Собор Святого Петра – главный храм Ватикана

Собор Святого Петра в Ватикане - самый величественный храм во всем христианском мире. Он является ключом к Ватиканской тайне, которая была заложена в поручении, данном Иисусом Петру для управления Церковью, когда доверил ему ключи от Царства Небесного. Об этом гласит надпись на карнизе купольного барабана собора: “Ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою” . Только Собор Святого Петра может гордиться тем, что он воплощает слова Христа.

Согласно провидению, апостол Петр пришел в Вечный город в 43 году, чтобы стать главой христианской общины. Он находился в Риме на протяжении 25 лет. Во времена преследований христиан, между 64 - 67 годами, он претерпел мученическую смерть в цирке Нерона на склоне Ватиканского холма и был погребен в земле, на кладбище, недалеко от прилегающей к цирку дороге. Могила Святого Петра и есть точка опоры Ватикана, единственная причина и суть всех его строений. Если бы здесь не было могилы бывшего Галилейского рыбака, свидетеля воскресения Христова, который был уверен в том, что тоже будет распят, то не возник бы на этом месте великолепный храм и не существовал бы ныне прекрасный город-государство Ватикан.

Могила Святого Петра стала культовым местом: около 160 года здесь были построены первые оградительные стены и маленький мраморный памятник. В 322 году, десять лет после признания религиозной свободы христиан, император Константин повелел построить первую базилику. Она была в сущности храмом-мавзолеем Апостола. В VI веке Святым Григорием Великим был построен престол для совершения Мессы. В 1120 году папа Каллист II построил алтарь над этим престолом, названный Конфессией .

В 1452 году первоначальный собор решили перестроить, но лишь в 1506 году начались серьезные работы. Строительство храма продолжалось почти сто лет, с 1506 по 1616 год, при 18 папах, от Юлия II до Павла V, вписавшего свое имя на фасаде. Многие важные работы поощряли папы Урбан VIII и Александр VII. Непроста и судьба проекта, осуществленная и измененная 12 великими архитекторами. Наиболее известные из них: Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Джакомо делла Порта, Доменико Фонтана и Карло Модерно. Новый Собор Святого Петра был освящен папой Урбаном VIII 18 ноября 1626 года.

Собор занимает более 44.000 кв.м., длина его около 187 м., ширина 114,5 м., почти как футбольное поле, а высота 46 метров. О необъятности храма красноречиво говорят пометки на мраморном полу в центральном нефе. Здесь указаны размеры других больших христианских соборов, которые уступают ему по величине. Убранство Собора ошеломляет обилием золота, мозаик, величественных статуй святых, надгробными памятниками папам, а главное, изумительными творениями и молодого Микеланджело.

Выберите отели поблизости:

Starhotels Michelangelo Rome
Apartment Bonifacio"s House Roma
Emmaus
Sant" Anna Hotel
Bed & Breakfast Armonie Romane
Key To Italy Apartments
Residenza Paolo VI
Borgo Pio 91
Palazzo Cardinal Cesi
Relais Vatican View
Sweetly Home Roma
B&B San Pietro Alle Fornaci
Opera Inn Suites B&B and Apartments
Holiday a San Pietro
Excel Passetto Suites
B&B Carpe Diem
B&B Alle Fornaci A San Pietro
Dolcefarniente
Vatican Bed And Breakfast
San Peter Rome B&B
Residenza Risorgimento

Собор Святого Петра в Ватикане. Видео.

В главном входе в Собор Святого Петра, находятся пять дверей: Дверь Смерти (мастер Джакомо Манцу, 1964 год) - дар монсеньора Джорджио ди Бавьера, каноника Собора святого Петра; Дверь Добра и Зла (Люччиано Мингуцци, 1977 год); Дверь Филарете (1445 год) - она была выполнена для древней Константиновской базилики; Дверь Таинств (Венанцио Крочетти, 1964 год) и Святая дверь (Вико Консорти), дар швейцарских католиков к Юбилею 1950 года.

Оплакивание Христа

В первой капелле правого нефа находится гениальное творение двадцатилетнего Микеланджело “Оплакивание Христа” (Pietà). Скульптура была высечена из единого блока белого мрамора из Каррары, а на ленте, опоясывающей Мадонну, скульптор высек надпись “Микеланджело - флорентинец”. Над этом творением Микеланджело работал больше двух лет. Скульптура изображает Пресвятую Деву Марию, которая держит на коленях мертвого сына – Христа. Красота линий, идеальные пропорции тел в натуральную величину, молодые лица и скорбь Матери так явны, что хочется замереть в безмолвном поклоне перед бессмертным шедевром Микеланджело.

Виртуальные туры

Совет : Используйте мышь для навигации по панорамным изображениям

Виртуальный тур: Оплакивание Христа

Виртуальный тур: панорамные съемки внутреннего убранства Собора Святого Петра

Виртуальный тур: Собор святого Петра - алтарь

Над куполом Собора Святого Петра трудились несколько известных мастеров. Купол был задуман Донато Браманте в начале новой конструкции, но для воплощения задуманного сперва были сооружены пилястры, поддерживающие своды. Пилястры закончили в 1514 году, периметр каждого из них составлял 71 м. На пилястры опирались арки, их высота составляет 44,8 м. С 1546 года и до самой смерти (1564 г.) Микеланджело работает над сооружением барабана купола, а Джакомо делла Порта и Доменико Фонтана в 1590 году заканчивают круглый свод, а на следующий год - и фонарь купола. Высота купола от пола до верхушки креста составляет 136,57 м., а его внутренний диаметр – 42,56 м. Мозаики внутри купола, выполненные мастером Кавальеро д’ Арпино, представляют сцены Рая с изображением Бога на самом верху.

