Междуречья цивилизации. Цивилизации древнего двуречья

История Древнего Востока Вигасин Алексей Алексеевич

Месопотамия (Междуречье)

Месопотамия (Междуречье)

Природные условия в низовьях Тигра и Евфрата трудно назвать особо благоприятными. Из-за гнилых болот район был опасен для здоровья. В древнейшую эпоху основные орудия труда изготавливались из камня и дерева, но здесь не было ни того, ни другого. Строительным материалом служили камыш и глина. Можно предположить даже, что первоначально население появилось здесь не по доброй воле, а было оттеснено сюда более сильными племенами. Но именно Нижнее Междуречье стало колыбелью самой ранней цивилизации Азии.

Ирригационная система Месопотамии имела несколько иной характер, чем в Египте. Долина Нила орошалась во время разлива великой реки, и основной заботой египтян было сохранение воды на полях до наступления времени сева: с помощью дамб они сооружали своего рода бассейны. В Двуречье же разливы Евфрата и особенно Тигра были нерегулярными, нередко бурными и порой затрудняли сельскохозяйственные работы. Местная система ирригации была основана на рытье каналов, по которым воду можно было подавать на поля. Постоянное орошение речной водой, быстро высыхающей под жарким южным солнцем, приводило к серьезной беде – засолению почв и последующему катастрофическому снижению урожаев.

В сельском хозяйстве Нижнего Двуречья, помимо зерновых и бобовых, важнейшую роль играла финиковая пальма: ее плоды ели сырыми и сушеными, из них варили пиво, древесина (впрочем, невысокого качества) шла на топливо и на постройки, а листьями покрывали крыши домов.

В III тысячелетии до н. э. здесь появляется письменность, что знаменует переход к цивилизации. Основным материалом для письма была глина – главное богатство страны. После того как значки перестали рисовать на мягкой глине, а начали выдавливать острым концом тростниковой палочки, их линии приобрели форму клинышков. Возникла система письма, которую по внешней форме знаков называют клинописью. Она постепенно распространилась по всей Передней Азии. Документы, написанные на глине, не подвержены тлению или гниению, они не горят, а, напротив, закаляются в огне пожаров. Благодаря этой счастливой случайности – выбору материала для письма – современные исследователи располагают бесчисленным множеством глиняных табличек или их фрагментов из стран клинописной культуры.

Письменные свидетельства позволяют узнать, какие языки были распространены в Передней Азии, какие народы обитали здесь в глубокой древности. Ведь народы бесписьменные для нас, как правило, безгласны и часто даже безымянны. Этнолингвистическая карта Передней Азии начиная с III тысячелетия до н. э. выглядела следующим образом.

Изобретателями клинописи были шумеры, обитавшие в Нижнем Двуречье. Не установлены родственные связи шумерского языка ни с одним из известных древних или современных языков мира. Судя по тому, что некоторые географические названия в этом районе не имеют шумерской этимологии, они могли быть заимствованы у местного «дошумерского» населения. Но связать этот гипотетический субстратный язык с каким-либо из тех, которые знакомы по письменным памятникам, не удается. Вполне вероятно, что и некоторые культурные достижения, которые мы склонны приписывать шумерам, на самом деле заимствованы ими у племен, первоначально заселявших низовья Евфрата и Тигра.

Клинописная табличка

К северу от шумеров, в Месопотамии и почти на всей территории Передней Азии, с глубочайшей древности жили племена, говорившие на семитских языках. Восточная группа этих языков представлена аккадским языком (с его диалектами – вавилонским и ассирийским), ближе к Средиземному морю распространены были западносемитские наречия амореев, финикийцев, арамеев, евреев. На семитских языках говорили и в Аравии. Само название «семиты» пошло от известного библейского генеалогического мифа, согласно которому все эти народы являются потомками Сима – одного из сыновей Ноя, спасшегося в ковчеге после Всемирного потопа.

Как уже говорилось, в далеком родстве с семитскими языками Передней Азии находятся языки Северо-Восточной Африки (древнеегипетский, берберо-ливийские, кушитские и чадские). Одно время последние объединяли в отдельную группу и называли хамитскими (по имени Хама – родного брата библейского Сима). Но сейчас ученые полагают, что специфической близости между этими наречиями Африки не существует, хотя все они по отдельности связаны родством с семитскими языками. Поэтому для обозначения данной лингвистической семьи название «семито-хамитская» изменили на «афразийская».

Ряд языков Передней Азии не входит в афразийскую семью. Например, ближайшие соседи шумеров – эламиты, жившие к юго-востоку от них, между низовьями Тигра и Персидским заливом, говорили на особом языке, отдаленные родичи которого обнаруживаются лишь на юге Индии. В Верхней Месопотамии и Закавказье издавна жило хурритоязычное население, создавшее во II тысячелетии до н. э. государство Митанни. Дальним (и не прямым) потомком хурритов были урарты, обитавшие в I тысячелетии до н. э. на Армянском нагорье. Хурритский и урартский связывают с некоторыми языками современного Кавказа (главным образом Дагестана).

В клинописных документах нередко упоминаются племена, относительно языка которых не сохранилось достоверных свидетельств. В таких случаях историк ощущает свою беспомощность: ведь это может быть либо иное наименование хорошо известной народности, либо совершенно новая, не известная науке этническая группа. Но бывало и так, что составитель древнего текста, не будучи специалистом – этнологом или лингвистом, в одном термине объединял группы, не имевшие между собой ничего общего ни по языку, ни по происхождению.

Исследователи пытаются увязать определенные археологические культуры, определяемые по материальным признакам (таким, как тип керамики, жилища, украшений, орудий труда), с носителями того или иного диалекта. Таким образом можно было бы выйти далеко за хронологические рамки, обусловленные появлением письменных документов (т. е. живых свидетельств разговорных языков). Изучая историческую лексику того или иного языка, ученые в состоянии реконструировать в общих чертах тип культуры народа, который на этом языке разговаривал. Скажем, обилие в языке терминов, связанных с разведением лошадей, заставляет искать носителей данного языка среди культур, знавших развитое коневодство.

Но, двигаясь по этому пути, следует соблюдать максимальную осторожность, ибо между археологической культурой и группой носителей определенного языка может и не быть однозначного соответствия. На близких наречиях могут говорить племена оседлых земледельцев и кочевников-скотоводов, а сходные элементы материальной культуры – принадлежать носителям таких языков, которые не имеют между собой ни малейшего сходства. Несмотря на привычную в бытовом обиходе нечеткость употребления лингвистических и антропологических терминов, в научном исследовании их смешение недопустимо. Родство языков может быть строго доказано, но из этого вовсе не следует кровное родство всех носителей этих языков. Прекрасно говорящий по-английски темнокожий житель штата Нью-Йорк отнюдь не является потомком тех англичан, которые несколько веков тому назад осваивали Северную Америку.

Языки распространяются или умирают (последнее происходит не всегда вследствие физического истребления их носителей): история Древнего Востока дает тому множество примеров. Этнические группы порой неузнаваемо меняют свой облик, стиль жизни, одежду, занятия, религию, культурные и бытовые привычки, язык. Они смешиваются, дробятся, сближаются друг с другом или, напротив, расходятся. Народы не вечны (даже в странах Древнего Востока с его тысячелетней историей и устойчивыми формами жизни), но они в каком-то смысле и неуничтожимы: в генах людей, их языках, культуре сохраняется наследие немыслимо глубокого прошлого.

Из книги История сексуальных запретов и предписаний автора Ивик Олег

Клинописные запреты. Древний Ближний Восток. Междуречье Существует версия, что сексуальная история человечества началась в междуречье Тигра и Евфрата. Ведь именно здесь, на равнине, ограниченной двумя великими реками, Армянским нагорьем и Персидским заливом,

Из книги Путешествие в древний мир [Иллюстрированная энциклопедия для детей] автора Динин Жаклин

Месопотамия Город-государство Вавилон. Ассирийцы. Навуходоносор. Наука в ВавилонеМесопотамия, плодородная земля между реками Тигр и Евфрат, где сегодня находится Ирак, была одним из первых мест, в которых люди стали селиться общинами (см. Древняя цивилизация/Первые

Из книги Всемирная история. Том 1. Древний мир автора Йегер Оскар

Книга I Египет и Междуречье

Из книги Курс русской истории (Лекции I-XXXII) автора Ключевский Василий Осипович

Окско-волжское междуречье и его значение Под совместным действием изложенных условий, ботанических и гидрографических, с течением времени на равнине обозначился сложный узел разнообразных народных отношений. Мы уже видели, что Алаунское плоскогорье служило узловым

Из книги Тайны археологии. Радость и проклятие великих открытий [л/ф] автора Бацалев Владимир Викторович

Междуречье: бесконечная смена эпох Уже упомянутый в главе о Всемирном Потопе Леонард Вулли раскопал Смоляной холм - так арабы называли гору, где был закрыт от любопытных глаз великий Ур, город-государство, один из многих городов древней Месопотамии.Много блестящих

Из книги Засекреченная Курская битва. Неизвестные документы свидетельствуют автора Замулин Валерий Николаевич

«Держаться до последнего». Окружение советских войск в междуречье Северного и Липового Донца Когда знакомишься с боевыми документами соединений обеих сторон, действовавших в районе Прохоровки, создается впечатление, что боевые части, службы обеспечения и, конечно же,

автора Коллектив авторов

МЕСОПОТАМИЯ Месопотамия (Междуречье) - равнина в бассейне Тигра и Евфрата, протянувшаяся на северо-запад от Персидского залива до Верхнего Евфрата. Сейчас она в основном входит в состав Ирака. Весь этот обширный регион делится на две части: Нижнюю Месопотамию, лежащую в

Из книги Всемирная история: В 6 томах. Том 1: Древний мир автора Коллектив авторов

