Молитвы накануне причастия. Подготовка к исповеди и причащению. прослушать аудиозаписи канонов и молитв ко святому причащению

"Источника бессмертного примите..."

Какие молитвы читать перед Причастием?
Непосредственно накануне причащения верующий должен посетить вечернее богослужение, после которого дома прочитать все молитвы и каноны ко Святому Причащению, а именно:

– канон покаянный к Господу нашему Иисусу Христу;

– канон молебный Пресвятой Богородице;
- канон Ангелу Хранителю;
– канон ко Святому Причащению и молитвы ко Святому Причащению;
– молитвы вечерние.
Молитвы ко Святому Причащению можно перенести на утро. Все эти каноны и молитвы Вы найдете практически в каждом молитвослове, продающемся в любом православном храме. Вполне возможно, что готовясь к Св. Причастию, Вы не сможете прочитать все эти молитвы. Тем не менее, постарайтесь сделать максимум из того, что окажется Вам по силам. После полуночи уже не едят и не пьют, курить строго запрещается - к Св. Причастию приступают натощак.

Утром в день причащения необходимо прочитать утренние молитвы.

Как поститься?
Издревле подготовка к причастию называется говением. Готовясь соединиться с Христом в таинстве Евхаристии (Причастия), православный должен подготовить свою душу и тело к достойной встрече с Господом. Готовя тело, человек в течение недели или трех дней (в зависимости от частоты причащения, возраста, здоровья) воздерживается от скоромной пищи (мяса, яиц, молочных продуктов), ест овощи, фрукты, каши, макаронные изделия. Также воздерживаемся от супружеской (интимной) жизни, от различного рода развлечений и увеселений. Не принято приступать к Святым Таинствам женщинам во время очищения (месячных циклов). Чтобы подготовить свою душу, христианин в эти дни часто посещает церковь, читает духовную литературу. Необходимо помириться, если находишься в ссоре, простить все обиды.

Есть ли послабления в посте?
Если по состоянию здоровья вы практически не можете поститься (болезнь, беременность, кормление грудью) или по уважительным причинам не можете быть на вечернем богослужении, или прочитать все положенные молитвы (например, Вы – мама с маленькими детьми), это не должно быть для вас препятствием к Св. Причастию. О послаблении в посте желательно посоветоваться со священником.

Как причащаться?
Причастники должны приступать к святой Чаше в глубоком смирении. По прочтении священником молитв: «Верую, Господи», «Вечери Твоея тайныя…» и «Да не в суд…», которые миряне про себя или негромко вслух повторяют, со всяким страхом и умилением делаем земной поклон. После этого, сложив крестообразно руки на груди так, чтобы правая рука была поверх левой, подходим к святой Чаше.
По причащении диакон обтирает уста причастника специальным платом, после чего причастник целует край святой Чаши как само ребро Христово, из которого истекли кровь и вода, и, отступив немного, делает поклон, но не до земли ради принятых Святых Тайн. Затем запивает Причастие теплотой с антидором.
Как причащать младенцев?
Из предосторожности, чтобы при Причащении младенца Святые Тайны не остались не проглоченными им, нужно подносить его к Чаше лицом вверх на правой руке и в таком положении причащать, затем дать запить теплотой с антидором. В течение нескольких минут после причащения нельзя давать пустышку.
По завершению богослужения для причастившихся читаются благодарственные молитвы по святому Причащению.

Как причащаться дома?
Дома могут причащаться тяжко больные, которые не могут прийти в храм и не надеются скоро поправиться. Для этого родственники должны пригласить священника на дом. Святые таинства совершаются только над человеком, находящимся в сознании. Напутствие нельзя откладывать до последнего часа.
Причащение на дому совершается запасными святыми дарами. Они приготовляются один раз в год, в Великий четверг на Страстной седмице, и хранятся в специальной дарохранительнице, которая стоит на святом престоле в алтаре.
Болящие причащаются на дому также натощак (не натощак можно причащать лишь только «страха ради смертного».
Перед посещением батюшки в комнате, где находится больной, нужно приготовить столик (на нем не должно быть посторонних предметов), застелить его чистой скатертью или салфеткой, поставить икону. Также готовится теплая кипяченая вода, чашка и чайная ложка.
После причащения болящему нужно дать кусочек просфоры или антидора и теплой воды. Если болящий не может сам прочесть благодарственные молитвы по святом причащении, нужно прочесть их ему вслух.

Можно ли причащаться беременным?
К Исповеди и Причастию во время беременности следует готовиться так же, как и в любое другое время, принимая лишь во внимание физическую немощь женщины. Точно так же следует исследовать свою совесть и на Исповеди покаяться в своих согрешениях. Точно так же следует по возможности ограничить себя в пище - не в молочной или другой необходимой во время беременности белковой пище, но в сладостях или лакомствах; следует ограничить развлечения. Попросит прощения у тех, кто обижен на нас, и примириться с теми, на кого обижены мы.

Составлено священником Виталием Симорой

Надо ли читать родителям каноны за детей перед их причастием? Добрый день, дорогие наши посетители! Есть ли необходимость читать родителям каноны за детей перед их причастием? Как часто нужно причащаться? Как стоит приучать детей к молитве? И какова причина того, что люди часто уклоняются от Таинства Причастия? Отвечает православный священник: «Такой необходимости нет. Родители должны молиться о своих детях. Но не могут читать...

16. 05. 2014

Перед Вами, дорогие посетители православного островка «Семья и Вера» — полный Православный Молитвослов, в котором собраны все необходимые Молитвы и Акафисты для духовной жизни православного человека. Это и ежедневные молитвы (утренние и вечерние), молитвы и каноны перед Причастием, молитвы на всякую потребу и Акафисты Господу, Пресвятой Богородице и многим святым угодникам Божиим. МОЛИТВЫ Ежедневные молитвы ♦ Молитвы...

30. 12. 2011

Вопросы священнику о грехах Исповеди и Причастии Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»! Перед Вами одна из самых значимых рубрик нашего сайта, которая наполнена вопросами-ответами, касающимися двух великих Таинств Церкви – Исповеди и Причастия. Наша жизнь – это подготовка к Вечной нескончаемой жизни, а грехи – ненужный багаж, с которым войти в Царствие Небесное будет ужасно трудно и даже невозможно....

21. 10. 2016

Можно ли причащаться, если не успел вычитать все правило? Добрый день, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”! Сегодня, в рубрике Вопросы священнику, разберем вопросы, касающиеся святого Таинства Причащения: Можно ли причащаться, если не успел вычитать все правило? Почему тогда, когда причащаешься, Святые Тайны иногда имеют вкус хлеба, а иногда как Плоть? Значит ли это, что в какой-то раз причащаешься в жизнь...

29. 01. 2016

Нужно ли причащать детей? И как часто надо это делать? Добрый день, дорогие наши посетители! Нужно ли причащать детей? И как часто надо это делать? Что делать, если ребенок противится Причащению: капризничает, вырывается и стискивает зубы? Отвечает протоиерей Александр Лебедев: «Для меня ответ на этот вопрос очевиден: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф.19,14). Это слова Христа, с...

03. 11. 2014

Миша Романов — О Причастии (Статья 12-ти летнего редактора сайта “Семья и Вера” – Миши Романова) Здравствуйте, дорогие дети и родители! Сегодня я бы хотел поговорить с вами о Причастии. Причастие – это самое великое Таинство на нашей планете. И действительно, Таинство Причастия выше всех других Таинств. Ведь Причастие – это не просто хлеб и вино, это – Сам Господь! Просто Господь претворяет хлеб и вино в Свое Тело и Кровь. Ведь...

19. 07. 2014

Как причащать детей? (Размышление о воспитание детей священника Илии Шугаева – многодетного отца) Дети, как и взрослые, готовятся к Причащению постом, исповедью и молитвой. Но подготовка детей к Причастию отличается от подготовки взрослых. 0–3 лет. О подготовке детей ко Причащению в этом возрасте можно сказать очень просто: дети пока никак не готовятся. Грудных детей вы можете покормить, когда они этого требуют, и приходить в храм....

29. 03. 2012

Последование ко Святому Причащению (читается накануне перед Причастием после трех канонов: Покаянного, Богородице и Ангелу Хранителю) Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь. Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый...

10. 03. 2012

Таинство Причастия или Евхаристии (с греческого — благодарение) — главное Таинство Православной Церкви и, одновременно, наиболее часто совершаемое Таинство: в любом храме Причастие совершается каждое воскресенье и по праздникам, а в храмах, где служит больше одного священника — каждый день, за исключением особых дней Церковного Устава.


