Родной дом в лирике есенина. Каким предстает образ родного дома в лирике С.А. Есенина? (ЕГЭ по литературе). «Любовь – зарница, вспыхнула и погасла».(И.Бунин.)

Дисциплина: русский язык и литература

Раздел: поэзия начала XX века

Тема урока: «Тема Дома в лирике С. Есенина»

Время реализации урока : 45 минут
Цели :
- показать в развитии художественный образ Дома в творчестве С. Есенина, его философскую ёмкость, глубину;
- ввести учащихся в ясный и свежий по своей образности, но внутренне сложный мир поэзии С. Есенина;
- учить анализировать лирическое стихотворение;
- показать глубокое чувство родной природы и Родины в поэзии С. Есенина;
- воспитывать любовь к Отечеству, нравственные идеалы;
- пробудить в обучающихся эстетические переживания, связанные с восприятием поэзии, музыки, живописи.

Тип урока : изучение нового материала
Вид урока : урок художественного восприятия текста произведений автора

Оборудование: компьютер, творческие листы, оценочные листы

Эпиграф:

Всё равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

Ход урока

    Организационный момент

Учитель. Мне хотелось бы начать урок с чтения отрывка из ученического сочинения. Вы внимательно послушайте и после скажите, знакомо ли вам то чувство, о котором пишет автор. Вслушиваясь в текст, постарайтесь представить картины своей малой Родины, отчего дома, любимого уголка природы.

    Подготовка к восприятию темы урока

    Новоселицкое – один из уголков Ставрополья. Однако сколько можно рассказать об этом уголке! Я люблю своё село. Я люблю его в любое время года. Уже наступила весна. Настраиваюсь на весенний лад. Скоро земля начнёт отогреваться под солнцем, пахнёт в лицо свежим ветром, небо обрушится потоками синевы, зазвучат птичьи трели, станут радостными и праздничными знакомые улицы. И это видение хочется сохранить в своей душе навсегда, потому что знаю, что наступит время, когда буду мечтать хоть на день – другой оказаться в родном селе, там, где останется детство, первая учительница и первая школьная любовь. Самое главное в нас только одно – наша память и родители, малая Родина и истоки.

    Память, истоки. Какие вечные и простые слова. Нет этих понятий – значит, и нет жизни, нет продолжения. Есть они – поднимается в душе обновление и продолжается жизнь.

    Самое главное, в суматохе дней не забывать об утренней заре, о том, как блещет гладь рек и озёр, как полыхает закатом небо, как играют в первых лучах солнца капельки росы.

    Беседа по прочитанному тексту с показом слайдов

    Учитель. О каком чувстве говорится в этом сочинении?

    Учитель. Какие картины вы смогли представить, слушая данные строки сочинения?

    Учитель. Возможно, эти картины могли быть такими:

    /демонстрация на экране видов, связанных с теми картинами, которые представили ученики/. Вступительное слово учителя

    Учитель . Мысли, воспоминания, связанные с домом, с родиной, вызывают в душе человека прилив нежности, теплоты. Тема Родины,

    природы, любви, милосердия, чести и долга – это традиционная тема в русской литературе. Она находит отражение во многих произведениях великих поэтов и писателей. Сегодня предлагаю поразмышлять над темой дома, семейного очага, которая с особенной силой звучит в лирике всеми любимого поэта Сергея Есенина. Очень важно, чтобы вы смогли увидеть в стихах Есенина художественный образ Дома в развитии, его

    философскую глубину, ёмкость. Мне хочется, чтобы у вас была возможность ещё раз соприкоснуться с высоким искусством, помогающим испытать эстетические переживания, воспитывающим любовь к Отечеству, утверждающим нравственные идеалы. Для успешной и плодотворной работы на уроке я разработала необходимый раздаточный материал: творческие листы, оценочные листы, тексты стихотворений, Раздаточный материал находится на ваших рабочих столах.