МЕСОПОТАМИЯ Хронология III - середины II тысячелетия до н. э. опирается на царские списки в сочетании с историко-астрономическими расчетами, позволяющими точно датировать падение династии Хаммурапи 1595 г. до н. э. Средневавилонская хронология определяется в значительной

Из книги Фельдмаршал Манштейн - лучший полководец Гитлера автора Дайнес Владимир Оттович

Глава 7 В междуречье Днепра и южного Буга Верховное Главнокомандование вермахта, не сумев остановить Красную Армию на Днепре, планировало в конце 1943 г., опираясь на каневский выступ и никопольский плацдарм, отбросить ее за реку и восстановить сухопутные коммуникации с

Из книги История разводов автора Ивик Олег

Из книги История магии и оккультизма автора Зелигманн Курт

автора Егоров Вадим Леонидович

Пруто-Днестровское междуречье Аккерман (Белгород, Маврокастро, Монкастро, ныне Белгород-Днестровский). Город находился на правом берегу Днестровского лимана, на развалинах древнегреческой Тиры. Археологическими раскопками вскрыты значительные по мощности наслоения

Из книги Историческая география Золотой Орды в XIII-XIV вв. автора Егоров Вадим Леонидович

Днестровско-Днепровское междуречье Сведения об оседлых населенных пунктах Золотой Орды в этом регионе крайне малочисленны и скупы. Это, однако, не означает, что их здесь не было, а свидетельствует о недостаточной археологической изученности района. Собранные к

Из книги Историческая география Золотой Орды в XIII-XIV вв. автора Егоров Вадим Леонидович

Волго-Уральское междуречье Обширный район между реками Волгой и Уралом представляет собой полупустынные и степные пространства, более пригодные для ведения хозяйства кочевого типа. Оседлое население в XIII–XIV вв. здесь было крайне редким, сосредоточиваясь почти

Из книги Социализм как явление мировой истории автора Шафаревич Игорь Ростиславович

§ 1. Месопотамия Государство в Месопотамии развилось из основанных на широком использовании ирригации хозяйств отдельных храмов, собиравших вокруг себя значительное число сельскохозяйственных рабочих и ремесленников. Такой тип организации жизни сложился в древнем

Из книги Царский Рим в междуречье Оки и Волги. автора Носовский Глеб Владимирович

3. На старых шведских картах «Рим новый» действительно изображался на Руси, в Междуречье Оки и Волги Естественно ожидать, что если «античный» Рим действительно был основан на Руси и долгое время, в XIV–XVI веках, находился в Междуречье Оки и Волги, то, несмотря на

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

" Основные черты и особенности Месопотамии "

Введение

Изучение культуры древних народов является неотъемлемой частью культуры в наши времена. Очень большое значение имеет культурный опыт, накопленный тысячелетиями многими народами. Культура Месопотамии отличалась насыщенной культурной жизнью: письменность, научные изыскания, искусство, литература, архитектура - все это оставило нам множество памятников своей гениальности и отличительной неповторимости. Множество идей, открытий, записей, сделанных народами Месопотамии используются в наши дни и они без сомнения представляют большую важность для ученых многих областей.

«Месопотамия» - значит «Земля между реками» (между Евфратом и Тигром). Теперь под Месопотамией понимают в основном долину в нижнем течении этих рек, причем присовокупляют к ней земли к востоку от Тигра и к западу от Евфрата. В целом этот регион совпадает с территорией современного Ирака, за исключением горных районов вдоль границ этой страны с Ираном и Турцией.

1. Особенности культуры Месопотамии

Месопотамская цивилизация - одна из древнейших в мире. Именно в Шумере в конце IV тыс. до н. э. человечество выходит из стадии первобытности и вступает в эпоху древности, т.е. от "варварства" к цивилизации, создавая свой тип культуры. Исторические условия развития данного региона обусловили ряд характерных особенностей. Культура Месопотамии не является однородной по своему составу. В ее создании и становлении участвовали шумеры, вавилоняне, ассирийцы, хурриты, хетты, эламиты и другие племена.

Главными обитателями Месопотамии были шумеры, аккадцы, вавилоняне и халдеи на юге: ассирийцы, хурриты и арамеи на севере. Наибольшего развития и значения достигли культуры Шумера, Вавилонии и Ассирии.

В месопотамской цивилизации значимое место занимает урбанизация. В конце IV тыс. до н. э. только в области шумерского Урука существовало 112 мелких поселений и более 10 крупных городских центров. В III тыс. до н. э. вся Месопотамия покрылась густой сеткой городов. Это приводит к складыванию и развитию административного аппарата, жречества, созданию постоянного рынка, возникновению в городах широкой специализации ремесленников. Города в Месопотамии предстают как торгово-ремесленные центры. На протяжении всего периода древности происходит сосуществование первобытной и древней культуры. Некоторые племена и селения оказались стоящими в культурном отношении на этапе первобытности в конце периода древности. Особое место в Месопотамии сыграла письменность. Изобретенная шумерами клинопись является наиболее значимым в современном понимании достижением месопотамской культуры, т. к. именно по письменным памятникам существует возможность восстановления исторического прошлого Древнего Двуречья. Существование неясных представлений в религиозных воззрениях о загробной жизни и переселении душ способствовало тому, что для Месопотамии не характерно становление портретного искусства. Все изображения носят условный характер. Из-за особого географического положения особое место занимает материальная культура, это проявилось в становлении ирригационной системы.

2. Культура Шумера

Основу экономики Шумера составляло земледелие с развитой системой орошения. Отсюда понятно, почему одним из главных памятников шумерской литературы стал «Земледельческий альманах», содержащий наставления по ведению земледелия -- как сохранять плодородие почвы и избегать ее засоления. Важное значение имело также скотоводство. Высокого уровня достигла шумерская металлургия. Уже в начале III тыс. до н.э. шумеры начали изготовлять бронзовые орудия, а в конце II тыс. до н.э. вступили в железный век. С середины III тыс. до н.э. в производстве посуды применяется гончарный круг. Успешно развиваются другие ремесла -- ткацкое, камнерезное, кузнечное. Широкая торговля и обмен имеют место как между шумерскими городами, так и с другими странами -- Египтом, Ираном. Индией, государствами Малой Азии.

Следует особо подчеркнуть значение шумерского письма. Изобретенная шумерами клинопись оказалась наиболее удачной и эффективной. Усовершенствованная во II тыс. до н.э. финикийцами, она составила основу почти всех современных алфавитов.

Система религиозно-мифологических представлений и культов Шумера отчасти перекликается с египетской. В частности, в ней также присутствует миф об умирающем и воскресающем боге, каковым выступает бог Думузи. Как и в Египте, правитель города-государства объявлялся потомком бога и воспринимался в качестве земного бога. В то же время между шумерской и египетской системами имелись и заметные различия. Так, у шумеров заупокойный культ, вера в загробный мир не приобрели большого значения. В равной мере жрецы у шумеров не стали особым слоем, игравшим огромную роль в общественной жизни. В целом же шумерская система религиозных верований представляется менее сложной.

Как правило, каждый город-государство имел своего бога-покровителя. Вместе с тем были боги, которые почитались во всей Месопотамии. За ними стояли те силы природы, значение которых для земледелия было особенно велико -- неба, земли и воды. Таковыми выступали бог неба Ан, бог земли Энлиль и бог воды Энки. Некоторые боги были связаны с отдельными звездами или созвездиями. Примечательно, что в шумерском письме пиктограмма звезды означала понятие «бог». Большое значение в шумерской религии имела богиня-мать, покровительница земледелия, плодородия и деторождения. Таких богинь существовало несколько, одной из них была богиня Инанна. покровительница города Урука. Некоторые мифы шумеров -- о сотворении мира, всемирном потопе -- оказали сильное влияние на мифологию других народов, включая христианские.

В художественной культуре Шумера ведущим искусством была архитектура. В отличие от египтян шумеры не знали каменного строительства и все сооружения создавали из кирпича-сырца. Из-за болотистой местности постройки возводились на искусственных платформах -- насыпях. С середины III тыс. до н.э. шумеры первыми начинают широко использовать в строительстве арки и своды.

Первыми памятниками архитектуры стали два храма, Белый и Красный, обнаруженные в Уруке (конец IVтыс. до н.э.) и посвященные главным божествам города -- богу Ану и богине Инанне. Оба храма -- прямоугольные в плане, с выступами и нишами, украшены рельефными изображениями в «египетском стиле». Другим значительным памятником является небольшой храм богини плодородия Нинхурсаг в Уре (XXVI в. до н.э.). Он был построен с использованием тех же архитектурных форм, но украшен не только рельефом, но и круглой скульптурой. В нишах стен стояли медные фигурки идущих бычков, а на фризах -- горельефы лежащих бычков. У входа в храм -- две статуи львов из дерева. Все это делало храм праздничным и нарядным.

В Шумере сложился своеобразный тип культовой постройки -- зиккураг, который представлял собой ступенчатую, прямоугольную в плане, башню. На верхней площадке зиккурата обычно находился маленький храмик -- «жилище бога». Зиккурат в течение тысячелетий играл примерно ту же роль, что и египетская пирамида, но в отличие от последней не был загробным храмом. Самым известным стал зиккурат («храм-гора») в Уре (XXII-XXI вв. до н.э.), который входил в комплекс из двух больших храмов и дворца и имел три платформы: черную, красную и белую. Сохранилась лишь нижняя, черная платформа, но даже в таком виде зиккурат производит грандиозное впечатление.

Скульптура в Шумере получила меньшее развитие, чем архитектура. Как правило, она имела культовый, «посвятительный» характер: верующий ставил сделанную по его заказу, чаше всего небольшую по размерам, статуэтку в храме, которая как бы молилась о его судьбе. Человек изображался условно, схематически и абстрактно,без соблюдения пропорций и без портретного сходства с моделью, часто в позе молящегося. В качестве примера может служить женская фигурка (26 см) из Лагаша, которая имеет в основном общие этнические черты.

