Дыхательные аппараты назначение составные части. Дыхательные аппараты со сжатым воздухом: устройство, классификация, техническое обслуживание и область применения. Дыхательные аппараты со сжатым воздухом

ВВЕДЕНИЕ

Прототипом всех современных кислородных изолирующих проти­вогазов является дыхательный аппарат "Аэрофор" со сжатым кислородом, созданный в 1853 г. в Бельгии в Льежском университете. С того времени многократно менялись тенденции развития КИП и улучшались их техни­ческие данные. Однако принципиальная схема аппарата "Аэрофор" сохра­нилась до настоящего времени.

Вопрос 2.Устройство кислородных противогазов

Кислородный изолирующий противогаз (далее - аппарат) - реге­неративный противогаз, в котором атмосфера создается за счет регенерации выдыхаемого воздуха путем поглощения из него двуокиси углерода и добав­ления кислорода из имеющегося в противогазе запаса, после чего регене­рированный воздух поступает на вдох.

Противогаз должен быть работоспособным в режимах дыхания, ха­рактеризующихся выполнением нагрузок: от относительного покоя (легоч­ная вентиляция 12,5 дм 3 /мин) до очень тяжелой работы (легочная венти­ляция 85 дм 3 /мин) при температуре окружающей среды от -40 до +60°С, а также оставаться работоспособным после пребывания в среде с темпера­турой 200°С в течение 60 с.



В состав противогаза должны входить:

корпус закрытого типа с подвесной и амортизирующей системой;

баллон с вентилем;

редуктор с предохранительным клапаном;

легочный автомат;

устройство дополнительной подачи кислорода (байпас);

манометр со шлангом высокого давления;

дыхательный мешок;

избыточный клапан;

регенеративный патрон;

холодильник;

сигнальное устройство;

шланги вдоха и выдоха;

клапаны вдоха и выдоха;

влагосборник и (или) насос для удаления влаги;

лицевая часть с переговорным устройством;

сумка для лицевой части.

В последнее время дыхательные аппараты со сжатым воздухом (ДАСВ) завоевывают все большее признание у работников пожарной охра­ны. Кислородные изолирующие противогазы, хотя и отличаются надеж­ностью, относительно небольшой массой и значительным условным вре­менем защитного действия, имеют существенные недостатки, которые исключают дальнейшее применение их в качестве основного СИЗОД в пожарной охране.

При передвижении и выполнении различных видов работ такие физиологические показатели человека, как частота сердечных сокращений, легочная вентиляция, частота дыхания, артериальное давление, возрастают. При работе в КИП, кроме того появляется дополнительная нагрузка на организм, вызываемая:

дополнительным сопротивлением дыханию;

дополнительным "мертвым" пространством;

накоплением в тканях и крови, при продолжительной работе кислых продуктов обмена веществ (СО 2), раздражающих дыхательный центр и влекущих за собой рост величины легочной вентиляции;

выделение смесей с высокой температурой (+45°С) и относительной влажностью до (100%);

повышение концентрации кислорода.

Все эти факторы действуют на организм человека в виде единого комплекса, ухудшая физиологическое состояние человека, вызывая пато­логические отклонения в организме.

Исследования показали, что человек выполняющий работу в КИП-8, тратит на 30% энергии больше, чем при выполнении той же работы без противогаза. Т.е. третья часть энергии человека тратится на преодоление небла­гоприятных факторов, создаваемых КИП.

Работа пожарных связана с непрерывным нервно-психическим на­пряжением, вызываемым воздействием опасных факторов пожара и отри­цательным эмоциональным воздействиями, связанными с постоянным пребыванием в состоянии тревоги. Пожарным постоянно приходится стал­киваться с горем людей пострадавших от пожара, они работают с травмиро­ванными людьми и обгоревшими трупами. Работа проходит под постоянной угрозой жизни и здоровью и связана с ожиданием возможного обрушения конструкций, взрывов паров и газов.

Для выполнения большинства работ на пожарах требуется значите­льное физическое напряжение, связанное с демонтажом конструкций, эвакуацией людей или имущества, прокладкой рукавных линий при мак­симально высоком темпе работ.

При тушении пожаров возникают трудности, обусловленные необ­ходимостью работ, при отсутствии видимости, в замкнутом ограниченном

пространстве (работа в подвалах, туннелях, подземных галереях), что нару­шает привычные способы передвижения, рабочие позы (передвижение ползком, работа лежа и т.д.) и может вызвать тревожное клаустрофоби-ческое состояние у пожарного.

Работы, связанные с разборкой конструкций, вскрытием металли­ческих дверей и т.п. в основном проводятся на отрытом воздухе. Применение СИЗОД является необходимым при разливе горючих жидкостей, в задым­ленной среде, возможности выброса пламени из открывшейся двери, необ­ходимости проведения дальнейшей разведки в задымленном помещении и ликвидация различных аварий.

Влияние температуры окружающей среды на работу аппаратов явля­ется одним из решающих факторов. Воздействие окружающей среды с высокой температурой или контакт пламени с аппаратом может вызвать отказы в работе СИЗОД. Вследствие чего возможно травмирование или даже гибель пожарного.

Необходимо также учитывать и резкое различие в климатических зонах нашей страны. Жесткие температурные рамки заданные нам при­родой диктуют жесткие требования к аппаратам. Крайний Север, где тем­пература окружающей среды может опускаться до -50°С. Все эти факторы должны повлиять как на подготовку пожарных, так и на техническое испол­нение и надежность СИЗОД.

Вывод по вопросу: Применяемые для работы в подразделениях ГПС МЧС России КИП должны соответствовать по своим характеристикам, требованиям предъяв­ляемым к ним в соответствии с Нормами пожарной безопасности (НПБ) "Техника пожарная. Кислородные изолирующие противогазы (респираторы) для пожарных. Общие технические требования и методы испытаний".

Вопрос 3. Устройство и работа дыхательных аппаратов со сжатым воздухом

Дыхательным аппаратом со сжатым воздухом называется изоли­рующий резервуарный аппарат, в котором запас воздуха хранится в бал­лонах по избыточном давлении в сжатом состоянии. Дыхательный аппа­рат работает по открытой, схеме дыхания, при которой на вдох воздух поступает из баллонов, а выдох производится в атмосферу.

Дыхательные аппараты со сжатым воздухом предназначены для за­щиты органов дыхания и зрения пожарных от вредного воздействия непри­годной для дыхания, токсичной и задымленной газовой среды при туше­нии пожаров и выполнении аварийно-спасательных работ.

Воздухоподающая система обеспечивает работающему в аппарате пожарному импульсную подачу воздуха. Объем каждой порции воздуха зависит от частоты дыхания и величины разряжения на вдохе.

Воздухоподающая система аппарата состоит их легочного автомата и редуктора, может быть одноступенчатой, безредукторной и двухступен­чатой. Двухступенчатая воздухоподающая система может быть выполнена из одного конструкционного элемента, объединяющего редуктор и легоч­ный автомат или раздельно. Дыхательные аппараты в зависимости от климатического исполне­ния подразделяются на дыхательные аппараты общего назначения, рас­считанные на применение при температуре окружающей среды от -40 до +60°С, относительной влажности до 95% и специального назначения, рассчитанные на применение при температуре окружающей среды от -50 до +60°С, относительной влажности до 95%.

Все дыхательные аппараты применяемые в пожарной охране Рос­сии, должны соответствовать требованиям предъявляемым к ним НПБ 165-97 "Техника пожарная. Дыхательные аппараты со сжатым воздухом для пожарных. Общие технические требования и методы испытаний".

Дыхательный аппарат должен быть работоспособным в режимах дыха­ния, характеризующихся выполнением нагрузок: от относительного покоя (легочная вентиляция 12,5 дм 3 /мин) до очень тяжелой работы (легочная вентиляция 85 дм 3 /мин), при температуре окружающей среды от -40 до +60°С, обеспечивать работоспособность после пребывания в среде с темпера­турой 200°С в течение 60 с.

Аппараты выпускаются фирмами изготовителями в различных ва­риантах исполнения.

дыхательный аппарат;

спасательное устройство (при его наличии);

комплект ЗИП;

эксплутационная документация на ДАСВ (руководство по эксплуа­тации и паспорт);

эксплуатационная документация на баллон (руководство по эксплуа­тации и паспорт);

Общепринятым рабочим давлением в отечественных и зарубежных ДАСВ, является 29,4 МПа.

Суммарная вместимость баллона (при легочной вентиляции 30 л/ мин), должна обеспечить условное время защитного действия (УВЗД) не менее 60 минут, а масса ДАСВ должна быть не более 16 кг при УВЗД 60 мин и не более 17,5 кг при УВЗД 120 мин.

Состав аппарата

В состав ДАСВ обычно входят баллон (баллоны) с вентилем (вентилями); редуктор с предохранительным клапаном; лицевая часть с переговорным устройством и клапаном выдоха; легочный автомат с воздуховодным шлангом; манометр со шлангом высокого давления; зву­ковое сигнальное устройство; устройство дополнительной подачи воздуха (байпас) и подвесная система.

