Правила эксплуатации жилищного фонда: разбираемся в тонкостях вопроса. Нормы и правила технической эксплуатации жилищного фонда Нормы эксплуатации жилых домов

2. Не применять на территории Российской Федерации приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 5 января 1989 г. N 8 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда".

Настоящие Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (с изменениями и дополнениями) и пунктом 53 Положения о Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, утвержденного Правительства Российской Федерации от 24.11.99 N 1289 , и определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.

1.1. Настоящие Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью:

Проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий;

Обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.

1.2. В соответствии с Законом Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (с изменениями и дополнениями):

Жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, жилые помещения из фондов жилья для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.

1) фонд, находящийся в собственности граждан: индивидуальные жилые дома, приватизированные, построенные и приобретенные квартиры и дома, квартиры в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов с полностью выплаченным паевым взносом, в домах товариществ индивидуальных владельцев квартир, квартиры и дома, приобретенные в собственность гражданами на иных основаниях, предусмотренных законодательством;

2) фонд, находящийся в собственности юридических лиц (созданных в качестве частных собственников), построенный или приобретенный за счет их средств, в том числе за счет средств жилищных, жилищно-строительных кооперативов с не полностью выплаченным паевым взносом.

1) ведомственный фонд, состоящий в государственной собственности Российской Федерации и находящийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к федеральной государственной собственности;

2) фонд, находящийся в собственности субъектов Российской Федерации, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к соответствующему виду собственности;

Фонд, находящийся в собственности района, города, входящих в них административно-территориальных образований, в том числе в городах Москве и Санкт-Петербурге, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений.

1.3. Граждане, неправительственные, общественные организации и иные добровольные объединения нанимателей, арендаторов и собственников жилых помещений в домах всех форм собственности имеют право участвовать в управлении

Аварийное жилье

Постановление Госстроя №170 от 27.09.2003 действующая редакция

— основной свод правил содержания многоквартирного дома, которые должен знать каждый собственник.

Этот документ по сей день является энциклопедией активного собственника. В постановлении №170 подробно описано каждая работа по содержанию жилья, их сроки, ответственные лица, обязанности всех участников. Здесь же можно узнать о времени и периодичности ремонта в доме, что входит и текущий и капитальный ремонт и в каких случаях можно настоять на проведении этого вида работ.

Постановление №170 становится все популярнее среди активистов сферы ЖКХ. На него ссылаются в многочисленных спорах, в том числе и судебных. Этот документ регламентирует каждое действие — периодичное или одноразовое, в многоквартирном доме. Постановление Госстроя подскажет что, как и когда должна проводить управляющая компания, как быть, если вы заметили нарушение всех этих правил.

Свод правил и норм эксплуатации жилого фонда содержит в себе ответы на все вопросы. Например, подробно и четко описывает что такое перепланировка помещения, какие работы сюда относятся, какую ответственность понесут жильцы, если не зарегистрируют эти изменения. Так, перепланировкой считается не только снос стен, но и установка джакузи или мощной стиральной машины.

Работы, которые должны проводиться в доме расписаны до последней буквы:

  • сколько раз в год должны проводиться осмотры жилого фонда, когда и при каких условиях они будут проводить вне очереди;
  • куда жаловаться, если работы не выполнены или оказались некачественными;
  • куда обращаться и какие документы надо собирать, если дом начал разрушаться;
  • какие конкретно работы обязана выполнить управляющая компания в подвале, чердаке, подъезде, квартире;
  • как часто должна проводиться уборка помещений общего пользования внутри дома и придомовой территории;
  • содержание фасада из различный материалов — деревянного, кирпичного, облицованного плиткой и т.д.

Отдельным пунктом стоят правила работы управляющий компаний и аварийно- диспетчерских служб. Это постановление расскажет в какой срок должна быть принята заявка, когда будет рассмотрена и выполнена, действия в аварийной ситуации. Сюда же относятся работы по сезону — что может быть исполнено в любой момент, а что — только в теплое или холодное время года.

Если вы не знаете как именно должно выглядеть санитарное содержание дома или вы задумались над озеленением двора, то вам стоить заглянуть в Постановление Госстроя №170.

