«Формирование представлений об окружающем мире у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллектуального развития. Педагогическая характеристика обучающегося начальной школы

Для продуктивной оценки результатов работы над темой исследования определены следующие критерии сформированности знаний об окружающем мире у младших школьников: знания о живой природе, знания о неживой природе, знания из различных областей естествознания.

На основе выделенных критериев выделили уровни знаний об окружающем мире у младших школьников: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень - знания носят обобщенный, системный характер. Школьник может дать характеристику существенных признаков. Ребенок уверенно отвечает на поставленные вопросы, рассматривает объекты (явления) целостно; способен к обобщениям, классификации, выявлению объективных связей внутри группы предметов или явлений, может объяснить наблюдаемые в природе закономерности, привести примеры.

Средний уровень - имеется определенный объем фактических знаний о живой и неживой природе. Системность и обобщенность знаний прослеживаются слабо. Ребенок способен к установлению некоторых связей и зависимостей, однако не всегда может объяснить их; умеет анализировать предметы и явления природы, выделяет в них существенное, используя подсказку воспитателя.

Низкий уровень - ребенок имеет небольшие по объему, неточные знания, подолгу задумывается; с помощью подсказки или наводящих вопросов дает неполный ответ, не умеет выделить существенное в объекте (явлении), не способен к установлению связей и зависимостей.

Для выявления у младших школьников сформированности знаний об окружающем мире нами были выбраны следующие адаптированные методики.

Методика 1. «Тестирование». Цель данной диагностики выявить уровень сформированности знаний о живой и не живой природе, а так же знаний из разных областей естествознания. Учащимся было предложено ответить на 6 вопросов (Приложение 1).

Участие в диагностике приняло 25 учащихся.

Основным показателем являлось количество верных ответов в предложенном тесте. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1 « Уровень сформированности знаний об окружающем мире у младших школьников»

Также мы можем рассмотреть данные результаты на диаграмме (Рис. 1)

Рисунок 1

«Уровень сформированности знаний из различных областей естествознания у младших школьников »



Таким образом, мы выяснили что у 92 % младших школьников высокий уровень знаний о живой и неживой природе, знаний из различных областей естествознания, у 4 % средний уровень знаий из различных областей, и только 4 % учащихся, принявших участие в диагностике, находятся на низком уровне.

Методика 2. «Четвертый лишний» (по методике Е. Рогова). Цель данной диагностики выявить умение младших школьников сравнивать и группировать различные объекты и предметы на основе знаний об окружающем мире. Учащимся было предложено выбрать лишнее по смыслу слово(предмет или объект) из четырех, предложенных в строке. Нами использовались 8 групп слов (Приложение 2).

Участие в диагностике приняли 25 школьников.

Основной показатель: количество верно выбранных слов. Результаты представлены в таблице 2.


Таблица 2

«Умение младших школьников группировать объекты и предметы на основе знаний об окружающем мире»

Также мы можем рассмотреть данные результаты на диаграмме (Рис. 2)

Рисунок 2

Таким образом, мы выяснили, что 94 % младших школьников могут сравнивать и группировать различные предметы и объекты, используя свои знания об окружающем мире, и допускают минимальное количество при выполнении данного задания. 4 % учащихся находятся на среднем уровне сформированности умения группировать объекты и предметы природы на основе знаний об окружающем мире. Не смогли сравнить и сгруппировать объекты и предметы 0 % учащихся.

Таким образом, мы можем представить результаты проведенных методик, которые показывают уровень сформированности знаний об окружающем мире у младших школьников в таблице 3.



Таблица 3

« Уровень сформированности знаний об окружающем мире»

Также мы можем рассмотреть данные результаты на диаграмме.

Рисунок 3

Таким образом, мы выяснили, что из 25 учащихся 88 % находятся на высоком уровне сформированности знаний об окружающем мире, остальные 12 % имеют средний уровень знаний.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «ГОРОД СВИРСК»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Свирска»

Педагогическое представление на учащегося

Ф.И.О. учащейся: Меньшова Наталья Николаевна,

17.04.2006 года рождения,

проживающая по адресу:

г.Свирск, улица Трудовая 6, кв.58.

Осведомленность о себе и о своей семье : Наташа знает свое имя и фамилию, возраст. Она знает только имена мамы, папы, бабушки, сестры, но не знает отчества, место работы и кем работают, знает день рождения своё и родителей, затрудняется назвать возраст родителей. Может назвать домашний адрес.

Знания и представления об окружающем : У Наташи недостаточно полный объём знаний об окружающем мире, она знает времена года, но путает их отличительные признаки, определяет домашних и диких животных, некоторые растения. Сложно даются темы, которые связаны с бытовыми особенностями. Испытывает трудности в установлении простых причинно – следственных отношений между явлениями действительности. С самостоятельными работами не справляется. Программный материал не усваивает.

Развитие моторики : Очень низкий уровень развития моторики; испытывает трудности при письме, не попадает в строку, пишет крупно, буквы угловатые, корявые, многие соединения пишет неправильно, не умеет работать ножницами, резать ровно не умеет, с трудом обводит шаблон. На уроках технологии не справляется с учебной задачей. Выполняет задания только под руководством учителя.

Развитие речи: Ребенок занимается с логопедом. Устная речь развита слабо, предложения строит неверно, беден словарный запас. Из-за этого не может ответить своевременно, ей трудно давать полный ответ. Наташе трудно высказать своё суждение, сделать свой логический вывод.

Отношение к школе и учебной деятельности (желание идти в школу, любимые и нелюбимые предметы, отношение к оценкам, дублирование обучения и т.п):

Учебно- познавательная мотивация развита крайне слабо. На уроках низкая активность внимания, быстро устает, все задания выполняет только с помощью учителя, часто не успевает выполнить работу. Начатое дело не доводит до конца, способность к волевому усилию снижена. Любимых предметов не выделено, испытывает трудности на уроках технологии, изобразительного искусства, информатики, английского языка, при оформлении работ в тетради. У Наташи недостаточно сформированы умения и навыки для усвоения учебного материала.

Сформированность учебных навыков:

по математике: Не владеет навыками счета, не умеет записывать и сравнивать многозначные числа, не называет последующее и предыдущее число, решение примеров затруднено даже при использовании «ленты чисел». Не знает геометрические фигуры, не может чертить отрезки заданной длины, определить периметр и площадь. На устном счете не поднимает руку. Не решает простые задачи, испытывает большие трудности в оформлении задачи в тетрадь (не видит части и целое задачи, лишь только списывает оформление чисто механически с доски). Работать с именованными числами совсем не может. Путает знаки плюс и минус, больше, меньше.

