Выгребная яма из покрышек своими руками – экономный вариант дачной канализации. Сливная яма из покрышек Яма для туалета из покрышек своими руками

Желание добавить городской комфорт в дачную жизнь побуждает многих дачников, да и владельцев загородной недвижимости, заниматься обустройством водопровода на собственном участке. Но полноценная работа водопровода невозможна без канализации, не так ли?

Оказывается, смастерить автономную канализацию можно самостоятельно из подручных материалов. Одним из популярных самодельных сооружений является сливная яма из покрышек, применяемая для сбора и фильтрации стоков. Устройство и монтаж конструкции очень просты, но эффективность и безопасность эксплуатации системы достигается только при строгом соблюдении технологических норм.

В этом материале мы расскажем о том, как выбрать место под выгребную яму, и что необходимо при этом учитывать. Также, здесь вы найдете пошаговую инструкцию по сооружению выгребной ямы из автомобильных шин. Материал сопровождается схемами по обустройству и видеороликами с советами экспертов по сооружению сливных ям.

Выгребная яма – простейший вариант обустройства . С появлением высокоэффективных септиков и локальных систем очистки применение сливных сборников в частных домохозяйствах и коттеджных поселках снизилось. Однако среди дачников этот способ вывода сточных вод остается востребованным.

Наиболее бюджетная и легкая в исполнении система локальной канализации основывается на применении старых автопокрышек. В этом случае стенки сливного сборника укреплены резиновыми шинами, днище у резервуара отсутствует.

Возможно два варианта организации сливной ямы: 1 – поглощающий колодец без дна, предназначенный для переработки и утилизации серых стоков и осветленной воды, прошедшей обработку в септике, 2 – герметичный накопительный резервуар, устраиваемый для сбора смешанных или коричневых сточных масс. Оба способа просты и доступны в реализации

Основание поглощающего, или иначе фильтрующего варианта – дренажный слой из щебня и песка. Устойчивость конструкции достигается за счет веса самих автопокрышек, земельной обсыпки и накопленных сточных вод.

В верхней части «башни» из автопокрышек предусмотрен ввод канализационного трубопровода. Все сооружение накрывается крышкой, которая препятствует распространению неприятного запаха и засорению ямы

Принцип работы поглощающей ямы:

  1. Сточная жидкость по трубе поступает в емкость.
  2. Тяжелые, твердые взвеси оседают на поверхности «подушки» из щебня.
  3. Полуочищенная вода просачивается сквозь дренажный слой и проходит вглубь грунта.
  4. Накопленный ил периодически откачивается из резервуара.

Для повышения качества фильтрации и ускорения дренажа стоков внутри резервуара из автопокрышек устанавливается пустотелая перфорированная труба.

Этап #4. Земельные работы

В качестве лекала под разметку границ котлована используется одна из покрышек. Шину надо положить на выбранное место и по периметру окружности выставить колышки. Чтобы в дальнейшем покрышки свободно поместились в котлован, диаметр кольца надо расширить на 20-40 см.

Вначале землю удобно копать штыковой лопатой. Плодородный почвенный слой (первые 50 см) можно равномерно распределить по огороду, более глубокие земляные пласты можно будет использовать для обратной засыпки.

Продолжать рытье глубокого котлована проще лопатой с длинной рукояткой – уплотненный грунт разрыхляется «землекопом», потом собирается совковой лопатой и загружается в ведра. Для спуска в канаву и подъема наполненных емкостей на поверхность в выработку опускается лестница.

Работая вдвоем, процесс копки можно ускорить и соорудить примитивный подъемный механизм – к ведрам привязать веревку.

Котлован дополнительно углубляется на толщину дренажной подушки (20-30 см). Стенки ямы освобождаются от корней деревьев, чтобы по мере роста они не повредили или не сдвинули покрышки

По технике безопасности земельные работы на глубине надо проводить с напарником. Один человек занимается копкой, а второй помогает на поверхности и страхует от обрушения стенок котлована. Это требование особенно актуально при обустройстве ямы в неустойчивых грунтах.

