Кафедра психоанализа и бизнес-консультирования. Психоаналитическая философия (Philosophy of Psychoanalysis)

7. «Там, где было Оно, должно стать Я»

Нанесенный психоанализом психологический удар по нарциссическому Я заставил многих теоретиков и практи-ков по-новому взглянуть на человека, традиционно счи­тавшегося символом и оплотом сознательной деятельно­сти. Что касается Фрейда, то в своей исследовательской и терапевтической работе он стремился показать, каким об­разом и почему самомнение человека о всесилии и веемо-гуществе своего Я представляется ничем иным, как иллю­зией, навеянной желанием быть или казаться таким, ка­ким он не является на самом деле. При этом основатель психоанализа значительное внимание уделил раскрытию именно слабых сторон Я, чтобы тем самым развеять суще­ствующие иллюзии о его всемогуществе.

Однако это вовсе не означало, что подчеркивание в исследовательском плане слабого Я оборачивалось в практике психоанализа низведением человека до несча­стного существа, обреченного на вечные страдания и муки вследствие своего бессилия перед бессознательны­ми влечениями, силами и процессами. Напротив, тера­певтические усилия психоанализа преследовали важ­ную цель, направленную в конечном счете на укрепле­ние слабого Я. В рамках классического психоанализа ре­ализация данной цели означала перестройку организа­ции Я в таком направлении, благодаря которому его функционирование могло быть более независимым от Сверх-Я и способствующим освоению территории Оно, ранее неизвестной человеку и остающейся бессознате­льной на протяжении его предшествующей жизни. Па­фос терапевтической деятельности психоанализа наи­более точно был отражен в классическом положении Фрейда, прозвучавшем в его работах недвусмысленно и вполне определенйо: «Психоанализ является тем оруди­ем, которое должно дать «Я» возможность постепенно овладеть «Оно» или, в более краткой форме, «Там, где было Оно, должно стать Я» .

Надо сказать, что часто приводимая в зарубежных и отечественных исследованиях психоаналитическая мак­сима «Там, где было Оно, должно быть Я» общеизвестна. Менее известно то, что данная максима, составляющая кредо психоанализа, является, по сути дела, измененным


по форме изречением немецкого философа Э. фон Гарт-мана, на которого, как уже обращалось внимание, Фрейд ссылался в своей работе «Толкование сновидений». В тру­де «Философия бессознательного» Гартман писал буква­льно следующее: «Везде, где сознание в состоянии заме­нить Бессознательное, оно должно заменить его» . Не исключено, что, как и в случае с методом сво­бодных ассоциаций, почерпнутым Фрейдом из статьи Л. Берне, общеизвестная психоаналитическая максима была воспринята им непосредственно из соответствующе­го труда Гартмана. В рассматриваемом контексте нет не­обходимости выяснять вопрос о том, является ли психоа­налитическое положение «Там, где было Оно, должно быть Я» фактом криптомнезии или Фрейд самостоятельно сформулировал данное положение. Более существенно то, что структурный подход к осмыслению человеческой пси­хики, позволивший выявить слабости Я, не только не ли­шил психоанализ интенции на необходимость осознания бессознательного, но и еще раз продемонстрировал на­правленность терапевтических усилий.



Вместе с тем структуризация психики и рассмотрение несчастного Я через призму опасностей, подстерегающих его со стороны внешнего мира, Оно и Сверх-Я, поставили Фрейда перед необходимостью осмысления того психиче­ского состояния, в котором может пребывать беззащитное Я. Как показал основатель психоанализа, подвергнутое опасностям с трех сторон и не способное всегда и во всем давать достойный отпор, несчастное Я может стать сосре­доточением страха. Дело в том, что отступление перед ка­кой-либо опасностью чаще всего сопровождается у чело­века появлением страха. Беззащитное Я сталкивается с опасностями, исходящими с трех сторон, то есть возник­новение страха у него троекратно увеличивается. Если Я не может справиться с грозящими ему опасностями и, соответственно, признает свою слабость, то в этом случае как раз и возникает страх. Точнее говоря, Я может испыты­вать три рода страха, которые, по мнению Фрейда, сводят­ся к реальному страху перед внешним миром, страху совес­ти перед Сверх-Я и невротическому страху перед силой страстей в Оно [ 11. С. 348].

