«Гуттаперчевый мальчик. Гуттаперчевый мальчик, григорович дмитрий васильевич

На улице плохая дождливая погода. Режиссер цирка озабочен тем, что на выступлении будет мало публики.
Он ругает хромую женщину за то, что ее дочь, за которую она получает 120 рублей в месяц, плохо работает, потому, что девочка несколько раз упала на выступлении, и сообщает, что сегодня будет еше одно представление, а женщина пытается объяснить, что ее дочь устала.
Режиссер находит за кулисами клоуна Эдвадса, который приближается к запою, и уговаривает его продержаться до воскресенья. Клоун Эдвардс привязывался к цирковым детям, а. если детей не было, то к собачкам, обезьянам и птицам. Сейчас он привязался к мальчику лет восьми, который находится в учениках аккробата Беккера. Эдвардс сообщает режиссеру, что у мальчика не в порядке со здоровьем, но режиссер говорит, что гуттаперчевый мальчик должен работать, потому. что его имя заявлено в афишах.
Мальчик Петя родился у бедной и болезненной женщины, которая умерла. когда ему было 5 лет. Соседка Варвара, которая убиралась в комнатах у цирковых, отвела его к аккробату Беккеру, который взял его на обучение.
Беккер был грубым и жестоким человеком, и мальчик его боялся все эти годы. Беккер не заботился о мальчике, не покупал для него одежду, и Петя все три года носил одежду. которую купила ему Варвара перед тем, как отдать его Беккеру, а эта одежда давно превратилась в лохмотья. Однажды клоун Эдвадс подарил Пете щенка, и Петя был счастлив и целовал щенка, которого Беккер убил, пинком швырнув на стену.
В доме графа Листомирова комнаты детей выходили на южную сторону, были красиво обставлены, с множеством игрушек, учебной и ванной комнатой, в которой англичанка - гувернантка мисс Бликс каждый вечер купала детей. Возле голландской печи стоял шкаф. наполненный согревающимися полотенцами.
На масленницу дети графа вели себя хорошо, и тетя Соня, сестра графини, сказала. что, если они будут так вести себя и дальше, то, в пятницу, их возьмут в цирк. Дети, Верочка, Зина и Павел очень радовались этому.
Кргда наступила пятница, граф сомневался, стоит ли посылать детей в цирк. Когда дети вышли к завтраку, мисс Бликс сказала. что еще никогда не видела таких послушных детей, и графиня приказала заказать ложу в цирке на вечернее представление.
Вера читает афишку представления, и дети очень заинтересовываются гуттаперчевым мальчиком. Погода портится, начинается метель, и дети волнуются, боясь, что поездка в цирк будет отменена, но, несмотря на погоду, их везут в цирк. Дети нарядно одеты, но милее всех Верочка.
В первом отделении выступают клоуны, среди которых публика узнает Эдвадса и кричит ему "Браво, Эдвардс!", но Эдвадс выступает плохо. Потом, на лошади, выступает Амалия, девочка, которая упала на представлении, за ней - жонглеры. клоуны с собачками, танцоры на проволоке, лошади. Дети, с нетерпением, ждут начала второго отделения, потому. что в нем будет выступать гуттаперчевый мальчик.
Наконец, на арену вышел аккробат Беккер, держа за руку худенького белокурого мальчика, оба одеты в трико телесного цвета, с блестками. Оба раскланялись, и Беккер перекувырнул маоьчика 3 раза в воздухе. Потом Беккер прикрепил золоченый шест с железным перехватом на другом конце, который уходил высоко, к самому куполу, к своему золоченому поясу. Шест был тяжелый, и Беккер с трудом удерживал его в равновесии.
Мальчик вскарабкался по шесту на самый верх и исполнял сложные трюки, которые сначала восхищали публику. а затем испугали, и зрители требовали прекратить выступление, потому. что оно было очень опасное, но Беккер выступления не прерывал.
Вдруг, что-то сверкнуло, завертелось в воздухе и, с глухим стуком. упало на арену. Несколько человек подняли упавшего мальчика и быстро унесли за кулисы.
Верочка зарыдала, выкрикивая: "Ай, мальчик! мальчик!!".
В, слабо освещенном коридоре, на тюфяке для аккробатов, лежит ребенок. с ног до головы обмотанный тряпками, с переломаными ребрами и разбитой грудью. Только клоун Эдвардс, который был уже в запое, изредка подходит и склоняется над мальчиком.
В завтрашних афишах уже не было упоминания о выступлении гуттаперчевого мальчика, потому, что мальчик умер.

