Парк культуры выход к набережной. Парк культуры (станция метро, Сокольническая линия). История и происхождение названия

Тут стоит культурный парк по-над речкою,
В нем гуляю и плюю только в урны я,
Но ты, конечно, не поймешь, там, за печкою,
Потому ты – темнота некультурная.
В.Высоцкий 1966


ЦПКиО им. Горького или просто парк Горького (по антисоветски “парк культуры имени Отдыха”) – весьма известное место Москвы. Хотя расположен он недалеко от центра города, поисковый запрос “как добраться до парка Горького” очень часто встречается в Яндексе. Идя навстречу неискушённым туристам, предлагаем подробный фото-путеводитель с инструкциями как найти заветный парк не на плане, а на местности в Москве. При сём прилагаем карты и раскрываем несколько способов достижения пункта Б (парк Горького) из различных пунктов А.

Способ 1. Как добраться до парка Горького на автомобиле

Вариант вполне возможный. В навигатор следует поставить адрес – Крымский вал, д.9. Этот способ хорош в будний день.

В выходные и праздничные дни парковка перед парком Горького до отказа забита машинами, найти там свободное местечко весьма сложно. Если только приехать рано утром.

Способ 2. Как добраться до парка Горького на метро

Здесь возможны варианты.

Вариант а.

Самый удобный и короткий способ добраться до парка Горького: от станции метро Октябрьская кольцевая .

Выйдя из вагона поезда ориентируемся на указатель: “выход в город на Калужскую площадь и к Ленинскому проспекту”. Упомянутая на указателе улица Шаболовка нас не интересует.

Поднимаемся по эскалатору наверх, выходим на улицу и видим оживлённую Калужскую площадь с памятником Ленину.

Сразу поворачиваем налево и через несколько шагов ещё раз налево. Указатель подсказывает, что идти нужно прямо. Но не 600 метров, до входа в парк – метров 250.

Вариант б.

Добраться до парка Горького можно от станции метро Октябрьская радиальная.

Я бы посоветовала вам сразу перейти на кольцевую линию и в город выходить с кольцевой, идти оттуда ближе.

Но на всякий случай расскажу, как от радиальной дойти до искомой точки Б, то есть до парка Горького. Выходим в город по указателю “на Калужскую площадь и улицу Большая Якиманка”.

Поднимаемся наверх, выходим на улицу Большая Якиманка.

Нам нужно перейти Якиманку по подземному переходу. Поверните налево и через несколько шагов увидите подземный переход.

Выходить из него нужно налево. Как только поднимитесь вверх, справа от вас будет японский ресторан.

Дойдёте до угла ресторана, посмотрите направо вдаль. Вы увидите ограду парка Горького.

Вам нужно перейти широкую улицу (Садовое кольцо). Ориентируйтесь на коричневое здание МИСиС (Московский институт стали и сплавов).

По наземному переходу, дождавшись зелёного сигнала светофора переходите дорогу.

Перейдя улицу сразу поворачивайте направо.

До парка Горького уже совсем близко, теперь нужно идти только прямо.

Вариант в.

Как добраться до парка Горького от станции метро Парк культуры кольцевая.

Выход в город на этой станции один. Следуем по указателю “выход в город”.

Поднявшись на эскалаторе наверх, оказываемся в наземном вестибюле станции.

Здесь прервёмся и подождём тех, кто воспользовался красной веткой и вышел на станции Парк Культуры радиальная.

Вариант г.

Дойти до Парка Горького от станции метро Парк Культуры радиальная.

Ориентируемся на указатель “”переход на кольцевую линию”.

Вам нужно подняться вверх по лестнице в центре зала.

И пройти по узкому коридору.

Подняться вверх на эскалаторе.

И вы окажетесь в наземном вестибюле станции.

Здесь нас уже ждут те, кто приехал по кольцевой линии.

Все вместе выходим из дверей на свет Божий. Перед нами – Зубовский бульвар, на его противоположной стороне находятся невысокие серые старинные здания. Это бывшие Провиантские магазейны, но нам они нужны только как ориентир.

