Психология лидера. Комплекс лидера. Психологи выяснили, что к власти приходят не самые эффективные, а самые эгоцентричные люди

Лидерство и руководство . Важными характеристиками структуры группы являются феномены руководства и лидерства. Руководитель «представляет» формальную структуру группы и назначается официально. Лидера выдвигает «сама жизнь». Это человек, который хочет и может влиять на других людей, вести их за собой, и за которым люди хотят идти.

Феномены руководства и лидерства связаны с понятиями «власть» и «влияние». Влияние обычно рассматривается как понятие более широкое, чем власть. Это отношения, при которых человек вынуждает других действовать определенным образом. Власть подразумевает санкции: негативные (лишение вознаграждения или доступа к чему-то) или позитивные (вознаграждение). Влияние более тесно связано с лидерством. В своей деятельности руководитель и лидер, осознанно или неосознанно, могут использовать различные виды власти . Харазматическая власть построена на исключительных качествах личности. Традиционна я власть основывается на распространенном убеждении, что люди должны подчиняться тем, кто занимает более высокие должности. Власть страха (в том числе страх оказаться несостоятельным в глазах членов своей организации), при этом заглушается творчество и энтузиазм. Власть вознаграждения построена на наличии у руководителя ресурсов, которые он может использовать для удовлетворения тех или иных потребностей подчиненных. Экспертная власть основана на убеждении подчиненных в том, что руководитель имеет больше опыта, более образован, умен. Информационная власть предполагает позицию лидера, имеющего доступ к ценной для группы информации, как центра коммуникаций. Власть убеждения построена на умении логически доказывать правоту своих действий и требований.

Почему именно этот человек становится лидером? С одной стороны, лидеру, как правило, присущи психологические качества: уверенности в себе, острый и гибкий ум, сильная воля, социально-психологическая компетентность, организаторские способности. Биологические и психоаналитические подходы к решению проблемы власти и подчинения указывают на генетическую и психологическую предрасположенность некоторых людей к власти. С другой стороны, в разных группах – разные требования к лидеру, который обладает важными именно для этой группы чертами. Недаром говорят, «какова группа, таков и лидер» В третьих, в разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидера. Важно, чтобы этот человек мог привести группу к разрешению тех или иных групповых ситуаций, проблем и задач.

Целесообразно ли совмещение в одном лице руководителя и неформального лидера? Чаще руководитель и лидер имеют различную целевую ориентацию: руководитель всецело направлен на задачи, для решения которых группа создавалась, лидер больше ориентирован на внутренние интересы членов группы. Однако в ряде случаев такое слияние может быть эффективно (например, в научном коллективе, в молодежной общественной организации). При наличии в коллективе нескольких неформальных групп, каждая из них может сформировать свои правила и нормы, и внутри каждой может определиться свой лидер. Руководитель коллектива должен уметь взаимодействовать с лидером неформальной группы, выражающим и формирующим ее мнение.



Отличный специалист, назначенный на руководящую должность, не всегда справляется с новым кругом обязанностей. Если человек хорошо умеет сам делать какую-то работу, это еще не означает, что он также умеет организовать работу других людей и принять на себя ответственность за них. Именно это отражает знаменитый Принцип Питера: «В иерархии каждый индивидуум имеет тенденцию подниматься до уровня своей некомпетентности». Руководителю важно освоить основы менеджмента – теории и практики управления.

Исследования в менеджменте трех основных стилей управления : авторитарного ( посредством приказов, не подлежащих обсуждению),. демократического (посредством коллективного обсуждения и принятия решений) и попустительского (полное доверие и делегирование функций подчиненным) – привели в конце концов к разработке теорий ситуативного лидерства , которые допускают применение того или иного способа влияния на подчиненных в зависимости от складывающейся ситуации.

Основные умения и способности руководителя:

1. Искусство быть равным.

2. Искусство быть лидером.

3. Искусство разрешать конфликты.

4. Искусство обрабатывать информацию.

5. Искусство принимать нестандартные управленческие решения.

6. Искусство распределять ресурсы в организации.

7. Дар предпринимателя (способность идти на оправданный риск и на внедрение нововведений).

8. Искусство самоанализа .

Ли́дер (от англ. leader - ведущий, первый, идущий впереди) - лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.

В психологии приняты различные классификации лидеров:

· по характеру деятельности (универсальный лидер и ситуативный лидер);

· по направленности деятельности (эмоциональный лидер и деловой лидер) и т. д. Лидер может быть одновременно и официальным руководителем группы.

Различают:

· формальное лидерство - процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности;

· неформальное лидерство - процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умения или других ресурсов.

· Демократичный - лидер советуется с коллегами, прислушивается к их аргументам, поощряет их инициативу, ориентируется на мнение группы, часть полномочий делегирует другим членам группы.

· Либеральный - лидер не предъявляет никаких требований к членам группы, ни на что не настаивает, принимает все предложения членов группы, не конфликтует. Группа практически не организованна, разобщена, функциональные обязанности в группе распределяются хаотично.

В отличие от руководителя, которого иногда целенаправленно избирают, а чаще назначают, и который, будучи ответствен за положение дел в возглавляемом им коллективе, располагает официальным правом поощрения и наказания участников совместной деятельности, неформальный лидер выдвигается стихийно. Он не обладает никакими признаваемыми вне группы властными полномочиями и на него не возложены никакие официальные обязанности.

Если руководитель группы и её лидер не являются одним и тем же лицом, то взаимоотношения между ними могут способствовать эффективности совместной деятельности и гармонизации жизни группы или же, напротив, приобретать конфликтный характер, что, в конечном счёте, определяется уровнем группового развития. Так, например, в просоциальных и асоциальных ассоциациях, как правило, функции лидера и руководителя выполняют разные члены группы. При этом чаще всего лидер в сообществах этого уровня социально-психологического развития оказывается член группы, отвечающий преимущественно за сохранение и поддержание позитивной эмоциональной атмосферы в группе, в то время как руководитель, будучи ориентирован прежде всего на повышение эффективности групповой деятельности, нередко не учитывает, как это отразится на социально-психологическом климате сообщества.

В корпоративных группировках также, как и в группах высокого социально-психологического уровня развития, как правило, функции лидера и руководителя возлагаются на одно и то же лицо. В то же время основания лидерства и руководства в этих двух типах высокоразвитых в психологическом плане групп носят принципиально различный характер. Так, если в корпоративных группировках совпадение статусных позиций лидера и руководителя связано с явным приоритетом отношений власти в ущерб эмоциональному плану отношений, то в просоциальной группе высокого уровня развития типа коллектива именно эмоциональная «подпитка» властных полномочий нередко выступает как необходимый фундамент реализации формальной власти.

Многие современные исследователи подчеркивают выросшую роль последователей лидера в современном мире.

Я.Морено выделяет три основных роли лидера в группе:

1) лидер по способности к руководству, характеризуется как спокойный, интеллигентный, рациональный, трудолюбивый, заслуживающий доверие, самоотверженный, активный, надёжный;

2)лидер по популярности, люди общительные, весёлые, увлекательные, мирные, сердечные;

3)"чёрная овца" - человек, для остальных членов группы непривлекательный, равнодушный, несимпатичный и отрицательный.