Причастие совершается только за Литургией, которая служится обычно по утрам. В этом повседневном богослужении и самом его событии — Таинстве Причастия — заключен огромный смысл, древняя традиция и сильная благодать Божия, поистине просвещающая каждого православного христианина.


Многие люди, понимая это, хотят приступить к Таинству и причаститься в конце Литургии, но не знают, что нужно для этого сделать. А ведь к Причастию действительно нужно готовиться. Конечно, можно спросить у сотрудников церковной лавки или священников — но зачастую мешает робость и неопытность в церковной жизни.


Из нашей статьи вы узнаете, как готовиться молитвой, постом и покаянием к Исповеди и Причастию, как правильно причаститься и как называть грехи на исповеди.


Таинство Церкви — что это значит?

Православная Церковь имеет семь Таинств. Все они установлены Господом и имеют своим основанием Его слова, сохраненные в Евангелии. Таинством Церкви называется священнодействие, где с помощью внешних знаков, обрядов незримо, то есть таинственно, откуда и название, людям подается благодать Святаго Духа. Спасительная сила Божия истинна, в отличие от «энергетики» и магии духов тьмы, которые только обещают помощь, на самом же деле губят души.


Кроме того, Предание Церкви говорит, что в Таинствах, в отличие от домашних молитв, молебнов или панихид, благодать обещана Самим Богом и просвещение подается человеку, подготовившемуся к Таинствам верно, приходящего с искренней верой и покаянием, пониманием своей греховности перед Безгрешным Спасителем нашим.


Господь благословил апостолов совершать семь Таинств, которые обычно именуются в порядке от рождения до смерти человека: Крещение, Миропомазание, Покаяние (исповедь), Причащение, Венчание (брак), Священство, Елеосвящение (Соборование).


    Крещение и Миропомазание сегодня совершаются подряд, одно за другим. То есть пришедшего креститься человека или принесенного ребенка помажут Святым Миром — особой смесью масел, которая создается в большом количестве раз в году, в присутствии Патриарха.


    Причастие следует только после Исповеди. Нужно покаяться хотя бы в тех грехах, которые вы пока видите у себя сами — на исповеди священник, если будет возможность, спросит вас и о других грехах, поможет вам исповедаться.


    Священник перед рукоположением в священный сан должен вступить в брак или принять монашество (интересно, что постриг Таинством не является, человек сам дает обеты Богу и потом просит Его помочь в их исполнении). В Таинстве Венчания Бог подает Свою благодать, соединяя людей в одно целое. Только потом человек как бы в целости своей натуры может принять Таинство Священства.


    Таинство Соборования нельзя путать с елеопомазанием, которое совершается за Всенощным бдением (вечерней службой, совершающейся каждую субботу и перед церковными праздниками) и является символическим благословением Церкви. Соборуют всех желающих, даже здоровых телом, обычно в Великий пост, а тяжелобольных весь год — по необходимости даже дома. Это Таинство исцеления души и тела. Оно имеет целью очищение от неисповеданных грехов (особенно это важно сделать перед смертью) и исцеление болезни.



Таинство Исповеди — очищение от всех ошибок и грехов

Исповедь, как мы рассказали, предшествует Причастию, поэтому расскажем мы о Таинстве Исповеди в начале.


Во время Исповеди человек называет свои грехи священнику -но, как сказано в молитве перед исповедью, которую прочитает священник, это исповедание Самому Христу, а священник — лишь служитель Бога, который подает зримо Его благодать. Прощение мы получаем от Господа: в Евангелии сохранились Его слова, которыми Христос дает апостолам, а через них — священникам, их преемникам, власть отпускать грехи: “Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся”.


В Исповеди мы получаем прощение всех грехов, которые назвали и тех, которые мы забыли. Ни в коем случае нельзя утаивать грехи! Если вам стыдно, назовите грехи в числе прочих коротко.


Исповедь, несмотря на то, что многие православные люди исповедаются раз в неделю или две, то есть довольно часто, называют вторым крещением. Во время Крещения человек очищается от первородного греха благодатью Христа, Который принял Распятие ради избавления всех людей от грехов. А во время покаяния на исповеди мы избавляемся от новых грехов, сделанных нами на протяжении жизненного пути.



Правила подготовки: какие грехи на исповеди нужно называть и как их распознать

На Исповедь можно прийти и не готовясь к Причастию. То есть перед Причастием Исповедь необходима, а вот на Исповедь можно прийти и отдельно. Подготовка к исповеди — это, в основном, размышления о своей жизни и покаяние, то есть признание того, что определенные дела, которые вы делали, являются грехами. Перед Исповедью нужно:


    Если вы никогда не исповедались, начните вспоминать свою жизнь с семи лет (именно в это время ребенок, растущий в православной семье, по церковной традиции, приходит на первую исповедь, то есть может четко отвечать за свои поступки). Осознайте, какие проступки вызывают у вас угрызения совести, ведь совесть, по слову Святых Отцов — голос Божий в человеке. Подумайте, как можно назвать эти поступки, например: брал конфеты, сохраненные на праздник без спросу, разозлился и накричал на друга, оставил друга в беде — это воровство, злоба и гнев, предательство.


    Записывайте все грехи, которые вспомните, с осознанием своей неправды и обещанием Богу не повторять этих ошибок.


    Продолжите размышления своим взрослым возрастом. На исповеди вы не сможете и не должны рассказывать об истории каждого греха, достаточно его названия. Вспомните, что многие поощряемые современным миром дела являются грехами: роман или связь с замужней женщиной — прелюбодеяние, секс вне брака — блуд, ловкая сделка, где вы получили выгоду, а другому отдали некачественную вещь — обман и воровство. Все это также нужно записать и обещать Богу больше не грешить.


    Почитайте православную литературу об Исповеди. Образец такой книги — «Опыт построения Исповеди» архимандрита Иоанна Крестьянкина, современного нам старца, скончавшегося в 2006 году. Он знал грехи и скорби современных людей.


    Хорошая привычка — анализ прожитого дня ежедневно. Этот же совет обычно дают психологи с целью формирования адекватной самооценки человека. Вспомните, а лучше запишите свои грехи, сделанные случайно или по умыслу (мысленно просите Бога простить их и обещайте не совершать вновь), и свои успехи — благодарите Бога и Его помощь за них.


    Существует Канон покаянный ко Господу, который вы можете прочитать, стоя перед иконой, накануне исповеди. Он входит и в число молитв, которые являются подготовительными к Причастию. Есть и несколько православных молитв с перечнем грехов и покаянными словами. С помощью таких молитв и Покаянного канона вы подготовитесь к исповеди скорее, потому что вам будет легко понять, какие же поступки называются грехами и в чем вам нужно каяться.


Вот одна из покаянных молитв — исповедание грехов ежедневное, которое читается в составе православного вечернего молитвенного правила:


«Исповедаю Тебе, Единому Господу Богу моему и Творцу, прославляемой всеми Святой Троице, Которому поклоняются все люди: Отцу, Сыну, и Святому Духу все мои грехи, которые я сделал во все дни жизни моей, которыми грешил каждый час, во время сегодняшнего дня и в прошедшие дни и ночи: делом, словом, мыслями, обжорством, пьянством, едой втайне от других, праздным обсуждением людей и вещей, унынием, ленью, спорами, непослушанием и обманом начальства, клеветой, осуждением, небрежным и невнимательным отношением к делам и людям, самолюбием и эгоизмом, жадностью, воровством, ложью, преступным получением прибыли, желанием легкой выгоды, ревностью, завистью, гневом, памятозлобием, злопамятством, ненавистью, взяточничеством или вымогательством и всеми моими чувствами: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием, другими грехами душевными и телесными, которыми Тебя, моего Бога и Творца прогневал и причинил зло моему ближнему; обо всем этом жалея, виновным себя перед Тобой, Богом моим признаю и сам раскаиваюсь: только, Господи Боже мой, помоги мне, смиренно умоляю тебя со слезами: все совершенные грехи мои по милосердию Твоему прости мне, и избавь меня от всех, которые я перечислил в молитве Тебе, по Твоей Благой воле и любви ко всем людям. Аминь».


Не стоит искать особого душевного подъема, сильных эмоций перед Исповедью и во время нее.


