По каким законам живут берендеи. Укро-тюрки. Берендеи,торки и другие предки украинцев. Что ждало царя дома

Хан чёрных клобуков

Черноклобуцкий дозор. Конец XII - начало XIII века.Предметы вооружения воина, изображённого справа, реконструированы по материалам кургана у с.Бурты Киевской области. Раскопки И.Е.Бранденбурга 1891 г.

Берендеи , берендичи - кочевой народ тюркского происхождения, назыв. в наших летописях то торками , то черными клобуками . Последнее название, чёрные клобуки - несомненно было родовое по отношению к берендеям и торкам, принадлежавшим к одной и той же семье тюрков, некогда кочевавших в Азии. Первое известие о Б. в наших летописях встречается под г. (о торках - под 985 г.), затем до г. они постоянно почти смешиваются с торками и только с 1146 г. чаще назыв. чёрными клобуками. В начале XIII стол. черные клобуки совершенно исчезают в наших летописях. Замечательны отношения этих берендеев, или торков, живших сначала за Доном, по соседству с болгарами, к нашим князьям. Первоначально, когда они были независимы, они занимались исключительно грабежами и набегами на Русь , но их набеги не были так опасны и опустошительны, как например, набеги печенегов, вследствие, вероятно, их меньшего количества сравнительно с последними. С появлением половцев роль берендеев меняется. Теснимые половцами, они отступают к южным пределам тогдашней Руси и испрашивают позволения поселиться на окраинах Переяславского и Киевского княжеств с обязательством защищать их от набегов степняков. Русские князья не могли, конечно, не согласиться на такую даровую защиту их пограничных владений, и берендеи, поселившись в Поросье и Верхнем Побужье, мало-помалу привыкли к оседлости и к городской жизни (из их городов чаще всего упоминается в летописях Торчевск) и по крайней мере в XII в. могут уже называться полуоседлым народом. Отражая первые нападения кочевников собственными силами, они нередко прибегали для этой борьбы за помощью и к киевскому князю; кроме войны оборонительной, берендеи иногда вели и наступательную, но редко. С половины XII в. Б. принимают весьма деятельное участие в усобицах князей, находясь постоянно на стороне князей киевских - Мономаховичей. Они не были простыми наемниками, служившими в войсках киевского князя за плату, но были скорее людьми домашними, имевшими большое влияние и значение в делах тогдашних киевских князей. Они нередко решали перевес одного князя над другими ( , г. и др.), принимали участие в избрании киевского князя наравне с жителями Киева и других киевских областей (1146, г. и др.); благодаря своей верности киевскому князю они пользовались большим доверием с его стороны: с ними одними киевский князь решался вступать в бой или посылать их для защиты своих городов ( , , 1169 г. и др.). Берендеи - народ воинственный и любивший наиболее тех из киевских князей, которые отличались большей храбростью, как, напр., Изяслава Мстиславича, Мстислава Храброго и др. На войну они являлись в виде легковооруженого войска, в сражении большей частью конные. Хотя верховным повелителем их был великий князь киевский, но они имели еще и своих начальников, которые предводительствовали ими на войне или управляли во время мира. Они язычники, и первые попытки распространения среди них (торков преимущественно) христианства были сделаны в начале XI в. католическими миссионерами.

Берендеи по соглашению с русскими князьями сосредоточиваются в пограничных местах Киевского государства (гл. обр. в Поросье) в качестве поселенцев, несущих военные повинности.

О численности берендеев можно судить но тому, что они обычно выставляли в поход от 1000 до 2500 всадников.

Начиная с середины 12 века вместо с другими «чёрными клобуками» начинают играть видную роль во внутриполитической жизни Южной Руси, часто определяя успех того или иного князя в междоусобных распрях. После нашествия татар берендеи смешались с основным кочевым населеннем Золотой Орды.

