Над боденским озером погибли только высокопоставленные. Столкновение над боденским озером

На юге Германии в 01:45 по московскому времени в воздухе на большой высоте столкнулись два самолета, сообщает "Интерфакс". Президент Башкирии Муртаза Рахимов с утра получил списки всех погибших детей. Их 52 и 5 человек сопровождающих.

Список пассажиров рейса 2937, полученных из пассажирского манифеста аэропорта Домодедово

1. Асылгужин И.
2. Асылова Л.
3. Ахметов А.
4. Басырова Е.
5. Биглов Б.
6. Валеева В.
7. Войтко А.
8. Газизова А.
9. Гимаева Л.
10.Григорьева Ж.
11.Данисламов Д.
12.Дегтярев К.
13.Ефремов И.
14.Жиянбаева Г.
15.Калоева Д.
16.Калоева К.
17.Калоева С.
18.Козлова Д.
19.Костенко О.
20.Литвинов С.
21.Мамбетова Л.
22.Масагитов А.
23.Мельничук М.
24.Минченкова М.
25.Муртазин А.
26.Муртазин И.
27.Мусагитова Е.
28.Нелюбина Е.
29.Низаметдинова Г.
30.Новикова В.
31.Поспелова Е.
32.Пушкарева Е.
33.Савчук В.
34.Савчук В.
35.Савчук И.
36.Соловьев С.
37.Субханкулов М.
38.Султанбекова Л.
39.Султанов М.
40.Суфиянова И.
41.Тукаева С.
42.Уразлин Р.
43.Уразлина К.
44.Федотова З.
45.Федотова С.
46.Хамалов А.
47.Ханнанова А.
48.Хасанова Г.
49.Хисматуллина Л.
50.Шагимухаметов Д.
51.Шислуйская А.
52.Шислуйская В.
53.Шислуйская Л.
54.Шислуйская Ю.
55.Шмельков М.
56.Юлдашбаева И.
57.Юсупов Р.

Дети летели в Испанию в качестве поощрения за успешную учебу

На борту потерпевшего катастрофу Ту-154 "Башкирских авиалиний" находились дети, которые летели на отдых в качестве поощрения за успешную учебу.

Как сообщили в представительстве республики Башкортостан в Москве, группа детей была направлена на отдых в Испанию в качестве поощрения Комитетом по делам ЮНЕСКО Башкирии. Это - лучшие учащиеся специализированной школы ЮНЕСКО, победители различных олимпиад.

Согласно правилам Федерального управления авиации США, таким оборудованием под названием "Система предупреждения столкновений на маршруте" оснащены все пассажирские самолеты в США, но эти требования не распространяются на грузовые самолеты.

В случае обнаружения приближающегося в воздухе другого самолета система включается и предупреждает пилота одной машины о необходимости изменить курс.

Как сообщается на Интернет-сайте компании DHL, 44 самолета Boeing 757 заменили в ее авиапарке более старые Boeing 727 в рамках программы расширения сети авиаперевозок в Африке и Европе.

Сообщается, что они намного превосходят стандарты ИКАО в отношении эмиссии и шумов, а также оснащены "всепогодной" системой посадки, позволяющей "находить" взлетно-посадочную полосу в условиях 50-метровой видимости.

В то же время о наличии на борту системы предупреждения столкновений в воздухе в материалах на сайте DHL не сообщается.

Крупнейшим акционером компании DHL является немецкая "Дойче Пост Уорлд Нет". В число владельцев входят также авиакомпании "Люфтганза" и "Джапан эйрлайнз".

Компания была создана в 1969 году в США и на настоящий момент доставляет грузы в 120 тыс точек в 228 странах.

Ответственность "Башкирских авиалиний" была застрахована на 75 млн. долл.

Ответственность перед третьими лицами авиаперевозчика "Башкирские авиалинии" была застрахована на 75 млн. долларов в страховой компании "Социнвест", сообщил генеральный директор компании Юрий Шпизель.

По его словам, такая сумма страхового покрытия действовала при полетах самолета Ту-154 над территорией Германии.

"Сам самолет не был застрахован в нашей компании", - добавил он. Шпизель отметил, что перестраховщиком по данным рискам выступает акционерное общество авиационного и космического страхования "АВИКОС".

В компании "АВИКОС" от каких-либо комментариев отказались, сославшись на необходимость подробного изучения данного вопроса.

Кроме того, по действующему законодательству в обязательном порядке страхуются члены экипажа от несчастного случая и жизнь и здоровье пассажиров с максимальной выплатой в случае смерти 12 тыс. рублей.

2 июля 2002 года авиакатастрофа в небе над Германией унесла 71 жизнь. Ночью на высоте 12 тысяч метров столкнулись два самолёта: грузовой Боинг-757 международной компании DHL и Ту-154 «Башкирских авиалиний». 71 семья не забудет ту ночь никогда: разорвавшиеся в воздухе самолёты навсегда разделили их жизнь на «до» и «после».

