Приоритетные направления региональной политики государства. Основные направления региональной политики россии

Основные приоритеты и направления развития отношений «Центр-Регион» зафиксированы в послании Федеральному Собранию Российской Федерации 10 мая 2006 года бывшего Президента РФ В.В. Путина: «Правительству, региональным властям, органам местного самоуправления необходимо системно работать над модернизацией образования, здравоохранения, сельского хозяйства. Эффективно использовать уже имеющиеся здесь значительные ресурсы. Это должно обеспечить повышение качества услуг в здравоохранении и образовании. И при правильной организации работы, конечно же, позволит значительно увеличить заработную плату всех категорий работников, а не только тех, которые получают доплаты в рамках приоритетных проектов. Кроме того, уже с этого года большая часть расходов федерального бюджета должна быть ориентирована на конечный результат. Региональные органы власти также обязаны приступить к такой работе. Специально обращаю на это внимание региональных властей. Правительство сделало первые шаги в этом направлении. В регионах почти ничего не происходит» 7 (стр. 54) . Продолжаются дискуссии о том, возможно ли удвоение ВВП России за 10 лет. При этом участники дискуссии рассматривают многие факторы экономического роста, кроме одного - какой региональной политики требует от России задача устойчивого экономического роста?

Губернатор Красноярского края Александр Геннадиевич Хлопонин считает, что «Региональная политика любого современного государства - это компромисс между двумя тенденциями: выравниванием межрегиональных различий и приоритетным развитием регионов - лидеров. Выравнивание подразумевает в первую очередь финансирование текущих нужд реципиентов. В этом случае инвестиции федерального бюджета в регионах решают, прежде всего, социальные задачи. При варианте развития приоритетом становятся инвестиционные проекты экономического роста, а критерием для вложения федеральных денег - экономический эффект от государственных инвестиций. При этом региональный уровень принятия решений оснащается инструментами развития и полномочиями, достаточными для ведения эффективной промышленной политики.

В сегодняшней региональной политике России акцент делается на выравнивание межрегиональных различий. Текущие трансферты правительства (сумма фондов финансовой поддержки, компенсаций и софинансирования социальных расходов) превышают в 9 раз объем инвестиционной бюджетной поддержки регионов (через Фонд регионального развития). Правительство снижает объем инвестиционной поддержки регионов, увеличивая выравнивающие дотации. В результате государство не имеет возможности поддерживать перспективные инвестиционные проекты в территориях. Кроме того, потенциальные "локомотивы роста" лишены инструментов и полномочий для осуществления самостоятельной инвестиционной политики. Страны, имевшие опыт удвоения ВВП за 10 лет, делали это в первую очередь за счет нескольких базовых регионов - "локомотивов", за счет раскрытия их экономического потенциала. Опыт Китая, Индии, Южной Кореи и Бразилии показывает, что именно базовые регионы совершали экономический рывок, а затем импульсы экономической активности распространялись от лидеров к аутсайдерам. С последующим общим ростом социальных стандартов во всех регионах.

Для устойчивого роста экономики России необходимо создать стимулы к развитию и для регионов - доноров, и для регионов - реципиентов. Политика регионального развития должна:

  • а) гарантировать базовые социальные стандарты каждому гражданину страны вне зависимости от региона проживания;
  • б) способствовать экономическому развитию регионов;
  • в) способствовать эффективной экономической политике на региональном уровне;
  • г) развивать потенциал межрегионального сотрудничества.

Новая модель развития предполагает:

· Определение регионов - локомотивов

Необходимо выявить точки экономического роста через прозрачный механизм ревизии всей карты региональных инвестиционных проектов. Для этого предлагаю организовать Федеральный конкурс региональных инвестиционных проектов повышения конкурентоспособности. Конкурс должен быть открытым - любой регион сможет принять в нем участие. При этом отбор проектов на конкурсе должен осуществляться по четким критериям экономической эффективности. С привлечением независимых профессиональных экспертов и консультантов. Именно на реализацию отобранных проектов должны быть, в первую очередь, направлены средства Федерального фонда регионального развития.