На нашей стороне бульвара есть троллейбусная остановка. Можно подождать троллейбус Б или 10 и проехать одну остановку через Крымский мост. Но я обещала провести вас пешком. Поэтому, поворачиваем направо. Перед нами – эстакада.

Нужно пройти под ней и перейти дорогу на ТРЁХ светофорах. Сначала один.

Потом второй.

Как только перешли дорогу на втором светофоре немедленно поверните налево. Посмотрите на противоположную сторону дороги на светофор. (Ориентир – Катковский лицей Дипломатическая академия). Зеброй переход НЕ обозначен, там есть дорожный знак “пешеходный переход” и светофор. Пока ждём – на светофоре красный свет.

Теперь можно, загорелся зелёный.

Перешли дорогу и сразу поворачиваем направо, на Крымский мост.

Теперь всё просто – только прямо. С моста увидите .

Как вариант пешей прогулки от центра предложим пройти до парка Горького от храма Христа Спасителя. По времени не сориентирую, злыдский гугль рисовал полную чушь. Вот доморощенная схема.

Путешественнику на заметку

Самостоятельных туристов мы очень уважаем. Открываем им

Культуры" (Кольцевая линия) расположена в самом центре Москвы. Как среди коренных москвичей, так и среди людей, бывающих в столице эпизодически, трудно найти тех, кому она не знакома. Это неудивительно, так как речь идёт об одной из старейших станций Московского метрополитена, вступившей в строй вместе с Кольцевой линией. Но не следует забывать и о том, что со станции "Парк культуры" начиналось. Она открылась в далёком 1935 году как конечная станция

Символ своего времени

Название для станции было выбиралось из нескольких вариантов, таких как мост" и "Чудовка". Но определяющим фактором стал находящийся на противоположном берегу культуры. Метро находится от него на значительном удалении, но считалось, что именно к этому объекту будет направлен основной поток пассажиров. На протяжении долгого времени станция называлась "Парк культуры имени Горького". Принципиальные изменения в схеме метрополитена произошли в 1950 году, с пуском в эксплуатацию Кольцевой линии метрополитена, одной из станций которой является "Парк культуры". Метро получило целую сеть пересадочных узлов, расположенных вдоль всего Садового кольца. И станция "Парк культуры" стала пересадочной, соединив собой Кольцевую и Сокольническую линии метрополитена. Сейчас есть много нареканий в адрес такой схемы, ее нерациональности, но в то время такое решение было полностью оправдано.

В архитектурном отношении станция является прекрасным образцом своей эпохи и стоит в одном стилистическом ряду с другими станциями Кольцевой линии. Именно таким эффектным имперским великолепием, по замыслу Сталина, и должна была отличаться Москва. Метро "Парк культуры" даёт весьма наглядное представление о подобной стилистике. Это пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения. Весьма удачно решено сочетание двух станций разных линий, радиальной и кольцевой. Они не противоречат одна другой, несмотря на разделяющие их 15 лет. В отделке использованы контрастные сорта мрамора и скульптурные мраморные барельефы в стиле на тему отдыха трудящихся в парке.

Интересно отметить, что и полное отрицание этого стиля, и нелепые попытки ему подражать успеха не имели. В московском метрополитене, особенно в периферийной его части, есть тому немало свидетельств. Видимо, эпоху повторить невозможно.

На поверхности земли

Станция метро "Парк культуры" давно и органично вписалась в московскую действительность. Её вестибюли выведут нас на Крымскую площадь и Зубовский бульвар, неподалёку находится старинная улица Остоженка с самой дорогой недвижимостью центра Москвы. В этом месте всегда многолюдно, как в вестибюлях и переходах, так и на поверхности земли. Нескончаемый поток пассажиров направляется в разные точки города через пересадочную станцию и к центру города по Остоженке. Немало людей движется через Крымский мост в исторический Парк культуры. Метро выполняет ту задачу, ради которой и строилось в тридцатые годы прошлого века.

Трёхпролётная станция мелкого заложения с одной островной платформой.