Покаяние — это:


    Примирение с близкими и знакомыми, если вы кого-то серьезно обидели или обманули;


    Понимание, что ряд сделанных вами по умыслу или беспечности поступков и постоянное сохранение определенных чувств — неправедны и являются грехами;


    Твердое намерение более не грешить, не повторять грехи, например, узаконить блудные отношения, прекратить прелюбодеяние, излечиться от пьянства и наркомании;


    Вера в Господа, Его милосердие и Его благодатную помощь;


    Вера в то, что Таинство Исповеди по Христовой благодати и силой Его Крестной смерти уничтожит все грехи ваши.



Как проходит исповедь и что нужно делать на исповеди

Исповедь обычно проходит за полчаса до начала каждой Литургии (о времени ее нужно узнать из расписания) в любом православном храме.


    В храме нужно находиться в соответствующей одежде: мужчинам в брюках и рубашках хотя бы с коротким рукавом(не в шортах и майках), без головных уборов; женщинам в юбке ниже колена и платке (косынке, шарфе) — кстати, юбки и косынки можно бесплатно взять на время пребывания в храме.


    На исповедь нужно взять только листок с записанными грехами (он нужен, чтобы не забыть назвать грехи).


    Священник выйдет к месту исповеди — обычно там собирается группа исповедующихся, оно находится слева или справа у алтаря — и прочитает молитвы, начинающие Таинство. Затем в некоторых храмах, по традиции, прочитывается перечень грехов — на случай, если вы забыли некоторые грехи — священник призывает к покаянию в них (тех, которые совершили вы) и назвать свое имя. Это называется общая исповедь.


    Затем в порядке очереди вы подходите к исповедальному столику. Священник может (это зависит от практики) взять листок с грехами у вас из рук, чтобы прочитать самому, или тогда читаете вслух вы сами. Если вы хотите рассказать ситуацию и покаяться в ней более подробно, или у вас есть вопрос по этой ситуации, по духовной жизни в целом — задайте его после перечисления грехов, до отпущения.
    После того, как вы завершили диалог со священником: просто перечислили грехи и сказали: «Каюсь», — или задали вопрос, получили на него ответ и поблагодарили, — назовите свое имя. Затем священник совершает отпущение грехов: вы наклоняетесь чуть ниже (некоторые люди встают на колени), накладывает вам на голову епитрахиль (кусок вышитой ткани с прорезью для шеи, означает пастырство священника), читает краткую молитву и крестит вашу голову поверх епитрахили.


    Когда священник снимет епитрахиль с вашей головы, нужно сразу перекреститься, поцеловать сначала Крест, затем Евангелие, которые лежат перед вами на исповедальном аналое (высоком столике).


    Если вы собираетесь на Причастие, возьмите благословение у священника: сложите перед ним ладони «лодочкой», правую на левую, скажите: «Благословите причаститься, я готовился (готовилась)». Во многих храмах священники просто благословляют всех после исповеди: поэтому, поцеловав Евангелие, посмотрите на священника — подзывает ли он следующего исповедника или ждет, когда вы закончите целование и возьмете благословение.



Таинство Причастия — благословение Божие и преображение человека

Самая сильная молитва — это любое поминовение и пребывание за Литургией. За человека во время Таинства Евхаристии (Причастия) молится вся Церковь.


Готовя хлеб и вино, которые во время Таинства станут Телом и Кровью Христовыми, священник берет просфору (маленький круглый пресный хлеб с печатью Креста), вырезает в ней кусочек и говорит: «Помяни, Господи, рабов Твоих (имена)…». Имена берутся из записок, отдельными просфорами поминаются все молящиеся за Литургией и все причастники. Все части просфор становятся Телом Христовым в Чаше Причастия. Так люди получают великую силу и благодать от Бога.


Вот почему каждому человеку нужно иногда бывать на Литургии — подавать записку за себя и близких, причащаться Святых Христовых Тайн — Тела и Крови Господа. Это особенно важно сделать в трудные жизненные моменты, несмотря на нехватку времени.


Таинство Причастия установил Сам Христос во время Тайной Вечери перед Крестной смертью Своей и заповедал апостолам всегда причащаться ради памяти о Нем и жизни в вечности: «Тот, кто ест Мою Плоть и пьет Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день». Христос говорил о том, что в Таинстве Евхаристии хлеб и вино будут постоянно чудом преображаться в Его Тело и Кровь, а люди, которые едят (вкушают) их — соединятся с Ним Самим. Церковь благословляет причащаться не реже раза в год: лучше примерно раз в месяц.



Перед Причастием необходима подготовка

К Таинству Св. Причащения необходимо себя подготовить, это называется «поговеть», «говение». Подготовка включает чтение особых молитв по молитвослову, пост и покаяние:


    Готовьтесь постом 2-3 дня. Нужно быть умеренным в пище, отказаться от мяса, в идеале — от мяса, молока, яиц, если вы не больны и не беременны.


    Старайтесь в течение этих дней прочитывать утреннее и вечернее молитвенное правило с вниманием и усердием. Читайте духовную литературу, особенно необходимую для подготовки к Исповеди.


    Откажитесь от развлечений, посещения шумных мест отдыха.


    За несколько дней (можно и за один вечер, но вы устанете) прочитайте по молитвослову или онлайн канон покаянный Господу Иисусу Христу, каноны Богородице и Ангелу-Хранителю (найдите текст, где они соединены), а также Правило к Причастию (оно тоже включает в себя небольшой канон, несколько псалмов и молитвы).


    Примиритесь с людьми, с которыми вы состоите в серьезной ссоре.


    Лучше посетить вечернее богослужение — Всенощное бдение. Можно исповедоваться во время него, если в храме будет осуществляться Исповедь, или прийти в храм к утренней Исповеди.


    Перед утренней Литургией не ешьте и не пейте ничего после полуночи и утром.


    Исповедь перед Причастием является необходимой частью подготовки к нему. Никто не допускается к Причастию без Исповеди, кроме людей в смертельной опасности и детей до семи лет. Есть ряд свидетельств людей, пришедших к Причастию без Исповеди — ведь священники из-за многолюдства, бывает, не могут отследить этого. Такой поступок — большой грех. Господь наказывал их за дерзость трудностями, болезнями и скорбями.


    Нельзя причащаться женщинам во время месячных и сразу после родов: молодые мамы допускаются к Причастию только после прочтения священником над ними молитвы на очищение.



Молитвы перед Причастием — средство к истинному покаянию и просвещению

Молитвы к Причастию — это ряд прекрасных обращений к Богу, составленных в течение веков святыми. Читаются они обычно на церковнославянском и заключают слова покаяния и благодарения к Богу за Его силу, подаваемую в Таинстве Причастия.


Текст молитвы на русском языке святого Иоанна Дамаска — одной из молитв перед Причастием можно читать онлайн ниже:


«Перед дверями храма Твоего я стою, но все же злых мыслей не забываю. Однако Ты, Христос Бог наш, оправдал сборщика податей, и хананеянку помиловал, и разбойнику открыл двери рая — открой же и мне бездны Любви Твоей ко всем людям, прими меня приходящего и прикасающегося к Тебе, словно блудницу и кровоточивую: одна только края ризы твоя коснулась и легко получила исцеление, другая же пречистые Твои ноги держала, и получила отпущение грехов. А я, грешный, все Твое Тело дерзая принять, да не опалюсь Твоей благодатью, как огнем; но прими меня, как и тех женщин, и просвети мою душу и чувства, опаляя огнем мои грехи, молитвами без семени Родившей Тебя Матери и Небесных Сил, ведь Ты благословен всеми вечно. Аминь».



Как вести себя во время Причастия?

Люди часто узнают все о подготовке, а вот что делать во время самого Причастия, не знают.
После пения молитвы “Отче наш” и закрытия Царских врат нужно подойти к алтарю (или встать в очередь, которая собирается у алтаря). Пропустите вперед детей и родителей с младенцами — они причащаются в начале; в некоторых храмах пропускают вперед и мужчин.


Когда священник вынесет Чашу и прочитает две молитвы (иногда они читаются всем храмом), перекреститесь, сложите крестообразно руки к плечам — правую на левую — и идите, не опуская руки, пока не причаститесь.


У Чаше не креститесь, чтобы случайно не толкнуть ее. Назовите свое имя в Крещении, широко откройте рот. Священник сам вложит вам в рот ложечку с Телом и Кровью. Постарайтесь сразу Их проглотить Поцелуйте низ Чаши, отойдите и только потом перекреститесь. Идите к столику с «теплотой», чтобы запить и кусочком просфоры заесть Причастие. Оно не должно оставаться во рту, чтобы вы случайно не выплюнули Его.


