Зависть в теле. Они имитируют ваше поведение. Ошибки воспитания, которые порождают чувство зависти у ребенка

Зависть – это неприятное чувство человека, вызывающееся раздражением, а также неудовольствием от благополучия и достижений других людей. Зависть – это постоянное сравнение и желание обладать чем-либо нематериальным или материальным. Завистливое чувство свойственно всем людям независимо от характера, национальности, темперамента и пола. Проведенные социологические исследования показали, что данное чувство ослабевает с возрастом. Возрастная категория от 18 до 25 лет остро испытывает зависть, а ближе к 60-ти годам это чувство ослабевает.

Зависть причины

Причины данного состояния: неудовлетворенность или потребность в чем-либо, нехватка денег, нужда, недовольство собственным внешним видом, отсутствие личных достижений.

Зависть и ее причины кроются в тяжелом детстве по вине родителей, если ребенка не учили принимать себя таким, каким он есть, если ребенок не дополучил безусловной любви, а лишь получал похвалу за выполнение определенных требований (мытье посуды, игра на скрипке). Если родители ругали ребенка за любое отклонение от правил, используя обидные фразы, а также применяя физическую силу. Если родители приучали своего ребенка, что бедность, ограничения, жертвенность – это нормально, а быть богатым – это плохо. Если родители заставляли делиться и не позволяли свободно ребенку распоряжаться своими вещами, если давили чувством вины за достигнутое счастье, радость, если приучили открыто бояться проявлений личного счастья, чтобы избежать сглаза. Если родители не дали установки ждать от жизни хорошее, а внушили личные жизненные установки, как «тяжело жить» или «жизнь — это большая проблема».

В результате вырастает человек не умеющий радоваться жизни, имеющий огромное количество комплексов, убеждений, самоограничений, норм, перенятых от родителей. Завистливое чувство вселяется в того, кто внутренне несвободен, кому привили самокритику, жертвенность, кого держали в строгости и не приучили ждать светлого и позитивного от жизни. Такой человек вырастает в ограничениях и далее сам себя ограничивает, не дает себе свободу, не позволяет себе проявлять радость.

Что значит зависть? Завидовать – значит жить постоянно в системе сравнения и отождествления. «Лучше - хуже» выступает главным критерием сравнения. Завистливый человек, сравнивая себя, начинает осознавать, что он хуже в чем-то другого. На самом деле сами по себе эти два понятия не существуют, они живут в наших головах.

Причина зависти объясняется еще и тем, что с собой мы общаемся круглосуточно, а кому завидуем — наблюдаем лишь мгновение. Вот и сталкиваются противоречия: линия собственной жизни и вспышки яркости чужой жизни.

Признаки зависти

Зачастую, рассказав кому-то о личной радости, мы чувствуем, что с нами искренне не радуются, хотя и пытаются это проявить.

Как научится распознавать признаки зависти? Язык жестов поможет осознать и увидеть признаки зависти вашего собеседника. Следите внимательно за лицом собеседника. Натянутая улыбка отражает двойственное состояние человека. Легче простого сымитировать улыбку. О неискренней улыбке говорит кривая улыбка рта и отсутствие блеска в глазах. Если вы заметили улыбку собеседника одним ртом – это неискренняя мимика, а всего лишь маска. Завистливая улыбка открывает или закрывает зубы, может быть менее широкой, чем обычная. Губы при этом напряженные, уголки рта зачастую неестественно растянуты. Человек вовсю пытается показать радость, преодолевая при этом собственное сопротивление. Улыбка визуально выглядит как приклеенная, живущая отдельно от лица, уголки губ при этом опущены вниз, глаза колкие и внимательно наблюдающие. Человек неосознанно сам гасит свою улыбку. Иногда человек улыбается только одной стороной, показывая скорее ухмылку, чем саму улыбку. Голова при этом наклонена в сторону. Такое поведение проявляют скорее скептики. Иногда человек прищуривает глаза, а руки держит возле рта, прикрывая его. Закрытые позы (руки, спрятанные за спину, в карманы) говорят о желании человека отгородиться.

Наклон корпуса также о многом говорит во время беседы. Если человек во время беседы отстраняется, это свидетельствует о том, что он желает ее приостановить, возможно, ему неприятно. Степень искренности определяется по изменению степени свободы, а также амплитуды движений. Если собеседник крайне скован и сдержан, то есть вероятность, что он сдерживает мысли и при возможности не показывает их собеседнику.

Исследование зависти

Многие люди утверждают, что завистливое чувство им незнакомо. Это спорное утверждение. Философы рассматривали зависть как общечеловеческое явление, отмечающееся в деструктивных функциях, а также в стремлении обладать чужим имуществом или присвоении достижений другого. Спиноза отнес завистливое чувство к неудовольствию от чужого счастья. Демокрит отметил, что завистливое чувство дает начало раздору среди людей. Гельмут Шек представил всесторонний анализ зависти, включая весь социально-психологический и социальный аспект поведения человека. Зависть приводит к «эго-истощению», дает состояние психической усталости. Г. Шек относит ее к болезни. Единожды укоренившись, это состояние становится неизлечимым.

Исследования Национального института радиологии (NIRS) Японии выявили, что реакция мозга в период зависти отмечается в передней части поясной извилины и эта же область реагирует на болевые ощущения.

Мелани Кляйн отмечает, что зависть является противоположностью любви и завистливому человеку некомфортно при виде удовольствия у людей. Такому человеку хорошо только от страданий других.

Христианство относит завистливое чувство к семи смертным грехам и сравнивает с родственным ему унынием, однако оно отличается предметностью и определяется скорбью о благополучии ближнего. Основная причина зависти в христианстве это гордость. Гордец не может выносить равных себе, или тех, кто выше и находится в более благополучном положении.

Зависть рождается при возникновении благополучия другого, а с прекращением благополучия, прекращается. Выделяют следующие этапы в развитии завистливого чувства: неуместное соперничество, рвение с досадой, злословие в отношении завистливого индивида. Ислам осуждает зависть в Коране. Согласно исламу Аллах создал людей испытывающих чувство зависти, как часть мирского испытания, однако предупредил их, что они должны избегать возникновения этого чувства. Существуют советы, упреждающие возникновение завистливого чувства.

Зависть – это неоднозначное чувство, стоящее у истоков войн и революций, пускающая стрелы острот. Это чувство поддерживает тщеславие, а также запускает черный маховик общественных движений, выступая изнанкой плаща гордыни.

Исследование зависти открыло и другую функцию – стимулирующую, побуждающую к созидательной активности человека. Испытывая завистливое чувство, люди стремятся к превосходству и совершают открытия. Мысль о создании чего-то чтобы все обзавидовались, зачастую приводит к неплохим результатам. Однако стимулирующая функция тесно связана с разрушительной активностью человека.

Как защититься от зависти? Чтобы избежать завистливого к себе отношения, люди стараются скрыть сведения своего благосостояния.