Три теории лидерства .В современной социальной психологии существует три подхода к изучению лидерства. «Теория черт лидера » исходит из того, что лидерами люди рождаются. Ряд врож­денных свойств и характеристик индивида (сила и подвижность нервных процессов, экстравертированность, способность к эмпатии-сочувствию, ярко выраженные эвристические и интел­лектуальные способности), как утверждают сторонники этой теории, позволяют ему занять господствующее положение в любой ситуации и взять на себя роль ведущего, т. е. лидера. В жизни имеется сколько угодно случаев, когда лица, отмеченные силь­ной волей, интеллектом и другими достоинствами, так и не стали лидерами. По данным Е. Дженнингс, почти в каждой группе есть члены, превосходящие лидеров по уму, способно­стям, однако они не имеют статуса лидера.В 50-х годах «теорию черт лидера » сменила концепция «лидерства как функции группы » (Р. Крачфилд, Д. Креч, Г. Хоманс), а также « теория лидерства как функции ситуации » {Р. Бейлс, Т. Ньюком, А. Харе). Теория «лидерства как функции группы » исходила из того, что феномен лидерства есть результат внутригруппового разви­тия, все члены группы в той или иной степени участники этого процесса, а лидер-это член группы с наибольшим статусом, который наиболее последовательно придерживается норм и ценностей группы.Третья точка зрения-«теория лидерства как функции си­туации » - в настоящее время самая распространенная. Наблюдения над тем, как одни и те же лица в разных группах могут занимать разное положение, играя в них различные социальные и межличностные роли (ребенок может быть лидером среди ребят своего двора и «отвергаемым» в классе; учитель может быть лидером в своем коллективе и «ведомым» в семье и т.д.), привели исследователей к выводу, что лидерство - это не столько функция личности или группы, сколько результат сложного и многопланового влияния различных факторов и ситуаций.Подход к личности с точки зрения ролей, которые принимает она на себя, дал повод рассматривать различные факто­ры (ситуации) как моменты, с которых и начинается выдвиже­ние лидера. Отсюда и тезис, что специфика лидерства как функ­ции ситуации и роли заключается в том, что эту роль лидеру не «дают», а он ее «берет» сам (Н. С. Жеребова). Лидер-это тот, кто в определенной ситуации берет на себя большую ответ­ственность за выполнение групповых задач, чем все остальные.В пределах одного школьного класса всегда можно выде­лить школьников, которым лучше других дается организация и проведение спортивных, культурно-массовых, общественно полезных, туристских и других мероприятий. Имеются случаи, когда в группе появляется универсальный лидер (он и самый подходящий капитан волейбольной команды, и самый лучший капитан команды КВН, только он может лучше других органи­зовать проведение вечера или выпуск стенной газеты, только с ним можно быть уверенным, что в походе быстро разобьешь палатки и т.д.). Однако, как правило, в различных ситуациях выдвигаются различные лидеры. Еще в 50-х годах Р. Бейлс экспериментально выявил, что в каждой малой группе выдвигается как минимум два типа ли­деров: эмоциональный и инструментальный . Функция эмоцио­нального лидера-психологический климат в группе, забота об оптимальном урегулировании межличностных отношений. Обычно он выступает в роли арбитра, советчика. Инструмен­тальный лидер - тот член группы, который берет на себя ини­циативу в специфических видах деятельности (благодаря своей особой компетентности в тех или иных делах) и координирует общие усилия по достижению цели. К подобным выводам при­шли и другие американские исследователи. В советской лите­ратуре было отмечено, что, правильно понимая роль ситуации для проявления лидерства, американские исследователи, одна­ко, определяют саму ситуацию лишь как сумму неких психологических ожиданий группы. «Лидер- это член группы, который спонтанно выдвигается на роль не­официального руководителя в условиях определенной, специфической, как правило, достаточно значимой ситуации, чтобы обеспечить организацию совместной коллективной деятельности людей для наиболее быстрого и успешного достижения общей цели». Это человек, с которым хочется общаться, находящий единственно правильное решение проблемы, не ущемляя ничьих интересов. Это серьёзный, всегда находящийся в центре событий, уважаемый, авторитетный, популярный человек, либо человек которого боятся.Черты личности:1 самообладание2 справедливость3 упорство4 расчётливость5 смелость6 уверенность в решениях7 честность, прямолинейность8 мужественность9 хитрость10 эрудиция, ум11 дипломатичность12 ораторские способности13 общительность14 организаторские способности15 сила (духовная)16 энергичность17 целеустремлённостьЛидер – это интересный, увлекающийся и увлекающий за собой людей человек,умеющий организовывать и вести их за собой.Черты личности:1. Чувство юмора2. Справедливость3. Мудрость, ум4. Аккуратность5. Трудолюбивость6. АвторитетностьКонечно, на основании этих данных нельзя рассматривать лидера, как человека, обладающего всеми этими факторами. Это субъективное представление о лидере, основанное в основном только на личном опыте. Этого для нас не достаточно. Давайте посмотрим, что же думают об этом так называемые «эксперты» в области лидерства. Далее я привожу некоторые теории относительно тех личностных черт, которыми должен обладать лидер.

Часть 1. Зарубежные и отечественные, социологические и психологические исследования об индивидуальном и политическом лидерстве

Глава 1. Социальная психология индивидуального лидерства

1.1. Концептуальные основы психологии лидерства

Реальная жизненная практика требует от субъекта деятельности постоянной активности, инициативы и принятия ответственности. Наблюдения над социальными процессами помогают осознать, что в большинстве случаев инициативу и ответственность за активность общество делегирует своим лидерам. Лидерство – процесс межличностного влияния, обусловленный реализацией ценностей, присущих членам группы и направленный на решение стоящих перед группой целей. Также лидерство описывается как отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе.

Понятие «лидер» в психологии определяют следующим образом:

1. Лидер – член группы, обладающий наибольшим ценностным потенциалом, который и обеспечивает ему ведущее влияние в группе. В малой группе лидер может выступать как организатор, мотиватор деятельности, он может быть наиболее отзывчивым или влиятельным.

2. Лидер – член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т.е. авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.

Психология лидерства насчитывает не одно десятилетие, поэтому было разработано множество теорий, объясняющих лидерство как социально-психо- логический феномен.

Т.В. Бендас в своей монографии по психологии лидерства пишет, что все концепции лидерства можно представить в русле двух направлений, или моделей, как она их называет. Это конкурентная модель лидерства, которая доминировала в классической психологии лидерства в XIX веке и отчасти в XX веке, и кооперативная модель.

Конкурентная модель основывается на единстве личности и поведения лидера: лидер считается необыкновенной личностью, завоевывающий лидерство в борьбе с другими членами группы. При этом важны его индивидные качества: возраст, пол, рост и вес, сексуальная привлекательность. Позднее в данной модели появился новый элемент в поведении лидера – эмоциональный стиль, характеризующий его взаимоотношения с другими людьми, однако в контексте решения задач, которые поставил перед собой лидер.

Конкурентная модель имеет 2 разновидности: маскулинную и фемининную. Маскулинная конкурентная модель подчиняется принципу долженствования: те, кто ей следует, считает необходимым бороться за лидерство. Лидер в

этой модели имеет ряд привилегий (получает льготный доступ к ресурсам).

Фемининная конкурентная модель исходит из принципа комплементарности (дополнительности). Фемининный лидер занимает лидерскую позицию в тех случаях, когда отсутствует претендент маскулинной модели.

Оба варианта данной модели предполагают, что лидерство – удел мужчин (увеличивает их сексуальную привлекательность), а «женственность» лидерство разрушает.

Кооперативная модель лидерства менее сосредоточена на индивидных качествах лидера. Речь идет о лидере, проявляющем заботу, направленном на сотрудничество с членами группы.

Другая общепринятая классификация лидеров в психологии выглядит следующим образом (рис. 1.1).

по характеру

по направленности

деятельности

деятельности

деятельности

вдохновитель

универсальный

эмоциональный

исполнитель

ситуативный

Рис. 1.1. Общепринятые классификации лидеров

К «основным» концепциям психологии личности традиционно относят три теории.

Теория черт (К. Бэрд): предпосылка признания лидера – его специфические лидерские черты и способности (вариант – харизматическая теория). В 1940 г. К. Бэрд составил список из 79 черт, упоминаемых различными исследователями как «лидерских». Попытка развития данной теории привела к разочарованию в психологической прогностичности данной теории.