”Кафедра во Славе", выполненная Бернини в 1666 году, содержит трон, который, по преданию, принадлежал Святому Петру. У ее основания расположены четыре статуи Отцов Церквей, двух западных - Амвросия и Августина, с митрами на головах, и двух восточных - Афанасия и Иоанна Златоуста. Кафедра, или трон Апостола, представляет собой великую ценность для верующих, она помещена в хранилище реликвий - футляр из бронзы и серебра. Вся Кафедра во Славе освящена символикой Святого Духа.

Статуя Святого Петра, выполненная из бронзы в IV веке неизвестным сирийским скульптором, пользуется необычайной славой. Считается, что стоит прикоснуться к ней и помолиться, и мольбы будут услышаны. Обычай этот очень древний, поэтому одна стопа статуи стерта от прикосновений молящихся.

Эти элементы из описания убранства Собора святого Петра составляют лишь малую толику всего богатства, многообразия и неповторимой красоты, очарования и невысказанной благодати, которая таится там.

Собор Святого Петра неоднократно описан множеством источников, но ни один из них не может передать то священное и почтительное чувство, которое возникает при его непосредственном зрительном восприятии.

P.S. Напомним вам, что титулярная базилика является одной из достопримечательностей, входящих в . Будьте готовы к волнующей встрече с прошлым и обсудите с гидом варианты вашего маршрута.

Примечание: При подготовке этого материала были использованы ссылки на официальный сайт Ватикана.

Описание Собора святого Петра - нетривиальная задача. Главный католический храм мира до недавнего времени был крупнейшим христианским религиозным сооружением. Собор святого Петра находится во владениях государства Ватикан в центре Рима.

История строительства Собора святого Петра

В I в. на этой местности находился Цирк Нерона. Этот печально известный император устраивал в нём не только представления и состязания, но и показательные казни первых христиан. В 67 г. здесь принял смерть самый известный из них - апостол Пётр. Он был распят необычно - вниз головой, поскольку считал себя недостойным быть казнённым подобно Христу. Могила апостола стала объектом тайного поклонения.

После победы христианства в начале IV в. над могилой по велению императора Константина была сооружена большая базилика, в которой в течение 5 веков проходили главные религиозные и светские церемонии. Здесь же происходили захоронения праведников, считавших за честь возможность упокоиться рядом с апостолом.

В IX в. базилику разграбили сарацины, после её попытались реконструировать. В 1506 г. Папа Юлий II распорядился выстроить новый храм, подобного которому в мире не было. Кто построил Собор святого Петра ? На этот вопрос нельзя дать однозначный ответ. В проектировании и строительстве сооружения участвовали известные зодчие, сменявшие друг друга.

Первый архитектор - Браманте, спроектировал церковь в форме симметричного (греческого) креста. Продолживший постройку Рафаэль решил ориентироваться на крест с вытянутой стороной (латинский). Идея доминирующего центрального купола принадлежит Микеланджело, а реализовал её Джакомо делла Порта. Заканчивавший строительство Карло Мадерна воздвиг массивный западный фасад, скрывший большую часть купола, который перестал быть доминантой сооружения. Освящение Собора состоялось в 1626 г.

Архитектурные решения

Продолжавшееся более века строительство совпало с переходом от идей Возрождения к архитектурному стилю раннего барокко. Поэтому в архитектуре Собора святого Павла можно найти черты обоих этих стилей.

Главный фасад

Близ входа в Собор на пьедесталах стоят скульптуры апостолов - Петра с ключом и Павла с мечом. Монументальный фасад высотой 45 м и шириной 115 увенчан почти 6-метровыми фигурами Иисуса, 11 (кроме Петра) апостолов и Иоанна Предтечи. Собор имеет 5 дверей (порталов), четыре из которых построены сравнительно недавно - в XX в.

Центральный портал назван Филарете по имени создавшего его флорентийского мастера. Эта дверь - единственная, сохранившаяся от старой базилики XV в. На верхних бронзовых панелях двери изображены Христос и Мадонна на троне. В середине - апостолы Пётр и Павел, а в низу - сцены их мученической смерти. Сверху двери - мраморный барельеф с апостолом Петром, получающим ключи. Напротив портала Филарете - знаменитая мозаика «Навичелла», выложенная Джотто в XIII в.

Святой портал используется один год в четверть века. Каменная кладка изнутри разбирается в канун юбилейного Рождества. В конце года эта дверь вновь замуровывается. Портал Смерти предназначен только для выноса тела умершего понтифика. На этой двери изображены соответствующие сюжеты - смерть Иосифа, Гроб Господен, убийство Петра, а также сцены таинства Причащения. Ещё есть портал Добра и Зла и дверь Таинств.

Купол

Высота купола Собора святого Петра достигает 138 м снаружи и 119 м изнутри, а диаметр - 42 м. Купол зиждется на четырёх массивных колоннах. По его фризу выложена мозаичная надпись, цитирующая слова Иисуса из Евангелия от Матфея о Петре, Церкви и ключах от Небесного Царства. На внутренней поверхности изображены авторы 4 Евангелий. Рядом с Марком, Иоанном и Лукой - соответственно лев, орёл и вол. Этих апокалиптических животных, согласно Откровению, увидел Иоанн у престола Бога. Рядом с Евангелистом Матфеем нарисован ангел, водящий его рукой.

При понтифике Клименте VIII купол собора был увенчан крестом. На него поместили свинцовые шкатулки с реликвиями. С балкона купольной башенки открывается запоминающаяся римская панорама.

Что находится внутри ватиканского Собора

Внутреннее пространство Собора поражает своими размерами и великолепием. Его длина равна 211,5 м, а площадь - свыше 22 тыс. м 2 . Внутри одновременно могут находиться 55 тыс. чел. Это больше, чем вмещают все другие крупнейшие религиозные сооружения. Не составляет исключения и самая большая в мире новая церковь в Кот-д"Ивуаре, превзошедшая в 1990 г. Собор по высоте и площади, но не по вместимости. На полу центрального нефа есть отметки, указывающие сравнительные размеры других крупных храмов, легко помещающихся внутри.

