Верования народов, живших на американском континенте в прошлые тысячелетия. Культура и религия цивилизации майя Религия цивилизации майя

  • Где жили майя

    Пожалуй, если бы провести конкурс среди древних цивилизаций мира на звание самой загадочной, то древняя цивилизация майя уверенно бы заняла в нем первое место. Народ, не знавший колеса, строил пирамиды, могущие по красоте и долговечности соревноваться с египетскими, а знаменитый календарь майя один из самых точных среди когда-либо созданных. И по сей день много тайн майя так и остались нераскрытыми, а историки все еще строят гипотезы о жизни этого одного из самых интересных племен доколумбовой Америки. Об истории индейцев майя, их культуре, религии наша сегодняшняя статья.

    Где жили майя

    Но сперва ответим на вопрос, где жили племя майя, попробуем поискать их родину на карте Америке. А жили они в одном из самых теплых и комфортных в плане климата уголков нашей планеты, а именно на территории современной Мексике и ряда стран Центральной Америке: Панамы, Гватемалы, Белиза, Гондураса. Очень много культурных центров майя находилось на полуострове Юкатан.

    Карта расположения цивилизации майя.

    История майя

    История цивилизации майя, как впрочем, и вопрос об их происхождении имеет, к сожалению, очень много темных пятен. Да что там говорить, даже подлинное название этого народа нам не известно, так как вошедшему в обиход слову «майя» мы обязаны Христофору Колумбу. А дело было так: во время своего четвертого плавания к американскому континенту (сам Колумб был искренне уверен, что плавал к берегам и Китая) великий мореплаватель пристал к небольшому островку, расположенному недалеко от современного Гондураса. Там он повстречал индейских купцов, которые плыли на большой лодке. Колумб спросил их, откуда они, на что последовал ответ «из провинции Майан», вот отсюда и пошло название этого народа – майя.

    Это то что касается их название, а вот насчет истории этого народа, то на момент прибытия европейцев цивилизация майя уже клонилась к упадку. Удивленным взорам европейцев предстали отличные каменные города, построенные майя, но была одна загвоздка, города эти оказались покинутыми и заброшенными. Что подвигло индейцев майя покинуть свои города и по сей день является одной из загадок этого народа и предметом дискуссии ученых историков-американистов. Быть может какие-то внутренние конфликты в их обществе, или вспышка эпидемии некой болезни, племенные войны или апокалипсические ожидания конца света (индейца майя были очень суеверными) или еще что-то? Гипотез по этому поводу есть немало, но точного подтверждения увы нет.

    Также в том, что мы так мало знаем об истории народа майя есть вина и испанский конкистадоров. Некто Диего де Ландо, испанский инквизитор, прибивший в Новый свет обращать индейцев-язычников в христианскую веру, приказал сжечь все письмена майя, где хранилось немало ценных исторических сведений об этом народе. Так по приказу одного религиозного фанатика была практически стерта история целого народа.

    Культура майя

    А вот об особенностях культуры майя мы знаем куда больше, ведь сохранилось множество следов их деятельности, начиная от знаменитых пирамид майя в Чичен-Ице (полуостров Юкатан, Мексика).

    Пирамиды майя в Чичен-Ице.

    Руины некогда великого культурного и политического центра майя, города Чичен-Ица (переводится как «в устье колодца Ица») и по сей день привлекают толпы туристов со всего мира и являются свидетельством высокой культуры этого народа, особенно в градостроительстве (ведь до конца не понятно как майя строили свои пирамиды, современной строительной технике тогда и близко не было) и конечно же астрономии.

    Это руины древней обсерватории майя, они были отличными астрономами, умевшими наблюдать за звездами, предсказывать солнечные и лунные затмения и составившими очень точный календарь, который как мы помним, заканчивается на 2012 году, что стало источником слухов о конце света в том году. Но скорее всего какому-то майянскому астроному просто надоело дальше составлять свой календарь, и он остановился на 2012 году.

    Большие достижения майя имели не только в сфере астрономии, но и в математике, майянцы издревле в своих вычислениях использовали понятие нуля. К слову в Европе ноль стали использовать лишь после 1228 года с подачи итальянского математика Леонардо Пизанского, более известного как Фибоначчи.

    Медицина майя также была весьма продвинутой, в частности они умели пломбировать зубы, делать протезы, зашивать раны с помощью человеческих волос и даже проводить хирургические операции с использованием наркотических обезболивающих средств в качестве анестезии.

    Письменность майя были иероглифической, и что стоит знать, помнить и гордится, расшифрована она была впервые нашим соотечественником, украинцем из Харьковской области, Юрием Кнорозовым.

    Юрий Кнорозов, человек дешифровавший письмена майя.

    Религия майя

    Религия служила основным нравственным компасом индейцев майя, в целом они были очень набожными. За десятки веков у них образовались сложные религиозные ритуалы и церемонии, которые играли в их жизни решающую роль. Религия майя менялась и усложнялась в ходе их эволюции, перехода от кочевого к оседлому образу жизни. Первые майя (впрочем, как и любые другие народы) обожествляли солнце, луну, ветер, дождь, молнии, горы, леса, реки и озера и другие силы природы. Постепенно сложился развитый пантеон богов.