Сынок, у нас с мамой для тебя сюрприз: если ты окончишь год на отлично, полетишь отдыхать в Испанию! - Зульфат, папа 11-летнего Артура Хамматова, был уверен, что сын, как всегда, принесёт домой одни пятёрки, по-другому за все школьные годы просто не было

Почти все пассажиры Ту-154 - юные таланты: уфимские отличники, активисты, гордость школ и родителей. Пятьдесят два ребенка отметили в Комитете по делам ЮНЕСКО в Башкирии за отличную учебу и отправили на море в Барселону.

Ирина была умненькая очень. Всегда всё на отлично, абсолютно все предметы. И, как это бывает с теми, кто успевает по учебе, была очень тихая и скромная. После школы со всеми гулять не ходила, а прямиком домой. В общем, прилежная ученица и умничка, - вспоминает одноклассник Ирины Юлдашбаевой Константин Самосюк.

И так говорили про каждого из полусотни мальчишек и девчонок.

Разрыв

Они перепутали аэропорты в Москве и пропустили свой рейс, поэтому вылетели позже - для них ТУ-154 «Башкирских авиалиний» нашли в страшной спешке. К группе из 52 уфимских школьников и их сопровождающих по трагической случайности присоединилась семья осетинского архитектора, работавшего тогда в Испании - супруга, 10-летний сын и 4-летняя дочка.

Эта великая трагедия - сплошь череда ужасных случайностей, совпадений и ошибок. Вычеркни одну из них - и все сложилось бы иначе, - сколько раз родители погибших прокручивали в уме счастливый сценарий и тихо сходили с ума.

Имя осетинского архитектора весь мир узнает позже. Через 478 дней Виталий Калоев убьёт диспетчера швейцарской воздушной компании «Скайгайд» Питера Нильсена, который дежурил в ту ночь.

Роковая ошибка

Полет в ночь на 2 июля 2002 года сопровождал швейцарский авиадиспетчерский центр «Скайгайд». Вопреки правилам, дежурил всего один диспетчер. Второй спал. Первым опасное сближение самолетов заметил диспетчер из германского города Карлсруэ. Холодея от ужаса, он оборвал телефонные провода - пытался дозвониться до «Скайгайд». Ни основная, ни резервная линии не работали.

Когда до столкновения пассажирского Ту-154 и грузового Боинга оставалось всего ничего, ТКАС - автоматическая система предупреждения опасных сближений - дала команду нашему самолёту набирать высоту. Но диспетчер «Скайгард» Питер Нильсен велел снижаться. И наши пилоты его послушали. Тем временем, Боинг, по инструкции, послушав ТКАС, тоже пошёл на снижение.

«Я же говорил, что боинг слева!»

От удара ТУ-154 развалился в воздухе пополам. Пилотов боинга британца Пола Филлипса и канадца Бранда Кампиони позже назовут героями: после столкновения, понимая, что не спасутся, на огромной скорости приближаясь к земле, они сделали всё, но отвели самолет от жилых домов...

В последние секунды Мурат Иткулов, второй пилот башкирской «тушки», кричал, что еще можно уйти.

Я же говорил, что боинг слева! - эти слова лётчика облетят весь мир.

«Я упала с месяца»

Эту деталь немцы расскажут обезумевшим от горя родителям лишь через несколько лет.

Возле германского Боденского озера, куда упал хвост пассажирского самолета, находится школа для особенных детей, - пересказывает историю немцев Зульфат Хамматов. - Там был уже большой мальчик, но он не говорил. Совсем. За день до катастрофы он подошел к учительнице и заявил: «На нас ночью упадет самолет». Никто не воспринял его слова всерьез - лишь обрадовались, что заговорил. А ночью все случилось. Наутро он снова спросил: «Ну что, самолёт уже упал?» И все. Больше ни слова.

Еще одна мистическая история связана с 14-летней Зоей Фёдоровой. В день перед полетом девочка записала в дневнике такие строки:

«Я упала с месяца,
С его острого края.
Я долго летела
И долетела до рая…»

Эти строки и высекли на ее надгробии.

О событиях 15-летней давности Зульфат Хамматов рассказывает спокойно. Почти:

В 7 утра я проснулся, и, как обычно, включил телевизор. Собираясь, вслушивался в новости: рассказывали про авиакатастрофу. Причём говорили про белорусских детей. Я ещё подумал: какие белорусские дети? И тут показали обломки хвоста самолёта, а там - пчёлка. Всё понял. Не помню, как одевался, как на работу доехал.

В авиакатастрофе над Боденским озером не выжил никто. Погибли 19 взрослых и 52 ребёнка. Почти всех похоронили в Уфе на Южном кладбище.

После

В любое время года здесь царит порядок. Ухоженные могилы. Растут цветы. Да и срезанные не успевают увядать. Любимые сыновья и дочки. И вся лётная команда - чьи-то отцы, матери, сестры и братья.

