Консультация на тему: Профилактика компьютерной зависимости у дошкольников. Профилактика компьютерной зависимости у детей старшего дошкольного возраста

(17 голосов : 4.18 из 5 )

Кажется, компьютеры заполонили все свободное пространство в нашем окружении. Мало того, они еще и покушаются на целостность нашего мира, втягивая в себя целые поколения.

Это явление получило название компьютерной зависимости. Сродни наркотической. Человек не может обойтись без того, чтобы не включить компьютер, и делает он это не ради своих деловых задач или познавательных — просто ради того, чтобы сидеть за ним.

Различают несколько видов компьютерной зависимости:

— Игровую, при которой человек запоем играет в групповые игры по сети или индивидуально. Игрок бросает все: учебу, работу, семью, вся его жизнь перемещается в плоскость монитора, где кипят нешуточные страсти, идут бои и завоевываются новые миры.

— Сетевая зависимость, при которой человек не может обойтись без так называемого интернет-общения на форумах или в соцсетях. Этим видом зависимости часто страдают одинокие, робкие в реальной жизни люди с заниженной самооценкой, которым тяжело заводить знакомства в реале. Зато в сети они разворачиваются на всю, анонимность позволяет им раскрыться и показать свои лучшие качества, обзавестись массой друзей по болтовне или поклонников своего творчества. Такой человек шныряет из одной сети в другую, постит в своем блоге бесконечных котиков и демотиваторы, ставит лайки и повышает репутацию — в этом вся его жизнь.

— Зависимость, проявляющаяся в виде бесконечного бесцельного брожения с сайта на сайт, так называемый сёрфинг по аналогии с видом спорта, когда спортсмен преодолевает волну за волной. Пожалуй, это самый хитрый вид зависимости. Человек думает, что если он не играет с утра до вечера, не торчит на «одноклассниках», то с ним все в порядке. Но на самом деле он убивает время непрерывным поглощением информации, которая ему никогда не пригодится, просматривает всяческие «интересные факты» и самые красивые места природы.

Весь ужас в том, что компьютерная зависимость не щадит никого, и практически любой человек может стать ее жертвой, и 25-летняя девушка, и 50-летний мужчина. Настолько интересен и привлекателен этот мир виртуальных приключений. Но самые страшные трагедии случаются тогда, когда жертвой зависимости от компьютера становятся дети.

Жизнь современного общества такова, что дети едва ли не с рождения учатся нажимать кнопки на клавиатуре и орудовать мышкой. Скоро, наверное, мы увидим в продаже коляски для младенцев со встроенными планшетами. Компьютер это удобно. Более того, без него сейчас никуда. Он заменил нам массу других предметов: будильник, навигатор, радио, телевизор, книгу, музеи и галереи. Человек, не дружащий с компьютером, не сможет устроиться на хорошую работу. Если раньше в школах дети писали свои доклады на альбомных листочках и от руки, то сейчас такую работу даже не примет учитель: она должна быть распечатана на компьютере. Поэтому вполне понятно стремление родителей как можно раньше познакомить детей с этим чудом техники. Однако благое желание родителей порой приносит чудовищные плоды.

Небольшое отступление

Для того чтобы вы поняли, что такое компьютерная зависимость в ее крайнем проявлении, я хочу рассказать об одной семье.

Недавно мне пришлось разговаривать с женщиной, вдовой. Ее муж погиб, когда старшему сыну было 17 лет, а младшему 10. Именно тогда кто-то из знакомых сделал детям подарок — компьютер. Начиналось все с обычного любопытства, но затем старший сын с головой ушел в игры. Он бросил учебу в медицинском институте, устроился работать санитаром в психиатрическую больницу, но потом бросил и эту работу. Сейчас ему 27 лет и он полностью на шее матери. Он не спит, не ест, не ходит гулять, у него нет девушки. Все его питание — несколько чашек кофе или бутылка кока-колы в день, которые он выпивает, не выходя из-за компьютера. Он может отбежать на пару минут в туалет, но иной раз может справить нужду и в пустую бутылку от газировки. Мать пыталась прятать шнуры, отключать компьютер — он уходил к каким-то друзьям и играл у них. «Несколько его друзей уже умерло прямо за компьютером. Я боюсь, что и он скоро умрет. Сколько он так протянет на кофе? И ведь самое страшное в том, что он считает, что ничего такого не происходит, что у него все под контролем», — завершила свой горестный рассказ мать.

Этот тяжелый рассказ — классическое описание компьютерной зависимости. Такой путь ожидает любого, кто не сможет совладать с собой и преклонит голову перед электронным монстром. Бороться с владычеством компьютера очень тяжело!