    Верования индейцев майя были тесно связаны с другими сферами их деятельности, особенно хозяйством. Так, основным блюдом пищевого рациона майя была кукуруза, поэтому не удивительно, что по майянской мифологии бог-творец Хунаб свое время создал человечество именно с початков кукурузы. «Пополь-Вух» религиозный эпос майя выделяет в процессе перевоплощения кукурузы на человека большую роль не только Бога-творца Хунаб, но и богини Тепе — Великой Матери.

    «Из теста кукурузы были созданы первые четыре человека Балам-кошкой, Балам-Акаба, Махукутах и Ики-Балам. Они стали предками всего человечества (видимо, первые четыре человека символизировали четыре основные расы нашей планеты)» — так рассказывает нам священный эпос майя «Пополь-Вух», и далее продолжает: «И были созданы для них женщины. Так божество показало свои намерения. Поистине прекрасными были женщины, вот имена их: Каха-Палун, Чомиха, Цунумиха и Какишака… Вместе с мужчинами они зачали людей больших и малых племен и нас самих». Вот такой майянский миф о сотворении мира.

    По верованиям майя, уходящим корнями в седую глубину, мир наш создавался уже четыре раза и трижды разрушался всемирным потопом. Здесь мифы майя перекликаются и с индийским учением о 4 югах, о разных периодах существования человечества, которые составляют один день Брахмы и с христианской библейской легендой о всемирном потопе, только по версии майя всемирных потопов было не 1, а целых 3.

    Первым был мир карликов, которые существовали еще до того как было создано солнце, когда же солнце наконец появилось оно превратилось в камень, а их города залило первым потопом. Второй мир был заселен различными преступниками и просто невеждами, которых успешно смыло следующим потопом, третий же мир был заселен уже майя, но и они утонули, наш же современный настоящий мир был создан в результате смешения всех трех предыдущих и его также ожидает четвертый потоп.

    Цивилизация индейцев майя запомнилась в веках не только своим легендарным календарем и апокалиптическими настроениями ожидания конца света, но и чрезвычайно кровавыми ритуалами человеческих жертвоприношений, когда жестокие жрецы на вершинах своих величественных пирамид-храмов вырывали у несчастных жертв сердца в честь своих богов. Хотя, на самом деле человеческие жертвоприношения у индейцев майя появились не сразу. Долгое время первые индейцы майя вообще не приносили человеческих жертв, ограничиваясь жертвоприношением цветов, фруктов, различных украшений и, в крайнем случае, животных. Что же случилось такое с индейцами майя? Откуда появилась эта кровожадность?

    Видимо ответ на этот вопрос опять же надо искать в религии майя, их богатой мифологии и в определенных исторических и культурных предпосылках. Так как индейцы майя были чрезвычайно набожными, а религиозные ритуалы и церемонии играли в их мире особую, даже решающую роль. Дело в том, что с какого-то времени в религиозном эпосе индейцев Мезоамерики, причем не только майя, но и ацтеков появилось представление, что солнце и жизнь вообще существуют только благодаря жертве. И только благодаря жертве солнце может сохраниться и продолжать свои функции, а кровь принесенных в жертву для него как будто горючее, такой себе бензин для автомобиля. Правда сперва солнце «удовлетворяли» жертвенной кровью животных, и очевидно позже на территории майя стали происходить определенные катаклизмы (мысль о которых потерялась в сумерках истории) и жрецы решили, что горючего в качестве жертвенной крови животных для солнышка мало, нужно что-то более действеннее – люди.

    Так начались массовые человеческие жертвоприношения, как правило, в качестве «горючего» для солнца служили пленные индейцы из других племен, захваченные в результате какой-то маленькой (или большой) войны. Хотя бывало, что в жертву приносили и своих.

    Боги майя

    И давайте вспомним о богах майя, которых на самом деле было очень много, среди них были и такие экзотические боги, как бог полярной звезды, бог луны, покровительница медицинских знаний и деторождения – богиня Ишчель и богиня самоубийств (!) Иштаб. К слову, в религии майя самоубийство не считалось чем-то плохим (как скажем в большинстве религиях, особенно в христианстве) и было даже почетным делом. Особенно почетным считалось самоубийство через повешение, ведь саму богиню самоубийства Иштаб изображали не иначе, как в петле. В конце концов, самоубийство в религии майя приравнивалось к добровольному жертвоприношению и этим можно объяснить такое большое уважение к нему.

    Бог-создатель майя Хунаба, который создал людей из початков кукурузы, как не странно, но почитался значительно меньше своего сына – бога небес Итсамана. Последний же фактически был верховным богом майя, легенды и мифы делают его первым жрецом, покровителем дня и ночи и изобретателем иероглифов и вообще письменности как таковой. «Сначала было слово» так начинаете Евангелие от Иоанна, индейцам майя тоже была знакома эта формула, сначала было слово, которое дал им бог Итсамана.

    Также большим почетом пользовался бог дождя Чак который в религиозных мифах майя упоминается даже чаще, чем сам владыка небес итсамана. Может потому, что от Чака самым непосредственным образом зависело хозяйство майя и урожай кукурузы. В позднюю эпоху богу Чаку тоже приносились и человеческие жертвы, особенно когда долгое время не было дождя, надо же было отправить посланника, чтобы умилостивить Чака. Из жертв богу дождя Чаку не вынимали сердца на вершине пирамиды, их сбрасывали на дно большого ритуального колодца.

