Первые воспоминания детства. Рабочая тетрадь Нет ничего более живучего чем воспоминания

ПЕРВЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ.

Нет ничего более живучего, чем воспоминания.

Ф.Гарсия Лорка

Помню, у нас в ванной комнате висела лубочная по немецки сентиментальная литография. На ней был изображен младенец, с удивлением смотрящий на голубое небо. Подпись недвусмысленно объясняла зрителю: «Vom Himmel gefallen» - «Упавший с неба». Каждый раз, когда меня мыли в ванной, я внимательно изучал это, с позволения сказать, произведение искусства. Видимо, это было мое первое художественное впечатление, и подсознательно оно всегда существовало во мне. Через много-много лет я написал:
«И этот мир, и звезды, и луна
Пришли в тот миг, в который я родился
Я посмотрел на них – и удивился
Они взглянули также на меня
Они уйдут, когда уйду и я
Не будет ни репейника, ни Бога,
Не будет ни Рентгена, ни Ван Гога
И в этом суть и вечность бытия».

Может быть, это восьмистишие было навеяно той картинкой из ванной, отвлекавшей от противного и попадавшего в глаза мыла, а совсем не идеалистическими взглядами философа Юма. Кто знает…
Я не помню, чтобы в моей семье обсуждали философские проблемы или религиозные концепции. Сейчас мне трудно отнести своих близких к какой-либо конкретной конфессии. Конечно, они унаследовали от родителей традицию отмечать иудейские праздники, но по взглядам их скорее можно было отнести к атеистам. Моя бабушка, воспитанная немецкими и английскими гувернантками и, естественно, русскими няньками, все же,может быть, и даже,скорее всего, неосознанно несла в душе определенную веру, более близкую к христианскому миропониманию, хотя в знаменитой Петербургской Мариинской гимназии изучала Закон Божий под руководством Главного раввина р. Каценеленбогена. Такое религиозное “двуязычие” было достаточно характерно для еврейской интеллигенции конца XIX -начала XX веков. Пожалуй, такому явлению положил начало сейчас почти забытый, а на рубеже веков один из самых популярных поэтов России Семен Яковлевич Надсон:
Вдруг на арене, пред толпою,
С огнем в очах предстал Альбин
И молвил: - “Я умру с тобою…
О Рим,- и я христианин…”
Помню, какое впечатление на меня произвели, впервые услышанные от бабушки, строчки из ее любимого надсоновского стихотворения:
Ты здесь, ты со мной, о моя дорогая,
О милая мама!.. Ты снова пришла!
Какие ж дары из далекого рая
Ты бедному сыну с собой принесла?
………………………….
Сегодня, родная, я стою награды,
Сегодня – о, как ненавижу я их!-
Опять они сердце мое без пощады
Измучили злобой насмешек своих…