Дмитрий Васильевич Григорович

«Гуттаперчевый мальчик»

За кулисами цирка толпятся артисты, народ весёлый и беспечный. Среди них выделяется уже не слишком молодой лысый человек, чьё лицо густо раскрашено белым и красным. Это клоун Эдвардс, вступивший в «период тоски», за которым последует период тяжкого запоя. Эдвардс — главное украшение цирка, его приманка, но поведение клоуна ненадёжно, в любой день он может сорваться и запить.

Режиссёр просит Эдвардса продержаться хотя бы ещё два дня, до конца масленицы, а там уже и цирк закроется на время поста.

Клоун отделывается ничего не значащими словами и заглядывает в уборную акробата Беккера, грубого мускулистого великана.

Интересует Эдвардса не Беккер, а его питомец, «гуттаперчевый мальчик», подручный акробата. Клоун просит разрешения погулять с ним, доказывая Беккеру, что после отдыха и развлечения маленький артист станет лучше работать. Всегда чем-то раздражённый Беккер и слышать об этом не хочет. И без того тихому и безгласному мальчику он грозит хлыстом.

История «гуттаперчевого мальчика» была проста и печальна. Он лишился матери, взбалмошной и излишне любвеобильной кухарки, на пятом году жизни. И при матери порой приходилось ему и голодать и мёрзнуть, но он все же не чувствовал себя одиноким.

После смерти матери её землячка, прачка Варвара, устроила судьбу сироты, определив его в ученье к Беккеру. При первой встрече с Петей Карл Богданович грубо и больно ощупал раздетого догола мальчика, замершего от боли и ужаса. Как он ни плакал, как ни цеплялся за подол прачки, Варвара отдала его в полное владение акробату.

Первые впечатления от цирка с его пестротой и шумом у Пети были так сильны, что всю ночь он вскрикивал и несколько раз просыпался.

Учение акробатическим трюкам давалось нелегко тщедушному мальчику. Он падал, расшибался, и ни разу суровый великан не ободрил Петю, не приласкал его, а ведь ребёнку шёл всего лишь восьмой год. Один только Эдвардc показывал ему, как выполнить то или иное упражнение, и Петя тянулся к нему всей душой.

Однажды клоун подарил Пете щенка, однако счастье мальчика было недолгим. Беккер хватил собачонку о стену, и она тут же испустила дух. Заодно и Петя заработал пощёчину. Одним словом, Петя был «не столько гуттаперчевым, сколько несчастным мальчиком».

А в детских комнатах графа Листомирова царит совсем другая атмосфера. Здесь все приспособлено для удобства и веселья детей, за здоровьем и настроением которых тщательно следит гувернантка.

В один из последних дней масленицы графские дети были особенно оживлены. Ещё бы! Тётя Соня, сестра их матери, обещала повести их в пятницу в цирк.

Восьмилетняя Верочка, шестилетняя Зина и пятилетний пухлый бутуз по прозвищу Паф изо всех сил стараются примерным поведением заслужить обещанное развлечение, но не могут думать о чем-либо, кроме цирка. Грамотейка Верочка читает сестре и брату цирковую афишу, в которой их особенно заинтриговывает гуттаперчевый мальчик. Время для детей тянется очень медленно.