Ещё 400 тысяч человек могут слушать Папу на одноимённой площади перед Собором, спроектированной великим архитектором и скульптором Джованни Бернини.

Внутри Собора всегда много туристов, но его огромные размеры исключают сутолоку. По его периметру находятся богато декорированные капеллы с гробницами Римских Пап и королевских особ. Их создавали выдающиеся мастера. В первой справа капелле Милосердия - знаменитая мраморная скульптура «Пиета» (Оплакивание Христа), в которой во всю мощь проявился гений молодого Микеланджело. После нападения вандала она экспонируется за толстым защитным стеклом.

Большую лепту в скульптурное убранство интерьера внёс Бернини. Над основным алтарём в центре Собора высится созданный им 29-метровый киворий (балдахин), увенчанный статуями ангелов. Он опирается на четыре витые колонны. Их форма не случайна: она повторяет колонный силуэт иерусалимского храма Соломона. Вести здесь богослужение имеет право только понтифик. От главного алтаря лестница ведёт в гробницу («Исповедальню») св. Петра.

Неподалеку установлена бронзовая фигура сидящего св. Петра. Её авторство приписывается флорентийскому скульптору XIII в. Арнольфо ди Камбио. По другим сведениям, статуя была изготовлена ещё в V в. в Сирии. Ступни скульптуры блестят от многочисленных прикосновений загадавших желание.

Среди хранящихся в храме реликвий - мощи св. Иоанна Златоуста, и копьё римского сотника Лонгина, которым был пронзён на кресте Христос. Пятиметровая статуя этого сотника, изготовленная Бернини, стоит в нише одной из колонн. Потрясённый мученической кончиной и воскресением Спасителя, очевидцем которого он стал, Лонгин начал проповедовать христианство, и был казнён за это.

Главный неф Собора завершается алтарным выступом (апсидой) с бронзовой позолоченной кафедрой, созданной в XVII в. Бернини, и считающейся одной из вершин его творчества. Внутри кафедры сокрыт деревянный трон, принадлежавший апостолу Петру. Согласно традиции, место хранения реликвии должно напоминать её форму. Поэтому в центре кафедры находится бронзовый трон с барельефом на тему вручения ключей апостолу.

С двух сторон трона Бернини расположил 4 фигуры Учителей Церкви. Восточные учители Иоанн Златоуст и Афанасий Великий стоят ближе к трону, а Амвросий Медиоланский и Аврелий Августин с покрытыми западными митрами головами - с внешней стороны. Над кафедрой находится выложенное алебастровыми пластинами витражное окно, в центре которого - сияющий в солнечных лучах голубь - символ Святого Духа. Издали он кажется небольшим, но размах его крыльев - около 3 м.

Кафедра св. Петра - символ власти понтифика. Один из титулов Папы Римского - «Преемник князя апостолов». Счёт римским понтификам начинается от Петра.

Как попасть в Собор святого Петра

Это можно сделать несколькими видами общественного транспорта:

  • на метро линии A до станции Ottaviano;
  • на троллейбусе №19 до остановки Piazza Risorgimento;
  • автобусами №№ 32, 49, 62, 81, 590, 271 до среды Via della Conciliazione.

Время работы Собора святого Петра - с 8 до 19 часов в высокий сезон и до 18 - в низкий. Смотровая площадка закрывается на 1 час 15 мин. раньше. Вход в Собор бесплатный, а на площадку - нет. За пеший подъём надо заплатить 6 EUR, и 8 EUR - за пользование лифтом. Сэкономить удастся только физически подготовленным людям, которые смогут подняться более чем на 500 ступенек. Туристы должны иметь в виду, что последняя секция всё сужающихся ступенек в обоих случаях преодолевается самостоятельно. Через завершающие подъём совсем узкие ступеньки приходится почти ползти.

Чтобы минимизировать время на очередь, рекомендуется избегать среды (день богослужения и папской аудиенции) и воскресенья. Прийти лучше к открытию или во второй половине дня. Туристы, завершившие осмотр музеев Ватикана, проходят в Собор без очереди. Правда, человеку трудно справиться с такой огромной эмоциональной нагрузкой.

Посещение Собора святого Петра будет максимально познавательным в рамках экскурсии. За двухчасовую экскурсию нужно будет заплатить 80 EUR.

При посещении действует стандартный для религиозных сооружений дресс-код. Должны быть закрыты плечи, руки и ноги, у женщин - волосы. Мужчины, наоборот, должны снять головной убор. Туристы проходят через турникет с металлоискателем.

Возле Собора находится ватиканская почта. Отсюда можно отослать открытку со специальной маркой, подтверждающей отправку с территории Ватикана.

Собор святого Петра - один из величайших христианских храмов в Мире. Это место по праву считается священным, ведь в Ватикане находится множество священных реликвий и памятных сооружений.

О Соборе

Рим - один из самых древних городов мира с богатой историей и удивительной архитектурой. Каждый год в столицу Италии приезжают туристы со всего мира, чтобы увидеть достопримечательности города. Одно из самых известных мест - собор Святого Петра в Риме.

Архитектура этого сооружения поражает с первого взгляда: огромный просторный купол, колонны и высокий обелиск посреди площади… Всё это выглядит величественно и впечатляюще. Закрытое, священное для всех христиан место - Ватикан - приоткрывает завесу тайны, позволяя оказаться в одной из многих частей храма.

Кто архитектор Собора Св. Петра? Он был не один, они часто менялись, однако это не помешало создать прекрасное сооружение, которое считается предметом мирового культурного наследия. Место, где живёт Папа Римский - главное лицо мировой христианской религии, - всегда будет оставаться одним из самых великих и популярных среди путешественников. Святость и значимость этого храма для человечества невозможно переоценить.

