Демократические тенденции в кндр в xxi веке: причины, особенности, прогнозы. История Кореи с середины XX до начала XXI века

Северная и Южная Корея - два абсолютно разных государства со времён окончания Второй мировой войны. Сильную державу раскололи ожесточенные бои за первенство. Но несмотря на это, КНР и КНДР объединяет один народ, язык, культура и история. Она неподвластна времени и будет существовать до тех пор, пока на карте есть эти страны. Но если проводить сравнение Северной Кореи и Южной Кореи сегодня, то государства не похожи друг на друга ни политикой, ни экономикой.

Северная Корея (КНДР)

Корейская Народно-Демократическая Республика - государство в северной части Корейского полуострова. Государственный язык - корейский, столица Северной Кореи - Пхеньян. Глава государства - Ким Ир Сен, Председатель государственного совета - Ким Чен Ын. Форма правления - социалистическая республика, дата образования Народно-Демократической республики - 9 сентября 1948 года. Валюта КНДР - северокорейские воны.

Численность населения 25,1 миллиона человек, общая площадь государства 120,5 тыс. кв. км. На юге Северная Корея граничит с Южной, на севере - с Российской Федерацией и Китаем. Омывается водами Японского и Желтого моря. Города центрального подчинения - Пхеньян, Кэсон, Нампхо. Крупнейшие города - Пхеньян, Хамхын, Насон, Кэсон, Сыныйджу.

Климатические условия и природа

В Северной Корее умеренно-муссонный климат, главной чертой которого являются значительные сезонные различия. В зимний период часто отмечаются потоки сильного холодного воздуха, небольшое количество осадков. Средняя температура в южных районах 5-7°С, в северных 8-12°С.

Летный сезон отмечен умеренным количеством осадков из-за сезона муссонов, тёплым и мягким климатом, средней температурой воздуха от 15 до 24°С. КНДР имеет большое количество заповедников, парков, гор (например, Северо-Корейских) и водопадов.

Экономика

Отрасли промышленности КНДР: текстильная промышленность, машиностроение, добыча полезных ископаемых (свинец, цинк, медь, железная руда, уголь), животноводство и растениеводство.

На настоящий момент Северная Корея является независимым государством в сфере экономики. КНДР ведёт экономическую перестройку и привлечение капиталов других стран, таких как Япония, Китай. Но так было далеко не всегда.

В связи с формированием КНДР и войной между Северной и Южной Кореей численность страны резко упала, развивать промышленность и сельское хозяйство стало затруднительно. Но несмотря на все причиненные потери - как природные, так и человеческие, - Северная Корея по сравнению с Южной Кореей быстро восстанавливалась после войны благодаря мобилизации всех ресурсов страны на реорганизацию экономики.

Практически до 60-х годов экономическое и промышленное развитие Северной Кореи набирало обороты. Всё изменилось после нефтяного кризиса 70-х годов и приближения дефолта в стране из-за сокращения экспорта товаров в страны зарубежья.

Полный крах экономики КНДР - дефолт - наступает в 1980 году. Северная Корея официально признаётся банкротом по всем обязательствам. К 2001 году общий долг западным странам составлял 12 миллионов долларов США. Экономика Северной Кореи находилась в плачевном состоянии из-за внешних долгов, а также из-за экономической и политической изоляции.

Вытащить страну из "экономического болота" помогло строительство новой экономики, основными задачами которой было развитие агропромышленной среды, электростанций, государственной инфраструктуры, сельского хозяйства. В XXI веке экономическое положение государства налаживается благодаря отношениям с Южной Кореей, обновлению экономики в 1993 году и помощи Всемирной продовольственной программы ООН.

Южная Корея

Республика Корея - государство в Восточной Азии. Занимает южную часть Корейского полуострова с принадлежащими ему островами. Общая территория - 100,2 тыс. кв. км. Население страны 51,5 миллиона человек. Столица Республики Кореи Сеул. Омывается Желтым и Японским морями, Корейским проливом. Граничит с Северной Кореей на севере, между городами Косон и Сокнхо. Традиционный язык - корейский.

Климатические условия

Государство находится в зоне умеренного климата. За год выпадает небольшое количество осадков. Периоды муссонов приходятся на середину лета. Зима в Южной Корее по сравнению с Северной Кореей сухая, тёплая и ясная, с минимальным количеством осадков. Погода соответствует сезонам и, несмотря на малоснежную зиму, температура воздуха может достигать - 12-14°С. Самый жаркий месяц в году - август.

Экономика Южной Кореи: сравнение с экономикой КНДР

Южная Корея является выдающейся страной в области машиностроения и инновационных технологий. Благодаря разработке новой экономической политики с 1961 года экономика государства развивалась и становилась всё крепче. Такая политика была направлена на привлечение инвестиций и увеличение объёма экспорта. На данный момент экономика Республики Кореи процветает, вводятся новые инновационные технологии в разработку видов энергии.

Несмотря на благоприятное географическое положение Южной Кореи, сельское хозяйство не приносит государству большой выгоды. Животноводством и растениеводством занимаются лишь специально отведённые для этого фермы. Процветает ловля, переработка и экспорт рыбы.

Республика Корея считается лидером во всём мире по машиностроению. Автомобильные марки этого государства обходят по качеству и инновациям многие всемирно известные западные автопромы. Kia, Hyundai, Daewoo покоряют мир и выходят в лидеры сферы автомобилестроения.

Экономика Южной Кореи и Северной значительно отличаются друг от друга из-за отраслей промышленности. В КНДР большой акцент делается на тяжёлую и текстильную промышленность, сборку машин и добычу природных ископаемых. А в КНР ключевым фактором является машиностроение и сфера электроники.

Особенности демографии

Демографическая разница между Северной и Южной Кореей довольно существенна. Республика Корея превосходит КНДР практически в два раза по численности населения. Происходит это из-за большого потока беженцев с северного полуострова и миграции иностранцев.

Сравнение армий

Главное различие между вооруженными силами стран - численность армий и тактика создания военной обороны. Если в Южной Корее формированию армии и военной техники способствует Америка, то КНДР управляет этим процессом исключительно при помощи Верховного Главнокомандующего. Различие армии Северной и Южной Кореи заключается и в численности военной техники. Количество техники КНДР превышает показатели Республики Кореи практически в два раза.

Армия Южной Кореи

Структуры, уставы, методы подготовки армии Южной Кореи сформировались на основе Вооруженных сил США. Верховным главнокомандующим государства провозглашен Президент Республики Кореи. Министерство обороны во главе с министром занимаются руководством вооруженными силами, распределением бюджета, снабжением военной техникой.

