Начало конфликта из за нагорного карабаха. Нагорно-Карабахский конфликт: особенности, причины, ход, результаты. Позиция России

Аннотация. Данная статья посвящена конфликту между Республикой Армения и Азербайджанской Республикой по обладанию регионом Нагорный Карабах. Данное противостояние двух суверенных государств является одним из сложнейших конфликтов, который имеет глубокие корни, как этнические, так и политические, и основывается на двух основных принципах - право на самоопределение народов и территориальная целостность государства. Автор рассматривает основные причины возникновения конфликта. Был проведен анализ факторов, повлиявших на появление и дальнейшее развитие данного конфликта. Особое внимание уделено урегулированию конфликта после активных боевых действий. Также в статье освещены действия других стран, которые участвуют в процессе урегулирования данного конфликта. Был рассмотрен возможный вариант развития событий в будущем, который способствовал бы разрешению конфликта.

Нагорно-Карабахская автономная область в советский период была частью Азербайджанской ССР. Поскольку большинство населения там составляли армяне, она имела особый статус, определенный республиканским законом «О Нагорно-Карабахской автономной области» . Однако в годы перестройки между армянским и азербайджанским населением нагорного Карабаха вспыхнул конфликт, продлившийся с 1987 по 1994 гг., последние три года были отмечены полномасштабными военными действиями. В эту войну были втянуты две независимые страны - Армения и Азербайджан, использовавшие в начавшемся противостоянии все свои ресурсы. 10 декабря 1991 г. в Нагорном Карабахе состоялся референдум, на котором 99,89% голосовавших поддержало отделение от Азербайджана . Местные азербайджанцы в данном референдуме не участвовали. Это свидетельствует о том, что азербайджанцы полностью проигнорировали референдум, тогда как армяне отнеслись к этому вопросу более серьезно, видя в этом ключевой момент к присоединению к Армении. Разные позиции в данном вопросе затрудняют оценку реального настроения всего народа в регионе на тот момент, из-за этого практически невозможно точно сказать, хотел ли народ Нагорного Карабаха действительно присоединиться, и какая доля была против. По нашему мнению, Азербайджанская сторона пыталась до последнего удержать Нагорный Карабах, не оставив последней другого решения, кроме войны, так как мирные переговоры зашли бы в тупик.

«В ходе войны вооруженные силы Нагорно-Карабахской республики полностью захватили территорию непосредственно НКАО плюс несколько азербайджанских районов, находящихся за ее пределами. Армяне полностью или частично захватили территорию Кельбаджарского, Лачинского, Кубатлинского, Джебраильского, Зангеланского, Агдамского и Физулинского районов Азербайджана. Общая площадь оккупированных территорий, не считая самого Нагорного Карабаха, составляет 7634 кв. км» . Как мы все знаем, территория современного Азербайджана составляет 86 600 кв. км. Однако оценки контролируемых Азербайджаном территорий из различных ресурсов разнятся. Известный британский журналист Томас де Ваал оценивает контролируемую армянами территорию Азербайджана в 11 797 кв. км. , тогда как Владимир Ступишин, бывший Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Армении - менее чем 14% . Официальная позиция Азербайджана оценивается в 13 149 кв. км. . То есть, это обозначает, что 15.1% от всей территорий Азербайджана находится под контролем Армении.

Армяно-азербайджанский конфликт стал одним из самых трудноразрешимых, так как обе стороны не соглашаются идти на какие-либо уступки. На этапе распада СССР этот конфликт сопровождался острым политическим, а затем и полномасштабным военным противостоянием между Арменией и Азербайджаном, 16-17 мая 1994 г. завершившимся подписанием, при посредничестве России, договора о прекращении огня и невозобновлении военных действий. Но породившие вооруженный конфликт спорные вопросы не решены и по сей день. Мы считаем, что вопрос о семи районах Азербайджана, под контролем Армении, или по-другому «зоне безопасности» , вокруг НКР является самым острым и тяжелым в разрешении.

Основным сдерживающим фактором оставалась Минская группа ОБСЕ по карабахскому урегулированию. Официально в нее были включены девять стран-посредников, но основными действующими членами являются ее сопредседатели - Россия, США и Франция. В течение долгого времени странам-сопредседателям удавалось сохранять общий подход к переговорному процессу на основе признания status quo, т. е. состояния “замороженного конфликта”, поскольку ни азербайджанская, ни армянская сторона не были готовы пойти на компромисс. Однако в последние годы, особенно после признания западными странами независимости автономного края Косово и в свете результатов российско-грузинской войны 2008 г. ситуация стала меняться.

Ещё в ноябре 2007 г. на встрече глав правительств ОБСЕ в Мадриде министры иностранных дел России, США и Франции представили перечень основных принципов урегулирования конфликта, предложив принять на их основе подготовку проекта мирного договора. Ими был предложен конкретный план урегулирования, в соответствии с которым:

  • армянская сторона должна освободить на первом этапе пять из семи оккупированных районов Азербайджана, куда начнут возвращаться азербайджанцы;
  • в зону конфликта должны быть введены международные силы по поддержанию мира - миротворцы;
  • временные перемещенные лица из Азербайджана возвращаются в места своего проживания на территории НКР;
  • после этого - в течение 10-15 лет будет проведен референдум, который должен определить и закрепить статус республики .

Последующий опыт показал, что ни одна из сторон не была готова к принятию компромиссных, а значит и непопулярных для своих стран решений, а без этого урегулирование конфликта казалось практически невозможным. За истекшие два десятилетия в обществах двух стран сложилась обстановка тотального взаимного неприятия и недоверия. Обсуждению возможных вариантов решения были посвящены состоявшиеся многократные встречи президентов Азербайджана и Армении Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна, которые, однако, не привели к достижению компромиссов.

Нараставшая весной и летом 2010 г. напряженность вокруг проблемы Нагорного Карабаха грозила перерасти в открытое вооруженное столкновение на фоне резкого повышения воинственной активности Азербайджана и фактического отказа Армении от предложенных международными посредниками условий урегулирования конфликта. Все это, заставило Евросоюз, а также Россию, США и Францию как сопредседателей Минской группы ОБСЕ еще раз публично сформулировать наиболее приемлемые условия урегулирования конфликта вокруг Нагорного Карабаха.

В начале июня 2010 г. Европейским парламентом была одобрена Резолюция 2216, содержащая требование “вывода армянских сил из всех оккупированных районов Азербайджана” . Тогда же на встрече Президента РФ Д.А.Медведева с канцлером ФРГ Ангелой Меркель было принято решение о совместном поиске путей урегулирования “замороженных” конфликтов. И несмотря на высокий уровень сотрудничества с Арменией, позиция России по поводу урегулирования конфликта вокруг НКР последовательно формулировались в соответствии с согласованными в рамках Минской группы принципами. “Главное, чтобы процесс продолжался на основе соблюдения территориальной целостности Азербайджана и уважения других основополагающих норм международного права, без применения силы”, говорилось в Заявлении МИД РФ от 24 мая 2010 года.

В таком русле стали проходить встречи. Особо необходимо отметить совместное заявление президентов США, России и Франции 26 июня 2010 года по Нагорному Карабаху в канадском городе Мускоке. После этого последовала министерская встреча в Алматы на форуме ОБСЕ. Также проводятся визиты на высоком уровне, это: визит в Баку и Ереван госсекретаря США Хиллари Клинтон (июль 2010); официальный визит в Азербайджан Президента Турции Абдуллы Гюля (август 2010); наконец, визит в Ереван и Баку Президента России Дмитрия Медведева (август-сентябрь 2010) и встреча президентов США и Азербайджана в рамках Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке.