С полной версией документа можно ознакомиться

Работа управляющей организации определяется рядом специальных нормативных актов. Один из них – установленные Госстроем правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда. Статья посвящена тому, как УК применять положения этого документа на практике. Отдельно отмечается, на что обратить особое внимание при применении правил в организации управленческой деятельности. Последним пунктом рассматриваются изменения существующих норм, влияющие на работу управляющих компаний.

В 2018 году в нашей стране продолжают действовать правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, принятые 15 лет назад. Устанавливающий их документ – постановление Госстроя № 170 от 27 октября 2003 года . Его разработчики хотели объяснить:

  • как управлять общедомовой собственностью;
  • как обслуживать МКД и квартиры;
  • по каким правилам работают коммунальные службы.

Где и как применяются правила эксплуатации жилищного фонда

Область действия правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда из постановления 170 определена в их названии. Они распространяются на все здания и объекты, которые признаются жильем. Кроме многоквартирных и частных жилых домов сюда относятся:

  • общежития;
  • гостиницы;
  • детские дома и учреждения для постоянного проживания лиц с различными заболеваниями;
  • служебные квартиры;
  • жилье для переселенцев;
  • прочие помещения со статусом жилья.

Правила эксплуатации действуют в отношении всех категорий жилищного фонда:

  • частного, его владельцы – физические лица и организации;
  • государственного;
  • муниципального;
  • общественного (если объект принадлежит общественной организации).

Первая часть правил посвящена обязательствам граждан и организаций при обслуживании жилых домов, включая МКД. Там же говорится о необходимости ведения и хранения технической документации . От должностных лиц требуется знание рассматриваемых правил и четкое следование им. В 2018 году правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда из приказа Госстроя № 170 регламентируют, как:

  • эксплуатируются жилые объекты;
  • обслуживаются многоквартирные дома;
  • выполняются все виды ремонта;
  • реконструируются дома;
  • сохраняются объекты жилого фонда страны;
  • содержатся дома с соблюдением установленных нормативов и т. д.

Какие цели преследуют правила и нормы эксплуатации

Цель создания правил эксплуатации жилого фонда – обеспечить гражданам нормальные условия проживания. Распоряжаться общедомовой собственностью и предоставлять коммунальные услуги нужно с упором на комфорт и безопасность жителей .

Следующий важный момент – сокращение расходов и продление срока службы жилых объектов. Основные расходы управляющих организаций согласуются с владельцами квартир. В обязанности УК входит регулярная проверка состояния зданий, их техническое обслуживание и ремонт. Многие процедуры из-за особенностей климата у нас являются сезонными.

Задача обслуживающей организации – замедлить физический износ элементов МКД и продлить срок его службы. Для этого проводятся профилактические и ремонтные работы.

  • определить условия эксплуатации помещений;
  • обеспечить сохранность жилищного фонда и общедомовой собственности;
  • выполнить необходимые мероприятия по капитальному ремонту;
  • определить порядок технической инвентаризации;
  • отследить выполнение прочих действий из правил и норм эксплуатации жилья.

Правила технического обслуживания жилищного фонда

Техобслуживание жилья – непрерывный процесс. Планы по его проведению управляющая организация составляет, как минимум, на год. Важный этап ТО – смена сезонов. Специальные мероприятия выполняются при подготовке к отопительному сезону и в момент его завершения.

В зависимости от возможностей управляющей компании техническое обслуживание жилфонда проводится:

  • собственными силами;
  • с привлечением специализированных организаций;
  • с участием арендаторов и арендодателей (при наличии в здании таких помещений).

Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда определяют три направления технического обслуживания.

1. Непосредственно ТО и содержание жилья. Сюда включается аварийное и диспетчерское обслуживание. Его задача – поддержание должного состояния элементов здания и внутридомовых инженерных систем.

2. Регулярные осмотры. При их проведении многие недостатки предотвращаются или выявляются на ранней стадии. Специалист при осмотре определит, как устранить (не допустить) дефект и проконтролирует проведение необходимых работ.

3. Сезонная подготовка. Проводится перед началом зимнего периода и после его завершения.

Подготовительные работы к зимнему периоду

Зимой архитектурные элементы МКД и его коммуникации испытывают дополнительные нагрузки. Для снижения их негативного влияния проводится специальная подготовка. Перечислим основные входящие в нее процедуры.

