Использовались следующие методы. Какие бывают методы исследования в дипломной работе? Цель и предмет исследования

Что такое метод научного познания?

Метод это совокупность действий, призванных помочь достижению желаемого результата. Современная наука основывается на определенной методологии – то есть совокупности используемых методов и учений о методе. Система методов научного исследования включает в себя, во-первых, методы применяемые не только в науке, но и в других отраслях знания, во-вторых, методы применяемые во всех отраслях науки и. В-третьих, методы специфические для отдельных определенных разделов науки, отдельных научных дисциплин.

Виды методов научного познания

Давайте кратко рассмотрим, какие именно методы чаще всего используются в научных работах :

Анализ – расчленение целостного предмета на составляющие части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения. Данный метод является наиболее популярным для курсовых и дипломных работ. Так может использоваться: сравнительно-правовой анализ (например, сравниваются правовые системы России и Франции), статистический анализ (динамика рассматриваемого явления за определенный период) и т. д.

Аналогия – прием познания при котором на основе сходства объектов по одним признакам делается заключение об их сходстве по другим.

Дедукция – вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод о всей совокупности таких случаев.

Индукция – метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок.

Классификация – разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствии с каким-либо важным для исследователя признаком (особое значение имеет в описательных науках: геологии, географии, некоторых разделах биологии).

Моделирование – изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих познание. Модель всегда соответствует объекту-оригиналу в тех свойствах, которые подлежат изучению, но в то же время отличаются от него по ряду других признаков, что делает модель удобной для исследования изучаемого объекта.

Наблюдение – целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого получают знания о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов.

Обобщение – прием мышления, в результате которого устанавливаются общий свойства и признаки объектов.

Описание – фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах.

Прогнозирование – специальное научное исследование конкретных перспектив развития какого-либо явления.

Синтез – соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета в единое целое.

Эксперимент – апробирование, испытание изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях. В эксперименте стремятся выделить изучаемое явление в чистом виде, с тем чтобы было как можно меньше препятствий в получении искомой информации.

Как использовать методы при написании диплома или курсовой работы

Вот несколько вариантов оформления методологической основы дипломной работы:

1. Методологическую основу исследования составляют научные труды в области уголовно-процессуального, уголовного, конституционного, международного права , криминалистики, теории оперативно-розыскной деятельности, теории государства и права. В работе использованы общие и частные методы исследования, в том числе, историко-юридический, системно-правовой и другие, системный анализ изучаемых явлений и результатов.

2. В процессе исследовательской работы были применены совокупность методов экономико-статистического анализа, методы анализа и синтеза экономической информации, концепции различных школ финансового менеджмента . Основой оптимизации деятельности ресторана послужила методика предельного анализа.

3. Методологической основой исследования является диалектический метод познания и системный подход. В процессе исследования использовались такие общенаучные методы и приемы как научная абстракция , анализ и синтез, методы группировки, сравнения и др.

4. Методологическая основа исследования состояла в применении метода диалектики как общенаучного метода познания, а также ряда частнонаучных методов: исторического, технико-юридического, логического, системного анализа в их различном сочетании. Так, на основе сравнительно-исторического метода проведен анализ истории развития института гражданско-правового договора и порядка его заключения в российской цивилистической науке и законодательстве разных периодов.

Для курсовой работы обычно используется более простой вариант, например:

При написании курсовой работы нами были использованы следующие методы научного исследования:

Сравнительный метод;

Изучение нормативно-правовой базы;

Изучение монографических публикаций и статей;

Аналитический метод.

Написание курсовой работы требует использования нескольких методов исследования.