· Комплексную региональную политику

Для осуществления устойчивого экономического роста России нужна Комплексная политика регионального развития. Я предлагаю сформировать комиссию федерального уровня по разработке государственной политики регионального развития. Эта комиссия могла бы рассмотреть несколько ключевых вопросов, от которых зависит региональная политика государства.

· Ревизию полномочий

Мы должны насытить региональный уровень принятия решений достаточным количеством инструментов развития, чтобы они могли осуществлять эффективную промышленную политику. Мировой опыт показывает, что центр промышленной политики в больших государствах постепенно перемещается на уровень регионов, чтобы они имели возможность самостоятельно встраиваться в глобальные цепочки кооперации. Не случайно появляются все более обоснованные экспертные заключения, что целостной федеральной промышленной политики в такой большой стране, как Россия, быть попросту не может. У каждого региона - свой уникальный сценарий интеграции в глобальные процессы, свои рынки сбыта, свои рынки капитала.

· Ревизию программ

Нам необходимо посмотреть, как стыкуются региональные программы развития с общероссийской стратегией развития. Нам необходимо выявить весь спектр несоответствий и попытаться совместить две эти большие темы.

· Новый сценарий интеграции

России необходимо выработать гармоничный с экономической точки зрения сценарий укрупнения регионов. Он должен способствовать решению проблемы формирования мощных производственных комплексов на базе регионов-локомотивов экономического роста. Если мы говорим о том, что к центрам экономического роста России должны "подключаться" остальные российские регионы, то административное укрупнение регионов - один из вариантов экономической интеграции.

· Субъект регионального развития

Мы должны проработать вопрос о необходимости создания федерального органа исполнительной власти, координирующего вопросы регионального развития (проект закона). Новая региональная политика Федерации, нацеленная на развитие, позволит территориям самим определять свое экономическое развитие. Приоритеты промышленной политики региона должны вырабатываться только в диалоге бизнеса, экспертов и власти. Он может происходить в формате Совета по предпринимательству при губернаторе. Некоторые российские регионы готовы к тому, чтобы применить у себя положительный международный опыт классических Фондов регионального развития - частно-государственных компаний, достигавших заметных результатов по преображению территорий. Региональные власти могут и должны способствовать росту человеческого капитала региона» 9 (стр.2-3) .

Анализ социально-экономической ситуации показывает, что причины складывающихся угроз экономической безопасности страны имеют ярко выраженный региональный характер. Они - регионально дифференцированы, будь то глубокий экономический спад или безработица, высокий уровень задолженности по заработной плате, пенсиям и социальным пособиям, низкая финансовая дисциплина, слабая защищенность отечественных товаропроизводителей. Решению многих социально-экономических проблем препятствуют несовершенные, не соответствующие полномочиям региональных органов налоговая и бюджетная системы, большое количество часто необоснованно и конъюнктурно предоставляемых налоговых, таможенных и иных льгот, затрудняющих решение стратегических задач. Страну захлестывает коррупция и криминализация. В ряде регионов криминальные элементы открыто рвутся к власти. Все это усугубляется возрастающей дифференциацией экономического развития регионов и уровня жизни их населения.

Не случайно большинство мер по обеспечению национальной и экономической безопасности имели региональный характер, так как возникающие угрозы, как правило, связаны с определенными районами и могут охватить своими негативными последствиями также и другие территории.