В совместном заявлении президентов от 26 июня 2010 года еще раз суммировались согласованные сторонами принципы прочного урегулирования конфликта:

  • Возвращение территорий вокруг Нагорного Карабаха.
  • Промежуточный статус для Нагорного Карабаха, обеспечивающий гарантии безопасности и самоуправления.
  • Наличие коридора, связывающего Армению с Нагорным Карабахом.
  • Определение будущего окончательного правового статуса Нагорного Карабаха путем имеющего обязательную юридическую силу волеизъявления его населения.
  • Право всех внутренних перемещенных лиц и беженцев на возвращение в места прежнего проживания.
  • Международные гарантии безопасности, включая миротворческую операцию .

Это, безусловно, основа для строительства стабильного мира в данном регионе. Каждый пункт очень важен, так как либо зависит, и не может быть полностью воплощен в жизнь без других, либо одно вытекает из другого. Также стоит отметить, что пункты достаточно емко включают позиции обеих сторон. Однако до сих пор, к сожалению, переговорный процесс ни к чему не привел.

Вслед за принятием этого, по сути своей базового, документа последовал визит в Азербайджан, Армению и Грузию госсекретаря США Хиллари Клинтон. Центральным пунктом ее визита было Баку, где она еще раз подчеркнула, что США выступают за мирное урегулирование проблемы Карабаха с учетом принципов территориальной целостности, неприменения угрозы силы и права на самоопределение, отраженных в Хельсинкском Заключительном акте.

Визит в Армению был сфокусирован на проблематике нормализации турецко-армянских отношений и открытия армяно-турецкой границы - вопросу, имеющему для американской стороны стратегическое значение. Сдвинуть эти вопросы с мертвой точки не удалось, к тому же отсутствие прямой увязки с необходимостью разрешения конфликта вокруг Нагорного Карабаха вызвало крайне негативную реакцию в политических кругах Азербайджана. Ведущие азербайджанские политологи расценили визит госсекретаря США как “провальный” . Однако, несмотря на то, что визит не имел успеха, не стоит списывать это со счетов. Любой шаг в таком деле будет на счету, если он направлен на разрешение конфликта.

Более определенными, с точки зрения интересов Азербайджана, стали результаты официального визита в Баку Президента Турции Абдуллы Гюля, во время которого 16 августа 2010 г. сторонами был подписан “Договор о стратегическом партнерстве и взаимопомощи ”. При этом турецкий президент недвусмысленно намекнул на возможность силового решения затянувшегося конфликта: “В сегодняшнем мире оккупация чужих земель не может затянуться на столь долгий период. Если вопросы не решатся, могут возникнуть неконтролируемые проблемы”. Абдулла Гюль призвал к “бесшумной, но решительной дипломатии”, и его призыв был поддержан азербайджанской общиной Нагорного Карабаха, лидеры которой заявили о готовности решить проблему военным путем. В то же время в азербайджанской прессе появились сообщения о том, что в Азербайджане готовятся к возвращению в Нагорный Карабах временно перемещенные лица из восточной части бывшей автономной области.

Риск вмешательства Турции в региональный передел на Кавказе при отсутствии реальных гарантий стабильности со стороны США мог бы привести к новой кавказской войне, что поставило бы перед Москвой трудновыполнимые оперативные задачи. На перекрестке внешних угроз оказался и стратегический союзник России - Армения, где в августе 2010 г. на информационном уровне развернулась открытая антироссийская кампания. В то же время, по оценке ситуации на начало сентября, ситуация легко могла выйти из-под контроля: инциденты на линии соприкосновения вооруженных подразделений стали практически ежедневными, а мониторинговая миссия ОБСЕ составляла всего 6 человек. Поэтому было важно выстроить систему сдержек и противовесов, чтобы не допустить неконтролируемого расползания конфликта.

В этих условиях состоялись государственные визиты в Армению и Азербайджан Президента России Д.А. Медведева. Позиция России исходила из основного тезиса: Азербайджан и Армения - стратегические партнеры России, война между ними недопустима, сотрудничество с ними важно для России как регионального и глобального игрока на Кавказе.

Переговоры в Армении завершились подписанием нового договора о военном сотрудничестве и продлении срока пребывания российской военной базы в Гюмри с 25 до 49 лет. Своего рода компенсацией явилось то, что Россия взяла на себя обязательства по охране границ Армении не только с Ираном и Турцией, но и с Азербайджаном.

Армянский политолог Сергей Минасян положительно оценил этот факт, хотя и заметил, что наличие иностранной военной базы в определенной мере ограничивает суверенитет государства . Разумеется, государство несколько ограничивает себя, однако это действие мы можем оценить положительно. Как уже отмечалось ранее, Россия не заинтересована в крупных конфликтах, которая могла бы дестабилизировать регион. Также можно отметить, что в случае победы одной стороны в вооруженных столкновениях будут причиной поднятия национализма в другой. От этого могут пострадать и соседние страны, которые не по своей воле могут быть вовлечены в локальный конфликт. Однако контроль границ Россией дают неоспоримый факт против такого хода событий. Любая сторона, которая пойдет в наступление, сначала встретится с Россией, с которой, она понесет тяжелые потери и уже будет неспособна дальше вести активные действия.

Во время визита в Баку был подписан ряд важных для обеих сторон документов, в их числе - о государственной границе и об увеличении в четыре раза поставок газа из Азербайджана в Россию, при этом Д.А. Медведев также заявил, что Россия не будет препятствовать участию Азербайджана в Nabucco . Это свидетельствует о том, что Россия не принимает ничью сторону, и готова поддерживать обе страны, при этом не разжигая конфликта между ними.

Тем временем, по сообщению председателя общественного объединения “Азербайджанская община Нагорного Карабаха”, еще летом стала готовиться к возвращению в освобожденные от оккупации районы, а также в район Шуши, где до войны преобладало азербайджанское население . Мир, хоть и хрупкий, все же начал наступать в этом регионе. Однако, по этому счету Томас де Ваал на презентации своей книги «Черный Сад» , когда она переиздавалась в 2013 году New York University: «Я был в Карабахе около 10 раз, - сказал Томас де Вааль на презентации. - И местные жители пытаются показать, даже может быть немного слишком настойчиво, как у них все нормально. Нагорный Карабах - это удивительно спокойное место. Если вы там потеряете свой велосипед, его вам кто-то привезет через полчаса. Они создали все эти функциональные институты и министерства, хотя их никто не признает. Они хотят показать, что построили государство, и давайте, мол, забудем о конфликте. Но это миф. На поверхности все очень спокойно, но если вглядеться - увидишь конфликт и травму» . Это еще раз показывает, что проблемным этот регион все еще остается, несмотря на все усилия по стабилизации. Прошедший конфликт оставил неизгладимый след в жизни местного населения. С конца сентября стала работать международная оценочная миссия во главе с сопредседателями Минской группы, которая должна будет дать оценку положения дел на оккупированных территориях, в связи с чем Азербайджан приостановил рассмотрение проекта подготовленной им резолюции на 65-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

В начале декабря 2010 г. состоялся саммит ОБСЕ в Астане, который ознаменовался новым обострением ситуации вокруг Нагорного Карабаха - впервые, вопреки ранее достигнутой договоренности, не состоялась встреча президентов Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна. Лидерам двух стран трудно о чем-либо договориться, если Баку говорит и желает слышать только о территориальной целостности, а Ереван - о независимости Карабаха, пока еще юридически входящего в состав Азербайджана.