Имеются интересные данные: 18 % респондентов никогда и никому не рассказывают о своих достижениях и успехах, до 55,8 % респондентов сообщают другим об успехах, если доверяют собеседникам.

Отдельные философы, а также социологи считают, что завистливое чувство очень полезно для общества. Зависть порождает скромность. Типичный завистник никогда не становится тем, кому он завидует, и зачастую не получает то, чему он завидует, но скромность, спровоцированная страхом перед завистливым чувством имеет важное социальное значение. Зачастую такая скромность неискренна и фальшива и дает людям низкого социального положения ощущение иллюзии, якобы они не прибывают в этом положении вынужденно.

Во времена Каина и Авеля завистливое чувство притерпело сплошные нападки. Христиане отнесли его к смертным грехам, ведущим к гибели души. Иоанн Златоуст причислил завистников к зверям, демонам. А толпы проповедников, мыслителей, общественных деятелей отнесли проблемы со здоровьем, озоновые дыры, гражданские войны к концентрации зависти в крови землян. Только ленивый не высказался негативно в адрес завистливого чувства.

Как зависть влияет на человека? По-разному, в чем-то она и полезная штука. Список достоинств завистливого чувства: конкуренция, соревнование, механизм выживания, установление рекордов. Недостаток зависти приводит к тому, что человек так и остается неуспешным, не требует справедливости для себя.

Шек утверждает, что индивиды неспособны излечиться от завистливого чувства, а также это чувство не позволяет обществу развалиться. Зависть по его мнению выступает естественной реакцией индивида на . Возникшие отрицательные эмоции в адрес объекта зависти (злость, досада, ненависть) выступают защитными механизмами, маскирующими чувство собственной неполноценности, при этом находя недостатки в объекте зависти, что позволяет снизить значимость объекта зависти и уменьшить напряжение. Если человек осознает, что предмет зависти перед ним не виноват, то агрессия разворачивается во внутрь самого завистника, при этом трансформируясь в эмоцию вины.

Г. Х. Зайдлер считает, что завистливое чувство приводит к эмоциональным труднопереносимым переживаниям (отчаянию). Завистнику свойственно наличие стыда – это несоответствие идеальному Я и результат саморефлексии. Эмоция зависти имеет физиологические проявления: человек бледнеет или желтеет, повышается артериальное давление.

Виды зависти

Зависть можно охарактеризовать такими эпитетами: едкая, враждебная, жгучая, лютая, жестокая, затаенная, злобная, злая, беззлобная, хорошая, почтительная, бессильная, свирепая, дикая, невыразимая, неимоверная, сильная, мучительная, безграничная, легкая, безудержная, безграничная, глубокая, невольная, острая, неутоленная, простая, ревнивая, рабская, робкая, страшная, смертельная, тайная, тихая, откровенная, унизительная, хитрая, черная, холодная, белая, всемогущая, щемящая, сальерическая, сатанинская.

М. Шелер исследовал бессильную зависть. Это ужасный вид зависти. Она направлена против индивидуального, а также существенного бытия незнакомого индивида, это экзистенциальная зависть.

Виды зависти: кратковременная (ситуативная или зависть-эмоция) — победа на соревнованиях, долговременная (зависть-чувство) — одинокая женщина завидует успешной замужней, а завистливый коллега успешному сотруднику.

Бэкон выдел два типа зависти: приватную и публичную. Публичной формы не стоит стыдиться или скрывать в отличие от тайной (приватной).

Чувство зависти

Зависть – это комплексное чувство, которое возникает в процессе сравнения. Она является смесью раздражения, обиды, агрессии, озлобления. Завистливое чувство возникает при сравнении своего здоровья, себя, своей внешности, положения в обществе, способностей, своих успехов с теми людьми, которые незаслуженно и заслуженно имеют больше. Частая зависть вызывает стресс, изнашивая нервную систему. Психика подключает предохранительный алгоритм и вызывает презрение к объекту зависти.

Зависть гложет и недовольство нарастает, если кто-то обладает чем-то, что желанно для индивида. Недовольство по поводу удачливости другого индивида выражается во враждебности по отношению к нему. В некоторых случаях проявляется досада, подавленность из-за предполагаемой собственной неполноценности, жажды обладать недостающим свойством. В связи с тем, что желанный объект зачастую недостижим, то завистливое чувство разрешается через отказ от желаний, а также принятия реальности.

Чувство зависти условно делят на черное и белое. В первом случае оно отмечается осознанным желанием косвенного или прямого вреда индивиду, которому мы завидуем. Религии чувство зависти не разделяют, относя его к смертным грехам. Существует и другая сторона этого чувства, толкающая к личным достижениям, являясь стимулом к прогрессу.

Психология зависти

Людская зависть проявляется в чувстве досады и раздражения, враждебности и неприязни, вызванное успехом, благополучием, превосходством другого человека. Завистливый человек относит объект своей зависти к победителю, а себя считает проигравшим. Никакие разумные доводы неспособны остановить негативные эмоции. Людская зависть превращает чужой успех в собственную неполноценность, чужая радость провоцирует собственную досаду и недовольство.

Людская зависть вынуждает индивида испытывать букет негативных эмоций: недоброжелательность, обиду, злобу, агрессию. Проявление белой зависти позволяет радоваться за чужие успехи.

Психология зависти и ее возникновение связывают с несколькими теориями. Первая относит данное чувство к врожденному, заложенному генетически и доставшееся нам в результате эволюции от предков. Полагают, что людская зависть первобытного общества являлась толчком к самосовершенствованию. Мужская зависть толкала на совершенствование своих рыболовецких снастей, оружия, а женская для привлечения мужчин через постоянное украшение себя.

Подростковая зависть

Подростковая зависть может направляться на самые разные атрибуты: талант, физическая сила, рост, цвет волос, телосложение, обладание гаджетами. Взрослые должны с пониманием относиться к подростковой зависти, которая обостряется именно в этот период. Не следует сразу реагировать на все просьбы подростка и удовлетворять его желания, угождая тем самым. Ошибка родителей заключается в том, что они сразу приобретают желаемую вещь, отмахиваясь от проблемы, а в следующий раз ситуация повторяется и завистливое чувство укореняется, переходя в привычку.

Никто из нас не рождается завистливым, в процессе жизни данное чувство развивается. Когда взрослые приводят пример более удачливого сверстника, тем самым они взращивают собственного озлобленного завистника, а не создают здоровую конкуренцию. Ни в коем случае не прибегайте к таким сравнениям. В каждом таком случае у ребенка возникнет завистливое чувство, которое перейдет в раздражение. Подросток испытает свою ущербность, а также навесит на себя ненавистный ярлык неудачника. Мир ребенка станет восприниматься в искаженной реальности, а сравнение с другими подростками приобретет доминирующий характер.

Как побороть зависть? Задача родителей помочь подростку самоутвердиться, а также определить личную жизненную позицию. Объясните ребенку, что завистливое чувство в первую очередь наносит вред своими переживаниями. Эти переживания отражаются не только на психике подростка, но и на физическом состоянии. К завистливому чувству необходимо относиться как к личному врагу и не давать возможность одержать победу над собой.