Дальнейшее социальное и экономическое развитие нашего общества напрямую зависит от четкой региональной политики государства. Учитывая необходимость обеспечения национальной и экономической безопасности России, государственная региональная политика призвана решать двуединую задачу. С одной стороны, необходимо активизировать интеграционные процессы, направленные на укрепление российской государственности и процветание ее экономики. С другой - локализовать региональные конфликты, ликвидировать их последствия, поэтапно устранять причины и факторы, их порождающие, свести к минимуму риск возникновения межэтнических конфликтов, обеспечивать стабилизацию политической, социально-экономической, экологической обстановки в каждом регионе России. Важно отметить, что переход от методов планирования народного хозяйства к методам рыночного регулирования и регионального программирования не был безболезненным. Повсеместно произошло обострение социально-экономической напряженности, резко расширился состав депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении районов России. Наблюдается чрезмерная территориальная концентрация производительных сил в результате преимущественного размещения торгово-промышленного и банковского капитала в немногих высокоурбанизированных зонах и крупнейших городах России, особенно в Москве и Санкт-Петербурге.

Одна из наиболее опасных угроз национальной безопасности и территориальной целостности государства исходит от регионального сепаратизма. Питательной почвой для активизации процессов экономического и политического сепаратизма являются, с одной стороны, резко возрастающая за последние годы территориальная дифференциация уровней социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, а с другой - получившая широкое распространение среди регионов с богатыми топливно-сырьевыми ресурсами (Среднее Приобье и др.) теория независимого экономического развития.

В условиях спада производства усиливается неравномерность социально-экономического развития регионов, разрыв между «развитыми» и «неразвитыми», в том числе «депрессивными», районами.

В этих условиях в сфере государственной региональной политики необходимо выделить приоритетные задачи, отвечающие, на наш взгляд, интересам национальной безопасности России:

  • * укрепление территориальной целостности и государственного суверенитета России на основе принципов федерализма. Сохранение единого экономического пространства как основы формирования общероссийского рынка;
  • * реализация новой стратегии территориального развития производительных сил страны и размещения отраслевых производств путем поддержания оптимальных территориальных пропорций в развитии экономики, включая ее военно-экономический потенциал. Преодоление резких различий в социально-экономическом уровне субъектов Российской Федерации. Приоритетное развитие регионов, имеющих геополитическое и стратегическое значение;
  • * совершенствование федеративных отношений. Последовательная реформа федеративного устройства страны. Подчинение интересам федерализма социальной, этнической, бюджетно-налоговой политики;
  • * последовательное формирование паритетных экономических и бюджетно-финансовых взаимоотношений между региональными и федеральными органами исполнительной власти, исключающих возникновение конфликтных ситуаций.

Одно из центральных мест в решении проблемы управления социально-экономическим развитием страны занимают вопросы укрепления финансовой самостоятельности и самодостаточности регионов на основе принципов бюджетного федерализма. Они предполагают: усиление роли территориальных бюджетов в системе государственных финансов страны; наделение каждого уровня власти для реализации полномочий необходимыми финансовыми ресурсами; обеспечение единства финансово-бюджетной и налоговой системы Российской Федерации при заключении соглашений по взаимоотношениям федеральных органов власти с субъектами Российской Федерации.

В этой связи требует серьезного улучшения действующая практика учета расходов федерального бюджета, передаваемых на территории субъектов Российской Федерации по всем направлениям. В первую очередь это необходимо для справедливого распределения всех видов финансовой помощи. Действующая модель трансферов за счет Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, несмотря на ее совершенствование, на протяжении трех лет не отвечает требованиям эффективного развития экономики страны.

При действующей схеме выравнивание производится практически по всей совокупности доходных источников бюджетов субъектов Федерации без учета статуса этих источников. Это приводит к косвенному, скрытому перераспределению доходов от одного региона к другому. Тем самым ликвидируется стимул для субъектов Федерации к расширению собственной доходной базы, поскольку любой прирост доходов, по сравнению со средними для регионов России, получающих трансферт, подлежит перераспределению.

Представляется целесообразным рассмотреть проблему определения трансфертов с точки зрения выравнивания возможностей регионов по предоставлению определенного стандартного (или минимально гарантированного) набора государственных услуг населению независимо от места его фактического проживания и при относительно стандартном уровне налогообложения юридических и физических лиц.

Самостоятельной является проблема определения доходов, подлежащих выравниванию. На наш взгляд, выравниванию должны подлежать не все доходы субъектов Федерации, а только те, налоговая база которых зависит от результатов деятельности Федерации в целом.