1. Устраняются дефекты несущих конструкций, кровли, фасада, перекрытий. На предмет недостатков осматривается подвал, оконные и дверные проемы. Выполняется проверка систем подачи тепла, воды, электричества и газа, отвода канализационных стоков и дымоходов. При необходимости коммуникации восстанавливаются.

2. На придомовой территории наводится порядок. Ее элементы готовятся к снегопадам и отводу сточных вод.

3. Проводится гидроизоляция фундамента, подвальных стен, цоколей и чердаков. Осматриваются лестничные пролеты и лифтовые кабины. Проверяется исправность пожарного гидранта.

4. Выполняется текущий ремонт, который нельзя отложить на холодный период. Например, сюда относятся «мокрые» строительные работы на улице и в неотапливаемых помещениях.

Изменения в 2018 году

Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда из постановления № 170 содержат важные для работы УК положения. При этом они носят рекомендательный характер, что регулярно становится причиной споров между управляющими организациями и Госжилинспекцией. ГЖИ требует исполнения положений данных правил. У УО по ФЗ-294 от 26 декабря 2008 года появилось право оспаривать штрафы и предписания, основанные на подобных документах.

ГЖИ настаивает на исполнении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (скачайте их полный текст в приложении) потому, что в других руководящих документах не хватает конкретики о видах работ. Например, ее недостаточно в правилах из ПП РФ № 491 от 13 августа 2006 года . В них есть список работ по содержанию и ремонту общедомовой собственности. Виды, периодичность и сезонность работ наиболее полно раскрыты именно в постановлении № 170.

В 2018 году продолжились разговоры об отмене правил и норм эксплуатации жилфонда. Однако документ остается действующим и полезным в работе управляющих организаций.

[Комментарий ниже] Прошу модератора разместить полный текст письма Минрегиона России и подобный комментарий в первых новостях, поскольку неверное толкование норм материального права нарушает интересы иных собственников помещений (когда управляющая организация обязана выполнять работы, не предусмотренные решением общего собрания собственников помещений, но за их счёт таких владельцев помещений).

Прошу прощения, но в преамбуле раздела I этих Правил и норм технической экслпуатации жилищного фонда четко указано, что они обязательны для органов власти и управления, но не для граждан и их объединений (в том числе товариществ и хозяйственных обществ - управляющих организаций или обслуживающих...). полезная ссылка http://www.urbaneconomics.ru/publications/?mat_id=461#_edn5. эти доводы впоследствии были заявлены и заместителем Министра регионального развития Российской Федерации в письме от 14 октября 2008 г. N 26084-СК/14 (Сергей Круглик): цитаты: б) в соответствии со статьями 162 - 164 Кодекса и частью 2 статьи 18 Федерального закона N 189-ФЗ объем ответственности управляющих и подрядных организаций не может быть больше, чем объем обязательств по соответствующему договору, заключенному собственниками помещений с такими организациями;
в) законодательство Российской Федерации не предусматривает возможности одностороннего установления управляющей или подрядной организацией перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, условий их оказания и выполнения, а также размера их финансирования. Эти положения должны быть согласно части 3 статьи 162 и статьи 164 Кодекса указаны в заключенных договорах. В соответствии с пунктом 17 Правил содержания собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования. Услуги и работы, предусмотренные утвержденными постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170 Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, являются обязательными для управляющей или подрядной организации ТОЛЬКО В СЛУЧАЕ УКАЗАНИЯ НА НИХ В ДОГОВОРЕ. В других случаях указанные правила в соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" имеют РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.
г) жилищное законодательство НЕ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ ОБЯЗАННОСТИ выполнения услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме без соразмерной оплаты таких услуг и работ (пункты 29 и 35 Правил содержания);
е) невыполнение управляющей или подрядной организацией перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, является нарушением правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и (или) жилых помещений, если из договора следует обязанность выполнить такую услугу или работу за соответствующую ей плату. Данное нарушение свидетельствует о противоправности действий или бездействия и о наличии объективной стороны правонарушения. Отсутствие в содержащемся в договоре перечне услуг и работ невыполненных услуг и работ свидетельствует об отсутствии обязанности выполнять не заказанные и не оплаченные услуги и работы, что свидетельствует об отсутствии в действиях управляющей или подрядной организации состава административного правонарушения независимо от наличия в договоре обязанности выполнять другие услуги и работы;
Согласно пункту 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. При этом необходимо учитывать, что управляющая или подрядная организация не имеет возможности для соблюдения правил, за нарушение которых статьей 7.22 КоАП предусмотрена административная ответственность, если собственники помещений не заказали на возмездной основе услуги и работы, необходимые для поддержания общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Если управляющая организация предложила собственникам помещений внести в договоры управления изменения о выполнении работ, необходимых для надлежащего содержания общего имущества, а собственники помещений не провели общее собрание или отказались от предложенных изменений, то управляющая организация НЕ НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ СООТВЕТСТВУЮЩИХ РАБОТ. напоминаю, что Минрегион России уполномочен Правительством Российской Федерации на дачу разъяснений по вопросам жилищного законодательства (как исходя из Положения о Минрегионе России, так и непосредственно - пункт 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 и пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 и др.).