Таким образом, структурный подход к психике и вы­явление слабостей Я привели Фрейда к постановке воп­роса о страхе, имеющего важное исследовательское и те-

рапевтичеекое значение в психоанализе. Разумеется, ра­бота «Я и Оно» не послужила для него открытием фено- j мена страха как такового. Проблематика страха служила предметом его размышлений и в более ранний, по срав­нению с 20-ми годами, период развития психоаналити­ческих идей и концепций. Тем не менее выявление Фрейдом трех видов страха подтолкнуло его к дальней- J шему исследованию соответствующей проблематики, занимающей существенное место в классическом пси­хоанализе и оказавшейся в центре внимания как многих последователей Фрейда, так и тех, кто внес различного | рода изменения в его концептуальные построения. Поэ­тому следует, на мой взгляд, более подробно рассмотреть взгляды Фрейда на проблему страха тем более, что они ме­нялись на протяжении его многолетней исследователь­ской и терапевтической деятельности.


Глава 17 ПРОБЛЕМА СТРАХА

Нанесенный психоанализом психологический удар по нарциссическому Я заста­вил многих теоретиков и практиков по-новому взглянуть на человека, который традиционно считался символом и оплотом сознательной деятельности. Фрейд же в своей исследовательской и терапевтической работе стремился показать, каким образом и почему самомнение человека о всесилии и всемогуществе своего Я пред­ставляется не чем иным, как иллюзией, навеянной желанием быть или казаться таким, каким он не является на самом деле. При этом основатель психоанализа значительное внимание уделил раскрытию именно слабых сторон Я, чтобы тем самым развеять существующие иллюзии о его всемогуществе.

Это вовсе не означало, что подчеркивание в исследовательском плане слабого Я оборачивалось в практике психоанализа низведением человека до несчастного суще­ства, обреченного на вечные страдания и муки вследствие своего бессилия перед бес­сознательными влечениями, силами и процессами. Напротив, терапевтические усилия психоанализа преследовали важную цель, направленную на укрепление слабого Я. В рамках психоанализа реализация данной цели означала такую перестройку органи­зации Я, благодаря которой его функционирование могло быть более независимым от Сверх-Я и способствующим освоению территории Оно, ранее неизвестной человеку и остающейся бессознательной на протяжении его предшествующей жизни. Фрейд исходил из того, что поскольку Я пациента ослаблено внутренним кон­фликтом, то аналитик должен придти к нему на помощь. Используя соответствующую технику, основанную на психоаналитической работе с сопротивлениями и перено­сом, аналитик стремится оторвать пациента от его опасных иллюзий и укрепить его ослабленное Я. Если аналитику и пациенту удастся объединиться против инстинк­тивных требований Оно и чрезмерных требований Сверх-Я, то в процессе психоана­литического лечения происходит преобразование бессознательного, подавленного в предсознательный материал, осознание бесплодности предшествующих патологи­ческих защит и восстановление порядка в Я. Окончательный исход лечения будет зависеть от количественных отношений, то есть от доли энергии, которую может мобилизовать аналитик у пациента в пользу аналитической терапии по сравнению с количеством энергии сил, работающих против исцеления как такового.

Часто приводимая в зарубежных и отечественных исследованиях психоанали­тическая максима «Там, где было Оно, должно быть Я» общеизвестна. Менее извест­но, что данная максима, составляющая кредо психоанализа, является, по сути дела, измененным по форме изречением немецкого философа Э. фон Гартмана, на ко­торого Фрейд ссылался в своей работе «Толкование сновидений» (1900). В тру­де «Философия бессознательного» (1861) Гартман писал, что везде, где сознание в состоянии заменить бессознательное, оно должно заменить его. Не исключено, что, как и в случае с методом свободных ассоциаций, почерпнутым Фрейдом из статьи Л. Бёрне, общеизвестная психоаналитическая максима была воспринята им непосредственно из соответствующего труда Гартмана. В рассматриваемом контек­сте нет необходимости выяснять вопрос о том, является ли психоаналитическое по­ложение «Там, где было Оно, должно быть Я» фактом криптомнезии, или Фрейд самостоятельно сформулировал данное положение. Более существенно то, что структурный подход к осмыслению человеческой психики, позволивший выявить слабости Я, не только не лишил психоанализ интенции на необходимость осозна­ния бессознательного, но и еще раз продемонстрировал направленность терапев­тических усилий.

