Ученые, пострадавшие за убеждения. Смерть из-за науки и верность королю. Известные жертвы инквизиции

Джордано Бруно был осуждён католической церковью как еретик и приговорён светскими судебными властями Рима к смертной казни через сожжение. Но это более касалось его религиозных взглядов, чем космологических.

Джорда́но Бру́но (итал. Giordano Bruno ; настоящее имя Филиппо ), родился в 1548 г. - итальянский монах-доминиканец, философ и поэт, представитель пантеизма.

В этой формулировке много терминологии. Давайте разберемся в ней.

Католическая церковь - крупнейшая по численности приверженцев (около 1 миллиарда 196 миллионов человек по состоянию на 2012 г.) ветвь христианства, сформировалась в I тысячелетии н. э. на территории Западной Римской империи.

Еретик – человек, сознательно отклонившийся от догматов веры (положений вероучения, объявляемых непреложной истиной).

Пантеизм - религиозное и философское учение, объединяющее, и иногда отождествляющее Бога и мир.

Ну, а теперь – о Джордано Бруно.

Из биографии

Филиппо Бруно родился в семье солдата Джованни Бруно, в местечке Нола близ Неаполя в 1548 году. Джордано – имя, полученное им в монашестве, в монастырь он поступил в возрасте 15 лет. В связи с некоторыми разногласиями о сущности веры он бежал в Рим и далее на север Италии, не дожидаясь расследования его деятельности начальством. Скитаясь по Европе, он зарабатывал себе на хлеб преподаванием. Однажды на его лекции во Франции присутствовал король Генрих III Французский, который был поражен всесторонне образованным юношей и пригласил его ко двору, где и прожил Бруно несколько спокойных лет, занимаясь самообразованием. Затем он дал ему рекомендательное письмо в Англию, где он жил сначала в Лондоне, а потом в Оксфорде.

Исходя из положений пантеизма, Джордано Бруно легко было принять учение Николая Коперника.

В 1584 г. он издает свой главный труд «О бесконечности вселенной и мирах». Он убежден в истинности идей Коперника и старается убедить в этом всех: Солнце, а не Земля, находится в центре планетарной системы. Это было до того, как Галилей обобщил доктрину Коперника. В Англии ему так и не удалось распространить простую систему Коперника: ни Шекспир, ни Бэкон не поддались его убеждениям, но твёрдо следовали аристотелевской системе, считая Солнце одной из планет, вращающейся подобно остальным, вокруг Земли. Только Уильям Гилберт , врач и физик, принял за истину систему Коперника и опытным путём пришёл к выводу, что Земля является огромным магнитом. Он определил, что Земля управляется силами магнетизма при движении.

За его убеждения Джордано Бруно изгоняли отовсюду: сначала ему запретили читать лекции в Англии, затем во Франции и Германии.

В 1591 г. Бруно по приглашению молодого венецианского аристократа Джованни Мочениго переехал в Венецию. Но вскоре их отношения испортились, и Мочениго стал писать доносы инквизитору на Бруно (инквизиция расследовала еретические взгляды). Через некоторое время в соответствии с этими доносами Джордано Бруно был арестован и посажен в тюрьму. Но обвинения его в ереси были настолько велики, что его отправили из Венеции в Рим, где он провел в заключении 6 лет, но в своих взглядах не раскаялся. В 1600 г. папа римский передал Бруно в руки светской власти. 9 февраля 1600 г. инквизиционный трибунал признал Бруно «нераскаявшимся, упорным и непреклонным еретиком » . Бруно был лишён священнического сана и отлучён от церкви. Его передали на суд губернатора Рима, поручая подвергнуть его «самому милосердному наказанию и без пролития крови», что означало требование сжечь живым .

«Вероятно, вы с большим страхом выносите мне приговор, чем я его выслушиваю, - сказал на суде Бруно и несколько раз повторил, - сжечь - не значит опровергнуть!»

17 февраля 1600 года Бруно предали сожжению в Риме на площади Цветов. Палачи привели Бруно на место казни с кляпом во рту, привязали к столбу, что находился в центре костра, железной цепью и перетянули мокрой верёвкой, которая под действием огня стягивалась и врезалась в тело. Последними словами Бруно были: «Я умираю мучеником добровольно и знаю, что моя душа с последним вздохом вознесётся в рай ».

В 1603 г. все произведения Джордано Бруно были занесеныв католический Индекс запрещённых книг и были в нём до его последнего издания 1948 года.

9 июня 1889 г. в Риме был торжественно открыт памятник на той самой площади Цветов, на которой инквизиция около 300 лет тому назад предала его казни. Статуя изображает Бруно во весь рост. Внизу на постаменте надпись: «Джордано Бруно - от столетия, которое он предвидел, на том месте, где был зажжён костёр».

Взгляды Джордано Бруно

Его философия носила довольно сумбурный характер, в ней были смешаны идеи Лукреция, Платона, Николая Кузанского, Фомы Аквинского. Идеи неоплатонизма (о едином начале и мировой душе как движущем принципе Вселенной) перекрещивались с сильным влиянием воззрений античных материалистов (учение, в котором материальное является первичным, а материальное – вторичным) и пифагорейцев (восприятие мира как стройного целого, подчиненного законам гармонии и числа).