Этап #5. Заготовка автомобильных покрышек

По поводу технологии подготовки шин под устройство выгребной ямы мнения исполнителей разделились. Первая группа считает, что никаких манипуляций с шинами делать не надо, так как полное или частичное удаление протектора негативно скажется на устойчивости сегментов и герметичности конструкции в целом.

Однако сохранение бортов покрышек ухудшает работу поглощающей ямы – полезный объем резервуара значительно сокращается, а в образованных «карманах» очень быстро скапливаются отходы. При этом качественно очистить ил с рельефных стенок практически невозможно – бак быстро переполняется нечистотами, и канализация выходит из строя.

Оптимальное решение – частичный срез обода. На колесах надо оставить боковые торцы по 5-7 см для фиксации с соседними сегментами

В одной автопокрышке надо вырезать отверстие для подведения канализационной трубы.

Этап #6. Формирование дренажной скважины

На глубине очень часто грунт тяжелый, глинистый, плохо впитывающий и пропускающий влагу. Для повышения площади всасывания сточной жидкости и улучшения эффективности работы поглощающей траншеи устанавливается одна или несколько дренажных каналов.

Ход выполнения работы:

  1. Садовым буром просверлить максимально глубокую скважину – канал должен проходить сквозь плотные породы, замедляющие отток фильтрованной воды. Глубина траншеи от дна ямы – до 3-5 м.
  2. Подготовить трубу, соответствующую длине и диаметру дренажного канала. Чтобы фильтрационная труба не заиливалась, ее верхний край должен быть выше основания сливной ямы на 1 м.
  3. Боковые стенки трубы, начиная сверху и не доходя 50 см до дна, просверливаются. Верхушка канала закрывается мелкоячеистой полипропиленовой сеткой.

После обсадки дренажной скважины, т.е. установки в выбуренный ствол перфорированной трубы, на дно котлована насыпается слой щебня и гравия – толщина фильтрующей подушки около 20-30 см.

В качестве выводящего канала можно использовать канализационную пластиковую трубу диаметром 110 мм. Более доступная альтернатива – асбестоцементная труба

Этап #7. Укладка покрышек и герметизация стенок

На дно своеобразной шахты помещается первая покрышка, пропуская через нее . Аналогичным образом опускается в яму вторая шина, и соединяются борта соседних колес удобным способом.

Сопоставив и выровняв обе покрышки, надо сделать сквозные отверстия в протекторах. Продеть через них металлическую проволоку или пластиковый хомут, и туго скрутить.

По ходу возведения башни выполняется герметизация внешних стыков – места соединений покрышек обрабатываются бетонным раствором или битумной мастикой. После схватывания смеси можно приступать к обратной засыпке котлована.

Фиксация и укрепление стенок резервуара из шин в грунте выполняется разными способами: засыпка песчано-земляной смесью, заливка бетоном или заполнение пространства оставшимися автопокрышками. Вертикально уложенные шины обездвижат конструкцию

Торец последней шины должен немного возвышаться над землей. По окончанию укладки всех шин стенки емкости изнутри покрываются водоизолирующим материалом. Наиболее доступный вариант гидробарьера – подходящий по составу герметик.

Галерея изображений

Как копать котлован — зависит от вас. Если не желаете провести несколько дней с лопатой, наймите экскаватор. Форма котлована также не принципиальна, главное, чтоб были соблюдены размеры и стенки были ровными, а дно наоборот — имело скос относительно горизонтали. Траншеи для труб копаются с учетом уклона (2-4 см/1 м) и последующей теплоизоляции.

После того, как котлован готов, следует буром просверлить в почве скважину, проходящую сквозь все имеющиеся водоносные слои в почве. В скважину вставляем трубу с высверленными отверстиями (дренажная труба), оставляя конец трубы на один метр над уровнем дна котлована. Затягиваем дренажную трубу мелкоячеистой сеткой.