Проведенный анализ отдельных проблем региональной экономической безопасности позволяет выделить вопросы государственной региональной политики, от решения которых будет в значительной степени зависеть территориальное и экономическое единство России. Это, в частности:

  • * ускорение работы по законодательно-правовому обеспечению федеративного устройства России на основе реального равноправия ее субъектов, разграничению предметов ведения и полномочий федеральных и региональных органов власти;
  • * активное противодействие сепаратистской и националистической деятельности в центре и на местах, направленной на политическую и экономическую дезинтеграцию и развал России;
  • * разработка комплексных мер по селективной государственной поддержке регионов с наиболее сложными социально-экономическими, демографическими и экологическими условиями, а также депрессивных и кризисных регионов;
  • * содействие ускоренному социально-экономическому развитию приграничных районов, обустройству новых границ России в увязке с формированием свободных экономических зон и активизацией приграничного регионального сотрудничества;
  • * регионализация структурной политики государства и учет региональных приоритетов при разработке и реализации целевых федеральных и межгосударственных экономических программ, особенно их инвестиционных разделов;
  • * оказание федеральной помощи депрессивным районам, а также районам с особыми условиями развития (Север, новые приграничные районы, территории с особым геополитическим положением);
  • * совершенствование системы бюджетного федерализма, предусматривающего усиление роли территориальных бюджетов в системе государственных финансов при сохранении достаточно сильного федерального бюджета, обеспечивающего единство финансово-бюджетной и налоговой системы страны;
  • * проведение упреждающих мер социально-экономического характера со стороны федеральных и региональных органов государственной власти по локализации очагов социальной напряженности, особенно связанных с депопуляцией и миграцией населения, спадом производства (в том числе в городах с узкой градообразующей базой и районах с развитым военно-промышленным комплексом), безработицей, кризисом неплатежей;
  • * формирование нормативно-правовой базы в целях усиления координирующей роли региональных и межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия в совместном решении комплексных экономических и социальных проблем развития сопредельных регионов и их участия в реализации федеральных целевых программ в части, относящейся к территории той или иной ассоциации.

Государственная региональная политика - система ценностей и целей, государственно-управленческих мер (решений и иных действий), предусмотренных нормативными правовыми актами, программами и иными документами, направленными на региональное развитие;

Государственная доктрина регионального развития Российской Федерации (далее - Доктрина) - нормативный правовой акт государственно-управленческого характера, определяющий содержание государственной региональной политики Российской Федерации, формирующий и запускающий в действие механизм ее реализации;

Депрессивная территория - административная единица (район, город) или совокупность сопредельных административных единиц в границах одного или нескольких субъектов Российской Федерации, имеющих однородную структуру экономики, оказавшаяся в результате кризиса в основной (основных) отраслях экономики в состоянии существенного экономического упадка;

Объект государственной региональной политики - регион, в отношении которого осуществляется установленная настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним другими федеральными законами государственная региональная политика;

Регион - часть территории Российской Федерации, содержащая определенный экономический, социальный, демографический, инфраструктурный, природный и культурно-исторический потенциал государства, которая находится в ведении соответствующих органов государственной власти одного или нескольких субъектов Российской Федерации либо органов местного самоуправления;

Региональное развитие – согласованная друг с другом изменчивость региональных показателей, характеризующих социально-экономическое состояние региона;

В странах с развитой рыночной экономикой появляется дополнительная нужда в региональной политике. Она связана с тем, что рыночная экономика, ориентированная на чисто экономический оптимум, неизбежно увеличивает контрасты между районами страны по уровню их хозяйственного развития и уровню жизни населения. Ведь в таких условиях частный капитал стремится делать инвестиции прежде всего в самых передовых районах, где отдача на капитал выше, устойчивее; он избегает вложений в отсталые районы, с их малоквалифицированной рабочей силой, скудными ресурсами или плохим экономико-географическим положением (таковы обычно главные причины подобной отсталости). В результате богатые районы становятся всё богаче, бедные всё беднее. Это может вести к политической напряжённости, к нарушению принятых в стране правил территориальной справедливости, и сама целостность государства может оказаться под угрозой. Поэтому государственные органы вынуждены принимать специальные меры для недопущения слишком сильных перекосов такого рода. Эти меры складываются в региональную политику, имеющую в основном социальную направленность.

