Назначение приборов безопасности установленных на кранах. Приборы и датчики безопасности мостовых кранов: какие и зачем? Возможные причины поломок и аварий грузоподъемных кранов
Билет-1
Краны мостового типа должны оборудованы:
1. Ограничителями рабочих движений для автоматической остановки:
а. Механизма подъема грузозахватного органа (кроме Эл талей оснащенных муфтой предельного момента) в его крайнем верхнем и нижнем положений. Ограничители нижнего положения грузозахватного органа может не устанавливаться, если по условиям эксплуатации крана не требуется опускать груз ниже уровня указанного в паспорте.
Б. Механизм передвижения кранов и их грузовых тележек, если скорость крана (тележки) при подходе к крайнему положению может превысить 30 метров в 1 минуту. Механизм передвижения козловых кранов и мостовых кранов перегружателей должны быть оборудованы ограничителями, не зависимо от скорости передвижения.
В. Механизмов передвижения мостовых, козловых, консольных кранов или их грузовых тележек работающих на одном крановом пути. Концевые выключатели, устанавливаемые на кране, должны включатся, так что бы была возможность движения механизма в обратном направлении. Дальнейшее движение в том же направление допускается для механизма передвижения мостового крана при подходе к посадочной площадке или тупиковому упору с наименьшей скоростью обеспечиваемой Эл приводом. Ограничитель механизма подъема груза должен обеспечить остановку грузозахватного органа при подъеме без груза и зазор между грузозахватным органом и упором у Эл талей не менее 50 мм, других кранов не менее 200 мм. При скорости подъема груза более 40 метров в 1 минуту на кране должен быть установлен срабатывающий до основного ограничителя переключающий схему на пониженную скорость подъема. У грейферных кранов с раздельным приводом подъемной и замыкающий лебедки ограничитель должен отключить одновременно 2 двигателя при достижении грейфера крайнего верхнего положения. Ограничители механизмов передвижения должны обеспечивать отключение двигателей и механизмов на следующим расстоянии до упор. Для козловых кранов и мостовых перегружателей не менее полного торможения, для остальных кранов не менее половины пути торможения. При установке взаимных ограничителей, хода механизмов передвижения кранов работающих на одном крановом пути указанное расстояние может быть уменьшено до 500 мм. Путь торможения механизма должен быть указан предприятием изготовителем в паспорте крана.
2. Краны мостового типа должны быть оборудованы ограничителями грузоподъемности (для каждой грузовой лебедки), если возможна перегрузка по технологии производства, краны с переменой по длине моста грузоподъемностью также должны быть оборудованы ограничителями. Ограничитель грузоподъемности кранов мостового типа не должен допускать перегрузку более чем на 25 % .
3. Краны мостового типа грузоподъемность более 10 тон и группы классификации режима работы не менее А-6 по ИСО4301/1 должны быть оборудованы регистраторами параметров их работы.
4. Краны, кроме управляемых с подвесного пульта, должны быть снабжены звуковым сигнальным устройством, звук которого должен быть хорошо слышен в зоне работы крана. При управлении краном с нескольких постов включение сигнала должен быть с любого из них.
5. Козловые краны и мостовые перегружатели должны быть рассчитаны на максимальное, возможное усилие переноса, возникающее при их перемещении, или оборудованы ограничителем переноса автоматического действия.
6. У кранов с Эл приводом, кроме кранов Эл талями, имеющих 2-ой грузоупорный тормоз, должна быть предусмотрена защита от падения груза или обрыва любой из фаз, питающей Эл сети.
7 Краны мостового типа должны быть оборудованы устройством для автоматического снятия напряжения с крана при выходе на галерею. У кранов, работающих в помещении троллеи напряжением не более 42 Вольт, при этом могут не отключаться. У мостовых кранов, вход на которые предусмотрен через галерею моста, такой блокировкой должна быть оборудована дверь для входа на галерею.
8. Дверь для входа в кабину управления, передвигающую вместе с краном со стороны посадочной площадки должна снабжаться Эл блокировкой, запрещающей движение крана при открытой двери. Если кабина имеет тамбур, то такой блокировкой снабжается и дверь тамбура.
9. У магнитных кранов Эл схема должна быть выполнена так, чтобы при снятии напряжения с крана контактами приборов и устройств безопасности напряжение с грузового Эл магнита не снималось.
10. Козловые краны с пролётом 16 метров, мостовые краны- перегружатели должны быть снабжены приборами (анемометром) автоматически включающий звуковой сигнал при достижении скорости ветра, указанных в паспорте, для рабочего состояния крана. Место установки прибора следует выбирать в соответствии с нормативными документами.
11. Краны, передвигающиеся по крановому пути на открытом воздухе, должны быть оборудованы противоугонными устройствами. В соответствии с нормативными документами. Мостовые краны, работающие на открытом воздухе, противоугонным устройством могут не снабжаться, если при действии на кран максимальной допустимой скорости ветра для рабочего состояния,
крана величина заноса торможения механизмов передвижения составляет не
менее 1.2, согласно нормативным документам. При пользовании в качестве противоугонного устройства рельсовых захватов их конструкция должна позволять закрепления крана на всем пути его перемещения. Противоугонное устройство с машинным приводом должны оборудоваться приспособлением для проведения их в действие вручную.
12.Краны, передвигающиеся по крановому пути и их тележки, для смягчения возможного удара от упора или друг о друга должны быть снабжены буферными устройствами.
