологии культуры, ее структуры, сущности и содержания, типологии, динамики и языка.

Таким образом, специфика культурологи состоит именно в системном подходе к изучению культуры - культурология стремится не к простому отображению "совокупности материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством", а к осознанию всего мира человеческой культуры как системного пространства.Культурология, таким образом, является системой знаний о сущности, закономерностях существования и развития культуры, о механизмах функционирования культурных форм, явлений и процессов.

Культурология в системе гуманитарного знания. Культурология, философия культуры, история культуры, культурантрополгия. социология культуры.

Культурология, выделяясь из философии и опираясь на достижения конкретных наук, сохраняла потребность в обосновании собственных методов и областей познания, что и брала на себя философия культуры. Философия культуры является методологией культурологи как относительно самостоятельной научной дисциплины и обеспечивает выбор ее познавательных ориентиров, дает возможности различной трактовки природы культуры. Если философия культуры нацелена на ее понимание как целого (всеобщее), то культурология рассматривает культуру в ее конкретных формах (особенное) с опорой на определенный материал. Таким образом, в культурологи как научной дисциплине по сравнению с философией культуры акценты перенесены на объяснение ее конкретных форм с помощью теорий основанных на антропологической и исторической фактологии, а философия выполняет методологическую функцию, определяет общие познавательные ориентации культурологических исследований.

Этот подход характерен и для истории культуры. Ее факты и ценности дают материал для описания и объяснения конкретных исторических особенностей развития культуры, причем, являясь разделом культурологии, она призвана не просто фиксировать эти особенности, но и обеспечивать выявление архетипов современной культуры и понимание ее как итога исторического развития. Культурология изучает историческое поле фактов культуры, включая и прошлое, и настоящее.

Важнейшим элементом культурологи как системы знаний является культурантропология, изучающая конкретные ценности, формы связи, опредмеченные результаты культурной деятельности в их динамике, механизмы трансляции культурных навыков от человека к человеку.

Историческое развитие представлений о культуре само по себе не "подводит" к культурологии, это делает культурантропология.

Социология культуры - одно из важнейших направлений в современной гуманитарной науке, развивающейся на стыке культурологического и социологического знания. Возникновение социологии культуры в XX веке обусловлено теоретико-методологической потребностью осмысления социальной сущности культуры. Социология культуры исследует социальные закономерности развития культуры, формы их проявления в человеческой деятельности, а также влияние внутренних социальных связей и общества на культуру. Социология культуры утверждает, что вне общества как единого целого культура не могла бы развиваться, т.к. с его помощью закрепляются культурные образцы и их отделение от доминирующего влияния других культурных систем.

Актуальность изучения предмета

Культурология - это наука, изучающая культуру как целостную систему, исследующая все многообразие культурных явлений и связей между ними, стремящаяся дать научное описание различных форм культуры (Н.В. Шишова).

Это наука о сущности и формах проявления культуры как специфического способа человеческой жизнедеятельности, закономерностях ее возникновения и функционирования. Она исследует культуру как сложное, многогранное явление (А.А. Веремьев).

Культурология - это относительно новая научная дисциплина, изучающая, во-первых, культуру в целом, а во-вторых, отдельные явления культуры в частности, материальную и духовную культуру, быт, искусство, религию, семью и т.д.

Культурология стала формироваться в сфере гуманитарного знания в XX веке, хотя еще в XIX веке английский религиовед и антрополог Э.Б. Тайлор выдвинул идею создания особой «науки о культуре». Впервые термин «культурология» как название особой науки, предметом исследования которой была бы культура, был предложен немецким химиком и философом В. Оствальдом в 1909 году. Однако широко использоваться данный термин стал благодаря американскому антропологу Л. А. Уайту. Именно он (начиная с 1939 года) стал понимать культурологию как принципиально новый путь изучения культуры, путь, ведущий от частных наук, специализирующихся на рассмотрении отдельных аспектов и форм культуры, к целостному исследованию культуры. «Крестный отец» культурологии Л.А. Уайт в 1940-е годы попытался не только обосновать необходимость формировавшейся отрасли знания, но и заложил ее некоторые общетеоретические основы.

Основополагающее влияние на становление и развитие культурологии оказали Э. Дильтей, Г. Риккерт, Э. Кассирер, О. Шпенглер и др.

При изучении культурологии у современных ученых возникает мысль о том, что в научном мире нет единого мнения о том, что такое «культурология». Культурология как молодая развивающаяся наука и самобытная отрасль гуманитарного знания не может быть преподана догматически. Теорий культуры столько, сколько крупных культурологов, каждое оригинальное культурологическое направление задает свой ход и предмет.

На Западе такой науки не существует, но она изучается блоком антропологических дисциплин. Культурология как наука была выделена российскими учеными. Она является поздним этапом развития гуманитарных наук в рамках западной цивилизации, она - плод многовековой западной (иногда говорят «средиземноморской») гуманитарной традиции.

