Марк Эфесский. Изречения из Св. Писания, Деяний Соборов и свв. отцов, о том, что Святой Дух исходит только от Отца, но не и от Сына. Вера православная - троица святая

Помогите мне избавиться от греха ереси. В очередной раз, перечитывая Евангелие, мне пришла мысль, что от Иисуса исходит Дух Святой. Когда Его крестил Иоанн Креститель, то на Него сходит Дух Святой «в виде голубя». И потом Он ходит по городам, исцеляет больных, изгоняет бесов, проповедует. И мне кажется, что это делается Духом Святым. После Вознесения и на учеников сходит Дух Святой, и они исцеляют, изгоняют и проповедуют. Почему же тогда мы считаем, что только от Отца исходит Дух Святой? Вразумите меня, а то мне на исповеди придется разбираться с этим вопросом, а народу в пост много стоит на исповедь, и батюшка не сможет мне толком объяснить.

домохозяйка

Зеленоград

Уважаемая Татьяна, еще на II Вселенском Соборе обсуждался как этот вопрос, так и употребление в Символе веры слова "исходящий" для описания особенности проявления Святого Духа. Бог-Отец не рождается, т.е. Он не происходит ни от кого; Сын рождается от Отца. Святой Дух не рождается, но исходит от Отца. Бог-Сын и Бог-Дух Святой отличаются тем, что Сын рождается от Отца, а Дух Святой исходит от Отца. Притом все Лица Святой Троицы равночестны.
Для более подробного изучения этого вопроса отсылаю Вас к Пространному Православному Катехизису Православной Кафолической Восточной Церкви Святителя Филарета, Митрополита Московского и Коломенского (глава о восьмом члене Символа веры), а также сюда , к подобному вопросу Как понять равночестность лиц Пресвятой Троицы? и к толкованиям на те стихи Евангелия, где говорится и о явлении Духа Святого в виде голубя, и о том, как Христос после воскресения дунул на учеников, сказав: "Приимите Дух свят" (Иоан.20:22): "Дует и дает им Святаго Духа. Теперь Он уделяет им не совершенный дар Святаго Духа, ибо таковой Он даст им в Пятидесятницу, но делает их способными к принятию Духа. Ибо слова: "примите Духа Святаго" - то же, что будьте готовы принять Духа. Можно сказать и то, что Он дал им некоторую власть и духовную благодать, только - не воскрешать мертвых и творить силы, но - прощать грехи. Посему и прибавил: "кому простите грехи, тому простятся", показывая, что Он дал им этот именно вид духовных дарований - прощение грехов. По вознесении же Его, Сам Дух нисшел и преизобильно подал им силы творить чудеса и всякое иное дарование".

Подробно о римо-католическом учении об исхождении Святого Духа от Сына Божия Вы можете прочитать .

Дух Святой называется Животворящим, и это следует понимать так, что Он вместе с Богом Отцом и Сыном дает всему сотворенному жизнь, и особенно духовную жизнь - людям:

Аще кто не родится водою и Духом, не может внити во Царствие Божие (Ин. 3, 5)

О том, что Дух Святой исходим от Отца, мы знаем из следующих слов Самого Господа Иисуса Христа:

«Егда же приидет Утешитель, Егоже Аз послю вам от Отца Дух Истины, Иже от Отца исходит, Той свидетельствует о Мне» (Ин. 15, 26).

Восьмой член Символа веры полемически направлен против учения еретиков - духоборов, учивших о тварности Духа Святого и о Его подчиненном положении по отношению к Отцу и Сыну. Традиционно это учение связывают с именем Македония, бывшего архиепископом Константинопольским в середине IV века.

1. О божественном достоинстве Святого Духа

В «Пространном Катихизисе» говорится, что Дух Святой называется Господом в таком же смысле, как и «Сын Божий, то есть: как истинный Бог».

О Божественном достоинстве Святого Духа свидетельствует ап. Петр, когда обличает Ананию:
для чего ты допустил сатане вложить в сердце твоем мысль солгать Духу Святому…? … Ты солгал не человекам, а Богу» (Деян. 5, 3, 4).

Ап. Павел, говоря о человеческом теле как о храме, употребляет выражения «храм Божий» (1 Кор. 3, 16) и «храм… Святого Духа» (1 Кор. 6, 19) как взаимозаменяемые.

Наименование Святого Духа животворящим следует понимать так, что
«Он вместе с Богом Отцем и Сыном дает тварям жизнь, особенно духовную человекам»; «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5).
Таким образом, слово «животворящий» указывает, что Святой Дух обладает Божественными свойствами.

Священное Писание говорит и о других Божественных свойствах Святого Духа, например

а) о всеведении
«Дух все проницает, и глубины Божий» (1 Кор.2. 10).
б) о соучастии в деле творения мира (Быт. 1, 2).

Слова «глаголавшаго пророки» внесены в текст Символа для утверждения учения о богодухновенности книг Ветхого Завета, что в древности отрицалось некоторыми еретиками, например маркионитами. О богодухновенности апостольских писаний в Символе не упоминается,
«потому что во время составления Символа никто не сомневался о Богодухновенности Апостолов».

Богодухновенность Священного Писания является еще одним свидетельством о Божественном достоинстве Святого Духа. Свт. Василий Великий обращался к духоборам с вопросом: «Почему же Дух Святый не Бог, когда писание Его богодухновенно?».

