Общественное сознание характеризуется выражением интересов. Охарактеризуйте основные черты общественного сознания. Б) теоретическое выражение

СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

В процессе духовной жизни общества формируются разнообразные знания и отношение к природе, объективной действительности, ко всему, что происходит в обществе. Кроме того, в обществе укореняются настроения, привычки, нравы, традиции народов, а также особенности психического склада разных социальных групп. Так, принято говорить о деловитости американцев или точности и педантизме немцев. При этом далеко не все представители данной группы обязательно отличаются названными качествами. Тем не менее за всей социально-культурной общностью закрепилась характеристика определенных качеств.
Формирование общественного сознания есть сложный процесс. В общественном сознании, духовной жизни общества отражаются интересы и деятельность людей, направленные на удовлетворение их потребностей в новых идеях, научных знаниях, нравственном совершенствовании, прекрасном, возвышенном. При этом необходимо, чтобы идеи, теории, взгляды, нормы морали, научные знания находили широкое распространение, оказывали влияние на все общество. Эту функцию выполняют школы, вузы, средства массовой информации, политические партии, общественные движения и организации.
Ученые признают относительно самостоятельный характер общественного сознания. Дело в том, что многие идеи, взгляды людей, их нравственные убеждения обладают значительной устойчивостью и довольно долго сохраняются в сознании людей, в их поступках, даже тогда, когда уже не существует объективных условий, общественных отношений, на базе которых они возникли. Это происходит потому, что перемены во взглядах, убеждениях людей происходят не сразу, как только меняется, например, экономический строй. Сознание людей, их идеи, взгляды могут отставать от общественного бытия и в течение определенного времени не соответствовать ему. В этом случае речь идет либо о пережитках прошлого в сознании людей, либо о сохранении традиций. Так, довольно долгое время после отмены крепостного права часть крестьянства с трудом привыкала к новым экономическим и социальным реалиям. Вспомните хотя бы героя пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» Фирса, который называет это событие несчастьем или бедой. Идеи и взгляды людей могут и опережать реальные условия, тогда говорят о том, что такие идеи выражают социальные мечты, прогнозы, предвидения. Из курса истории вам известны прогнозы социалистов-утопистов.
Общественное сознание существует на основе преемственности того лучшего, полезного и необходимого, что было в духовной жизни общества. Преемственность наглядно проявляется в науке, морали, традициях народов. Многие проявления общественного сознания взаимодействуют между собой, сами оказывают сильное воздействие друг на друга. Так, например, эстетические вкусы и пристрастия людей тесным образом связаны с их нравственными идеалами. Чаще всего идеал красоты одновременно является для людей и идеалом добра, и, наоборот, то, что связано с нравственным идеалом, воспринимается как прекрасное.
Общественное сознание активно воздействует на всю жизнь общества. Однако это влияние проявляется не само по себе, а в деятельности людей, которая может оказывать на жизнь общества как прогрессивное, так и тормозящее воздействие.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ОБЫДЕННОЕ СОЗНАНИЕ

Структура общественного сознания может рассматриваться с точки зрения глубины отражения общественным сознанием социальной действительности. Тогда в качестве основных структурных элементов выделяются общественная психология и идеология.
Общественная психология есть совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп. Общественная психология складывается под влиянием конкретно-исторических условий социального бытия. И поскольку эти условия для каждой из больших социальных групп различны, постольку неизбежно различаются между собой и их социально-психологические комплексы (комплекс превосходства так называемых «благородных сословий» над «простонародьем» в Средние века). Социально-психологические комплексы различных социальных групп имеют и общие черты, связанные с историческими особенностями, национальными традициями, культурным уровнем конкретного общества.
Идеология есть система теоретических взглядов, отражающая степень познания обществом мира в целом и отдельных его сторон. Она представляет более высокий по сравнению с общественной психологией уровень общественного сознания - уровень теоретического отражения мира. Если при анализе психологии социальных групп чаще всего пользуются эпитетом «общественная» (в отличие от возрастной, профессиональной и т. п.), то понятие «идеология» в таком эпитете не нуждается, поскольку идеологии индивидуальной нет, она всегда носит общественный характер.
Необходимо иметь в виду, что понятие «идеология» употребляется в социальной философии в еще одном, более узком смысле - как система теоретических взглядов одной большой социальной группы, прямо или опосредованно отражающая ее коренные интересы.
Если общественная психология формируется стихийно, непосредственно под воздействием тех жизненных обстоятельств, в которых находится общественная группа, класс, то идеология преимущественно выступает как продукт теоретической деятельности представителей данного класса - его идеологов.
С теоретико-познавательной точки зрения соотношение между общественной психологией и идеологией отдаленно напоминает соотношение между эмоциональным, чувственным и рациональным уровнем общественного сознания. Известно, что чувственное познание вообще есть не достаточный, но необходимый «этаж» сознания, поскольку только благодаря ему наш мозг может получить первичную информацию о мире, однако чувства культурного человека всегда рационально нагружены (музыкальное ухо, чувствующий красоту формы глаз). Общественная психология есть то непосредственное отражение внешних проявлений социальной действительности, которое составляет жизнепрактическую основу для возникновения соответствующей идеологии. Идеология проясняет то, что недостаточно осознано психологией, глубоко проникает в сущность явлений.
В философской и исторической литературе очень часто встречается понятие «обыденное сознание». Это понятие предназначено для характеристики сознания, непосредственно вплетенного в повседневную практическую жизнь людей. Это дорефлексивное знание, набор социально одобренных жизнепрактических очевидностей.
Одной из разновидностей общественного сознания является массовое сознание.
Массовое сознание выделяется не по своему содержанию, уровню и качеству отражения действительности, а прежде всего по специфическим свойствам его носителя, субъекта. Масса как субъект массового сознания представляет собой особую совокупность (множество, общность) индивидов. Примерами массы могут служить участники широких политических, социокультурных и иных движений, аудитории различных средств и каналов массовой информации, потребители тех или иных социально «окрашенных» (престижных, модных) товаров и услуг, члены разнообразных любительских (по интересам) ассоциаций и клубов, болельщики футбольных и иных спортивных команд и т. п.
Для масс как субъекта сознания характерны следующие черты. Во-первых, статистический характер данной общности, выраженный в том, что она, не будучи самостоятельным, целостным образованием, отличным от составляющих его элементов, представлена множеством отдельных «единиц». Во-вторых, вхождение в нее индивидов носит неупорядоченный, случайный характер, в результате чего такая общность всегда отличается «размытыми», открытыми границами, неопределенным количественным и качественным составом. Для массы характерна ситуативность существования, выражающаяся в том, что она образуется и функционирует исключительно на базе и в границах той или иной конкретной деятельности, невозможна вне ее. В результате этого масса всегда оказывается неустойчивым образованием, меняющимся от случая к случаю, от одной конкретной ситуации к другой. Для массы характерна выраженная разнородность, смешанность состава данной общности, ее внегрупповая (или межгрупповая) природа, проявляющаяся в том, что в ней «разрушаются» границы между всеми существующими в обществе социальными демографическими, политическими, региональными и иными группами.
Перечисленные свойства массы полностью определяют присущий ей тип сознания, особенности его содержания и структуры, способы формирования и функционирования.
По содержанию массовое сознание представляет собой совокупность идей, суждений, представлений, иллюзий, чувств, настроений, в том или ином виде отражающих разные стороны жизни общества. Вместе с тем по своему содержанию массовое сознание значительно более узко, чем общественное сознание в целом, поскольку за его границами остается великое множество сюжетов, недоступных пониманию масс и (или) не затрагивающих их интересы (например, содержание науки, философии и т. д.).
Структура массового сознания представляет собой чрезвычайно сложное конгломератное образование, возникающее на «пересечении» всех известных типов общественного сознания - общественной психологии и идеологии, обыденного и теоретического, абстрактного и художественного, созерцательного и связанного с волевыми действиями и т. д.
В этой связи структура массового сознания отличается разорванностью, противоречивостью, способностью к быстрым, неожиданным изменениям.
Массовое сознание в обществах современного типа возникает в процессе стандартизации основных условий и форм жизнедеятельности людей (в сферах производства, потребления, общения, социально-политического участия, досуга), порождающем одинаковые устремления, интересы, потребности, навыки, склонности и т. д. Действие этих условий и форм бытия закрепляется и получает свое завершение в производстве и распространении соответствующих видов массовой культуры, связанных прежде всего с функционированием средств массовой информации. С их помощью интересы, потребности, устремления широких слоев населения оформляются в виде стандартных образов действительности, способов ее познания и моделей поведения.
Будучи духовным продуктом объективных процессов стандартизации человеческой деятельности, массовое сознание само оказывает активнейшее воздействие на многие стороны жизни общества. Оно выступает в качестве мощного регулятора массовых форм поведения людей. При этом главными формами выражения и функционирования массового сознания являются общественное мнение и общественное настроение.
Основные понятия: общественное сознание, индивидуальное сознание, общественная психология, идеология.
Термины: сознание, обыденное сознание, массовое сознание, общественное мнение.