Космология Джордано Бруно

Он развивал гелиоцентрическую теорию Коперника и философию Николая Кузанского (который высказал мнение, что Вселенная бесконечна, и у неё вообще нет центра: ни Земля, ни Солнце, ни что-либо иное не занимают особого положения. Все небесные тела состоят из той же материи, что и Земля, и, вполне возможно, обитаемы. Почти за два века до Галилея он утверждал: все светила, включая Землю, движутся в пространстве, и каждый наблюдатель вправе считать себя неподвижным. У него встречается одно из первых упоминаний о солнечных пятнах), Бруно высказывал ряд догадок: об отсутствии материальных небесных сфер, о безграничности Вселенной, о том, что звёзды - это далёкие солнца, вокруг которых вращаются планеты, о существовании неизвестных в его время планет в пределах нашей Солнечной системы. Отвечая противникам гелиоцентрической системы, Бруно привёл ряд физических доводов в пользу того, что движение Земли не сказывается на ход экспериментов на её поверхности, опровергая также доводы против гелиоцентрической системы, основанные на католическом толковании Священного Писания. В противоположность бытовавшим в то время мнениям, он полагал кометы небесными телами, а не испарениями в земной атмосфере. Бруно отвергал средневековые представления о противоположности между Землёй и небом, утверждая физическую однородность мира (учение о 5 элементах, из которых состоят все тела, - земля, вода, огонь, воздух и эфир). Он предположил возможность жизни на других планетах. При опровержении доводов противников гелиоцентризма Бруно использовал теорию импетуса (средневековая теория, согласно которой причиной движения брошенных тел является некоторая сила (импетус), вложенная в них внешним источником).

В мышлении Бруно сочеталось мистическое и естественнонаучное понимание мира: он приветствовал открытие Коперника, так как считал, что гелиоцентрическая теория таит в себе глубокий религиозный и магический смысл. Он читал лекции о теории Коперника по всей Европе, превратив ее в религиозное учение. Некоторые отмечали у него даже определенное чувство превосходства над Коперником в том, что, будучи математиком, Коперник не понимает своей собственной теории, тогда как сам Бруно может расшифровать ее в качестве ключа к божественной тайне. Бруно мыслил так: математики - как бы посредники, переводящие слова с одного языка на другой; но затем другие вникают в смысл, а не они сами. Они же подобны тем простым людям, которые сообщают отсутствующему полководцу о том, в какой форме протекала битва, и каков был результат её, но сами-то они не понимают дела, причины и искусства, благодаря которым вот эти победили… Копернику мы обязаны освобождением от некоторых ложных предположений общей вульгарной философии, если не сказать, от слепоты. Однако он недалеко от неё ушёл, так как, зная математику больше, чем природу, не мог настолько углубиться и проникнуть в последнюю, чтобы уничтожить корни затруднений и ложных принципов, чем совершенно разрешил все противодействующие трудности, избавил бы себя и других от многих бесполезных исследований и фиксировал бы внимание на делах постоянных и определённых.

Но некоторые историки считают, что все-таки гелиоцентризм Бруно был физическим, а не религиозным учением. Джордано Бруно говорил, что не только Земля, но и Солнце вертится вокруг своей оси. И это подтвердилось через много десятилетий после его смерти.

Бруно считал, что планет вокруг нашего Солнца вращается много и что могут быть открыты новые, еще неизвестные людям планеты. Действительно, первая из таких планет, Уран, была открыта почти через два века после кончины Бруно, а позднее были обнаружены Нептун, Плутон и многие сотни малых планет - астероидов. Так сбылись предвидения гениального итальянца.

Коперник уделил мало внимания отдаленным звездам. Бруно утверждал, что каждая звезда есть такое же огромное солнце, как и наше, и что вокруг каждой звезды вращаются планеты, только мы их не видим: они от нас слишком далеки. И каждая звезда со своими планетами есть мир, подобный нашему солнечному. Таких миров в пространстве бесконечное множество.

Джордано Бруно утверждал, что все миры во вселенной имеют свое начало и свой конец и что они постоянно изменяются. Бруно был человек поразительного ума: он только силой своего разума понял то, что позднейшие астрономы открыли с помощью зрительных труб и телескопов. Нам даже трудно представить теперь, какой огромный переворот совершил Бруно в астрономии. Живший несколько позднее астроном Кеплер сознавался, что он «испытывал головокружение при чтении сочинений знаменитого итальянца и тайный ужас охватывал его при мысли, что он, быть может, блуждает в пространстве, где нет ни центра, ни начала, ни конца...».

До сих пор нет единого мнения о том, как повлияли космологические представления Бруно на решения суда инквизиции. Одни исследователи полагают, что они сыграли в нём незначительную роль, и обвинения шли в основном по вопросам церковного вероучения и теологическим вопросам, другие считают, что непреклонность Бруно в некоторых из этих вопросов сыграла существенную роль в его осуждении.