13. Краны кроме Эл талей и грузовые тележки, передвигающие по крановому пути, должны быть снабжены опорными деталями на случаи поломки колес и ходовых устройств. У монорельсовых тележек с прицепной кабиной опорные детали должны быть установлены на ходовой тележке кабины. При подвеске кабины и механизмов подъема к общей раме опорные детали устанавливают на каждой ходовой тележки. Опорные детали должны быть установлены на расстоянии не более 20 мм от рельсов (ездовых балок) по которым передвигается кран (тележка) и должны быть рассчитаны на наибольшую нагрузку на эти детали.
Безопасность труда на объектах городского строительства и хозяйства при использовании кранов и подъемников.
Учебно-методическое, практическое и справочное пособие.
Авторы: Ройтман В.М., Умнякова Н.П., Чернышева О.И.
Москва 2005 г.
1. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОПАСНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КРАНОВ И ПОДЪЕМНИКОВ.
1.1. Понятие о производственной опасности .
1.2. Опасные зоны на строительной площадке .
1.3. Примеры характерных аварий и несчастных случаев, связанных с использованием кранов и подъемников .
1.4. Основные причины аварий и несчастных случаев при использовании кранов и подъемников .
2. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КРАНОВ И ПОДЪЕМНИКОВ.
2.1. Общее условие обеспечения безопасности труда .
2.2. Нормативные основы обеспечения безопасности труда при использовании кранов и подъемников .
2.3. Основные задачи обеспечения безопасности труда при использовании кранов и подъемников .
3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КРАНОВ И ПОДЪЕМНИКОВ.
3.1. Подбор кранов и их безопасная привязка .
3.1.1. Подбор крана .
3.1.2. Поперечная привязка кранов .
3.1.3. Продольная привязка башенных кранов .
3.2. Определение границ опасных зон работы кранов и подъемников .
3.3. Обеспечение безопасности труда в опасных зонах работы кранов и подъемников.
3.3.1. Приборы и устройства безопасности, устанавливаемые на кранах.
3.3.2. Обеспечение безопасности при установке кранов.
3.3.3. Защитное заземление подкрановых путей.
3.3.4. Обеспечение безопасности при совместной работе кранов.
3.3.5. Обеспечение безопасности при использовании подъемников.
3.4. Мероприятия по ограничению опасной зоны работы крана.
3.4.1. Общие положения.
3.4.2. Принудительное ограничение зоны работы крана.
3.4.3. Специальные мероприятия по ограничению опасной зоны работы крана.
3.5. Обеспечение безопасности труда при установке кранов вблизи линий электропередачи.
3.6. Обеспечение безопасности труда при установке кранов вблизи выемок.
3.7. Обеспечение безопасности при складировании материалов, конструкций, изделий и оборудования.
3.8. Обеспечение безопасности при погрузочно-разгрузочных работах.
4. РЕШЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ (ППР, ПОС и др.) ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КРАНОВ И ПОДЪЕМНИКОВ.
4.1.Общие положения.
4.2. Стройгенплан.
4.3. Технологические схемы.
3.3. Обеспечение безопасности труда в опасных зонах работы кранов и подъемников.
3.3.1. Приборы и устройства безопасности, устанавливаемые на кранах.
Приборы и устройства безопасности предназначены для автоматического отключения агрегатов и механизмов крана при отклонении какого-либо параметра, характеризующего режим работы оборудования, за пределы допустимых значений.
К основным приборам и устройствам безопасности, устанавливаемым на грузоподъемных кранах, относятся (рис. 3.7):
- ограничители грузоподъемности (грузового момента);
- ограничители вылеты стрелы;
- концевые выключатели;
- ограничители подъема крюка;
- ограничители поворота вращающейся части крана;
- анемометр;
- противоугонные устройства, выносные опоры, тормоза, ограждение, галереи, площадки и лестницы.
Ограничители передвижения крана должны быть установлены таким образом, чтобы отключение двигателя механизма передвижения происходило на расстоянии не мене тормозного пути до тупикового упора.
Для гашения остаточной скорости крана и предотвращения его схода с концевых участков кранового пути в аварийных ситуациях, при отказе ограничителя передвижения или тормозов механизма передвижения крана на концах рельсового пути (на расстоянии не менее 0,5м) должны быть установлены тупиковые упоры 12 (рис.3.7.).
Упоры должны быть установлены таким образом, чтобы наезд крана на упоры был одновременным. При установке тупиковых упоров необходимо учитывать расстояние от концов пути, габариты тупиковых упоров, расстояние между спаренными тупиковыми упорами для тяжелых кранов и расстояние между тупиковыми упорами и габаритами крана, находящегося на крайней стоянке у тупикового упора.
Ограничители вылета стрелы служат для автоматического отключения механизма обеспечивающего изменение вылета стрелы 5 (рис.3.7.) при достижении стрелой максимального или минимального рабочего вылета.
Ограничитель высоты подъёма крюка 3 , 4 (рис. 3.7.) служит для автоматического отключения механизма подъёма крюка при подходе его к верхнему крайнему положению. Этот ограничитель состоит из выключателя 4 и груза 3 с двумя направляющими скобами, в которые заведены ветви грузового каната. Когда грузовая подвеска упирается в груз 3 и поднимает его, освобожденный от груза рычаг выключателя 4 , размыкает контакты электрического питания механизма подъёма крюка.
Ограничитель поворота 7 (рис.3.7.) вращающейся части крана служит для того, чтобы не допустить вращение поворотной части крана в одну сторону более двух раз, в целях предотвращения обрыва токоведущих проводов, когда одни концы этих проводов закрепляются на ходовой раме, а другие – на поворотной части крана.
