Основные принципы ведения бюджета. Как правильно вести личный бюджет: основные принципы и советы экспертов. Методы ведения семейного бюджета

Шопоголизм или несобранность?


Не умеете правильно распределять бюджет? Этому есть несколько причин. Среди нас немало тех, кто дня прожить не может, не пробежавшись по магазинам. А там такой соблазн! До похода в бутик вы и не знали, что вам необходима какие-то кофточки и брючки, спокойно без них обходились. Но увидели – и влюбились. Срочно достаем наличные! А не хватит, расплатимся кредиткой, не впервой.


Квартира шопоголиков – как музей. Куча посуды, которой никогда не пользуются, горы косметики, срок хранения которой истекает еще до того момента, как ее решат употребить по назначению, статуэтки, фигурки животных, плюшевые игрушки – список можно продолжать до бесконечности. Шопоголики ажиотированно скупают все, что попадется под руку, для них вещи не имеют практического значения. Купил – порадовался. Не купил – одолжил денег и вновь побежал по магазинам.


Скажите себе стоп. Именно сегодня и именно сейчас. Оглядитесь вокруг – зачем вам все это? Ради сиюминутной радости от сомнительной покупки? Представьте, что отказавшись от бессмысленных трат, вы сможете за пару месяцев скопить на отпуск. А ведь отдых принесет вам гораздо больше положительных эмоций, чем сотая по счету губная помада.


Но есть люди, которые шопоголизмом не страдают, а денег все равно не хватает. Тратят только на самое необходимое! Поверьте, это далеко не так. Начните записывать все свои расходы и буквально через неделю с изумлением поймете, что приобрели ерунду, а о коммунальных платежах – забыли… Несобранность и халатность – главные враги семейного бюджета.


Экономика должна быть экономной


Итак, вы твердо решили экономить. Тут главное не переусердствовать – питаться исключительно овсянкой и ходить зимой и летом в одних брючках, собирая копеечку в тугой чулок, – явный перебор.


С ? Осваиваем новую профессию и начинаем вести домашнюю бухгалтерию. Заведите тетрадь, куда ежедневно будете вносить данные. В отдельную графу впишите доходы всех членов семьи – зарплату, пособия, стипендию, дивиденды. Далее сразу распланируйте расходы обязательные, без которых не обойтись. Например, коммунальные платежи, расходы на проезд, оплату детского сада или школы, выплаты по кредиту.


Остаток – это повседневные траты, питание, хозяйственно-бытовые нужды. И уже та сумма, что останется в самом конце, пойдет на непредвиденные расходы – лекарства, срочный ремонт; на развлечения, да и в копилку, к примеру. Кстати, о непредвиденных расходах. Хорошо, если у вас есть заначка – непредвиденные расходы потому так и называются, что их не планируешь, а они приходят. Попробуйте с каждой зарплаты откладывать 10% на отдельный счет. Для бюджета несущественно, а очевидна.


Есть еще один вариант для забывчивых – специальные планировщики бюджета, которые сами все учтут и посчитают. В интернете очень много таких программ, их можно скачать на свой компьютер или заполнять после регистрации на сайте. Для обладателей айфонов и смартфонов существуют удобные мобильные версии домашней бухгалтерии.


Как сэкономить: маленькие хитрости


Установите счетчики на воду, газ – коммунальные платежи уменьшатся. Банальный, но верный совет – не забывайте выключать свет, отсоединять от сети зарядки от мобильников – так вы сэкономите на электроэнергии. Обратите внимание на тарифный план вашего сотового оператора – может быть, стоит его сменить на более выгодный?


Секонд-хенд и барахолки – да-да, и в этом нет ничего зазорного. Порой там можно найти совершенно роскошные вещи по смешной цене. Если вы планируете купить вещь, которая нужна вам на короткое время, может быть, заглянуть на сайт бесплатных объявлений и купить с рук? Например, ходунки или стульчик для кормления ребенка. Это позволит существенно сэкономить семейный бюджет.


Обеденный перерыв на работе – коллеги идут в кафе, и вы по привычке вместе с ними. А если будете приносить обед из дома, то на сбереженные средства сможете каждую неделю ужинать в ресторане.


Конечно, приведенные рекомендации не позволят вам резко разбогатеть, но выполняя их, вы сможете за те же гораздо больше. И в заключение хочу заметить – уменьшить расходы часто помогает увеличение доходов! Инвестируйте в себя, в свое образование, учитесь – и у вас все непременно получится.