Слова «со Отцем и Сыном споклоняема и сславима» указывают на равночестность Духа Святого с Отцом и Сыном, о чем свидетельствуют повеление Господа совершать крещение «во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» (Мф. 28, 19), а также апостольское приветствие ап. Павла (2 Кор. 13, 13).

2. Личное свойство Святого Духа

В Ветхом Завете Святой Дух не проявлялся ипостасно, лично, но действовал как безличная Божественная Сила. В Новом Завете Дух Святой открывается как самостоятельное Божеское лицо.
Ап. Павел говорит о Святом Духе:
«Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12, 11).
Очевидно, что действовать «как Ему угодно» может только свободное и разумное существо, то есть личность.

Личным или ипостасным свойством Духа Святого является Его исхождение от Отца (Ин. 15, 26).

Этот пункт вероучения имеет принципиальное значение с точки зрения полемики с римо-католическим учением об исхождении Святого Духа от Отца и Сына (Filioque), которое не имеет основания ни в Священном Писании, ни в творениях свв. отцов древней Церкви.
В Священном Писании встречаются выражения «Дух Сына» (Гал. 6, 6), «Дух Христов» (Рим. 8, 9). Однако выражения эти говорят лишь о том, что Святой Дух «свойственен… Сыну, как именуемый единосущным с Ним».

«Все восточные Отцы признают, что Отец есть mone aitia - единственная Причина Сына и Духа.Поэтому, когда некоторые Отцы Церкви употребляют выражение «чрез Сына», то как раз именно этим выражением они охраняют догмат исхождения от Отца и нерушимость догматической формулы «от Отца исходит». Отцы говорят о Сыне - «чрез», чтобы оградить речение «от», относящееся только к Отцу».

Св. Иоанн Дамаскин, «печать отцов», учит:
«Духа Святого и из Отца быти глаголем, и Духа Отча именуем; от Сына же Духа быти никакоже глаголем, но точию Его Духа Сыновня порицаем».

В Символе веры также говорится о исхождении Святого Духа только от Отца, поскольку Отец является единственной ипостасной причиной Святого Духа.

3. Сообщение Святого Духа всем истинным христианам

Святой Дух есть «везде сый и вся исполняяй»‘, но особым местом Его присутствия и действия является Церковь.
Святой Дух пребывает в Церкви и животворит ее со дня Пятидесятницы, когда «Он сошел на Апостолов в виде огненных языков». С этого времени Святой Дух сообщается в Церкви всем истинным христианам.

Прп. Серафим Саровский определяет цель христианской жизни как стяжание Святого Духа. По словам ап. Павла, человек может исполниться Святого Духа в такой степени, что не только душа его, но даже и тело может сделаться храмом Духа Святого (1 Кор. 6, 19). Святой Дух продолжает спасительное дело Господа Иисуса Христа. Действием Духа Святого мы усыновляемся Богу Отцу (Еф. 2, 18), становимся сынами Божиими (Рим. 8, 14). Усыновленные Богу творят волю Отца не по страху, а в силу сыновней любви.

Кроме того, совместно с Господом Иисусом Христом Святой Дух освобождает человека и от рабства греху, делает нас свободными, так как Святой Дух есть Дух свободы (2 Кор. 3, 17).

Сделаться причастным Святому Духу можно через молитву и участие в церковных таинствах.
«Итак, если вы, будучи злы, умеете деяния благие давать детям вашим, тем более Отец даст Духа Святого просящим у Него» (Лк. 11, 13). «Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего. Бога, Он спас нас… по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего» (Тит. 3, 4-6).

«Механизм» воздействия на нас Святого Духа нам неизвестен.
«Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин. 3, 8).

Однако плоды воздействия Духа Святого на нас известны и ощутимы:
«… любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22).

От плодов Святого Духа надо отличать Его дары. В отличие от плодов Духа, которые суть благодатные расположения сердца, дары Духа Святого представляют собой силы, подаваемые для достойного прохождения того или иного служения на благо Церкви.
В Церкви нет дара без соответствующего ему служения, и наоборот, нет служения без соответствующего дара.

Ап. Павел приводит примеры таких даров: слово мудрости и знания, дары исцеления и чудотворения, дар пророчества, дар языков и др. (1 Кор. 12, 1-10). К дарам Святого Духа относятся также и дарования иерархического служения в Церкви.

Церковь живет Духом Святым, и только Им человек и мир могут достичь своего назначения.

  • преп.
  • cвт. Иннокентий
  • О Святом Духе свт.
  • прп. Феофан
  • прп. Максим Грек
  • игумен Петр (Мещеринов)
  • митр.
  • протопр.
  • митр.
  • свящ.
  • Юрий Максимов
  • Юрий Максимов
  • прп.
  • Свято́й Дух – Третье (в традиционном, условно принятом способе перечисления Божеских Лиц) (Ипостась) , истинный , единосущный и равнославный и .

    Как и все Лица (Ипостаси) Святой Троицы, Святой Дух обладает , присущими только Богу. Как и все Лица (Ипостаси) Святой Троицы, Святой Дух равночестен в Своем Божественном достоинстве Отцу и Сыну. Как и все Лица (Ипостаси) Святой Троицы Святой Дух единосущен Им, обладает единой (природой) со Отцом и Сыном. Как и всем Лицам (Ипостасям) Святой Троицы Святому Духу воздается единое и нераздельное поклонение, то есть поклоняясь Святому Духу, христиане поклоняются вместе с Ним Отцу и Сыну, постоянно имея в виду Их общее Божество, единую Божественную сущность.