Наконец наступает долгожданная пятница. И вот уже все волнения и страхи позади. Дети усаживаются на свои места задолго до начала представления. Им все интересно. С неподдельным восторгом смотрят дети на наездницу, жонглёра и клоунов, предвкушая встречу с гуттаперчевым мальчиком.

Второе отделение программы начинается с выхода Беккера и Пети. Акробат прикрепляет к поясу тяжёлый золочёный шест с небольшой перекладиной наверху. Конец шеста устремляется под самый купол. Шест колеблется, публика видит, с каким трудом великан Беккер удерживает его.

Петя карабкается вверх по шесту, вот он уже почти не виден. Публика аплодирует и начинает кричать, что следует прекратить опасный номер. Но мальчик должен ещё зацепиться ногами за перекладину и повиснуть вниз головой.

Он выполняет и эту часть трюка, как вдруг «что-то сверкнуло и завертелось в ту же секунду послышался глухой звук чего-то упавшего на арену».

Служители и артисты подхватывают маленькое тельце и быстро уносят. Оркестр играет весёлый мотив, выбегают, кувыркаясь, клоуны…

Расстроенная публика начинает тесниться к выходам. Верочка истерически кричит и рыдает: «Ай, мальчик! мальчик!»

Дома детей с трудом удаётся успокоить и уложить в постель. Ночью тётя Соня заглядывает к Верочке и видит, что сон её неспокоен, а на щеке засохла слезинка.

А в тёмном безлюдном цирке на тюфяке лежит обвязанный тряпками ребёнок с переломанными рёбрами и разбитой грудью.

Время от времени из мрака появляется Эдвардc и наклоняется над маленьким акробатом. Чувствуется, что клоун уже вступил в полосу запоя, недаром на столе виднеется почти опорожнённый графин.

Все вокруг погружается во мрак и тишину. На следующее утро в афише не указывался номер «гуттаперчевого мальчика» — его уже не было на свете.

Произведение красочно повествует о цирковой жизни артистов - народа довольно веселого и беспечного. Среди общей массы выделяется уже не молодой и лысый клоун Эдвардс, который несомненно являлся главным украшением всего цирка. Правда, его поведение было весьма ненадежно - клоун в любой момент мог сорваться и уйти в запой.

Остается два дня до окончания масленицы, и режиссер очень просит Эдвардса продержаться.

Клоун частенько заглядывал в уборную к Беккеру - грубому мускулистому акробату-великану, вот только не к нему, а к его подручному «гуттаперчевому мальчику» по имени Петя. Клоун старался хоть как-то разнообразить и разбавить жизнь мальчугана, но Беккер не поддерживает этого общения. Однажды, Эдвардс подарил мальчику щенка, однако, акробат бросил собачку о стену, и та сразу испустила дух. Да и самому Пете тогда влетело - он схлопотал пощёчину.

История мальчика была весьма печальна. В четыре года он лишился матери и очутился под крылом ее землячки прачки Варвары, которая вскоре устроила сироту к Беккеру. Как Петя ни плакал, Варвара все же отдала его во владение этому акробату. Мальчик, конечно же, был сильно впечатлен цирковыми представлениями, но само учение разнообразным акробатическим трюкам нелегко давалось ему. Он часто падал, ушибался, но Беккер ни разу не похвалил и не приласкал ребенка, которому шел еще только восьмой год. И лишь Эдвардc рассказывал и показывал, как ему выполнить какое-то упражнение, ну а Петенька всей душой тянулся к нему.

Цирковым артистам предстояло выступление перед обширной аудиторией, в том числе и перед семейством графа Листомирова, где царит атмосфера уюта и удобства для детей. За здоровьем, играми, весельем и настроением которых, внимательно наблюдает гувернантка. Их мир абсолютно противоположен Петиному детству.