Строго говоря, Надсон был евреем только по отцу, а иудеем он и вовсе не был,но разве в приведенных строках не ощущается “это двуязычие”.А дальше по этому вектору, хотя и разными путями, пойдут и Осип Мандельштам, и Борис Пастернак, и, даже,правда через античное восприятие мира, наш великий современник Иосиф Бродский.
У нас в семье не принято было говорить о Творце. Мой дед Иосиф Альтшулер, родившийся в 1886 году, (т.е. всего через три года после восшествия на престол набожного императора Александра Третьего, который с легкой руки выдающегося режиссера и сомнительного политолога Никиты Михалкова, стал чуть ли не идеалом российского руководителя), достаточно скептически относился, если не к религии, то, во всяком случае, к религиозным обрядам, хотя был, по-своему, суеверен. Человек острого, критического склада ума, он, как это ни странно, верил в приметы, и, как все сангвиники, часто бывал тревожен. Для него естественными и даже сакраментальными фразами были «Я волнуюсь, я беспокоюсь». Достаточно было внуку или дочери задержаться на, какие-нибудь, 10-15 минут; он уже был вне себя, и полностью уходил в эти переживаниями. Однако стоило всей нашей маленькой семье собраться вместе, как его обычное добродушное состояние восстанавливалось и привычная, уютная атмосфера воцарялась в нашем доме.
Если попытаться реконструировать мою детскую концепцию Вселенной, то в моем в первом, ближнем круге находились дедушка, бабушка, мама, и, конечно, я сам.
Во второй круг, я, пожалуй, подсознательно, включал близких родственников среднего поколения, а также друзей моей мамы, то - есть, людей, которые часто бывали в нашем доме и просто были мне дороги. Их было не так много. Тем не менее, ежегодно 7 января, когда отмечался день рождения моей мамы даже за нашим, раздвигавшимся в обе стороны, огромным обеденным столом, порой становилось тесновато. Недавно постарался посчитать, сколько завсегдатаев этих празднеств и поныне (по выражению моего деда) “крутится на этом шарике”, и ужаснулся. Для печальной статистики хватило пальцев одной руки.
Хочу отметить, что дружба, зародившаяся в довоенной школе на Греческом проспекте, сопровождала мою маму до ее последних дней, и подчас, школьные друзья оказывались даже ближе чем кровные родственники.
У нас дома существовала такая традиция, точнее ритуал: когда наша семья собиралась вечером, обе большие входные двери надежно закрывались на все замки, причем, если первая, внешняя дверь, обитая еще в период индустриализации толстой танковой броней, снабжалась витой стальной цепочкой, то вторая, внутренняя укреплялась еще толстым дубовым засовом, подобным тому, каким в средние века запирались амбарные ворота. Перед сном, дед “обходил владения свои”, лично проверяя выключен ли газ и электричество, а в дровяную эпоху, - нет ли, в на ночь протопленных, печках, угольков с синими огоньками – признаком того, что с закрытием задвижки надо повременить. Затем, внимательно изучив все оборонные сооружения, он с удовлетворением замечал: «Дверь на палке (так он называл наш амбарный засов), дети дома, – можно идти спать”, и, умиротворенно, отходил ко сну. Здесь надо пояснить, что мою маму и меня он воспринимал как представителей одного поколения. Для него мы были – его детьми, почти братом и сестрой. Может быть это объяснялось тем, что я с трех лет рос без отца, и все заботы по моему воспитанию легли на его плечи.
К нашей обители на Басковом вполне подходила формула “ My home is my castle”. Что бы ни происходило за стенами этой своеобразной по форме, и явно необычной для советской системы по содержанию, крепости не оказывало существенного влияния на жизнь внутри нее.
И распорядок дня, и идеологические взгляды, и традиционные праздники, и даже распределение мест за обеденным столом оставались неизменными долгие годы. Не надо думать, что я рос в замке из слоновой кости. Напротив, интерес к политике возник у меня уже в раннем детстве. Помню себя, девятилетним, читающим отчет о XX-м съезде партии в газете «Правда», расклеенной на фасаде дома на Басковом переулке, неподалеку от моей школы,носившей тогда имя своей знаменитой выпускницы Н. К. Крупской. Для большинства моих, значительно старших, по возрасту, соотечественников, доклад Н.С. Хрущева о культе личности Сталина, стал тогда разорвавшейся бомбой. В моей же семье эта, бесспорно смелая речь Никиты Сергеевича была воспринята, как необходимая, но недостаточная и, главное, запоздалая констатация давно известных фактов. Когда я уже в 60-70-е годы слушал наших кумиров-шестидесятников, мне казалось весьма странным, что они вплоть до ХХ-го съезда искренне верили сталинской пропаганде и были слепы относительного личной роли диктатора в репрессиях 30- 50-х годов прошлого века.
Мои политические взгляды сформировались очень рано, и за последние пятьдесят лет практически не претерпели особых изменений. Мне кажется, что у моих сверстников было важное преимущество перед новыми, шедшими за нами поколениями,- нас воспитывали бабушки и дедушки, сохранившие в своей душе память о старой дореволюционной России. Эта память могла быть и восторженной, и печальной, и негативной. Важно было другое. Мы получали информацию из первых уст, и имели возможность для анализа и сравнения. Такое непосредственное знакомство с историей своей страны, своего народа не происходит ни в школьном классе, ни в вузовской аудитории, и уж, тем более, на страницах конъюнктурных, а подчас и просто лживых современных учебников.
Ровно полвека назад в 1959 году в нашем доме появился первый радиоприемник с коротковолновым диапазоном. Собственно говоря, это был не приемник, а радиола “Латвия”. Этот громоздкий агрегат доживает свой век в сарае нашей бывшей дачи в Сосново, если, конечно, новые хозяева не вывезли его на свалку, вместе с огромным старинным сундуком моей прабабушки, также оставленным нами перед отъездом в Германию. Когда я вспоминаю об этих, брошенных вещах, мне становиться стыдно.
К 12-ти годам я уже был достаточно политизирован, но с появлением возможности, хотя и весьма условной и чисто виртуальной, проникать с помощью радиоволн сквозь информационный железный занавес, моя жизнь изменилась. Ежедневно мы вместе с дедом, прильнув к ламповому приемнику, сквозь мерзкий треск «глушилок» слушали или, точнее, пытались слушать «вражеские голоса». Ежедневные передачи BBC на русском языке, по-моему, начинались как раз перед обедом, в 13-45 или в 14 часов. Особенный интерес вызывали у нас комментарии популярного в те годы ведущего Александра Максимовича Гольдберга. Иногда удавалось ухватить отдельные куски из новостей “Голоса Америки”; что касается радиостанции «Свобода», то в Ленинграде ее глушили особенно зверски, и понять диктора было практически невозможно. Иногда удавалось набрести в радиоэфире на «Голос Израиля», хотя с ним обращались не менее жестко. Зато летом в Зеленогорске или, тем более, в почти заграничном для нас, эстонском Пярну, наши регулярные аудио-упражнения достигали цели. Конечно, они не повлияли на мое уже сложившееся мировоззрение, но зато развили у меня удивительные слуховые способности. Я и сейчас могу отчетливо различить мелодию или разговор, доносящийся из соседней квартиры, несмотря прекрасные звукоизоляционные свойства мощных стен дореволюционной постройки, что, впрочем, часто мешает мне уснуть.
С детства я понимал, что страна, в которой я родился, и государственный строй, при котором я рос и прожил большую часть жизни -это отнюдь не тождественные понятия. Помню, как моя бабушка, искренне любившая Россию, рассказывала мне о своих ощущениях во время возвращений на родину после летних поездок со своим отцом за границу. Мой прадед – Яков Давидович Финкельштейн - купец первой гильдии, Почетный потомственный гражданин Санкт-Петербурга, смолоду страдал астмой, и ежегодно выезжал на лечение в Швейцарию. Так вот, когда поезд приближался к российской границе, радость настолько переполняла сердца моих близких, что, как вспоминала моя бабушка, : «В этот момент мы готовы были расцеловать первого русского пограничника». Любовь к родине бабушка пронесла через всю свою долгую и сложную жизнь, несмотря на трагические испытания, выпавшие на долю людей ее круга.
У нас в семье с подачи деда, наши вожди и руководители воспринимались скорее, как комические фигуры. Однажды, вернувшись с какого-то очередного институтского заседания, он рассказывал, что каждый докладчик считал своим долгом подчеркнуть научные заслуги тов. Сталина. Каждый выступавший старался перещеголять предыдущего и выглядеть перед присутствующим начальством святее папы римского: ” Сталин- это знамя нашей науки, это- слава отечественной науки.” Наконец, один доцент, окончательно распалившись, определил вождя, как “солнце мировой науки” , и, на этом, диспут был исчерпан. Все это дед воспринимал как абсолютный фарс, хотя и трагифарс. Его оценки были пронизаны ироническим презрением ко всему происходящему.
Мама относилась к существовавшему режиму значительно жестче, со свойственным ей, эмоциональным накалом. Думается, такое отношение к власти возникло у нее не сразу. До 1938 года, учась в школе, она вместе со своими сверстниками распевала оптимистические советские песни, а летом на даче в Сестрорецком курорте как все довоенные девчонки носила белые футболки и носочки, играла в крокет, и мало задумывалась о странных событиях происходивших в это время в нашей стране. Несмотря на далеко не пролетарское происхождение, ее нельзя было отнести, говоря современным языком к диссидентствующей молодежи. Да и могло ли существовать такое понятие в те годы? Лишь абсурдный и неожиданный арест ее двоюродной сестры и сверстницы Валентины Лапковской при выходе из кинотеатра “Титан” (ныне в этом здании находится модернизированный, но сохранивший свое историческое название ресторан “Палкин“), обвиненной вместе с группой студентов Ленинградского Университета чуть ли не в подготовке убийства Сталина, перевернул ее мировоззрение. А дальнейший калейдоскоп чудовищных по трагизму событий: героическая, но бессмысленная гибель ее первого мужа – Иосифа Воркунова, брошенного, совершенно неподготовленным под гусеницы мощной немецкой военной машины, развернутый под флагом борьбы с космополитизмом, государственный антисемитизм, иезуитское дело врачей, заставившее вспомнить ужасы инквизиции, и, связанные с ним ее собственные злоключения начала 50 - х годов, окончательно расставили все точки над i. Кстати, недавно прошедший 60-летний “юбилей” позорного постановления о борьбе с космополитами, не получил должной оценки, ни со стороны политической элиты нашего общества, ни в наших СМИ.
Никогда не забуду мамины глаза, когда, вернувшись из районного отделения милиции, она показала нам свой паспорт с перечеркнутым штампиком ленинградской прописки. Видимо, она была одной из первых, кого после увольнения по “политическим мотивам” из городской адвокатуры, готовили к высылке в Биробиджан. За ней по плану маниакального вождя должны были последовать и остальные ленинградские евреи. К счастью, смерть тирана не позволила осуществиться этим замыслам.
И все же, и это обстоятельство мне хочется особенно подчеркнуть,
мрачная фантасмагория ХХ- го века не сумела лишить окружавших меня людей природного жизнелюбия, прекрасного чувства юмора и здорового скептицизма, т.е. всех тех замечательных качеств, которые в конечном итоге, и спасают человечество.
Когда в юридической консультации № 1 Невского района, где моя мама проработала почти двадцать лет, раздавался взрыв хохота, коллеги – адвокаты знали – это пришла на работу Наталья Иосифовна с новым анекдотом. Конечно, видел я маму и другую - со слезами на глазах, с пропадавшим от волнения голосом, и, наконец, страдающую от тяжелого недуга – и поныне практически неизлечимой болезни Паркинсона, приведшей к самому страшному для нее последствию – невозможности общения с внешним миром.
Анализируя биографии моих близких, придется, как это ни странно, признать их, относительно благополучными, учитывая, в какое время и в какой стране, они жили.
Сейчас, когда я пишу эти строки, находясь в 2-3 километрах от французской границы, меня не покидает чувство досады, что маме – человеку высокой культуры, с детства владевшей немецким и французским языками, увлеченной европейской историей и искусством, тонко чувствовавшей жизнь и архитектуру Парижа так, будто она наяву обошла улочки и бульвары этого загадочного города, так и не удалось до конца своих дней ни разу побывать заграницей.
Для молодого поколения эта досада может показаться странной, но в то время, даже для поездки в Болгарию или Польшу надо было пройти столько унизительных процедур, что не каждый уважающий себя человек был готов в них участвовать. Что касается, так называемых, “ворот капиталистического рая“, то для людей “не с тем анализом крови” (шутка, рискованная даже для великого Райкина) или по выражению моей бабушки “ex nostris” (из наших-лат.), граница была, как правило, на замке.
Семья развивается по тем же законам, что и единый живой организм. По сути дела, эта мысль развивает органицистскую теорию известного английского социолога Герберта Спенсера. Вывод из нее парадоксален: наиболее успешной формой воспитания ребенка в семье, является отсутствие всякого, специально продуманного и спланированного воздействия, на него. Воспитание – это естественный процесс взросления в кругу любимых людей, постоянное откровенное обсуждение волнующих ребенка вопросов. Это - равноправное участие в семейных праздниках, возможность присутствовать при разговорах и спорах интересных собеседников, ко мнению которых он искренне прислушивается.
Конечно, жить при существовавших в те годы правилах игры было не так - то просто. Слышать дома одно, а в школе – совсем другое. С детства знать, что среди незнакомых людей нельзя говорить то, что говорят дома, потому что, тем самым, можно сломать жизнь себе и своим близким. Это постоянное, несоразмерное с возрастом, чувство ответственности – нелегкий груз для юной психики. Надо было уметь не вступать в ненужные споры, а иногда, просто, держать язык за зубами. Для меня, человека чересчур открытого, особенно в плане своих личных симпатий и антипатий, (что не раз приносило мне неприятности и в зрелые годы) такое поведение требовало определенных усилий. Но, отказ от острых дискуссий с людьми, не вызывавшими моего доверия, был для меня вполне органичным, и не вызывал напряженной внутренней борьбы. Я не потакал воззрениям своих оппонентов, но и не раскрывал своих убеждений, ибо понимал, что мой собеседник может быть не только заядлым спорщиком - любителем, но и платным “профессионалом”. А таковых в интеллектуальной среде было немало. Были они и в шахматном мире. Мне не хочется о них вспоминать. “Иных уж нет, а те далече…”, а петербуржским шахматистам старшего поколения их имена хорошо известны.
Развивающийся организм должен получать три важнейших витамина для роста личности: доброту, искренность и чувство юмора. Не знаю, годится ли этот рецепт для воспитания героя, но,уверен, от появления в семье садиста, стукача или просто жлоба, вы будете застрахованы.