1. На какую особенность сознания указывал И. Кант, говоря, что представление о яблоке не имеет ни веса, ни цвета, ни запаха, ни вкуса. Понятие землетрясения не сможет разрушить город, а талер в кармане и талер в голове - не одно и то же? Сформулируйте эту особенность своими словами.
2. Г. Гегель говорил об обыденном сознании, что это такой способ мышления какой-либо эпохи, в котором содержатся все предрассудки данного времени. Проиллюстрируйте высказывание философа собственными примерами.
3. Прокомментируйте следующий фрагмент:
«Социальная психология - это сфера эмоций, переживаний и настроений, которые вызваны не сугубо личными обстоятельствами, а обстоятельствами, порожденными ходом общественного развития, историческими событиями, задевающими жизненные интересы больших групп населения».
Приведите примеры таких эмоций, настроений и переживаний.
4. Используя различные словари, найдите значение понятия «идеология». Чем различаются эти толкования?

Поработайте с источником

Прочитайте отрывок из книги психолога Г. Лебона «Психология народов и масс».

Душа толпы

Решения, касающиеся общих интересов, принятые собранием даже знаменитых людей в области разных специальностей, мало все-таки отличаются от решений, принятых собранием глупцов, так как и в том и в другом случае соединяются не какие-нибудь выдающиеся качества, а только заурядные, встречающиеся у всех. В толпе может происходить накопление только глупости, а не ума. <...>
Появление этих новых специальных черт, характерных для толпы и притом не встречающихся у отдельных индивидов, входящих в ее состав, обусловливается различными причинами. Первая из них заключается в том, что индивид в толпе приобретает, благодаря только численности, сознание непреодолимой силы, и это сознание дозволяет ему поддаваться таким инстинктам, которым он никогда не дает волю, когда бывает один. В толпе же он менее склонен обуздывать эти инстинкты, потому что толпа анонимна и не несет на себе ответственности. Чувство ответственности, сдерживающее всегда отдельных индивидов, совершенно исчезает в толпе.
Вторая причина - заразительность или зараза - также способствует образованию в толпе специальных свойств и определяет их направление. <...> В толпе всякое чувство, всякое действие заразительно, и притом в такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу коллективному. Подобное поведение, однако, противоречит человеческой природе, и потому человек способен на него лишь тогда, когда он составляет частицу толпы.
Вопросы и задания: 1) Какие особенности поведения людей проявляются именно в толпе? 2) Какие причины специфического поведения личности в толпе называет автор текста? 3) Как вы понимаете сущность этих причин? 4) Приведите собственные примеры, подтверждающие или опровергающие мнение автора о наличии у толпы свойств, которыми отдельная личность может не обладать. 5) Можно ли утверждать, что в толпе формируется общественное сознание? общественное мнение?

§ 27. Самопознание и развитие личности

Внутренний мир человека и его самосознание издавна привлекали внимание философов, психологов, лингвистов, этнографов, социологов, педагогов и художников. Так, философы начиная с XVII-XVIII вв. стремились познать, в чем состоит ценность личности и каким образом она себя проявляет, каким образом она себя познает и где границы этого познания. Уже в знаменитой формуле Р. Декарта «Я мыслю, следовательно, я существую» факт обладания мышлением служит доказательством существования личности.
Дж. Локк утверждал, что человек познает себя интуитивно на основе рефлексии (осмысления) жизненного опыта, который расширяется с годами. С его точки зрения, рефлексивное отношение к себе свойственно зрелой личности, причем далеко не каждой.
И. Кант придал пониманию «Я» ценностно-личностное измерение. Он ввел в научный оборот разделение сознания и самосознания человека. «То обстоятельство, что человек может обладать представлением о своем Я, бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на Земле. Благодаря этому он личность...» Самосознание, по Канту, необходимая предпосылка нравственности и моральной ответственности.
Г. Гегель рассматривал самосознание в развитии; при изучении самосознания он выделял ступени, соответствующие фазам развития человеческой деятельности.
Психологи, в свою очередь, изучают структуру человеческого Я и способы ее познания.

ЧТО ТАКОЕ САМОСОЗНАНИЕ

Сложность проблемы состоит в том, что в данном случае объект и субъект познания совпадают, отчего сложно бывает установить степень достоверности знаний человека о самом себе. Тем не менее знание о себе, оценка своих качеств, самосознание представляют собой важную часть становления личности.
Обычно под самосознанием понимают определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с другими людьми и природой. Одним из важных признаков самосознания является готовность человека нести ответственность за принимаемые им решения и совершаемые действия.
Самопознание происходит прежде всего на индивидуальном уровне. По сути дела, всю жизнь человек занимается самопознанием, но не всегда отдает себе отчет в том, что осуществляет этот вид деятельности. Самопознание, как утверждают ученые, начинается в младенчестве и заканчивается нередко с последним вздохом. Безусловно, в процессе развития личности меняются способы познания себя, отношение к себе, развивается самосознание.
Личность проявляет себя не только через самосознание, но и в процессе самореализации. Этим термином определяется процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности.
Но для того чтобы реализовать себя, человек должен знать свои особенности.

ЗНАКОМЫЙ НЕЗНАКОМЕЦ

Самопознание начинается с самоузнавания, различения себя и внешнего мира. Ученые полагают, что такое различение встречается уже у трех - восьмимесячных младенцев.

Каждый человек, смотрящийся в зеркало, стремится увидеть себя, свой образ, скорректировать его, изменить или «поправить» свою внешность. Это начало перехода от пассивного восприятия себя к активному созданию образа «Я», путь к самосовершенствованию, затрагивающему пока только внешность.
Строго говоря, настоящего своего лица в зеркале человек практически не видит, как не слышит он и своего голоса. (Каждый из вас, кто слышал запись своего голоса на магнитофоне, вероятно, удивлялся неожиданно странному, непривычному звучанию.) Дело в том, что, готовясь рассматривать себя в зеркале, мы невольно принимаем определенную позу. В результате у нас меняется выражение лица, теряется его непосредственность и непринужденность. Мы бессознательно формируем свой образ «Я». Поэтому, случайно увидев свое отражение в зеркале, мы бываем удивлены незнакомыми чертами. Такой случай описан в рассказе А. Моравиа «Трельяж». Молодой адвокат, рассматривая только что доставленное из магазина зеркало, вдруг увидел в нем не привычного себя, а какого-то собственного двойника, к которому он испытал сильное чувство антипатии как к совершенно незнакомому человеку. К чувству антипатии примешивалось еще и ощущение какой-то отчужденности. Герой рассказа рассматривал зеркало как предмет, а не готовился к восприятию в нем собственного облика. В результате то, что он увидел, оказалось для него неожиданным, странным образом расходящимся с привычным, видимо более значительным, представлением о себе.
Фотоизображение также часто расходится с истинным лицом модели, поскольку не передает живости мимики, характерной для персонажа в жизни.
Известный кинорежиссер С. Эйзенштейн считал, что в каждом лице заключена многоликость и при этом все люди двулики. В первом случае он подчеркивал подвижность и изменчивость человеческого лица, а во втором - различие между левой и правой частями лица. Если смонтировать портреты конкретного человека из одних правых или левых половинок лица одной и той же фотографии, они будут существенно отличаться друг от друга. Так, «правые» лица (состоящие из правых половинок) выглядят старше настоящего возраста оригинала. «Левые» лица бывают менее определенными, более типичными, меньше сохраняют индивидуальность живого лица.
Внешность человека не только значима для него самого, она оказывает влияние на восприятие человека другими людьми. Вы, вероятно, обращали внимание на то, что одни люди неизменно вызывают доверительное отношение к себе даже незнакомых людей, а к другим и знакомые стараются обращаться нечасто. Психологические эксперименты показывают, что тем, кто обладает приятной внешностью, люди склонны приписывать достоинства, даже отсутствующие у них на самом деле.
Еще в древности предпринимались попытки создать типичные характеристики свойств людей, основанные на внешних признаках, особенностях телосложения, строении лица. Когда говорят: «У него на лице написано», то имеют в виду определенную связь между обликом и внутренними свойствами человека.
Сказанное об особенностях самовосприятия не означает, что человеку вообще не дано составить верного представления о себе. Далеко не все заключено в человеческой внешности. Умное выражение лица во все века казалось более привлекательным, чем лишенное проявления мысли. Как тут не припомнить пословицу, гласящую, что встречают по одежке, а провожают по уму?