Мы к нашей девочке каждый месяц приезжаем. Обязательно. Как иначе? Их две у нас было, красавицы, умницы. Старшая за отличную учёбу полетела отдохнуть... Теперь здесь. Рядом с лучшей подружкой лежит. Младшая уже выросла, вот полетит туда, где старшую нашли, - мама Линары Хисматуллиной не может сдержать вздох. Родителей девочки корреспонденты Ufa1 здесь встретили случайно. Но здесь будто и не бывает пусто: всегда кто-то да есть, прибирает могилку, разговаривает с теми, кого уже не вернёшь...

На каждую годовщину катастрофы родители и близкие погибших стараются поехать на место трагедии. Туда, где рассыпались бусы...

Я руки на землю положил - пытался понять, где душа дочки осталась - на земле, или улетела куда. Повел руками - какие-то шероховатости. Стал доставать - а это бусинки-стекляшки, что у нее на шее были, - эти слова Виталия Калоева, единственного из родственников, кого допустили к поискам тел, публиковали все издания, первоисточника уже не найти. Теперь на месте катастрофы большой памятник - «Разорванная жемчужная нить» - бусины, раскатившиеся по полям, где 15 лет назад пять тысяч человек искали уфимских детей.

Вину за случившееся тогда не взял на себя никто. Прощения у безутешных родителей не просили. Суды тянулись годами.

Один безутешный отец не выдержал. Виталий Калоев хотел, чтобы хоть кто-то извинился. За жену. За сына. За дочь.

Февральским вечером 2004 года он пришёл к дому Питера Нильсена - показать диспетчеру фотографии семьи. Тот отмахнулся - родные лица Виталия полетели на землю...

В теле Нильсена криминалисты насчитали 12 ножевых ранений.

За убийство Питера Нильсена швейцарский суд приговорил Калоева к восьми годам тюрьмы. Виталий вышел через три - отпустили за хорошее поведение. В 2007 году он вернулся на родину. В пустой дом.

Он говорит, что не жалеет о содеянном. И себя не жалеет - нельзя жалеть, иначе можно опуститься. В 2008 году Калоев стал заместителем министра строительства и архитектуры Северной Осетии - Алании. Честно работал. Выслушивал каждого, кто приходил за помощью. Помогал всем, кому мог. В 59 он снова женился. В 60 получил медаль «Во славу Осетии» и ушёл на пенсию.

Давать интервью Виталий не любит. Уже давно просит журналистов оставить его в покое, хочет жить честно и частно. Но Виталий, как и все, потерявшие в ту страшную ночь детей, будет в эти дни в Германии. У тех бус, что будто с дочкиной шеи.

Едем за свой счёт, - рассказывает Зульфат Хамматов. К слову, он - председатель общественной организации «Родственники погибших в авиакатастрофе 2 июля 2002 года «Рейс № 2937«». - В правительстве обещают до конца года компенсировать расходы на билеты. Но только родителям погибших. Остальные родственники - не в счет.

Зульфат - самый активный борец за справедливость. Судился до последнего. Виновных назвали только благодаря родителям, нанявшим иностранных адвокатов. Наши отказались сами - сказали, дескать, нет нужной практики.

Компании пытались откупиться от родителей. Компенсации выплачивали взамен на подписку «более претензий не имеем», - признается мужчина. - Многие соглашались. Устали.

За гибель людей ответили две компании: производители системы предупреждения столкновения самолетов в воздухе ТКАС и компания «Скайгард» - четырем ее сотрудникам дали условные сроки и оштрафовали.

Нильсон не виноват, это вина компании, - без обиняков говорит Зульфат. - На диспетчера просто свалили всю вину. - Осуждаю ли я Виталия? Нет. Разве можно судить убитого горем отца?

Зульфат и сегодня общается с Калоевым, и тогда навещал его в тюрьме.

Но, в отличие от Виталия, над Хамматовым судьба сжалилась: забрав сына, подарила ещё двух. Тимур родился уже после катастрофы. А глаза у мальчишек - как две капли...

Такая боль не может утихнуть. Она всегда со мной. Я говорю жене, что они улетели. Просто улетели, - Зульфат выдерживает паузу. - Спасает то, что мы, родители, все вместе, общаемся, разговариваем. Знаете, это важно - поговорить с человеком, который точно тебя поймёт, который пережил то же, что и ты.

После катастрофы врачи не советовали супруге Зульфата рожать: все-таки не самый юный возраст, да и такое потрясение. Но муж сказал, как отрезал: «Никого не слушай! Ты мне ещё двоих пацанов родишь». Так и вышло: Тимуру сейчас 13 лет, Искандеру - 9. О старшем брате они знают. Часто рассуждают, каким он мог вырасти. Стать примером. Советчиком.

Скучают по брату, хоть никогда его и не видели. И гордятся. Знают, что у них был классный брат.