    3. Работа над новой темой

    * Работа в творческих листах Задание№1. Слова: хата, околица, стёжка, рай, яблоко, мёд, поле, приволье, синь, святость распределить на две группы. В первую группу должны войти слова, соответствующие представлению о возвышенном. Во вторую группу будут включены слова, связанные с представлением о прозаическом, обыденном.

    Учитель. Опираясь на результаты работы над заданием№1, давайте вместе создадим схему «солнышко» и поработаем над этой схемой.

Какой вывод можно сделать?
Учитель. Все эти слова вы встретите при прослушивании стихотворения «Гой ты, Русь моя родная …». Прослушав стихотворение, ответьте, сохраняется ли привычное восприятие обыденных слов или они звучат также приподнято, как и те слова, которые свидетельствуют о возвышении.
Чтение учителем стихотворения /на экране/ Учитель. Сохраняется ли в произведении привычное восприятие слов, связанных с представлением об обыденном, прозаическом?
Учитель. Как добивается поэт такого превращения «прозаизмов» в стихотворении?
Учитель . Каким настроением проникнуто стихотворение?
Учитель. Почему лирический герой сравнивает себя с захожим богомольцем?
Учитель. Благодаря чему в первой строфе рождается характерный образ крестьянской избы? Что такое образа и ризы?
Учитель. С каким цветовым образом соседствует метафора «ризы – образа»?
Учитель. Вслушайтесь внимательно в звучание строки «Только синь сосёт глаза». Здесь поэт использует аллитерацию.

Повторите понятие «аллитерация».
/на экране/ Учитель. Для чего автор использует аллитерацию? Какая рождается картина?
Учитель. Когда возникает такое ощущение?
Учитель. Но цветопись у Есенина символична. Что означает синий, голубой в ранней лирике?
Учитель. «Синее что-то…» Есенин слышал даже в слове «Россия»: «В нём и роса, и сила, и синее что-то…» Выходит, что нарядная крестьянская изба не просто жилище, это нечто святое. Дом – воплощение любви.

Учитель. Какими звуками наполнено стихотворение?

Учитель. Это мажорные звуки. И хотя в стихотворении нет людей, но они незримо присутствуют в звуках народного гулянья. Поэт не один, он ощущает себя частью своего народа.

Учитель. Какие запахи передаёт поэт, и с каким праздником это связано?

Учитель. Замечательная традиция – нести в храм первый урожай яблок, первый сбор мёда. Наши предки тонко чувствовали свою связь с природой; не хозяевами, не покорителями, а детьми природы они ощущали себя и «кротко» благодарили Творца за щедрость – может быть, поэтому Есенин назвал Спас «кротким».

Итак, все образы стихотворения, цветопись и даже древнерусское «Русь» вместо «Россия» утверждают нерасторжимую связь времён, человека и природы. Такая глубина нам открывается в 20-ти строках юношеского стихотворения.
О том, как произошло так, что у Сергея Есенина не было практически ученического периода, и он сразу заявил о себе как большой самобытный поэт, мы услышим из сообщения.

Выступление учащегося

Материал сообщения.

/Звучит романс на стихи С. Есенина, демонстрируются виды русской деревни 20-х годов/.

Учитель. Вернёмся к стихотворению «Гой ты, Русь моя родная…» и подведём итог нашему разговору об образе крестьянской избы в лирике Сергея Есенина. Я начну фразу, а вы закончите. Итак, образ крестьянской избы в ранней лирике поэта – это олицетворение…

Учитель. Образ избы, родного дома встречается во многих стихотворениях поэта. Прочитайте стихотворение «Край ты мой заброшенный…».
/на экране/ Учитель. Какие ноты вкрадываются в эти стихи?
Учитель. Прочитайте стихотворение «Где ты, где ты, отчий дом…».
/на экране/ Учитель. Каким настроением овеяно это стихотворение?

Учитель. В 20-е годы резко изменилось настроение есенинских стихов, и на смену романтическому образу избы пришёл жуткий образ «скелетов домов».