Метод – действие, которые используются для достижения цели. В процессе выполнения курсовой работы используются различные методы исследования, наиболее часто встречающиеся:

  • Анализ – самый популярный метод исследования, представляет собой разделение какого-либо явления или процесса на составные компоненты и предполагает их дальнейшее изучение.
  • Аналогия – метод исследований, который предполагает изучение объектов, сходных по некоторым признакам. На основании схожих признаков объекта делается вывод о сходстве по другому виду объекта.
  • Дедукция – один из методов исследования, который предполагает вывод об общей совокупности анализируемых свойств объекта на основе единичных свойств объекта.
  • Индукция – обратный дедукции метод исследования, предполагающий получения выводов от общего к частному.
  • Классификация – разделение исследуемых объектов на виды, исходя из какого-либо свойства.
  • Моделирование – анализ модели или копии исследуемого объекта, точно повторяющего оригинал. Модель должна полностью соответствовать объекту по наличию свойств, но в то же время может отличаться от оригинала по нескольким признакам, что гарантирует качественное проведение исследование анализируемого объекта.
  • Наблюдение – один из методов проведения исследования, который состоит из нескольких действий, направленных на получение информации о свойствах анализируемого объекта.
  • Метод обобщения – предполагает получение выводов об общих свойствах объектов исследования.
  • Метод прогнозирования заключается в предположении о дальнейших этапах развития анализируемого объекта.
  • Синтез – часто встречается при написании курсовых работ и предполагает соединение нескольких свойств исследуемого объекта в один компонент.
  • Эксперимент – проведение исследование объекта в заранее созданных условиях.

Описанные методы довольно часто используются при написании курсовых работ, но это далеко не весь список. Обычно для курсовой работы используются следующие методы:

  1. Сравнительный – осуществляется при помощи сравнительного анализа нескольких источников информации и выявление схожих и противоположных мнений об исследуемом объекте. Чаще всего этот метод дает возможность получить более полные знания из анализируемой области, поскольку мнений может быть достаточно, чтобы сделать на их основе собственное суждение об исследуемой проблеме.
  2. Анализ нормативно-правовой базы – предполагает изучение не только учебной литературы по заданной теме, но и дополнительных источников, в том числе недавно вышедших газет и журналов, где подробно рассматривается анализируемая тема. Позволяет получить актуальную информацию с учетом последних изменений.
  3. Анализ монографий и статей. Монография содержит информацию, относящуюся к результатам исследования одного вопроса. Обычно, это сборник статей, принадлежащих к одной тематической области, где содержатся аналогичные исследования по проблеме, объединенный одной идеей или структурой анализа.
  4. Аналитический метод чаще всего используется при написании практической части курсовой работы. Предполагает проведение анализа путем математических расчетов основных показателей, сравнение полученных результатов. На основе данных, полученных аналитическим методом, осуществляется анализ исследуемого объекта и составление основных рекомендаций по улучшению положения объекта исследования или возможных путей развития в будущем.

Для решения поставленных в работе задач были использованы следующие методы исследования:

1.Анализ и обобщение научно-методической литературы.

2.Антропометрия.

3.Психологическое тестирование.

4.Педагогические наблюдения.

5.Педагогический эксперимент.

6.Математическая обработка результатов.

Анализ и обобщение научно-методической литературы

Проводилась работа по выбору методической литературы и осуществлялся ее анализ с целью выявления. В обзоре научно-методической литературы дана характеристика анатомо-физиологических особенностей опорно-двигательного аппарата детей младшего школьного возраста, описана методика корригирующей гимнастики и влиянии ее на позвоночник. Было изучено 56 литературных источников отечественных и зарубежных авторов.

Педагогические наблюдения включали в себя следующее

Антропометрические измерения.

1.1. Рост стоя (точность измерения - 0,5 см)

1.2. Вес (точность измерения - 0,5 кг)

1.3 Окружность грудной клетки (точность измерения - 0,5 с)

1.4. Динамометрия (точность измерения - 0,5 кг)

Оценка физической подготовленности

2.1. Тест "Поднимание прямых ног из исходного положения лежа на спине". Предназначен для измерения силы и силовой выносливости мышц нижних конечностей. И.п. лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги прямые вместе. Ноги поднять вверх над углом 60 0 , вернуться в и.п. В течении 10 секунд следует выполнить максимальное количество повторений упражнения. Оценка: количество раз.