Verendea на юге Скандинавии

Литература Самчевского, "

Когда я собирался искать сведения о народе Берендеи, никак не предполагал найти столь противоречивые сведения.

Свое повествование начну для вас вероятно неожиданно — со словаря уважаемого Владимира Даля — человека весьма честного и авторитетного. Чего только нет в его словаре, но слова «берендей», «берендеи», НЕТ !

Этот факт выглядит очень странно, так как даны однокоренные слова с описанием их определения – «берендейка», «берендеить», «берендеечник», «берендеечница», «берендерить». А вот основного, корнеобразующего слова нет.

Прервемся и обратимся к признанным источникам, где слово Берендеи присутствует.

Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона

Берендеи (Берендичи) - кочевой народ тюркского происхождения, назыв. в наших летописях то торками, то черными клобуками.

Первое известие о Берендеях в наших летописях встречается под 1097 г. (о торках - под 985 г.), затем до 1146 г. они постоянно почти смешиваются с торками и только с 1146 г. чаще называются черными клобуками. В начале XIII столетия черные клобуки совершенно исчезают в наших летописях.

Замечательны отношения Берендеев, или торков, живших сначала за Доном, по соседству с болгарами, к нашим князьям. Первоначально, когда они были независимы, они занимались исключительно грабежами и набегами на Русь, но их набеги не были так опасны и опустошительны, как, например, набеги печенегов , вследствие, вероятно, их меньшего количества сравнительно с последними.

С появлением половцев роль Берендеев меняется. Теснимые половцами, они отступают к южным пределам тогдашней Руси и испрашивают позволения поселиться на окраинах Переяславского и Киевского княжеств с обязательством защищать их от набегов степняков. Русские князья не могли, конечно, не согласиться на такую даровую защиту их пограничных владений, и Берендеи, поселившись в Поросье и Верхнем Побужье, мало-помалу привыкли к оседлости и к городской жизни (из их городов чаще всего упоминается в летописях Торчевск) и по крайней мере в XII в. могут уже называться полуоседлым народом.

Кто-то считает, что Берендеи являются одним из этнических предков украинцев. Кто-то — предками запорожских казаков, в частности на это указывает их столица - Переяслав.

Берендеи- тюркские кочевые племена в восточноевропейских степях (XI-XIII вв.). Выделились из огузов.
В 1097 году они впервые упоминаются в русских летописях в связи с более ранним событием: берендеи вместе с торками и печенегами заключили союз с теребовольским князем Василько Ростиславичем. (Повесть временных лет).

Были вассалами русских князей, участвовали в борьбе с половцами, междоусобных войнах на Руси.
Кочевники, именуемые летописью «своими погаными», были не очень надёжными подданными. Они стремились сохранить свою независимость и постоянно навязывали Руси федеративную форму взаимоотношений. Русские князья категорически возражали и требовали безусловной вассальной покорности. На этой почве между сторонами нередко возникали конфликты.

Несчастье берендеев не столько от «зол» природы, сколько от них самих. Зло -- в их делах, в их отношениях друг к другу, в устройстве их жизни. Сами люди не могут навести порядки на своей земле. Сами неравно разделили богатства, сами себе устроили и барство и холопство. Здесь утеряно сочувствие, участие. Здесь беда человека -- беда чужая.

Островскому слышится диалог царя берендеев с одним из своих приближенных -- Бермятой. В нем едкая, ироническая оценка «благополучия» в пределах его страны.

Великий парь счастливых берендеев,

Живи вовек! От радостного утра,

От подданных твоих и от меня

Привет тебе! В твоем обширном царстве

Покуда все благополучно. *

Правда ль?

Воистину.

Не верю я, Бермята.

В суждениях твоих заметна легкость.

Не раз тебе и словом и указом.

Приказано, и повторяю вновь,

Чтоб глубже ты смотрел на вещи, в сущность

Проникнуть их старался, в глубину.