В сети компьютерной зависимости чаще всего попадают несчастные дети. Или у них нет взаимопонимания с родителями, или их терроризируют одноклассники, или они чувствуют себя ущербными из-за своей внешности, либо у них нет возможности реализовать свои способности в жизни. Компьютер это побег из гнетущей реальности в другой мир, где слабак и ботаник, затравленный однокашниками, превращается во всесильного космического владыку, а одинокий Малыш встречает своего Карлсона. В виртуальном мире дети находят то, чего их лишил мир реальный. Но это не единственная причина зависимости. Нередко родители, сами того не желая, толкают детей на гибельный путь.

Сотовый телефон, компьютер или планшет такая удобная вещь для отвлечения ребенка! Малыш пристает к маме, он хочет пообщаться или поиграть, но маме некогда — она с обеда еще не заходила на «вконтакте», у нее самой свербит глянуть — ну что там ей ответили на ее сногсшибательный рассказ о вчерашнем походе по магазинам. И чтобы нейтрализовать ребенка, она дает ему… сотовый телефон: На, поиграй. Таким образом она, как ей кажется, убивает двух зайцев: получает полчаса свободного времени и ребенок вроде как развивается, приобщается к технике и учится реагировать на ее сигналы. Это не может не понравиться им обоим. Первые семена зависимости упали на благодатную почву.

Ребенок лет четырех достал отца нытьем, но тому жизненно необходимо досмотреть футбольный матч. И после пятой или шестой атаки раздраженный отец сунет ему планшет: На, поиграй! И свершилось чудо: ребенок умолк. У папы появились заветные полтора часа свободы. И ему в голову не приходит, что эти полтора часа сидения за планшетом украли у них друг друга и продвинули ребенка еще ближе к зависимости.

В этом раннем возрасте у детей при непосредственном участии родителей формируется пока еще привычка развлекать себя при помощи компьютерных игр и графических программ. У ребенка формируется устойчивая связь — захотел развлечься — взял телефон/айфон/планшет/ноутбук. Никакие другие классические детские развлечения его уже не интересуют. А кто бы спорил? Это очень интересно, это завораживающе интересно, это просто волшебство какое-то: ведешь пальцем по экрану, а на экране вспыхивают диковинные рисунки, которые меняют цвет, меняются сами, приходят в движение и даже «поют». И скоро ребенок и сам не захочет складывать пирамидки и кубики и катать машинку. Ни чтение книги, ни настольная игра, ни «вышибалы», ни «казаки-разбойники» не в состоянии конкурировать с теми поистине безграничными возможностями, которые дает компьютерный мир. Каждый вечер в доме будут звучать два слова: Дай поиграть!

Между прочим, все обстоит гораздо серьезнее. Наши предки были очень мудрыми людьми. Не зная тонкостей детской моторики и психики, они своим чутьем дошли до того, что те дети, с которыми мамы и бабушки играли в примитивные игры, задействуя ручки малыша, вырастали более умными и смышлеными. Такие игры как «Сорока-ворона» или «Этот пальчик в лес пошел» не просто бестолковое подергивание ребенка за пальчики. Лет 30 назад было научно доказано, что мозг ребенка развивается через руки. Так устроен наш организм, что в младенчестве сигналы, получаемые от рук, особенно от пальчиков, стимулируют развитие мозга. Заменяя пальчиковые игры вождением пальцем по плоскости монитора, родители закрывают перед детьми дорогу к развитию.

Более того, ребенок учится не только так развлекаться, он привыкает перенаправлять, смещать свои эмоции и чувства с живых людей на игру и интернет-общение. И это тоже происходит при «помощи» родителей. Ребенку захотелось пообщаться с мамой, прижаться к ней, обнять, а она, занятая чем-то, сует ему свой айфон. Происходит подмена объектов любви: захотелось ласки — выйди в интернет. Захотелось общения с близкими по духу людьми — интернет наше все. Дети не учатся делиться своими переживаниями с близкими, отвыкают видеть глаза собеседника, понимать его без слов. Происходит эмоциональное обеднение поколения, многие современные дети не умеют выражать своих чувств и эмоций. Пик переживаний — это «Вау!», произнесенное совершенно равнодушным тоном. Все наши «Ух, ты!», «Здорово!», в конце концов «Потрясно!» канули в Лету. Зато в повседневную речь стремительно проникает компьютерно-сетевой жаргон, лексикон молодежи сокращается до лексикона Элочки-людоедки, происходит взаимная интеграция виртуальной и реальной жизни, когда люди перестают понимать, где они находятся. Как в той шутке — зашел в лифт и ищу кнопку «Enter».