До окончания богослужения не уходите из церкви. Благодарственные молитвы после Причастия выслушаете в храме или прочитайте дома.


В день Причастия лучше не плевать (частицы Причастия могли остаться во рту), стараться сразу не развлекаться много и вести себя с благочестием. Лучше провести день в радости, общении с близкими, чтении духовных книг, спокойных прогулках.


Да хранит вас Господь Своей благодатью!


Религиозные обряды - выражение веры человека в . Так как мы не можем представить себе материального Бога подойти и пообщаться с ним, мы придумываем себе таинства обрядов и ритуалов, которые помогают нам донести до него то или иное обращение. В православной религии таких обрядов много: крещение, исповедь, венчание, молитва, причастие. Рассмотрим последний из них. Что нужно читать перед причастием и исповедью, чтобы обряд состоялся?

Для чего нужны причастия?

Причастие - христианский ритуал объединения Бога с прихожанином. Проводится он в церкви всего несколько раз в год. Понятие слова «Причастие» объясняется как «причастность» - принадлежность к чему-нибудь, в данном случае к церкви и высшим силам. Сам же ритуал способствует очищению тела и души.

За три дня до него необходимо отказаться от:

  1. Алкоголя.
  2. Курения.
  3. Секса.
  4. Посещения увеселительных мероприятий.
  5. Животных продуктов (мяса, рыбы, яиц и молока).

В день проведения таинства запрещается есть вообще. Накануне ритуала человек, стремящийся к самоочищению и просветлению должен молиться и посещать службы в церкви. Совершать обряд причастия необходимо с чистой совестью и помыслами: померитесь, с кем поссорились, извинитесь перед тем, кого могли обидеть. Ведь держа внутри себя раздражительность, озлобленность или зависть вы настоящего обряда не получите, как бы этого не хотелось.

Необходимо совершенно точно знать, для чего вы его совершаете : для собственного успокоения или действительного очищения своего духовного мира, приближения его к совершенству, то есть к Богу. Ведь именно для этого мы просим о причастности. Перед причастием необходимо исповедаться.

Таинство исповеди

В христианстве и некоторых других религиях исповедь - признание в своих грехах перед лицом Бога в присутствии священника. Она подразумевает полное раскаяние и решение человека больше не грешить. Покаявшись, человек получает прощение грехов от Всевышнего. Все верующие христиане должны время от времени исповедоваться. Как правильно это делать?

  • Необходимо действительно осознать, все то, в чем хотите исповедаться. Перечитайте заповеди и притчу о Страшном суде, где Иисус Христос учит, что наша жизнь земная будет оцениваться по тому, как мы относили к близким людям.
  • В последнее время верующие стали крайне практичны, они приходят на исповедь со списком своих грехов, как в магазин. Это неправильно. Очищение души должно быть искренним. То, что вас действительно беспокоит, за что хотели попросить прощения, не несите лишнего. Не стоит извиняться за мелкие бытовые промахи, не хватит жизни, чтобы все их перечислить. Прощения заслуживают лишь грехи против ближнего своего.
  • Не стесняйтесь, Святого Отца уже ничем не удивишь. Говорите просто и понятно, как общаетесь со знакомыми. Не пытайтесь скрывать, Бог знает о ваших проступках все и даже больше.
  • Исповедаться - не значит вернуться домой к старой жизни. Если вас простили сегодня, это не дает повода думать, что в другой раз вы придете, и вас простят опять. Исповедаться - значит осознать и измениться.

После исповеди верующие переходят к причащению.

Ритуал причащения

Для причащения в церковь надо приходить утром . Женщинам желательно появляться в длинных юбках, на голове платок, как и обычно. Мужчинам можно с непокрытой головой.

Первыми к обряду допускают маленьких детей. Несмотря на возраст, им наравне со взрослыми дают выпить немного вина и съесть кусочек специального церковного хлеба - просфоры .

Для того чтобы вино больше походило на кровь Христа в него добавляют немного теплой воды. После детей к ритуалу допускаются мужчины, а уж потом только женщины. Причащающиеся по очереди подходят к чаше и называют себя. Священник вытирает человеку губы и разрешает поцеловать чашу, выпить глоток вина и съесть хлеба. Так как это «кровь Иисуса Христа» - ни одной капли не должно упасть мимо , для этого священник еще раз протирает губы после.

При разных обстоятельствах можно провести причащение и дома, если, например, человек сильно болен и не может явиться в церковь сам.

Что делать после причастия?

После окончания ритуала причастия нельзя уходить из церкви сразу, необходимо отстоять службу до конца. Какие еще правила необходимо соблюсти?

  • Найдите икону Иисуса Христа и поклонитесь ей в знак благодарности и покаяния.
  • Надо вести себя скромно. Старайтесь больше помогать людям, избегайте шумных компаний и веселого застолья. Не забывайте, только что вы совершили христианский обряд причастности к Богу.
  • После того, как Святой Отец напоил вас кровью Иисуса Христа и угостил церковным хлебом, можно прикладываться к любым иконам и молиться им, просить о помощи, поддержке. Может быть, у вас кто-то болеет из близких людей, просите об их исцелении. Сейчас ваш дух чист и светел, вы скорее будете услышаны.

Причащаться надо не раз в жизни, а регулярно, как и исповедоваться. Лишь Господь наш - безгрешен, мы же - грешны постоянно. Смывать наши земные проступки надо так же постоянно . Поэтому старайтесь чаще это делать. Будьте счастливее, Бог рядом со счастливым человеком, дарит ему веру и надежду.

Что можно есть перед причастием?

Как было сказано выше, перед ритуалом духовного очищения, необходимо очиститься и физически , то есть соблюдать диету. Что же можно есть человеку перед причащением?

  1. Овощи и фрукты.
  2. Травяные чаи и отвары.
  3. Сдобные изделия, в которых не содержится яиц.
  4. Хлеб и крупы.
  5. Каши, сваренные на воде.
  6. Грибы.
  7. Макаронные изделия.
  8. Мед, халва, мармелад.
  9. Орехи, семечки.
  10. Постный шоколад и печенья.

Сегодня в магазинах большой выбор диетического питания и для строго поста можно выбрать продукты именно с этих полок. Больным же людям, беременным женщинам и маленьким детям разрешается не менять свой рацион питания.

Данная диета будет полезна не только для тех людей, которые хотят провести ритуал, нам всем иногда не повредит попоститься.

Что читать перед причастием и исповедью?

Для того, чтобы подготовиться к исповеди или причастию, верующим необходимо посещать службы, и читать молитвы. Во время молитвы мы можем подумать, осознать себя, переосмыслить все. Тексты могут быть взяты из Святого Канона, но если нет такой возможности, можно читать от себя. Вот примеры некоторых из них:

  • Молитва перед Святым причастием : «Отец Святой наш Господь Иисус Христос, помилуй мя. Приди и вселись в меня, очисти от всякой скверны. Спаси души наши Святой Боже. Очисти грехи наши, прости беззаконие и обман. Владыка, исцели и отгони хворь всякую, исцели немощи и оставь нам долги наши. Господь помилуй (3 раза). Кланяюсь Царю и Богу своему. ».
  • Молитва перед исповедью : «Господь Бог наш услышь молитвы мои, грешника окаянного и сидящих во мне змея и злодея великого. Дай Боже в сердце мое смирение и помыслы очисти, грешную душу спаси от лукавого избави. Исповедь мою чистосердечную прими Владыко. Аминь»

Молитесь от души и сердца.

Причастие - то же , которое помогает верующим приблизиться к Богу. Если вы решили, что готовы покаяться и причаститься у Святого Отца, теперь будете знать, как проходит ритуал и что нужно читать перед причастием накануне.

Видео: читаем молитву перед причастием

(21 голос : 4.43 из 5 )

(Перевод Московской Духовной Академии.

Перепечатано с молитвенника, изданного в Москве в 1874 г.).

Молитвы Перед Причащением

По молитвам наших святых отцов, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Царю Небесный, Утешителю, Дух Истины, Который везде находишься и все наполняешь, источник благ и податель жизни, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны и спаси, Благой, наши души.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас (трижды).

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне (теперь), и присно (всегда), и во веки веков. Аминь (истинно так).

Пресвятая Троице, помилуй нас. Господи, очисти грехи наши, Владыка, прости беззакония наши, Святый, посети и исцели немощи наши имени Твоего ради.