В начале августа 2014 года в Нагорном Карабахе снова зазвучали выстрелы, погибло несколько десятков человек с обеих стороны. Старый территориальный спор обострился с новой силой. Скептики предрекали широкомасштабную войну Армении с Азербайджаном. Однако затем оружие практически смолкло, предоставив шанс для дипломатов и политиков договариваться об условиях перемирия и решения неурегулированных проблем. Министерство обороны непризнанной Нагорно-Карабахской республики заявляет, что Азербайджан пока не готов к мирному решению вопроса.

Стычки военных прекратились после трехсторонней встречи президентов России, Армении и Азербайджана, которая состоялась 10 августа в Сочи по инициативе Владимира Путина. И хотя в результате не было подписано никаких договоров и не принято значимых решений, переговоры с участием лидера страны, с которой по многим направлениям связаны и Армения, и Азербайджан, подтолкнули стороны к диалогу. Что уже очень немало: в Ереване и Баку усиливались воинственные настроения. «Однако Кремль явно сыграл на опережение, поскольку Запад и НАТО тоже были готовы активно вмешаться в ситуацию и традиционно использовать ее в своих целях, в том числе и как рычаг давления на Россию» . Мы считаем, что данная позиция чересчур критична. Разумеется, некий риск был, так как любое неверное решение со стороны администрации могло иметь колоссальные последствия. Мы можем наблюдать, что действия России во внешней политике позволили урегулировать проблему, однако также она могла бы вызвать отрицательный эффект своими действиями.

Президент Научного общества кавказоведов Александр Крылов отметил, что многолетние усилия Москвы и Минской группы ОБСЕ по урегулированию карабахского конфликта направлены, прежде всего, на то, чтобы создать условия для переговоров. Но саму проблему нужно решать Еревану и Баку: «Переговорщики должны сами определить пути решения проблемы и свои подходы к ней, которые позволят смягчить ситуацию, а посредники, в сторону которых раздаются упреки, не могут продиктовать свою волю конфликтующим сторонам. В этом главная причина непонимания в Армении и Азербайджане. Часто посредник диктовал свою волю, и это не шло на пользу самим противоборствующим сторонам. Поэтому задача Москвы и других посредников - это обеспечение переговорного процесса, а также предотвращение войны и снижение напряжения в зоне конфликта» .

Различные страны и организации уже не раз усаживали стороны за стол переговоров. Благодаря этому и Армения и Азербайджан в своей официальной позиции отказались от вооруженного конфликта как от единственного возможного решения проблемы. Несомненно, это уже большой успех в диалоге. Хотя, конечно, он еще очень далек от окончательного урегулирования. Тут много сугубо исторических и политических причин, сильна взаимная обида, еще не забыты жертвы предыдущих столкновений. Тем не менее, Россия сегодня представляет собой уникальную переговорную площадку для Баку и Еревана, которая при прямом посредничестве российского президента позволяет установить личный контакт между лидерами конфликтующих сторон.

Россия по-разному выстраивает отношения с Арменией и Азербайджаном. Если в одном случае речь идет о военно-политическом союзнике, то в другом - о важном торгово-экономическом партнере. Тем не менее, именно многоканальный подход, уважение к своим соседям и конкретные предложения по разрешению конфликта позволяют надеяться, что при посредничестве Москвы конфликт рано или поздно будет урегулирован. Дело - за Баку и Ереваном.

Лучший путь для решения нагорно-карабахского конфликта это продолжение прямого диалога между президентами Азербайджана и Армении и обсуждение конкретных предложений и подходов по окончательному решению конфликта.

Мы считаем, что окончательное решение данного вопроса не может состояться в ближайшем будущем. Это напрямую связано с настроением народов в обеих государствах. Первым шагом, и как правило самым трудным и долгим, будет то, что правительства обеих странах должны изменить настрой людей от полной вражды и неприязни в обратную. И Азербайджан и Армения не готовы идти на уступки, так как это, как им кажется, будет показателем слабости. Это приведет к негодованию народа, что может повлечь за собой протесты и бунты. Именно поэтому в первую очередь должна прекратиться пропаганда того, что любой шаг навстречу с одной стороны - это победа для другой. Если искоренить эту межнациональную вражду, то большая составляющая некогда возникшего конфликта будет разрешена. Вполне возможно, в Нагорный Карабах смогут вернуться и азербайджанцы, которые покинули места жительства в период войны. Это восстановило бы целостность региона, и дало бы шанс понять саму суть проблемы. Так как регион страны, с преобладанием другой нацией, требует тщательно продуманной политики. Вполне возможно, в конце концов, обе стороны смогут прийти к взаимному согласию. Как уже говорилось, все в руках Армении и Азербайджана, и только им суждено решить данный вопрос.

  1. Армяно-Азербайджанский конфликт в Нагорном Карабахе. Справка //Электронный ресурс «РИА Новости» , 05.05.2009. http :// ria . ru / politics /20090505/169997689. html
  2. Нагорный Карабах: причины, повод, риски и выгоды 5-ти стран от возможной новой войны // Электронный ресурс «Биржевой лидер» , 13.08.2014. http :// www . profi - forex . org / novosti - mira / entry html
  3. Томас де Ваал Черный Сад. Армения и Азербайджан между миром и войной. //Издательство «Российская политическая энциклопедия» . - 2014г. - с. 413
  4. В. Казимиров. Опиум для своего народа. Как пропагандисты вредят урегулированию по Карабаху. // Агентство «Регнум» . 2014. http://vn.kazimirov.ru/p005.htm
  5. Официальный сайт «Государственной Комиссии по делам военнопленных, заложников и без вести пропавших граждан» . http :// web . archive . org / web /20140121041606/ http :// www . human . gov . az /? sehife = etrafli & dil = ru & sid = MTA 0 OTU 5 MTA 4 MTI zMDU 5 OQ ==
  6. Алла ли выход из тупика? // Журнал «Вестник Европы» , №30, Электронный адрес
  7. 7.Алла Язькова. Нагорнокарабахский конфликт ждет решения. // «Независимая газета» . Электронный адрес http://www.ng.ru/politics/2010-06-18/3_kartblansh.html
  8. Там же.
  9. Там же.
  10. Эксперт: Карабахский конфликт как зона консенсуса между Западом и Россией // электронный ресурс «Информационное агентство REGNUM » , 19.06.2014. http :// www . regnum . ru / news / polit /1816051. html
  11. Медведев: Россия не будет препятствовать проекта Nabucco . // Российское новостное информционное агентство « NEWSru . com » . http :// www . newsru . com / arch / finance /03 sep 2010/ medvedev . html
  12. Алла Язькова. Нагорный Карабах: возможен ли выход из тупика? // Журнал «Вестник Европы» , №30, 2011. Электронный адрес http://magazines.russ.ru/vestnik/2011/30/ia7.html
  13. Жанна Ульянова. Путину пришлось вмешаться в вооруженный конфликт Армении и Азербайджана // электронный ресурс «РБК» . 04.08.2014. http :// top . rbc . ru / politics /04/08/2014/940904. shtml
  14. Нагорный Карабах: без посредников не обойтись. // Электронный ресурс «РИА Новости» , 22.08.2014. http :// ria . ru / radio /20140822/1020984818. html

15 лет назад (1994) Азербайджан, Нагорный Карабах и Армения подписали Бишкекский протокол о прекращении с 12 мая 1994 года огня в зоне карабахского конфликта.

Нагорный Карабах - область в Закавказье, де-юре входит в состав Азербайджана. Численность населения - 138 тысяч человек, подавляющее большинство - армяне. Столица - город Степанакерт. Население - около 50 тысяч человек.