Ситуационная теория или групподинамический подход: лидер рассматривается как продукт сложившейся группы ситуаций. Лидер может лучше других актуализировать в определенной ситуации присущую ему черту и «возглавить» ситуацию. Было выяснено, что в крайне неблагоприятной или благоприятной ситуации лидер, ориентированный на задачу, добивается большего результата (а в умеренной – более результативен лидер, ориентированный на людей). Критика ситуационной теории последовала со стороны Ж. Пиаже. Он считал, что в данной теории игнорируется субъективная активность потенциального лидера (все решает ситуация). Е. Хартли предложил 4 пояснительные конструкции, развивающие ситуационную теорию:

лидер в одной ситуации может стать лидером и в другой;

лидеры в одной ситуации рассматриваются как лидеры «вообще»;

лидер в одной ситуации приобретает авторитет, далее на лидера «работает» авторитет;

отдельные люди ищут «посты» в любой ситуации.

Системная теория лидерства : лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, включающий в себя взаимодействие на различных уровнях с подсистемами, а также с другими системами и более широким социальным окружением.

Также существуют и другие теории.

Теория ценностного обмена (Р.Л. Кричевского): ценностные характеристики членов группы как бы обмениваются на авторитет и признание лидера.

Теория лидерских ролей (Р. Бейлс): лидер представлен как профессионал, ориентированный на решение деловых проблем или решающий проблемы человеческих отношений.

Когнитивная теория рассматривает лидерство как образ. При этом лидер приписывает причины плохого выполнения задания внутренним факторам, а группа – внешним.

Интерактивная теория : точки зрения интеракционистов, лидером может стать любой, занимающий соответствующее место в системе межличностных взаимодействий. Интеракционисты рассматривают лидерство как процесс.

Лидер может быть одновременно руководителем группы, но может и не быть им.

Руководителя целенаправленно избирают, а чаще назначают, он отвечает за положение дел в возглавляемом коллективе, обладает официальным правом поощрять или наказывать участников совместной деятельности. Лидер выдвигается стихийно, не обладает никакими властными полномочиями, на него не возложены никакие официальные обязанности (см. таблицу 1.1).

В отечественной психологии понятия лидерство и руководство долгое время отчасти противопоставлялись. Появление избираемых политических лидеров поставило перед психологами вопрос: кто они – лидеры или руководители? Е.Б. Шестопал считает, что подобное различение понятий – дань идеологическим причинам советского времени. Лидерство и руководство имеет много общего в области использования инструментов воздействия на людей, в процессе управления группой, в стремлении к результату.

Таблица 1.1

Сравнительный анализ лидерства и руководства

Основания сравнения

Лидерство

Руководство (по Парыгину)

Социальная роль

Регуляция межличностных

Регуляция официальных

отношений

отношений

Сферы влияния

Микросреда

Макросреда – связь со всей сис-

темой общественных отношений

Рождение

Стихийно возникает

Назначается, выбирается и т.п.

Устойчивость

Нестабильно

Стабильно

Наличие инструментов

Не может применить санкций

Может применить санкции: на-

казать или наградить

Непосредственное принятие

Сложный многоступенчатый

Сфера ответственности

решения, личная

процесс принятия решения,

ответственность

разделение ответственности

Сфера влияния

Малая сфера действия

Широкая сфера действия.

Далее в процессе курса мы более подробно остановимся на современных исследованиях психологии индивидуального и политического лидерства, на психодиагностических и развивающих методах, используемых в психологии лидерства, рассмотрим более подробно практические ситуации в контексте психологии лидерства.

1.2. Стили лидерства: личностные и ситуативные переменные

Модель лидерства как научного управления, при котором руководителя интересует не сам работник, а наиболее оптимально устроенная среда, заменилась в середине двадцатых годов на модель «человеческих взаимоотношений». Толчком к этой парадигмальной смене моделей послужил знаменитый Хоуссонский эксперимент, проходивший в Чикаго в 1927-1932 годах на предприятиях Западной Электрической Компании.

Первоначально была поставлена задача изучить влияние на рабочую мотивацию изменений в окружающей предметной среде. Однако постепенно фокус сместился в сторону психологического анализа взаимодействия рабочих с управляющими. Обнаружилось, что распоряжения руководителя об улучшении рабочей среды оказывают прямой эффект на мотивацию, даже без проведения переоборудования. Продуктивность увеличивалась даже, когда просто рабочие думали о расположении к ним начальства, заботящегося об улучшении условий труда. В то же время продуктивность не изменялась при ухудшении условий (например, ослабления освещения). Этот феномен можно по праву назвать «эффектом заботы».

В модели «человеческих взаимоотношений» роль руководителя интерпретируется по типу «лидер – ведомый».

В соответствии с различными теориями лидерства проводили исследования на определение стилей лидерства, которые разделили на Х-теории или Теории Y.

Теория Х, в соответствии которой лидер должен обладать чертами диктатора, основана на следующих представлениях:

люди обычно не любят работать и стараются уклониться от своих обязанностей, поэтому работников нужно заставлять трудится, манипулировать ими, угрожать и наказывать, чтобы добиться стоящих перед организацией целей;

люди хотят быть направляемыми, стремясь к защите и избегая ответственности.

Теория Y исходит из прямо противоположных представлений:

людям нравится работать, и для многих в труде скрыт источник удовлетворения;

большинство работников руководствуются самодисциплиной и не нуждаются в угрозах, они также заинтересованы в выполнении общих целей;

многие из них не только избегают ответственности, но и стремятся к ней;

способности к творчеству в решении организационных проблем присущи не только лидерам или руководителям;

поощрение является лучшим способом для вдохновения людей к выполнению задач, стоящих перед организацией.

В соответствии с теорией Y и лидер Y должен быть чувствителен к запросам и нуждам работников, прислушиваться к их предложениям по поводу улучшения работы в организации.

Теории Х и Y обозначают крайние полюса стиля лидерства, характеризуемые в терминах авторитарного или демократического стиля.

Наиболее известные исследования в данном ключе были выполнены под руководством К. Левина и Липпета, проведенные на группе мальчиковподростков. Наблюдая за тем, как складываются их отношения в процессе выполнения несложной работы, авторы выделили 3 основных стиля лидерства, названные следующим образом:

2) демократический стиль;

3) попустительский стиль.

При благодушно-попустительском стиле лидер вообще избегает принимать какие-либо решения, не участвуя в этом процессе и предоставляя подчиненным полную свободу действий.

При демократическом стиле лидер вовлекает сотрудников в процесс принятия решений, используя групповую дискуссию, стимулируя их активность и разделяя вместе с ним ответственность за принятие решений.

Тем не менее, эти стили не имели отношения к политическим режимам, и в настоящее время некоторые исследователи предпринимают попытки переназвать их соответственно: директивный стиль, коллегиальный стиль, разрешительный стиль.

Описанное лидерство содержит в себе две стороны: содержательную и техническую. Содержательная сторона включает в себя решения, предлагаемые лидером, а техническая – способы этих решений. Г.М. Андреева предлагает рассматривать лидерские стили, анализируя их с 2 указанных сторон, на основе следующей таблицы (табл. 1.2).

Таблица 1.2

Формальная (техническая) сторона

Деловые, краткие распоряжения.

Дела в группе планируются заранее во

Запреты без снисхождения, с угрозой.

всем объеме.

Четкий язык, неприветливый тон.

Определяются лишь непосредственные

Похвала и порицание субъективны.

цели, дальние – неизвестны.

Эмоции не принимаются в расчет.

Показ приемов – не система.

Позиция лидера – вне группы

Инструкция в форме предложений.

Мероприятия планируются

Несухая речь, товарищеский тон.

не заранее, а в группе.

Похвала и порицание – с советами.

Зареализацию предложений отвечают все.

тический

Распоряжение и запреты сдискуссиями.

Все разделы работы не только

Позиция лидера – внутри группы

предлагаются, но и обсуждаются

Тон – конвенциональный.

Дела в группе идут сами собой.

Отсутствие похвалы и порицаний.

Лидер не дает указаний.

тельский

Никакого сотрудничества.