    Третьим по значимости был сам загадочный бог-покровитель кукурузы, но почему загадочный? Ибо история не донесла нам его имени, некоторые исследователи считают, что им был бог лесов Йум Ках. Во всех упоминаниях этот самый молодой бог изображается с сильно деформированной головой, она (голова) обремененная многочисленными заботами о хорошем урожае.

    Верования майя о загробной жизни не слишком отличаются скажем от верований, которые есть в христианстве или в исламе. Души праведников, и принесенных в жертву богам людей попадают в аналог Рая, прекрасное красочное место полное цветов и бабочек. Души же нечестивых людей попадают в подземное царство Шибальду (аналог Ада) где несут искупление за свои греховные поступки.

    Старая английская поговорка гласит: «Если зеркала перестало отражать человека, значит, он близок к смерти». В конце Х-го века зеркало вечности уже почти перестало отражать культуру майя, пришло начало ее конца. Именно в это время оказались полностью покинутыми многие города майя, а что стало причиной этого как мы писали выше, так и остается неизвестным.

    • Пожалуй, самым удивительным является то, что народ строивший величественные пирамиды, имеющий точный календарь, обладающий многими познаниями в разных науках, так и не изобрел колеса. Да, индейцы майя (впрочем как и инки с ацтеками) не знали колес.
    • Многие лингвисты считают, что слово «акула» майянского происхождения.
    • У майя были весьма своеобразные представления о красоте, матери специально прижимали досочки ко лбам своих детей, делая их кость более плоской, считалось, что так красиво.
    • Майя играли в футбол, только футбол у них был, разумеется, не такой как сейчас, каучуковый мяч нужно было забить в круглый обруч, а проигравшая команда в полном складе приносилась в жертву.
    • Имена своим детям майя давали в зависимости от дня, когда те народились.
    • Около 7 миллионов потомков майя и по сей день живут на территории Мексики и соседних стран, и даже практикуют жертвоприношения, правда, в качестве жертв выступают уже не люди, а куры.

    Майя, видео

    И в завершение познавательный документальный фильм «Тайна цивилизации майя».


  • Цивилизация майя просуществовала несколько тысячелетий; предполагается, что начало ее восходит к 3–2 тысячелетиям до н.э. Однако расцвет ее приходится на период со II по X в. н.э. – это время называют эпохой классических майя. Она охватывала своим влиянием полуостров Юкатан, а также территории, где сейчас располагаются Гватемала, Белиз, часть Гондураса, Сальвадора и некоторые штаты Мексики. Крупные города-государства этого региона (Копан, Тикаль, Вашактун, Волактун, Балакбаль) населяли несколько племен – майя, киче, уастеки, какчикело, тсентало, дакандоне, итса, из которых особенно выдающимися культурными достижениями отличалось племя майя-киче: именно этим племенем была создана священная книга "Пополь-Вух" – "Книга народа", объем которой составляет 8500 страниц и которая повествует о творении мира и человека, об устройстве космоса, о подземном царстве мертвых и т.п.

    Пантеон богов майя, включивший в себя многих персонажей более ранних мифологий, был весьма многочислен и сложно структурирован. Отдельные сферы жизни людей, природные явления, стихии и т.п. представлены здесь не одним богом, а группами богов: есть боги плодородия, боги воды, боги огня, боги звезд, планет и т.п. Группа богов – повелителей небес именовалась Ошлахун-Ти-Ку, она враждовала с группой богов – повелителей подземного мира, Болон-Ти-Ку.

    Творцом мира и людей майя считали бога Унаба, или Хунаба Ку. В священной книге "Пополь-Вух" говорится, что Унаб сотворил человечество из кукурузы. Из теста кукурузной муки были созданы первые четыре человека: Балам-Кице, Балам-Акаб, Махукутах и Ики-Балам.

    Однако в своих молитвах майя обращались к Хунабу редко, считая его совершенно недоступным. Общепризнанным же верховным богом был его сын, владыка небес Ицамна. В кодексах он изображен глубоким стариком, беззубым, с впалыми щеками, орлиным носом, а в некоторых сюжетах – еще и бородатым. Он являлся также богом дня и ночи. Легенды и мифы майя рассказывают, что он же был первым жрецом, который изобрел иероглифы. Существовали и зооморфные изображения Ицамны, на которых он предстает как небесный дракон (рептилия-птица-ягуар). В дальнейшем в его культе появляются хтонические аспекты, он становится богом вулканов, подземного огня, а еще позднее появляется множество ипостасей Ицамны, каждая из которых имеет свою "специализацию": Ицамна-Кавиль связан с урожаем, Ицам- на-Кинич-Ачав – с солнцем, Ицамна-Каб – с землей и т.п. Его супругой, по некоторым версиям мифа, была богиня Иш-Чсль (радуга) – покровительница ткачества, медицинских знаний и деторождения, а также богиня луны.

    Популярным божеством был также бог кукурузы, имя которого достоверно неизвестно. Некоторые исследователи считают, что им был бог лесов Йум Ках (или Каш). Во всех упоминаниях это самое молодое божество с сильно деформированной головой, обремененное многочисленными заботами о хорошем урожае. Не меньшей популярностью пользовался и бог смерти Ах Пуч (или А Пуч). Его изображения в кодексах соответствуют божественному промыслу, который он призван осуществлять: вместо головы – череп; ребра и позвоночник обнажены. Почитанием пользовалась также богиня Иштаб – покровительница всех наложивших на себя руки. Некоторые боги сохраняли зооморфный облик; так, сохранился культ богов-ягуаров, имевших отношение к охоте, подземному миру, смерти, воинским культам.