Вооруженные силы Южной Кореи формируются из трех видов: армия, авиация и морской флот. В армии насчитывается около 560 тысяч человек, общее количество военных в государстве - 700 тысяч человек. Военная служба в Республике Корее призывная. Мужчины по достижению 20 лет обязаны пройти военную службу 2-2,5 года.

Обширно развивается военно-морской флот и авиация. Производством авиатехники в КНР занимается Америка, но также проводятся разработки собственного авиационного флота.

Армия Северной Кореи

В Северной Корее, несмотря на ту же призывную службу, сроки ее прохождения составляют от 5 до 12 лет, в зависимости от рода войск. Исключением является ВВС, где срок службы сокращается до 3-4 лет.

В армии КНДР служат более 1,1 миллиона человек. Несмотря на экономику и численность населения всего государства Северной Кореи, она считается пятой по величине армией мира. В резерве вооруженных сил числится около 7 миллионов человек. Верховный главнокомандующий страны - Ким Чен Ын. Он же возглавляет Государственный комитет обороны КНДР, распоряжается всеми вооруженными силами и военной техникой, курирует оборонные мероприятия. Особый акцент в армии Северной Кореи делается на демилитаризованной зоне, которая разделяет границы Северной и Южной Кореи.

Вооруженные сухопутные войска делятся на бригады, армии, дивизии и корпуса.

Все войска страны подразделяются на:

  • Сухопутные войска (1 миллион человек).
  • Морской флот (60 тысяч человек).
  • Воздушные силы (110 тысяч человек).
  • Спецназ (95 тысяч человек).

История конфликта Северной и Южной Кореи

После Второй мировой войны Корейский полуостров был разделён между СССР и Америкой по 38-й параллели, которая делит площадь Северной и Южной Кореи и сейчас. Во время капитуляции японских войск и военной техники зоны оккупации были обозначены лишь временно, для контроля над японскими войсками. Но объединение зон так и не состоялось из-за холодной войны. Разделение Кореи на Северную и Южную произошло в 1948 году.

Впоследствии разделение страны привело к формированию временного правительства как в Северной, так и в Южной Корее. На южной части полуострова правительство возглавил коммунист Ким Ир Сен. В Республике Корее сформировалось антикоммунистическое движение во главе с Ли Сын Маном.

В 1949 году после объявления независимости КНДР войска США и СССР были выведены. Южной и Северной Корее предоставлялось самостоятельно объединять Корейский полуостров. Совершить это было проблематично из-за политических взглядов Верховных Главнокомандующих Северной и Южной Кореей, борьбы за власть после объединения стран. Такое столкновение привело к военным действиям на 38-й параллели.

Утром 25 июня 1950 года войска Северной Кореи перешли в наступление. Официально историю конфликта Северной и Южной Кореи принято считать именно с момента вступления войск КНДР на территорию Южной Кореи. Благодаря подготовке вооруженных сил КНДР уже через три дня армией была взята столица Южной Кореи - Сеул.

Переломным моментом в ходе боевых действий является август-сентябрь 1950 года. Поддержка со стороны США и войск ООН повлияла на ход событий войны, а уже в октябре того же года войска "южной коалиции" захватили столицу КНДР. 25 октября 1950 года Китай вступил в Корейскую войну и разгромил часть войск ООН и США. СССР также направил свои войска (авиационный флот). Поддержка Китая и Советского Союза значительно усилила армию Северной Кореи, поэтому в январе 1951 года было разгромлено войско ООН и взята столица Южной Кореи.

Завершение Корейской войны

Исходя из большой численности войск Южной и Северной Кореи на полуострове, в июне 1951 года было принято решение о завершении войны. В ходе переговоров между странами был подписан договор о прекращении огня.

Договор предусматривал завершение военных действий, некое изменение границ между двумя государствами, переход города Кэсон на территорию Северной Кореи, формирование демилитаризованной зоны между странами для избежания дальнейших военных действий.

Хоть формально мирный договор между Южной и Северной Кореей подписан не был, военных действий между этими странами больше не происходило. Победителя в этой войне также однозначно нет. Для Китая и ООН исход Корейской войны был благоприятным. Этим странам было невыгодно соединение обоих государств.

Ответить на вопрос, почему Северная и Южная Корея враждуют, сложно. В настоящее время страны поддерживают нейтралитет, а в чём-то и помогают друг другу. Однозначно сказать о невозможности объединения этих теперь уже разных государств нельзя. Северную и Южную Корею объединяет один народ, традиции, история. Война и разделение Корейского полуострова поменяло обе страны как в экономическом, так и в гуманитарном плане. Если проводить сравнение Южной Кореи и Северной Кореи, то последняя стала закрытой страной с выраженным коммунистическим строем, слабой экономикой, но сильной армией. Южная Корея обладает крепкой, развивающейся экономикой и уделяет внимание инновационным технологиям.

Правительство КНДР заявляет, что в их стране настоящий рай: все счастливы, обеспечены и уверены в будущем. Но беженцы из описывают другую реальность, страну, где приходится жить за гранью человеческих возможностей, без цели и права выбора. Экономика длительное время находилась в кризисе. В публикации будут представлены особенности страны.

Характеристика

В экономике Северной Кореи есть три отличительные черты. Во-первых, она представляет собой такой порядок, при котором ресурсы имеют централизованное распределение. Этот называется плановой. Во-вторых, ресурсы используют для противостояния возможным угрозам, что могут разрушить целостность страны. Такое использование называется мобилизационной экономикой. И в-третьих, руководствуются принципами социализма, то есть справедливости и равенства.

Из этого получается, что экономика Северной Кореи - это плановая мобилизационная экономика социалистической страны. Это государство считается самым закрытым на планете, а так как с 60-х годов КНДР не делилась экономической статистикой с другими странами, то о том, что происходит за ее границами, можно только догадываться.

Страна отличается не самыми благоприятными погодными условиями, поэтому возникает нехватка продовольственных товаров. По оценкам специалистов, жители находятся за гранью бедности, только в 2000-м году голод перестал быть проблемой государственного масштаба. По состоянию на 2011 год КНДР находится на 197-м месте в мире по уровню покупательской способности.

Из-за милитаризации и политики национал-коммунистической государственной идеологии Ким Ир Сена экономика длительное время пребывала в упадке. Лишь с приходом Ким Чен Ына стали внедряться новые рыночные реформы и вырос уровень жизни, но обо всем по порядку.

Экономика послевоенного периода

Во второй половине 20-х годов ХХ века Корея начала разрабатывать залежи полезных ископаемых на севере страны, что стало причиной увеличения численности населения. Это прекратилось после окончания Второй мировой войны. Корею тогда условно поделили на две части: южная отошла к США, а северная оказалась под властью СССР. Это деление спровоцировало дисбаланс природных и человеческих ресурсов. Так, на севере был сосредоточен мощный промышленный потенциал, а на юге - основная часть рабочей силы.