    От Двух Других Лиц Святой Троицы Святого Духа отличает личное (ипостасное) свойство, которое заключается в том, что Он предвечно исходит от Отца. Исхождение Святого Духа не имеет ни начала ни конца, оно вполне вневременно, поскольку вне времени существует Сам Бог.

    Святой Дух – выразитель Сына Божьего, рождаемого в вечности от Бога Отца. Священное Писание ясно показывает, что Дух есть Бог и что Дух неразрывно связан с Сыном: «Христос рождается – Дух предваряет; Христос крестится – Дух свидетельствует; Христос искушаем – Дух возводит Его (в пустыню); Христос совершает чудеса – Дух сопутствует Ему; Христос возносится – Дух преемствует».

    Учение о Святом Духе говорит нам об отличии Бога от всех сотворенных существ. Святой Дух пребывает вне пространства и времени, не принадлежит к чувственно постижимым формам бытия. Его Всесовершенное Бытие «неописуемо, беспредельно, не имеет образа и вида» (св. ). Он есть Существо «бестелесное, и не имеющее формы, и невидимое, и неописуемое» (св. ). «Форма ограниченного существа непременно обрисовывается, так сказать, самыми его пределами, оконечностями; обрисованное таким образом существо имеет свой вид. Бесконечное не подчинено никакой форме как не имеющее ни в каком направлении никакого окончания; по этой же причине оно не может иметь никакого вида. Бога не видел никто никогда (). Бесконечное существо не может быть телом, потому что оно тоньше всякой превосходнейшей тонкости, оно вполне Дух. Такой Дух – Существо, несравнимое ни с каким существом созданным» (св. .

    В силу Своего Божественного вездеприсутствия Святой Дух может пребывать и в уверовавшем во Христа человеке, сообщая ему доселе неведомое познание Бога, приобщая его к полноте всеблаженой Божественной жизни. Божественные действия в человеке часто именуются Святого Духа, поскольку Святой Дух непостижимо вселяется в человека, обитает и пребывает в нем. Вместе с тем, благодатные Божественные действия общие всем Лицам Святой Троицы и пребывание Святого Духа в человеке означает и сопребывание с Ним Отца и Сына – Божественного Ума и Божественного Слова, то есть всей Святой Троицы – «Ума, Слова и Духа – единой соприродности и божественности», как говорит о Ней св. .

    В Священном Писании Святой Дух именуется также просто Духом (), Духом истины (), Духом Божиим () и (), Духом Отца () и (), Духом Господа (), Духом Божиим и Христовым (), Духом Сына Божия, (), Духом Христовым () и (), Духом святыни (), Духом усыновления (), Духом откровения (), Духом обетования (), Духом благодати (), благим (), Владычним (), Духом «премудрости, и разума, и совета, и крепости, и ведения, и благочестия» () и другими именами.

    Можно ли понимать сошествие Святого Духа на Христа в виде голубя или на апостолов в виде огненных языков, как пространственное перемещение третьего Лица Пресвятой Троицы с Небес на землю?

    Святой Дух, как и Другие Божественные Лица, вечен, неизмерим, вездесущ. Это значит, что Он никогда не зависит ни от условий пространства, ни от условий времени, прибывает везде, даже в адовых безднах, и охватывает всё.

    Следовательно, ни о каком временнóм перемещении из одной области мира в другую не может быть речи. Как до Крещения , так и во время, и после, (и опять же) как до Пятидесятницы, так и во время, и после Святой Дух находился и превыше Небес, и на , и на земле.

    Следовательно, сошествие Святого Духа на Христа во время Крещения и сошествие Духа на апостолов в день Пятидесятницы необходимо воспринимать в смысле Божественных действий.

    В первом из названных случаев Бог засвидетельствовал мессианское достоинство Иисуса, благословил Его служение как Спасителя и Искупителя. Во втором случае Божественное действие было связано с ниспосланием благословения на Его , наделением Её особыми благодатными дарами, особыми спасительными средствами.

    Почему Господь обнаружил Свои действия именно в таких внешних формах, знает Он Сам.

    В данной связи можно лишь заметить, что голубь - достаточно мирная птица. Кроме того, этот символ издревле соотносился и соотносится с надеждой и спасением. Вспомним, что после чудесного избавления от потопа именно голубь, выпущенный Ноем из ковчега, принес в клюве масличный лист (), удостоверив спасенных, что земля освободилась от губительных вод.

    Что касается огненных языков, эта символическая форма близка к тем библейским аллегориям, в рамках которых Бог представлялся под образом огня. Так, Моисей, при встрече с Творцом, созерцал объятый пламенем куст (); пророк Иезекииль зрел Бога в подобии мужа, вид которого напоминал пылающий металл (); пророк Даниил, видел огненную реку, протекающую перед ().

    Почему Святой Дух сошёл на апостолов лишь после Вознесения Христа?

    Сошествие Святого Духа в День Пятидесятницы явилось необходимым следствием всей предшествующей деятельности Бога, направленное на освобождение человека от власти греха, тления, смерти и лукавых духов.

    Сошествие Святого Духа было не пространственным перемещением, а особым Божественном действием, проистекающим от Бога Отца через Его Слово и проявившимся во Святом Духе. Это действие предназначалось для всей Церкви на все времена, а не исключительно для апостолов (именно поэтому на иконах, отображающих данное событие, наряду с прочими апостолами пишется Павел, который, в то время, не входил в круг последователей Христа, но был гонителем Церкви).