Зная причины и поводы, которые провоцируют завистливое чувство, а это чужое богатство, красота другого человека, крепкое здоровье, благосостояние, талант, ум, можно подготовить себя к встрече с этим. Необходимо для себя выявить личные достижения, таланты, ни в коем случае не сравнивать себя с другими. Человек несовершенен, поэтому умные стремятся довольствоваться тем, что имеют и тем, что сами могут достичь, а завистливым всегда будем мало. Если в раннем возрасте донести до ребенка все эти простые истины, то подросток будет расти счастливым и свободным. Поэтому важно помочь детям во время определиться, сделав правильный выбор. Родители должны на личном примере это доказывать и ни в коем случае не обсуждать при нем завистливо успешность родственников, а также соседей.

Как зависть влияет на человека? Завистливое чувство выступает средством манипулирования и представляет опасность для слабых духом. Такие личности пойдут на любые поступки, чтобы достичь желаемое. Зависть подобна гневу, однако гнев, активизировавшись, выплескивается наружу, а завистливое чувство таится и губит человека изнутри. Завистливое чувство, осуждаемое обществом, должно осуждаться также и самим человеком. Только так возможно освободиться от него. Подросток должен самостоятельно научиться распознавать завистливое чувство, которое старается переманить на свою сторону, разрушая тем самым отношения с друзьями, делая его безрадостным, угрюмым.

Распространенной выступает теория, которая отмечает возникновение зависти у человека в процессе социальной жизни. Эта теория придерживается мнения, что завистливое чувство — это последствие неправильного воспитания ребенка, возникающее при сравнении с другими детьми.

Как избавиться от зависти

Ваша жизнь должна включать контроль и самоанализ. Контролируйте собственные эмоции, мысли, желания негативные. Как только возникают первые признаки зависти – пытайтесь разобраться в себе, ищите корни этого чувства. Постарайтесь понять, что вам действительно хочется для себя. В этом ничего плохого нет. Подумайте, что для этого не хватает вам и, например, увеличьте свою продуктивность, станьте пунктуальным, займитесь саморазвитием, и вы добьетесь тех же успехов, что и ваш объект зависти. Если ваше завистливое чувство несет разрушительный характер, и вы желаете, чтобы человек чего-либо лишился, то спросите себя, что мне это даст? Завистники зачастую не знают о существующих проблемах тех, кому они завидуют. Не судите о благополучии человека по внешним признакам, поскольку это видимая сторона чужой жизни, зачастую мнимая.

Как избавиться от зависти? Сосредоточение на своих делах и жизни позволит переключиться с завистливого чувства. Перестаньте думать о чужих достоинствах и успехах, не сравнивайте себя, думайте о собственной уникальности. Думайте как стать первым в своем любимом деле. Займитесь саморазвитием и . Внезапные приступы зависти вас покинут, если вы займетесь медитацией, . Обижаясь на судьбу и завидуя, мы тем самым копим плохое настроение. Делаем по жизни ошибки, осложняем свою жизнь. Вырваться из замкнутого круга поможет воспитание чувства благодарности, за то, что имеем. Цените, что у вас есть.

От чужой зависти помогут избавиться следующие советы: с завистливыми людьми не делитесь успехами, просите помощи у завистливых, это их обезоружит, войдите к ним в доверие, не опускайтесь до выяснения отношений при открытом завистливом чувстве. Дистанцируйтесь от завистника и не вступайте с ним в контакт.

Зависть съедает человека, причём, это не зависит от того, излучает он её или получает. Это чувство превращает друзей во врагов, разбивает отношения, портит психологическое здоровье. Не нужно завидовать, а завистников следует избегать. О том, что такое зависть и чего вам стоит бояться, мы поговорим далее.

Зависть, так же как и ревность, является худшим свойством человеческой души. Даже в Библии зависть упоминается, как один из смертных грехов. И это не случайно: она может привести к трагическим последствиям.

Зависть обрекает человека на одиночество!

Завистники, понимая, что все вокруг богаче и счастливее, отгораживаются от общества, чтобы избавиться от комплекса неполноценности. Иногда они показывают свои чувства окружающим и уже те, в свою очередь, не хотят общаться с такими людьми. Зависть не притягивает, она отталкивает.

Как влияет зависть на человека психологически

Какое влияние оказывает зависть на человека?

Прежде всего, она мешает жить. Время, которое вы тратите на переживания о чужих достижениях, можно было бы использовать с умом на собственное благо. Из-за зависти человек перестаёт развиваться, фонтанировать идеями, которые могли бы привести его к успеху.

Зависть является причиной многих плохих поступков и даже преступлений. Ненависть, подлость, агрессия - все эти чувства идут рука об руку с завистью, и вполне могут вылиться в ужасный поступок - кражу или убийство.

Зависть обрекает человека на одиночество. Завистники, понимая, что все вокруг богаче и счастливее, отгораживаются от общества, чтобы избавиться от комплекса неполноценности. Иногда они показывают свои чувства окружающим и уже те, в свою очередь, не хотят общаться с такими людьми. Зависть не притягивает, она отталкивает.

Как избавиться от зависти к людям

Что делать, если у вас постоянно проявляется зависть к другим людям? Избавиться от этого пагубного чувства можно достаточно успешно. В первую очередь, нужно понять, что все мы разные - внешне, по социальному статусу, умственным способностям. Это станет ключом на пути к успеху от избавления проблемы. Чтобы избежать тяжёлых последствий, нужно постараться не допускать завистливых мыслей и переключиться на достижение каких-либо результатов. И ещё: учитесь радоваться за других людей. Прежде, чем кому-то завидовать, лучше возьмите пример с этого человека и постарайтесь достичь своих целей - не менее важных и значимых.

Как проявляется зависть у людей

Необходимо избегать завистников в своём окружении, так как они будут притягивать к вам негатив. Но для этого нужно научиться распознавать таких личностей. Как определить, есть ли зависть у человека? Следует обратить внимание на несколько важных моментов.

  1. Если у человека в вашем присутствии портится настроение, скорее всего, он завидует. Нужно обратить внимание на его реакцию во время беседы. Если он раздражённо реагирует на ваши реплики, зло подшучивает - это зависть.
  2. Если ваша знакомая перестала вам говорить комплименты (относится в большей степени к девушкам) - это тоже признак зависти.
  3. Если человек не даёт реакции во время того, как вы рассказываете о своих успехах, и надевает маску равнодушия, возможно, он тоже негативно относится к вам.
  4. Ещё один признак зависти - копирование ваших жестов, стиля, привычек.

Некоторые люди напрямую говорят о том, что завидуют. Даже если вы считаете, что ни шутят, присмотритесь. Возможно, это совсем не шутка, данная личность действительно проявляет зависть по отношению к вам. Будьте осторожны!