Анемометр 1 (рис.3.7.) предназначен для автоматического определения скорости ветра, при которой работа прекращается, и включаются аварийные устройства. Анемометр 1 соединен с приборной панелью в кабине крановщика. Система световой и звуковой сигнализации 6 реагирует на увеличение силы ветра до предельно допустимой величины и на превышение скорости ветра допустимой величины.
Рис. 3.7. Приборы и устройства, обеспечивающие безопасную работу башенного крана.
1
– анемометр; 2
- датчик – усилий ограничителя грузоподъёмности; 3
– груз ограничителя подъёма крюка; 4
– выключатель ограничителя высоты подъёма крюка; 5
– датчик угла подъёма стрелы; 6
– звуковой сигнал; 7
– концевой выключатель ограничителя поворота башни; 8
– панель сигнализации ограничителя; 9
– релейный блок ограничителя грузоподъёмности; 10
– концевой выключатель ограничителя передвижения крана; 11
– инвентарная путевая линейка; 12
– тупиковый упор
.
В зависимости от типа крана и рода привода(электрический, механический), кран снабжается ряжом приборов и устройств, обеспечивающих его безопасную эксплуатацию:
Концевые выключатели - для автоматической остановки механизмов кранов с электрическим приводом. На кранах с механическим приводом концевые выключатели не применяются.
Блокировочные контакты - для электрической блокировки двери в кабину крана с посадочной площадки, крышки люка, входа на настил моста. Все дверцы крана и ограждения блокируются его спусковым устройством. Если какой-либо контакт будет нарушен- кран включать нельзя.
Ограничители грузоподъемности - для предотвращения аварий кранов, связанных с подъемом грузов массой, превышающей их грузоподъемность. Установка прибора обязательна на стреловых, башенных, портальных кранах.
Ограничители перекоса - для предупреждения опасного перекоса металлоконструкций козловых кранов.
Указатель грузоподъемности - устанавливаются на кранах стрелового типа, у которых грузоподъемность меняется с изменением вылета стрелы. Прибор автоматически показывает какова грузоподъемность крана при установленном вылете стрелы. Это помогает предотвратить перегрузки крана.
Указатель угла наклона - для правильной установки стреловых кранов, кроме тех, которые работают на рельсовых путях
Анемометр - им должны оборудоваться башенные, портальные краны. Он показывает скорость ветра. Работа кранов должна прекращаться, если скорость ветра выше 15м/с, а при монтаже элементов с большой парусностью при скорости ветра выше 10 м/с.
Противоугонное устройство - на кранах, работающих на наземных рельсовых путях, для предупреждения угона их ветром.
Автоматический сигнализатор опасного напряжения - срабатывает при приближении стрелы крана к находящимся под напряжением проводам и ЛЭП. Им оборудуются стреловые краны(кроме железнодорожных).
Опорные детали - ими оборудуются краны мостового типа, башенные, портальные краны для снижения динамических нагрузок на металлические конструкции в случае поломки осей ходовых колес.
Упоры - устанавливаются на концах рельсового пути для предупреждения схода с них грузоподъемной машины, а также на стреловых кранах, с измененяющимся вылетом стрелы для предупреждения ее опрокидывания.
Звуковой сигнальный прибор - устанавливается на кранах, управляемых из кабины или дистанционно. На кранах, управляемых с пола они нее устанавливаются.
Требования к габаритам, предъявляемы при установке кранов, передвигающихся по надземным рельсовым путям
Расстояние по горизонтали между выступающими частями крана, передвигающегося по надземным путям, и строениями, штабелями грузов и другими предметами, расположенными на высоте до 2м от земли, должны быть не менее 700м, а на высоте больше 2м- не менее 400мм. Эти расстояния должны быть выдержаны на всем протяжении рельсового пути и при любом положении поворотной части крана. Расстояние по вертикали от консоли противовеса до площадок, на которых могут находиться люди, должно быть не менее 2м.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 10
Выбор и расчет башенного крана
На выбор крана (рис. 10) влияют:
1. Характер и объем сооружения.
2. Вес монтируемых элементов.
3. Сроки монтажа сооружения.
4. Методы и способы организации работ.
5. Технические характеристики крана.
Рис. 10. Схема башенного крана
Q = G гр + G осн G осн = 10 % · G гр
H к = h 1 + h 2 + h 3 + h 4
h 1 – высота монтажной зоны, м,
h 2 – минимально допустимое расстояние 0,5, м,
h 3 – высота груза, м,
h 4 – высота стропов, м.
Для расчета вылета башенного крана берем наиболее удаленную точку.
L = b + 0,7 + R , где R – радиус поворота хвостовой части, R ≈ 4 м.
Q = 5 т.
Высота монтажной зоны равна 12 м.
Q = 5 + 10 % · b = 5,5 т.
Н кр = h l + h 2 + h 3 + h 4 = 12 + 0,5 + 0,4 + 3,5 = 16,4 м.
L = b + 0,7 + R = l8 + 0,7 + 4 = 22,7 м.
Подбираем кран.