2.2 Тест "Приседание". Тест предназначен для измерения скоростно-силовой выносливости мышц нижних конечностей. И.п.- стойка ноги врозь, руки вдоль туловища. Присед, угол сгибания в коленном суставе 90 0 , руки вперед, вернуться в и.п. В течении 10 секунд необходимо выполнить максимальное количество повторений упражнения. Оценка: количество раз.

2.3 Тест "Челночный бег 10 м х 3 раза". Предназначен для оценки скоростных способностей. Выполняется в виде рывка на максимальной скорости из высокого старта с поворотами на ограничительных линиях. Указания для испытуемых: "Встаньте позади ограничительной линии, при этом одна стопа располагается у самой линии, вторая - сзади в удобном для каждого испытуемого положении. После сигнала бегите как можно быстрее к противоположной ограничительной линии, преступите ее, развернитесь и бегите к линии старта. Добежав до нее, точно также заступите и после поворота продолжайте бег в обратную сторону. Таким образом вы должны выполнить три цикла "туда-обратно". Тест выполнятся один раз, поэтому с самого начала настройтесь на его выполнение с максимальной скоростью и не снижайте ее на поворотах.

Оценка: точность измерения - 0,1 с.

2.4. Тест "Ходьба по прямой линии с закрытыми глазами".

Тест предназначен для определения ловкости и координационных способностей. Размечается дорожка шириной 30 см, которая ограничивается боковыми линиями. Испытуемому предлагается пройти по дорожке с закрытыми глазами не наступая на ограничительные линии (например 3м,5 см).

2.5. Тест "Комплексное координационное упражнение". Этот тест предназначен для определения ловкости и координации. Тест оценивается по 10-бальной системе.

Исходное положение - основная стойка.

1 - прыжки ноги врозь

2 - прыжок ноги вместе, руки в стороны

3 - прыжок ноги врозь, руки вниз

4 - прыжок ноги вместе, руки в стороны

Оценка: 10 баллов - выполнение с первой попытки

9 баллов - со второй

8 баллов - с третьей и т.д.

2.6. Тест "Бег 120 м". Предназначен для измерения силовой выносливости. Необходим помощник. Выполняется с высокого старта. Тест проводится на площадке (на улице), делается разметка дистанции 120 м (вокруг здания). Детям предлагается по команде "Марш!" преодолеть расстояние от флажка до флажка, не останавливаясь, при этом разрешается сочетать бег и ходьбу в удобном для ребенка темпе.

Оценка: точность измерения: 0,1 с.

Тесты: индекс ловкости (тест фламинго)

Оценка состояния осанки Нормальная осанка характеризуется следующими признаками. Тело человека не напряжено, однако и не расслаблено. При осмотре спереди: положение головы прямое, плечи, ключицы, реберные дуги, гребни подвздошных костей симметричны. Живот плоский, подтянут. Ноги прямые, бедра и голени сомкнуты. Расстояние между опущенными руками и талией одинаково. При осмотре сзади: контуры плеч на одном уровне, лопатки не слишком отстоят от грудной клетки, нижние углы их на одном уровне, а внутренние края на одинаковом расстоянии от позвоночника. Линия, проведенная по наиболее выступающим точкам позвоночника, должна быть вертикальной прямой. При осмотре сбоку: позвоночник имеет умеренный волнообразный изгиб (кпереди шейный и поясничный лордозы; кзади грудной и крестцово-копчиковый кифозы). Линия, мысленно проведенная через мочку уха, плечевой сустав, большой вертел, головку малоберцовой кости, наружную сторону голеностопного сустава, должна быть непрерывной вертикальной.

4.Соматоскопия, соматометрия

Внешний осмотр (соматоскопия) дает возможность оценить телосложение, состояние опорно-двигательного аппарата (форму грудной клетки, ног, рук, стопы), осанку.