В дошедшем до нас тексте приговора над Бруно указано, что ему инкриминируется восемь еретических положений, но приведено только одно положение (был привлечён к суду святой службы Венеции за то, что объявил: величайшее кощунство говорить, будто хлеб пресуществлялся в тело), содержание остальных семи не раскрыто.

В настоящее время невозможно с исчерпывающей достоверностью установить содержание этих семи положений обвинительного приговора и ответить на вопрос, входили ли туда космологические воззрения Бруно.

Другие достижения Джордано Бруно

Он был также поэтом. Написал сатирическую поэму «Ноев ковчег», комедию «Подсвечник», был автором философских сонетов. Создав свободную драматическую форму, он реалистически изображает быт и нравы простых людей, высмеивает педантизм и суеверие, лицемерный аморализм католической реакции.

17 февраля 1600 года по приговору суда инквизиции в Риме был сожжен один из величайших мыслителей эпохи Возрождения Джордано Бруно. Его научные изыскания об устройстве Вселенной сочли ересью, подрывающей основы веры. В сущности, они подрывали не веру, а мировоззрение, навязываемое церковью. А инквизиция и была создана для того, чтобы католики не осмеливались перечить церковным догмам и выходить из-под влияния Святого престола.

За шесть веков, что существовала инквизиция, миллионы людей оказались неугодными и были казнены или закончили жизнь в изгнании. Среди них немало эпохальных личностей, чьи имена никогда не померкнут на страницах истории.

Жанна д’Арк (1412-1431)

Легендарная Жанна д’Арк была простолюдинкой, которой в 13-летнем возрасте стали являться в видениях святые. Бушевала Столетняя война, и голоса якобы призывали Жанну пойти на поклон к наследнику престола Карлу VII, убедить его напасть на англичан и изгнать их с французских земель.

Существовало пророчество, что Бог пошлет Франции спасительницу в образе юной девственницы. Поэтому, когда Жанна добилась аудиенции короля и на допросах убедила его в том, что ее направляют высшие силы, девушке доверили управление войсками. В белых доспехах, верхом на белом скакуне Жанна действительно походила на ангела, божьего посланца. Орлеанская дева, демонстрируя поразительные для юной крестьянки способности, одерживала одну победу за другой, в ее армию вступало все больше людей, вдохновленных образом святой воительницы.

В 1430 году Жанна попала в плен. Англичане, чтобы оправдать свои поражения, обвинили ее в связях с дьяволом и передали в руки инквизиции. Девушку вынудили отречься от своих «заблуждений», поставили клеймо еретички и 30 мая 1431 года сожгли на костре, привязав к столбу на площади города Руан. Через 25 лет по ходатайству Карла VII, который и пальцем не пошевелил для спасения Жанны, процесс был пересмотрен и несчастную признали невиновной.

Джордано Бруно (1548-1600)

Неаполитанский философ Джордано Бруно активно популяризировал идеи Николая Коперника. Коперник, разрабатывавший в своих трудах концепцию гелиоцентрической системы мира, подвергался гонениям со стороны церкви, но все-таки не был осужден. Судьба его последователя оказалась более трагичной.

Развивая теорию Коперника, Бруно выдвинул идеи о единстве Вселенной и множественности обитаемых миров. Но инквизиция преследовала его скорее не за научные взгляды, а за критику общепринятых представлений о загробной жизни. Больше того, он называл религию силой, которая порождает войны, раздоры и пороки общества. Такого церковники простить не могли.

В 1592 году итальянца схватили и на восемь лет бросили в застенки. Пытками его убеждали пойти на попятную, но Бруно остался верен себе. Суд вынес смертный приговор. Взойдя на эшафот, ученый сказал: «Сжечь - не значит опровергнуть! Грядущие века меня оценят и поймут!» Через два с половиной столетия на площади Кампо деи Фиори, где состоялась казнь, возвели памятник Джордано Бруно.

Галилео Галилей (1564-1642)

Гелиоцентрическая система, как мы знаем, была истинной, поэтому с течением времени многие ученые пришли к ней. В том числе выдающийся итальянский физик, астроном и математик Галилео Галилей. За отстаивание еретических идей в 1633 году его отдали под суд.

Процесс длился всего два месяца. С Галилеем обращались сравнительно аккуратно из-за того, что ему покровительствовал сам папа римский Павел V. Историки полагают, что ученый, что называется, активно сотрудничал со следствием и быстро отрекся от своих идей. Поэтому легенда о том, что после суда Галилей прокричал сакраментальное: «И все-таки она вертится!» - подвергается сомнению.

Страница из протокола допроса Галилео Галилея с его подписью.

Тем не менее физика все равно приговорили к пожизненному заключению. Правда, вскоре наказание заменили на домашний арест, и остаток жизни Галилей провел под присмотром инквизиции.

Данте Алигьери (1265-1321)

В отличие от Галилея, поэт Данте был истовым борцом за свои убеждения. Он исправно посещал церковь, чтил служителей, но, как истинный гуманист, не мог согласиться с жестокими приговорами, которые Господь выносит грешникам. Среди которых, по его мнению, немало достойных людей.