Но обратимся к чему-нибудь более приятному. А что может быть приятнее и дороже, чем детские воспоминания? Один из первых кадров, сохранившихся в памяти: мы с няней направляемся на прогулку. Спускаемся по расколотым, с наспех поставленными, цементными заплатами, ступенькам первого этажа. Задолго до моего рождения, здесь была роскошная мраморная лестница. У стенки стоял небольшой, камин, выложенный цветными плитками. О “мирном времени” напоминали лишь маленькие бронзовые колечки, с помощью которых крепились ковровые дорожки. Надо объяснить, что «мирным» временем в кругу моего деда назывался период между Русско-Японской и Первой Мировой войнами. Как-то не принято было говорить – “до революции”. А вот «мирное время», когда Россия стремительно вошла в капитализм, и российский рубль стал самой авторитетной международной валютой, вспоминали с явной ностальгией. Интересно, что в Прибалтийских республиках главным историческим Рубиконом всегда воспринимался ни 1914 и, конечно, ни 1917 год, а момент потери их недолгой независимости в итоге пакта Молотова –Риббентропа. Вспоминаю старого рижского портного, у которого мой дед заказывал костюм в начале 50-х годов. Профессионально пощупав привезенную для этой цели ткань, он настороженно оглянулся, и с горькой иронией, прошептал: «Разве это материяльчик? Материяльчик был до катастрофы», и нетрудно было догадаться, о какой катастрофе шла речь…
Вернемся к стоп-кадру. Экспозиция: Ленинград. Басков переулок. Парадная лестница со следами былой красоты. Конец 1951 года. Навстречу нам с няней поднимается старуха в полуистлевшей шляпе и потертых ботах, но с осанкой и орлиным профилем пиковой дамы. Пожалуй, это был первый персонаж, не входивший в мой ближний круг, но возникший в сознании одновременно с памятью, и оставивший след на всю жизнь.
Раиса Евгеньевна Винер. История ее жизни могла бы стать сюжетом для мелодраматического романа, но двадцатой век – не самое подходящее время для такого жанра!
Эта одинокая и несчастная дама, не имевшая своих детей и внуков, безумно любила нашу семью, и, особенно, была привязана ко мне. Несмотря на свою ужасающую бедность, она старалась сделать мне подарок не только 22 мая – в день моего рождения, но и 22 числа каждого месяца. Вопреки своей жестокой судьбе, она оставалась трогательно сентиментальной.
Раиса Евгеньевна родилась в середине 80-х годов XIX века в семье крупного петербуржского биржевика, и получила прекрасное образование, характерное для барышни этого круга. С детства она свободно владела тремя иностранными языками, и ее молодость складывалась весьма удачно. Она посетила не только основные европейские столицы, но даже Египет и Нью-Йорк, что в начале позапрошлого века для юной мадемуазель воспринималось определенным экстримом. На изразцовом камине в нашей квартире на Басковом можно и сейчас увидеть сувенирную гондолу с надписью «Venezia», привезенную нашей соседкой из дальних странствий.
В юности высокая и статная Раиса Винер пользовалась большим успехом, и среди ее поклонников были и представители высшего света.
Она рано увлекалась живописью, и была принята в жанровую мастерскую Высшего художественного училища при Академии художеств. Ее руководителем был один из популярнейших русских художников того времени Владимир Маковский. Одна из ее ученических работ – «Тюльпаны» подаренная моей маме, уже почти шестьдесят лет занимает свое почетное место на стене столовой в нашей питерской квартире. Когда -то на стенах этой парадной комнаты было несколько больших картин в витых золоченых рамах. Но все они поочередно исчезали в ленинградских комиссионных магазинах в 50-60 годах, и, после нескольких уценок, продавались фактически за гроши тогдашним любителям искусства. Именно в этот период были проданы две картины, об утрате которых, я жалею и по сей день. Речь идет о роскошном (больше, чем в человеческий рост) портрете Раисы Евгеньевны работы Владимира Маковского, и о копии известного полотна этого выдающегося русского художника, прекрасно выполненной его способной воспитанницей. Две эти картины, созданные учителем и ученицей, до сих пор стоят перед моими глазами. Удивительно, но обе работы долгое время висели на втором этаже, не существующего ныне, антикварного магазина на Невском проспекте, и мы с мамой не раз заходили посмотреть на эти, никак не продававшиеся, шедевры.
Но вернемся к судьбе встреченной мною соседки. Незадолго до начала Мировой войны в семье Винер произошла катастрофа. Отца Раисы – опытного биржевика,- кто-то втянул в сомнительную финансовую операцию, и, он, за один день, потерял все свое состояние. В своем банкротстве Евгений Винер обвинил коллег-единоверцев, отрекся от иудейской религии, крестился сам, и настоял на переходе в православие всех своих близких. Раиса не только стала бесприданницей, но и, более того, заразилась от своего отца бациллой антисемитизма. Неожиданно она оказалась в своеобразном общественном и социальном вакууме. Замуж она не вышла, а стать чьей-то содержанкой не позволила природная гордость. Помню ее ироническое воспоминание о какой-то опустившейся до такого унизительного положения и, потому шикарно одетой, ее старой знакомой: «Das Kostum kostet ihm!» - ,т.е. буквально: ”Костюм стоит ему!” .
Возможно, это была первая, и, потому хорошо запомнившаяся, немецкая фраза, услышанная мной в детстве. Пытаясь скрыть что-нибудь от меня, бабушка и мама обычно использовали французские выражения, которые, впрочем, я вскоре стал расшифровывать, хотя этому изумительному языку я так и не научился. Сейчас я об этом жалею, как никогда. Покупая пирожные или круассаны в ближайшем французском городке, так хочется объясниться с симпатичной продавщицей на ее родном языке. Впрочем, буше и эклеры от «Норда» с Невского проспекта времен застоя были значительно вкуснее и полезнее, чем изделия современных европейских кондитеров.
Послереволюционная судьба Раисы Евгеньевны характерна для многих, ”бывших”, имевших мужество остаться на своей родине. Лишение гражданских прав, экспроприация ценностей, уплотнение, нищенская зарплата в библиотеке, война, блокада, карточки, медаль “За оборону Ленинграда”, пятнадцатирублевая дохрущевская пенсия плюс шесть рублей хлебных.
Нас отделял всего один пролет лестницы, и в последние годы жизни она поднималась к нам почти каждый вечер. Мои близкие старались ей помочь, но для этого требовалась особая деликатность. Несмотря на череду унижений, которые преследовали Раису Евгеньевну большую часть жизни, она до самого конца оставалась барыней с прекрасным французским языком и изысканными манерами. Она ознаменовала свой уход поистине царским жестом - подарила единственную сохранившуюся у нее ценность – икону 18-века в серебряном окладе - нашей глубоко верующей домработнице Акулине Матвеевне, которая ухаживала за ней в последние месяцы жизни.


  • Самый лучший свидетель - это ребенок до двенадцати лет , если рядом нет его родителей.

  • Иногда в печати, чаще в художественной литературе мы сталкиваемся с феноменом ложных воспоминаний, когда человек в деталях и красках описывает , то чего в действительности с ним не происходило.

  • Опознавая человека по фотографии, т.е. когда из нескольких предложенных фотографий нужно выбрать изображение виденного ранее, правильный ответ дают только 30%. И в то же время , для составления фоторобота успешнее техника выбора из имеющихся элементов лиц, нежели рисование со слов свидетеля.

  • Если вас попросят написать новые слова из пройденного в прошлом году курса, они, скорее всего, легко уместятся в несколько строк , из чего можно сделать вывод, что Вы почти ничего не помните. Но если вам предложат тест, содержащий различные варианты ответов на вопросы по этому курсу, выяснится, что Вы помните гораздо больше, чем могло бы показаться.

  • В четырехлетнем возрасте мальчику на ночь каждый день в течение нескольких месяцев читали отрывок из книги на греческом языке, которого он не понимал. Затем в десятилетнем возрасте ребенка попросили найти в книге этот отрывок. Он не смог этого сделать. Но когда ему предложили выучить наизусть ряд отрывков, включая и тот, который он слышал в детстве, на заучивание «знакомого» отрывка у него ушло на 25% меньше времени чем на «незнакомые» отрывки.

  • Французский психолог Альфред Бине, в отличие от своей жены не был религиозен, но, чтобы не обижать ее, всегда присоединялся к ней за вечерней молитвой. Однако, повторяя за женой слова молитвы на протяжении многих лет, он их все же не запомнил и самостоятельно не мог их воспроизвести.

Задание 5. Проанализируйте приведенные отрывки. Со всеми ли высказываниями Вы можете согласиться? О каких характеристиках мышления идет речь в следующих отрывках? Как Вы считаете, не роднят ли они мышление с воображением ?