Чем раньше ребенок начал приобщаться к компьютеру, тему него выше шансы стать зависимым. При этом немаловажно, во что играет ребенок, в какие игры. Психологи говорят, что детям до 7 лет если и приобщаться к компьютеру, то через образовательные игры, обучающие чтению и счету. Крайне нежелательно, чтобы дети младшего возраста играли в агрессивные игры или просто бесцельно бродили бы со страницы на страницу, а лучше, если бы они вообще не садились ни за компьютер, ни за планшет. А если уж вы его решили допустить к технике, то не забывайте о том, что компьютерная игра не способна заменить классических развивающих и обучающих игр с реальными предметами — кубиками, пирамидками, книгами и карандашами. Ребенку необходимо прикосновение, чтобы понять этот мир. Трогая новый предмет, он не только познает его в ключе твердый-мягкий/теплый-холодный, но и текстуру, форму, объем, массу. Почему многие детские игрушки для раннего возраста сочетают в себе разные материалы — чтобы ребенок научился чувствовать текстуру, понимать, как ведут себя дерево, ткань, пластик, чего от них можно ждать. Компьютер не дает такой возможности.

Но было бы несправедливо возлагать всю вину на отцов и матерей. Родители, правильно понимающие суть проблемы и стремящиеся ограничить своих детей, неизменно сталкиваются с другой проблемой: влиянием общества. Это влияние нельзя недооценивать, поскольку общественное мнение имеет очень большой вес и обычно оказывается более значимым, чем мнение близких. Не все родители понимают губительность компьютерной зависимости. Не все родители горят желанием заниматься своими детьми. Эта категория отцов и матерей поступает по схеме, описанной в первой части статьи. В отношении детей они следуют принципу «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не доставало». Надо сказать, что число таких родителей растет из года в год. Гораздо легче зарабатывать, чем воспитывать своего ребенка. У их детей своевременно появляются все технические новинки. Последняя модель айфона, самый крутой планшетник, самая новая версия игры. Эти дети в школах кучкуются в свои компании, обсуждают понятные только им вопросы. А те мальчики и девочки, у которых этого нет, чувствую себя ущербными, принадлежащими ко второму сорту, выброшенными из круга общения. Естественно, они хотят войти в этот круг и начинают атаковать родителей просьбами купить заветный планшет. Для них это не каприз, а вопрос престижа и самоуважения, и родителям придется считаться с этим, такова реальность наших дней.

Чувства детей, конечно, надо уважать, но так, чтобы вопрос приобретения игры или телефона не стал вопросом жизни и смерти. Ведь далеко не каждая семья способна сделать ребенку подарок стоимостью в 35 тысяч рублей. А если в семье трое, четверо, пятеро детей? В таких случаях очень многое зависит от того, какие понятия морали привили родители своим детям. Смогли ли они донести до них мысль, что не в деньгах и не в вещах счастье, научили ли жертвовать своим «хочу» ради папы, мамы, братишек и сестренок? Другими словами — христианский ли дух царит в этой семье. Детям, воспитанным в евангельской традиции, проще понять, почему родители прямо сейчас не могут купить айфон и почему они его вообще не могут купить.

Как выходить из положения? Детям надо предоставлять возможность знакомиться с играми, но для этого необязательно покупать дорогие айфоны и планшеты. Все эти же игры могут быть установлены на обычном компьютере. В большинстве случаев детям важнее знать игру, а не владеть техникой, поэтому пусть ребенок поиграет в популярную в классе игру на обычном компьютере. Теперь ему будет, о чем поговорить с товарищами, он, что называется, будет «в теме».

Как уберечь ребенка от зависимости? К сожалению, нет абсолютного рецепта. Есть рекомендации, исполнение которых позволит снизить вероятность возникновения зависимости.

1. Пребывание ребенка за компьютером необходимо ограничивать. Недопустимо, чтобы дети играли по нескольку часов. Детям младшего школьного возраста — не более получаса, старшего школьного возраста — не более часа в сутки на игры.

2. Компьютер следует устанавливать в таком месте, где вы будете видеть, чем занимается отпрыск. Если вы будете периодически заходить в комнату и проверять, это будет выглядеть как тотальный контроль, да и на ваши шаги ребенок скоро научится быстро «захлопывать» запрещенные страницы. А если удастся найти такое место для компьютера, где вы мимоходом, не привлекая к себе внимания, можете увидеть, какая страничка открыта, это будет ненавязчиво, но в то же время эффективно.

3. Ребенку все же лучше не покупать отдельный компьютер. Пусть играет на папином. Тогда у вас в любое время будет веская причина сказать «достаточно» — компьютер нужен папе.

4. Лишая ребенка желаемого количества времени в интернете, всегда предлагайте альтернативу. Не позволяйте ему маяться от скуки. Его необходимо задействовать в каких-то мероприятиях. Это, в первую очередь, работа по дому, кружки по интересам, спортивные секции. Очень действенный метод — отдать его в компьютерный класс, где он научится работать на компьютере по-настоящему, а не просто гонять зайчиков по экрану. Пусть освоит фотошоп, пусть научится создавать сайты, верстать полиграфию — к 18 годам у него уже будет профессия, и он перестанет относиться к компьютеру исключительно как к средству развлечения.