На том злополучном рейсе стюардессой была Ольга Багина, - поведал еще одну историю Зульфат Хамматов. - Она в одиночку растила сына. Тело Ольги на месте крушения нашёл местный спасатель, кажется, из числа полицейских. Когда мужчина узнал, что у женщины остался сын, он нашел сироту. Пригласил к себе. Дал мальчику дом, воспитал. Теперь Дима уже взрослый. Как и Ольга, он связал жизнь с самолетами: обслуживает боинги в немецком аэропорту.

Памятник погибшим на Южном кладбище видно издалека: стела и летящие вокруг неё самолётики - по числу погибших.

Но покоятся здесь не все.

Семью Виталия Калоева похоронили на родине, во Владикавказе.

Венер Валеев - в Зилаире: отец построил мечеть имени сына.

Марат Субханкулов - в Чишмах, Гульназ Низаметдинова - в Бураево.

2 июля родственники погибших будут в Германии. Но отважатся на поездку не все: одних подкосил возраст, других - горе. Они приедут к мемориальному комплексу на Южное кладбище Уфы. Прийти сюда может любой. И вспомнить, как 15 лет назад мы потеряли 71 человека. 52 ребенка никогда не станут взрослыми.

Семь лет назад, в ночь с 1 на 2 июля 2002 года, пассажирский самолёт Ту-154 «Башкирских авиалиний» с детьми на борту столкнулся в воздухе с американским Боингом-757.

В авиакатастрофе погибли два пилота Боинга компании DHL, выполнявшие грузовой рейс из Бергамо в Брюссель, и 69 человек, находившиеся на борту российского самолета. Авария случилась на территории Германии, с тех пор ее называют «катастрофой над Боденским озером».

Памятник погибшим, установленный позднее в пригороде Юберлингена, назвали «Разорванная жемчужная нить».

Корреспонденту «Свободной прессы» удалось разыскать в Уфе женщину, которая со своей дочерью должна была лететь тем трагическим рейсом, но в последний момент ей сообщили, что путевки закончились. Зовут ее Лилия Сабитова, по профессии она журналист .

«СП»: — Лилия, расскажите, как случилось, что вы не попали на тот злополучный рейс?

— За месяц-полтора до авиакатастрофы я подготовила спецвыпуск газеты по заказу той самой турфирмы, которая отправляла уфимских детей в Барселону. Спецвыпуск был посвящен летнему отдыху. Была в подборке материалов и статья о детском лагере в Испании, в который потом отправились дети Башкирии. В качестве гонорара директор турфирмы пообещал мне и моей шестилетней дочери путевку в тот самый лагерь.

«СП»: — И, к счастью, не выполнил своего обещания…

— Мы уже были полностью готовы к поездке, даже чемоданы собрали. Но неожиданно за несколько дней до вылета директор вдруг заявил мне: извини, путевок больше нет, самолет переполнен. «Как это? — остолбенела я. — Мы же договорились!..» «Думаешь, все так легко?! — вскипел директор. — Мне каждую минуту звонят „сверху“ — и каждый хочет, чтобы в этом самолете летел именно его ребенок!»

«СП»: — Вы сильно на него обиделись?

— Да, разобиделась я тогда не на шутку. Ушла, хлопнув дверью. Но обида моя прошла в день катастрофы, уступив место шоку: я ведь могла лететь в том самолете! С ребенком!.. Бедные, бедные родители, потерявшие детей…

«СП»: — Что-то резко поменялось в вашей жизни с тех пор?

— Что жизнь изменилась кардинально — сказать не могу.

«СП»: — Для чего-то же вас Господь оставил на земле?

— Видимо, об этом мне еще предстоит узнать…

«СП»: — Вы были знакомы с кем-то из людей, летевших тем рейсом?

— Я склоняю голову перед мамой Кати Поспеловой — Катя была ангелом, которого любили все. Мы познакомились в Адлере — тогда она была вожатой, обожаемой детьми и их родителями, позднее — начальником детского лагеря. Мое интервью с Катей стало для нее последним.

Знала я и бортпроводницу Гульнару Билялову, она закончила наш универовский филфак немногим раньше меня. Гуля была редкой, просто восхитительной красавицей. Только всегда чуть грустной — еще в раннем детстве она осталась без матери. «Небо стало тебе в бесконечность дорогой», — высечено на памятнике с ее фотографией.

«СП»: — Сегодня вы, наверняка, отправитесь с цветами к мемориалу погибших в авиакатастрофе?

— Мемориал погибшим создан на южном кладбище Уфы. Каждый год в день трагедии мы приезжаем сюда с дочерью. Знаю — нет человека, который бы не плакал, находясь здесь. У входа в мемориал установлена стела — по спирали в небо устремляются золотистые самолетики. Самолетики-души — тех, кто улетел от нас навсегда. На одном из памятников мемориала выбиты слова:

Приход наш и уход загадочны, их цели

Все мудрецы земли осмыслить не сумели,

Где круга этого начало, где конец,

Откуда мы пришли, куда уйдем отселе…

Как это было

На борту российского лайнера, летевшего из Москвы в Барселону, находилось 12 членов экипажа, 52 ребёнка (50 из них были уфимцами, еще двое — из других городов Башкирии) и пятеро взрослых пассажиров. Комитет по делам ЮНЕСКО Башкирии организовал поездку в Испанию для лучших, особо одаренных детей, победителей различных олимпиад - как награду за успешную учебу. Также в Ту-154 летели дети руководителей администрации президента республики, кабинета министров, руководителей ряда крупных учебных заведений и организаций.