Домашняя экономика особенно интересует тех, кто только что вырвался из-под опеки родителей и ушел на вольные хлеба. И если раньше о этом заботился папа и мама, то сейчас это приходится делать молодому человеку. Вот финансами и будет рассмотрено в рамках данной статьи.

Общая информация

Домашняя экономика подразумевает решение возникших хозяйственно-личных вопросов и проблем за счёт имеющихся ресурсов. Первоочередными являются физиологические потребности человека - вода, еда и сон. После этого необходимо решить вопрос комфортности - во что одеться, чтобы не замерзнуть, и где жить. Это минимальный базис, который необходимо решить, чтобы спокойно существовать. Конечно, можно поднять ещё вопросы и об отдыхе, и о самореализации, саморазвитии и множество ещё различных моментов, но пока сконцентрируемся на еде, сне, воде и одежде.

Итак, чтобы организм был силён, нужно правильное и качественное питание. Также требуется пригодная к употреблению вода. Всё это нужно подкрепить финансовыми вложениями. Домашняя экономика с этим практически никогда не испытывает проблем, поскольку заработать на это всё же не проблематично. На крайний случай можно заняться фермерством и самому выращивать для себя еду. Но всё же нас интересует, на что непосредственно её покупать. Для того чтобы сэкономить личные финансы, следует интересоваться местами проведения ярмарок, где можно покупать выращенные на земле теми же фермерами картошку, капусту, кукурузу и прочие дары земли. К тому же высокая концентрация продавцов и покупка непосредственно у производителей способствуют тому, что появляется возможность тратить меньше денег. Благодаря этому обеспечивается экономия домашнего бюджета.

Первые шаги

Но как оптимально организовывается домашняя экономика? Здесь большое влияние оказывает планирование, оптимизация и экономия. У нас очень часто любят кивать головой в сторону американских миллионеров. Вот только от внимания большинства людей уплывает тот факт, что состояния формируются упорным трудом и бережливостью. Большинство миллионеров в первом поколении - это люди, которые откладывали деньги на свою пенсию и стали богачами только уже в зрелом возрасте. Поэтому, прежде чем осуществлять управление личными финансами, необходимо сделать несколько первых шагов:

  1. Сформировать ведение Нужно ознакомиться с основными способами ведения управления всеми средствами, рассмотреть плюсы, минусы и сделать так, чтобы этот процесс не был утомительным и обременительным.
  2. Следует особенное внимание уделять доходам и расходам, что ложатся на семейный бюджет. Причем очень желательно их разбивать на категории, чтобы упорядочить процесс учета.
  3. Лучше всего иметь детальное представление о том, куда же тратятся деньги. Для этого нужно документировать все расходы. Конечно, заниматься этим всю жизнь не обязательно, но можно пожить в таком режиме несколько месяцев, чтобы иметь общее представление. И возможно, что придёт понимание того, что на какие-то позиции идёт слишком много денег.

Особенно это актуально в первые три месяца самостоятельной жизни.

Планирование, составление и оптимизация

Итак, сейчас нуждается в организации домашняя бухгалтерия. Семейный бюджет, увы, часто не прощает просчетов, и к этому нужно подойти со всей ответственностью. Первоначально необходимо проанализировать денежные потоки, которые получает человек или ячейка общества. После этого необходимо заняться планированием. Здесь нужно выделить краткосрочную и долгосрочную перспективы. К первой относят решение проблем, которые есть сейчас и никуда не денутся. Так, необходимо оплачивать коммунальные счета, еду, транспортные траты. Это всё необходимо учитывать и обязательно отображать в краткосрочной перспективе семейного бюджета. Это позволит выстроить сбалансированный бюджет, который будет удовлетворять основные потребности. А что же с долгосрочной перспективой? Сюда следует относить то, кем есть желание стать. Так, если есть цель превратиться в предпринимателя с многомиллионными доходами, то нужно позаботиться об основе. Иными словами, необходимо предусмотреть, чтобы некоторые личные финансы направлялись на определённый депозитный счет в банке или же в матрас, для последующего извлечения в нужное время, когда будет дан старт новой жизни. Для того чтобы оценить свои силы, можно первоначально создавать три вида бюджетов: оптимистичный, реалистичный и пессимистичный, а затем оценить, что же лучше получается, и действовать уже в рамках использованных ранее инструментов. Хотя применять тройной подход можно и в дальнейшем, если сочтете, что он необходим и эффективен.

На что же сделать ставку в плане помощника?