по чтению: Техника чтения-48 слов. При чтении допускает много ошибок, жанр произведения без помощи других определить не может, наизусть запоминает долго, работу в тетради выполняет небрежно и с большим количеством ошибок.

по русскому языку : Списывает тексты, допуская много ошибок, запись под диктовку осуществляет чисто механически. Словарные слова не учит, не задумывается над правописанием слов, морфологический разбор слов выполнить не может даже по алгоритму, синтаксический разбор предложения самостоятельно сделать не может. При разборе слов по составу ограничивается механическим выделением всех частей слова. Писать сочинения и изложения не может и не хочет.

Сформированность школьно-значимых умений:

Умение планировать свою деятельность и сосредоточенно работать отсутствует. Работает только тогда, когда рядом стоит учитель и направляет её. На уроках испытывает беспокойство. В ходе урока участвует редко, не может ответить сразу на поставленные вопросы. Плохо понимает смысл поставленной задачи. Испытывает трудности при переходе с устных форм работы на письменные.

Способность понять инструкцию. Наташа не воспринимает учебную инструкцию, работать самостоятельно не может, приходится несколько раз повторять задание.

Отношение к неудаче: Расстраивается.

Темп работы: Очень низкий

Особенности семейного воспитания (из бесед с родителями) Наташа воспитывается в полной семье. Папа и мама работают. На контакт со школой идут хорошо, готовы сотрудничать, собрания посещают регулярно, прислушиваются ко всем советам. Наташа обеспечена всеми школьными принадлежностями, имеет много детской литературы, энциклопедий. Она посещает все детские мероприятия, концерты, театр. Учебой родители интересуются, оказывают помощь при выполнении домашних заданий. Возможности ребенка оценивают объективно. Наташа вежлива и тактична со взрослыми. С одноклассниками всегда спокойна и дружелюбна.

Программу начальной школы по основным предметам Наташа усвоила плохо. Рекомендую обучение по облегчённой программе.

Директор школы

Классный руководитель

Организация: МБДОУ ДС № 108

Населенный пункт: Челябинская область, г. Челябинск

Проблема воспитания дошкольников средствами окружающей природы привлекала внимание исследователей с давних времен и по сей день. Первые высказывания в этой области можно обнаружить в трудах Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, а в отечественной педагогической литературе у А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, и др.

В настоящее время учеными определены методологические и теоретические основы формирования осознанного отношения к социоприродному окружению, в соответствии с возможностями определенного возраста, отобрано содержание, определены наиболее целесообразные методы и формы воспитательно-образовательной работы с детьми (Н. Ф. Виноградова, С. Н. Николаева, А. А. Плешаков и др).

Окружающий мир - это мир, который окружает ребенка: природа, люди, предметы. Данное понятие может рассматриваться в широком смысле и узком. В широком смысле окружающим миром можно считать всю планету, на которой мы живем. В узком смысле - это то конкретное окружение, в котором родился, растет и развивается ребенок. Природный мир - живая и неживая природа, которая является частью окружающего мира. Социальный мир - люди, общество людей. Этот мир люди создают сами, структурируют его. В нем люди социализируются, действуют, преобразуют его в соответствии со своими потребностями. Социальная действительность - конкретные события, факты, взаимоотношения, которые характеризуют текущий временной период функционирования человеческого общества.

В дошкольном детстве отражение предметов или явлений окружающего мира осуществляется на уровне представлений. Дошкольник мыслит наглядно, образами. Основными задачами ознакомления с окружающим миром дошкольников являются:

1. формирование у ребенка целостной картины окружающего мира;

2. развитие интереса к предметам и явлениям окружающей действительности (мир людей, животных, растений), местам обитания человека, животных, растений (земля, вода, воздух);

3. ознакомление с предметами быта, необходимыми человеку, их функциональным назначением (одежда, обувь, посуда, мебель и др.);

4. формирование первоначальных представлений о себе, о ближайшем социальном окружении («Я и взрослый», «Я в семье», «Я в детском саду», «Я на улице»), о простейших родственных отношениях (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра и т. д.);

5. формирование первоначальных представлений о макросоциальной среде (двор, магазин, аптека, поликлиника, школа, транспорт и пр.), о деятельности людей, явлениях общественной жизни;

6. формирование первоначальных представлений о явлениях природы, суточных, сезонных и пространственных изменениях в природе;

формирование экологических представлений, ценностных основ отношения к окружающему миру.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка оформляется новое психическое качество – ценностная ориентация. В связи с этим особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Задача педагога – помочь ребенку научиться свободно ориентироваться, правильно использовать по назначению и ценить предметы материальной культуры, которые окружают его в повседневной жизни дома, в детском саду, на улице. В старшем возрасте у дошкольника формируются отчетливые представления о предметах материальной культуры, с которыми он сталкивается в повседневной жизни. Обогащаются знания ребенка о свойствах и разновидностях различных материалов (бумага, картон, резина, пластмасса, дерево, металл и др.), используемых для изготовления предметов в зависимости от их назначения и применения в жизни человека. Знания о явлениях природы, полученные детьми в предшествующей группе, расширяются, уточняются и систематизируются.

Особое внимание уделяется формированию у детей обобщенных представлений на основе выделения характерных и существенных признаков природных объектов. Воспитание бережного отношения к природе происходит через формирование осознанно правильного отношения к ней. Главной становится задача воспитания у дошкольников основ экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социальной и природной среде, здоровью (собственному и окружающих людей), следование экологическим правилам в доступных для ребенка формах: культурно вести себя в природе: не загрязнять места отдыха, бережно относиться к цветущим растениям, кустам, животным.

По мнению Дыбиной О. В., особое внимание педагогам следует обратить на то, что при ознакомлении с окружающим миром нельзя:

* ограничиваться только монологом-рассказом о предметах, явлениях действительности – необходимо включать в занятия как можно больше действий (посидеть на стуле, диване, надеть одежду и походить в ней, пригласить маму, угостить бабушку и т. д.);

* перегружать детей большим количеством вопросов;

* сводить организацию работы с детьми только к форме познавательных занятий.

В старшей группе ознакомление с окружающим миром проводится и в форме игр-занятий, и в форме собственно дидактической игры, когда игровое правило регулирует действия и взаимоотношения детей, а правильное решение задач является достижением цели игры. При организации и проведении игр-занятий, дидактических игр важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою активность по отношению к окружающему миру. Занятия по ознакомлению с окружающим включают в себя:

Ознакомление с явлениями социальной жизни;

Ознакомление с предметным миром, созданным человеком;

Ознакомление с явлениями живой и неживой природы.