Одна из самых сильных человеческих эмоций - зависть. Нередко она становится причиной раздоров, всяческих интриг и даже попыток нанести вред "счастливчику". О завистливых людях есть записи в летописях древних времен. Похоже, что существует она столько же, сколько и сам человек.

Все религии мира осуждают зависть. Мораль говорит нам то же: каждый человек знает, что завидовать нехорошо. Однако эта коварная эмоция возникает незаметно. Стоит только дать ей свободу, и она может овладеть человеком.

Приносит ли зависть вред?


Многие опасаются завистливых людей, считая, что они своей отрицательной энергией способны нанести вред. Даже ищут какие-то заговоры, молитвы. Но правда состоит в том, что от этого страдает прежде всего тот, кто ее испытывает. Завистники оказываются в ловушке собственных мыслей, эмоций. Прежде всего это - демонстрация слабости, несостоятельности.

Проявления зависти:

  • Человек нелестно отзывается о тех, кто чего-то достиг, преуменьшая эти достижения, приписывая дурные мотивы и нечестные действия. Купил дом - значит, наворовал денег. Получил награду - помогли знакомые, женился на красавице - ей только деньги нужны и т. д. Завистливым людям невыносимо принимать чужие успехи. Им кажется, что они самые достойные, а удача несправедливо улыбается другим.
  • Часто становится причиной распускания сплетен. Испытывая злость, раздражение, завистник может сочинять небылицы, нередко даже искренне веря в них.
  • Завистливый человек может делать мелкие пакости "назло", настраивать окружающих против вас, высказываться неуважительно.
  • В самом тяжелом случае превращается в стойкую неприязнь или даже ненависть.

Обращая внимание на все эти "выпады", можно здорово испортить себе нервы. Хотя скорее всего, бесполезно что-то доказывать такому завистнику, пытаясь его вразумить. Можно конечно попробовать , объяснить, что тот ошибается, ведет себя некрасиво. Но самое верное решение - просто не обращать внимание, оставить без ответа глупые обвинения. Не стоит унижать свое достоинство, пытаясь оправдаться. Знакомые тоже не глупые люди и способны отличить ложь от правды.

Как перестать завидовать людям: психология мышления


  • Чтобы избавиться от этой неприятной эмоции, следует понять ее первоисточник. Зависть - это , вызванная чувством несправедливости. Вам кажется, что кто-то получил то, чего достойны вы. Не стоит поддаваться таким мыслям. Они ослепляют, лишают радости. Следует радоваться собственным достижениям.
  • Если что-то не устраивает в жизни, предпринимайте активные действия, меняйте ситуацию к лучшему. Тогда просто не останется времени завидовать.
  • Научитесь быть довольным, благодарным за то, что есть у вас. Ведь именно чувство неудовлетворенности становится основой зависти, которая может серьезно испортить нервы и даже отношения с окружающими.
  • Направьте энергию в положительное русло, пусть эта сила станет созидающей. Жизнь наполнится новыми достижениями, которыми можно гордиться, а от зависти не останется даже следа.
  • Чтобы перестать завидовать людям, нужно сосредоточить внимание на собственной жизни, активно заниматься интересными,

Причины возникновения зависти

Завистливость возникает, когда человек преисполняется решимости удовлетворить свои материальные желания, чтобы, в конце концов, добиться в жизни своего. Мы имеем духовную природу и потому всегда хотим быть счастливы. Веды говорят, что человек, который намерен удовлетворять свои материальные желания, никогда не будет счастлив. Идя по жизни и попадая под влияние страсти, он будет завидовать другим все больше и больше. Древние писания гласят: «Тот, кто привязан к деятельности, которую он выполняет, а также к ее результатам, кто движим желанием наслаждаться плодами своего труда, кто жаден, завистлив, нечист, подвержен радостям и печалям, - о таком человеке говорят, что он действует в страсти».

Чем больше человек трудится ради достижения своей материальной цели, тем больше он думает о том, что другие люди, не прилагая больших усилий, получают те же самые блага. Он начинает чувствовать, что ему даже тяжело подумать об этом. Так у стремящихся к достатку людей зависть сама собой начинает расти. Со временем зависть начинает душить человека, как питон, она портит его отношения с окружающими. Завидуя, мы перестаем видеть все положительное в человеке и начинаем обращать внимание только на отрицательные черты его характера. Зависть может возникнуть к кому угодно, в том числе к детям, к жене и даже к своему наставнику.

Иногда бывает, что разумный и даже религиозный человек, начав плохо думать о ком-то, попадается на удочку зависти. В результате этого сила невежества окутывает его разум. Прежде всего это выражается в том, что, несмотря на свой разум, он перестает замечать хорошие качества в другом человеке и видит в нем только плохие. Человек, который не способен победить свою зависть, пытается оправдать себя. Он копит яд в тонком теле ума, и этот яд представляет собой не что иное, как ненависть к Богу. Счастье исходит от Бога. Не получая счастья, человек злится. Его злость направляется на собственное глубинное понимание истины.

Человек вроде бы завидует чему-то тому, что находится снаружи, но счастья-то ему не хватает внутри. Человек, который не может победить в себе склонность завидовать, является демонической натурой. Демон – это тот, кто ненавидит Бога. У каждого человека есть такая склонность. Например, когда человеку говорят: «Это философский труд», - у него не возникает особых эмоций. Но когда ему говорят: «Это священные писания», - у него сразу возникает внутренняя неприязнь, и он кричит: «Не люблю священные писания, это секта». Таким образом корень зависти – это враждебность по отношению к Богу. Завидуя людям и священным писаниям, мы завидуем божественному устройству этого мира, мы завидуем Богу.

Одна женщина сказала мне: «Моя дочь была вообще-то очень хорошим человеком, но в какой-то момент она стала вести себя очень плохо. Когда она была проституткой, я страдала, но не так сильно, как сейчас. Когда она была наркоманкой, я страдала, но не так сильно, как сейчас. Но теперь, когда она приняла эту веру, я страдаю очень сильно. Лучше бы она оставалась наркоманкой или проституткой. Почему она так ведет себя, почему она не спросила меня, хочу ли я этого или нет? Почему она так безобразно ведет себя по отношению ко мне? Она стала мне совсем чужой. Я ненавижу это ее увлечение религией! Какое она имеет право так издеваться надо мной?»

Как только заходит речь о вере в Бога, так многие люди начинают проявлять зависть. Но заметить это в себе очень непросто. Зависть проявляется даже у верующих людей. Если, допустим, речь идет о той вере, которой придерживается сам человек, то зависти с его стороны не возникает. Но как только речь заходит о какой-то другой вере, сразу появляется зависть:
- А у Вас вера неправильная!
- Почему неправильная?
- Потому что у нас – правильная.
- Почему?
- Потому что у Вас неправильная, я знаю точно.
- Ты что, изучал этот вопрос?
- Нет, я просто чувствую, что у Вас вера неправильная. Не хочу даже разговаривать об этом. Просто неправильная, и все!