    В результате этого действия Церкви были преподаны особые спасительные средства, благодатные дары с помощью которых верующие освобождаются от греха. Благодаря этим дарам человек получил возможность преобразиться из грешного в праведного, из порочного в достойного, способного жить в послушании Богу, в Царстве святых.

    В свою очередь эта возможность открылась человеку в связи с тем, что для осуществления личного спасения предварительно были созданы все необходимые условия. Прежде, чем люди смогли получить эти благодатные средства, надлежало преподать им учение Боге, о Царстве Небесном, очертить перед ними их высшую цель, совершить Искупление, победить ад, сокрушить сатану, попрать смерть, освятить и прославить человеческое естество, проложить путь к Горним обителям, явить людям совершенный пример святости и любви.

    Это-то и совершил наш Господь. После сего на созданную Им ), или о том, что Дух - Дух Христов (), не могут служить доказательством учения о том, что Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына.

    Дуновение Сына на апостолов означает не что иное как ниспослание им Святого Духа, совершенное в конкретном месте, в конкретной обстановке, в конкретный исторический момент, и не указывает на образ вечного, внепрстранственного бытия Святого Духа, на Его исхождение «и от Сына» (дело в том, что Святой Дух не всегда обозначает третье Лицо Пресвятой Троицы; иногда так обозначается благодать Святого Духа, которая есть, вместе с тем, и благодать Отца, и Сына).

    Когда же приидет Он, Дух истины… (). Он будет свидетельствовать о Мне (). Греческое слово «дух» (πνεῦμα) - среднего рода, а не мужского как в русском языке. В связи с этим, употребление рядом со словом среднего рода указательного местоимения мужского рода (ἐκεῖνος - Тот [в русском переводе «Он»]) свидетельствует о личностной природе Духа Святого.

    Христианство воспринимает бога своего как единого, но при этом представляется он тремя лицами - Отцом, Сыном и Святым духом. То есть Святой дух является одной из ипостасей Творца, являющейся частью Святой Троицы. Вновь обратившимся в христианскую веру сразу бывает сложно разобраться в природе Бога, основа кажется замысловатой. Так что такое Дух Святой, разберемся подробнее.

    Что же такое Святой Дух?

    Итак, православие учит нас тому, что почитаем мы сразу всю - Отца, Сына и Святого Духа, потому что все они - единый наш Бог. проще простого. Как еще воспринимают Троицу? Отец Дух Святой - это ум, Сын Божий - это слово, сам же Святой Дух - это душа, а все это единое целое. Даже в обычном понимании ум, душа и слово не существуют по отдельности.

    Некоторые толкователи Библии объясняют Святой Дух как «действующую божью силу», которая не знает препятствий ни материальных, ни духовных. Так, говоря «солнце вошло в дом», не имеют в виду, что само светило оказалось в комнате, а просто проникли его лучи и освещают все вокруг. Само же Солнце не изменило свое местоположение. Так и Бог наш посредством Святого Духа может находиться сразу во многих местах. Это утверждение значительно укрепляет веру христиан. Все знают, что Бог вездесущ, он никогда не оставляет детей своих.

    Дух Святой избавляет от грехов

    Одно из действий Святого Духа - обличать верующих во грехе, причем еще в то время, когда сам грех не совершен. С самого раннего детства объясняется, что такое грех, каких поступков не надо совершать. По писанию мы уже рождаемся грешниками на этот свет. Все знают легенду об Адаме и Еве, с той самой поры грех передается уже при рождении в нашем теле. В течение жизни каждый верующий должен искупить первородный грех, и помогает в этом ему Святой Дух.

    Нет ничего проще, чем строго следовать основным заповедям. Вести праведный образ жизни. Все согласятся, что вполне совпадают с общечеловеческими. Каждый вменяемый человек вполне может контролировать свое отношение к миру, поведение. Ведь на самом деле, избавившись от злобы, зависти, гордыни, тщеславия и лени, можно обрести покой и удовлетворение жизнью. Не обманывайте ближних, проявляйте любовь к ним и заметите, как снизойдет благодать.

    Сошествие Святого Духа

    Само событие празднуется в Пятидесятницу. Духов день - на пятьдесят первый день от пасхи, после Воскресения Господня. В этот день, первый после Троицы, верующие отдают свое почтение Святому Духу, прославляют животворящую сущность, при помощи которой Отец-Бог наш «изливает благодать на чад своих». В церкви читаются особые молитвы, проходят службы. Считается, что на верующих в этот день исходит благодать Божья.

    Сошествие Святого Духа не было чем-то неожиданным. Еще при земной жизни о нем поведал своим ученикам Спаситель. Заранее объяснял апостолам о необходимости распятия Божий сын. Святой дух, как он говорил, прибудет для спасения людей. И вот в день Пятидесятницы в Иерусалиме в Сионской горнице собралось более 100 человек. Была здесь Дева Мария, жены-мироносицы, ученики Христовы.

    Сошествие произошло внезапно для всех собравшихся. Сначала появился некий шум над горницей как от сильного ветра. Этим шумом наполнилось все помещение, и тут собравшиеся увидели языки пламени. Этот удивительный огонь совсем не обжигал, а имел удивительные духовные свойства. Все, кого он касался, чувствовали необычайный подъем духовных сил, некое воодушевление, огромный прилив радости. И тут все стали громко возносить хвалебные речи Господу. При этом заметили, что все могут говорить на разных языках, которые не знали раньше.