КАК НЕ ОШИБИТЬСЯ В ОЦЕНКЕ

Не менее важную роль в самопознании играет самооценка.
Отношение к собственной внешности вместе с представлениями о своих способностях, об отношении к себе других людей формирует самооценку. Самооценка представляет собой преимущественно эмоциональное отношение к собственному образу: «Я талантлив», «Я абсолютная бездарность», «Я не хуже других» и т. д. Самооценка чаще всего субъективна, но в ее основе лежат не только собственные суждения, но и мнения других о вашей персоне. Собственно говоря, человек оценивает себя двумя путями: во-первых, сопоставляя уровень своих притязаний с объективными результатами деятельности; во-вторых, путем сравнения себя с другими людьми.
Три основных момента важны для понимания самооценки. Во-первых, в ее формировании важную роль играет сопоставление образа реального «Я» с образом того идеала, каким мы хотели бы быть. Можно выразить самооценку такой формулой:

Повысить самооценку можно, либо добившись чего-то, например успеха, либо снизив уровень притязаний.
Во-вторых, некоторые люди склонны оценивать себя так, как их оценивают другие. Можно с детства твердить ребенку, что он красив. Однако если кто-нибудь скажет мальчику, что он лопоухий, то и спустя годы, идя на свидание, юноша будет натягивать шапку или по-особому причесывать волосы. Сознание человека оказывается своеобразной раковиной, открывающейся для новых знаний о себе.
В-третьих, самооценка зависит от нашего отношения к собственным успехам и неудачам, к тому, что мы извлекаем из собственной истории жизни.
Образ «Я» не остается неизменным на протяжении жизни. Меняется не только внешность, но и отношение к ней, более оправданной становится самооценка, принимаются меры к ее повышению. Стремление завоевать уважение заставляет человека менять отношение к себе и других. Правильнее сказать, что у человека не один образ «Я», а множество таких образов, попеременно выступающих на авансцену самосознания или уходящих в тень.
Сложность и комплексность «Я» позволили ученым выделить в нем ряд компонентов, которые формируются в процессе жизни и оказывают воздействие на поведение личности.общеобразовательных ... экваториальные воздушные массы 10 . Определите, о какой...

  • Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / О. А. Климанова, М. Н. Белова, Э. В. Ким и др

    Учебник

    География. Землеведение. : Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / О.А. Климанова, М.Н. Белова, ... Учебник для 10 класса М., «Просвещение», 2010 г. Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнение глав к учебнику для 10 класса ...

  • Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений». Москва, «Просвещение»

    Учебник

    Составлено по учебнику : «Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений ». Москва, «Просвещение», 2007. Авторы: М. Т. Баранов... внутри простого предложения Упр. 34 10 Сложное предложение. Запятые в... диктант 14 Текст §10 , упр.48 15 ...

  • Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений». Москва, «Просвещение»

    Учебник

    Составлено по учебнику : «Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений ». Москва, «Просвещение», 2007. Авторы: Л. А. Тростенцова, ... уголок природы Сложносочиненные предложения (ССП) 10 + 2 19 Понятие о сложносочиненном предложении...

  • 1)В познании общества, в отличии от познания природы, а) объект и субъект совпадают б) основным методом является эксперемент в) не

    могут выдвигаться гипотезы и предположения

    г) истина имеет относительный характер

    2) Какие из суждений верны?

    социальная функция образования заключается в том, что

    А. в его процессе человек овладевает опытом общения, осуществляется социализация личности

    Б. оно непосредственно регулирует социальные процессы в обществе

    а) только А

    б) только Б

    в) и А, и Б

    г) ни А, ни Б

    3) Итальянский путешественник Плано ди Карпини, посланец Папы Римского ко двору Великого хана монголов, писал о русских землях после нашествия Батыя:"Некогда богатый и многолюдный Киев сведен почти на нет: едва существует там двести домов". Какая форма общественных изменений может быть проиллюстрирована данным примером?

    а) революция

    б) регресс

    в) модернизация

    г) прогресс

    4) Широкое распространение компьютерных технологий, превращение их в значимый фактор производства-характерные черты общества

    а) интенсивное развитие науки и технологий

    б) автоматизация и роботизация промышленного произвдства

    в) преобладание семей партнерског, демократического типа

    г) преобладание в общественном сознаниии религиозных ценностей

    5) К глобальным проблемам современного общества относится

    а) истощение природных ресурсв

    б) принятие национальных стандартов образования

    в) осуществление диалога культур

    г) проведение международных конференций

    6)Выбирите 3 элемента верного ответа и обведите соответсвующие номера

    какие признаки относятся к науке?

    а) оказательство

    б) образность

    в) символичность

    г) объективность

    д) рационализм

    7) Приведенные в перичне термины, ща исключением двух, характеризуют продукты массовой культуры. Номера лишних терминов

    а) анимация

    б) сериал

    в) бестселлер

    д) ток-шоу

    Помогите ответить на впоросы!!!желательно что было удобно ответы сделать в виде таблицы)) 1) Что

    позволяет утверждать, что общество является системой? 2) Каковы важнейшие
    компоненты общества как системы? 3) Что такое общественный институт?
    Назовите основные институты общества. 4) Назовите и охарактеризуйте
    основные сферы жизни общества. 5) Как связаны общественные отношения,
    институты и сферы жизни общества? Проиллюстрируйте эту связь примерами.
    6) Приведите примеры, отражающие взаимосвязь различных сфер жизни
    общества. 7) Какие черты развития общества выделяют сторонники
    эволюционного подхода? 8) В какой форме выражается скачкообразность
    общественного развития? 9) Как и почему менялись оценки роли революций в
    развитии общества? 10) Что свидетельствует об ускорении в последнее время
    темпов общественного развития?

    ž Духовная жизнь - Это взятая в процессе развития совокупность всех проявлений деятельности разума, воли, чувств, которые развиваются на основе практической деятельности людей

    Общественное сознание – это воззрения людей в из совокупности на явления природы и социальную реальность, выраженные в созданных обществом естественном и искусственном языке, творения духовной культуры, социальных нормах и взглядах (духовное, психическое отражение общественного бытия). Это основа духовной жизни общества.

    Черты общественного сознания:

    ž Общественное бытие влияет на общественное сознание через материальные и духовные потребности

    ž Общественное сознание носит исторический характер

    ž Оно познает, осмысляет, проникает в сущность процессов

    ž Единство общественного бытия и общественного сознания

    Общественное сознание сложно не только по содержанию, но и по своей структуре . За критерий деление я возьму форму общественного сознания. Различают такие формы, как

    Философия выполняет мировоззренческую, познавательную функцию. Она помогает людям мыслить абстрактными, теоретическими положениями, наиболее общими понятиями и категориями.

    Политическое сознание обслуживает социальные группы, членов общества, обосновывая политические идеи, цели, а также подводит базу под политическими и правовыми интересами, юридическими нормами, законами, стратегией и тактикой достижения цели.

    Правовое сознание есть не что иное, как совокупность представлений и чувств, выражающих не только знание права, но и отношение к нему, уважение его как социальной ценности, а также усвоение навыка одобряемого с точки зрения права поведения.

    Моральное сознание включает нравственные принципы общества, нормы поведения, способы формирования у человека нравственных чувств.

    Искусство (эстетическое сознание)

    Наука отражает общественное сознание в виде законов, теорий, вооружает людей научными знаниями,

    Религия формирует религиозное сознание, религиозные идеи, веру в Бога, в бессмертие души, формирует религиозную мораль

    1. Духовная жизнь общества: мораль и право.

    Мораль – форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей.

    Право - регулирование поведения людей с помощью системы законов, необходимое условие существования свободных людей в обществе.

    Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных и ближайших результатов в определенной ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения. Выполняя, наряду с появившимся позднее правом, роль регулятора поведения людей, мораль имеет с ним общие черты, но в тоже время принципиально отличается от него.


    Общее в том, что нормы права и нормы морали:

    1 являются в системе социальных норм самыми универсальными, распространяющимися на все общество.

    2 имеют один объект регулирования – общественные отношения.

    3 выступают мерой свободы в обществе

    5 имеют сходную структуру

    Различное в том, что

    1 нормы морали формируются в процессе развития моральных взглядов и идеалов, содержатся в сознании людей и выражаются в общественном мнении. А нормы права установлены государством, официально зафиксированы.

    2 нормы морали исполняются в силу привычки и внутренних убеждений, а нормы права обязательны для исполнения

    3 Нормы права поддерживаются силой государственного принуждения, а нормы морали нет

    4 нормы морали регулируют отношения подконтрольные и неподконтрольные государству, а нормы права лишь те, которые подконтрольны гос-ву.

    5 нормы морали регулируют общественные отношения с позиций добра и зла, а нормы права с позиций законного и незаконного.

    45 Духовная жизнь общества: искусство и религия.\

    Искусство – такой вид духовного производства, который представляет собой творение профессионалов (художников, музыкантов, поэтов и т.д.), т.е. специалистов в области эстетического. Эстетическое есть не только в искусстве, оно разлито по всей социальной реальности и вызывает особенные эстетические чувства у людей (например, при любовании горами). В искусстве же эстетическое носит самодовлеющий характер.

    Первоначально искусство не было чисто эстетической деятельностью, оно служило магии, религии и передаче социального опыта (наскальные рисунки). В классовом обществе искусство становится самостоятельным.

    Искусство имеет социальное содержание, что особенно проявляется в кризисные периоды развития общества..

    Функции искусства:

    1. Познавательная: произведения искусства являются ценным источником информации.

    2. Воспитательная: искусство оказывает глубокое воздействие на идейное и нравственное становление человека, его совершенствование или падение.

    3. Эстетическая: искусство доставляет эстетическое удовольствие и наслаждение, вызывает в человеке определенные эмоции (смех, слезы и пр.

