Как сделать дренаж из покрышек своими руками? Автомобильные покрышки – септик за один день! Дренажный колодец из старых покрышек

» статьёй про колодец, дренажную яму и септик из шин . В статье мы расскажем и покажем, как старые автомобильные покрышки (найденные забесплатно) легко и эффективно заменяют дорогие бетонные кольца.

Колодец, дренажная яма и септик из шин объединены в одну статью, так как принцип их изготовления совершенно одинаков. Отличаются только некоторые технические детали. Ну и месторасположение желательно 🙂

Верхние водоносные слои в крупнохолмистых областях располагаются на глубине от трех до восьми-девяти метров.

Просчитав нужное количество автомобильных шин (по максимуму), обязательно обзаведясь ими (только в этом порядке) начинаем копать.

Шины предварительно обрабатываем нетоксичным битумным лаком. Это проделывается для повышения срока эксплуатации автомобильной резины и полного предотвращения попадания вредных веществ, выделяющихся при длительном контакте технической резины с водой (особенно жесткой, которая часто бывает на небольших глубинах).

В случае тщательной обработки шин очень плотным слоем битума, можно, набирая, сцепить их между собой специальным резиновым антисептическим и стойким к водной среде клеем, что значительно повысит прочность полученной конструкции.

При установке каждой шины по бокам засыпайте щебень, битый кирпич — для улучшения дренажа колодца и исключения заиливания.

Докопавшись до очень влажной породы (окно делаем сантиметров на двадцать в диаметре больше, для последующей засыпки и утрамбовки глиняного «кожуха»), быстро углубляемся еще сантиметров на тридцать, и срочно засыпаем на дно сантиметров пятьдесят, предварительно очищенного гранитного щебня средней фракции, и укрепляем два нижних шинных кольца. (Их лучше склеить и подсушить, если вы на это все-таки решились, еще наверху).

Остальные шины выкладываем аналогично, каждую «заворачивая» в глину. Над уровнем земли колодец обычно поднимают на сантиметров семьдесят, делают крышу и дверцы, механизм для поднятия воды или ее автоматической выкачки.

Дно колодца засыпать щебнем, галькой и слоем песка. Это специфический обратный фильтр для воды; так вода будет чище.

Вокруг колодца делается отмостка. Простейшая — трамбовка и полив щебёнки. Более сложная — трамбованная глина (чтобы дождевая вода не просачивалась). Ещё более сложная — обычная цементная отмостка.

Схема накопительного колодца из шин:

1 - направляющие колья; 2 - галька, гравий, щебень; 3 - песок; 4 - вода; 5 - шины; 6 - насос в сборе; 7 - резиновый жгут; 8 - шпагат; 9 - дренажные отверстия боковин; 10 - брусок для подвески насоса; 11 - шланг; 12- клапан в шине; 13- крышка; 14 - электрокабель.

Чтобы вибрация насоса была минимальной, его можно подвесить на резиновый жгут.

Особенности поглощающего колодца из шин:

Сливную трубу можно ввести между первой и второй покрышками или же в отверстие, вырезанное во второй сверху покрышке. Если трубу проводят между покрышками, желательно в каждой из них вырезать полуотверстие. В один колодец можно провести несколько труб.

Чтобы колодец меньше засорялся, необходимо на раковинах иметь обычные отстойники, а на сливных люках в бане или душевой — фильтрующую решетку, защищающую сток от мусора и листьев. Колодец легко демонтируется, его легко перенести на любое место участка, можно вырыть его и под грядкой и под дорожкой.

Некоторые думают, что мыльная вода, скапливающаяся в колодце, вредна для сада и огорода. Наоборот, для кислых почв мыльная (щелочная) среда даже полезна. Но это не относится к воде из-под стиральных порошков.

Поглощающий колодец стоит закрыть (чтобы запаха было меньше). Если у вас дренажная яма, или вы не хотите заглядывать в колодец годами, то вот рецепт:

На верхнюю покрышку укладывают обрезки труб или прутков 12-15 миллиметров — опору для крышки. Крышка деревянная или металлическая. Если она достаточной толщины и не будет прогибаться под грузом, можно положить ее прямо на покрышку. Приделав крышку, колодец засыпают землей, желательно слоем не менее 250-300 миллиметров. Покрышки должны быть плотно прижаты друг к другу.

Если вы хотите заглядывать в колодец, откачивать массы и так далее, то стоит потратиться на хорошую крышку.

Особенности двухкамерного септика из шин:

Место должно быть не далеко от дома и дороги. В первом случае нам не придется тянуть длинную трубу от дома к септику, которая зимой может просто перемерзнуть, во втором случае возможность подъезда к септику специализированной машины для удаления скопившихся нечистот. С местом определились.