Для измерения физического состояния используют соматометрию (собственно антропометрию), или измерение живого человека.

Основы современных антропологических методов были заложены работами известного французского антрополога, анатома и хирурга Поля Брока (1824–1880), который в 60–70-х годах прошлого столетия разработал подробные программы проведения антропологических исследований, предложил ряд приборов и инструментов для измерения человеческого тела, составил таблицы определения пигментации и т. д.

Значительное усовершенствование и расширение эта методика получила в трудах Рудольфа Мартина (1864-1925). Его трехтомное руководство «Lehrbuch der Anthropologie in systematischer Darstellung» («Учебник антропологии в систематическом изложении») дает подробное изложение приемов антропометрического и антропоскопического исследования и сводку цифровых данных по вариациям отдельных соматологических, остеологических и краниологических признаков (первое издание руководства Мартина вышло в 1914 г., второе, посмертное, в 1928 г.). В настоящее время вышло третье издание, переработанное К. Заллером (1956–1959 гг.).

Антропологическая методика Мартина с теми или иными модификациями получила самое широкое признание и применение, равно как и различный усовершенствованный им основной антропометрический инструментарий.

Для определения роста и пропорций тела применяется металлический штанговый составной антропометр Мартина ; для измерения головы и лица, а равно и при краниометрических исследованиях употребляются скользящий и толстотный циркули также системы Мартина.

При измерении углов на черепе пользуются приставным гониометром Моллисона, укрепленным на ножке скользящего циркуля. Существует значительный набор специальных инструментов: штативы для укрепления черепов, мандибулометр для измерения нижней челюсти, координатные циркули для измерения глубинных размеров, доски для измерения длинных костей и т. д.

Для получения надежных результатов при антропологических исследованиях требуется соблюдение ряда общих и специальных условий. Важнейшее из них - строгое следование установленным приемам измерений и принятым инструкциям. Достаточно даже незначительного уклонения от определения той или иной антропометрической точки или нарушения в установке измеряемого, чтобы полученные результаты оказались несравнимыми с другими.

В антропометрии находят применение разнообразные способы воспроизведения объекта или элементов его структуры, т. е. его размеров и формы. Таковы методы графического воспроизведения контуров тела, черепа; специальные приемы антропологического фотографирования ; пластическое воспроизведение формы с помощью изготовления слепков; получение отпечатков рельефа кожи; приготовление мазков крови и ряд других методов.

Большое применение в антропологии получили методы вариационно-статистической обработки материалов измерений; с помощью этих методов определяется наиболее представительная, т. е. чаще всего встречающаяся в исследуемой группе величина признака, размах вариаций, статистическая реальность различий между группами, степень их близости между собой и т. д.

5. Психологический тест

Слово "психосоматика" знают все, хотя не все до конца представляют себе, что это такое. Грубо говоря, "психосоматика" - это зависимость физиологического состояния человека от психических факторов. Спина очень чутко прислушивается к психологическим проблемам. Мышцы остро реагируют на любое переживание, особенно если это переживание со знаком минус. Отрицательная эмоция - это нагрузка, тяжесть, которую принял на себя человек. И хоть тяжесть эта не физическая, мышцы спины и шеи реагируют на нее. Чем больше человек испытывает стрессов, тем больше это сказывается на его осанке. И неважно, о ребенке или взрослом идет речь

В основном неправильная осанка формируется в детстве. И повинна в этом не только неправильная поза на уроках. От частых наказаний, двоек, конфликтов тоже портится осанка. Вообще психологических причин неправильной осанки очень много. Вы, к примеру, замечали когда-нибудь, что дети, к которым предъявляют непомерно высокие требования (а они честно пытаются этим требованиям соответствовать), сильно поднимают плечи? Эта привычка часто остается на всю жизнь. Что и свою очередь, влияет на работу мышц, состояние позвоночника и, как следствие, на работу внутренних органов.