«Парк культуры»

Сокольническая линия
Московский метрополитен
Район Хамовники
Округ ЦАО
Дата открытия 15 мая года
Проектное название Крымская,
Крымская площадь
Прежние названия Парк культуры имени Горького (до 1960-х годов)
Проекты переименования Остоженка (), Крымский мост ()
Тип Колонная трёхпролётная мелкого заложения
Глубина заложения, м 10,5
Количество платформ 1
Тип платформы островная
Форма платформы прямая
Архитекторы Г. Т. Крутиков , В. С. Попов
Архитекторы вестибюлей северный: Н. Я. Колли и С. Г. Андриевский; южный (до года, не сохранился): Г. Т. Крутиков, В. С. Попов
Станцию возвело Дистанция № 8 Мосметростроя (руководитель С. Фрадкин)
Переходы на станции 05 Парк культуры
Выход к улицам Остоженка , Комсомольский проспект , Зубовский бульвар
Наземный транспорт Тб : 28, : А, Б, М, Т10, Т79, S1
Режим работы 5:30-1:00
Код станции 013, ПК
Соседние станции Фрунзенская и Кропоткинская
Медиафайлы на Викискладе

История и происхождение названия

Проектные названия станции - «Крымская» и «Крымская площадь», - связаны с запланированной в Генеральном плане реконструкции Москвы прокладкой новой магистрали - «Восточного луча», идущего от Дворца Советов по линии Остоженки к юго-западным окраинам города и образующего на пересечении с Садовым кольцом большую площадь с рабочим названием Крымская . Изначально со станции было намечено четыре выхода - по всем углам перекрёстка Восточного луча с Садовым кольцом, однако к пуску первой линии выстроили лишь два павильона на диагональных углах .

В 1991 году станцию предлагали переименовать в «Остоженку»

Вестибюли и пересадки

Имеется два наземных вестибюля. Через северный (архитекторы Н. Я. Колли и С. Г. Андриевский), украшенный мозаичным панно с изображением Максима Горького , можно выйти на улицу Остоженку , через южный (общий с одноимённой станцией Кольцевой линии) - на Комсомольский проспект и Зубовский бульвар .

Не сохранившийся до наших дней южный вестибюль работы Г. Т. Крутикова и В. С. Попова был перестроен в году, в его отделке были использованы белый и серый мрамор, полированный дуб. Павильон был выдержан в едином стиле с подземным залом, оформленным теми же архитекторами . На его месте построен общий вестибюль со станцией «Парк культуры » Кольцевой линии , через который на неё можно совершить пересадку.


Техническая характеристика

Конструкция станции - колонная трёхпролётная мелкого заложения (глубина заложения - 10,5 метра). На станции два ряда по 23 колонны с шагом 7 метров. За станцией расположены оборотные тупики, используемые иногда (помимо основного назначения) для технического обслуживания и ночного отстоя поездов.

Оформление

Оформление зала выполнено по проекту архитекторов Г. Т. Крутикова и В. С. Попова по конструктивной схеме, заданной проектом Н. А. Быковой и И. Г. Таранова на станции «Сокольники» - главное отличие состояло в отделке, которая была осуществлена более «тёплыми» по оттенку материалами .

Квадратные в сечении колонны покрыты крымским жёлто-коричневым мраморовидным известняком. Пол выложен чёрным гранитом (изначально покрытие было асфальтовым). Путевые стены облицованы белой керамической плиткой. В отделке использованы также белый и серый мрамор , красная метлахская плитка . Станция освещается люминесцентными лампами, расположенными по центру зала (до 1960-х годов на месте нынешних светильников были оригинальные люстры, а над путями располагались полукруглые светильники, которые исчезли вместе с люстрами).

Станция в цифрах

По чётным числам Будние
дни
Выходные
дни
По нечётным числам
В сторону станции
«Кропоткинская »
05:52:00 05:52:00
05:52:00 05:52:00
В сторону станции
«Фрунзенская »
05:46:00 05:46:00
05:46:00 05:46:00

Террористический акт 2010 года

См. также

Примечания

  1. Архитектура Москвы 1933-1941 гг. / Автор-сост. Н. Н. Броновицкая. - М. : Искусство-XXI век, 2015. - С. 237. - 320 с. - (Памятники архитектуры Москвы). - 2500 экз. - ISBN 978-5-98051-121-0 .