В состав аппарата, входят: рама или спинка с подвесной систе­мой, состоящей из ремней плечевых, концевых и поясного, с пряжками для регулировки и фиксации дыхательного аппарата на теле человека, баллон с вентилем, редуктор с предохранительным клапаном, кол­лектор, разъем, легочный автомат с воздуховодным шлангом, лицевая часть с переговорным устройством и клапаном выдоха, капил­ляр с звуковым сигнальным устройством и манометр со шлангом высо­кого давления, устройство спасательное, проставка.

В современных аппаратах кроме того применяются следующие уст­ройства: перекрывное устройство магистрали манометра; спасательное уст­ройство, подключаемое к дыхательному аппарату; штуцер для подключе­ния спасательного устройства или устройства искусственной вентиляции легких; штуцер для быстрой дозаправки баллонов воздухом; предохрани­тельное устройство, располагаемое на вентиле или баллоне для предот­вращения повышения давления в баллоне выше 35,0 МПа, световые и вибрационные сигнальные устройства, аварийный редуктор, компьютер.

В комплект дыхательного аппарата входят:

дыхательный аппарат;


эксплуатационная документация на дыхательный аппарат (руководство по эксплуатации и паспорт);

эксплуатационная документация на баллон руководство по эксплуатации и паспорт);

инструкция по эксплуатации лицевой части.

Устройство дыхательного аппарата.

Дыхательный аппарат (рис. 5.2) выполнен по открытой схеме с выдо­хом в атмосферу и работает следующим образом:

При открытии вентиля (вентилей) 1 воздух под высоким давлением поступает из баллона (баллонов) 2 в коллектор 3 (при его наличии) и фильтр 4 редуктора 5, в полость высокого давления А и после редуцирования в полость редуцированного давления Б. Редуктор поддерживает постоянное редуцирован­ное давление в полости Б независимо от изменения давления на входе.

В случае нарушения работы редуктора и повышения редуцированного давления срабатывает предохранительный клапан 6.

Из полости Б редуктора воздух поступает по шлангу 7 в легочный автомат 8 аппарата и по шлангу 9 через адаптер 10 (при его наличии) в легочный автомат спасательного устройства.



Легочный автомат обеспечивает поддержание заданного избыточного давления в полости Д. При вдохе воздух из полости Д легочного автомата подается в полость В маски 11. Воздух, обдувая стекло 12, препятствует его

При выдохе клапаны вдоха закрываются, препятствуя попаданию выдыхаемого воздуха на стекло. Для выдоха воздуха в атмосферу откры­вается клапан выдоха 14, расположенный в клапанной коробке 15. Клапан выдоха с пружиной позволяет поддерживать в подмасочном пространстве заданное избыточное давление.

Для контроля за запасом воздуха в баллоне воздух из полости высо­кого давления А поступает по капиллярной трубке высокого давления 16 в манометр 17, а из полости низкого давления Б по шлангу 18 к свистку 19 сигнального устройства 20. При исчерпании рабочего запаса воздуха в баллоне включается свисток, предупреждающий звуковым сигналом о необходимости немедленного выхода в безопасную зону.

Подвесная система

Дыхательный аппарат в рабочем положении крепится на спине чело­века с помощью подвесной системы. Подвесная система является составной частью дыхательного аппарата.

При работе на пожаре, одним из важнейших факторов является возможная продолжительность пребывания в непригодной для дыхания среде и удобство работы в аппарате. Увеличить время пребывания можно за счет использования запасного аппарата, сменного баллона или устрой­ства быстрой заправки.

Долгое время изготавливались аппараты с быстросъемными балло­нами, у которых, все узлы крепятся к каркасу (поддону). В качестве каркаса

используется проволока, обтянутая поролоном и кожей, пластмасса, нержавеющая сталь и другие материалы.

Применение проволочного каркаса нашла возможным фирма Scott. Для уменьшения давления от массы аппарата на плечи, хотя у этой фирмы есть модели и с пластмассовым каркасом. Наибольшее распространение получили пластмассовые каркасы.

Например, продукция фирмы "Drager" аппараты РА-90 Plus, PA-92, РА-94, РСС-100 представляет один и тот же аппарат, но с различной подвесной системой. Отличие РА-92 от РА-94 заключается в плечевых рем­нях. Отличие модели РСС-100 более сильное поясной ремень закреплен на раме осью и имеет возможность свободного движения в горизонталь­ной плоскости. Это дает возможность пожарному свободно делать боко­вые наклоны. Подвесная и амортизирующая системы выполняются таким образом, чтобы дыхательный аппарат удобно располагался на спине, прочно фиксировался, не вызывая потертостей и ушибов при работе.

Подвесная система дыхательного аппарата - составная часть аппарата, состоящая из спинки, системы ремней (плечевыми и поясными) с пряж­ками для регулировки и фиксации дыхательного аппарата на теле человека.

Она предотвращает воздействие на пожарного нагретой или охлаж­денной поверхности баллона.

Подвесная система позволяет пожарному быстро, просто и без посторонней помощи надеть дыхательный аппарат и отрегулировать его

крепление. Система ремней дыхательного аппарата снабжается устройст­вами для регулировки их длины и степени натяжения. Все приспособле­ния для регулировки положения дыхательного аппарата (пряжки, кара­бины, застежки и др.) выполнены таким образом, чтобы ремни после регулировки прочно фиксировались. Регулировка ремней подвесной сис­темы не должна нарушаться в течение аппаратосмены.

Подвесная система дыхательного аппарата (рис. 5.3) состоит из пластиковой спинки 1, системы ремней: плечевых 2, концевых 3, закреп­ленных на спинке пряжками 4, поясного 5 с быстроразъемной регулируе­мой пряжкой.

Ложементы 6, 8 служат опорой для баллона. Фиксация баллона осу­ществляется баллонным ремнем 7 со специальной пряжкой.

Форма и габаритные размеры дыхательного аппарата выполняются с учетом телосложения человека, должны сочетаться с защитной одеждой, каской и снаряжением пожарного, обеспечивать удобство при выполнении всех видов работ на пожаре (в том числе - при передвижении через узкие люки и лазы диаметром (800±50) мм, передвижении ползком, на четвереньках и т.д.).

Дыхательный аппарат должен быть выполнен таким образом, что­бы имелась возможность его надевание после включения, а также снятие и перемещение дыхательного аппарата без выключения из него при пере­движении по тесным помещениям.

Масса снаряженного дыхательного аппарата без вспомогательных устройств, применяющихся эпизодически, таких как спасательное уст-

ройство, устройство искусственной вентиляции легких и др., должна быть не более 16,0 кг.

Масса снаряженного дыхательного аппарата с условным ВЗД более 100 мин должна быть не более 17,5 кг.

Приведенный центр массы дыхательного аппарата должен находи­ться не далее, чем в 30 мм от сагиттальной плоскости человека. Сагитта­льная плоскость - условная линия, делящая симметрично тело человека продольно на правую и левую половину.

Баллон предназначен для хранения рабочего запаса сжатого воздуха. Баллоны, входящие в состав дыхательного аппарата, выполняются в соот­ветствии с НПБ 190-2000 "Техника пожарная. Баллоны для дыхательных аппаратов со сжатым воздухом для пожарных. Общие технические требо­вания. Методы испытаний".

В зависимости от модели аппарата могут применяться металличес­кие, металлокомпозитные баллоны (табл. 5.3).

Баллоны имеют цилиндрическую форму с полусферическими или полуэлептическими донышками (обечайками).

Сферические баллоны применяются редко, не смотря на целый ряд их преимуществ, у сферических баллонов меньшая масса, так как они более прочные. В дыхательном аппарате с тремя сферическими емкостями удается снизить положение центра масс, относительно поясного ремня, поэтому совершать наклоны с таким аппаратом более удобно.

В горловине нарезана коническая или метрическая резьба, по кото­рой в баллон ввинчивается запорный вентиль. На цилиндрическое части баллона наносится надпись "ВОЗДУХ 29,4 МПа".

Вентиль (рис. 5.4) состоит из корпуса 1, трубки 2, клапана 3 со вставкой, сухаря 4, шпинделя 5, гайки сальниковой 6, маховичка 7, пружи­ны 8, гайки 9 и заглушки 10.

Вентиль баллона выполняется таким образом, чтобы нельзя было полностью вывернуть его шпиндель, исключалась возможность его слу­чайного закрытия во время эксплуатации. Он должен сохранять герме­тичность как в положении "Открыто" так и "Закрыто". Соединение "вен­тиль-баллон" выполняется герметичным.

Вентиль баллона выдерживает не менее 3000 циклов открываний и закрываний.

В штуцере вентиля для присоединения к редуктору применяется внутренняя трубная резьба - 5/8.

Герметичность вентиля обеспечивается шайбами 11 и 12. Шайбы 12 и 13 уменьшают трение между буртиком шпинделя, торцом маховичка и торцами сальниковой гайки при вращении маховичка.

Герметичность вентиля в месте соединения с баллоном при кони­ческой резьбе обеспечивается фторопластовым уплотнительным материа­лом (ФУМ-2), при метрической - резиновым уплотнительным кольцом

круглого сечения 14.