5. Поднимайте самооценку ребенка. Найдите ребенку занятие, в котором он будет успешен и будет выгодно отличаться от товарищей. Например, это какой-то редкий вид спорта, фехтование, например. Или кружок квиллинга. Его наградные листы, удачные поделки, медали необходимо выставлять на витрине, чтобы гости семьи видели его успехи.

6. Поощряйте дружбу ребенка с другими детьми. Приглашайте в гости его друзей и его отпускайте в гости к друзьям.

7. Родителям придется ознакомиться с популярными у их детей играми. Дети часто думают, что родители запрещают им играть потому, что не понимают, насколько это увлекательно. В этом случае мнение родителя, который знает игру, будет гораздо весомей, чем мнение родителя, который «не читал, но осуждаю».

Азбука воспитания

Интернет-зависимость у детей - это реальность (зарегистрирована как заболевание в справочнике DSM-V). По данным Центра социологии и психологии РФ, на 2016 год в России в зоне риска (под угрозой попасть в зависимость) уже находятся 78% детей в возрасте от 5 до 14 лет.

Суть проблемы: определение интернет-зависимости

Но строить свое отношение к ребенку на базе пугающей статистики или оценивать заболевание как «детскую чуму XXI века» нельзя. Зависимость при должном контроле - это естественное состояние.

Но она может перерасти в аддикцию. Этот термин был введен в психологию в 1995 году и означает опасное отклонение в поведении человека, которое сопровождается:

  • потерей чувства реальности;
  • нарастающей апатией;
  • сокращением числа интересов;
  • внезапными вспышками потери контроля;
  • потерей здоровой критики.

Дети и подростки в зоне риска

Дети с пяти лет более остальных подвержены аддикции и нуждаются в ее профилактике. Будучи эффективным развивающим каналом, интернет становится для их родителей спасением (способом отдохнуть, включив малышу мультик), так несформированная личность подпадает под влияние фактора риска.

Ребенок быстрее взрослого адаптируется к любым условиям - он быстро привыкает и втягивается в виртуальную структуру. У подростков ситуация складывается иначе, но угрозы это не снижает.

С 10–12 лет они переживают стадию переходного возраста (комплексы, сомнения, страхи - все это обостряется). На фоне усиленных эмоций дети уязвимы для интернет-зависимости, так как виртуальное пространство дает им иллюзию значимости и ощущение участия в социуме.

Причины интернет-зависимости у детей

Возрастные особенности поведения являются не основной причиной заболевания интернет-зависимостью у детей. Так же, как алкоголизм или наркомания, аддикция у ребенка более вероятна при условиях:

  • гипертрофированной заботы со стороны родителей;
  • дефицита внимания;
  • частых ссор в доме - очень характерные причины зависимости;
  • неблагополучных событий (потеря в семье, развод родителей, нападение на улице).

В состоянии стресса не до конца сформированная личность инстинктивно ищет пространство, в котором ей будет тепло и уютно. Мир социальных сетей или онлайн-игры становятся такой площадкой.

На первом шаге сам по себе «побег от реальности» неопасен, это естественная реакция. Проблема появляется, когда в своем «убежище» ребенок начинает получать эмоциональные бонусы. Это могут быть яркие победы в игре, признание в любви от анонима в Сети.

Такие положительные «метки» становятся тем же, чем являются наркотики для наркомана. Они меняют биохимию мозга - способствуют выделению эндорфинов, адреналина. Выбросы гормонов оказываются настолько сильными, что привычные радости из реальной жизни на их фоне меркнут.

Формы и степень заболевания

В международном сообществе психиатров существует единая классификация форм интернет-зависимости. Всего их шесть, но специалисты считают, что дети до 15 лет подвержены только трем:

  • увлечение социальными сетями;
  • веб-серфинг: беспричинное «блуждание» по раскрученным сайтам. Как правило, основной целью такого действия ребенка является отвлечение от текущих проблем (страх перед экзаменом, ссора с родителями). Это не что иное, как попытка убить как можно больше времени;
  • онлайн-игры - самая агрессивная по проявлению симптомов заболевания у ребенка форма зависимости.

Выделяют и четыре степени зависимости.