    Проповедь Петра

    Услышав шум, доносившийся из Сионской горницы, собралась большая толпа народа, ведь в этот день все праздновали Пятидесятницу. С прославлениями и молитвами апостолы вышли на кровлю горницы. Люди вокруг поразились, как простые, малообразованные люди разговаривали на иностранных языках, проповедовали Евангелие. Причем каждый из толпы слышал свою родную речь.

    Дабы рассеять недоумение собравшихся, к ним вышел Обратился он к народу со своей первой проповедью. Поведал о том, как сбылось чудесным образом древнее предсказание о сошествии на них благодати Божьей. Объяснил, что такое Дух Святой. Получилось так, что до каждого дошел смысл его сказания, ведь его устами говорил сам сошедший Святой Дух. В этот день со 120 человек церковь возросла до трех тысяч христиан. День этот стал считаться началом существования Христовой Церкви.

    Праздник Святой Троицы

    Ежегодно церковь отмечает праздник Святой Троицы, совпадает он с Пятидесятницей. Вспоминают грандиозное событие сошествия Святого Духа. В этот день было заложено основание христианской церкви, прихожане укрепляются в вере, обновляют дары, ниспосланные святым Духом при таинстве Крещения. Благодать божья каждому дает все самое возвышенное, чистое, светлое, обновляет внутренний духовный мир. Если в ветхозаветном учении верующие почитали только Бога, то теперь они знали о существовании самого Бога, единородного Сына его и третьей ипостаси - Духе Святом. Именно в этот день много веков назад узнали верующие, что такое Дух Святой.

    Традиции на Троицу

    Празднование Троицы каждый христианин начинает с уборки собственного жилья. После того как горница засверкает чистотой, принято украшать комнаты зелеными ветками. Они служат символом богатства, плодородия. Службы в этот день также проходят в храмах, украшенных березовыми ветвями, цветами, прославляется Дух святой. Церкви своим богатым убранством выказывают свое преклонение, почтение Святой Троице. Проходят Божественные литургии, потом сразу вечерние.

    Верующие в этот день прекращают все работы, пекут пироги, варят кисель, накрывают праздничный стол. В этот период поста нет, поэтому на стол подавать можно все что угодно. После службы люди ходят в гости, прославляют Троицу, угощаются, преподносят подарки друг другу. В этот день на Руси принято было свататься. Считалось, что семья будет счастливой, если сватовство совершалось в Троицу, а сама свадьба на Покров Богородицы.

    Храм Святого Духа. Сергиев-Посад

    Первые храмы, посвященные святому Духу и Троице, появились только в XII веке. На Руси первый храм во имя Сошествия Святого Духа появился в Радонежском боре. В 1335 году выстроил его скромный инок Сергий, который всю свою жизнь посвятил служению Богу, он-то хорошо знал, что такое Дух Святой. Постройка послужила основой для возведения на том месте Теперь это крупнейший духовный центр в России. Сначала был возведен небольшой деревянный храм и несколько келий. С 1423 года на месте том возвышается крестово-купольный, четырехстолпный Троицкий собор. На протяжении многих веков отстраивался здесь архитектурный ансамбль Лавры.

    В лектории Иоанно-Кронштадтского храма города Рязани с 2016 года проходят беседы о жизни Церкви, вопросах богословия, истории и других темах. Глава Рязанской митрополии, владыка Марк, последние свои встречи в рамках лектория посвятил Символу веры - пониманию и детальному осмыслению главного вероучительного текста православных христиан. Предлагаем Вашему вниманию четвертую из бесед, состоявшуюся в январе 2017 года.

    «И в Духа Святаго, Господа, Животворящего, иже от Отца исходящего…»

    «В Символе веры говорится о том, во что мы верим, - подчеркнул Владыка. - Сначала - о том, что мы верим в Бога-Отца, затем - о вере во второе Лицо Святой Троицы, Иисуса Христа». «И в Духа Святаго»…

    «А кто знает, как слово «Дух» звучит по-гречески? - спросил митрополит. - Само слово «Дух», «душа» происходит от слова «дышать». Оригинальное греческое слово «пневма» (πνεύμα) имеет весьма широкий спектр значений: это и дыхание, и дух, и душа, и даже ветер. А на еврейском «дух» звучит как «руах». Иногда эти слова употребляются в Священном Писании в разных смыслах: как «ветер» или «дыхание».

    «Но читая текст Символа веры, мы не можем говорить о том, что здесь имеют место такие значения, потому что следом за словом «Дух» говорится «Святой». Мы говорим о том, что верим в Духа Святого. Но и это еще не все: следом употреблено слово «Господа».

    Какой смысл имеют три эти слова? Постоянная участница лектория Татьяна пояснила, что в данном члене Символа веры имеется в виду «Бог как Лицо Святой Троицы».

    «Да, - подтвердил Владыка, - речь здесь идет не просто о каком-то ветре или безличном, пусть и освященном, Духе. Произнося слово «Господь», мы подразумеваем, что говорим о Лице. Хотя для обозначения Лиц Святой Троицы употребляется особое слово - «ипостась ». От греческого «ύπόστασις» - осадок, проявление, выявление, основание, сущность».

    Каждый человек – это не только тело, душа. Каждый человек – это личность , сотворенная Богом. То есть о человеке, как индивидуальности, мы говорим - «личность». А о Боге – «ипостась». «Одна природа и три ипостаси, или лица…

    И говоря о Святом Духе, Господе, мы свидетельствуем, что это Лицо Святой Троицы. То есть слово за словом, постепенно, вырисовывается все большая и большая определенность того, во что мы верим. Так, дальше, после уже упомянутых слов, следует еще одно понятие - Животворящий».

