Самостоятельное образование и курсы для профессии дизайнер интерьера. Какие предметы нужно сдавать на дизайнера: перечень и рекомендации Что нужно уметь чтобы стать дизайнером

Как понять, стоит ли становиться дизайнером? На что стоит обратить внимание при выборе этой профессии? Как выбрать учебное заведение? Задали эти вопросы Степану Бугаеву, основателю студии «Точка дизайна» и стартапа Flatplan, куратору направления «Дизайн интерьера» Школы дизайна НИУ ВШЭ.

Если человек хочет стать дизайнером, на наличие каких качеств в себе ему стоит обратить внимание?

Очень важно, чтобы человек, захотевший стать дизайнером, ощущал в себе внутреннюю потребность что-то постоянно улучшать, оптимизировать. Думаю, это одно из важнейших личностных качеств для дизайнера интерьера. Кроме того, важно быть внимательным к деталям: ведь иногда даже маленькая ошибка в чертеже может в будущем стоить большого количества денег и потраченного времени.

Если какие-то "противопоказания" к этой профессии? Например, если человек нетерпимо относится к правкам и недостаточно стрессоустойчив, ему стоит отказаться от идеи стать дизайнером? Или необходимые качества могут сформироваться в процессе обучения и работы?

Конечно, если выбор профессии – это неуверенный эксперимент, то каждая небольшая трудность будет поводом свернуть с намеченного пути. Однако, есть некоторые качества, которые могут особенно насторожить. К примеру, если вы чувствуете в себе неспособность принимать конструктивную критику или не готовы мириться с тем, что у других людей вкус и видение может отличаться от вашего – то это поводы поработать над собой.

Самолюбование своими проектами тоже не будет способствовать профессиональному росту. Надо постоянно напоминать себе, что дизайн все-таки делается для людей. А потому необходимо уметь находить баланс между тем, что нравится вам и тем, что хотят видеть заказчики. Если же вы долгое время его не находите – это может стать серьезной преградой на пути к успеху. А вот стресса в работе дизайнера не так много, по сравнению, например, с профессией врача. Скорее, больше решаемых задач, чем стрессовых ситуаций.

Стоит ли идти учиться на дизайнера, не имея четкого представления о том, как и где ты сможешь зарабатывать?

Получать образование в сфере дизайна интерьера можно по разным причинам. К примеру, если у вас есть своя квартира: вы хотите оптимизировать это пространство и самостоятельно разработать его стилистическое решение. Или, например, вам интересна сама тема дизайна, и вы хотите лучше ориентироваться в этой области.

Если же вы стремитесь стать профессионалом, но пока не вполне понимаете, как устроена бизнес-среда в дизайне, лучше всего пойти учиться к преподавателю-практику. Хорошо, если это будет опытный дизайнер, или эксперт, который входит в профессиональную среду и, основываясь на своём опыте, сможет рассказать вам, как она устроена.

Какое образование для дизайнера вы считаете необходимым, базовым?

Профессионал должен ориентироваться в теории дизайна, быть знакомым с историей развития и канонами стилей, понимать базовые конструктивные особенности здания и иметь представление о правилах проектирования инженерных систем.

Используя мебель, светильники, декор или отделочные материалы в своих проектах, дизайнер не должен действовать вслепую. Нужно хорошо понимать предмет какого производителя вы используете, кто из дизайнеров работал над его созданием, и всегда уметь квалифицированно объяснить свой выбор клиенту. Чтобы это сделать, вам также потребуется умение представить свои идеи: с помощью скетча, коллажа, 3D-визуализации или другого авторского способа. В любом случае какую-то из этих техник необходимо освоить, также, как и программы для создания чертежей, без которых не обойтись. Уметь рисовать – тоже важно. Этот навык и умение видеть перспективу - сильно отличают настоящего дизайнера от простого организатора.

А ещё любой профессионал в этой сфере должен не терять своего любопытства по отношению к миру, уметь взаимодействовать с ним и не переставать учиться. Нужно постоянно расширять свой кругозор, быть в курсе главных тенденций и даже иметь представление о базовых инструментах self-брендинга и PR.

Есть ли шанс того, что образование плохо повлияет на начинающего специалиста? По аналогии с тем, как говорят про начинающих актеров, что их "ломают" в театральных школах?

Если ваш преподаватель «плавает» в теме, а знания подаются разрозненно, хаотично и мало применимы на практике – то, вероятно, такого образования для успешного старта карьеры будет недостаточно. А ведь в любой профессиональной дисциплине очень важны первые шаги. К примеру, если вам, как футболисту неправильно «поставили удар» - скорее всего, в будущем по воротам вы попадать не будете. Также и для дизайнера важны те базовые знания и навыки, которые он приобретает в учебном заведении. Именно поэтому так важно серьезно подойти к его выбору.