Одним из самых обсуждаемых и спорных документов в жилищно-коммунальной сфере является Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» или просто: Постановление Госстроя 170 с последними изменениями (Скачать документ можно в конце статьи )

Действие данного документа оказывает серьезное затруднение в работе управляющих компаний. Так, к примеру, провайдеры постоянно ссылаются на пункт 5.6.24. Постановления 170 Госстроя (Организация по обслуживанию жилищного фонда обязана: … обеспечивать беспрепятственный допуск работников предприятий связи на крыши и чердачные помещения ).

Применимо ли Постановление 170 к работе управляющей организации при содержании общего имущества?

Ведь в контексте Жилищного кодекса РФ существуют утвержденные Правительством РФ Правила содержания общего имущества. Закон РФ от 24.12.1992 N 4218-1, упоминаемый в данном Постановлении Госстроя 170 утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ, которым с 1 марта 2005 года введен в действие Жилищный кодекс РФ. То есть спорные Правила были разработаны на основании закона, который затем был отменен законом, который ввел в действие ЖК РФ!

Вводная часть Постановления Госстроя 170 говорит о рекомендательным характере данного документа. В соответствии с Общероссийским строительным каталогом (СК-1) Правилам присвоен номер МДК 2-03.2003 (то есть методические документы). Правила Госстроя РФ № 170 не являются нормативно правовым актом.

Как его применять без учёта норм действующего жилищного законодательства? Например, как соблюдать требование, чтобы рамы окон в квартире были одного цвета, если по ПП 491 они уже не относятся к общему имуществу дома.

Есть и ещё аргументы у сторонников мнения, что Госстрой Постановление 170 не должно применяться. Однако ни один суд, начиная от мировых судей и заканчивая высшими инстанциями, не принимают эти доводы и отказывают истцам в удовлетворении требований об отмене постановления о привлечении к ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ.

Новая судебная практика

В пункте 29 «Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017) «, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017 судам сделана установка нижестоящим судам, что «Управляющая компания в рамках предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами может быть привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, а не по ст. 7.22 КоАП РФ». А органы местного самоуправления, осуществляющие контрольные мероприятия, при наличии соответствующего закона субъекта РФ могут составлять протоколы только о тех административных правонарушениях, которые прямо предусмотрены ч. 7 ст. 28.3 КоАП РФ (в том числе по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ).

«Обществу выдана лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Следовательно, общество, допустившее нарушение Правил N 170 в рамках предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, могло быть привлечено к административной ответственности только по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, как являющейся в рассматриваемом случае специальной по отношению к ст. 7.22 КоАП РФ. При этом по ст. 7.22 КоАП РФ могут быть привлечены к административной ответственности иные субъекты, ответственные за содержание жилых домов и (или) жилых помещений.»

Следовательно, «постановление госстроя 170 с последними изменениями» живет и процветает. За нарушение Правил, указанных в данном ненормативном акте, предусмотрено ответственность как для управляющих компаний (по ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ), так и для ТСЖ/ЖСК (по ст.7.22 КоАП РФ).

Скачать документы:
  • Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.10.2003 N 5176) по состоянию на 01 марта 2019 года .
  • По вопросу организации и проведения реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий скачайте также Приказ Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312 «Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения»

    (вместе с «ВСН 58-88 (р). Ведомственные строительные нормы. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения»)
    Положения данного документа применяются в части, не противоречащей Градостроительному кодексу РФ (письмо Минстроя России от 10.12.2018 N 49277-ОД/08).

Loading...Loading...