Краткосрочный логопедический проект «Игрушки для развития речи. Проект по логопедии (старшая группа) на тему: Проектная деятельность в работе учителя - логопеда ДОУ

Муниципальное автономное дошкольное образование учреждение детский сад « Калинка» г.Черногорск

Проект по теме:

« Логопедическая кладовая »

Разработали: воспитатели группы компенсирующей направленности Дронова Н.А, Прибылова Л.В учитель-логопед Бойко О.О

Черногорск 2017

Введение :
Эффективность коррекционно–воспитательно–образовательной работы в логопедической группе во многом зависит от организации предметно-пространственной среды. Л.С. Выготский писал: «Следя за детьми, в конечном счёте, мы видим, что путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды…»

В логопедических группах должна быть такая развивающая среда, чтобы она служила правильно выбранной коррекционной цели и была системой в процессе работы, т. к. слаженная работа приводит к положительным результатам.

Специально организованное жизненное пространство должно стимулировать активность ребёнка, создавать возможность для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, что позволяет ребёнку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.

Предметно - развивающее пространство следует организовать таким образом, чтобы каждый ребёнок имел возможность упражняться в умении наблюдать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением и воспитателя и учителя-логопеда.

При создании развивающего пространства, как в групповом помещении, так и в кабинете учителя-логопеда, необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии дошкольников и не позволять себе увлекаться различными «школьными» технологиями, фронтальными формами работы, вербальными методами обучения. А это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

Предметную среду необходимо проектировать в соответствии с той программой, которая реализуется в образовательном учреждении. Уметь создавать среду должен сам педагог, владеющий знаниями по дошкольной педагогике и психологии. Так, воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности развития каждого своего воспитанника, знать группу в целом, чтобы не задерживать дальнейшее развитие детей и вместе с тем не ставить перед ними непосильные задачи (такие задачи могут погасить у ребенка желание даже попробовать их разрешить, сдерживают развитие познавательного интереса). Но управляющей структурой все же является учитель-логопед.

Создание развивающей среды является одной из основных задач общеобразовательной программы.

Уникальность проекта

Уникальность нашего проекта заключается в том, что мы предполагаем в своей деятельности взаимодействие педагогов, детей и членов их семей в создании особой развивающей среды и формировании творческого подхода к организации группового пространства.

Вид проекта : долгосрочный.

Продолжительность : 5 месяца

Сроки реализации : январь – май 2017г.

Участники проекта : дети с нарушениями речи компенсирующей группы , учитель-логопед, воспитатели, родители.

Ресурсы проекта: канцелярия: офисная бумага, ножницы, цветная бумага; худ.литература, дидактический материал, добровольная спонсорская помощь,

Возраст дошкольников на которых рассчитан проект 5-6 лет, Старшая группа

Актуальность проекта .

В настоящее время перехода от функционирования логопедических пунктов к компенсирующим группам для детей с нарушениями речи в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) и внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) актуальной становится проблема организации пространственной среды для данной категории детей .

Речь, как ведущее средство общения сопровождает все виды детской деятельности. От качества речи , умения ею пользоваться в игре, конструировании, наблюдении, при непосредственной образовательной деятельности и т. д. зависит самооценка, успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и социальное положение в детском обществе. Не только коррекционные занятия со специалистами, но и окружение ребенка должно способствовать развитию речи дошкольников . Пространственная среда , как система материальных объектов, создает условия для успешной социализации ребенка с недостатками речи , его личностного развития в соответствии возрасту видам деятельности.

Особая важность проекта обусловлена тем , что коррекция речи должна осуществляться комплексно и систематически в условиях ДОУ и семьи. Окружение должно стимулировать ребенка к выражению своих мыслей, чувств, действий в речи , а также способствовать более быстрому и ненавязчивому закреплению работы по исправлению дефектов речи , проводимой логопедом на индивидуальных и групповых занятиях .

Организация пространственной среды в компенсирующей группе для детей с нарушениями речи должна быть проведена при участии не только учителя-логопеда и воспитателей, но и родителей. Тем самым обеспечивается перенос знаний родителей по организации окружения ребенка в домашние условия и осуществляется профилактика симптома «брошенного ребенка» *.

*Симптом «брошенного ребенка» обусловлен семейным укладом, при котором ребенок вынужден общаться только с компьютером , телевизором, игрушками (часто не способствующими развитию ребенка) . Родители перекладывают воспитание и обучение ребенка на бабушек, няней, воспитателей и т. д.

Цель проекта : создание предметно-развивающей среды для повышения потенциальных возможностей полноценного речевого развития детей .