В России особенно важно управлять региональным развитием страны на базе продуманной программы действий государства. Региональная проблема ничуть не меньше достойна государственного программирования, чем оборонная политика, хозяйственная или иная другая, но, однако, пока она не попала в основные приоритеты государства.

Основные направления государственной региональной политики(ГРП)

организация разработки и реализации ГРП

обоснование приоритетов и механизмов ГРП на установленный период

определение порядка и организация государственной поддержки депрессивных территорий в суб.РФ и мун. образованиях

организация распределения доходов и расходов между бюджетами различных уровней с учётом целей и задач ГРП в порядке, установленном бюджетным законодательством

определение территорий с особым статусом и установление особенностей режима их функционирования

определение порядка и организация информационного обеспечения разработки и реализации ГРП

Одним из важнейших направлений региональной политики современной России является развитие социально-экономической сферы жизни общества. В настоящее время данной проблеме уделяется большое внимание со стороны властей всех уровней власти.

Особое внимание при разработке и реализации региональной политики необходимо уделить особенностям административно-территориальному деления территории страны. Решение задач повышения благосостояния населения и снижения уровня бедности на основании устойчивого экономического роста должно осуществляться с использованием преимуществ федеративного устройства государства, его децентрализованной структуры, а также с учетом ограничений, накладываемых на экономическую политику особенностями территориального устройства России.

При разработке системы мер в рамках региональной политики необходимо учитывать, что децентрализованная система принятия решений в государстве, наличие нескольких уровней власти и управления, ответственных перед собственными избирателями за проводимую политику в рамках законодательно определенных сфер компетенции, является преимуществом, эффективное использование которого позволит создать стимулы для обеспечения благосостояния населения на всей территории страны.

Задачи для реализации данного направления

Развитие человеческого капитала , предполагающее мониторинг и изучение основных тенденций миграционных процессов внутри страны, содействие свободному перемещению рабочей силы и эффективному размещению трудовых ресурсов как ответу на вызовы новых экономических условий, создание системы образовательных проектов, направленных как на подготовку кадрового потенциала, ответственного за эффективное проведение реформ на региональном и местном уровне, так и на кадровое обеспечение экономического роста (инвестиционных проектов).

Решение этой задачи необходимо осуществлять с учетом территориальных аспектов страны.

Второй задачей развития человеческого капитала является политика в области профессионального образования с учетом территориальных аспектов социально-экономического развития страны. В среднесрочной перспективе необходимы разработка и создание на федеральном уровне системы образовательных проектов, направленных на профессиональную подготовку и создание кадрового потенциала. Обеспечение регионов кадровым потенциалом необходимо для решения двух основных задач:

Приоритеты и принципы государственной региональной политики

Приоритеты государственной региональной политики представляют собой обоснованные и наиболее значимые для регионального развития, общие для федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации главные направления их совместной деятельности по реализации целей и задач государственной региональной политики на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Выбор приоритетов основывается на проведении в соответствии с целями и задачами государственной региональной политики комплексной оценки текущей ситуации, прогнозе её развития на 5 и 10 лет, исходя из ресурсных, включая бюджетные, возможностей Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Приоритеты государственной региональной политики взаимоувязываются с направлениями внутренней и внешней политики Российской Федерации и учитываются в программах социально-экономического развития в сфере регионального развития.

Приоритеты государственной региональной политики устанавливаются Правительством Российской Федерации на период 5 и 10 лет с ежегодным их уточнением.