В аккадский период скульптура существенно меняется: она становится более реалистической, приобретает индивидуальные черты. Самым знаменитым шедевром данного периода является портретная голова из меди Саргона Древнего (XXIII в. до н.э.), которая прекрасно передает неповторимые черты характера царя: мужество, волю, суровость. Это редкое по выразительности произведение почти ничем не отличается от современных.

Высокого уровня достигла шумерская литература. Помимо упомянутого выше «Земледельческого альманаха» самым значительным литературным памятником стал «Эпос о Гильгамеше». В этой эпической поэме рассказывается о человеке, который все видел, все испытывай, все познал и который был близок к разгадке тайны бессмертия.

К концу III тыс. до н.э. Шумер постепенно приходит в упадок, и его в конце концов покоряет Вавилония.

3.Вавилония

географический месопотамский цивилизация

Ее история распадается на два периода: Древний, охватывающий первую половину II тыс. до н.э., и Новый, приходящийся на середину I тыс. до н.э.

Своего наивысшего подъема Древняя Вавилония достигает при царе Хаммурапи (1792-1750 до н.э.). От его времени остались два значительных памятника. Первый из них - Законы Хаммурапи -- стал самым выдающимся памятником древневосточной правовой мысли. 282 статьи судебника охватывают практически все стороны жизни вавилонского общества и составляют гражданское, уголовное и административное право. Вторым памятником является базальтовый столб (2 м), на котором изображен сам царь Хаммурапи, сидящий перед богом солнца и правосудия Шамашем, а также запечатлена часть текста знаменитого кодекса.

Новая Вавилония достигла своего высшего расцвета при царе Навуходоносоре (605-562 до н.э.). При нем были сооружены знаменитые «висячие сады Семирамиды», ставшие одним из семи чудес света. Их можно назвать грандиозным памятником любви, поскольку они были подарены царем любимой жене, чтобы облегчить ее тоску по горам и садам своей родины.

Не менее известным памятником является также Вавилонская башня. Это был самый высокий в Месопотамии зиккурат (90 м), состоявший из нескольких поставленных друг на друга башен, на верхней из которых находилось святилище Мардука -- главного бога вавилонян. Видевший башню Геродот был потрясен ее величием. Она упоминается в Библии.

Питер Брейгель Старших в 1563 г., вдохновленный образом Колизея, нарисовал Вавилонскую башню.Когда персы завоевали Вавилонию (VI в. до н.э.), они разрушили Вавилон и все находившиеся в нем памятники.

Особого выделения заслуживают достижения Вавилонии в астрономии и математике. Вавилонские звездочеты с удивительной точностью вычислили время обращения Луны вокруг Земли, составили солнечный календарь и карту звездного неба. Названия пяти планет и двенадцати созвездий солнечной системы имеют вавилонское происхождение. Звездочеты подарили людям астрологию и составление гороскопов. Еще более впечатляющими были успехи математиков. Они заложили основы арифметики и геометрии, разработали «позиционную систему», где числовое значение знака зависит от его «позиции», умели возводить в квадратную степень и извлекать квадратный корень, создали геометрические формулы для измерения земельных участков.

4. Ассирия

Третья могущественная держава Месопотамии -- Ассирия -- возникла в III тыс. до н.э., однако наивысшего расцвета достигла во второй половине II тыс. до н.э. Ассирия была бедна ресурсами, но добилась возвышения благодаря своему географическому положению. Она оказалась на перекрестке караванных путей, и торговля сделала ее богатой и великой. Столицами Ассирии последовательно были Ашшур, Калах и Ниневия. К XIII в. до н.э. она стала самой могущественной империей всего Ближнего Востока.

В художественной культуре Ассирии -- как и во всем Двуречье -- ведущим искусством была архитектура. Наиболее значительными архитектурными памятниками стали дворцовый комплекс царя Саргона II в Дур-Шаррукине и дворец Ашшур-банапала в Ниневии.

Широкую известность приобрели также ассирийские рельефы, украшавшие дворцовые помещения, сюжетами которых были сцены из царской жизни: культовые церемонии, охота, военные события.

Одним из лучших примеров ассирийских рельефов считается «Большая львиная охота» из дворца Ашшурбанапала в Ниневии, где сцена, изображающая раненых, умирающих и убитых львов, наполнена глубоким драматизмом, острой динамикой и яркой экспрессией.

В VII в. до н.э. последний правитель Ассирии Ашшур-банапап создал в Ниневии великолепную библиотеку, содержащую более 25 тыс. глиняных клинописных табличек. Библиотека стала самой большой на всем Ближнем Востоке. В ней были собраны документы, в той или иной мере касавшиеся всего Двуречья. Среди них хранился и упомянутый выше «Эпос о Гильгамеше».

Двуречье, как и Египет, стало настоящей колыбелью человеческой культуры и цивилизации. Шумерская клинопись и вавилонские астрономия и математика -- этого уже достаточно, чтобы говорить об исключительном значении культуры Месопотамии.

5.Научные знания

Медицина. По своему содержанию медицина в Месопотамии была народной. Использовали в основном различные местные травы, животные продукты (жир, кровь, кости, молоко). В текстах не упоминается о каких-либо редких и дорогостоящих веществах. Медицинские инструменты использовались только самые простейшие: шпатели, металлические трубки, ланцеты. Хирургические операции практически не производились (исключая кесарево сечение). Жители Месопотамии верили в эффективность обоих способов, соединяющих и применение медикаментов, и использование магии. Между этими двумя способами не было четкого разделения: при использовании медицинского лечения использовали и магические процедуры, а при применении магических мер использовали и фармакопею. Магические элементы, применяемые практиком, состояли из коротких заклинаний, использовании магии чисел (7 капель лекарства). Об уровне месопотамской медицины оставил свое свидетельство Геродот: "Вавилоняне выносили своих больных на рынок для того, чтобы узнать у прохожих, какие бы средства они предложили для лечения".

Математика. Существовало 2 вида математических текстов: математические таблицы и так называемые "проблемные тексты". Они получили распространение в старо-вавилонский и селевкидский периоды (IV-I вв. до н. э.). Математические таблицы предназначались для умножения и деления. Они также перечисляют квадраты и кубы, извлечение корня, использовались при вычислении сложных процентов. "Проблемные тексты" содержат решение конкретных задач, либо перечислялось большое количество задач (число могло доходить до 200), перечисляются от простых до чрезвычайно сложных.

Астрономия. Что касается астрономии, то таких успехов как в математике месопотамцы достигли позже. Толчком для развития астрономии послужило введение в нее математических методов. Еще в шумерских текстах появляются названия звезд и созвездий: Луна, Солнце, Сириус, Венера, Большая Медведица, Плеяды (звездное скопление в созвездии Тельца). Во II тыс. до н. э. велись астрономические наблюдения за исчезновением и появлением Венеры из-за Солнца, но в основном это было связано с составлением астрологических прогнозов. Позднее стали производиться и конкретные наблюдения: вычислялось положение планет, Луны, затмения; указывалось полнолуние и новолуние; составлен зодиак и разработаны правила для точного расчета лунно-солнечного календаря; изучались планеты - Юпитер, Венера, Меркурий, Марс, Сатурн. Астрология. Основной источник астрологических текстов - библиотека Ашшурбанапала. Тексты подразделяются на 2 вида: астрологические отчеты, гороскопы. Предсказания затрагивали различные сферы. Однако нельзя утверждать, что действия конкретной личности производятся в точном предписании с предсказанием. Для предотвращения предсказаний появляются сложные ритуалы очищения, имевшие целью отражать зло. Иногда отмечалось и скептические отношения к предсказаниям, но такое мог позволить себе только царь. В качестве примера «Сказание о Нарам-Суэне»: "Подобно разбойнику, я буду поступать по своей собственной воле". В целом для развития науки в Древней Месопотамии необходимо отметить: ее практическую направленность; использование магических ритуалов и действий

Заключение

географический месопотамский цивилизация

В заключении, следует сказать, что культура Месопотамии, один из древнейших очагов человеческой цивилизации, который с полной уверенностью можно назвать высококультурной цивилизацией, достойной внимания современников.

Из жизни и деятельности народов Месопотамии можно сделать множество выводов и открытий, которые помогут в поиске своих идеалов и жизненных целей. Вклад, который они внесли в мировую культуру, никогда не будет забыт, и на протяжении долгих лет будет способствовать развитию культуры человечества.

С писок использованной литературы

1. Самуэль Хук. Мифология ближнего востока. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2005г.

2. Культурология. Учебное пособие. - М.: Юнити, 2005г.

3. Цивилизация Возрождения. Жан Делюмо 2006г.

4.Путешествие в Древний Шумер. Майорова Н. 2010г.

5. Теория культуры. (Учебное пособие) Под ред. Иконниковой С.Н., Большакова В.П. 2008г.

6. https://www.livelib.ru/tag

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Основные (глобальные) типы цивилизации, их особенности. Сущность цивилизационного подхода к истории. Характерные черты политической системы восточного деспотизма. Особенности цивилизации классической Греции. Цивилизации в древности и Древняя Русь.

    реферат , добавлен 27.02.2009

    Постоянное чередование этносов, столкновения между различными общинами и богатый сплав культур в истории цивилизаций Ближнего Востока. Особенности культуры шумерской цивилизации. Религия и мир богов Древней Месопотамии. Мировоззрение: борьба добра и зла.

    презентация , добавлен 06.04.2015

    Общая характеристика становления и развития христианской цивилизации в Европе. Изучение процесса появления ислама и развития арабского халифата. Исследование условий развития средневековых Индии и Китая. Оценка цивилизаций доколумбовой Америки.

    контрольная работа , добавлен 22.11.2014

    Бумага как один из наиболее распространенных материалов, знакомство с историей развития. Общая характеристика причин появления папируса. Рассмотрение способов получения пергамента, анализ этапов. Основные особенности производства бумаги в XX веке.