Задачи проекта:

1. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, открывающими возможности для их позитивной социализации, их личностного развития;

2. Повышение компетентности воспитателей и родителей в вопросах организации предметно-развивающей среды для ребенка с нарушением речи ;

3. Увеличение объема воздействия и обеспечение закрепления материала по коррекции дефектов речи в условиях группы при самостоятельной и совместной деятельности детей ;

4. Воспитание любви и интереса к художественной литературе, к коррекционным занятиям;

5. Развитие психических процессов и двигательной активности, создающих базу для успешной коррекции недостатков речи .

Этапы реализации проекта :

I. Подготовительный этап (информационно-аналитический) :

Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы , выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей .

Задачи:

1) Изучение состояние исследуемой проблемы в теории и практике, обосновать понятийный аппарат исследования.

2) Диагностика содержания пространственной среды в группе .

3) Определение содержания логопедического проекта , условий его реализации.

II. Основной этап (практический) :

Реализация содержания проекта .

1) Тематические выступления для воспитателей «Обогащение и планирование работы по развитию речи детей в центрах группы ».

2) Тематическая консультация для родителей «Создание развивающей среды для ребенка с недостатками речи ».

3) Привлечение родителей для создания пособий, игр для центров группы , способствующих речевому развитию. (например, артикуляционных кубиков, полянок для развития речевого дыхания и т. д., а также реквизита и костюмов персонажей для сюжетно-ролевых игр.

4) Подбор художественной литературы и создание книжек-малышек для библиотеки.

5) Подбор настольных дидактических игр по развитию различных сторон речи детей .

6) Подбор игр для развития психических процессов и двигательной сферы детей .

7) Разработка планирования работы в центрах групповой комнаты с учетом речевой активности.

III. Заключительный этап :

Ожидаемые результаты :

1. Ненавязчивое и прочное «присвоение» знаний и умений, приобретенных ребенком в процессе практической деятельности в специальных организованных условиях ;

2. Развитие всех сторон речи детей , а также параллельно психических процессов, общей и мелкой моторики;

3. Воспитание устойчивого интереса к играм по развитию речи ;

5. Квалифицированная и достаточная организация предметно-развивающей среды с учетом возраста , особенностей детей и здоровьесбережения;

6. Повышение компетентности родителей в вопросе речевого развития детей . Приобщение семьи к созданию предметно-развивающей среды в группе .

речи в литературе и в рамках ФГОС ДО.

Продукт проекта:

1. Центр коррекции звукопроизношения, в котором находятся: настенное зеркало с дополнительным освещением, небольшой рабочий стол (в соответствии с ростом ребенка, логопедические зонды, вата или ватные диски, спирт и др., литература на автоматизацию и дифференциацию дефектных звуков, картотеки на автоматизацию и дифференциацию звуков в слогах, словах, предложениях, текстах, карточки с артикуляционными укладами речевых профилей (свистящие, шипящие, соноры).

2. Центр развития мелкой моторики, в котором находятся разнообразные конструкторы, шнуровки, мозаика, пазлы, пирамидки, матрешки, мелкие игрушки, игры с пуговицами, спичками, миниатюрные сухие пальчиковые бассейны, трафареты на различные лексические темы, картотеки пальчиковых гимнастик, а также различных упражнений на координацию речи и движения.

3. Центр по преодолению ОНР (общего недоразвития речи) способствует развитию речи через книги, содержащие рассказы и сказки для пересказов, картины для составления рассказов, кроссворды, загадки, стихотворения, словесные игры и задания по текущей лексической теме. Все это способствует развитию речи, расширению представлений об окружающем мире, пространственной ориентации, наблюдательности, воображению и даже эстетическому наслаждению.

4. Центр развития речевого дыхания и фонального восприятия включающая в себя детские музыкальные инструменты, соломинки для коктейля, картотека дыхательных упражнений, «ветродуйчики» и прочее.

Очень любят дети мыльные пузыри, которые наглядно и действенно учат детей длительному и короткому, плавному и резкому выдоху. Хороши также в формировании у детей правильного речевого дыхания вертушки, мелкие легкие игрушки.

5. Центр развития фонематического слуха и звукового анализа и синтеза включает (зона тембрального восприятия):

схемы для определения позиции звука в слове, «звуковые дорожки», картинный материал и игры для определения места звука в словах.

6. Центр развития лексико–грамматической стороны речи состоит из различного картинного материала (сюжетные картины, серии сюжетных картин, картинный материал «Сложные слова», «4 лишний», и др.)

7. Центр обучения грамоте : представлен схемами для разбора слов, предложений, фишками, магнитной доской, магнитной азбукой, слоговыми таблицами, буквоградами и т. д.

8. Центр фразовой речи: здесь помимо картин представлен кукольный театр, пальчиковый театр.

9. В центре методического сопровождения представлена:

справочная литература по логопедии и детской психологии;

материалы по обследованию речи детей;

методическая литература по коррекции звукопроизношения;

методическая литература по преодолению ОНР (общего недоразвития речи);

учебно-методическая литература по обучению грамоте;

учебно-методические планы по разделам коррекции и развития речи.