  1. Чтобы умно доказывать что-либо, одного ума недостаточно. (Ф. Честерфилд)

  2. В науке, как и в повседневной жизни, умственные операции не совершаются по правилам логики, а доказательству всегда предшествует представление некоторой истины, созерцание какого-нибудь процесса или причины явления, вы не приходите к заключительному выводу из предпосылок, а наоборот, этот вывод им предшествует, предпосылки же его только впоследствии разыскиваются как доказательство. (Ю. Либих)

  3. Если построить дом, не считаясь с законами механики и других наук , - он рухнет. Так и научное доказательство: если его построить, не считаясь с законами и правилами формальной логики, оно тоже рухнет. (С. Поварин)

  4. В мысленном эксперименте процессы развертываются как бы независимо от конкретной формы взаимодействия объекта исследования с теми окружающими условиями , которые не интересуют исследователя. Это возможно потому, что все действия производятся не над реальными объектами, а над мысленными, воображаемыми образами. Мысленно можно расчленить объект на отдельные элементы, а затем, учитывая действующие в данной предметной области причинные законы, синтезировать его различные элементы в одно целое или же рассматривать их вне привычного контекста, в новых комбинациях и связях. (А. Славин)

Задание 6. Попробуйте описать, как происходит мыслительный процесс, если:


  • Вам необходимо ответить на вопрос, есть ли у лягушки губы и хвост.

  • у Вас в ящике есть черные и белые носки, смешанные в пропорции 4 к 5, сколько носков Вам придется вытащить, чтобы убедиться, что у Вас есть пара одного цвета?

  • у Вас есть песочные часы , рассчитанные на 7 и на 11 минут, какой самый простой способ засечь 15 минут?

  • Вам необходимо посадить четыре маленьких дерева, так чтобы каждое из них находилось на одинаковом расстоянии друг от друга?

Задание 7. Прокомментируйте приведенные отрывки.


  • Три пути ведут к знанию: путь размышления – это самый благородный, путь подражания – это путь самый легкий , и путь опыта – это путь самый горький. (Конфуций)

  • Умственный труд едва ли не самый тяжкий труд для человека. Мечтать легко и приятно, но думать трудно. (К.Д. Ушинский)

  • Сущностью наших усилий понять мир является то, что мы стремимся с одной стороны, охватить великое и сложное множество сторон человеческого опыта, а с другой выразить его в простых и лаконичных формулах. Убеждение, что эти две цели совместимы, может быть в силу примитивности нашего научного знания – лишь делом веры. Не обладай я такой верой, я не мог бы иметь непоколебимого убеждения в самостоятельной ценности знания. (А. Энштейн)

  • Для реконструкции модели мира ученые используют приемы известные со времен Бэкона как «путь пчелы» и «путь паука». Первый из них предполагает кропотливый сбор и систематизацию накопленных наукой крупиц знания. Второму противопоказан скрупулезный анализ прошлого наследия; здесь отсутствует слишком сильная привязка к идеям предшественников, так как она может быть препятствием для выдвижения новых научных идей, подчас «безумных с точки зрения традиционных концепций. (Р.М. Грановская)

Задание 8 . Прокомментируйте следующие афоризмы. Какие известные сейчас закономерности и механизмы они иллюстрируют?


  • Нет ничего более живучего, чем воспоминания (Гарсиа Лорка)

  • Запоминать умеет тот, кто умеет быть внимательным. (Самюэл Джонсон)

  • Метод – мать памяти (Томас Фуллер)

  • Забвение – непременное условие памяти (Жарри)

  • Кого редко видят, того скоро забывают. (Джон Хейвуд)

  • То, что трогает сердце, запечатлевается в памяти. (Вольтер)

  • Мы забываем по необходимости, а не по своему желанию. (Мэтью Арнольд)

  • Вам необходимо ответить на вопрос, есть ли у лягушки губы и хвост. Чтобы ответить на данный вопрос, нужно вспомнить, как выглядит лягушка, описать ее, может и нарисовать .

  • у Вас в ящике есть черные и белые носки, смешанные в пропорции 4 к 5, сколько носков Вам придется вытащить, чтобы убедиться, что у Вас есть пара одного цвета? Продеться вытащить 2 или 3носка, и тогда можно убедиться, что есть пара .

  • у Вас есть песочные часы, рассчитанные на 7 и на 11 минут, какой самый простой способ засечь 15 минут? С начало нужно установить часы на 7 и11 минут одновременно. Когда 7 мин закончиться, с этого времени начать отсчет с начало оставшиеся 4 мин от 11 мин часов. А затем перевернуть часы 11 мин. В сумме 15 мин.

  • Вам необходимо посадить четыре маленьких дерева, так чтобы каждое из них находилось на одинаковом расстоянии друг от друга? Сажаем первое дерево, затем от места посадки отмеряем расстояние на размер маленького дерева, затем сажаем второе и отмеряем опять расстояние на размер дерева, затем сажаем третье дерево и отмеряем опять и самое последнее четвертое. Между деревьями расстояние равное их размеру.


Задание 7. Прокомментируйте приведенные отрывки.


  • Три пути ведут к знанию: путь размышления – это самый благородный, путь подражания – это путь самый легкий, и путь опыта – это путь самый горький. (Конфуций)

  • Умственный труд едва ли не самый тяжкий труд для человека. Мечтать легко и приятно, но думать трудно. (К.Д. Ушинский)

  • Сущностью наших усилий понять мир является то, что мы стремимся с одной стороны, охватить великое и сложное множество сторон человеческого опыта, а с другой выразить его в простых и лаконичных формулах. Убеждение, что эти две цели совместимы, может быть в силу примитивности нашего научного знания – лишь делом веры. Не обладай я такой верой, я не мог бы иметь непоколебимого убеждения в самостоятельной ценности знания. (А. Энштейн)

  • Для реконструкции модели мира ученые используют приемы известные со времен Бэкона как «путь пчелы» и «путь паука». Первый из них предполагает кропотливый сбор и систематизацию накопленных наукой крупиц знания. Второму противопоказан скрупулезный анализ прошлого наследия; здесь отсутствует слишком сильная привязка к идеям предшественников, так как она может быть препятствием для выдвижения новых научных идей, подчас «безумных с точки зрения традиционных концепций. (Р.М. Грановская)


Задание 8 . Прокомментируйте следующие афоризмы. Какие известные сейчас закономерности и механизмы они иллюстрируют?


  • Нет ничего более живучего, чем воспоминания (Гарсиа Лорка)

  • Запоминать умеет тот, кто умеет быть внимательным. (Самюэл Джонсон)

  • Метод – мать памяти (Томас Фуллер)

  • Забвение – непременное условие памяти (Жарри)

  • Кого редко видят, того скоро забывают. (Джон Хейвуд)

  • То, что трогает сердце, запечатлевается в памяти. (Вольтер)

  • Мы забываем по необходимости, а не по своему желанию. (Мэтью Арнольд)

Задание 9. Подготовьте выступление по тем различным темам на три различные аудитории:


  • обучающиес;

  • педагоги;

  • родители.
Объем материала не более 3 стр.

Примерные темы для выступлений:


  1. Функции нервной системы с точки зрения психологии. Функциональная дифференциация мозговых полушарий. Функции префронтальной коры головного мозга.

  2. Сознание как высший уровень познавательных процессов. Общая классификация познавательных процессов.

  3. Понятие о памяти. Теории памяти. Виды памяти. Процессы памяти. Индивидуальные особенности памяти. Способы развития памяти. Нарушения памяти.

  4. Понятие о внимании. Виды внимания, его свойства и функции.

  5. Понятие о мышлении. Виды мышления. Логические операции мышления. Формы логического мышления. Индивидуальные особенности мышления. Особенности творческого мышления. Способы активации мышления. Понятие об эмоциях и чувствах. Функции эмоций и их основные качества. Классификация эмоций. Физиологические основы эмоций и эмоциональных состояний.

  6. Понятие о темпераменте. История происхождения учения о темпераменте. Качественные характеристики темперамента и свойства.

  7. Типы темперамента и их особенности. Павлов о темпераменте. Влияние темперамента на деятельность.

  8. Понятие о характере. Структура характера. Особенности формирования характера. Акцентуации характера личности.

  9. Понятие о способностях. Теории способностей. Структура способностей. Талант и его происхождение.

  10. Мотивационная сфера. Классификация мотивов и их иерархия.

  11. Понятие об общении. Общение как коммуникация. Этапы общения. Коммуникативные барьеры общения.

  12. Особенности понимания другого человека. Понятия идентификации, эмпатии, рефлексии. Факторы, мешающие правильному восприятию другого. Понятие каузальной атрибуции. Понятие установки.

  13. Понятие социальной группы. Разновидности групп и их особенности.

  14. Групповая структура. Динамические процессы в группах. Взаимодействие людей в неорганизованных группах. Понятие социального беспокойства, круговой реакции.

  15. Формирование и развитие личности. Социализация личности и ее стадии.

  16. Этапы формирования психики ребенка. Возраст и его психологическая специфика.
Задание 10. Сделайте подборку диагностических методик, которые, по вашему мнению, являются наиболее значимыми для проектирования образовательного процесса педагогом. Заполните таблицу:

№ п/п

Методика

Автор методики

Цель

Ваши комментарии о практической значимости для педагога информации полученной в результате ее применения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Примерные вопросы для самоподготовки к экзамену

Уважаемые коллеги! На экзамене вам будут предложены вопросы из данного перечня.