Вместе с тем структуризация психики и рассмотрение несчастного Я через приз­му опасностей, подстерегающих его со стороны внешнего мира, Оно и Сверх-Я, поставили Фрейда перед необходимостью осмысления того психического состоя­ния, в котором может пребывать беззащитное Я. Как показал основатель психоана­лиза, подвергнутое опасностям с трех сторон и неспособное всегда и во всем давать достойный отпор, несчастное Я может стать сосредоточением страха. Дело в том, что отступление перед какой-либо опасностью чаще всего сопровождается у чело­века появлением страха. Беззащитное Я сталкивается с опасностями, исходящи­ми с трех сторон, то есть возможность возникновения страха у него троекратно увеличивается. Если Я не может справиться с грозящими ему опасностями и, со­ответственно, признает свою слабость, то в этом случае как раз и возникает страх. Точнее говоря, Я может испытывать три рода страха, которые, по мнению Фрейда, сводятся к реальному страху перед внешним миром, страху совести перед Сверх-Я и невротическому страху перед силой страстей Оно.

Таким образом, структурный подход к психике и выявление слабостей Я приве­ли Фрейда к постановке вопроса о страхе. Разумеется, работа «Я и Оно» не послужила для него открытием феномена страха как такового. Проблематика страха слу­жила предметом его размышлений и в более ранний, по сравнению с 20-ми годами, период развития психоаналитических идей и концепций. Тем не менее, выявление Фрейдом трех видов страха подтолкнуло его к дальнейшему исследованию соответ­ствующей проблематики, занимающей существенное место в психоанализе и оказав­шейся в центре внимания как многих последователей Фрейда, так и тех, кто внес различного рода изменения в его концептуальные построения.

Вопросы для самопроверки

1. Каково психоаналитическое понимание структуры психики?

2. В чем заключаются основные характеристики Оно, Я и Сверх-Я?

3. Каковы взаимоотношения между Оно, Я и Сверх-Я?

4. Как и каким образом возникают внутрипсихические конфликты?

5. На чем основывается психоаналитическая трактовка «несчастного Я»?

6. К чему ведет гиперморальность Сверх-Я?

7. Как и каким образом возможно укрепление ослабленного Я пациента?

8. Какова цель психоанализа с точки зрения структурных составляющих пси­хики?

Тема 6. Страх

Невроз страха и детские фобии. Реальный и невротический страх. Страх, боязнь, испуг. Страх и вытеснение. Травма рождения и страх смерти.

Цель и задачи изучения:

Ознакомление с первой и второй теориями страха

Изучив данную тему, студент должен:

1) знать психоаналитические концепции страха, связь страха с вытеснением

2) уметь различать разновидности страха

В Калининграде 8 ноября, в канун 80-й годовщины Хрустальной ночи, торжественно открыли Новую синагогу. Ее возвели на месте Большой Кенигсбергской синагоги XIX века, которая была разрушена во время еврейского погрома в 1938 году, ставшего началом холокоста. С тех пор в Калининградской области не было ни одного иудейского молитвенного дома. Новое здание внешне максимально приближено к историческому. В Федерации еврейских общин России надеются, что синагога станет одним из духовных и культурных центров региона.

Вчера в центре Калининграда, бывшего Кенигсберга, прошел большой праздник - несколько сотен людей собрались на торжественное открытие синагоги. Для горожан это важное событие, потому что исторической застройки почти не осталось, а Новая синагога максимально повторила облик своей предшественницы. Здание возвели на историческом месте - том самом, где в 1896 году открыли Новую либеральную синагогу Кенигсберга. Тот молитвенный дом был одним из красивейших в Германии: это было грандиозное сооружение на 2,5 тыс. мест, высотой 46 м из темно-красного кирпича - лишь немногим ниже расположенного неподалеку Кафедрального собора, высота которого 50,75 м.