Принципы разработки и реализации государственной региональной политики:

конституционность и законность

централизация и децентрализация государственного управления

позволяет обеспечить участие всех соответствующих федеральных органов государственной власти в достижении целей и в решении задач ГРП.

согласование общегосударственных и региональных интересов

федеральные программы и проекты реализуемые на территории одних суб. Российской Федерации, а также иные меры по федеральной поддержке функционирования и развития одних суб. Российской Федерации не должны ухудшать социально-экономическую и демографическую ситуацию на территории других суб. Российской Федерации

обоснованность действий соответствующих федеральных органов государственной власти

этот принцип реализуется в целях эффективного использования федеральных ресурсов и результативности предлагаемых решений в процессе выбора объектов федеральной поддержки (конкретных суб. Российской Федерации)

открытость разработки и реализации государственной региональной политики.

действия по разработке и реализации должны быть доступны для анализа и обсуждения всеми заинтересованными субъектами разработки и реализации государственной региональной политики.

Опора на самоорганизацию общества

Сутью региональной политики является не дирижирование, а координация усилий общества. Главное это развитие инфраструктуры, чтобы импульсы самоорганизации проходили по территориальной структуре общества как можно быстрее.

Субсидиарность.

По мере возможности, надо решать проблему на самом низшем уровне власти, как можно ближе к гражданам.

Адекватность методов.

В России должны быть три ветви региональной политики: экономическая, политическая, культурная. У каждой свои задачи, иногда противоречащие другим ветвям, поэтому надо тщательно следить, чтобы не было взаимоуничтожения этих видов политики.

Задачи экономической политики:

Задачи «политической» политики

Задачи культурной политики

Под региональной политикой в Российской Федерации стала пониматься система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации. При приходе к власти Путина В.В. в государственной политике начался новый этап, кардинально отличающийся от политики прошлых лет. Федеральный центр включился в работу, повысились требования к исполнению распоряжений. В период с 2000 по 2006 гг. наблюдается стабилизирование экономики. Прекратились забастовки: регионы были наконец услышаны.

Стоит отметить концепцию об административной реформе. Ее целью является повышение качества и доступности государственных услуг, повышение эффективности деятельности органов власти, ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования. Это позволит обеспечить прозрачность и эффективность взаимодействия органов исполнительной власти со структурами гражданского общества, повышение эффективности системы закупок для государственных и муниципальных нужд.

Министерство регионального развития Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящегося в его ведении Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.

Министерство регионального развития Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением. Об утверждении положения о Министерстве регионального развития Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации. При осуществлении своих полномочий Министерство непосредственно взаимодействует с другими органами государственной власти и органами местного самоуправления, если иной порядок не установлен федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства Министр Российской Федерации. Он несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на Министерство, и реализацию его функций.

После перерыва более 10 лет в нашей стране возобновилась разработка документов, направленных на обеспечение регионального развития. В частности, ведётся разработка трех документов: стратегии развития регионов - субъектов РФ, Схемы территориального планирования и Программы социально-экономического развития регионов - субъектов РФ и муниципальных образований. Первый и третий из названных документов разрабатываются под эгидой Министерства экономического развития и торговли, второй - под эгидой Министерства регионального развития РФ. Все документы рассматриваются и утверждаются Министерством регионального развития РФ.

Таким образом, экономический, социальный и политический аспекты государственной региональной политики тесно связаны между собой. Разработка и эффективная реализация моделей каждого из аспектов повлечет региональное развитие, а значит, и повышение эффективности государственной политики в целом. Государственная политика отдельного региона - это часть политики уровня Российской Федерации. Она строится на основе общегосударственного планирования. Оно реализуется в форме разработки ряда плановых документов: государственный бюджет, среднесрочная программа социально-экономического развития, План действий Правительства РФ по социально-экономическому развитию страны, перспективный финансовый план, сводный финансовый баланс.

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Государственная региональная политика [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Государство реализует свою политику в регионах в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации и иными нормативными актами. Государственная политика призвана регулировать жизнь регионов и следить за реализацией основных государственных задач.