1. Укажите правильный ответ. Если психологические знания конкретны, интуитивны, получаются за счет наблюдения и размышления – это:

А – житейские психол. знания,

Б - научные психол. знания,

В - экзистенциальные психол. знания,

2. Выберите правильный ответ. На втором этапе развития психологии психология рассматривается как наука о:

А – поведении,

Б – о душе,

В – о сознании

3. Выберите правильный ответ. Считается, что в научные круги слово «психология» в качестве названия для науки, изучающей психические явления привнес:

А – Вильгельм Вундт,

Б – Христиан Вольф,

В - Уильям Джеймс,

Г - Анатолий Кашпировский

4. Укажите неправильные ответы. Основные отличия психологии от других наук следующие:

А – различаются объект и субъект познания,

Б – приобретая психологические знания, человек развивается как личность,

В – предмет психологии совершенно абстрактен,

Г – субъект и объект познания являются одним и тем же,

Д – приобретая психологические знания, человек становится более зависимым от различных жизненных ситуаций.

5. Выберите правильный ответ. Чаще всего, говоря об истоках, корнях научной психологии, упоминают:

А – Китайскую философскую систему,

Б – Индийские Веды,

В – философию древних греков,

Г – Представления о природе человека, заложенные во времена возникновения христианства.

6. Выберите правильное утверждение. Гераклит утверждал:

А – Случайными кажутся события причины которых мы не знаем,

Б – постигать себя – значит постигать законы Вселенной, все в мире закономерно,

В – Постигая законы Вселенной человек постигает себя.

7. Выберите правильный ответ. Принцип системности является одним из наиболее значимых принципов в научной психологии благодаря:

А – Гиппократу,

Б – Сократу,

В – Анаксагору

8. Выберите правильный ответ. Благодаря софистам:

А – стали больше изучать проблемы речи, мышления, особенности манипулирования людьми,

Б – изучению природы сознания стали уделять больше внимания,

В – стали больше изучать поведение человека

9. Выберите правильный ответ. Большая заслуга Сократа в том, что он:

А– разрабатывал особую технику диалога для помощи другим в поисках истины,

Б – написал «Трактат о душе»,

В – подчеркивал важность внутреннего диалога.

10. Выберите правильный ответ. В метафоре Платона о колеснице с возницей и двумя конями дикий конь символизирует:

А – тело,

Б – высшие мотивы,

В – разум,

Г - низшие мотивы

11. Выберите правильный ответ. В иерархии способностей, разработанной Аристотелем функция сознательного осмысления, разумности присуща:

А – и растениям, и животным, и человеку,

Б – только человеку,

В – только высшим животным и человеку

12. Выражение «Я мыслю, значит, существую» принадлежит:

А – Декарту,

Б – Спинозе,

В – Лейбницу

13. Выражение «Душа человека – чистая доска, на которой жизнь записывает свои письмена» принадлежит:

А – Х. Вольфу,

Б – В. Вундту,

В – Дж. Локку

14. Кто определял психологию, как науку о структуре сознания:

А – В.М. Бехтерев,

Б – У. Джемс,

В – В.Вундт

15. Выберите правильный ответ. Первая в мире экспериментальная психологи-ческая лаборатория была создана:

А – в России,

Б – в Германии,

В – в Америке,

Г - во Франции,

Д – в Японии.

16. Выберите правильный ответ. Выражение «Надо понимать и объяснять пове-дение человека, а не то, что происходит у него в душе» принадлежит представителям:

А – гештальтпсихологии,

Б – психоанализа,

В – бихевиоризма,

Г – когнитивной психологии,

Д – социальной психологии.

17. Выберите правильный ответ. Современное направление в научной психоло-гии, называемое «Социобиология» является разновидностью:

А – аналитической психологии,

Б – гуманистической психологии,

В – трансперсональной психологии,

Г – бихевиоризма

18. Укажите правильный ответ. Утверждение о существовании собственных за-конов формирования сложных целостных систем психических явлений принадлежит представителям:

А – гештальтпсихологии,

Б - когнитивной психологии,

В - бихевиоризма,

Г - интерактивной психологии.

19. Выберите правильный ответ. Выражение: «Любое поведение определяется своими последствиями, конечная цель всегда влияет на него» принадлежит:

А – Скиннеру,

Б – Каффке,

В – Уотсону.

20. Выберите правильный ответ. Как называется направление в психологии, в котором предмет изучения – человек в его высших, характерных только для человека проявлениях, его высшие ценности, смыслы, самоактуализация:

А – когнитивная психология,

Б – трансперсональная психология,

В – гуманистическая психология,

Г – социальная психология.

21. Укажите понятия, которые укоренились в психологии не зависимо от влияния когнитивной психологии:

А – кодирование,

Б – подсознание,

В – программа,

Г – схема,

Д – информация,

Е – апперцепция

22. Выберите правильный ответ. Какое из перечисленных направлений в психо-логии в меньшей степени ориентировано на точные и естественные науки, как на образец для построения научного психологического знания:

А – гештальтпсихология,

Б – психоанализ,

В – бихевиоризм.

23. Отметьте неверные ответы. З.Фрейд ввел в научную психологию целый ряд важных тем. Среди них такие, как:

А – защитные механизмы психики,

Б – бессознательная мотивация,

В – процессы памяти,

Г – учение о темпераменте,

Д – влияние детских психических травм на поведение в зрелом возрасте

24. Укажите неправильные ответы. Психическое отражение:

А – является субъективным отражением мира,

Б – является объективным отражением мира,

В – совершенствуется в процессе деятельности,

Г – не влияет на целесообразность поведения

25. Укажите правильное определение. Психическое состояние это:

А – устойчивое образование, обеспечивающее определенный качественно-количественный уровень деятельности, типичный для данного человека, Б – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений,

В – сложное структурное образование личности, включающее в себя ряд психических свойств,

1. Он взял один-два тюбика и выдавил немного краски на палитру. Сиена натуральная...

Неаполитанская желтая... Хорошие названия им дают. Они с Эдной были в Сиене, когда только поженились. Он вспомнил кирпичные стены розовато-ржавого цвета и площадь - как же называлась эта площадь? - где устраивались знаменитые скачки. Неаполитанская желтая. Они никогда не бывали в Неаполе. Увидеть Неаполь и умереть. Жаль, что они не так уж много путешествовали. Ездили они всегда в одно и то же место, в Шотландию, ведь Эдна не любит жару. Лазурь... Вызывает ли она мысли о темно-синем или светло-голубом? Лагуны в южных морях и летучие рыбы. Как празднично выглядят пятнышки красок на палитре... Он начал выдавливать краски из остальных тюбиков на вторую палитру и смешивать их, и теперь это было самое настоящее буйство красок - закаты, каких никогда не бывало и которых никогда не видали. Венецианская красная - не Дворец дожей, а маленькие капли крови, которые горят в мозгу и не должны пролиться, цинковые белила - чистота, а не смерть, желтая охра... желтая охра - это жизнь во всем изобилии, это обновление, это весна, это апрель в каком-то ином времени, в какомто ином месте...(Д. дю Морьё)

2. Б. Спиноза говорил: «...всякий переходит от одной мысли к другой, смотря по тому, как привычка расположила в его теле образы вещей. Солдат, например, при виде следов коня на песке тотчас же переходит от мысли о коне к мысли о всаднике, а отсюда - к мысли о войне и т.д. Крестьянин же от мысли о коне - к мысли о плуге, поле и т.д., точно так же всякий от одной мысли переходит к той или другой сообразно с тем, привык ли он соединять и связывать образы вещей таким или иным способом».

3. Марсель Пруст в романе «В поисках утраченного времени» описывает эпизод, когда он, обмакнув кусочек бисквита в чай, отправил его в рот. В момент, когда кусочек коснулся нёба, он испытал восхитительное и необычное чувство: настоящее со всей его скучной угрюмостью исчезло, а вкусовое ощущение потянуло за собой цепочку образов счастливого детства: «Вдруг в моем уме всплыла давняя картина. Вкус этот был тот же самый, что и у маленького кусочка бисквита, которым по воскресным утрам в Комбрее... угощала меня моя тетка Леони, после того как она обмакивала его в свой настоенный на травах чай». Длинное поэтическое описание своих воспоминаний Пруст закончил знаменитой фразой: «Весь Комбрей и его окрестности, все, что имеет форму и объем, город с его садами - все выплеснулось из моей чашки чая».

Задача 670». Сравните приведенные точки зрения. Какой из них и почему вы отдали бы предпочтение?

1. Функция памяти не может направляться волей или деятельностью человека, она детерминирована либо организацией самого материала, либо внешними ассоциациями по смежности, сходству и контрасту.

2. Протекание процессов запоминания, сохранения и воспроизведения определяется тем, какое место занимает данный материал в деятельности субъекта... Наиболее продуктивно связи образуются и актуализируются в том случае, когда соответствующий материал выступает в качестве цели действия.