с конической резьбой W19.2 с цилиндрической резьбой М18х1,5


Коллектор предназначен для подсоединения двух баллонов аппа­ратов к редуктору. Он состоит из корпуса 1, в который вмонтированы штуцеры 2. Коллектор подсоединяется к вентилям баллонов при помощи муфт 3. Герметич­ность соединений обеспечивается: уплотнительными кольцами 4 и 5.

Редуктор

Редуктор в дыхательных аппаратах выполняет две функции: снижает высокое давление газа до промежуточной заданной величины и обеспе­чивает постоянную подачу воздуха и давления за редуктором в заданных пределах при значительном изменении давления в баллоне аппарата. Наи­большее распространение получили три типа редукторов: безрычажного прямого и обратного действия и рычажные прямого действия. В редукторах прямого действия воздух высокого давления стремится открыть клапан редуктора, в редукторах обратного действия - стремится закрыть его. Без­рычажный редуктор проще по конструкции, зато у рычажного более ста­бильна регулировка давления на выходе.

В последние годы в дыхательных аппаратах стали применяться порш­невые редукторы, т. е. редукторы со сбалансированным поршнем. Преиму­щество такого редуктора состоит в том, что он обладает высокой надежно­стью, так как имеет только одну движущуюся деталь. Работа поршневого редуктора осуществляется таким образом, что отношение величины давле­ния на выходе из редуктора обычно составляет 10:1, т.е. если величина дав­ления в баллоне измеряется в пределах от 20,0 МПа до 2,0 МПа, то редуктор подает воздух при постоянном промежуточном давлении 2,0 МПа. Когда давление в баллоне падает ниже величины этого промежуточного давления, клапан остается открытым постоянно, и дыхательный аппарат действует как одноступенчатый до тех пор, пока не истощится воздух в баллоне.

Первая ступень воздухоподающего устройства - редуктор. Как пока­зали приведенные сравнительные испытания аппаратов, вторичное дав­ление, создаваемое редуктором, должно быть по возможности постоянным, не зависящим от давления в баллоне, и составлять 0,5 МПа. Пропускная способность редукционного клапана должна в полной мере и при любых видах нагрузок обеспечить воздухом двух работающих человек без увели­чения сопротивления дыханию на вдохе.

Ранее дыхательные аппараты оснащались мембранными редукторами. В этом редукторе роль поршня играет мембрана.

При установившемся режиме работы редуктора его клапан нахо­дится в равновесии под действием силы упругости регулировочной пру­жины, стремящейся открыть клапан, и усилий давления редуцированного воздуха на мембрану, силы упругости запорной пружины и давления воз­духа из баллона, которые стремятся закрыть клапан.

Редуктор (рис. 5.6) поршневой, уравновешенного типа предназначен для преобразования высокого давления воздуха в баллоне до постоянного редуцированного давления в диапазоне 0,7...0,85 МПа. Он состоит из кор­пуса 1 с проушиной 2 для крепления редуктора к раме аппарата, вставки


3 с кольцами уплотнительными 4 и 5, седла редукционного клапана, вклю­чающего корпус 6 и вставку 7, редукционного клапана 8, на котором с помощью гайки 9 и шайбы 10 закреплен поршень 11с резиновым уплот-нительным кольцом 12, рабочих пружин 13 и 14, гайки регулирующей 15, положение которой в корпусе фиксируется винтом 16.

На корпус редуктора для предупреждения загрязнения надета обли­цовка 17. В корпусе редуктора имеется штуцер 18 с кольцом уплотнительным 19 и винтом 20 для подсоединения капилляра, и штуцер 21 для подсоеди­нения разъема или шланга низкого давления.

В корпус редуктора ввинчен штуцер 22 с гайкой 23 для подсоеди­нения к вентилю баллона. В штуцере установлен фильтр 24, зафиксирова­нный винтом 25. Герметичность соединения штуцера с корпусом обеспе­чивается кольцом уплотнительным 26. Герметичность соединения вентиля баллона с редуктором обеспечивается кольцом уплотнительным 27.

В конструкции редуктора предусмотрен предохранительный клапан, который состоит из седла клапана 28, клапана 29, пружины 30, направ­ляющей 31 и контргайки 32, фиксирующей положение направляющей.

Седло клапана ввинчено в поршень редуктора. Герметичность сое­динения обеспечивается кольцом уплотнительным 33.

Редуктор работает следующим образом. При отсутствии давления воздуха в системе редуктора поршень 11 под действием пружин 13 и 14 перемещается вместе с редукционным клапаном 8, отводя его коническую часть от вставки 7.

При открытом вентиле баллона воздух под высоким давлением пос­тупает через фильтр 25 по штуцеру 22 в полость редуктора и создает под

поршнем давление, величина которого зависит от степени сжатия пружин. При этом поршень вместе с редукционным клапаном переместится, сжи­мая пружины до тех пор, пока не установится равновесие между давлением воздуха на поршень и усилием сжатия пружин, и не перекроется зазор между вставкой и конической частью редукционного клапана.

При вдохе давление под поршнем уменьшается, поршень с редук­ционным клапаном под действием пружин перемещается, создавая зазор между вставкой и конической частью редукционного клапана, обеспе­чивая поступление воздуха под поршень и далее в легочный автомат. Вра­щением гайки 15 можно изменить степень сжатия пружин, а следова­тельно, и давление в полости редуктора, при котором наступает равновесие между усилием сжатия пружин и давлением воздуха на поршень.

Предохранительный клапан редуктора предназначен для защиты от разрушения линии низкого давления при выходе из строя редуктора.

Предохранительный клапан работает следующим образом. При нор­мальной работе редуктора и редуцированном давлении в установленных пределах вставка клапана 29 усилием пружины 30 прижата к седлу клапана 28. Когда редуцированное давление в полости редуктора в результате нару­шения его работы возрастает, клапан, преодолевая сопротивление пру­жины, отходит от седла, и воздух из полости редуктора выходит в атмосферу.

При вращении направляющей 31 изменяется степень сжатия пружины и, соответственно, величина давления, при котором срабатывает предохрани­тельный клапан. Отрегулированный изготовителем редуктор должен быть опломбирован для предотвращения несанкционированного доступа в него.

Величина редуцированного давления должна сохраняться не менее 3-х лет с момента регулировки и проверки.

Предохранительный клапан должен исключать поступление возду­ха с высоким давлением к деталям, работающим при редуцированном давлении, при неисправности редуктора.

Адаптер

Адаптер (рис.5.7) предназначен для подсоединения к редуктору легочного автомата и спасательного устройства и состоит из тройника I и разъема 2, соединенных между собой шлангом 4, который зафиксирован на штуцерах колпачками 5. Герметичность соединения адаптера с редук­тором обеспечивается кольцом уплотнительным 6. В корпус разъема 3 ввинчена втулка 7, на которой смонтирован узел фиксации штуцера спа­сательного устройства, состоящий из обоймы 8, шариков 9, втулки 10, пружины 11, корпуса 12, кольца уплотнительного 13 и клапана 14.

Герметичность соединения втулки 7 с седлом 15 и корпусом 3 обес­печивается прокладками 16. Герметичность соединения разъема со шлан­гом спасательного устройства обеспечивается манжетой 17. Для защиты от загрязнения разъем закрыт защитным колпаком 18. Вместо спасательного устройства к разъему можно подключить магистраль шланговой подачи воздуха или устройство поддува защитного костюма.

При соединении с разъемом торец штуцера спасательного устрой­ства, упираясь в манжету 17 и преодолевая сопротивление пружины 11, отводит клапан 14 с уплотнительным кольцом 13 от седла 15 и обеспечи­вает подачу воздуха из редуктора в спасательное устройство. Кольцевой выступ штуцера при этом смещает внутрь разъема втулку 10, шарики 9, выходя из соприкосновения с втулкой 10, входят в кольцевую проточку штуцера спасательного устройства. Освобожденная обойма 8 под воздействием

пружины 19 смещается и фиксирует шарики в кольцевой проточке шту­цера спасательного устройства, обеспечивая, таким образом, необходимую надежность соединения штуцера с разъемом. Для отсоединения штуцера шланга спасательного устройства необходимо одновременно нажать на штуцер шланга спасательного устройства и сдвинуть обойму. При этом штуцер вытолкнется из разъема усилием пружины 11 и клапан закроется.

Легочный автомат

Легочный автомат (рис 5.8) является второй ступенью редуциро­вания дыхательного аппарата. Он предназначен для автоматической подачи воздуха для дыхания пользователя и поддержания избыточного давления в подмасочном пространстве. Легочные автоматы могут применять клапаны прямого (давление воздуха под клапан) и обратного (давление воздуха на клапан) действия.

Легочный автомат состоит из корпуса 1 с гайкой 2, седла клапана 3 с уплотнительным кольцом 4 и контргайкой 5, щитка 6, закрепленного вин­том 7. В крышке 8 установлен рычаг 9 с пружинами 10, 11, заодно с крышкой выполнен фиксатор 12. Крышка с корпусом легочного автомата и мембраной 13 герметично соединены хомутом 14 при помощи винта 15 и гайки 16.