    Согласно представлениям майя, мир состоит – кроме собственно наземного мира людей – из 13 небес и девяти подземных миров. В центре Вселенной находится мировое дерево, пронизывающее все небеса, а по сторонам света – четыре других дерева. С каждой стороной света был жестко связан определенный цвет, а также по одному богу дождя (чаку), ветра (павахтуну) и так называемому бакабу – носителю и держателю неба. Соответственно, на востоке находились красные чак, павахтун и бакаб, на западе – черные, на севере – белые и на юге – желтые. Мир создавался четырежды и три раза разрушался Всемирным потопом. Вначале был мир карликов, построивших большие города. Они делали это в темноте, поскольку еще не было создано солнце. Когда оно впервые взошло, карлики превратились в камни, а города были разрушены первым потопом. Впоследствии мир был населен преступниками, которых смыло новым потопом. Третий мир оказался заселенным самими майя, однако также был смыт потопом. Четвертый, современный мир населяют люди, появившиеся на свет в результате смешения всех ранее существовавших на полуострове Юкатан племен. К сожалению, и ему уготована та же судьба: неизбежен четвертый Всемирный потоп. Имея удивительно точную и детально разработанную календарную систему, майя конкретно указывали дату предстоящей катастрофы – 2012 г. н.э.

    Религия майя имела сложный и пышный культ, для отправления которого строились монументальные культовые центры (игравшие, впрочем, немалую роль и в светской жизни). Многие из этих памятников (Пирамида Надписей и Храм Солнца в Паленке, Храм Воинов, Храм Ягуаров и Пирамида Кукулькана в Чичен-Ице, Пирамиды Солнца и Луны в "городе богов" Теотиуакане и многие другие) сохранились до наших дней.

    Отправлением культа ведало многочисленное жречество. Жрецы должны были подвергать себя строгим ограничениям и суровым испытаниям (пост, запрещавший употребление мяса, соли, перца; половое воздержание; кровопускание прокалыванием различных частей тела или пропусканием колючей проволоки через язык). В их функции входила подготовка и проведение праздников, кульминационным пунктом которых неизменно было принесение человеческих жертв.

    Известно, что человеческие жертвоприношения не всегда имели место в культуре майя, а появились относительно поздно. Первоначально существовали лишь бескровные жертвы богам фруктами, птицей, рыбой и различными украшениями. Однако в эпоху классических майя существовало представление о том, что человеческая кровь – сила человеческой жизни – необходима Космосу для постоянного обновления, что через вскрытый кровоток открывается канал общения с потусторонним миром, а с потоком льющейся крови в мир приходят божества, которые оказывают благотворное воздействие на дела людей. Считалось, что солнце и жизнь Вселенной существуют благодаря жертве, лишь с помощью этой жертвы они могут сохраниться и продолжать выполнять свои функции. Таким образом, жертвоприношение поддерживало установленный миропорядок. Поэтому ревностные служители богов проливали кровь не только убиваемых ими жертв, но и свою собственную, делая надрезы на собственном теле.

    Согласно наиболее распространенному варианту ритуала, жертве, помещенной на жертвенном камне, рассекали грудь и вырывали сердце. Приносимого в жертву человека окрашивали в голубой цвет (официальный цвет жертвоприношения) и вели на специально отведенное место в храме или на вершину пирамиды, где лежал большой камень округлой формы также голубого цвета. Четыре помощника жреца (во всем голубом) располагали жертву так, чтобы грудная клетка была наиболее доступной частью тела для накома – жреца, вырывающего сердце. Острым кремневым ножом с красивой рукоятью вскрывалась грудная клетка, вырывалось сердце и, еще живое и продолжавшее сокращаться, на блюде подносилось чилану – церемониальному жрецу. Он торжественно собирал струящуюся кровь и обмазывал ею лицо идола того бога, в честь которого совершалось жертвоприношение. Если жертвоприношение устраивалось на вершине пирамиды, то после того, как вырывалось сердце, жертву сбрасывали вниз, где с нее сдирали кожу (кроме кожи рук и ног). Жрец снимал с себя церемониальную одежду и облачался в еще теплую окровавленную кожу, а затем вместе с другими участниками этого акта кружился в ритуальной пляске, являясь ее главным исполнителем. Ноги и руки жертвы также принадлежали жрецу. Иногда в жертву приносили одного из самых доблестных солдат племени (считая, что богам надо отдавать лучшее), и тогда большой честью для участников церемонии было отведать его мясо. Тело разрезалось на мелкие куски, которые сначала пробовала знать, а потом все остальные. Приносились в жертву также женщины и дети.

    Существовал и такой своеобразный ритуал, как игра в мяч. Происходила она всегда на специально построенных для этого кортах, отдаленно напоминающих современные стадионы; там находились площадка для игры и трибуны. Площадки огораживались стенами, красиво украшенными резьбой и росписью, внутренний пол тоже был украшен фигурами богов и демонов, которым посвящалась игра. Игроки двух команд соревновались в умении забросить тяжелый литой каучуковый мяч в кольцо, возвышавшееся на 12 локтей над площадкой. Ударять по мячу разрешалось только локтем или коленом, а также резной битой. Капитан проигравшей команды должен был быть принесен в жертву сразу после игры, и осуществлял это жертвоприношение капитан команды победителей.