  1. Условная норма, естественное развитие личности. Дети проявляют естественный интерес к каналу информации. Они участвуют в известных социальных проектах, охотно делятся впечатлениями с родителями. В поведении нет очевидных изменений: успеваемость в школе на уровне, сон не нарушен (минимум 6–8 часов подряд), есть аппетит.
  2. На второй стадии ребенок может потерять счет времени, заигравшись за компьютером. Но явных признаков зависимости у него не наблюдается: есть нежелание отвлекаться от монитора, выключать компьютер, но поводом для скандала это не становится. Аппетит в норме, хотя учащаются случаи приема еды за компьютером. Успеваемость хорошая, учителя не жалуются на прогулы.
  3. На третьей стадии у людей формируется конкретное предпочтение, выбор в пользу виртуального мира. Ребенок неохотно ходит в школу, теряет интерес к друзьям и родным в реальной жизни, стремится каждую свободную минуту провести за дисплеем. Могут наблюдаться нарушения сна, повышенный или недостаточный аппетит.
  4. Сильная психологическая зависимость. Каждый разговор о компьютерах с родителями вызывает у ребенка истерику. На улице он проводит не больше 2–3 часов в неделю. За компьютером - от трех часов в день. Успеваемость ухудшается. Аппетита может не быть (или наоборот). Общих интересов с членами семьи нет.

Как избавиться от зависимости ребенка

Включаться в борьбу надо уже со второй стадии по всем видам зависимости. На третьей специалисты рекомендуют проводить полноценную терапию с посещением психотерапевта. Преодолеть негативное влияние «фактора удовольствия» на IV стадии без профессионального вмешательства нельзя.

Программа лечения интернет-зависимости у детей строится в индивидуальном порядке. Здесь родителям нужно четко понять три правила.

  1. Каждое позитивное решение должен принимать он сам. Дело мамы и папы - мотивировать и поощрять.
  2. Де-факто для того, чтобы выйти из-под влияния и вернуться в здоровое современное общество, ребенок должен отказаться от ценного для него стиля жизни. Ребенку необходимо дать альтернативу, которая компенсирует его личные потери.
  3. Собственный пример для детей до 7–8 лет действует эффективнее всего. Пока мама или папа остаются такими же зависимыми от интернета, их детям сложно избавиться от проблемы.

В программе лечения интернет-зависимости следует использовать комплексные решения. Варианты, на которых можно построить терапию:

  • семейные традиции: вылазки на пикник каждое второе воскресенье, рыбалка по субботам, поход в пиццерию по пятницам - ребенок на подсознательном уровне начнет переключаться;
  • формирование круга интересов: книги, лепка, танцы, спорт, музыка. Нужно найти то, чем ребенок так же «заболеет», и необязательно это должно быть одно направление;
  • вербальное общение: обсуждение интернета, его угроз и возможностей, интересных игр. Нужно переиграть сына или дочку в той игре, которой он или она увлечена, чтобы заговорить со своим чадом на одном языке.

Если заболевание проявляется физическими нарушениями (сон, аппетит, перепады настроения), задействовать необходимо и внутренние резервы, и внешние. Серия консультаций с психологом на первых порах обязательна.

Далее в рубрике Волонтер на чемпионат мира по футболу 2018: как стать участником

Интернет-зависимость у детей

Если раньше заветный монитор в семье был роскошью, то теперь единственный персональный компьютер является издевательством. И это ведь действительно так! Персональные компьютеры заполоняют буквально все пространство: на работе, в школе, дома. Еще десяток лет назад дети проводили свое основное время на улице, при этом полноценно общаясь. Теперь же досуг ребенка, причем любого возраста, сводится к игре на компьютере.

Интернет буквально затягивает в свою «паутину» все новых и новых пользователей. Можно провести аналогию с наркоманами или алкоголиками, которые становятся зависимыми от пагубной привычки. Интернет-зависимость у детей, несмотря на внешнюю свою безобидность, несет не меньше проблем. Иначе это можно назвать бомбой с замедленным действием.

Уже ни для кого не секрет, что интернет-зависимость набирает обороты, причем возраст все молодеет. К сожалению, в современное время родителям в погоне за материальными благами некогда заниматься досугом собственных детей, а потому беспечное отношение к детскому пристрастию впоследствии обходится довольно дорого. Хотя позиция родителей в этом отношении понятна - ребенок не на улице в сомнительной компании, а сидит и занимается на компьютере.

Да, свои преимущества, конечно, есть. Можно получить любую информацию, применяя ее для повышения своего уровня образования. Только именно это направление используется по минимуму. Все остальное время дети и подростки проводят за играми и в социальных сетях. Именно благодаря виртуальному общению некоторые дети, имеющие комплексы, начинают себя ощущать более раскованно, что придает им уверенности. Однако это не решает их проблем при общении в реальности.

Что же происходит с детьми и какую опасность таит в себе длительное времяпрепровождение у экрана монитора? Так ли опасна интернет-зависимость у детей?
Компьютер недаром сравнивают с машиной времени - пять минут за ним посидел - двух часов как не бывало. И действительно, исчезает чувство реального времени, наблюдается быстрая утомляемость, впоследствии происходит нарушение сна, снижение физической активности, ухудшение успеваемости.