Как выбрать образовательное учреждение?

В первую очередь, стоит познакомиться с разными учебными программами, изучить их и понять, на чем в том или ином курсе делается акцент (например, на теории или на практических кейсах). И уже потом выбирать институцию в зависимости от ваших потребностей. Обратите внимание на преподавательский состав, оцените профессиональный опыт кураторов и то, насколько хорошо они ориентируются на рынке интерьерного дизайна. Портфолио студентов – тоже отличный показатель уровня преподавания. Если работы выпускников вам нравятся, то вполне вероятно, что подход преподавателей вам также окажется близок.

Какими навыками, помимо собственно дизайнерских, желательно обладать? В каких сферах еще поучиться?

Дизайн интерьера - это сфера на пересечении архитектуры, предметного дизайна, инженерии и даже искусства. Познания в архитектуре помогут лучше разрабатывать планировочные решения, а умение разбираться в инженерных коммуникациях – сделают их реализуемыми. Знание предметного дизайна поможет создать более продуманную концепцию и сторителлинг для вашего проекта, а искусство будет дарить вдохновение для работы.

Что вы еще посоветуете начинающему дизайнеру?

Не стоит бояться выходить на рынок и конкурировать с более опытными специалистами. На начальном этапе можно присматриваться к работе уважаемых вами профессионалов, но при этом помнить: чем быстрее вы выработаете свой собственный стиль, тем скорее станете успешным дизайнером. Важно постоянно работать над своим портфолио (3-4 проекта в год – это минимум для успеха), поэтому мы в Школе дизайна интерьера НИУ ВШЭ уделяем особое внимание вопросу его подготовки. Во многих других вузах студенты систематизируют свои знания при помощи дипломной работы. Мы же стараемся ориентировать их на более релевантную составляющую результата – портфолио.

Затем, уже после завершения обучения лучше пойти работать в успешную студию – место, где вы сможете начать получать хороший опыт, прежде чем отправляться в самостоятельное профессиональное плавание. Важно не прекращать самообразование: ходить на выставки, общаться с представителями профессиональной среды, анализировать тренды и новые техники работы. Ведь дизайн – одна из самых динамично развивающихся сфер, и, чтобы оставаться востребованным специалистом, важно за этой динамикой успевать.

Я б в дизайнеры интерьера пошел, пусть меня научат. А может и не надо учиться? Достаточно у себя и у друзей сделать стильный, модный ремонт по собственному представлению и, voilà, ты уже дизайнер интерьера? В какой-то мере это правда.

В том смысле, что профессия дизайнера подразумевает наличие безупречного вкуса, способность воплотить в интерьер представленную в голове картинку.

Но этим профессиональные качества не ограничивается. На дизайнера интерьера учатся. И это не курсы, а полноценное образование. И оно подразумевает сдачу экзаменов не только для получения сертификата или диплома, но и при поступлении.

Ваша мечта – преображать помещения? Тогда информация о том, какие предметы нужно сдавать на дизайнера интерьера, чтобы все-таки выучиться и освоить эту профессию, вам понадобится.

Начнем с понятия самой профессии. Многие наверняка видели программу «Квартирный вопрос», в которой из серой и безликой комнаты создавался шедевр. И пусть далеко не всегда мы согласны с реализованным проектом, но креативность и масштаб работы, знания дизайнера заслуживают уважения.

Профессия дизайнера подразумевает работу не только в квартирах и дачах. Он разрабатывает проекты для офисов и магазинов, ателье, салонов и даже производственных цехов. Надо – и собачью будку превратит в модный домик. Важно понимать разницу между дизайнером интерьера и архитектором .

Его задача – сделать помещение стильным, гармоничным, удобным, эргономичным и функциональным. Потому как просто расставить мебель и наклеить любые обои может каждый и без соответствующего образования.

Делаем вывод, чтобы стать или в мире, а не поверхностным любителем, нужно учиться. А для этого поступить в профильное учебное заведение. Но всему этому предшествует подготовка. Да, сложная, многогранная и интересная профессия «дизайнер интерьера». Какие предметы сдавать придется? Переходим к самой сути вопроса.

Знания, необходимые для поступления

Какие экзамены конкретно нужно сдавать на дизайнера интерьера, можно узнать на тех профильных курсах или в учебном заведении, куда собираетесь поступать. Имеются ввиду предметы, как то математика, литература или родной язык. Но есть и общепринятые, о них и поговорим.

При поступлении экзаменаторы запрашивают и портфолио работ, состоящее из 5-10 штук.

Предпочтение, конечно, отдается людям, набравшим максимальное количество баллов. Но главным является именно творческий предмет.

Как подготовиться к поступлению?