Это – зависть. Отчего возникают религиозные войны – кровопролитные, жестокие и ужасные, когда человек, будто бы защищая свою веру, готов убивать кого угодно? Из-за зависти.

В Ведах говорится, что зависть – это чувство, преодолеть которое чрезвычайно сложно. Есть только два пути избавления от зависти. Первый – добровольно раскаяться, второй пройти через многочисленные страдания.

К чему приводит зависть?

Зависть – это сила, которая, не спрашивая нас, заставляет нас накапливать жестокость внутри себя. Веды говорят, что от этой силы нет иной защиты, кроме раскаяния. Зависть всепожирающа в полном смысле этого слова. Человек, вставший на путь зависти, - верующий он или неверующий, не имеет значения, - постепенно переполняется ненавистью. Эту ненависть ООН будет культивировать в себе и дальше, в следующей своей жизни. Хотя он и будет верующим, но ненависти в нем, в конце концов, может стать столько, что он уже не будет вписываться в человеческую форму жизни. Человек, который верит в Бога, но завидует другому человеку, перестает воплощаться в разумной форме жизни; он рождается уже животным.

Да, да, именно животным. В этом на самом деле нет никакой несправедливости, все устроено совершенным образом. Оказывается, божественные силы всегда стремятся удовлетворить наши желания, так говорят Веды. Мы рождаемся в той форме жизни, в которой наши желания могут быть удовлетворены в максимальной степени. Приведу простой пример. Может ли человек спать 24 часа в сутки? Нет. Значит, человеческая форма жизни для этого не предназначена. Может ли человек любить больше всего на свете поспать? Да, почему бы и нет?

Невероятная сила этого желания будет способствовать тому, что он сможет спать больше, чем это возможно в человеческом теле. Сначала это приведет человека к болезням и деградации. Если и после этого он не переменится, то в следующей жизни ему придется воплотиться в том теле, в котором можно полнее всего удовлетворить это жгучее желание. Так, он может родиться медведем, который спит по полгода, или же другим животным, продолжительность сна которого гораздо больше, чем у человека.

Другой пример. Если желание заниматься сексом у человека гораздо больше, чем это возможно в человеческом теле, то ему поневоле придется родиться животным. Животные имеют больше возможностей заниматься сексом, чем люди. Например, в теле обезьяны заниматься сексом гораздо приятнее. Обезьяны занимаются сексом по много раз в день и всегда с очень большим энтузиазмом; кто бывал в Индии, мог видеть это. Человек не может так наслаждаться сексом, поскольку у человека большая часть психической энергии призвана подниматься в высшие психические центры, и наша разумная жизнь предназначена для самосознания.

В животных телах душа имеет возможность испытывать в десятки раз большее счастье от еды, от секса и ото сна. Обратите внимание, как спит кошка. Приятно посмотреть: она испытывает счастье. Человек не может так сладко спать. Испытывает ли человек счастье во время сна? Только когда засыпает и когда просыпается, во время сна – никакого счастья. Просто спит и ничего не помнит. Кошка на протяжении всего сна испытывает огромное счастье. Подойдите к ней и посмотрите: она улыбается во сне.

Человек также не может испытывать непрерывного счастья от еды – поел, и все. Даже если он будет стараться, это все равно невозможно, потому что живот не резиновый. А вот коза ест весь день. У нее тело так устроено, что она даже ночью ест. Ночью она пережевывает все заново, опять и опять, и непрерывно испытывает счастье. От ощущения счастья у нее даже глаза закрываются. Если кто-то подойдет к козе во время еды, то заметит, как она будет недовольна этим: ей не нравится, что ее отвлекают. Если человек хочет постоянно испытывать счастье от еды, то он родится животным.

Как же мы, люди, доходим до того, что можем так сильно деградировать? Веды утверждают, что именно зависть и необузданный эгоизм заставляют человека рождаться в животной форме жизни. Человек, влекомый завистью, хочет все большего и большего счастья, а жизнь не дает ему этого. В результате он начинает рваться к материальному счастью, как безумный, что и приводит его к столь сильной деградации. Под действием зависти можно деградировать бесконечно долго. Это – тупик в развитии живого существа. Если кто-то не смог преодолеть свою зависть в человеческой форме жизни, то после многочисленных воплощений в телах хищных животных он, в конце концов, родится змеей или скорпионом. Дальше уже некуда: в этих формах жизни можно накопить больше всего ненависти.

Змея всю жизнь копит яд и ненависть, она завидует всем. Почему змея кусается? Зачем ей кусать слона, человека, она же не может съесть их? Потому что она завидует им. Зависть и ненависть в уме действуют так, что в грубом теле накапливается яд. У змеи этот яд копится и собирается в зубах. Ненависть в уме – это тот же самый яд, но копится он в наших мыслях. У змеи ненависть проявляется в виде яда, который разрушает живые ткани другого организма, а человеческая ненависть разрушает психику другого человека и подрывает собственное здоровье. Человеческая форма жизни не предназначена для того, чтобы копить яд. Тело скорпиона от яда не страдает, а, наоборот, становится сильнее. Скорпион рождается для того, чтобы копить яд, в этом смысл его скорпионьей жизни. Хотя скорпион очень мал, но своим ядом он может убить лошадь. Такова сила его ненависти.

Каждый из нас может прогрессировать только при наличии положительных черт характера. Если живое существо уже отработало карму своей прошлой эгоистичной жизни, то оно может начать прогрессировать, даже находясь в неразумной форме жизни. Так, например, плодовые деревья и домашние животные не зря приносят полезные продукты: они имеют хороший характер, который позволяет им прогрессировать из жизни в жизнь. Таким образом, прогресс возможен даже в неразумных формах жизни.

Абрикос – простое дерево, но его плоды с удовольствием едят и люди, и птицы, и животные, он отдает их другим и благодаря этому бессознательно прогрессирует. Дерево прогрессирует оттого, что дает людям плоды, благодаря которым они испытывают счастье. Безусловно, состояние сознания дерева таково, что оно не понимает происходящего. Но поскольку люди едят его плоды, то дерево выполняет неосознанную, бескорыстную деятельность. Так что все фруктовые деревья отличаются прогрессирующим видом сознания. Через какое-то число жизней эти существа родятся в животных телах, а далее обретут возможность получить и человеческое тело.

Но змея не прогрессирует. Душа бесконечное число раз будет воплощаться в теле змеи, потому что постоянная ненависть не дает ей возможности дальнейшего прогресса. Веды говорят, что змея не будет прогрессировать, пока волей судьбы не умрет насильственной смертью. Тот же принцип применим и к скорпиону. Только отработав свою плохую карму, это существо сможет родиться в телах более прогрессивных животных. Так что, когда человек, защищаясь от укуса, убивает змею, то этим он освобождает ее от следующего рождения в змеином теле.

Но, тем не менее, по-настоящему мудрый человек без причины не станет убивать змею. Потому что он знает другой способ, как дать ей счастье, освободить ее от ненависти – лучше дать ей попробовать освященную пищу. Когда змея ест освященную пищу, она очищается от ненависти. Точно также единственный способ помочь другому человеку освободиться от зависти – дать ему освященную пищу.