    презентация , добавлен 22.09.2013

    Древнейшая культура Месопотамии, высокие астрономические и математические достижения шумеров, их строительное искусство. Особенности географического положения государства. Труд жителей по строительству и расчистке каналов, основные земледельческие работы.

    доклад , добавлен 06.10.2013

    реферат , добавлен 16.03.2011

    Цивилизация как общество людей со своей культурой, законами, властью, предпосылки их появления и факторы развития. Общая характеристика и история возникновения самых известных древних цивилизаций: шумерской, египетской, греческой, индийской, китайской.

    презентация , добавлен 11.05.2015

    Основные черты развития цивилизаций Древнего Востока и Античности. Белорусские земли в период первобытности. Основные категории этногенеза. Доиндоевропейский и балтский этапы этнической истории Беларуси. Основные черты и периодизация феодализма.

    шпаргалка , добавлен 08.12.2010

    Основные черты становления и развития ранних отечественных цивилизационных центров Древнего мира. Понятие и характеристика неолитической революции. Особенности охраны памятников истории ранних отечественных земледельческо-скотоводческих цивилизаций.

    контрольная работа , добавлен 12.11.2010

    Причины возникновения шумеро-аккадской цивилизации. Строительство в Месопотамии ирригационных сооружений, переход к систематическому орошению. Шумерская письменность, литература, строительство и архитектура. Оформление письменных законов в Месопотамии.

Первые государственные образования возникли на Ближнем Востоке, в долине нескольких великих плодородных рек. Примерно в VIII – VI тыс. до н. э. земледельцы ближневосточных предгорий, уже освоившие достижения неолитической революции и с каждым поколением всё увеличивающиеся в числе, стали спускаться в равнины и активно заселять плодородные долины рек, в первую очередь Тигра и Евфрата. Археологические данные свидетельствуют, что эти люди жили в глинобитных домах, сеяли ячмень, пшеницу и лён, разводили коз, овец и коров, были знакомы с ранними формами ирригационного хозяйства (осушение болотистых земель с помощью каналов, возведение дамб и т. д.), изготовляли различные керамические сосуды, изделия из камня, позже – даже из меди. По мере продвижения земледельцев к югу, где удобряемые разливами рек почвы были особенно плодородны, поселения становились богаче и крупнее.

На рубеже V – IV тыс. до н. э. на территории Южной Месопотамии появляются шумеры , с именем и деятельностью которых связывается возникновение древнейшего мирового очага цивилизации и государственности. Загадка шумеров до сих пор не разгадана. Их собственные легенды указывают на юг (приморские районы Персидского залива) в качестве прародины; специалисты видят её то на востоке, то на севере. Ясно одно: шумерский язык значительно отличается от группы семитских языков, распространенных среди большинства обитателей ближневосточной зоны.

Шумеры жили семьями, но объединялись в общины. Они совместно занимались строительством каналов и плотин. Общины группировались вокруг святилищ; создавался укреплённый центр, куда, в случае нападения, скрывались жители.

Природные условия Месопотамии создавали возможность раннего появления прибавочного продукта благодаря благоприятному климату и плодородным почвам. Однако неравномерность распределения влаги (сезон засухи – сезон дождей) и частые наводнения (особенно в районе реки Тигр) приводили к необходимости строительства ирригационных сооружений (дамб, каналов), а отсутствие в Южной Месопотамии металлов, камня, строительного дерева создавали настоятельную потребность в развитии обмена с другими областями. Кроме того, сравнительная доступность Месопотамии для вторжения извне заставляла небольшие общины сплачиваться и создавать военную организацию, что усиливало значение вождей и знати. Очень часто жрецы совмещали жреческие и хозяйственные должности. В большинстве случаев верховный жрец бога-покровителя общины был одновременно верховным вождём. В таком случае он назывался энси .

В конце IV тыс. до н. э. в Месопотамии возникают государственные образования шумеров, однако не сложилось централизованное государство, а существовало несколько политических центров. Наиболее сильными из них были Аккад, Ларса, Лагаш, Урук, Умма, Ур.


Источники свидетельствуют, что система администрации в Уруке была тесно связана с культом бога неба Ана. Храм в честь Ана был общественным и хозяйственным центром Урука, а жрецы храма исполняли функции управителей во главе с верховным жрецом, главой протогосударства. Археологические слои, датируемые рубежом IV – III тысячелетий до н. э. свидетельствуют, что ранние протогосударства Месопотамии были знакомы с достаточно сложным ирригационным хозяйством, которое поддерживалось в рабочем состоянии усилиями всего населения во главе со жрецами. Храм, выстроенный из обожжённого кирпича, был не только крупнейшей постройкой и монументальным центром, но одновременно и общественным складом, и амбаром, где размещались все запасы, всё общественное достояние коллектива, в которое включалось и некоторое количество пленных иноземцев, использовавшихся для обслуживания текущих нужд храма. Храм был также центром ремесленного производства, включая металлургию бронзы. Протогосударства древней Месопотамии развивались быстро и энергично. Росло количество населения, совершенствовались трудовые навыки, обогащалась культура труда, следствием чего было увеличение количества освоенных и обеспеченных ирригационными устройствами полей. Возрастали запасы получаемого с этих полей зерна, причём избыток его после удовлетворения текущих нужд оторванных от производства пищи работников всё чаще использовался в качестве своего рода валюты: специальные служители храмов, тамкары, отправлялись на гружённых зерном судах в далёкие экспедиции, включая и морские, с цель. Выменять зерно на столь необходимые в скудных полезными ископаемыми районах Южной Месопотамии металлы, камень, строительный лес и т. д.

С ростом протогосударств усложнялась и их внутренняя структура. Если вначале храм был центром хозяйства и разросшейся общины либо группы общин, каждая из которых в лице своих представителей принимала участие в обработке земли храма, продукт которой шёл на сакральные (совместные всеобщинные ритуалы с обильным жертвоприношением) и страховые нужды коллектива, а также на содержание людей, не занятых в производстве пищи, то теперь ситуация изменилась. Видимо, уже со второй трети III тысячелетия до н. э. в большинстве протогосударств (Урук, Ур, Лагаш и др.) население исчислялось десятками тысяч, а количество общинных деревень – многими десятками. Происходило отделение общинных полей от полей храма. Общинники обрабатывали свои земли и выплачивали ренту-налог, а в обработке храмовой земли они переставали принимать участие. В общественных работах (на строительстве каналов, дамб, храмовых или дворцовых сооружений и дорог) общинники продолжали участвовать; при этом они обеспечивались питанием и получали необходимые орудия труда из храмовых амбаров и складов.

В Месопотамии уже с древних времён были известны различные виды хлебных злаков, среди которых первое место занимал ячмень. Была известна полба, служившая главным образом для изготовления хлеба и пива. Пшеница в Месопотамии была распространена меньше.

Необычайное плодородие орошаемой почвы не требовало от человека особых усилий для её обработки и тем самым объёктивно тормозило развитие сельского хозяйства. Документы хозяйственной отчётности указывают на то, что урожай ячменя был здесь обычно сам-36. В некоторых случаях он достигал максимальной цифры – сам-104,5.

В шумерскую эпоху постепенно развиваются интенсивные земледельческие культуры, огородничество, садоводство. На это указывает существование в шумерских текстах особых слов, служащих для обозначения поля, сада и виноградника, пахаря и садовника. Существовали особые сады финиковых пальм, которые искусственно облагораживались. Финиковая пальма издавна считалась священным деревом. Так, «правитель Ларсы Гун-Ча на втором году своего царствования пожертвовал богу Шамашу две бронзовые пальмы».

Наряду с сельским хозяйством в древнейшей Месопотамии получили развитие и ремёсла. Однако это развитие в значительной степени тормозилось отсутствием наиболее важных видов сырья. В Южной Месопотамии не было ни металла, ни достаточного количества камня и дерева. Поэтому уже в древности для замены этих недостающих видов сырья стали пользоваться главным образом глиной и камышом. Глиной пользовались часто, заменяя ею дерево, камень и металл. Из глины делали бочки, ящики, трубы, печи, очаги, печати, веретёна, светильники, погребальные ящики. Дерево встречалось в Месопотамии редко и чрезвычайно высоко ценилось. На высокую стоимость дерева указывает обычай арендовать дом без деревянных частей. Арендатор обычно привозил все деревянные части дома, и, покидая дом, увозил их вместе со своим имуществом. Сам же дом строился из обожжённых солнцем глиняных кирпичей. Для защиты от воздействия влаги здания, как правило, облицовывались: делали длинные глиняные конусы, обжигали их, красили и вдавливали в глиняные стены. Это была первая в мире мозаика. Тысячи таких глиняных конусов дошли до наших дней.

В Южной Месопотамии преобладало натуральное хозяйство. На это указывает обычай платить дань и подати натурой. Ещё в эпоху Урукагины (ок. 2400 г. до н. э.) чиновники должны были брать подати овцами, ягнятами, рыбой. «Лишь при отсутствии белой овцы пастухи шерстошкурных овец приносили деньги».

Отделение храмового хозяйства от общинного и превращение его в особую сферу экономики сыграло важную роль в укреплении экономических, а затем и политических позиций жреческой администрации во главе с энси. Опираясь на такого рода хозяйства, энси отделялся от коллектива общинников, приобретал в их глазах сакральные признаки отмеченного покровительством богов правителя. Вначале выборная, должность энси со временем всё очевиднее приобретала тенденцию превратиться в наследственную, что и стало нормой после объединения всего Шумера Саргоном Древним (ок. 2300 г. до н. э.) – царём семитского города Аккад, который организовал первое в истории постоянное войско, состоявшее из 5400 воинов, организованных в лёгкую подвижную пехоту, вооружённую луками; многочисленные колесницы обладали хорошей манёвренностью, а пешие воины – выносливостью и были обучены тактике нападения и обороны. Опираясь на эту силу, Саргон сумел создать в Месопотамии крупное централизованное государство с неограниченной властью царя.