Мы жили совсем рядом с Новой синагогой, ходили в нее и учились в школе при ней, - рассказала «Известиям» очевидица событий Хрустальной ночи в Кенигсберге Нехама Дробер. - Мы любили нашу синагогу. Она была очень красивая и снаружи, и внутри. Я хорошо помню праздники в ней. Приходило очень много народу. Мы, дети, ходили с флажками вокруг синагоги, нам давали конфеты. Было много радости.

До наших дней от Кенигсбергской синагоги сохранились только фрагменты фундамента.

Я много лет договаривалась с властями, чтобы нам сдали в аренду этот участок, - пояснила «Известиям» директор Фонда возрождения синагоги Калининграда, архитектор Наталья Лоренс. - Нам было важно построить синагогу на историческом месте. Оно для нас уникально. Здесь началось зло, здесь оно должно и закончиться.

По старым чертежам

При строительстве Новой синагоги использовались фотографии и чертежи исторического здания. Однако воссоздать синагогу на историческом фундаменте было невозможно, потому что выделенный под строительство участок имеет другие границы.

Он меньше: красная линия сдвинулась вглубь на 7,5 м, на участке появилась новая улица (Солнечный бульвар), через нее сейчас к Кафедральному собору проходит высоковольтный кабель, - рассказала Наталья Лоренс. - Кроме того, для сохранения проезда к жилому дому, где когда-то был сиротский приют для еврейских детей, пришлось предусмотреть арку. Чтобы выдержать исторические пропорции синагоги, мы были вынуждены сделать ее на 10 м ниже. Разумеется, она получилась не такой вместительной, как прежняя.

Многое во внешнем облике здания напоминает Кенигсбергскую синагогу: главный купол, башенки, декоративные элементы фасада. Но из-за новых габаритов пришлось отказаться от использования красного кирпича. У нового здания железобетонная конструкция и вентилируемый навесной фасад из мрамора и травертина.

Объединение общины

Открытие синагоги в Калининграде - огромное событие для местной иудейской общины, потому в последние 80 лет в округе вообще не было ни синагоги, ни общинного центра. По словам президента Федерации еврейских общин России (ФЕОР) Александра Бороды, Новая синагога должна стать местом духовного притяжения для евреев всего региона.

В Калининград также приезжает большое количество туристов из разных стран, и мы хотим создать благоприятную атмосферу для всех. Кроме, непосредственно, синагоги в общине будет создана полноценная инфраструктура для религиозной и общественной жизни, - пояснил «Известиям» Александр Борода. - Во-вторых, мы хотим с особой заботой отнестись к исторической памяти этого места.

Президент ФЕОР считает, что новая синагога должна стать своего рода символом возрождения еврейской жизни Калининграда, но в то же время служить напоминанием о прошлом.

Напоминанием не только прихожанам общины - а всем, кто интересуется историей того времени. Не случайно открытие приурочено к годовщине Хрустальной ночи - это поможет нам вновь обратить внимание общественности на все ужасы Второй мировой войны. На то, к чему может привести межнациональная ненависть. И, конечно, увековечить память безвинных жертв той страшной трагедии, - сказал Александр Борода.

По словам главного раввина России Берла Лазара, воссоздание синагоги в Калининграде - это знак, что евреи сейчас чувствуют себя в стране уверенно и комфортно.

Есть уважение, есть хорошие отношения с нашими соседями. Межнациональная атмосфера сегодня очень хорошая, межконфессиональная уникальная, - пояснил главный раввин России. - Это знак, что здесь даже те евреи, которые, может быть, скрывали свою национальность, объявят об этом, постараются больше узнать о нашей истории и станут полноценными членами общины.