Формирование культурологии имело ряд важных предпосылок в истории науки и культуры. Отметим важнейшие из них. В ходе Великих географических открытий в XV-XVIII вв. европейцы близко познакомились с культурами неевропейских народов, был собран огромный этнографический материал, изучены высокоразвитые культуры Китая, Индии, Арабского Востока. Это привело в XIX веке к появлению научного востоковедения и этнографии. Еще в XVIII веке немецкий ученый И. Винкельман, исследователь античного искусства, заложил основы научного искусствоведения. Немецкие философы И. Гердер и Г. Гегель в конце XVIII - начале XIX вв. обосновали идею исторического развития человеческого общества и культуры. Создание сравнительного языкознания (лингвистики), историко-критического метода, социологии (О. Конт, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер), попытка спроецировать на жизнь человеческого общества идеи эволюционной теории Ч. Дарвина невероятно обогатили гуманитарное знание. Появилась проблема обобщения имеющейся информации о различных сферах культуры на основе неких теорий культуры. Далеко не случайно большой интерес к теоретическому осмыслению культуры с середины XIX века начинают проявлять философы, возникают различные школы философии культуры.

Разумеется, на становление и развитие культурологического знания повлияли не только научные достижения, но и социальные процессы, в наибольшей степени оказавшие воздействие на историю человеческой цивилизации в XIX-XX вв. и на рубеже тысячелетий. Среди них можно назвать изменение баланса между естественной (природной) и искусственной (созданной человеком) средой. Ряд революционных перемен в науке и технике радикально изменили представления о возможностях человека (использование атомной энергии, освоение космоса, генная инженерия, пересадка человеческих органов или замена их искусственными и т. п.), заставили пересмотреть традиционные взгляды на проблему «природа -- культура», в том числе, в связи с возможностью экологической катастрофы, частичного или полного разрушения человеком природной среды. Не меньшее значение имеет и создание всемирных экономических, торгово-финансовых, политических, информационных, образовательных и других структур (так называемая «глобализация»), что привело к «прозрачности» некогда незыблемых границ между цивилизациями и культурами, породило страх перед утратой культурной и религиозной самобытности. Схожие проблемы создает и одно из важнейших последствий глобализации -- переселение десятков (возможно, сотен) миллионов людей из Африки, Азии, Латинской Америки в западные страны. Очевидно, что характерное для современного мира переплетение религиозных, национальных, военных, экономических противоречий требует не только социологического, политологического или религиоведческого, но и культурологического осмысления.

Особенно актуально подобное осмысление применительно к ситуации в нашей стране. Россия на собственном (нередко трагическом) опыте пережила основные историко-культурные тенденции современности. У нас, как и в ряде других стран, где господствовали диктаторские, коммунистические или фашистские режимы, был осуществлен ряд экспериментов с культурой. Например, «культурная революция» в советские годы, призванная уничтожить старую и создать новую систему культурных ценностей, или «шоковое» вхождение в орбиту западной цивилизации в последнее десятилетие XX века. Следствием этих экспериментов стал разрыв с культурой прошлого (и советского, и российского дореволюционного), трудности с культурным самоопределением (идентификацией). Принадлежит ли Россия к «Западу», «Востоку», «Евразии» или является совершенно особой культурой, куда может вести путь дальнейшего общественно-экономического и культурного развития нашей страны? Ответы на эти и множество подобных вопросов нельзя найти без помощи культурологии. Не случайным является издание в России 90-х годов столь большого количества культурологической литературы научного и учебного характера, изучение культурологии в школах и вузах, появление кафедр и факультетов культурологии, своего рода «культурологический бум».

К особенностям культурологического исследования культуры, выделяющим его из других видов гуманитарных исследований, можно отнести его комплексный, системный, целостный характер, сочетающийся со стремлением к различению и детальному описанию разных типов культурных явлений. Для культурологии свойственно стремление объединить, синтезировать материал отдельных наук о культуре, но сделать это не путем механического соединения их достижений, а на базе хорошо обоснованных теорий культуры. Возможность теоретического обобщения множества фактов и междисциплинарный характер исследований дает культурологии преимущество многостороннего, «объемного» изображения культур различных народов и эпох.

Тем не менее, в настоящий момент культурологию еще нельзя назвать окончательно сформировавшейся научной дисциплиной. Она находится на стадии становления, ее история пока слишком коротка, чтобы можно было с уверенностью судить о перспективах этой науки. Мы имеем дело, скорее, с многообещающим проектом, удачное воплощение которого зависит от многих обстоятельств. Однако большое количество интересных идей, выдвинутых талантливыми учеными-культурологами, актуальность рассматриваемых культурологией проблем для отдельных людей и общества в целом позволяет предполагать, что эта наука может стать одним из основных путей развития гуманитарных знаний в XXI веке.