Для стимулирования активности детей в процессе познания окружающего мира, так же могут использоваться различные дидактические игры, как в совместной деятельности детей и взрослого, так и в самостоятельной деятельности дошкольников. Еще одним способом познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.

Основными видами детской деятельности дошкольного периода являются игровая и продуктивная. Продуктивной деятельностью в дошкольном образовании называют деятельность детей под руководством взрослого, в результате которой появляется определённый продукт.

Многочисленные исследования показали, что именно продуктивная деятельность способствует развитию графического навыка у детей старшего дошкольного возраста, воспитывает настойчивость, создаёт педагогические условия для процесса социализации старших дошкольников и, наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития психики.

Исследования последних лет показывают, что растёт число детей, имеющих отставание в речевом и личностном развитии. Как известно, речь детей впрямую зависит от тонкой моторики пальцев рук.

Занятия продуктивной деятельностью развивают творческое воображение ребёнка, способствуют развитию мускулатуры руки, координации движений, развивают свойства мышления (анализ, синтез, умение сравнивать).

Продуктивная деятельность как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей.

При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств, как пытливость, инициатива, любознательность и самостоятельность. Продуктивная деятельность оказывает влияние на всестороннее воспитание дошкольника. Она тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве.

В процессе продуктивной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо совершить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями.

Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разных работ, приобретают умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельным.

На занятиях продуктивной деятельностью, успешно реализуется интегрированный подход. Занятия позволяют снять перенапряжения, страхи детей.

Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.

Продуктивные виды деятельности дошкольника включают изобразительную и конструктивную. Изобразительную деятельность составляют рисование, лепка, аппликация.

Рисование - одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев, декоративные узоры и т. д. В данном опыте, я не буду представлять традиционные техники изобразительной деятельности, а остановлюсь на таких техниках как:

* монотипия, по гладкой поверхности стекла или толстой глянцевой бумаге (она не должна пропускать воду) - делается рисунок гуашевой краской или красками. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении;

* граттаж еще называют «цап-царапки»! Рисунок выделяется путем процарапывания пером или острым инструментом по бумаге или картону, залитых тушью (чтобы не расплывалась надо немного добавить моющего средства или шампунь, всего несколько капель). Слово произошло от французского gratter - скрести, царапать, поэтому другое название техники - техника царапанья.

Обычно берём плотную бумагу, заштриховывая толстым слоем из цветных восковых мелков. Можно взять цветной картон с готовым пёстрым рисунком, тогда можно ограничиться обычной восковой свечой (не цветной). Затем широкой кистью или губкой наносим на поверхность слой туши. Можно, конечно, и гуашь использовать, но она пачкается после высыхания. Можно и акриловыми красками чёрного цвета воспользоваться. Когда она высохнет, острым предметом - скребком, ножом вязальной спицей, пластиковой вилкой, зубочисткой - процарапываем рисунок. Образуется на черном фоне рисунок из тонких белых или цветных штрихов;

* пуантилизм (фр. Pointillisme, буквально «точечность») - стиль письма в живописи, использующий чистые, не смешиваемые на палитре краски, наносимые мелкими мазками прямоугольной или круглой формы в расчете на их оптическое смешение в глазу зрителя, в отличие от смешения красок на палитре. Оптическое смешение трех основных цветов (красный, синий, желтый) и пар дополнительных цветов (красный - зеленый, синий - оранжевый, желтый - фиолетовый) дает значительно большую яркость, чем механическая смесь пигментов. Смешение цветов с образованием оттенков происходит на этапе восприятия картины зрителем с дальнего расстояния или в уменьшенном виде.

Своеобразие лепки как одного из видов продуктивной деятельности заключается в объемном способе изображения. Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка. Передача пространственных соотношений предметов в лепке также упрощается - объекты, как в реальной жизни, расставляются друг за другом, ближе и дальше от центра композиции. Вопросы перспективы в лепке попросту снимаются.

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета. Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезывать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга. На занятиях по аппликации, я знакомила детей с техникой «мозаика из бумажных комочков». Бумагу можно использовать самую разнообразную: простую цветную, гофрированную, бумажные салфетки, фантики, фольгу и даже старые газеты. Единственное условие – бумага должна быть достаточно мягкой;

Таким образом, изобразительная деятельность играет важную роль в развитии представлений ребенка об окружающем мире. Взрослый может и должен целенаправленно руководить творческими проявлениями детей, использовать полученные в процессе развития рисования навыки в других видах организованной образовательной деятельности ребенка, в частности при ознакомлении его с окружающим миром.

Введение



Наука о Земле



Мир в представлении древних

В античной натурфилософии

первоэлемента, обеспечивающего

стихийно-

Вопросы для самоконтроля

1. Каково значение наук о Земле в современном естествознании?

2. Каким образом наука о Земле связана с биологией?

3. Что входит в состав биогеофизической системы?

4. В чем состоит мировоззренческое значение наук о Земле?

5. Выделите основные исторические этапы в развитии натурфилософии.

6. Кому принадлежала первая классификация наук?

7. Какой вклад в развитие естествознания внесли работы Н. Коперника,

Г. Галилея, И. Кеплера, Р. Декарта, И. Ньютона?

8. В чем сущность небулярной теории Канта - Лапласа?

Структура Вселенной

Вселенная - это весь существующий материальный мир, безгранич-

ный во времени и пространстве и бесконечно разнообразный по формам,

которые принимает материя в процессе своего развития. Часть Вселенной,

доступная исследованию современными астрономическими средствами,

называется Метагалактикой.

В 1963 г. на границе наблюдаемой Вселенной, удаленной от нас на

миллиарды световых лет, были обнаружены интересные объекты, полу-

чившие название квазаров . Квазары выделяют огромную энергию, при-

мерно в 100 раз превосходящую энергию излучения самых гигантских га-

лактик. Какие физические процессы могут приводить к выделению столь

колоссального количества энергии, пока неясно.