Варианты заданий
№ п/п | Масса груза Q , т | Высота монтажной зоны h 1 , м | Высота груза h 3 , м | Ширина объекта b , м | № п/п | Масса груза Q , т | Высота монтажной зоны h 1 , м | Высота груза h 3 , м | Ширина объекта b , м |
0,4 | 11,5 | 1,3 | |||||||
0,2 | 8,5 | 1,4 | |||||||
7,5 | 0,5 | 12,5 | 1,6 | ||||||
9,5 | 1,7 | ||||||||
4,5 | 8,5 | 1,5 | 13,5 | 1,8 | |||||
5,5 | 1,1 | 13,5 | 3,6 | 1,9 | |||||
3,5 | 9,5 | 0,7 | 6,3 | 14,5 | |||||
6,5 | 1,2 | 6,8 | 2,5 | ||||||
10,5 | 0,8 | 2,5 | 15,5 | 2,7 | |||||
7,5 | 0,9 | 2,2 |
Расчет самоходных кранов
Схема самоходного крана представлена на рис. 11.
Рис. 11. Схема самоходного крана
h ш ≈ l,5 м,
а ≈ 1,5 м,
h ≈ l,5 м,
ΔADE ∞ ΔАВС,
, | DE = AE · = (H c – h ш)(b /2 + 1 м)/ h 4 + h 5, |
L = DE + DF.
Пример
Масса груза Q = 8 т.
Высота монтажной зоны h 1 = 10 м.
Высота груза h 3 = 0,2 м.
Высота строп h 4 = 3,5 м.
Ширина объекта b = 20 м.
Постоянные величины:
Шасси h ш = 1,5 м.
Расстояние до оси крана а = 1,5 м.
Высота полиспаста h 5 = 1,5 м.
Запас, h 2 = 0,5 м.
Высота стрелы: Hс = h 1 + h 2 +h 3 + h 4 + h 5 = 8 + 0,5 + 0,2 + 3,5 +1,5 = 13,7 м.
DE = (H c – h ш)(b /2 + 1 м)/(h 4 + h 5) = (13,7–1,5)(14/2 + 1)/(3,5 + 1,5) = 19,52 м.
L = 19,52 +1,5 = 21,02 м.
Подбираем кран КС-5473.
Варианты заданий
№ п/п | Масса груза Q , т | Высота монтажной зоны h 1, м | Высота груза h 3, м | Ширина объекта b , м | № п/п | Масса груза Q , т | Высота монтажной зоны h 1, м | Высота груза h 3, м | Ширина объекта b , м |
0,2 | 8,5 | 1,3 | |||||||
0,4 | 9,5 | ||||||||
0,5 | 3,5 | 1,5 | |||||||
0,6 | 0,8 | ||||||||
0,8 | 10,5 | 0,7 | |||||||
0,7 | 4,5 | 0,9 | |||||||
0,9 | 5,5 | 0,6 | |||||||
9,5 | 6,5 | 0,5 | |||||||
6,5 | 1,1 | 5,5 | 0,4 | ||||||
17,5 | 1,2 | 3,5 | 0,3 |
Расчет кранов с гуськом
Общая схема крана с гуськом представлена на рис. 12.
Рис. 12. Общая схема крана с гуськом
DE = AE · BC /AB = (H c – h ш)1 м/h 4 + h 5;
L = DF + DE + b /2;
Q = G гр + G осн; G осн = 10 %G гр;
H к = h l + h 2 + h 3 + h 4.
Выбор стрелового оборудования кранов с гуськом (без гуська) проводим в зависимости от габаритов объекта:
1. При монтаже одноэтажных промышленных зданий берем кран с одной основной стрелой и работаем на минимальной высоте равной примерно 5 м.
2. Расчет вылета стрелы не проводим.
Определим тип крана с гуськом, расчетная схема которого показана на рис. 14.
Рис. 14. Схема крана с гуськом
Исходные данные:
Q г = 1,5 т; масса оснастки: Q оснастки = 0,1Q = 0,15 м.
Q = Q г + Q оснастки = 1,5 + 0,15 = 1,65 т.
Высота монтажной зоны h 1 = 7,2 м.
Высота груза h 3 = 0,3 м.
Высота строп h 4 = 3,5 м.
Ширина объекта b = 9 м.
Постоянные величины:
Шасси h ш = 1,5 м.
Расстояние до оси крана а = 1,5 м.
Высота полиспаста h 5 = 1,5 м.
Запас h 2 = 0,5 м.
DF = 1,5 м.
H к = 7,2 + 0,5 + 0,3 + 3,5 = 11,5 м.
H c = H к + h 5 = 11,5 + 1,5 = 13 м.
м.
L = DF + DE + b /2 = 1,5 + 2,3 + 9/2 = 8,3 м.
Выбираем кран МКГ-25.01.
Варианты заданий
№ п/п | Масса груза Q , т | Высота монтажной зоны h 1 , м | Высота груза h 3 , м | Ширина объекта b , м | № п/п | Масса груза Q , т | Высота монтажной зоны h 1 , м | Высота груза h 3 , м | Ширина объекта b , м |
0,5 | 6,5 | 2,5 | |||||||
2,5 | 0,2 | 4,5 | |||||||
0,7 | 7,5 | ||||||||
3,5 | 0,5 | ||||||||
1,2 | 0,2 | ||||||||
4,5 | 1,4 | ||||||||
1,5 | 5,5 | 1,2 | |||||||
5,5 | 1,8 | 1,4 | |||||||
6,5 | 1,5 | ||||||||
1,8 |
Расчет крана без гуська
Берем кран без гуська (рис. 13).
Рис. 13. Схема крана без гуська
Исходные данные:
Q = 4 т, включая массу оснастки:
Q оснастки = 0,1∙Q , т;
h 1 = 5; h 2 = 0,5; h 3 = 0,3; h 4 = 3,5 м; h 5 = 1,5 м; h ш = 1,5 м; b = 5 м;
H к = h l + h 2 + h 3 + h 4 = 9,3 м;
H c = H к + h 5 = 9,3 + 1,5 = 10,8 м;
.