В долгожданную пятницу тетя Соня, сестра по материнской линии, ее шестилетняя племянница Зина и восьмилетняя Верочка, а также пятилетний пухленький бутуз по прозвищу Паф радостно идут в цирк и усаживаются на свои места еще задолго до начала представлений. Детям все интересно, они с восторгом любуются наездницей, выступлением клоунов и жонглера, предвкушая знаменитый номер с «гуттаперчевым мальчиком».

Номер начался, мальчик карабкается наверх по шесту, который сильно колыхается, а публика в восторге аплодирует, но многие настороженно относятся к опасному номеру. Следуя программе, мальчик в конце должен зацепиться ногами за перекладину, повиснув вниз головой. Петя ловко выполняет эту часть трюка, но что-то происходит, и он вдруг срывается… Зрители слышат лишь шлепок от чего-то упавшего, а работники цирка, тем временем, быстро подхватив тельце мальчугана, уносят его со сцены. Артисты сразу же продолжают веселить публику, как будто ничего и не произошло.

Расстроенные дети графа Листомирова кричат и рыдают, многие уходят из цирка. С большим трудом дома успокаивают детей и укладывают их спать. Маленькая Верочка даже во сне не может успокоиться.

В темном и безлюдном уголке цирка на тюфяке лежит маленькое обвязанное тряпками тело ребенка с переломанными ребрами и разбитой грудью. А на следующий день в афише уже нет номера «гуттаперчевого мальчика».

В этой статье мы опишем сюжет произведения, автор которого - Д. В. Григорович. которого будет нами рассмотрено, - это повесть, созданная в 1883 году. Она включена в школьную программу по литературе.

Клоун Эдвардс

О чем же рассказывает нам Григорович ("Гуттаперчевый мальчик")? Краткое содержание основных событий следующее. Артисты толпятся за кулисами цирка. Это веселый и беспечный народ. Один лысый человек, уже не совсем молодой, выделяется среди них. Его лицо густо покрыто красной и белой краской. по имени Эдвардс. Он вступил в свой "период тоски". За этим периодом следует другой - тяжкого запоя. Клоун Эдвардс является главным украшением цирка, своеобразной его приманкой. Однако его поведение ненадежно. Он может запить в любой день.

Режиссер просит клоуна не пить хотя бы до окончания Масленицы, после которой цирк должен закрыться, так как он не работает во время поста. Тот отделывается от режиссера ничего не значащими фразами.

Акробат Беккер и мальчик Петя

Далее с другими персонажами повести знакомит нас Григорович ("Гуттаперчевый мальчик"). Главные герои произведения - Эдвардс, Беккер и Петя. С первым из них мы уже познакомились. Для того чтобы представить читателю двух других, автор описывает следующую сцену.

Эдвардс заглядывает в уборную Беккера, акробата. Это мускулистый и грубый великан. Не сам Беккер интересует Эдвардса, а "гуттаперчевый мальчик" Петя, его питомец, подручный акробата. Эдвардс спрашивает, можно ли с ним погулять. Он доказывает Беккеру, что маленький артист будет лучше работать после развлечения и отдыха. Акробат, вечно раздраженный чем-то, не хочет даже слышать об этом. Он угрожает мальчику хлыстом.

Как Петя стал работать в цирке

Печальна и проста история этого тихого мальчика. В возрасте пяти лет он потерял мать, излишне любвеобильную и взбалмошную кухарку. При ней ему нередко приходилось мерзнуть и голодать. Однако мальчик все-таки не чувствовал одиночества.

После того как мать умерла, прачка Варвара, ее землячка, устроила судьбу ребенка. Мальчика определили к Беккеру в ученье. Карл Богданович при первом знакомстве с Петей больно и грубо ощупал его, раздетого догола, замершего от ужаса и боли. Мальчик плакал, не хотел идти к Беккеру, однако Варвара отдала его акробату, как он ни цеплялся за ее подол.