Центральными объектами структуры Вселенной являются галактики ,

слово «галактика» (от греч. galaktikos - млечный) появилось для обозна-

чения звездной системы, к которой принадлежит Солнце. В современном

понимании галактика - скопление звезд и звездных систем, которое имеет

свой центр притяжения (ядро). Пространство галактики пронизано магнит-

ными полями, космическими лучами, потоками нейтрино. Одна галактика

включает до 1013 звезд. Метагалактика содержит несколько миллиардов га-

лактик, которые образуют группы (несколько галактик), скопления (сотни

галактик) и сверхскопления (тысячи галактик). Одиночные галактики

встречаются редко. В пространстве Вселенной галактики распределены по

всем направлениям равномерно. Среднее расстояние между группами и

скоплениями галактик в 10-20 раз больше размеров самих галактик.

В структурном отношении выделяют разные формы галактик: сфериче-

ские, спиралевидные, эллиптические, сплюснутые, неправильные. Наи-

большее распространение во Вселенной получили спиральные галактики.

Они имеют ядро, в котором сконцентрировано до 10 % массы всей галакти-

ки. Ядро галактики - главный источник энергии. Спиралевидные галактики

считаются самыми молодыми и энергетически мощными. В таких галакти-

ках вокруг ядра группируются старые звезды и массивные облака межзвезд-

ного газа. Средние по возрасту и молодые звезды располагаются в диске и

спиральных рукавах. Звезды и звездные системы в галактиках движутся по

орбитам. В них сосредоточено от 97 до 99,9 % вещества галактики.

Звезды - это газовые шары, которые светят собственным светом (в

отличие от планет). Отдельные группы звезд - созвездия - выделяли

еще в древности, в их названиях отражены образ мыслей, предания, ле-

генды и жизнь разных народов. Сейчас на звездном небе выделено 88 со-

звездий с четко обозначенными границами. Созвездия служат фоном, на

котором изучаются и описываются положения перемещающихся по небу

тел. Созвездия, по которым проходит годовой путь Солнца, относят к

поясу Зодиака . В древности в него входили 12 созвездий, отсюда деление

года на 12 месяцев, так как Солнце проходит участок каждого из них за

месяц, т.е. по 30 градусов дуги. Сейчас путь Солнца проходит через 13 со-

звездий (стало «заходить» в созвездие Змееносца).

В оценке размеров звезд исходят из массы Солнца. Сверхгиганты

имеют массу равную 60 массам Солнца, а размеры превышают размеры

Солнца в десятки и сотни раз. Звезды-карлики значительно уступают по

своим размерам Солнцу. Некоторые из них меньше Земли и ее спутника

Луны. Вещество их отличается чрезвычайно высокой плотностью. Еще

большей плотностью обладают нейтронные звезды . Их диаметр всего

20-30 км, а средняя плотность вещества более 100 млн т/см3. Нейтрон-

ные звезды, быстро вращаясь, излучают импульсы, поэтому и называются

пульсарами . Если масса ядра звезды превышает две массы Солнца, то его

сжатие силами гравитации происходит неудержимо. В результате возни-

кает черная дыра - массивный объект, из которого не могут вылетать

частицы или фотоны. О его существовании можно судить лишь по силь-

ному гравитационному притяжению.

Звездные спектры содержат большое число линий поглощения, что го-

ворит о наличии в звездах различных химических элементов. Как показы-

вает спектральный анализ, в наружных слоях звезд преобладает водород,

на втором месте - гелий. Так, на каждые 10 тысяч атомов водорода при-

ходится тысяча атомов гелия, примерно 10 атомов кислорода, немного

меньше углерода и азота и всего один атом железа.

Характеристика Солнца

Солнце находится в центре Солнечной системы, в нем сосредоточено

99,866 % всей массы Солнечной системы, однако 98 % момента количе-

ства движения сосредоточено в планетах. Солнце - обычная звезда, со

средней продолжительностью жизни 10 млрд лет. Оно вращается вокруг

своей оси, но на разных гелиографических широтах скорость его враще-

ния различна: на экваторе Солнце делает оборот за 25 суток, вблизи по-

люсов - за 33. Различные скорости вращения возможны только потому,

что Солнце - плазменный шар, его радиус примерно 696 тыс. км, плот-

ность - около 1,4 г/см3, температура поверхности составляет около

6000 К, ускорение свободного падения на Солнце равно 274 м/с2.

В структуре Солнца различают внутреннее ядро - гелиевое с темпера-

турой, равной 15 000 000 К. В ядре сосредоточено более 50 % массы

Солнца, тогда как радиус ядра составляет 25 % от радиуса Солнца. В со-

став Солнца входят водород, составляющий 73 % по массе и гелий - 25

%. Остальные 2 % - более тяжелые элементы (Fe, S, Mg, N, Si и др.). Ис-

точник солнечной энергии - термоядерные процессы превращения водо-

рода в гелий, которые совершаются в центральных областях Солнца

Солнца. Поверхность Солнца никогда не бывает спокойна. Наблюдаемые

подвижные пятна свидетельствуют о сильных вертикальных движениях

солнечного вещества. Выше слоя фотосферы располагается солнечная ат-

мосфера, в ней выделяют две части: хромосферу и солнечную корону.

Нижний слой - хромосфера. В этой зоне происходят постоянные

вспышки солнечного газа, похожие на языки пламени. Солнечная корона

имеет протяженность 12-13 млн км. Температура газов в солнечной ко-

роне достигает 1,5 млн К. Эта часть Солнца хорошо наблюдается во время

полных солнечных затмений.

Солнечный ветер представляет собой поток плазмы (протоны и элек-

троны с альфа-частицами и ионизированными атомами углерода, кисло-

рода и других элементов). Его скорость вблизи Земли достигает 400-500

и даже 1000 км/с.

Солнце излучает все типы электромагнитных волн, начиная с радио-

волн и кончая гамма-лучами. В атмосферу нашей планеты поступает

очень мало заряженных частиц, так как магнитное поле Земли бронирует

её поверхность. Но даже малая часть заряженных частиц способна вызвать

возмущения в магнитном поле. Так, когда потоки заряженных частиц, по-

рожденные солнечными вспышками, достигают Земли, они создают в по-

лярных областях изумительный мерцающий свет - северное сияние.

Солнечная постоянная - это количество солнечной энергии, посту-

пающей на 1 м2 поверхности атмосферы, расположенной перпендикуляр-

но солнечным лучам.

Солнце обладает сильным магнитным полем, полярность которого из-

меняется один раз в 11 лет. Эта периодичность совпадает с 22-летним

циклом нарастания и убывания солнечной активности, когда формируют-

ся солнечные пятна с диаметром в среднем 66 000 км. Они обычно сопро-

вождаются группой светлых полосок - факелов. Видимые на диске во-

локна названы протуберанцами . Это массы более плотного и холодного

газа, поднимающиеся над хромосферой на сотни и тысячи километров.