Господи, помилуй (трижды). Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Отче наш, сущий на небесах. Да святится имя Твое, да придет Царство Твое, да будет воля Твоя на земле, как на небе. Хлеб наш насущный (необходимый) дай нам сегодня, и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим, и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого (лукавый - злой, дьявол) Ибо (потому что) Твое есть царство, и сила, и слава Отца и Сына, и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Псалом 22-й

Господь пасет (ведет) меня и не лишает меня ничего. Там, на месте злачном, Он поселил меня и у тихой воды воспитал меня. Душу мою обратил, направил меня на пути правды ради имени Своего. Даже если я пойду среди тени смертной, то не убоюсь зла, ибо Ты со мною: жезл Твой и посох Твой - они утешили меня. Ты приготовил для меня трапезу в виду притеснителей моих, умастил елеем голову мою, и чаша Твоя поит меня, как превосходная! И милость Твоя следует за мною во все дни жизни моей. И пребуду в доме Господнем многие дни!

Псалом 23-й

Господня земля и все, наполняющее ее, вселенная и все живущие в ней. Он на морях основал ее и на реках устроил ее. Кто взойдет на гору Господню? Или кто станет на святом месте Его? Тот, у кого неукоризненны руки и чисто сердце, кто в душе своей не увлекался суетою и не клялся лукаво ближнему своему. Сей получит благословение от Господа и милость от Бога спасителя своего. Таков род ищущих Господа, ищущих лица Бога Иаковлева! Князья, поднимите ворота ваши и поднимитесь, ворота вечные! И войдет Царь Славы. Кто есть сей Царь Славы? Господь крепкий и сильный, Господь сильный в брани. Князья, поднимите ворота ваши и поднимитесь, ворота вечные! И войдет Царь Славы. Кто есть сей Царь Славы? Господь сил, Он есть Царь Славы.

Псалом 115-й

Я веровал и потому говорил: я очень сокрушен. Я же сказал в исступлении моем: всякий человек лжив. Что воздам Господу за все, что Он даровал мне? Чашу спасения приму и имя Господне призову. Обеты мои исполню Господу пред всем народом Его. Честна пред Господом смерть преподобных Его. Господи! Я - раб Твой. Я - раб Твой и сын рабыни Твоей. Ты расторг узы мои. Тебе принесу жертву хвалы и имя Господне призову. Обеты мои исполню Господу пред всем народом Его, во дворах дома Господня, среди тебя, Иерусалим!

Тропари

Господи, родившийся от Девы! Презри мои беззакония, очисти сердце мое и сделай его храмом пречистого Твоего Тела и Крови, и не отринь меня от Твоего лица, безмерно-милостивый!

Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу. Как я, недостойный, дерзну причаститься святынь Твоих? Если осмелюсь приступить к Тебе с достойными, - одежда обличает меня, потому что она - небрачная, и я заслужу осуждение многогрешной душе моей: очисти, Господи, нечистоту души моей и спаси меня, потому что Ты человеколюбив.

И ныне и присно, и во веки веков, Аминь. Богородица чистая! Многое множество грехов у меня. К Тебе прибег я, ища спасения. Единая Благословенная! Приди на помощь к изнемогающей душе моей и моли Сына Твоего и Бога нашего, чтобы Он простил меня во всем, что я ни сделал нечестивого.

Во святую же четыредесятницу читается:

Когда славные ученики просвещались во время умовения на вечере, тогда нечестивый Иуда, болевший сребролюбием, помрачился (душою), и Тебя, праведного Судию, предал беззаконным судиям. Смотри, собиратель имений, на того, который удавился из-за них. Беги ненасытной души, которая так дерзко поступила с Учителем. Милостивый ко всем Господи, слава Тебе!

Псалом 50-й

Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих, очисти беззаконие мое. Многократно омой меня от беззакония моего и от греха моего очисти меня, ибо беззаконие мое я сознаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе Одному я согрешил и лукавое пред Тобою сотворил, так что Ты будешь праведен в приговоре Твоем и победишь, когда Ты будешь судить. Ибо вот, я в беззакониях зачат, и во грехах родила меня мать моя. Ты же истину возлюбил: неизвестное и тайное мудрости Своей Ты явил мне. Окропишь меня иссопом (трава, употреблявшаяся при богослужениях) и я очищусь, омоешь меня, и я сделаюсь белее снега.

Слуху моему доставь радость и веселье - и возрадуются кости смиренные. Отврати лице Твое от грехов моих и беззакония мои очисть. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом Владычественным утверди меня. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. Избавь меня от (пролития) крови, Боже, Боже спасения моего! И радостно восхвалит язык мой правду Твою. Господи! Открой уста мои, и они возвестят хвалу Тебе. Если бы Ты захотел жертвы, я дал бы, (но) ко всесожжению Ты не благоволишь. Жертва Богу - дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Бог не презрит.

Облагодетельствуй, Господи, по Твоему благоволению, Сион, и да построятся стены Иерусалимские. Тогда будешь благоволить к жертве правды, возношению и всесожжению, тогда возложат на Твой алтарь тельцов.

К А Н О Н (глас 2-й).

Песнь 1

Ирмос: Придите люди, воспоем песнь Христу Богу, разделившему море и проведшему чрез него народ, который Он вывел из рабства египетского; ибо Он прославился. (На каждой песне канона, после ирмоса (перед первым тропарем) следует говорить: “Сердце чисто создай во мне, Боже, и дух праведности обнови во внутренности моей,” перед следующим тропарем - “Не отвергни меня от лица Твоего, и Духа Твоего Святого не отними от меня.” Перед богородичным же - “Пресвятая Богородице, спаси нас!”).

Милосердный Господи! Святое Тело Твое да будет мне хлебом жизни, не имеющей конца, и честная Кровь - врачеванием от многообразных болезней.

Христе! Оскверненный гнусными делами, я, жалкий, становлюсь недостойным причащения Твоего пречистого Тела и Божественной Крови; удостой меня его.

Богородичен: Благословенная Богоневеста, прекрасная земля, взрастившая без возделания Колос, спасительный для мира, удостой спасения меня, его вкушающего.

Песнь 3

Ирмос: Утвердивший меня на камне веры, Ты открыл мне уста на врагов моих; ибо дух мой возвеселился в пении: нет столь святого, как Бог наш, и нет праведного, кроме Тебя, Господи.

Владыко Христе! Подай мне капли слез, очищающие нечистоту моего сердца, чтобы я, очищенный совестью, с верою и страхом приступил к причащению Божественных Твоих Даров.

Человеколюбче! В оставление грехов да послужит мне Пречистое Твое Тело и Божественная Кровь, в общение Духа Святого, в вечную жизнь и в освобождение от страстей и скорбей.

Богородичен: Пресвятая трапеза живого хлеба, по милосердию (Своему) сошедшего с высоты и дающего миру новую жизнь! Удостой ныне меня, недостойного, со страхом вкусить его, чтобы быть живым.

Песнь 4

Ирмос: Не ходатай, не ангел, но Сам Ты, Господи, пришел от Девы, принявши от Нее плоть, и спас всего меня, человека; посему взываю к Тебе: слава силе Твоей, Господи!

Многомилостивый! Ради нас воплотившись, Ты восхотел быть закланным за грехи людей, как овца; посему смиренно умоляю Тебя: очисти мои согрешения.

Господи! Исцели язвы души моей и освяти всего. Владыко! Удостой меня, несчастного, причаститься Тебя, Твоей таинственной Божественной вечери.

Богородичен: Владычица! Будь милостива и ко мне, родившегося от Тебя и сохрани меня, раба Твоего, нескверным и непорочным, чтобы я, приняв представляемый в уме жемчуг, освятился.

Песнь 5

Ирмос: Господи, податель света и Творец времен! Наставь нас светом повелений Твоих; ибо другого Бога, кроме Тебя, не признаем.

Христе! Что Сам прежде сказал, да будет то ничтожному рабу Твоему и, как обещал, пребудь во мне; ибо вот вкушаю Твое Божественное Тело и пью Кровь Твою.

О Слово Бога (Отца) и Бог! Уголь Твоего Тела да послужит мне, помраченному, в просвещение, и Твоя Кровь - в очищение моей оскверненной души.

Богородичен: Мария, Матерь Божия, драгоценное вместилище благоухания! Соделай меня избранным сосудом молитвами Твоими, чтобы я был причастником освящений Твоего Сына.

Песнь 6

Ирмос: Погрузившись в бездну греха, призываю непостижимую бездну Твоего милосердия. Боже, выведи меня из погибели!

Спаситель! Освяти мой ум, душу, сердце и тело и удостой, Владыко, неосужденно приступить к страшным тайнам.