К экзаменам по общеобразовательным предметам вы подготовитесь. Это зависит и от усердия в школе, и от работы репетитора. А вот творческому предмету нужно уделить максимум внимания, поскольку он профилирующий и будет сопровождать студента во время всего периода обучения.

Для того, чтобы повысить свои шансы при поступлении, обратите внимание на следующие пункты.

  • Стоит потренироваться дома или позаниматься в изостудии.
  • Первым делом пройдите тест на профориентацию. Выясните, есть ли у вас творческая жилка, неординарное мышление, 3D видение. Такие тесты помогут выяснить, ваша ли профессия дизайнера или стоит переосмыслить свои намерения.
  • Нелишним будет походить в художественную школу, чтобы не с нуля обучаться в ВУЗе, а иметь представление о передаче света и тени, о сочетании цветов, об отображении перспективы, объемных предметов в плоскости. Там же вам поставят руку, чтобы вы уверенно владели карандашом или маркером, научат чувствовать форму и объем.
  • Не забывайте удачные работы аккуратно складывать в папку, чтобы к моменту поступления у вас уже было портфолио. Проектов интерьера в нем может и не быть, ведь вы еще не специалист. А вот работы, выполненные в разной технике с использованием множества оттенков, точно не останутся без внимания.
  • Следите за новинками в дизайне интерьера , изучайте историю культуры и стилей интерьеров, собирайте информацию, картинки о профессии.

Если вы серьезно настроены получить профессию дизайнера, то такая подготовка будет только в радость.

Что ждет будущего дизайнера на сессии?

Можно окончить курсы, а можно пойти учиться в ВУЗ. Факультета с именно таким названием в учебных заведениях нет. Обычно он называется дизайнер или системный дизайнер. Но на старших курсах студенты уже выбирают специализацию. Одна из них и будет называться дизайнер интерьера.

Какие предметы надо сдавать на дизайнера интерьера? Ответ кроется в учебной программе. Студентам будут начитаны лекции по профильным предметам:

  • основы составления эскиза интерьера;
  • история стилей дизайна и их характеристика;
  • современные тренды в дизайне интерьера;
  • архитектура в интерьере;
  • история мебели и ее стили;
  • макетирование и композиция;
  • работа с цветом и светом;
  • работа с текстилем, мебелью, правила их компоновки;
  • графические программы AutoCad и Photoshop, в которых и создаются эскизы интерьеров;
  • фитодизайн и другие.

Нужно будет также научиться разбираться в строительных работах, строительных и отделочных материалах, знать, как их можно использовать не по назначению, как они поведут себя в том или ином помещении.

По многим из перечисленных предметов студентов ждут зачеты и экзамены. А в конце обучения – обязательное представление творческого проекта и защита дипломной работы. Она должна быть сложная и интересная, поэтому не оставляйте подготовку на последний месяц.

Где учиться на дизайнера интерьера

Овладеть профессией дизайнера интерьера предлагают и ВУЗы, и различные курсы.

В первом случае учебное заведение независимо от формы собственности имеет степень аккредитации, у него имеются налаженные контакты с дизайнерскими бюро, компаниями, частными дизайнерами. Поэтому студентам, окончившим ВУЗ, легче будет найти работу. Длится обучение от 5-6 до 10 лет.

Во втором случае стать дизайнером интерьера можно за год. Однако слушатель курсов не получит знаний по смежным дисциплинам и не сможет сразу устроиться на работу в профильную организацию. Информация подается сжато, емко и концентрированно. Вам покажут основные моменты, покажут какие программы нужны для дизайнера интерьера прежде всего.

Такой вариант подходит тем, кто желает создать собственное дизайнерское бюро или просто получить необходимые знания.

Заключение

Вы уже знаете, какие предметы надо будет сдавать на дизайнера интерьера – те, по которым велась начитка лекций. Но вот чего не приобретешь ни в ВУЗе, ни на курсах, так это практики. Она появляется только с опытом.

К сожалению, некоторые вступая на путь интерьерного дизайна, имеют ошибочное представление о сути профессиональной работы

Конечно, некоторые аспекты деятельности дизайнера могут вызывать восторг в связи с тем, что они подразумевают эксперименты с тканями, цветами и отделкой. Однако есть совершенно другая сторона работы, которая многим покажется рутинной. И поверьте, она может воспрепятствовать построению карьеры.

Маэстро Общения

В качестве примера возьмём статью про известного архитектора Джеймса Блейкли, где он отмечает, что большую часть времени проводит в общении с другими дизайнерами, продавцами, домовладельцами, производителями и т.д. И что вы думаете? Он является одним из самых успешных людей в этой сфере!

В некотором смысле это похоже на непрерывную саморекламу. Изначально вы думаете, что будете заниматься исключительно творчеством, создавая образы, выбирая цвета, планируя расстановку мебели и предметов декора.