Жизнь Пети в цирке

Впечатления от знакомства с цирком с его шумом и пестротой очень потрясли Петю. Настолько, что мальчик вскрикивал всю ночь и несколько раз просыпался. Нелегко давалось Пете, тщедушному ребенку, обучение различным акробатическим трюкам. Он часто падал, расшибался. При этом суровый акробат ни разу его не одобрил, не приласкал. А ведь Пете было всего семь лет. Только клоун Эдвардс относился к нему благосклонно. Он показывал мальчику, как выполнять различные упражнения. И ребенок тянулся к Эдвардсу.

Подарок клоуна

Далее об одном печальном событии в жизни ребенка рассказывает нам Д. В. Григорович. Гуттаперчевый мальчик получил подарок от клоуна. Однажды тот принес ему щенка и подарил его ребенку. Однако счастье оказалось недолгим. Акробат хватил щенка о стену, и тот сразу же умер. Заодно и мальчик схлопотал пощечину. Петя был, можно сказать, не столько гуттаперчевым ребенком, сколько несчастным.

Дети графа Листомирова

Совсем иная атмосфера царила в детских комнатах, принадлежащих графу Листомирову. Их подробно описывает Дмитрий Григорович. Гуттаперчевый мальчик не мог и мечтать о таких условиях. Все в этих комнатах было приспособлено для веселья и удобства детей. За их настроением и здоровьем тщательно следила нанятая гувернантка. Графские дети в один из последних масленичных дней были особенно оживлены. Сестра их матери, тетя Соня, пообещала им, что отведет их в цирк. Нужно было только дождаться пятницы.

Восьмилетняя девочка Вера, шестилетняя Зина и пухлый пятилетний бутуз (его прозвище - Паф) старались заслужить поход в цирк своим примерным поведением. Они не могли думать ни о чем другом, кроме предстоящего развлечения. Грамотейка Вера прочла цирковую афишу своему брату и сестре. Особенно детей заинтриговал в ней гуттаперчевый мальчик. Им не терпелось поскорее его увидеть. Очень медленно тянулось для них время, что отмечает Д. В. Григорович ("Гуттаперчевый мальчик").

Представление

Вот, наконец, наступила пятница. Все страхи и волнения уже позади. Дети занимают места задолго до времени начала представления. Они с восторгом смотрят на клоунов, жонглера и наездницу. Детям не терпится увидеть гуттаперчевого мальчика.

Выходом Пети и Беккера начинается второе отделение. Акробат прикрепляет к своему поясу золоченый шест, наверху которого расположена небольшая перекладина. Под самый купол устремляется конец этого шеста. Он колеблется, и зрители видят, как трудно Беккеру его удерживать.

Происшествие в цирке

Уже приближается к финалу повесть, которую создал Григорович ("Гуттаперчевый мальчик"). Краткое содержание дальшейших событий следующее. Мальчик Петя взбирается по шесту вверх. Ребенок уже практически не виден. Зрители аплодируют и кричат, что пора прекратить столь опасный номер. Однако мальчику предстоит еще зацепиться за перекладину ногами и повиснуть вниз головой.

Петя справляется и с этим. Но вот срывается и падает вниз, на арену, гуттаперчевый мальчик. Артисты и служители подхватывают Петю и быстро его уносят. Для того чтобы замять это происшествие, оркестр принимается играть веселый мотив. Кувыркаясь, на сцену выбегают клоуны.

Публика расстроена. Люди пробираются к выходам. Верочка кричит и плачет. Ей жалко мальчика. Дети возвращаются домой. Большого труда стоило успокоить ребят и уложить их спать. Тетя Соня ночью заглядывает к Вере. Она видит, что сон девочки неспокоен. На щеке Верочки засохла слезинка.

Заключительные события

Тем временем ребенок с разбитой грудью и переломанными ребрами лежит на тюфяке в безлюдном темном цирке. Гуттаперчевый мальчик обвязан тряпками. Из мрака время от времени появляется клоун Эдвардс. Он наклоняется над ребенком. Видно, что Эдвардс уже вошел в полосу запоя. На столе стоит графин, практически опорожненный.