Нельзя ж легко, порхая мотыльком,

Касаться лишь поверхности предметов.

Поверхностность -- порок в почетных лицах,

Поставленных высоко над народом.

Не думай ты, что все благополучно,

Когда народ не голоден, не бродит

С котомками, не грабит по дорогам.

Не думай ты, что если нет убийств

И воровства...

Воруют понемножку.

И ловите?

Зачем же их ловить,

Труды терять? Пускай себе воруют.

Когда-нибудь да попадутся; в силу

Пословицы народной: «Сколько вору

Ни воровать, кнута не миновать».

Итак, мы переходим к первому человеку страны берендеев, в пьесу «поселен» царь -- Берендей. Он сказочен и, как царь, необычен. В нем сосредоточены нити всех жизненных начал его страны. И что совсем необычно, в его уме и сердце «нити» от человеческих дум и чувствований: от умов и сердец берендеев.

Берендей -- не просто средоточие людских настроений, в нем активна мысль, контролирующая, упорядочивающая и направляющая эти настроения. В Берендее совмещаются мудрость и простота, справедливость и доброта, любовь к людям и целомудрие, царская власть и наивная скромность. Берендей - настоящий сказочный царь, таким его хотел видеть Островский.

Мудрая и добрая суть царя Берендея ощущении сложной, конфликтной жизни своего народа, в оценке причин несчастья людей, в поиске способов искоренения таких причин для достижения всеобщего благополучия.

Берендей чуток к настрою жизни. Он слышит людской стон. Он хочет войти в жизнь народную, понять беды народные, причины этих бед. И помочь устроить жизнь без бед и несчастий.

Как все люди «царства», Береядей видит первую причину несчастий -- в непогоде, в отсутствии летнего тепла и в этом -- первая его озабоченность.

Благополучие -- велико слово!

Не вижу я его давно в народе,

Пятнадцать лет не вижу. Наше лето,

Короткое, год от году короче

Становится, а весны холодней,--

Туманные, сырые, точно осень,

Печальные. До половины лета

Снега лежат в оврагах и лядинах,

Из них ползут туманы по утрам,

А к вечеру выходят злые сестры --

Трясучие и бледные кумохи,

И шляются по деревням, ломая,

Знобя людей...

В основах общежития, в людском эгоизме и в отношениях, построенных на эгоизме. В потере людского родства, в утрате любви между людьми, утрате чувства красоты.

В сердцах людей заметил я остуду

Не малую; горячности любовной

Не вижу я давно у берендеев.

Исчезло в них служенье красоте...

Короче, друг, сердечная остуда

Повсюдная, -- сердца охолодели,

И вот тебе разгадка наших бедствий

И холода: за стужу наших чувств

И сердится на нас Ярило-Солнце

И стужей мстит. Понятно?

И тут вот рождается та самая «фантастическая» идея действия. Если понятны причины народного несчастья, почему не уничтожить их? Соединить разъединенных людей, порушить вражду, преодолеть людскую холодность, украсить человеческую жизнь любовью -- вот задача. Свершить это великое дело -- значит добиться всеобщего счастья на земле берендеев.

Бессонницей томимый,

Продумал я всю ночь, до утра вплоть,

И вот на чем остановился: завтра,

В Ярилин день, в заповедном лесу,

К рассвету дня сойдутся берендеи;

Велим собрать, что есть в моем народе,

Девиц-невест и парней-женихов

И всех зараз союзом неразрывным

Соединим, лишь только Солнце брызнет

Румяными лучами по зеленым

Верхам дерев. И пусть тогда сольются

В единый клич привет на встречу Солнцу

И брачная торжественная песнь.

Угодней нет Яриле жертвы!