    Владыка предложил аудитории выдвинуть свои версии значения этого слова.

    «Творящий жизнь», - прозвучало из зала. «Верно, - согласился Владыка. - Дух – это не ветер, не какая-то особая душа. Это то, что дает, творит жизнь. А какие ассоциации у вас возникают со словами «Святой Дух» и «Животворящий»?»

    Слушатели предложили слово «рождение». Один напомнил о том, «что схождение Святого Духа на апостолов мы называем Днем рождения Церкви. А через Церковь, через Христа, мы получаем жизнь вечную».

    Митрополит Марк похвалил участника за столь подробный ответ и предложил вспомнить образы, связанные в нашем сознании «с замечательным праздником Пятидесятницы, когда в храмах постилается трава, ставятся березки…»

    «Рисуя в уме этот образ, можно пойти дальше и попытаться представить себе эпоху мироздания, когда все вокруг было сухим и безжизненным. И вдруг, однажды, было оживотворено Духом, и стало совершенно другим - всюду начали распускаться и благоухать цветы, произрастать травы и самые разные растения. Эту удивительную тайну жизни изучают биологи, но так и не могут до конца постигнуть…»

    «Когда мы говорим о Духе, то вспоминаем о Пятидесятнице, потому что апостолы после получения Святого Духа стали совершенно другими. Прежде они были боязливыми, даже трусливыми, маловерными. А после сошествия на них Духа совершенно изменились, какая-то особая жизнь вошла в них, они сделались мужественными и дерзновенными. Это был решающий, переломный момент в их жизни - они стали исповедниками, мучениками, бесстрашными свидетелями жизни во Христе».

    «Иже от Отца исходящего»

    Что означает это выражение? Зачем нам знать, что Дух исходит именно от Отца? Активная слушательница Татьяна ответила, что «сам Иисус Христос говорил, что через Него сойдет Дух Утешитель, от Отца через Сына».

    Но с этим утверждением оказались согласны не все. Слушатель Вадим высказал мнение, что Дух Святой не может исходить через Иисуса Христа, что Он может исходить только от Отца. А Дмитрий уточнил, что в словах «Иже от Отца исходящего» «формулируется ипостасное свойство Духа Святого: то есть дается понять, что Дух Святой - равночестный, равнозначный Господь», и что «в Евангелии есть упоминание, что Святой Дух исходит от Отца». Иисус Христос говорит Своим ученикам: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя». То есть Сам Спаситель явно говорит о том, что Святой Дух исходит от Отца.

    Однако Владыка заметил, что у святых отцов есть выражение «διά τού Υίού», то есть «через Сына». Как же нужно воспринимать это выражение? «Есть единственное свойство, которое отличает Духа Святого от Отца и Сына - это то, что Святой Дух исходит», - констатировала одна из «умниц». Другая уточнила, что Католическая Церковь учит, что Дух Святой исходит и от Отца, и от Сына. «Мы верим, что Святой Дух исходит только от Отца».

    «Нам нужно понимать самые главные понятия: «творить», «рождать» и «исходить», - поделился своими мыслями активный слушатель по имени Александр. - Причем значение слова «творить» тоже можно разделить на две части. По-еврейски есть два понятия: «бара» - творить из ничего, это слово употребляется, что важно, в самом начале книги Бытия, и «аса» - делать, творить то, что обычно делает человек из уже существующего, тварного материала. «Филиокве» - это фундаментальное отличие Католичества от Православия, - продолжил Александр. - Дословно «filioque» переводится «и от Сына». То есть Дух Святой, по мнению католических богословов, исходит и от Отца, и от Сына, в то время как в Православии признается исхождение Святого Духа только от Отца». Это различие, заключил Александр, разорвало христианский мир на две части, стало причиной грандиозного разрыва Католичества и Православия.

    Владыка констатировал, что ему остается только одно - тут же подарить Александру книжку «за блестящие познания»!

    «Действительно, «филиокве» переводится как «и от Сына», - продолжил архипастырь. - Когда мы говорим о взаимоотношениях в Святой Троице, то затрагиваем трудную и таинственную тему, разъяснения которой можем почерпнуть в Священном Писании и у святых отцов: Григория Богослова, Василия Великого и других. Они учат, что Дух Святой исходит от Отца и не исходит от Сына. В некоторых случаях у отцов есть выражение: «Бог Святой Дух исходит через Сына».

    К слову Александр процитировал преподавателей, которые завещают своим студентам-теологам: «Если вы постигли Святую Троицу - вам пора на исповедь, ведь до конца постигнуть Святую Троицу невозможно!»

    Владыка Марк согласился, что рассуждения о таком тонком предмете должны совершаться с благоговейным трепетом. При этом он привел свидетельства древних историков о том, что в IV-V веке о Троице и Ее свойствах спорили на рынках, площадях и в банях. Это была самая «горячая» тема того времени.

    «Возвращаясь же к нашей дискуссии, надо сказать, что человек, использующий выражение «через Сына», не погрешает и не отказывается от Православного учения. Ведь после Боговоплощения мы имеем возможность получать полноту Духа Святого через Сына, через соединение со Христом в таинствах Крещения и Евхаристии. Дух Святой сошел через подвиг Иисуса Христа, через Его Крестную смерть, Воскресение и Вознесение, поэтому мы можем говорить, что Святой Дух приходит в мир через Сына. А с точки зрения свойств Святой Троицы, Святой Дух исходит только от Отца, но не от Сына ».