На деле оказывается, что нужно было взять пару уроков коммуникативных навыков взамен штудирования бесконечного числа дизайнерских курсов. В конце концов, какой смысл придумывать впечатляющие проекты, если отсутствует умение продать их?

Кроме этого, необходимо должным образом донести свои замыслы до производителей, подрядчиков и других специалистов сопряжённых отраслей.

Дизайн - это не просто увлекательное занятие и эксперименты с материалами

Творческая реализация через мастерство общения

Хороший психолог

Это может показаться глупым, но умение интерпретировать человеческие жесты правильно способствует продвижению по карьерной лестнице в качестве дизайнера интерьера. По сути, вы должны научиться понимать на интуитивном уровне, что действительно нужно клиентам.

Заказчик может явиться на первую же встречу либо с множеством идей, либо ожидая профессиональных рекомендаций от вас. Теперь ваша репутация будет зависеть от того, каким проницательным слушателем вы были, и в какой-то мере от наличия у вас телепатических способностей.

Идеальный результат сотрудничества

Неутомимый исследователь

Прежде чем получить степень бакалавра изобразительных искусств, мы предлагаем вам пройти стажировку у местного дизайнера. Поверьте, нет лучшего способа понять, сможете ли вы овладеть этим ремеслом и получать от него удовольствие. В случае положительного результата можно начать накапливать необходимый багаж профессиональных знаний.

Получив образование, не останавливайтесь на достигнутом. Единственная возможность оставаться востребованным на избранном поприще и иметь преимущество перед конкурентами - это постоянное совершенствование навыков в области архитектуры, строительных норм, устойчивого проектирования и т.д.

Самообразование - это сила

Будьте современным и конкурентоспособным

Перечислим некоторые ключевые моменты для движения вперёд к успеху:

  • посещайте как можно большее количество специализированных мероприятий, в том числе международные экспозиции и шоу;
  • наладьте отношения с хорошим наставником, который позволит вам быть его ассистентом и введёт вас в свой профессиональный круг общения;
  • поддерживайте отношения с бывшими клиентами - они будут рекомендовать вас своим друзьям в первую очередь;
  • обеспечьте себе присутствие в интернет-пространстве, используя максимум ресурсов (блоги, соцсети, профессиональные форумы). Создайте собственный веб-сайт для демонстрации снимков и видео готовых проектов, общения с потенциальными клиентами и т.п.
  • разработайте свой фирменный знак.

Дизайнер одежды – как это звучит! Ведь это просто сказочная профессия - сколько возможностей, сколько идей у молодых талантов?! Но ведь помимо всего прочего это еще и сложный, тернистый путь.

Подумать только, сколькими качествами должен обладать дизайнер одежды. Многие считают, что достаточно уметь красиво рисовать и чувствовать. Нет, дорогие мои, это ошибочное мнение. Современный дизайнер одежды – это универсальный человек, который должен сочетать в себе две личности. Первую, обладающую техническим складом ума, умением создавать чертежи, подбирать ткани и проектировать одежду. Впрочем, всему перечисленному можно и научиться, но это составляет лишь первую ступень в карьере. Но самому главному в профессии дизайнера научиться практически не возможно. Ведь мало уметь чертить, необходимо уметь чувствовать ту вещь, которую создаешь! Нужно учесть даже самые мелкие детали создаваемого вами образа, его колоритность, пропорции и комбинации.

Бытует мнение, что дизайнерами не становятся, ими рождаются. Быть может, в какой-то степени так и есть, но ведь при усиленной работе и целеустремленности вполне можно стать модным и востребованным дизайнером одежды - было бы желание.

Что нужно чтобы стать дизайнером?

Прежде чем приступить к работе, нужно определить, способны ли вы стать дизайнером. Для этого на первом этапе вспомните школу, любили ли вы в школе предмет «трудовое обучение», ведь это первая и для многих не вполне осознанная школа дизайна.

Второй вопрос, который должен задать себе каждый начинающий дизайнер одежды – креативный ли вы человек? Если вас прельщают больше стандартные вещи и у вас нет особо желания что-либо менять, быть может, дизайн одежды вовсе не ваше призвание?

Очень часто дизайнерам одежды приходится рисовать, чертить. А как же иначе? Профессия требует постоянных эскизов, будь то блузочки, брюки, юбки или платья. Любите ли вы заниматься таким видом творчества? Есть ли у вас талант?

Стоит задуматься, готовы ли вы посвятить себя бесконечному поиску чего-то нового, нестандартного и необычного? Если на все поставленные выше вопросы вы без всяких сомнений ответили «да», то у вас определенно все получится!

Хочу стать дизайнером одежды - с чего начать?