Всё настойчивее в 20-е годы звучит мотив возвращения в родной дом. В стихотворении «Возвращение на родину» Есенин не узнаёт родного дома, в котором на стене вместо иконы – «календарный Ленин». Город надвигается на деревню. Город у Есенина не только воплощение технической цивилизации, это новая идея, враждебная человеку. Есенин раньше других почувствовал гибель деревни. И всё же, хотя икону заменил «календарный Ленин», а вместо библии в избе «Капитал» Маркса, Есенин признаётся:

Но отчего-то всё-таки с поклоном

Сажусь на деревянную скамью.

Учитель. Прочитайте стихотворение «Спит ковыль, равнина дорогая…».
/на экране/ Учитель. Какой вывод можно сделать из этого произведения о дальнейшем творчестве поэта?
Учитель. Сергей Есенин очень тосковал по дому, по матери, часто навещал Константиново. В 1925 году, в последний год жизни, поэт был дома пять раз. В этот период он пишет стихи – послания деду, сестре. Три стихотворения посвящает матери, Татьяне Фёдоровне. Прочтите стихотворение «Письмо матери».

/на экране/ Учитель. Почему это стихотворение близко каждому из нас?
Учитель. Щемяще – нежные слова поэт нашёл для матери. Обратите внимание на задание №2 в творческих листах. В нём даны вопросы к стихотворению «Письмо матери». Ответьте на эти вопросы. Эта работа вам поможет более активно проявить себя в устной беседе по стихотворению «Письмо матери».

Задание№2:

1. Слова какого стиля преобладают в стихотворении?

2. Каким вы зрительно представляете «вечерний свет»?

3. Найдите в тексте стихотворения выражение, употреблённое в высоком стиле.

4. Какое местоимение указывает на высшее происхождение «света», и что это значит?

Беседа

Учитель. Почему поэт использует в стихотворении разговорные слова?
Учитель. Могут ли простые слова употребляться в высоком смысле?
Учитель. Почему свет «струится» над избушкой?
Учитель. Образ матери в «старомодном ветхом шушуне» - образ ангела – хранителя.

У художника К. Петрова – Водкина, современника С. Есенина, есть картина «Мать». В чём вы улавливаете созвучие стихотворения «Письмо матери» и картины «Мать»?

/на экране иллюстрация картины К. Петрова – Водкина «Мать»/

Учитель. Богородица не покинула матерей: ни старую, ни молодую. Любовь матери всепрощающая, связывающая мир дома с огромным миром. Мать всегда защищает своих детей. Вернёмся к стихотворению. В творческих листах в задании№3 закончите фразу: Дом у Есенина в его поздних стихотворениях – это воплощение…
Учитель. Прочитайте, как вы закончили фразу.

4.Итог урока

Учитель. Наш урок подходит к концу. Ещё раз обратите внимание на тему урока и скажите, что же значит Дом в лирике Сергея Есенина?

Учитель. Обратите внимание на задание№4 в творческих листах. Составьте сиквейны о нашем уроке, о том, что вы узнали на нём.

Прослушивание творческих работ

Учитель. В оценочных листах оцените указанные этапы работы, применяя пятибалльную систему. Я думаю, что вы обьективно сможете оценить себя.

Уже сейчас я смогу некоторым из вас поставить оценки за художественное чтение стихов, за участие в устном анализе стихотворений. Обработав ваши творческие и оценочные листы, я объявлю каждому из вас оценку за сегодняшний урок на следующем занятии. Пусть не огорчаются те ребята, которые сегодня не высказали своих мыслей. Всё равно душой и сердцем они были с поэзией С. Есенина. Да иначе и быть не может. Начиная с детских лет, эта поэзия живёт в нас. Мы читаем есенинские стихи и слушаем романсы. Ведь многие известные русские композиторы писали музыку к стихам Сергея Есенина. Звучит романс на стихи С. Есенина.