Христе! Чрез причащение святых Твоих тайн да освобожусь я от страстей и получу умножение Твоей благодати и укрепление жизни.

Богородичен: Боже, Святое Слово Бога! По молитвам Святой Твоей Матери всего освяти меня, приступающего ныне к Божественным Твоим тайнам.

Кондак

Христе! Допусти меня к принятию хлеба - Тела Твоего, и не лиши меня, несчастного, Владыко, причащения Божественной Твоей Крови - пречистых и страшных Твоих тайн. Да не послужит причащение в осуждение мне, но дарует оно мне вечную и бессмертную жизнь.

Песнь 7

Ирмос: Премудрые отроки не послужили золотому истукану, сами пошли в пламень и посмеялись над богами их; воззвали среди пламени, и Ангел окропил их росою: услышана была молитва ваших уст.

Христе! Причащение бессмертных Твоих тайн да будет мне ныне источником благ, светом, жизнью, победою над страстями и послужит к преуспеянию и умножению Божественной добродетели, дабы я прославил Тебя, единый милосердный.

Человеколюбивый! С трепетом, любовью и благоговением приступая ныне к Тебе, к Твоим бессмертным и Божественным тайнам, да избавлюсь от страстей, врагов, нужд и всякой скорби, чтобы петь Тебе: благословен Ты, Бог отцов наших!

Богородичен: Исполненная Божественной благодати, непостижимо родившая Христа Спасителя! Умоляю Тебя, Чистую, я, Твой раб нечистый, очисти от нечистоты плоти и духа всего меня, ныне хотящего приступить к пречистым тайнам.

Песнь 8

Ирмос: Воспевайте творения Господа и превозносите во все веки Бога, Который сошел к еврейским отрокам в огненную печь и преложил пламень в росу.

Спаситель мой, Христе Боже! Удостой меня, потерявшего всякую надежду на спасение, быть ныне причастником небесных, страшных и святых тайн и Твоей Божественной таинственной вечери.

Милосердный! Прибегая под Твою милость, со страхом взываю к Тебе: Спаситель, как Сам сказал Ты, пребудь во мне и я - в Тебе! Уповая на эту милость, вот я вкушаю Тело Твое и пью Кровь Твою.

Принимая огонь, трепещу, как бы не сгореть мне, подобно воску и траве. О страшное таинство! О милосердие Божие! Как я, брение, причащаюсь Божественного Тела и Крови и остаюсь невредимым?

Песнь 9

Ирмос: Сын Безначального Отца, Бог и Господь, воплотившись от Девы, явился среди нас, чтобы просветить омраченных, собрать рассеянных, посему мы величаем преславную Богородицу.

Вкусите и видите - это Христос. Господь, ради нас ставший подобным нам, однажды принесший Себя в жертву Отцу Своему, всегда закалывается, освящая причащающихся.

Владыко, благодетель многомилостивый! Чрез причащение священных тайн да освящусь душою и телом, да просвещусь, да спасусь; да буду домом Твоим, имея Тебя в себе, вместе с Отцом и Духом.

Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу. Твое Тело и пречестная Кровь, Спаситель мой, да будет мне как огонь и как свет, сожигая во мне все грешное и пожигая терние страстей, и всегда да просветит меня, чтобы я воздал поклонение Божеству Твоему.

И ныне и присно, и во веки веков. Владычица! Бог воплотился от Твоей чистой крови; посему всякий род и множество разумных (существ) прославляют Тебя, потому что они ясно познали, что принявший от Тебя человеческое естество - Владыка всего.

Воистину достойно прославлять Тебя, Богородице, всегда блаженную и непорочную, Матерь Бога нашего. Ты честнее (почетнее) херувимов и несравненно славнее серафимов. Тебя, нетленно родившую Бога-Слова, величаем.

Молитвы Перед Причащением

Владыка господи Иисусе Христе, Боже наш, источник жизни и бессмертия, Творец всей твари видимой и невидимой, Сын безначального Отца, вместе с Ним вечный и безначальный, в последние дни по чрезмерному милосердию облекшийся в плоть, распятый и погребенный за нас, неблагодарных и бесчувственных, обновивший Своею кровью поврежденное грехом естество наше! Сам бессмертный Царь, прими покаяние от меня грешного, приклони Твое ухо ко мне и услышь, что я буду говорить: согрешил я, Господи, согрешил пред небом и пред Тобою и недостоин поднять глаз на высоту славы Твоей, - ибо прогневал Твое милосердие, преступив Твои заповеди и не послушав Твоих повелений.

Но Ты, Господи, незлобивый, долготерпеливый и многомилостивый, не оставил меня погибнуть с моими беззакониями, всячески ожидая моего обращения. Ты, Человеколюбивый, Сам сказал чрез пророка Своего: “Решительно не хочу Я смерти грешника; но хочу, чтобы он обратился и жив был.” Так не хочешь Ты, Владыка, погубить создание рук Своих, не желаешь погибели людей. Но хочешь, чтобы все спаслись и пришли к познанию истины. Посему и я, хотя недостоин и неба, и земли, и сей скоротечной жизни, отдав всего себя в рабство греху и чувственным удовольствиям, осквернил образ Твой. Но я, несчастный, - Твое творение и создание - не теряю надежды на свое спасение и приступаю, надеясь на Твое неизмеримое милосердие. И так, Человеколюбче Христе, прими и меня, как блудницу, как разбойника, как мытаря, как блудного сына, и сними с меня тяжкое ярмо греха, Ты, берущий грехи мира, исцеляющий немощи человеческие, призывающий к себе трудящихся и обремененных и успокаивающий их, пришедший призвать к покаянию не праведников, но грешников. Очисти меня от всякой нечистоты тела и духа. Научи меня совершать святое дело с благоговением к Тебе, чтобы я, с неукоризненным свидетельством совести, принимая часть святынь Твоих, соединился с святым Твоим Телом и Кровью и имел в себе Тебя, живущего и пребывающего вместе с Отцом и Святым Твоим Духом.

Ей, Господи Иисусе Христе Боже мой! Причащение пречистых и животворящих Тайн Твоих да не послужит мне в осуждение, и да не сделаюсь я от недостойного причащения их немощным душой и телом. Даруй мне, Господи, до последнего моего вздоха неосужденно принимать часть святынь Твоих в общение Духа Святого, в напутствие вечной жизни, в благоприятный ответ на страшном суде Твоем, чтобы со всеми избранными Твоими мог я участвовать в нетленных Твоих благах, которые Ты приготовил любящим Тебя и за которые Ты благословен во веки. Аминь.

Господи Боже мой! Знаю, что я недостоин и не пригоден, чтобы Ты взошел под кров дома моей души, потому что он - пуст и повалился, и не найдешь во мне места достойного, чтобы преклонить голову. Но Ты с небесной высоты ради нас явился на земле в смиренном виде; снизойди также и ныне к моему убожеству. И как Ты соизволил возлечь в пещере и в яслях бессловесных скотов, войди также и в ясли моей неразумной души и в мое грешное тело. Как не презрел войти и вечерять с грешниками в доме Симона прокаженного, удостой также войти и в дом моей убогой души, прокаженной и грешной. Как не отвергнул Ты от Себя подобной мне грешной блудницы, пришедшей и прикоснувшейся к Тебе, смилуйся также и надо мной, грешным, приходящим и прикасающимся к Тебе. И как не погнушался нечистотою ее оскверненных уст, поцеловавших Тебя, не погнушайся также еще более нечистыми и скверными моими устами и моими отвратительными, нечистыми и оскверненными губами, и еще более нечистым моим языком.

Но да послужит мне уголь пресвятого Твоего Тела, и честной Твоей Крови в освящение, просвещение и укрепление моей убогой души и тела, в облегчение тяжести многих моих согрешений, в сохранение от всякого влияния дьявольского, в удаление и освобождение от злого и лукавого моего навыка, в умерщвление страстей, в сохранение Твоих заповедей, в умножение Божественной Твоей благодати, в снискание Твоего Царства. Приступаю к Тебе, Христе Боже, не с небрежением, но с дерзновением на неизреченное Твое милосердие, чтобы, уклоняясь на долгое время от общения с Тобою, я не был пойман мысленным волком, как хищным зверем.