Понятие региональной политики

Российская Федерация – государство, расположенное на огромной территории. Территориальное деление РФ подразумевает наличие районов, областей, республик. Каждый регион требует особого подхода со стороны государства. По причине многообразия климатических и природных условий в Российской Федерации действует многосторонняя и достаточно многообразная региональная политика.

Что такое региональная политика? Что входит в её состав?

представляет собой комплекс мер направленных на управление развитие как страны в целом, так и регионов в частности. Меры направлены на совершенствование и управление политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны в пространственном и региональном аспектах.

Цель региональной политики в Российской Федерации можно назвать формирование эффективного и компактного государства. Данная цель является стратегической.

Региональная политика государства включает в себя широкий спектр различных элементов. Ключевые элементы региональной политики государства изображены на рисунке.

Все компоненты, представленные на рисунке обладают своими особенностями. Теперь следует охарактеризовать каждый компонент. Начнем с налоговой политики государства.

Налоговая региональная политика направлена на определение налоговых льгот и особенностей налоговых выплат в соответствии сос спецификой каждого отдельного региона. Налоговая политика определяет режим деятельности предпринимательства в регионе и налоговую систему региона.

Социальная политика региона – это деятельность государства направленная на регулирование социальных и экономических условий жизни каждого конкретного региона.

Принципы социальной политики

Структурная политика региона – это система мер по поддержке и реструктуризации предприятий региона, направленная на повышение их эффективности и конкурентоспособности.

Инвестиционная политика направлена на разработку и реализацию мер по поддержке инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, распределению бюджетных капиталовложений.

Ценовая политика – представляет собой различные подходы государства к регулированию цен и тарифов, способы и формы этого регулирования.

Бюджетная политика – на распределение, контроль и анализ использования государственных средств, направленных на финансирование регионов. Также это процесс перераспределения государственных средств.

Институциональная политика – это реорганизация отношений собственности, управление государственной собственностью в регионах, взаимодействие с негосударственным сектором.

Уровни региональной политики государства

Современная наука выделяет два уровня региональной политики государства:

  • Федеральный уровень
  • Региональный уровень

Каждый уровень рассмотрим подробнее. Начнем с федерального уровня региональной политики государства. Федеральный уровень региональной политики включает в себя определение "объективных" критериев отношения центра к регионам разного типа в сочетании с системой мер, направленных на решение конкретных региональных проблем.

Региональный уровень государственной политики подразумевает контроль за деятельностью региональных властей и, в соответствии с этим, выбор либерального или не либерального способа реализации региональных программ.

Правовое регулирование региональной политики

Региональная политика государства в Российской Федерацией функционирует в соответствии с Конституцией РФ, Федеральными законами и иными нормативными актами. Определяющим документом остается Указ Президента РФ от 3 июня 1996 г. № 803, которым были утверждены основные положения региональной политики в Российской Федерации. Основы региональной политики также нашли отражение в Федеральном законе от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Согласно новеллам данного закона, государство:

  • разрабатывает и выполняет систему мер по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта РФ;
  • осуществляет разработку и реализацию специальных программ.

В Федеральном законе от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ за высшим органом исполнительной власти региона закреплены полномочия по разработке мер.

Помимо вышеуказанных нормативных актов в России функционируют:

  • государственные программы, направленные на развитие регионов,
  • Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года,
  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года,
  • 40 концепций и основ государственной политики,
  • 20 стратегий развития,
  • 80 с лишним стратегий социально-экономического развития субъектов РФ.

В качестве примера рассмотрим основы, заложенные в "Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года". В ней обозначены основные проблемы реализации региональной политики в Российской Федерации. Ключевые понятия для наглядности представлены в виде схемы ниже.

Проблемы региональной политики в РФ

В "Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года" обозначен спектр необходимых для решения задач. В их числе находятся задачи по совершенствованию налогообложения в регионах, повышению эффективности функционирования органов местного самоуправления и улучшению инвестиционного климата регионов.


Loading...Loading...