10. Информационный центр, где размещаются:

график работы логопеда

результаты обследования;

материал по лексической теме и звукопроизношению;

индивидуальные тетради;

игровые задания на развитие речевой моторики, ручной умелости и многое другое.

11. Центр ТСО (технических средств обучения, в которой располагаются магнитофон, компьютер, аудиотека, диски с компьютерными играми обучающей и развивающей направленности. В наше время невозможно представить обучение детей без компьютера и компьютерных технологий. Задания, которые ранее дети получали на бумажных носителях теперь видны на экране монитора. Такие задания нравятся и выполняются детьми с большим усердием. обеспечивает чувство психологической защищенности; является средством полноценного развития воспитанников;

сочетает привычные и инновационные методы в организации и проведении коррекционных занятий.

12. Центр речевого развития на участке (веранде) группы.

переносные зеркала (маленькие), карточки с артикуляционным укладками, навесные бусы, конструктор, пазлы, сухие пальчиковые бассейны, картотека дых.упражнений, мыльне пузыри и т.д.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 29

Долгосрочный логопедический проект

«Здоровячок-речевичок»

по использованию современных здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда

с детьми дошкольного возраста в условиях логопедического пункта муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения

Муртазина Айсылу Радиковна

учитель-логопед

МАДОУ детский сад № 29

г. Нефтекамск

Введение……………………………………………………………………………...3

Понятие о здоровье и здоровьесберегающих технологиях……………………….5

Этапы работы над проектом………………………………………………………...6

Подготовительный

Основной (практический)

Заключительный

Заключение………………………………………………………………………….10

Список литературы…………………………………………………………………11

Введение

ФГОС дошкольного образования ставит проблему охраны и укрепления физического и психического здоровья детей на первое место в системе приоритетных задач. В последние десятилетия устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию. Особую актуальность приобретает оптимизация сохранения и укрепления психофизического здоровья ребёнка, требующая внедрения здоровьесберегающих технологий.

На основании анализа теоретической и методической литературы, а также данных констатирующего эксперимента были изучены направления и выбраны традиционные и нетрадиционные приёмы логопедической работы по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста.

Экспериментальная база исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 29 «Сказка» г. Нефтекамск

Тип проекта: долгосрочный

Участники проекта:

Дети подготовительных групп № 3, № 4, родители, педагоги.

Время реализации проекта:

Цель проекта: проанализировать современные здоровьесберегающие технологии, используемые в коррекционно-педагогическом процессе.

Задачи проекта:

Рассмотреть современные подходы к сохранению и формированию здоровья дошкольников на логопедических занятиях.

Проанализировать принципы сохранения здоровья дошкольников в коррекционно-педагогическом процессе.

Описать профилактическую и коррекционную работу учителя-логопеда на занятиях.

Объект: процесс обучения и воспитания в детском саду.

Предмет: здоровьесбережение воспитанников ДОУ.

Гипотеза исследования - процесс коррекции речевых расстройств будет более успешным и быстрым, если на логопедических занятиях использовать современные здоровьесберегающие технологии.

Новизна исследования заключается в реализации современных инновационных здоровьесберегающих технологий в течение всего времени пребывания дошкольника в детском саду. Новые подходы, современные инновационные технологии нужны для того, чтобы сделать обучение осознанным, интересным, оптимизировать процесс обучения, содействовать оздоровлению детей.

Методы исследования:

изучение и анализ литературы

эксперимент - констатирующий, формирующий, контрольный

теоретический анализ (обработка и осмысление полученных данных)

диагностические методы

Ожидаемые результаты:

правильное речевое дыхание у детей;

сформированные движения пальцев рук, общая моторика;

положительная динамика в развитии всех сторон речи воспитанника;

отсутствие напряжения и скованности у детей;

улучшение соматического здоровья детей, посещающих логопедический пункт;

использование родителями и педагогами здоровьесберегающих технологий на занятиях с детьми.

В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения здоровье определяется как «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». Технология - пошаговая, заранее продуманная последовательность действий, направленных на достижение конкретного результата. Под здоровьесберегающими технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых идёт на пользу здоровья. Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.

Цель здоровьесберегающих технологий - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Основные задачи здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании по ФГОС:

Сохранение уровня здоровья и подбор пошагового увеличения уровня здоровья воспитанников;

Создание обстановки для комплексного психофизиологического развития ребёнка;

Обеспечение комфортных условий жизни на протяжении всего времени нахождения ребёнка в детском саду.

Технологии здоровьесбережения:

1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

2.Технологии обучения здоровому образу жизни.

3.Коррекционные технологии.