Островский опускает ла землю борьбу богов. Здесь, на земле, их продолжения -- дети: Снегурочка и Лель, дочь Мороза и сын Ярилы -- Солнца. И суть конфликта здесь, на земле, -- землая, житейская, человеческая. Лель и Снегурочка -- молодые, красивые люди, парень и девушка. Судьба их сводит неспроста. Они должны полюбить друг друга. И если бы так! Тогда бы кончилась вечная борьба тепла и холода. Кончились бы муки берендеев. Однако может ли состояться такое соединение? Ведь оно значило бы гибель Снегурочки! Она бы растаяла от жаркой любви сына Ярилы!.. И так надо. В этом и благо. Таков замысел бога Ярилы.

У некоторых славянских народов весна называлась Лялей или Лелей, что совпадало с древней Ладой, богиней любви и весеннего плодородия. Очевидно родство имени Леля с именем матери Снегурочки - Весны, а также родство их «душ».

Весна - Лель, Весна - Снегурочка, Снегурочка - Лель. Дочь Весны, Снегурочка испытывает влечение к теплым и трепетным стихиям жизни. В этом и кроется разгадка детской привязанности Снегурочки к пастушку.

Снегурочка, сама того не понимая, поступает с Лелем по-детски эгоистично: «Поди от нас, уйди подальше, Лель! / Не я гоню, нужда велит». Снегурочка - дитя, которое может играть или не играть со своей любимой игрушкой (Лелем), но от других оберегает ее болезненно ревностно: «…с другими девицами водиться перестань, ласкаешь их, а мне сердечко больно, целуешь их, а я гляжу да плачу». Но «Солнца любимый сын» и дочь Мороза не будут вместе, так как разные они не только по своей природе, но и по отношению к жизни. Ледяное сердечко Снегурочки еще не только не способно любить, но и не способно к состраданию и жалости, которые свойственны большинству берендеев, в том числе и Лелю.

В стране берендеев образуются союзы без любви. Кажется, что Лель любит Снегурочку, но она холодна, она не может любить. Кажется, что полюбили друг друга Купава и Мизгирь. Но ведь это только кажется, а любви-то нет! Невозможность счастливых союзов обнаруживается при самом их зарождении. Разрушение наметившихся союзов происходит до наступления торжеств в честь Ярилы. Но все дело не в разрушении, а в соединении! В соединении людей на началах любви. Именно -- на началах любви. Вот это чудо и должно произойти. Островский творит это чудо.

Можно предположить, что союз Леля и Купавы обусловлен даже их именами. Очень давно празднество Ярилы называлось Купальскими праздниками. Имена Куп-ало (Куп-ава) обозначали одно и то же плодотворящее божество лета. Значит, «Купава», как и «Ярило», может обозначать «свет», «тепло», «солнце».

А Лель? «Его (солнца) тепло в речах моих… в крови и в сердце». Купава - «солнечная», а Лель - «Солнца любимый сын». Их союз словно освящен самым языческим божеством, да и породы они одной - берендеевской.

Сквозь языческий колорит народной безудержной жизни в «весенней сказке» проходит мысль о христианской любви - любви одухотворенной, в основе которой не страсть, а сострадание и жалость. В старину на Руси говорили: «Жалеет - значит любит»

Снегурочка, сердце которой еще не оттаяло, не может понять поступок Леля - принародный поцелуй с Купавой, в основе которого лежит сострадание и понимание чужого горя.

Не случаен выбор Морозом Бобылей, для которых счастье в том только, «чтобы в руках богатство было». Мороз предпочитает худших лучшим, холодные сердца горячим. Ведь Бобылю, «что день - то пир, что утро - то похмелье, - вот самое законное житье!» В холоде Бобылей, думает Мороз, сохранится и холодная наивность Снегурочки.

Нельзя ли найти сходство между Снегурочкой и Мизгирем, привыкшим не дарить, а покупать любовь. Он, как и Снегурочка, которая только собирается взять у матушки «немножечко сердечного тепла, чтоб только лишь чуть теплилось сердечко», не знает настоящей любви, хотя красавиц видел много. То, что он называл любовью, не горячее чувство, а лишь увлечение. Потому, встретив «лучшую красоту», он, не задумываясь, оставляет прежнюю - Купаву: «Любил тебя, теперь люблю другую - Снегурочку».