Задача 671». Объясните приведенный факт. Почему А. Бине так^ и не запомнил молитвы? Французский психолог А. Бине был не верующим в Бога человеком, а -, его жена, наоборот, была очень религиозна. Каждый день перед сном она читала молитву, того же требовала и от супруга. Бине, не желая обижать жену, покорно повторял за ней слова молитвы. Так продолжалось много лет. Однако после стольких повторений Бине все-таки молитвы не запомнил и самостоятельно не мог ее воспроизвести.

Задача 672». Как вы объясните описанные ниже факты?______,

1. Учащимся предлагают для запоминания два рассказа и предупреждают, что один из них должен быть рассказан на следующий день, а второй следует запомнить «навсегда». Через несколько недель производился опрос учащихся, и было установлено, что рассказ, прочитанный с установкой запомнить «навсегда», они помнят лучше.

2. Один актер должен был неожиданно для себя заменить своего товарища и в течение одного дня выучить его роль; во время спектакля он знал ее в совершенстве, но после спектакля все выученное, как он сам выразился, «словно губкой стерло из памяти», и роль была забыта им совершенно. (А. М. Вейн, Б. И. Каменецкая)

3. После ответственного диктанта некоторые ученики класса стремятся выяснить у учителя, как надо писать слово, вызвавшее у них затруднение. Получив ответ, они в дальнейшем, уже никогда не испытывают затруднений в написании этого слова... Если же отнести выяснение правильного написания слова к моменту работы над ошибками, то эффект будет иным. (Н. Ф. Талызина)

Задача 673». Найдите причину, по которой одна группа испытуемых лучше другой запоминает предложения.

Одной группе испытуемых давали шесть предложений, в пяти из которых были допущены грамматические ошибки. Испытуемые должны были прочесть предложения и исправить ошибки. Другая группа испытуемых также получала шесть предложений, в которых были допущены не грамматические, а смысловые ошибки. Испытуемые после прочтения каждой фразы должны были указать на ошибку. После окончания работы обеим группам испытуемых неожиданно предлагалось воспроизвести предложения.

Задача 674». Какие мнемотехнические приемы описаны в следующих примерах?

I- 1. Каждый школьник при запоминании последовательности цветов в радуге использует фразы «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» или «Как Однажды Жан-Звонарь Головой Свалил Фонарь»; при запоминании последовательности падежей - «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку»; числа π - «Это я знаю и помню прекрасно, пи многие знаки мне лишни, напрасны» и т.д. Ленинградцы для запоминания последовательности параллельных улиц, выходящих на Загородный проспект, используют фразу «Разве можно верить пустым словам балерины?», что соответствует названиям улиц Рузовской, Можайской, Верейской, Подольской, Серпуховской и Бронницкой.

2. Интересную систему запоминания создал греческий поэт Симонид. Когда ему нужно было чтото запомнить, он помещал информацию в комнаты хорошо знакомого дома. Например, ему требовалось подготовиться к выступлению с большой речью перед народом. Он делил сначала свое сообщение на несколько крупных частей и каждой части присваивал какой-либо знак (якорь, оружие, гончарный круг и т.п.). Затем он мысленно входил в комнату и раскладывал эти предметы на мебели. Когда Симонид произносил речь, он как бы собирал эти предметы, проходя по комнате. Этот способ очень стар - ему больше 2 тысяч лет; его использовали Цицерон, Квинтилиан, Джордано Бруно и другие выдающиеся люди. Существует даже предание, как он возник: однажды греческий поэт Симонид был в гостях. Внезапно его вызвали по неотложному делу. Едва он вышел за порог, как раздался сильный подземный толчок, и дом, где он только что пировал, рухнул. Все гости оказались погребенными под обломками. Чтобы назвать всех погибших, Симонид мысленно представил себе план помещения, где шел пир, и тотчас в его памяти ожила картина, кто где сидел, и он смог указать, какие останки кому принадлежали. С тех пор все, что ему следовало запомнить, Симонид помещал в комнаты представляемых знакомых домов и по мере надобности извлекал оттуда запоминаемые объекты.

3. Великий математик Леонард Эйлер на вопрос короля Германии о том, где он так преуспел в математике, ответил, что этому он обязан долгому пребыванию в России. Постоянная величина е, названная в честь Л. Эйлера, равная 2,718281828, легко запоминается, если связать цифры 1828 с годом рождения Л. Н. Толстого.

4. При запоминании телефона 6695668 он разбивается на группы 66-95-66-8; при необходимости запомнить бессвязную группу слов типа «память, метод, муки, овладеть» поможет двустишие: «Чтоб муки памяти преодолеть, рациональным методом ты должен овладеть».

5. Чтобы запомнить, какие заряды имеют катод и анод, химики пользуются словами, имеющими соответствующее число букв - «минус» и «плюс».

6. Дуст (ДДТ) имеет очень сложную химическую формулу, запомнить которую химикам помогает повторение ее нараспев, создание ритмического строя: (дихлбр)(дифенйл)(трихл6р)(метйл) (метан). а п

Зада ча (>75«- Определите, в каких из перечисленных примеров речь идет о непосредственной (оперативной, мгновенной, сенсорной), кратковременной или долговременной памяти.

3. Человек, набирающий малознакомый номер в телефоне-автомате и держащий в руках сумку, букет и торт, не имеет возможности держать перед глазами записную книжку, и ему приходится мысленно повторять номер, пока набирает его. Если его прервать в момент, пока он дозванивается, номер исчезнет из памяти.

4. Пожилой актрисе, работающей над мемуарами, кажется, что свои гимназические годы она помнит лучше, чем военные и перестроечные.

5. Авиадиспетчер на несколько минут сосредоточивает внимание на изображении движущейся точки на экране, а после посадки самолета ^у тут же забывает о ней, переключая внимание на следующую.

6. Писатель, работающий над историческим романом, помнит огромное число архивных данных, хотя далеко не все они войдут в повествование.

7. Ожидая на остановке автобус № 664, человек помнит номера других, прошедших до «своего», автобусов (№ 47, 57, 119, 117 и т.д.), но, дождавшись, тут же выбрасывает их из памяти.

8. Люди, окончившие школу даже 40-50 лет назад, сохраняют в па-п мяти имя первой учительницы.

9. Студент перед экзаменом помнит огромное количество цифр, дат, фактов, которые «улетучиваются» из головы, как только экзамен сдан.

10. Дошкольник, вспомнив летом о новогодних подарках, рисует Деда Мороза «по памяти».

11. На конференции с человеком пытается поболтать неинтересный ему собеседник. Высматривая в толпе знакомые лица, человек что-то отвечает на вопросы, как-то реагирует на реплики навязчивого собеседника, но, наконец избавившись от него, совершенно не помнит, о чем был разговор.

12. Малыш, проведший все лето в деревне у бабушки, может не узнать ее, когда зимой она приедет в город.

Задача 676». Обобщите приведенные примеры и определите, о развитии какого вида памяти в них говорится. Опишите путь становления этой памяти.

LB. Г. Арсеньев рассказывал, что в одном удэгейском селении жители просили его передать властям во Владивостоке, что местный купец их притесняет, и, провожая его, дали ему коготь рыси и велели положить в карман, чтобы он не забыл их просьбу. (По Р. М. Грановской)

2. «Первые запоминания, - говорит Жанэ, - суть запоминания вещей с помощью вещей же. Человек, который хочет заставить всплыть у себя воспоминание, берет в свою руку какой-нибудь предмет; так завязывают узелок на платке или кладут себе в карман маленький камешек, кусочек бумаги или лист с дерева. Это - то, что мы до сих пор еще зовемсувенирами».

3. «Жезлами вестников» называют снабженные нарезками круглые палки длиною в локоть или прямоугольные деревянные дощечки, которыми снабжаются отправляющиеся в путь передатчики сообщений между живущими далеко друг от друга лицами или племенами; эти вестники обычно отмечаются и другими знаками их профессии. Группы знаков на палке передаются отправителем и имеют отношение к передаваемому известию. Но эти нарезки не являются, как долго думали некоторые этнографы, условными знаками, понятными без дальнейших объяснений получателю или третьим лицам и состоящими из слогов или целых слов; они лишь пособия для памяти, предназначенные для вестников. (ПоК. Вейлэ)

4. Когда человек овладевает внутренней речью, он может использовать слово в качестве внутреннего сигнала-посредника и с помощью самоинструкции направлять и регулировать как активность запоминания, так и процесс припоминания.(Р. М. Грановская)

Задача 677». «Переведите» на язык современной психологической науки следующие афоризмы.