Нередко встречается, правда, и обратный эффект: плохая осанка заставляет человека комплексовать, создает ему психологический дискомфорт, который, в свою очередь, опять приводит к разным недугам.

Именно поэтому при исследовании отдельно исследовался уровень адекватной самооценки.

Для выявления уровня самооценки у ребёнка использовался модифицированный тест разработанный С.Г. Якобсон и В.Г. Щур (Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников, – Минск, 1997 с. 58).

Тест, разработанный Г.А. Урунтаевой, использовался с целью определить уровень самооценки в 3 х видах деятельности: рисовании, труде, двигательных упражнениях (Г.А. Урунтаева. Диагностика психологических особенностей дошкольников. – М., 1998).

Тест Т.А. Репиной использовался с целью определения самооценки и оценки личностных качеств детей группы (Г.А. Урунтаева. Диагностика психологических особенностей дошкольников. – М., 1998).

Результаты каждого теста подсчитывались в баллах от 0 до 10. В зависимости от количества набранных баллов испытуемые были разделены на 3 группы:

1 гр. от 7 до 10 баллов – дети с завышенной самооценкой.

2 гр. от 4 до 6 баллов – дети с адекватной самооценкой.

3 гр. от 0 до 3 баллов – дети с заниженной самооценкой.

6. Педагогическое наблюдение

Важный элемент исследования – педагогическое наблюдение. Оно позволяет определить следующие влияющие на развитие осанки факты:

    Режим двигательной активности в детсаду

    психологическая атмосфера в группе

    индивидуальные особенности поведения детей, оказывающие влияние на осанку

В ходе исследования применялись следующие методы Анализ документов. Документами в психодиагностике называют специальные материалы - письменные, фонетические, кино-видео, - и фотоматериалы, обеспечивающие возможность накопления, хранения и передачи отдельной информации о человеке. Знакомство с документами, как правило, позволяет составить самое общее представление о личности изучаемого, выработать предварительную гипотезу 9тносительно некоторых его свойств и качеств, спланировать дальнейшее изучение индивидуально -психологических особенностей с помощью других методов.

Обращение к документам позволяет получить информацию о биографических данных человека, состоянии его здоровья, моральных и психологических качествах, отношениях с товарищами и поведении в коллективе, устойчивости военно-профессиональной направленности, особенностях уже имеющегося профессионального опыта, сделать предварительный вывод о степени соответствия индивидуальных свойств и качеств добровольца требованиям военной профессии. Таким образом, наличие хорошо отработанных документов позволяет в условиях военного комиссариата получить более обоснованную информацию о кандидате и фазу выявить явно непригодного кандидата.

Выводы о качествах личности кандидата, выявленных на основе документальных источников, уточняются и дополняются с помощью других методов психодиагностики, в частности, наблюдения.

Наблюдение. Это один из наиболее объективных и надежных методов оценки индивидуально-психологиеских качеств человека Оно представляет собой целенаправленное и систематическое восприятие действий, поступков, поведения респондента., его отношений к различным явлениям окружающей действительности с целью обнаружения, регистрации и анализа тех факторов, которые могут характеризовать направленность, способности, другие свойства и качества личности.

Цель наблюдения - выявить динамику и особенности проявления в реальной жизнедеятельности тех индивидуально - психологических качеств, которые определяют успешность подготовки человека к военной службе. В ходе наблюдения особый интерес представляют ситуации, связанные с адаптацией к новым условиям, с преодолением трудностей, выполнением заданий, требующих самостоятельности, инициативы, волевых качеств, организаторских способностей, творческого мышления.

Одной из задач методов наблюдения следует считать оценку нервно-психической устойчивости. При решении этой задачи наблюдения целесообразно прежде всего сосредоточить на особенностях моторики, стиль взаимоотношения с окружающими, реакциях сложных критических ситуациях.