Мизгирь той же породы, что и Мороз: властный, холодный, эгоистичный. Он из тех, кто не останавливается перед осуществлением своих желаний и прихотей и не задумывается о своих поступках: «Сердце приказывать привыкло… Вольно ему любить и разлюбить». Мизгирь готов заплатить за любовь: «Люби меня… Дарами бесценными красу твою осыплю бесценную», «возьми бесценный жемчуг, а мне любовь отдай».

Снегурочка для Мизгиря не такая, как все девушки-берендейки, которые и «любят без оглядки», и «обеими руками обнимают», и «весело глядят». Мизгирю нравится необычность Снегурочки:

Опущены стыдливые глаза,

Ресницами покрыты; лишь украдкой

Мелькнет сквозь них молящий нежно взор…

Одной рукой ревниво держит друга,

Другой его отталкивает прочь.

Обделённые сердечной теплотой, а потому чужие для берендеев Снегурочка и Мизгирь были отторгнуты слобожанами.

Но и в душе Мизгиря впервые пробуждается настоящее, истинное чувство любви. И хотя этому чувству пока нет ответа, так как Снегурочке еще не дано любить, искреннее чувство само по себе для Мизгиря -- высочайшая найграда. Потому что именно оно пробуждает в человеке человеческое.

Заключительные сцены «Весенней сказки» показаны на лесной «Ярилиной поляне» в ночь. Здесь собрались все берендеи. И перед восходом солнца происходят удивительные превращения. Люди объединяются и соединяются в общем веселье. Соединяются душами, сердцами.

Однако соединения эти свершаются не без препятствий и не без драматизма. Происходит особенно страстная, великая борьба за любовь. Огнем, разжигающим эту страсть любви и борений, становится Лель, он находит свою любовь. Любовь ответную, горячую. Пастух Лель, которого Мураш не допускал до своего порога, нашел искреннюю любовь его дочери -- Купавы. Отец же Купавы, Мураш, искренне рад за любовь своей дочери. Свершилось то, что ранее казалось невозможным.

«Измена» Леля оскорбляет Снегурочку. В ней рождается чувство тревожной зависти к чужой любви. Она хочет вернуть к себе Леля, вернуть во что то ни стало; Она всюду преследует Леля, умоляет вернуться к ней.

Однако, муки Снегурочки--не от потерянной любви. Ее, любви, не было и нет. Она не способна любить. И страсть ее поэтому -- не любовная. И страсть, и муки, и действа ее -- от ума, а не от сердца, от оскорбленности, от ущемленности ее самолюбия.

Отчаяние, вспыхнувшее вместе с прозрением, гонит Снегурочку к матери Весне. Чтобы выплакать горе, чтобы вымолить любящее сердце.

Родимая, в слезах тоски и горя

Зовет тебя покинутая дочь.

Из тихих вод явись услышать стоны

И жалобы Снегурочки твоей.

Хочу любить, но слов любви не знаю,

И чувства нет в груди...

Мучительную ревность

Узнала я, любви еще не зная.

Отец-Мороз и ты, Весна-Красна,

Дурное мне, завистливое чувство ""

Взамен любви в наследство уделили...

О мама, дай любви!

Любви прошу, любви девичьей.

Когда сердце Снегурочки наполняется любовью, чудо, свершающееся в Снегурочке, оказывается чудом и в сердцах берендеев.

Апофеоз картины, завершающей сказку, в очищении людских судеб от порочных нравов, в обогащении самих людей высокой человечностью.

Любовь Снегурочки живительной влагой разливается по душам берендеев. И согревает их. И объединяет их.

«Весенняя сказка» заканчивается словом царя Берендея и хором всех берендеев под запев сына Ярилы.