После становления КНДР и завершения (1950-1953) экономика Северной Кореи стала меняться. Запрещено было заниматься предпринимательской деятельностью, и в обиход вошла карточная система. Нельзя было торговать зерновыми культурами на рынках, да и сами рынки использовались крайне редко.

В 70-х годах власти начали вести политику экономической модернизации. В тяжелую промышленность были внедрены новые технологии. Страна начала поставлять на мировой рынок полезные ископаемые и нефть. В 1979 году КНДР уже могла покрыть внешние долги. Но в 1980 в стране начался дефолт.

Два десятилетия кризиса

Экономика Северной Кореи, кратко говоря, потерпела полное фиаско. Спрос на продукцию значительно снизился, а из-за нефтяного кризиса страну признали банкротом. В 1986-м году внешняя задолженность странам-союзникам составляла свыше 3-х миллиардов долларов, а к 2000 году долг превышал 11 миллиардов. Уклон экономического развития в сторону тяжелой промышленности и военной техники, обособленность страны и отсутствие инвестиций стали теми факторами, что препятствовали экономическому развитию.

Чтобы исправить ситуацию, в 82-м году было принято решение о создании новой экономики, основой которой должно было стать развитие сельского хозяйства и инфраструктуры (особенно электростанций). Спустя 2 года был принят закон о коллективных предприятиях, что помогало привлекать заграничные инвестиции. 1991 год ознаменовался созданием специальной экономической зоны. Пусть и с трудом, но инвестиции туда потекли.

Идеология чучхе

Особое влияние на экономическое развитие государства оказала идеология чучхе. Это своеобразное соединение концепций марксизма-ленинизма и маоизма. Основные ее положения, повлиявшие на экономику, заключались в следующем:

  • революция - это способ достигнуть самостоятельности;
  • ничего не делать означает отказаться от революции;
  • для защиты государства нужно вооружить весь народ, чтобы страна превратилась в крепость;
  • правильный взгляд на революцию происходит от чувства безграничной преданности вождю.

По факту это то, на чем держится экономика Северной Кореи. Основная часть ресурсов направлена на развитие армии, а оставшихся средств едва хватает, чтобы избавить граждан от голода. А в таком состоянии бунтовать никто не будет.

Кризис 90-х годов

После холодной войны СССР прекратил оказывать поддержку Северной Корее. Экономика страны перестала развиваться и пришла в упадок. Поддержку Корее перестал оказывать и Китай, а в сочетании с природными бедствиями это привело к тому, что в стране наступил голод. По данным экспертов, голод стал причиной гибели 600 тысяч человек. Очередной план по установлению баланса провалился. Возросла нехватка продовольствия, разразился энергетический кризис, в результате - остановка множества промышленных предприятий.

Экономика 21-го века

Когда к власти пришел Ким Чен Ир, экономика страны немного «взбодрилась». Правительство провело новые рыночные реформы, увеличилась сумма китайских инвестиций (200 млн долларов в 2004-м). Из-за кризиса 90-х годов в КНДР широко распространилась полулегальная торговля, но как бы власти ни пытались, даже сегодня в стране существуют «черные рынки» и контрабанда товаров.

В 2009 году была предпринята попытка провести финансовую реформу, чтобы укрепить плановую экономику, но в результате в стране резко вырос уровень инфляции, а некоторые товары первой необходимости стали дефицитными.

На момент 2011 года платежный баланс КНДР, наконец, стал показывать цифру со знаком плюс, положительное влияние на государственную казну оказывает внешняя торговля. Так какая экономика в Северной Корее сегодня?

Плановая экономика

То, что все ресурсы находятся в распоряжении правительства, называется командной экономикой. Северная Корея является одной из социалистических стран, где все принадлежит государству. Именно оно решает вопросы производства, импорта и экспорта.

Командно-административная экономика Северной Кореи призвана регулировать количество изготавливаемой продукции и ценовую политику. При этом правительство принимает решения, не основываясь на реальных потребностях населения, а руководствуясь плановыми показателями, что представлены в статистических отчетах. В стране никогда не бывает переизбытка товара, так как это нецелесообразно и экономически невыгодно, чего правительство не может допустить. Но очень часто можно встретить нехватку товаров первой необходимости, в связи с этим процветают нелегальные рынки, а вмести с ними и коррупция.

Как наполняется казна?

Северная Корея только недавно начала выходить из кризиса, за гранью бедности находится ¼ часть населения, чувствуется острая недостача продовольственных товаров. И если сравнивать экономику Северной и Южной Кореи, которая соперничает с Японией в производстве гуманоидных роботов, то первая определенно отстает в развитии. Тем не менее государство нашло способы наполнения казны:

  • экспорт минералов, оружия, текстиля, сельскохозяйственных продуктов, коксующего угля, оборудования, зерновых культур;
  • нефтеперерабатывающая промышленность;
  • налажены торговые отношения с Китаем (90% товарооборота);
  • налогообложение частного бизнеса: за каждую совершенную сделку предприниматель платит государству 50% прибыли;
  • создание торговых зон.

Кэсон - торгово-промышленный парк

Вместе с Корейской Республикой был создан так называемый промышленный парк, где расположились 15 компаний. В этой зоне работает более 50-ти тысяч северокорейцев, их заработная плата почти в 2 раза выше, чем на территории родного государства. Промышленный парк выгоден для обеих сторон: в Южную Корею экспортируется готовая продукция, а Северная имеет хорошую возможность пополнить государственную казну.

Город Даньдун

Подобным образом налажены отношения и с Китаем, только в этом случае оплотом торговли выступает не промышленная зона, а китайский город Даньдун, где и проводятся торговые сделки. Сейчас там открыто множество северокорейских торговых представительств. Продавать товары могут не только организации, но и отдельные представители.

Особым спросом пользуются морепродукты. В Даньдуне существует так называемая рыбная мафия: чтобы продать дары моря, необходимо заплатить достаточно высокий налог, но даже так получается хорошая прибыль. Есть, конечно, смельчаки, которые ввозят морепродукты нелегально, но из-за строгих санкций их с каждым годом становится меньше.

Сегодня Северная Корея зависима от внешней торговли, это Но в экономике страны есть еще несколько интересных моментов, некоторые из них неотделимы от политики.

Так, в стране существует 16 трудовых лагерей, созданных по принципу ГУЛАГа. Они выполняют две роли: наказание преступников и предоставление бесплатной рабочей силы. Так как в стране существует принцип «наказания трех поколений», то некоторые семьи всю жизнь проводят в этих лагерях.