Кроме оптического и рентгеновского излучения, Солнце излучает потоки

частиц - корпускул . Солнечные корпускулярные потоки оказывают

большое воздействие на верхние слои атмосферы нашей планеты.

Все процессы на Земле испытывают влияние космических циклов, связан-

ных с движением Солнца в пространстве Вселенной. Периодичность кругово-

го движения Солнца вокруг центра Галактики влияет на внутреннее состоя-

ние Солнечной системы. Галактический цикл (150-200 млн лет), связанный

с орбитальным движением Солнца вокруг центра Галактики, совпадает с

циклическими процессами горообразования на Земле и наиболее крупными

изменениями в органическом мире. Космические циклы с периодом 680 и

40 млн лет связаны с обращением Солнца вокруг центра местной звездной

системы в созвездии Геркулеса и пересечении плоскости Галактики. Цикл в

40 млн лет совпадает с продолжительностью некоторых геологических пе-

риодов, относящихся к разным эрам: силурийского и пермского периодов в

палеозое; мелового и юрского в мезозое; палеогенового в кайнозое.

Активность Солнца влияет на процессы, происходящие на Земле. Уста-

новлено её влияние на погоду и климат, на геофизические оболочки. Воз-

никновение магнитных бурь также связано с активностью Солнца. Вспышки

и резкие изменения магнитных полей на Солнце приводят к возмущениям в

солнечном ветре, изменяя давление на земную магнитосферу. Во время

вспышек из солнечной атмосферы в межпланетное пространство выбрасы-

ваются потоки заряженных частиц, энергии которых намного больше энер-

гии частиц солнечного ветра. Когда поток солнечных высокоскоростных

частиц достигает Земли, происходит сжатие магнитосферы, нарушающее ее

динамическое равновесие с ионосферой. В результате сложных преобразо-

ваний энергии ударной волны в магнитосфере и ионосфере на поверхности

Земли возникают значительные колебания естественных электромагнитных

полей. Сильные колебания электромагнитного поля Земли называют маг-

нитными бурями, или геомагнитными возмущениями . Им отводится

роль агентов влияния солнечной активности на процессы в биосфере, а так-

же на организм человека и через него на жизнь человеческого общества.

Продолжительность жизни Солнца определяется превращением водо-

рода в гелий в его недрах. Расчеты показали, что атомного горючего

должно хватить еще на 5 млрд лет. Когда запасы водорода снизятся, ге-

лиевое ядро будет сжиматься, а внешние слои, наоборот, расширяться, и

Солнце превратится сначала в «красного гиганта», а затем в «белого кар-

лика», пройдя обычный путь эволюции звезды.

Возраст Земли

Установить возраст Земли оказалось возможным после открытия явле-

ния радиоактивности. Стало понятно, что радиоактивные ядра распадают-

ся с постоянной скоростью, не зависящей от изменения окружающих фи-

зико-химических условий. В природе есть элементы, содержащиеся в ми-

нералах, радиоактивный распад которых используется в геологическом

летоисчеслении. Это U238, U235, Th232, K40, Rb87, C14.

Абсолютный возраст горной породы определяется из количественного

соотношения в ней радиоактивного элемента и продуктов его распада.

Длительное время считали, что самым древним горным породам Земли

3,8-3,9 млрд лет. Они обнаружены в Восточной Сибири, в Западной час-

ти Гренландии, в Антарктиде. Позже в Австралии в песчаниках возрастом

2,9 млрд лет обнаружили минерал циркон, которому 4,3 млрд лет. Циркон

попал в песчаники при разрушении более древних пород.

В результате обработки земных и лунных образцов пород, метеоритов

установлен их возраст - 4,55 млрд лет. Этот возраст был определен на

основе изотопных отношений Pb-206/Pb-207. Итак, предполагают, что

землеподобные планеты имеют возраст 4,6-4,55 млрд лет, а возраст

Солнца 4,65-4,6 млрд лет.

По мере разработки методик ядерной геохронологии удалось опреде-

лить границы распространения горных пород разного возраста.

Относительный возраст пород оценивается достаточно просто в одном

геологическом разрезе, поскольку каждый налегающий пласт образовался

позднее того пласта, на который он ложится. Этот стратиграфический ме-

тод применяют и при сравнении возраста пород в разных разрезах, однако

приходится привлекать данные палеонтологии для сопоставления возрас-

та слоев, так как для каждого отрезка геологической истории имеются

свои характерные представители вымершей флоры и фауны.

В 1881 г. на Международном геологическом конгрессе была принята

геохронологическая шкала, были введены термины: мегацикл, эра, пери-

од, эпоха, век, время. Хотя это разделение условно, но на рубеже соседних

эр или периодов происходили существенные геологические преобразова-

ния, а каждое подразделение обладало качественным своеобразием.

Календарь

Система отчета длительных промежутков времени, в которой установ-

лен определенный порядок счета дней в году и указано начало отчета на-

зывается календарем . Основной предпосылкой появления календаря, бы-

ло развитие связи трудовых процессов с ритмикой природы - сменой

дня и ночи, фаз Луны, времен года и т.п., отсюда и необходимость изме-

рять время. В основу измерения времени положены три фактора, характе-

ризующих движение небесных тел; вращение Земли вокруг своей оси, об-

ращение Луны вокруг Земли и движение Земли вокруг Солнца. На их ос-

нове установлены единицы измерения больших промежутков времени; ас-

трономический год - 365 суток 5 ч 48 мин 46 с, 1 синодический месяц

(промежуток времени между одинаковыми фазами Луны) - 29 суток 12 ч

44 мин 3 с .

Современный календарь берет начало с древнеримского солнечного ка-

сюда название юлианский . Средняя продолжительность года в юлиан-

ском календаре была принята равной 365 суткам. Для удобства три года

подряд считались по 365 дней, а четвертый - 366 дней (высокосный).

Вследствие того, что продолжительность юлианского года больше астро-

номического на 11 мин 14 с, то к XVI в. накопилась ошибка в 10 суток -

ошибка была исправлена в 1582 г. указом папы римского Григория XIII,

по которому счет дней был передвинут на 10 суток вперед и день после 4

стал называться григорианским (новый стиль). Разница между старым и

новым календарями для XVII в. - 11 суток, XIX в. - 12 суток и для

XX в. - 13 суток.