Снегурочки печальная кончина

И страшная погибель Мизгиря

Тревожить нас не могут; Солнце знает,

Кого карать и миловать. Свершился

Правдивый суд!..

Изгоним же последний стужи след

Из наших душ и обратимся к Солнцу.

овчарь Святополка Изяславича. Торчин по национальности. В.Н. Татищев называет его Бердием и считает, что он был евнухом Святополка. В 1097 году Беренди по приказу Святополка принимал участие в ослеплении Василька Ростиславича.

Отличное определение

Неполное определение

БЕРЕНДЕИ

в русских летописях также пишутся, как Берендичи и Перейден; это славянизированное племя неизвестного происхождения; в XII в.Б. проживали на лесо-степной окраине Киевской Руси; часто упоминаются вместе с Торками, при чем те и другие имели и общие прозвища Порсян, Черных Клобуков, Черкасов. Имя Перендеи выглядит, как точный перевод скандинавского смысла имени Торков: оба в своих корнях, Тор и Перен, означают одного и того же языческого бога - громовержца, первое у Скан­динавов, второе у Русов и Славян. В Великороссии до недавна с именем Берендеев связывалось сказочное предание о какой то сверхестественной силе, повидимому, как смутное воспоминание о скифском божестве Берендиве и славяно-русском Перуне.

Неполное определение ↓

УДК 821. 161.1

ХРИПТУЛОВА Татьяна Николаевна, кандидат филологических наук, доцент, докторант кафедры филологических основ издательского дела и литературного творчества Тверского государственного университета, Тверь, Россия ptulovatat@ranbler. ш

«БЕРЕНДЕЕВО ЦАРСТВО» Н.И. ТРЯПКИНА

В лирике Н.И. Тряпкина русская сказочная традиция представлена разнообразными сказочными типами и образами, о чем свидетельствуют многочисленные примеры стихотворений поэта. Обращает на себя внимание один из поэтических сказочных образов стихотворений - царь Берендей. Для поэта в его попытках изображения «берендеева царства» оказались важны традиции весенней литературной сказки А.Н. Островского «Снегурочка».

Ключевые слова: Н.И. Тряпкин, А.Н. Островский, волшебная сказка, традиция.

KHRIPTULOVA Tatyana Nikolayevna, Candidate for Doctorate in Philology, Associate Professor, Chair of Philological Aspects of Publishing and Literary Creative Work, Tvyer State University,

Tvyer, Russia [email protected]

«BERENDEY TZARDOM» INTERPRETED BY N.I. TRYAPKIN

Tradition of literary interpretation of Russian fairy tales in Tryapkin"s lyric poetry is represented by various magic characters and images, and multiple examples of poems evidence it. One of the brightest examples of poetic myth images that had drawn attention of this study was Tzar Berendey. The poet found it important in his attempts to represent the «Berendey tzardom» to follow tradition of literary variation by A. N. Ostrovsky of the spring fairytale «The Snow Maiden».

Key words: N.I. Tryapkin, A.N. Ostrovsky, Berendey, fairy tale, tradition.

Поэзия Н.И. Тряпкина представляет собой сложный и оригинальный сплав традиций русской и мировой литературы. Исследователи видели в Тряпкине продолжателя русской классической поэзии (А. Пушкина, М. Лермонтова, Ф. Тютчева, Н. Некрасова) и восприемника опыта старших современников (М. Исаковского, А. Твардовского, Н. Рубцова, Н. Заболоцкого, Я. Сме-лякова), ставили его лирику в непосредственную связь с достижениями русской поэзии конца XX в. (Б. Слуцкого, В. Соколова, Ю. Кузнецова). Но был еще один, не менее важный для Тряпкина, источник его поэтического вдохновения - русское народное творчество. Это подтверждают многие его высказывания, свидетельства современников и творчество поэта: художник ищет и находит народную мудрость, расшифровывает и творчески подходит к ней в своих произведениях, обращаясь к различным фольклорным жанрам: былинам, песням, частушкам, сказкам.