Седло клапана состоит из рычага 17, закрепленного на оси 18, флан­ца 19, клапана 20, пружины 21 и шайбы 22, зафиксированной стопорным кольцом 23.

Работает легочный автомат следующим образом. В исходном положе­нии клапан 20 прижат к седлу 3 пружиной 21, мембрана 13 зафиксирована рычагом 9 на фиксаторе 12.

При первом вдохе в подмембранной полости создается разряжение, под действием которого мембрана с рычагом срывается с фиксатора и

прогибаясь, воздействует через рычаг 17 на клапан 20, перекашивая его. В образовавшийся зазор между седлом и клапаном поступает воздух из редук­тора. Пружина 10, воздействуя через рычаг на мембрану и клапан, создает и поддерживает в подмембранной полости заданное избыточное давление. При этом давление на мембрану воздуха, поступающего из редук­тора, увеличивается до тех пор, пока не уравновесит усилие пружины избыточного давления. В этот момент клапан прижимается к седлу и пере­крывает поступление воздуха из редуктора.

Включение легочного автомата и устройства дополнительной подачи воздуха производится нажатием на рычаг управления в направлении "Вкл".

Выключение легочного автомата производится нажатием на рычаг управления в направлении "Выкл".


Спасательное устройство

В состав аппарата может входить спасательное устройство, состоя­щее из легочного автомата со шлангом низкого давления, лицевой части промышленного противогаза ШМП-1 ГОСТ 12.4.166 (рост 2) или пано­рамная маска.

При эвакуации людей из задымленных помещений пожарные испо­льзовали резервные КИП, которые они брали с собой в разведку. Известны случаи, когда звено из 3-х пожарных, обнаружив в задымленном поме­щении людей, отдавали свои аппараты, но это связано с большим риском, т.к. включение в КИП необученных лиц может вызывать опасные послед­ствия как для эвакуируемого, так и для пожарных. В последнее время для вывода людей из задымленных помещений стали использовать изолирую­щие самоспасатели на химически связанном кислороде, которые вывозятся на пожарных автомобилях. Но данные средства имеют ряд серьезных недостатков, а именно: большая масса около 3 кг; дыхание кислородом при очень высокой температуре достигающей 60°С, самоспасатель одно­разового действия и срок его хранения весьма ограничен.

Все это привело к решению включать в аппараты дополнительное устройство, которое при соединении с дыхательным аппаратом со сжатым воздухом позволило бы спасать людей из задымленных зданий и сооружений.

Спасательное устройство состоит из примерно двухметрового шлан­га, на одном конце которого крепится кронштейн для соединения (напри­мер, баянетное) с Т-образным разъемом. К другому концу шланга подсое­динен легочный автомат. В качестве лицевой части используются шлем- маска или устройство искусственной вентиляции легких.

Воздух для дыхания пожарного и пострадавшего поступает из одного дыхательного аппарата.

Использовать Т-образный разъем, можно, работая в дыхательном аппарате, подключится к внешнему источнику сжатого воздуха проводить спасательные работы, эвакуировать людей из задымленной зоны и обеспе­чить работающего воздухом в труднодоступных местах. В спасательном уст­ройстве применяется легочный автомат без избыточного давления.

Соединения для подключения легочного автомата основной лице­вой части (при его наличии) и спасательного устройства должны быть быстроразъемными (типа "евромуфта"). Соединения должны быть легко­доступны и не мешать в работе. Самопроизвольное отключение легочного автомата и спасательного устройства должно быть исключено. Свободные разъемы должны иметь защитные колпачки.

Лицевая часть

Лицевая часть (маска) (рис. 5.9) предназначена для защиты орга­нов дыхания и зрения от воздействия токсичной и задымленной окру­жающей среды и соединения дыхательных путей человека с легочным автоматом. Маска состоит из корпуса 1 со стеклом 2, закрепленном с помощью полуобойм 3 винтами 4 с гайками 5, переговорного устройства 6, закрепленного хомутом 7 и клапанной коробкой 8, в которую ввин­чивается легочный автомат. Клапанная коробка крепится к корпусу с помощью хомута 9 с винтом 10. Герметичность соединения легочного авто­мата с клапанной коробкой обеспечивает уплотнительное кольцо. В кла­панной коробке установлены клапан выдоха 13 с диском жесткости 14, пружиной избыточного давления 15, седлом 16 и крышкой 17. На голове маска крепится с помощью наголовника 18, состоящего из объединенных между собой лямок; лобной 19, двух височных 20 и двух затылочных 21, соединенных с корпусом пряжками 22 и 23.

Подмасочник 24 с клапанами вдоха 25, крепится к корпусу маски с помощью корпуса переговорного устройства и скобы 26, а к клапанной коробке - крышкой 27.

Наголовник служит для фиксации маски на голове пользователя. Для обеспечения подгонки маски по размеру на ремнях наголовника имеются зубчатые выступы, фиксирующиеся в пряжках корпуса. Пряжки 22, 23 позволяют осуществлять быструю подгонку маски непосредственно на голове.

Для ношения маски на шее пользователя в ожидании применения к нижним пряжкам лицевой части прикреплен шейный ремень 28. При вдохе воздух из подмембранной полости легочного автомата поступает в подмасочную полость и через клапаны вдоха в подмасочник. При этом происходит обдув панорамного стекла маски, что исключает его запотевание.

При выдохе клапаны вдоха закрываются, препятствуя попаданию выдыхаемого воздуха на стекло маски. Выдыхаемый воздух из подмасоч- ного пространства выходит в атмосферу через клапан выдоха. Пружина поджимает клапан выдоха к седлу с усилием, позволяющим поддерживать в подмасочном пространстве маски заданное избыточное давление.

Переговорное устройство обеспечивает передачу речи пользователя при надетой на лицо маске и состоит из корпуса 29, прижимного кольца 30, мембраны 31 и гайки 32.

Капилляр

Капилляр служит для присоединения к редуктору сигнального уст­ройства с манометром и состоит из двух штуцеров, соединенных впаянной в них спиральной трубкой высокого давления.

Сигнальное устройство

Сигнальное устройство это приспособление, предназначенное для подачи звукового сигнала работающему о том, что основной запас воздуха в дыхательном аппарате израсходован и остался только резервный запас.

Для контроля за расходом сжатого воздуха при работе в дыхательных

аппаратах применяются манометры, как стационарно расположенные на баллонах (АСВ-2), так и выносные укрепленные на плечевом ремне. Для сигнализации о снижении давления воздуха в баллонах аппарата до задан­ной величины служат указатели минимального давления.

Принцип действия указателей основан на взаимодействии двух сил - силы давления воздуха в баллонах и противодействующей силы пружины. Указатель срабатывает, когда сила давления газа становится меньше силы пружины. В дыхательных аппаратах применяются указатели трех конструк­ций: штоковый, физиологический и звуковой.

Штоковый указатель аппарата устанавливается непосредственно на корпусе редуктора или выносится на шланге. При контроле за давлением положение штока прощупывается рукой. На аппаратах АВМ-1 и АВМ-1М

штоковый указатель снабжен манометром и вынесен на плечевой ремень на гибком высоконапорном шланге.

Указатель взводится нажатием на пуговку штока перед открытием вентиля аппарата. При падении давления в баллонах до установленного минимума шток возвращается в первоначальное положение.

Физиологический указатель или клапан резервной подачи воздуха в различном конструктивном исполнении применен в аппаратах АВМ-7, АГА "Диватор" и др. он представляет собой запорное устройство с подвижной запирающейся частью. Запирающаяся часть имеет пружину для удержания клапана прижатым к седлу. При давлении в баллонах выше минимального пружина сжата и клапан приподнят над седлом. Воздух при этом свободно проходит по магистрали. При падении давления до минимального, клапан под действием пружины опускается на седло и закрывает проход. Резко наступающий недостаток воздуха для дыхания и служит физиологическим сигналом об израсходовании воздуха до минимального (резервного) давления.

Звуковой сигнализатор наиболее распространен в дыхательных аппа­ратах со сжатым воздухом. Он монтируется в корпусе редуктора или сов­мещен с манометром на линии высокого давления. Принцип конструкции работы аналогичен штоковому указателю. При падении давления воздуха в баллонах перемещается шток и открывается подача воздуха в свисток, который издает характерный звук. Наиболее удачная конструкция приме­нена в аппаратах фирмы "Drager", где управление клапаном осуществляется высоким давлением, а звуковой сигнал работает от низкого давления. При­менение данной конструкции позволило снизить расход воздуха при работе звукового сигнала до 2 л/мин.

Использование светового сигнала можно наблюдать в аппаратах фир­мы "АО Кампо" аппарат АП-93. Сигнализатор (диод) устанавливается в маску пол лицевой частью.

Размещение тоже различно: например в легочном автомате "Скотт", Ад-242; на раме "Дана", РА-80 ("Drager"); на плечевом ремне АИР-317, "Drager", "Ракал"; с манометром BD-96 "Ауэр".

Размещение звукового сигнала в легочном автомате (аппарат фирмы "Скотт") создает кроме звукового сигнала еще и физиологический сигнал

При срабатывании звукового сигнала идет сильная вибрация по маске.