Григорианский календарь в разных странах был введен в разное вре-

мя. В большинстве европейских стран в конце XVI в. В России счет

времени велся от ォсотворения мираサ, после принятия христианства в

дества Христова, т.е. был принят юлианский календарь, которым поль-

зуется Русская православная церковь до настоящего времени. Григори-

анский календарь был введен в России после Октябрьской революции в

анский календарь имеет ряд недостатков: неодинаковая продолжитель-

ность месяцев (28, 29, 30, 31 день), неравенство кварталов (90, 91, 92),

несогласованность чисел месяцев по дням недели. Поэтому еще в XIX в.

обсуждался вопрос о реформе календаря.

Введение …………………………………………………………………… 4

1. Мир в представлении древних ……………………………………..…… 6

1.1. История развития представлений об окружающем мире в античной

натурфилософии …………………………………………………………….. 6

2. Развитие представлений об окружающем мире в Средние века …… 18

3. Окружающий мир в эпоху Возрождения и Новое время ……………. 20

4. Развитие взглядов на окружающий мир в XVIII-XIX вв. ……..…… 27

Вопросы для самоконтроля …………………………………………….….. 29

5. Современные представления о Вселенной, Галактиках и звездах …… 30

5.1. Структура Вселенной ……………………………………………..... 33

6. Происхождение и структура Солнечной системы ………………….… 38

6.1. Характеристика Солнца ……………………………………………. 43

6.2. Положение Земли в Солнечной системе ……………………….… 47

6.3. Движения Земли и их географические следствия …………...…… 47

6.4. Возраст Земли ……………………………………………………..... 52

6.5. Луна - естественный спутник Земли …………………………...... 53

6.6. Календарь ……………………………………………………… 55

Вопросы для самоконтроля ………………………………………………... 57

Список литературы ………………………………………………………… 58

Введение

Исследование и обобщение самых различных научных фактов, накоп-

ленных за исторический период человечеством, свидетельствуют о том,

что окружающая среда - не случайное скопление предметов и явлений, а

закономерная и целостная система, в которой и предметы, и явления не-

разрывно /R7 15 Tfсвязаны между собой, зависят друг от друга и обусловливают

друг друга. Вот почему ни одно явление в природе не может быть понято,

если рассматривать его вне связи с другими. Каждое явление воздействует

на все остальные, а вся совокупность их влияет на каждое в отдельности.

Во Вселенной и на Земле все постоянно преобразуется. Природа в це-

лом вечна и бесконечна, отдельные ее тела преходящи: они возникают, раз-

виваются и погибают, т.е. превращаются в другие предметы. Так, вспыхи-

вают и гаснут светила, меняются очертания созвездий, распадаются и соеди-

няются атомы, на протяжении геологических эпох неоднократно гибнут ста-

рые и возникают новые миры животных и растений. Человек в природе вы-

ступает, с одной стороны, как биологическая часть её, с другой стороны как

активный её преобразователь. В начале своего развития влияние человека на

окружающую среду не отличалось от влияния животного. В природе суще-

ствовало относительное равновесие. Так, растения создавали органическое

вещество, очищали атмосферу от избытка углекислоты, насыщали биосферу

кислородом. Человек и животные разрушали органическое вещество, мине-

рализовали его, при этом забирали из окружающей среды кислород, выделяя

при дыхании углекислый газ. В процессе эволюции огромные массы орга-

нического вещества в недрах Земли превращались в горючие ископаемые, в

гумус почвы, поддерживая и обеспечивая при этом ее плодородие.

Изменения в окружающей среде произошли 10-12 тысяч лет назад, и

связаны они, в основном, с хозяйственной деятельностью человека. Ведь

человеческое общество не только пользуется естественными благами при-

роды, но и подчиняет их своим интересам.

Таким образом, в условиях усложняющегося взаимодействия природы

и общества, когда очевидным становится следствие антропогенеза в от-

ношении природной среды, центральное положение в современном есте-

ствознании должна занять «Наука о Земле», объединяющая географию,

геологию, геофизику, геохимию, экологию, планетологию и другие дис-

циплины. В ХIХ веке такое «всеобщее землеведение» было названо

Э. Геккелем «пангеологией», а затем Н. Гротом «геономией».

Наука о Земле охватывает все отрасли знания о нашей планете, явля-

ясь в то же время не их суммой, а обобщающей системой, включающей в

себя данные фундаментальных наук - физики, химии, астрономии и дру-

гих дисциплин. Экология - наука о взаимодействии природы и общест-

ва - связывает науки о Земле между собой и биологией и дает выход в

науки о человеке и человечестве. Данные наук о Земле непосредственно

обосновываются и включаются в экологическую проблематику.

Наша планета как сложное естественное тело выступает не только исто-

рической, но и динамической системой с многоступенчатыми процессами

саморегуляции, а также накопления, хранения и передачи информации.

Основными компонентами Земли, мониторинг которых осущест-

вляется в настоящее время с помощью космических съемок, является ат-

мосфера (А), гидросфера (H), криосфера (С), литосфера (L) и биосфера

(B). Эти компоненты образуют биогеофизическую систему S (S = A È H È

C È L È B). Каждый из этих компонентов имеет существенно разные ха-

рактеристики и связан с другими с помощью самых разнообразных физи-

ко-химических процессов. Солнечное излучение является первичным

внешним фактором, определяющим энергию движения данной системы.

Знание происхождения и эволюции Земли как планеты Солнечной сис-

темы, условий образования и развития земной коры, её строения и состава

во взаимодействии с внешними оболочками (гидросферой, атмосферой,

биосферой) и внутренними оболочками (мантией и ядром) составляет не-

обходимое звено мировоззрения. Оно позволяет понять, как осуществляет-

ся переход от неорганического мира к органическому, как эволюциониру-

ют живые организмы, и вместе с ними изменяется окружающая среда.

Мир в представлении древних

В Древнем мире возможность оперировать знанием имел не каждый, а

только посвященный. Само знание и его источники окутаны мистикой, его

происхождение неясно. Известно, что становлению научного знания в ис-

тории человеческой культуры предшествует мифология, отличаясь цело-

стностью представления, мифология выступает прообразом различных

форм знания. Она охватывает помимо религии зачатки философии, поли-

тических учений, формы искусства и научных представлений о мире и че-

ловеке. Так, в Месопотамии и Египте наблюдения за небом составляли

прерогативу жрецов и связывались с астрологией.