Период шумерской истории до этого объединения принято именовать раннединастическим. Это была эпоха ожесточённой борьбы соседних протогосударств за политическую гегемонию, а их правителей – за усиление и укрепление своей власти, расширение и распространение её за счёт соседей. Войско каждого из таких протогосударств обычно состояло из небольшого отряда тяжеловооружённых воинов; вспомогательной силой были примитивные колесницы на сплошных колёсах, запряжённые, видимо, онаграми либо ослами и приспособленные для метания дротиков.

Вначале, в XXVIII – XXVII вв. до н. э., успех был на стороне Киша, правители которого первыми приняли титул лугаля , стремясь тем самым подчеркнуть своё первенство среди остальных. Затем возвысился Урук, имя правителя которого, Гильгамеша, впоследствии вошло в легенду и оказалось в центре шумерского эпоса. Урук при Гильгамеше подчинил себе, хотя и очень непрочно, ряд соседей – Лагаш, Ниппур и др. В XXV в. до н. э. верховенства и титула лугаля добились правители Ура. На рубеже XXV – XXIV вв. до н. э. главную роль в шумерской истории начинает играть Лагаш.

В период династии Ур-нанше её представители становятся первосвященниками, захватывают в свои руки храмовое хозяйство. Однако это мероприятие вызывает недовольство со стороны общинников и жречества, которое управляло храмовыми хозяйствами и потеряло ряд своих привилегий в результате слияния храмового хозяйства с царским. В Лагаше начались крупные народные волнения. Жречество, недовольное тем, что царская власть захватила в свои руки храмовое хозяйство, подняло против царя население. Последний царь из династии Ур-нанше по имени Лугальанда был низложен, а к власти пришёл Уруинимгина, проведший ряд реформ, сущность которых сводилась к восстановлению нарушенной нормы, отмене либо уменьшению поборов с населения, увеличению выдач работникам храма. Видимо, эти вынужденные реформы содействовали ослаблению централизованной администрации Лагаша, что вскоре привело к завоеванию его удачливым правителем Уммы Лугальзагеси, создавшим объединённое Шумерское государство. Правда, этот расцвет Шумера был недолговечным. Он длился лишь в течение 25-летнего царствования Лугальанды. Вскоре образовалось сильное Аккадское государство, которое стало реальной угрозой для самостоятельного существования независимого и объединённого Шумерского государства. Борьба между этими двумя государствами должна была рано или поздно разгореться. Из этой борьбы вышел победителем Аккад, который покорил своей власти шумерский юг и создал единое и могущественное Шумеро-Аккадское царство.

В поэтическом сказании говорится о том, что Саргон I – создатель и владыка Аккадского царства – был подкидышем. Его мать была бедной женщиной и не имела средств для его воспитания. Поэтому она положила ребёнка в камышовую корзину и скрыла её на берегу Евфрата. Водонос Акки нашёл младенца, воспитал его и сделал садовником. Богиня Иштар полюбила Саргона и сделала его царём Аккада. Таким образом, судя по легенде, Саргон насильственно захватил государственную власть, основал новую династию, и, не имея возможности законным образом обосновать свои права на престол, объявил себя ставленником верховной богини Иштар. На это указывает и то имя, которое присвоил себе узурпатор – имя Саргон (Шарру-кин), что означает «истинный царь».

Расширяя границы государства, Саргон доходит до Малой Азии на западе, Элама на востоке, Персидского залива на юге и гор на севере. Два его преемника впоследствии занимались постоянным подавлением мятежей среди покорённого населения. Особенно часто вспыхивали мятежи в Шумере и Эламе.

Расцвет Аккада приходится на правление Нарамсина. Как и другие цари Аккада, Нарамсин в начале своего царствования был вынужден подавить ряд восстаний, включая восстание и в самом Аккаде. Продолжая походы своих предшественников, он вторгся в Сирию и достиг Средиземного моря.

Однако расширение государства сопровождалось ростом сопротивления покорённых народов. Внутренние конфликты и постоянные мятежи привели к закономерной слабости экономики и власти. Наступило время крушения некогда могущественного Аккадского царства. В эпической поэме «Проклятие Аккада» повествуется, что Нарамсин, присвоив себе титул божественного царя четырёх частей света, вызвал гнев богов и погубил свою империю: голод разразился на земле, начался разбой. Сын Нарамсина Шаркалишарри правил после отца ещё 25 лет, но изменить ситуацию не смог. Горное племя гутеев, населявшее горы Загра, вторглось около 2228 г. до н. э. с востока в Месопотамию, опустошило страну и подчинило её своей власти. В шумерских надписях этого времени красноречиво описываются бедствия, причинённые стране. Так, в одной надписи даётся длинный перечень городов, «дочери которых плачут из-за гутиев». А в шумерском гимне богу Нинибу описываются жестокости гутеев:

«Страна в руках жестоких врагов. Боги увезены в плен.

Население отягчено повинностями и налогами. Каналы и арыки запущены.

Тигр перестал быть судоходным. Поля не орошаются. Поля не дают урожая»,

Правление гутеев продолжалось в Месопотамии около 125 лет. В шумерском Списке Царей перечислен 21 правитель «гутейских орд», что говорит о нестабильности в их среде. Вероятнее всего, гутеи были немногочисленны и не оказали влияния на цивилизацию Шумера.

Шумерское политическое могущество возродилось в древнем городе Уруке. Около 2120 г. до н. э. царём в Уруке стал Утухегал, сбросивший гутейское господство. Это был царь, приказам которого никто не смел возражать. Но правил он недолго и обстоятельства его смерти загадочны. Новым царём стал Ур-Намму, при котором велось большое строительство. Столица была обнесена большой стеной, охватившей 175 акров, были прорыты новые каналы, строились и перестраивались храмы.

Но самое главное, было восстановлено шумерское право – самое древнее из известных нам. «Так сделал Ур-Намму, главный воин, царь Ура, царь Шумера и Аккада установил справедливость на земле, изгнал злоупотребление, насилие, раздоры. Сирота был защищён от произвола богатых, вдова – от произвола власть имущих». Указы построены на принципе компенсации – плата серебром заменяла физическое наказание; тот, кто лишил другого человека ноги, должен был заплатить 10 шексий серебра и т. д.

Сам Ур-Намму не увидел расцвета системы, основы которой заложил: он погиб в бою после 18-летнего правления, «брошенный на поле битвы, как разбитый сосуд». Его сын Шулги правил 48 лет.

На исконно шумерской земле каждый город-государство управлялся провинциальным наместником вместе с военным начальником, как правило, родственником царя, докладывающим непосредственно царю. Фундаментом государства была бюрократия.

Важное место в системе Шумера занимала «эдубба» – школа писцов. Как говорилось в одной шумерской загадке: «В неё заходят с закрытыми глазами, из неё выходят с открытыми глазами». Ученики не только изучали шумерский язык, один из сложнейших в мире, но и посвящались в секреты управления государством.

Достаточно высокого уровня достигала шумерская медицина. Шумерские врачи применяли то, что они могли получить из обычных минералов, от животных, из растений. Хлористый натрий (соль) и нитрат калия (селитра) присутствуют во многих рецептах. Кроме того, использовали шкуры змей и панцири черепах. Многие лекарства были сделаны из того, что давали растения; кассия, мирт, чабрец, фиговое дерево, финиковая пальма, зёрна, древесная кора, растительные смолы использовались для наружного применения, а после растворения в воде или пиве – для внутреннего.

Время падения Шумера, однако, приближалось. Река Евфрат, изменяя русло, ушла от стоявших на её берегах шумерских городов, оставив их на бесплодных возвышенностях. Племена аморитов Сирии и Аравии, нецивилизованные кочевники, народ, «не знающий зерна, не знающий дома, не знающий города», ускорили падение Шумера. История сохранила переписку между последним шумерским царём Ибби-Синой и его наместниками, документально свидетельствующую о конце империи: цены выросли в 60 раз, продуктов питания не хватало, натиск аморитов рос. В 2002 г. до н. э. они овладели городом Ур, и Ибби-Сина закончил свои дни в плену.

Амориты, всё прибывая в Шумер, оказывались под влиянием его культуры. В свою очередь, они способствовали превращению Шумера в нечто новое – великую цивилизацию Вавилонии.

Новый центр Месопотамии – Вавилония – выделяется в XIX-XVIII вв. до н. э. Вавилон, со временем превратившийся в величайший город мира, стал возвышаться с правления шестого представителя вавилонской династии, Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.). За долгие годы успешного правления Хаммурапи сумел поочерёдно разгромить соседей-соперников, объединив под своей властью всю Месопотамию.

В государстве Хаммурапи свойственные ранним структурам клановые и родственные связи были заметно оттеснены связями административными, пирамида власти превратилась в централизованный бюрократический аппарат, эффективно действовавший через своих чиновников.

Для этого периода территориальными, а вассально-иерархическая характерно отсутствие больших централизованных хозяйств. Крупные земельные владения дробятся на небольшие участки, передаваемые в обработку на определённых условиях (за царскую службу, из доли урожая, в аренду и т. д.). При такой системе земледелец заинтересован в своём труде и нет надобности в громоздком аппарате принуждения и контроля. Предоставление земли воинам за службу (без права её отчуждать и закладывать) избавляло государство от расходов на содержание войска в мирный период. Царские земли делились на:

Собственно царский фонд (пастбища и земельный резерв);

Надельные земли, дававшиеся царской администрации, жрецам, ремесленникам и воинам;

Земли, раздававшиеся издольщикам.

Для социальной структуры вавилонского общества характерно существование свободного и зависимого населения, а также рабов. В законах Хаммурапи отчётливо противопоставляются две группы свободного населения: авелум и мушкенум . Различия между ними сословного характера.