Размещение на аппарате BD-96 фирмы "Ауэр" возможно и на раме вверху. Это дает пожарному возможность точно определить, что звук издает именно его звуковой сигнал.

Срабатывание звукового сигнала по стандартам, как европейским, так и отечественным должно быть на уровне 5 МПа или 20-25% от запаса воздуха в снаряженном баллоне. Громкость звука должна быть, по крайней мере, на 10 Дб больше чем на пожаре. Он должен быть легко отличим от других звуковых без ущерба для других чувствительных или важных рабочих функций. Исходя из этих требований, и разрабатываются современные сигнальные устройства.

Продолжительность работы сигнала должна быть не менее 60 с.

Сигнальное устройство (рис. 5.10) предназначено для контроля дав­ления воздуха в баллоне по манометру и подачи звукового сигнала об исчер­пании рабочего запаса воздуха.

Сигнальное устройство (рис. 5.10) состоит из корпуса 1, манометра 2 с облицовкой 3 и прокладкой 4, втулки 5, втулки 6 с кольцом уплотните -льным 7, свистка 8 с контргайкой 9, кожуха 10, кольца уплотнительного 11, шточка 12, втулки 13 с кольцом уплотнительным 14, гайки 15 с контр­гайкой 16, пружины 17, заглушки 18 с кольцом уплотнительным 19, кольца уплотнительного 20 и гайки 21.

Работает сигнальное устройство следующим образом. При открытом
вентиле баллона воздух под высоким давлением поступает через капилляр
в полость А и к манометру. Манометр показывает величину давления воздуха в баллоне. Из полости А воздух под высоким давлением через радиальное отверстие во втулке 13 поступает в полость Б. Шточок под действием высокого давления воздуха пере мешается до упора во втулке 5, сжимая пружину. Оба выхода косого отверстия штока находятся при этом за уплотните­ льным кольцом 7. По мере уменьшения давления в баллоне и, соот­
ветственно, давления на хвостовик шточка пружина перемещает шточок к гайке 15.

Когда ближний к уплотнительному кольцу 7 выход косого отверстия в штоке перемес­тится за уплотнительное кольцо, воздух под редуцированным давлением через канал в корпусе 1, косое отверстие в шточке и отверстия во втулке 5 поступает в свисток, вызы­вая устойчивый звуковой сигнал. При дальнейшем падении давления воздуха оба выхода косого отверстия в шточке переместятся за уплотнительное кольцо, и подача воздуха в свисток прекратится.

Регулировка давления срабатывания сигнального устройства произ­водится за счет перемещения свистка по резьбе в корпусе. При этом переме­щается втулка 5 со втулкой 6 и уплотнительным кольцом 7.

Аппарат соответствует требованиям ГОСТ 53255-2009, ГОСТ Р 53257-2009, ТР ТС 019/2011 «О безопасности СИЗ». Имеет разрешение Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Свидетельство о типовом одобрении Российского морского регистра судоходства.

Производитель: ОАО «КАМПО»

Аппарат предназначен для использования частями ГПС, МЧС, ВГСО, производственным персоналом и аварийно-спасательными формированиями предприятий с потенциально опасным производством.

Дыхательный аппарат пожарного обеспечивает безопасную и комфортную работу в задымленной или загазованной среде, где невозможно применение фильтрующих противогазов, а также в местах, где существует потенциальная угроза выброса веществ, опасных для органов дыхания и зрения человека, концентрацию и состав которых невозможно предугадать.

Аппарат создан на основе многолетнего опыта разработки и производства дыхательных аппаратов, представляет собой модернизированный вариант дыхательного аппарата АП - 2000, который на протяжении нескольких последних лет состоит на снабжении противопожарной и спасательных служб.

При разработке АП «Омега» учитывались все пожелания пользователей, эксплуатирующих аппарат АП - 2000, вследствие чего АП «Омега» приобрел следующие тактико-технические особенности:

Исключительный комфорт в работе:

  • подвесная система состоит из литой, более эргономичной панели и подмягченных плечевых ремней, созданных по новым технологиям с использованием современных материалов;
  • разъем для подключения спасательного устройства, входящий в стандартную комплектацию, расположен на левом плечевом ремне, на уровне груди пользователя, что существенно упрощает подключение спасательного устройства в условиях плохой видимости и работы в спецодежде;
  • боковое расположение маховичка вентиля баллона облегчает его открытие/закрытие при использовании аппарата в зимней боевой одежде;
  • мягкий поясной ремень с амортизационной прокладкой позволяет более равномерно распределить вес аппарата и снизить нагрузку на позвоночник.

Высокая безопасность:

  • наличие вентиля, оборудованного предохранительным и отсечным клапанами, позволяет предотвратить разрыв баллона при чрезмерном нагреве и исключить образование реактивной струи при обламывании вентиля;
  • резиновый демпфер на нижнем основании панели предохраняет вентиль баллона от вертикальных ударов при падении аппарата;
  • доработанный легочный автомат АП-2000 отличается повышенной огнестойкостью и ударопрочностью, создан с использованием новых материалов.

Дополнительные возможности:

  • гибкая комплектация;
  • возможность работы в шланговом варианте от систем подачи сжатого воздуха низкого давления (стационарные и передвижные) увеличивает срок защитного действия практически до «бесконечности», что дает возможность закончить сложную и трудоемкую работу без перерывов на зарядку или смену баллонов;
  • устройство «quick fill» предназначено для быстрой зарядки аппарата перепуском сжатого воздуха из транспортного баллона, что позволяет обеспечить действующее звено или расчет необходимым количеством воздуха высокого давления для продолжения работ в диапазоне температур от минус 40 до + 60°С (стандартный компрессор высокого давления работает в диапазоне температур от +5 до +45°С).

Простота технического обслуживания:

  • соединения шлангов воздуховодной системы осуществляется при помощи скоб, что упрощает монтаж/демонтаж системы;
  • воздуховодная система не требует регулировки и настройки в процессе эксплуатации аппарата;
  • основные узлы разбираются без применения специальных инструментов, что облегчает ремонт в полевых условиях и существенно снижает нагрузку на базы ГДЗС по обслуживанию дыхательных аппаратов;
  • простота конструкции позволяет непосредственно пользователю определить причину неисправности в случае возникновения нештатной ситуации.

Экономичность:

  • надежность воздуховодной системы позволяет не держать на складе запасные части, что снижает затраты необходимые для содержания оборудования в рабочем состоянии;
  • основные узлы и детали взаимозаменяемы с узлами и деталям аппарата АП-2000, что позволяет проводить ремонт и обслуживание АП «Омега» без переучивания мастеров ГДЗС;
  • АП «Омега» может ставиться в расчет вместе с аппаратом АП-2000; необходимые детали легко переставляются с аппарата на аппарат.

Состав дыхательного аппарата со сжатым воздухом "Омега"

Панель и подвесная система. Легкая и удобная новая панель, выполненная из композитных материалов, имеет эргономичный профиль поверхности, что обеспечивает максимальный комфорт пользователю. В подвесной системе предусмотрены мягкие плечевые ремни оригинальной конструкции и комфортный пояс.


Шланги. Применяемые в составе аппарата шланги отличаются высокой прочностью, масло-, бензо- и морозостойкостью, а также стойкостью к растворам поверхностно-активных веществ (ПАВ). Воздуховодные шланги проложены таким образом, чтобы полностью исключить случайный обрыв при работе и обеспечить максимальную безопасность. Шланг подачи воздуха на дыхание имеет тройник, оборудованный двумя быстроразъемными соединениями для подсоединения основной маски и маски спасательного устройства. Нагрудное расположение тройника на одном из плечевых ремней отличает данный аппарат от других улучшенной эргономикой и более высоким уровнем безопасности.


Легочный автомат АП-98-7КМ. Миниатюрный легочный автомат с сервоприводом выполнен из высокопрочной пластмассы, имеет байпас и кнопку выключения избыточного давления. Легочный автомат крепится на маске сбоку и не создает помех при наклоне головы. Включение и выключение байпаса производится поворотом маховичка на корпусе легочного автомата, что оставляет свободными руки при высоких физических нагрузках.


Легочный автомат АП-2000. Выполнен из высокопрочного поликарбоната, на корпусе расположена многофункциональная кнопка отключения избыточного давления/включения дополнительной подачи воздуха (байпас). Присоединительная резьба легочного автомата соответствует требованиям НПБ-165-2001.


Легочный автомат АП «Дельта». Первый российский легочный автомат с механизмом сервопривода, который позволяет не только минимизировать размеры легочного автомата, но и свести силу трения практически к нулю, что исключает внутренние механические повреждения во время работы механизма. Благодаря малым механизмам легочный автомат не создает помех при повороте и наклоне головы во время использования аппарата внутри костюма. В конструкции предусмотрены два варианта работы байпаса «постоянный», включается фиксированным поворотом маховичка и «периодический», включается при нажатии и удержании рукой центральной кнопки легочного автомата.