Как известно, учение – свет. Всему в нашей жизни нужно учиться. Прежде чем поступать в специально направленное на дизайн заведение, стоит попробовать сесть за творческий стол и сделать несколько эскизов. После этого оцените свою работу, покажите ее близким людям. Если вы получили похвалу от родственников, друзей и главное от себя – то со спокойной душой выбирайте и поступайте в ВУЗ по данному направлению. Кроме ВУЗа, вы можете пойти к личному преподавателю, на курсы или в школу дизайна. Но в любом случае, не забывайте, что придется потрудиться, куда бы вы ни отправились.

Школы дизайнеров

Чтобы стать модным и известным дизайнером, недостаточно просто уметь красиво рисовать и иметь чувство стиля. Чтобы устроиться на работу, как известно, нужен диплом. А получить его можно несколькими способами. В основном это:

Конечно, далеко не всех работодателей удивишь высшим образованием, а вот дипломом об окончании курсов - наверняка. Поэтому, если вы твердо решили реализовать себя в профессии дизайнер-модельер, то стоит поискать подходящую школу дизайна в вашем городе.

И напоследок хочется сказать, что карьера дизайнера одежды зависит не столько от полученного образования, сколько от желания и преданности профессии. Никогда не забывайте, что слава и деньги любят смелых и увлеченных людей.

До 20 лет я жила в квартире, которая была в ужасном состоянии: тесная хрущевка с ремонтом, сделанным еще во времена самого Хрущева, старая проводка и никаких удобств. Эстет внутри меня требовал красоты и уюта, но что можно было сделать в этом царстве декаданса? Однажды я посмотрела передачу, в которой из безнадежного жилья дизайнеры делают настоящий дворец. Сам процесс казался мне волшебным: вжух, и у тебя уже красивая квартира. Но ведь это огромный труд и искусство.
Мне стало интересно, как же на самом деле работают профессионалы. Поэтому я пообщалась с Юлией Шаталовой - арт-директором дизайн-студии интерьеров «Инстильер» . Она рассказала мне о тонкостях своей работы, клиентах, сводящих с ума, и о том, в каком состоянии находятся российские квартиры сегодня.

Юлия Шаталова, 33 года, Москва

Со школьных лет мне было мало учиться только в одном учебном заведении, хотелось чего-то большего, чего-то в дополнение к стандартной программе. Поэтому школы я окончила сразу две: общеобразовательную и художественную.

Та же история сложилась и с выбором ВУЗа: мне была интересна психология, но одного только этого показалось недостаточно. Параллельно я поступила в Строгановку на дизайнера.

Я не предполагала, что художественное образование станет для меня основным, ведь готовила себя к работе практикующим психологом. Но жизнь расставляет акценты по-своему. Так, после выпуска, с двумя дипломами на руках, проще оказалось найти работу по второму – дизайнерскому, и я устроилась в небольшую рекламную компанию дизайнером полиграфической продукции.

С чего я начинала:

В полиграфическом дизайне довольно быстро стало скучно, и я заинтересовалась пространственными решениями, в свободное время принялась изучать проектирование интерьеров. За этим последовало трудоустройство дизайнером в австрийскую мебельную компанию, где под чутким руководством опытного интерьерщика я отточила навыки разработки объемно-планировочных решений, декорирования, постановки света в интерьере. Эти умения дальше последовательно развивались в двух проектно-строительных компаниях, где добавилось понимание строительных технологий, норм и правил в строительстве.

В определенный момент мне стало тесно в рамках тех типовых дизайнерских решений, которые требовались от меня работодателями. Хотелось уже большей свободы, более полной реализации полученных к тому моменту знаний и наработанных творческих идей, расширения спектра решаемых дизайнерских задач.

Становилось ясно, что пора постепенно переходить к самостоятельной практике. По счастливому совпадению мой муж как раз окончил обучение по программе MBA, и тоже хотел применить на практике полученные знания в области маркетинга, развития бизнеса и управления им.

Он стал направлять мою работу во фрилансе. Спустя некоторое время количество заказов начало расти, и для их выполнения мы стали привлекать сторонних специалистов. Наша совместная с супругом работа вытеснила все остальные направления деятельности: мы оба сконцентрировались на работе студии, оставив работу по найму.

Сегодня мы оба занимаемся ровно тем, что мы любим: я , муж - бизнес. А когда общая работа становится любимым делом, то она перестает восприниматься как работа, она - часть твоей жизни: личной, семейной - какой угодно.

О любви к своей работе:

Дизайн-студия – семейное дело, поэтому она составляет большую и самую приятную часть моей жизни, если не считать время, которое мы проводим с нашей дочкой. Вместе делаем дело, вместе находим решения сложных проблем, вместе добиваемся успехов, вместе им радуемся.