В период экономического упадка в стране процветало страховое мошенничество, причем на международном уровне, за что на правительство не единожды подавали в суд с требованием вернуть страховые выплаты.

В конце 70-х годов была отменена на внешнюю торговлю. В связи с этим на международный рынок мог выйти любой желающий, предварительно зарегистрировавшись в специальной внешнеторговой фирме.

Во время кризиса основной валютой являлась еда, ее можно было обменять на что угодно.

Экономика Северной Кореи первое в мире место может занять по степени закрытости от внешнего мира.

В экономике страны все еще много пробелов, граждане пытаются мигрировать при любом удобном случае, а из обихода все еще не вышли карточки, заменяющие деньги. Попасть на территорию государства практически невозможно, а все видимые туристам участки можно назвать показательно-образцовыми территориями. Мир теряется в догадках, что на самом деле происходит в Северной Корее, но экономика страны поднимается и, возможно, спустя десятилетие КНДР будет находиться на одном уровне экономического развития со своими ближайшими соседями.

В данной статье рассматривается понятие демократизации, а так­же развитие и становление современных демократических тенденций в КНДР, новый виток развития которых наступил с приходом к влас­ти Ким Чен Ына. Данные тенденции представляются специфичными, противоречивыми даже для азиатского региона и безусловно имеют свои особенности. Также статья включает в себя краткий анализ исторически обусловленных причин и предпосылок современного по­литического курса, оценку современного состояния демократизации страны в различных сферах жизни общества с акцентом на описание структуры общественной жизни, пропитанной идеологией чучхе. Да­лее следует краткий анализ правовой базы, обеспечивающей реализа­цию демократических прав и свобод, а также составление краткос­рочных и долгосрочных прогнозов политического развития в демокра­тическую или антидемократическую сторону.

The democratization, the development and the formation of the modern de­mocracy in DPRK is the subject of the paper. The new wave of democratiza­tion came after Kim Jong-un has become a leader. These tendencies are spe­cific and contradictory, especially for Asian region. This article is also contents the analyze of the historical reasons of modern political direction, evaluation of modern condition of state’s democratization in all spheres of social life with the description of the special social life’s structure full of Juche idea. This article is also aimed at analyzing of law basis about rights and freedoms, and execu­tions of short-term and long-term prognosis.

Ю. Б. Губайду ллина

Корейская Народная Демократическая Республика - самая закрытая страна в системе современных международных отношений, которая, без­условно, является важным актором международных отношений и одним из ключевых в азиатском регионе. Однако автономный и закрытый вектор развития внешней и внутренней политики последних лет делает Северную Корею непредсказуемым партнёром для стран-соседей и всего междуна­родного сообщества. Лидеры западных стран демонизируют образ КНДР, в частности президент Дж. Буш-младший включил Северную Корею в состав «оси зла», а Барак Обама обвинил её в кибератаке, а также ввел систему сан- кционных мер (Российская Газета 2015).

В свою очередь КНДР не скрывает своего негативного отношения к обвинителям, так, например, представи­теля Государственного комитета безопасности КНДР сравнил Б. Обаму с «обезьяной в тропическом лесу» (Associated Press 2014). И несмотря на все «выпады» и критику европейских политических деятелей о внешнем и вну­треннем политическом курсе, структуре и степени развития гражданского общества, в последние несколько лет можно отметить отчётливую тенден­цию к демократизации. Не существует официальной информационной си­стемы, которая помогла бы составить целостную картину внутренних со­циальных, политических и экономических процессов, что ставит Северную Корею в ряд стран, чей внешний и внутренний политический курс является трудно прогнозируемым. С конца 60-х готов XX в. Северная Корея не публиковала официальных данных о своих экономических и социальных по­казателях, следовательно, основной информационный пласт в настоящий момент состоит из различных оценок экспертов и специалистов, способных сделать относительно достоверные выводы и прогнозы.

Перед фактическим анализом и рассмотрением вышеописанных про­цессов в КНДР логично будет уточнить, как именно трактуется демократия в современном научном мире. Термин «демократия» берёт начало ещё из Древней Греции, где впервые при Солоне в Афинах был установлен демо­кратический режим, и с тех пор претерпел множество трансформаций и из­менений. В настоящее время под ним понимают особую форму правления, при которой осуществляется народное правление большинства населения в интересах большинства и с помощью большинства (Стёпина 2001). Стоит отметить тесную связь демократии и гражданского общества, ведь только в настоящем гражданском и социальном обществе граждане способны реали­зовывать свои демократические права и свободы, т. е. участвовать в управле­нии политической жизни страны, развивать гражданские институты и т. д. Такое гражданское общество, следующее системе законов и предписаний, установленных демократическим государством, будет стабильным, эффек­тивным, обладающим мощным созидательным потенциалом. Это и являет­ся ключом к правильному пониманию демократии и объяснением слабого развития стран, в которых общество не способно использовать демократию как инструмент управления и воздействия на государство (Ивина 2004). Подведём итог: под демократическими тенденциями автор статьи понимает комплекс мер, а также совокупность нормативно-правовых актов, которые способствуют установлению в стране такого режима, в котором формиру­ется и функционирует институт гражданского общества и, следовательно, появляется возможность выражения воли народа, его активное участие в политической жизни при соблюдении прав и свобод каждого гражданина.

Очевидно, что Северная Корея, страна с почти столетней историей, на протяжении этого времени имела противоречивые направления развития. Рассмотрим последние и наиболее значимые два десятилетия. После смер­ти Ким Ир Сена в 1994 г. страна находилась в очень нестабильном положе­нии. Был разрушен социалистический блок, что ставило под угрозу поли­тическую систему Северной Кореи. Явный дефицит импорта и зарубежных поставок в сочетании с очень низкой эффективностью сельского хозяйст­ва привели страшному кризису и массовому голоду населения (CNN 2003). В 1997 г. после окончательной концентрации власти в руках Ким Чен Ира он был назначен генеральным секретарем Трудовой партии Кореи и председателем Комитета национальной обороны (BBC News 2006), так как пост президента был навсегда закреплен за его отцом.