Разделы работы складываются из

Позиция лидера – незаметно в стороне

отдельных интересов или исходят

от группы

от нового лидера

Г.М. Андреева подчеркивает, что любая схема не может охватить все стороны и проявления стиля лидерства, однако исследователи пытаются усложнить ее или ввести новые понятия, например, новые типы лидеров: лидерорганизатор, лидер-эрудит, лидер-инициатор, лидер – генератор эмоционального настроя, лидер эмоционального притяжения, лидер-умелец. При этом проблема заключается в том, что феномен лидерства в настоящий момент описан еще неопределенно, в том числе нет четкого разделения между понятиями «лидер» и «руководитель».

С точки зрения Г.М. Андреевой, самым большим упрощением является мнение, согласно которому руководитель и лидер – обязательно одно лицо.

Что касается эффективности того или иного стиля лидерства, исследования К. Левина показали, что хотя в группе, руководимой лидером с демократическим стилем руководства, уровень общей удовлетворенности работой был наивысшим, также как и стремление к творчеству, в группе лидера с авторитарным стилем продуктивности были самыми высокими, по сравнению с другими группами. Попустительский стиль приводил к беспорядкам и конфликтам, что неизбежно сказывалось на снижении объема и качества выполняемой работы. Выбор стиля лидерства во многом зависит от содержания той или иной деятельности.

Другие исследования конкретизировали возможности достижения эффективности в зависимости от практики различных стилей. Так, в целом, предпочтительным является демократический стиль, однако, когда речь идет о выполнении «простой» работы за короткий срок силами группы со средним уровнем образования более эффективным является авторитарное лидерство. Попустительский стиль продуктивен, когда речь заходит о выполнении сложной работы с неопределенными целями, которую выполняет креативная и образованная группа.

Одна из наиболее разработанных теорий – концепция лидерства Ф. Фидлера, согласно которой эффективность управления является функцией взаимодействия между личностными характеристиками руководителя и чертами ситуации.

Ее основу составляют следующие понятия: руководитель, «руководитель, ориентированный на задачу», «руководитель, ориентированный на межличностные отношения». При этом особую роль в анализе продуктивности того или иного лидера играет «наименее предпочитаемый сотрудник» (он особо «мешает» руководителю, ориентированному на задачу).

В рамках данной модели была разработана Шкала Измерения Предпочтений Сотрудников. Получившие высокие оценки по этой шкале, лидеры характеризовались в позитивно-окрашенных тонах (они имели более близкую дистанцию в отношении с работниками, активно обсуждали ход выполнения заданий с сотрудниками). Получившие низкие оценки по Шкале скорее характеризовались негативно и оценивались как ориентированные на задание. Исследования показали, что для личностно-ориентированных лидеров оптимальным является средний, сдержанный уровень контроля. Предметно-ориентированные лидеры были гораздо эффективнее в условиях или слишком высокого, или слишком низкого уровня контроля.

Возможно предположить, что стиль личностно-ориентированного лидера следует назвать демократическим, а ориентированного на результат – авторитарным, или практикующим либерально-попустительский стиль.

Психология лидерства

С давних времен способность к лидерству считается неоспоримым качеством успешного человека. Если обратиться к истории, то можно заметить, что всем правителям государств, гетманам и вождям было присуще это качество. Притом, при выборе правителей народ отдавал предпочтение именно лидерам, которые не боялись повести за собой людей, объявить войну другому государству, брать на себя ответственность за принятие важных для страны решений. У людей был четко сформированный образ вождя, им нужен был человек, который позаботится о них и защитит от опасности. Человек, не имеющий лидерских качеств, не имел никаких шансов стать правителем.

Прежде чем рассмотреть основные качества лидера следует разобраться в том, кто же такой лидер. Лидер - это человек с четко определенными целями и принципами, который берет на себя инициативу в принятии решений, способный управлять настроениями (и даже мышлением) людей. Лидер не боится опасности, всегда готов отвечать за свои поступки. Ответственность является очень важным качеством лидера. Если люди, доверившие человеку быть лидером, обнаружат, что он не готов нести ответственность за свои действия, они сразу переизберут себе другого лидера.

В наше время понятие лидерства применимо повсюду - в семьях, в компаниях, в верхах власти. В последнем случае лидер имеет четкую должность, называемую “президентом”. Если провести параллель с историей, роль президента очень схожа с ролью вождя. От действий президента зачастую зависят отношения между странами, их политическое и экономическое сотрудничество, поэтому президент обязан быть лидером страны, гарантом Конституции государства.

Психология лидера является способом мировоззрения человека, его мыслей, восприятия реальности и своих возможностей. Лидер способен сохранять веру в собственные силы даже в самых сложных ситуациях, сохранять спокойствие и уравновешенность всегда и везде.

Основными качествами, отличающего настоящего лидера от остальных людей, являются:

1. Способность двигаться к своей цели несмотря ни на что. Если человек при первой опасности отказывается от реализации своих планов и опускает руки - это не настоящий лидер. Когда лидер задумал достичь цели, то его просто невозможно остановить - или он добьется своей цели, или проиграет все, что имеет.

Данная способность состоит из двух важнейших компонент - неуемного желания и настойчивости. Не имея желания, лидер просто не сможет оставаться таковым, поскольку вся деятельность человека начинается именно с желания. Если человек не имеет желания, то он не будет мотивирован на достижение цели и, соответственно, будет бездействовать. Без второй составляющей, настойчивости, человек даже обладая страстным желанием, не доведет начатое дело до конца, ведь как только на его пути встретятся трудности, человек может просто решить, что достижение цели не стоит затраченных на нее усилий.

2. Высокий уровень интеллекта. Под высоким уровнем интеллекта подразумевается стремление к накоплению информации в различных областях знаний, начитанность, желание продолжать процесс саморазвития на протяжении всей своей жизни, умение учиться технике лидерства у людей, являющихся истинными лидерами. Последний момент является наиболее важным, так как никто другой не поможет вам достичь цели лучше и быстрее, чем уже достигший успеха человек.

Если вы, по вашему мнению, не обладаете завидным уровнем интеллекта, то эту ситуацию легко можно исправить, достаточно лишь наличия у вас желания. Вам необходимо быть более открытым для новых знакомств, общаться с интересными людьми, посещать библиотеки, научные конференции и семинары. Для повышения своего культурного уровня рекомендуется посещение музеев, картинных галерей, драматического театра и оперы. Не ограничивайте себя знаниями в одной определенной области. Жизнь каждый раз подбрасывает нам сюрпризы, и та область знаний, которая была не нужна вам вчера, уже завтра может оказаться для вас определяющей и первоочередной. Поэтому, чем большим объемом знаний обладает человек, тем большие шансы он имеет на то, чтобы стать истинным лидером.

Это качество лидера не является основным, однако его наличие желательно, так как при решении проблем лидер зачастую опирается на свои знания. При недостаточно высоком уровне интеллекта лидера данное качество может быть успешно компенсирован другими более важными лидерскими качествами.

3. Уверенность в собственных силах. Если человек не уверен в собственных силах, то ему никогда не стать лидером. Ведь как человек может повести за собой людей, заставить их поверить ему, если он даже не верит в самого себя. Неуверенные в себе люди зачастую не решаются принять жизненно важные решения, пока тысячу раз не проверят правильность своих действий, не спросят у других людей их мнений относительно данных действий. На преодоление своих сомнений люди теряют непозволительно много времени, которое они могли применить на созидающие поступки. Уверенные же в себе люди способны принять решение молниеносно, так как они знают, что делают все правильно, а потому им не стоит тратить время на обдумывание ситуации. Соответственно, данное лидерское качество дает человеку (даже не обладающему феноменальным интеллектом) значительную фору над остальными “претендентами” на лидерство.

Если вы хотите быть лидером, однако не обладаете данным качеством - это не беда, потому что уверенность в себе всегда можно выработать.