Все погружается в тишину и мрак. На другое утро номер "гуттаперчевого мальчика" уже не указывался в афише. Ребенок к тому времени умер.

Такой печальный финал приготовил нам Григорович. "Гуттаперчевый мальчик", краткое содержание которого мы только что изложили, заставляет о многом задуматься.

Среди разнообразия детских книг есть одно из самых трагичных произведений - «Гуттаперчевый мальчик», которое следует прочитать и детям, и их родителям. Печальная история маленького сироты никого не оставит равнодушным и неприятно удивит отношением взрослых людей к маленькому ребенку, который в восемь лет вынужден участвовать в опасном цирковом номере.

Структура произведения

Повесть Дмитрия Григоровича «Гуттаперчевый мальчик» условно можно разделить на три части:

  1. Настоящий день, в котором происходит действие повести. С него начинается и им заканчивается книга.
  2. История жизни гуттаперчевого мальчика.
  3. Рассказ о семье графа Листомирова.

Произведение состоит из семи глав. Первая и шестая главы рассказывают о том, что происходит в цирке за кулисами и на арене во время представления. Из второй и третьей главы можно узнать историю гуттаперчевого мальчика. Четвертая и пятая главы посвящены жизни детей графа Листомирова. Седьмую главу можно сравнить с эпилогом.

Действующие лица повести

Для лучшего понимания краткого содержания «Гуттаперчевого мальчика» Д. Григоровича необходимо познакомиться с основными действующими лицами повествования:

  • Петя - гуттаперчевый (обладающий очень гибким телом) мальчик.
  • Беккер Карл Богданович, немец - артист цирка (атлет, акробат), воспитатель и хозяин Пети.
  • Эдвардс - клоун в цирке.
  • Анна - мать Пети.
  • Варвара - подруга Анны.
  • Бабушка - соседка, у которой жил Петя после смерти матери.
  • Семья Листомировых: Вера, Зина (Зизи), Павел (Паф) - дети. Граф и графиня Листомировы - родители. Тетя Соня - сестра графини. Мисс Бликс (англичанка) - няня. Молодая швейцарка - учительница музыки. Кормилица новорожденного младенца.
  • Режиссер цирка.
  • Фрау Браун и ее дочь Амалия (пятнадцатилетняя девушка - гимнастка в номере с лошадьми).

Сюжет произведения

Когда я родился — я заплакал; впоследствии каждый прожитой день объяснял мне, почему я заплакал, когда родился...

С этого эпиграфа начинается печальная, полная трагизма повесть Д. Григоровича «Гуттаперчевый мальчик».

Она была написана в 1883 году. В рассказе о гуттаперчевом мальчике писатель прекрасно описывает жизнь бедных и богатых слоев населения. События повествования происходят в цирке Санкт-Петербурга.

Действие повести начинается с описания испортившейся погоды и переживаний режиссера по поводу вечернего выступления артистов цирка. Он боится, что метель отпугнет зрителей и выручка от программы будет маленькая. Его волнения вполне обоснованы, ведь действие происходит в пятницу Масленицы, последней недели перед постом, а в пост выступлений в цирке не будет. Люди, покидающие цирк после утренней программы, также не довольны испортившейся погодой, которая еще с утра была чудесной и солнечной.

После того как все зрители утреннего представления разошлись по домам, режиссер идет по мрачным помещениям цирка, чтобы обсудить свое мнение о выступлении с артистами. Григорович очень детально описывает темные помещения цирка, которые в дальнейшем выступают контрастом с описанием дома графа Листопадова. Выразив свое недовольство фрау Браун по поводу неудачного выступления ее дочери Амалии, которая несколько раз за свой номер упала с лошади, и выслушав, но не приняв ее оправданий, он направляется к клоуну Эдвардсу.

Цирковой клоун

Эдвардс является любимцем публики. Его выступление украшает любую программу и приводит в восторг зрителей. Но у клоуна есть один неприятный недостаток, который в повести представлен как болезнь. Сначала он впадает на несколько дней в тоску, которая заканчивается для клоуна длительным запоем, во время которого он выступать на арене цирка не в состоянии.