Поскольку рейс считался элитным, экипаж самолета был скомплектован из самых лучших пилотов, и перед вылетом машина (Ту-154 1995 года выпуска) прошла специальный техосмотр. Оба самолета, потерпевшие катастрофу, были оснащены аппаратурой предупреждения столкновений в воздухе.

В ночь с 1 на 2 июля очевидцы увидели над небом города Юберлинген огромные огненные шары. Поначалу местные жители решили, что стали свидетелями вторжения НЛО. Спустя мгновения стало ясно — произошло нечто ужасное…

То, что осталось от столкновения двух самолетов, рухнуло всего в нескольких метрах от жилых домов.

В ту ночь Петер Нильсен, диспетчер швейцарской компании «Скайгайд», контролировавший управление воздушным движением в этом районе из Цюриха, остался на дежурстве один — напарник отлучился поужинать. Поскольку Нильсену пришлось следить за двумя терминалами одновременно, он заметил предупреждение об опасном сближении двух авиалайнеров слишком поздно.

Диспетчер дал российскому экипажу команду — снижаться. Однако после начала снижения на борту Ту-154 сработала автоматическая система предупреждения опасных сближений, дав экипажу команду набрать высоту. На «Боинге» та же система скомандовала: идти на снижение! Роковым обстоятельством явилось то, что у диспетчера в ту ночь система слежения за безопасностью полетов оказалась отключена — для проведения очередного техобслуживания.

Также не работали ни основной, ни вспомогательный телефоны, поэтому в соседнем аэропорту коллеги, видевшие опасное сближение самолётов, не смогли предупредить об этом Нильсена. Следя одновременно за двумя разными маршрутами, диспетчер повторил свою инструкцию для Ту-154…

Пилоты двух авиалайнеров заметили друг друга слишком поздно, не успев уклониться от удара. Столкновение произошло на высоте 11 тысяч метров над уровнем моря. Погибли все.

Список пассажиров, летевших на Ту-154:

1. Асылгужин Ильдар Иршатович — 1988 г. р.

2. Асылова Лена Тахировна — 1992

3. Ахметов Арсен Фатыхович — 1987

4. Басырова Елена Ириковна — 1977

5. Биглов Булат Ирикович — 1987

6. Валеев Венер Юнерович — 1987

7. Войтко Александра Дмитриевна — 1989

8. Газизова Альбина Маратовна — 1987

9. Гимаева Лейсян Ильдаровна — 1987

10. Григорьева Жанна Александровна — 1987

11. Динисламов Денис Рафаэлович — 1988

12. Дегтярев Кирилл Александрович — 1987

13. Ефремов Игорь Анатольевич — 1987

14. Жиянбаева Гульназ Рафиловна — 1990

15. Калоева Диана Витальевна — 1998

16. Калоев Константин Витальевич — 1991

17. Калоева Светлана Пушкиновна — 1958

18. Козлова Дарья Александровна — 1986

19. Костенко Оксана — менеджер турфирмы

20. Литвинов Станислав Сергеевич — 1992

21. Мамбетова Лейсян Исламетдиновна — 1987

22. Масагутов Арсен Радикович — 1986

23. Мельничук Михаил Васильевич — 1986

24. Минченкова Мария Григорьевна — 1987

25. Муртазин Айрат Маратович — 1968

26. Муртазин Ильдар Айратович — 1994

27. Мусагитова Элина Ильдаровна — 1990

28. Нелюбина Елена Евгеньевна — 1987

29. Низаметдинова Гульназ Рамзилевна — 1988

30. Новикова Валерия Александровна — 1987

31. Поспелова Екатерина Владимировна — 1973

32. Пушкарева Евгения Александровна — 1990

33. Савчук Вероника Владимировна — 1987

34. Савчук Владислав Владимирович — 1989

35. Савчук Ирина Анатольевна — 1964

36. Соловьев Сергей Владимирович — 1990

37. Субханкулов Марат Мавлетович — 1986

38. Султанбекова Лиана Маратовна — 1988

39. Султанов Марсель Муратович — 1989

40. Суфиянова Юлия Римовна — 1988

41. Тукаева С. -

42. Уразлин Руслан Олегович — 1987

43. Уразлина Карина Олеговна — 1986

44. Федотова Зоя Сергеевна — 1988

45. Федотова Софья Радиковна — 1987

46. Хамматов Артур Зульфатович — 1991

47. Ханнанова Алина Римовна — 1990

48. Хасанова Г. -

49. Хисматуллина Линара Батыровна — 1987

50. Шагимухаметов Динар Раянович — 1987

51. Шислуйская А. -

52. Шислуйская В. -

53. Шислуйская Л. -

54. Шислуйская Ю. -

55. Шмельков Максим Владимирович — 1987

56. Юлдашбаева Ирина Юлаевна — 1988

57. Юсупов Руслан — 1982

Экипаж Ту-154

Командир экипажа:

1. Гросс А. М., 21.03.50 г. р.