Принципы здоровьесберегающих технологий :

Принцип «Не навреди!»;

Принцип сознательности и активности;

Принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;

Принцип систематичности и последовательности;

Принцип доступности и индивидуальности;

Принцип всестороннего и гармонического развития личности;

Принцип системного чередования нагрузок и отдыха;

Принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий;

Принцип возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса.

Этапы работы

1 этап - подготовительный

Задачи: раскрытие смысла содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учётом современных требований и речевых возможностей детей.

Формы работы:

Изучение методической литературы и интернет-ресурсов.

Выявление проблемы.

Определение системы мероприятий по реализации проекта.

Изучение уровня компетентности родителей по проблеме - анкетирование по теме: «Здоровый образ жизни».

2 этап - основной (практический)

Задачи: разработка и апробирование системы методических мероприятий для детей, родителей и педагогов детского сада по вопросам сохранения и укрепления здоровья дошкольников.

Форма работы:

Проведение консультаций для воспитателей «Комплекс артикуляционной гимнастики для каждой группы звуков», «Профилактика речевых нарушений», «Пальчиковая гимнастика в театрализованной деятельности как средство профилактики речевых нарушений».

Консультация для музыкального руководителя «Использование логоритмики на музыкальных занятиях».

Консультация для инструктора физической культуры «Подвижные игры для детей с речевыми нарушениями».

Проведение мастер-класса для воспитателей «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Изготовление буклета для педагогов и родителей «Современные здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста»

Проведение консультаций для родителей «Дыхательная гимнастика - основа правильной речи», «Артикуляционная гимнастика дома».

Изготовление картотек (комплексов упражнений) «Развитие высших психических функций», «Дыхательная гимнастика», «Пальчиковая гимнастика», «Зрительная гимнастика», «Физминутки».

Использование традиционных и нетрадиционных приёмов здоровьесбережения на логопедических занятиях.

Традиционные приёмы здоровьесбережения в работе логопеда

Упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления)

В подготовке к школе существенная роль принадлежит развитию высших психических функций, тесно связанных с речевой деятельностью, поэтому учитель-логопед включает в коррекционную работу упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.

Дыхательная гимнастика

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Логопедический и точечный массаж

Детям со значительными речевыми расстройствами для коррекции звукопроизношения недостаточно только артикуляционной и дыхательной гимнастики. Необходим логопедический массаж. Логопедический массаж - активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. В основу точечного массажа положен тот же принцип, что и при иглоукалывании, с той лишь разницей, что на биологически активные точки воздействуют пальцем или кистью.

5. Пальчиковая гимнастика

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение.

6. Зрительная гимнастика

Цель зрительной гимнастики - включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот - расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка.

Физкультминутки

При проявлении утомления, снижении работоспособности, при потере интереса и внимания в структуру занятия включаются физкультурные минутки. Эта форма двигательной нагрузки является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья воспитанников.

Нетрадиционные приёмы здоровьесбережения в работе логопеда

Номинация «Работа с родителями» (в ДОУ)

Одним из важнейших направлений моей деятельности в детском саду является работа с родителями ребенка, имеющего речевые нарушения. Практика работы в ДОУ показывает, что такое воздействие - достаточно сложный процесс. Не все родители адекватно воспринимают речевые проблемы своего ребенка.

Одни стараются не замечать нарушения речи у малыша, игнорируют выполнение с ребенком домашнего задания, рекомендованного учителем-логопедом. Другие наоборот, проявляют излишнюю тревожность, предъявляя повышенные требования к речи ребенка. Такая позиция «тормозит», затягивает коррекционно-развивающий процесс. Поэтому разработка данного проекта стала актуальной.

Срок проведения: 9 месяцев.

Участники: учитель-логопед, дети старшего дошкольного возраста, родители.

Цель проекта: повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

Задачи:

  • изучить особенности родителей воспитанников, уровень их педагогической компетентности по вопросам речевого развития ребенка;
  • разработать и провести систему мероприятий для родителей по вопросам речевого развития детей дошкольного возраста, через организацию клуба «Речевичок»;
  • составить и выпустить периодический детско-родительский журнал «Речевая полянка»;
  • создать картотеку для занятий родителей с детьми в домашних условиях: «Ваш домашний логопед»;
  • выработать и принять единые требования родителей к ребенку по вопросам общего подхода к воспитанию в процессе коррекции речи.

Ожидаемые результаты: повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития ребенка, помощь в принятии позиции «активного родителя».

Реализация проекта предполагает работу по III этапам.

I этап подготовительный (информационно-аналитический).

Мероприятия:

  • анкетирование родителей: «Беспокоит ли Вас состояние речи ребенка?». Смотреть Приложение 1;
  • выпуск информационных листов: «Оцените речевое развитие вашего ребенка». Смотреть Приложение 2;
  • папка-передвижка: «Роль родителей в развитии речи детей». Смотреть Приложение 3;
  • сбор методических материалов к картотеке и журналу; разработка мероприятий.