Собор Святого Петра снаружи

То здание, которое можно увидеть сегодня, полностью продумал архитектор Собора Св.
Петра - Микеланжело.

Скульптурные группы на фасаде храма - величайшее творение лучших мастеров Италии. Присмотревшись внимательнее, можно увидеть, что эти высокие статуи изображают Иисуса Христа, Иоанна Крестителя и апостолов. Обелиск возле храма тоже имеет свой смысл. По-другому его называют «игла», и считается, что у его основания покоится прах Юлия Цезаря.

Колоннада, смыкающаяся с двух сторон собора - тоже важная часть архитектурного комплекса. Она была воздвигнута по проекту одного из архитекторов Собора Св. Петра - Бернини. Наверху колоннады расположена череда статуй ста сорока святых. Среди них - значительное количество женщин. Все они смотрят на с высоты колоннад.

Перед входом возвышается статуя апостола Павла - символический ход скульпторов, проводящий параллель между входом в Рай и входом в Собор.

Собор Святого Петра: история, описание

История создания сооружения полна загадок и тайн. К сожалению, собор Святого Петра - относительно новый храм по сравнению с другими святынями Европы. Тот, который существует сегодня, в значительной мере отличается от того собора, над которым работали великие архитекторы и скульпторы.

В храме проходили многие исторические события. Фундамент храма и первая базилика были построены при а в 800 году происходила коронация короля франков и лангобардов Карла Великого, который впервые объединил французские земли.

За время своего существования конструкция здания несколько раз горела и снова восстанавливалась зодчими. Много усилий было приложено, чтобы восстановить собор Святого Петра. Святые места Рима, к которым ежегодно верующие совершают паломничества - почти все они находятся здесь.

Это место особенно важно для всего христианского мира: здесь можно посетить комнату, где хранятся мощи апостола Петра.

Микеланжело

История храма настолько велика, что трудно ответить на вопрос: "Какие великие архитекторы были главными строителями собора Святого Петра?" Это здание видело разных художников, скульпторов и зодчих, однако сделали по-настоящему важные вещи лишь единицы.

Много людей приложили усилия для создания такого проекта, как собор Святого Петра в Риме. Микеланжело Буонарроти - главный архитектор храма, вклад которого в его строительство был очень значимым. Он был нанят одной из влиятельнейших семей Флоренции - Медичи. Архитектор собора Св. Петра, который был раньше, планировал сделать купол в форме удлинённого креста. Но именно благодаря замыслу Микеланжело купол собора имеет сферическую форму. Как главный архитектор Собора Св. Петра, художник создавал росписи и скульптуры для храма. Вскоре один из представителей семьи Медичи был избран Папой Римским. Новоизбранный Лев X назначил Микеланжело, теперь уже официально, главным архитектором Собора.

Интересен тот факт, что великий скульптор и художник Буонарроти долгое время отказывался от работы над архитектурой такого проекта, как Собор Св. Петра. Микеланджело, однако, потом все же согласился и кардинально изменил идею постройки.

Скульптура и останки апостола Петра

Статуя апостола Петра - главная достопримечательность Собора. Скульптура кажется одновременно суровой и приветливой. Кроме того, она считается святой. Существует традиция: посетив собор, необходимо обязательно дотронуться до ноги этой фигуры. Считается, что после этого дух отпускает человеку все его грехи. Сердце того, кто дотрагивается до ноги, должно быть чистым, даже если человек совершил много плохого. Каждый день желающих дотронуться до мраморной ноги святого так много, что смотрителям музея приходится время от времени полировать её поверхность.

Однако самым священным считается другое место. Оно находится под землёй. Это склеп, где хранятся мощи святых. Колонна с останками апостола Петра, в честь которого назван Собор - важнейшая часть всего храма-музея. Главный архитектор собора Св. Петра создал спуск в склеп. Он напоминает лестницу в преисподнюю, однако, спустившись, все обращают внимание на останки - скелеты святых. В склепе довольно темно, что создаёт ощущение потустороннего мира.

Купол Собора

Купол Собора Святого Петра - один из самых больших в Европе. Он опирается на четыре массивных столба, украшенных лепниной и скульптурами.

Над столбами расположены лоджии, где раньше хранились реликвии. Под каждой из реликвий сооружена соответствующая статуя святого.

Скульптура апостола Андрея Первозванного - мужчина, который держит брус дерева и взывает к Небу. На его лице - выражение муки и страдания.

Другая статуя - Святая Равноапостольная царица Елена. Она придерживает огромный крест - символ Веры. Её вторая рука направлена к зрителю, лицо спокойное и умиротворённое.

Совсем другое настроение передаёт скульптура Святой Вероники. В её позе - динамика, движение. Святая Вероника держит в руках плат, который подала Иисусу, чтобы он вытер своё лицо. Она будто бы вручает его, а в выражении её лица - решимость и уверенность. Четвёртую колону украшает статуя святого Лонгина. Святой выглядит угрожающе сурово, в одной его руке - копьё. Другая рука простирается в сторону. В его позе можно прочитать гнев и жажду правосудия.

Пол из надгробий. Скульптура «Моисей»

Собор Святого Петра в Риме и его надгробия - самое захватывающее во всём храме. Его особенность заключается в том, что в одном из залов Собора пол представляет собой череду надгробий.

Когда ступаешь по нему, чувствуешь невероятное волнение, ощущение святости и связи с Всевышним.

Внутри храма - множество фресок, на полах, потолках, стенах… Всюду окружает высокое искусство - изображения библейских сюжетов.

Скульптура Моисея - одно из любимых мест для туристов. Эта статуя изображает героя Ветхого Завета, который вывел свой народ из пустыни и стал великим спасителем для христиан. В складках его мантии, выражении лица, напряжённых мышцах рук чувствуется волнение, ответственность за всё человечество. В его позе - готовность к ударам судьбы, желание противостоять року. Густая борода вылеплена так реалистично, что кажется, будто это настоящие волосы. Она придаёт Моисею суровый вид, который на мгновение заставляет даже испугаться его.