В ходе наблюдения о нервно-психической неустойчивости могут свидетельствовать следующие признаки:

Заикание, неловкость, угловатость движения;

Подергивание век и щек, закусывание губ, частое моргание, покраснение кожных покровов лица и шеи, повышенная потливость рук и всего тела;

Развязное поведение, вспыльчивость, раздражительность, частые конфликты с товарищами, отсутствие эффекта от замечаний и бесед;

Изменчивость настроения, легкость возникновения эмоциональных реакций и конфликтов, тенденция к совершению необдуманных поступков;

Нерешительность, излишняя застенчивость и робость или, наоборот чрезмерная общительность, расторможенность, нетерпеливость и суетливость;

Неспособность долго переживать высокий уровень внимания, вялость, значительная зависимость работоспособности от настроения и заинтересованности;

Лживость, «театральная» обидчивость, болезненное самомнение, постоянное обвинение окружающих в несправедливости к себе, претензия на исключительное положение в коллективе.

Результаты наблюдения фиксируются в «Листе наблюдения» (Приложение 1).

Индивидуальная беседа. Беседа один из важнейших и наиболее действенных методов изучения личности. Она позволяет установить прямой контакт и оценить те индивидуальные особенности.. Которые не всегда удается определить с помощью других методов психодиагностики. Беседа в ходе профессионально психологического отбора проводится сотрудниками военкомата Она требует тщательной подготовки, четкого определение целей и последовательности постановки различных вопросов. Также важное значение имеет также выбор места и времени разговора, перед началом беседы следует тщательно ознакомиться с результатами анализа документов, с данными наблюдения и других методов.

Беседа проводится в отдельном помещении, в спокойной товарищеской обстановке. Все вопросы должны быть простыми и понятными, ставить их следует так, чтобы они способствовали развертыванию единично, целостного рассказа кандидата о себе, своей жизнедеятельности, своих интересах и наклонностях. Очень важно в процессе беседы выяснить насколько способен кандидат критически оценивать свои способности и возможности. Индивидуально - психологические качества кандидата., проявляемые им в той или иной деятельности, оцениваются в беседе непосредственно через систему взглядов, суждений и отношений к труду, окружающим людям и самому себе.

Таким образом, при оценке личностных качеств кандидата необходимо обратить внимание не только на высказывания кандидата, но и попытаться выяснить насколько они не расходятся с его реальными поступками и достижениями.

Вся полученная информация сопоставляется со сведениями, отмеченными по результатам изучения документов в «Листе результатов анализа документов и беседы». (Приложение 2) Выявленные в процессе беседы дополнительные данные регистрируются там же.

Анкетирование. Это один из наиболее популярных и проверенных методов исследования личности. Оно помогает (в дополнение других методов) выявить основные события и факты жизненного пути человека, оценить их влияние на становление личности, определить особенности формирования и проявления в реальных условиях жизнедеятельности основных интересов и склонностей, нравственных качеств, профессиональных намерений, обоснованность и устойчивость мотивов поступления на военную службу. Анкеты анализируются не по отдельности, а в совокупности всей полученной информации.

Методики психологического и психофизиологического обследования «Методика S-тест» (Приложение 3) служит для оценки способности к оперированию образами, а также - темпа мыслительных операций. Сущность ее состоит в следующем: испытуемому необходимо определить, частью какой из четырех предложенных фигур является каждый из 150 предлагаемых фрагментов. Обследование проводится на регистрационном листе. Обработка результатов обследования путем подсчета по «ключу». Время решения задач ограничено пятью минутами. Для объяснения используется демонстрационный плакат.