Наблюдая за детьми и подростками, специальными службами сделаны однозначные выводы, что раньше трех лет ребенка допускать к ПК нельзя. Продолжительность работы для детей 3-5 лет - не более получаса, а до 10 лет - всего лишь час. Если подросток проводит у экрана монитора более 4 часов в день, то это повод бить тревогу. В этом случае родителям пора призадуматься над собственным семейным укладом и планировать совместный досуг таким образом, чтобы у ребенка как можно реже возникало желание погрузиться в виртуальный мир.

К сожалению, родители зачастую даже не имеют ни малейшего представления, в какие игры играет их ребенок. А ведь игра игре рознь. Современные компьютерные развлечения полностью отражают реальную жизнь, в которой уже переизбыток насилия, жестокости и агрессии. Что же тогда удивляться, что подросток себя начинается вести несколько неадекватно. Именно детская и подростковая несформировавшаяся психика наиболее восприимчива к воздействию различных факторов, в том числе и интернета.

Погружаясь все больше, как в пучину, в сети интернета ребенок становится зависимым от него. И это легко понять по некоторым признакам. Если подросток испытывает беспокойство, не выходя в сеть даже непродолжительное время, то уже можно констатировать факт зависимости.

Уважаемые родители! Протяните руку помощи собственным детям! Однажды погрузившись в завлекательный мир интернет-паутины, ваш ребенок может больше не появиться на поверхности нашей реальности.

Сегодня даже годовалые малыши тянутся к компьютеру, охотно нажимая на мышку и клавиатуру. Подобная картинка вызывает умиление, однако столь раннее и тесное общение с гаджетами может вызвать серьезные последствия в будущем. Например, компьютерную зависимость, которую врачи называют одной из главных проблем современного общества.

Чаще всего привыкание к интернету и компьютерным играм возникает не раньше десяти лет. Однако предпринимать меры по его предотвращению необходимо в дошкольном возрасте, пока интерес к ноутбукам не превратился в серьезную болезнь. К сожалению, сегодня даже дошкольники являются активными пользователями приставок и планшетов.

Вот почему родителям следует внимательно прочитать нашу статью и решить, какие правила и ограничения должны быть дома, как общаться с малышом, чтобы у него не появилась и не развилась компьютерная зависимость.

Виды зависимости от компьютера

Специалисты определяют компьютерную зависимость у детей, как намеренный уход в виртуальное пространство с потерей интереса к реальным играм, общению со сверстниками и прочим занятиям.

Нездоровая любовь к компьютеру бывает трех видов:

  • игровая – это чрезмерная увлеченность компьютерными играми. Дети часами играют в персональные и сетевые «стрелялки» и «бродилки». Маленький игроман забрасывает учебу, не следит за распорядком дня, забывает обедать и ужинать;
  • «сетеголизм» – неодолимое желание проводить все свободное время в чатах, форумах и социальных сетях. Ребенок (чаще подросток) не может обходиться без постоянной активности в интернете, коммуникации в соцсетях. Такая проблема встречается у неуверенных в себе и тревожных детей, которые испытывают трудности взаимодействия со сверстниками;
  • интернет-серфинг – проявляется в бесцельном и бесконтрольном переходе с одного сайта на другой. На первый взгляд, эта зависимость не так опасна, как предыдущие, однако просмотр огромных пластов информации (не всегда допустимой, а иногда и опасной) способен нанести вред детской психике.

8 признаков компьютерной зависимости у детей

В детском возрасте привыкание происходит намного быстрее, чем у взрослых. Специалисты установили определенную закономерность: чем раньше малыш «подружится» с гаджетом, тем выше вероятность, что компьютер вытеснит реальный мир.

Родители смогут распознать зависимость по нескольким явным симптомам.

  1. Несмотря на ранее достигнутые договоренности, ребенок не способен оторваться от компьютера. Срок сидения за экраном давно истек, а он по-прежнему играет или общается. Попытка же оторвать от гаджета зачастую заканчивается скандалом.
  2. Ребенок перестает выполнять поручения: не выгуливает собаку, не убирается в детской, не моет посуду. Он не может правильно планировать свой день, предпочитая сидеть за клавиатурой. Страдает и учеба – домашние задания не выполняются, успеваемость снижается.
  3. Дети отказываются общаться со сверстниками и близкими людьми, проводя все время за компьютером. Особенно тревожный знак – нежелание идти в гости и отказ от семейных праздников.
  4. Привыкание к соцсетям и играм приводит к тому, что дети не расстаются с ноутбуками даже в ванной.
  5. Лишение компьютера способно вызвать «ломку», вследствие чего дети становятся раздражительными, вспыльчивыми и агрессивными. Если забрать у них планшет, они тут же перейдут к телефону.
  6. Общение происходит чаще всего в соцсетях, однако новые знакомства так и остаются виртуальными. С друзьями и одноклассниками ребенок также общается в сети.
  7. В отсутствие компьютера или мобильника с выходом в интернет дети не могут найти себе занятие. Книги и настольные игры им просто не интересны.
  8. Ребенок не желает рассказывать, чем он занимается в сети. Родительские расспросы вызывают лишь агрессию и приводят к истерике.