На дно котлована необходимо засыпать от 20 до 30 см крупного гравия — дренажную подушку.

Покрышки в котлован следует опускать по одной, попутно срезая внутренний металлический корд, соединяя соседние покрышки болтами и проклеивая стыки герметиком. Последняя (верхняя) покрышка должна находиться над поверхностью почвы примерно на 30-50 см. Это предотвратит проникновение талых вод в выгребную яму.

Чтобы произвести подключение трубопровода к выгребной яме, в стенке покрышки необходимо лобзиком и ножовкой по металлу прорезать отверстие Ø100 мм, вставить в него трубу, обработать место стыка силиконовым герметиком.

Подведение канализационной трубы к выгребной яме

Остается обернуть внешнюю сторону покрышек рубероидом и произвести обратную засыпку щебнем и грунтом.

Не забудьте оборудовать выгребную яму перекрытием с крышкой и вентиляционной трубой, чтобы неприятный запах не распространился от вашей ямы по всему участку. Если же выгребная яма строилась из соображений оборудования только уличного туалета, то необходимость в крышке и подводящей сливной трубе от жилого помещения отпадает.

По аналогичной технологии можно выполнить строительство дренажного колодца из покрышек для доочистки и утилизации осветленных вод из септика.

Если вы задумали сделать выгребную яму с переливом, то по аналогичной технологии выкопайте котлован для двух стопок покрышек, произведите заливку бетона под первой стопкой и укладку щебня под второй. Соедините обе стопки патрубком, расположенным в центре конструкции. Произведите обратную засыпку и установку перекрытия и вентиляции.

Цены на дренажную трубу

дренажная труба

Обслуживание выгребной ямы из покрышек

Крупный щебень заиливается очень медленно, поэтому откачка ямы потребуется не скоро. А чтобы в значительной мере оттянуть эту процедуру, можно использовать специальную «химию» для выгребных ям, способную быстро растворять стоки и фекалии, превращая их в воду.

Видео — Выгребная яма из покрышек

Чистка выгребных ям вручную — занятие не самое приятное

Времена, когда поездка на дачу предполагала проживание несколько дней в полу первобытных условиях, постепенно проходят. Всё чаще дачники обзаводятся благами цивилизации: комфортным туалетом, водопроводом, ванной и т. д.

Для обеспечения функционирования всего этого необходима канализация. Капитальные сооружения из бетона, камня или кирпича обходятся весьма недёшево, да и времени на них нужно потратить много. Куда проще — выгребная яма из покрышек своими руками. Старые покрышки можно достать на любой станции техобслуживания автомобилей, а технология создания выгребной ямы доступна даже для человека без определённых навыков.

Прежде чем приступать к строительству такого канализационного сооружения, необходимо тщательно взвесить все «за» и «против».

Преимущества:

  • Максимальная экономичность . Стоимость материалов для изготовления такой канализационной ямы очень низкая. Не нужно привлекать квалифицированных специалистов и оплачивать их работу, не потребуется привлечение специальной техники и оборудования.
  • Быстрота и лёгкость выполнения всех работ . Пара человек справится с оборудованием выгребной ямы из автопокрышек за сутки.
  • Относительная долговечность. Материал покрышек не деформируется и не повреждается под воздействием влаги и насекомых, живущих в почве, но служит выгребная яма из шин порядка 10-12 лет.
  • Можно использовать шины от разных машин с любым диаметром.