Посему молюсь Тебе: Ты, один святый Владыка, освяти мою душу и тело, ум и сердце, и все внутренности, обнови всего меня, укорени страх Твой в моих членах, и сделай, чтобы Твое освящение неизменно было во мне. И будь моею помощью и щитом, в тишине управляя моею жизнью, удостой меня стояния на правой стороне с Твоими Ангелами, по молитвам и предстательству Пречистой Твоей Матери, бестелесных Твоих служителей и пречистых сил и всех святых, от начала мира угодивших Тебе. Аминь.

Единый чистый и нетленный Господи, по несказанному состраданию и человеколюбию принявший на Себя всё наше сложное естество от чистой и непорочной крови Девы, сверхъестественно родившей Тебя Духа Божественного наитием и благоволением вечного Отца, Христе Иисусе, Премудрость Божия, и мир, и сила! Ты, воспринятой Тобою плотью животворящие и спасительные страдания принявший: Крест, гвозди, копье, смерть, – умертви мои пагубные для души страсти телесные. Погребением Твоим опустошивший царство ада, погреби благими размышлениями мои дурные намерения и рассей духов зла. Живоносным Твоим воскресением на третий день падшего праотца воздвигший, воздвигни и меня, грехом поскользнувшегося, средства к покаянию мне предлагая. Славным Твоим вознесением плоть воспринятую обоживший и давший ей честь восседать справа от Отца, удостой меня причащением святых Твоих Таинств правой стороны спасаемых достигнуть. Сошествием Утешителя Духа сосудами драгоценными соделавший священных учеников Твоих, яви и меня вместилищем Его пришествия. Вновь грядущий праведно судить вселенную! Благоволи и мне встретить на облаках со всеми святыми Твоими Тебя, Творца и Создателя моего, дабы я бесконечно прославлял и воспевал Тебя, с безначальным Твоим Отцом и всесвятым, и благим, и животворящим Твоим Духом, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Владыка Господи Иисусе Христе, Боже наш, милосердный и человеколюбивый, один имеющий власть прощать грехи людям, презри (забудь), прости все мои прегрешения, сознательные и несознательные, и сподоби меня без осуждения причаститься Твоих божественных, преславных, пречистых и животворящих Тайн не в наказание, не в умножение грехов, - но в очищение, освящение, в залог будущей жизни и царства, в твердый оплот, в защиту, в поражение врагов, в истребление многих моих согрешений. Ибо Ты - Бог милости и щедрот, и человеколюбия, и Тебя прославляем с Отцом и Святым Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Знаю, Господи, что я недостойно причащаюсь пречистого Твоего Тела и честной Твоей Крови, и виновен, и ем и пью осуждение себе, не сознавая, что это - Твое Тело и Кровь, Христа и Бога моего. Но, надеясь на Твои милости, прихожу к Тебе, сказавшему: “Кто ест Мою плоть и пьет Мою кровь, тот пребывает во Мне, и Я в нем.” Умилосердись же, Господи, и не обличи меня грешного, но поступи со мной по Твоей милости, и да послужит мне Святыня сия во исцеление, очищение, просвещение, в охранение, спасение и освящение души и тела, в прогнание всякого мечтания и лукавого дела, и нападения дьявольского, воздействующего посредством мысли во мне, - в дерзновение и любовь к Тебе, в исправление жизни и укрепление ее, в умножение добродетели и совершенства, во исполнение заповедей, в общение со Святым Духом, в напутствие в вечную жизнь, в благоприятный ответ на Твоем страшном суде, - не в осуждение.

От скверных уст, от мерзкого сердца, от нечистого языка, от души оскверненной прими моление, Христе мой, и не отвергнув ни слов моих, ни нрава, ни бесстыдства, дай мне свободно говорить то, что я хочу, Христе мой, но лучше и научи меня, что мне должно делать и говорить. Согрешил я более блудницы, которая узнав, где Ты пребываешь, купив мvра, дерзнула придти помазать ноги Твои, Христа моего, Владыки и Бога моего. Как её Ты не отверг, пришедшую от чистого сердца, не погнушайся и мною, Слово! Дозволь же мне и держать и целовать Твои ноги, и потоком слез, как драгоценным мvром дерзновенно их помазать. Омой меня слезами моими, очисти меня ими, Слово! Отпусти и согрешения мои и прощение мне подай. Ты знаешь множество пороков, знаешь и раны мои, и язвы мои видишь, но и веру мою знаешь, и усердие видишь, и стенания слышишь. Не сокрыты от Тебя, Боже мой, Творец мой, Искупитель мой, ни капля слез, ни капли часть некая. Не довершенное мною заметили очи Твои, а в книге Твоей находится и ещё не сделанное записанным у Тебя. Посмотри на смирение моё, посмотри, каково моё страдание, и грехи все отпусти мне, Боже вселенной, чтобы с чистым сердцем, трепетною мыслью и душою сокрушенной причастился я Твоих пречистых и всесвятых Таинств, которыми оживляется и обоживается всякий, вкушающий Тебя и пьющий с искренним сердцем. Ведь сказал Ты, мой Владыка: «Всякий вкушающий Мою Плоть, как и пьющий Мою Кровь, тот во Мне пребывает, а Я нахожусь в нем». Во всем истинно слово Владыки и Бога моего: ведь причащаясь божественных и обоготворяющих Даров, я действительно не один, но с Тобою, Христе мой, Светом, ярким как три солнца, просвещающим мир. Поэтому, чтобы мне не остаться одному, без Тебя, жизни Подателя, дыхания моего, жизни моей, радости моей, спасения миру, – я пришел к Тебе, как Ты видишь, со слезами и душою сокрушенной, умоляя о том, чтобы получить мне избавление от моих согрешений и Твоих жизнь подающих и непорочных Таинств причаститься не в осуждение; чтобы Ты пребыл, как сказал, со мною, трижды несчастным; чтобы обольститель, найдя меня лишенным Твоей благодати, не похитил меня коварно и, обманув, не отвел от обоготворящих Твоих слов. Поэтому я к стопам Твоим припадаю и горячо взываю к Тебе: как Ты принял блудного сына и пришедшую к Тебе блудницу, так прими, Милостивый, и меня, блудного и скверного, с сокрушенною душою ныне к Тебе приходящего. Знаю, Спаситель, что никто другой не согрешил пред Тобою как я, и не соделал дел, какие я совершил. Но я также знаю то, что ни тяжесть согрешений, ни грехов множество, не превосходит Бога моего многое долготерпение и человеколюбие величайшее, но с милостивым состраданием Ты и очищаешь, и просвещаешь горячо кающихся, и к свету приобщаешь, щедро делая их причастниками Божества Твоего; и – что дивно и Ангелам, и человеческим мыслям, – беседуешь с ними многократно, как с истинными Твоими друзьями. Это дает мне смелость, это окрыляет меня, Христе мой! И, дерзновенно уповая на Твои богатые к нам благодеяния, радуясь и вместе трепеща, я, трава, причащаюсь огня, и бываю – дивное чудо – неизъяснимо орошаем, как в древности куст терновый, горевший, не сгорая. Итак, благодарной мыслью и благодарным сердцем, всеми благодарными чувствами моими, души и тела моего, поклоняюсь, и величаю, и славословлю Тебя, Бога моего, как благословенного и ныне, и вовеки.

Боже! Отпусти, разреши, прости мои согрешения, которые я совершил словом, делом, помышлением, вольно или невольно, сознательно или несознательно, и, как милосердный и человеколюбивый, даруй мне прощение во всем. И по молитвам Пречистой Твоей Матери, разумных Твоих служителей и святых сил (ангелов) и всех святых, от начала мира угодивших Тебе, благоволи мне без осуждения принять святое и пречистое Твое Тело и честную Кровь во исцеление души и тела и в очищение худых моих помыслов. Ибо Твое есть царство и сила, и слава, Отца и Сына, и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва - его же

Владыка Господи! Я не стою того, чтобы Ты вошел под кров души моей, но поскольку Ты, как человеколюбивый, хочешь жить во мне, то я с дерзновением приступаю. Ты повелеваешь, чтобы я отворил двери, созданные Тобою единым, и Ты вошел бы в них со свойственным Тебе человеколюбием. Ты входишь, и просвещаешь помраченное мое помышление. Верую, что Ты сделаешь это, ибо Ты не удалился от блудницы, пришедшей к Тебе со слезами, не отвергнул мытаря, принесшего покаяние, не отогнал и разбойника, познавшего Твое царство, и гонителя, обратившегося к Тебе, не оставил тем, чем он был, но всех, через покаяние обратившихся к Тебе, поместил Ты в среде Своих друзей. Ты один благословленный всегда, ныне и в бесконечные века. Аминь.