    Представление о посмертном существовании связывалось в мировоззрении майя с подземными мирами. В книге "Пополь-Вух" подземный мир Шибалъба предстает как опасное место, в котором боги и человеческие души борются друг с другом, приносят жертвы и обманывают, чтобы одержать победу. В этом тексте рассказывается о том, как близнецы Хун-Ахпу и Шбаланке получают приглашение в Шибальбу от ее правителей (идиома "был приглашен в Шибальбу" в языке майя означала "умер"), чтобы сыграть с ними в мяч. Преодолевая многочисленные препятствия и опасности, братья достигают Шибальбы, где узнают имена ее правителей – Одна Смерть, Семь Смертей, Угол Дома, Собиратель Крови, Хозяин Гноя, Владыка Костей и т.п. Эти правители подвергают героев тяжким испытаниям, из которых те, конечно, выходят с честью. Один из близнецов все-таки встречается со смертью, но другой находит способ его воскресить. Узнав секрет, как преодолеть смерть, близнецы, осознавшие ее неизбежность, добиваются того, чтобы их умертвили определенным способом, который позволял им потом воскреснуть и победить смерть. Воскреснув, они при помощи хитрости одержали победу над правителями Шибальбы, после чего приказали им прекратить злодеяния, а сами "поднялись прямо на небо, и солнце стало принадлежать одному, а луна – другому" .

    Цивилизация майя внезапно и стремительно приходит к упадку в IX в. н.э. В период между 800 и 850 гг. н.э. происходит так называемый загадочный коллапас этой культуры: резко сокращается население (по некоторым оценкам, до 90%), прекращается строительство монументальных сооружений, заметно падает уровень науки и искусства, приходит в забвение календарь долгого счета. Причины этого краха ученым неизвестны – предполагают социальные, демографические, экологические катастрофы, эпидемии и т.п. На Юкатане до сих пор живут представители народности майя, сохранившие – хотя и со значительными видоизменениями – язык, а отчасти и верования прежней великой цивилизации.

    • Цит. по: Религиозные традиции мира. Т. 1. М., 1996. С. 146.

    Верования майя, религия древнеамериканских культур характерна сложными, изощренными обрядами, ритуалами, основополагающей целью которых являлось получение снисхождения со стороны богов в виде всевозможных благ. Религия майя могла похвастаться огромнейшим разнообразием ритуалов от воскурения ароматных смол, культовых танцев и песнопений до бдений, постов и молитв.

    Религия древних майя была устроена таким образом, что особое место в ней занимали жертвоприношения. В качестве жертвы религия майя, племя и его верования принимали как обитателей флоры и фауны: ягуары, индюки, черепахи, цветы, плоды деревьев, - так и более распространенные жертвы в виде ремесленных изделии и, конечно же, человеческих жизней. Непременным атрибутом религии мая и обрядов жертвования являлась особая синяя церемониальная краска, которой вымазывались подношения. Вероисповедание майя, религия жителей древней Америки. Очевидно, что с таким трепетным отношением к традициям и обрядам особое место в майянском обществе занимали жрецы, причем народ майя и религия создали для них такие условия, что жрецы, как у многих других народностей Мезоамерики, составляли особую социальную прослойку, касту, в которой господствовала непоколебимая иерархия.

    В империи майя, религии древних цивилизаций, власть шла от верховного жреца до молодых прислужников. Религия народов майя отличалась тем, что жрецы выполняли функции ученых, они занимались исследованиями окружающего мира и накапливали научные знания. По сведениям, представленным хронистами, по изображениям и кодексам, относящимся к культуре древних индейцев, можно частично восстановить ритуалы, через которые проявлялась религия племени майя. Известно, что больше всего жителей Мезоамерики заботили такие проблемы, как добыча пищи и продление сроков жизни. Религия цивилизации майя диктовала индейцам, что добиться этого можно при помощи различных обрядов, коллективных или индивидуальных.

    Религиозные предпочтения, религии майя выделялись еще и тем, что церемонии сопровождали почти все значимые моменты жизни людей. Например, майя религию воспринимали как некую обязанность, а поэтому земледельческие работы, ремесленнические труды и прочие аспекты жизнедеятельности сопровождались соответствующими обрядами восхваления богов. Как и более поздние народности, заселявшие Центральную Америку, верования, которым придерживалось племя майя, религия мезоамериканцев, буквально зависели от культа крови. Древние цивилизации - категоричный народ. В отношении религии индейцы майя придерживались обычаев, впитанных за долгую историю. Так по дошедшим до сегодняшнего дня предметам быта, обнаруженным исследователями, - сосудам, посуде мелкой лепки, ритуальным инструментам - можно судить о специфическом отношении майянцев, к обряду кровопускания, которое отличало майя религию от более поздних аналогов.