Затем приступим к разметке и рытью двух ям под старые шины. Размеры ям зависят от диаметра старых шин, которые вы заблаговременно заготовили и от задуманной глубины ям. Первая яма должна быть меньшей глубины. Здесь будет оседать основная часть ила. Во второй яме, из которой и будет высасываться жижа будет скапливаться уже отстоявшаяся жидкость.

Из дома, под фундаментом ниже уровня промерзания заложим пластиковую трубу диаметром 100мм (этого диаметра вполне хватит для нормальной работы септика) ведущую в первый колодец через самодельную прорезь в поверхности шины. На расстоянии 2/3 от дна первой ямы проложим сквозь прорези в шинах соединительную трубу со вторым колодцем. Дно колодцев желательно забетонировать, хотя достаточно 20см глиняной заглушки. Также необходимо соорудить в целях безопасности крышки на колодцы септика.

Итак, колодец и септик из шин делаются достаточно просто.

И, главное, дешевле, чем из бетона.

С надёжностью, конечно, можно поспорить. Но поспорить можно много о чём…

Грядки, залитые водой после каждого дождя, превращаются в болото? Собрать приличный урожай с огорода, где грунт перенасыщен водой, не получится. Решение проблемы – дренаж. Если на участке планируется строительство дома для постоянного проживания, лучше проектировать дренажную сеть еще до начала стройки. Но на даче, которая используется только в качестве места для пикников и сезонного выращивания овощей, обустраивать полноценные системы дорого и нерационально. Попробуем разобраться, как сделать бюджетный дренаж из покрышек своими руками так, чтобы сэкономить на трубах и колодцах, и превратить унылый заболоченный участок в здоровый зеленый сад.

Нужен дренаж: вместо грядок – озеро

Самый простой способ убрать излишек влаги – сделать несколько дренажных веток из подручных материалов с выводом в приемник. Для работы лучше выбрать период, когда количество осадков и уровень грунтовых вод – на минимуме: летом или в начале осени. А планировать схему дренажной разводки необходимо в сезон обильных дождей или таяния снега – весной.

Неудачно выбранное время: работы остановлены из-за дождей

Функции водоотводящих сетей: зачем нужен дренаж

Кроме осушения почвы, грамотно проложенный дренаж из старых шин способен решить несколько проблем:

  • Остановить процесс размывания верхнего плодородного слоя грунта.
  • Понизить уровень влаги в глубинных слоях грунта.
  • Отвести потоки дождевой воды от грядок.
  • Предотвратить болезни деревьев, декоративных растений.

Планирование схемы каналов и точек сбора воды

Чтобы система работала исправно, необходимо правильно выбрать траектории дренажных линий, определить глубину, место слива. Самый простой метод – наблюдение. Во время ливня обратите внимание на направление потоков – естественные линии стока воды помогут определить правильные линии для дренажных каналов.

Простая схема разводки дачного дренажа

При планировании системы учитывают рельеф участка: ветки располагают таким образом, чтобы начало траншеи находилось в верхней точке, а сток – в самом низком месте. Кроме линейных отводов, есть смысл обустроить точечные водоприемники. Точки сбора рационально установить в небольших по площади естественных впадинах, где застаивается вода – обустройство точечного дренажа из покрышек займет меньше времени.

Чтобы правильно определить глубину, нужен простой анализ состояния грунта. Если уровень грунтовых вод постоянно высокий, а порода – тяжелая, со слабой проницаемостью, придется копать глубокие траншеи:

  • До 1 метра глубиной в зоне высадки фруктовых деревьев.
  • До 70 см – в местах обустройства грядок.
  • До 50 см – по периметру участка, по ходу дорожек.

Траншеи и открытые линии

Каналы, выкопанные на глубину более полуметра, считаются глубинными. Траншеи для регулировки уровня грунтовых вод оборудуют дренажной обоймой: трубой с перфорацией в обсыпке из щебня и геотекстильной обертке. Заменить покупные материалы можно подручными средствами:

Вместо готовых труб – покрышки

  • Вместо щебня используют битый старый кирпич, гальку, керамзит, куски пенопластовых листов.

На геотекстиле желательно не экономить: полотно защитит дренаж от заиливания и разрушения плотной глиной.

Поверхностные каналы, глубиной до 50 см, оставляют открытыми, или оборудуют обоймой так же, как и глубинные траншеи. Вместо цельных колес в качестве трубы устанавливают куски (сегменты) покрышки. Засыпные материалы, которые нужны для дренажа, – песок и щебень.