В своей великой поэме «Божественная комедия», написанной от первого лица, Данте жалеет обжор, язычников, прорицателей, и иногда его сострадание настолько велико, что он не может сдержать слез. Естественно, подобное осуждение божественной воли не могло не раздражать инквизицию. К тому же описание путешествия по чистилищу было чистой воды ересью, ведь догмат о чистилище был введен церковью много позже.

Данте был неугоден еще и потому, что он открыто критиковал политику папы и был активным участником политической борьбы во Флоренции. Инквизиторы преследовали поэта, и в 1302 году он был вынужден навсегда покинуть родной город.

Ян Гус (1369-1415)

В XV веке в Европе началась эпоха, вошедшая в историю как Реформация - борьба против католической церкви и папской власти. Одним из первых заметных деятелей этого движения стал чешский богослов Ян Гус. Он ездил по городам и читал лекции, изобличающие феодалов и духовенство.

Постепенно влияние Гуса на народные умы стало настолько велико, что папа римский издал специальную буллу, отлучающую чешского священника от церкви. Его проповеди оказались под запретом, но Гус продолжил свою просветительскую деятельность.

В 1414 году его вызвали на церковный собор в немецком Констанце, гарантируя полную безопасность. Но стоило мыслителю приехать в город, как его арестовали и посадили в тюрьму святой инквизиции, где он провел семь месяцев. Даже под пытками Гус не покаялся, за что был приговорен к сожжению. Костер соорудили на ближайшей площади. Когда огонь уже занялся, некая старушка подбросила в костер вязанку хвороста. «Святая простота», - горько произнес Гус.

Алессандро Калиостро

Настоящее имя - Джузеппе Бальзамо. Этот итальянский мистик и алхимик называл себя по-разному. Всю свою насыщенную жизнь «граф Калиостро» занимался авантюрами, а говоря проще, откровенным надувательством. Прямо с детства. Мальчишка проявлял склонность к химии, но был непоседлив и больше интересовался фокусами и чревовещанием, чем наукой. Из школы при церкви Святого Рокка его, по одной из версий, выгнали за богохульство, по другой - за кражу. Мать устроила его в монастырь, но перевоспитания не получилось. Уличив в мошенничестве, ему указали на дверь. Вернувшись в родной Палермо, он занялся изготовлением «чудодейственных» снадобий, подделкой документов и продажей карт, где якобы спрятаны клады. Облапошив изрядное число простаков, он был вынужден покинуть родину и отправиться в Мессину. Там-то, по некоторым сведениям, он поменял свое имя на более благозвучное - Калиостро, а заодно «наградил» себя графским титулом.

«График» Великого Копта, как называли Бальзамо английские масоны, был очень плотный. Поиск и «открытие» философского камня, эликсира молодости, встреча с бессмертными мудрецами, изготовление драгоценностей, «торговля» собственной женой, которую он «подкладывал» под нужных ему людей, и тому подобные шалости.

Пока он странствовал по миру, итальянские священники начали покидать масонские ложи. Великую Французскую революцию стали связывать с масонским влиянием, поэтому вовлечение в ряды вольных каменщиков стало караться смертью. Возвратившись в Италию, «граф» был арестован. Его обвинили во франкмасонстве, чернокнижничестве и мошенничестве. Приговорили к сожжению, которое вскоре заменили пожизненным заключением. Через четыре года, в 1795 году, Калиостро скончался в тюрьме - то ли от эпилепсии, то ли от яда, подсыпанного ему тюремщиками.

Данте Алигьери

Величайший поэт и богослов был очень набожным человеком. Чтобы убедиться в этом, достаточно прочесть его «Божественную комедию». Но инквизиторы рассуждали иначе. Будучи истинным гуманистом, Алигьери, конечно, не мог согласиться с некоторыми весьма жестокими приговорами господа, о чем живописно рассказывает в своей поэме. Данте жаль обжор и самоубийц, а особенно Франческу да Римини, попавшую в ад из-за любви. А уж путешествие Данте по чистилищу - так и вовсе «ересь чистой воды». «Божественную комедию» быстро запретили.

Но Алигьери раздражал не только этим. Он был давним борцом с папой римским и участвовал в политической борьбе во Флоренции. Об этом он красноречиво повествует в своем трактате «Монархия». Все это привело Данте к тому, что он вынужден был бежать из родной Италии и провести остаток жизни на чужбине. Это были годы скитальчества и страданий. В это время на его родине его заочно приговаривают к костру. С этого момента путь в Италию для него захлопывается навсегда. Даже после смерти в городе Равенне Данте не может вернуться в родные пенаты. На неоднократные просьбы Флоренции о перезахоронении его праха на итальянской земле Равенна отвечает неизменным отказом.

Джордано Бруно

Начав «карьеру» католика, монаха-доминиканца, Джордано (Филиппо) Бруно только тем и занимался, что портил себе репутацию на каждом шагу. Взрывной, даже агрессивный характер ноланца с самого начала мешал ему быть благоразумным мальчиком. У него, например, сразу было свое понимание Пресвятой Троицы, что позже стало одним из оснований для отправки на костер.