Скульптуры Правого Нефа

Знаменитая мраморная Пьета, созданная руками Микеланжело - мировой шедевр искусства. Скульптура будто бы живая, заставляет проникнуться чувством скорби, тихого горя по умирающему Христу. Складки ткани, гладкое лицо Девы Марии - все это выглядит так реалистично, что кажется, будто бы они, преодолев множество веков, вмиг оказались в зале, и мы только что стали невольными зрителями произошедшей трагедии. Веки Девы Марии опущены, она прикрыла глаза от горя. В позе Христа - поражающая беспомощность. Эта скульптура - очень сильная психологически и эмоционально, - создавалась годами, и малейшая ошибка могла привести к потере формы и всей идеи. Однако мастер Микеланжело создал её такой нежной и грустной, что она выглядит по-настоящему живой.

Недалеко от Пьеты расположена Гробница Матильды Тосканской, украшенная скульптурой женщины-воительницы и нескольких купидонов у её ног. Это было выполнено скульптором Бернини.

Сикстинская капелла

Одна из известнейших фресок мирового искусства - созданная Микеланжело Крупнейшая на то время по масштабам картина украсила самый большой собор в мире - Собор Св Петра. На то время Папой Римским был Юлий II. Он пригласил юного Микеланжело для выполнения этой работы. Тот ещё не имел достаточных навыков в живописи, но согласился и приступил к работе. Сегодня для того, чтобы детально изучить эту фреску, понадобится более пяти часов. Многообразие линий, складок ткани на фигурах и сюжетов Библии захватывает и не даёт отвести взгляд. Можно разглядеть и Христа, распятого на кресте, и сцены из Ветхого Завета… Например, сотворение Мира, создание Адама и Евы, отделение воды от суши, изгнание людей из Рая, приносящего жертву Ноя, испуганную Дельфийскую сивиллу, пророков…

По углам капеллы расположены древнейшие отрывки из Библии: Медный змей, Юдифь и Олоферн, Наказание Амана.

Капелла несколько раз реставрировалась, однако не утратила своей красоты и целостности композиции.

Собор Св. Петра в Риме — самая известная римско-католическая церковь и одно из самых святых мест в христианском мире. В статье описаны

  • особенности архитектуры здания и коротко об истории создания;
  • самые известные работы великих мастеров, украшающие интерьер;
  • христианские реликвии, хранящиеся под сенью храма.

А так же Вы узнаете

  • какую печальную роль сыграло строительство здания в судьбе католицизма;
  • кто из великих зодчих принимал участие в работе и не дожил до завершения строительства;
  • и чем на самом деле является собор.

Чем на самом деле является собор Св. Петра в Риме?

Обратите внимание: церковь является папской базиликой (Папале ди Сан-Пьетро) , а не собором. Базилика - это почётный титул для храма, который дарует Папа Римский. Папская — значит, что подчиняется только Папе. Но у этого слова есть и другое значение, которое определяет античную или средневековую прямоугольную постройку с двумя продольными рядами колонн внутри (обычно храм).

Собором называют церковь, где находится кафедра или трон (кресло) епископа, на котором он восседает во время богослужения. Кафедральный собор Рима — базилика Арчи Святого Иоанна Латеранского . Последний функционирует как главная церковь для верующих Рима.

Папскую базилику называют собором, видимо, потому что в ней хранится трон Св.Петра.

Что было раньше на месте базилики?

Святой Петр, один из двенадцати учеников Иисуса, свидетель его воскресения и первый епископ Рима, был замучен в 64 году н. э. и похоронен на этом месте. Могила Св. Петра стала культовой около 160 г. После признания религиозной воли христиан император Константин велел здесь построить базилику. Случилось это примерно в 320 г.

Именно эта могила является центром и сутью всех строений города-государства Ватикана.

Кто начал строительство и зачем?

Папа, который впервые озвучил идею замены старой Константиновской базилики, был Николас V (1447-55). Он поручил Леону Баттиста Альберти (1404-72) и Бернардо Росселлино (1409-64) подготовить план для новой структуры религиозного центра.

Папа Сикст IV (1471-84) построил новые церкви (в том числе Сикстинскую капеллу), расширил улицы и помог превратить Рим в город эпохи Возрождения. Но базилику, где в день 800 Рождества императором Священной Римской империи был коронован Карл Великий, не тронул.

Только когда его племянник Папа Юлий II стал понтификом в 1503 году, все началось. Юлий решил снести старую базилику и заменить ее новой, где приготовить гробницу и для себя. Длительная последовательность Пап, архитекторов, дизайнеров и масонов-каменщиков в конце концов довела проект до завершения в 1626 году. Прошло 123 года!

Кто из великих «руку приложил»?

Активными понтификами были:

  • Лев X (1513-1521),
  • Климент VII (1523-1534),
  • Павел III (1534-1549),
  • Сикст V (1585-1590),
  • Григорий XIV (1590-1),
  • Климент VIII (1592-1605),
  • Павел V (1605-1621) и
  • Урбан VIII (1623-1644).
Фасад Мадерно. Автор: Jean-Pol GRANDMONT — собственная работа , CC BY-SA 3.0 , Ссылка

Среди самых известных архитекторов (Capomaestro ), участвующих в его возведении, были

  • Донато Браманте (1444-1514),
  • Рафаэль (1483-1520),
  • Джулиано да Сангалло,
  • Бальдессаре Перуцци,
  • Антонио да Сангалло Младший,
  • Микеланджело (1475-1564),
  • Джакомо делла Порта,
  • Карло Мадерно (1556- 1629) при содействии Франческо Борромини 1599-1667 и
  • Джованни Бернини (1598-1680).