Вторые пилоты:

2. Григорьев О.П., 31.03.62 г. р.

3. Иткулов М.А., 29.09.61 г. р.

Штурман:

4. Харлов С.Г., 28.08.51 г. р.

Флайт-менеджер:

5. Гусев А.М.

Бортинжинер:

6. Валеев О.И., 21.01.64 г. р.

Техники:

7. Рахматуллин Ш. М., 29.11.50 г. р.

8. Пензин Ю.Л., 15.06.58 г. р.

Бортпроводники:

9. Багина О.А., 03.02.57 г. р.

10. Билялова Г. А., 07.04.67 г. р.

11. Кулешова Т.Н., 21.12.66 г. р.

12. Якшидавлетов А.Я., 6.07.71 г. р.

Месть

Спустя полтора года глава семьи, погибшей над Боденским озером, Виталий Калоев жестоко отомстил диспетчеру Петеру Нильсену. У Виталия в злосчастном Ту-154 летели жена Светлана с двумя детьми: 10 летним сыном Костей и 4 летней дочкой Дианой . Сразу после трагедии Виталий пытался получить ответ: понесет ли кто-то ответственность за чудовищную катастрофу. Когда понял, что — нет, решил свершить правосудие сам. 25 февраля 2004 года все мировые информагенства сообщили: «неизвестный мужчина в чёрном пальто и чёрных брюках зарезал датчанина Петера Нильсена, авиадиспетчера швейцарской компании „Скайгайд“. Убийство произошло в собственной квартире Петера, неподалёку от Цюриха в присутствии его жены и троих детей…»

26 октября 2005 года Виталий Калоев был признан виновным и приговорён к восьми годам заключения. Спустя два года швейцарский суд освободил его за примерное поведение, и в ноябре Виталий вернулся в Россию. В январе 2008-го председатель правительства Северной Осетии Николай Хлынцов назначил Виталия Калоева заместителем министра строительства и архитектуры республики. Но уже в августе оставшийся без семьи мужчина в составе добровольческой дружины отправился воевать в Южную Осетию.

В 2002 году в авиакатастрофе над Боденским озером Виталий Калоев потерял семью. Из-за ошибки сотрудника авиадиспетчерской компании Skyguide , погиб 71 человек, в том числе жена и двое детей Калоева. Спустя 478 дней он убил авиадиспетчера Питера Нильсена и следующие четыре года провел в швейцарской тюрьме. Спустя 13 лет о тех событиях в США сняли фильм с Арнольдом Шварценеггером в главной роли. Это драма о человеке, чья жизнь в одночасье разрушилась. Прототип героя Шварценеггера крайне редко общается с журналистами, но Виталий Калоев нашел время, чтобы встретиться с корреспондентом «Ленты.ру» и рассказать о своей судьбе.

Теперь свободного времени у него станет больше. Недавно он отметил шестидесятилетие и вышел на пенсию. Восемь лет он проработал замминистра строительства Северной Осетии. На этот пост его назначили вскоре после досрочного освобождения из швейцарской тюрьмы.

«Виталий Константинович Калоев, о чьей судьбе известно на всех континентах земного шара, удостоен медали „Во Славу Осетии“, — сообщает сайт министерства строительства и архитектуры республики. - В день своего 60-летия он получил эту высшую награду из рук заместителя председателя правительства республики Северная Осетия-Алания Джанаева Бориса Борисовича».

Новости из Голливуда и Владикавказа пришли во второй половине января с разницей менее двух недель. «Фильм основан на реальных событиях: авиакатастрофа в июле 2002 года и то, что произошло через 478 дней», — указывает профильный сайт imdb.com. В авиакатастрофе погибли жена Виталия Светлана и их дети — одиннадцатилетний Константин и четырехлетняя Диана. Все они летели к главе семьи в Испанию, где Калоев проектировал дома. А 22 февраля 2004 года его попытка поговорить с сотрудником авиадиспетчерской компании Skyguide Петером Нильсеном закончилась убийством диспетчера на пороге собственного дома в швейцарском городке Клотен: двенадцать ударов перочинным ножом.