Сохранять данные можно в тетради (амбарной книге) или же компьютере (КПК или смартфоне). Что же выбрать? Первым вариантом лучше воспользоваться исключительно в тех случаях, когда недоступна электроника в силу определённых причин. В таком случае достаточно начертить три графы: доходы, расходы, итого. Две первые необходимы для отражения операций, что были проведены, а третья - для сверки данных. Относительно электроники можно сказать, что она необходима для более удобного записывания трат и последующей работы с ними (хотя тут кому как). Подробно на этом останавливаться не будем, а уделим внимание только нескольким самым полезным функциям:

  1. Формирование отчетов. Чрезвычайно полезная и важная функция. Компьютер позволяет быстро обработать имеющиеся данные и представить отчет, чтобы в дальнейшем его успешно анализировать. И на основании полученной информации можно принимать успешные решения.
  2. Наличие нескольких типов счетов. Это очень удобно, что можно выделять отдельно депозит в банке, семейный бюджет, ПИФы и прочие рабочие моменты.
  3. Планирование. Позволяет вносить предполагаемые расходы и будущие платежи, благодаря чему можно моделировать ситуацию, что будет через определённое время.
  4. Расчет процентов по кредитам и вкладам. Что уж и говорить - очень приятная и мотивирующая вещица.
  5. Контроль за долгами. Для точного отражения финансовых дел сюда можно записывать и тех, кто что-то взял взаймы. Эта функция не позволит забыть, у кого были получены деньги и кто вам дал их.
  6. Защита данных. Вся расположенная в программе информация может быть защищена от лишних глаз надёжным паролем.

Помощь программного обеспечения (ПО)

Многих интересует, как вести домашний бюджет в тетради. Образец подобного подхода хотя и заслуживает уважения, но всё же имеет свои недостатки, да и вообще, он морально устарел. Хотя тетрадь позволяет делать данные менее прихотливыми, но лучше всё же запастись более эргономичным программным обеспечением. Такой подход и более удобен, и легко войдёт в привычку благодаря своей комфортности. Рекомендуем обратить внимание на такое программное обеспечение:

  1. "Домашние финансы".
  2. "Жадюга". Не самая функциональная, но простая и без лишних изысков программа.
  3. "Домашняя экономика". Приятное программное обеспечение, которое позволяет удобно вести расчеты.
  4. "Семейный бюджет".
  5. "Домашняя бухгалтерия". Многофункциональная программа с массой различных настроек.
  6. AceMoney.
  7. Family. Отличная программа, одна из самых наилучших (некоторые спокойно присваивают ей №1) из тех, что представлены в интернете. Желательно воспользоваться более поздними версиями, поскольку первые обладали довольно большим количеством программных проблем.
  8. MoneyTracker. Многофункциональная и удобная программа, которую можно использовать как для семейного бюджета, так и для личных финансов.

Ещё в качестве одного из программных вариантов следует упомянуть такую программу, как Microsoft Office как Excel (или же аналогичные ей). Преимуществом подобного подхода является то, что информацию про все траты и подобное можно просматривать как на стационарных устройствах вроде персональных компьютеров и ноутбуков, так и на мобильных планшетах и смартфонах.

Как экономить?

Ну и важный момент - это В нашей реальности на коммунальные услуги тратится до 2/5 всех средств. Нельзя не отметить и то, что тарифы ежегодно растут на 15-20 процентов, что не может не печалить. Поэтому необходимо подумать о том, чтобы минимизировать размер выплат. Если говорить о зимнем периоде, то здесь существенно помогает установка счетчиков и утепление квартир/домов. Кроме этого, можно следить за своим здоровьем, чтобы не пришлось в последующем тратить значительные средства на лекарства. При желании и возможности можно заметить автомобиль/общественный транспорт на велосипед. Таким образом, это будет и экономия, и польза для здоровья.

Отдельно стоит маркетинг в домашней экономике. Он направлен на выявление потребностей и их удовлетворение. Поэтому перед походом в магазины и рекомендуют составлять списки необходимых продуктов, чтобы не распылять свои финансовые ресурсы на что-то ненужное. Ведь не секрет, что профессиональные маркетологи умеют очень хорошо запудривать мозги, и стоит зайти в магазин за хлебом, как выходишь с целым ворохом пакетов. Поэтому и является важным держать свою голову ясной и не поддаваться на манипуляции. Очень неплохо в этом помогает система приоритетов. Если нет достаточной воли для этого, то определите цели и задачи домашней экономики и всегда держите их в пределах «шаговой» доступности. Это облегчит процесс самодисциплины.