    Так в чем же разница между верой католиков и православных? В чем смысл этой богословской тонкости, которую, может быть, и не все понимали? В чем ее значение для Церкви, для духовной жизни? Одна из слушательниц предположила, что особой разницы между верой католиков и православных «для простого человека нет». Однако большинство присутствующих с этим не согласились.

    «Если Дух Святой исходит не только от Отца, но и от Сына, как считают католики, то нарушаются свойства Божии, и у Сына становится больше свойств, нарушается равновесие», - включился в обсуждение слушатель Вадим.

    «Так ради чего страдали святые отцы, ради чего проливали свою кровь, отстаивая истину? – обратился Владыка к собравшимся. - Это должно быть что-то фундаментальное, значимое, ведь для святых отцов была важна каждая деталь, каждая запятая в осмыслении Священного Писания».

    «В начале февраля Церковью установлено празднование памяти Марка Эфесского - святого, боровшегося с католическим искажением истины. Именно святителя Марка позвали на Флорентийский собор, главной целью которого было вовлечь православных в унию с католичеством. Когда закончился собор, папа спросил: «А подписал ли Марк Эфесский документы об унии?» Ему ответили, что нет, и папа воскликнул: «Тогда мы ничего не достигли!..» Марк Эфесский не согласился на унию, называя католиков еретиками. Богословы, историки, исследуя жизнь Церкви, утверждают, что фактически любое изменение в вере вносит изменения и в духовную жизнь человека, Церкви, общества ».

    «Так произошло и в случае с филиокве. Учение об исхождении Святого Духа «и от Отца, и от Сына» появилось в Испании, а затем начало распространяться в других странах. Словосочетание «и от Сына» привело к тому, что Дух Святой стал представляться как некое «служебное существо», Лицо Святой Троицы второго порядка.

    Долгосрочным последствием принятия этого учения в католичестве стал недостаток духовности. Постепенно началась деградация, со временем развернулся Ренессанс, связанный с интересом к язычеству, античности. Угасал интерес к аскезе, его сменил все возрастающий интерес к светскому искусству.

    В церковном искусстве появилось много светских элементов, произошло обмирщение, пленение язычеством. Пошли дальнейшие расколы, крупнейшим из которых стало отделение от католичества протестантизма, потом раздробившегося на множество новых деноминаций», - констатировал митрополит.

    Татьяна с жаром резюмировала произошедшую в католичестве вероучительную трагедию: «Святого Духа лишили равноправия!» Все в зале заулыбались, в том числе и Владыка: «Одно слово - а какая разница! – подчеркнул митрополит. - Нужно понимать, в чем состоит эта разница, ведь малейшая черта, йота не прейдет из закона! Святые отцы не просто так отстаивали каждое слово, каждое выражение».

    «Иже от Отца исходящего, иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима»

    Слушатель Александр отметил, что в этих словах говорится «о равночестном и равнозначном поклонении, которое воздается Святому Духу наравне с Отцом и Сыном, что делает все это предложение определенным противопоставлением филиокве».

    «Глаголавшего пророки»

    Святой Дух говорил через многих пророков. Митрополит Марк поинтересовался у присутствующих, может ли кто-то назвать пророков, которые пророчествовали о Святом Духе? Вспомнили пророка Иоиля и его слова: «Излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши». (Иоил.2:28) «Мы видим, что Иоиль говорит конкретно о Святом Духе, что Им, Духом, будут пророчествовать. Тем самым пророк дает ключ к восприятию пророчеств».

    «Я однажды попросил священников объяснить слова апостола Павла, - поделился митрополит Марк. - Кто-то объяснил, кто-то не смог… А слова я им привел такие: «Закон - пестун ко Христу». Кто из вас сможет объяснить эту фразу?»

    Сразу несколько слушателей сошлись на том, что Ветхий Завет подготавливал человечество к принятию Христа. В русском языке славянское слово «пестун» переводится как «детоводитель», «педагог». Один из «умников» рассказал, что читал о значении слова педагог: в греческом языке им был человек, который вел детей в школу («παιδαγωγός»). А вот учитель по-гречески назывался по-иному - дидаскал («διδάσκαλος»). Когда выяснили все нюансы в значении слов и их перевода, митрополит Марк предложил участникам лектория сформулировать главную идею апостола Павла, назвавшего Ветхий Завет пестуном ко Христу. После общего мозгового штурма пришли к выводу, что Ветхий Завет не был учителем. Иногда некоторые люди спрашивают: «И чему же Ветхий Завет учит? Люди там занимались и преступлениями, и прочим…» Слова апостола Павла как раз и отвечают на этот вопрос: Ветхий Завет был всего лишь детоводителем, который вел человечество к Учителю - Христу.

    «Какое богатство скрыто в этом, казалось бы, простом выражении, какие сокровища содержат апостольские послания! – заключил Владыка. - Три слова - а какое значение, какой глубокий смысл!»

    И во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь



    Этими словами продолжается Символ веры, и с ними участники семинара приступили к исследованию следующей части вероучительного текста - о вере в Церковь. До этого говорилось о вере в Бога-Отца, Иисуса Христа, Святого Духа. А тут - Церковь… Почему в нее тоже верят? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, митрополит Марк предложил рассмотреть ближе значение самого слова «Церковь».