Приемные дренажные колодцы

Стекающую по дренажным каналам влагу нужно отвести от осушаемой зоны и организовать точку слива. Если поблизости есть пруд, придорожный ров, то сброс воды осуществляют без строительства дренажного колодца. На самом участке обустраивают дренажные приемники – емкости без дна, установленные на гравийную или щебневую подушку. Вода из каналов после слива в колодец дополнительно очищается засыпным фильтром и отводится в грунт.

Вариантов обустройства стенок дренажного колодца – несколько:

  • Готовые пластиковые или бетонные изделия.

Заводской пластиковый резервуар

  • Самодельные дренажные колодцы. Материалы для сборки – покрышки или старые пластиковые бочки, кирпич.

Самодельный дренажный приемник

На перенасыщенных влагой породах устройства одного дренажного резервуара бывает недостаточно. Для сброса больших объемов воды, особенно если на участке есть септик, оборудуют дренажное поле: площадку с дренажным тоннелем для слива. Тоннели изготавливают из пластика в виде полусферических каналов, напоминающих разрезанную вдоль трубу. Самостоятельно канал также можно сделать из покрышек большого диаметра.

Делаем сеть каналов для осушения участка из покрышек: инструкция

Как сделать траншеи для дренажа из шин? Подготовить покрышки: понадобятся старые колеса разного диаметра от 13-дюймов. Кроме шин, придется купить песок для подсыпки и геотекстиль. Для поверхностной канавы дополнительно нужен щебень. Фракция засыпных материалов – крупная или средняя. Мелкий песок и щебневая крошка не подходят для водоотвода: маленькие частицы забивают отверстия полотна.

Покрышки: подойдут любого диаметра

Вспомогательные инструменты и материалы:

  • Соединительные элементы: пластиковые хомуты, саморезы.
  • Куски плотной резины для уплотнения соединений.
  • Дрель – для быстрого пробивания отверстий в резине.
  • Лопаты, кирка, тачка, уровень, пленка, колышки и строительная лента (леска) – для земляных работ.

Подготовка: земляные работы

Чтобы сделать своими руками дренаж из покрышек, сначала нужно разметить траекторию, длину, спланировать глубину и ширину веток. Выбирают линию для обустройства центрального канала. В стороны от главной линии размечают отводы: боковые ветки под углом к центральной.

В верхних точках отводов ширина канав должна соответствовать диаметру шины с запасом до 20 см. Глубина – диаметр шины плюс до 30 см на подсыпку.

Выкопанная по разметке линия

С учетом того, что по мере приближения к точке соединения с центральной линией будут использоваться шины большего диаметра, глубину и ширину траншеи плавно увеличивают по направлению к главной линии. Чтобы вода стекала быстро, формируют наклон: для боковых веток достаточно перепада в 1 – 2 см на метр.

В таком же порядке выкапывают центральную траншею. Перепад высоты в главной линии должен быть больше, чем в боковых отводах. Оптимальный наклон дна – до 3 см на каждый метр.

Наклон по естественному склону участка

Дно выкопанных каналов выравнивают, проверяют соблюдение наклона. Из песка делают песчаную подушку толщиной до 15 см.

Монтаж дренажа из шин

На песчаную подушку настилают геотекстиль. Оставляют свободные края с учетом высоты покрышек в дренаже. Для дополнительной фильтрации можно засыпать на полотно слой щебня высотой до 15 см.

Готовая дренажная обойма

Сборка трубы из покрышек:

  1. Шины устанавливают друг на друга. Начинают соединение с колес маленького диаметра.

Соединение болтами с гайками

  1. Боковые стенки двух покрышек соединяют хомутами через ранее просверленные отверстия. В качестве крепежа используют саморезы, или гайки с болтами. При таком способе соединения под отверстия подкладывают прокладки из плотной пленки или каучука: старая резина крошится, резьба срывается.

  1. Трубу собирают вертикально, после установки последней шины готовую дренажную трубу укладывают в траншею. Из-за большого веса формируют несколько отрезков, которые соединяют после непосредственно в канале.

Для укрепления конструкции сверху и прочного соединения отрезков используют металлические полоски с высверленными отверстиями. Саморезами крепят полоску к соседним шинам.

Соединение отрезков в канале

Готовую трубу заворачивают в геотекстиль. Края полотна в нескольких местах соединяют изолентой, скобами.

Укладка трубы в канаву

Поверх готовой обоймы насыпают слой песка. Сверху – обратная засыпка грунтом. Целесообразно сделать выступ над готовым каналом из песка и грунта на высоту до 10 см: со временем песок просядет, и выступ сравняется с поверхностью грунта.

Поверхностная линия с отводом из шин

Из покрышек делают и поверхностные отводы дренажа. Для улучшения оттока используют разрезанные на сегменты покрышки.