По данным армянских открытых источников, Нагорный Карабах (древнеармянское название - Арцах) впервые упоминается в надписи Сардура II, царя Урарту (763—734 до н. э.). В раннем средневековье Нагорный Карабах входил в состав Армении, утверждают армянские источники. После того, как большая часть этой страны в средние века была захвачена Турцией и Ираном, армянские княжества (меликства) Нагорного Карабаха сохраняли полунезависимый статус.

По данным азербайджанских источников, Карабах - одна из древнейших исторических областей Азербайджана. По официальной версии, появление термина «Карабах» относится к VII веку и трактуется как сочетание азербайджанских слов "гара" (черный) и "баг" (сад). В числе других провинций Карабах (Гянджа по азербайджанской терминологии) в XVI в. входил в состав государства Сефевидов, позже стал самостоятельным Карабахским ханством.

Согласно Курекчайскому договору 1805 года, Карабахское ханство, как мусульмано-азербайджанская земля, было подчинено России. В 1813 году по Гюлистанскому мирному договору Нагорный Карабах вошел в состав России. В первой трети XIX в., согласно Туркменчайскому договору и договору Эдирне, началось искусственное размещение переселенных из Ирана и Турции армян в Северном Азербайджане, в том числе в Карабахе.

28 мая 1918 года в Северном Азербайджане было создано независимое государство Азербайджанская Демократическая Республика (АДР), сохранившая свою политическую власть над Карабахом. В то же время объявленная Армянская (Араратская) Республика выдвинула на Карабах свои претензии, не признанные правительством АДР. В январе 1919 года правительство АДР создало Карабахскую губернию, включавшую в себя Шушинский, Джаванширский, Джебраильский и Зангезурский уезды.

В июле 1921 года решением Кавказского бюро ЦК РКП(б) Нагорный Карабах был включен в состав Азербайджанской ССР на правах широкой автономии. В 1923 году на территории Нагорного Карабаха была образована Нагорно-Карабахская АО в составе Азербайджана.

20 февраля 1988 года внеочередная сессия областного Совета депутатов НКАО приняла решение "О ходатайстве перед Верховными Советами АзССР и АрмССР о передаче НКАО из состава АзССР в состав АрмССР". Отказ союзных и азербайджанских властей вызвал демонстрации протеста армян не только в Нагорном Карабахе, но и в Ереване.

Второго сентября 1991 года в Степанакерте состоялась совместная сессия Нагорно-Карабахского областного и Шаумянского районного советов. На сессии была принята Декларация о провозглашении Нагорно-Карабахской Республики в границах Нагорно-Карабахской автономной области, Шаумянского района и части Ханларского района бывшей Азербайджанской ССР.

10 декабря 1991 года , за несколько дней до официального распада Советского Союза , в Нагорном Карабахе состоялся референдум, на котором подавляющее большинство населения 99,89% - высказалось за полную независимость от Азербайджана.

Официальный Баку признал данный акт незаконным и упразднил существовавшую в советские годы автономию Карабаха . Вслед за этим начался вооруженный конфликт, в ходе которого Азербайджан пытался удержать Карабах, а армянские отряды отстаивали независимость края при поддержке Еревана и армянской диаспоры из других стран.

В ходе конфликта регулярные армянские части полностью или частично захватили семь районов, которых Азербайджан считал своими. В результате Азербайджан потерял контроль над Нагорным Карабахом.

В то же время армянская сторона считает, что под контролем Азербайджана остается часть Карабаха - села Мардакертского и Мартунинского районов, весь Шаумяновский район и Геташенский подрайон, а также Нахичевань.

В описании конфликта стороны приводят свои цифры о потерях, отличающиеся от данных противоположной стороны. По консолидированным данным, потери обеих сторон в ходе карабахского конфликта составили убитыми от 15 до 25 тысяч человек, более 25 тысяч раненых, сотни тысяч мирных жителей покинули места проживания.

5 мая 1994 года при посредничестве России, Киргизии и Межпарламентской Ассамблеи СНГ в столице Киргизии Бишкеке Азербайджан, Нагорный Карабах и Армения подписали протокол, вошедший в историю урегулирования карабахского конфликта как Бишкекский, на основании которого 12 мая была достигнута договоренность о прекращении огня.

12 мая того же года в Москве состоялась встреча министра обороны Армении Сержа Саргсяна (ныне - президент Армении), министра обороны Азербайджана Мамедраффи Мамедова и командующего Армией Обороны НКР Самвела Бабаяна, на которой была подтверждена приверженность сторон ранее достигнутой договоренности о прекращении огня.

Переговорный процесс по урегулированию конфликта начался в 1991 году. 23 сентября 1991 года в Железноводске состоялась встреча президентов России, Казахстана, Азербайджана и Армении. В марте 1992 года была учреждена Минская группа Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) по урегулированию карабахского конфликта, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция. В середине сентября 1993 года в Москве состоялась первая встреча представителей Азербайджана и Нагорного Карабаха . Примерно в то же время в Москве состоялась закрытая встреча Президента Азербайджана Гейдара Алиева и занимавшего в то время пост премьер-министра Нагорного Карабаха Роберта Кочаряна. С 1999 года проходят регулярные встречи президентов Азербайджана и Армении.

Азербайджан настаивает на сохранении своей территориальной целостности, Армения защищает интересы непризнанной республики, так как непризнанная НКР не является стороной переговоров.

На геополитической карте мира достаточно мест, которые можно отметить красным цветом. Здесь то затихают, то вновь разгораются военные конфликты, многие из которых имеют более чем вековую историю. Подобных «горячих» точек на планете не так уж и много, но все же лучше, чтобы их не существовало вовсе. Однако к сожалению, одно из таких мест находится не так далеко от российской границы. Мы говорим о Карабахском конфликте, кратко рассказать о котором довольно сложно. Сама суть этого противостояния армян и азербайджанцев уходит корнями в конец девятнадцатого века. А многие историки считают, что конфликт между этими нациями существует гораздо более продолжительное время. Рассказывать о нем невозможно, не упомянув армяно-азербайджанскую войну, которая унесла большое количество жизней с обеих сторон. Историческая летопись этих событий ведется армянами и азербайджанцами очень тщательно. Хотя каждая народность видит в произошедшем только свою правоту. В статье мы разберем причины и последствия Карабахского конфликта. А также вкратце обрисуем сегодняшнюю ситуацию в регионе. Несколько разделов статьи мы выделим армяно-азербайджанской войне конца девятнадцатого - начала двадцатого века, частью которой являются вооруженные столкновения в Нагорном Карабахе.

Характеристика военного конфликта

Историки часто утверждают, что причинами многих войн и вооруженных конфликтов являются недопонимания среди смешанного по составу местного населения. Таким же образом можно охарактеризовать армяно-азербайджанскую войну 1918-1920 гг. Историки называют ее этническим конфликтом, но главную причину вспыхнувшей войны видят в территориальных спорах. Они были наиболее актуальными в тех местах, где исторически на одних территориях уживались армяне и азербайджанцы. Пик военных столкновений пришелся на конец Первой мировой войны. Относительной стабильности в регионе властям удалось добиться только после вхождения республик в состав Советского Союза.

Первая Республика Армения и Азербайджанская Демократическая Республика не вступали в прямые столкновения между собой. Поэтому армяно-азербайджанская война имела некое сходство с партизанским сопротивлением. Основные действия происходили на спорных территориях, где республики поддерживали ополченские отряды, созданные своими согражданами.