1. Нет ничего более живучего, чем воспоминания. (Гарсиа Лорка)

2. Запоминать умеет тот, кто умеет быть внимательным. (Самюэл Джонсон)

3. Метод - мать памяти. (Томас Фуллер)

4. Забвение - непременное условие памяти. (Жарри) /■ "

5. Кого редко видят, того скоро забывают. (ДжонХейвуд) р^,"** 2**"

6. То, что трогает сердце, запечатлевается в памяти. (Вольтер)

7. Мы забываем по необходимости, а не по своему желанию. (Мэтью Арнольд)

Задача 678*. Проанализируйте приведенные ниже данные экспериментального исследования динамики произвольной памяти у детей. Как вы думаете, сохранило ли в отечественной психологии свое значение следующее положение Л. С. Выготского: «Память в раннем детстве является одной из центральных, основных психических функций, в зависимости от которых строятся все остальные функции»? Ответ аргументируйте.

1. Применение регрессионного анализа к результатам исследования А. Н. Леонтьева по развитию непосредственного и опосредованного запоминания показало, что, начиная с 4,5 лет, возможности второго всегда превышают возможности первого. В возрасте 2,5 лет опосредствованное запоминание позволяет удержать вербальной информации в 1,4 раза больше, чем непосредственное.

2. Результаты анализа показывают, что непосредственное запоминание вербального материала

(вдвое превышающего объем краткосрочной оперативной памяти) формируется у ребенка к двум годам, а опосредованное - к 3,5 годам. Опосредованное запоминание образной информации начинает формироваться с 4-месячного возраста.

3. Разработанная методика двойного обучающего эксперимента на основе опосредствованного образного запоминания (ассоциативной памяти) с применением регрессионного анализа позволила определить возраст критического периода развития такого запоминания в 4,5 года.

4. Показано, что дети 6,5 лет, страдающие заиканием разной степени тяжести, по возможностям опосредствованного запоминания и его динамике в обучающем эксперименте соответствуют здоровым детям 4 лет, т.е. находятся в докритическом периоде развития по этому показателю. Установленный факт определяет малую эффективность применяемых в настоящее время дедуктивных методик коррекции речи, опирающихся в основном на опосредствованное запоминание. Любые меры по восстановлению нормальной речи должны сопровождаться интенсивной активацией процессов памяти.

5. Полученные экспериментальные данные подтверждают положение о важной роли речевых функций в развитии опосредованного запоминания. Наглядно подтверждается знаменитый тезис А. Н. Леонтьева, что «именно в речи замыкаются необходимые для опосредствованного запоминания связи». (М. И. Лохов, И. И. Степанов, Т. А. Эдлина, Г. А. Вартанян)

Задача 679*. Попробуйте найти объяснение следующим фактам.

1. Студент на экзамене говорит преподавателю, что он «знал, но забыл» материал билета. Возможно ли такое?

2. Детей дошкольного возраста нельзя использовать как лжесвидетелей. Почему?

3. Имена людей, которых мы давно и хорошо знаем, часто «выпадают» из памяти, и, например, Галину Ивановну мы почему-то упорно называем Галиной Сергеевной.

4. В печати иногда появляется информация о «ложных воспоминаниях», когда человек подробно, в красках и деталях описывает места, в которых он никогда не был, людей, которых никогда не видел и не знал, и события, свидетелем которых он не был.

5. Когда требуется узнать человека по фотографии его лица, только

треть всех испытуемых делает это правильно, еще одна треть вовсе его не узнает, а остальные уверенно дают ошибочный ответ.

6. Известна история неграмотной женщины, жившей в XVIII в., которая, заболев лихорадкой, в бреду заговорила на греческом, латинском и древнееврейском языках. Врач, лечивший ее, был очень удивлен и произвел «расследование». Он установил, что еще девочкой эта женщина жила у пастора, который любил читать вслух книги на этих языках. Врач разыскал даже те места в книгах, которые в бреду цитировала больная.

Задача 680*. Почему американский психолог Прибрам давал следующий совет? На какие механизмы памяти он опирался?

Г~* Представьте себе, что вы только что познакомились с девушкой и она вам чрезвычайно понравилась. Вы делаете с ней несколько первых шагов, и вот неприятность! Она встречает какогото другого мужчину и дает ему свой домашний телефон. Что нужно делать в этом случае? Немедленно дать ему пощечину! Конечно, вы будете иметь неприятности от дамы сердца, но зато сможете спать спокойно. Если вы исполните эту акцию сразу, то я вам ручаюсь, что телефона он не запомнит, а если замешкаетесь, то такой надежности уже нет.

Задача 681*. Проинтерпретируйте следующие высказывания. Попытайтесь разрешить эти парадоксы.

^- 1. Память - это то, с помощью чего мы забываем. (А. Чейз)

2. Эрудиция - это память, а память - это воображение. (Жакоб)

3. Память располагает более вместительной кладовой, чем вымысел. (Монтень)

4. Человеческая память - страшный дар. (А. Цвейг)

5. Мы благодарны памяти за то, что она позволяет нам запоминать. Однако нужно быть признательным ей и за то, что она позволяет забывать. (Эррио)

6. Благодарность забывчивей всего. (Шиллер)

7. Мы забываем намного больше, чем вспоминаем. (Томас Фуллер)

Задача 682*. Проанализируйте следующий текст. О каком виде памяти здесь идет речь? Что это - достоинство или недостаток в развитии психических способностей человека?

Исключительная память была у Наполеона. Однажды, еще будучи поручиком, он был посажен на гауптвахту и нашел в помещении книгу по римскому праву, которую прочитал. Спустя два десятилетия еще мог цитировать выдержки из нее. Он знал многих солдат своей армии не только в лицо, но и помнил, кто храбр, кто стоек, кто пьяница, кто сообразителен.

Математик Леонард Эйлер помнил шесть первых степеней всех чисел от 2 до 100. Академик А. Ф. Иоффе пользовался таблицей логарифмов

по памяти, а великий русский шахматист А. А. Алехин мог играть по памяти «вслепую» с 30-40 партнерами одновременно.

Несколько лет назад во Франции в Лилле в присутствии авторитетного жюри математик Морис Дабер соревновался с ЭВМ. Он заявил, что признает себя побежденным, если машина решит 7 арифметических задач раньше, чем он 10. Дабер решил 10 задач за 3 минуты 43 секунды, а ЭВМ 7 задач - за 5 минут 18 секунд.

Наш современник - феноменальный счетчик Чикашвили легко вычисляет, например, сколько слов и букв произнесут за определенный промежуток времени. Был поставлен специальный эксперимент: диктор комментировал футбольный матч. Требовалось посчитать число слов и букв, произнесенных им. Ответ последовал, как только диктор закончил: 17 427 букв, 1835 слов, а на проверку по магнитофонной записи ушло 5 часов. Ответ был правильный. (Р. МТрановская) Русский живописец Н. Н. Ге, французский художник Г. Доре прославились тем, что им достаточно было посмотреть на модель лишь в течение нескольких минут, после чего они могли продолжать работать над картиной в отсутствие модели, сохраняя в памяти ее образ со всеми деталями.Задача 683*. Ответьте на сакраментальные вопросы о памяти, достаточно часто встающие перед каждым. Объясните механизмы описанных фактов.

1. Как получается, что слова (названия, имена, даты и т.д.), которые мы не можем вспомнить в нужный момент, выскакивают откуда-то значительно позже?

2. Является ли память, подобно красоте, природным даром?

3. Почему иногда мы запоминаем незначительные детали, но забываем самое существенное?

4. Почему, когда мы хотим что-то выкинуть из памяти, оно упорно в ней остается?

5. Есть ли гарантия, что хорошая память с возрастом не превратится в плохую?

6. Почему иногда какое-то слово «вертится на кончике языка», но не вспоминается?

Задача 684*. Американский психиатр Ян Стивенсон издал трехтомную монографию с описанием 1300 случаев необычных deja voir (криптомнезий), которые он связывал с феноменом реинкарнации. В 1961 г. Фрэнк Эдварде выпустил книгу «Странные люди», где также приводились примеры необычных воспоминаний «прошлых жизней». Такие сообщения периодически появляются и на страницах современных газет. Попробуйте отыскать для приведенных ниже случаев рациональные объяснения.

1. Сварнлата Мишер родилась 2 марта 1948 г. в семье инспектора районной школы в Чхатарпуре, штат Мадхья-Прадеш (Индия). Как-то в возрасте трех с половиной лет она проезжала с отцом город Катни и сделала при этом ряд справедливых замечаний о доме, в котором она якобы жила. В действительности же семья Мишер никогда не жила ближе чем в ста милях от этого места. Позже Сварнлата рассказала друзьям и родственникам детали своей предыдущей жизни; она утверждала, что фамилия ее была Патхак. Кроме того, ее танцы и песни были не характерны для данного района, а сама она обучиться им не могла.

В возрасте 10 лет Сварнлата заявила, что новая знакомая их семьи, жена профессора колледжа, была в предыдущей жизни ее подружкой. Несколько месяцев спустя об этом случае узнал Шри X. Н. Беккерджи с кафедры парапсихологии университета в Джайпуре. Он встретился с семьей Мишер, а затем, руководствуясь указаниями Сварнлаты, разыскал дом Патхаков. Он обнаружил, что рассказы девочки весьма напоминают историю жизни Бии, которая была дочерью Патхаков и женой Шри Чинтамини Пандая. Бия умерла в 1939 г.