Архитектурный стиль базилики Святого Петра в Ватикане

Длительный и прерывистый ход его строительства иллюстрирует меняющийся курс искусства высокого Ренессанса :

  • переход от строгой античности к более свободным эклектическим тенденциям маньеризма и,
  • в конечном счете, к .

Артистизм и архитектурное величие папской базилики должны подтверждать статус Ватикана как духовного дома христианства.

Какая христианская церковь больше, чем собор Св. Петра?

Построенный из травертинового камня, здание имеет

  • высоту 138 м,
  • 223 метра в длину и
  • 152 метра в ширину,
  • с внутренней длиной примерно 211 метров.
  • Площадь — 2,3 гектара, где помещаются 60 000 человек.

Это была самая большая христианская церковь в мире до 1989 года. Теперь таковой считается церковь в столице западно-африканского государства Кот д’Ивуар — Ямусукро.

Интерьер: самые известные шедевры

Собор Св. Петра в Риме можно назвать хранилищем ценнейших произведений искусства от пола до креста на куполе. Паломников, входящих в базилику, контролируют церковные чиновники и Швейцарские гвардейцы. Внутри базилика имеет форму латинского креста. Удлинённый неф обрамлен широкими проходами, дающими доступ к нескольким часовням. В их числе капеллы:

  • Преподобной Девы,
  • Клементины,
  • Мадонны Колонны,
  • Григорианская,
  • несколько других алтарей.

Кроме того, в центре базилики находится Часовня Исповеди.

Интерьер Святого Петра содержит ряд бесценных сокровищ в мраморе и бронзе величайших скульпторов эпохи Возрождения.
Одно из них — Пьета (1500г) Микеланджело.

Скульптуры в стиле барокко, такие как балдахин (киворий) или церемониальный навес над главным алтарем, и кафедра (трон) Святого Петра (Cathedra Petri), спроектированные Бернини. Зодчий поместил его в золочёную бронзовую композицию.

Неоклассические скульптуры (например, мраморная статуя папы Пия VI), созданные величайшими мастерами Европы, такими как итальянский гений Антонио Канова (1757-1822).

Он также содержит многочисленные папские гробницы, украшенные

  • мраморными статуями и рельефами (могила Папы Льва XI (1634-44) Алессандро Альгарди (1598-1654)),
  • а также мозаикой и драгоценными металлами.

Экстерьер собора Св. Петра в Риме

НЕ очевидные секреты проекта Бернини

Законченная в 16 веке величественная базилика требовала соответствующей оправы. Постановлением Ватикана, Бернини за 11 лет соорудил непревзойдённый до сих пор образец элегантности и изящности — площадь Св. Петра (Piazza San Pietro).

Трапецевидная площадь Ретта меньшего размера, которая примыкает к эллиптической части, делает католическую церковь более близкой и сокровенной.


План собора и площади Святого Петра в Ватикане. Всю композицию называют «ключом Св. Петра», потому что с высоты птичьего полёта она предстает в такой форме.

3 в 1 или привет паломникам из Египта

В центре эллипса возвышается египетский обелиск. Полагают, что когда-то он украшал цирк Нерона. Ему поклоняются как (1) свидетелю казни Св. Петра . Для его перемещения в 1586 году потребовалось 140 лошадей и 900 рабочих. Монолит весом 385 тонн устанавливали с помощью сложной системы канатной лебедки. Существует неподтверждённая легенда, что в металлическом шаре на вершине обелиска хранится прах Юлия Цезаря.

От обелиска по брусчатке расходятся лучи из травертина, устроенные так, чтобы обелиск выполнял (2) роль гномона (астрологического инструмента, определяющего направление истинного меридиана), и (3) солнечных часов.

Театральные подмостки Ватикана?

Вы видели сотни тысяч примолкших людей, плотно стоящих на площади Святого Петра? Они стекаются сюда ради момента, когда Папа поднимает руки на благо urbi et orbi (города и мира). Этот характерный жест, которым Римско-католическая церковь представляет себя миру, собирает до 400 000 паломников.

Площадь — зрительный зал и фасад базилики — сцена. Все в соответствии с целью сделать Базилику Святого Петра в Ватикане учебным пособием католического мира . Сам Бернини рассматривал колоннаду как руки Бога, обнимающие верующих.

Фасад — «церковь бедных и для бедных»

В 17 веке Карло Мадерно украсил фасад гигантскими коринфскими колоннами (каждая 27.5 м в высоту) и тринадцатью статуями: Христос и одиннадцать апостолов (кроме Петра) плюс Иоанн Креститель.

За колоннами находятся 5 ворот или дверей, через которые можно войти в собор. Створки дверей центрального портала перенесены из старой базилики (работа середины 15 в). Рядом стоят конные статуи Карла Великого (Августино Корначчини, 18 в) и императора Константина (Бернини, 1670 г).

Там же находится ещё одна жемчужина экстерьера — прославленная мозаика Джотто конца 13 в. «Навичелла». Крайние двери слева - «Врата смерти» - созданы в 1949-1964 гг. крупным скульптором Джакомо Манцу. Через них отправляются в последний путь понтифики.

Символ, который начал разрушаться ещё в 18 веке

Купол базилики Святого Петра возвышается над другими тремя великими базиликами Рима:

  1. Санта-Мария-Маджоре,
  2. Св. Павла и
  3. Св. Иоанна Латеранского.

От пола до макушки креста высота почти 137 метров. Внутренний диаметр - 41.47 метров. Это меньше диаметра купола Пантеона (43.3 м), но превосходит купол Св. Софии в Константинополе.


В 18 веке купол стал разрушаться. Для придания дополнительной жёсткости свод стянули 4-мя прочными цепями

Создан во многом Микеланджело и построен его учеником Джакомо делла Порта во время короткого, но активного папства Сикстуса V (1585-1590). Купол поддерживают парусные своды. Барабан покоится на четырех мощных колоннах толщиной 18 метров. Именно Микеланджело увеличил размер и силу несущей конструкции. При этом сохранил центрическую композицию, задуманную Браманте.