За все время, пока длилась армяно-азербайджанская война 1918-1920 годов, самые кровавые и активные действия происходили в Карабахе и Нахичеване. Все это сопровождалось настоящей резней, которая в итоге стала причиной демографического кризиса в регионе. Наиболее тяжелыми страницами в истории данного конфликта армяне и азербайджанцы называют:

  • Мартовскую резню;
  • резню армян в Баку;
  • Шушинскую резню.

Нельзя не отметить, что молодые советские и грузинские правительства пытались оказывать в армяно-азербайджанской войне посреднические услуги. Однако подобный подход не возымел никакого действия и не стал гарантом стабилизации ситуации в регионе. Решить проблему удалось только после того, как Красная Армия заняла спорные территории, что привело к свержению правящего режима в обеих республиках. Однако в некоторых регионах пожар войны был лишь слегка притушен и разгорался еще не единожды. Говоря об этом, мы имеем в виду Карабахский конфликт, последствия которого в полной мере не могут до сих пор оценить наши современники.

Предыстория военных действий

С самых давних времен были отмечены напряженные отношения на спорных территориях между народом Армении и народом Азербайджана. Карабахский конфликт стал всего лишь продолжением долгой и драматичной истории, разворачивающейся на протяжении нескольких веков.

Религиозные и культурные различия между двумя народами часто считали тем поводом, который привел к вооруженному столкновению. Однако реальной причиной армяно-азербайджанской войны (в 1991 году она вспыхнула с новой силой) был территориальный вопрос.

В 1905 году в Баку начались первые массовые беспорядки, которые вылились в вооруженный конфликт между армянами и азербайджанцами. Постепенно он стал перетекать на другие районы Закавказья. Везде, где этнический состав был смешанным, происходили регулярные столкновения, которые были предвестниками будущей войны. Ее спусковым механизмом можно назвать Октябрьскую революцию.

С семнадцатого года прошлого века ситуация в Закавказье полностью дестабилизировалась, и скрытый конфликт перешел в открытую войну, унесшую множество жизней.

Через год после свершения революции на некогда единой территории произошли серьезные изменения. Изначально в Закавказье была провозглашена независимость, однако новоиспеченное государство продержалось всего лишь несколько месяцев. Исторически закономерно, что оно распалось на три независимых республики:

  • Грузинская Демократическая Республика;
  • Республика Армения (Карабахский конфликт очень серьезно ударил по армянам);
  • Азербайджанская Демократическая Республика.

Несмотря на это деление, в Зангезуре и Карабахе, вошедших в состав Азербайджана, проживало немало армянского населения. Они категорически отказались подчиняться новым властям и даже создали организованное вооруженное сопротивление. Это отчасти и породило Карабахский конфликт (кратко мы рассмотрим его немного позже).

Целью армян, проживающих на озвученных территориях, было вхождение в состав Республики Армения. Вооруженные столкновения между разрозненными армянскими отрядами и войсками Азербайджана повторялись регулярно. Но ни к какому окончательному решению обе стороны не могли прийти.

В свою очередь на сложилась подобная ситуация. В ее состав вошла Эриванская губерния, густо населенная мусульманами. Они сопротивлялись вхождению в состав республики и получали материальную поддержку от Турции и Азербайджана.

Восемнадцатые-девятнадцатые годы прошлого века являлись для военного конфликта начальным этапом, когда происходило формирование противоборствующих лагерей и оппозиционных групп.

Наиболее важные для войны события происходили в нескольких регионах практически одновременно. Поэтому мы рассмотрим войну через призму вооруженных столкновений именно в этих районах.

Нахичеван. Сопротивление мусульман

Мудросское перемирие, подписанное в восемнадцатом году прошлого века и ознаменовавшее поражение сразу же изменили расстановку сил в Закавказье. Ее войска, ранее введенные в Закавказский регион, были вынуждены спешно покинуть его. Освобожденные территории после нескольких месяцев самостоятельного существования было решено ввести в состав Республики Армения. Однако делалось это без согласия местных жителей, большая часть из которых являлась азербайджанскими мусульманами. Они стали оказывать сопротивление, тем более что турецкие военные поддерживали эту оппозицию. Солдаты и офицеры в незначительном количество были переброшены на территорию новой Республики Азербайджан.

Ее власти поддерживали своих соотечественников и сделали попытку обособить спорные регионы. Один из азербайджанских лидеров даже объявил Нахичеван и еще несколько ближайших к нему районов самостоятельной Аракской Республикой. Подобный исход сулил кровопролитные столкновения, к которым мусульманское население самопровозглашенной республики было готово. Поддержка турецкой армии была очень кстати и, по некоторым прогнозам, армянские правительственные войска были бы разбиты. Серьезных столкновений удалось избежать благодаря вмешательству Британии. Посредством ее усилий на объявленных независимыми территориях было сформировано генерал-губернаторство.

За несколько месяцев девятнадцатого года под британским протекторатом спорным территориям удалось восстановить мирную жизнь. Постепенно наладилось телеграфное сообщение с другими странами, было отремонтировано железнодорожное полотно и пущено несколько поездов. Однако британские войска не могли долго оставаться на этих территориях. После мирных переговоров с армянскими властями стороны пришли к соглашению: британцы покинули район Нахичевана, а армянские военные подразделения вошли туда с полным правом на эти земли.

Данное решение привело к возмущению азербайджанских мусульман. Военный конфликт вспыхнул с новой силой. Повсеместно происходили грабежи, горели дома и мусульманские святыни. По всем районам, приближенным к Нахичевану, гремели бои и мелкие столкновения. Азербайджанцы создавали свои отряды и выступали под британскими и турецкими флагами.

В результате сражений армяне практически полностью потеряли контроль над Нахичеваном. Выжившие армяне были вынуждены покинуть свои дома и бежать в Зангезур.

Причины и последствия Карабахского конфликта. Историческая справка

Этот регион не может похвастаться стабильностью до сих пор. Несмотря на то что теоретически решение Карабахского конфликта было найдено еще в прошлом веке, в действительности оно не стало реальным выходом из сложившейся ситуации. А корнями своими она уходит в далекие времена.

Если говорить об истории Нагорного Карабаха, то хочется остановиться на четвертом веке до нашей эры. Именно тогда данные территории вошли в состав Армянского царства. В дальнейшем они стали частью и шесть столетий территориально входили в одну из ее провинций. В дальнейшем эти области не единожды меняли свою принадлежность. Они управлялись албанцами, арабами, вновь Естественно, что территории с такой историей в качестве отличительной черты имеют неоднородный состав населения. Это и стало одной из причин Нагорно-Карабахского конфликта.

Для лучшего понимания ситуации необходимо сказать, что в самом начале двадцатого века в этом регионе уже были столкновения между армянами и азербайджанцами. С 1905 по 1907 год конфликт периодически давал знать о себе кратковременными вооруженными стычками среди местного населения. Но Октябрьская революция стала точкой отсчета нового витка в данном конфликте.

Карабах в первой четверти двадцатого века

В 1918-1920 годы Карабахский конфликт разгорелся с новой силой. Поводом стало провозглашение Азербайджанской Демократической Республики. В ее состав и должен был войти Нагорный Карабах с большим количеством армянского населения. Оно не приняло новое правительство и стало оказывать ему сопротивление, в том числе и вооруженное.

Летом 1918 года армяне, проживающие на этих территориях, созвали первый съезд и избрали свое собственное правительство. Зная об этом, азербайджанские власти воспользовались помощью турецких войск и начали поэтапно подавлять сопротивление армянского населения. Первыми подверглись нападению армяне Баку, кровавая резня в этом городе стала уроком для многих других территорий.