С приходом к власти Ким Чен Ира страну потрясли массовые реформы и изменения. Из конституции страны были исключены все упоминания ком­мунизма, взамен которого появилась новая политическая политико-эконо­мическая концепция Сонгун, действующая под девизом «Армия на первом месте». Именно руководствуясь этой концепцией и были проведены главные изменения. В политической сфере, на Сонгун были возложены надежды, как на фундамент для воссоединения Северной и Южной Кореи, которая так­же стала идеологической основой для объединения общества КНДР одной идеей, с помощью которой страна сможет выйти из кризисной ситуации (Korea Overseas Information Service 2007). С помощью Сонгуна правительст­во КНДР надеялось решить ряд экономических проблем, таких как кризис и голод. Однако, по мнению С. Курбанова, - главы института корееведе- ния СПбГУ нувориши (разбогатевшие представители низшего сословия) в КНДР придерживаются и будут придерживаться политики «Армия на пер­вом месте», чтобы уберегать свои богатства (Daily NK 2007). Так или ина­че, командно-административные методы экономики являются безусловно оправданными, ведь в условиях глубокого экономического кризиса только государство может являться тем мобилизационным центром, которое смо­жет грамотно направить ресурсы и усилия страны для преодоления кризи­сной ситуации.

При Ким Чен Ире произошли важные шаги в развитии международных связей. Так, например, был подписан важнейший договор «sunshinepolicy» с Южной Кореей, за которую, кстати, руководитель РК был награждён Но­белевской премией мира, а также Кымгансан был объявлен туристической зоной, доступной также для жителей Южной Кореи (Lankov 2005). В отно­шениях с Китаем также наблюдалось заметное сближение. В середине 1990­х годов из США, Южной Кореи, а также Японии поступила большая гуманитарная помощь, которая помогла частично решить продовольственный вопрос. Вышеизложенные факты дают основание сделать вывод о том, что внешнеполитический курс стал более либерализованным, открытым, а ме­ждународные связи укрепились. Однако в 2008 г. наступил новый период обострения отношений с РК, когда КНДР заморозила все интеграционные процессы, а также расторгнула все международные мирные договорённости и даже заявила о возможности войны, однако к середине 2009 г. конфликт был урегулирован и связь была восстановлена.

Рассматривая юридически-правовую сторону вопроса, стоит отметить, что в 1992 и 1998 гг. были приняты очень важные поправки в Конституции КНДР, которые устанавливали новые рыночные элементы экономики, а также восстановлен кабинет министров, тем самым оформив смену формы власти от президентской республики к парламентской (Политические систе­мы современных государств 2012: 260-262).

Подытожив результат правления Ким Чен Ира, стоить отметить, что страна безусловно предприняла ряд мер к смягчению внутреннего режима и международных внешних связей, либерализовала экономическую сферу, введя элементы рыночной экономики, которые также закреплены юридиче­ски, т.е. Корейская Народная Демократическая Республика под руководст­вом Ким Чен Ира обозначила демократическое направление развития.

Именно на таком базисе и продолжилась поэтапная демократизация под руководством Ким Чен Ына последние 5 лет. Конституция КНДР включает в себя положения о правах и обязанностях граждан КНДР, например, пра­во избирать и быть избранными. Закреплено право избирателей отзывать депутата, если он не оправдал их доверия (ст. 7). Конституция закрепляет суверенную власть за народом, наделяет граждан следующими основны­ми правами, гарантируя их соблюдение: свобода слова, печати, собраний, демонстраций и объединений; свобода совести; право подавать жалобы и заявления; право на труд; свобода научной и литературно-художественной деятельности. Поправки к конституции отражают также изменения, про­изошедшие в экономическом положении КНДР. В 1998 г. была внесена по­правка (ст. 33), согласно которой предполагается управление экономикой с использованием «экономических рычагов, таких как себестоимость, цена, рентабельность». Таким образом, был конституционно закреплен переход к некоторым экономическим методам управления народным хозяйством (По­литические системы современных государств 2012: 260-262).

Стоит отметить, что в КНДР хорошо развита система местного самоу­правления. Местными органами власти являются провинциальные (городов центрального подчинения), городские и уездные народные собрания. На­родные собрания избираются сроком на 4 года на основе всеобщего, равно­го, прямого голосования (Шарев 2009: 152-153).

В КНДР существует система государственного социального обеспечения и социального страхования трудящихся: выплата пенсий по старости и ин­валидности; предоставляются оплачиваемые отпуска по временной нетру­доспособности, 77-дневные оплачиваемые отпуска женщинам по беремен­ности и родам. Около 2/3 детей дошкольного возраста воспитывается в дет­садах и яслях на государственные средства. Установлен 8-часовой рабочий день при шестидневной рабочей неделе. Для женщин-работниц, имеющих трёх и более детей, рабочий день сокращён на два часа без снижения зарпла­ты. Конституция КНДР закрепляет принцип равенства полов (ст. 77). Севе­рокорейское правительство принимает различные меры в целях повышения активности женщин. Труд женщин, в первую очередь женщины-матери, ох­раняется законом. Местные органы власти и местные государственные уч­реждения обязаны создавать ясли и детские сады, а также организовывать для домохозяек надомные промысловые кооперативы (Политические систе­мы современных государств 2012: 264-266).

Также необходимо отметить, что КНДР, несмотря на закрытый статус, интегрировано в ООН и его различные органы: Продовольственной и сель­скохозяйственной организации ООН, ЮНКТАД, ЮНЕСКО, ЮНИДО, Все­мирной организации здравоохранения, ВМО. КНДР также состоит в ряде международных организаций, таких как АСЕАН, Международном фонде сельскохозяйственного развития, Организации Красного Креста и т. д.

Несмотря на то, что Северная Корея безусловно является страной, содер­жащей в себе элементы демократии и социального государства, следует от­метить, что далеко не всегда положения, декларированные в Конституции, соблюдаются в жизни. Так, например, свобода слова абсолютно не соблю­дается. В рейтинге «Свобода прессы 2008», подготовленном Freedom House, КНДР занимает 195-е место из 195 возможных (несвободные СМИ).

ООН, а именно Третий комитет Генеральной Ассамблеи, всерьёз озабо­чен многочисленными фактами нарушения прав человека в КНДР, поэто­му рекомендует передать это дело в Международный уголовный суд (Центр новостей ООН 2004). США также обеспокоены настоящем положением дел в Северной Корее. По многочисленным заявлением беженцев в КНДР про­исходят массовые расстрелы, репрессии. А также зафиксированы массовые случаи похищения жителей других стран властями Северной Кореи. Всё это побудило Америку издать закон о правах человека в Северной Корее в 2004 г., в котором выражено желание содействовать соблюдению прав чело­века, а также защищать беженцев. Знаменитая организация Human Rights Watch подтвердила вышеописанные факты (Human Rights Watch 2004).