    Религия – это историческая форма мировоззрения, социальный институт, а также вид духовного производства. Благодаря тщательно разработанным принципам и традициям, религия стала мостом между материальным и духовным мирами. В отсутствие социальной справедливости она позволяет обеспечить и сохранить порядок и стабильность в обществе. С позиции социальной философии, религия формирует социальное мировоззрение, позволяющее руководствоваться им в повседневной жизни – растить детей, общаться с окружающими, помогать друг другу.

    Будучи социальным институтом, религия имеет определенную структуру:

    1. Религиозное сознание, включающее: а) религиозную идеологию б) религиозная психология –.

    2. Религиозный культ – совокупность символический действий, с помощью которых верующие пытаются повлиять на воображаемые сверхъестественные или реально существующие объекты

    3. Религиозные организации – объединения последователей определенной религии

    Функции религии:

    Мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная, интегрирующая, культуро-транслирующая.

    16.1. Общественное сознание как отражение общественного бытия

    Темы, рассматривающие общественное сознание, занимают важное место в курсе философии и в современных условиях имеют актуальное значение. Это обусловлено тем, что, во-первых, категория «общественное сознание» является исходной в социальной философии. С помощью этой категории выражается основной вопрос философии применительно к общественной жизни. Во-вторых, рассматриваемый вопрос имеет исключительно большое практическое значение. От уровня развития общественного сознания зависит социальная зрелость, классов, социальных групп, коллективов, личностей. В-третьих, возрастает роль идей в жизни людей, увеличивается поток информации в связи с научно-технической революцией.

    На протяжении всей истории мыслители по-разному пытались объяснить духовную жизнь общества, выяснить происхождение идей, понять их сущность, осмыслить соотношение материальных и духовных процессов.

    Теологи связывают источник идей и представлений с проявлением божественного, с творением Вселенной.

    Идеалисты рассматривают историю как результат сознательной деятельности людей, когда они руководствуются идеями. Идеалисты делают вывод: идеи, а не люди являются двигателями исторического процесса, они правят миром.

    С материалистической точки зрения идеальный мир возникает как следствие реализации человеческого сознания с учетом потребностей и интересов людей.

    Жизнь общества протекает в двух сферах: материальной и духовной. Материальная жизнь охватывает все материальные факторы, без которых невозможна жизнь общества: природную среду, способ производства, народонаселение.

    Важнейшей характеристикой духовной сферы является общественное сознание. При этом общественное бытие и общественное сознание не тождественны, общественное сознание только отражает общественное бытие.

    Во-первых, общественное сознание вторично по отношению к общественному бытию по возникновению. Это хорошо доказывает антропология. С выделением человека из животного мира появляется развитый мозг — особым образом организованная материя, которая способна преобразовать отражаемый мир в виде особого рода идей, теорий, понятий. Общественное сознание появляется на основе трудовой, материально-производственной деятельности людей. Оно возникает как отражение объективной действительности, из потребностей общения в процессе совместного труда.

    Во-вторых, общественное сознание вторично по отношению к общественному бытию по своему содержанию. Оно есть результат осознания общественных отношений. Все идеи, теории, взгляды, понятия имеют материальную, земную основу. Они возникли на базе имеющихся достижений науки и техники. Фантазия Жюля Верна о подводной лодке, о полете на луну, фантазия А. Толстого о гиперболоиде инженера Гарина и т. д. были построены в свое время на гипотезах о возможности достижения таких результатов.

    В-третьих, общественное сознание вторично потому, что главный источник изменения его содержания находится вне его, в общественном бытие. Причина развития общественного сознания находится в исторической практике человека, и с изменением ее меняются взгляды общества на ту или иную сторону его деятельности.

    Закономерностью общественного сознания является также способность его адекватно отражать окружающий мир, общественное бытие. Если бы человек искаженно отражал объективную действительность, то он не мог бы в ней ориентироваться, не мог бы существовать, функционировать как социальное существо. Большая или меньшая адекватность отраженного человеком объективного мира зависит от его возраста, профессии, интеллектуального развития и т. д.

    Закономерность общественного сознания заключается и в том, что оно обладает относительной самостоятельностью. Являясь отражением общественного бытия, общественное сознание представляет собой сложный диалектический процесс, обладающий относительной самостоятельностью в своем развитии.

    Общественное сознание — это не просто отпечаток общественного бытия. Возникнув, оно начинает свою особую жизнь, имеет свою специфику.

    Рассмотрим, в чем же проявляется относительная самостоятельность общественного сознания?

    Во-первых, для развития духовной жизни общества характерна историческая преемственность. Новые теоретические выводы, взгляды возникают не только в результате осознания данного бытия, но и в результате усвоения всех достижений в той или иной области ранее живущих поколений.

    Во-вторых, относительная самостоятельность общественного сознания выражается в том, что оно не пассивно отражает действительность, а активно воздействует на породившую его основу, влияет на ход общественного развития.

    В-третьих, общественное сознание может «идти в ногу» с эпохой, опережать в процессе развития общественное бытие и отставать от него.

    В-четвертых, формы общественного сознания существуют не изолированно, а в тесной связи друг с другом, взаимодействуют между собой. Причем это взаимодействие может или ускорить, или задержать его развитие в целом. Особенно велико в этом процессе значение философии. Она пронизывает всю духовную жизнь общества, обогащает достижения естествознания, питает идеями искусство, лежит в основе политики, направляет развитие нравственности.

    Таковы некоторые основные закономерности общественного сознания.

    Как сложное явление, возникшее на определенном этапе развития живой природы, обусловленное определенными биологическими предпосылками и социальной основой, общественное сознание имеет и свою весьма сложную структуру. Правильное понимание структуры общественного сознания дает нам возможность ясно представить составные части духовной жизни общества, характер их взаимодействия, а также пути рационального использования средств духовного воздействия на личность. Кроме того, создаются возможности предвидеть тенденцию развития духовной деятельности общества.

    Для философского анализа структуры общественного сознания можно выдвинуть следующие критерии:

    • с точки зрения субъекта-носителя сознание может быть общественным и индивидуальным;
    • с точки зрения способа, специфики отражения своего предмета выделяют два уровня сознания: обыденный и теоретический (систематизированный), а в них соответствующие компоненты: эмпирические знания и общественную психологию, естественно-научные знания и идеологию;
    • с точки зрения роли общественного сознания в жизни общества, способа отражения выделяют политическую, правовую, философскую, эстетическую и др. формы общественного сознания.

    16.2. Индивидуальное и общественное сознание

    Индивидуальное сознание — это отраженное в голове данного человека общественное и индивидуальное бытие, общественное сознание. В нем отражается понимание конкретным человеком происходящих явлений, а также осознание им взаимоотношений между людьми и своего места в обществе. Индивидуальное сознание — это его духовный мир, социальные чувства, настроения, взгляды на общество и т. д.

    Между индивидуальным и общественным сознанием существует диалектическая взаимосвязь. Прежде всего она выражается в их единстве, которое обусловлено тем, что:

    • реально общим для них является сознание как продукт развития социальной жизни;
    • они отражают общественное бытие, развиваются и изменяются под его воздействием и сами воздействуют на него;
    • они включают в себя оба уровня отражения — обыденный и теоретический;
    • они материализуются в действительность с помощью одних и тех же средств: языка, образов, знаков и т. д.

    Все это доказывает, что индивидуальное сознание является частью общественного сознания. Однако между индивидуальным и общественным сознанием существуют различия, которые обусловлены тем, что:

    • индивидуальное сознание развивается под воздействием большого количества факторов: общественного, индивидуального бытия, общественного сознания;
    • общественное сознание безгранично в своем развитии, индивидуальное сознание ограничено рамками жизни индивида;
    • в общественное сознание входит далеко не все, что входит в индивидуальное. Из индивидуального сознания им воспринимается самое важное и ценное на взгляд общества, классов с позиций их интересов, их положения. Сохраняется то, что прошло проверку временем, что соответствует потребностям социального развития.

    Однако существование различий между индивидуальным и общественным сознанием не означает, что они отделены непроходимой стеной. Наоборот, между ними существует тесная взаимосвязь, которая обусловлена тем, что они исторически возникли одновременно, ибо человек с самого начала является существом общественным. Общественное сознание формируется на основе завоеваний ума многих людей, т. е. оно индивидуально по форме. Но поскольку отдельные представители рода человеческого «приходят и уходят», а общество продолжает свое развитие, то практически индивидуальное сознание возникает на основе общественного.

    В одно и тоже время происходит углубление и обогащение общественного сознания и отставание от него индивидуального.

    В настоящее время в общественном и индивидуальном сознании имеют место качественные сдвиги;

    • рост рациональной стороны интеллектуального сознания как следствие научно-технической революции;
    • тяга к знаниям как нравственная норма;
    • усложнение сознания личности.

    Из сказанного можно выделить три закономерности:

    • общественное сознание играет определяющую роль по отношению к индивидуальному;
    • взаимодействие общественного и индивидуального сознания носит противоречивый характер;
    • взаимодействие общественного и индивидуального сознания между собой и общественным бытием носит избирательный характер.

    16.3. Обыденное и теоретическое сознание

    В зависимости от научной глубины отражения общественного бытия выделяют обыденный и теоретический уровни общественного сознания.