История развития представлений об окружающем мире

В античной натурфилософии

В древности у разных народов были различные представления о Земле

и ее форме. Так, индусы представляли себе Землю в виде плоскости, ле-

жащей на спинах слонов; жители Вавилона - в виде горы, на западном

склоне которой находится Вавилония; евреи - в виде равнины, но в неко-

ем месте небесный купол соединяется с земной твердью. Однако своим

появлением и развитием науки о Земле во многом обязаны древним гре-

кам, представлявшим мир в виде круглой лепешки с Грецией в центре.

В античном мире, начиная с VII-VI вв. до н. э. мифологии противо-

стоит философия, которая в объяснении мира и природных явлений опи-

рается на разум и умозрение (натурфилософия). Отвергая мифы и проро-

чества, она характеризуется поиском первоэлемента, обеспечивающего

единство и многообразие наблюдаемого мира. Натурфилософия как пер-

вая система естествознания имеет большую историю, которая, начавшись

в Древней Греции, завершается в XVII в. вместе с созданием И. Ньютоном

классической механики. В центре внимания древнегреческих филосо-

фов - строение и гармония космоса, органичной частью которого высту-

пают не только наблюдаемые явления, но и скрытые сущности. Поэтому

поиск первоэлемента у древних греков имеет две традиции: стихийно-

Формирование знаний о предметах и явлениях окружающей дей­ствительности является важным компонентом умственного раз­вития ребенка и связано с необходимостью его включения в окру­жающий мир. В первую очередь в содержание знаний ребенка об окружающем мире входит формирование полных и точных пред­ставлений о назначении предметов, их свойствах и качествах, при­менении. Для умственного развития детей существенно важным является приобретение знаний о природе и природных явлениях, а также о человеке и условиях его жизни.

Знания об окружающем мире дети накапливают в быту, на про­гулках, в разных видах деятельности в детском саду и дома. Важ­ное место в систематизации, обогащении сведений об окружаю­щем мире, полученных в разных условиях, принадлежит разделу программы «Ознакомление с окружающим миром».

В содержание ознакомления детей преддошкольного и младше­го дошкольного возраста с окружающим миром входит прежде все­го накопление запаса представлений об окружающем мире в виде чувственных образов. Поэтому, используя разные виды деятель­ности, прежде всего предметную, взрослые стремятся привлекать внимание детей к различным предметам и объектам, обеспечивают условия для активных действий с ними, с помощью которых про­исходит накопление представлений об их свойствах и качествах. В тематическом отношении материал представлен в виде 25 ос­новных тем, сведения по которым концентрически расширяются и уточняются на каждом этапе обучения. Это темы, актуальные для ребенка дошкольного возраста: «Игрушки», «Овощи-фрукты», «Продукты питания», «Одежда» и др. Младших детей знакомят с предметами быта и домашнего обихода (игрушки, посуда, мебель, продукты питания и др.), их назначением и действиями с ними. Например, в ходе знакомства с предметами одежды дети рассматривают их, трогают, чтобы ощутить качество материала, выделя­ют части (рукава, воротник, молнию и др.). Педагог демонстрирует одежду для взрослых, детей, кукол, дает возможность сравнить ее, примерить на детей и кукол, учит правильно надевать, снимать, складывать, вешать и т. д. В дальнейшем дети соотносят реальные предметы одежды и их изображения. В дидактических и сюжет­ных играх одевают и раздевают кукол, стирают и гладят их одеж­ду. При последовательном знакомстве с предметами ближайшего окружения дети учатся выделять детали и элементы предметов, сравнивают или группируют их по различным признакам, опреде­ляют сферу использования. Таким образом в процессе познания ок­ружающих ребенка предметов развиваются его восприятие, мыш­ление, память, способы умственной деятельности: анализ, синтез, сравнение, классификация.



Большое значение для жизни ребенка имеет знакомство с живой природой: с животными и растениями, их внешним видом, услови­ями жизни, уходом за ними, поведением животных. Младших де­тей знакомят с домашними животными, за некоторыми из которых они могут наблюдать. Затем осуществляется и знакомство с жи­вотным миром, выходящим за пределы непосредственного окру­жения (лиса, медведь, волк, слон и др.). Проводя наблюдения в природе, дети знакомятся с растениями, учатся замечать изменения в природе в разные сезоны. У них формируется интерес к явлени­ям природы, воспитывается бережное отношение к ней, формиру­ются нормы поведения по отношению к животным, растениям. Дети учатся ухаживать за растениями и животными в детском саду и дома.

В программах для дошкольников среднего и старшего возраста сведения по различным темам расширяются, систематизируются и обобщаются. В работе по ознакомлению с окружающим миром на этом этапе условно выделяются природоведческое, обществоведче­ское, математическое направления. Каждое из этих направлений обеспечивает познание детьми различных областей жизни челове­ка. В старшем дошкольном возрасте интенсивно развивается по­знание быта и условий жизни человека, расширяются представле­ния о сферах его деятельности, предметах и орудиях, необходимых для ее осуществления. Уточняется информация об их внешнем виде и сфере использования, устанавливаются связи между назначени­ем предмета, строением и материалом, из которого он сделан.

Расширение информации о явлениях в живой и неживой природе, ее обогащение новыми сведениями и обобщение связано с формиро­ванием у дошкольников умения устанавливать причинно-следствен­ные связи (вода на морозе замерзает, лед в комнате тает), понимани­ем закономерностей развития животных и растений, установлением последовательности в смене времен года и др. Разнообразные фак­ты и явления отражаются в разных связях и отношениях: временных, пространственных, причинно-следственных.

Формирование отношения ребенка к окружающему миру связа­но с усвоением знаний об общественной жизни, труде и деятельно­сти взрослых, отношениях между взрослыми и детьми. В связи с этим дети знакомятся с такими темами, как «Семья», «Праздники», «Профессии», «Город», «Транспорт» и др. Работа по этому направле­нию включает анализ разнообразных повседневных задач, связанных с жизнью детей и взрослых. Необходимо научить детей с наруше­ниями слуха понимать значение различных бытовых ситуаций, мо­тивы поведения взрослых и детей, сформировать элементарные нормы поведения в различных общественных местах: в магазине, поликлинике, транспорте. Ознакомление с различными социальны­ми явлениями происходит в процессе экскурсий, наблюдений за де­ятельностью людей, при участии детей в реальных событиях, про­смотре диафильмов, в беседах, дидактических и сюжетных играх, составлении книжек-самоделок, альбомов и т. д.