/на экране демонстрация фотографий С. Есенина/


Образу родного дома отведена значительная роль в лирике С.А. Есенина. Будучи родом из деревни, поэт питал особую любовь к своему дому, крестьянской избе, в которой он родился. В своих стихотворениях поэт часто ностальгирует по своему отчему дому, изображая его как некий идеальный уголок. Часто встречаются сказочные и мифологические мотивы, а также и религиозные.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Так, в стихотворении "Письмо

матери" поэт противопоставляет тихую, спокойную жизнь в родном доме своей хулиганской жизни в городе. Родной дом предстает в образе некого "райского уголка", где можно спрятаться от "тоски мятежной". Это чувство усиливает описание "несказанного света" над избушкой. Использование автором уменьшительно-ласкательных слов подтверждает искреннюю его любовь к своей скромной родной избушке.

Любовь к родной крестьянской деревне отражена и в стихотворении "Гой ты, Русь моя родная", в котором поэт сталкивает два мира - крестьянский бытовой и религиозный, придавая особую образность деревенским избам: "Хаты - в ризах образа". Родной дом способен заменить поэту рай: "Я скажу: "Не надо рая, // Дайте родину мою". Поэт создает уникальный образ родного дома, сочетающего в себе бытовые и религиозные мотивы.

Центральное место в лирике А.С. Есенина о родном доме занимает стихотворение "Низкий дом с голубыми ставнями". Как и в предыдущих стихотворениях дом здесь предстает в образе идиллического мира, который невозможно не полюбить: "Как бы я и хотел любить // Все равно не могу научиться". Поэт снова говорит о том, что родной дом дорог ему воспоминаниями о счастливом детстве, которые навсегда врезались ему в память.

Таким образом, мы видим, что родной дом в лирике С.А. Есенина изображается как спокойное, тихое место, необычайно дорогое сердцу автору, хранящее воспоминание о самой счастливой поре его жизни.

Обновлено: 2018-03-22

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.


Есенин охарактеризовал творческий путь, который был им пройден, коротко – для него основным всегда было чувство Родины. Первым делом именно Родина являлась родным домом для поэта. Творчество его ассоциируется с выражением «Русь деревенская», и с безграничной любовью по отношению к деревне, просторам, природе, русскому быту. Со слов Есенина, любовь эта взяла своё начало в родном селе Сергея Есенина Константиново, близкая связь с которым поэтом ощущалась всегда, даже если он находился очень далеко от этих мест.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Образу родного дома отведена значительная роль в лирических стихах Есенина.

В качестве наиболее знакового произведения выступила маленькая поэма «Русь». С. Есениным в неё создается образ родной земли в целом. Он озадачивается вопросом, касающимся ее судьбы, описывает страдания и надежды собственного народа, и осуществляет попытку отыскать ответ на вопрос, по какой причине он переживает чувство любви к своей родине.

Поэт бесконечно дорожит всеми приметами своей родной земли. Больше всего он дорожит ее великим народом, без жалоб справляющимся с большими бедами и страданиями, и живущим верой в светлое будущее Отчизны. Поэт одно своё ностальгическое стихотворение назвал «Письмо к матери». Со стороны С. Есенина в адрес любимой и самой родной женщины звучит обращение, как попытка скрыться от тоски. На героя нахлынули воспоминания о старушке матери и его родном доме. Главная отрада для его души – это любовь по отношению к матери и дому, в котором он жил. Два неразрывных образов, олицетворяющих мир и спокойствие, которые поэт стремится вновь обрести.

Практически всю жизнь С. Есенин был озабочен судьбой русской деревни. Поэт в своих ранних стихотворениях изображает русскую деревню, прежде всего, показывая красоту природы. Но достигнув зрелого возраста, С. Есенин начинает задумываться о том, какое будущее ожидает Россию и русскую деревню. В нём, конечно, живёт вера в обновление России, однако он с горечью признает тот факт что: «идет не тот социализм», на который он возлагал надежды. Поэт начинает грустить «за уходящее, …родное», бояться, что старая русская деревня будет раздавлена силой мертвого механического города. Есенину, как патриоту, хотелось видеть Родину сильной. Хотя он всегда помнил «бревенчатую избу», как символ малой родины для него.