Чем опасна компьютерная зависимость?

Некоторые родители недооценивают вред подобной увлеченности, считая раннее знакомство с высокими технологиями своеобразной нормой. На самом же деле зависимость от гаджетов способна нанести серьезный вред детскому организму и психике.

  • Электромагнитное излучение. Специалисты уверяют, что воздействие электромагнитных волн, которые излучают компьютеры, может привести к гормональным нарушениям, нервным расстройствам, снижению иммунитета и даже к онкологии.
  • Психическое напряжение. Детская психика еще не способна справиться с огромным потоком различной информации, которую получает ребенок. Излишняя нагрузка на нервную систему делает детей импульсивными, раздражительными и агрессивными.
  • Последствия гиподинамии. Сидячая поза способна привести к лишнему весу, сутулости и остеохондрозу. Манипуляции с мышкой вызывают неприятные ощущения при движениях пальцами и запястьем.
  • Проблемы со зрением. Острота зрения начинает понижаться уже через шесть месяцев постоянного нахождения перед монитором. Часто у детей возникает так называемый синдром «сухого глаза», который проявляется резью, постоянным зудом в глазах.
  • Напряжение шейного отдела позвоночника. Из-за сидячего положения и нагрузки на шею страдают сосуды головного мозга. Недостаток их кровоснабжения приводит к кислородному голоданию, вегето-сосудисто й дистонии. У ребенка возникают постоянные мигрени и головокружения.
  • Узкий круг интересов. Детям интересны лишь игры, соцсети и форумы. Зачастую в их виртуальной жизни не остается места для чтения литературы, посещения библиотек, театров, музеев. Привычка общаться короткими сообщениями без соблюдения правил русского языка приводит к снижению грамотности.
  • Уменьшение социальных контактов. У ребенка снижается желание общаться с людьми. Он становится замкнутым, не умеет поддерживать беседу, договариваться и решать даже самые простые повседневные проблемы.

Прежде всего, взрослым необходимо понять причины появления зависимости от компьютера.

Это могут быть сложные отношения в семье, неуверенность и чрезмерная . Что же делать взрослым, если их чадо часами сидит перед монитором?

  1. Постарайтесь создать дома теплую и дружескую атмосферу, чтобы дети не убегали в виртуальную реальность за поддержкой и общением. Проводите с ребенком больше времени, играйте и разговаривайте на самые разные темы.
  2. Не перекладывайте свою роль воспитателя на телевизор и компьютер. Некоторые несознательные мамочки включают мультфильмы или ставят игры, вместо того чтобы заниматься с детьми и гулять с ними по театрам и музеям.
  3. Постарайтесь ограничивать время пребывания за монитором. Будьте тверды, если ребенок выпрашивает лишний часок, чтобы посидеть в сети. Однако и вам не следует засиживаться за компьютером, пусть ваш пример подвигнет ребенка на большую активность.
  4. Если ваше чадо неуверенно в себе и стремится компенсировать собственные комплексы, проводя много времени в сети, хвалите его за любые достижения в реальной жизни. Возможно, вам следует увлечь ребенка активным видом спорта, развивающим командный дух. Конечно, исходя из его собственных предпочтений.
  5. Если вы перепробовали все способы, а решить проблему компьютерной зависимости своими силами не получается, позовите на помощь квалифицированно го психолога. Не стоит стесняться подобной проблемы, самое главное – психическое и физическое здоровье ребенка.

И все же, не стоит воспринимать компьютер и планшет как абсолютное зло. Игры можно подобрать развивающие, а фильмы – познавательные.

С помощью интернета можно увидеть мир, изучить иностранный язык, познакомиться с интересными людьми. Необходимо лишь направить детскую энергию в правильное русло.

Мазалова Ирина
Профилактика компьютерной зависимости у детей старшего дошкольного возраста

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 9 комбинированного вида

Консультация для родителей

на тему :

«Профилактика компьютерной зависимости у детей старшего дошкольного возраста »

Психолог : Мазалова И. В.