О человеке, ведущем бюджет, замолвим слово

Первоначально необходимо определить того, кто будет следить за деньгами и их тратами. Нужно обговорить и особенности процесса их распределения. Важно отметить и тип бюджета: совместный или же раздельный. Для достижения взаимопонимания и во избежание конфликтов необходимо научиться грамотно обращаться с деньгами. Для этого партнер, отвечающий за бюджет, должен понимать важность планирования и уметь принимать взвешенные решения. Чтобы максимально увеличить эффективность принятых мер, следует позаботиться о прорисовке четкой структуры доходов с расходами. Это необходимо для того, чтобы понимать, насколько целесообразно тратятся деньги. Ведение бюджета семьи, где только один человек, весьма легко. Но если их двое - это требует уже определённой сноровки. Первоначально заниматься подсчетом денег будет довольно сложно, но уже через месяц-два, после того как завиднеется результат, это уже не покажется таким обременительным.

Создаём свой бюджет

Итак, необходимо оценить, на сколько же можно рассчитывать. Лучше всего, если во время такой операции опираться на данные прошлого года. Благодаря этому можно будет иметь приблизительную основу трат. Ведь, если бюджет составляется впервые и нет правдивых данных, то может оказаться, что очень многое не учтено, и траты были недооценены. Правда, необходимо вносить поправки с учетом инфляции. Поскольку к официальным данным, публикуемым правительством, нет веры, то в качестве опорной точки можно взять процентное значение увеличения коммунальных платежей. Такие элементы домашней экономики позволят принять близкий к реальности семейный бюджет. Также не нужно выбирать абсолютно оптимальный путь развития, следует позаботиться о том, чтобы были предусмотрены различные внезапные траты. Это может быть и необходимость лечения, и карманные деньги для детей, и банальное желание сладкого, когда всё плохо и нужно хоть как-то утешить себя. Правда, больше пяти процентов на это дело выделять не следует. Кое-что из этого можно использовать и немного по-иному. Рассмотрим ситуацию, когда родители выдают детям карманные деньги. Можно это не ограничивать, а пойти иным путём. Вот, к примеру, один небольшой вариант. Детям раз в месяц выдаётся определённая сумма, которую они могут тратить по своему усмотрению. Допустим, рублей триста, хотя можно остановиться и на тысяче. Это никак не регулируется, но одновременно не будет и никакой поддержки более. То есть, если ребенок потратит все деньги сразу - что ж, он сам так решил, никакого сладкого, игрушек и прочего до конца месяца. В последующем он будет думать уже о том, что же делать с выделенными ему средствами, и учиться бережно обращаться с деньгами, строить свой бюджет.

Ведение записей о доходах/расходах

Допустим, что для этой цели используется электроника. Как рассчитать домашний бюджет в таком случае? Важным преимуществом программного обеспечения является то, что здесь существует обширная классификация трат. Так, можно записать, сколько пошло на транспорт, на еду, отдых и развлечения, лекарства, коммуналку. В зависимости от функционала может быть доступной даже запись о том, чего и сколько было куплено, например, три мороженых по двадцать пять рублей. Таким образом, можно очень тщательно проверить свои траты и принять соответствующее решение, которое поможет вести деятельность более экономно.

Рассмотрим небольшой пример. Есть возможность брать из дома бутерброд, который стоит двадцать рублей, или покупать на работе булочку за пятьдесят. Разница вроде и небольшая, но за месяц - полтысячи рублей. Многовато, но не слишком? Тогда за год - шесть тысяч рублей. Почти минимальная месячная пенсия. И это за один год! На одной булочке! Удивительно, верно? А если внимательно и скрупулёзно посчитать свои траты, то придёт понимание того, что, несильно изменив свой режим жизни, можно существенно экономить. Ещё один пример? Давайте представим небольшой городок на 70 тысяч человек. Стоимость проезда на маршрутном такси составляет 10 рублей. В день тратится 20. Допустим, на работу человек ездит только 20 дней в месяц. Итого - 400. За год - 4800. Можно купить хороший, качественный и надёжный спортивный велосипед, который окупится за 3-5 лет. На нем, приобретя должную сноровку, можно спокойно разгоняться до 100 километров на час (хотя не забываем про ограничение в 60 км/ч) и добираться до места работы быстрее, чем на маршрутке. И здесь ещё не учитывается польза для здоровья, которую получит велосипедист. И стоит ли говорить, что для них не страшны пробки?