Расположение и размеры рычажка отключения избыточного давления позволяют легко выключить легочный автомат рукой в пожарной перчатке или рукавице. Сборка/разборка легочного автомата не представляет трудности для пользователя, осуществляется без применения специальных инструментов. Используется в дыхательных аппаратах: АП «Омега», АП «Омега-С», АП «Омега»-Север, ДША «Вектор», в самоспасателях АДА-Про.



Маска ПМ-2000. Разработана ОАО "КАМПО" специально для применения с дыхательными аппаратами серии АП.

Отличается улучшенной эргономикой и качеством используемых материалов. Используется вместе с дыхательными аппаратами: АП «Омега», АП «Омега-С», АП «Омега»-Север, АП-98-7КМ, ДША «Вектор» и самоспасателями АДА-Про



Маска «ДЕЛЬТА». Разработана по заказу МЧС России под любой тип дыхательного аппарата со сжатым воздухом, имеющим избыточное давление в подмасочном пространстве. Маска имеет современный дизайн, создана с использованием новых материалов. Маска отличается повышенной эргономикой, низким сопротивлением вдоху и выдоху. Воздушный поток равномерно обдувает смотровое стекло, что исключает его запотевание и обмерзание при эксплуатации маски в широком диапазоне рабочих температур от -50°С до +60°С. В панорамную маску «Дельта» можно установить гарнитуру связи. Разработано исполнение маски с креплением к шлему пожарного и спасателя.



Маска «ПАНА СИЛ» Панорамная маска с боковым подключением легочного автомата. Изготавливается из неопрена или силикона, может иметь ременное или сетчатое оголовье. Возможно использование маски со сварочным щитком. Используется с дыхательными аппаратами: АП-98-7КМ, АП «Омега», АП «Омега-С», ДША «Вектор» и самоспасателями АДА-Про.


Сигнальное устройство с манометром. Расположено на плечевом ремне и имеет удобное вращающееся соединение. Манометр сертифицирован Госстандартом РФ.



Полнолицевые маски.

Для использования с аппаратом АП "Омега" применяются:

  • панорамная маска ПМ-2000 с легочным автоматом от АП-2000 или АП-98-7КМ,
  • панорамная маска Раnа Seal с легочным автоматом от аппарата АП-98-7КМ.

Все маски имеют сменные ударопрочные поликарбонатовые стекла, снабжены металлическими переговорными мембранами. Маски Раnа Seal могут поставляться с ременными или сетчатыми оголовьями. В соответствии с НПБ 178-99 маски обладают повышенной теплостойкостью, в частности, выдерживают воздействие открытого пламени в течение 5 с и теплового потока 8,5 кВт/м 2 в течение 20 мин.



Редуктор. Простой и надежный редуктор со встроенным предохранительным клапаном обеспечивает стабильное редуцированное давление на протяжении всего срока службы аппарата и не требует регулировок в процессе эксплуатации. Шарнирное крепление облегчает процедуру снятия/установки баллона (баллонов).



Дополнительное оборудование.

  • Подключение спасательного устройства (дополнительной маски с легочным автоматом) при помощи специального шланга с быстроразъемным замком;
  • Возможность установки устройства "Quick Fill" для быстрой зарядки баллона сжатым воздухом перепуском из транспортного баллона;
  • Установка встроенной в маску гарнитуры связи;
  • Установка сварочного щитка на маску.

Баллоны высокого давления и вентили. В составе аппарата применяются баллоны двух типов: стальные производства России или Италии и металлокомпозитные производства России или США. Все баллоны соответствуют требованиям НПБ 190-2000. Вентили баллонов выполнены как с вертикальным, так и горизонтальным расположением маховичка. Имеются следующие варианты исполнения вентиля:

  • С предохранительным устройством мембранного типа, предназначенным для защиты баллона от взрыва при повышении давления выше допустимого при избыточном нагреве в аварийной ситуации и т.п.;
  • С отсечным клапаном, предназначенным для предотвращения образования реактивной струи при обламывании вентиля;
  • С предохранительным устройством и отсечным клапаном.

Технические характеристики

Условное обозначение
аппарата
Время защитного действия, мин,
не менее, при температуре, °С
Масса*, кг,
не более
Габаритные размеры, мм,
не более
+(25±1) минус (40±2) минус (50±2)
АП "Омега"-1-L68 60 45 - 10,2 (11,2***) 650х280х220
АП "Омега"-Север-1-L68 42
АП "Омега"-1-L69 - 10,2 (11,2***) 650х280х220
АП "Омега"-Север-1-L69 42
АП "Омега"-1-A68 - 10,4 (11,4***) 640х280х220
АП "Омега"-Север-1-A68 42
АП "Омега"-1-AT68 - 10,4 (11,4***) 650х280х220
АП "Омега"-Север-1-AT68 42
АП "Омега"-1-S9 80 60 - 12,6 (12,9***) 670х280х240
АП "Омега"-Север-1-S9 56
АП "Омега"-1-AR9 - 12,6 (12,9***) 670х280х240
АП "Омега"-Север-1- AR9 56
АП "Омега"-1-AR10 85 64 - 12,3 (12,5***) 660х280х240
АП "Омега"-Север-1-AR10 60
АП "Омега"-2-М4 68 51 - 14,6 (14,9***) 660х280х190
АП "Омега"-Север-2-М4 47
АП "Омега"-2-S47 82 62 - 13,6 (13,9***) 570х280х210
АП "Омега"-Север-2-S47 57
АП "Омега"-2-S68 120 90 - 16,6 (17,9***) 650х330х220
АП "Омега"-Север-2-S68 84
АП "Омега"-2-L68 - 16,8 (17,8***) 650х330х220
АП "Омега"-Север-2-L68 84
АП "Омега"-2-L69 - 16,8 (17,8***) 650х330х220
АП "Омега"-Север-2-L69 84
АП "Омега"-2-A68 - 16,6 (17,6***) 650х330х220
АП "Омега"-Север-2-A68 84
АП "Омега"-2-AT68 - 17,6 (17,9***) 650х330х220
АП "Омега"-Север-2-AT68 84
Примечания:
* Указана максимальная масса исполнений аппарата. Масса может уменьшаться в зависимости от варианта комплектации.
** Масса аппарата, укомплектованного шлангом со штекерным ниппелем.
*** Масса аппарата, укомплектованного шлангом со штекерным ниппелем и системой телеметрии СОИД.

Расшифровка сокращений:

  • L68 – Luxfer 6,8л
  • L69 - Luxfer 6,9л
  • A68 – Armoteck 6,8л
  • АТ68 - Armoteck 6,8л
  • S9 – SCI 9л
  • AR9 - Armoteck 9л
  • AR10 - Armoteck 10л
  • М4 – МАШТЕСТ 4л
  • S47 - SCI 4,7л
  • S68 - SCI 6,8л
Баллоны входящие в состав дыхательного аппарата со сжатым воздухом АП «Омега»
- R-EXTRA-5, "Worthington Cylinders GmbH", 6,8 л (стальной) с вентилем (М18х1,5)
- RBMKT6,8-139-300, ARMOTECH s.r.o., 6,8 л (металлокомпозитный) с вентилем (М18х1,5)
- БК-4-300С, ЗАО НПП "Маштест", 4 л (металлокомпозитный) с вентилем (W19,2)
- БК-7-300С, ЗАО НПП "Маштест", 7 л (металлокомпозитный) с вентилем (W19,2)
- ALT 865, "SCI", 9 л (металлокомпозитный) с вентилем (М18х1,5)
- ALT 894, "SCI", 4,7 л (металлокомпозитный) с вентилем (М18х1,5)
- ALT 896, "SCI", 6,8 л (металлокомпозитный) с вентилем (М18х1,5)
- R-EXTRA-5, "Worthington Cylinders GmbH", 6,8 л (стальной) с вентилем (W 19,2)
- L65FX, "LUXFER Gas Cylinders S.A.S.", 6,9 л (металлокомпозитный) с вентилем (М18х1,5)
- L65CX, "LUXFER Gas Cylinders S.A.S.", 6,8 л (металлокомпозитный) с вентилем (М18х1,5)
- BMK6,8-139-300, ARMOTECH s.r.o., 6,8 л (металлокомпозитный) с вентилем (М18х1,5)
- RBMK9-165-300, ARMOTECH s.r.o., 9 л (металлокомпозитный) с вентилем (М18х1,5)
- RBMK10-165-300, ARMOTECH s.r.o., 10 л (металлокомпозитный) с вентилем (М18х1,5)
  1. Аппарат работоспособен при давлении воздуха в баллоне от 29,4 до 1,0 МПа (от 300 до 1000 кгс/см 2);
  2. В подмасочном пространстве лицевой части аппарата в процессе дыхания поддерживается избыточное давление при легочной вентиляции до 85 л/мин и диапазоне температур окружающей среды от -40 до +60°C;
  3. Избыточное давление в подмасочном пространстве при нулевом расходе воздуха - от 200 до 400 Па (20 - 40 мм вод. ст.);
  4. Время защитного действия аппарата при легочной вентиляции 30л/мин (работа средней тяжести) соответствует значениям, указанным в таблице;
  5. Сигнальное устройство срабатывает при падении давления в баллоне до (50 - 60 кгс/см 2), при этом сигнал звучит - не менее 60 с;
  6. Баллоны аппарата выдерживают не менее 5000 циклов нагружений (заправок) между нулевым и рабочим давлением;
  7. Срок службы баллонов аппарата составляет:
    • 20 лет для металлокомпозитных фирмы "SCI";
    • 20 лет для стального фирмы "FABER";
    • 11 лет для стального ГНПП "СПЛАВ";
    • 10 лет для металлокомпозитных ЗАО НПП "Маштест" и НПО «Поиск»;
    • 15 лет для металлокомпозитных фирмы "Armoteck".
  8. Срок службы аппарата - 10 лет, гарантийный срок эксплуатации - 1 год;
  9. Масса снаряженного аппарата (без спасательного устройства и со шлангом со штекерным ниппелем) указана в таблице;
  10. Масса маски не превышает 0,7 кг.