Схема установки поверхностного дренажа

Обустройство поверхностной линии начинают с укладки геотекстиля и засыпки щебня. Высота щебневой подушки – до 25 см. На подсыпку укладывают части шины внутренней полостью ко дну траншеи. Отверстия, расширяющиеся книзу, выполнят функцию перфорации в заводской трубе: через щели вода свободно просачивается в щебень.

Сверху насыпают еще один слой щебня. Заворачивают и фиксируют края полотна внахлест. Готовую обойму засыпают.

Дренажный колодец: самодельный приемник из покрышек

Чтобы собрать своими руками приемный колодец для дренажа, понадобятся старые покрышки большого диаметра. Оптимальный вариант – прочные тракторные или грузовые шины. Количество изделий просчитывают по высоте запланированного резервуара с учетом высоты дренирующей подушки. Колодцы, оборудованные крышкой из чугуна, устанавливают в качестве точечных водоотводов в местах постоянного скопления воды.

Шины: герметичный материал для стенок колодца

Выбор места установки и рытье котлована

Углубление должно находиться в естественной впадине или в самом низком месте на краю участка.

Копка котлована под приемник

Размеры котлована:

  • Глубина определяется, исходя из особенностей грунта и уровня воды в нем. Желательно, чтобы сброс происходил на глубину до 1,5 — 2 м. При таком углублении нет риска замерзания жидкости.
  • Диаметр котлована равен диаметру шины с добавлением до 30 см по окружности для изоляции и подсыпки.
  • Вход центральной линии должен находиться в верхней трети приемника.

Выкопанное углубление обязательно проверяют на вертикальность стенок: покрышки нужно установить строго вертикально друг на друга. Дно должно быть ровным.

Песчаная подушка на дне

На утрамбованную почву засыпают и уплотняют песок. Толщина песчаного слоя – 15 – 20 см. Сверху – слой щебня крупной фракции. Чтобы подсыпка не размывалась, целесообразно установить несколько крупных камней, а сверху – щебень. Вместо щебня допускается укладка речной гальки или камня.

Сборка колодца из старых колес

На подготовленное основание укладывают первую шину. Выбирают способ соединения. Для герметичной фиксации используют цементный раствор.

Соединение шин хомутами из пластика

Устанавливая поочередно шины, выводят высоту на запланированный уровень. В нижней части, на первой покрышке, можно заблаговременно сделать узкие прямоугольные прорези для отвода воды на подсыпку.

Врезка в верхней части колодца

В верхнем кольце делают отверстие под трубу из центральной линии. Вокруг стенок делают обсыпку из щебня, кусков пенопласта. По внешнему диаметру утрамбовывают глину или заливают раствор.

Приемник для поверхностного отвода

Так обустраивают не только приемные дренажные емкости, но и точечные приемники в местах, где нет естественного оттока воды, а линия отвода не запланирована. При установке точечного дренажного слива на верхнюю покрышку необходимо установить защитную решетку: купить готовую или сварить из металлических прутьев, арматуры.

Точечный приемник с крышкой

Тоннель вместо фильтрационного поля

Из покрышек можно сделать не только линейный дренаж или приемник, но и оборудовать полноценное фильтрационное поле. Такой способ отвода устраивают на участках, где повышенный уровень грунтовых вод и сложный состав породы не дают возможности организовать сброс в колодец.

Схема тоннеля: готовые пластиковые конструкции можно заменить разрезанными шинами

Поле представляет собой площадку, углубленную на полметра, с щебневой засыпкой. Вместо колодцев – труба из половин покрышек, сложенных вплотную друг к другу в форме тоннеля. Поступающая из линии вода просачивается через щебневую подсыпку в грунт.

Видео: дренаж из старых шин в сложном торфяном грунте

Наглядная инструкция, как осушить сложный участок с помощью простейшего дренажа из покрышек.

Организация самодельных дренажных обойм и колодцев – временное решение проблемы. Таким способом можно отвести влагу из огорода или с дачного участка. Если планируется стройка, а грунт перенасыщен влагой, участок – со сложным рельефом, потребуется проектирование серьезной системы дренажа. Комплексная защита состоит из нескольких отдельных сетей: пристенного, глубинного, пластового дренажа, и, естественно, системы поверхностного осушения. Сооружение дренажа планируют до начала работ и проводят монтаж во время строительства.

Добавить сайт в закладки

Водосборник частного дома может быть изготовлен из бетонных колец или кирпича, однако на его устройство на даче требуется много времени и сил. Хорошей альтернативой такому водосборнику служит сливная яма из покрышек. Устроить ее можно лишь на даче, поскольку объем такой ямы будет небольшой. В чем же плюсы ямы из автопокрышек и как ее сделать?