Заключение

Для того чтобы иметь представление о сферах своей собственной жизни, которые можно улучшить, необходимо первоначально составить тщательный и детализированный анализ трат. На основании этих данных можно сделать максимально возможный по своей точности план. И тогда управление финансами будет осуществляться легче. Ведь одно дело слышать от кого-то, что свою жизнь можно обеспечить. Совсем иное - посчитать, что можно сэкономить и инвестировать, допустим, за восемь лет столько денег, что в последующем можно будет жить, не горбатясь где-то на нелюбимой работе, а занимаясь тем, что нравится. А для достижения такой прекрасной, волнующей и необходимой цели придётся хорошо поработать. Возможно, придётся совмещать несколько мест труда, но поверьте, это того стоит. Ведь что может быть прекрасней, нежели возможность самому решать, на что будет идти свободное время? Куда направлять свой труд? Каких целей достигать? Быть хозяином своей жизни - вот предначертание человека.

  • § 1. Нормы финансового права
  • § 2. Финансовые правоотношения
  • § 3. Субъекты финансового права
  • Глава IV. Наука финансового права
  • § 1. Предмет науки финансового права
  • § 2. Методология науки финансового права
  • § 3. Система науки финансового права
  • § 4. Отраслевая библиография
  • § 5. Наука финансового права в прошлом и настоящем
  • Глава V. Правовое регулирование финансового контроля в российской федерации
  • § 1. Понятие финансового контроля, его принципы
  • § 2. Виды финансового контроля и органы, его осуществляющие
  • § 3. Государственный и муниципальный контроль
  • § 4. Правовые основы аудита
  • § 5. Формы финансового контроля.
  • § 6. Финансовый мониторинг
  • Особенная часть
  • Раздел II. Бюджетное право
  • Глава VI. Бюджет и бюджетное право
  • § 1. Понятие государственного бюджета.
  • § 2. Понятие бюджетного права:
  • § 4. Бюджетные права (полномочия)
  • Глава VII. Бюджетное устройство и бюджетная система российской федерации: понятие, принципы
  • § 1. Понятие бюджетного устройства и бюджетной системы рф
  • § 2. Принципы бюджетной системы Российской Федерации
  • § 3. Правовое закрепление доходов бюджета
  • § 4. Правовое закрепление расходов бюджетов
  • § 5. Бюджетное регулирование и межбюджетные трансферты
  • Глава VIII. Бюджетный процесс
  • § 1. Понятие бюджетного процесса и его принципы
  • § 2. Стадия составления проекта бюджета
  • § 3. Стадия рассмотрения и утверждения бюджета
  • § 4. Стадия исполнения бюджета
  • § 5. Стадия составления и утверждения отчета
  • § 6. Финансовый контроль и мониторинг в бюджетном процессе
  • Глава IX. Правовое регулирование размещения государственных и муниципальных заказов
  • § 2. История формирования отечественной системы
  • § 4. Способы размещения государственных
  • § 5. Основные положения о контроле в сфере
  • § 6. Отдельные механизмы размещения заказов
  • Раздел III. Правовой режим государственных внебюджетных фондов
  • Глава X. Государственные внебюджетные фонды
  • § 1. Понятие внебюджетного фонда
  • § 2. Система государственных внебюджетных фондов
  • Глава XI. Правовое регулирование деятельности государственных внебюджетных фондов
  • § 1. Пенсионный фонд Российской Федерации
  • § 2. Федеральный и территориальные фонды
  • § 3. Фонд социального страхования Российской Федерации
  • Раздел IV. Правовое регулирование
  • § 2. Система государственных и муниципальных доходов.
  • § 3. Неналоговые доходы государства
  • Глава XIII. Основы налогового права
  • § 1. Понятие налогов и сборов. Функции налогов
  • § 2. Понятие и предмет налогового права.
  • § 3. Налоговые правоотношения.
  • § 4. Порядок исполнения налоговой обязанности.
  • § 5. Виды налогов. Основные элементы налогообложения
  • § 6. Налоговый контроль
  • § 7. Налоговая ответственность: общие положения.
  • Глава XIV. Федеральные налоги и сборы
  • § 1. Налог на добавленную стоимость
  • § 2. Акцизы
  • § 3. Налог на доходы физических лиц
  • § 4. Налог на прибыль организаций
  • § 5. Налог на добычу полезных ископаемых
  • § 6. Водный налог
  • § 7. Сборы за пользование объектами животного мира
  • § 8. Государственная пошлина
  • Глава XV. Региональные налоги
  • § 1. Налог на имущество организаций
  • § 2. Налог на игорный бизнес
  • § 3. Транспортный налог
  • Глава XVI. Местные налоги
  • § 1. Земельный налог
  • § 2. Налог на имущество физических лиц
  • Глава XVII. Специальные налоговые режимы
  • § 1. Единый сельскохозяйственный налог
  • § 2. Упрощенная система налогообложения
  • § 3. Система налогообложения в виде единого налога
  • § 4. Система налогообложения
  • Глава XVIII. Государственный долг и кредит
  • § 1. Понятие и виды государственного (муниципального) долга
  • § 2. Формы государственного (муниципального) долга
  • § 3. Классификация государственных (муниципальных) долгов
  • § 4. Государственные гарантии
  • § 5. Управление государственным (муниципальным) долгом
  • § 6. Органы управления государственным долгом
  • § 7. Государственный кредит
  • Глава XIX. Правовое регулирование страхового дела
  • § 1. Понятие страхового рынка.
  • § 2. Понятие страхового правоотношения.
  • § 3. Государственное регулирование страховой деятельности
  • § 4. Финансово-правовое регулирование
  • Раздел V. Правовое регулирование государственных расходов
  • Глава XX. Правовое регулирование государственных и муниципальных расходов
  • § 1. Понятие и виды государственных и муниципальных расходов
  • § 2. Расходные обязательства
  • § 3. Формы бюджетных расходов
  • § 4. Понятие, виды и принципы бюджетного финансирования
  • § 5. Сметно-бюджетное финансирование
  • § 6. Понятие и виды бюджетного кредитования
  • Раздел VI. Правовые основы денежно-кредитной системы. Основы валютного законодательства
  • Глава XXI. Правовые основы денежного обращения и расчетов
  • § 1. Денежная система Российской Федерации
  • § 2. Правовое регулирование денежного обращения
  • § 3. Правила ведения кассовых операций
  • § 4. Понятие расчетов и расчетных отношений
  • § 5. Формы безналичных расчетов
  • Глава XXII. Правовое регулирование банковской деятельности в российской федерации
  • § 1. Банковская система Российской Федерации
  • Банковская система Российской Федерации
  • § 2. Правовое положение Центрального банка
  • § 3. Банковское регулирование и надзор
  • Глава XXIII. Правовое регулирование валютных операций
  • § 1. Валютные правоотношения:
  • § 2. Валютные операции
  • § 3. Правовой статус
  • Глава XXIV. Правовое регулирование инвестиционной деятельности
  • § 1. Понятия инвестиций и инвестиционной деятельности
  • § 2. Инвестиционная деятельность
  • § 3. Принципы инвестиционного права
  • § 4. Инвестиционные правоотношения
  • Глава XXV. Финансово-правовое регулирование рынка ценных бумаг
  • § 1. Понятия финансового рынка, рынка ценных бумаг
  • § 2. Понятие и виды ценных бумаг, эмиссионные ценные бумаги
  • § 3. Субъектный состав участников рынка ценных бумаг
  • Глава XXVI. Финансы коммерческих и некоммерческих организаций
  • § 1. Общая характеристика
  • § 2. Правовой режим доходов и расходов организации
  • § 3. Правовой режим оборотных средств
  • § 2. Принципы бюджетной системы Российской Федерации