Методика «Установление закономерностей» (Приложение 4) служит для оценки особенностей процесса мышления (активности, сообразительности) и оперативности памяти. Сущность методики состоит в следующем: испытуемому необходимо определить, какое слово зашифровано символами в задании или такое слово отсутствует. Всего на стимульном бланке представлено 30 заданий. Результаты обследования фиксируются на регистрационном листе. Обработка результатов осуществляется путем подсчета количества правильно выполненных в соответствии с «ключом». Время выполнения заданий методики 8 минут. Для

Методика «Арифметический счет» (Приложение 5) направлена на исследование вербально - логического мышления, оперативной памяти, внимания, счетных навыков, оценку темпа мыслительных операций. Содержит 30 заданий. Сущность методики заключается в устном выполнении арифметических действий с целыми числами в пределах от 1 до 100, приведенных на стимульном бланке. Результаты отмечаются испытуемым на регистрационном бланке для оценки используется количество правильных ответов, совпавших с «ключом». Для объяснения используется демонстрационный плакат.

Методика исследования особенностей мышления МИЭМ-2 (Приложение 6) позволяет исследовать способности к абстрагированию и оперированию вербальными понятиями. Содержит 20 заданий, которые необходимо выполнить за шесть минут. Ответы испытуемый отмечает на регистрационном листе. Оценка осуществляется с помощью «ключа» по количеству правильных ответов. Для объяснения используется демонстрационный плакат.

16-факторный личностный опросник Кэттела. оценивает характерологические качества личности, во многом определяющие особенности ее поведения, социальной адаптации и профессионального становления. Методика состоит из 105 вопросов, отражающих обычные жизненные ситуации, на которые предлагается три варианта ответов (а, в, с), задача испьпуемого выбрать один из них Время обследования ориентировочно 25-30 минут. Ответы заносятся испьпуемым в регистрационный лист, а затем обсчитываются с помощью «ключа». Совпадение ответов с пунктами «а» и «с» оценивается двумя баллами, а с пунктом «в» - одним баллом. Исключение составляет шкала фактора «В». Здесь за каждое совпадение с «ключом» присваивается один балл. Сумма баллов по каждой группе вопросов дает в результате значение фактора Максимальная оценка по каждому фактору в результате дает 12 баллов, по фактору «В» - 8 баллов.

Все 16 факторов представлены в биполярной форме (высокие значения -низкие значения):

А- сердечность, доброта- обособленность, отчужденность;

В - высокий интеллект, умный - низкий интеллект, глупый:

С - эмоциональная устойчивость - эмоциональная неустойчивость;

Е - настойчивость, напористость - покорность, зависимость;

F - жизнерадостность - осторожность;

G - высокая совестливость - недобросовестность;

Н - смелость - робость;

I - мягкосердечность, нежность - суровость, жестокость;

L - подозрительность - доверчивость;

М - мечтательность - практичность;

N - проницательность - расчетливость;

О - склонность к чувству вины - самоуверенность;

Q1 - гибкость - ригидность;

Q2 - самостоятельность - зависимость от группы;

Q3 - высокий самоконтроль поведения - низкий самоконтроль поведения;

MD - адекватность самооценки.

Многоуровневый личностный опросник « Адаптивность». (Приложение 7), Методика оценивает способность к социально-психологической адаптации. Теоретической основой методики является представление адаптации, как постоянном процессе активного приспособления человека к новым условиям социальной среды и профессиональной деятельности. Эффективность адаптации в значительной степени зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи, точно соизмеряет свои потребности с имеющимися возможностями и осознает мотивы своего поведения. Искаженное или недостаточное развитое представление о себе ведет к нарушению адаптации, что может сопровождаться повышенной конфликтностью, понижением работоспособности и ухудшением состояния здоровья. Случаи глубокого нарушения адаптации могут приводить к антисоциальным поступкам, срыву профессиональной деятельности и развитию болезней. Время выполнения методики 25-30 минут. Методика «Адаптивность» содержит 165 вопросов. На каждый вопрос обследуемый может отвечать «да» или «нет». Ответы на вопросы заносятся в регистрационном лист.