;
Подбираем кран марки МКГ-16М.
Варианты заданий
№ п/п | Масса груза Q , т | Высота монтажной зоны h 1 , м | Высота груза h 3 , м | Ширина объекта b , м | № п/п | Масса груза Q , т | Высота монтажной зоны h 1 , м | Высота груза h 3 , м | Ширина объекта b , м |
4,5 | 5,5 | 0,2 | 4,5 | 5,5 | 0,2 | ||||
0,4 | 0,4 | ||||||||
5,5 | 6,5 | 0,5 | 5,5 | 6,5 | 0,5 | ||||
0,6 | 0,6 | ||||||||
7,5 | 0,7 | 4,5 | 7,5 | 0,7 | |||||
4,5 | 0,8 | 0,8 | |||||||
9,5 | 0,9 | 5,5 | 9,5 | 0,9 | |||||
5,5 | 8,5 | 8,5 | |||||||
1,2 | 4,5 | 1,2 | |||||||
1,4 | 9,5 | 1,4 |
Приложение 1
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Практическая работа № _______
Приложение № 2
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова»
(ФГБОУ ВПО «ИжГТУ имени М.Т. Калашникова»)
Факультет «Управление качеством»
Кафедра «Безопасность жизнедеятельности»
Курсовая работа по дисциплине
«Безопасность технологических процессов и оборудования»
Тема ___________________________________________
Грузоподъемные и транспортные машины непрерывного действия
Машинами непрерывного действия являются машины, имеющие непрерывный рабочий цикл, в котором отсутствует возвратное холостое движение. В основном это различные системы конвейеров.
Конвейеры разных типов и конвейерные системы получили в настоящее время очень широкое применение в промышленности и кроме выполнения непосредственных функций по транспортировке грузов они входят как составная часть и в технологическое оборудование. Конвейеры и конвейерные системы легко поддаются автоматизации.
В настоящее время применяется очень большое количество различных типов конвейеров и конвейерных систем, например, ленточные, пластинчатые, подвесные и другие. По своему исполнению конвейеры бывают ленточные, пульсирующие, шагающие, толкающие и другие. Конвейеры бывают стационарные и передвижные, производительностью от нескольких килограммов до тысячи тонн груза в час.
Для перемещения грузов в вертикальной плоскости применяются различные типы элеваторов.
Грузоподъемные и транспортные машины периодического действия
Подъемно-транспортные машины, находящиеся на вооружении подразделений МЧС, предназначены в первую очередь для выполнения аварийно- спасательных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций (разборка завалов, подъем и перемещение технологического оборудования, оказание помощи аварийному автотранспорту и т. п.).
Кроме того, подъемно-транспортные машины широко используются в служебной и хозяйственной деятельности - при монтаже и демонтаже агрегатов ремонтируемой техники, погрузке и разгрузке материальных ценностей на складах и базах подразделений МЧС.
Парк подъемно-транспортных машин разнообразен:
Домкраты (механические, гидравлические, пневматические - грузоподъемностью от 0,5 до 60 т);
Тали (ручные и с электроприводом - грузоподъемностью от 1 до 18,5 т);
Лебедки (с ручным и электрическим приводами - 0,25-5 т);
Погрузчики автомобильные (вилочные, одноковшовые, фронтальные - грузоподъемностью 3-5 т и высотой подъема груза до 6 м, причем они обеспечивают скорость перемещения груза до 20 км/ч); погрузчики снабжаются сменным рабочим оборудованием: ковшом, грейдером, клещевым захватом, крановой стрелой;
I. Классификация, общая характеристика и обозначение стреловых кранов. Требования Ростехнадзора по эксплуатации стреловых кранов. Общее устройство и компоновка стреловых кранов с гибкой подвеской. Общее устройство и компоновка стреловых кранов с жесткой подвеской. Общее устройство и принцип действия приборов безопасности стреловых кранов (30 минут)
Краны - это грузоподъемные машины с числом движений три и более, которые перемещают груз в любую точку обслуживаемого поля. Обслуживаемое поле может иметь различный контур в зависимости от типа крана. Например, прямоугольный - для мостового и козлового, кольцевой - для поворотного башенного крана, секторный - для опорных стационарных поворотных кранов и любой - для кранов на пневмоколесном и гусеничном ходу.
Краны являются наиболее распространенной группой грузоподъемных машин, которые по степени подвижности подразделяются на стационарные, передвижные и самоходные, а по типу ходовой части - на железнодорожные, гусеничные и колесные.
Конструкция кранов зависит от назначения. Например, монтажные и строительные краны должны поднимать грузы на большую высоту, а краны металлургических цехов приспособлены для загрузки печей и оборудованы специальными захватами для слитков.
Поэтому принято различать краны общего назначения и специальные (строительные, металлургические, портовые). В МЧС применяются краны общего назначения.
По виду грузозахватных приспособлений краны общего назначения делятся на крюковые - для штучных грузов, грейферные - для сыпучих грузов, магнитные - для магнитных материалов.
По конструкции краны бывают:
Стационарные поворотные;
Мостовые;
Козловые;
Башенные;
Портальные;
Стреловые передвижные.
Стреловые пневмоколесные и гусеничные краны предназначены для подачи строительных конструкций и материалов на строящиеся объекты, а также для механизации погрузочно-разгрузочных работ на складах. В процессе монтажных работ краны используют также для поддержания конструкций при их закреплении на месте монтажа (например, установка в кондуктор, закрепление сваркой или подкосами).