В лирике Тряпкина русская сказочная традиция представлена разнообразными сказочными типами и образами, о чем свидетельствуют многочисленные примеры стихотворений поэта. Например, в стихотворении «Кострома» (1958) древнейший русский город предстает перед читателем в сказочном свете:

Там рыжие лоси в большой снегопад На дровнях по школам развозят ребят,

Там царь Берендей на проспекте живет,

А сказки, что бабки, сидят у ворот .

Обращает на себя внимание один из поэтических образов стихотворения - царь Берендей.

Вообще «берендеи» - дикие кочевники, кочевое племя тюркского происхождения - упоминаются в русских летописях с 1097 г. до конца XII в. «Берендеево царство» воспел А.Н. Островский в своей пьесе «Снегурочка». Осенью 1848 г. драматург, переезжая из Москвы в Щелыково через Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Кострому, услышал местную легенду о царстве счастливых берендеев, которыми правил мудрый и добрый царь. Нигде не сказано, каким путем Берендей пришел к власти, но, несомненно, владел ею по праву. Царство берендеев находилось, согласно народным преданиям, на месте знаменитого Берендеева болота, в центре которого, на острове, сохранились остатки древнего городища. Таким образом, драматург это название «подсмотрел» в летописи или взял его из топонимов .

Представляется интересным сравнить структуру «берендеева царства» в пьесе Островского «Снегурочка» и в стихотворениях Тряпкина.

Для своей пьесы драматург избрал форму поэтической весенней сказки, структурная организация которой такова, что в ней имеют место два царства. Одно то, с которого начинается повествование. Другое то, которое противопоставлено реальному миру . Берендеево царство Островского имеет свою географию, свои законы, свой собственный отсчет времени. Оно абсолютно и самодостаточно. Это мир не идеальный, но счастливый. Нравы и быт берендеев просты. Берендеи миролюбивы, «Берендея держава» «миром красна», «Веселы грады в

стране берендеев/Радостны песни по рощам и долам». У Островского берендеи ведут образ жизни, свойственный большинству племен, населявших среднюю полосу славянских земель . Одна из главных героинь пьесы Островского - Весна, как Сила Природы - говорит о берендеях: «они беспечны»; «частые игры и празднества» - обычное явление в их жизни. Берендеи не знают, что такое междоусобные войны, любовь оберегают как святыню.

В лирике Тряпкина «берендеево царство» - эта «угрюмая страна», с ее «могучей природой», похожей на Россию, зима здесь именно такая, как где-нибудь в лесу средней полосы:

За синие своды,

За вешние воды

Зовут меня детские сказки природы,

На белую гору, к метельному бору,

Отвесить поклон старику Зиморогу.

Сосновые своды, глухие проходы...

Я слушаю тайную флейту природы,

Иду через дремы, очнуться не смея,

К прогалинам детства, в страну Берендея... .

В европейской литературной традиции лес - символ человеческих заблуждений. В русской - источник помощи, которая вдруг придет, когда ее неоткуда ждать, средоточение таинственных сил. Таинственность русского леса скорее манит, чем пугает: «На красные горы, в певучие боры,/Где тучи с громами ведут разговоры,/Где сосны и ели вздыхают о Леле...» .

Считается, что имя «Лель» принадлежало одному из божеств в языческом пантеоне славян, его отождествляли с Купидоном . У Островского образ Леля несет в себе и реальное (в «сказке» драматурга юный Лель - пастух), и сказочное начало, хотя не обнаруживающее себя так, как в образе Снегурочки. У обоих писателей Лель - беспечный баловень судьбы, любимец девушек, поэт и музыкант (у Тряпкина Лель играет на «ворожейной свирели»). Вообще действительность, преломляясь в сознании писателей, нередко приобретает фантастические черты. В берендеевом царстве уживаются и люди, и сказочные существа (у Островского: Вес-на-Красна, Дед-Мороз, Леший, Снегурочка; у Тряпкина - «коньки-сорванцы», «Мороз, поднявший усы», Елка, Баян, «бородатый лес»).