Обновлено: 2017-01-08

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Урок-размышление по лирике Сергея Есенина.

Тема « Тема Дома в лирике С. Есенина»

Цели урока : 1) показать в развитии художественный образ Дома в творчестве С.Есенина, его философскую глубину, емкость.

2) учить анализировать лирическое произведение.

3) воспитывать любовь к Отечеству, нравственные идеалы; пробудить в детях эстетические переживания, связанные с восприятием поэзии, музыки, живописи.

Оборудование: фотографии матери Есенина. Татьяны Федоровны, и дома в Константинове: тексты стихотворений у каждого ученика; запись музыкальной композиции в исполнении оркестра народных инструментов; репродукция картины К.Петрова-Водкина «Мать».

ХОД УРОКА

Вступление. Совсем скоро вам предстоит писать экзаменационное сочинение. Одна из тем, предлагаемых на экзамене, так называемая «сквозная», то есть традиционная для русской литературы. Речь идет о духовных, нравственных категориях: человек в поисках сизела жизни, тема Родины, природы, любви, милосердия, чести и долга и т.д. Сегодня предлагаю поразмышлять над темой дома, которая особенно тревожно звучит в XX веке. Рассмотрим, как развивается образ Дома, семейного очага в лирике Есенина.

«Гой ты, Русь моя родная...» (1914). На фоне музыки оркестр народных инструментов) читаю наизусть стихотворение.

- Каким настроением проникнуто стихотворение? Оно искрится счастьем, радостью, пронизано любовью к родному краю.

- Почему лирический герой сравнивает себя с захожим богомольцем?

Странники-богомольцы ходили по святым местам, монастырям, молились чудотворным иконам. А лирический герой поклоняется полям, тополям, хатам.

- Благодаря чему в первой строфе рождается характерный образ крестьянской избы? (Благодаря тому, что выделено главное: «хаты - в ризах образа».) Что такое образа? (Иконы.) А риза? (Золоченое обрамление, оклад иконы.)

- С каким цветовым образом соседствует метафора «хаты - образа»? «Только синь сосет глаза». Давайте вслушаемся в строчку. (Читаю, выделяя согласные звуки.) Что вы заметили в звучании строки? Звукопись, аллитерацию на свистящие согласные использует поэт. А для чего? Какая картина рождается? Слепящей, разъедающей глаза сини. Вам знакомо ощущение пронзительной синевы просторов, когда невольно жмуришься?

- Но цветопись у Есенина символична. Что означает синий, голубой в ранней лирике? Это небесный, горний, возвышенный. «Синее что-то» Есенин слышал даже в слове «Россия»: «В нем и роса, и сила, и синее что-то...» Выходит, что нарядная крестьянская изба не просто жилище, это нечто святое. Дом - это воплощение любви.

- Понаблюдаем, какими звуками наполнено стихотворение.

Девичий смех, пляска на лугу - мажорные звуки. И хотя в стихотворении нет людей, но они незримо присутствуют в звуках народного гулянья. Поэт не один, он ощущает себя частью своего народа.

- Какие запахи передает поэт? С каким православным праздником они связаны? Запах яблок и меда связан со Спасом.

Замечательная традиция – нести в храм первый урожай яблок, первый сбор меда. Наши предки тонко чувствовали свою связь с природой; не хозяевами, не покорителями, а детьми природы ощущали они себя и «кротко» благодарили Творца за щедрость - может быть, поэтому Есенин Спас назвал «кротким».