Воздухоподающая система аппарата состоит их легочного автомата и редуктора, может быть одноступенчатой, без редукторной и двухступенчатой. Двухступенчатая воздухоподающая система может быть выполнена из одного конструкционного элемента, объединяющего редуктор и легочный автомат или раздельно.

Аппараты выпускаются фирмами изготовителями в различных вариантах исполнения.

Основные узлы ДАСВ, их назначение

Подвесная система предназначена для крепления на ней систем и узлов аппарата.

Состоит: пластиковая спинка, плечевые и концевые ремни, закрепленные на спинке пряжками, поясной ремень с быстроразъемной регулируемой пряжкой. Ложемента который служит опорой для баллона. Фиксация баллона осуществляется баллонным ремнем со специальной пряжкой.

Маркировка: товарный знак предприятия-изготовителя, условное обозначение аппарата, номер ТУ, порядковый номер, месяц и год изготовления.

Баллон с вентилем предназначен для хранения рабочего запаса сжатого воздуха.

Вентиль состоит: корпус, клапан, прокладка, 2 кольца, крышка, шпиндель, маховичок, крышка, предохранительная мембрана, отсечной клапан, амортизатор.

Маркировка: обозначение баллона, клеймо термообработки, клеймо ОТК, шифр предприятия-изготовителя, номер партии, номер баллона в партии, месяц и год изготовления, год следующего освидетельствования, масса пустого баллона, рабочее давление, испытательное давление, номинальный объем.

Редуктор предназначен для преобразования высокого давления воздуха в баллоне до постоянного редуцированного давления. В редукторе имеется предохранительный клапан (а также в редукторе конструктивно может быть встроен механизм сигнального устройства).

Состоит: корпус, редуцированный клапан, поршень, пружина, маховичок, резьбовой штуцер, уплотнительное кольцо, манжета, предохранительный клапан, пломба.

Капилляр предназначен для присоединения к редуктору манометра и звукового сигнала.

Состоит: 2 штуцера соединенных впаянной в них спиральной трубкой высокого давления внутри спирали которой трос также соединенный со штуцерами, находятся внутри 2-х штуцеров соединенных и зафиксированных шлангом при помощи колпачков, уплотнительные кольца.

Манометр предназначен для контроля давления сжатого воздуха в баллоне, звуковой сигнал для оповещения что воздух в баллоне заканчивается.

Легочный автомат предназначен для автоматической подачи воздуха на дыхание пользователя, поддержания избыточного давления в подмасочном пространстве, дополнительной подачи воздуха, отключения подачи воздуха и соединения лицевой части с аппаратом. Легочный автомат включается при первом вдохе, выключается нажатием кнопки дополнительной подачи воздуха.

Состоит: клапан, пружина, кольцо, мембрана, седло клапана,опора,шток, кнопка, крышка.

Панорамная маска предназначена для защиты органов дыхания и зрения человека от токсичной и задымленной окружающей среды и соединяет дыхательные пути человека с легочным автоматом.

Состоит: корпус с ремнями оголовья, панорамное стекло, две полуобоймы, подмасочник с двумя клапанами вдоха, переговорное устройство, штекерное соединение для крепления легочного автомата подпружиненного клапана выдоха.

Адаптер предназначен для подсоединения легочного автомата основной лицевой части и спасательного устройства к редуктору.

Состоит: тройник, разъем, соединенных между собой шлангом который зафиксирована штуцерах тройника колпачками. В корпусе разъема ввинчена втулка, на которой смонтирован узел фиксации штуцера шланга спас устройства и состоит: обоймы, шариков, втулки, пружины, корпуса, уплотнительного кольца, клапана.

Спасательное устройство предназначено для защиты органов дыхания и зрения пострадавшего от непригодной для дыхания среды.

Состоит : шлем-маски, легочного автомата и шланга низкого давления.

Аппараты дыхательные в зависимости от климатического исполнения должны подразделяться на:

Аппараты дыхательные общего назначения - аппараты, рассчитанные на применение при температуре окружающей среды от минус 40 °С до 60 °С, относительной влажности до 95% (при температуре 35 °С);

Аппараты дыхательные специального назначения - аппараты, рассчитанные на применение при температуре окружающей среды от минус 50 °С до 60 °С, относительной влажности до 95% (при температуре 35 °С).

Требования назначения

4.1.1. Аппарат дыхательный общего назначения должен быть работоспособным в режимах дыхания, характеризующихся выполнением нагрузок от работы средней тяжести (легочная вентиляция 30 куб. дм/мин.) до очень тяжелой работы (легочная вентиляция 100 куб. дм/мин.), в диапазоне температур окружающей среды от минус 40 °С до 60 °С и влажности до 95% (при температуре 35 °С).

4.1.2. Аппарат дыхательный специального назначения должен быть работоспособным в режимах дыхания, характеризующихся выполнением нагрузок, указанных в 4.1.1, в диапазоне температур окружающей среды от минус 50 °С до 60 °С и влажности до 95% (при температуре 35 °С).

4.1.3. В состав аппарата должны входить:

Подвесная система;

Баллон (баллоны) с вентилем (вентилями);

Редуктор с предохранительным клапаном;

Легочный автомат;

Воздуховодный шланг;

Устройство дополнительной подачи воздуха (байпас);

Звуковое сигнальное устройство;

Манометр (устройство) контроля давления воздуха в баллоне;

Лицевая часть с переговорным устройством;

Клапан выдоха;

Спасательное устройство;

Быстроразъемное соединение для подключения спасательного устройства;

Сумка (футляр) для основной лицевой части.

Примечание - В состав аппарата может входить штуцер (quick fill) для подключения устройства быстрой дозаправки баллонов воздухом.

4.1.4. Номинальное время защитного действия аппарата должно составлять не менее 60 мин.

4.1.5. Фактическое время защитного действия аппарата в зависимости от температуры окружающей среды и степени тяжести выполняемой работы должно соответствовать значениям, указанным в таблице 1.

Конструктивные требования

4.5.1. Аппарат в рабочем положении должен располагаться на спине человека.

4.5.2. Форма и габаритные размеры аппарата должны соответствовать строению человека, сочетаться с защитной одеждой, каской и снаряжением пожарного, обеспечивать удобство при выполнении всех видов работ при пожаре (в том числе при передвижении через узкие люки и лазы диаметром (800 +/- 50) мм, передвижении ползком, на четвереньках и т.д.).

4.5.3. Аппарат должен быть выполнен таким образом, чтобы имелась возможность его надевания после включения, а также снятия и перемещения аппарата без выключения из него при передвижении человека по тесным помещениям.

4.5.4. Масса снаряженного аппарата без вспомогательных устройств, применяющихся эпизодически (спасательное устройство, устройство быстрой дозаправки баллонов воздухом и др.), укомплектованного 1 баллоном, должна быть не более 16,0 кг.

4.5.5. Масса снаряженного аппарата, укомплектованного 2 баллонами, должна быть не более 18,0 кг.

4.5.6. Все органы управления аппаратом (вентили, рычаги, кнопки и др.) должны быть легко доступны, удобны для приведения их в действие и надежно защищены от механических повреждений и от случайного срабатывания.

4.5.7. Органы управления аппаратом должны приводиться в действие при усилии не более 80 Н.

4.5.8. В аппарате должна быть применена система воздухоснабжения, при которой в процессе дыхания в подмасочном пространстве лицевой части должно постоянно поддерживаться избыточное давление воздуха в режимах дыхания, характеризующихся выполнением нагрузок от работы средней тяжести (легочная вентиляция 30 куб. дм/мин.) до очень тяжелой работы (легочная вентиляция 100 куб. дм/мин.) в диапазонах температур окружающей среды от минус 40 °С до 60 °С (для аппарата общего назначения) и от минус 50 °С до 60 °С (для аппарата специального назначения).

4.5.9. Избыточное давление в подмасочном пространстве лицевой части аппарата при нулевом расходе воздуха должно быть не более 400 Па.

4.5.10. Фактическое сопротивление дыханию на выдохе в аппарате в течение всего времени защитного действия должно быть не более значений, указанных в таблице 2.

Требования к баллонам

4.6.1. Баллоны, входящие в состав аппарата, должны соответствовать ГОСТ Р "Техника пожарная. Баллоны малолитражные для аппаратов дыхательных и самоспасателей со сжатым воздухом. Общие технические требования. Методы испытаний".