Непосредственными соперниками купола собора Святого Петра в Ватикане являются

  • Флорентийский собор раннего Возрождения, спроектированный Филиппо Брунеллески и завершенный в 1434 году;
  • Константинопольский собор Святой Софии, завершенный в 537 году;
  • и купол, разработанный Кристофером Реном для Собора Святого Павла, закончен в 1710 году.

Постоянно наблюдает и ухаживает за зданием базилики специализированная группа рабочих (sampietrini). Благодаря им, оно всегда в отличном состоянии.

«… чтобы церковь вышла на улицы» или Почему столько шедевров в храме?

Начиная с девятого века христианская церковь неразрывно связана с

  • изобразительным искусством архитектуры,
  • скульптурой (рельефами и статуями),
  • живописью (алтарными панелями, монументальными произведениями).

Она стала крупнейшим заказчиком и покровителем искусств в Европе. Чтобы понять, почему мировой центр Римской Церкви в лице базилики Святого Петра в Ватикане так щедро наделён множеством шедевров, вспомните вот о чём.

Чтобы вдохновлять религиозные общины христианским посланием церковью было создано

  • декоративное искусство (витражи в готических соборах),
  • искусство гобеленов,
  • огромный ассортимент настенной росписи (Сикстинская капелла),
  • мозаичное искусство и
  • богатство иконописи.

Фактически, с середины XVI века скульпторы и художники получили подробные инструкции, как представлять особенности новозаветной истории. Притом, что читать библию имели право только священники. А для безграмотных и невежественных рисовали картинки.

Базилика — двуликий Янус

Главный храм католицизма имеет два лица:

  • одно — символ могущества и величия церкви;
  • другое — раскол, потеря авторитета и силы.

Для оплаты стоимости базилики и ее содержания требовалась фантастическая сумма — 46 миллионов дукатов. а. Огромная и агрессивная компания по сбору средств вызвала протест в Европе. Она-то и стала важным фактором в инициировании Реформации и рождении Протестантизма. Как Вы думаете, ирония судьбы или закономерное явление? Напишите своё мнение в комментарии, пожалуйста.

Какие христианские реликвии хранятся в соборе?

В базилике хранятся, но не демонстрируются публике, частица Распятия Христа и Плат Вероники, а также мощи Св. Лонгинуса (легионера, пронзившего копьём тело Иисуса), и Св. Андрея (брата Св. Петра).

В нишах, установленных в четырех опорах купола, находится ряд статуй, связанных со святыми мощами базилики. К ним относятся:

  • Св. Елена, держащая Истинный Крест (Андреа Болги);
  • Св. Лонгинус с копьем, пронзившим рёбра Иисуса на кресте (Бернини, 1639);
  • Св. Вероника, на платке которой проявился лик Иисуса (Франческо Мочи) и
  • Св. Андрея с Андреевским крестом (Франсуа Дюкенуа).

Чьи могилы находятся в соборе Святого Петра в Риме?

Около 100 гробниц находятся в базилике Святого Петра, в том числе в Ватиканском гроте под базиликой. В них покоятся 91 Папа (в их числе Иоанн Павел II), император Священной Римской империи Отто II, святой Игнатий Антиохийский. В подземном склепе, прямо под куполом и главным алтарем, находится гробница самого Святого Петра.

Короткое видео по теме.

Как добраться до собора Св. Петра в Риме

Доехать до места можно

  • на метро: линия А, остановка Ottaviano (ближе к музеям) или San Pietro (ближе к площади);
  • на трамвае: №19, остановка San Pietro в 200-х метрах от собора;
  • автобусом: №№ 23, 32, 81, 590, 982, 11, остановка Risorgimento,
  • экспресс-маршруты от вокзала Термини (Termini) №№64, 40, 116, остановка Terminal Gianicolo.

Собор Св. Петра в Риме можно посетить бесплатно, как любую церковь. Он открывается в 7 часов утра.

Его называют «сердцем Ватикана» и «Белой жемчужиной». Сегодня Собор является главной резиденцией Папы Римского, одним из главных католических храмов мира. Размеры Собора Святого Петра в Риме просто потрясают – огромный белый купол под синим небом Рима…

История строительства, архитектурный стиль, фото

На том месте, где сегодня стоит Basilica di San Pietro, во времена Древнего Рима находился Цирк Нерона – место жестоких и кровавых забав. Властный император жаждал зрелищ. На арене цирка проходили жестокие бои гладиаторов, а во время гонения христиан порой император против гладиатора ставил одного из них.

Бои такие длились недолго, и христиане погибали мученической смертью, растерзанные мечом гладиатора или когтями животных… На один из таких боев привели однажды и апостола Петра . Нерон повелел после состязания распять его, но Петр попросил о единственной вещи – не уподоблять его казнь Христовой. Император согласился, но выполнил эту просьбу своеобразно – Петр все же был распят, но – вниз головой.

О месте захоронения не было сведений долгое время, пока однажды в документах одного адвоката в 160 году не нашли упоминание о памятнике над могилой Петра. Петр был похоронен здесь же, на «цирковом» кладбище, где хоронили безымянных жертв гладиаторских боев.

Гонения на христиан прекратились только спустя почти полтора века, при императоре Константине. Император издал указ построить на месте захоронения Петра базилику в честь первых христиан, пострадавших за веру, и назвать ее именем апостола. Первый алтарь базилики был воздвигнут в 313 году, как раз на месте захоронения Петра. После окончания постройки (в 326 году) Basilica di San Pietro стала местом паломничества всех христиан , которые приезжали сюда почтить память мучеников.

Вплоть до 800 года здесь проходила коронация всех вновь избранных на папство понтификов , пока в 846 году после набега сарацинов базилика не была разграблена. До сарацинов дошли слухи, что в любом из храмов Рима можно поживиться весьма ценными предметами, поэтому разграблению подверглись практически все храмы.