    Принципы бюджетной системы Российской Федерации являются основными, исходными положениями, правилами деятельности для всего бюджетного устройства России как федеративного государства. Принципы - это основополагающие идеи, на которых базируется устройство всей бюджетной системы. Перечень принципов бюджетной системы определен ст. 28 БК РФ. Раскроем их основное содержание.

    Принцип единства бюджетной системы означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации, санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учета и отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений (ст. 29 БК РФ).

    Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление, в соответствии с законодательством Российской Федерации, доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов, бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.

    Органы государственной власти (органы местного самоуправления) и органы управления государственными внебюджетными фондами не вправе налагать на юридические лица и физических лиц не предусмотренные законодательством Российской Федерации финансовые и иные обязательства по обеспечению выполнения своих полномочий (ст. 30 БК РФ).

    Принцип самостоятельности бюджетов означает:

    1) право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;

    2) право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных БК РФ;

    3) право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать, в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

    4) право органов государственной власти и органов местного самоуправления, в соответствии с БК РФ, самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации);

    5) недопустимость введения в действие в течение текущего финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления изменений бюджетного законодательства Российской Федерации и (или) законодательства о налогах и сборах, законодательства о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;

    6) недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов, и др. (ст. 31 БК РФ).

    Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах (ст. 32 БК РФ).

    Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета (ст. 33 БК РФ).

    Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (ст. 34 БК РФ).

    Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся:

    1) субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

    2) средств целевых иностранных кредитов (заимствований);

    3) добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан;

    4) расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием Российской Федерации;

    5) расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории Российской Федерации;

    6) отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года (ст. 35 БК РФ).

    Принцип прозрачности (открытости) означает:

    1) обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;

    2) обязательную открытость для общества и СМИ проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией);

    3) стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).

    Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета (ст. 36 БК РФ).

    Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований означает, что определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов совершаются в соответствии с едиными принципами и требованиями, определяемыми БК РФ.

    Договоры и соглашения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, не соответствующие БК РФ, являются недействительными.

    Следует отдельно выделить несколько новых принципов бюджетной системы.

    Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

    Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств в соответствии со ст. 158 БК РФ.

    Распорядитель и получатель бюджетных средств могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств.

    Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента РФ, Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации (ст. 38.1 БК РФ).

    Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, на единые бюджетные счета.

    Принцип достоверности бюджета означает, что должна быть обеспечена надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

    Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

    Время от времени семейный бюджет подвержен влиянию кризиса. Падение рыночной экономики, снижение уровня государственной поддержки, состояние рынка труда заметно отражаются на домашнем благополучии. Те, кто ощутил удар по кошельку, приходят к пересмотру своих потребностей. Для них актуальным становится вопрос о планировании доходов и расходов.

    • Содержание:

    Даже люди с хорошим достатком иногда сталкиваются с проблемой нехватки денег. Не успели получить заработную плату, как её остатки растворились в спонтанных покупках. При этом нужные приобретения не сделаны в полном объёме, текущий месяц не закончен, а денежный дефицит уже нарастает.

    Всегда нуждается в планировании, а в кризис это становится насущной потребностью для всех. Этот вопрос нельзя игнорировать, живя только текущим моментом, нужно думать и о перспективе. Тем, кто уже предпринимал первые попытки в упорядочении своих доходов и расходов, но потом по разным причинам забросил это дело, стоит прочитать статью и пересмотреть свои приоритеты. Секрет благополучия заключается в умении составлять общий бюджет и правильного распределять заработанные средства.

    Семейный бюджет: основные понятия

    С момента зарождения семьи и её роста, каждый участник обретает свой статус. Нужно не только распределить обязанности по дому, но и научиться вести домашнюю экономику. Основные понятия личной бухгалтерии:


    • бюджет
    • доход
    • расход
    • баланс

    Слово «бюджет» вошло в оборот с давних времен и имеет старонормандские корни. В буквальном смысле оно обозначает «карман», «сумка» или «кошелёк». Дословно это денежная сумка, фактически - финансовый план , в котором представлен баланс доходов и расходов за определенный временной период (неделя, месяц, год).

    Доход семьи - это денежные средства, поступающие в виде заработной платы, доходов от бизнеса, пособий, премий, стипендии, пенсии, доходов от имущества и сбережений.

    Расходы - это все затраты семьи на товары и услуги. К ним относятся жизненно необходимые траты на питание, медицину, одежду и обувь, жильё, образование. Культурные, бытовые, интеллектуальные, духовные потребности, отдых и прочие платежи (налоги, погашение кредита, страховые взносы) - это тоже составляющие расходной части.

    Баланс - это арифметическое соотношение доходов и расходов, определяющее вид домашней экономики. Если они равны (Д = Р), то речь идёт о сбалансированном бюджете . Отклонение в большую или меньшую сторону - дефицит и профицит, соответственно. Таким образом, семейный бюджет можно рассматривать, как соотношение вышеприведённых категорий.

    Характеристика видов семейного бюджета

    • Баланс = Доходы - Расходы

    Составив первую простую табличку доходов и расходов за месяц, вы сможете определить, в каком состоянии находится ваша экономика. При дефиците нужно немедленно бить тревогу и начинать пересмотр расходной части, выделяя явно непродуктивные траты.

    Сбалансированный бюджет звучит красиво, но это положение «камикадзе» - вы постоянно ходите по краю пропасти, рискуя сорваться вниз в любой момент.

    Хорошим сигналом, но не поводом для самоуспокоения является профицит в балансе доходов и расходов. В этом случае вы можете не только обеспечить себя всем необходимым, но также закладывать фундамент будущего благополучия всех её членов.