    Наряду с классовыми, национальными, производственными отношениями люди вступают в непосредственное взаимодействие в обществе на почве их повседневных насущных интересов, бытовых потребностей, семейных и других связей. Эти стороны повседневной жизни находят отражение в сознании людей, запечатлеваются в соответствующих представлениях, суждениях и взглядах. Совокупность их и образует обыденное сознание.

    Следовательно, обыденное сознание есть отражение их повседневной жизни, повседневных материальных условий на эмпирическом уровне. В него входят:

    • крупицы народной мудрости, фольклора, рекомендации, советы и наставления на основе устоявшихся житейских правил, то есть то, что в известном смысле является традиционным народным сознанием;
    • житейские суждения и представления, сложившиеся или возникающие вновь традиции и нормы поведения, содержащие общечеловеческие требования.

    Для обыденного сознания характерно здравомыслие, то есть то, к чему привыкли, что вынесли из устоявшейся жизни, сложившихся порядков, обычных отношений. В нем содержатся и многие консервативные элементы, к которым относятся: обывательские суждения, невежественные мнения, предрассудки и т. п.

    Эта противоречивость обыденного сознания является его характерной чертой. На уровне обыденного сознания невозможно сделать широкие теоретические обобщения. Люди, остающиеся на уровне обыденного сознания, обычно не могут в полной мере оценить общие интересы коллектива, класса, общества, долгосрочную перспективу свой самореализации.

    Поэтому особо важным является проникновение в обыденное сознание элементов научного знания. На определенном этапе развития общественного сознания появляется сознание, опосредованное накопленным познавательным опытом. Оно обобщает практику, отражает всеобщую систему объективных связей. В то же время оно представляет собой духовное продолжение практики, имеет свою внутреннюю систему знаний и является результатом особой теоретической деятельности людей — так называемое теоретическое сознание.

    Следовательно, теоретическое сознание есть отражение общественного бытия и материальной действительности на основе строгой системы научных понятий, суждений, умозаключений, научно-теоретических доказательств и принципов.

    Теоретическое сознание отличается от обыденного:

    во-первых, по происхождению в обыденном сознании имеет место непосредственное отражение общественного бытия, а в теоретическом сознании — отражение, опосредованное человеческим опытом, знанием и проверенное общественной практикой;

    во-вторых, по качеству: обыденное сознание останавливается как бы на уровне явлений, в то время как теоретическое сознание пытается познать сущность процессов;

    в-третьих, по форме выражения: теоретическое сознание выступает в виде концепций, теорий, системы взглядов; обыденное же сознание — в виде совокупности различных навыков, представлений, отрывочных знаний людей;

    в-четвертых, по субъективному носителю: теоретическое сознание вырабатывается, сохраняется особыми профессиональными группами людей, обыденное же сознание является достоянием всех людей.

    Необходимо отметить, что обыденное сознание полностью не заменяется теоретическим сознанием. В этом просто нет необходимости, так как социальные функции теоретического и обыденного сознания не совпадают.

    16.4. Компоненты общественного сознания

    В зависимости от выполнения социальных функций и определённой общественной направленности в уровнях общественного сознания выделяются компоненты:

    • в обыденном сознании — эмпирические знания и общественная психология;
    • в теоретическом — научные знания и идеология.

    Эмпирические знания — это комплекс представлений, навыков, умений, которые формируются опытным путем в процессе деятельности людей. К эмпирическим знаниям мы относим народную медицину, приметы погоды и т. п. Сила эмпирических знаний заключается в том, что они прошли множество проб, проверок, а слабость их в том, что они скользят по поверхности, не раскрывают сущность вещей, процессов, явлений.

    Общественная психология — это часть обыденного сознания, в котором непосредственно отражается действительность с позиций определенных классов, социальных групп, наций.

    Общественная психология имеет свои признаки:

    • несистематизированное отражение действительности: она отражает действительность в виде слухов, мнений, привычек, традиций, то есть эмоциональных элементов;
    • творцом общественной психологии, ее носителем является класс, нация, коллектив, группа: она выступает как национальная, классовая, профессиональная психология.

    Общественная психология имеет и свои функции, которые состоят в следующем:

    • Она выражает непосредственные интересы наций, классов и социальных групп на уровне обыденного сознания;
    • Познавательная функция общественной психологии: основываясь на эмпирическом уровне, дающем понимание лишь ближайших интересов, она осуществляет передачу информации, опыта;
    • она выполняет также функцию регуляции отношений между людьми: общение в обществе осуществляется, как известно, при помощи определенных норм, обычаев, привычек, нравов;
    • она выполняет также адаптивную функцию приспособления к реально существующим условиям;
    • она выполняет также функцию эмоционально-волевую, когда общественная психология выступает как непосредственное действующее сознание.

    Второй высший уровень общественного сознания составляет теоретическое сознание, которое отражает общественное бытие, действительность более глубоко и точно. Теоретическое сознание включает в себя естественно-научные знания и идеологию.

    Естественно-научные знания — это знания об окружающий нас природном и техническом мире в виде логических суждений, формул, понятий. Их содержание — это прежде всего внутренние, существенные, объективные законы. Наука в состоянии предвидеть будущее и, следовательно, дает человеку возможность планомерно и сознательно строить свою деятельность с целью достижения тех или иных результатов.

    С разделением общества на классы появилась идеология — ядро теоретического и всего общественного сознания, концентрированное выражение интересов больших социальных групп. Она с исключительной активностью вторгается во все сферы жизни общества, помогает осмысливать классовые отношения, усваивать определенное мировоззрение. Отличие идеологии от естественно-научных знаний состоит в том, что в рамках идеологии знание всегда «окрашено в цвет» того или иного класса, так или иначе приспособлено к нему. Идеология — это система идей, теорий, взглядов, которая выражает коренные интересы определенных социальных сил, реальные процессы социальной действительности, является основой социального действия.

    Идеология выполняет следующие функции:

    • осуществляет теоретическое выражение и обоснование коренных интересов определенных социальных сил;
    • выполняет мировоззренческую (познавательную) функцию, на ее основе социальные группы в целом и даже отдельные представители производят оценку всех явлений общественной жизни;
    • выполняет организаторскую фунцию — дает людям сознание и чувство общности, единства основных интересов, мобилизует на решение конкретных задач;
    • выполняет регулятивную функцию: идеология — великий регулятор социальных отношений. Политическая идеология, этика, право регулируют отношения между людьми в обществе, то есть определяют, какое место они занимают по отношению друг к другу и в обществе в целом;
    • выполняет функцияю действия, то есть служит непосредственным мотивом к действию (поведению) на основе выработанных ценностей, она направляет действия людей по определенному руслу, дает цели.

    На основе функций различают следующие группы идеологий: прогрессивные и реакционные.

    Критерием разграничения типов идеологии является понятие общественного прогресса. Тип идеологии зависит от того, какому классу она служит, какое место занимает этот класс в системе общественных отношений, совпадает ли объективный интерес этого класса с интересами общества в целом. В классовом обществе каждый класс имеет свою идеологию.

    Таким образом, во взаимоотношении идеоологии и общественной психологии мы видим два взаимопроникающих процесса: с одной стороны, общественная психология служит известной предпосылкой идеологии, с другой стороны, классовая идеология оказывает решающие влияние на выработку общественной психологии, придает ей устойчивость и целеустремленность.

    Многообразие взаимоотношений людей в материальном мире и между собой послужило основой для появления различных способов отражения социальной жизни, различных форм общественного сознания.

    Основными формами общественного сознания являются: политические и правовые взгляды, мораль, наука, искусство, философия, религия. Каждая форма общественного сознания (за исключением науки) складывается из идеологической и психологической сторон. Поэтому на верхней уровне общественного сознания в развитом теоретически систематизированном виде формы общественного сознания выступают как формы идеологии.

    16.5. Политическое и правовое сознание

    Политика, политические отношения — это отношения прежде всего между классами, борьба за власть, за господство в обществе. Кроме того, к области политики принадлежат и отношения между государствами и нациями.

    Политическое сознание, политические идеи отражают и обосновывают эти отношения.

    Характерным для политической формы сознания является ее тесная связь с экономическим базисом общества. Она непосредственно отражает и выражает экономические интересы основных социальных сил.

    Политическая идеология формирует общие цели, задачи борьбы за достижение власти или ее поддержание, программы деятельности государств, политических партий. Носителями политической идеологии являются политические партии, представляющие интересы тех или иных социальных сил.

    Политика, политическая борьба пронизывают все остальные формы общественного сознания.

    Наука, искусство, философия, религия часто оказываются вовлечены в вихрь политической борьбы. Служат научные изобретения и открытия делу мира или войны — это вопрос политический. На какие дела вдохновляет поэзия и музыка, какие порывы и чувства они вызывают, это тоже вопрос в том числе политический. Политика является стержнем всех размежеваний и объединений, столкновений и содружеств. Вместе с политикой при возникновении классового общества возникло и право. Право-это воля господствующей части общества или всего общества, возведенная в закон и закрепленная законом. Оно опирается на аппарат государства и поэтому имеет принудительную силу для всего общества. Право во многом является юридическим оформлением экономических отношений и поэтому близко стоит к экономическому базису, тесно, неразрывно связано с политикой.