Актуальность изучения культурологии для современного человека на сегодняшний день многие ученые связывают с несколькими позициями:

  • 1) современная цивилизация стремится к преобразованию окружающей среды, и культура оценивается как фактор творческого жизнеустроения;
  • 2) культура есть средство человеческой самореализации;
  • 3) судьба мира зависит от философского постижения культуры в целом и культуры отдельного народа в частности;
  • 4) человек стал задумываться над смыслом своей деятельности;
  • 5) культурный процесс влияет на общественную динамику;
  • 6) познание культуры приводит к формированию стремления выявить потенциал культуры, ее внутренние резервы и отыскать возможность ее активизации;
  • 7) ранее было принято судить о любой культуре с точки зрения ее соответствия европейскому образцу, эта черта получила название европоцентризм, но поскольку каждая культура самоценна, то это значит, что ей не обязательно подражать во всем Европе. Это привело к краху культурного европоцентризма и явилось одной из причин возникновения науки о культуре - культурологии (В.М. Розин) и мн.др.

Проблемы, которые можно отнести к культурологическим, ставились учеными издавна. Необходимость изучения разнообразных форм культуры, ее достижений была осознана как научная проблема еще в эпоху античности. Становление культурологии как науки шло по пути формирования нескольких школ: антропологической, философской, психологической, социологической.

Важным шагом к формированию научной теории стало осмысление человеческой культуры как уникального феномена и понимание необходимости ее самостоятельного изучения. Культурой в качестве объекта научного исследования интересовались философы, историки, социологи, но только в начале XX века возникла необходимость обобщить накопленный эмпирический материал, а затем и исследовать целый ряд обнаруженных закономерностей.

К середине XX века стало очевидно, что следует изучать не только уже сложившиеся формы культуры, но и такие находящиеся в стадии становления и развития явления, как процесс глобализации, охвативший все сферы культуры, научно-техническую революцию, изменившую место и роль техники в системе культуры, активно протекающие процессы массовизации и коммерциализации культуры, а также появление новых видов и способов хранения, обработки и передачи информации. Кроме этого, накапливался достаточно большой опыт исследования разного рода негативных явлений, поэтому крайне актуальной стала задача отделить культуру от антикультуры.

XX век, переживший войны и катастрофы, показал, что единственный критерий, на который стоит ориентироваться в любой сфере деятельности, -- это благо человека. Отсюда задача гуманизации всех видов и направлений человеческой деятельности. Развитие техники заставило остро почувствовать, что человека собственно Человеком делает именно освоение опыта культуры. Кроме этого, в XX веке люди осознали, насколько неповторим и уникален каждый из исторических типов культур на Земле, однако несмотря на такое разнообразие диалог между ними не только возможен, но и необходим для сохранения культурного богатства человечества.

Все эти задачи и привели к появлению новой науки. Американец Лесли Уайт (1900-1975) назвал ее «наукой о культуре» или «культурологией».

В своей работе «Наука о культуре» (1949) Уайт обосновывает необходимость формирования культурологического знания как самостоятельной науки. По его мнению, ни одна из наук не рассматривает результаты духовной деятельности человека. Поэтому необходима еще одна научная дисциплина, которая будет изучать те предметы и явления, которые являются результатом специфической деятельности человека (Уайт называет ее «символической», т.е. зависящей от символической способности человека -- способности наделять предметы и явления неким смыслом, который они изначально не содержат) и не зависят от биологической, телесной (или «соматической») сущности человека. Поскольку эти предметы и явления составляют сферу человеческой культуры, то наука, их изучающая, получает название «культурология».

Называя Лесли Уайта «отцом культурологии», следует признать его заслуги:

  • 1) Уайт ввел само понятие «культурология»;
  • 2) выделил культурологию как самостоятельную науку;
  • 4) определил ее специфический объект изучения -- культуру.

Таким образом, культурологию можно определить как науку, формирующуюся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающую культуру как целостность, как специфическую функцию и модальность человеческого бытия.

Обосновав необходимость культурологии как самостоятельной науки, Л. Уайт определил и ее принципы, которые могут считаться общеметодологическими и для других гуманитарных наук.

Во-первых, это принцип всеобщей связи и развития -- все явления и объекты необходимо исследовать с учетом их генезиса, взаимовлияния друг на друга, роли в мировом культурно-историческом процессе.