Что касается рабов, то они считались собственностью своих хозяев, – беглых ловили, а их укрывателей наказывали. За совершённые ими правонарушения наказания применялись более строгие, чем за аналогичные правонарушения, совершённые свободными. Но при всём том раб имел и определённые права – он мог иметь семью, хозяйство, имущество. Дети рабов считались полноправными.

В период правления Хаммурапи усиливается деспотическая власть правителя, в его руках сосредоточивается законодательная, исполнительная, административная и высшая судебная власть. Царские чиновники ведали военными делами, сбором налогов, полицейским надзором, ирригацией. Хаммурапи велел записать, что «после смут, разоривших народ, он привёл в порядок русла рек и каналов, собрал разбежавшихся жителей и дал им опять пропитание, сохраняя их от врагов». Самый крупный канал он назвал «Хаммурапи благословение небес». Наряду с царской властью сохранились органы общинного самоуправления, которые ведали землеустройством и местными административными делами; но сельский староста подчинялся царской администрации. Таким образом, ясно прослеживается характерная черта структуры древневосточных обществ II тыс. до н. э. – сочетание общинного и царского землевладения, общинной и царской администрации.

Вавилонское государство вело активную торговую деятельность. К городам, которые имели на реках и больших каналах пристани, прилегали с одной стороны караванные пути из пустыни, с другой – дороги к горным проходам. Главный перекрёсток этих водных и сухопутных путей и составлял Вавилон.

Торговлей, сбытом своих произведений, покупкой и перепродажей чужих вещей, а также перевозом товаров занимались в Вавилоне и других городах множество людей. Развитый обмен привёл к употреблению денег. Это были кусочки металла одинакового веса. Иногда им придавали вид быков или бычачьих голов; использовались также золотые, серебряные, медные кирпичики, палочки, кольца, кружки.

Процветало ростовщичество. При всякой сделке заключались письменные договоры. Сделка, не оформленная письменным договором, считалась недействительной. Чтобы не было подделок и обмана, каждую глиняную грамоту покрывали ещё новым слоем глины и на нём повторяли ту же запись. Если потом поднимался спор между заключившими договор или было сомнение насчёт подлинности записи, верхний слой разбивали и сверяли содержимое его слов по нижней скрытой доске. Деловых сношений было так много, что почти у всякого человека имелась печать, выпукло вырезанная на крепком камне и служившая вместо подписи; только самые бедные не имели печати и вместо неё оставляли на глиняной грамоте отпечаток своих ногтей.

Вавилоняне, а до них шумеры, были прекрасными математиками. Их счёт основан на несколько непривычной для нас шестидесятеричной системе. В настоящее время она употребляется при делении часа на минуты, а минут на секунды, делении круга на 360 градусов, года на 12 месяцев и т. д., т. е. используются цифры, кратные 60, 12, 6. Существует довольно много предположений, почему именно такая система была взята за основу шумерами, и потом перешла к вавилонянам (в Египте, например, использовалась десятеричная система). Преимущественно её связывают с солнечным циклом.

Весьма развитыми в Месопотамии были представления о загробной жизни. Вавилоняне, как и шумеры до них, верили в существование ада и рая, в загробное воздаяние.

Государство Хаммурапи твёрдо опиралось на фиксированный закон и связанные с ним формы принуждения. Выдвижение на первый план кодифицированного законодательства с достаточно строгой системой наказаний было связано с тем, что развитие частнособственнических отношений, товарно-денежных связей и особенно ростовщичества с его внушительными процентами (20-30 % годовых) вело к быстрому разорению общинников и обогащению за их счёт частных собственников.

Статьи о семейном праве свидетельствуют о господстве моногамной семьи с заключением брачного контракта, в котором оговаривались права обеих сторон. На развод имели право обе стороны, но за неверность жена наказывалась строже. Приданое жены принадлежало её детям, которые делили между собой наследство после смерти родителей.

Законодательство Хаммурапи – первый в истории достаточно полный и многосторонний свод правовых норм и административных регламентов, сложившихся на основе более ранних законов. Оно весьма чётко определяло права и обязанности населения, в частности ограничивало сделки частнособственнического характера.

Законы, начертанные на каменном обелиске, состояли из краткого введения, заключения и 282 статей (в самом тексте нумерации нет). В судебнике не выделены не только статьи, но и разделы. Однако специалисты выделяют несколько групп параграфов, посвящённых разным вопросам:

Общим принципам отправления правосудия;

Охране собственности царя, храмов и населения;

Статусу имущества, полученного от царя за службу;

Операциям с недвижимостью и торговле;

Семейному праву;

Наказаниям за телесные повреждения;

Операциям с движимым имуществом.

Наказания за серьёзные преступления были суровыми, часто преступник карался смертью. Основной принцип назначения наказаний – талион, т.е. воздаяние по принципу «око за око», «руку за руку», «сына за сына», «раба за раба».

Вопросы:

1. Прочитайте отрывок из эпоса о Гильгамеше. Где ещё есть похожий рассказ о потопе? Попробуйте сделать выводы на основании этого сходства.

2. Попытайтесь объяснить смысл приведённых ниже шумерских пословиц и поговорок. Какие из них можно употреблять в наши дни? Попробуйте подобрать подходящие по смыслу современные пословицы и поговорки.
- Бедняк занимает – себе забот наживает.
- Увернулся от дикого быка – натолкнулся на дикую корову.
- Он ещё не поймал лисицу, а уже делает для неё колодку.
- Не возвращай дьявола своему противнику; отправляй справедливость своему врагу, делай добро, будь добр во все твои дни.
- Поднимись на древние руины и пройдись по ним; посмотри-ка на черепа простых и великих. Какие из них принадлежали святым, а какие грешникам?

3. Почему к настоящему времени большая часть городов Древней Месопотамии превратилась в развалины, окружённые пустыней?

4. Каким образом шумеры и аккадцы, говоря на разных языках, могли пользоваться одной письменностью?

5. Почему вавилоняне иногда делали монеты в виде быков или бычачьих голов?

6. Почему Вавилонское государство законодательно ограничивало срок долгового рабства?

7. Прочитайте приведенные отрывки из законов Хаммурапи и попробуйте определить, какое место в вавилонском обществе занимали мушкенумы и кто такие тамкары.

8. Как вы думаете, были ли законы Хаммурапи широко известны в Вавилонии, или их старались не доводить до сведения основной массы населения? Свою точку зрения обоснуйте.

ИЗ ЭПОСА О ГИЛЬГАМЕШЕ.

Песни и сказания о Гильгамеше, легендарном правителе Урука, записаны клинописью на шумерском, аккадском, хурритском и хеттском языках. Самые ранние из них появились ещё в III тыс. до н. э. Ниже приводится отрывок из аккадского (вавилонского) эпоса о Гильгамеше («О всё видавшем»), созданного во II тыс. до н. э. Этот отрывок содержит рассказ предка Гильгамеша Утнапишти, получившего от богов бессмертие. После смерти своего друга Энкиду Гильгамеш отправляется на поиски цветка вечной молодости, которым хочет «накормить свой народ». В этих поисках он и приходит к Утнапишти. В конце поэмы рассказывается, что Гильгамеш получил цветок бессмертия, но его утащила змея.


14 Богов великих потоп устроить

склонило их сердце.

23 «…Шуриппакиец, сын Убар-Туту,

24 Снеси жилище, построй корабль,

25 Покинь изобилье, заботься о жизни,

26 Богатство презри, спасай свою душу!

27 На свой корабль погрузи всё живое.

28 Тот корабль, который ты построишь,

29 Очертаньем да будет четырёхуголен,

30 Равны да будут ширина с длиною,

31 Как Океан, покрой его кровлей».

52 Всех мужей я призвал на повинность

53 Дома сносили, разрушали ограду.

54 Ребёнок смолу таскает,

55 Сильный в корзинах снаряженье носит.

56 В пятеро суток заложил я кузов;

57 Треть десятины площадь, борт

сто двадцать локтей высотою,

58 По сто двадцать локтей края его верха.

59 Заложил я обводы, чертёж начертил я:

60 Шесть в корабле положил я палуб,

61 На семь частей его разделивши ими,

62 Его дно разделил я на девять отсеков,

63 Забил в него колки водяные,

64 Выбрал я руль, уложил снаряженье.

76 Был готов корабль в час захода солнца.

77 Сдвигать его стали – он был тяжёлым,

78 Подпирали кольями сверху и снизу,

79 Погрузился он в воду на две трети.

80 Нагрузил его всем, что имел я,

81 Нагрузил его всем, что имел серебра я,

82 Нагрузил его всем, что имел я злата,

83 Нагрузил его всем, что имел живой я

84 Поднял на корабль всю семью и род мой,

85 Скот степной и зверьё, всех мастеров я

127 Ходит ветер шесть дней, семь ночей,

128 Потопом буря покрывает землю.

129 При наступлении дня седьмого

130 Буря с потом войну прекратили.

131 Те, что сражались подобно войску.

132 Успокоилось море, утих ураган потоп

прекратился.

140 У горы Ницир корабль остановился.

141 Гора Ницир корабль удержала, не даёт

качаться.

142 Один день. Два дня гора Ницир держит

корабль, не даёт качаться.

143 Три дня, четыре дня гора Ницир держит

корабль, не даёт качаться.

144 Пять и шесть гора Ницир держит

корабль, не даёт качаться.

145 При наступлении дня седьмого

146 Вынес голубя и отпустил я;

147 Отправившись, голубь назад вернулся:

148 Места не нашёл, прилетел обратно.

149 Вынес ласточку и отпустил я;

150 Отправившись, ласточка назад

вернулась:

151 Места не нашла, прилетела обратно.

152 Вынес ворона и отпустил я;

153 Ворон же, отправившись, спад воды

154 Не вернулся; каркает, ест и гадит.