Бруно - еретик par excellence, то есть абсолютный. Его отлучили все - католики, кальвинисты, лютеране. Он не укладывался ни в одну религиозную и мировоззренческую доктрину. Его называют пантеистом, но это лишь «зонтик», описание. Бруно, конечно, новатор. Инакомыслец. Бунтарь.

Но средства его борьбы непонятны. Следуя за Коперником, он, конечно, не следовал за наукой. У него свои мотивы - собственное философское и религиозное учение. Довольно путаное, но прогрессивное. Распространяя личные убеждения и выступая с публичными лекциями, Джордано довольно быстро был вынужден бежать со своей родины - Италии. Он перешел в кальвинизм. Дальше - лютеранская среда. И нигде он не нашел понимания. Поссорившись с лютеранами, он вернулся домой. Там его ждали суд и сожжение.

За что именно казнили Бруно - остается загадкой. В тексте приговора указано, что ему инкриминируют восемь еретических положений. Но до нас дошло одно: «Был привлечен к суду святой службы Венеции за то, что объявил: величайшее кощунство говорить, будто хлеб пресуществляется в тело». Про космологические воззрения не сказано ничего.

Джордано Бруно сожгли 17 февраля 1600 года. Приговор не пересмотрен до сих пор. На месте его гибели - площади Кампо-деи-Фиори в Риме - установлен памятник, на котором написано: «9 июня 1889 года. Джордано Бруно - от столетия, которое он предвидел, на том месте, где был зажжен костер».

Галилео Галилей

Его суд стал символом противостояния науки и религии. 70-летний старик Галилей был обвинен в публичной поддержке запрещенной гелиоцентрической системы мира Николая Коперника. Это произошло в 1633 году. За три года до этого Галилей показал свою почти законченную книгу (итог 30-летней работы) «Диалог о двух главнейших системах мира - птолемеевской и коперниковой» своему другу, папскому цензору Риккарди. Почти год он ждет ответа и решает пойти на хитрость. Он добавляет к книге предисловие, в котором ставит своей целью развенчать коперниканство. А потом, ссылаясь на трудности пересылки в Рим полной версии работы (из-за эпидемии чумы), отправляет только предисловие и заключение.

В 1631 году симпатизировавший физику ватиканский секретарь Чамполи присылает ему долгожданное одобрение папы. Впоследствии папа Урбан VIII отрицал свою причастность, а Риккарди и Чамполини были смещены с должностей. В 1631 году «Диалог» увидел свет. А через несколько месяцев стал запрещенным и был изъят из продажи.

На суде Галилей не упорствовал и на первом же допросе заявил: в книге он хотел развенчать учение Коперника, а не развить его. Историки подозревают, что по отношению к старику применялись пытки. В итоге его объявили не еретиком, а «сильно заподозренным в ереси». Это спасало от костра, но означало тюрьму. Остаток дней Галилей провел под домашним арестом. Умер он ослепшим инвалидом 8 января 1642 года, в возрасте 78 лет. Похоронен без почестей и надгробия.

Жанна д’Арк

История Жанны Девственницы - самый известный и загадочный сюжет одновременно. Все потому, что мифологизация ее образа началась сразу, как только она появилась на исторической сцене. Ей принадлежит знаменитое пророчество об исходе так называемой Селедочной битвы - одной из бесчисленных в Столетней войне между Англией и Францией. Ее сторонники воспринимали ее как святую, голосом которой говорил сам господь. Самое смешное, что подобным образом характеризовали ее даже заклятые враги - противники французского короля. Сами англичане, разумеется, называли Жанну ведьмой.

Процесс над ней начался 21 февраля 1431 года. Как известно, формально ее обвинили в ереси, однако под стражей она содержалась как военнопленная. Английское правительство и не думало скрывать истинную причину ее ареста - вдохновительницу французов надо было казнить.

Но обвинить Орлеанскую деву оказалось непросто. Стойкость ее изумляла. Обходя многочисленные ловушки, игнорируя угрозы и оскорбления, она отказывалась признаваться в ереси и сношениях с дьяволом. Возглавлявший процесс епископ Пьер Кошон, прекрасно понимал, что, казнив Жанну без признания, он только поспособствует возникновению вокруг нее ореола мученицы. И пошел на подлость. Он показывает ей костер, на котором она должна быть сожжена, а заодно бумагу, в которой она отрекается от ересей и становится послушной церкви. Ей остается только подписать. И тогда, мол, ее простят и переведут из английской тюрьмы в церковную - с хорошими условиями. Неграмотная крестьянская девушка соглашается. И тогда епископ подменяет бумагу другой, где она ставит крест (подпись), полностью отрекаясь от всех своих «заблуждений». Обещания Кошон, конечно, не сдержал. Через несколько дней под предлогом того, что она снова надела мужскую одежду (женскую у нее отобрали), трибунал приговорил ее к смерти. 30 мая 1431 года на голову Жанны надели бумажную митру с надписью «Еретичка, вероотступница, идолопоклонница» и повели на костер. «Епископ, я умираю из-за вас. Я вызываю вас на божий суд!» - крикнула Жанна. А потом попросила, чтобы ей дали крест. Ей протянули две скрещенные хворостины. Из огня она еще несколько раз кричала: «Иисус!» Прах Жанны д’Арк развеяли над Сеной.