У Островского царь Берендей - заботливый и справедливый правитель, который будет старательно отыскивать причины гнева Ярилы в «неправильном» житье-бытье своих подданных. Его владения превратятся в арену мести Солнечного бога. У Тряпкина царь Берендей -«лицо необыкновенное», волшебное существо, объединяющее в себе народную культуру с народным бытием, с его широтой и общезначительностью:

А про сельский наш корень скажу вам смелей:

Мы фамильнее прежних бояр и князей!

Не на знатных гербах, а на наших горбах Эту Русь начинал еще царь Берендей .

Конфликт, охватывающий мир берендеев Островского («тепло» и «стужа») пронизывает социальный аспект, у Тряпкина «тепло» и «стужа» - это не конфликт, а неотъемлемые составляющие природного мира (зимы и лета как времен года). И гармоничность мира «берендеева царства» Тряпкина заключается в его слитности с природой, а значит - в полной ей подчиненности лирического героя:

Проносятся тучи, проносятся годы,

Меняются земли, меняются воды.

А я эти тропы, и вздохи, и стуки Держу на примете, беру на поруки,

А я эти песни, рожки и свирели Хотел бы оставить в родной колыбели,

Где красные горы, где шумные боры,

Где я на дулейке искал переборы.

И слушал земли заповедные Веды,

Садясь на пенек для высокой беседы... .

Итак, народно-поэтическая культура специфично преломилась в поэзии Тряпкина, вос-принимаясь не только в «чистом виде», но и через литературную традицию, в частности, через традицию А.Н. Островского. Для поэта в его попытках приблизиться к народно-сказочной России близкими оказались традиции весенней литературной сказки Островского «Снегурочка».

1. Бурдакова Т. Кто есть кто в Царстве Берендея // Литература №1. 2000 - С. 5-7.

2. Соловьева В. Берендеево царство // Литература. №1. 2000. - С. S-9.

3. Богданова С. Мифологические мотивы в сюжете пьесы «Снегурочка» // Литература. №1. 2000. - С. 10-11.

4. Кошелева И.Н. Фольклорный мир в поэзии Н. Тряпкина, Ю. Кузнецова, В. Высоцкого: Способы реализации фольклорной цитации в стихотворном тексте. Дисс. ... канд. филолог. наук. - Бийск. 2005. -177 с.

б. Тряпкин Н.И. Избранное: Стихотворения. - М.: Худ. лит-ра, 19S4. - 560 с.

б. Тряпкин Н.И. Излуки: Стихотворения. - М.: Молодая гвардия, 19S7. - 159 с.

1. Burdakova T. Kto est kto v TSarstve Berendeya // Literatura №1. 2000 - S. 5-7.

2. Soloveva V. Berendeevo tsarstvo // Literatura. №1. 2000. - S. S-9.

3. Bogdanova S. Mifologicheskie motivy v syuzhete pesy "Snegurochka" // Literatura. №1. 2000. - S. 10-11.

4. Kosheleva I.N. Folklornyy mir v poezii N. Tryapkina, YU. Kuznetsova, V. Vysotskogo: Sposoby realizatsii folklornoy tsitatsii v stikhotvornom tekste. Diss. ... kand. filolog. nauk. - Biysk. 2005. -177 s.

б. Tryapkin N.I. Izbrannoe: Stikhotvoreniya. - M.: KHud. lit-ra, 19S4. - бб0 s.

б. Tryapkin N.I. Izluki: Stikhotvoreniya. - M.: Molodaya gvardiya, 19S7. - 159 s.

Loading...Loading...