Общайтесь с уверенными в себе людьми, таким образом, вы сами станете более уверенным человеком;

Составьте список своих успехов, вспомните свои ощущения в момент триумфа, что вы чувствовали в этот момент. Чем чаще вы будете ощущать успех, тем выше будет ваша уверенность в достижении успеха;

Не принимайте оценку окружающих о себе за единственную истину. Поймите, мнение окружающих о вас - это сугубо их мнение, не позволяйте окружающим негативно влиять на вашу самооценку и уверенность в себе;

Не беритесь за дело, в положительном результате которого неуверенны даже наполовину. Запомните, что каждая неудача является серьезным ударом по вашей уверенности в собственных силах, и чем чаще происходят неудачи, тем сложнее человеку будет даваться каждое последующее решение. Поэтому, если вы в самом начале знаете, что дело обречено на провал - не начинайте его вовсе.

Перестаньте критиковать сами себя. Если вы потерпели неудачу, лучшее, что вы можете вынести из нее - признать, что неудачи бывают со всеми и вы не робот, чтобы все этапы работы выполнять безошибочно. Просто извлеките из поражения опыт и не казните себя. Каждое ваше заявление в свой адрес: “Это все из-за меня. Это я виновен в неудаче” все дальше отдалят вас от качества уверенности в собственных силах.

4. Способность принимать решения. Представьте себе президента, государству которого объявили войну. И вот, в то время, как ракеты другой страны летят в его сторону, он стоит возле кнопки запуска ракет и думает: “А может быть не стоит?”. Вряд ли такой человек будет носить гордое звание “лидер”. Лидеры могут принимать решения единолично, а могут прибегнуть к помощи друзей или коллег, но они всегда примут решение. Однако, следует помнить, что для того, чтобы принимать верные решения, сперва необходимо проанализировать сложившуюся ситуацию, тщательно взвесить все факторы, и только потом принимать решение. Регулярное принятие решений с расчетом наудачу не характеризуют человека как лидера, а напротив, показывают его халатность к решаемой проблеме.

5. Лидер должен уметь создавать вокруг себя команду единомышленников. Лишь в редких случаях для достижения больших целей лидеры действуют в одиночку. Тем более, что в команде, состоящей из одного человека, именно этот человек и будет являться лидером вне зависимости от того, какими качествами он обладает. Чаще всего вокруг лидера собирается сплоченная организованная команда, движимая едиными целями, принципами и правилами. Способность собрать и организовать команду зависит, в первую очередь, от способности лидера убеждать и оперировать фактами и доводами, наличия у лидера харизмы. Он должен построить команду таким образом, чтобы каждый из ее членов четко знал свои обязанности и понимал свою ответственность за принятие решений.

6. Лидер должен обладать характером. Настоящий лидер всегда способен настоять на своей точке зрения, даже если факты против него. Настоящий лидер идет вперед даже тогда, когда в его успех уже никто не верит. Когда какой-либо член команды посмел предать интересы организации - лидер обязательно накажет его. Иными словами, лидер способен быть жестким, но не жестоким, строгим, но справедливым. От характера лидера во многом зависит результат деятельности команды, и отсутствие данного качества очень трудно заменить каким-либо иным качеством, без характера остальные достоинства лидера могут не помочь достичь результата. Характер лидера может иметь от рождения или он может “закаляться” с опытом работы, но он обязан присутствовать.

7. Готовность к изменениям. Если в процессе достижения цели внезапно поменяются факторы, от которых зависит достижение результата, лидер будет готов поменять стратегию ведения деятельности, довести эти изменения своей команде и привлечь необходимые для достижения цели ресурсы.

Так, если производство определенного товар приносило значительную прибыль компании, однако в связи с изменением предпочтений покупателей и влияния фактора моды данный товар не пользуется спросом, директор компании будет готов изменить производственный план (путем доведения соответствующего распоряжения до руководителя производственного отдела), исключив из него производство данного товара. Тем самым он проявит себя истинным лидером, так как данное решение защитит фирму от больших трат, связанных с производством убыточного товара.

Таким образом, мы рассмотрели основные качества, необходимые человеку для того, чтобы называться “лидером”. Если сегодня человек работает в подчинении у начальника (лидера), однако очень хочет в будущем занять более высокий пост в компании, то без вышеупомянутых качеств ему не обойтись. Посмотрите на начальников организаций, собственников крупных корпораций - все они обладают большинством из этих качеств, они обладают психологией лидерства. Разве они родились с этими качествами? Нет, они развивали их с опытом, постепенно прививая себе лидерские качества. Если они смогли это сделать, то и вы обязательно сможете, все у вас получится.

Каждый член группы в соответствии со своими деловыми и личностными качествами, вкладом в общее дело, развитостью чувства долга и ответственности, благодаря признанию группой его заслуг и способности оказывать влияние на окружающих занимает определенное положение в системе групповой организации. Групповая структура с этой точки зрения представляет собой своеобразную иерархию статусов ее членов.

Лидерство, как один из способов дифференциации группы, возникает в результате общения и взаимодействия индивидов в составе группы и становится сложным психологическим феноменом, в котором определенным образом фокусируются и проявляются важнейшие характеристики группового развития.

Проблема лидерства и руководства – одна из кардинальных проблем социальной психологии. Она касается не только вопросов интеграции группы, но и психологически описывает субъекта этой интеграции.

Соотношение понятий «лидерство» и «руководство»

Лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи. Таким образом, лидер выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы принимают лидерство, т.е. строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми. Лидерство необходимо рассматривать как групповое явление: лидер немыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры, а лидерство есть система отношений в этой структуре. Поэтому феномен лидерства относится к динамическим процессам малой группы. Этот процесс может быть достаточно противоречивым: мера притязаний лидера и мера готовности других членов группы принять его ведущую роль могут не совпадать.

Выяснить действительные возможности лидера – значит выяснить, как воспринимают лидера другие члены группы. Мера влияния лидера на группу также не является величиной постоянной, при определенных обстоятельствах лидерские возможности могут возрастать, а при других, напротив, снижаться (Кричевский, Рыжак, 1985). Иногда понятие лидера отождествляется с понятием "авторитет", что не вполне корректно: конечно, лидер выступает как авторитет для группы, но не всякий авторитет обязательно означает лидерские возможности его носителя. Лидер должен организовать решение какой-то задачи, авторитет такой функции не выполняет, он просто может выступать как пример, как идеал, но вовсе не брать на себя решение задачи. Поэтому феномен лидерства – это весьма специфическое явление, не описываемое никакими другими понятиями.

Понятие «лидер» связано с понятием «управление» и «руководства».

Лидерство определяется, во-первых, как ведущее положение отдельного лица социальной группы, класса, партии, государства, что обусловлено более эффективными результатами деятельности (экономической, политической, спортивной и т.д.), во-вторых, как процессы внутренней самоорганизации и самоуправления группы, коллектива, что обусловлено индивидуальной инициативой их членов.

В отличие от лидера руководитель всегда выступает посредником социального контроля и административно-государственной власти. Лидер – это член группы, который добровольно взял на себя значительную меру ответственности в достижении групповых целей, нежели того требуют формальные предписания или общественные нормы. Формальный лидер назначается или выбирается, приобретая таким образом официальный статус руководителя. Неформальный лидер – это член группы, который наиболее полно в своем поведении отвечает групповым ценностям и нормам. Он ведет группу, стимулируя достижения групповых целей и проявляя при этом более высокий уровень активности в сравнении с другими членами группы.

В отечественной социальной психологии определены отличия в содержании понятий «лидер» и «руководитель». Б.Д. Парыгин отмечает такие отличия:

  1. лидер призван осуществлять преимущественно регуляцию межличностных отношений в группе, а руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений;
  2. лидерство возникает при условиях микросреды, руководство же – элемент макросреды, оно связано со всей системой общественных отношений;
  3. лидерство возникает стихийно, руководитель или назначается, или выбирается;
  4. явление лидерства менее стабильно, зависит от настроения группы, руководство – более стабильно;
  5. руководство подчиненными в сравнении с лидерством имеет определенную систему санкций;
  6. процесс принятия решения руководителем более сложный и опосредован обстоятельствами, которые не обязательно имеют истоки в данной группе, лидер принимает непосредственные решения, относящиеся к групповой деятельности;
  7. сфера деятельности лидера – по большей части – малая группа, где он является лидером; сфера деятельности руководителя более широкая, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе.