К концу года ситуация была далека от нормальной. Столкновения между армянами и мусульманами продолжались, повсюду царил хаос, повсеместными стали грабежи и разбой. Ситуация осложнялась тем, что в регион стали стекаться беженцы из других районов Закавказья. По предварительным подсчетам британцев, в Карабах пропали около сорока тысяч армян.

Промежуточное решение Карабахского конфликта британцы, которые вполне уверенно чувствовали себя на этих территориях, видели в передаче этого региона под управление Азербайджана. Подобный подход не мог не шокировать армян, считавших британское правительство своим союзником и помощником в регулировании ситуации. Они не согласились с предложением оставить решение конфликта за Парижской мирной конференцией и назначили в Карабахе своего представителя.

Попытки решить конфликт

Свою помощь в стабилизации ситуации в регионе предложили грузинские власти. Они организовали конференцию, куда приехали полномочные делегаты из обеих молодых республик. Однако урегулирование Карабахского конфликта оказалось невозможным из-за разного подхода к его решению.

Армянские власти предлагали руководствоваться этническими характеристиками. Исторически данные территории принадлежали армянам, поэтому их притязания на Нагорный Карабах имели под собой основания. Однако Азербайджан приводил неоспоримые доводы в пользу экономического подхода к решению судьбы региона. Он отделен от Армении горами и никаким образом не связан с государством территориально.

После продолжительных споров к компромиссу стороны не пришли. Поэтому конференция считалась провальной.

Дальнейшее течение конфликта

После неудачной попытки урегулировать Карабахский конфликт, Азербайджан ввел экономическую блокаду данных территорий. Его поддерживали британцы и американцы, однако даже они были вынуждены признать такие меры крайне жестокими, так как они привели к голоду среди местного населения.

Постепенно азербайджанцы наращивали свое военное присутствие на спорных территориях. Периодические вооруженные столкновения не перерастали в полноценную войну только благодаря представителям из других стран. Но долго это продолжаться не могло.

Об участье курдов в армяно-азербайджанской войне в официальных докладах того периода не всегда упоминалось. Но они принимали в конфликте активное участие, вступая в специализированные конные отряды.

В начале 1920 года на Парижской мирной конференции было принято решение признать спорные территории за Азербайджаном. Несмотря на номинальное решение вопроса, ситуация не стабилизировалась. Грабежи и разбои продолжались, частым явлением стали кровавые этнические чистки, уносившие жизни целых поселений.

Восстание армян

Решения Парижской конференции привели к относительному миру. Но в сложившейся ситуации он был всего лишь затишьем перед бурей. И она грянула зимой 1920 года.

На фоне вновь обострившейся национальной резни азербайджанское правительство потребовало безоговорочного подчинения армянского населения. С этой целью была созвана Ассамблея, делегаты которой трудились до первых чисел марта. Однако к единому мнению тоже не пришли. Одни выступали только за экономическое объединение с Азербайджаном, а другие отказывались от любого контакта с властями республики.

Несмотря на установленное перемирие, генерал-губернатор, поставленный азербайджанским республиканским правительством управлять регионом, постепенно начал стягивать сюда военный контингент. Параллельно он ввел массу правил, ограничивающих армян в передвижениях, и составил план уничтожения их поселений.

Все это только обостряло ситуацию и привело к началу восстания армянского населения 23 марта 1920 года. Вооруженные группы напали на несколько населенных пунктов одновременно. Но добиться заметного результата получилось только в одном из них. Удержать город повстанцам не удалось: уже в первых числах апреля он был возвращен под власть генерал-губернатора.

Неудача не остановила армянское население, и на территории Карабаха с новой силой возобновился застарелый военный конфликт. В течение апреля населенные пункты переходили из одних рук в другие, силы противников были равны, и напряжение с каждым днем только усиливалось.

В конце месяца произошла советизация Азербайджана, что в корне изменило ситуацию и соотношение сил в регионе. За следующие полгода советские войска закрепились в республике и вошли в Карабах. Большая часть армян перешла на их сторону. Те офицеры, которые не сложили оружие, были расстреляны.

Промежуточные итоги

Изначально право на него было закреплено за Арменией, однако чуть позже окончательным решением стало введение Нагорного Карабаха в состав Азербайджана в качестве автономии. Однако подобный итог не удовлетворил ни одну из сторон. Периодически возникали незначительные конфликты, спровоцированные то армянским, то азербайджанским населением. Каждый из народов считал себя ущемленным в правах, а вопрос о передаче региона под власть Армении поднимался неоднократно.

Ситуация только внешне казалась стабильной, что и было доказано в конце восьмидесятых - начале девяностых годов прошлого века, когда вновь заговорили о Карабахском конфликте (1988 год).

Возобновление конфликта

До конца восьмидесятых годов ситуация в Нагорном Карабахе оставалась условно стабильной. Разговоры об изменении статуса автономии периодически велись, но делалось это в очень узких кругах. Политика Михаила Горбачева повлияла на настроения в регионе: недовольство армянского населения своим положением усилилось. Народ стал собираться на митинги, звучали слова о намеренном сдерживании развития региона и запрете на возобновление связей с Арменией. В этот период активизировалось националистическое движение, чьи лидеры рассказывали о пренебрежительном отношении властей к армянской культуре и традициям. Все чаще звучали обращения к советскому правительству с призывами о выходе автономии из состава Азербайджана.

Идеи воссоединения с Арменией просочились и в печатные издания. В самой республике население активно поддерживало новые веяния, что негативно повлияло на авторитет руководства. Стараясь сдержать народные выступления, коммунистическая партия стремительно теряла свои позиции. Напряженность в регионе росла, что неминуемо привело к очередному витку Карабахского конфликта.

К 1988 году были зарегистрированы первые столкновения между армянским и азербайджанским населением. Толчком к ним послужило увольнение в одном из поселков руководителя колхоза - армянина. Массовые беспорядки были приостановлены, но параллельно в Нагорном Карабахе и Армении был запущен сбор подписей в пользу объединения. С данной инициативой группа делегатов была направлена в Москву.

Зимой 1988 года в регион стали прибывать беженцы из Армении. Они рассказывали о притеснении азербайджанского народа на армянских территориях, что добавило напряженности в и так непростую ситуацию. Постепенно население Азербайджана разделилось на две противоборствующие группы. Одни считали, что Нагорный Карабах наконец должен стать частью Армении, а другие прослеживали в разворачивающихся событиях сепаратистские тенденции.

В конце февраля народные депутаты-армяне проголосовали за обращение к Верховному Совету СССР с просьбой рассмотреть наболевший вопрос с Карабахом. Депутаты-азербайджанцы отказались голосовать и демонстративно покинули зал заседаний. Конфликт постепенно выходил из-под контроля. Многие опасались кровавых столкновений среди местного населения. И они не заставили себя ждать.

22 февраля с трудом удалось развести две группы людей - из Агдама и Аскерана. В обоих населенных пунктах сформировались довольно сильные оппозиционные группы, имеющие в своем арсенале оружие. Можно сказать, что это столкновение стало сигналом к началу настоящей войны.

В первых числах марта в Нагорном Карабахе прокатилась волна забастовок. В дальнейшем народ еще не единожды будет прибегать к подобному способу обратить на себя внимание. Параллельно на улицы азербайджанских городов стали выходить люди, выступающие в поддержку решения о невозможности пересмотра статуса Карабаха. Наиболее массовыми были подобные шествия в Баку.