Стреловые самоходные краны общего назначения относятся к классу грузоподъемных машин; они делятся на пневмоколесные, гусеничные, на специальном шасси (автомобильного типа) и на автомобильные.
Пневмоколесные и гусеничные краны различаются между собой лишь типом движителя (ходовым устройством); в остальном они имеют общую классификационную характеристику.
По приводу механизмов пневмоколесные и гусеничные краны делятся на две группы:
с одномоторным приводом – когда все рабочие механизмы приводятся одним или несколькими двигателями, работающими на один вал;
с многомоторным (индивидуальным) приводом механизмов – когда каждый механизм приводится от отдельного двигателя.
Одномоторный привод может быть механическим или комбинированным, многомоторный привод - электрическим (дизель-электрическим), гидравлическим или комбинированным (с различными типами привода отдельных механизмов: гидравлическим и механическим, электрическим и механическим, электрическим и гидравлическим).
В зависимости от грузоподъемности краны делятся на три группы: легкие - грузоподъемностью до 10 т ; средние - грузоподъемностью от 10 до 25 т и тяжелые - грузоподъемностью 25 т и более.
При полном наименовании кранов необходимо указывать все их классификационные признаки, однако, учитывая, что такое наименование было бы очень длинным, отдельные признаки опускают
Для стреловых кранов, выпускаемых Минстройдормашем, введена индексация (рис.), состоящая из двух букв КС (кран самоходный) и четырех цифр:
Первая цифра характеризует размерную группу (грузоподъемность в соответствии с типоразмерными рядами);
Вторая - тип ходового устройства: 1 - гусеничное, 2 - гусеничное уширенное, 3 - пневмоколесное, 4 - на спецшасси, 5 - автомобильное, 6 - тракторное, 7 - на прицепе;
Третья цифра определяет исполнение стрелового оборудования;
Четвертая - порядковый номер модели.
Затем снова следуют буквы, которыми обозначены очередная модернизация (А, Б, В) и климатическое исполнение (северное - ХЛ, тропическое Т, тропическое влажное - ТВ).
Например, КС 3361 А - кран самоходный, третьей размерной группы (грузоподъемность 10 т), пневмоколесный, с канатной подвеской, первый номер модели, имевший первую модернизацию.
Автокраны гидравлические получили широкое распространение в аварийно-спасательных подразделениях МЧС, так как обладают высокой оперативностью (максимальная транспортная скорость до 100 км/ч), маневренностью и легкостью управления при высоких рабочих показателя (грузоподъемность, высота подъема и т. д.).
Автокраны состоят из сварных металлоконструкций, механических и гидравлических агрегатов, смонтированных на базовом автомобильном шасси и объединенных в 3 основные части:
Неповоротная часть крана;
Поворотная часть крана;
Стреловое оборудование.
В неповоротную часть крана входят:
Шасси автомобиля;
Рама с выносными опорами;
Дополнительная трансмиссия на привод насосов гидросистемы;
Механизмы блокировки подвески;
Пневмооборудование.
Поворотная часть крана состоит из:
Поворотной рамы;
Механизма поворота;
Кабины оператора;
Противовеса;
Приводов управления двигателем и краном.
Стреловое оборудование состоит из:
Двух-, трех- или четырехсекционной телескопической стрелы;
Лебедки стрелы;
Грузового каната и крюковой подвески;
Гидроцилиндра подъема стрелы.
Телескопическая стрела с помощью оси крепится к стойкам поворотной рамы, а грузовой канат закрепляется на барабане лебедки.
Привод крановых механизмов - гидравлический от аксиально-поршневых насосов, приводимых во вращение от двигателя базового шасси через коробку отбора мощности и карданную передачу.
Привод грузовой лебедки осуществляется регулируемым аксиально поршневым мотором, который обеспечивает широкий диапазон регулирования скорости подъема-опускания груза.
Выносные опоры оборудованы выдвигаемыми гидравликой телескопическими опорными балками.
Современные краны оснащаются разнообразными системами обеспечивающими безопасность выполняемых работ. Например, микропроцессорные ограничители грузоподъемности выдают информацию на дисплей о длине и вылете стрелы, степени загрузки крана и массе груза, которую можно поднимать при установленном вылете и длине стрелы.
Устройства и приборы безопасности на кранах
В зависимости от типа крана (мостовой, башенный, стреловой самоходный и т. п.) и рода привода (электрический, механический) кран снабжается рядом приборов и устройств, обеспечивающих его безопасную эксплуатацию.