    Слушатели высказали свои мнения: что Церковь - это собрание верующих, и что еще этим словом обозначается здание, где собираются верующие. Кто-то отметил, что Церковь в переводе с греческого – «собрание».

    Владыка подтвердил, что действительно люди часто используют это слово в разных значениях, и иногда в головах даже возникает путаница - человек начинает выяснять, а что же такое храм, церковь, собор…

    «На самом деле, - продолжил архипастырь, - существуют четкие и ясные понятия. Если говорить о Церкви, то нужно отличать Церковь от храма. Храм – это здание. И первое слово, которое возникает в сознании, когда мы говорим о здании – это храм. А Церковь, как было правильно сказано, это собрание людей. Само слово «Церковь» происходит от греческого слова «экклисия» (εκκλησία)».

    Далее владыка привел звучание слова «Церковь» в других языках: во французском - l’église. А по-испански – iglesia. Невооруженным глазом видно сходство этих слов, каждое из которых происходит от греческого слова εκκλησία.

    Поэтому Церковь - это εκκλησία, что буквально означает «собрание». А происходит оно от слова «собирать, созывать». Так что Церковь - это собрание людей, которых призвал Господь, и которые образуют Церковь.

    На вопрос, а с каким словом вы можете отождествить слово «призвание »? - из зала предположили, что призвание – это покаяние. Этот ответ оказался совершенно правильным, и был поощрен подарком - книжкой.

    Суть связи слов «покаяние» и «призвание» в данном случае лежит в том, как происходит призвание Богом людей в Церковь. Так, в Евангелии описывается, как Иисус Христос призывал апостолов: как призвал Симона Петра, и как тот сказал: «Выйди от меня, Господи, ибо я – человек грешный» А Господь ему ответил: «Иди, и я тебя сделаю ловцом человеков». Или можно вспомнить еще призвание апостола Матфея, когда тот оставил свою мытницу и пришел ко Христу.

    Господь их призвал, подчеркнул владыка Марк, и для них это стало чем-то равносильным покаянию. Ведь покаяние - изменение ума, жизни, а у них как раз и произошла смена ценностей, они бросили все и последовали за Христом.

    И каждый из нас также призван Богом.

    Ну вот не ходил человек в храм, - продолжил владыка. - Поверил и стал ходить – вот это и есть призвание Богом. Мы-то об этом слове редко говорим, нечасто его употребляем, а на западе, например, оно употребляется достаточно широко. Вспоминаю, как столкнулся с одним католиком – он в беседе посетовал, что у них в католичестве мало призваний. Не только в смысле приходов в Церковь, но и призваний к священническому служению.

    Поэтому призвание Господом – по сути дела, способ вхождения в Церковь .

    Конечно, многие из нас были крещены в детстве и восприняли веру с молоком матери, но при этом фактически не были призваны. И более того, многие потом ушли в грешный мир. А другие наоборот - не были крещены, но были призваны Богом и стали членами Церкви.

    Тут митрополит Марк вновь задал вопрос - на этот раз он предложил присутствующим высказать свое мнение о том, можно ли каких-то верующих, прихожан того или иного храма, назвать частью Церкви, или все же правильнее их назвать Церковью? Один из слушателей ответил, что Церковь - это тело Христово. Имеет главу - Христа. Следовательно, можно употреблять слово часть.

    Прозвучало и мнение о том, что все-таки, наверное, Церковь нельзя так делить, называя что-то частью, потому что каждый член организма Христова тела по-своему важен.

    Тогда Владыка предложил вниманию аудитории вопрос, который должен был прояснить эту тему. Он посоветовал вспомнить, что говорит архиерей или священник на богослужении после пения «Достойно есть».

    «В первых помяни, Господи, великаго господина и отца нашего» - ответила одна из слушательниц, и за прекрасное знание православного богослужения получила в подарок молитвослов.

    И неслучайно было сказано Спасителем, что «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». То есть двое-трое людей, собранных во имя Христа - это и есть Церковь.

    И тем более не стоит забывать, добавил владыка, что психология древнего человека всегда очень конкретна. Так, на прошлых встречах митрополит Марк говорил со слушателями о том, что существует несколько понятий, слов, которые обозначают конкретную сторону любви: любовь дружеская, христианская, родственная и так далее. И поэтому понятие «Церковь» употреблялось в древности конкретно в отношении общин, являясь синонимом словосочетания «церковная община». Возглас, который вспомнили на встрече, и свидетельствует об этом. «Даруй святым твоим церквам» - то есть общинам, малым Церквам. На этом митрополит Марк предложил завершать встречу, которая к тому времени продолжалась гораздо более часа. Владыка пожелал всем участникам быть активными, изучать Символ веры, тем более, что это, как сказал архипастырь, основной вероучительный «документ» православных христиан, который говорит - как нужно верить, какие существуют особенности восприятия веры. «Также наша беседа показала, что в выражениях Символа веры, в соборных определениях нет ничего случайного, и каждое слово имеет свой глубокий смысл», - подытожил митрополит Марк.

    Завершился семинар традиционным вручением подарков самым активным и любознательным участникам: Людмиле, слушательнице, отвечавшей на многие вопросы, владыка вручил золотой крестик, Дмитрию - серебряный, а Вадиму подарил книгу.

    Кроме того, еще некоторое время владыка отвечал на дополнительные вопросы присутствующих - о вере, о филиокве и примате пап как главной причине отрыва католичества от православия.

    Loading...Loading...