В процессе накопления знаний о предметах и явлениях жизни, в связи с наблюдениями за сезонными явлениями, жизнью людей, развитием растений, животных у детей формируются представле­ния о временах года, месяцах, днях недели, частях суток. Знаком­ство с предметами ближайшего окружения дает возможность сфор­мировать представления о их величине, массе, протяженности. Познавательное развитие детей происходит в ходе группировки предметов, определения сферы их применения, соотнесения частей, деталей с целым. Происходит усвоение детьми дат рождения, воз­раста, адресов, что позволяет им запомнить конкретные числа.

Умственное развитие детей с нарушениями слуха в процессе фор­мирования знаний о предметах и явлениях окружающей жизни тес­нейшим образом связано с обогащением речи. Активное познание окружающего мира стимулирует ее развитие. Применение большо­го количества наглядных и практических методов работы, в том числе опирающихся на чувственные способы познания свойств и качеств окружающих предметов, позволяет сформировать значения слов и фраз, обеспечить их понимание и использование в конкрет­ных ситуациях общения. Накопление слов и выражений, связанных с познанием окружающего, в дальнейшем ускоряет процесс осоз­нания окружающей действительности, перестраивает и обогащает способы восприятия окружающего. Важным условием овладения речью является наличие у детей интереса к предметам и явлениям, поддержание их активности в процессе наблюдений и практических действий, включение новой информации в собственную игровую, изобразительную деятельность.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Определите основные задачи умственного развития детей.

2.Какие познавательные процессы развиваются у детей с недостатками слуха в процессе обучения?

3.Какова роль обучения речи в процессе развития познавательных процес­сов и способов умственной деятельности?

4.Каковы основные средства формирования представлений и знаний об окружающем у детей с нарушениями слуха?

5.Проанализируйте содержание раздела «Дидактическая игра» Программы воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста (1-й год обучения) с точки зрения задач умственного развития.

Литература

Белова Н. И. Специальная дошкольная сурдопедагогика. - М., 1985.

Выготский Л. С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Педагогическая психология. - М., 1991.

Катаева А. А. Развитие наглядного мышления у детей дошкольного возра­ста с нарушениями слуха и интеллекта // Особенности развития и воспита­ния детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта / Под ред. Л. П. Носковой. - М, 1984.

Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения (в обу­чении умственно отсталых дошкольников). - М, 1993.

Леонгард Э. И., Самсонова Е. Г. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье: Пособие для родителей. - М., 1991.

Морозова Н. Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. - М., 1969.

Тигранова Л. И. Развитие логического мышления у детей с недостатками слуха. - М., 1991.

Умственное развитие детей дошкольного возраста / Под ред. Н. Н. Под-дьякова, Ф. А. Сохина. - М., 1984.

Глава 2. Социально-личностное развитие

§ 1. Задачи и содержание социально-личностного развития

Социальное развитие ребенка является многогранным процес­сом, предполагающим присвоение культурных и нравственных цен­ностей общества, формирование личностных качеств, определяющих взаимоотношения с другими детьми и людьми, развитие самосоз­нания, осознание своего места в обществе. Особо подчеркивая роль социального воздействия на развитие ребенка, Л. С. Выготский ви­дел последствия отклонений в развитии в «смещении тех систем, ко­торые определяют все функции общественного поведения ребенка» (с. 51, т. 5), определял их как «социальный вывих». Наличие такого отклонения, как нарушение слуха, значительно осложняет социальное развитие детей, что достаточно убедительно показано в ряде специальных исследований и подкрепляется инфор­мацией о многочисленных трудностях, с которыми сталкиваются люди, имеющие недостатки слуха, в их социальной реабилитации. Для дошкольников с нарушениями слуха характерны трудности понимания окружающих событий, направленности и смысла по­ступков взрослых и детей. Затруднения возникают при понимании чувств людей, овладении нормами поведения, формировании нрав­ственных представлений и чувств. В специальных психологических исследованиях отмечаются не дифференцированность эмоциональ­ных реакций детей с нарушениями слуха, слабость оценки и само­оценки, большая зависимость от мнения других людей (Н. Г. Мо­розова, Б. Д. Корсунская, Е. И. Исенина, В. Петшак и др.).

Дети с нарушениями слуха дошкольного и школьного возраста испытывают трудности проникновения в смысл человеческих по­ступков и отношений в связи с ограниченными возможностями овладения психологическими средствами познания социальной действительности. В основе этих трудностей лежит ограниченность общения детей со взрослыми и между собой, недоразвитие речи как средства общения, недостаточность представлений ребенка о явлени­ях социальной жизни и своем месте в ней, слабость оперирования имеющимися представлениями в реальных условиях. Эти труд­ности усугубляются за счет неумения родителей и педагогов ру­ководить социальным развитием детей, влиять на их личностное развитие - негативное влияние на социальное развитие глухих и слабослышащих детей оказывает пребывание в интернатных учреж­дениях, что обуславливает ограниченность социальных контактов, снижает социальную направленность коммуникативной деятельно­сти, приводит к неумению наладить сотрудничество со взрослыми и детьми.

Различные аспекты социального развития детей дошкольного возраста с нарушениями слуха изучены недостаточно. В большей мере раскрыты средства и методы нравственного воспитания до­школьников с нарушениями слуха, показана роль овладения речью в процессе нравственного развития (Н. A. Pay, Б. Д. Корсунская, Н. Г. Морозова). В ряде исследований раскрыты возможности лично­стного развития глухих и слабослышащих детей в процессе специ­ального обучения (Л. П. Носкова, 1989).

Специальная организация обучения детей, при котором происхо­дят познание окружающей социальной действительности, форми­рование отношений между детьми и взрослыми, осознание ребен­ком своего положения, сама по себе является фактором социального воздействия на детей, приобщения их к культурным и нравственным ценностям. В дошкольном этапе специального обучения Л. С. Вы­готский видел «начальную точку системы социального воспитания глухонемых детей» (1983).

Социальное развитие ребенка в процессе воспитания и обучения носит многоаспектный характер, охватывает различные сферы жиз­ни ребенка и его отношений со взрослыми и своими сверстниками. В социальном воспитании можно выделить основные задачи: фор­мирование взаимодействия и общения ребенка со взрослыми; разви­тие общения ребенка со сверстниками и формирование межлично­стных отношений; развитие сферы самосознания, формирование образа самого себя. Эти линии социального развития непосред­ственно связаны с формированием нравственных представлений и этических чувств ребенка, овладением нормами поведения, обога­щением его эмоциональной сферы, развитием и складыванием лич­ностных качеств.

Loading...Loading...