Однако лидер и руководитель имеют дело с однопорядковым типом проблем, а именно – они должны стимулировать группу, нацеливать ее на решение определенных задач. В психологической характеристики их деятельности имеется и много общих черт. Однако при этом, лидерство – это чисто психологическая характеристика поведения отдельных членов группы. Руководство в большинстве своем является социальной характеристикой отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления и подчинения.

Признаки и функции лидерства в теориях лидерства.

Основные теории лидерства:

  1. Харизматическая теория. Харизма – божья благодать, способность влиять на других людей, не прилагая больших усилий. Внешние характеристики. Харизма зависит от культуры.
  2. Теория черт. Лидером становится тот, кто обладает соответствующими качествами, требующимися для деятельности лидера. Хотя сама концепция и тупиковая, но не отмирает и породила много концепций.
  3. Ситуативная концепция лидерства. Лидер порождается ситуацией. Элементами ситуации становится содержание задачи, которые выполняет группа. Лидер – очень тонко чувствует групповую динамику и реагирует на нее.
  4. Функциональная концепция. У каждой группы есть много функций, в каждой группе жизнь протекает по разным направлениям. Реализация по разным функциям может возглавляться разными членами группы. Выделяют лидеров деловых, эмоциональных, интеллектуальных, лидеров-юмористов, лидеров хобби.

Лидерство, как и руководство стало объектом исследований в начале 20-х годов ХХ столетия, когда начал проявляться интерес к управлению как к науке. Ранние исследования имели целью выявить общие качества или личностные характеристики эффективных руководителей. Одной из ранних теорий является «теория черт» (личностная теория лидерства), иногда называется "харизматической теорией", от слова "харизма", т.е. "благодать", которая в различных системах религии интерпретировалась как нечто, снизошедшее на человека. исходит из положений немецкой психологии конца XIX – начала XX в. и концентрирует свое внимание на врожденных качествах лидера.

Согласно этой теории лидером может быть только такой человек, который имеет определенный набор личностных качеств или совокупность определенных психологических черт. Разные авторы стремились выделить необходимые для лидера черты или характеристики, однако так и не пришли к единому мнению.

Так, американский исследователь К. Берд составил список, в котором фигурировали – инициативность, коммуникабельность, чувство юмора, энтузиазм, уверенность, доброта, дружелюбие. Позднее Р. Стокдилл добавил еще бдительность, популярность, красноречие и пр. Хотя ни одна из черт не занимает значительного места в характеристике лидера, однако они в характеристике лидера присутствуют.

Согласно Максвеллу, потенциальный лидер обязан иметь позитивное восприятие, служить общим интересам, иметь потенциал роста и быть последовательным и отданным делу: быть гибким, порядочным, иметь широкий кругозор, придерживаться дисциплины и проявлять благодарность организации и людям. Однако, руководствуясь одним из основных положений социальной психологии о значении социальной ситуации, рассматривать эффективность лидера, учитывая только черты личности, недостаточно. Существует несколько теорий лидерства, которые фиксируют внимание одновременно на личностных качествах лидера и ситуации, в которой он действует.

Ситуационные теории лидерства. Согласно им, лидерство – это продукт определенной ситуации. В разных конкретных ситуациях групповой жизни появляются отдельные члены группы, которые имеют преимущества перед другими, хотя бы одной чертой, а поскольку именно эта черта является необходимой в данный момент, человек становиться лидером. Одной из наиболее известных из теорий такого рода, является теория Ф. Фиддера, которая утверждает, что эффективность лидера зависит от того, насколько данный лидер ориентирован на задачу или на взаимоотношения, а также от того, в какой степени лидер контролирует группу и реализует свое влияние на нее. Следует отметить, что теория Фиддера прошли успешную проверку на многочисленных группах лидеров, включая директоров предприятий, администраторов, начальников отделений и пр. В одном из вариантов ситуационной теории предлагалось считать главным моментом появления лидера выдвижение его группой, потому что именно она испытывает по отношению к данному человеку определенные экспектации, ожидает от него проявления необходимой в данной ситуации черты (этот подход называют еще и функциональным). Чтобы преодолеть очевидную противоречивость в подобных рассуждениях, Е.Хартли предложил четыре "модели", позволяющие дать особую интерпретацию тому факту, почему все-таки определенные люди становятся лидерами и почему не только ситуация определяет их выдвижение. Во-первых, полагает Хартли, если кто-то стал лидером в одной ситуации, не исключено, что он же станет таковым и в другой ситуации. Во-вторых, вследствие воздействия стереотипов лидеры в одной ситуации иногда рассматриваются группой как лидеры "вообще". И в-третьих, человек, став лидером в одной ситуации, приобретает авторитет, и этот авторитет работает в дальнейшем на то, что данного человека изберут лидером и в другой раз. В-четвертых, отдельным людям свойственно "искать посты", вследствие чего они ведут себя именно так, что им "дают посты". Вряд ли можно считать достаточно убедительными эти рассуждения для преодоления полной относительности черт лидера, как они выступают в ситуационной теории. Тем не менее, ситуационная теория оказалась достаточно популярной: именно на ее основе проведена масса экспериментальных исследований лидерства в школе групповой динамики.

Согласно системной теории лидерства, лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер – как субъект управления этим процессом. При таком подходе лидерство интерпретируется как функция группы, и изучать его следует поэтому с точки зрения целей и задач группы, хотя и структура личности лидеров при этом не должна сбрасываться со счетов. Рекомендуют учитывать и другие переменные, относящиеся к жизни группы, например длительность ее существования. В этом смысле системная теория имеет, конечно, ряд преимуществ. Они очевидны, когда речь заходит не просто о лидерстве, но о руководстве: особенно популярной является так называемая вероятностная модель эффективности руководства, предложенная Ф.Фидлером.

Большинство отечественных исследований лидерства осуществляется в рамках близких данной модели, хотя к ней добавляется нечто новое, продиктованное общими предпосылками исследования динамических процессов в группе: феномен лидерства в малых группах рассмотрен в контексте совместной групповой деятельности, т.е. во главу угла ставятся не просто "ситуации", но конкретные задачи групповой деятельности, в которых определенные члены группы могут продемонстрировать свою способность организовать группу для решения этих задач. Отличие лидера от других членов группы проявляется при этом не в наличии у него особых черт, а в наличии более высокого уровня влияния.

Интересной в данном случае является разработанная Р.Л.Кричевским концепция ценностного обмена как механизма выдвижения лидера. Сама по себе идея ценностного обмена во взаимодействии людей и ранее разрабатывалась в социальной психологии (Дж.Хоманс, Д.Тибо, К.Келли и др.). Здесь же идея ценностного обмена использована при объяснении феномена лидерства: ценностные характеристики членов группы (значимые свойства личности) как бы обмениваются на авторитет и признание лидера. Лидером рассматривается тот, в ком в наиболее полном виде представлены такие качества, которые особенно значимы для групповой деятельности, т.е. являющиеся для группы ценностями. Таким образом, в лидерскую позицию в ходе взаимодействия выдвигается такой член группы, который как бы идентифицируется с наиболее полным набором групповых ценностей. Именно поэтому он и обладает наибольшим влиянием (Кричевский, Рыжак, 1985).

Представители поведенческого подхода к исследованию лидерства считают, что лидером становится человек, который обладает нужной формой поведения. В рамках этого подхода были выполнены многочисленные исследования стилей лидерства и разработаны их классификации.

Исходя из различных теорий лидерства, в современной психологии в качестве основных признаков лидерства выделяют следующие:

  1. более высокая активность и инициативность индивида при решении группой совместных задач;
  2. большая информированность о решаемой задаче, о членах группы, о ситуации в целом;
  3. более выраженная способность оказывать влияние на других членов группы.