Сегодня я отвечу на вопрос как избавиться от зависти перестать завидовать людям . Зависть – это распространенный порок, который нашел отражение в различных культурах и традициях. Например, в католическом богословии зависть является одним из семи смертных грехов, связанных с другими пороками и преступлениями.

Действительно, из-за зависти совершаются многие страшные поступки, о которых люди потом жалеют. Но даже если человек не выплескивает зависть наружу, то она съедает его изнутри, заставляя испытывать бессмысленные боль и фрустрацию из-за того, что другие люди имеют вещи, которые бы этот человек хотел иметь или обладают личностными качествами, которыми завистник желает обладать.

Бессмысленной эта боль является потому, что не приводит ни к чему кроме страдания. Зависть, неудовлетворенность, которая познается в сравнении себя с другими людьми, не приближает нас к тому, чему мы так сильно завидуем: деньгам, вниманию, общественному статусу, внешней привлекательности. Вместо того, чтобы разделить радость успеха с другим человеком или использовать его пример в качестве жизненного урока, мы завидуем, подсознательно желаем ему неудачи, взращиваем себе ненависть и мучаемся сами.

Но коварство зависти заключается не только в том, что она вызывает другие пороки, вроде ненависти, нетерпимости, раздраженности и уныния. Дело в том, что зависть не поддается насыщению . Какими бы богатыми мы не были, все равно кто-то будет богаче нас. Если мы получаем много внимания со стороны противоположного пола, то в любом случае мы когда-нибудь встретим людей, более физически привлекательных чем мы. А если мы являемся несомненным лидером в чем-то одном, то всегда найдутся люди, которые будут превосходить вас в чем-то другом. Внешний мир не позволит нам окончательно удовлетворить свое чувство зависти.

Как перестать завидовать людям

Все это не значит, что от этого чувства нельзя избавиться. Но чтобы это сделать, необходимо направить воздействия на сами психические механизмы появления этого чувства, а не на объекты внешнего мира, которые это чувство якобы вызывают. Ведь причины всех ваших эмоций и желаний лежат внутри вас. Надеюсь, эта статья поможет вам преодолеть эти причины. Я расскажу, как нужно работать над собой, чтобы этого достичь.

1 — Не кормите свою зависть

Многие люди, когда начинают завидовать инстинктивно пытаются остановить зависть следующим способом. Например, их задевает тот факт, что их сосед имеет больше денег, чем они. Чтобы справиться с этим чувством, они начинают думать: «Ну и что, что он богаче? Зато я умнее, я получил лучшее образование и моя жена, хоть и не такая красивая, зато более молодая, чем у него».

Такие аргументы немного остужают зависть и позволяют себя почувствовать более достойным и развитым человеком, чем ваш сосед, богатство которому наверняка досталось нечестным путем.

Это естественный ход мыслей человека, испытывающего зависть. Многие психологические статьи дают советы в том же духе: «Подумайте о ваших достоинствах и хороших качествах. Найдите то, в чем вы лучше других людей!»

Также подобные источники рекомендуют поискать то, что скрывается за внешним благополучием объекта зависти, предлагая усмирить свою зависть посредством того, чтобы думать, что у людей, которым вы завидуете, все может быть не так хорошо, как кажется с внешней стороны.

Быть может, богатство вашему соседу достается нелегко, ему приходиться вкладывать много усилий и, скорее всего, у него нет времени даже на то, чтобы потратить все эти деньги. А его жена, возможно, обладает характером стервы и вымещает всю свою злобу на соседе, когда тот возвращается с утомительной работы.

На мой взгляд, подобные советы не служат цели устранения зависти, хотя, казалось бы, соответствуют соображениям здравого смысла. Почему я так думаю?

Потому, что когда вы похожим образом пытаетесь справиться со своей завистью, вы продолжаете оказывать ей потворство, кормите ее. Ведь вы не заставляете этого «демона» зависти заткнуться. Вместо этого вы его вежливо успокаиваете чувством собственного превосходства над другими или же сознанием того, что у посторонних людей все не так хорошо, как кажется. Разве так можно победить этого «демона»? Ведь эти аргументы он благодарно проглотит, но станет сытым только на время!

Это все равно, что кинуть голодному и злобному псу кость, чтобы он занял себе чем-то рот и перестал лаять и грызть прутья клетки, в которой сидит. Но кость он все равно рано или поздно разгрызет. Она не удовлетворит его аппетит, а только возбудит его еще сильнее! А его клыки станут острее, заточившись об кость.

Поэтому я считаю, что не нужно кормить свою зависть такими увещеваниями. Это не значит, что следует считать себя во всем хуже других. Это значит, просто принимать то, что есть, не желая никаким людям неуспехов и не ставя себя выше других.

«Демон» зависти умрет только тогда, когда вы перестанете его кормить плодами с дерева своего самомнения.

Мне приходится применять этот принцип в своей жизни достаточно часто. Например, я замечаю, что у моего друга отличное чувство юмора, намного лучше, чем у меня. Я инстинктивно начинаю думать: «зато, я лучше него говорю и выражаю мысли…». Но тут же себя прерываю: «Стоп! Никаких «зато». Просто у моего друга лучше чувство юмора чем у меня. Таков факт. И все».

Это спокойное принятие того, что кто-то лучше вас в чем-то без всяких «поблажек» со стороны своего Эго требует определенного мужества. Но только так можно победить свой порок и заморить голодом «демона» зависти.

Конечно, только этого не достаточно. Должно быть, не всем будет понятно, как к такому прийти. Дальше я постараюсь дать другие советы, которые помогут вам без лишних эмоций признавать то, что вы не идеальный человек и существую люди, которые вас в чем-то лучше. Я не хочу сказать, что вы должны совсем смириться с этим и не совершенствовать свои качества. Вовсе нет. Я также расскажу в этой статье какое отношение к зависти имеет саморазвитие. Но обо всем по порядку.

2 — Избавьтесь от чувства справедливости

Часто зависть связана с нашими представлениями о справедливости. Нам кажется, что наш сосед (многострадальный) не заслуживает тех денег, которые он зарабатывает. Такие деньги должны зарабатывать вы, ведь вы умный, образованный, интеллигентный, не то, что ваш сосед, которого ничего кроме пива и футбола не интересует, и вы сомневаетесь даже на счет того, закончил ли он школу.

Из-за расхождения действительности с вашими ожиданиями рождаются неудовлетворенность , фрустрация. Но важно понимать, что представления о справедливости существуют только в вашей голове! Вы думаете: «на самом деле, я должен зарабатывать больше, чем я получаю». Кому должны? Или почему должны? Мир существует сообразно своим собственным законам, которые не всегда соответствуют вашим понятиям о правильном и неправильном, о справедливом и несправедливом.

Этот мир вам ничего не «должен». Все в нем происходит так как происходит и никак по-другому.