При ликвидации аварий на химически опасных объектах, тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ часто приходится действовать в непригодной для дыхания атмосфере. Дм защиты органов дыхания и зрения спасателя в этих условиях используются изолирующие аппараты двух типов: с замкнутой схемой дыхания (кислородные изолирующие противогазы) и с открытой (дыхательные аппараты со сжатым воздухом). Последние получают в настоящее время все большее распространение, так как обладают рядом преимуществ, хотя и уступают по времени защитного действия:

  • более просты, дешевы и надежны в эксплуатации;
  • имеют меньшее сопротивление дыханию;
  • обеспечивают более комфортные условия дыхания, так как воздух на вдох поступает сухим и холодным;
  • избыточное давление под маской снижает опасность подсоса воздуха из окружающей среды при возможной негерметичности маски;
  • более безопасны в применении и обслуживании, так как не содержат кислородного баллона высокого давления;
  • отсутствуют проблемы, связанные с приобретением и хранением запасов химического поглотителя углекислого газа, а также с перезарядкой им аппаратов после каждого применения.

Надеюсь, что настоящая статья поможет потребителю лучше узнать устройство аппаратов на сжатом воздухе и ориентироваться при их выборе для работы.

Дыхательный аппарат на сжатом воздухе (далее по тексту - аппарат ) принципиально устроен следующим образом. Сжатый воздух, хранящийся в баллонах высокого давления, через запорный вентиль поступает на вход газового регулятора давления (редуктора), где давление воздуха снижается до безопасного уровня. Редуцированный воздух поступает на вход так называемого легочного автомата, который подает его в маску на фазе вдоха и прекращает подачу на фазе выдоха. Выдыхаемый воздух, через клапан выдоха, расположенный на маске, удаляется в окружающую среду, в силу чего эта схема дыхания и называется открытой. Аппарат имеет подвесную систему, устройства для контроля и сигнализации, а также выполнения некоторых дополнительных функций.

Баллоны в значительной степени опредепяют массу и габариты аппарата. Учитывая, что эти характеристики являются одними из определяющих, совершенствование баллонов продвигалось в нескольких направлениях. Это повышение рабочего давления, применение материалов с более высокой удельной прочностыо; выбор оптимального по массе и габаритам сочетания формы (цилиндр, шар), емкости и количества. В современных аппаратах получили распространение, в основном, цилиндрические: стальные и композитные баллоны на рабочее давление до 29,4 МПа (300 кгс/см 2). Композитные баллоны изготавливают по современной технологии обмотки стального или алюминиевого лайнера (тонкостенного сосуда) углеродным или стекловолокном, Они имеют наименьшую массу, но и наиболее высокую стоимость. Поэтому широко применяются и стальные. Но выбор материалов как стальных, так и композитных должен исключать возможность их осколочного разрушения. Применение баллона после специального испытания должно быть разрешено Госгортехнадзором РФ.

Вентиль баллона обычно сальникового типа (в отличие от мембранного), что обеспечивает его минимальные габариты. Соединение вентиля с баллоном должно допускать неоднократный его монтаж и демонтаж. Это необходимо для проведения переосвидетельствования баллона в соответствии с правилами Госгортехнадзора России (ПБ 10-115-96). Выходной штуцер вентиля должен исключать возможность ошибочного подсоединения арматуры с размерами резьбового соединения на меньшее рабочее давление. Маховичок вентиля должен быть доступен для пользователя при надетом аппарате и иметь защиту от случайного закрытия в процессе использования. Последнее обычно обеспечивается выбором расположения вентиля на аппарате, реже - применением специального стопорящего механизма, требующего от пользователя дополнительного движения при закрытии маховичка вентиля (например -оттянуть маховичок по оси). Баллон с вентилем должен легко сниматься и устанавливаться на аппарат.

Редуктор аппарата обычно подсоединяется к вентилю баллона непосредственно или через промежуточный гибкий шланг высокого давления, что облегчает снятие и установку баллона. На корпусе редуктора размещаются гнезда для подсоединения шлангов легочного автомата и манометра. Редуктор должен обеспечивать значительные (не менее 200 л/мин) расходы воздуха, поддерживая при этом редуцированное давление, необходимое для работы легочного автомата. Из соображений безопасности редуктор должен быть обязательно снабжен предохранительным клапаном, ограничивающим чрезмерный рост выходного давления. При работе аппарата происходит существенное понижение температуры газа в редукторе, это опасно при использовании его в условиях низких температур, так как приводит к обледенению отдельных элементов механизма редуктора и его отказу. Конструкция редуктора должна обеспечивать его работу в условиях низких (до минус 40 0 С) рабочих температур. Это достигается, например, путем сведения к минимуму контакта подвижных частей редуктора с окружающим воздухом и применением морозостойких уплотнительных материалов.

Легочный автомат бывает двух типов: с непосредственным приводом от мембраны на рабочий клапан и с так называемым сервоприводом. Во втором типе мембрана механически не связана с рабочим клапаном, а управляет им пневматически с помощью вспомогательного клапана, используя энергию газа, подведенного к легочному автомату. Первый тип наиболее прост и надежен в эксплуатации. Второй позволяет получить минимальную массу и габариты, что немаловажно, учитывая размещение легочного автомата на маске аппарата. Для более надежного исключения возможности подсоса окружающей газовой среды в подмасочное пространство легочные автоматы обеспечивают создание небольшого (30-50 мм вод.ст.) избыточного давления. Таким образом, даже при глубоком вдохе под маской не создается разрежение. Чтобы при снятой маске не происходило самопроизвольного истечения воздуха, легочный автомат имеет механизм отключения избыточного давления, при этом повторное включение легочного автомата осуществляется при первом вдохе пользователя (несколько затрудненном по сравнению с обычным).

Для резервирования работы легочного автомата и продувки при необходимости подмасочного пространства должна быть предусмотрена возможность включения дополнительной (струйной) подачи воздуха. Установка легочного автомата на маску осуществляется с помощью бы-строразъемного соединения (индивидуального для каждой фирмы-изготовителя). Но может быть использовано и стандартное резьбовое соединение, причем различающееся для легочных автоматов с избыточным и без избыточного давления.

Маска должна быть полнолицевой с панорамным стеклом, выполняемым обычно из ударопрочного поликарбоната. Внутри маски располагается так называемый подма-сочник, закрывающий рот и нос пользователя. Основное его назначение - сведение к минимуму объема вредного пространства, заполняемого выдыхаемой смесью (чем меньше объем вредного пространства, тем ниже содержание углекислого газа во вдыхаемом воздухе), а также исключение контакта выдыхаемой смеси со стеклом маски для предотвращения его запотевания (обмерзания). С этой же целью сухой воздух, поступающий на вдохе в подмасочное пространство, направляется на обдув стекла маски, а затем уже через обратные клапаны поступает в подмасочник и далее на дыхание. Однако при недостаточной герметичности подмасочника и интенсивной работе в условиях низких температур для предотвращения обмерзания стекла приходится применять специальные смазки или использовать маску со стеклом, имеющим специальное покрытие. Оголовье должно быть регулируемым и хорошо сочетаться с защитной каской (для этого наиболее хорошо подходит оголовье сетчатого типа). На маске устанавливается переговорное устройство в виде герметичной мембраны, отделяющей подмасочное пространство от окружающей среды.

Манометр - выносной, класса точности не ниже 2,5 и должен иметь разрешение Госстандарта РФ на эксплуатацию в России. Шкала его должна позволять считывать показания при плохом освещении, корпус - иметь защиту от ударов и - выдерживать погружение в воду. Вход в гибкий шланг защищается дюзой (калиброванным отверстием малого диаметра) для ограничения истечения воздуха высокого давления при повреждении шланга.

Сигнализатор исчерпания рабочего запаса воздуха должен быть звуковым. Располагаться он может рядом с манометром или в полости легочного автомата.

Подвесная система включает в себя спинку, поясной и плечевые ремни, выполненные, как и пряжки, огнестойкими. Лучший вариант - спинка, изготовленная из углепластика и спрофилированная по телу человека. Подвесная система позволяет пользователю быстро, без посторонней помощи надеть аппарат и отрегулировать его крепление. Все приспособления для регулировки положения (пряжки, карабины, застежки и др.) выполняются так, чтобы ремни после регулировки прочно фиксировались.

Спасательное устройство рекомендуется включать в состав аппарата. Оно представляет собой обычно противогазовую шлем-маску с легочным автоматом без избыточного давления, шланг которого соединяется со специальным шлангом на аппарате с помощью быстроразъемного соединения типа шарикового замка. Устройство предназначено для вывода пострадавшего из зоны заражения с использованием запаса воздуха в аппарате спасателя.

Общие технические требования и методы испытаний аппаратов заданы в ГОСТ Р 12.4.186-97 "Аппараты дыхательные воздушные изолирующие. Общие технические требования и методы испытаний". Соответствие аппарата указанным нормам должно быть подтверждено сертификатом, которым обязательно должен обладать изготовитель аппарата.


С.Ермаков , главный конструктор ОАО "КАМПО"

Loading...Loading...