В церемонии открытия синагоги в качестве почетного гостя принял участие артист и телеведущий Леонид Якубович. Значение события он пояснил «Известиям» так:

Вера - это то, что объединяет людей. По большому счету, не имеет значения, синагога это, мечеть или православный храм. Истинная вера - это великое объединяющее начало. И чем больше будет таких культовых сооружений, тем больше уверенность, что вера приведет к светлому. Ибо без веры человек жить не может.

Руины. Гестапо. Цирк-шапито

Кенигсбергскую синагогу сожгли во время Хрустальной ночи - еврейского погрома 9–10 ноября 1938 года, охватившего всю нацистскую Германию. В те дни были уничтожены многие еврейские молитвенные дома и лавки, погибло множество людей. Хрустальная ночь считается началом холокоста. Огонь полностью уничтожил внутреннее убранство Кенигсбергской синагоги и собрание философской библиотеки еврейской общины города.

Когда сожгли синагогу, мне было 11 лет, - вспоминает Нехама Дробер. - Соседи, жившие с нами в одной квартире, держали еврейский ресторанчик. Его разрушили в Хрустальную ночь. Они прибежали домой, стучали в дверь и кричали: «Синагога горит!» Мы с сестрой Ривой побежали к окну и увидели огромное пламя. Стояли и смотрели, как она горела. Это было страшно.

По словам Нехамы Дробер, дети тогда хорошо понимали, что происходит. Потому что уже несколько лет евреи подвергались сильным притеснениям.

Мой папа был перевозчиком, то есть, по-современному, занимался логистикой. Но в 1933 году он потерял работу. С тех пор трудился только на принудительных работах. Нам всё было запрещено, немецкие дети на улице кидали в нас камни, плевали на нас, кричали: «Юче, юче!» Мы боялись ходить по улицам, - рассказала женщина.

От синагоги остались руины. Они простояли несколько лет, а потом на их месте построили бараки. В них заселили евреев, привезенных на работы из Польши. А в здании сиротского приюта для еврейских детей расположилось гестапо. В послевоенное время участок пустовал, в последние годы эту территорию занимал цирк-шапито.

Строительство синагоги в Калининграде велось четыре года и еще не закончено. Почти завершена только внешняя отделка здания, внутреннее убранство выполнено лишь частично. Синагога включает два молитвенных зала (для женщин и мужчин), благотворительную столовую, кошерный ресторан и магазин, микву (бассейн для ритуального омовения), детский сад и школу, комнаты для проведения праздников, библиотеку, читальный зал, аудиторию для занятий и другие помещения.

В перспективе вокруг синагоги будет построен целый квартал общественных зданий, выполненных в стиле застройки Кенигсберга. Там появятся культурно-деловой и образовательный центры, отель и ресторан.

Сознание собственного «Я»

Это сознание представляет собой неразрешимую загадку, если смотреть на душевную жизнь человека как на механическое отражение в сознании физических состояний человеческого организма, потому что с точки зрения этого взгляда можно объяснить собственно не единство сознания во всем разнообразии его действительных явлений, а только одинаковость связи этих явлений в силу объективно данных условий.

Следовательно, было бы ошибкой смотреть на душевную жизнь человека, как на механически определенный ряд психических явлений или комплексов этих явлений, а не как на сознание самого сознания, как безусловного единства и как действительной причины психических явлений, ибо такой подход является совершенно достаточным, чтобы можно было раскрыть тайну сознания человеческой личности, не заменяя фактов гипотезами.

Фактически человек существует, как живой организм, деятельность которого необходимо связана всеобщими законами физического мира. Поэтому, как в своей физической природе, так и во всем содержании своей физической жизни человек является собственно вещью внешнего мира и, как всякая вещь, связан со всеми другими вещами этого мира механическим законом взаимодействия.