II этап основной (практический).

Мероприятия:

  1. Проведение системы методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников через организацию клуба «Речевичок». Смотреть Приложение 4.
  2. Представление картотеки: «Ваш домашний логопед» (за основу взяты «Домашние тетради для логопедических занятий с детьми» Ю.Б. Жихаревой-Норкиной).
  3. Проведение детско-родительских мероприятий: конкурс по декламации стихов: «Весенняя капелька», праздник правильной и красивой речи «День рождение звуков». Смотреть Приложение 13.
  4. Выпуск журнала «Речевая полянка» 1 раз в 3 месяца. Смотреть Приложение 2.
  • Для любознательных родителей.
  • Беседуем и играем - речь развиваем.
  • Почитай-ка.
  • Наши руки не для скуки.
  • Анонс.

III этап заключительный (контрольно-диагностический).

Мероприятия: проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей через опрос, листы обратной связи, отзывы и предложения в гостевой книге клуба «Речевичок».

В результате реализации проекта «Ваш домашний логопед» был достигнут желаемый результат : так по данным опроса 85% родителей стали лучше ориентироваться в вопросах речевого развития детей, 60% родителей приняли активное участие в детско-родительских мероприятиях, 95% родителей научились выполнять задания из картотеки «Ваш домашний логопед». Родителям, которые не смогли посещать клуб «Речевичок», были предложены материалы мероприятий на электронном носителе (диске), памятки. Смотреть Приложение 11 , Приложение 12 , информационные листы, журналы «Речевая полянка».

Список литературы:

1. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. СПб., 1994.

2. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М., 1994.

3. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи: воспитание и обучение. М., 2000.

Проект «Ваш домашний логопед»

Журнал «Речевая полянка»

Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Для повышения интереса к книге, любви к чтению мной был разработан проект «Путешествие в сказку», развивающий устойчивый интерес к сказке как к произведению искусства. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствующие развитию выразительности речи, а также творчеству самих детей, повышают степень включённости дошкольника в книжную культуру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краткосрочный творческий проект
«Здравствуй, сказка» .(2014 год).
(старшая логопедическая группа)

Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Для повышения интереса к книге, любви к чтению мной был разработан проект «Путешествие в сказку», развивающий устойчивый интерес к сказке как к произведению искусства. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствующие развитию выразительности речи, а также творчеству самих детей, повышают степень включённости дошкольника в книжную культуру.

Цели:
- развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства;
- раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей.

Задачи.
1. Коррекционно–образовательные: учить развивать сюжет, использовать «сказочные» языковые средства; формировать творческое рассказывание, умение раскрывать тему, подчинять свою сказку определённой (основной) мысли.
2. Коррекционно–развивающие: развивать традиции семейного чтения.
3. Коррекционно–воспитательные: создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки; прививать умение прийти на помощь в трудную минуту.

Участники проекта: дети старшей логопедической группы, родители, учитель-логопед, воспитательи.

Направленность развития деятельности: комплексная (познавательно-речевая, изобразительная, театрализованная, музыкальная).

Тип проекта: информационно-творческий, групповой.

Продолжительность: 2 недели (27.10-7.11)

Результат: презентация проекта в форме развлечения «Путешествие в сказку».

Этапы работы:

  1. Определение темы (проблемы проекта). Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.
  2. Составление плана-схемы проекта.
  3. Обсуждение проекта на родительском собрании с родителями.
  4. Обсуждение проекта с воспитателями.
  5. Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
  6. Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
  7. Презентация проекта.

Пути реализации проекта

  1. Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров.
  2. Организация выставки поделок, рисунков.
  1. Беседа «…да в ней намёк».
  2. Словесное рисование детьми по прочтении текста характеров героев, обстановки, «интерьера» сказки.
  3. Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование.
  4. Самостоятельное составление сказок.
  5. Рассказывание сказок собственного сочинения.
  6. Иллюстрирование прочитанных сказок, сказок собственного сочинения. Сопровождение рассматривания готовых работ словесными рассказами и пояснениями.
  7. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
  8. Загадки о сказках, героях сказок.
  9. Организация логопедической выставки.
  10. Развлечение «Путешествие в сказку».
  1. Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
  2. Домашние задания для родителей и детей (изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам).
  3. Чтение сказок с детьми.
  4. Придумывание сказок с детьми.
  5. Помощь в пополнении книжного уголка сказками.

Реализация проекта началась с моделирования ситуации, позволяющую выявить проблему: в детский сад пришло письмо-просьба от Бабы Яги. После прочтения дети высказали свои предположения о том, как помочь Бабе Яге. Было разработано решение проблемы: нужно найти сказки, где одним из персонажей является Баба Яга. В уголке для родителей была размещена информация о проекте. В результате совместной деятельности дети получили возможность расширить кругозор о сказках, их героях, научились сами сочинять сказки, сопереживать героям, находить пути выхода из трудных ситуаций. Групповая библиотечка пополнилась новыми книгами сказок.