После разграбления базилика Петра пережила несколько реконструкций , но все равно к XV веку вид ее был уже весьма плачевный. Поэтому Папа Римский Николай приказал значительно расширить и укрепить базилику, что и было начато в 1452 году. Однако из-за смерти понтифика работы были приостановлены.

Папа Юлий II подошел к вопросу более глобально: он повелел снести базилику и на ее месте выстроить большой собор, который был бы наиболее величественный из всех известных на то время.

К проектированию Basilica di San Pietro были привлечены практически все известные архитекторы того времени. Был утвержден проект Донато Браманте, и в 1506 году работа закипела . Так как после смерти Браманте к руководству строительством Собора Святого Петра в Риме приступил Рафаэль Санти, форма и план строения немного изменились: вместо греческого креста с равными сторонами он вернулся к традиционным формам латинского – с четвертой удлиненной стороной.

Архитекторы, работавшие над проектом после Рафаэля, стремились к различным формам храма – то базилике, то центрическому сооружению. Разночтение форм продолжалось до тех пор, пока к делу не приступил Микеланджело Буонаротти (1546 год).

Он укрепил фундамент здания, сделав его очень прочным , а центральнокупольную идею сделал главной темой. По краям Микеланджело возвел многоколонный портик и основу центрального купола Собора Святого Петра в Риме, а вот заканчивал его возведение уже Джакомо дела Порта.

К слову, Микеланджело очень долго отказывался от работы над проектом патриаршей базилики, и утверждал, что он художник, а не архитектор, но именно при участии Буонаротти работа над строительством Собора Святого Петра в Риме продвинулась вперед намного дальше , чем при всех его предшественниках. Почти с нуля были воздвигнуты стены, крыша и начата работа над куполом.

В начале XVII века центральная часть была увеличена , таким образом сохранилась идея латинского креста. Архитектором Карлом Модерна была сделана пристройка базиликальной части и фасада с западной стороны. К сожалению, после последних пристроек купол хорошо просматривается только с одной стороны – с виа Делла Кончильяционе.

Чтобы все желающие смогли присутствовать на торжественных мероприятиях или службах, требовалась большая площадь.

Эту идею блестяще реализовал Джиованни Бернини, спроектировавший главную площадь в Ватикане перед Собором Святого Петра в Риме, а также знаменитую закругленную колоннаду, обрамляющую площадь. На площади в 1562 году был установлен обелиск, привезенный в Рим из Египта еще римским императором Калигулой в I веке.

Окончание строительства датируется ноябрем 1626 года, когда Папа Римский Урбан VIII официально открыл Собор и начал службу.

На страницах нашего сайта вы узнаете еще об одной достопримечательности Рима – ! Чем знамениты античные бани и почему так притягивают туристов?

Описание достопримечательности

По замыслу архитекторов Собор Святого Петра в Риме представляет собой крест , который венчает огромный купол; высота его равна 138 метрам, и он считается самым большим куполом в мире. В Риме не разрешалось строить храмы выше, чем Собор Святого Петра. Высота его достигала 136 метров, а в ширину он имел 211, 5 метров. До 1990 года Собор держал звание самого высокого храмового комплекса мира, пока не была построена базилика в Ямусукро (Кот-д’Ивуар).

Внутри купол украшают фигуры четверых евангелистов с животными , которые окружали божий престол – Марк и лев, Иоанн и орел, Лука и вол. И только Матфей изображен с ангелом. По внутреннему кругу купола находится надпись на латыни: «Ты – Петр, и на сем камне я создам Церковь мою» (Евангелие от Матф.; 16:18).

Входов в Basilica di San Pietro имеется аж пять: Врата смерти, Врата Филарета, Врата Таинств, Врата Добра и Зла и Святые врата. Через Врата смерти Ватикан провожает в последний путь умерших понтификов.

Святые врата открываются лишь в юбилейный (Святой) год , что случается раз в 25 лет. В год юбилея, под Рождество, Папа Римский разбивает бетонную кладку у двери, куда вмурован крест и ящичек с ключом от дверей Собора. Эти врата также называют Вратами индульгенции: если в юбилейный год пройти в них, то грехи списываются, и человек становится безгрешен.

Перед центральным входом в Собор расположены скульптурные фигуры святых апостолов Петра и Павла.

Внутреннее убранство храма, над которым тоже работал Бернини, поражает богатством и изящностью отделки.

Справа от главного прохода установлена скульптура Петра (XIII век) , которая среди прихожан считается чудодейственной, и каждый старается хоть на мгновение коснуться ее. Еще одна легендарная реликвия хранится в Соборе – наконечник копья центуриона Лонгина.

Справа от центрального нефа находится скульптурная композиция «Пьета» («Оплакивание Христа») работы Микеланджело . От центрального нефа по бокам расположены еще два нефа, разделенные с главным полукруглыми арками.

Еще один шедевр Бернини – балдахин (кеворий), декоративный навес на столбах – расположен прямо под куполом Собора. Балдахин – весьма внушительное сооружение из бронзы, покоится на четырех столбах с ангелами. Бронза для отделки взята из Пантеона, для чего были демонтированы бронзовые детали портика.

Алтарь стоит на месте прежнего, только реконструированный и укрепленный. В полу проделано специальное «окно», через которое прихожане могут увидеть гробницу святого Петра.

На нижнем уровне храма находятся Ватиканские гроты , гробницы некоторых Пап, старинные исповедальни, сохранившаяся с XV века мозаика, а также место исповедания Петра – капелла с отделкой из мрамора.

Часы работы, стоимость билетов

Время работы собор Святого Петра в Риме ежедневно, с 9 до 19 часов (с октября по март – с 9 до 18 часов). Исключение составляет утро среды – каждую среду с утра Собор закрыт по причине проходящих в нем папских приемов.

Loading...Loading...