Достоинства и недостатки сливной ямы из автопокрышек

К плюсам ямы для слива вод из машинных покрышек относятся:

  1. Легкость устройства (хозяин может в одиночку соорудить такую яму).
  2. Возможность использования шин любого диаметра от разных машин, как легковых, так и грузовых.
  3. Экономия на стоимости материала (можно поспрашивать в автомастерских о наличии ненужных покрышек и взять их даром).
  4. Срок эксплуатации слива до 10-12 лет.

Как и любое сооружение, яма из автопокрышек не лишена недостатков. Во-первых, из такой ямы может периодически просачиваться неприятный запах. Во-вторых, при разгерметизации ее сложно будет отремонтировать и разобрать. Если эти проблемы хозяев не останавливают, можно приступать к устройству канализационного слива.

Желание добавить городской комфорт в дачную жизнь побуждает многих мастерить автономную канализацию самостоятельно из подручных материалов. Одним из популярных самодельных сооружений является сливная яма из покрышек, применяемая для сбора и фильтрация стоков. Устройство и монтаж конструкции очень прост, но эффективность и безопасность эксплуатации системы достигается только при строгом соблюдении технологических норм.

  • Выбор места под выгребную яму
    • Вывод канализационной трубы

Устройство и принцип действия отстойника

Выгребная яма – простейший вариант обустройства автономной канализации. С появлением высокоэффективных септиков и локальных систем очистки применение сливных сборников в частных домохозяйствах и коттеджных поселках снизилось. Однако среди дачников этот способ вывода сточных вод остается востребованным.

Наиболее бюджетная и легкая в исполнении система локальной канализации основывается на применении старых автопокрышек. В этом случае стенки сливного сборника укреплены резиновыми шинами, днище у резервуара отсутствует.


Возможно два варианта организации сливной ямы: 1 – поглощающий колодец без дна, предназначенный для переработки и утилизации серых стоков и осветленной воды, прошедшей обработку в септике, 2 – герметичный накопительный резервуар, устраиваемый для сбора смешанных или коричневых сточных масс. Оба способа просты и доступны в реализации

Основание поглощающего, или иначе фильтрующего варианта – дренажный слой из щебня и песка. Устойчивость конструкции достигается за счет веса самих автопокрышек, земельной обсыпки и накопленных сточных вод.


В верхней части «башни» из автопокрышек предусмотрен ввод канализационного трубопровода. Все сооружение накрывается крышкой, которая препятствует распространению неприятного запаха и засорению ямы

Принцип работы поглощающей ямы:

  • Сточная жидкость по трубе поступает в емкость.
  • Тяжелые, твердые взвеси оседают на поверхности «подушки» из щебня.
  • Полуочищенная вода просачивается сквозь дренажный слой и проходит вглубь грунта.
  • Накопленный ил периодически откачивается из резервуара.
  • Для повышения качества фильтрации и ускорения дренажа стоков внутри резервуара из автопокрышек устанавливается пустотелая перфорированная труба.




    Часть сточных вод подвергается двойной чистке – не осевшие на дно взвеси отфильтровуются дренажной трубой и проходят доочистку в песчано-гравийной засыпке

    Целесообразность сливного сборника из автопокрышек

    Планируя сооружение выгребной ямы из автопокрышек, необходимо сопоставить особенности обустройства, эффективность работы сливного сборника с предполагаемыми условиями эксплуатации и «нагрузками» на канализационную систему.

    Главные аргументы в пользу колодца из резинотехнических изделий:

  • Низкая стоимость. Использованные покрышки можно достать бесплатно – на автосервисе или автотранспортном предприятии остается много старых шин под утилизацию. В крайнем случае, изношенную автомобильную резину получится приобрести практически за копейки на барахолке. Основная статья расходов – обустройство подводящего трубопровода.
  • Простота монтажа. Подготовка материала, установка и подключение сливного резервуара – посильная задача для одного человека. Работа не предусматривает использование дорогостоящих инструментов и оборудования.
  • Резина не поддается коррозии, поэтому яма прослужит дольше, чем сооружение из металлических бочек. Средний срок эксплуатации – 10-12 лет.