Молитва - его же

Господи Иисусе Христе, Боже мой! Отпусти, разреши, очисти и прости мне, рабу Твоему, прегрешения, преступления, падения и все, чем я согрешил от самой юности до нынешнего дня и часа - сознательно или несознательно, в словах, делах, в намерениях, мыслях, занятиях и во всех моих чувствах, - и по молитвам бессеменно (без мужа) родившей Тебя Пречистой Приснодевы Марии, Твоей Матери, единственно несомненной надежды, заступницы и спасения моего, сподоби меня неосужденно причаститься пречистых, бессмертных, и животворящих, и страшных Твоих таинств в прощение грехов, в вечную жизнь, в освящение и просвещение, укрепление, исцеление и здравие души и тела, в уничтожение и совершенное устранение нечистых моих помыслов, дум, предприятий и ночных мечтаний, мрачных и злых духов. Ибо Твое есть царство, сила, честь и поклонение вместе с Отцом и Святым Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Уже я стою пред дверями Твоего храма, а нечистые помыслы не отходят от меня. Но Ты, Христе Боже, оправдавший мытаря, помиловавший хананеянку и отверзший (открывший) разбойнику двери рая, отверзи мне двери Твоего человеколюбия и прими меня, приходящего и прикасающегося к Тебе, как блудницу и кровоточивую. Одна лишь только коснулась края Твоей одежды, тотчас получила исцеление; другая, ухватившись за пречистые Твои ноги, получила разрешение грехов своих. Я же окаянный, дерзающий принять все Твое тело, да не буду опален (обожжен). Но прими меня, как тех двух, и просвети чувства души моей, сжигая греховные наклонности, по молитвам непорочно Родившей Тебя и по молитвам небесных сил. Ибо Ты благословен во веки веков. Аминь.

Молитва св. Иоанна Златоуста

(читается священником при выносе чаши).

Верую, Господи, и исповедую, что Ты истинно Христос, Сын Бога живого, пришедший в мир спасти грешников, из которых я первый. Верую также, что именно сие есть пречистое Тело Твое, и именно сия есть честная Кровь Твоя. Посему молюсь Тебе: помилуй меня и прости мне грехи мои, вольные и невольные, которые (я сделал) в словах и делах, сознательно и несознательно, и удостой меня неосужденно причаститься пречистых Твоих Таинств в оставление грехов и жизнь вечную. Аминь.

Сыне Божий! Удостой меня сегодня быть причастником Твоей таинственной Вечери. Не открою я таинства врагам Твоим, и не дам Тебе лобзания, как Иуда, но, как разбойник, исповедую Тебя. Помяни меня, Господи, в Царстве Твоем! Да не в осуждение будет мне причащение пречистых Твоих Тайн, Господи, но во исцеление души и тела. Аминь

Приступая к причащению, говори в себе следующие стихи .

Вот я приступаю к Божественному причащению,

Не опали меня, Создатель, сим причастием,

Потому что Ты - огонь, попаляющий недостойных;

Но очисти меня от всякой нечистоты.

Затем:

И стихи: Содрогнись, человек, видя обоготворяющую Кровь:/ ибо она – горящий уголь, недостойных опаляющий./ Тело Божие и обоживает меня, и питает:/ обоживает дух, ум же питает непостижимо.

И тропари: Ты привлек меня любовью, Христе,/ и изменил божественным к Тебе стремлением./ Но сожги огнем невещественным грехи мои/ и насытиться наслаждением в Тебе сподоби,/ чтобы я, ликуя, величал/ два пришествия Твои, Благой.

В светлый сонм святых Твоих/ как войду я, недостойный?/ Ведь если осмелюсь войти с ними в брачный чертог, –/ одежда меня обличает,/ ибо не в такой идут на брак,/ и, связанный, изгнан буду Ангелами./ Очисти, Господи, скверну души моей/ и спаси меня, как Человеколюбец.

И снова: Вечери Твоей таинственной участником/ в сей день, Сын Божий, меня прими./ Ибо не поведаю я тайны врагам Твоим,/ не дам Тебе поцелуя, такого, как Иуда./ Но как разбойник исповедаю Тебя:/ «Помяни меня, Господи, в Царстве Твоём!»

Молитвы После Причащения

Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже!

Молитва первая

Благодарю Тебя, Господи Боже мой, что Ты не отвергнул меня грешного, но сподобил быть участником святынь Твоих. Благодарю Тебя, что сподобил меня, недостойного, причаститься пречистых и небесных даров Твоих. Но, о человеколюбивый Владыка, ради нас умерший и воскресший, и даровавший нам страшные сии и животворящие Твои таинства в благодеяние и освящение душ и тел наших! Дай их мне в исцеление души и тела, в отражение всякого врага, в просветление очей сердца моего, в умиротворение душевных моих сил, в непостыдную веру, в нелицемерную любовь, в умножение премудрости, во исполнение Твоих заповедей, в приумножение Твоей благодати и усвоение Твоего царства, чтобы я, охраняемый ими в Твоем освящении, всегда помнил Твою благодать и жил не для себя, но для Тебя, нашего Владыки и благодетеля. И так, окончив настоящую жизнь с надеждою жизни вечной, достиг вечного покоя, где (слышен) непрестанный голос наслаждающихся блаженством и бесконечная радость созерцающих неизреченную красоту лица Твоего, ибо Ты, Христе Боже наш, есть истинное наслаждение и неизреченная радость любящих Тебя, и Тебя восхваляют все творения во веки. Аминь.

Молитва св. Василия Великого

Владыка Христе Боже, Царь веков и Творец всего! Благодарю Тебя за все блага, которые Ты даровал мне в принятии пречистых и животворящих Твоих таинств. Умоляю Тебя, милосердный и человеколюбивый, сохрани меня под кровом Твоим и в тени крыльев Твоих и даруй мне до последнего моего вздоха с чистою совестью достойно причащаться святынь Твоих в оставление грехов и в жизнь вечную. Ибо Ты - хлеб жизни, источник святыни, податель благ, и Тебе славу воссылаем вместе с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и в веки веков. Аминь.

Давший в пищу мне плоть Твою добровольно, Ты – огонь, сожигающий недостойных! Не сожги же меня, Создатель мой, пройди лучше в члены тела моего, во все суставы, во внутренности, в сердце, и сожги терние всех моих согрешений. Душу очисти, освяти мысли, колени утверди с костями вместе, просвети пять главных чувств, всего меня пригвозди страхом пред Тобою. Всегда защищай, охраняй и береги меня от всякого вредного для души дела и слова. Очищай, омывай и устрояй меня; украшай, вразумляй и просвещай меня. Яви меня Твоей обителью, единого Духа, и уже не обителью греха, чтобы бежали от меня по принятии Причастия всякий злодей, всякая страсть как от дома Твоего, как от огня. Ходатаями за себя Тебе представляю всех святых, Начальников воинств бесплотных, Предтечу Твоего, мудрых Апостолов, и сверх их – Твою непорочную, чистую Матерь. Прими их молитвы, милосердный Христе мой, и сыном света соделай Твоего служителя. Ибо Ты, единый Благой, освящение, а также сияние душ наших, и Тебе, как подобает Богу и Владыке, все мы славу воссылаем каждый день.

Молитва четвертая

Господи Иисусе Христе, Боже наш! Святое тело Твое да будет мне в жизнь вечную и честная кровь Твоя - в оставление грехов. Да будет мне сия (вечеря) благодарения в радость, в здравие и веселье. В страшное же второе пришествие Твое сподоби меня грешного стать с правой стороны славы Твоей по молитвам Пречистой Твоей Матери и всех святых.

Молитва к Пресвятой Богородице

Пресвятая Владычица Богородица, свет помраченной моей души, надежда, покров, прибежище, утешение, радость моя! Благодарю Тебя, что удостоила меня, недостойного, причаститься пречистого Тела и честной Крови Сына Твоего. Но, родившая истинный свет, просвети духовные очи моего сердца! Произведшая источник бессмертия, оживи меня, умерщвленного грехом! Как милостивая Мать милостивого Бога, помилуй меня и даруй сердцу моему умиление и сокрушение, моим мыслям - скромность и освобождение от плена помыслов моих. Сподоби меня до последнего моего вздоха неосужденно принимать освящение пречистыми таинствами во исцеление души и тела. И подай мне слезы покаяния и исповеди, чтобы воспевать и прославлять Тебя во все дни моей жизни; ибо Ты благословенна и прославленна во веки. Аминь.

Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех людей, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израилева ().

Loading...Loading...