Итак, все образы стихотворения, цветопись и даже древнерусское слово «Русь» вместо «Россия» утверждают нерасторжимую связь времен, человека и природы. Такая глубина открывается нам в 20 строках юношеского стихотворения!.. Исследователи говорят, что у Есенина практически не было ученического периода - он сразу заявил о себе как большой самобытный поэт.

- Подведем итоги. Я начну фразу, а вы закончите. Образ крестьянской избы в ранней лирики Есенина - это олицетворение... (Родины, природы, родного очага, преемственности поколений, исторических традиций народа).

Образ избы, родного дома встречается во многих стихотворениях поэта.

Изба-старуха челюстью порога

Жует пахучий мякиш тишины...

Где ты. где ты, отчий дом.

Гревший спину под бугром?..

Я покинул родимый дом.

Голубую оставил Русь...

Слышите, какие ноты вкрадываются в эти стихи?.. В 20-е годы резко изменилось настроение стихов, и на смену романтическому образу избы пришел жуткий образ «скелетов домов». Все настойчивее в 20-е годы звучит мотив возвращения в родной дом («Русь Советская», «Русь уходящая»). В стихотворении «Возвращение на родину» Есенин не узнает родного дома, в котором на стене вместо иконы – «календарный Ленин», «точь-в-точь как в городе». Город надвигается на деревню, душит ее «каменными руками шоссе». И город у Есенина не только воплощение технической цивилизации, это новая идеология, враждебная человеку. Есенин раньше других почувствовал гибель деревни. И все же, хотя икону заменил «календарный Ленин», а вместо Библии в избе «Капитал» Маркса, Есенин признается:

Но отчего-то все-таки с поклоном
Сажусь на деревянную скамью.

- Отчего, как вы думаете?..

А в другом стихотворении «Спит ковыль, равнина дорогая...» поэт признается:

Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.

Есенин очень тосковал по дому, по матери, часто навещал Константиново. В 1925 году, в последний год жизни, Есенин был дома пять раз. В этот период он пишет стихи-послания деду, сестре. Три стихотворения посвящает поэт матери, Татьяне Федоровне.

Слушаем стихотворение «Письмо матери» (музыка вступает вместе с темой дома).

- Такое простое стихотворение о себе, о своей любви к матери. А кажется, что оно касается каждого из нас. Почему так происходит? Все мы испытываем чувство вины перед мамой. Мы обижаем, волнуем мате- рей, а они прощают, потому что любят, потому что жалеют. Щемяще-нежные слова нашел поэт для матери. Какие?..

- Попробуем разгадать секрет эмоционального воздействия стихотворения. Слова какого стиля здесь преобладают? Разговорного, просторечного (шибко, горький пропойца, саданет]. Это родной язык, понятный ей. Но в простых словах может быть выражен и высокий смысл. Дважды прибегает Есенин к высокому стилю. Вы уже отыскали это выражение? Конечно, это образ «вечернего несказанного света». Что значит «несказанный»? (Неизреченный, какой невозможно высказать словами.)

Вечерний свет - каким вы его зрительно представляете?

Синий, звездный, лунный - исходящий от небесных светил. Местоимение «тот» также указывает на высшее происхождение этого света (не от мира сего). Подобно нимбу сияние над избушкой (ибо это не просто избушка, а отчий дом), над простой женщиной в «старомодном ветхом шушуне» (ибо она Мать, ангел-хранитель).

Мне показалось, что стихотворение и картина К.Петрова-Водкина, современника Есенина, очень созвучны. А как вы думаете?

И поэт, и художник воспевают материнскую любовь. Обеих женщин мы видим в избе. Те же бревенчатые стены, дощатый стол, кринка с молоком. Но в простоте таится поэзия жизни.

Обратите внимание на то, что киот - божница, место для икон - разорен. И у Есенина: «И молиться не учи, не надо...» Но Богородица не покинула матерей: ни старую, ни молодую. Она всегда защищает и их детей... Тот же, что и в стихотворении, синий свет струится через окно в горницу. Окно занимает важное место в композиции картины, оно связывает мир дома с огромным миром. Как будто художник хочет сказать, что только мать своей всепрощающей любовью спасет мир. погрязший в бесконечных войнах, вражде.