К таким приборам относятся:
а) концевые выключатели, предназначенные для автоматической остановки механизмов кранов с электрическим приводом. На кранах с механическим приводом механизмов концевые выключатели не применяются. Требования по оборудованию грузоподъемных машин концевыми выключателями изложены в Правилах по кранам;
б) блокировочные контакты, применяемые для электрической блокировки двери входа в кабину крана с посадочной площадки, крышки люка входа на настил моста и других местах;
в) ограничители грузоподъемности, предназначенные для предотвращения аварий кранов, связанных с подъемом груза массой, превышающей их (с учетом вылета крюка) грузоподъемность. Установка прибора обязательна на стреловых, башенных и портальных кранах. Краны мостового типа должны оборудоваться ограничителем грузоподъемности в том случае, когда не исключается их перегрузка по технологии производства. Требования к установке прибора содержатся в Правилах по кранам;
г) ограничители перекоса, предназначенные для предупреждения опасного перекоса металлоконструкций козловых кранов и мостовых перегружателей вследствие опережения одной из опор другой при передвижении крана. Необходимость установки прибора определяется при проектировании расчетом;
д) указатель грузоподъемности, устанавливаемый на кранах стрелового типа, у которых грузоподъемность изменяется с изменением вылета крюка. Прибор автоматически показывает, какова грузоподъемность крана при установленном вылете, что помогает предотвратить перегрузки крана;
е) указатель угла наклона для правильной установки стреловых кранов, кроме работающих на рельсовых путях;
ж) анемометр. Таким прибором должны оборудоваться башенные, портальные и кабельные краны для автоматической подачи звукового сигнала при опасной для работы скорости ветра;
з) противоугонные устройства, применяемые на кранах, работающих на наземных рельсовых путях, для предупреждения угона их ветром. Требования к этим устройствам изложены в Правилах по кранам;
и) автоматический сигнализатор опасного напряжения (АСОН), сигнализирующий об опасном приближении стрелы крана к находящимся под напряжением проводам линии электропередачи. Прибором оборудуются стреловые самоходные краны (за исключением железнодорожных);
к) опорные детали, которыми снабжаются краны мостового типа, передвижные консольные, башенные, портальные, кабельные, а также грузовые тележки (кроме электроталей) для уменьшения динамических нагрузок на металлоконструкцию в случае поломки осей ходовых колес; л) упоры, устанавливаемые на концах рельсового пути для предупре.ждения схода с них грузоподъемных машин, а также на стреловых кранах с изменяющимся вылетом стрелы для предотвращения ее опрокидывания;
м) звуковой сигнальный прибор, применяемый на кранах, управляемых из кабины или с пульта (при дистанционном управлении). На кранах, управляемых с пола, сигнальный прибор не устанавливается.
Приборы и устройства безопасности
Приборы и устройства безопасности кранов должны соответствовать настоящим Правилам, государственным стандартам и другим нормативным документам.
Краны должны быть оборудованы ограничителями рабочих движений для автоматической остановки:
а) механизма подъема грузозахватного органа (кроме электрических талей, оснащенных муфтой предельного момента) в его крайних верхнем и нижнем положениях. Ограничитель нижнего положения грузозахватного органа может не устанавливаться, если по условиям эксплуатации крана не требуется опускать груз ниже уровня, указанного в паспорте;
б) механизма изменения вылета;
в) механизма передвижения рельсовых кранов (за исключением железнодорожных) и их грузовых тележек, если скорость крана (тележки) при подходе к крайнему положению может превысить 30 м/мин. Механизмы передвижения башенных, козловых кранов и мостовых кранов-перегружателей должны быть оборудованы ограничителями независимо от скорости передвижения;
г) механизмов передвижения мостовых, козловых, консольных, портальных кранов или их грузовых тележек, работающих на одном крановом пути.
Указанные устройства должны устанавливаться также при необходимости ограничения хода любого механизма, например механизма поворота, выдвижения телескопической секции стрелы или секций при монтаже крана, механизмов грузозахватного органа, подъема кабины.
2.12.3. Концевые выключатели, устанавливаемые на кране, должны включаться так, чтобы была обеспечена возможность движения механизма в обратном направлении. Дальнейшее движение в том же направлении допускается:
для механизма передвижения мостового крана - при подходе к посадочной площадке или тупиковому упору с наименьшей скоростью, обеспечиваемой электроприводом;
для механизма опускания стрелы стрелового крана в транспортное положение (без груза).
2.12.4. Ограничитель механизма подъема груза или стрелы должен обеспечить остановку грузозахватного органа при подъеме без груза и зазор между грузозахватным органом и упором у электрических талей - не менее 50 мм, у других кранов - не менее 200 мм. При скорости подъема груза более 40 м/мин на кране должен быть установлен дополнительный ограничитель, срабатывающий до основного ограничителя, переключающий схему на пониженную скорость подъема.
2.12.5. У грейферных кранов с раздельным приводом подъемной и замыкающей лебедок ограничитель (ограничители) должен (должны) отключать одновременно оба двигателя при достижении грейфером крайнего верхнего положения.
2.12.6. Ограничители механизмов передвижения должны обеспечивать отключение двигателей механизмов на следующем расстоянии до упора:
для башенных, портальных, козловых кранов и мостовых перегружателей - не менее полного пути торможения;
для остальных кранов - не менее половины пути торможения.
При установке взаимных ограничителей хода механизмов передвижения мостовых и консольных кранов, работающих на одном крановом пути, указанное расстояние может быть уменьшено до 500 мм. Путь торможения механизма должен быть указан предприятием-изготовителем в паспорте крана.
2.12.7. Краны стрелового типа (кроме консольных) должны быть оборудованы ограничителем грузоподъемности (грузового момента), автоматически отключающим механизмы подъема груза и изменения вылета в случае подъема груза, масса которого превышает грузоподъемность для данного вылета более чем на:
15 % - для башенных (с грузовым моментом до 20 т-м включительно) и портальных кранов;
10 % - для остальных кранов.
У кранов, имеющих две или более грузовые характеристики, ограничитель должен иметь устройство для переключения его на выбранную характеристику.
2.12.8. Краны мостового типа должны быть оборудованы ограничителями грузоподъемности (для каждой грузовой лебедки), если возможна их перегрузка по технологии производства. Краны с переменной по длине моста грузоподъемностью также должны быть оборудованы такими ограничителями.
Ограничитель грузоподъемности кранов мостового типа не должен допускать перегрузку более чем на 25 %.
2.12.9. После срабатывания ограничителя грузоподъемности должно быть возможно опускание груза или включение других механизмов для уменьшения грузового момента.