Во-вторых, это принцип научного абстрагирования. Он используется для моделирования различных ситуаций во многих науках. Уайт приводит пример из физики -- системы, в которых тело движется прямолинейно и равномерно, без учета силы трения, тоже есть научная абстракция. Но для изучения законов движения в ряде случаев силой трения можно пренебречь. В культурологии подобное научное абстрагирование применяется, когда речь идет о культуре вообще, ее структуре, функциях и т.д. Ведь реально культура существует только в конкретно-исторических формах, в определенных пространственно-временных рамках, ее создают реальные люди. Но при изучении теории культуры этими конкретными факторами наука позволяет пренебречь.

К методам культурологического исследования относятся следующие:

Диахронический метод - метод исследования исторического развития культуры в целом как предмета культурологического изучения.

Синхронический метод - метод исследования культуры с точки зрения соотношения между ее составными частями (элементы находятся в единстве и формируют своим взаимодействием целостность, в свете которой имеет смысл каждый элемент) или разных культур, сосуществующих в один период времени.

Сравнительно-исторический метод - мировые культуры исследуются и анализируются в связи с историческими, социальными и другими условиями каждой данной страны, каждой данной эпохи.

Структурно-функциональный метод применяется, если необходимо выделить и рассмотреть элементы, составляющие культуру, выявить роль каждого такого элемента в ее функционировании. В этих целях широко используется аналитический метод, позволяющий рассматривать элементы, явления культуры в, так сказать, «чистом» виде.

Типологический метод. Данный метод применяется для исследования таких культурологических теоретических проблем, как классификация, систематизация, моделирование. В основе его утверждение, что культура в различных областях нашей планеты складывалась, хотя и в разное время, во многом одинаковым образом.

Современная культурология объединяет целый ряд дисциплин, каждая из которых обеспечивает выполнение задач, стоящих перед этой наукой. Эти дисциплины можно очень условно подразделить на теоретические и исторические.

Теоретическая ветвь включает в себя:

  • - философию культуры, которая изучает наиболее общие проблемы существования культуры;
  • - теорию культуры -- изучение закономерностей развития и функционирования культуры;
  • - морфологию культуры -- изучение различных форм существования культуры, таких, например, как язык, миф, искусство, религия, техника, наука.

Историческая ветвь, в свою очередь, включает:

  • - историю культуры, которая занимается типологией культур, сравнительным анализом развития различных культурно-исторических типов;
  • - социологию культуры, которая исследует функционирование культуры в обществе, взаимосвязь общественных и культурных процессов.
  • - практическую культурологию, которая определяет, на каком уровне человеческая деятельность приобретает характер культурной. Очевидно, что для каждой исторической эпохи этот уровень своеобразен.

Иерархически в культурологии можно выделить два основных профиля познания: собственно культурологию (в узком смысле) - как интегративное знание о целостном феномене культуры в реальном историческом времени и социальном пространстве ее существования - и культуроведение - как совокупность частных научных дисциплин, изучающих отдельные подсистемы культуры по специализированным областям деятельности (экономическую, политическую, религиозную, художественную и пр. культуры).

Категории, т.е. понятия, -- важнейший показатель того, как сформировалась наука, насколько развит ее язык. Система категорий отражает общую структуру научного знания, показывая взаимодействие частных наук и философии как общей методологии; также через категориальный аппарат науки можно проследить ее генезис и взаимодействие с другими отраслями знания.

Категории культурологии - наиболее фундаментальные, субстанциальные и субстратные понятия о культурных закономерностях, явлениях, процессах и связях, выделяемые исследователями сущностные свойства культуры, на основании которых осуществляется систематизация изучаемых культурных феноменов и разрабатываются методологии и методы их познания.

В культурологических науках до сих пор не разработан и не систематизирован целостный категориальный аппарат, поэтому формирование корпуса культурологических категорий происходит в основном путем заимствований из философии, социологии, психологии, лингвистики и других областей познания, по мере необходимости модернизируемых в соответствии с аналитическими нуждами культурологии. Вместе с тем немалая часть базовых категорий культурологии не имеет прямых аналогов в других науках (например: категории художественной формы и культурной формы отмечают весьма различающиеся наборы признаков) и нуждается в самостоятельной разработке и обосновании.

Все культурологические категории можно разделить на следующие группы:

  • 1. Всеобщие. Это философские понятия, которые используются во всех отраслях знания, например: «сознание», «бытие», «развитие».
  • 2. Общенаучные. К этой группе относятся понятия, составляющие методологическую основу научного знания: «закономерность», «процесс», «типология», «система» и пр.
  • 3. Заимствованные из других наук. Категории целого ряда наук используются культурологами при изучении пограничных проблем, связанных с литературоведением, историей, искусствознанием, религиоведением: «эпоха», «период», «стиль», «конфессия» и пр.
  • 4. Собственно культурологические. Эти категории либо отражают процессы, наблюдаемые при изучении культуры -- «глобализация», «массовизация», «синтез культур» и пр., либо фиксируют какие-то явления -- «культурная динамика», «архетип», «гуманизм» и пр.
Loading...Loading...