Когда вы начинаете думать о несправедливости, совершенной по отношению к вам, вы смотрите на нее с ракурса тех вещей, которые отсутствуют у вас, но присутствуют у кого-то другого и являются объектами вашей зависти. Но при этом вы почему-то не думаете о тех вещах, которыми уже обладаете.

Вы спрашиваете: «Почему у меня нет такой дорогой машины как у соседа, где справедливость?»
Но вы не спрашиваете: «Почему у меня есть дом, а у кого-то его нет? Почему я вообще могу вообще желать этот автомобиль, а некоторые люди рождаются инвалидами, с сильными физическими ограничениями и не могут даже помыслить ни о женщинах, ни о машинах?»

Почему вы не спрашиваете, где справедливость в последнем случае? Неужели вы думаете, что несправедливость совершается только в отношении вас?

Таков уж мир. Он не всегда соответствует нашим ожиданиям. Избавляйтесь от всех «должен». .

3 — Желайте людям добра

Учитесь радоваться чужим успехам , а не страдать из-за них. Если ваш друг или близкий человек достиг какого-то успеха, то ведь это хорошо! Это же близкий вам человек, которому вы наверняка желаете добра и процветания, так как испытываете по отношению к нему симпатию или любовь (иначе он не был бы вам другом).

И это просто отлично, если этот друг купил себе новую квартиру в Москве или женился на умной и красивой женщине. Попытайтесь порадоваться за него! Конечно, когда вы попытаетесь это сделать, вас встретит чувство несправедливости: «Почему у него это есть, а у меня нет?»

Вместо этого подумайте о том, что что-то есть хотя бы у одного из вас и это лучше, чем если бы этого не было ни у кого.

«Я» и другие «Я»

Многие человеческие пороки происходят из того, что мы очень сильно цепляемся к своему «Я» , считая, что желания, мысли, потребности этого «Я» намного важнее потребностей чужого «Я».

И зависть также происходит из этой привязанности. Мы считаем, что тот факт, что мы обладаем или не обладаем какими-то вещами намного больше значит, чем то, обладают ли этими вещами другие люди. Технически нет никакой разницы в том, кто ездит на дорогом джипе, вы или ваш сосед. Просто джип кому-то принадлежит и кто-то им пользуется. Но изнутри вашего «Я» этот факт приобретает огромное значение. Вам важно, чтобы этот джип был именно у вас, именно вы, ваше «Я» получало удовольствие от езды на нем, а не «Я» кого-то другого! Здесь нет ничего удивительного. Именно природа сделала человека таким, что он ставит собственное «Я» в центр всего существования.

Но это не значит, что такой порядок вещей является окончательным и неизменным. Люди очень редко задумываются над следующей вещью: «почему вдруг мое счастье и удовлетворение намного важнее, чем счастье и удовлетворение другого человека?» Если бы они чаще об этом думали, то у них, на мой взгляд, появился бы шанс понять, что их «Я» не является самым важной вещью на свете, что чужие люди представляют собой разнообразные «Я», каждое из которых чего-то хочет также как вы, к чему-то стремится также как вы, страдает и радуется также как вы.

И это понимание должно открыть человеку путь к сопереживанию и эмпатии, которые позволят разделить чужую радость и глубже понимать чужое страдание. Это не просто какой-то моральный идеал, это способ перестать цепляться за собственные желания, как за самую важную вещь на свете и обрести независимость от этих желаний и от того факта, что не все желания мы сможем удовлетворить.

Чем больше человек считает свое «Я» самой важной вещью на свете, тем больше он страдает.

5 — Думайте о развитии!

Бывает, что зависть появляется по той причине, что чужие успехи и достоинства напоминают нам о собственном несовершенстве и недостатках. На фоне других людей мы начинаем казаться себе неудачниками, слабыми людьми и это вызывает острое чувство неудовлетворенности собой и зависть.

Но ведь, даже если мы действительно в чем-то хуже других, то это не значит, что так будет всегда! Именно из убеждения в том, что наша личность не может измениться и выйти за рамки врожденных способностей и формирует многие пороки: болезненное самомнение, нетерпимость к неудачам, неприятие критики и зависть.

Человек с такой установкой вместо того, чтобы развиваться, направляет все свои силы на то, чтобы доказать, что он лучше, умнее других от рождения. Доказать, прежде всего, самому себе. Но реальность не всегда будет вторить его ожиданием, вызывая острое разочарование и неприятие. Этот момент нашел блестящее рассмотрение в книге .

Мы можем развить в себе те качества, которым мы завидуем, когда видим других людей.

Ведь если мы будем думать о своих качествах подобным образом, то поводов для зависти останется меньше, ведь неблагожелательные вердикты, которые мы выносим сами себе, сравнивая себя с другими людьми, не будут являться окончательными! Мы перестанем зацикливаться на нашем якобы неизменном несовершенстве, которое наиболее отчетливо проявляется на фоне достоинств окружающих, а будем стремиться измениться. Мы сможем стать лучше и приблизится к тому, чему так завидуем.

Конечно, мысль о том, что мы сможем стать такими же умными (или богатыми), как наш друг, если приложим усилия и станем (или учиться зарабатывать деньги), может воодушевить человека и помочь ему справиться с чувством зависти к другу.

Но, тем не менее, не стоит полностью конвертировать зависть в мотивацию для развития. Ведь если мы будем развиваться только для того, чтобы стать лучше каких-то людей, то мы станем терпеть пресловутое разочарование. Во-первых, все равно кто-то окажется лучше нас. Во-вторых, какие-то качества, мы все равно не сможем сильно развить. Как бы мы сильно этого ни хотели, мы не сможем получить внешность голливудского актера. В-третьих, наши ожидания и надежды не всегда будут осуществляться. Даже приложив титанические усилия, мы можем не достичь того, чего так желали.

Поэтому, с одной стороны, следует развивать свои качества потому, что это поможет вам стать лучше и счастливее, а не для того, чтобы подкармливать свою гордыню. С другой стороны, нужно принимать себя таким, какой вы есть, особенно там, где вы не можете себя изменить и быть готовым к тому, что ваши планы не сбудутся. Это тонкий баланс между желанием развиваться, становиться лучше, принятием себя и готовностью ко всему. Если вы найдете это равновесие, то станете намного счастливее и будете завидовать другим людям меньше.

6 — Будьте готовы нести ответственность за путь, который избрали

Каждому человеку выбирать свой путь. Этот выбор не обязательно происходит только один раз в жизни. Этот путь походит на разветвленную дорогу, развилки на которой встречаются часто. У разных путей есть разные преимущества. И те преимущества, которые есть на одном пути, могут отсутствовать на другом.

Поэтому не нужно сравнивать свой путь с путем другого человека, ведь вы сами сделали свой выбор, и свой выбор сделал также другой человек.

Если вашу поддержанную машину с тарахтящим мотором на шоссе обгоняет огромный, блестящий джип, за рулем которого вы узнаете вашего знакомого, то знайте, что этот человек следует своему пути, отличным от вашего.