    Наряду с правом в обществе существует и правосознание, которое отличается от первого тем, что является теоретическим выражением правовых отношений. Его содержание составляет распространенные в обществе взгляды и представления, выражающие отношения людей к действующему праву, понимание того, что имеет право делать человек и что ему запрещено законом.

    16.6. Морально-нравственная форма общественного сознания

    Нетрудно заметить,что наряду с правом в обществе действует и «неписанные законы».Они выражаются в категориях добра и зла, справедливости и несправедливости, долга, чести, совести и др. Это нормы нравственности. Они представляют собой правила, которыми люди руководствуются в своих взаимоотношениях не в силу юридической обязанности, а в силу долга, веления совести, уважения к общественному мнению.

    Если нормы права, пройдя через волю государства, становятся законами, имеющими обязательную силу, то моральные нормы формируются самим обществом. Если правосознание — область регулирования в основном отношений между личностью и государством, то мораль является регулятором отношений между личностью и обществом. Нравственные нормы закрепляют определенный опыт человеческих отношений, соответствующих определенному уровню общественного развития.

    Таким образом, мораль — это совокупность требований, норм и жизненных принципов, регулирующих жизнь общества и опирающихся на общественное мнение и внутренние побудительные мотивы.

    Моральное регулирование имеет своей целью сохранение общества или группы как единого целого, поддержание определенного социального порядка. При этом единство общества есть всегда результат большего или меньшего ограничения личности. Общество гласно или негласно формирует определенные ограничения, в их основе лежат обычаи, закрепившие те действия, которые по опыту поколений оказались полезными для сохранения развития человека и общества в целом.

    Абсолютная свобода личности несовместима с принятием нравственности, ее существование означало бы уничтожение общества.

    Реальная нравственная свобода существует лишь как сознание нравственной необходимости и возможности действовать в соответствии с этой необходимости. Мораль как форма общественного сознания появилась с появлением общества, значительно раньше, чем политика и право. Нормы нравственности не остались с тех пор неизменными. Они изменялись вместе с историческим развитием общества. То, что в одних исторических условиях признавалось нравственным, в других подвергалось осуждению. Убийство, поедание пленных, обращение в рабство некогда рассматривалось как нечто допустимое. Очень часто то, что в то время признавалось допустимым по отношению к человеку из другой общины или другого рода, считалось недопустимым по отношению к своему сородичу Лишь длительный ход истории расширил сферу действия норм нравственности. Постоянно преодолевалась расовая, национальная ограниченность.

    Однако с возникновением социальной структуры общества нормы нравственности стали выражать интересы той или иной части общества.

    Так как различные социальные слои предъявляют различные нравственные требования к членам одного и того же общества, возникают различные и прямо противоположные представления о добре и зле, справедливости, чести, человеческом достоинстве. Например, рыцарское отношение к даме своего круга Средневековье сочеталось у феодалов — крепостников со зверским отношением к крестьянам.

    Означает ли такая специфичность морали отсутствие общечеловеческих элементов, свойственных всем слоям общества? Ни в коей мере. Ни одно общество не может обойтись без соблюдения элементарных норм человеческого общежития, таких как забота о товарищах, любовь к детям, мужество в борьбе с врагами, силами природы и т. д.

    В той степени, в какой все социальные силы заинтересованы в определенной стабильности, упорядоченности общественной жизни, они вынуждены требовать соблюдения этих правил.

    16.7. Искусство

    Искусство — это форма отражения сознанием человека действительности в художественных образах. Последние отличаются от научных понятий тем, что носят конкретный чувственный характер ощущением своей обобщенности, проникновением в существенные стороны действительности. Создание художественного образа — это процесс развития идейного и эмоционального замысла художника при помощи изобразительных средств данного вида искусства. Создавая художественный образ, выявляя общие, существенные черты действительности, художник передает эти черты через индивидуальные, зачастую неповторимые характеры, через конкретные явления природы и общественной жизни. При этом чем ярче, ощутимее выступают индивидуальные черты, тем значительнее сила его воздействия. Возьмем, к примеру, известный образ Григория Мелехова из книги Шолохова «Тихий Дон». В этом образе нашли яркое воплощение черты, присущие казачеству, его колебания во время революции, гражданской войны. Однако Григорий наделен столь индивидуальными чертами живого конкретного человека, что его трагическая судьба глубоко волнует читателя.

    Другой особенностью искусства является то, что главным предметом отражения этой формы общественного сознания является человек. На выявление сущности общественных и личных отношений людей, на передачу их характеров, идей, чувств, действий сосредоточивается внимание в литературе и живописи, театре и кино, в скульптуре и музыке.

    Сочетая в себе обобщенность и глубину мышления с наглядностью живых картин и материальных предметов, исскуство глубоко и разносторонне воздействует на человека.

    Коротко рассмотрим основные направления воздействия исскуства на человека.

    1. Отражая окружающий мир, искусство помогает человеку познать его. Такая сфера знания, как внутренний мир человека, мир его мыслей, чувств, возникающих из отношений людей, никакой наукой не может быть исследована лучше, чем искусством. Кроме того, искусство прошлого, а зародилось оно раньше, чем наука, дает нам возможность многое узнать о жизни и борьбе ушедших поколений, условиях их существования. Таким образом, искусство дополняет науку.
    2. Искусство способствует развитию творческого воображения людей. Выдающийся физик Альберт Эйнштейн писал: «В научном мышлении всегда присутствуют элементы поэзии. Настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса...Достоевский дает нам больше, чем Гаусс...».
    3. Искусство служит воспитанию в людях определенных нравственных и политических взглядов и качеств. «Цель литературы, — говорил Горький, — помогать человеку понимать себя самого, поднять в нем веру в себя и развивать в нем стремление к истине, бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбудить в их душах стыд, гнев, мужество, делать все для того, чтобы люди стали благородными, сильными и могли одухотворять свою жизнь святым духом красоты».

    Таким образом, содержание художественного произведения включает в себя не только отражение жизни, но и ее идейную оценку и эмоциональное содержание. Поэтому искусство может быть тенденциозно и пристрастно, выражая определенную идеологию.

    16.8. Религия

    Религия как особый феномен духовной жизни людей сложилась в начале человеческой истории. С научно-философской точки зрения религия представляет собой искаженное отражение действительности.

    Общим признаком всех религий является вера в сверхъестественное. Возникла эта вера от бессилия первобытного человека перед стихийными силами природы, которые несли ему голод и смерть.

    Люди наделяли сверхъестественные силы земными качествами. Они наивно полагали, что вымышленные существа, если их не умилостовить, могут причинить людям горе, страдания; а если их задобрить, поклониться им, то они будут помогать людям. Так возник религиозный культ — совокупность религиозных действий: молитв, жертвоприношений и т. д. Религиозные культы воздействуют прежде всего на эмоциональную сторону психики, обращены к чувствам верующих. Это естественно, ибо религия не может обращаться к разуму, чуждому ей. Слепая вера основывается прежде всего на чувстве страха, она может ютиться только в «разрывах» между знаниями.

    Эмоциональные переживания людей, вызываемые религиозными обрядами становятся их привычкой и цепко держат верующих в своем плену.

    Религия имеет три составляющие:

    1. мифологические представления;
    2. магические действия (культовые обряды);
    3. мистические настроения (чувства).

    С возникновение социальной структуры общества у религии появились и социальные корни. Последние играют в настоящее время основную роль в сохранении религии. Суть их в том, что отношения социальной несправедливости порождают зависимость человека от чуждых и непонятных ему стихийных сил, вселяющих страх перед будущим, чувство бессилия.

    16.9. Наука

    Наука в течение жизни всего нескольких поколений превратилась в один из важнейших факторов общественного развития и во все большей степени становится непосредственно производительной силой. Чтобы понимать этот процесс, необходимо знать сущность науки и техники, основные закономерности их развития, уметь видеть в них важнейшие рычаги общественного прогресса.

    Отнесение науки к формам общественного сознания вовсе не означает, что объектом и предметом ее исследования становится только сфера общественного бытия. Речь идет о том, что наука порождается, вызывается к жизни практическими потребностями, коренящимися в общественном бытии. Уровень и характер научного знания зависит от способа производства материальных благ и степени развития экспериментальной базы науки.

    Кроме того, общественное сознание, отражая определенный уровень духовного развития общества, определяет его мировоззренческие и методологические представления, которые соответствуют уровню развития научного знания. Конечно, рассмотрение науки нельзя ограничивать утверждением о ее принадлежности к формам общественного сознания. Однако ни одно определение науки нельзя считать удовлетворительным, если в нем нет указания на эту важнейшую черту совокупной науки.

    Весьма плодотворным является рассмотрение науки как процесса существования человеческого знания. Самое распространенное и исторически самое древнее представление о науке построено на отождествлении ее истинными знаниями. Но ведь не всякое истинное знание может быть названо научным. Одним из признаков научного знания является его системность. Важнейшим качеством научного знания является глубокое проникновение в сущность вещей. Наука существует как теоретическое знание, зафиксированное в понятиях, теориях, законах, гипотезах.