Ст.м. Парк Культуры (Сокольническая линия) July 27th, 2015

"Ну и как же это только получается
Что-то в жизни перепуталось хитро
Чтоб запрячь тебя я утром отправляюся
От Сокольников до Парка на метро"

В этой "песне старого извозчика" всея суть прихода нового вида транспорта в Москву. На сегодняшний день метро в Москве является одним из самым быстрых способов передвижения по городу. А начиналось все с небольшого участка "красной" ветки 80 лет назад. Сегодня мы прогуляемся по станции метро "Парк Культуры".

Сначала погрузимся в архивные фото. ТТХ станции.

Изначально, когда станция открылась в 1935 году у нее было две вестибюля - один северный, существующий и сейчас, и южный, который был демонтирован, когда стало необходимо построить совмещенный вестибюль для станций Сокольнической и Кольцевой линии. Такая же история произошла на ст.м. "Комсомольская". Очень здорово, что сохранилось достаточное количество фотографий демонтированного павильона. Грех не посмотреть.

Павильон в плане прямоугольный, в отличие от круглого соседнего. Наверху огромные буквы "М" Я так предполагаю, что вот таким вот образом москвичей зазывали в метро. Транспорт то был новый необычный. А большие буквы видно издалека. Косвенно подтверждение этого в том, что позднее эти большие буквы везде сняли. Огромная буква и там справа. Может это съемка с открытия первой очереди?

А еще меня радуют двери с деревянными раскладками - очень круто.

Павильон внутри. Удивительно, но фотографий внутренностей павильонов и вестибюлей очень немного. Поэтому очень радует, когда находишь что то такое.

Изнутри потолок арочный с глубокими кессонами. Чем то напоминает арку павильона "Кропоткинской". Еще тут такие же, как на станции балясины ограждения. Ну и еще раз - крутые двери.

Еще один вид. Красота. Занятно, что на лестнице нет никаких перил - сейчас такое конечно недопустимо.

Вот этот аванзал сохранился. Светильник, обратите внимание дальше, такой же, как на станции. Пол из плиточки, конечно же сейчас там камень. Вообще интересно, как со временем, по мере того, как накапливалась статистика по разным отделочным материалам одни материалы заменялись другими. Так кафельная плитка полностью со временем была вытеснена со станций. С полов в первую очередь, а потом и с путевых стен.

Второй павильон дошел до нас. Однако не совсем в первозданном виде. Например тут видны светильники шарики между колоннами. Колонны изначально не имели отделки цоколей темным, а двери были деревянными.

А вот павильон на историческом фото Аркадия Шайхета времен Великой отечественной.

Вестибюль. Раньше в круглых нишах на потолке были светильники. Снова обратите внимание, такие же, как светильники над путями на самой станции. Сейчас рисунок на потолке кажется странным, светильников сейчас нет.

Как бы сейчас сказали - рендер. Архитектурный рисунок. Довольно чудные светильники по середине. Сбоку светильники попроще в восьмиугольных розетках, перекликающихся с формой кессонов утраченного павильона.

А вот реализация. В принципе почти все перешло из рисунка в жизнь, кроме пожалуй розеток на потолке под светильники. Пол асфальтированный. Край платформы обозначен белой линией.

Обратите внимание на отделку стен. Теперь плитка другая.

И отделка капителей колонн. Похоже, что она таки светлая, а не как сейчас. Забавно, тут видно, что у камня в отделке нижней части колонны отколот уголок. Менять не стали, просто замазали уголок цементом. =)

1. Сейчас у станции один наземный павильон подземного вестибюля, а также совмещенный вестибюль со станцией Кольцевой линии.

2. Павильон очень лаконичный и небольшой.

3. Павильоны многих станций первой очереди представляли собой по сути накрывашки, над лестничными сходами, ведущими в подземный вестибюль.