Может быть, в свое время вы сделали ставку на свободу от ежедневного труда, большое количество времени, которое вы можете посвятить себе или своей семье, а не на зарабатывание денег. Тогда как человек на джипе решил, что будет проводить много времени на работе в постоянных мыслях о том, как заработать больше. Он шел на риск, стремился к большему и в результате своих трудов смог позволить себе купить этот джип.

Каждый выбрал свое и получил то, что полагалось при его выборе, вы — свободу и личную жизнь, кто-то другой — деньги.

Но выбор не всегда бывает сознательным. Может быть, ваш знакомый на дорогой машине в свое время выбрал возможность потрудится на свое будущее, получить хорошее образование и работу. А вы в то же самое время, предпочли сиюминутное удовольствие своему будущему: пропускали занятия в институте, ходили гулять, выпивали и веселились. И это тоже выбор, хотя в нем вы могли и не отдавать себе отчета.

Поэтому будьте готовы нести ответственность за последствия своего выбора. Это ваш путь и вы его сами выбираете. И кстати, всегда можете его изменить. Тогда чему можно вообще завидовать?

Но если, скажем, вы и ваш знакомый изначально выбирали одно и то же: образование, потом работа и деньги, но результат для каждого из вас разный: вы ездите на развалюхе, а он на красивом джипе. Вы столько же работаете, сколько он, но не получаете существенного результата. Что делать в таком случае? И здесь мы опять подходим к концепции справедливости

Чем определяется ваш путь?

Можно принять, что ваш путь определяется не только вашим выбором, но и направлением дороги, препятствиями на вашем курсе следования, длинной ваших ног. То есть, он зависит от случайных обстоятельств, удачи, ваших способностей, встреч на этом пути с другими людьми и т.д.

Если это так, тогда все встает на свои места. Получается, что не может быть двух одинаковых путей , каждый путь уникален. И результат этого пути формировался под действием множеством и множеством факторов, то есть, этот результат нельзя назвать случайным. Он существовал в рамках причинно-следственных связей, которые и определили конечный результат. То есть все происходило так, как должно было происходить и никак по-другому. Может это и есть реальная справедливость, которая заключается в том, что все происходит сообразно какому-то непостижимому человеку порядку? (Я не говорю о карме или о чем-то таком, я говорю только о причинно-следственных связях, которые мы не в силах охватить своим умом.)

Я понимаю, что ушел в философию, но я хочу сказать, что все эти рассуждения можно применить в жизни. Поймите, то, что тот факт, что вы ездите на старой машине произошел не просто так. Этот результат подготавливало множество события вашей жизни, в нем было замешаны судьбы разных людей. Это и был ваш путь.

Пускай вы не всегда могли сделать свой выбор и решить, куда двигаться, но, то что получилось, то получилось. Такова жизнь.

7 — Подумайте, какую ценность имеет то, чему вы завидуете

К чему бы человек ни стремился, он не достигает того счастья, которого обещает ему его воображение.

Поэтому, в принципе, не существует таких материальных вещей, которым стоило бы вообще завидовать. Так как существенной разницы между тем, обладаете вы ими или нет, на самом деле нет. Я понимаю, что кому-то это высказывание кажется очень спорным, но, если задуматься, все так и есть. Вспомните свое детство, разве вы тогда были более несчастливы чем сейчас, из-за того, что не имели атрибутов взрослой жизни(машина, деньги и т.д.)? А когда у вас появились эти вещи, разве вы стали более счастливыми в сравнении с тем, что было до этого?

Я так не думаю. Но что же можно сказать не о материальных вещах, а о некоторых личных качествах. Ум, красота, харизма и т.д. На самом деле, эти качества, также как и материальные вещи также не делают людей более счастливыми (по крайней мере не всегда). Они могут сформировать короткое довольство, мимолетное удовольствие, но нельзя говорить о том, что красивый и умный человек счастлив постоянно только потому, что он такой! Он этим своим атрибутам он также привыкает как к яхте или машине! Тем более, что красота (да и ум тоже) не вечны. Когда-то они начнут увядать. И тогда тот, кто был к этим вещам привязан, почувствует острую неудовлетворенность и даже страдание!

Поэтому практически не существует вещей, которым бы следовало завидовать. Потому что многие из них не приносят ожидаемого счастья! Не имеет особого значения, в принципе, умный человек или глупый, красивый или безобразный. По большому счету все имеют похожие судьбы: от миллиардера до нищего, от топ-модели до видавшей виды домохозяйки. Ведь нельзя сказать, что кто-то из них намного счастливее другого.

Это довольно странное утверждение для статьи на сайте, посвященному саморазвитию. «Зачем развиваться если нет никакой разницы, что будет в конце?» — Спросите вы. Должен на это ответить, что, во-первых я никогда не думал о саморазвитии ради саморазвития. Все качества, которые нужно развивать я рассматривал только с позиции возможности достижения счастья, как инструменты этого счастья, а не самоцель. Во-вторых, я не хочу сказать, что разницы нет совсем между тем, умный вы или глупый, богатый или бедный. Просто не нужно привязываться к этим вещам и верить в то, что тот кто ими обладает непременно покоится на каком-то счастливом Олимпе и поэтому именно этих вещей вам недостает для счастья.

Почему же я взял счастье в качестве того, что определяет особенность человеческой судьбы. Потому что все люди, осознанно или нет, стремятся к счастью. Но большинство из них выбирают неправильные пути и, даже достигнув баснословного богатства и власти туда не приходят. Я об этом говорил в своей статье .

Заключение — Зависть мешает нам учиться у других людей

Почему же зависть считается таким большим пороком? Я уже говорил в начале, что она не приносит никакой пользы, а только одно страдание. Она мешает нам разделять с другими людьми их радость. Но есть еще одна причина. Зависть мешает нам учиться у других людей. Вместо того, чтобы смотреть на их достоинства и заслуги и стремиться к ним, мы молча страдаем из-за зависти, в тайне желая этим людям неудачи.

Особенность негативных эмоций такова, что они заставляют человека зацикливаться на них самих, лишая его ум подвижности и выбора: такой человек может думать только об одном. Но открытость, искренность, уважение и эмпатия дают нашему уму больше свободы. И он получает возможность научиться чему-то новому.

Если вы перестанете завидовать, то мир другого человека уже не будет объектом для сравнения, а станет открытой книгой, из которой вы сможете извлечь массу полезного для себя. Освободив свой ум от зависти, вы сможете глубже понять других людей.

Надеюсь, мои советы вам помогут преодолеть зависть. Но если вас все равно застанет это чувство врасплох, помните, что это всего-навсего какое-то чувство, которому вы не обязаны подчиняться. Перестаньте страдать из-за тех мыслей, которые это чувство вам сообщает. Просто расслабьтесь и понаблюдайте за этим чувством со стороны без всяких мыслей. Это всегда помогает!

Loading...Loading...