    Для сооружения поглощающего колодца подойдут любые автомобильные шины, диаметр которых превышает 1 метр. Весь процесс сооружения сливной ямы из покрышек займет 1-2 дня

    «Кустарная» канализация имеет ряд негативных факторов, ограничивающих ее применение:

  • Низкая производительность. Даже покрышки очень большого размера не способны обеспечить достаточный объем для накопления и отвода сточных вод. Поглощающая яма из шин подойдет для семьи из двух-трех человек.
  • Промерзание системы. Несмотря на использование теплоизоляционных материалов при сильных морозах резина околевает, что чревато замораживанием стоков и остановкой работы канализации.
  • Неприятный запах. Время от времени со стороны выгребной ямы могут доноситься «ароматы» нечистот. Для устранения проблемы монтируют фановую вентиляционную трубу и накрывают люк плотной крышкой.
  • Ограниченность использования. Степень очистки стоков поглощающей ямой достигает 40% — этого недостаточно для безопасного отвода в грунт. Чтобы не нарушить экологическое равновесие в сливную яму из покрышек нельзя сбрасывать сильно загрязненную жидкость и фекальные массы.
  • Недостаточная герметичность. Обеспечить полную непроницаемость стыков между покрышками достаточно сложно. При подвижках грунта и после чистки высока вероятность разгерметизации конструкции – нечистоты начинают просачиваться в грунт.
  • Утрата герметичности – самая частая причина сбоя в работе канализационной системы. Возможные решения проблемы: капремонт конструкции после чистки или полный демонтаж резинового колодца с последующим возведением траншеи из новых покрышек.




    Скопившийся ил препятствует нормальному дренажу сточных вод, поэтому сборник необходимо регулярно очищать. Процесс чистки очень трудоемок из-за неровности стенок резервуара

    Поглощающий колодец из покрышек целесообразно возводить при выполнении следующих условий:

    • объем сточной жидкости не превышает 1 м.куб/сутки;
    • уровень грунтовых вод на участке находится на глубине от 2-х м;
    • выгребную яму без дна предпочтительно обустраиваться на легких, хорошо дренируемых грунтах (песок, супесок), на тяжелых субстратах (глина) вода склона застаиваться.

    Строительство ямы целесообразно для дачного участка, сауны или бани сезонного использования.

    Выбор места под выгребную яму

    При строительстве сливной ямы следует ориентироваться на нормы, изложенные в СанПиН 42-128-4690-88. Документ четко определяет допустимые границы размещения канализационной системы на участке.




    Основное правило при выборе места гласит: расстояние от жилого дома до сточной ямы должно составлять не менее 15 м. Отклонение от норматива возможно по согласованию с местной СЭС

    Дополнительные, но не менее значимые, ограничения по отдалению резервуара с нечистотами:

  • Дистанция до водопроводных труб зависит от направления движения грунтовых вод. Приблизительно определить направление можно по уклону рельефа. При устремлении вод от сливной ямы минимальное расстояние между обозначенными объектами – 40 м, в противном случае – не меньше 25 м.
  • До ближайшего колодца или глубинной скважины с питьевой водой должно быть 50 м и больше. На практике соблюсти эту норму очень сложно. С разрешения СЭС эта дистанция сокращается до 30 м.
  • Расстояние до открытого водоема – минимум 30 м.
  • Дистанция между деревьями, кустарниками и выгребной ямой – 4 м. Такой же параметр определен для проезжей части.
  • Отдаленность очистной установки от соседнего участка – около 3-х метров.
  • Оптимальное расположение ямы – в низине участка по направлению грунтовых вод. Чтобы снизить вероятность проникновения в жилье неприятного запаха емкость с нечистотами сооружается с подветренной стороны, подальше от дома.

    При планировке надо обеспечить беспрепятственный доступ очистительной техники к выгребному резервуару.




    Стандартная длина шланга ассенизаторской машины – 6 м, при этом 1,5-2 м уйдут в глубину траншеи. Современная спецтехника оборудована шлангами длиной от 10 м, но ее вызов и работа обойдутся на порядок дороже

    Технология сооружения выгребной ямы из шин

    Ниже представлен пошаговый инструктаж по созданию сливной ямы с дренажной скважиной. Материал обустройства поглощающего колодца – старые шины.

    Расчет объема сливного резервуара

    Первоочередная задача сооружения автономной очистной системы из покрышек – расчет объема сливного резервуара для определения количества и габаритов используемых шин. Объем камеры зависит от числа проживающих людей в доме.

    Согласно нормативным данным один взрослый человек расходует в день порядка 170-200 л воды (для купания, стирки, приготовления пищи и т.д.). Если взять за условие, что семья состоит из трех людей, то суточный объем стоков составит около 600 л (0,6 куб.м).




    По технологическим правилам, канализации такого типа должны вмещать трехкратный суточный объем сточных вод. Норма обусловлена тем, что период первичного разложения органики, расщепление нечистот на взвеси разных фракций составляет три дня

    Значит, полученная величина (0,6 куб.м) умножается на три. Итого, емкость резервуара должна составлять 1,8 куб.м. Однако для точности расчетов следует учесть тип грунта. При обустройстве выгребной ямы на пористом субстрате объем «резинового» бака допустимо уменьшить на 20%. В случае плотного грунта – увеличить на 10%.