Дизайн интерьера дает возможность не просто фантазировать, а реализовывать свои фантазии на практике. Закрывая глаза, ты мысленно прогуливаешься по тому дому, новый интерьер которого тебе предстоит разработать, мысленно расставляешь в нем мебель, раскрашиваешь стены, зажигаешь свет. Ты с закрытыми глазами усаживаешься на диван, оглядываешь помещение, вновь и вновь двигаешь декор, перемещаешь мебель. Потом, почувствовав, что тебе нравится находиться в этом придуманном пространстве, открываешь глаза и начинаешь его перекладывать на бумагу. Сначала наброски карандашом на листе, затем отрисовка чертежа на компьютере и так далее до того прекрасного момента, когда, зайдя в готовый дом с фотографом, вспоминаешь ту первую прогулку по нему в своем воображении. Ощущение неописуемое!

Больше всего в своей работе я люблю и ценю творческую и созидательную составляющие. Результат – это плод воображения, который можно потрогать руками. Ты видишь, как сама изменяешь мир вокруг себя, делая его лучше. Радость созидателя – вот то, за что я без ума от своего дела.

О трудностях и сложных клиентах:

Сложности, с которыми сталкивается дизайнер интерьеров в ходе своей работы, имеют разную природу. Иногда это профессиональный вызов, и решать такие задачи приятно, другие не имеют никакого отношения к квалификации специалиста, поэтому не могут быть «тестом» на профпригодность. Потому остается только смиряться с ними, не позволять им овладеть собой и относиться к ним спокойно, как к неизбежному, но преодолимому.

Я сталкивалась с необходимостью проектирования больших пространств: у нас был проект спорткомплекса общей площадью около 3 000 кв.м. Перед нами вставали вопросы, требовавшие непростых технических решений, приходилось согласованно работать с массой смежных специалистов: от инженеров-конструкторов до проектировщиков электросетей.

Это как большой оркестр, в котором каждый играет по своим нотам, а ты – дирижер, в чьи задачи входит согласовать партии каждого инструмента и заставить их звучать вместе в рамках исполнения общего произведения. Это – серьезный профессиональный вызов, и его преодоление оставляет чувство глубокого удовлетворения.

Другой пример – работа с интерьерами «вторичек» в зданиях старой постройки. Проектной документации, по которой выполнялся предыдущий ремонт, в таких домах никогда не найти, и невозможно предугадать, какие сюрпризы готовит вскрытие полов и стен, а деревянные перекрытия вкупе с иными узлами накладывают массу ограничений на возможные проектные решения. Это тоже интересный ребус для профессионала.

Значительные помехи в работе могут неосознанно создавать и сами заказчики. Бывает так, что у заказчика есть сложившееся представление о «правильном» порядке работы, и от нас требуют, чтобы работа над проектом в точности следовала этим штампам. Или, окунувшись в увлекательный процесс проектирования интерьера, заказчики подчас проявляют настолько живое участие, что уже начинаешь теряться, кто же из нас - дизайнер, а кто - домовладелец. Возникает закономерный вопрос: зачем было обращаться к специалисту?

Диктат заказчика, выходящий за рамки грамотной постановки технического задания, - уже не вызов, а препятствие в работе, которое отдаляет результат от идеала. Завершая подобный проект, с грустью осознаешь, что он уже не твой, он чужой, и ты такой никогда бы не сделала, поэтому так и хочется сказать заказчику: «Только, пожалуйста, никому не говорите, кто разрабатывал этот дизайн».

Считаю, что в основе таких действий людей лежит, прежде всего, отсутствие уверенности в правильном выборе дизайнера и в себе самих, ведь быть заказчиком – это тоже своего рода умение, и приобретается оно с опытом. Я всегда говорила, и не устану повторять: внимательно относитесь к выбору дизайнера, позволяйте себе на этом этапе любые сомнения, любые подозрения, но, остановив свой выбор на каком-то кандидате, доверьтесь ему.

Очень красочно на этот счет высказался С. Джоббс:

Не имеет смысла нанимать толковых людей, а затем указывать, что им делать. Мы нанимаем толковых людей, чтобы они говорили, что делать нам.

За время работы мы повидали очень разных людей, и, как учителя всю жизнь помнят всех своих учеников, мы так же помним всех своих клиентов. Многие из них стоят того, чтобы отдельно рассказать о них целую историю. Накопив уже довольно объемный «статистический материал», вольно или невольно мы начинаем «классифицировать» заказчиков. Рождаются некие «типажи», и проявляются определенные статистические закономерности.

Многое о заказчике можно сказать в первую встречу: как и какие пожелания он высказывает, как составляет техническое задание.

У нас уже даже появился перечень «стоп-слов», услышав которые от заказчика еще до подписания договора, мы воздерживаемся от выполнения проекта. Понятно, что достоверность выводов, основанных на этой методике, из разряда народных примет, но надо понимать: проектирование интерьера – это серьезный процесс, который проходит в тесном взаимодействии заказчика и исполнителя. Если между ними нет взаимопонимания, то лучше бы отказаться от проекта еще «на берегу», ведь на кон поставлено много труда, времени, даже нервов. Вот и приходится прибегать к разного рода «суевериям».