Компьютерная реконструкция столкновения. Изображение: Wikipedia

«Я постучал. Нильсен вышел, — рассказывал Калоев репортерам „Комсомольской правды“ в марте 2005 года. — Я ему сначала жестом показал, чтобы он меня пригласил в дом. Но он захлопнул дверь. Я снова позвонил и ему сказал: Ich bin Russland. Эти слова со школы помню. Он промолчал. Я достал фотографии, на которых были тела моих детей. Хотел, чтобы он их посмотрел. Но он оттолкнул мою руку и резко показал жестом, чтобы я убирался… Типа как собаке: пошел вон. Ну, я промолчал, обида меня взяла. Даже глаза слезами наполнились. Я второй раз протянул ему руку с фотографиями и по-испански сказал: „Посмотри!“ Он как хлопнул меня по руке — снимки полетели. И там понеслось».

Позже вина Skyguide в авиакатастрофе была признана судом, несколько коллег Нильсена получили условные сроки. Калоева приговорили к восьми годам, но освободили досрочно — в ноябре 2008 года.

Во Владикавказе замминистра Калоев вел федеральные и международные проекты: телебашня на Лысой горе — красивая, с канатной дорогой, крутящейся смотровой площадкой и рестораном — и Кавказский музыкально-культурный центр имени Валерия Гергиева, спроектированный в мастерской Нормана Фостера. Оба объекта прошли все формальности — остается ждать финансирования. Башня, видимо, нужнее: нынешней телевизионной вышке Северной Осетии около полувека, состояние соответствует. Зато центр — необычнее: несколько залов, амфитеатр, школа для одаренных детей. «Очень сложный в техническом плане проект — линейные расчеты, нелинейные расчеты, каждый элемент в отдельности и все сооружение в целом», — оценивает творчество коллег Фостера замминистра в отставке.

О личных достижениях Виталий Калоев отзывается скромнее и жестче: «Считаю, что зря прожил жизнь: не смог сохранить семью. Что от меня зависело — это уже второй вопрос». Развернутых суждений о том, что не зависит от него, Виталий избегает. Фильм «478» — не исключение. Арнольда Шварценеггера Калоев, в принципе, ценит за роли «больших добрых мужиков». При этом прототип уверен: Шварценеггер (в фильме — Виктор) сыграет то, что написано в сценарии, от которого Виталий ничего хорошего не ждет. «Если бы это было на бытовом уровне — один вопрос. Но тут Голливуд, политика, идеология, отношения с Россией» , — говорит он.

Главное, о чем просит Виталий: не надо показывать, что он куда-то бежал, — как в европейском фильме по тому же сюжету. «Открыто пришел, открыто ушел, ни от кого не прятался. Все в материалах дела есть, все отражено».

Авторы голливудского фильма уверяют , что в роли Виталия Шварценеггер раскроется по-новому — не как «последний герой экшена», а в качестве чисто драматического артиста. Собственно, если следовать реальным событиям, по-другому и не получится. «В десять утра я был на месте трагедии, — свидетельствует Калоев. — Увидел все эти тела — в столбняке застыл, двигаться не мог. Деревушка рядом с Юберлингеном, в школе там штаб был. А неподалеку на перекрестке, как потом оказалось, сын мой упал. До сих пор себе простить не могу, что рядом проехал и ничего не почувствовал, не узнал его».


На вопрос «может, больше себе надо прощать?» прямого ответа нет. Есть размышление о том, что принесло Виталию Калоеву известность «на всех континентах земного шара»: «Если человек на что-то пошел ради близких и родных — жалеть об этом потом нельзя. И себя жалеть нельзя. Пожалеешь себя на полсекунды — пойдешь вниз, опустишься. Особенно, когда сидишь: торопиться некуда, общения нет, в голову всякие мысли лезут — и такие, и такие, и такие. Не дай Бог себя жалеть». О семье Питера Нильсена, где осталось трое детей, Виталий сказал еще восемь лет назад: «Его дети растут здоровые, жизнерадостные, жена его радуется своим детям, родители его радуются своим внукам. А мне кому радоваться?»

Кажется, более всего Калоев жалеет немецких волонтеров и полицейских из лета 2002 года: «У меня чутье обострилось до того, что я стал понимать, о чем немцы говорили между собой, не зная языка. Я хотел участвовать в поисковых работах — они пытались услать меня, не получилось. Дали участок подальше, где не было тел. Вещи какие-то находил, обломки самолета. Я и тогда понимал, и сейчас понимаю, что они правы были. Они толком вовремя полицейских нужное количество не смогли собрать — кто был, половину увезли: кто в обморок упал, кто еще что».

Немцы, по словам Виталия, «вообще очень душевные люди, простые». «Я как заикнулся, что хотел бы на месте, где моя девочка упала, памятник поставить, — моментально одна немецкая женщина стала помогать, начала сбор средств», — говорит Калоев. И тут же возвращается к дням поиска: «Я руки на землю положил — пытался понять, где душа осталась: на этом месте, в земле — или улетела куда. Повел руками — какие-то шероховатости. Стал доставать — бусинки-стекляшки, что на ее шее были. Стал собирать, потом показал людям. Позже один архитектор сделал там общий памятник — с разорванной ниткой бус».