    Для подсчета количества покрышек необходимо определить объем одной шины. Это легко сделать, зная диаметр и высоту автопокрышки.




    Объем покрышки вычисляется, как площадь ее основания на высоту. При этом площадь основания – произведение квадрата радиуса и константы? (3,14)

    Подготовка материалов и инструментов

    Для самостоятельного сооружения поглощающей ямы и подвода к ней коммуникаций следует запастись инструментами и материалами. Земельные работы выполняются с помощью разных видов лопат.

    Совковая лопата. Благодаря конструкции изогнутого черпака удобно подгребать и вынимать землю из канавы. Если металлическое полотно лопаты выгибается, его можно усилить дополнительными бортами.

    Штыковая лопата. Используется в начале копки, поэтому подойдет инструмент с рукояткой стандартной длины (1,5 м).

    «Землекоп». Лопата-рыхлитель с длинным держателем, по конструкции напоминает двойные вилы. Инструмент предназначен для рыхления твердых пластов грунта.




    Для удобства использования на глубине лопата оборудуется длинным черенком (2,5-3 м). Желательно на краю рукоятки сделать крестообразный захват – он облегчит переворот штыка

    Ориентировочный список материалов:

  • Покрышки. Подойдут шины от трактора, грузового транспорта или легковых автомобилей. При высоких грунтовых водах лучше применять изделия большого диаметра – удастся получить нужный объем без углубления до грунтовых вод.
  • Щебень, гравий и песок. Материалы нужны для обустройства фильтрующего дна башни из автопокрышек.
  • Трубы канализации. Для сборки трубопровода подойдут двухслойные полиэтиленовые или пропиленовые трубы диаметром 110 мм. Дополнительно надо приобрести гофры, тройники, заглушки и фитинги.
  • Крышка. Подойдет пластиковая утепленная модель. Диаметр подбирается в соответствии с габаритами сливной ямы.
  • Пленочная гидроизоляция и бетонный раствор. Материалы необходимы для обеспечения герметичности резервуара – раствором обмазываются наружные щели «пирамиды», а пленкой выстилается внутренняя поверхность стенок.
  • Пластиковая или бетонная труба. Углубляется в дренажный слой и выполняет роль фильтрующего элемента.
  • Для монтажных работ понадобятся: резак или электролобзик, рулетка, строительный уровень, садовый бур, лестница, ведро и веревка.

    Вывод канализационной трубы

    Организация локальной очистной системы начинается с обустройства выпуска. Впоследствии выполняется сборка стояка в доме, подключение тройников и отводящих труб. В старой постройке вывод канализационного трубопровода осуществляется через подполье или погреб.

    Если в новом доме заранее не предусмотрен выпускной канал, то придется демонтировать пол и делать отверстие в фундаменте.




    Далее подготавливается траншея, ведущая от дома к выгребной яме. Необходимо обеспечить достаточный уклон для стока – не менее 1,5-2 см на погонный метр

    Глубина залегания трубопровода на выходе из дома должна составлять не менее 60 см, оптимально – 1 м. Если в некоторых участках глубина траншеи составляет меньше 90 см, то трубопровод надо утеплить.

    Земельные работы – выкапывание котлована

    В качестве лекала под разметку границ котлована используется одна из покрышек. Шину надо положить на выбранное место и по периметру окружности выставить колышки. Чтобы в дальнейшем покрышки свободно поместились в котлован, диаметр кольца надо расширить на 20-40 см.

    Вначале землю удобно копать штыковой лопатой. Плодородный почвенный слой (первые 50 см) можно равномерно распределить по огороду, более глубокие земляные пласты можно будет использовать для обратной засыпки.

    Продолжать рытье глубокого котлована проще лопатой с длинной рукояткой – уплотненный грунт разрыхляется «землекопом», потом собирается совковой лопатой и загружается в ведра. Для спуска в канаву и подъема наполненных емкостей на поверхность в выработку опускается лестница. Работая вдвоем, процесс копки можно ускорить и соорудить примитивный подъемный механизм – к ведрам привязать веревку.




    Котлован дополнительно углубляется на толщину дренажной подушки (20-30 см). Стенки ямы освобождаются от корней деревьев, чтобы по мере роста они не повредили или не сдвинули покрышки

    По технике безопасности земельные работы на глубине надо проводить с напарником. Один человек занимается копкой, а второй помогает на поверхности и страхует от обрушения стенок котлована. Это требование особенно актуально при обустройстве ямы в неустойчивых грунтах.