Хороший и добрый человек, который пытается защитить Петю от Беккера и отвлечь мальчика от грустных мыслей. Но все его усилия мало помогают. Даже его подарок оборачивается для несчастного ребенка трагедией. Клоун дарит мальчику маленькую собачку, но Беккер в приступе гнева убивает щенка.

Как раз во время этих заключительных представлений в цирке перед постом Эдвардс начинает заболевать, и режиссер умоляет его постараться перебороть себя хотя бы до начала поста.

Акробат Беккер

Неприятный и жестокий человек лет сорока. Считает себя красавцем, сокрушающим женские сердца, хотя на деле выглядит тяжелым и неповоротливым. Григорович сравнивает атлета с Голиафом. Беккер считается воспитателем и учителем Пети, но мальчика он не любит и даже не замечает, что ребенку необходима новая одежда. Вся его забота о сироте заключается в изнуряющих упражнениях и бесконечных побоях за любую оплошность мальчика. Петя для него скорее инструмент для выполнения эффектного номера, чем живой человек. Впрочем, так можно сказать почти обо всех героях «Гуттаперчевого мальчика», которые даже не понимают, какой опасности подвергается ребенок на представлениях.

История Пети

Мальчик осиротел в возрасте пяти лет. Анна, мама Пети, была бедной женщиной и служила у разных людей кухаркой. Из-за своего дурного характера, когда хорошее настроение быстро сменяется раздражением, ее постоянно выгоняли с работы. Со временем она выходит замуж за солдата, временно служившего швейцаром, и рожает слабого мальчика. После рождения сына отношения между супругами портятся, и отец Пети возвращается в казармы. Через некоторое время Анне сообщают, что ее муж погиб. Варвара, подруга Анны, устраивает ее на хорошее место, в прачечную. Для Пети это было самое счастливое время жизни. Он мог гулять на природе и отдыхать на плоту у речки.

Но через пару лет Анна снова выходит замуж за некрасивого и склочного портного. Отчим не любил Петю и грозился утопить мальчика в проруби. Заработанные деньги портной пропивал и в конце концов пропал где-то в Шлиссельбурге. Анне от этого легче не стало. Оставив любимого сына своей соседке, которую Петя называл бабушкой, она отправляется искать поденную работу. От непосильной жизни Анна умирает. Не зная, что делать с мальчиком, Варвара устраивает его к Беккеру, который жил с ней по соседству.

Сцену, где писатель описывает, как Беккер осматривает ребенка, можно сравнить с выбором не человека, а скотины. Атлету нет никого дела до чувств мальчика, его не волнует, что ребенок напуган и плачет. Для Беккера главное - не ошибиться в гуттаперчевых способностях тела мальчика. Грубо ощупав худенькое тельце ребенка и выгнув его так, что грудь выпучилась вперед и голова запрокинулась назад, а Петя застыл от ужаса и боли, акробат решает взять сироту к себе в цирковой номер.

Семья Листомировых

Рассказ о жизни семьи графа Листомирова начинается с описания комнат, в которых живут дети. Эти яркие, насыщенные солнцем уютные комнатки, украшенные красивой мебелью, занавесками и коврами, невольно заставляют читателя вспомнить о мрачных помещениях цирка в начале повести. Дети, обладатели этих чудесных комнат, стараются всю масленичную неделю вести себя как можно лучше. За хорошее поведение им обещана поездка в цирк. Верочка, старшая дочь восьми лет, - милая и добрая девочка с большими глазами и густыми пепельного цвета волосами. Она внимательно следит за поведением младшей сестры Зины и брата Пафа, боясь, что они могут своими играми сорвать обещанное развлечение.