О реалиях российских квартир:

Считается, что красивое жилье – редкость для России, но никто не говорит, с чем мы сравниваем. Слово «редкость» предполагает наличие некоего эталонного образца для сравнения. Я не могу говорить о том, насколько красивы среднестатистические интерьеры Европы, Америки, Африки, Азии. Знаю лишь то, что и там можно найти образцы как высокого стиля, так и абсолютной безвкусицы. Мне также неизвестно, какова должна быть доля профессиональных дизайнерских интерьеров в России, чтобы перевести их из разряда «редкость» в разряд «норма».

В то же время нам как специалистам в области создания комфортных и стильных пространств, конечно, хотелось бы видеть их побольше. Посмотрев фото интерьеров не на специализированных архитектурных порталах, а, скажем, на сайтах продажи и аренды недвижимости, видишь ясную картину того, в каких условиях действительно живет подавляющее число владельцев квартир и домов. Можно долго рассуждать о причинах этого, отыскивая их в советском пренебрежении эстетикой в угоду массовости или советском же повальном дефиците, в бедности начала 90-х или последовавшем за ней внезапном и лихом обогащении некоторых слоев населения, утрате квалифицированных кадров или многом другом. Но факт остается фактом: интерьеры абсолютного большинства квартир на этих сайтах требуют вмешательства профессионалов.

С одной стороны, нам эта картина не может не нравиться, поскольку она четко указывает на то, что потенциальный рынок услуг дизайнеров интерьера очень велик. С другой же стороны, такое обилие совершенно жутких интерьеров сказывается и на общем восприятии людьми стиля как такового. Стилистические пристрастия тех, кто привык жить в подобных квартирах и среди подобных квартир, бывает довольно непросто скорректировать.

Я всегда очень просто отношусь, когда вижу квартиру в ужасном состоянии. Неискушенному взгляду объект может показаться совершенно безнадежным, но глаз специалиста видит иначе. Для меня реальная проблема - это дефекты несущих конструкций, а вот осыпавшаяся плитка или потемневшие потолки - это неважно; лишь бы масштаб поставленных задач соответствовал отведенному на ремонт бюджету.

О реакции людей на мою работу:

Объекты, люди и ожидания очень разные, поэтому и реакция бывает разная. Я сталкивалась с заказчиками, которые хотели, чтобы я сделала ровно то и ровно так, как они нарисовали это заранее у себя в голове. В результате такие клиенты довольны своей работой, а не дизайнерской. Работу специалиста они даже не замечают: никто не станет чувствовать благодарность лопате за то, что она помогла выкопать яму. Поэтому такие заказчики остаются с убеждением, что все лучшее в получившемся интерьере – это реализация их идей, а недостатки списываются на промахи дизайнера.

Те же, кто пригласил меня для того, чтобы я придумала и разработала им интерьер таким, каким они его полюбят, оказываются очень довольны и благодарны, бывает, что даже подарки дарят. Такая радость заказчиков заряжает надолго!

Представьте себе, что вы поступили в ВУЗ, в который мечтали поступить. С огромным трудом в нем отучились, пройдя сложнейшие экзамены и сито отсевов каждый семестр. Вы написали диплом по очень интересной и, как вам кажется, очень актуальной теме, и вот прошла защита. Вы сидите в аудитории, перед вами – комиссия, председатель комиссии называет вашу фамилию и говорит: «Отлично! Хотелось бы отметить этого студента.». Что бы вы почувствовали? Вот это – ровно наши эмоции, когда наш заказчик (читайте – председатель комиссии) доволен нашей работой.

Искренняя радость заказчиков – это именно то, к чему мы стремимся в своей работе, переживая за каждый проект и относясь к ним как к своим детищам. Когда у нас не заказывают услугу по авторскому надзору, и мы завершаем свою работу передачей проекта в руки строительной бригады, мы нередко потом видим, как он искажается в процессе ремонта или комплектования помещений мебелью. В такие моменты я чувствую примерно то же, что и матери, отдавшие детей в плохую школу и наблюдающие, во что там превращается их чадо.

Благое ли дело мы делаем? Я уверена, что это так! Если бы я в этом сомневались хотя бы на секунду, уже давно бы бросила все это. Я стараюсь не слишком сближаться с заказчиками, поскольку это, как мне кажется, вредит результату, но с некоторыми из них общение сохраняется и после завершения работы.