Виталий Калоев пытается вспомнить всех, кто помогал ему. Получается не вполне: «Очень много ребят отовсюду давали деньги, к примеру, моему старшему брату Юрию — чтобы он лишний раз приехал в Швейцарию, навестил меня» . Два года в камеру к Калоеву каждый месяц присылали «сотню местных денег в конверте, на сигареты»; на конверте — буква W, тайну которой благодарный адресат хочет узнать до сих пор. Специальная благодарность — естественно, Таймуразу Мамсурову, главе Северной Осетии в то время: «Назначил в министерство здесь, помогал там. Не побояться приехать, как считалось, к уголовнику, убийце на суд в Цюрих, чтобы поддержать, для руководителя такого ранга — дорогого стоило». Особая признательность — Аману Тулееву, губернатору Кемеровской области: «Он три или четыре раза просто давал денег, часть своей зарплаты. И в Москве тоже дал, чтобы я чуть-чуть приоделся».

И письма, напоминает Калоев, шли отовсюду — из России, Европы, Канады и Австралии. «Даже из самой Швейцарии я получил два письма: авторы очень извинялись передо мной за то, что произошло. Когда меня , сказали, что я могу взять с собой 15 килограммов. Перебрал письма, убрал конверты — все равно одной почты больше двадцати кило. Посмотрели, сказали: „Ладно, бери и почту, и вещи“».


Место падения самолета "Ту-154М". Фото: Reuters

«Швейцарцы депортировали Калоева тихо и незаметно. Так же должна была действовать и российская сторона. Вместо этого — безобразное антиправовое шоу», — оценил торжественную встречу швейцарского заключенного в Домодедово генерал-майор милиции в отставке Владимир Овчинский , ныне советник министра внутренних дел РФ. У противников героизации Калоева особый протест вызвало заявление движения «Наши»: «Калоев оказался… Человеком с большой буквы. И оказался наказан и унижен за всю страну… Если бы таких, как Калоев, было хотя бы немного больше, отношение к России было бы совсем другим. Во всем мире».

«Я прилетел, не ожидал, что меня в Москве так тепло встретят. Может быть, это и лишним было — но в любом случае приятно», — говорит Виталий Калоев восемь лет спустя.

«Научить жить после этого нельзя , — уверяет он, когда речь заходит о родственниках погибших в авиакатастрофе над Синаем. — Боль, может быть, притупилась чуть-чуть — но она не проходит. Загнать себя работой можно, работать надо — на работе человек отвлекается: трудишься, проблемы людей решаешь… Но рецепта нет. Я до сих пор не оправился. Но и опускаться не надо. Если надо поплакать — плачь, но лучше один: меня никто не видел со слезами, нигде я их не показывал. Может, разве что, в самый первый день. Надо жить с той судьбой, которая предназначена. Жить и помогать людям».

Прием по личным вопросам у замминистра Калоева, естественно, практически не прекращался все восемь лет: национальная традиция плюс статус знаменитого земляка. «Попросить денег на лекарства, стройматериалы на ремонт, на операцию кого-то устроить высокотехнологичную, — перечисляет Виталий. — Знаю ведь и министров-коллег, и их замов — обращаешься к ним. Получалось не всегда, но что-то выходило. Процентов на сорок-пятьдесят». Меньше всего отказывали школам, откуда приходили за новыми окнами либо за капремонтом. Или же вовсе за лекцией от заместителя министра — «для старшеклассников, о том, какие принципы должны быть в жизни человека».

Отдельной строкой — звонки Калоеву из колоний. «Откуда они узнавали мой телефон, я не знаю. „Не можешь ли сигарет прислать?“ — конечно, пришлю. Был человек по фамилии Кузнецов, узбека одним ударом в Питере свалил, когда тот к его сыну стал приставать. Организовали телемост, я выступил в его поддержку».

Сейчас больше всего Виталий хочет, чтобы его оставили в покое: «Частным человеком хочу прожить — всё, даже на работу не хожу» . Во-первых, сердце: шунтирование. Во-вторых, Виталий в прошлом году женился, через тринадцать лет после трагедии. Единственное, чего он хотел бы «из публичного» — приехать на День Победы в Москву, влиться в «Бессмертный полк» с портретом отца: Константин Калоев, артиллерист.

«Меня много провоцировали на тему, чем отличается, к примеру, Башкирия, откуда большинство погибших в том самолете, от Осетии, Осетия — от центральной России, — говорит Виталий. - Имели в виду, конечно же, вывести на разговоры о кровной мести и тому подобных вещах. Я всегда отвечал так: абсолютно ничем не отличается, потому что мы все россияне. Человек, который любит свою семью, своих детей, сделает для них все. Таких, как я, в России много наберется. Если бы я не поехал и до конца не прошел этот путь — я ведь хотел просто говорить с ним, принять извинения — то после смерти мне не было бы места рядом с моей семьей. Я не хотел бы, чтобы меня похоронили рядом с ними. Я был бы этого недостоин. А для них мы и так все — русские. Непонятные, страшные русские».

Loading...Loading...