В 1920 году католической церковью она была причислена к лику святых.

Вопрос, который интересует ни одно поколение - сколько людей убила инквизиция? Давайте, рассмотрим короткий, но более чем, исчерпывающий ответ.

Жертвы инквизиции и вопрос кощунственного отношения к людям в эпоху Средневековья не дает покоя и ласкает слух многим современным атеистам (как и верующим, следует полагать). Слово "инквизиция" воспринимается в современном обществе, как что-то из ряда вон выходящее, что порочит историю католицизма и всей церкви в целом. Все равно что, быть боссом крупной компании и случайно встретить Федю, который видел, как вы в детстве обгадились. Да, вы уже так не делаете, но Федор об этом никогда не забудет, а так как он еще и на конкурентов работает, то и не упустит возможности напомнить о вашем шоколадном происшествии. Можно сказать, что конечным аргументом в споре ярого атеиста и набожно верующего человека есть: "А ваша церковь вообще людей убивала!".


И что тут скажешь? Ну да, убивала и делала это весьма изобретательно: , люто в тюремных камерах, топила и делала еще черт Бог знает что. И все ради чего? Многие скажут: "Ради спасения заблудшей души". А вот и нет! Немногие знают, что смертная казнь через сожжение применялась к еретикам, которые не раскаялись. Проще говоря, если ты не попросил прощения у церкви за то, что ты слишком умный, красивый, начитанный или просто , то проходи, пожалуйста, на костер.

Реальное количество жертв инквизиции. Имеющиеся у современных историков факты про инквизицию отличаются своим разнообразием. К тому же, не стоит забывать, что происходило все это в период с 1300 по 1700 года, поэтому многое могло быть неправильно понято, не записано, дофантазировано и т.д. Что касается количества сожженных на костре грешников, то в архивных документах и современной литературе можно встретить абсолютно различные факты. Так, Дэн Браун в своем "Коде да Винчи", пишет, что общее количество жертв Инквизиции – 5 000 000. Но не верьте этому писаке, так как вымысел далек от правды.

Реальное число жертв инквизиции – от 14 000 до 23 000 людей. При этом данная статистика охватывает не только Испанию, но и все европейские страны, где инквизиция была в тренде в те года. Вам кажется, что не так уж и много? Возможно, но если приплюсовать искалеченные тела и судьбы, то можете смело приплюсовать несколько нолей.


Инквизиция всегда убивала? Исходя из того, что и так много грязи было вылито на инквизицию, стоит сказать хотя бы несколько хороших слов об этом деянии церкви. Итак, представьте ситуацию: мрачное Средневековье и вас обвиняют в преступлении, совершенном против святой церкви. Что делать? У вас паника, вы рвете волосики на попе, пытаетесь бежать, ваша жизнь кончена! Конечно, первое, что вы думаете – вас сожгут на костре, как еретика. А вот и нет! Вас, скорее всего, попросту изгонят из города и лишат всего имущества(которое немножко достанется церкви) или просто отрежут что-нибудь, клеймят – всего-то делов.

А вот сжигали в то время только тех еретиков, которые до последнего стояли на своем и перечили моральным устоям церкви. Ну, или тех грешников, которые были красивыми женщинами. Ибо даватьнадобыло наместникам Бога на земле видней!


Самые популярные жертвы инквизиции – это не только красивые бабы, еретики и ученые, но и все кто не был угоден по той или иной дурацкой причине. К слову, по поводу ученых стоит сказать отдельно. Инквизиция, вопреки распространенному мнению, не устраивала террора для ученых. Более того, часто деяния святой инквизиции шли бок о бок с университетами. Просто иногда решения ученых воспринимались, как оккультизм (бесовская ересь о том, что земля круглая). Поэтому и сжигали всяких выскочек типа Коперника и Бруно на костре.

Короче говоря, сидеть надо было тихо, не выделяться и при первой же возможности доказывать свою любовь правящему органу. Напоминаем, что мы говорим не о 2000х годах, а о глубоком средневековье.

Энциклопедия Брокгауза и Эфрона
Инквизиция (лат. Inquisition) - в древне-римском уголовном процессе, который был исключительно обвинительный, так называлось собирание доказательств. В случае надобности обвинитель, в предварительной стадии процесса, получал от претора официальные полномочия и снабжался открытым листом (litterae), в силу которого мог добывать нужные ему доказательства, даже принудительными мерами. Известный исторически пример такой Inquisitio - обширное исследование, которое Цицерон произвел в Сицилии, прежде чем выступил с обвинением Верреса перед судом. Когда во времена империи обвинительный процесс уступил место следственному, под И. стали подразумевать должностной розыск, а затем специальное судилище, созданное римско-католической церковью для преследования еретиков.

1. Инквизиция - типично христианское изобретение.