Наши дети растут и развиваются в компьютерный век . Компьютер стал привычной и необходимой вещью в современной жизни. Родители гордятся своим ребенком, когда он лучше их знает, как найти нужную информацию, загрузить мультфильм и т. п. Но современные родители не верят или не знают, что у ребенка может возникнуть компьютерная зависимость . Когда взрослые сами проводят за компьютером время , им просто в голову не приходит, что может быть плохого, если малыш посидит часок за любимой игрой, заодно и мама отдохнет. Но реальность такова, что дети гораздо больше подвержены возникновению компьютерной зависимости , чем взрослые. Многие пятилетние дети уже знают о существовании сети Интернет, но понятия не имеют о том, какие опасности, наряду с онлайн играми, она в себе таит.

Причины компьютерной зависимости :

Отсутствие контроля со стороны родителей, неумение ребенка самостоятельно играть, организовывать свою игру;

Дефицит общения в семье, т. е. стремление заменить компьютером общение с близкими людьми;

Родители не осознают взросление ребенка и не изменяют стиль общения с ним;

Ребенку дома не комфортно, т. к. у него нет личного пространства, где бы он чувствовал себя хозяином;

Низкая самооценка и неуверенность ребенка в своих силах, зависимость его от мнения окружающих;

Замкнутость ребенка, его неприятие сверстниками;

Незнание правил психогигиены взаимодействия с компьютером .

Последствия компьютерной зависимости для физического здоровья :

Нарушение функций глаз (ухудшение зрения, синдром «сухого глаза» );

Опорно-двигательного аппарата (искривление позвоночника, нарушение осанки) ;

Пищеварительной системы (нарушение питания, гастрит, хронические запоры) ;

Общее истощение организма – хроническая усталость вследствие дефицита сна и отдыха. При этом эйфория и возбужденность, вызванные играми, могут маскировать усталость, что становится причиной еще большего утомления организма.

Как воспитать в наших детях компьютерную грамотность и не сделать их зависимыми ?

Как правило, зависимость ребенка связана со всевозможными компьютерными играми . Как ни странно, у детей возникает игромания , которая в первую очередь обусловлена складом личности и психологическими причинами. Малыш пытается защититься от внешнего мира и погружается в мир компьютерных игр , который поглощает его тем больше, чем дольше он играет. Чрезмерная тяга к компьютерным играм должна заставить родителей задуматься и, возможно, пересмотреть сложившиеся в семье отношения. Нужно сделать так, чтобы ребенок почувствовал себя нужным, понял, что он является равноправным членом семьи и с его мнением считаются.

Для профилактики компьютерной зависимости родителям можно рекомендовать выполнять следующие правила.

Введите четкий режим. «Общение» с компьютером для дошкольника – 20-30 мин в день . Старайтесь не поддаваться на слезы, капризы и жалобы ребенка. Реагируйте спокойно, терпеливо объясняйте, детей помладше отвлекайте другими занятиями.

Поощряйте и хвалите детей . Именно в этом скрыт один из волшебных ключей, отрывающих дверь во внутренний мир наших детей . Не скупитесь хвалить ребенка за вымытую тарелку, умение одеваться или дружную, спокойную игру с другими детьми. В компьютерные программы для детей заложено очень много поощрений, которые дети не слышат от большинства родителей. Компьютер не устает хвалить малыша, подчеркивает его способности, ум, ловкость, позитивно реагирует на проигрыш и ошибки, в то время как взрослые часто относятся к промахам ребенка противоположным образом – раздражаются, срываются на крик.

Родители – образец для подражания. Не нарушайте правила, которые устанавливаете для ребенка. Проанализируйте, не являетесь ли вы сами зависимыми ? Курение, телевизор, компьютер ? Ваше освобождение – лучший рецепт для профилактики зависимости у ребенка .

Контролируйте занятость у ребенка (кружки, широкие интересы) . Приобщайте к домашним обязанностям. Культивируйте семейное чтение. Играйте в настольные и другие игры.

Как помочь ребенку, у которого уже сформировалась компьютерная зависимость ?

Родителям необходимо представлять, сколько времени проводит ребенок у компьютера , чем он пренебрегает, каково его физическое и эмоциональное состояние. Как только становится ясным, что существует чрезмерное увлечение компьютером , то родителям и ребенку необходимо совместно обсудить границы. Можно согласовать предельно допустимое количество времени использования компьютера . Можно предложить, чтобы ребенок ставил таймер для напоминания, когда нужно остановиться. Удобная форма для обсуждения этой проблемы – семейный совет.

Компьютер может стать помощником, учебным пособием для ребенка. Он разовьет его творческие способности, откроет перед ним огромный, интересный мир. Но при одном условии – если родители освоят компьютер вместе с ребенком .

Литература : Справочник педагога-психолога №6, 2014

Topolka.in.ua/malysh-i-kompyter

[email protected]

Loading...Loading...