Подводя итог, стоить сказать, что современная ситуация в Северной Ко­рее не позволяет назвать страну демократической. Международное сооб­щество пока не имеет достаточно рычагов для защиты прав и свобод жи­телей КНДР, которые несмотря на вполне демократичную Конституцию, не соблюдаются. Безусловно, многие элементы, свойственные гражданскому обществу и социальному государству есть, но это не позволяет говорить о том, что общая тенденция развития государства демократическая. Гово­ря о перспективе, едва ли следует ожидать качественно новых изменений в данном направлении, так как несмотря на вполне заметную либерализацию экономической сферы, политическая и социальная сфера всё ещё тотально контролируется. Страна имеет специфическое сочетание полярно противо­положных элементов. Это и делает КНДР крайне непредсказуемым актором на международной арене. Стоит также отметит, что преемственность влас­ти, всё ещё явное присутствие некоторых черт традиционного государства позволяет прийти к выводу о том, что Северная Корея под руководством Ким Чен Ына продолжит курс на сохранение безусловной и сильной власти правителя, которое возможно и приведёт страну к новым экономическим и технологическим высотам.

Литература

  • Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Под редакцией В. С. Стёпина. М.: Мысль. 2001.
  • Политические системы современных государств: энциклопедический справочник: в 4 т. Т. 2: Азия. М., 2012. С. 260-266.
  • Российская Газета, 02.01.2015.
  • Философия: Энциклопедический словарь / под ред. А. А. Ивина. М.: Гардарики, 2004. Центр новостей ООН. ООН, 18.11.2014.
  • Шарев П. С. Социально-политические системы государств корейского полуострова. Томск, 2009.
  • Associated Press, 27.12.2014.
  • Kim JongIl: Playing a poor hand skillfully. CNN, 21.08.2003.
  • Lankov A. No sunshine yet over North Korea. Asia Times, 13.05.2005.
  • Malinowski T. Advancing Human Rights in North Korea. Humans Rights Watch, 02.03.2004. Profile: Kim Jong-il. BBC News, 09.10.2006.
  • S. Korea bans 32 pro-N. Korea Internet sites Korea. Korea Overseas Information Service 26.03.200.

ИА REX публикует статью эксперта по вопросам Дальнего Востока и Кореи Константина Асмолова о внешней политике республики Корея.

В правление Ким Дэ Чжуна экономическая составляющая была отделена от политической, а во главу угла был поставлен конструктивный диалог, а не немедленная ликвидация КНДР. Концепцию можно было свести к «трём принципам (мирное сосуществование, мирные обмены и мирное объединение) и трём этапам». Первый предполагал конфедерацию двух независимых корейских государств в широких рамках гибкой общей структуры, на втором конфедерацию меняла федерация двух автономных региональных правительств, и лишь затем наступало объединение, как «одна страна, одна нация и одно правительство».

Но даже до конфедерации надо было идти и идти. Новый термин «солнечная политика» вроде взят из басни Эзопа о том, как ветер и солнце пытались с человека снять одежду. Как ни выл ветер, чтобы сорвать её, человек только запахивал плащ, но под теплыми лучами солнца снял его самостоятельно.

По сути дела «солнечная политика» тоже была стратегией поглощения Севера, но стратегией, основанной на мягкой силе. Предполагалось, что постепенный диалог и вовлечение Северной Кореи в двухсторонние связи, во-первых, сделает режим более открытым; во-вторых, даст северокорейским массам улучшенное представление о внешнем мире, после чего у них самих возникнет желание перемен и иное отношение к Югу; в-третьих, Север планировалось медленно готовить к объединению, так как прагматики хорошо понимали, в какую копейку оно обойдётся, особенно для страны, которая только что пережила кризис. По сути, Ким Дэ Чжун был первым, кто открыто начал говорить, что объединение не произойдёт в ближайшем будущем, и германский вариант не является наиболее приемлемой аналогией. Северная Корея перестала официально рассматриваться частью страны «за пределами демаркационной линии».

Впрочем, первое действие в этом направлении произошло по частным каналам. 16 июня 1998 года почётный президент компании «Хёндэ» Чон Чжу Ён посетил Северную Корею, пригнав на Север стадо из 500 голов крупного рогатого скота. 27 октября он во второй раз посетил КНДР в сопровождении стада из 501 головы крупного рогатого скота, а также 20 легковых автомобилей. Это событие транслировалось по телевидению и произвело огромное впечатление, хотя ни одна из этих коров не прожила долгую и счастливую жизнь. Согласно северокорейской версии это чуть ли не с самого начала была диверсия, согласно другой животные погибли от неверного обращения или потому, что, оставшись без присмотра, стали жрать полиэтиленовую плёнку, куски которой потом нашли в их желудках.

Но как бы то ни было этот жест был достаточно красивым и символичным, и после него Чон договорился о развитии туризма в горах Кымгансан. 18 ноября 1998 года в КНДР отбыло первое туристское судно, а к ноябрю 1999 года культовые для южнокорейцев горы посетило около 140 тыс. туристов.

Насколько этот проект был выгоден, неясно. Хан Ён У пишет, что «Хёндэ» выплачивала КНДР по 300 долларов США за каждого туриста, посетившего Север, но для Чон Чжу Ёна и Ким Дэ Чжуна на первом месте была не экономическая выгода, а начало межкорейских контактов и «вовлечение» Севера в совместные проекты.

Параллельно возрастало и число людей, посещающих Северную Корею с гуманитарными или культурными целями. В течение только 1998 года в КНДР побывали 3317 человек, что значительно превысило число (2408) лиц, посетивших эту страну за предыдущие 9 лет в 1989-1997 гг. А в декабре 1999 года в Пхеньянском художественном театре «Понхва» в течение 7 дней выступали популярные южнокорейские певцы.

Естественно в Пхеньяне новому курсу поверили далеко не сразу. Несколько инцидентов, которые происходили в первые годы правления Ким Дэ Чжуна, можно было воспринять как проверку искренности намерений или, если угодно, попытку «взять нового лидера Юга на слабо» и посмотреть на его реакцию в чрезвычайной ситуации. Так воспринимают и инцидент 22 июня 1998 года, когда «вся РК» ловила северокорейских коммандос, предположительно заброшенных в южные регионы страны при помощи мини-подводной лодки.

Северяне утверждали, что у лодки вышел из строя двигатель и в результате её снесло на юг, но южане предоставили неоспоримые доказательства того, что она запуталась в сетях рыболовного траулера в территориальных водах Южной Кореи. На борту был обнаружен целый арсенал и девять тел: четверо агентов, покончивших с собой, и пятеро членов экипажа, которых, судя по следам борьбы, застрелили.