Инквизиция, как отдельная структура, получила распространение на юге Европы: в Испании, Португалии, в меньшей степени Италии,Франции и Германии. Поэтому она не может быть названа типичной для всего христианства. Конечно, и в других христианских странах бывали преследования иноверцев. Но, в таком случае, инквизицию можно назвать типичным изобретением человечества, потому что преследования и казни людей за их убеждения были в разные времена в разных государствах, имеющих разные религии. Например, в языческой Римской империи существовали длительные гонения на христиан. Их отдавали на растерзание диким зверям в Колизее, распинали, вырезали и устраивали из них живые факелы.
Массовые гонения на христиан были также в Персии, (зороастризм), в Японии (буддизм и синтоизм), в Китае (буддизм и даосизм), в СССР (атеизм), в исламских странах и т.д.

2. Инквизиция только и делала, что сжигала людей.

Если быть точным, то не сама церковь сжигала людей, а светские власти. Хотя, конечно, передавая им подсудимых, инквизиторы знали, что их ждет. И более того, некоторые священнослужители даже старались подвести богословское обоснование для сжигания еретиков.
Однако сожжение на костре было не самым популярным наказанием у инквизиции
Наказания осужденных были разнообразны:
- жертва свечи для алтаря и участие в крестном ходе,
- денежный штраф,
- телесное наказание,
- выставление у позорного столба,
- клеймование,
- наказание заключением,
- конфискация имущества, - изгнание,
- передача преступника в руки светской власти, ведущую часто к смертной казни.
Самыми распространенными приговорами инквизиции были изгнание и конфискация имущества. ((см пункт 4.))
Пытки, по выводам историков, применялись примерно в 2 процентах случаев.

3. Жертвами инквизиции стали миллионы людей (в зависимости от фантазии автора называются цифры от нескольких миллионов до 80!)

Чтобы воочию убедиться, на что способна человеческая фантазия, достаточно набрать в поисковике Интернета Rambler словосочетание «инквизиция сожгла миллионы». И мы увидим как обычные люди жонглируют цифрами в миллионы и даже десятки миллионов людей.
На самом деле никаких исторических источников, подтверждающих эту точку зрения нет. Установить точное количество жертв инквизиции за всю историю уже не предоставляется возможным. Оценки исследователей имеют существенные расхождения, но они не превышают нескольких десятков тысяч людей за все время существования инквизиции во всей Европе.
Здесь уместно привести результаты исследований с обеих сторон.
По заказу папы Иоанна Павла 2, комиссия ученых, одни из которых принадлежали к католической церкви, а другие были просто светскими историками, провела исследование инквизиционных архивов.
Согласно результатам этих исследований, с 1540 по 1700 год испанская инквизиция преследовала по обвинению в ереси 44 тысячи человек. И лишь 2 процента от этих людей были приговорены к смертной казни. Другая часть приговаривалась к заключению или публичному покаянию. Пытки использовались, но только в незначительном числе случаев – тогда когда у инквизиторов были основания не доверять обвиняемому.
Наиболее известные антиинквизиционные данные привел Хуан Антонио Льоренте в книге «История испанской инквизиции» для Испании в 1540-1700 годах. По его расчетам, получается примерно 31 700 человек, сожженных в Испании, без учета её колоний. Приговорено к другим видам наказания - 291 450. Как видно даже Льоренте, который сам служил секретарем в инквизиции, но потом порвал с ней, признавал, что подавляющее количество приговоров не вело к казни.
Учитывая, что испанская инквизиция была самой свирепой (скажем, Римская инквизиция была гораздо мягче), то в любом случае, по видимому, количество жертв инквизиции находилась в пределах десятков тысяч человек за все время своего существования.
Конечно эти тысячи реальных людей - жертвы инквизиции, и не стоит ее в этом оправдывать.
Но все-таки это далеко не миллионы. Для сравнения только по официальным данным, только в 1937-1938 годах в СССР было расстреляно 681 692 человека. (1)

4. Инквизиторы – это убийцы, мечтавшие только о том, как бы побольше людей сжечь.

На самом деле, если бы это было так, то не было бы судов, которые порой длились годами и даже иногда десятками лет.
Основная цель инквизиции была в исследовании человека на предмет: еретик он или нет, и в попытках склонить его к покаянию. Например, от Джордано Бруно покаяния ждали целых 8 лет. Как признается сам Льоренте (который, напомним, принадлежит к противникам инквизиции):
"Никогда не доводили дела до аутодафе не попробовав в течение долгого времени обратить его (обвиняемого) и привести к единению с католической Церковью всеми средствами, которые могла внушить опытность в этом деле. Обеспечив надежность его тюремного заключения, позволяли и даже в некотором роде побуждали его родных, друзей, соотечественников, духовных лиц и всех людей, известных своим образованием, посещать его в тюрьме и беседовать с ним. Сам епископ или инквизитор приходили к обвиняемому и убеждали его вернуться в лоно Церкви. Хотя он выражал в своем упорстве самое сильное желание быть поскорее сожженным (что случалось часто, потому что эти люди считали себя мучениками и выказывали свойственную им твердость) , инквизитор на это никогда не соглашался; наоборот, он удваивал доброту и кротость, удалял все, что осужденному могло внушать ужас, и старался уверить его, что обратившись, он избегнет смерти, лишь бы только он снова не впал в ересь, что и бывало в действительности..." .(2)
Из истории известно немало примеров, когда человек избегал наказания, если приносил покаяние. Это касалось даже закоренелых еретиков. Например, Раймонд Четвертый, бывший главой альбигойцев, принес покаяние и получил свободу. Однако после этого он приказал зверски замучить папского легата Пьера де Кастельно…

5. Инквизиция - именно и только инквизиция занималась охотой на ведьм.