При определении профессиональной пригодности граждан, поступающих на военную службу по контракту; подсчитываются результаты по шкалам «достоверность» (ДХ «нервно-стистическая устойчивость» (НПУ)-«адаптивные способности « (А), «коммуникативные способности (Ю, «моральная нормативность» (МН). Обработка результатов заключается в подсчете количества ответов., совпавших с «ключом» . По шкале «Д» оценивается степень достоверности ответов. В случае, если общее количество ответов. Совпавших с «ключом», превышает 10. то полученные результаты считаются недостоверными из-за стремления испьпуемого как можно больше соответствовать социально - желаемому типу и проводится повторное его обследование.

Математические методы. Математические методы используются как средство повышения надежности объективности, точности поучаемых данных Основное применение эти методы находят на этапе постановки гипотезы и ее обоснования, а также при обработке полученных в исследовании данных. Математические методы используются психологии не в качестве самостоятельных, а включаются как вспомогательные на определенных этапах эксперимента или тестового обследования.

Данные методы становятся необходимыми, когда в эксперименте исследователь работает одновременно с несколькими переменами, с набором гипотез предполагающих вовлечение в исследования большого массива эмпирических данных.

В нашей работе использовался метод ранговой корреляции Спирмена который позволяет определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками

Если диплом пишется только один раз, то курсовое исследование студент должен проводить как минимум один, а то и два раза в год. У каждой специальности свои особенности, но общие принципы написания едины для всех типов квалификационных заданий. Во введении к курсовой работе необходимо раскрывать методологию – совокупность методов, применяемых в научном проекте.

Метод – это научный инструмент, используемый для получения, обработки и фиксации информации, необходимой для данного исследования.

Большинство этих инструментов едины для всех научных дисциплин, это так называемые общенаучные методы. Также есть частнонаучные методы, используемые в определенных областях науки и характерные именно для нее.

Традиционно принято подразделять методы на две основные группы: теоретические и практические.

К теоретическим относят общие способы научного познания. Это тот логико-познавательный аппарат, которым оперирует вся наука, начиная с античных времен.

К практическим относятся методы, применяемые в опытной, экспериментальной части исследования. Также их называют эмпирическими.

Примеры использования методологии в курсовых работах по разным дисциплинам.

Педагогика:

В данной работе были использованы методы анализа теоретической базы, классификации, аналогии и обобщения тематического материала. В практической части применялись методы анкетирования и наблюдения.

Лингвистика:

В курсовой работе методологическая база включает следующие инструменты изучения: сравнительно-языковой анализ, классификация, синтез научных концепций, гипотеза, сравнение.

История:

Для всестороннего раскрытия обозначенного предмета курсового исследования были применены методы сравнительно-исторического анализа, изучение источников эпохи Екатерины Великой, обобщения, аналогии и сравнения.

Психология:

Методологической основой курсовой работы явились аналитический, классификационный, сравнительный методы. В главе, посвященной практике, были использованы методы наблюдения, опроса, анкетирования и статистического анализа данных.

Юриспруденция:

В данной работе были применены общенаучные методы: анализ, аналогия, классификация, обобщение материалов исследования. Частнонаучную методологию составили: сравнительно-правовой, технико-юридический метод, метод нормативно-правового анализа.

Экономика и финансы:

В целях раскрытия обозначенной темы работы были использованы такие методы, как анализ, синтез, классификация информации, библиографический анализ, экономические расчеты. Специальными методами выступили: вертикальный и горизонтальный анализ финансовой отчетности, статистический и динамический анализ данных.

Математические специальности:

Методологическую базу курсовой работы составили такие методы, как классификация, сравнение, обобщение, синтез, метод математического моделирования, функционального анализа, методика дифференциальных уравнений,.

Информационные технологии:

В курсовом проекте были использованы методы научного анализа, классификации, обобщения, сравнения, дедукции. Специальные методы, применяемые в исследовании: системный анализ, компьютерное и математическое моделирование, информационно-аналитические технологии.

Дополнительно можно посмотреть примеры готовых введении к курсовым работа с описанными и заполненными методами исследования.

Loading...Loading...