Недостатки:

  • Если при установке шин использовать недостаточно надёжный герметик, то могут появиться протечки.
  • Из-под люка, прикрывающего яму из шин может появляться неприятный запах.
  • В случае нарушения конструкции в период активного использования, будет очень сложно произвести ремонт или демонтаж шин.
  • Выгребная яма из покрышек для канализации оправдывает себя лишь в том случае, когда в доме проживает 1-2 человека . На большее количество людей такая конструкция не рассчитана.
  • Такой вариант выгребной ямы не рекомендуется, если высоко расположены грунтовые воды.
  • Размещайте покрышки так, чтобы самая верхняя немного возвышалась над поверхностью грунта. Так будет меньше опасности переполнения ямы в случае поступления в нее талых и дождевых вод.
  • Отверстие под трубу лучше делать непосредственно при укладке шин, чтобы определить наверняка оптимальный уровень заглубления трубы.
  • Зазор между шинами и стенками ямы лучше засыпать щебнем не после введения всех покрышек, а по мере возведения объекта.
  • Под верхнюю крышку необходимо установить вентиляционный патрубок высотой 60 см.

Главный объект, где такой септик подходит идеально. Хотя и в частном доме – тоже сгодится, пусть и с некоторыми оговорками.

Не выкидывайте автомобильные покрышки, пригодятся

Сперва стоит упомянуть о недостатках данного метода:

  1. Срок эксплуатации не превышает 10-12 лет, что обусловлено разрушением материала под воздействием агрессивной органики и неорганической химии.
  2. Герметичность нарушается в стыках шин.
  3. Резина не выдерживает грунтовый пресс.
  4. С трудом поддается ликвидации и ремонту – легче засыпать старый соорудить новый.
  5. Сложно чистить -за особенностей конфигурации.

Полезно! Для упрощения расчетов исходят из среднего объема потребления воды на одного проживающего. Берется показатель в 1,2 кубометра. Допустим, если в доме проживает семейство из пяти человек, то объем ямы должен быть 6 кубов.

Санитарные нормы обязательны для всех организаторов и пользователей слива.

  1. Если в тридцати метрах от намеченного обустройства септика колодец, то делать слив запрещается.
  2. Автономная канализация предусматривает с естественной очисткой сточной воды.
  3. Устройство слива включает в себя нескольких камер. На дно первой оседают крупные и твердые взвеси. В других производится биопереработка стоков.

Отстойник для канализации своими руками сможет сделать каждый мужчина.

Копаем котлован будущего отстойника из автомобильных обрезанных шин

Углубление под стоки должно быть таким, чтобы в нем уместились подготовленные кольца, была подведена канализационная магистраль и соблюдено необходимое расстояние от соседей.

Если трубопровод канализации при входе в септик прокопан на уровне полуметра, то выемка углубляется на три метра.

Яма должна быть по размеру покрышек

Котлован для фильтрующего колодца (отстойник) предусматривает куда как больший объем. Если он превышает суточную норму в десять раз – этого должно хватить. В подобных случаях или выкапывается глубокая яма, или делается несколько колодцев.

Хорошо, если для рытья котлована приглашен экскаваторщик со своей техникой, работа завершится, не успев начаться. Быстро выкопать яму вручную тоже можно, но не такую глубокую, как при помощи экскаватора. Сливная яма из покрышек делается просто и быстро.

Для чего нужна дренажная скважина в баню и дом

Как только котлован обретает нужные очертания, особенно в глубину, следует приступить к бурению дренажной скважины. в почву по центру ямы. Это необходимо для увеличения площади всасывания жидких отходов в грунт.

Эта затея выполняется следующим образом:

  • садовым буром пробивается скважина как можно большей глубины;
  • далее в скважину вставляется с отверстиями для спуска воды;
  • верх трубы на уровне около метра от донной поверхности накрывается полимерной сеткой для предохранения колодца от попадания в него твердых предметов;
  • выгребная яма не должна заиливать грунт, а потому дно посыпается небольшим слоем щебенки (10 см).

Как подготовить покрышки для укладки своими руками: правильный подход

Перед опусканием покрышек в выемку обрезают электролобзиком внутреннюю часть шинных ободьев. Данная процедура помогает нивелировать скопление отходов во внутренних карманах покрышек. В одной из них специально проделаны отверстия для размещения впуска канализационных отходов, подаваемых по сливной трубе.