ИЗ ЗАКОНОВ ХАММУРАПИ

§ 3. Если человек выступит в судебном деле для свидетельствования о преступлении и не докажет сказанных им слов, то, если это судебное дело о жизни, этого человека должно убить.

§ 4. Если же он выступал для свидетельствования в судебном деле о хлебе или серебре, то он должен понести наказание, налагаемое в таком судебном деле.

§ 6. Если человек украдёт достояние бога или дворца, то этого человека должно убить; а также того, кто примет из его рук украденное, должно убить.

§ 8. Если человек украдёт либо вола, либо осла, либо овцу, либо свинью, либо ладью, то, если это божье или если это дворцовое, он может отдать это в 30-кратном размере, а если это принадлежит мушкенуму, – он может возместить в 10-кратном размере; если же вору нечем отдавать, то его должно убить.

§ 17. Если человек поймает в степи беглого раба или рабыню и доставит его к господину его, то господин раба должен дать ему 2 сикля серебра.

§ 19. Если он удержит этого раба в своём доме и потом раб будет схвачен в его руках, то этого человека должно убить.

§ 28. Если редум или баирум2 будет уведён в плен, будучи на царской службе, а его сын может нести повинность, то должно отдать ему поле и сад, и он будет нести повинность своего отца.

§ 29. Если сын его малолетен не может нести повинность своего отца, то должно отдать треть поля и сада его матери и мать его вырастит его.

§ 36. Поле, сад и дом редума, баирума или приносящего доход не могут быть отданы за серебро.

§ 37. Если человек купит поле, сад или дом редума, баирума или приносящего доход, то его табличку должно разбить, а также он теряет своё серебро. Поле, сад или дом возвращаются их хозяину.

§ 48. Если человек имеет на себе процентный долг, а Адад затопит его поле, или наводнение унесёт жатву, или вследствие засухи в поле не вырастет хлеба, то он может в этом году хлеб своему заимодавцу не возвращать и уничтожить свой документ, также и проценты за этот год он может не отдавать.

§ 53. Если человек поленится укрепить плотину своего поля и, вследствие того, что плотина не была укреплена им, в его плотине произойдёт прорыв, а водой будет затоплена земля общины, то человек, в плотине которого произошёл прорыв, должен возместить хлеб, который он погубил.

§ 54. Если он не может возместить хлеб, то должно отдать его и его движимое имущество за серебро, и это серебро должны разделить между собой люди возделанной земли общины, хлеб которых унесла вода.

§ 115. Если человек имеет за человеком долг хлебом или серебром и будет держать его заложника, а заложник умрёт в доме взявшего в залог по своей судьбе, то это не основание для претензии.

§ 116. Если заложник умрёт в доме взявшего в залог от побоев или от дурного обращения, то хозяин заложника должен изобличить своего тамкара; если взятый в залог – сын человека, то должен убить его сына, если он [заложник] – раб человека, то [взявший в залог] должен отвесить 1/3 мины серебра, а также теряет всё, данное им в долг.

§ 117. Если человек имеет на себе долг и отдаст за серебро или в долговую кабалу свою жену, своего сына или свою дочь, то они должны служить в доме их покупателя или заимодавца 3 года; на четвёртый должно отпустить их на свободу.

§ 133. Если человек будет уведён в плен и в его доме есть средства для пропитания, то его жена должна … и хранить своё достояние, а в дом другого не должна входить. Если эта женщина не будет хранить своего достояния и войдёт в дом другого, то эту женщину следует изобличить и бросить в воду.

§ 134. Если человек будет уведён в плен и в его доме нет средств для пропитания, то его жена может войти в дом другого; эта женщина не виновна.

§ 135. Если человек будет уведён в плен и в его доме нет средств для пропитания, и поэтому его жена войдёт в дом другого и родит детей, а потом её муж вернётся и достигнет своей общины, то эта женщина должна вернуться к своему первому супругу, дети следуют за их отцами.

§136. Если человек бросит свою общину и убежит и после этого его жена войдёт в дом другого, то если этот человек вернётся и захочет взять свою жену, – так как он возненавидел свою общину и убежал, жена беглеца не должна возвращаться к своему мужу.

§ 165. Если человек подарит своему наследнику, приятному в его глазах, поле, сад и (или) дом и напишет ему документ с печатью, то после того, как отец уйдёт к судьбе, когда братья станут делиться, он должен взять подарок, данный ему отцом, и сверх того, они должны разделить между собой достояние отцовского дома поровну.

§ 168. Если человек вознамерится изгнать своего сына и скажет судьям: «Я изгоняю своего сына», то судьи должны исследовать его дело, и если сын не совершил тяжкого греха, достаточного для лишения его наследства, то отец не может лишить его наследства.

§ 195. Если сын ударит своего отца, то ему должно отрезать пальцы.

§ 196. Если человек повредит глаз кому-либо из людей, то должно повредить его глаз.

§ 200. Если человек выбьет зуб человека, равного себе, то должно выбить его зуб.

§ 201. Если он выбьет зуб у мушкенума, то он должен отвесить 1/3 мины серебра.

§ 215. Если врач сделает человеку тяжёлый надрез бронзовым ножом и излечит этого человека или снимет бельмо человека бронзовым ножом и вылечит глаз человека, то он должен получить 10 сиклей серебра.

§ 216. Если больной – кто-либо из мушкенумов, то он должен получить 5 сиклей серебра.

§ 217. Если больной – раб человека, то господин раба должен отдать врачу 2 сикля серебра.

§ 218. Если врач сделает человеку тяжёлый надрез бронзовым ножом и причинит смерть этому человеку или снимет бельмо человека бронзовым ножом и повредит глаз человека, то ему должно отрезать пальцы.

§ 250. Если бык, идя по улице, забодает человека и причинит ему смерть, то это не основание для претензии.

§ 251. Если бык человека бодлив и соседи заявят ему, что он бодлив, а тот не притупит ему рогов и не спутает своего быка, и этот бык забодает сына человека и причинит ему смерть, то он должен отдать ½ мины серебра.

География и природные условия Древней Месопотамии

Замечание 1

Месопотамия (Междуречье или Двуречье ) – обширная равнина в бассейне рек Тигр и Ефрат, протянувшаяся на северо-запад от Персидского залива до Верхнего Ефрата, - сегодня это в основном территория современного Ирака. Именно здесь, между двумя полноводными реками, родилась в середине третьего тысячелетия до нашей эры могущественная цивилизация.

Территория Междуречья делится на две части: Нижнюю Месопотамию (нижние течения Тигра и Ефрата, где русла рек сближаются) и Верхнюю (Северную) Месопотамию . Нижняя Месопотамия получила название Шумера, и тоже делилась на две части – южную, Приморье или собственно Шумер, и северную, Ки-Ури, впоследствии Аккад. Позднее за Нижней Месопотамией закрепиться название Вавилония.

Рисунок 1. Месопотамия и прилегающие земли в середине III тыс. до н.э.

Особенностью геополитического расположения Месопотамии было наличие двух очагов нестабильности. Первый, охватывающий север, северо-восток и восток региона, постоянно выдерживал атаки горцев. Второй, расположенный на западе и юго-западе на границе с Аравийским плато, подвергался набегам кочевых племен. Бедность страны металлом и деревом стимулировали развитие военной экспансии, а также внешней торговли, чему также способствовало расположение на открытом пространстве Ближнего Востока (сухопутные пути) и возле Персидского залива (водные пути в Аравию и Индию, сплавление по рекам).

Само название региона – Междуречье – свидетельствует о его уникальном географическом положении. Ефрат и Тигр берут свое начало на Армянском нагорье, и впадают в Персидский залив, сегодня сливаясь в одну реку – Шатт-эль-Араб, а несколько тысячелетий назад - двумя разными устьями. На подходах к заливу, реки образуют обширную заболоченную местность. Разливы Ефрата и Тигра зависели от таяния снегов на Армянском нагорье, и обычно приходились на март-апрель, однако не были стабильными, в отличии от Нила: реки пересекали разные климат ические зоны, а таяния снегов не всегда наступало в одно время.

Земли Месопотамии отличались необыкновенным плодородием: воды рек несли ил с растительными остатками и солями горных минералов, которые удобряли земли. Однако для того, чтобы в долине рек можно было заниматься земледелием, был необходим комплекс мелиоративных работ. Древнее население Междуречья боролось с засоленностью почвы, недостатком дождевой влаги, песком, надуваемым из пустыни, поднятием уровня вод рек. К слову, наводнения в Двуречье происходили часто, и именно здесь родилась легенда о всемирном потопе.

На Севере же Месопотамии орошение было естественным, но и там строились системы для снабжения полей водой – колодцы, бассейны, системы каналов.

Климат Месопотамии был неоднороден: на севере (зона сухих субтропиков) зимы были снежные, а весна и осень дождливые, юг был сухим и жарким.

Регион изобиловал глиной и природным асфальтом, камнем на севере, однако с наличием дерева и железа имелись проблемы; флора Междуречья была скудной. Античные авторы упоминают ивы, камыш, финиковые пальмы. Древние жители Междуречья выращивали виноград, фруктовые деревья, просо, полбу, ячмень, лен, чеснок, лук, огурцы, баклажаны, тыквы, бобовые. Фауна региона была богатой: в реках водилась в изобилии рыба, по берегам гнездились птицы, на равнинах множились дикие свиньи, ослы, быки, зайцы, газели, страусы и другие животные.

История

История Древней Месопотамии традиционно делится исследователями на два больших периода – доисторический и исторический , в рамках которых выделяются подпериоды, связанные с археологическими культурами на территории Двуречья и политическими трансформациями соответственно. Доисторический период, протяжённостью в три тысячелетия, охватывает становление и развитие трех археологических культур.