Так как все помнили инцидент двухлетней давности, диверсантов искали долго, но так и не нашли. 7 июня 1999 года сторожевые суда северокорейского военно-морского флота, охранявшие рыболовные суда, которые вели лов цветочного краба у демаркационной линии в районе о. Ёнпхёндо в Желтом море, внезапно пересекли границу Севера и Юга и вступили в огневой контакт с судами ВМФ РК. 11 и 15 июня инциденты повторились, но всякий раз успех сопутствовал южанам, и как пишет Хан Ен У, «северокорейские корабли и катера или потонули, или получили повреждения».

Важно иное, инцидент не получил дальнейшего развития в виде дипломатического скандала, жалоб в ООН, прекращения всяких контактов с КНДР и призывов обрушить на голову Пхеньяна всяческие казни. Дав отпор, Сеул показал свою договороспособность и то, что «политика солнечного тепла» не является трюком, направленным на подрыв северокорейской системы. И тогда произошел прорыв. 13 июня 2000 года президент РК прибыл в Пхеньян и встретился с Ким Чен Иром .

Главным итогом саммита было подписание Совместной декларации Севера и Юга, включающей пять пунктов:

1. Договоренность добиваться объединения Кореи самостоятельно и мирным путём (во многом это повтор тезисов 1972 г.).

2. Признание сходства между предложениями Севера и Юга о конфедерации и сообществе и намерение двигаться к объединению в этом направлении (то есть, медленно, через конфедерацию, не посредством поглощения).

3. Обмен визитами членов разделенных семей и решение иных гуманитарных вопросов.

4. Обещание развивать экономическое сотрудничество, связи и контакты в области культуры, спорта, здравоохранения, охраны окружающей среды и др.

5. Обещание открытия диалога между властями в целях практического осуществления перечисленных выше договорённостей.

Хотя, главным итогом саммита можно назвать сам факт встречи двух лидеров, который продемонстрировал миру, что две Кореи готовы к диалогу не только на словах и могут общаться друг с другом напрямую, без внешней помощи и обязательного присутствия стран-посредников. Саммит как бы окончательно признал нынешнее положение дел — существование на Корейском полуострове двух государств, и между Севером и Югом наметилось существенное укрепление отношений, прерванное только вторым витком ядерного кризиса осени 2002 года.

Кроме того, впервые в Пхеньяне за много лет само название Республики Корея — «Тэхан Мингук», прозвучало на официальном уровне. И до, и после, хотя, ранее она фигурировала на Севере под названием «Намчосон», что содержит намек на то, что Юг является всего лишь отколовшейся частью КНДР (впрочем, на юге тоже пишут и говорят «Пукхан», не используя северный топоним).

Тем не менее, с саммитом связан ряд любопытных деталей. Во-первых, по словам президента РК, он и Ким Чен Ир понимали друг друга примерно на 80%, сказывалось расхождение в лексике и законсервированные особенности северных и южных диалектов. Во-вторых, во время приветствия Ким Дэ Чжуна в аэропорту и по дороге в Пхеньян, население столицы КНДР ни разу не выкликнуло имя южнокорейского лидера. Однако это детали, а значение саммита для общего потепления было очень велико. Замолчали репродукторы по обе стороны границы. В июле 2000 года в РК был принят Указ об информационной политике, который снял многие ограничения на информационный обмен с Севером (в том числе, и в интернете). Доступ был закрыт только к тем источникам, в которых содержались «чрезмерно и неоправданно идеологизированные материалы», а также «заведомая ложь и клевета в отношении Республики Корея и её истории».

«Нодон синмун» тоже почти перестала печатать новости с Юга, которые традиционно сводились к бытописанию ужасного положения трудового народа и рассказу о выступлениях студентов и рабочих, требованиях отменить Закон о национальной безопасности, преступлениях американских военнослужащих в Южной Корее и т.д. Позитивных заметок, правда, вместо них, не появилось.

До конца 2000 года в КНДР «репатриировали» 63 «нераскаявшихся» (тех, кто фактически бессрочно находился в заключении после отказа подписать покаянное письмо и изменить своим политическим убеждениям) политзаключенных в возрасте от 66 до 90 лет. По сообщению А. Валиева, весь город был мобилизован на их встречу, репатриантов поселили в гостинице «Корё», возили их по всему городу в специальных автобусах и, как отмечают некоторые источники, для проживания в дальнейшем им выделен особый дом в одном из центральных районов Пхеньяна, который первоначально отводился под проживание иностранцев.

30 июля 2000 года в Сеуле открылся первый раунд переговоров на уровне министров, где были согласованы 6 пунктов, начиная с вопроса о соединении железнодорожной линии Сеул-Ыйджу. Встречи министров поочередно проходили в Сеуле и Пхеньяне, поэтому второй раунд переговоров открылся 20 августа в Пхеньяне, третий — 29 сентября на о. Чеджудо, четвертый — 12 декабря в Пхеньяне. 18 сентября произошла торжественная церемония начала работ по восстановлению железной дороги.

Первый обмен родственниками, группы которых по 100 человек с журналистами и сопровождающими прибыли в Сеул и Пхеньян, состоялся 15 августа, в День освобождения Кореи от японского колониального господства. При всех ограничениях в общении встречи родственников из разделенных семей имели огромное значение, особенно для КНДР. Это был один из немногих случаев, когда на экранах своих телевизоров жители страны могли в массовом порядке увидеть эпизоды жизни в Южной Корее.

Вторая встреча была организована 2 декабря, в ней также участвовало по 100 человек. Если в первый раз программа была рассчитана на 4 дня, то во второй раз с целью сокращения расходов её ограничили тремя днями.

Весной-летом 2000 года Сеул посетили Пхеньянский ансамбль художественной самодеятельности молодёжи и школьников, пхеньянская цирковая труппа, и государственный филармонический оркестр национальной музыки. Дух примирения проявился и на Олимпийских играх 15 сентября 2000 года в Сиднее, где на церемонии открытия Игр команды спортсменов Севера и Юга одели одинаковую спортивную форму и вместе вышли на стадион под совместным флагом с изображением корейского полуострова.

Итог столь заметного потепления был оценен очень высоко, и 13 октября 2000 года Нобелевский комитет объявил о присуждении Ким Дэ Чжуну (после тринадцати неудачных выдвижений в прошлом) Нобелевской премии мира «за усилия в течение всей жизни в отстаивании демократии и прав человека и за заслуги в ослаблении напряженности в отношениях между КНДР и Республикой Корея». Церемония награждения состоялась 10 декабря. Это был первый в истории случай присуждения Нобелевской премии корейцу. Ким Чен Ир её, однако не получил, хотя, ранее при подписании договоренностей похожего формата, премию получали обе стороны.