По завершению подготовки покрышки размещаются в котловане, причем последняя из них должна чуть-чуть приподниматься, т.е. выступать над грунтом. Зазоры между стенками котлована и покрышками засыпают щебнем или землей. Насыпается один слой, уплотняется. Следом другой слой, и опять уплотняется и т.д. Закрывают отстойник воды крышкой, предусмотрев в ней окошко для наблюдения за наполнением емкости. С помощью земляной насыпи стараются защитить сооружение от попадания внутрь атмосферных явлений в виде дождя или снега.

ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕО

Как видно из описания, в создании выгребной ямы из покрышек нет ничего радикально сложного. И хотя, скорее всего, прослужит она не слишком долго, зато можно гордиться тем, что при минимальных затратах удалось состряпать индивидуально-семейную систему канализации, слив для отведения бытовых жидких отходов. Сливная яма из покрышек — это популярная дачная канализация.

Многие загородные дома не имеют подключения к центральной канализационной системе, по этой причине владельцы домов и дачных построек оборудуют самостоятельно, но не все имеют материальную возможность приобрести готовый септик или очистное сооружение, оборудование дорогое.

Сливная яма из покрышек своими руками не плохой вариант, для утилизации стоков.

Плюсы

  • Простой и легкий монтаж, который может выполнить любой человек.
  • Стоимость конструкции очень мала
  • Подойдут все покрышки диаметром от одного метра

Минусы септика из покрышек

  • Срок службы максимум 15 лет
  • Возможно нарушение герметизации
  • Через определенное время появляется канализационный запах
  • Произвести ремонт ямы или разобрать ее достаточно сложно. В подавляющем большинстве при окончании срока службы ее просто забрасывают и обустраивают новую яму.
  • Особенности конструкции сильно усложняют процесс откачки.

Варианты выгребной ямы из покрышек

Внимание. При высоком уровне залегания грунтовых вод стоит выбрать другой вариант утилизатора, яма из покрышек не оправдает себя.

Так же стоит обратить особое внимание на тот факт, что объем конструкции рассчитан на 1-2 постоянно проживающих человека.

Выгребная яма из автомобильных покрышек идеальный вариант для дачи или не большого дома с временным или сезонным проживанием.

Как выбрать место для ямы

  1. Учитывая возможность нарушения герметизации, сточный накопитель обустраивается минимум в 30 метрах от источника воды.
  2. Обязательно наличие свободного доступа для обслуживающей спецтехники.
  3. От забора 2 метра.
  4. От жилого строения минимум 5 метров, максимум 10 метров.

Как сделать сливную яму из покрышек своими руками

Прежде чем приступить к работе следует подготовить материал и инструменты:


Монтаж

На выбранном месте вырывается котлован, диаметром больше покрышек на 10-15 см, глубиной в соответствии с количеством изделий плюс насыпь из природного фильтра. Последняя (верхняя) покрышка должна быть чуть выше уровня почвы.

Дно выравнивается и по центру делается шахта, при помощи бура, которая должна пересечь водоносный слой.

Когда котлован готов, выкапывается траншея под канализационные трубы. Главное соблюсти уклон при прокладке, чтобы обеспечить самотек.

В шахту погружается труба с перфорацией. Оставляется метр свободной трубы. Этот отрезок обматывается мелкоячеистой сеткой вместе с отверстием, что послужит фильтром и поможет избежать быстрого засорения перфорации.

На дно высыпается крупный щебень слоем толщиной в 30 см.

В траншее для трубопровода следует создать песчаную подушку.

Подготовка покрышек


Выгребная яма готова.

Для обустройства ямы можно использовать покрышки от трактора, грузового автомобиля или легкового.

Выбор размера зависит от требуемого объема ямы.

Итоги

Сливная яма из покрышек имеет дренажное дно, по этой причине за стоками лучше следить. Наличие в них химикатов, медикаментов, хлора не допустимо. Желательно и отсутствие фекалий. Серые стоки позволят колодцу прослужить долго и не нанести ущерб окружающей среде.

Loading...Loading...