    Жрецы практиковали кровопускание с самых давних пор. Религии племени майя диктовали им свои правила. Жрецами прокалывались языки, мочки ушей, бедра, половые органы, делалось кровопускание и все это при помощи костей рыб и обсидиановых ножей, неприспособленных для таких операций. Нельзя сказать, что религия племён майя, распространенная в Центральной Америке той эпохи навязывала жестокость. Это сформировалось само собой с течением времени и под давлением суровой окружающей реальности тех времен. Во время операции прокалывания органов, частей тела, главным образом пениса, языка и губ, которыми славились майя, религия, присущая им, в получившееся отверстие протягивалась веревка.

    Согласно представлениям майянцев, открывшимся недавно, в крови находилась жизненная энергия, душа. А поэтому гравюры, которыми богата майя цивилизация, религия мезоамериканцев, изображающие правителей с опущенными руками, из которых вытекает жидкость, сегодня, воспринимаются не иначе как иллюстрации обрядов кровопускания. - вековые традиции Мезоамерики. Ритуальный календарь на каждый день содержал подробнейшие предсказания для рождающихся детей. Эти предсказания, которые имели прямое отношение к религии мая, описывали будущие качества младенца, предстоящую ему судьбу и подходящий род деятельности.

    Как говорила религия индейцев майя, влияние предсказаний ритуального календаря должно оказывать прямое воздействие на будущее человека, на его личность. Кроме того, знаки предсказания, читаемого жрецами религии майя, могли быть не только благоприятными, но и негативными. В особо тяжелых случаях родителями ребенка под давлением религии майя и предсказаний жрецов принималось решение убить младенца или принести в жертву богам, чтобы не мучить его тяготами предстоящей предсказанной жизни. Говоря о такой теме, как религия народов майя, нельзя не затронуть вопрос похоронных обрядов. Они, как и многое другое в жизни майянцев, отличались от церемоний похорон у предшественников и потомков. Религия племени майя говорила, что погибшего в зависимости от его социальной категории необходимо хоронить в подходящих условиях и по надлежащим правилам: важных лиц и правителей кремировали, их прах хранился в урнах, в то время как простых крестьян религия цивилизации майя заставляла устраивать захоронения в могилах под их собственными домами.

    Народ майя просуществовал не одно столетие, а поэтому сумел развить множество по-своему броских традиций и обрядов. Уникальный подход вот чем выделялись индейцы майя, религия этого народа. Так, археологами установлено, что в зависимости от ранга погибшего могилой для него служили простые ямы, вырытые в земле, каменные камеры, накрытые сверху крышкой или залы со сводчатым потолком.

    Религия цивилизации майя не довала поблажек и не делала исключений. Социальный статус был всем. Люди либо покоились под полом хижины, либо готовили для себя пышные похоронные процессии. Древняя религия, цивилизация майя и их верования были жестокими, но по-своему справедливыми. В империи диктовались свои правила и им следовали без оглядки. Религия древних майя: культ крови. Возвращаясь к теме жертвоприношений, без которых не проходило не одно значимое событие в жизни майянцев. Сказать, что в религии древних майя человеческие жертвоприношения были распространенным явлением, все равно, что ничего не сказать. Религия древних майя приносила людей в жертву через повешение, избиение, отравление, утопление, при помощи захоронений заживо и через множество других жестоких и изощренных способов.

    В городе Чичен-Ица древние религии майя и связанные с нею жертвоприношения воспринимались по-своему. Добровольцев, рабов и военнопленных сбрасывали в специальные колодцы, сеноты: счастливчики, оставшиеся в живых, получали помилование. Такой ритуал был направлен на успокоение богов водной стихии. Религия цивилизаций майя говорила, что бог дождя Чаак, обитает именно в сенотах. Наиболее жестокий из известных майянских ритуалов жертвоприношения был во многом схож с ацтекским обрядом. Человека, подготовленного к смертоубийству и окрашенного, как диктовала религия древних майя, в специальную синею краску, вели на вершину храма-пирамиды. Там четыре помощника главного жреца укладывали жертву на специальный алтарь и буквально потрошили. Каменным ножом жертве вскрывалась грудь.

    Индейская религия, племя майя и их вероисповедание учило, что боги зависят от человеческой крови, они питаются ею. Поэтому все кровь, вытекающую из жертвы, собирали в особые сосуды. После вскрытия грудной клетки жрец вырывал у жертвы еще бьющееся сердце, которое передавалось чилану, старейшине. Завершающим этапом, как диктовали древняя религия, племена майя, становилось действо, когда брызжущей из сердца кровью окроплялась статуя бога, в честь которого было проведено жертвоприношение. В качестве жертвы ритуалы майя использовали как захваченные во время битв войны из враждебных племен, так и добровольцы из собственного народа, в том числе и люди из высших слоев общества, знать. Исследователями установлено, что люди приносились в жертву в огромнейших масштабах. Были обнаружены свидетельства, говорящие, что во время одного из празднований в жертву за всего несколько дней было принесено около пяти тысяч рабов и военнопленных. Нельзя упрекать верования майянцев, как и сам древний народ. Жизнь той эпохи диктовала свои правила, с которыми приходилось мириться и которым приходилось подчиняться.