- Вернемся к стихотворению. Закончите фразу: Дом у Есенина в его поздних стихотворениях - это воплощение... (тепла, уюта, святой материнской любви).

После ответов детей обращаемся к доске, открываем запись, сверяем выводы учеников с тем тезисом, к которому они должны были прийти.

Запись на доске: Дом в лирике Есенина - это олицетворение Родины; семейного очага, согретого материнской любовью; Дом - это историческая память, духовная колыбель.

Такова концепция Дома у Есенина.

На следующих уроках можно провести семинар «Тема Дома в прозе XX века», учащиеся самостоятельно подготовят доклады по роману Е.Замятина «-Мы», повести А.Платонова «Котлован», романам М.Булгакова «Белая гвардия». *Мастер и Маргарита», М.Шолохова «Тихий Дон».


Тема родины и любви к ней является неотъемлимой чертой лирики Сергея Есенина. Этот поэт очень трепетно относится к местам где он вырос и где остались его родители. В своих стихах он воспевает природу России и простых людей, живущих в этой стране. Образ родного дома и родины присутствует в таких произведениях как: "Я покинул родимый дом…", "Спит ковыль. Равнина дорогая…" и "Возвращение на родину".

Стихотворение "Спит ковыль.Равнина дорогая..." состоит из нескольких пейзажных зарисовок демонстрирующих природу России, которая так нравится поэту: "Свет луны, таинственный и длинный, Плачут вербы, шепчут тополя".Есенину свойственно не только хвалить родину, но и указывать на её недостатки, например на тяжелые условия жизни: "радуясь свирепствуя и мучась" - живут люди на Руси, однако, по мнению лирического героя, "никто под окрик журавлиный не разлюбит отчие поля".

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Заканчивает стихотворение поэт такими строчками:"дайте мне на родине любимой, все любя, спокойно умереть" - это говорит о том, что родные места для Сергея Александровича это как место где он рос и воспитывался так и последнее пристанище, и другого пути для себя он не видит.

В произведении "Возвращение на родину" поэт от лица лирического героя рассказывает о своем возвращении в родные края и о изменениях произошедших там. "Отцовский дом не смог я распознать" - говорит лирический герой - это показывает читателю, что о былых временах у Есенина остались только воспоминания. Символично то, что узнаваемым осталось лишь кладбище у горы - будто на нём и похоронено всё то, чего Сергей Александрович не смог найти в деревне. Автор не забывает высказать свою позицию насчет коммунизма и событий, произошедших в стране, в целом: "Ты коммунист?Нет!...Такая гадость!Просто удавись!" - он считает, что идеология, распространяемая властями вредит народу и молодое поколение перестает уважать старшее:"Чем мать и дед грустней и безнадежней, тем веселей сестры смеется рот".В этом стихотворении Сергей Есенин с иронией повествует о проблемах общества на стыке убеждений: "И мне смешно, как шустрая девчонка меня во всем за шиворот берет..."

Лирическое произведение "Я покинул родимый дом..." повествует о ностальгии по дому и родным.Сергей Александрович видит мать, скучающую по нему на фоне деревенского пейзажа: "В три звезды березняк над прудом теплит матери старой грусть"- и уже поседевшего отца "Словно яблонный цвет, седина у отца пролилась в бороде". Сравнивая себя со старым клёном поэт показывает, что частичка его души все еще живет в родных краях, как и это дерево: "Есть радость в нем тем, кто листьев целует дождь, оттого что старый клен головой на меня похож".

Образ дома в лирике Сергея Есенина представляет собой красивые деревенские пейзажи, портреты постаревших родителей и ностальгия по детским временам, когда многое было иначе:"Ах, милый край! Не тот ты стал, не тот".

Обновлено: 2018-04-26

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Loading...Loading...