4. Внутри павильона только лестница вниз. На противоположной входной группе стене расположено панно с изображением Горького. Собственно и станция названа в честь Парка культуры и отдыха им. Горького. Хотя до самого парка еще идти и идти через Крымский мост.

5. По верхнему карнизу устроены ходки для доступа к окнам. Справа внизу кстати виден в карнизе проем, наверное в этом месте можно поставить приставную лестницу и залезть наверх.

6. Всего по две двери на вход и на выход. Видимо планировался совершенно небольшой пассажиропоток.

7. Спускаемся вниз в вестибюль.

8. Тут сохранилась оригинальная плитка на полу и рельефные элементы на потолке. Как только я сделал это фото, ко мне подошел сотрудник метрополитена и попросил тут не снимать. Я ему сказал, что снимать можно где угодно, но он был непреклонен. Не стал спорить с этим странным человеком и пошел дальше. Это за все мое время съемок на станция московского метро первый такой случай. Кстати, странно смотрится потолок без светильников, светильники сейчас уродские, размещены по периметру.

9. Проходим через валидаторы дальше, на станцию ведут лестницы с ограждением с настоящими классическими балясинами.
10. На станции есть еще один выход в совмещенному вестибюлю ст.м. Парк Культуры Сокольнической и Кольцевой линий.

11. Небольшой аванзальчик перед эскалаторами.

12. Здесь сохранились аутентичные светильники - красота.

13. По этому эскалатору мы попадаем в наземный вестибюль. Там же переход на станцию " " Кольцевой линии.

14. Еще одна лестница в центре зала, тут проход на выход в павильон. Это видимо сделано, чтобы пассажиропотоки не встречались. Хотя все равно все попадают в один крошечный подземный вестибюль и такой же крошечный наземный павильон.

15. Сверху можно наблюдать за прибывающими поездами.

16. Путевая стена традиционно отделана плиткой. Плитка белая, в форме "пирамидки". Такая же, например на ст.м. (Кольцевой линии). Но это не родная отделка, поглядите на архивные фото. Изначально была совсем другая.

17. Основной декор станции - это колонны, как на сороконожках 60-х, 70-х. Сама станция мелкого заложения, колонная трехпролетная. К большому сожалению оригинальные светильники не сохранились. Более того, убрали и светильники над путями, отчего станция кажется несколько темноватой. Странно, что стремление сохранить оригинальный архитектурный вид классических станций метро не распространяется зачастую на сохранение изначально заложенных архитекторами светильников, и порой вообще меняется схема подсветки станции. А это тоже сказывается и не лучшим образом на восприятии изначальной, аутентичной архитектуры, так как под землей единственным источником света, как раз таки и являются эти самые светильники, окон то тут нет. Оригинальные светильники были утрачены в 60-х. Также, судя по архивным фото (жаль, что они черно-белые) создается впечатление, что капители колонн были не как сейчас золотистого цвета, а светлые в тон балясинам.

18. Ограждение лестницы - классические перила,как будто снятые из какого-нибудь дворца или усадьбы.

19. Лестничный сход в торце станции. Кстати, светильники хоть и не аутентичные, но сами по себе оригинальной формы.

20. Под лестницами. Тут ничего интересного, какая то дверь в служебное помещение.

21.Над путями подсветки нет, подсветка есть только в центральном зале. Потолок кажется скучным, явно надо вернуть светильники.

22. Еще раз взглянем на станцию и лесенки.

23. ...и снизу. В станциях первой очереди есть какое то неуловимое очарование, стиль. Тут нет помпезности построенных позднее станций Кольцевой линии, и простоты станций, построенных на волне борьбы с архитектурными излишествами. Хочется, чтобы например ту же "Парк Культуры" отреставрировали, привели к изначальному виду. Поправили плитку на путевой стене, вернули родное освещение. И может быть убрали бы из вестибюля все эти киоски с печатью, девайсы для досмотра и прочий хлам, который портит общий исторический облик.

P.S.
Все архивные фото найдены на замечательном сайте

Loading...Loading...