Первая из них, убедийская (от названия поселения эль-Убейд в Ираке), датируется от первого заселения территории Нижней Месопотамии (последняя треть V тысячелетия до н.э.) до начала $IV$ тысячелетия до н.э. Носители убедийской культуры расселились практически по всей территории Двуречья, строили храмы и города, но не имели письменность, поэтому можно говорить лишь о зачатках убедийской цивилизации. Вопрос этнической принадлежности убедийцев остается спорным: мнения исследователей разделяются – некоторые считают их шумерами, другие – представителями дошумерских племен. Большинство историков все-таки склоняются к гипотезе, согласно которой убедийская культура принадлежала протошумерам, о чем свидетельствуют заимствования в шумерском языке из более раннего, а собственно шумеры появились здесь в начале IV тысячелетия до н.э., и ассимилировал местное населения, создали следующую культуру – Урук.

Культура Урук (по названию городища Урук), отличается от предшествующей погребениями и керамикой, а также наличием первых месопотамских письменных памятников, которые представляют собой хозяйственные глиняные таблички с пиктографической письменностью. В конце $IV$ тыс. до н.э. на территорию Двуречья переселилась отдельная восточная ветвь семитов – аккадцев. Они заняли Северную Месопотамию, где обитали шумеры, и район Среднего Тигра. От первых, в результате смешения с шумерами, происходит народ вавилонян, а от вторых – ассирийцев, которые существовали обособленно с рубежа $III-II$ тыс. до н.э.

Определение 1

Джемдет-Наср (рубеж $IV-III$ тыс. до н. э) – эпоха, названная по имени городища, в котором был обнаружен архив, свидетельствовавший о дальнейшем развитии рисуночной письменности. Иногда Урук и Джемдет-Наср объединяют в один, «протописьменный» период».

С переходом шумер на систему словесно-слоговой письменности и рядом перемен в материальной культуре и социальных отношениях, начинается исторический период.

Первый протопериод – Раннединастический (конец $IV$ тыс. до н. э. – $XXIV$ век до н. э) – характеризуется развитием городов-государств; к этой эпохе относят масштабное наводнение, оставшееся в памяти месопотамцев как «великий потоп» (около $2950$ г. до н. э.).

Во время эпохи первых деспотий ($2316-2003$ гг. до н. э.) Нижняя Месопотамия впервые объединяется в империю под управлением династии Аккада ($XXIV – XII$ вв. до н.э.) и $III$ династии Ура, которая распалась под ударами амореев – семитских кочевников, и на территории Двуречья около трех столетий существовало множество самостоятельных царств.

Объединил Месопотамию лишь в середине $XVIII$ века вавилонский царь Хаммурапи, время правления этой аморейской династии, из которой и происходил царь, называется Старовавилонским периодом.

Время, когда власть в Вавилонии захватили горцы-касситы, и образовали там свою правящую династию, названо Средневавилонским периодом ($1595-1150$ гг. до н. э.).

Гегемонию касситов прервали следующие интервенты – эламиты, и период от падения касситской династии до захвата Вавилонии персами в $539$ г. именуется Нововавилонским периодом.

В $XIV$ веке до н. э., Ашшур, город-государство на крайнем севере расселения шумеро-аккадцев, подчинил себе ближайшие территории и превратился в Ассирийскую державу со своей периодизацией. Так, Среднеассирийский период начинается с образования государства и до нашествия в Месопотамию арамеев ($XVI – XI$ вв. до н.э.), Новоассирийский заканчивается уничтожением Ассирии Вавилоном ($XI – VII$ вв.до н.э.).

Синхронизированная периодизация истории Ассирии и Вавилона :

    Доисторическая эпоха :

    • Убейд ($VI-IV$ тысячелетия до н.э.);
    • Урук ($IV$ тысячелетие до н.э.);
    • Джемдет-Наср (рубеж $IV-III$ тысячелетий до н.э.).
  1. Историческая эпоха :

  • Раннединастический период ($XXX-XXIV$ вв. до н.э.);
  • Эпоха первых деспотий - Аккадской и Урской ($XXIV-XXI$ вв. до н.э.);
  • Старовавилонский-Староассирийский ($XX-XVI$ вв. до н.э.),
  • Средневавилонский-Среднеассирийский ($XVI/XV-XII/XI$ вв. до н.э.);
  • Новоассирийский ($X-VII$ вв. до н.э.) - Нововавилонский ($XII-VI$ вв. до н.э.).

Долину между реками Тигр и Евфрат греки назвали Месопотамией, что в переводе означает Двуречье или Междуречье. Люди заселили Междуречье в глубокой древности.

По природным условиям Месопотамия напоминает Египет — постоянные разливы рек, жара, плодородная земля, удобная для обработки, отсутствие лесов и болота. Зимой начинались проливные дожди и разливы рек.

В Месопотамии возник один из древнейших мифов — о всемирном потопе.

Финиковую пальму жители Месопотамии называли «деревом жизни». Одно дерево давало до 50 килограммов фиников. Из ягод выжимали сок, похожий на мёд. Ствол дерева использовался и как топливо. Из финиковых косточек готовили муку для корма скоту. Эти же косточки использовали в кузницах в качестве топлива.

В Месопотамии жилые дома строились из глины и сырцового кирпича

В 4 тысячелетии до н.э. в Месопотамии возникли поселения шумеров. Они заселили Южную Месопотамию, которую стали называть Шумером. Северную часть территории, названную Аккадом, заселили кочевники-скотоводы — аккадцы. К концу 3 тысячелетия до н.э. они заняли всю Месопотамию, смешавшись с шумерами.

Занятия жителей Месопотамии

Главным занятием Месопотамии было земледелие. При ежегодных разливах Тигра и Евфрата на поля разносилась плодородная земля.

В Месопотамии было мало необходимых для хозяйства материалов — леса, металла, но выращивалось много зерна и скота. Поэтому жители Месопотамии занимались также торговлей. В обмен на зерно из соседних областей Закавказья и Ирана в Шумер доставляли серебро, медь, олово и драгоценные камни. Из Сирии привозили кедры.

В Месопотамии торговали различными ремесленными изделиями. Особенно ценились металлические изделия, украшения, оружие и гончарная посуда. В торговле применялись весовые металлические деньги в виде слитков серебра. Мера веса в Месопотамии называлась мина и равнялась 550 граммам серебра.

В 4 тысячелетии до н. э. шумеры изобрели одну из древнейших письменностей в мире — клинопись. Они писали заострёнными палочками по сырой глине. Шумеры также были искусными строителями и ремесленниками

Древние города-государства Месопотамии

Постепенно поселения земледельцев разрастаются, и в конце 4 тысячелетия до н.э.в Месопотамии появляются города У рук, Эриду Лагаш, Ур и другие. Их называют городами-государствами. Они состояли из самого города и прилегающей земледельческой округи. От имени верховного бога в городах правили жрецы, а храмы были местом поклонения богам. Древнейшие храмы Месопотамии представляли собой массивные многоступенчатые строения, сложенные из сырцового кирпича, — зиккураты.

Особо почитаемым был бог Солнца — Шамаш. Он считался верховным судьёй и судил людей за злые дела. Почитались также бог Луны — Сина, бог воды — Эа и богиня плодородия, любви, а также войны — Иштар.

В 3 тысячелетии до н.э. самым сильным шумерским городом был Ур. О его могуществе рассказывают находки из гробниц царей, обнаруженные археологами. Это золотые изделия, роскошное оружие, серебряная посуда.

Обширные земельные владения в Месопотамии принадлежали правителям и храмам. Поля обрабатывали рабы и свободные наёмные работники. Население, проживавшее в округе городов, имело свои небольшие земельные наделы. Бедняки, чтобы прокормить свою семью, работали в царских и храмовых хозяйствах.

В середине 3 тысячелетия до н.э. начинается возвышение Лагаша. К нему были присоединены многие города Шумера и Аккада.

Города Шумера были окружены оборонительными стенами. От основных ворот начинались улицы, которые вели к центральной площади, храму и ко дворцу правителя. Строительство велось из камня, сырцового и обожжённого кирпича. Храм в Лагаше был богато украшен статуями богов и героев Шумера.

Во время войн усиливалось влияние вождей. Постепенно они становились постоянными правителями. Их называли царями. Царь правил городом-государством при помощи чиновников, опираясь на знать, жрецов и армию.

Сказание о Гильгамеше

Самым любимым героем мифов Междуречья был Гильгамеш. Он был царём города Урука, но его жизнь впоследствии обросла множеством легенд.

Как гласит легенда, после рождения Гильгамеш а его дед, правитель страны, приказал сбросить ребёнка в пропасть, так как опасался, что внук отнимет у него трон. Но Гильгамеша подхватил орёл и отнёс его к садовнику, который воспитал мальчика. Став взрослым, Гильгамеш лишил деда власти и сам стал правителем Урука. Гильгамеш подружился с героем по имени Энкиду. Вместе они сражались со злыми чудовищами, за что боги наказали Энкиду, и он умер.

Возвышение Аккада

Города-государства постоянно воевали друг с другом. В результате этих войн правителем всего Двуречья стал царь Саргон I. Во второй половине 3 тысячелетия до н.э. он объединил под своей властью Аккад и города Шумера. Чтобы развивалась торговля, он ввёл единые для всех городов меры длины, площади и веса. Впервые в мировой истории он создал постоянное войско. Оно состояло из 5400 воинов и затем стало основой большой армии, которая помогла Саргону завоевать многие города и соседние страны. Он захватил морские торговые пути, ведущие из Месопотамии в Аравию, Иран и Индию. К концу своего правления Саргон I получил титул «царя четырёх стран света».

Однако единое государство просуществовало недолго. После смерти Саргона I оно распалось на многочисленные го рода-государства, которые продолжили борьбу друг с другом. Во 2 тысячелетии до н.э. Шумеро-Аккадское государство распалось под ударами кочевых племён.

Loading...Loading...