Письмо Бабы Яги (с которого всё и началось…)

Мальчишки и девчонки, ах-ха-ха!
Как же жизнь моя плоха.
Мочи нет одной мне жить.
С вами я хочу дружить.

Надоело мне летать
В этой старой ступе,
Мне б избушку побелить,
Как весна наступит.

На сто лет я сказок знаю,
Я сама их сочиняю.
Я расстанусь с помелом,
Ступу сдам в металлолом.

Я хочу хорошей быть
И карету заслужить.
Помогите! Помогите!
Сказку, сказку сочините!

Чтоб была я в ней не злая, а добрая!

План-схема
работы с детьми и родителями по реализации проекта
«Здравствуй, сказка»

сроки

ответственные

27.10

Беседа с родителями «Знакомство с проектом»

Полянина Е.И.- учитель-логопед

27.10

Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту.

Рыбалко А.В. – воспитатель,

27.10.-

7.11

Оформление книжного уголка.

Рыбалко.А.В.- воспитатель

28.10

Беседа «…да в ней намёк».

учитель- логопед

27.10.-

7.11

Чтение разных сказок; сказок, где одним из персонажей является Баба Яга.

Воспитатель

Гоцкая Ю.А.

27.10.-

7.11

Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.

Воспитатели:

Гоцкая Ю.А.

Рыбалко.А.В

29.10

Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам. Рисование иллюстраций к сказкам.

учитель- логопед

Полянина Е.И

30.10

Сказочный КВН

Учитель-логопед

Полянина Е.И

31.10

викторина «Путешествие в сказку».

Учитель-логопед

Полянина Е.И

27.10.-

7.11.

Выполнение самостоятельных и совместно с воспитателями, учителем -логопедом, родителями творческих работ.

Родители, воспитатель, учитель- логопед.

4.11.

Занятие по развитию связной речи «Сказка про добрую Бабу Ягу».

5.11.

Развлечение «Путешествие в сказку», логопедическая выставка.

Учитель-логопед, воспитатель.

Используемая литература.
1. Журнал «Дошкольное воспитание», №2, 1991, №4, 2007.
2. Журнал «Ребёнок в детском саду» №4, 2007.
3. Инновации в логопедическую практику. Сост. О.Е. Громова. – М.,:ЛИНКА-ПРЕСС, 2008.
4. Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ. Сост. Г.Н. Сергиенко. - Воронеж, 2006.

  • «Гуси-лебеди»
  • «Василиса Прекрасная»
  • «Царевна-лягушка»
  • «Баба Яга»
  • «Звериное молоко»
  • «Иван-царевич и Белый Полянин»
  • «Марья Моревна»
  • «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»
  • «По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре»
  • «Падчерица и мачехина дочка»
  • «Сказка о двух сёстрах»
  • «Баба Яга и Дарьюшка»

Название: Логопедический проект «Букет с секретом»
Номинация: Детский сад, Методические разработки, Проектная деятельность, Старшая группа

Должность: учитель-логопед
Место работы: МДОУ «Детский сад «Березка»»
Месторасположение: Поселок Октябрьский, Михайловский район, Рязанская область

Название проекта «Букет с секретом»

Тип проекта: информационно - практика – ориентированный - дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (создание букета);

Продолжительность проекта : краткосрочный (2 недели).

Актуальность проекта. В Международный женский день всем женщинам принято дарить цветы. В преддверии этого праздника все дети, участники проекта, научились правильно произносить звук [р]. Поэтому работу по автоматизации данного звука в речи детей необходимо было совместить с подготовкой к праздничным мероприятиям. Таким образом, подготовка подарка для этого праздника обусловила важность и необходимость ознакомления детей с миром цветов, формирования у детей представлений из разных образовательных областей и искусства, связанных с данной темой, что и привело к выбору темы проекта.

Объект проекта : цветы.

Предмет проекта : названия цветов с согласным твердым звуком [р].

Цель проекта : создание праздничного букета к 8 марта из цветов, в названии которых есть звук [р].

Задачи проекта :

  • побуждать интерес к различным видам деятельности по данной теме: рисованию, конструированию, сбору информации, исполнению песен и слушанию музыки, чтению художественной литературы;
  • расширить знания детей о цветах, приобщать детей к процессу познания;
  • формировать различные представления о цветах, обогащать и расширять словарный запас детей;
  • сформировать у детей хорошее отношение к традиции дарить женщинам цветы празднику 8 марта;
  • воспитывать бережное отношение к цветам и живой природе;
  • научить изготавливать цветы из бумаги;
  • организовать выставку детских рисунков;
  • ознакомить детей с литературными, художественными и музыкальными произведениями по тематике проекта;
  • разработать анкету для родителей с целью сбора информации по данной теме;
  • провести заключительное мероприятие «Букет с секретом».

Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Необходимые материалы :

  • фотоаппарат;
  • видеокамера;
  • компьютер, принтер;
  • ​ магнитофон;
  • энциклопедии, книги, журналы, иллюстрации, методическая литература, ресурсы сети Интернет;
  • различные виды цветной бумаги, клей.

Предполагаемый продукт проекта : мероприятие «Букет с секретом»; выставка рисунков детей; презентация Power point (составленная логопедом); цветы, изготовленные из бумаги, разработанные рекомендации для педагогов и родителей по ознакомлению детей с миром цветов.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап Основной этап Заключительный этап
Постановка целей, определение актуальности проекта;

подбор методической литературы для реализации проекта;

подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин, фотографий;

организация развивающей среды в группе.

Ознакомление детей с художественной литературой; проведение бесед, занятий;

рассмотрение картин, фотографий и беседы по их содержанию;

работа с родителями (анкетирование);

прослушивание и обсуждение музыкальных произведений;

рисование с детьми на тему «Цветы»;

создание презентации,

проведение праздничного мероприятия;

Анализ результатов проекта.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

  • укрепление детско-родительских отношений;
  • применение детьми полученных знаний, умений, навыков при организации семейных праздников;
  • повышение познавательной активности детей, сплочение детского коллектива;
  • закрепление у детей правильного произношения звука [р].

Сценарий защиты проекта

Объявление темы проекта

Логопед: Здравствуйте ребята и гости. Мы долго готовились и хотим представить результаты нашей проектной деятельности на тему «Букет с секретом».

Сообщение цели проекта

Целью нашего проекта было – собрать букет цветов к 8 марта, в названии которых спрятался звук [р], так как мы все научились правильно произносить этот звук.

Результаты анкетирования родителей

Сначала нам нужно было узнать названия таких цветов. Для этого мы обратились за помощью к родителям, провели анкетирование.

Самыми популярными ответами были:

нарцисс, роза, георгин, крокус, астра.

Особую благодарность хочется выразить тем родителям, которые написали стихи об этих цветах. Но стихи мы прочтем чуть позже, а сейчас пора внести цветы в зал.

Звучит музыка. Мальчики вносят по одной корзине с цветами.

Сообщение кратких сведений о цветах

Широко распространенное лекарственное растение, хорошо известное своими лекарственными свойствами, издревле на лепестках этого растения гадали, доверяя ему свои сердечные тайны. Слово «ромашка» обозначает римская. Известно много видов ромашки, а самая полезная из них ромашка аптечная.

Слово «астра» обозначает звезда. Древняя легенда говорит о том, что астра выросла из пылинки, упавшей со звезды. Существует поверье, что если ночью стать среди астр и внимательно прислушаться, то можно услышать легкое перешептывание: это астры ведут нескончаемый разговор со своими сестрами-звездами.

Крокусы — «дети радуги». По легенде, они появились на свет в тот день, когда в небе после холодного весеннего дождя встретились солнце и радуга, наполнившие лепестки крокусов силой и окрасившие их в яркие цвета. Роза

В далекие времена георгин мог расти только в царском саду.
Однажды садовник Георгий подарил этот цветок своей невесте, а затем посадил такой же цветок возле ее дома. Узнав об этом, царь приказал бросить садовника в тюрьму, где он и погиб.
Но царский цветок стали сажать повсеместно. В честь молодого садовника Георгия, отдавшего жизнь за его свободу, цветок был назван ГЕОРГИНОМ.

По легенде молодой человек по имени Нарцисс влюбился в собственное отражение и умер, не в силах оторваться от своего отражения в воде. На этом месте смерти у реки вырос цветок, который был так же красив и клонился вниз, чтобы увидеть свое отражение в воде.

Ни с одним растением не связано столько вымыслов, как с королевой цветов. Легенды о розах существуют в каждой стране, и все они связаны с первым появлением этого цветка в разных государствах.

Все цветы прекрасны и у каждого цветка свой характер.

Сценка

1 дев. — Смотри, как я прелестна, хороша!

Не то, что ты в своей льняной рубашке.

Ты так наивна и проста.

2 дев. — Пусть так,

Мне не положено царицей быть.

Но даже в беленькой, простой рубашке,

Я буду людям радость приносить.

— Интересная беседа получилась у цветов, правда, ребята? По их разговору мы можем определить характер героев.

Люди очень давно стали это замечать и сочинили много пословиц и поговорок о них.

Знакомство с пословицами

Весна красна цветами, а осень снопами.

Если любишь плоды дерева - оберегай его цветы.

На красный цветок летит и мотылек.

От хорошего цветка хороший аромат

У красивого цветка жизнь обычно коротка.