Паф, хотя по-настоящему его зовут Павел, - единственный сын и продолжатель фамилии графа Листомирова. Описание внешности и характера пятилетнего Пафа создает контраст с гуттаперчевым мальчиком. У него рыхлое, тяжелое тело и апатичный характер. Хотя при предложении поехать в цирк он оживляется и пытается изображать клоуна.

Кроме рассказа о детях, Григорович дает описание другим членам семьи.

  • Тетка, одинокая тридцатипятилетняя Соня, посвятила свою жизнь воспитанию детей своей сестры, которая совершенно истощена частыми родами.
  • Отец семейства - задумчивый и довольно скучный человек. С женой общается мало, свое мнение предпочитает оставлять при себе. Чрезмерно аккуратный человек и требует, чтобы все вещи лежали на своих местах.
  • Мать детей - это заморенная родами женщина, которая боится огорчить своего мужа, поэтому все время находится в нервном напряжении.

Трагическое представление в цирке

В последних главах повести писатель возвращает читателя в цирк. Артисты готовятся к выступлению, зрители разноцветной толпой наполняют зрительный зал. На арене праздничное настроение, один номер сменяет другой, но все ждут выступления гуттаперчевого мальчика. В цирке звучит веселый вальс, и на арену выходят акробат с худеньким мальчиком. Служители выносят длинный шест с перекладиной на конце, который уходит под самый потолок. Беккер закрепляет шест на поясе, и Петя поднимается по нему для выполнения опасного номера под куполом цирка. Выполняя упражнения, мальчик неожиданно срывается с перекладины и падает на арену.

Служители цирка стараются быстрее и незаметнее вынести Петю за занавес, но зрители все равно покидают цирк. Более всех расстроена Верочка, она плачет и все время повторяет: «Ай, мальчик, мальчик!» Даже дома она остается расстроенной, чем приводит в возмущение отца, который считает, что какой-то «негодяй» сорвался и упал, тем самым испортив настроение его детям. Он не испытывает никакого сострадания к бедному, чужому ребенку.

Финал повести печален и мрачен. Петя умирает на тюфяке для акробатов, который лежит на полу у конюшни, в полном одиночестве. Даже добрый клоун оставляет его, уйдя в состояние запоя. А на следующий день номер с погибшим мальчиком просто снят с афишки.

Повесть «Гуттаперчевый мальчик», содержание которой оставляет след в душе человека, необходимо знать каждому. Таких бедных детей в то время было много. И часто их конец был таким же трагическим.

Название произведения: Гуттаперчевый мальчик
Дмитрий Васильевич Григорович
Год написания: 1883
Жанр: рассказ
Главные герои: Петя - семилетний артист цирка, Карл Богданович - старый акробат, воспитатель мальчика.

Сюжет

Оставшись сиротой, Петя попадает в ученики к бывшему акробату, грубому и жестокому человеку. Он безжалостно заставлял малыша вновь и вновь выполнять трудные и опасные трюки высоко на шесте. Мальчик часто падал и расшибался, но никто его не жалел, кроме старого клоуна- пропойцы, который украдкой жалел и ласкал мальчугана. Вскоре на афишах цирка появилась надпись про «гуттаперчевого мальчика», который выполняет свои номера высоко на шесте без всякой страховки.

И вот однажды случилась трагедия: бедный малыш сорвался с шеста и разбился, его побыстрей унесли с арены, чтобы не пугать видом крови почтеннейшую публику и уложили на грязный тюфяк за кулисами. К утру мальчик умер без всякой помощи, и только бедный клоун вспоминал о нем, но и его уволили из цирка за беспробудное пьянство.

Вывод (мое мнение)

Тяжелым было положение детей, и не только сирот, в конце ХIХ века. Их отдавали в ученики и подмастерья, они были бесправными, не могли получить образование и выбиться в люди. В рассказе говорится и о детях, которые пришли посмотреть веселое представление, но случайно оказались свидетелями трагедии. Только они и пожалели маленького акробата, а больше его судьба никого не интересовала.
Loading...Loading...