Ответный визит планировался, но визит Ким Чен Ира в Сеул так и не состоялся. Дело было не только в сильном противодействии оппозиции и правых кругов, но и в том, что в полном соответствии с Законом о Национальной безопасности руководитель Северной Кореи, появившийся на Юге, должен быть немедленно арестован как государственный преступник.

Между тем, правая оппозиция немедленно начала обвинять власть в том, что саммит куплен. Дело в том, что 9 июня 2000 года по распоряжению президента Ким Дэ Чжуна, согласовавшего ранее данный шаг с правительством, компания «Хёндэ» через Кореа Иксчейндж Бэнк при содействии спецслужб Южной и Северной Кореи осуществила секретный перевод суммы в размере 500 млн долларов руководству КНДР. Из этих денег 400 млн принадлежали компании Хёндэ, а остальные 100 предоставлялись государством. Обстоятельства данного факта постепенно стали известны, и к 2003 года назрел довольно крупный скандал, активно подогреваемый оппозиционной партией «Ханнара».

Согласно заявлению самого Ким Дэ Чжуна, а также ключевых министров, участвовавших в переводе денег, целью не являлась «покупка» саммита, и вообще, перевод денег к саммиту отношения не имел. Последнее, конечно, довольно сомнительно, так как сделка была осуществлена буквально за несколько дней до саммита, а, председатель компании «Хёндэ Асан» Чон Мон Хун признал, что перевод суммы частично содействовал участию Севера в межкорейской встрече на высшем уровне. Утверждается, что в осуществлении перевода такой огромной суммы компании «Хёндэ» помогали контролируемый государством центральный банк, а также спецслужбы Юга и Севера.

В январе и феврале 2001 года продолжались переговоры между военными представителями (это было связано с тем, что дорога идет через ДМЗ и встал вопрос разминирования) о соединении транскорейской железной дороги, 26 февраля 2001 года состоялась третья встреча членов разделённых семей, а 16-18 сентября прошел пятый раунд переговоров на уровне министров.

С другой стороны, когда южнокорейские участники Фестиваля национального объединения, открывшегося 15 августа в Пхеньяне, вернулись домой, часть их была арестована за нарушение ЗНБ. Одновременно под влиянием событий 11 сентября 2001 года правительство РК объявило о принятии чрезвычайных мер для борьбы с терроризмом. В ответ Северная Корея отменила назначенный на 9 ноября шестой раунд министерских переговоров, и отношения между Севером и Югом стали более прохладными.

Тем не менее, похолодание не означало смены тренда, и в 2002 году межкорейские отношения развивались сравнительно спокойно. Не поколебал их инцидент 23 июня, когда вблизи острова Ёнпхёндо завязалось сражение между сторожевыми кораблями: победа вроде бы тогда осталась за южанами, и после извинений северян конфликт был урегулирован. Несмотря на требования правых о прекращении обменов с Севером, включая туризм в г. Кымгансан, правительство не остановило эти проекты.

Продолжались и встречи членов разделённых семей Севера и Юга (четвертый и пятый раунды прошли в Кымгансане 28 апреля и 16 сентября, число родственников составило 99 человек), и контакты/обмен по культурной и спортивной линиям.

18 сентября Северная и Южная Корея провели церемонию начала работ по соединению железнодорожной линии восточного побережья Южной Кореи с транскорейской магистралью Сеул-Ыйджу, что вселяло большие надежды. 26 октября северокорейская делегация экономистов-наблюдателей в составе 15 человек посетила Южную Корею для знакомства с промышленными предприятиями. Однако политические переговоры между Югом и Севером шли тяжело, поскольку Юг концентрировал внимание на вопросах ядерного вооружения (начал давать себя знать второй виток ядерного кризиса) и возвращения похищенных и переправленных на Север людей, а Север — только на вопросах экономического сотрудничества.

Определенный прогресс был достигнут и в отношениях с Японией. Во время встречи Ким Дэ Чжуна с японским премьер-министром Коидзуми Япония принесла Южной Корее извинения за действия Токио в годы колониального правления на Корейском полуострове в 1910-1945 гг.

В отношениях с США после прихода к власти республиканцев начали накапливаться трудности. Так, в феврале 2002 года, накануне приезда Буша в общенациональной кампании протеста приняли участие десятки тысяч человек, а 18 февраля представители Корейской федерации молодежи на несколько часов захватили представительство Торгово-промышленной Палаты США.

Отношения РК и РФ постепенно избавлялись от эйфории, и начинало становиться понятно, что корейцы отнюдь не закидают Россию дешевыми телевизорами, а Москва не будет давить на Пхеньян по указке Сеула. Были трудности и в экономическом сотрудничестве. Так, по не вполне объяснимым мотивам для участия в проекте освоения Ковыктинского газового месторождения власти РК избрали компанию «Ханбо», но под ударами азиатского финансового кризиса эта корпорация лопнула, нанеся тяжёлый ущерб не только южнокорейской, но и российской стороне, так что Ковыкта была переориентирована на внутреннее потребление. Не удалось создать индустриальный комплекс в г. Находка, где Межправительственное соглашение от 29 мая 1999 года предусматривало передачу корейской стороне в аренду на 49 лет земельной площади в 330 га с целью привлечения внешних инвестиций до 800 млн долларов — Госдума РФ усмотрела в нём несоответствие с российским законодательством, и пока шли поиски выхода из правового тупика, первоначальные инвесторы переориентировали свои планы на иные выгодные проекты.

Следует особо отметить и то, что в октябре 1999 года 419 человек из отряда «Зелёные береты» высадились в восточной части о. Тимор в Индонезии для поддержания общественного порядка. Со времен Вьетнамской войны это был первый случай отправки за границу отрядов корейского спецназа, а также представителей инженерной и медицинской служб.

Не менее интересен и важен введённый в правление Ким Дэ Чжуна Закон о корейцах, проживающих за рубежом, согласно которому представители диаспоры на территории страны получили почти те же права и привилегии, что граждане РК, в том числе голосовать. Как сказал Ким Дэ Чжун, зарубежные корейцы должны быть высокодостойными гражданами своих стран, одновременно стараясь вносить витальный вклад в развитие своей исторической Родины.

Конечно, эта программа была ориентирована, в основном, на корейцев Америки и Японии. На первых — с расчётом на то, что они будут помогать стране материально, на вторых — что они более не станут скрывать своё происхождение, и родина открыто и легально примет их, предоставив им больше благ, чем предлагают КНДР и Чхонрён. Кроме того, вполне возможно, определенное влияние оказал и китайский опыт: известно, какую важную роль «хуацяо» играют в инвестициях в экономику КНР, лоббировании её интересов в странах Запада.

эксперт по вопросам Дальнего Востока и Кореи Асмолов Константин

Loading...Loading...