Однако внутренний процесс человеческой жизни непосредственно сознается человеком не как особая форма выражения физических движений организма и даже не как простое отражение в сознании объективно данных отношений мира и организма, а как последовательное развитие живых состояний самого же сознания. И если бы не было сознания «Я», душевная жизнь была бы невозможна, потому что психические явления тогда могли бы связываться между собою лишь по чисто механическим соотношениям сходства или различия, существования или последовательности, а эта механическая связь представляет собой не душевную жизнь, а только простой механизм душевных явлений. В сознании же «Я», отдельные психические явления связываются вместе единством самого сознания и, в силу этой связи, последовательное положение явлений становится процессом жизни сознания. Следовательно, живут собственно не психические явления, а живет сознание, и сознание живет только в том случае, когда оно создает себя самого, т.е., когда оно есть самосознание, следовательно, - когда оно и есть личность истинного человека, и в своей деятельности выражается как личность сознанием «Я».

Объединяя научные теории, невролог доктор Антонио Дамасио берется исследовать важные вопросы - о сознании, понимание собственного «я» и природу ума, экспериментально и на практике.

Его первая неспециализированная книга «Descartes "Error» была опубликована в 1994 году и привела к коренному слому в понимании того, какую роль играют эмоции в человеческой рациональности и принятию решений. Его последняя книга «Self Comes to Mind» исследует как люди и некоторые животные развивают понимание собственного «я», и, что это говорит нам о природе ума.

Рассматривая собственное «я» и эмоции, мы в конце концов приходим к выводу, что они имеют общую цель, и эта цель - упорядочивать нашу жизнь.

Эмоции - это одни из самых инструментов, которые помогают лучше регулировать жизнь. Они позволяют нам справляться с угрозами и возможностями. А роль собственного «я», значит, такая же.

Мы развивали ум, чтобы получить лучшее видение мира, это необходимо для того, чтобы выжить. Его «я» - это как паспорт организма .

Осознание собственного «Я» и развитие самооценки личности всегда было актуальными для человека, который хочет добиться в жизни успеха. В настоящее время актуальность высокой самооценки велика, так как именно она способствует карьерному росту, является решающей в общении с людьми и формировании жизненной позиции человека. Отражая уровень удовлетворения не удовлетворение собой, самооценка создает основу для восприятия собственного успеха или неуспеха в деятельности, достижения цели определенного уровня, то есть уровня притязаний личности.

«Я-концепция» - это выявление самосознания. Она представляет собой динамическую систему представлений о себе. Однако следует заметить, что в отличие от самосознания, образ «Я», кроме осознанных компонентов, содержит бессознательное «Я» на уровне самочувствия, представлений. Главная функция образа «Я» - обеспечить интегрированность, целостность индивида, его личностную сущность достичь субъективной гармонии.

Многие ученые рассматривали эту проблему. Известный психоаналитик Фрейд считал внутренним источником развития «Я» личности противоречие между его реальным и идеальным компонентами (борьба «Эго» и «Супер-Эго»). А. Маслоу видел внутреннее противоречие в несоответствии реального уровня самоактулизации индивида, его возможном уровню. В результате субъект ищет новые способы поведения, которые позволяют ему более самоактулизуватися. В своих концепциях самоактулизации личности как стремление к самовыражения Маслоу дает описание требований, которым должен соответствовать индивид . Роджерс подчеркивает способность человека к личностному самосовершенствованию. Центральным понятием его теории является понятие «Я», поскольку каждый человек решает: кто я? Что я могу сделать, чтобы стать тем, кем я хочу быть?

Е. И. Бойко представлены результаты исследований научной школы в познании физиологических механизмов психической деятельности. Учёным анализируется предложенный в школе новый подход к решению психофизиологической проблемы происхождения «Я». Описан новый оригинальный метод изучения физиологических механизмов высших психических процессов человека, полученные с его помощью результаты и теоретические обобщения, касающиеся мозговой организации произвольного внимания, избирательного восприятия, следов кратковременной памяти, актов умственного сопоставления объектов, произвольных двигательных реакций по предварительной словесной инструкции.

Итак, «Я-концепция» - это оценочно-познавательная система, переживается и более-менее осознается индивидом. На ее основе составляется отношение индивида к себе и к другим, опирается на личностную самооценку своих возможностей, способностей, характера. Э. Фромм отмечает: «Мое собственное« Я »должно быть таким же объектом моей любви, как и другой человек. Утверждение собственной жизни, счастья, развития свободы укоренено в моей способности любить, т.е. в заботе, уважении, ответственности и знаниях. Если индивид способен любить творчески, он любит и себя; если он любит только других, он вообще не может любить ». Итак, образ «Я» выступает как регулятор взаимоотношений, межличностных отношений человека.