О том, что же должен уметь дизайнер интерьера:

Бытует ошибочное мнение, что дизайнер интерьера должен лишь хорошо ориентироваться в современных модных трендах, уметь сочетать цвета и фактуры, рисовать красивые картинки. Но этого скромного перечня явно недостаточно. К нему должны прилагаться глубокие знания в области порядка производства реконструкции, строительных норм и технологий, норм эргономики и требований, предъявляемых к проектной документации.

Но все названное можно отнести к обязательной «технической» составляющей, однако существует и иная, не менее значимая. Дизайнер должен понять стилистические пристрастия заказчика и предложить тот интерьер, который придется ему по душе. Любому человеку сложно совместить воедино свои пожелания: взгляд на интерьер «дома мечты» представляет собой разрозненные образы, витающие в облаках фантазии. И далеко не факт, что все они «подружатся», заключенные в рамки одной комнаты, и здесь мастерство интерьерщика выходит на передний план.

Мы всегда просим заказчиков показать нам примеры тех интерьеров, которые они считают красивыми/стильными/уютными, и делаем это не для того, чтобы далее просто копировать решения с этих картинок, нет. Рассматривая подборку референсов, мы стремимся понять, что же привлекает нашего заказчика, в каком именно интерьере ему будет хорошо, чтобы предложить то, что ему подойдет.

Ну а после того, как «творческая» часть утверждена, нам остается уже чисто техническая работа: отразить эту задумку в чертежах и планах проектной документации, что само по себе - кропотливая работа, требующая соответствующих знаний и навыков.

Как нельзя определить, что в чае важнее - вода или заварка, - так и в дизайнерском мастерстве нельзя разделять творческую и техническую составляющие. Только вместе они дают результат, за который специалиста ценят заказчики.

О самом безнадежном заказе, с которым я работала:

В памяти всплывает недавний объект: крохотная двухкомнатная квартира в доме старой постройки площадью без малого 40 кв.м, из которой предстояло сделать «трешку» со всеми удобствами, при этом в весьма тесных бюджетных рамках.

Сам заказчик в отзыве описал состояние квартиры до ремонта так: «Микроскопическая двухкомнатная квартира, обладавшая «изюминкой» в виде остекленного с двух сторон балкона с батареей отопления, и кроме сего достоинства имеющая пятиметровую кухню, «как в хрущевке», совмещенный санузел (меньше, чем в хрущевке), отсутствие прихожей, и «бонус» - потолочную балку через комнату, совершенно негуманного сечения 30х50см. (…) данное жилище своей изначальной планировкой и размерами в принципе не предполагает наличие благ цивилизации, таких как посудомоечная машина, стиральная машина и унитаз, не прижатый махонькой раковиной вплотную к горячему полотенцесушителю». Вряд ли можно описать эту квартиру лучше!

А вот так он обозначил поставленные перед нами требования: «Максимальное использование пространства и скрытых полостей, встроенные системы хранения, современные инженерные системы, грамотное освещение, обеспечить зональность, звукоизоляцию пола и теплоизоляцию «зимнего сада», спланировать гардеробную, книжные шкафы и шкафы для посуды, разместить посудомойку и стиральную машину», а кухня должна была вместить всю необходимую технику и посуду, а также играть роль столовой. Ну, каково?

Лучшим подспорьем в этом проекте было то, что заказчики оказались чудесными, душевными людьми, открыто говорившими о своих пожеланиях и обо всех имеющихся ограничениях. В работе над интерьером этой квартиры слилось воедино многое из того, о чем я говорила ранее.

Заказчики подготовили полную подборку понравившихся интерьеров. Во многом эти картинки спорили между собой, но, тем не менее, давали нам довольно объемное представление о том, «что такое хорошо» для них.

Они доверились нам. В одной из комнат они изначально хотели видеть на стенах фотообои на тему балийских пейзажей, что никак не увязывалось с общей стилистикой всей квартиры. И они не противились, когда в моих предложениях эти пейзажи не нашли никакого отражения.

Ведение всего проекта, от планировки до комплектации, доверили дизайнеру, что является самой верной гарантией лучшего результата.

Самым большим своим достижением в работе над этим объектом я вижу грамотное планировочное решение, которое впоследствии было в надлежащем порядке согласовано. Именно оно позволило уместить все пожелания заказчиков в такую небольшую коробочку на 40 кв.м., где нашли свое место и удобная кухня-столовая, и полнофункциональный санузел, и даже гардеробная. Ну а лучшим результатом работы является восторг заказчика. Да, эта квартира не шедевр в том смысле, которым принято наделять интерьеры, здесь нет дорогущей мебели или баснословных дизайнерских аксессуаров. Но планировочное решение, разработанное для этой квартиры с учетом таких требований, – это уже даже не фокус, это ближе к магии. Поэтому я буду еще очень долго гордиться таким «неподъемным» проектом, который нам удалось реализовать в лучшем виде.

Loading...Loading...