Опавший цветок не вернешь на стебелек.

Любишь розу – люби и шипы.

Одному по душе роза, другому – фиалка.

Без шипов розы не бывает.

Чтение стихов, составление цветочного календаря

Каждому цветку свое время. Есть цветы, которые цветут ранней весной, когда еще не растаял снег. Называются они первоцветами. Другие любят жаркое лето, а третьи благоухают и дарят нам свою красоту осенью. Мы сделали свой цветочный календарь.

Анна Кулагина-Фурсина

По земле весна гуляет,
Снег в сугробах быстро тает,
Травка новая растёт,
Крокус снова расцветёт.

Крокус маленький цветок,
Словно звёздочки сынок,
Лепестки свои раскроет,
Снегом вешним их умоет.
Носом жёлтеньким чихнёт,
Запах пчёлок привлечёт.

Крокус первый из цветов,
Что весной цвести готов,
Из земли листочки тянет,
На морозе он не вянет.

Нарциссов желтых солнечный букет
Впитал до капли весь весенний свет,
И согревает руки нам тайком
Веселым и манящим огоньком

На лугу у той дорожки,
Что бежит к нам прямо в дом,
Рос цветок на длинной ножке –
Белый с желтеньким глазком.
Я цветок сорвать хотела,
Поднесла к нему ладонь,
А пчела с цветка слетела
И жужжит, жужжит: «Не тронь!»
М. Познанская

Какие могут быть вопросы,
Цветов прекрасней нет, чем розы.
Но, помня, как те розы пахли
Вы не забыли о шипах ли?

Сколько раз была воспета,
Ты, царица всех цветов?!
И у каждого поэта
Для тебя есть море слов.
Я добавлю: ты прекрасна,
Ароматна и нежна;
Время над тобой не властно –
Ты во все века нужна!
Но, любуясь красотою,
И восторга не тая,
При общении с тобою
О шипах припомню я…

О сень не спешно,

Тихою поступью,

Жёлтыми листьями,

В гости зашла.

Вспыхнула звёздочкой,

Астра махровая,

Яркими красками,

Сентябрь зажгла!

Селиванова Светлана

Есть цветок такой в саду

и похож он на звезду.

Может быть любого цвета.

Для осеннего букета

соберём цветок прекрасный,

называется он — АСТРА.

Есть игольчатый, как ёжик.

И махровым быть он может.

Куст высокий весь в цветах.

Восхищаются все «Ах!»

Занял клумбу всю один

наш красавец ГЕОРГИН.

Слушание музыки «Вальс цветов» П.И.Чайковского

Логопед: О цветах сложено много стихов, а музыкантов они вдохновляют написать красивую музыку.

Так П.И.Чайковский написал очень красивый вальс цветов. Послушайте это произведение и посмотрите на красивые букеты.

Звучит вальс цветов, на экране фотографии.

Мастер-класс по изготовлению розы

Мы много узнали о цветах, их характере, когда они цветут, какие произведения написаны о них. Настало время собрать букет. Но где же взять цветы? Изучив ресурсы Интернета, мы научились изготавливать цветы из бумаги.

Посмотрите-ка на нас,

Мы покажем мастер-класс.

Приглашаются взрослые для изготовления крокуса.

Полоску гофрированной бумаги перекрутить посередине и с помощью конфеты придать форму лепестка. Несколько таких деталей присоединяются к основе и крепятся скотчем.

Исполнение песни о цветах

Отгадывание загадок

Логопед: Ну а теперь я хочу проверить, как хорошо вы запомнили названия цветов и что о них узнали. Послушайте загадки.

Шёл я полем по тропинке,
Глянул — солнце на травинке.
Ах! Совсем не горячи
Cолнца белые лучи.
(Ромашки)

А х, корона тяжела,

Голова наклонена,

Но при этом не слетает,

Как же «принца» называют?

Ответ: Нарцисс

Узкий лист, узорчатый наряд

аромата тонкого каприз

По весне наполнит снова сад

хрупкою изящностью НАРЦИСС

Зацвели в саду кусты –

Как прекрасны их цветы!

Тонкий, нежный аромат

Наполняет летом сад.

И до самого мороза

Будет радовать нас … (роза).

На тебя он глядит свысока -

Не найдешь горделивой цветка.

Он в осеннем саду властелин,

Это яркий цветной… георгин.

Б елая, жёлтая, красная,

Холод переносит прекрасно,

Сорок дней цветёт и пахнет,

И цветок зовётся …

Ответ: Астрой

Жёлтый, белый, голубой;

На земле растут пустой.

У весны есть фокусы:

Распустились…

(крокусы)

Вручение открыток

Итак, наш букет с секретом – это букет из первых весенних цветов крокусов. В преддверии праздника 8 марта мы хотим всем присутствующим женщинам подарить по цветку из нашего букета.

Loading...Loading...