Функции лидерства:

  1. Организация группы на достижение совместных целей. Общих задач, совместной деятельности. Полностью перекрывает функцию руководителя.
  2. Выработка и поддержание групповых норм, правил, группового поведения, образцов, эталонов через осуждение, похвалу, насмешки.
    3. Функция внешнего представительства. Выражение группы во вне, представляет группу и говорит от имени группы. Лидер переживает чувство
  3. “Мы-группа”, он представляет группу.
  4. Принятие ответственности за группу. Есть принятие ответственности за общие результаты, а наивысшая функция – принятие ответственности за негативные результаты.
  5. Психотерапевтическое поддержание благоприятного климата в группе. Функции по созданию психологического комфорта для членов группы.

Феномен лидерства определяется взаимодействием ряда переменных, основными из которых являются психологические характеристики личности самого лидера, социально-психологические характеристики группы, характер решаемых задач и особенности ситуации, в которой находится группа.

Стили лидерства и руководства.

Как показывает практика, психологический климат в группе определяется прежде всего деловыми отношениями руководства и подчинения, отношениями ответственной зависимости. Следовательно, от стиля руководства в значительной мере зависит эффективность деятельности группы, уровень осознанности общих целей и задач каждым его членом, степень личного участия в их реализации.

Деление лидеров и руководителей с точки зрения стиля и методов работы на авторитарных и демократических берет начало в экспериментах по лидерству, проведенных в свое время под руководством К. Левина. Эти эксперименты выявили три типа лидерства, которые по-разному влияют на эффективность групповой деятельности (авторитарный, демократический, попустительский).

Авторитарный (административный, директивный, волевой) стиль отличается тем, что группой управляет один человек – руководитель. Он вырабатывает, координирует и контролирует ее деятельность. Этот стиль усиливает фрустрацию и способствует тем самым возникновению неформальных групп.

Демократический стиль управления (руководства) называют еще коллегиальным, товарищеским. Его характерная черта – активное общение между начальником и его сотрудниками, составляющими группу. Этот стиль способствует распространению информации и облегчает принятие решений, однако, при авторитарном стиле решения принимаются быстрее. Демократический стиль управления труднее реализовать. Он предполагает у руководителя таких качеств, как чувство личной ответственности, способность понимать других, толерантность и пр.

Попустительский стиль руководства (либеральный, невмешивающийся, анархический) характеризуется тем, что функция управления полностью передается членам группы, которая становится «группой без руководителя». В действительности лидер существует, но его позиция незаметна. Такая группа живет очень динамично, но расходует много сил на свою организацию.

Каждый из перечисленных стилей управления имеет как свои достоинства, так и недостатки.

Формальная сторона Содержательная сторона
Авторитарный стиль
Деловые, краткие распоряжения Дела в группе планируются заранее (во всем их объеме)
Запреты без снисхождения, с угрозой Определяются лишь непосредственные цели, дальние – неизвестны
Четкий язык, неприветливый тон Голос руководится – решающий
Похвала и порицания субъективны
Эмоции не принимаются в расчет
Показ приемов – не система
Позиция лидера – вне группы
Демократический стиль
Инструкции в форме предложений
Не сухая речь, а товарищеский тон За реализацию предложений отвечают все
Похвала и порицание – с советами Все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются
Распоряжения и запреты – с дискуссиями
Позиция лидера – внутри группы
Попустительский стиль
Тон – конвенциональный Дела в группе идут сами собой
Отсутствие похвалы, порицаний Лидер не дает указаний
Никакого сотрудничества Разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от нового лидера
Позиция лидера – незаметно в стороне от группы

Типология лидерства К. Левина имеет в отечественной психологии наиболее широкое распространение, однако существуют еще несколько значительных теорий стилей лидерства. К таким теориям относится, например, теория Дугласа Мак Грегора, которая выделяет стили «Х» и «У» в зависимости от восприятия лидером человеческой сущности.

Для стиля «Х» характерно восприятие подчиненных как массы людей, которые вообще не любят работать, стремятся избежать работы, как таких, которые не имеют честолюбия, безответственных, несамостоятельных, как таких, которые требуют защиты. Поэтому их необходимо заставлять работать, использую принуждение и наказание. Жесткий контроль.

Руководители стиля «У» исходят из того, что работа – это природный процесс, свойства людей. В соответствующих условиях люди не только не избегают работы и ответственности, но стремятся к ней. Способности к творчеству присущи многим людям и задача руководителя – использовать их

Ученые Хьюстонского университета Блейк и Мутон разработали управленческую матрицу. По их мнению стиль руководства определяется местом поля, ограниченного осями «забота о производстве» и «забота о людях».

Существуют также теории стилей управления, которые выделяются в зависимости от характера взаимодействия руководителя с подчиненными в процессе принятия решений. Существуют модели, связывающие стиль руководства со степенью зрелости группы, которая в свою очередь связана со степенью вхождения членов группы в дела организации, степенью причастности к этим делам.

В практике экспериментальных исследований названы такие типы лидеров: лидер-организатор, лидер-инициатор, лидер-эрудит, лидер-генератор эмоционального настроя, лидер эмоционального притяжения, лидер-умелец. Многие из этих характеристик могут быть с успехом отнесены и к руководителю.

Наличие многочисленных теорий стилей руководства и лидерства показывает, что большую социальную систему общества, которая является живым организмом тяжело смоделировать и описать.

Из истории нам известны великие полководцы, вожди, правители. Вопрос о том, кто должен стоять во главе живет с древнейших времен в философии. Вопросы о лидерстве - неотъемлемы от психологии личности и социальной психологии. Таким образом, важным становится рассмотрение лидерства во взрослении и развитии детей, особенно, когда важно общение - в подростковом возрасте.

Прежде всего, нужно ввести понятие «лидерство».

Лидерство - отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе.

Лидерство - процесс влияния на членов группы для достижения групповых целей.

Лидер - это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы. [пет]

Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. 3. Фрейд понимал лидерство как двуединый психологический процесс: с одной стороны, групповой, с другой - индивидуальный. В основе этих процессов лежит способность лидеров притягивать чувство восхищения, обожания, любви. Поклонение людей одной и той же личности может сделать эту личность лидером.

Главное условие: лидер должен обладать властью над другими членами группы. Причем не так важно, в какой группе функционирует лидер: в официальной организации или неформальной группе. Но во всех случаях лидер имеет социальную и психологическую, эмоциональную опору в обществе или в коллективах людей, которые за ним следуют.

Так, говоря о лидерстве, мы не можем пропустить значения понятий группа, коллектив, класс, так как, проводя данное исследование, мы взаимодействуем именно с этими объектами.

Группа - ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, социальной или классовой принадлежности, структуры, композиции, уровня развития и т.д.).

Коллектив - это группа людей, составляющая часть общества, объединенная общими целями и близкими мотивами совместной деятельности, развивающими это общество.

А что же школьный класс? Это своеобразный школьный коллектив. Конечно, он представляет собой устойчивое объединение людей с постоянным составом общающихся между собой. Но трудно сказать о наличии общих целей обучающихся. Но тут можно утверждать, что цели порождаются самой деятельностью.

Без лидера группа может существовать лишь недолгое время, так как необходимо скреплять взаимоотношения. Основная задача лидера - вызывать активность, устранять пассивность, вовлекать всех членов группы в управление ею. Лидер дает группе единство ценностей и целей. Возникает функция участия лидера в реализации «жизненно важных функций» группы из утверждения Фишера и Эллиса (книга по коммуникации в малых группах Fisher &Ellis? 1990). Однако лидерство может быть сосредоточенно не только в одном человеке, а распределено между несколькими или же всеми членами группы. Так в развитии различных ситуаций инициатива «правления» будет передаваться от одного человека к другому.

«Лидерство - это загадочное, ускользающее качество. Существование его легко признать, трудно описать, еще труднее использовать на практике и уже невозможно создать это качество в других»,- писал известный американский специалист в области менеджмента Д. Кэмбелл.

Говоря о лидерах, отметим, что существует два типа лидеров в группе: формальный и неформальный.

Формальный лидер - назначенный лидер, который наделен законной властью для воздействия на других.