2.12.10. Стреловые краны должны быть оборудованы ограничителями рабочих движений для автоматического отключения механизмов подъема, поворота и выдвижения стрелы на безопасном расстоянии от крана до проводов линии электропередачи.
2.12.11 Краны мостового типа грузоподъемностью более 10 т и группы классификации (режима) не менее А6 по ИСО 4301/1, башенные краны грузоподъемностью более 5 т, портальные, железнодорожные и стреловые краны должны быть оборудованы регистраторами параметров их работы. Башенные краны грузоподъемностью до 5 т включительно должны быть оснащены устройствами для учета наработки в моточасах..
Стреловые краны для предотвращения их столкновения с препятствиями в стесненных условиях работы должны быть оснащены координатной защитой.
Краны, кроме управляемых с подвесного пульта, должны Выть снабжены звуковым сигнальным устройством, звук которого должен быть хорошо слышен в зоне работы крана. При управлении краном с нескольких постов включение сигнала должно быть возможно с любого из них.
Козловые краны и мостовые краны-перегружатели должны быть рассчитаны на максимально возможное усилие перекоса, возникающее при их передвижении, или оборудованы ограничителем перекоса автоматического действия.
У кранов с электроприводом, кроме кранов с электрическими талями, имеющих второй грузоупорный тормоз, должна быть предусмотрена защита от падения груза и стрелы при обрыве любой из трех фаз питающей электрической сети.
Краны мостового типа должны быть оборудованы устройством для автоматического снятия напряжения с крана при выходе на галерею. У кранов, работающих в помещении, троллеи с напряжением не более 42 В при этом могут не отключаться.
У мостовых кранов, вход на которые предусмотрен через галерею моста, такой блокировкой должна быть оборудована дверь для входа
на галерею.
2.12.17. Дверь для входа в кабину управления, передвигающуюся вместе с краном, со стороны посадочной площадки должна быть снабжена электрической блокировкой, запрещающей движение крана при открытой двери.
Если кабина имеет тамбур, то такой блокировкой снабжается дверь тамбура.
У магнитных кранов электрическая схема должна быть выполнена так, чтобы при снятии напряжения с крана контактами приборов и устройств безопасности напряжение с грузового электромагнита не снималось.
У башенных кранов с неповоротной башней и у других кранов при расположении кабины на поворотной части крана для предупреждения возможности зажатия людей при переходе с поворотной части на неповоротную должно быть предусмотрено устройство, автоматически отключающее двигатель механизма поворота при открытом люке или двери.
2.12.20. У кранов, грузоподъемность которых меняется с изменением вылета, должен быть предусмотрен указатель грузоподъемности, соответствующей вылету. Шкала (табло) указателя грузоподъемности должна быть отчетливо видна с рабочего места крановщика (машиниста). Указатель грузоподъемности может входить в состав электронного ограничителя грузоподъемности.
При градуировании шкалы указателя грузоподъемности крана необходимо замер вылета производить на горизонтальной площадке с грузом на крюке, соответствующим определенному вылету, а нанесение отметки на шкале производить после снятия груза.
В кабине стрелового крана должны быть установлены указатели угла наклона крана (креномеры, сигнализаторы). В случае, когда управление выносными опорами крана осуществляется вне кабины, на неповоротной раме крана должен быть установлен дополнительный указатель угла наклона крана.
Башенные краны с высотой до верха оголовка башни более 15 м, козловые краны с пролетом более 16 м, портальные краны, мостовые краны-перегружатели должны быть снабжены прибором (анемометром), автоматически включающим звуковой сигнал при достижении скорости ветра, указанной в паспорте для рабочего состояния крана.
Места установки прибора следует выбирать в соответствии с нормативными документами.
2.12.23. Краны, передвигающиеся по крановому пути на открытом воздухе, должны быть оборудованы противоугонными устройствами в соответствии с нормативными документами.
Мостовые краны, работающие на открытом воздухе, противоугонными устройствами могут не снабжаться, если при действии на кран максимально допустимой скорости ветра, принимаемой по ГОСТ 1451 для нерабочего состояния крана, величина запаса торможения механизмов передвижения составляет не менее 1,2 согласно нормативным документам.
При использовании в качестве противоугонного устройства рельсовых захватов их конструкция должна позволять закрепление крана на всем пути его перемещения.
Противоугонные устройства с машинным приводом должны быть оборудованы приспособлением для приведения их в действие вручную.
Краны, передвигающиеся по крановому пути, и их тележки для смягчения возможного удара об упоры или друг о друга должны быть снабжены упругими буферными устройствами.
Краны (кроме электрических талей) и грузовые тележки, передвигающиеся по крановому пути, должны быть снабжены опорными деталями на случай поломки колес и осей ходовых устройств.
У монорельсовых тележек с прицепной кабиной опорные детали должны быть установлены на ходовой тележке кабины. При подвеске кабины и механизма подъема к общей раме опорные детали устанавливаются на каждой ходовой тележке.
Опорные детали должны быть установлены на расстоянии не более 20 мм от рельсов (ездовых балок), по которым передвигается кран (тележка), и должны быть рассчитаны на наибольшую возможную нагрузку на эти детали.
2.12.28. У стреловых кранов с изменяющимся вылетом и гибкой подвеской стрелы должны быть установлены упоры или другие устройства, предотвращающие запрокидывание стрелы.
У башенных кранов такие устройства должны быть установлены, если при минимальном вылете угол между горизонталью и стрелой превышает 70°.