    Наука — не только система знаний и методов, но и деятельность по их получению — все эти компоненты тесно взаимосвязанны и взаимообусловлены в реальном процессе научного творчества. Наука представляет собой единство того и другого, оба эти момента, безусловно, определяют ее существо.

    Наряду с познавательной существует и социальная природа науки, Ведь наука не существует в качестве чистого знания. Она возникла из потребностей общественного развития, порождена ими. Социальная природа науки выражается также в ее целевой предназначенности.

    Наука выступает не только как система знаний, но и как система учреждений (научно-исследовательские институты, лаборатории, учебные заведения, научные журналы и т. п.), оказывающие огромное влияние на развитие научной мысли и ее практическое применение.

    Итак, наука — многогранное общественное явление, соединяющее в себе материальные и духовные факторы. Тем не менее обычное определение науки как системы знаний о мире может послужить исходным пунктом при рассмотрении данного вопроса.

    Наука — это система объективного истинного знания, обогащающего практику, из нее полученного и в ней проверяемого. Эмпирические знания, возникшие непосредственно из практики, могут существовать без науки и вне науки. Отличие науки от донаучных, эмпирических знаний состоит в том, что она дает знания не только отдельных сторон предметов, нынешних связей между ними, но и законов природы и общества.

    Наука — сфера последовательной деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе, мышлении и включающая в себя все условия и моменты этого производства: ученых с их знаниями и способностями, квалификацией и опытом, с разделением и кооперацией научного труда; научные учреждения; экспериментальное и лабораторное оборудование; методы научно-исследовательской работы; понятийный и категориальный аппарат; систему научной информации, а также всю сумму наличных знаний и т. д.

    Наука — необходимое следствие общественного разделения труда, которое возникает вслед за отделением умственного труда от физического, с превращением познавательной деятельности в специфический род занятий сначала очень малочисленной группы людей.

    Сама познавательная деятельность, достижение глубинных процессов действительности — дело сложное и трудное. Эта сложность объясняется тем, что явление не всегда совпадает с сущностью. Для того, чтобы проникнуть в сущность вещей, сформулировать верные знания, наука пользуется соответствующими формами и методами.

    Все это обусловливает структуру науки. Структура науки весьма сложна, однако ее можно свести к следующим основным компонентам.

    • Во-первых, в науку входят эмпирические знания, причем не только заимствованные из обыденного сознания в целях анализа и обобщения, но также добываемые наукой опытным путем — через эксперимент и наблюдение.
    • Во-вторых, наука — это область теоретического знания. Теория должна объяснять факты, взятые в их совокупности, открывать в эмпирическом материале действие законов, свести эти законы в единую систему. Законы — главное содержание науки, ее плоть и кровь. Наука показывает проявление основных законов в кажущемся хаосе явлений. К теоретической области в науке относятся также и гипотезы, без которых наука не может развиваться и которые в ходе их проверки практикой либо отвергаются, либо очищаются от заблуждений и перерастают в теории.
    • В-третьих, неотъемлемым компонентом науки являются ее мировоззренческие, философские основы и выводы, в которых находят свое прямое продолжение, завершение теории. Научная теория может иметь различную степень всеобщности, и чем выше эта степень, тем ближе данная теория к философии. Не удивительно, что наиболее важные систематические теории естествознания отличаются ярко выраженным философским характером. Так, понимание закона сохранения и превращения энергии невозможно без уяснения философских вопросов о вечности и бесконечности материи и движения, о количественной и качественной неуничтожимости. Теория относительности устанавливает связь пространства и времени, квантовая теория раскрывает взаимоотношения прерывности и непрерывности в микромире, а это не только физические, но и философские проблемы. Сказанное относится и к обобщающим теориям в кибернетике — науке об управлении, связи и переработке информации.

    Надо отметить, что в общественные науки идеологические моменты входят уже при истолковании фактов, то есть на уровне общей теории, в то время как в естествознании, как правило, на уровне философского истолкования теорий.

    Будучи явлением духовной жизни общества, наука в то же время воплощается и в сфере его материальной жизни. Она представляет собой особую область человеческой деятельности, как теоретической, так и практической, В настоящее время получают быстрое развитие такие формы научной практики, как инструментальное наблюдение и особенно эксперимент. Для эксперимента требуется солидная экспериментальная база, огромные затраты, а в техническом отношении это сложнее любого производства. Космические корабли, ракеты, гигантские синхрофазотроны, электронные микроскопы — такова экспериментальная база современной науки. Создание этой техники и управление ею является очень важным видом практической деятельности. Главная особенность практической деятельности в науке в том, что она подчинена делу добывания знания, развития теории.

    Конечно, материальный и духовный факторы переплетены между собой не только в науке, но и в любой области человеческой деятельности, и поэтому, диалектика взаимодействия этих факторов должна учитываться при рассмотрении каждой их них. Так, материальное производство и труд не существуют без духовного момента, а любая форма общественного сознания не существует без материального момента.

    Структура науки определяется предметом и тем конкретно-историческим содержанием, которое она имеет на каждом этом этапе своего развития.

    Предметом научного познания являются три сферы действительности — природа, общество, человеческое сознание. Каждую из этих сфер изучают соответствующие науки. Для познания сущности и закономерностей развития науки огромное значение имеет усвоение принципов и основ ее классификации.

    Классификация наук — это установление их взаимной связи, координации. Существует ряд оснований для классификации науки:

    • по типу и характеру изучаемых связей в природе и обществе науки делятся на естественные и общественные;
    • по отношению к формам движения материи науки делятся на механику, физику, химию, биологию, обществоведение.

    Некоторые науки стоят на стыке с другими науками, например, биофизика, биохимия, социальная психология.

    Из данной классификации для нас важное значение имеет деление наук на естественные и общественные.

    Каждый из этих двух основных классов наук характеризуется специфическим содержанием своих законов и принципов, особенностями своего возникновения, своей функциональной ролью.

    Естественные науки изучают законы развития природы. Люди познают их, чтобы усиливать свое воздействие на природу, чтобы сознательно с ней взаимодействовать. Естественные науки связаны прежде всего с производительными силами. Естествознание используется всеми классами, оно безразлично к экономическому базису.

    Общественные науки изучают законы развития общества. Их предмет прямо и непосредственно затрагивает интересы различных классов, и поэтому их основное содержание имеет классовый характер.

    Специфический характер каждой науки не исключает наличия общих законов возникновения и развития науки как составной части духовной жизни общества.

    Вот основные из них.

    1. Основная закономерность в развитии науки — ее зависимость от потребностей экономической и духовной жизни общества.

    2. В развитии науки происходят два рода изменений — эволюционные и революционные. Революционные эпохи в развитии науки связаны со значительными открытиями, которые обогащают или совершенствуют прежние научные теории или выдвигают качественно новые теории. Эволюционные изменения происходят медленно, постепенно. Они на первый взгляд незаметны, но без них невозможны крупные перевороты в науке. Революции в науке не отменяют достижений науки предыдущих эпох. Науке ее больше, чем какой-либо другой сфере духовной жизни свойственна преемственность между научными достижениями разных формаций.

    3. На науку огромное влияние оказывают идеологические формы общественного сознания, так же как и она на них. Особенно тесно связаны между собой наука и философия.

    Возникновение и развитие науки обусловлено в конечном счете общественной практикой и прежде всего потребностями материального производства. Производство и практика выступают в качестве объективного критерия истинности научных выводов и теорий.

    Зависимость науки от производства и социальной структуры общества не исключает известной самостоятельности ее прогресса. Наука находит внутри себя все более мощные стимулы дальнейшего развития уже потому, что чем больше сумма накопленных знаний, тем более они ощущаются при постановке новых задач. Ученый должен усвоить созданное до него, а это значит, что он располагает в области науки известным материалом, который является продуктом мышления поколений и прошел самостоятельный, собственный путь развития в мозгу этих следовавших одно за другим поколений.

    Самостоятельность науки обусловлена в конечном счете развитием практики, потребностями производства, управления обществом, социальными противоречиями, воспитанием подрастающего поколения, военными нуждами.

    Важнейшим внутренним источником развития науки является идейная борьба между различными направлениями в ней, школами, отдельными учеными. Борьба идей, мнений всегда двигала науку вперед. Без борьбы мнений и свободы критики наука может догматизироваться, застыть на месте, снизить темпы своего развития. Чем выше уровень науки, тем больше значение борьбы мнений при решении стоящих перед наукой задач, хотя сами эти задачи в конечном счете выдвигаются нуждами практики.

    Сущность науки находит свое отражение в ее функциях.

    Важнейшей из них является познавательная функция. Познание мира изначальный признак науки, в наибольшей степени раскрывающий ее сущность. Получение знаний определяет общественную роль науки, ее социальную значимость. Научные знания в отличии от обыденных носят ярко выраженный теоретический характер.

    Становление современного теоретического знания связано, с одной стороны с накоплением знаний. Увеличение объема знаний с необходимостью ведет к повышению его теоретического уровня. Возросший уровень знаний вызывает потребность в его анализе, в осознании и углублении представлений и логических закономерностей развития знания. Теоретическое знание становится господствующим в науке. С другой стороны, развитие теоретического знания обусловлено не только внутренними закономерностями науки, но и социальными обстоятельствами.