Например, это назначенный классным руководителем староста в школьном классе. Или же капитан отряда, назначенный вожатым в детском лагере. В ряде случаев формальный лидер может быть избран самой группой и одобрен руководством. Но такой лидер наделен определенными функциями и полномочиями в пределах законной власти.

Во время работы группа может иметь одного формального лидера, но лидерские функции могут выполняться несколькими людьми. Тут уже справедливо определение «неформальный лидер».

Неформальные лидеры не наделены законной властью, их влияние опирается в основном на компетентность и авторитет.

При сложившемся коллективе неформальная структура характеризуется наличием общей цели (которая не всегда осознается членами группы и не всегда связана с решением производственных задач). В свою очередь, это вызывает потребность в чётком определении задач и поиске путей их решения. Необходимость формулировки цели и ее достижения приводит к появлению лидера, в задачу которого и входят все эти процедуры, а также и управление людьми. В зависимости от его влияния на команду можно выделить позитивных и негативных (конструктивных и деструктивных) лидеров.

Каждый лидер пользуется теми или иными способами и подходами для сплочения, организации и мотивировки состава группы. Эти подходы условно принято делить на группы, которые называют стилями лидерства (или руководства). В 30-е гг. ХХ в. Немецкий психолог К.Левин провел серию экспериментов, на основе которых выделил три ставших классическими стиля руководства:

Демократический стиль. Этот стиль предполагает свободу и равноправие всех членов группы. Лидер находится в уважении всех остальных участников группы, он является направляющим лицом. Все же решения группой принимаются совместно.

Либеральный стиль. Каждый сам определяет, что он может делать, свои ценности и интересы. Лидер не является в данной ситуации как таковым лидером - он устранен от руководства.

Отмечая актуальность и широкую востребованность темы лидерства во всем мире, большинство авторов соглашается с тем, что научная проработанность этого понятия не так совершенна, как хотелось бы этого. В психологии наибольшее распространение получили следующие теории:

теория личностных черт;

мотивационная теория;

ситуативная теория лидерства;

ситуативно-личностная теория;

теория гуманистического направления;

атрибутивная теория;

теория ожидания-взаимодействия.

Основными и общепризнанными из них выделяют три:

Теория личностных черт (яркие представители: Е.М. Дубовская, Р.Л. Кричевский, Р.Д. Мубинова), согласно которой лидерами люди рождаются. Основоположником данной теории является английский психолог и антрополог Ф. Гальтон, который выдвинул идею наследственности в природе лидерства. В основе идеи лежало убеждение, что если лидер обладает качествами, которые передаются по наследству и отличают его от других, то эти качества можно выделить. Однако перечень этих качеств не удалось составить. Попытки составить список черт, присущих лидеру, привели к тому, что лишь 5% личностных черт от числа всех исследований были общими для лидеров. А попытки прогноза реального поведения людей с помощью психологических тестов, основывающихся на идеальной основе «лидерских черт», вовсе оказались провальными и не соответствовали реальной ситуации.

Хотя теория и не дала полноценного научного обоснования успеха отдельных лидеров, однако она наметила отправные точки исследований данного явления. Также теория имела прикладное значение в разработке процедур отбора кандидатов на руководящие посты. Ведь были выделены основные черты, которые должен иметь лидер. Вот некоторый перечень из них: самообладание, справедливость, упорство, расчётливость, смелость, уверенность в решениях, честность, прямолинейность, мужественность, хитрость, эрудиция, ум, дипломатичность, ораторские способности, общительность, организаторские способности, сила (духовная), энергичность, целеустремлённость и т.д.

Ситуативная теория лидерства (А. Менегетти, Ф. Карделл, Р. Дилтс). Согласно этой теории появление лидера рассматривается как результат встречи субъекта, места, времени и обстоятельств. Это означает, что в различных конкретных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других хотя бы в каком-то одном качестве, но поскольку именно это качество и оказывается необходимым в сложившейся ситуации, человек, обладающий им, становится лидером. Интересно, что ситуативная теория лидерства подчеркивает относительность черт, присущих лидеру, и предполагает, что качественно разные обстоятельства могут потребовать и качественно разных личностных черт тех или иных индивидов, которые и становятся лидерами.

Эта концепция не показалась исследователям достаточно убедительной. Даже была предпринята попытка усмотреть в ней личность лидера как марионетки. Преодолеть это ограничение решил американский ученый лидерства Э. Хартли, который предложил модификацию ситуативной теории:

если человек становится лидером в одной ситуации, то не исключено, что он может им стать и в другой;

в результате стереотипного восприятия лидеры в одной ситуации рассматриваются группой как «лидеры вообще»;

став лидером в одной ситуации, индивид приобретает авторитет, который способствует избранию его лидером и в другой ситуации;

лидером чаще выбирают человека, который имеет мотивацию к достижению этого статуса.

Хотя концепция лидерства Э. Хартли была более гибкой по сравнению с наследственной теорией, ей все же не удалось приобрести четкости и строгости в качестве научной теории лидерства.

Мотивационная теория. Как упоминалось выше, человек, стремящийся занять место лидера должен иметь некоторые причины для этого, т.е. мотивы.

Представители этой версии - С. Митчел, С. Эванс и др. Версия утверждает, что эффективность лидера зависит от его воздействия на мотивацию последователей, на их способность к продуктивному выполнению задания и на удовлетворение, испытываемое в процессе работы.

Идея предполагает определенную структуру лидерского процесса, определяет типы лидерского поведения:

поддерживающее лидерство;

лидерство, ориентированное на успех,

директивное лидерство и др.

В психологической литературе важнейшим мотивационным источником лидерства обычно признается потребность во власти. Но Подобный подход к психологии лидерства при всей внешней бесспорности не может решить проблему его мотивации. Стремление к власти у одних людей сильнее, чем у других; у многих оно вообще отсутствует. Понять причины этих различий необходимо для того, чтобы выяснить, кто и почему становиться лидером.

В развитии лидерства используется, ряд процедур:

формирование мотивации, т. е. устойчивого желания стать лидером;

развитие уверенности в себе;

готовность принимать решения и брать на себя ответственность;

последовательность и упорство в реализации общих целей;

осознание собственной возможности их достижения.

Каждый человек имеет предпосылки к лидерскому поведению, но не каждый, к сожалению, может найти, как себя реализовать в данном аспекте. Но, как ни странно, к руководству человека приучают с ранних лет, следовательно, и требуется развитие тех качеств, которые присущи лидерам: самостоятельность, ответственность. Но это же не все для лидера?! Уже упоминалось выше об этом. Лидер в центе внимания, поэтому особенно развитие лидера в человеке в подростковом возрасте, когда ребенок просто требует непомерного внимания, но и признания своей взрослости и независимости.

Своеобразный интерес представляет феномен развития лидерства в подростковом возрасте. В исследованиях лидерства в подростковом возрасте условно можно выделить три этапа:

ранний период - начало ХХ века (20-30-е годы), проблема лидерства детей рассматривалась через понятие «вожачество» такими исследователями: В.П. Вахтеров, А.С. Залужный, Б.Н. Эльконин, рассмотрением общественной активности занимались: А.С. Макаренко, Н.К. Крупская;

в средний период (40-90-е гг.) анализ проблемы лидерства в детских объединениях практически не осуществлялся. Внимание ученых концентрировалось на другом аспекте проблемы лидерства, как социальной активности пионеров (В.А. Сухомлинский, В.Д. Иванов, Е.В. Титова, А.П.Шпон) и на ученическом самоуправлении (Н.М.Зосимов, В.П. Коротов);

в рамках современного периода обозначились три проблемы: сущность лидерского потенциала (А.Л.Уманский, О.А. Павлова); сущность характеристики лидерской компетенции; педагогические условия развития лидерских качеств (Т.Е. Вежевич, Т.Л. Хацкевич).

Интерес к исследуемому явлению возник во время начала бурного развития педологии, как своеобразной и первоначальной формы детской психологии.

Loading...Loading...