Летом 1959 г. семья Патхаков и родственники Бии по мужу посетили семью Мишер в Чхатарпуре. Сварнлата не только узнала их, но и указала, кто есть кто. Она отказалась признать двух посторонних людей, которых в экспериментальных целях пытались выдать за ее родственников. Позже девочку привезли в Катли. Там она узнала многих людей и места, отмечая перемены, происшедшие со времени смерти Бии.

Ян Стивенсон посетил обе семьи и попытался проверить достоверность этого случая. Он выяснил, что из 49 заявлений Сварнлаты только два не соответствовали действительности. Она детально описала дом Бии, соседние постройки в том виде, какими они были до 1939 г., описала доктора, лечившего Бию, а также подробности ее болезни и смерти. Она была способна припомнить такие случаи из жизни Бии, которые были известны далеко не всем родственникам. Она безошибочно находила среди присутствовавших своих давних близких друзей, родственников и слуг, несмотря на попытки сбить ее с толку. Интересно, что в отношениях с «братьями», которые были старше ее на 40 лет, она вела себя как старшая сестра.

2. В 1926 г. в Дели родилась Шанти Дэви, утверждавшая, что в прошлом рождении она жила со своим мужем Кедернатом в городе Муттре и умерла во время родов в 1925 г. Удалось разыскать этого Кедерната и с его помощью проверить эти утверждения. Несмотря на самые пристрастные допросы многочисленных исследователей, Шанти Дэви ни разу не ошиблась в интимных подробностях семьи, живущей в Муттре и не знакомой даже ее родителям. Ученые, принявшие участие в эксперименте и засвидетельствовавшие увиденное, были осторожны в выводах. Они согласились, что ребенок, родившийся в 1926 г. в Дели, каким-то образом помнит со всей ясностью и всеми подробностями жизнь в Муттре.

3. Вот одна из недавних сенсаций: 12-летняя Елена Маркард из Берлина, придя в себя после тяжелой травмы, заговорила на безупречном ита-

льянском языке, которого раньше не знала. При этом девочка утверждала, что зовут ее Розетта Кастельяни, жила она в Италии, родилась в 1887 г., а умерла в 1917 г. Когда девочку отвезли по указанному ею адресу, дверь открыла дочь давно умершей Розетты. Елена, узнав ее, сказала: «Вот моя дочь Франса».

Задача 685*. Какие механизмы памяти определяют поведение героев следующих ситуаций?

1. В рассказе А. П. Чехова «Лошадиная фамилия» говорится о том, что исчезнувшая из памяти фамилия Овсов всплыла снова, как только доктор напомнил о продаже овса.

2. В фильме «Огни большого города» герой Ч. Чаплина спасает пьяного миллионера от самоубийства. Всякий раз, когда миллионер в пьяном виде встречает Чарли, он обходится с ним как с лучшим другом и приглашает к себе в гости. Но трезвея под утро, он видит в Чарли лишь незваного гостя и быстро выставляет его за дверь.

3. Вспоминая о событиях, свидетелем которых он был, человек с расистскими взглядами склонен будет указать на «инородца» (негра, китайца, чеченца), сексуально озабоченный человек будет во многом видеть сексуальную агрессию, а человек с тревожно-мнительным характером будет убежден, что «так и должно было случиться».

4. Персонаж рассказа А. П. Чехова «Мальчик» девочка Маша, взглядывая на другого героя, Чечевицына, задумывалась и говорила со вздохом: «Когда пост, няня говорит, надо кушать горох и чечевицу». Или вспоминала при этом: «А у нас чечевицу вчера готовили». (По О. В. Турусовой) Задача 686*. А. Р. Лурия в течение нескольких лет наблюдал человека с феноменальной памятью. Познакомьтесь с некоторыми фактами, описанными в книге А. Р. Лурии, и определите недостатки интеллектуальной деятельности Шеришевского, вытекающие из особенностей организации его памяти.

1. Шеришевский мог без ошибок повторить последовательность из 400 слов через 20 лет. Один из секретов его памяти состоял в том, что его восприятие было комплексным, синтетическим. Образы (зрительные, слуховые, вкусовые и т.д.) сливались у него в единое целое. Шеришевский слышал свет ивидел звук, он воспринимал на слух слово и цвет. «У вас такой желтый и рассыпчатый голос», - говорил он. Композиторы Скрябин, Чюрленис обладали подобной синестезией: звук порождал у них переживание цвета, вкуса, прикосновения.

2. Шеришевский мог произвольно и точно вспомнить все, что запомнилось много лет назад. Помогало ему в этом умение ярко зрительно представить себе запоминаемое (например, семерку он воспринимал как человека с усами). Но это же создавало ему затруднения при чтении, поскольку каждое слово порождало яркий образ и это мешало пониманию.

Нет ничего более живучего, чем воспоминания.

Фредерико Гарсиа Лорка, испанский поэт

Наверное, не сделаю открытия, если замечу, что такое известное фразеологическое сращение как «место, где ты родился и вырос», для степанакертцев имеет особое значение. В том смысле, что имеет значение сам Степанакерт. Как город. Родной. Неповторимый. Если повторить Зория Балаяна в очерке «Улицы родного города», то «непохожий как хачкар ни на какой другой населеннный пункт в мире». Конечно, фразеологизмы типа «каждый кулик свое болото хвалит», или «нет ничего милее родины» верны не только для степанакертцев. Они общие – для всех людей планеты. Однако Степанакерт на этой планете – один. Тем, наверное, и дорог, что один. Для степанакертца еще и тем, что свой. Где бы он не находился. Куда бы не забросила его дорога жизни – далеко ли, близко ли…

Словом, «дым отечества и сладок, и приятен». Только вот у Степанакерта дым этот какой-то уж очень особый. Чуть ли не в буквальном смысле. Почему? Может потому, что долгие годы в городе не был проведен газ, и печки в домах топили дровами, а дрова эти были тоже какими-то особенными, и запах дыма из печных труб вперемешку с запахом моросящего дождя или морозного воздуха, опять же, по-особому создавал в душе щемящее чувство ожидания – неизвестно чего, неизвестно какого…

Но и сегодня такое же чувство накатывает на тебя, стоит только каждый раз возвращаясь в родной город, пройтись поздно вечером по какой-нибудь безлюдной улице, еще хранящей в себе какие-то отголоски своего прошлого и твоей юности: белой акации у какого-нибудь дома, скрипучей калитки без засова и тусклого света в каком-то окошечке. Чувство, рожденное тем же обонянием запахов юности.

Впрочем, все они и в самом деле будут отголосками памяти. Ибо в городе давно уже проведен газ, вместо поникшей акации разбит утопающий в зелени скверик, скрипучая калитка заменена на добротные и красивые железные ворота, и из евроокна, сквозь занавешенную драпировку, вместо тусклого света твое лицо осветит широкий луч шести или девятиламповой люстры.

А это значит, что Степанакерт живет своей жизнью. Пережив войну и все остальное, что случается после войны. Но при всех случаях не той жизнью, какой ты ее знал, когда город был административным центром автономной области. А той, которая заявляет о себе и железными воротами, и добротными домами, и многоквартирными жилыми пятиэтажками с драпированными евроокнами. Поэтому, не спеша прогуливаясь по улицам Степанакерта и присматриваясь ко всему новому, что появилось в городе после тебя и твоей юности; здороваясь с людьми – лица которых знакомы тебе с прошлых лет, но имена которых ты силишься вспомнить; сидя со старыми друзьями у них дома и запивая утром, за завтраком, стопку тутовки слабо сваренным домашним яйцом, а вечером сочный кусок жареной свинины стаканом красного вина; потом уже лежа в одиночестве в гостиничном номере и вспоминая все то, что некогда составляло и скрашивало твою жизнь в неразрывном единстве с жизнью города, ты отчетливо сознаешь, как важны для тебя воспоминания прошлого в тесной связке с днем сегодняшним…

Каждый человек, наверное, тоскует по городу своего детства, юности. Хотя слово тоска, видимо, не совсем то слово. Здесь больше подойдет слово ностальгия. Говорят, что она есть отрицание настоящего. Отнюдь. Ностальгия в природе вещей. А это вовсе не означает, что новое время хуже прошлых лет. И пусть у каждого поколения своя точка отсчета для будущей тоски по родному городу, при всех случаях тут важно видеть главное. И славное. То есть то, что непреходяще. То, что действительно ценно для всех поколений. То, что, если обратиться к вопросу о традициях, создает особый городской колорит и делает город городом, а горожанина горожаниным. В конечном счете то, что создает доброту отношений между людьми этого города.

Прошлое обогощает. Жить же мы должны настоящим. Именно так живет и Степанакерт.

Loading...Loading...