    Возникновение общественного строя, который нуждается в научном знании для совершенствования производительных сил, создает мощный импульс для развития науки, теоретического знания.

    Одна из важнейших функций науки — мировоззренческая. К мировоззрению относится целый комплекс проблем, связанных с пониманием общественной жизни. Это социологические, экономические, политические и эстетические взгляды и представления.

    К числу мировоззренческих следует отнести и гносеологические проблемы, раскрывающие отношения субъекта и объекта познания, механизм познавательного процесса и степень соответствия знания из учаемому материалу. Мировоззренческими проблемами являются также общие естественно-научные представления о Вселенной, о населенности миров, о происхождении жизни, её сущности и т. д.

    Мировоззрение — значительно более широкое теоретическое образование, чем научная философия, хотя она и является его сердцевиной. Мировоззрение формируется на основе всего научного знания.

    Наука специфически участвует в формировании и развитии идеологии. Например, естествознание не нейтрально по отношению к идеологии. В ходе своего развития оно порождает ряд новых вопросов или дает новый научный материал для рассмотрения «вечных» мировоззренческих и идеологических проблем. В свою очередь естествознание испытывает на себе обратное влияние идеологии.

    С мировоззренческой и идеологической тесно связана и методологическая функция науки. Возрастание роли и значения методологических проблем обусловлено, в частности, с двумя специфическими процессами развития научного знания.

    С одной стороны, идет бурный процесс дифференциации научного знания, что приводит к обособлению наук друг от друга, изолированности конкретных научных теорий, методов каждой науки. С другой стороны, в конкретных науках возникают проблемы большей степени общности, которые неразрешимы в рамках данной науки. Для их решения необходимо привлечение знаний других наук. Оказалось, что подобную задачу выполняет не одна какая-нибудь наука, а все научные знания — совокупная наука. Методология — функция всей науки. Однако вклад каждой из наук в создание и развитие методологии далеко не одинаков. Он зависит прежде всего от степени общности предмета науки, от уровня ее развития и места в системе научного знания.

    Функцию методологии по отношению ко всем частным наукам, в том числе и к экономической науке, выполняет философия.

    Будучи не только формой теоретического осмысления действительности, но и средством ее преобразования, наука выполняет регулятивную (деятельностно-практическую) функцию.

    Наука все в большей степени становится самостоятельным фактором производственного процесса и общественного развития в целом.

    Особенности превращения науки в непосредственную производительную силу силу заключаются в следующем:

    • во-первых, значительно сокращаются сроки, проходящие от научного открытия до реализации этого открытия в промышленном производстве; ускоренное использование фундаментальных исследований в технике и в производстве ведет к возрастанию темпов общественного прогресса;
    • во-вторых, на смену эмпирической технологии производства, характерной для ранней стадии протекания НТР, приходит научно обоснованная технология.
    • в третьих, происходит замена традиционных, сложившихся в результате многовековой практики методов управления производством научными методами управления с использованием автоматики и компьютеров;
    • в-четвертых, наука приобретает все больший вес и значение в планировании социально-экономического развития.

    Выводы

    Общественное сознание есть отражение общественного бытия. Оно свойственно обществу, большим социальным группам и является средством их социальной ориентации.

    Формы общественного сознания отличаются друг от друга предметом, который они отражают, формой отражения и той своеобразной ролью в развитии общества, которую они выполняют.

    Формы общественного сознания тесно связаны между собой. Каждая из них в той или иной степени влияет на все другие и в свою очередь испытывает на себе воздействие всех остальных.

    Те или иные формы общественного сознания вызываются к жизни определенными общественными потребностями и в зависимости от исторической эпохи имеют преобладающее или второстепенное значение.

    • Может ли сообщество разумных людей вести себя неразумно?
    • Кто формирует общественное сознание?
    • Каким образом сознание общества связано с сознанием человека?

    Сущность и особенности общественного сознания

    Одной из категорий, характеризующих жизнь общества, является категория общественного сознания. При этом среди ученых нет единства в отношении этой категории. Проблема связана с различным пониманием исходного понятия - сознание .

    Большинство представителей классической философии разделяли представление о сознании как тождественном понятию «знание». Все, что мы знаем,- это сознание, и все, что мы осознаем,- знание.

    Вместе с тем современная психология столкнулась с тем, что далеко не все, что относится к знанию, осознается. Знания - это не только то, что я знаю, но о чем в данный момент не думаю и потому не сознаю, но и то, что я могу легко сделать достоянием своего сознания, например припомнить мое знание теоремы Пифагора, фактов моей биографии и т. д.

    Ряд философов в качестве главного признака сознания выделяют не знание, а направленность на определенный объект. Суть этого заключается в следующем: человек может ничего не знать о каком-либо объекте, но, если он выделяет его, направляет на него свой интерес, этот объект становится объектом сознания.

    Наиболее широко распространено в философии и психологии понимание сознания как самосознания, самоотчета. Оно связано с теорией английского философа Дж. Локка о двух источниках знания: ощущениях, связанных с внешним миром, и рефлексии как наблюдении ума за собственной деятельностью. Последняя, по Локку, и есть сознание. Сознание при таком понимании выступает как специфическая реальность, особый внутренний мир, который субъект познает. Способом познания является самовосприятие, которое может проявляться в форме самонаблюдения.

    Еще одной точкой зрения на сущность сознания являлось понимание его как совокупности идей - индивидуальных или коллективных. Именно в этом значении употребляли термин «сознание» Г. Гегель и К. Маркс, говоря об общественном сознании, классовом сознании. Понятие общественного сознания нашло широкое применение в философии марксизма.

    Развитие философского знания способствовало расширению понимания общественного сознания как целостного и сложного духовного явления. В процессе духовной жизни общества формируются разнообразные знания, а также отношение к природе, объективной действительности, ко всему, что происходит в обществе. Кроме того, в обществе укореняются настроения, привычки, нравы, традиции народов, а также особенности психического склада разных социальных групп. Так, принято говорить о деловитости американцев или точности и педантизме немцев. При этом далеко не все представители данной группы обязательно отличаются названными качествами. Тем не менее за всей социальной общностью закрепилась характеристика определенных качеств.

    Формирование общественного сознания есть сложный процесс, в котором проявляется сильное влияние двух факторов.

    С одной стороны, в общественном сознании, духовной жизни общества отражаются интересы и деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей в новых идеях, научных знаниях, нравственном совершенствовании членов общества, удовлетворении чувства прекрасного, возвышенного. С другой - необходимо, чтобы идеи, теории, взгляды, нормы морали, научные знания находили широкое распространение, оказывали влияние на все общество. Эту функцию выполняют школы, вузы, средства массовой информации, политические партии и общественные движения и организации.

    Следует отметить, что хотя общественные идеи и другие элементы общественного сознания носят нематериальный характер, однако они функционируют в обществе, влияют на сознание отдельных людей, групп, объединений при помощи различных знаковых систем.

    Ученые признают относительный характер общественного сознания. Дело в том, что многие идеи, взгляды людей, их нравственные убеждения обладают значительной устойчивостью, живучестью и довольно долго сохраняются в сознании людей, их поступках. Они могут сохраняться даже тогда, когда уже нет тех объективных условий, тех общественных отношений, на базе которых они возникли. Бывает это потому, что изменение взглядов, убеждений людей происходит не сразу, как только изменяется, например, экономическое бытие или политические отношения. Сознание людей, их идеи, взгляды отстают от общественного бытия и могут в течение определенного времени не соответствовать ему. В случае такого отставания речь идет либо о так называемых «пережитках» прошлого в сознании людей, либо о сохранении традиций. Так, как вам известно, довольно долгое время после отмены крепостного права часть крестьянства с трудом привыкала к новым экономическим и социальным реалиям. Вспомните хотя бы героя пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» Фирса, который просто называет это событие несчастьем или бедой. Идеи и взгляды людей могут и опере жать реальные условия, тогда говорят о том, что такие идеи выражают социальные мечты, прогнозы, предвидения. Подобные прогнозы социалистов-утопистов известны вам из курса истории.

    Общественное сознание обладает преемственностью всего лучшего, полезного и необходимого, что было в духовной жизни старого общества. Преемственность наглядно проявляется в науке, морали, традициях народов. Многие проявления общественного сознания взаимодействуют между собой, сами оказывают сильное воздействие друг на друга. Так, например, эстетические вкусы и пристрастия людей тесным образом связаны с их нравственными идеалами. Чаще всего идеал красоты одновременно является для людей и идеалом добра, и, наоборот, то, что связано с нравственным идеалом, воспринимается как прекрасное.

    Общественное сознание активно воздействует на всю жизнь общества . Однако это воздействие проявляется не само по себе, а через деятельность людей. При этом действия людей могут оказывать на жизнь общества как прогрессивное, так и тормозящее воздействие. Это происходит потому, что в любом обществе имеются разные идеи - новые и старые, передовые и консервативные; такое положение, безусловно, сказывается на состоянии общественного сознания.

    Loading...Loading...