    Горизонт планирования семейного бюджета

    Семейный бюджет можно составлять на различные периоды времени. Его границы начинаются с недельного срока и могут заканчиваться несколькими годами. Он может быть недельным, месячным, квартальным, полугодичным, годовым, а может составляться на перспективу на несколько лет вперед. Наиболее популярным периодом является месяц. Такой план называется краткосрочным. Долгосрочное планирование рассчитано на годы вперёд. Такие планы обычно составляются для совершения крупных покупок, отдыха и других дорогостоящих мероприятий.

    Способы ведения семейной бухгалтерии

    В разные времена сознательные семейства использовали все доступные способы ведения домашней бухгалтерии. До наступления компьютерной эпохи, велись домовые книги и расчеты производились на счетах или бумаге. Потом появились калькуляторы и компьютеры.

    Даже сейчас многие предпочитают составлять таблицы на бумаге, так как им приятен сам процесс написания от руки. Другим может в большей степени подойти составление таблиц в электронном виде. Главное здесь - найти для себя наиболее подходящий способ, чтобы сбор данных и последующий анализ проходили для вас легко и интересно. Составление семейного бюджета - это главное занятие для собственной безопасности, поэтому сделайте его таким, чтобы им хотелось заниматься.

    Планирование: цели, задачи и структура бюджета

    Планирование - это сложный ежедневный процесс, требующий определённых навыков. Ставя правильные цели и выполняя план, каждый придёт к разумной экономии денежных средств. В перспективе это повысит и качество вашей жизни.


    Семейный бюджет составляют, преследуя определенные цели и задачи:

    • наведение порядка в
    • сопоставление доходной и расходной части
    • оптимизация расходов с целью накопления денежных средств
    • определение целевого финансирования

    Наиболее полное выражение бюджетное устройство находит в принципах бюджетной системы Российской Федерации.

    В Бюджетном кодексе России, на основании которого осу­ществляется правовое регулирование бюджетных проблем, эти принципы сформулированы следующим образом:

    1) единство бюджетной системы Российской Федерации осно­вано на единстве правовой базы и форм бюджетной докумен­тации на всех уровнях бюджетной системы. Реализация этого принципа означает единый порядок финансирования расходов всех бюджетов и ведения бухгалтерского учета их средств, единство форм бюджетной документации, принципов бюд­жетного процесса в Российской Федерации и правовой базы;

    2) разграничение доходов и расходов между уровнями бюд­жетной системы Российской Федерации означает, что за органами государственной власти и органами местного са­моуправления на каждом уровне бюджетной системы России закрепляются полностью или частично определенные виды доходов и полномочия по осуществлению расходов;

    3) самостоятельность бюджетов представляет собой право
    различных уровней власти на самостоятельный бюджет и
    бюджетный процесс. Этот принцип предусматривает так­
    же право органов государственной власти и органов мест­ного самоуправления самим определять источники финан­сирования дефицитов соответствующих бюджетов. Потери, в доходах и дополнительные расходы, возникшие в ходе исполнения законов о бюджете, не могут быть компенсиро­ваны за счет бюджетов других уровней. Недопустимо изъ­ятие доходов, дополнительно полученных в ходе исполне­ния законов о бюджете, сумм превышения доходов над рас­ходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;

    4) полнота отражения доходов и расходов бюджетов означа­ет, что все доходы и расходы и иные обязательные поступ­ления подлежат отражению в бюджетах всех уровней в полном объеме;

    5) сбалансированность бюджета – доходы бюджета долж­ны соответствовать расходам бюджетов; объем предусмот­ренных бюджетом расходов должен соответствовать сум­марному объему доходов бюджета и поступлений из источ­ников финансирования его дефицита;

    6) эффективность и экономность использования бюджет­ных средств означает, что при составлении и исполнении получатели бюджетных средств должны исходить из необ­ходимости достижения заданных результатов с использо­ванием наименьшего объема денежных средств;

    7) общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов пред­усматривает, что все расходы должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников фи­нансирования его дефицита. Нижестоящему бюджету для покрытия его расходов из вышестоящего бюджета могут перечисляться сверх закрепленных за ним доходов допол­нительные средства в различных формах. Они называются регулирующими. Регулирующие доходы позволяют регио­нальным и местным органам власти иметь необходимые для выполнения их функций финансовые ресурсы, сбалансировать доходную и расходную части бюджетов;

    8) гласность означает открытость для общества принятых за­конов о бюджетах;

    9) достоверность бюджета означает, что доходы и расходы бюд­жета должны быть реалистичны и правильно рассчитаны;

    10) адресность и целевой характер бюджетных средств озна­чает, что свободные средства, выделяемые в распоряжение конкретным получателям, могут использоваться только по целевому признаку.

    Loading...Loading...