    Центрами цивилизации майя были города: Чичен-Ица, Паленке, Майяпан. В них строились многочисленные храмы. Святилища майя имели форму ступенчатых пирамид. Богам приносились жертвы, нередко и человеческие, но у жителей Юкатана они не играли такой роли, как в кровавых ритуалах ацтеков. Жрецы майя проводили регулярные астрономические наблюдения за Солнцем, Луной и планетами и разработали календарную систему, более точную, чем юлианский календарь в странах христианской Европы. Верования майя, религия древнеамериканских культур характерна сложными, изощренными обрядами, ритуалами, основополагающей целью которых являлось получение снисхождения со стороны богов в виде всевозможных благ. Религия майя могла похвастаться огромнейшим разнообразием ритуалов от воскурения ароматных смол, культовых танцев и песнопений до бдений, постов и молитв.

    Религия древних майя была устроена таким образом, что особое место в ней занимали жертвоприношения. В качестве жертвы религия майя, племя и его верования принимали как обитателей флоры и фауны: ягуары, индюки, черепахи, цветы, плоды деревьев, - так и более распространенные жертвы в виде ремесленных изделии и, конечно же, человеческих жизней. Непременным атрибутом религии мая и обрядов жертвования являлась особая синяя церемониальная краска, которой вымазывались подношения. Вероисповедание майя, религия жителей древней Америки. Очевидно, что с таким трепетным отношением к традициям и обрядам особое место в майянском обществе занимали жрецы, причем народ майя и религия создали для них такие условия, что жрецы, как у многих других народностей Мезоамерики, составляли особую социальную прослойку, касту, в которой господствовала непоколебимая иерархия.

    В империи майя, религии древних цивилизаций, власть шла от верховного жреца до молодых прислужников. Религия народов майя отличалась тем, что жрецы выполняли функции ученых, они занимались исследованиями окружающего мира и накапливали научные знания. По сведениям, представленным хронистами, по изображениям и кодексам, относящимся к культуре древних индейцев, можно частично восстановить ритуалы, через которые проявлялась религия племени майя. Известно, что больше всего жителей Мезоамерики заботили такие проблемы, как добыча пищи и продление сроков жизни. Религия цивилизации майя диктовала индейцам, что добиться этого можно при помощи различных обрядов, коллективных или индивидуальных.

    Религиозные предпочтения, религии майя выделялись еще и тем, что церемонии сопровождали почти все значимые моменты жизни людей. Например, майя религию воспринимали как некую обязанность, а поэтому земледельческие работы, ремесленнические труды и прочие аспекты жизнедеятельности сопровождались соответствующими обрядами восхваления богов. Как и более поздние народности, заселявшие Центральную Америку, верования, которым придерживалось племя майя, религия мезоамериканцев, буквально зависели от культа крови. Древние цивилизации - категоричный народ. В отношении религии индейцы майя придерживались обычаев, впитанных за долгую историю. Так по дошедшим до сегодняшнего дня предметам быта, обнаруженным исследователями, - сосудам, посуде мелкой лепки, ритуальным инструментам - можно судить о специфическом отношении майянцев, к обряду кровопускания, которое отличало майя религию от более поздних аналогов.

    Жрецы практиковали кровопускание с самых давних пор. Религии племени майя диктовали им свои правила.Нельзя сказать, что религия племён майя, распространенная в Центральной Америке той эпохи навязывала жестокость. Это сформировалось само собой с течением времени и под давлением суровой окружающей реальности тех времен.Согласно представлениям майянцев, открывшимся недавно, в крови находилась жизненная энергия, душа. А поэтому гравюры, которыми богата майя цивилизация, религия мезоамериканцев, изображающие правителей с опущенными руками, из которых вытекает жидкость, сегодня, воспринимаются не иначе как иллюстрации обрядов кровопускания. Религия майя-вековые традиции Мезоамерики. Ритуальный календарь на каждый день содержал подробнейшие предсказания для рождающихся детей. Эти предсказания, которые имели прямое отношение к религии мая, описывали будущие качества младенца, предстоящую ему судьбу и подходящий род деятельности.

    Народ майя просуществовал не одно столетие, а поэтому сумел развить множество по-своему броских традиций и обрядов. Уникальный подход вот чем выделялись индейцы майя, религия этого народа. Так, археологами установлено, что в зависимости от ранга погибшего могилой для него служили простые ямы, вырытые в земле, каменные камеры, накрытые сверху крышкой или залы со сводчатым потолком.

    Религия цивилизации майя не довала поблажек и не делала исключений. Социальный статус был всем. Люди либо покоились под полом хижины, либо готовили для себя пышные похоронные процессии. Древняя религия, цивилизация майя и их верования были жестокими, но по-своему справедливыми. В империи диктовались свои правила и им следовали без оглядки. Религия древних майя: культ крови. Возвращаясь к теме жертвоприношений, без которых не проходило не одно значимое событие в жизни майянцев. Сказать, что в религии древних майя человеческие жертвоприношения были распространенным явлением, все равно, что ничего не сказать. Религия древних майя приносила людей в жертву через повешение, избиение, отравление, утопление, при помощи захоронений заживо и через множество других жестоких и изощренных способов.