Охота на ведьм вообще свойственна всем людям. И дело тут в том, что сами ведьмы собственно и афишировали себя как людей, запросто общающихся со злыми духами. Поэтому естественно, что простые люди в случае какой-нибудь беды, вымещали на них свой гнев, видя именно в них источник несчастий. Дьякон Кураев в своей книге «Неамериканский миссионер» привел немало примеров, как в нехристианских странах убивали колдунов и ведьм. Инквизиция же наоборот, хотя и учувствовала в процессах над ведьмами, но все-таки относилась к этому вопросу осторожно. Кроме того, что инквизиция противодействовала самосудам над ведьмами и вводила судебное разбирательство, именно она, в конце концов, остановила гонения в католических странах. Сама охота на ведьм получила наибольшее распространение в протестантских государствах, особенно Германии, где, как известно, инквизиции не было. Ф.Донован, современный историк, пишет:
* «Если мы отметим на карте точкой каждый установленный случай сожжения ведьмы, то наибольшая концентрация точек окажется в зоне, где граничат Франция, Германия и Швейцария. Базель, Лион, Женева, Нюрнберг и ближние города скрылись бы под множеством этих точек. Сплошные пятна из точек образовались бы в Швейцарии и от Рейна до Амстердама, а также на юге Франции, забрызгали бы Англию, Шотландию и Скандинавские страны. Надо отметить, что, по крайней мере в течение последнего столетия охоты на ведьм, зоны наибольшего скопления точек были центрами протестантизма. В полностью католических странах - Италии, Испании и Ирландии - было бы очень мало точек; в Испании практически ни одной».
Например, по данным американского историка Уильяма Т. Уолша, в Англии было сожжено за ведовство и колдовство 30 000 человек, а в протестантской Германии - 100 000".
Одним из последних судов над ведьмами считается знаменитый Салемский процесс, в результате которого были казнены 20 человек. Салемский процесс происходил в 1692 году в Америке, где никакой инквизиции никогда не было…

6. Инквизиция - это орудие христиан, с которым они расправлялись со всеми прогрессивно и научно мыслящими людьми.

Нет, это неправда. Инквизиция благополучно уживалась с учеными в эпоху развития университетов и науки. Многие выдающиеся умы эпохи прекрасно дожили до старости и умерли в своей постели, ни разу не общаясь с инквизицией. Тем более, совсем немногие кончили свою жизнь на костре. Если быть еще более точным, то самым знаменитым мучеником инквизиции является Джордано Бруно, имя которого, надо полагать за неимением других имен, атеисты затаскали до неприличия. Однако наука тут была ни при чем, по той простой причине, что Джордано Бруно не был ученым. Точнее сказать Бруно был таким же ученым, как и Павел Глоба. Он был сожжен вовсе не за занятия наукой, а за оккультизм, ересь и публичные богохульства. В доносе венецианскому инквизитору магнат Джованни Мочениго «Я, Джованни Мочениго, сын светлейшего Марко Антонио, доношу по долгу совести и по приказанию духовника о том, что много раз слышал от Джордано Бруно Ноланца, когда беседовал с ним в своём доме, что, когда католики говорят, будто хлеб пресуществляется в тело, то это - великая нелепость; что он… не видит различия лиц в божестве, и это означало бы несовершенство Бога; что мир вечен и существуют бесконечные миры… что Христос совершал мнимые чудеса и был магом, как и апостолы, и что у него самого хватило бы духа сделать то же самое и даже гораздо больше, чем они; что Христос умирал не по доброй воле и, насколько мог, старался избежать смерти; что возмездия за грехи не существует; что души, сотворённые природой, переходят из одного живого существа в другое; что, подобно тому, как рождаются в разврате животные, таким же образом рождаются и люди. Он рассказывал о своём намерении стать основателем новой секты под названием «новая философия». Он говорил, что дева не могла родить и что наша католическая вера преисполнена кощунствами против величия божия; что надо прекратить богословские препирательства и отнять доходы у монахов, ибо они позорят мир; что все они - ослы; что все наши мнения являются учением ослов; что у нас нет доказательств, имеет ли наша вера заслуги перед богом; что для добродетельной жизни совершенно достаточно не делать другим того, чего не желаешь себе самому…»
Более того, именно Бруно мы должны быть отчасти «благодарны» тем, что инквизиция, в конце концов, осудила теорию Коперника (через 73 (!) года после смерти самого польского ученого). Очень уж красиво он увязал ее с разнообразным оккультизмом. Не окажись у Коперника таких "проповедников", как Бруно, цензурный запрет на него не был бы наложен.
Сам Коперник никогда никак от инквизиции не страдал.
Был еще Галилео Галилей. Но он также после покаяния прожил спокойно под надзором инквизиторов на своей вилле Арчетри.
Кроме него, от рук инквизиции, ни один ученый именно за науку не пострадал.

Loading...Loading...