    Заготовка автомобильных покрышек

    По поводу технологии подготовки шин под устройство выгребной ямы мнения исполнителей разделились. Первая группа считает, что никаких манипуляций с шинами делать не надо, так как полное или частичное удаление протектора негативно скажется на устойчивости сегментов и герметичности конструкции в целом.

    Однако сохранение бортов покрышек ухудшает работу поглощающей ямы – полезный объем резервуара значительно сокращается, а в образованных «карманах» очень быстро скапливаются отходы. При этом качественно очистить ил с рельефных стенок практически невозможно – бак быстро переполняется нечистотами, и канализация выходит из строя.




    Оптимальное решение – частичный срез обода. На колесах надо оставить боковые торцы по 5-7 см для фиксации с соседними сегментами

    В одной автопокрышке надо вырезать отверстие для подведения канализационной трубы.

    Формирование дренажной скважины

    На глубине очень часто грунт тяжелый, глинистый, плохо впитывающий и пропускающий влагу. Для повышения площади всасывания сточной жидкости и улучшения эффективности работы поглощающей траншеи устанавливается одна или несколько дренажных каналов.

    Ход выполнения работы:

  • Садовым буром просверлить максимально глубокую скважину – канал должен проходить сквозь плотные породы, замедляющие отток фильтрованной воды. Глубина траншеи от дна ямы – до 3-5 м.
  • Подготовить трубу, соответствующую длине и диаметру дренажного канала. Чтобы фильтрационная труба не заиливалась, ее верхний край должен быть выше основания сливной ямы на 1 м.
  • Боковые стенки трубы, начиная сверху и не доходя 50 см до дна, просверливаются. Верхушка канала закрывается мелкоячеистой полипропиленовой сеткой.
  • После обсадки дренажной скважины, т.е. установки в выбуренный ствол перфорированной трубы, на дно котлована насыпается слой щебня и гравия – толщина фильтрующей подушки около 20-30 см.




    В качестве выводящего канала можно использовать канализационную пластиковую трубу диаметром 110 мм. Более доступная альтернатива – асбестоцементная труба

    Укладка покрышек и герметизация стенок

    На дно своеобразной шахты помещается первая покрышка, пропуская через нее дренажную трубу. Аналогичным образом опускается в яму вторая шина, и соединяются борта соседних колес удобным способом.




    Сопоставив и выровняв обе покрышки, надо сделать сквозные отверстия в протекторах. Продеть через них металлическую проволоку или пластиковый хомут, и туго скрутить

    По ходу возведения башни выполняется герметизация внешних стыков – места соединений покрышек обрабатываются бетонным раствором или битумной мастикой. После схватывания смеси можно приступать к обратной засыпке котлована.




    Фиксация и укрепление стенок резервуара из шин в грунте выполняется разными способами: засыпка песчано-земляной смесью, заливка бетоном или заполнение пространства оставшимися автопокрышками. Вертикально уложенные шины обездвижат конструкцию

    Торец последней шины должен немного возвышаться над землей. По окончанию укладки всех шин стенки емкости изнутри покрываются водоизолирующим материалом. Наиболее доступный вариант гидробарьера — подходящий по составу герметик.

    Заключительный этап обустройства выгребной ямы

    По периметру бортов финишной покрышки делается небольшая насыпь и утрамбовывается – получается своеобразная отмостка, препятствующая проникновению дождевой воды вовнутрь траншеи. Емкость сверху закрывается утепленным люком.

    Через пластиковую крышку можно вывести вентиляционную трубу. Длина наружной части вентканала должна быть не менее 60 см для обеспечения нормальной тяги.




    Вентиляционная система выгребной ямы решает несколько задач: доступ кислорода для активации аэробных бактерий и отвод газообразных продуктов переработки нечистот

    Чтобы не ухудшать термо- и гидроизоляционных свойств люка, канализационную вытяжку можно сделать другим способом. В замыкающей покрышке надо вырезать отверстие и установить «Г»-образный рукав вентиляции с выходом наружу. Эти работы выполняются до засыпки котлована.




    С целью не допустить засорения вентиляционного канала, затопления или падения в яму мелких животных на трубу устанавливается защитный зонтик

    Видео об устройстве канализации из шин

    Технология изготовления выгребной траншеи из шин с основным и боковым дренажом на стенках:

    Устройство самодельной сливной ямы для дачи:

    «Кустарный» вариант выгребной ямы прост и доступен в сооружении. Однако при его использовании остается риск, что часть нечистот будет уходить в грунт без фильтрации, так как конструкция из покрышек не гарантирует полной герметичности. Устройство поглощающей траншеи из шин оправдано только в редких случаях.

    Loading...Loading...