В современных психологических исследованиях подчеркивают роль образа «Я» как обобщенного механизма саморегуляции личности, отмечают, что именно образ «Я» обеспечивает идентификацию, личностную ответственность, порождает чувство социальной причастности. Механизм саморегуляции «Я-концепции» проявляется в вербализованной форме: собственному желанию - «я хочу», осознание своих возможностей - «я могу», требовательности - «мне нужно», целеустремленности - «я хочу» . Следует отметить, что центральным компонентом «Я-концепции» является самооценка личности. Самооценка выполняет регулирующую и защитную функции, влияет на поведение, деятельность и развитие личности, ее отношения с другими людьми.

Мелани Кляйн (1882-1960) большое значение придает доэдипальным стадиям развития индивида, на которых явно прослеживаются как объектные отношения, так и элементарные защитные механизмы. Эти выводы Кляйн противоречат и классическим, и более современным взглядам психоаналитиков на процесс развития ребенка.

Она обнаруживает, что уже на ранних стадиях развития ребенка наблюдаются такие проявления Я и Сверх-Я, которые Фрейд относил к более поздним стадиям развития, например, к фаллической. В книге 1932 г. "Психоанализ детей" и в более поздних своих работах "Печаль и ее отношение к маниакально-депрессивным состояниям" 1940 г., "Заметки о некоторых шизоидных механизмах" 1946 г., она показала, что уже с самого рождения у ребенка обнаруживаются два противоположных инстинкта - влечение к жизни и влечение к смерти. Влечение к смерти воспринимается младенцем как преследование, поэтому, чтобы справиться с этим страхом, он обороняется с помощью примитивные защитных механизмов.

Для развития личности эффективна достаточно высокая общая самооценка, что соотносится с адекватными частичными самооценками разного уровня. Стойка и одновременно достаточно гибкая самооценка, которая при необходимости может меняться под влиянием новой информации, накопленного опыта, оценок других людей, - оптимальна как для личностного роста, так и для продуктивной деятельности. Отрицательной этом отношении чрезмерно устойчивая, ригидная самооценка, а также слишком неустойчива, такая, что меняется при наименьших воздействий.

Самосознание личности чутко регистрирует с помощью механизма самооценки соотношение собственных притязаний и реальных достижений. Важным компонентом образа «Я» личности является самоуважение, которая определяет соотношение настоящих достижений и того, на что человек претендует, рассчитывает. Американский психолог У. Джемс предложил формулу определения самоуважения, в числителе которой представлены реальные достижения индивида, в знаменателе - его притязания .

Идеалом разностороннего разложения человека есть гармоничная личность. Представление человека о самом себе не всегда адекватное, а именно, когда не совпадают ее реальное «Я» с представлением ее идеального «Я». Считают, что личность достигает самосовершенствования только путем внутренней борьбы и кризисов. Однако есть и другой взгляд, в частности М. Мольц считал, что кризис можно контролировать. «Никогда не поздно изменить образ собственного «Я», а значит начать новую жизнь», - писал он и как путь к счастью предлагал выработать положительное отношение к самим себе. Чем высшей процент правильных положительных представлений человека о себе, тем безпроблемнее его жизнь. Настоящий оптимист не ругает себя даже когда в чем-то проигрывает, терпит неудачу, а анализирует, ищет ошибки и просчеты, а потому в дальнейших действиях успехи закрепляются, а неудачи корректируются. Усиливается координация «Я», что фактически означает личностный рост.

Поэтому, следует заметить, что роль самооценки в развитии личности весьма значительна. Она влияет на жизнь человека, его отношение к окружающим и к самому себе. Самоосознание своего собственного «Я» означает новый этап в развитии личности, поскольку становится возможным овладение процессом ее развития, активного и целенаправленного воспитания, и как следствие достижения целей, которые перед собой ставит человек.

Loading...Loading...