Власти Армении пытались сдерживать давление народа, который все чаще выступал за объединение со спорными когда-то областями. В республике даже сформировалось несколько официальных групп, собирающих подписи в поддержку карабахских армян и проводящих в массах разъяснительную работу по данному вопросу. Москва, несмотря на многочисленные обращения от армянского населения, продолжала придерживаться решения о прежнем статусе Карабаха. Однако обнадежила представителей этой автономии обещаниями наладить культурные связи с Арменией и предоставлении ряда послаблений местному населению. К сожалению, подобные полумеры не могли удовлетворить обе стороны.

Повсюду расползались слухи о притеснениях тех или иных национальностей, люди выходили на улицы, у многих из них было оружие. Ситуация окончательно вышла из-под контроля в последних числах февраля. В это время в Сумгаите произошли кровавые погромы армянских кварталов. На протяжении двух дней правоохранительные органы не могли восстановить порядок. В официальные отчеты так и не попали достоверные сведения о количестве жертв. Власти все еще надеялись скрыть реальное положение вещей. Однако азербайджанцы были настроены проводить массовые погромы, уничтожая армянское население. С трудом удалось не допустить повторения ситуации с Сумгаитом в Кировобаде.

Летом 1988 года конфликт между Арменией и Азербайджаном вышел на новый уровень. Республики стали использовать в противостоянии условно «законные» методы. К ним можно отнести частичную экономическую блокаду и принятие законов относительно Нагорного Карабаха без рассмотрения мнений противоположной стороны.

Армяно-азербайджанская война 1991-1994 годов

Вплоть до 1994 года ситуация в регионе была крайне сложной. В Ереван была введена советская группа войск, в некоторых городах, в том числе и в Баку, власти установили комендантский час. Народные волнения зачастую выливались в массовые расправы, остановить которые было не под силу даже военному контингенту. На армяно-азербайджанской границе стали нормой обстрелы артиллерией. Конфликт перерос в полномасштабную войну между обеими республиками.

В 1991 году был провозглашен республикой, что вызвало очередной виток военных действий. На фронтах использовалась бронетехника, авиация и артиллерия. Жертвы с обеих сторон только провоцировали проведение очередных военных операций.

Подводим итоги

Сегодня причины и последствия Карабахского конфликта (в кратком изложении) можно найти в любом школьном учебнике по истории. Ведь он является примером замороженной ситуации, которая так и не нашла своего окончательного решения.

В 1994 враждующие стороны заключили соглашение о Промежуточным итогом конфликта можно считать официальное изменение статуса Нагорного Карабаха, а также потерю нескольких азербайджанских территорий, которые ранее относились к пограничным. Естественно, что сам Азербайджан считал военный конфликт не решенным, а всего лишь замороженным. Поэтому в 2016 году назад начал обстрел прилегающих к Карабаху территорий.

Сегодня ситуация грозит вновь перерасти в полноценный военный конфликт, ведь армяне вовсе не желают возвращать своим соседям земли, присоединенные несколько лет назад. Российское правительство выступает за перемирие и стремится оставить конфликт в замороженном состоянии. Однако многие аналитики считают, что это невозможно, и рано либо поздно ситуация в регионе вновь станет неконтролируемой.

Караба́хский конфли́кт- этнополитический конфликт в Закавказье между азербайджанцами и армянами. Межобщинный конфликт, имеющий давние исторические и культурные корни, приобрёл новую остроту в годы перестройки (1987-1988), на фоне резкого подъёма национальных движений в Армении и Азербайджане. К ноябрю - декабрю 1988 года в этот конфликт, как отмечал А. Н. Ямсков, оказались вовлечены большинство жителей обеих республик, и он фактически перерос рамки локальной проблемы Нагорного Карабаха, превратившись в «открытую межнациональную конфронтацию», которую лишь на время приостановило Спитакское землетрясение. Неготовность советского руководства к адекватным политическим действиям в обстановке обострившихся межнациональных распрей, противоречивость принимаемых мер, декларирование центральными властями равной степени вины Армении и Азербайджана в создании кризисной ситуации привели к зарождению и укреплению в обеих республиках радикальной антикоммунистической оппозиции.

В 1991-1994 годах эта конфронтация привела к масштабным военным действиям за контроль над Нагорным Карабахом и некоторыми прилегающими территориями. По уровню военного противостояния её превзошёл лишь чеченский конфликт, но, как отметил Сванте Корнелл, «из всех кавказских конфликтов карабахский конфликт имеет наибольшее стратегическое и общерегиональное значение. Этот конфликт - единственный на территории бывшего Советского Союза, в который непосредственно вовлечены два независимых государства. Более того, в конце 1990-х годов Карабахский конфликт способствовал формированию на Кавказе и вокруг него противостоящих друг другу группировок государств».

5 мая 1994 года был подписан Бишкекский протокол о перемирии и прекращении огня между Арменией и самопровозглашённой Нагорно-Карабахской Республикой с одной стороны и Азербайджаном с другой стороны.

Как писала Г. В. Старовойтова, «с точки зрения международного права этот конфликт является примером противоречий между двумя фундаментальными принципами: с одной стороны, права народа на самоопределение, а с другой стороны, принципа территориальной целостности, согласно которому возможно только мирное изменение границ по соглашению».

Посредством проведения референдума (10 декабря 1991 года) Нагорный Карабах пытался получить право на полную независимость. Попытка не удалась, и этот край стал заложником антагонистических претензий Армении и попыток Азербайджана удержать власть.
Результатом полномасштабных военных действий в Нагорном Карабахе 1991 года, начала 1992 года стал полный или частичный захват, регулярными армянскими частями, семи азербайджанских районов. Вслед за этим, боевые операции с использованием самых современных систем оружия перекинулись на внутренний Азербайджан и армяно-азербайджанскую границу. Таким образом, вплоть до 1994 года армянские войска оккупировали 20 % территории Азербайджана, разрушили и разграбили 877 населенных пунктов, при этом число погибших составляет около 18 тысяч человек, а раненых и инвалидов более 50 тысяч.
В 1994 году при помощи России, Киргизии, а также Межпарламентской Ассамблеи СНГ в городе Бишкеке Армения, Нагорный Карабах и Азербайджан подписали протокол, на основании которого была достигнута договоренность о прекращении огня. Хотя, переговоры относительно мирного урегулирования армяно-азербайджанского конфликта велись еще с 1991 года. Первая встреча представителей Нагорного Карабаха и Азербайджана состоялась еще в 1993 году, а с 1999 года проходят регулярные встречи президентов Армении и Азербайджана. Не смотря на это, «градус» войны сохраняется, ведь Азербайджан всеми силами пытается сохранить свою прежнюю территориальную целостность, Армения настаивает на том, что защищает интересы Нагорного Карабаха, который как непризнанная республика вообще не является участником переговоров.


Этот трехэтапный конфликт имеет почти столетнюю историю и, пока, говорить о завершении третьего этапа, а, следовательно, и самого конфликта рано. Советом Безопасности ООН с апреля по ноябрь 1993 г. были приняты резолюции. Эти резолюции призывали стороны к разоружению и мирному урегулированию спорных вопросов. Результатом войны 1987-1991 гг. является победа армянской стороны, фактическая независимость Нагорно-Карабахской республики, «замораживание» конфликта. Жестокость обеих сторон по отношению к населению другой национальности, грубейшие нарушения прав человека при проведении операций, пытки, произвольные аресты, задержания. После поражения азербайджанской стороны возникла армянофобия, сопровождавшаяся разрушением памятников армянской культуры, кладбищ. Потери обеих сторон, по разным данным насчитывают до 50 000 человек. Ни одна из четырех резолюции СБ ООН не была полностью выполнена, несмотря на императивный характер.