    Индейская религия, племя майя и их вероисповедание учило, что боги зависят от человеческой крови, они питаются ею. Поэтому все кровь, вытекающую из жертвы, собирали в особые сосуды. После вскрытия грудной клетки жрец вырывал у жертвы еще бьющееся сердце, которое передавалось чилану, старейшине. Завершающим этапом, как диктовали древняя религия, племена майя, становилось действо, когда брызжущей из сердца кровью окроплялась статуя бога, в честь которого было проведено жертвоприношение. В качестве жертвы ритуалы майя использовали как захваченные во время битв войны из враждебных племен, так и добровольцы из собственного народа, в том числе и люди из высших слоев общества, знать. Исследователями установлено, что люди приносились в жертву в огромнейших масштабах. Были обнаружены свидетельства, говорящие, что во время одного из празднований в жертву за всего несколько дней было принесено около пяти тысяч рабов и военнопленных. Нельзя упрекать верования майянцев, как и сам древний народ. Жизнь той эпохи диктовала свои правила, с которыми приходилось мириться и которым приходилось подчиняться.

    Вывод: Религия вместе со служителями храмов играли важную роль в жизни майя. В период с 250 н.э. года до 900 н.э. во главе городов-государств стояли правители, которые заключали в себе если не высшую, то по крайней мере очень важную религиозную роль. В религиозных ритуалах принимали участия представители высших слоев общества. Религия майя была политеистической. При этом боги являлись аналогичным людям смертными существами. В связи с этим человеческое жертвоприношение рассматривалось майя как акт, способствующий в определенной мере продлить жизнь богам. Человеческие жертвоприношения были распространенным явлением у майя. В жертву, человека приносили через повешение, утопление, отравление, избивание, а также по средством захоронения заживо. Наиболее жестоким методом, как и у ацтеков, являлось вспарывание живота и вырывание из груди еще бьющегося сердца. В жертву приносились как захваченные пленники из других народов, так и представители собственного народа, в том числе и члены высших сословий.

    «Майя – одна из самых удивительных цивилизаций Древнего мира. Ее называют «культурой-загадкой», а споры о ней продолжаются до сих пор. Народ майя известен своими способностями в живописи, производстве керамики, скульптуре и архитектуре.»

    Религия много значила для цивилизации майя. С ней связывали абсолютно все сферы жизни: архитектуру, астрономию, отсчет времени, сельское хозяйство.

    Майя представляли, что в космосе находится 13 небес и 9 преисподних. Небо – это покоившиеся друг на друге горизонтальные слои, обитель богов. Небесная опора – стоявшие в разных противоположных местах четыре бога. Они олицетворяли 4 стороны света, поддерживая весь мир. У каждого бога были свои символы и цвета, что для майя считалось очень важным.

    По версии этого древнего народа, уже около четырех раз мир чуть не погибал от разрушающих природных катаклизмов. По календарю выяснили, что майя жили в пятом, заново отстроенном мире. У них также были легенды о потопе. Даже на одной из впечатляющих страниц «Дрезденского кодекса » символически изображена гибель мира во время потопа под названием «хайококаб », что в переводе означает «земля под водой ». Но богам, держащим небеса, удалось выжить и отстроить новый мир.

    Ицамна был главным богом народа майя. Его имя переводится как «ящерица», и чаще всего его изображали старым человеком с телом ящерицы. Он имел несколько сущностей: к нему относились как к богу медицины, покровителю сельского хозяйства и даже создателю письменности на Земле. После него во всех сферах жизни и деятельности стали появляться множество различных богов. У всех профессий и ремесел были свои покровители. Боги появились у пчеловодов и купцов, путешественников и воинов, земледельцев и рыбаков, и даже у танцоров и комедиантов. Даже у самоубийц был покровитель – богиня Иштаб , «богиня веревки». Ишчель , спутница Ицамны была богиней луны и покровительницей беременных женщин и ткачих. До начала родов абсолютно все женщины посещали ее святилище с надеждой благополучно родить здорового ребенка, и в народе были уверена, что каждая должна там побывать хотя бы один раз в жизни.

    Создание идолов – успокаивающее средство. В религии есть свои тайны, и все люди страдают от одного и того же мучительного неведения. Как и все первобытные люди, майя старались заслужить благосклонность богов, принося им жертвы и проводя ритуалы. На всех изображениях бога дождя Чака можно заметить странную форму его глаз, напоминающую букву «T». Это символизировало слезы, то есть воду, а вода необходима всем. У него было четыре разных сущности, дождь его мог достигнуть как достойных, так и неблагочестивых людей. Однако и этого бога нужно было умилостивить.

    Бога кукурузы Юму Кааша изображали держащим цветущее растение молодым парнем. А скелетом был бог смерти, Апух (Ах Пуч) . У бога войны символическими цветами считались красный и черный, ведь именно такими красками перед сражениями себя раскрашивали воины.

    Религия – это не только описание богов, но и система обрядов. Один из самых известных – обряд жертвоприношения. Оно было своего рода настоящим заклинанием. Майя считали, что у всех богов есть обычные человеческие недостатки и желания, которые нужно исполнять. Если люди в поселении начинали болеть или долго не было дождя, значит, бога умилостивили недостаточно.

    Приносящего в жертву человека раскрашивали синим. Способов для жертвоприношения также существовало множество: умерщвление стрелами, распятие на деревянной раме, бросание в колодец и даже вырывание сердца. Кровь для майя имела мистическое значение. Ее размазывали по изображению одного из богов, того, для которого совершалось жертвоприношение.

    Большинство исследователей считают, что жертвы богам и подобная жестокость были несвойственны майя. За последние сто лет ученые все чаще поднимают данный вопрос. И, конечно же, до сих пор само исчезновение этого удивительного народа остается предметом спора ученых и исследователей.

    Loading...Loading...