Данный этно-территориальный конфликт в Нагорном Карабахе имеет весьма интересный состав сторон. По существу, это столкновение двух политических лагерей – армянского и азербайджанского. По факту, - столкновение трех политических сторон: Армении, Азербайджана и Нагорной Карабахской Республики (интересы Еревана и Степанакерта имели существенные различия).

Позиции сторон остаются противоречивыми до сих пор: НКР желает остаться суверенным государством, Азербайджан настаивает на возвращении территории, ссылаясь на соблюдение принципа территориальной целостности государства. Армения стремится оставить Карабах под своей эгидой.

Россия пытается стать миротворцем в Нагорно-Карабахском вопросе. Но интересы Кремля не позволяют стать независимым и беспристрастным третейским судьей на ближневосточной арене. 2 ноября 2008 года в Москве состоялись переговоры трех стран по поводу урегулирования Нагорно-карабахской проблемы. Россия надеется, что армяно-азербайджанские переговоры обеспечат стабильность на Кавказе.

Россия, являясь членом Минской группы ОБСЕ(Группа странсопредседателей ОБСЕ, возглавляющая процесс мирного разрешения нагорнокарабахского конфликта. Цель этой группы – постоянное обеспечение форума для переговоров кризисной ситуации на базе принципов, обязательств и положений ОБСЕ. Можно говорить о неэффективности этой группы, так как они выполнили лишь одну свою функцию – форум для переговоров9), предложила ведущим переговоры Армении и Азербайджану проект основных принципов урегулирования конфликта – Мадридские принципы.

Кстати, согласно переписи населения 2010 года в России проживает 1182 тыс. армян, а это 6-я по численности нация в России. Общероссийской общественной организацией, объединяющей армян России, является Союз Армян России. Если говорить о преследуемых им целях, то это многоплановое развитие и поддержка армян, как в России, так и в Армении и НКР.

15 лет назад (1994) Азербайджан, Нагорный Карабах и Армения подписали Бишкекский протокол о прекращении с 12 мая 1994 года огня в зоне карабахского конфликта.

Нагорный Карабах - область в Закавказье, де-юре входит в состав Азербайджана. Численность населения - 138 тысяч человек, подавляющее большинство - армяне. Столица - город Степанакерт. Население - около 50 тысяч человек.

По данным армянских открытых источников, Нагорный Карабах (древнеармянское название - Арцах) впервые упоминается в надписи Сардура II, царя Урарту (763—734 до н. э.). В раннем средневековье Нагорный Карабах входил в состав Армении, утверждают армянские источники. После того, как большая часть этой страны в средние века была захвачена Турцией и Ираном, армянские княжества (меликства) Нагорного Карабаха сохраняли полунезависимый статус.

По данным азербайджанских источников, Карабах - одна из древнейших исторических областей Азербайджана. По официальной версии, появление термина «Карабах» относится к VII веку и трактуется как сочетание азербайджанских слов "гара" (черный) и "баг" (сад). В числе других провинций Карабах (Гянджа по азербайджанской терминологии) в XVI в. входил в состав государства Сефевидов, позже стал самостоятельным Карабахским ханством.

Согласно Курекчайскому договору 1805 года, Карабахское ханство, как мусульмано-азербайджанская земля, было подчинено России. В 1813 году по Гюлистанскому мирному договору Нагорный Карабах вошел в состав России. В первой трети XIX в., согласно Туркменчайскому договору и договору Эдирне, началось искусственное размещение переселенных из Ирана и Турции армян в Северном Азербайджане, в том числе в Карабахе.

28 мая 1918 года в Северном Азербайджане было создано независимое государство Азербайджанская Демократическая Республика (АДР), сохранившая свою политическую власть над Карабахом. В то же время объявленная Армянская (Араратская) Республика выдвинула на Карабах свои претензии, не признанные правительством АДР. В январе 1919 года правительство АДР создало Карабахскую губернию, включавшую в себя Шушинский, Джаванширский, Джебраильский и Зангезурский уезды.

В июле 1921 года решением Кавказского бюро ЦК РКП(б) Нагорный Карабах был включен в состав Азербайджанской ССР на правах широкой автономии. В 1923 году на территории Нагорного Карабаха была образована Нагорно-Карабахская АО в составе Азербайджана.

20 февраля 1988 года внеочередная сессия областного Совета депутатов НКАО приняла решение "О ходатайстве перед Верховными Советами АзССР и АрмССР о передаче НКАО из состава АзССР в состав АрмССР". Отказ союзных и азербайджанских властей вызвал демонстрации протеста армян не только в Нагорном Карабахе, но и в Ереване.

Второго сентября 1991 года в Степанакерте состоялась совместная сессия Нагорно-Карабахского областного и Шаумянского районного советов. На сессии была принята Декларация о провозглашении Нагорно-Карабахской Республики в границах Нагорно-Карабахской автономной области, Шаумянского района и части Ханларского района бывшей Азербайджанской ССР.

10 декабря 1991 года , за несколько дней до официального распада Советского Союза , в Нагорном Карабахе состоялся референдум, на котором подавляющее большинство населения 99,89% - высказалось за полную независимость от Азербайджана.

Официальный Баку признал данный акт незаконным и упразднил существовавшую в советские годы автономию Карабаха . Вслед за этим начался вооруженный конфликт, в ходе которого Азербайджан пытался удержать Карабах, а армянские отряды отстаивали независимость края при поддержке Еревана и армянской диаспоры из других стран.

В ходе конфликта регулярные армянские части полностью или частично захватили семь районов, которых Азербайджан считал своими. В результате Азербайджан потерял контроль над Нагорным Карабахом.

В то же время армянская сторона считает, что под контролем Азербайджана остается часть Карабаха - села Мардакертского и Мартунинского районов, весь Шаумяновский район и Геташенский подрайон, а также Нахичевань.

В описании конфликта стороны приводят свои цифры о потерях, отличающиеся от данных противоположной стороны. По консолидированным данным, потери обеих сторон в ходе карабахского конфликта составили убитыми от 15 до 25 тысяч человек, более 25 тысяч раненых, сотни тысяч мирных жителей покинули места проживания.

5 мая 1994 года при посредничестве России, Киргизии и Межпарламентской Ассамблеи СНГ в столице Киргизии Бишкеке Азербайджан, Нагорный Карабах и Армения подписали протокол, вошедший в историю урегулирования карабахского конфликта как Бишкекский, на основании которого 12 мая была достигнута договоренность о прекращении огня.

12 мая того же года в Москве состоялась встреча министра обороны Армении Сержа Саргсяна (ныне - президент Армении), министра обороны Азербайджана Мамедраффи Мамедова и командующего Армией Обороны НКР Самвела Бабаяна, на которой была подтверждена приверженность сторон ранее достигнутой договоренности о прекращении огня.

Переговорный процесс по урегулированию конфликта начался в 1991 году. 23 сентября 1991 года в Железноводске состоялась встреча президентов России, Казахстана, Азербайджана и Армении. В марте 1992 года была учреждена Минская группа Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) по урегулированию карабахского конфликта, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция. В середине сентября 1993 года в Москве состоялась первая встреча представителей Азербайджана и Нагорного Карабаха . Примерно в то же время в Москве состоялась закрытая встреча Президента Азербайджана Гейдара Алиева и занимавшего в то время пост премьер-министра Нагорного Карабаха Роберта Кочаряна. С 1999 года проходят регулярные встречи президентов Азербайджана и Армении.

Азербайджан настаивает на сохранении своей территориальной целостности, Армения защищает интересы непризнанной республики, так как непризнанная НКР не является стороной переговоров.

Loading...Loading...